Классификация речевых ошибок. Типы ошибок в русском языке Примеры и причины возникновения речевых ошибок

Урок русского языка в 11 классе с использованием Единой коллекции ЦОР на тему: «Виды речевых и грамматических ошибок»

Цели:1.Рассмотреть фактические, логические, речевые и грамматические ошибки.
2.Уметь определять тип ошибки, находить и исправлять ошибки в тексте.
3.Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Задачи:1.Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов - при построении предложений.
2.Уметь исправлять нарушения синтаксических норм.
3.Владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения.
Тип урока: комбинированный.

Оборудование:
1.Карточки с индивидуальными заданиями;
2.Материалы презентации, выполненные с помощью программы PowerPoint;
3.Интерактивная таблица (материалы «Единой коллекции ЦОР» в Интернете – http://school-collection.edu.ru).

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.
-Ученики зачитывают свои сочинения, которые они составили дома.
-Слушающие находят фактические, логические, речевые и грамматические ошибки.
-Анализ ошибок, допущенных в работах учащихся.

2. Знакомство с новым материалом.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим об ошибках. Как вы понимаете, при проверке сочинений, кроме орфографических и пунктуационных, учитываются также фактические, логические, речевые и грамматические ошибки. Поскольку « врага надо знать в лицо», давайте рассмотрим перечисленные виды ошибок, чтобы избежать их в своих работах.

Слайд 3.
Что же такое фактическая ошибка?

Ученик. Как следует из самого названия, фактическая ошибка-это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения, обычно встречаются следующие виды ошибок:

  • Подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, другими; искажение фактов, содержащихся в тексте:

Травкин ценил в Аничкове его отвагу и преданность родине. (В тексте фамилия героя Аниканов).
Хулиганы в трамвае издеваются над кассиром. (Речь идёт о кондукторе).

  • Неверная характеристика примера, явления, о котором идёт речь в тексте:

В тексте талантливого публициста О.Мандельштама (по всей видимости, фамилия автора текста вообще ни о чём не говорит ученику, а домашняя заготовка зачина подвела: Осип Мандельштам прежде всего поэт).

  • Неверное изображение фактов, не упоминающихся в исходном тексте, которые учащиеся используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии). Этот рассказ был написан в 1947 году (из сочинения по отрывку из повести Э.Казакевича «Звезда»).

В романе Булгакова «Мы» также изображено тоталитарное государство (речь идёт о романе Е.И.Замятина).
Таким образом, одни фактические ошибки появляются из-за невнимательности чтения исходного текста, другие - из-за узости кругозора, отсутствия необходимых знаний о различных областях жизни.

Слайд 4. Учитель. Что такое логическая ошибка?
Ученик. Логические ошибки - это неразличение « близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко пишущий или говорящий не различает сферы деятельности, причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родовидовые, видовые и другие отношения»
Учитель. Рассмотрим самые распространённые виды логических ошибок:
Слайд 5.
1.Подмена субъекта действия: Произведения писателя хотят показать его ненависть к войне (писатель в своих произведениях хочет показать).
2.Подмена объекта действия: Мне нравятся стихи Лермонтова, особенно тема любви.
3. Нарушение причинно- следственных отношений: Но вскоре дожди прекратились, так как установилась хорошая погода.
4.Нарушение логики развёртывания мысли: В лесу было тихо. Рядом пела звонким голосом лирическую песню, перелетая с дерева на дерево, иволга. Где-то далеко куковала невидимая кукушка (так ли уж тихо было в лесу?)
5. Отсутствие связи между предложениями: Великая Отечественная война началась в 1941 году. Астафьев говорит, что писать о войне трудно.
6. Двусмысленность, неясность высказывания: После возвращения рукописи в редакцию поступили новые материалы (рукописи вернули автору или в редакцию).
Учитель. Итак, все приведённые примеры представляют собой алогизмы- высказывания, противоречащие логике. Как видим, логические ошибки часто возникают из-за небрежности в построении высказывания.

Слайд 6. Что такое грамматическая ошибка?
Ученик. Грамматическая ошибка-это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Учитель . Можно выделить следующие виды грамматических ошибок.
Слайд 7.

  • Ошибочное словообразование – ошибка в структуре слова: упрямость, вместо упрямство.
  • Ошибочное формообразование- ошибка при образовании формы слова той или иной части речи:
    • При образовании форм имен существительных: картофельных очисток вместо очистков, бухгалтера вместо бухгалтеры.
    • При образовании форм имён прилагательных: более светлее, вместо более светлый, самый интереснейший вместо самый интересный.
    • При образовании форм числительных: с шестистами солдатами вместо с шестьюстами, около пятиста вместо около пятисот.
    • При образовании форм местоимений: ихнего сына вместо их сына.
    • При образовании форм глагола, причастия и деепричастия: выздоровят вместо выздоровеют, сыпет вместо сыплет, лопнутый вместо лопнувший.

Слайд 8.
3.Нарушение согласования. Чаще всего нарушение согласования происходит из-за невнимательности. Например, Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём (причастный оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; правильно:…испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождём).

Слайд 9.
4.Нарушение управления.
В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

  • Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии (правильно: установить причины);
  • Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
  • Неправильный выбор предлога: партнёр в игре в теннис (правильно: партнёр по игре в теннис).

5.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Например: Те, кто согласились с этим решением, об этом пожалели – вопросительные местоимения кто, что и отрицательные никто, ничто употребляются с глаголами в единственном числе: кто согласился. В конструкциях типа те, кто и все, кто также предпочтительнее глагол в единственном числе: те, кто пришёл…; все, кто пришёл.

6.Нарушение способа выражения сказуемого . Например: Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные – в качестве второго сказуемого следовало использовать краткую форму: иллюстрированы.

Слайд 10.
7. Ошибки в построении предложения с однородными членами:

  • Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий: В вольере содержались обезьяны и шимпанзе.
  • Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий - в однородный ряд объединяются понятия, частично совпадающие по своему объёму: Среди участников парада были ветераны и москвичи (эти понятия не исключают друг друга: среди ветеранов тоже могли быть москвичи).
  • Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами.
  • Смешение компонентов двойных союзов - создание неправильной пары союзов: Побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге (правильно: не только в Москве, но и Санкт-Петербурге).
  • Пропуск предлога: Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно: на улицах, площадях, в скверах).
  • Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия

(правильно: Англии, Франции, Бельгии).

  • Употребление в качестве однородных различных синтаксических элементов предложения - в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты. Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока (правильно: учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих…).

Слайд 11.
8.Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

При использовании деепричастного оборота следует помнить, что действие деепричастия и сказуемого должно относиться к одному и тому же лицу: Приехав в Москву, я отправился на Красную площадь. Правильно построенное предложение с деепричастным оборотом можно превратить в конструкцию с однородными сказуемыми: Я приехал в Москву и отправился на Красную площадь.
Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.
Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

  • Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: Подъезжая к городу, начался сильный ветер
  • (правильно: Когда мы подъезжали к городу…)
  • Если в безличном предложении имеется смысловое подлежащее в косвенном падеже, и нет инфинитива: Приехав в Москву, мне стало грустно.

(Правильно: Когда я приехал в Москву..).

  • В пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими.

(Правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование).

Слайд 12

  • Ошибки в построении предложения с причастным оборотом чаще всего связаны с тем, что определяемое слово помещают в середине причастного оборота: Живущие родственники в Сибири гостили у нас. Определяемое слово должно находиться перед причастным оборотом или после него: Живущие в Сибири родственники…или Родственники, живущие в Сибири.
  • Ошибки при построении сложного предложения. Например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился. Придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.
  • Смешение прямой и косвенной речи. Например: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю. При переводе прямой речи в косвенную речь местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица: Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.
  • Нарушение границ предложения. Например: Когда сошёл лёд. Мы решили отправиться в путь. Фраза должна быть оформлена как сложноподчиненное предложение. Когда сошёл лёд, мы решили отправиться в путь.

Слайд 13. Учитель: Что такое речевая ошибка?
Ученик . Речевые ошибки – это ошибки в использовании слова или фразеологизма. Чаще всего это нарушение лексических норм.
Слайд 14 Учитель . Рассмотрим основные типы речевых ошибок.

  • Употребление слова в несвойственном ему значении . Эта ошибка связана с непониманием значения слова.

Целых два месяца проходил в нашем городе вернисаж художников- передвижников. (Слово вернисаж означает торжественное открытие художественной выставки).

2.Нарушение лексической сочетаемости слов . Сочетаемость определяется смысловыми признаками, лексическими значениями слов, а также традицией их употребления.

Она старается показаться добродетельной и несколько праведной женщиной (наречие несколько означает «немного, чуть-чуть», поэтому не сочетается с прилагательным праведный: невозможно быть чуть-чуть справедливым или слегка добрым).

Нарушает правила сочетаемости такая ошибка, как анахронизм- употребление в одном контексте слов разных эпох:
Раскольников сидел в баре (правильно: в трактире, в распивочной). В городе Калинове царила коррупция (правильно: процветало взяточничество).

Слайд 15
3. Употребление слова иной стилистической окраски . Многие слова могут быть употреблены в любой ситуации: белый, высоко, лететь. Но есть и такие, употребление которых уместно только в разговорной речи, в бытовом общении: доходяга, ругаться. Существует и группа «благородных» слов, употребляемых в книжной речи: предстоит общность, блистательный. Слова, имеющие различную стилевую окраску, могут случайно оказаться рядом, и тогда получится что-нибудь вроде:
В нашей деревне возвели новый свинарник.
Кулигин поначитался стихов Ломоносова и Державина.

Слайд 16.
4.Плеоназм – сочетание сходных по значению слов, одно из которых дублирует смысл другого:
Памятный сувенир (сувенир – это подарок на память);
Местные аборигены (аборигены - это местные жители);
Жестикулировать руками (жестикулировать-делать движения руками).
В перечисленных ниже словосочетаниях лишние слова выделены курсивом: неожиданный сюрприз, первая премьера, электорат избирателей, весь цвет элиты, саммит на высшем уровне, свободная вакансия, успех победы, иммунитет неприкосновенности, положительный успех, на самом переднем фронте, городской градоначальник, первый лидер, тоска по ностальгии, передняя авансцена, трудоустройство на работу, полный аншлаг, передовой авангард, совместное сотрудничество, полное фиаско, сто рублей денег, прейскурант цен.

Слайд 17.
5.Тавтология – стечение в одной фразе однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы, зарасти зарослями.

6. Речевая недостаточность - случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли.
Для героини свобода - жить так, как хочется (не хватает слов это возможность). В нашем городе появилось немало талантливых музыкантов на духовых инструментах (пропущено слово играющих).

Слайд 18.
7.Смешение паронимов.
Паронимы - это близкие, но не тождественные по значению однокоренные слова, ошибочно употребляемые одно вместо другого: дипломат-дипломант, одеть-надеть, главный - заглавный.
Было холодно, поэтому Маша одела шубу (слово одеть означает «облечь кого-нибудь в одежду»: одеть ребёнка, одежду мы надеваем: надеть пальто, надеть на сына шапку).

8.Ошибки при употреблении фразеологизмов.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Обычно из состава фразеологизма нельзя ничего изъять или что-либо в него вставить. Однако это простое правило часто нарушается:

  • Замена компонента фразеологизма: Львиная часть урожая была потеряна (правильно: львиная доля).
  • Неоправданное сокращение фразеологизма: Подготовка абитуриентов желает лучшего (правильно: оставляет желать лучшего).
  • Смешение двух фразеологизмов: Все хвалили Игоря и пели ему фимиамы (правильно: пели дифирамбы).
  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении: Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски (выражение лыка не вяжет употребляется по отношению к очень пьяному человеку, поэтому правильно: которые плохо знали русский язык).
  • Стилистическая неуместность использования фразеологизма: Командир приказал сматывать удочки (правильно: приказал отступать, приказал уходить).

9. Неудачное употребление местоимений . Местоимения обычно указывают на употребленные ранее в тексте существительные, стоящие в том же роде, числе и падеже. Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением. Нарушение этого правила может привести к абсурдности, комизму высказывания: Эту селедку передала мне продавщица Люба. Ввиду жары она уже припахивала (местоимение следует заменить словом рыба).

10. Неоправданное повторение слова: Автор пишет о том, что природа в опасности. Автор призывает человечество опомниться. Неоправданного повторения слов можно избежать, используя местоименные замены, синонимы, родовые или видовые наименования предметов.

11. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм : Я тогда не смог вовремя извиниться, хотя знаю, что был не прав.

3.Тренировочные упражнения. Задания к уроку.

Тренировочные упражнения. Использование ИКТ на уроке
Цели:
1. Систематизировать материал на этапе обобщения и повторения.
2. Уметь самостоятельно формулировать правила, пользуясь интерактивными иллюстрациями.
3.Уметь правильно выполнять электронные задания и тесты.

Слайд 19.
Задание: пользуясь интерактивными иллюстрациями найти речевые и грамматические ошибки .

Слайд 24-25 Работа с электронным заданием, проверяющим умение писать сочинение на определенные темы. Задание: находясь в режиме он-лайн (в Интернете), выполните электронное задание: определите тип грамматических и речевых ошибок.

1. Учитель.
Отредактируйте текст, устраняя неоправданное повторение союзного слова. Расставьте знаки препинания.
Долголетие цветов.
Что вы знаете о продолжительност- жизн- цветов которые р-стут (во)круг наших домов в наших садах и парках?
Куст пиона на одном месте может прожить 16-20 лет. Десятки лет живут кусты с-рени и жасмина. Известен сорт ириса который был выв-ден более ста лет назад. Он размножался все эти годы и жизнь его (не)прекратилась до нынешнего времени.
О (не)обычном долголетии- розовых кустов которые кажутся такими хрупкими и (не)долговечными можно ра.казывать легенды. В Ясной Полян- сохр-нились кусты роз которые цвели ещё при жизн- Л.Н.Толстого. В Германии. Известен куст розы которая живёт 500 лет.

Ученик.
Долголетие цветов.
Что вы знаете о продолжительности жизни цветов, которые растут вокруг наших домов, в наших садах и парках?
Куст пиона на одном месте может прожить 16-20 лет. Десятки лет живут кусты сирени и жасмина. Известен сорт ириса, выведенный более ста лет назад. Он размножался все эти годы, и жизнь его не прекратилась до нынешнего времени.
О необычном долголетии розовых кустов, кажущихся такими хрупкими и недолговечными можно рассказывать легенды. В Ясной Поляне сохранились кусты роз, цветущие ещё при жизни Л.Н.Толстого. В Германии. Известен куст розы, которая живёт 500 лет.

2.Определите, в чём заключается логическая ошибка высказывания.
1.Писатель рассказывает о прошлом своего героя. Он тоже был участником войны.

  • Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема была актуальна во все времена.
  • В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют.
  • самым бедным из этой группы действующих лиц является язык Варвары Кабановой.
  • Культура человека- это культура мышления, культура поведения.
  • Я согласен с мнением автора, но я думаю по-другому.
  • Никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
  • Мы живём в современном мире. Поэтому каждый из нас занят только теми житейскими проблемами, с которыми сталкивается каждый день.

3.Определите тип речевой ошибки. Отредактируйте предложения.

  • Кто же не слышал об этом юном вундеркинде?
  • Каждое слово несёт определённую функцию в предложении.
  • Об этом случае никто не узнал, подробности остались втуне.
  • Наша страна выбрала демократичный путь развития.
  • Эти рослые парни - закоренелые сибиряки.
  • Футболисты «Спартака» третий раз забивают в первом тайме.
  • Наше предприятие играет большое значение в экономике города.
  • Поругавшись с другом, мы не желаем признавать свою неправоту.
  • К сожалению, отец не прислушался к моему мнению и полностью импонировал мои слова.

4.Определите тип грамматической ошибки. Отредактируйте предложения.

  • Усталые пекари доставали из печи ароматные хлеба.
  • Мы часто не понимаем, не доверяем друг другу.
  • По моему мнению, это социальная проблема. Так как она обнаруживается во всех сферах общественной жизни.
  • На протяжении пятиста лет эти статуи были скрыты под слоем песка.
  • Книги учат детей отличать добро и зло.
  • На этих предприятиях были созданы не только первые отечественные паровые машины, а также первые русские пароходы.
  • Приезжайте скорее: мы по вас скучаем.
  • Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.
  • Меня возмущает то, что какое право они имеют насмехаться над слабыми.

4. Итог урока . Домашнее задание.

  • Выучить типы речевых ошибок.
  • Знать грамматические ошибки
  • Уметь находить стилистические ошибки, этические и фактические.

Список использованных источников.

1. Александров В.Н,Александрова О.И. « Русский язык», Челябинск, 2005.
2Ивашова О.Д., Пучкова,Л.И. «Экспресс-курс подготовки к ЕГЭ»,М,2006г
3. Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ 2007, Ростов – на - Дону. Л.2006.
4. Сокольницкая Т.Н. Русский язык. Сочинение – рассуждение (часть С), М, Эксмо, 2007

Задание 3. Чистота, точность, логичность, уместность речи. Речевые ошибки.

1. Точность речи. Речевые ошибки, связанные с нарушением точности речи.

2. Чистота речи. Чистота речи как требование лексической нормы. Ошибки, связанные с нарушением чистоты речи. Особенности употребления диалектных и жаргонных слов.

3. Логичность речи. Логические ошибки. 4. Богатство речи. 5. Уместность речи.

Задания: Составьте картотеку речевых ошибок в устной и письменной речи (10 - 15 единиц). Укажите источник, тип ошибки и исправленный вариант.

Составьте картотеку логических ошибок в устной и письменной речи (5 - 10 единиц). Укажите источник, тип ошибки и исправленный вариант.

Определите тип ошибки, дайте исправленный вариант:

1. Похоже, что Толкиен прочно обосновался в культурном поле Петербурга.

2. Основную функцию в тексте несут имена существительные.

3. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопоч­тенный образ жизни.

4. Нужно понять, что подсудимый такой же обыденный человек, как и мы.

5. О высоких потенциальных возможностях авангардного балета говорили все гости и участники фестиваля.

6. Надо пролонгировать систему налогообложения, чтобы избежать диспаритета цен в период сева.

7. Ботильоны женские - эксклюзивная модель.

8. Цены тут дешевле.

9. Открытие сыграет должный эффект в развитии экономики.

10. Жизненный уровень населения улучшался ежегодно.

11. Мы говорили о перспективах на будущее.

12. С золотой медалью ему в университет пути заказаны.

13. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

14. Тезис, которым постоянно мотивировали выступающие.

15. Отряд добровольцев проделал определенную работу по оказанию помощи пострадавшим от наводнения.

16. Администрация одного из новочебоксарских предприятий обратилась в местную горбольницу разобраться с фактом незаконной выдачи больничного листа одному из работников.

17. Баламутит воду прекрасно вооруженная оппозиция. Конфликт между сторонами распалился не на шутку.

18. Человек в чеченском народном фольклоре отождествля­ется с одиноким волком.

19. У меня душа кровью обливается, когда я вижу что-то такое.

20. Я сегодня даже маковой росинки не ела.

21. У него от рождения был подвешен язык.

22. Под его личностью скрывался хитрый политик.

23. Тебе что в лоб, что в глаз, все равно не понимаешь.

24. Против существующего строя были не только революционеры, но и женщины.

25. Получил пособие в результате потери нетрудоспособности.

26. Богатыри на Руси славились силой, статью, здоровьем, красивыми женами.

27. История жизни Матрены Тимофеевны не была легкой.

28. Она обладала техническим образованием и нахальной красотой.

29. Ты рассказывал мне сказки, только я не верила тебе.

30. Стихотворения Есенина легки для понимания в сравнении с некоторыми другими поэтами.

31. Наблюдения верны, но немножко свалены в одну кучу.

32. Северо-Кавказский фонд буквально накануне Нового года вы­пустил справочник.

33. Читая его письма, я буквально уми­раю со смеху

34. Дарование ученого-огранизатора – один из уникальных видов человеческого таланта.

35. Она занимает порядка 17% рынка.

36. Жена звонила, с ней все нормально, она просто в шоке.

37. Доходы населения выросли за два последних года аж на 14%.

38. Сам я в результате чтения не получил более-менее убедительного ответа.

39. Федор Шаляпин однажды напрочь забыл, где он обещал выступить.

40. Русская культура через пару поколений растает напрочь.

41. Толстой правдиво, но с большой художественной силой показал русское крестьянство.

42. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью.

43. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году.

Тест

Найдите ряды, в которых представлены словосочетания с нарушением лексической сочетаемости (хотя бы одно из словосочетаний ряда с лексической ошибкой):

1. возможность обладать собственностью; значительно улучшить уровень;

3. повысить уровень; произвести должный эффект;

4. усилить требования; функции поручаются руководителю;

5. имеет важное значение; поднимается уровень производства;

6. заслужить уважение; предпринять меры;

7. выполнять важную роль; подвести результаты встречи;

8. придать особое значение; обратить особое внимание;

9. большое место уделено вопросу; несут основную функцию;

10. высокие потенциальные возможности; дешевые цены.

Отметьте предложения, в которых нет лексических ошибок:

1. Неожиданный сюрприз преподнес знаменитый художник.

2. Мы говорили о перспективах на будущее.

3. Организована бесплатная опробация французской косметики.

4. На совещании был найден консенсус по общим вопросам.

5. Дарование организатора – один из уникальных видов человеческого таланта.

6. Мы ощущали прессинг все последние пять лет.

7. Результаты исследования были представлены комиссии.

8. Командировочное удостоверение выдано вовремя.

9. Большую часть своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.

10. У сотрудников голова варит, но они, к сожалению, не используют свой потенциал полностью.

Классификация речевых ошибок

Фразеологические ошибки

1. Незнание семантики: Он бежал без задних ног. Пуская наутек свой нравственный стержень, человек перестает развиваться.

2. Незнание сочетаемости:

3. Незнание стилистической окраски: семи пядей во лбу, скатертью дорога.

4. Разрушение структуры фразеологизма:

а) грамматические изменения (изменяется род, число, падеж, вид…): на босую ногу.

б) лексические изменения (новые компоненты, лишние слова, синонимы): адский сизифов труд.

в) контаминации 2 и более фразеологизмов: гроша выеденного не стоит.

5. Буквальное понимание фразеологизма: Они удобряют землю, не жалея пота.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и , способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в , так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о « », неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение : «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).

Ударение : «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении . Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный .
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство . Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов . Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост» , поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при .

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный .

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс « ». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

«Тексты» - Части текста. Тема текста. Текст. Текст должен иметь вступление, основную мысль и заключение. Некоторые признаки различных типов текста. Основная часть,вступление,заключение, абзац. Стили текста. Тексты разных типов. Описание, повествование, рассуждение. Основная мысль, тема,микротемы, заголовок,ключевые слова.

«Работа с текстом» - Первый шаг: поиск некоего «Х» – соотношения между темой и источником. Две взаимодополняющие друг друга стратегии организации материала / планирования. Цель: выявить структуру и логику своих интересов. Доказательства могут помещаться и в тексте, и в постраничных сносках, и обоими способами сразу». Эко: диплом как свиная туша - не дает отходов.

«Вступление и заключение» - Виды вступлений и заключений. 7) этически корректного возражения автору. 14) сравнения (прошлого и настоящего, понятий, произведений). 2) с вопросно-ответного единства. 9) энергичного ответа на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка – ответ). И земля без зверей не земля». Конечно, есть разные мнения о том, что значит быть культурным.

«Текст урок 2 класс» - - Какие образцы писем можно взять для подражания? Писать текст по заданному плану. По окончании 4 класса ученики умеют: -выделять основную мысль текста; В составляемый текст рекомендуйте взять предложения из упражнения.). Можно изменить для ученика, испытывающего трудности, задания упражнения. В уроках 15,19 мы работаем над текстом.

«Проблема текста» - Текст (ф.и.о. автора) вызвал во мне противоречивые чувства. Как аргументировать свою позицию? Требования к сочинению. Над какой-л. проблемой думать, работать. Уделить внимание какой-л. проблеме. Аргументы. Позиция автора представляется мне убедительной, потому что… Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар?

«Текстовый редактор» - Оригинальный формат используемой в настоящее время версии Word. Оригинальные форматы предыдущих версий редактора Word. Символы можно форматировать (изменять их внешний вид). При преобразовании из формата Word форматирование сохраняется не полностью. В чем отличие форматов текстовых файлов TXT, RTF, DOC?

Орфографические и пунктуационные ошибки – нарушение правил орфографии и пунктуации.

Грамматические ошибки – нарушение норм слово- и формообразования (примеры: завпечатлеть вм. запечатлеть; заместо вм. вместо; раздумчивый взгляд вм. задумчивый взгляд), а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Речевые (стилистические) ошибки – нарушение лексической сочетаемости, а также недочеты в построении синтаксических конструкций.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА УРОВНЕ СЛОВА

1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение существующих в русском языке орфограмм).

2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ (нарушение норм русского литературного словообразования): а) неправильное прямое словообразование, например, зайцата (вместо зайчата), раздумчивый взгляд (вместо задумчивый взгляд) и т.п.; б) неправильное обратное словообразование: кудряха (от кудряшка), лога (от ложка) и т.п. Такого рода словообразование присуще детям дошкольного и младшего школьного возраста; в) заменительное словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы: укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить); г) словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную): мотовщик, рецензист.

3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи): а) нарушение норм формообразования имен существительных: 1) образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного — «Я попросила ветерка» (вместо: ветерок); 2) образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного — «Запрягли в сани два медведя» (вместо: двух медведей); 3) изменение рода при образовании падежных форм: «пирожок с повидлой», «февральский лазурь»; 4) склонение несклоняемых существительных: «играть на пианине», «ехать на метре»; 5) образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот: «поднос чаев», «Небо затянулось облаком»; б) нарушение норм формообразования имен прилагательных: 1) неправильный выбор полной и краткой форм: «Шляпка была полная воды», «Мальчик был очень полон»; 2) неправильное образование форм степеней сравнения: «Новенькие становятся боевее», «Она была послабже Пети»; 3) нарушение норм формообразования глагола: «Человек метается по комнате»; 4) нарушение образования деепричастий и причастий: «Ехавши в автобусе», «Охотник шел, озирая по сторонам»; 5) нарушение норм образования форм местоимений: «Ихний вклад в победу», «Не хотелось от ее (книги) оторваться» и т.п.

4. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова). Лексические ошибки проявляются в нарушении сочетаемости (т.е. на уровне семантики словосочетания, реже — предложения): а) употребление слова в несвойственном ему значении: «Все стены класса были покрыты панелями». «Троекуров был роскошный (т.е. живущий в роскоши) помещик»; б) нарушение лексико-семантической сочетаемости слова: «Небо стояло светлое» («стоять» в зн. «иметь место» может только погода, жара), «На поляне лежали лучи солнца» (лучи солнца освещали поляну). Данный тип ошибок затрагивает в первую очередь глагол, поэтому частотным оказывается нарушение субъектных и объектных лексико-семантических сочетаемостных связей (другие семантические связи глагола, например локативные, нарушаются крайне редко); в) приписывание переносного значения слову, не имеющего его в системе литературного языка: «Его натруженные руки утверждают, что он много работал в жизни», «Полоски на его тельняшке сказали, что Федя — храбрый человек»; г) неразличение оттенков значений синонимов: «Маяковский в своем творчестве применяет (вместо: использует) сатиру», «Мальчик, широко расставив ноги, смотрит на поле, где бьются игроки» (вместо: борются); д) смешение значений паронимов: «Брови его удивительно поднялись» (вместо: удивленно), «Этот роман является типичным образом детективного жанра» (вместо: образцом); е) не снимаемая в предложении многозначность: «Эти озера живут всего несколько дней в году»

Похожие публикации