Свои люди сочтемся описание героев. «Главные действующие лица пьесы А.Н.Островского "Свои люди — сочтемся!"

Творчество Александра Николаевича Островского заслуженно является вершиной русской драматургии середины XIX века. Оно знакомо нам еще со школьных лет. И несмотря на то что пьесы Островского, список которых очень велик, были написаны еще в позапрошлом столетии, они сохраняют свою актуальность и теперь. Так в чем же заслуга знаменитого драматурга и как проявилось новаторство его творчества?

Краткая биография

Александр Островский появился на свет 31 марта в 1823 году в Москве на Детство будущего драматурга прошло в Замоскворечье - купеческом районе Москвы. Отец драматурга, Николай Федорович служил судебным стряпчим и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Поэтому Островский несколько лет проучился на юриста и после этого по воле отца поступил в суд в качестве писца. Но уже тогда Островский начал создавать первые свои пьесы. С 1853 года произведения драматурга ставят в Петербурге и Москве. У Александра Островского было две жены и шесть детей.

Общая характеристика творчества и темы пьес Островского

За годы своего творчества драматург создал 47 пьес. «Бедная невеста», «Лес», «Бесприданница», «Снегурочка», «Бедность не порок» - все это пьесы Островского. Список можно продолжать очень долго. Большая часть пьес - комедии. Недаром Островский остался в истории как великий комедиограф - даже в его драмах присутствует смешное начало.

Огромная заслуга Островского заключается в том, что именно он заложил принципы реализма в русской драматургии. В его творчестве отражается сама жизнь народа во всем своем многообразии и естественности, герои пьес Островского - это самые разные люди: купцы, ремесленники, учителя, чиновники. Возможно, произведения Александра Николаевича по сей день близки нам именно потому, что его персонажи так реалистичны, правдивы и так похожи на нас самих. Давайте проанализируем это на конкретных примерах нескольких пьес.

Раннее творчество Николая Островского. «Свои люди - сочтемся»

Одной из дебютных пьес, подаривших Островскому всеобщую знаменитость, стала комедия «Свои люди — сочтемся». Ее сюжет построен на основе действительно имевших место событий из юридической практики драматурга.

В пьесе изображается обман купца Большова, который объявил себя банкротом, чтобы не пришлось платить по долгам, и ответное жульничество его дочери и зятя, отказавшихся помочь ему. Здесь Островский изображает патриархальные традиции быта, характеры и пороки московских купцов. В этой пьесе драматург остро затронул тему, которая красной линий прошла через все его творчество: это тема постепенного разрушения патриархального устроя жизни, трансформации и самих человеческих отношений.

Анализ пьесы Островского «Гроза»

Пьеса «Гроза» стала переломным и одним из лучших произведений в работах Островского. В ней тоже показан контраст между старым патриархальным миром и принципиально новым укладом. Действие пьесы происходит на берегу Волги в провинциальном городке Калинове.

Главная героиня Катерина Кабанова живет в доме своего мужа и его матери, купчихи Кабанихи. Она страдает от постоянного давления и гнета со стороны свекрови - яркой представительницы патриархального мира. Катерина разрывается между чувством долга по отношению к своей семье и нахлынувшим на нее чувством к другому. Она в смятении, потому что по-своему любит своего мужа, но не может совладать с собой и соглашается на свидания с Борисом. После героиня раскаивается, ее стремление к свободе и счастью сталкивается с устоявшимися нравственными устоями. Катерина, неспособная на обман, признается в содеянном своему мужу и Кабанихе.

Она больше не может жить в обществе, где царит ложь и самодурство и люди не способны воспринимать красоту мира. Муж героини любит Катерину, но не может, подобно ей, восстать против гнета своей матери - для этого он слишком слаб. Возлюбленный, Борис, тоже не способен что-либо изменить, так как сам не может освободиться от власти патриархального мира. И Катерина совершает самоубийство - протест против старого уклада, обреченного на разрушение.

Что касается этой пьесы Островского, список героев можно условно разделить на две части. В первой будут представители старого мира: Кабаниха, Дикой, Тихон. Во второй - герои, символизирующие новое начало: Катерина, Борис.

Герои Островского

Александр Островский создал целую галерею самых разнообразных персонажей. Здесь чиновники и купцы, крестьяне и дворяне, учителя и артисты - многоликие, как сама жизнь. Примечательной особенностью драматургии Островского является речь его героев - каждый персонаж говорит своим языком, соответствующим своей профессии и характеру. Стоит отметить умелое использование драматургом народного творчества: пословиц, поговорок, песен. В качестве примера можно привести уже хотя бы название пьес Островского: «Бедность не порок», «Свои люди - сочтемся» и других.

Значение драматургии Островского для русской литературы

Драматургия Александра Островского послужила значительнейшим этапом становления национального русского театра: именно он создал в теперешнем виде, и в этом заключается несомненное новаторство его творчества. Пьесы Островского, список которых был коротко приведен в начале статьи, утвердили торжество реализма в русской драматургии, а сам он вошел в ее историю как неповторимый, самобытный и яркий мастер слова.

Главной темой произведения становится вечный конфликт между отцами и детьми. Проявление безразличия к собственным детям привело к печальному финалу. Образ и характеристика Большова в комедии Островского ‹‹Свои люди -сочтемся!›› с цитатами покажут читателю наглядный пример того, как невежество и корысть могут сыграть против человека злую шутку.

Большов Самсон Силыч – зажиточный купец. Женат. Жаден и расчетлив. Отец Олимпиады. Отрицательный персонаж.

Образ

Самсон Силыч вполне успешный купец. Не каждый может похвастаться, что у него в собственности три торговых лавки в Москве. В семье у него тоже все в порядке. Всю жизнь прожил в браке с одной женщиной, матерью его единственной дочери, Аграфеной Кондратьевной. Воспитывает дочь Олимпиаду Самсоновну, которую все домашние называют не иначе как Липочка.

Происхождения он самого простого, крестьянского. Так же, как и супруга. Не сразу он стал уважаемым купцом. До того как податься в торговлю, Большов занимался продажами голиц для рабочих.

Отец-то, Самсон Силыч, голицами торговал на Балчуге; добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили. Да и матушка-то Аграфена Кондратьевна чуть-чуть не поневщица – из Преображенского взята. А нажили капитал да в купцы вылезли, так и дочка в принцессы норовит. А все это денежки.

Характеристика

Создается впечатление, что Большов целеустремленный и всего добился упорным трудом, но это не так. Он просто удачно попал в струю, чем без раздумий воспользовался. Формирование его внутреннего характера и умственного развития остались на прежнем уровне. Самсон Силыч просто пытается соответствовать тем людям и той среде, в которой живет, не более.

По натуре своей Большов черствый и холодный. Он постоянно грубит в разговоре не только подчиненным, но и близким людям, считая, что это правильно. Даже в общении с дочерью проявляет полное равнодушие, ставя превыше всего собственный интересы и выгоду. Это особенно видно в тот момент, когда он настаивал на замужестве Олимпиады с приказчиком. Девушка была категорически против, но слово отца в этой семье закон.

Захотел выдать дочь за приказчика и поставлю на своем, и разговаривать не смей; я и знать никого не хочу.

Только он может распоряжаться судьбой собственной дочери. Ее мнение ему абсолютно безразлично.

Он властен и жесток по отношению к окружающим. Его деспотичность проявляется при каждом удобном случае. Всем, кто ниже по статусу, он ясно дает понять, кто хозяин положения. Все его детство прошло среди унижений и упреков и сейчас он в полной мере наслаждается тем, что может безнаказанно унижать и попрекать других. Ему это доставляет ни с чем ни сравнимое удовольствие.

Заняв крупную сумму денег, Большов изначально не планировал ее возвращать. Прикрываясь ложным банкротством, он пытается таким образом скрыться от сумасшедших долгов перед кредиторами. В итоге переписывает состояние приказчику Подхалюзину, которое по его словам будет неплохим приданым для дочери.

Ему свойственно упрямство.

Коли ему что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова.

Подлость и хитрость.

Коли он сам других обманывает, так какая же тут совесть!

Напрасно Большов ожидал от дочери и зятя поддержки. Он до последней минуты надеялся спастись благодаря семейным узам, но не тут-то было. Что посеешь, то пожнешь. Вырвавшись из-под родительской опеки, дочь смогла избавиться от этого ига, тяготившего ее. У нее нет к отцу ни жалости, ни сострадания. Оказавшись на грани отчаяния, обманутый дочерью и приказчиком, он понимает, что совершил непоправимую ошибку, получив по заслугам. Нельзя требовать от детей любви, честности, благородства, если у самого отсутствуют моральные качества.

Змеи вы подколодные!...

Ты уж не плати за меня ничего: пусть что хотят со мной, то и делают. Прощайте, пора мне!

Ведь я злостный – умышленный...ведь меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради!


Матерый купец попался в собственную ловушку. Он не учел, что всегда найдутся люди хитрее и предприимчивее. Такими людьми оказались Рисположенский и Подхалюзин без труда сумевшие обмануть его.

Написанная А. Н. Островским в 1849 году пьеса «Свои люди – сочтемся!» сатирически показывает жизнь купеческой среды того времени со стремлениями и желаниями её представителей и до сих пор вызывает интерес среди читателей. Каждый из героев произведения имеет до мельчайших деталей прописанный автором характер и заслуживает внимания.

Самсон Силыч Большов – глава семьи, крестьянин по происхождению, купец и владелец значительного состояния. Главной его ценностью являются деньги, и в один момент он принимает решение провернуть аферу, в результате которой ему бы не пришлось платить долги кредиторам. Он против желания своей дочери выдает её замуж за работавшего на него десятки лет приказчика Подхалюзина, на которого переписывает все свое состояние. Но купец сам остается обманутым и заканчивает свою жизнь в долговой яме. Большов сочетает в себе такие черты характера, как хитрость, подлость, грубость и алчность.

Аграфена Кондратьевна Большова – купеческая жена. Не имеет никакого образования, живёт в атмосфере самодурства мужа, думая только о бытовых проблемах. Аграфена Кондратьевна является очень терпеливой и кроткой женщиной, которая терпит лишенное уважения отношение со стороны мужа и дочери, однако сохраняет в своей душе любовь к ним.

Олимпиада Самсоновна Большова – дочь Самсона Силыча и Аграфены Кондратьевны. Глупая, недалекая, эгоистичная, плохо воспитанная и необразованная восемнадцатилетняя девушка, которая надеется найти себе благородного жениха. Но несмотря на своё первоначальное желание, поддается на уговоры Лазаря стать его женой, соблазненная перспективами ходить в шелковых и бархатных платьях по роскошно обставленному дому. Получив обещанную жизнь и вырвавшись из-под власти отца, Липочка остается полностью довольной и испытывает абсолютное равнодушие к подлости мужа по отношению к её родителям и их несчастьям и положению.

Лазарь Подхалюзин – приказчик купца, проработавший на него двадцать лет. Мошенничеством он получает от Самсона Большова огромное состояние и единственную дочь в жены, обещая ему обеспечивать его с Аграфеной Кондратьевной и платить кредиторам. Однако бесчестность, алчность, подлость и эгоизм не дают ему выполнить обещанного, и Лазарь, забыв, кому он обязан своей новой жизнью и потеряв человечность и всякое уважение к Большову, отправляет бывшего купца в долговую яму. Единственным выполненным обещанием Подхалюзина становится жизнь, которую он пообещал своей жене и воплотил в реальность.

Сысой Псоич Рисположенский – стряпчий, пьяница и знакомый Самсона Большова. Так же, как и остальные герои пьесы, в характере героя присутствуют хитрость и нечестность. Именно он подает купцу идею о денежной афере и помогает ему с Лазарем в её воплощении в жизнь, но его услуги оказываются неоплаченными.

Устинья Наумовна – сваха, помогающая подобрать жениха для Липочки Большовой. Найдя подходящего человека для девушки, она отменяет сватовство из-за обещаний Лазаря купить ей соболиную шубу и дать большую сумму денег. Но выполнив свою часть сделки, она также не получает обещанного Лазарем вознаграждения.

Эпизодическими персонажами пьесы являются ключница Фоминишна и слуга Тишка, который в будущем скорее всего станет следующим Подхалюзиным.

Все персонажи произведения изображены автором с долей сатиры. В лице Большого, Подхалюзина и Тишки писатель с юмором показывает три поколения того типа людей, который являлся характерным среди купечества в то время. В пьесе «Свои люди – сочтемся!» А. Н. Островский рисует мир бездушных и подлых людей, которые живут, руководствуюсь лишь своим эгоизмом.

Несколько интересных сочинений

  • Описание каморки Герасима из рассказа Тургенева Муму (жилище, комнаты)

    Герасим жил один. Ему выделили маленькую каморку, к ней вверх вела лестница от кухни. Герасим не любил, когда к нему заходят в комнату. Он считал свою каморку – его личным пространство

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является самым известным произведением Николая Некрасова. Поэт написал поэму в зрелом возрасте, когда накопил достаточно знаний о крестьянском быте, традициях, трудностях, культуре и обычаях.

Сочинение

БОЛЬШОВ - герой комедии А.Н.Островского «Свои люди - сочтемся» (1849, первонач. назв. «Банкрот»). Б.- первый в череде созданных Островским образов купцов-самодуров. Гордей Торцов, Брусков, Дикой, Хрюков, Ахов, Воронцов, Курослепов, Хлынов, Восми-братов, Бессудный, Барабошев, Каркунов - различные вариации одного человеческого типа «самодуров», названных демократической критикой в числе важнейших художественных открытий Островского.

Б.- «купец богатейший», соблазнившись тем, что «все кругом мошенники», задумывает ложное банкротство. С помощью спившегося стряпчего он отписывает все свое имущество приказчику Подхалюзину, а для закрепления сделки выдает за него замуж дочь: «Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю». Упрямство Б. доводит его до крайности в нежелании платить кредиторам: «Да я лучше все огнем сожгу, а уж им ни копейки не дам». Об этом качестве характера Б. Подхалюзин говорит: «Коли им что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова».

Б. последнего акта, обманутый Подхалюзи-ным, прошедший через «страм» и унижение «ямы», изменился. В нем пробудился стыд, появилось сознание греха: «Каково мне по Ильинке-то итти. Это все равно, что грешную душу дьяволы, прости господи, по мытарствам тащат. А там мимо Иверской: как мне взглянуть-то на нее, на матушку?» В построении этого акта критика отметила «искусное введение в комедию драматического элемента» (И.А.Гончаров). А сцена отказа Б. в помощи со стороны неблагодарных дочери и зятя дала основание назвать Б. «замоскворецким королем Лиром». Разумеется, шекспировская тема была решена драматургом в пределах национального, конкретно-исторического, характерного типа.

Другие сочинения по этому произведению

Монолог Липочки как средство характеристики героини. Отзыв по пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся» Подхалюзин - характеристика литературного героя

Именно Александру Николаевичу Островскому обязан своим рождением русский национальный театр. Со своим неповторимым лицом, колоритом, жанровыми предпочтениями. И самое главное – со своим репертуаром. То есть с обширным набором пьес, которые можно ставить в течение сезона, постоянно разыгрывать на сцене, меняя афишу в зависимости от настроений публики.

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие «персонаж» в литературе.
ГЛАВА 2. Комедия А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» и её главные действующие лица.
ГЛАВА 3. Второстепенные персонажи и их роль в раскрытии идейного содержания комедии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Устинья Наумовна обманута Подхолюзиным. Тут и раскрывается сущность её: « Что ж ты думаешь, я на тебя суда не найду? - говорит он Подхолюзину - … Уж ты гнать меня стал; да и я-то, дура бестолковая, связалась с вами, - сейчас видно: мещанская-то кровь!.. Уж я вас, золотые, распечатаю: будете знать! Я вас так по Москве-то расславлю, что стыдно будет в люди глаза показать!.. Ах я, дура, дура, с кем связалась!» (Д.4, явл.2).

Речь Устинья Наумовна пестрит ласковыми, льстивыми словами, вводит в обращения слова: «алмазный мой», «яхонтовый», «бралиянтовая», «серебряный». Но тем не менее хочет себя показать дамой тоже с положением, называя себя «дамой с званием-чином».

Следующим персонажем второго плана можно назвать спившегося чиновника Рисположенского, составляющего для купцов за мизерную плату различные официальные документы. Рисположенский многократно прикладывается к «рюмочке». Это двуличный человек, который клянется в любви к семье Большова, называя Самсона Силыча «благодетелем». Рисположенский говорит: «Кабы я вас не любил, я бы к

вам и не таскался. Разве я не чувствую? Что ж я, в самом деле, скот, что ли, какой бессловесный?» Но Большов, зная подлую натуру стряпчего, занимающего сплетнями и взятками, дает такую характеристику: «То-то вот вы подлый народ такой, кровопийцы какие-то: только б вам пронюхать что-нибудь эдакое, так уж вы и вьетесь тут с вашим дьявольским наущением… Знаю, что в наших руках, да сумеешь ли ты это дело сделать-то?... Знаю я, что ты любишь,- все вы нас любите; только путного от вас ничего не добьешься… Ведь вы народец тоже! Я уж вас знаю! На словах-то вы прытки, а там и пошел блудить» (Д.1,явл.10). Но тем не менее Большов именно ему доверяет дело о банкротстве «состряпать». И также легко, как и сваха Устинья Наумовна втягивается в интригу. Он жалуется Подхолюзину, на свою бедную жизнь, на воспитание «четырех ртов», и поэтому он на той стороне, кто больше заплатит. За рюмку водки готов сделать всё. Комической стихии речи главных героев пьесы противостоят чувствительность речи маленького чиновника Рисположенского Речь стряпчего отличается эмоциональной суетливостью и самоуничижением, выраженными употреблением уменьшительных имен: «После, Аграфена Кондратьевна, после доскажу, на свободе как-нибудь забегу в сумеречки и расскажу», - говорит он хозяйке дома. «А я вот забежал понаведаться, как ваши делишки», - говорит он Большову.

Ключница Фоминишна напоминает добрую старушку, которая, видимо, давно живет в семье Большовых. Это можно заметить по разговору с хозяевами – она говорит на равных с ними, считает себя в чем-то равноправным членом семьи. «…На словах-то ты у нас больно прытка, а на деле-то вот и нет тебя. Просила, просила, не токмо чтобы что

такое, подари хоть платок, валяются у тебя вороха два без призрения, так все нет, все чужим да чужим» - так она обращается Липочке (Д.1, явл.4). Она принимает участие в семейных делах, по-матерински любит Липочку: «Ох, уж ты мне, егоза!» Просит Устинью Наумовну, чтобы она нашла «егозе» жениха хорошего, «чтоб были люди свежие, не плешивые, чтоб не пахло ничем, а там какого ни возьми - все человек». Фоминишна очень любит этот дом, беспрекословно выполняет все требования домашних, одновременно старается угодить и Самсону Силычу, и Аграфене Кондратьевне; терпит «буйство и драки» пьяного Большова. Фоминишна напоминает чем-то саму хозяйку по складу ума и любви к домочадцам. Он беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга.

Мальчик Тишка находится в конторе Большова в прислугах. С ним знакомимся во втором действии, которое открывается монологом Тишки, где раскрывается истинное лицо и положение этого мальчика в семье. Он сетует на то, что ему надоело «целый день шаркать по мостовой как угорелый», но чувствуется что не безразличны ему деньги и уже понемногу, по копеечке, начинает собирать свой доход («Полтина серебром - это нынче Лазарь дал. Да намедни, как с колокольни упал, Аграфена Кондратьевна гривенник дали, да четвертак в орлянку выиграл, да третевось хозяин забыл на прилавке целковый. Эвось, что денег-то!» Д.2, явл.8). Ему даже «по малолетствию не спускается» и наказания терпит от всех. «Коли не тот, так другой, коли не сам, так сама задаст вытрепку; а то вот приказчик Лазарь, а то вот Фоминишна, а то вот... всякая шваль над тобой командует» (Д.2,явл.1). Уже с малолетства он проявляет дерзость и грубость. Когда-то, видимо, так себя вел в этом доме и Подхолюзин. Мальчик Тишка пока что ещё служит «на побегушках», но, и со временем, очевидно, он станет «новым» Подхалюзиным. Поэтому автор всегда его показывает рядом с этим персонажем. И в четвертом действии, где Подхалюзин выгоняет Рисположенского, Тишка помогает ему в этом, участвуя в диалоге и показывая своё будущее истинное лицо.

Тишка. Ишь ты, с пьяных-то глаз куда лезет!

Рисположенский. Постой, постой!.. Почтеннейшая публика! Жена, четверо детей - вот сапоги худые!..

Подхалюзин. Все врет-с! Самый пустой человек-с! Полно ты, полно... Ты прежде на себя-то посмотри, ну куда ты лезешь!

Рисположенский.

Рисположенский. Пусти! Тестя обокрал! И меня грабит... Жена, четверо детей, сапоги худые!

Тишка. Подметки подкинуть можно!

Рисположенский. Ты что? Ты такой же грабитель!

Тишка. Ничего-с, проехали!

Нарастающий процесс действия завершается своего рода взрывом, который срывает маски с героев и их взаимоотношений, обнаруживая скрытую под видимостью суть характеров и положений.

Островский - мастер речевой характеристики. Он наделяет своих персонажей речью, раскрывающей их внутренний мир. Речи героев в основном ведутся в тонах веселости, грубости и лукавства. И в самом строе этих внешних простодушных, а внутренне лукавых речей драматург выделяет и усиливает комическую противоречивость характеров героев.

Второстепенные персонажи – это фон раскрытия образов главных персонажей, которые, увы, постепенно утрачивают активность. Они прекрасно знают правила и законы «темного царства», и поэтому приспосабливаются к условиям жизни. В них чувствуется властность, корыстолюбие, сила, желание обманывать. Пока они подчиняются и не имеют четкой жизненной позиции, их жизнь зависит от выгодных условий жизни. Среди второстепенных персонажей не выделяются положительные, хотя их нет и во всем произведении. Это мир бездуховных людей, в котором каждый живет по собственным законам. Во всем они ищут выгоду.

Объясним ещё одну черту поэтики Островского. В комедии отсутствует фигура образованного героя-резонёра (как, допустим, Чацкий у Грибоедова). Интрига не разоблачается прилюдно. Можно сказать, что именно второстепенные персонажи разоблачают Подхолюзина (Устинья Наумовна, Рисположенский). Ведь именно ими была сфабрикована вся интрига, они же и «пострадали».

Второстепенные персонажи сыграли большую роль в раскрытии идейного содержания комедии. Можно сделать вывод действующие лица Островского грубы, простодушны, дики, наивны, самовольны, отходчивы, наглы, робки, безобразны... И из всего этого спектра душевных качеств рождаются отношения в доме, имеющие видимость патриархальной простоты, но окрашенные насилием и обманом. Обман в "Банкроте" выступает как потайная пружина всей жизни. Идея обмана поднята до символики, до грозного поэтического обобщения: все обмануты в пьесе или ждут, что их обманут, ибо обман - это не мелочное надувательство: обман - закон, обман - царь, обман - религия жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение приведем ещё один важный принцип Островского - на все социальные проблемы драматург неизменно смотрит сквозь призму нравственности. Свой моральный (или - чаще - аморальный) выбор его герои делают в жёстко заданных общественных обстоятельствах, но обстоятельства важны не сами по себе. Они лишь обостряют вечные вопросы человеческой жизни: где правда, где ложь, что достойно, что недостойно, на чём стоит мир...

В работе сделана попытка анализа второстепенных персонажей в сюжете, образной системе и раскрытия их роли в идейном содержании комедии.

«Он начал необыкновенно - и читатель ждет от него необыкновенного»- писал об Островском И. С. Тургенев, имея в виду прежде всего «Своих людей...».

Успех только что законченной комедии еще неизвестного драматурга был огромен. Молодой автор с помощью своего друга, актёра Малого театра П. С. Садовского, целую зиму читал ее в рукописи по московским гостиным и приводил слушателей в восторг. «Что за прелесть «Банкротство», - отмечала, например, писательница Ростопчина, - это наш русский Тартюф, и он не уступит своему старшему брату в достоинстве правды, силы, энергии».

Немногие писатели описывают так умело жизненные ситуации, заставляя призадуматься над ними. Пьесы Островского открывают нам нашу жизнь. И мы стараемся избежать тех ошибок, которые совершили те или иные герои в пьесах. Социальные темы, проблемы купеческой амбициозности, конечно, и сегодня не утратили своей актуальности. Но сюжет про московских бизнесменов и их семьи середины XIX века интересен в наши дни именно потому, что вновь дает пищу к размышлению о вечной проблеме отцов и детей, смены поколений, смены жизненных ценностей.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Островский А. Н. Избранное. Свои люди – сочтемся. Москва,1993, с.15-78.

2. Добролюбов Н. А. Темное царство. - Полн. собр. соч., т. 2. М., 1935.

3. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: Книга для учителя.// VI. Литературное произведение. Композиция. Персонажи в композиции// М., 2000, с.187-248

4. Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. 2-е изд., испр. и дол. - М.: Искусство, 1982. Серия "Жизнь в искусстве"

5. Лотман Л. М. Островский и русская драматургия второй половины XIX в. // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1983-1994.

6. Поспелов Г. Н. История русской литературы ХIХ века. Издательство «Высшая школа», Москва, 1972 г.

7. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия для студентов / М.: РГГУ, 2001. - с.211

8. Холодов Е. Т. Мастерство Островского. М., 1963.

9. Чернец Л.В. Система персонажей // Русская словесность. 1994. № 1. (Материалы к словарю).

10. Штейн А. Л. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве Островского.м.,1973,с.29-37

Похожие публикации