Сегодня про «Тетрис» знает, наверное, каждый: это одна из самых популярных видеоигр в истории и, возможно, самая известная головоломка. Ничего удивительного, что одной только оригинальной игрой дело не ограничилось: за годы существования было выпущено множество клонов, вариаций и наследниц «Тетриса». В этой статье вспомним, что представляет собой оригинальная игра, и разберем самые интересные примеры вариаций — официальные и не очень.
Рождение величайшей головоломки
1/2Самая первая версия «Тетриса».
2/2«Тетрис» Вадима Герасимова
Для начала пара слов о самом «Тетрисе». Его изобрел советский инженер Алексей Пажитнов в 1984 году, еще работая в Академии наук СССР. В Вычислительном центре Дородницына, где, собственно, и трудился Пажитнов, была традиция: когда поступало новое оборудование, для тестирования писалась новая программа — это и стало лазейкой для разработки игр.
За основу будущего «Тетриса» инженер взял фигуры-пентамино — известную головоломку, которая была у него в детстве. Даже просто уложить их обратно в коробку было нелегкой задачей, что и стало основой будущей головоломки. Правда, вместо пентамино Пажитнов использовал тетрамино, что отражено в названии — вторая часть позаимствована у тенниса, любимого спорта инженера.
Первая версия для «Электроники-60» предлагала базовый геймплей: здесь не было цветов, уровней и даже системы подсчета очков, и всё равно оторваться было невероятно трудно. До ума же «Тетрис» довел Вадим Герасимов — стажер Академии наук, которому тогда было всего 16 лет. Он перенес «Тетрис» на ПК, добавил цвета, подсчет очков и звуковые эффекты. Во многом это уже был тот самый «Тетрис».
Пара слов про «Тетрис»
Tetris (1988)
Классический «Тетрис» предлагает простой и понятный, но крайне увлекательный геймплей. В «колодец» шириной в десять колонок падают фигурки-тетрамино семи разновидностей. Задача игрока — собирать заполненные ряды, которые автоматически убираются с поля и приносят очки. Чем больше линий убрано за раз, тем больше очков, а максимум приносит «Тетрис» — одновременно убранные четыре линии. Если убирать фигуры последовательными ходами, это также увеличивает очки. Со временем сложность возрастает: после определенного количества упавших фигур и/или убранных линий (зависит от версии) их скорость начинает расти, что сокращает время на размышления и принятие решений. Завершается игра после того, как фигуры заполняют пространство и вылезают за пределы «колодца».
В своей базовой версии «Тетрис» выглядит именно так, однако с 1996-го Tetris Company выпускает обновляемый свод правил, которым должны соответствовать те, кто хочет получить официальную лицензию. Впрочем, то, как менялся «Тетрис» с годами, — тема для отдельного обсуждения.
Лицензированные «Тетрисы» начали выходить с 1988-го. На тот момент права кочевали из рук в руки, поэтому свои версии «Тетриса» выпустили сразу шесть компаний. В конце того же года права достались еще и Nintendo, что породило ряд юридических сложностей. Узнать о них можно, например, из фильма «Тетрис» или книги «Game Over. Как Nintendo завоевала мир».
Welltris (1989)
Пажитнов тем временем продолжал развивать идеи, заложенные в «Тетрис», и уже в 1989-м на ПК вышла Welltris — своего рода «трехмерная» версия «Тетриса». Если «Тетрис» играется на двухмерном поле, то в Welltris действие разворачивается в трехмерном «колодце», куда по «стенкам» падают на «дно» фигуры. Пространство основания «колодца» — восемь на восемь клеток, где геймер должен собирать цельные линии, как и в оригинале. Правда, кроме тетрамино, здесь могут падать и фигуры с другим количеством клеток. «Стенки» колодца блокируются, если на них остаются фигуры, не падающие на «дно», что усложняет игру. Если заблокированы все стенки, игра завершается.
Полноценно трехмерной игру будет называть неправильно: здесь всё еще плоские двухмерные фигуры, которые не заполняют пространство, а скользят по его поверхностям. Причем скользят со стен в том числе и по «дну» колодца до стыка с противоположной стеной или другими фигурами. Welltris на релизе приняли тепло, хотя многие и отмечали, что головоломке недостает звуков и музыки, а также возрастающая скорость здесь ощущается проблемой куда большего масштаба, чем в оригинальном «Тетрисе».
Blockout (1989)
Одна из первых неофициальных игр, пытающаяся не просто скопировать успешную формулу Пажитнова, а привнести какое-то разнообразие. Местная фишка — полноценное 3D: в отличие от Welltris, где фигуры оставались плоскими, Blockout предлагала поликубические фигуры, которые падали в колодец с видом сверху. Размеры колодца в этой игре — 5х5х12.
Трехмерность логичным образом сопровождалась сложностями в управлении: фигуру можно было двигать в четырех направлениях, а вращать — в шести. Интересно, что в 1993-м провели исследование, результаты которого подтвердили улучшение пространственного мышления у детей в возрасте от 10 до 14 лет, которые регулярно запускали Blockout.
Frac4D (1990)
Первая неофициальная игра в списке, с ходу предлагающая нечто крайне необычное: вместо тетрамино здесь нужно управлять… тессерактами, четырехмерными фигурами, которые располагаются в четырехмерном же пространстве. Звучит дико, играется не менее странно. Перед началом игры можно посмотреть длинное объяснение как самого четырехмерного пространства, так и тессерактов и особенностей геймплея.
Hatris (1990)
В 1990-м Пажитнов вместе с другом Владимиром Похилько придумал Hatris — странноватую вариацию «Тетриса» со… шляпами. Здесь на шесть голов попарно падают шляпы, которые нужно собирать стопками по пять штук, чтобы убирать их с поля. При этом различные шляпы по-разному складываются в стопки, что тоже усложняет игру. Задача та же: убирать стопки, зарабатывая тем самым очки, и стараться не переполнять игровое пространство.
Странный, казалось бы, концепт был на удивление тепло принят: аркадная версия поднялась в топе самых популярных игр 1990 года, а версию для Game Boy некоторые критики и вовсе называли более увлекательной. Что, очевидно, оказалось неправдой, раз Hatris с тех пор толком и не переиздавалась, в отличие от «Тетриса».
Faces…tris III (1990)
Продолжая развивать концепцию «странных» вариантов «Тетриса», Пажитнов выпустил игру, в которой нужно собирать лица на манер шляп в Hatris. В «колодец» здесь падают попарно фрагменты лиц, которые нужно собирать во что-то похожее на человека. Играется не менее странно, чем звучит, но по сути мало отличается от предыдущей игры списка. Разве что собирать нужно не похожие элементы, а последовательные. В остальном правила стандартные: собираем очки за полные «лица», стараемся не перегружать игровое поле.
Из четверки стартовых игр Пажитнова («Тетрис», Welltris, Hatris и Faces) именно последнюю приняли наиболее прохладно. Что как будто бы и не удивительно — очень уж странная концепция.
Super Tetris (1991)
Компьютерная версия игры, в разработке которой уже не участвовал Пажитнов. Главное отличие — добавление новых режимов (например, есть кооператив на двоих) и появление бомб. Последние заменяют квадраты и взрываются, если убрать ряд, в который они входят. В остальном это всё тот же «Тетрис», что и раньше, что и вызвало немало вопросов у многих. Оценки критиков разнились от положительных до отрицательных, но большинство сходилось в том, что покупка «Тетриса» с приставкой Super необязательна, если у вас уже есть обычный «Тетрис».
Wordtris (1991)
«Тетрис» с буквами, в котором исчезают собранные слова. Слова можно собирать по горизонтали и вертикали, несколько слов могут пересекаться и убираться вместе. Наверное, самое примечательное в игре то, что в ее разработке принимал активное участие Армен Саркисян, который в будущем станет президентом Армении.
Tetris 2 (1993)
Дальнейшее развитие концепта: на этот раз нужно не убирать линии, а собирать кластеры определенного цвета. Геймплей в целом похож: тетрамино всё так же падают сверху вниз, но в начале игры на поле уже расставлены некоторые фигуры. Собирая по три и более блоков одного цвета, их можно убрать с поля: в этом плане игра напоминает Dr. Mario.
Что интересно, это не первый «второй “Тетрис”»: в 1991-м Chunsoft выпустила Tetris 2 + Bombliss, но та игра мало отличалась от оригинальной, хотя и предлагала аж шесть вариантов привычного геймплея. В Tetris режим А был классическим, В предлагал переход на новый уровень после убирания 25 линий, а в режиме С периодически появлялись блоки снизу, которые мешали нормально собирать линии. Три оставшихся относились к Bombliss, которая напоминала Super Tetris: там тоже были взрывающиеся блоки, правда, заранее стоящие на поле. Режимы, в свою очередь, предлагали очистить поле как можно быстрее, пройти уровни с заданными фигурами или построить собственный.
Tetris Battle Gaiden (1993)
Необычная вариация: играется исключительно дуэльно (против другого игрока или бота), а к стандартному геймплею примешиваются навыки героев, возможность подглядеть фигуры противника (технически они общие, что тоже дает интересное пространство для стратегии), а в некоторые из тетрамино вставлены кристаллы, которые нужно собирать и тратить на атаки.
Ключевой фишкой были как раз герои: их десять, у каждого свои уникальные навыки и сюжет. Глубиной последний ожидаемо не отличается, но вносит интересное разнообразие в устоявшуюся формулу.
Tetris & Dr. Mario (1994)
В первую очередь это сборник ремейков Tetris и Dr. Mario соответственно: обе выходили на NES, поэтому и потребовалось переиздание для тогда актуальной SNES. Бонусом шел необычный «смешанный» режим, в котором геймплей периодически переключался между таковым у обеих игр сборника. Режим, к слову, многим очень полюбился едва ли не больше оригиналов.
3D Tetris (1996)
Если Welltris, по сути, оставалась двухмерной головоломкой в трехмерном пространстве, то 3D Tetris для малоизвестной консоли Virtual Boy уже предлагал полноценный трехмерный опыт. В колодец размером 5х5х5, как обычно, падают тетрамино, но на этот раз фигуры объемны. Задача — собирать полные слои или симметричные паттерны в зависимости от выбранного режима игры.
Хорошую концепцию сгубила реализация: игроки жаловались на головные боли, спорный визуал и неудачное звуковое сопровождение. Кроме того, переход в трехмерность убрал элегантность оригинала, что также не понравилось многим. Критике подверглось и управление: в 1996-м еще не было устоявшейся схемы перемещения в трехмерном пространстве, и выбранная разработчиками оказалась попросту неудобной.
Tetris Plus (1996)
В этой версии было два режима: классический говорит сам за себя, а вот режим головоломки был куда интереснее. Здесь игрок должен был на время очищать уровни от заранее расставленных блоков с помощью фиксированного набора тетрамино. По локации перемещался профессор, игровой персонаж, которого нужно было довести до низа до того, как его раздавит опускающаяся сверху платформа. В игре было пять зон с различными уровнями и подобие сюжета.
Аркадная версия игры оказалась достаточно популярной, чтобы ее в итоге выпустили и на домашних консолях. Более того, год спустя вышла Tetris Plus 2, которая, правда, уже не покинула залы игровых автоматов.
Tetrisphere (1997)
Первая за долгое время игра, в создании которой участвовал Пажитнов. Вклад его, правда, был минимальным: основной геймплей придумал другой дизайнер, Стив Шатфорд. На этот раз вместо колодца игрок опускает фигуры на сферу, а главная задача — добраться до центра, собирая вместе одинаковые фигуры кучками по три и более. Когда их набирается достаточно, фигуры исчезают с поля. Сложность задается таймером и необычностью игрового пространства. Правила на деле сложнее: здесь есть уникальные движения, которых нет в других подобных «Тетрису» играх, а за длинные комбо даются различные уникальные заклинания. Полный разбор местных фишек потянет на целый текст — лучше просто посмотреть видео.
Хитом Tetrisphere не стала, но была принята довольно тепло: многим понравился уникальный геймплей, яркий визуал и отличный саундтрек.
Tetris 64 (1998)
Версия для Nintendo 64 примечательна двумя необычными режимами: Giga Tetris и Bio Tetris. Ключевое отличие первого — в увеличенных тетрамино: помимо стандартных фигур, иногда могут падать увеличенные вдвое, которые разваливаются на более мелкие части, если убрать линии, в которые они входят. А Bio Tetris и вовсе использовал уникальный биосенсор, который замерял пульс игрока и менял в соответствии с этим скорость. Что интересно, Tetris 64 — единственная игра, которая использует это устройство.
The New Tetris (1999)
Местная фишка — не только электродэнс от Нила Восса, удостоенного наград композитора, но и необычное геймплейное нововведение с «блоками». Помимо убирания линий, как в обычном «Тетрисе», игрок может собирать из четырех фигур большие квадраты на 16 клеток. Они называются моноквадратами, если собраны из одинаковых фигур, и мультиквадратами, если из разных. Если убранная линия «забирает» еще и часть такого блока, очков поступает больше.
The Next Tetris (1999)
Как обычно: есть классический режим, не отличающийся от привычного «Тетриса», а есть The Next Tetris. Главная фишка последнего — «каскады»: некоторые тетрамино состоят из разноцветных блоков, которые распадаются после приземления фигуры и могут падать ниже, если для этого есть место. Иногда это приводит к длинным комбо, когда уничтоженные линии открывают возможность для новых каскадов.
Tetris 1D (2002)
Игра-шутка, в которой всего одна колонка, куда падает «палка» и раз за разом приносит очки. Управление осуществляется всего одной кнопкой, которая ускоряет падение фигуры. Игра была частью выставки Zero Gamer и на деле испытывала выносливость зрителя, а не предлагала какой-то и правда уникальный опыт.
Bastet (2009)
Игра «для тех, кто любит ругаться на компьютер». Bastet — это сокращение от Bastard Tetris («Тетрис-ублюдок»). Главная фишка — математическая модель, рассчитывающая максимально неудобную фигуру в каждый конкретный момент. Выиграть в Bastet крайне трудно, а автор всячески подчеркивает, что его игра жутко раздражает — и в этом и есть ее главная фишка.
Not Tetris (2010)
Еще одна юмористическая версия, но куда более играбельная, чем предыдущий тайтл в списке. Фишка Not Tetris — в его физической модели: здесь фигуры ведут себя как полноценные физические тела, а линии собираются не ровными кубами, а просто по факту заполнения. Это приводит к безумным ситуациям, когда тетрамино «режутся» под нелепыми углами, а поле заполняется очень странным образом. Задача на этот раз не получить как можно больше очков, а просто закинуть побольше фигур в «стакан».
Tetris Blitz (2013)
Не первая мобильная версия «Тетриса», но одна из самых необычных. Дело в том, что здесь довольно радикально изменен геймплей: вместо длинной игры на набор очков задача — получить как можно больше очков за отведенное время. Разнообразие также вносят различные модификаторы и бонусы вроде возможности убрать сразу несколько линий, перемешать фигуры на поле или запустить безумный режим. В последнем увеличиваются получаемые очки, а снизу постоянно добавляются новые линии, которые легко убрать удачным падением тетрамино. Поддержка игры была прекращена в 2020 году.
Puyo Puyo Tetris (2014)
В списке уже появлялась Tetris & Dr. Mario, и Puyo Puyo Tetris — похожий случай. Это кроссовер между «Тетрисом» и похожей головоломкой Puyo Puyo, в которой нужно сочетать капли одинакового цвета. В ходе игры режимы постоянно меняются, а капли превращаются в кубы из «Тетриса», и наоборот. Из двух во многом похожих игр авторы сделали пять различных режимов, в том числе не забыв и про сюжет.
Tetris Effect (2018)
По большей части Tetris Effect предлагает известные правила, но есть и интересные отличия. Запоминается игра больше всего своим уникальным визуалом, созданным автором Rez Тэцуей Мидзугути. Это очень «музыкальный» «Тетрис», в котором геймплей четко подстраивается под звучащие на фоне мелодии. Новая механика, впрочем, тоже есть: в Tetris Effect добавили «Зону», которая ненадолго приостанавливает время и позволяет убрать больше четырех линий одним ходом. Бонусом представлена метапрогрессия: играя, пользователь прокачивает общий уровень, открывая новые возможности, задания и другой контент. Название игры вдохновлено реально существующим эффектом «Тетриса»: так называется феномен, когда после длительной игры в «Тетрис» люди видят падающие фигурки в реальной жизни.
Tetris 99 (2019)
«Королевская битва» от мира «Тетриса» сталкивает 99 игроков онлайн. Основные правила те же, но убранные линии позволяют «закидывать подлянки» другим геймерам, причем чем эффективнее игрок, тем больше «мусорных» линий можно подкинуть другим. Nintendo несколько раз пыталась заходить на территорию «королевской битвы» с классическими тайтлами, но именно Tetris 99 остается самым популярным из них.
Источник: cybersport.ru