Высшее образование в разных странах.


Свободная Пресса рассматривает проводимую реформу образования в России. Для анализа проводимых реформ, СП приступила к публикации статей о образовании в других странах. Это представляет интерес, всем, кому не безинтересна судьба нешего образования.
В первой части материала мы рассказывали о том, как устроена система образования в ведущих европейских государствах - Германии, Великобритании, Франции. Сегодня познакомим вас со школами других стран. Продолжение.

Как устроена система образования в школах США, Южной Кореи, Финляндии
США
Продолжительность и возраст для начала обязательного образования детей в США разнятся в зависимости от штата. Дети начинают обучение в возрасте от 5 до 8 лет и заканчивают в возрасте от 14 до 18 лет.
В возрасте около 5 лет американские дети идут в начальную школу (elementary school), в нулевой класс (kindergarten). Этот нулевой класс не является обязательным в некоторых штатах - тем не менее, почти все американские дети посещают kindergarten. Хотя в переводе с немецкого kindergarten буквально означает «детский сад», детские сады существуют отдельно в США и дословно называются «пред-школой» (preschool).
Начальная школа продолжается до пятого или шестого класса (в зависимости от школьного округа), после чего ученик идёт в среднюю школу (middle school), которая заканчивается восьмым классом. Старшая школа (high school) - это классы от девятого до двенадцатого, так что обычно американцы, как и россияне, заканчивают среднее образование в 18 лет.
Те, кто получил среднее образование, могут поступать в общественные колледжи (community college), также называемые начальные колледжи (junior college), технические колледжи (technical college) или городские колледжи (city college), которые после двухгодичного обучения, выдают степень (associate’s degree) сравнимую с средним специальным образованием. Другая возможность продолжить обучение - поступить в колледжи или университеты, где получают, обычно за четыре года, степень бакалавра. Получившие степень бакалавра могут учиться дальше, чтобы получить степень магистра (2-3 года) или PhD (аналог российского кандидата наук, 3 года или более). Отдельно аккредитованные факультеты и вузы выдают степени доктора медицины и доктора права, для которых обязательна специальная подготовка и на уровне бакалавра.
Бесплатные государственные школы управляются главным образом демократически избранными школьными советами (school boards), каждый из которых имеет юрисдикцию над школьным округом (school district), чьи границы часто совпадают с границами графства или города, и которые содержат одну или несколько школ каждого уровня. Школьные советы устанавливают школьные программы, нанимают учителей и определяют финансирование программ. Штаты регулируют образование в своих границах, устанавливая стандарты и экзаменуя школьников. Финансирование школ штатами часто определяется тем, насколько повысилась успеваемость их учеников на экзаменах.
Деньги на школы берутся в основном из местных (городских) налогов на недвижимость, так что качество школ сильно зависит от цен на дома и от того, сколько налогов родители готовы платить за хорошие школы. Часто это приводит к порочному кругу. В округа, где школы заработали хорошую репутацию, съезжаются родители, стремящиеся дать детям хорошее образование. Цены на дома растут, и комбинация денег и целеустремленных родителей поднимает школы на ещё более высокий уровень. Обратное происходит на другом конце спектра, в бедных районах так называемых «внутренних городов».
Некоторые большие школьные округа учреждают «школы-магниты» для особо талантливых детей, проживающих в их юрисдикции. Иногда в одном округе бывает несколько таких школ, разделенных по специальности: техническая школа, школа для детей, проявивших талант в искусстве, и т. д.
Примерно 85 % детей обучаются в государственных школах. Большая часть остальных идут в платные частные школы, многие из которых - религиозные. Наиболее распространена сеть католических школ, которой положили начало ирландские иммигранты во второй половине XIX века. Другие частные школы, часто очень дорогие и иногда с большим конкурсом на поступление, существуют, чтобы подготовить учеников к поступлению в престижные вузы. Существуют даже интернаты, собирающие учеников со всей страны, такие как Академия Филлипса в Экзетере в Нью-Хемпшире. Стоимость обучения в таких школах составляет для родителей порядка 50 000 долларов США в год.
Менее 5 % родителей по разным причинам решают обучать своих детей дома. Некоторые религиозные консерваторы не хотят, чтобы их детей учили идеям, с которыми они не согласны, чаще всего теории эволюции. Другие считают, что школы не могут удовлетворить нужды их отстающих или, наоборот, гениальных детей. Третьи хотят защитить детей от наркотиков и преступности, которые являются проблемой для некоторых школ. Во многих местах родители, обучающие своих детей дома, образуют группы, в которых они помогают друг другу, а иногда даже разные родители учат детей разным предметам. Многие также дополняют свои уроки программами дистанционного обучения и классами в местных колледжах. Однако критики домашнего обучения утверждают, что домашнее образование часто не соответствует стандартам и что дети, так воспитываемые, не приобретают нормальных социальных навыков.
Начальные школы (elementary schools, grade schools, или grammar schools) обычно обучают детей с возраста пяти лет до одиннадцати или двенадцати. Один учитель преподает все предметы, кроме изобразительных искусств, музыки и физкультуры, уроки которых проходят раз или два в неделю. Из академических предметов преподаются, как правило, арифметика (изредка - начальная алгебра), чтение и письмо, с акцентом на орфографию и повышение словарного запаса. Естественные и общественные науки преподаются мало и не разнообразно. Часто общественные науки принимают форму краеведения.
Часто в начальной школе обучение состоит из художественных проектов, экскурсий, и других форм учёбы через развлечение. Это произошло из течения прогрессивного образования начала XX века, которое учило, что ученики должны учиться посредством труда и обыденных действий и изучения их последствий.
Средние школы (middle schools, junior high schools, или intermediate schools), как правило, обучают детей в возрасте от 11 или 12 до 14 лет - с шестого или седьмого по восьмой класс. В последнее время шестой класс все чаще включается в среднюю школу. Обычно в средней школе, в отличие от начальной, один учитель преподает один предмет. Ученики обязаны брать классы по математике, английскому языку, естественным наукам, социальным наукам (часто включающим в себя мировую историю), и физкультуре. Один или два класса ученики выбирают сами, обычно по иностранным языкам, искусствам и технологии.
В средней школе также начинается разделение учеников на обыкновенные и продвинутые потоки. Ученики, которые учатся лучше других по данному предмету, могут учиться в продвинутом («почётном») классе, где быстрее проходят материал и задают больше домашних заданий. В последнее время такие классы, особенно по гуманитарным дисциплинам, в некоторых местах упразднены: критики считают, что изолирование хорошо успевающих учеников не дает плохо успевающим подтягиваться.
Высшая (старшая) школа (high school) - последний этап среднего образования в США, длящийся с девятого по двенадцатый класс. В старшей школе ученики могут выбирать свои классы более свободно, чем раньше, и только должны выполнить минимальные критерии для получения диплома, которые устанавливает школьный совет. Типичные минимальные требования такие:
3 года естественных наук (год химии, год биологии и год физики);
3 года математики, вплоть до второго года алгебры (математика в средних и высших школах, как правило, делится на первый год алгебры, геометрию, второй год алгебры, введение в анализ и математический анализ, и проходится в этом порядке);
4 года литературы;
2-4 года социальных наук, обычно включающих в себя историю и государственное устройство США;
1-2 года физкультуры.
Для поступления во многие вузы требуется более полная программа, в том числе 2-4 года иностранного языка.
Остальные классы ученики должны выбирать сами. Набор таких классов бывает самый разный по количеству и качеству, в зависимости от финансового положения школы и наклонностей школьников. Типичный набор необязательных классов такой:
дополнительные науки (статистика, информатика, энвироника);
иностранные языки (чаще всего испанский, французский и немецкий; реже японский, китайский, латынь и греческий);
изобразительные искусства (живопись, скульптура, фотография, кинематограф);
игровое искусство (театр, оркестр, танец);
компьютерная техника (пользование компьютером, компьютерная графика, веб-дизайн);
издательское дело (журналистика, редактирование ежегодника);
труд (обработка дерева, ремонт автомобилей).
В некоторых случаях ученик может вообще не учиться ни в одном из учебных классов.
В старшей школе, особенно в последние два года, появляется новый тип продвинутого класса. Школьники могут брать классы, которые должны подготавливать их к экзаменам Advanced Placement или Международного бакалавриата. Большинство вузов засчитывает хорошую отметку на этих экзаменах как начальный курс по соответствующему предмету.
Отметки, как в школе, так и в вузах, выдаются по системе A/B/C/D/F, где A - лучшая отметка, F - неудовлетворительно, а D может считаться удовлетворительно или неудовлетворительно в зависимости от обстоятельств. Ко всем отметкам, кроме F, может приставляться «+» или «−». В некоторых школах не существует оценок А+ и D−. Из этих отметок вычисляется среднее (англ. grade point average, сокр. GPA), в котором A считается за 4, B - за 3, и так далее. Отметки за продвинутые классы в школе часто поднимаются на очко, то есть A считается за 5, и так далее.

Южная Корея
Начальную школу посещают дети в возрасте от 8 до 14 лет, В список изучаемых в начальной школе предметов входят (однако не исчерпывают его):
корейский язык
математика
точные науки
науки об обществе
языки
изобразительное искусство
музыка
Обычно все эти предметы ведет один классный руководитель, хотя некоторые специализированные дисциплины могут вести другие педагоги (например, физкультуру или иностранные языки).
Продвижение по ступеням образовательной системы с начальной до высшей школы не определяется результатами сдачи различных экзаменов, но исключительно по возрасту ученика.
До конца 80-х годов XX века английский язык обычно начинал преподаваться со средней школы, однако сейчас его начинают изучать в третьем классе начальной школы. Корейский язык разительно отличается от английского в плане грамматики, поэтому освоение английского происходит с большим трудом, но с относительно небольшими успехами, каковой факт достаточно часто является темой раздумий для родителей. Многие из них в итоге посылают своих детей дополнительно обучаться в частные учебные заведения, называемые хагвонами. Все больше школ в стране начинают привлекать к обучению иностранцев, для которых английский язык является родным.
Помимо общественных начальных школ, в Корее существует ряд частных школ. Учебная программа таких школ более-менее соответствует государственной, однако, она воплощается на более высоком уровне: предлагается большее число учителей на меньшее количество учащихся, вводятся дополнительные предметы и устанавливаются более высокие стандарты образования в целом. Отсюда понятно естественное желание многих родителей устроить своих детей именно в такие школы, которое, однако, останавливает относительно высокая стоимость обучения в них: $130 за месяц занятий. Это не идет в сравнение с престижными странами Европы и США, но относительно доходов корейцев это весьма приличные деньги.
Начальные школы по-корейски называются «чходын хаккё», что и означает «начальная школа». Правительство Южной Кореи изменило это название в 1996 году, с прежнего «гукмин хаккё», что переводится как «гражданская школа». Это прежде всего был жест восстановления национальной гордости.
Корейское школьное образование делится на среднее и высшее (обучение в средней и высшей школах соответственно).
Вступительные экзамены в среднюю школу были упразднены в 1968 году. В конце 1980-х, учащиеся все ещё должны были сдавать вступительные экзамены (однако без соперничества с другими кандидатами), и результат поступления определялся либо случайным образом, либо по месту проживания относительно того или иного учебного заведения. Школы, чьей ранг раньше определялся по уровню обучающихся, были уравнены в получении поддержки государства и количеству распределенных бедных учеников. Тем не менее, эта реформа не уровняла школы полностью. В Сеуле учащиеся, которые хорошо сдавали вступительные экзамены, были допущены к поступлению в более престижные школы на без привязки к району, тогда как все остальные поступали именно в школу «своего» района. Реформы были равным образом применены к общественным и частным школам, поступление в которые строго контролировалось Министерством Образования.
В отличие от США, где номер класса обычно постепенно инкрементально возрастает с 1 до 12, в Южной Корее номер класса каждый раз начинает считаться с одного при поступлению в начальную, среднюю и высшую школы. Чтобы провести различия между ними, номер класса обычно указывается вместе с уровнем образовательной ступени. К примеру, первый класс средней школы будет называться как «Первый класс средней школы», «чунгхаккьо иль хакнён».
Средняя школа
По-корейски средняя школа называется «чунхакё», что дословно обозначает «средняя школа».
В корейской средней школе 3 класса. Большинство учеников поступают в неё в возрасте 12 лет и заканчивают, соответственно, к 15 годам (по западным меркам). Эти три года соответствуют примерно 7-9 классам североамериканской и 2 и 4 классам (form) британской образовательных систем.
По сравнению с начальной, южнокорейская средняя школа предъявляет гораздо более высокие требования к своим учащимся. Почти всегда строго регулируются форма одежды и прически, как и многие другие аспекты жизни студента. Как и в начальной школе, школьники проводят большую часть дня в одном классе со своими одноклассниками; однако каждый предмет преподается своим учителем. Учителя переходят из класса в класс и только у некоторых из них, исключая тех, кто преподает «специальные» предметы, имеют свою аудиторию, куда ученики ходят сами. Классные руководители играют очень важную роль в жизни учеников и имеют существенно больший авторитет, чем их американские коллеги.
У учеников в средней школе по шесть уроков в день, которым обычно предшествует особенный блок времени ранним утром, а также седьмой урок, особенный для каждой специализации.
В отличие от ВУЗа, учебный план не сильно варьируется от одной средней школы к другой. Ядро учебной программы формируется:
математикой
корейским и английским языками
также рядом точных наук.
«Дополнительные» предметы включают:
различные искусства
физическая культура
историю
ханчча (китайская иероглифика)
этика
ведение домашней экономики
уроки компьютерной грамотности.
Какие именно предметы и в каком количестве изучаются учащимися варьируется от года к году.
Продолжительность учебных занятий равняется 45 минутам. Непосредственно до начала первого урока, у учеников имеется в распоряжении порядка 30 минут, которые могут быть использованы по желанию для самообучения, просмотра программ, вещаемых специальным образовательным каналом (Educational Broadcast System, EBS) или для ведения личных или классных дел. В 2008 году, школьники посещали занятия полный день с понедельника по пятницу, а также по полдня каждую первую, третью и пятую субботы месяца. В субботу учащиеся занимаются дополнительной деятельностью в каких-либо кружках.
В конце 1960 годов правительство прекратило практики вступительных экзаменов в среднюю школу, заменив их такой системой, при которой в среднюю школу зачислялись ученики из одного района на основе принципа случайности. Это было сделано для того, чтобы усреднить уровень учеников во всех школах, однако, в некоторой степени разница между богатыми и бедными районами сохранилась. До недавнего времени большинство школ были открыты только для одного пола, но в последнее время новые средние школы принимают детей обоих полов, и прежние школы также становятся смешанными.
Как и в начальной школе, учащиеся переходят из класса в класс вне зависимости от их успеваемости, вследствие чего один и тот же предмет в одном и том же классе может изучаться совершенно разными по уровню подготовки учениками. Оценки начинают играть очень важную роль в последнем году средней школы, поскольку они влияют на шансы поступления ученика в тот или иной ВУЗ, для тех, кто в первую очередь хотят сделать научную, а не профессиональную техническую карьеру. В остальных же случаях оценки нужны просто для того, чтобы порадовать родителей или учителей (или избежать их праведного гнева). Существуют несколько стандартных форм экзамена для определённых предметов, а преподаватели «научных» предметов обязаны следовать рекомендованным учебным пособиям, однако, обычно учителя средних школ обладают бОльшими полномочиями относительно программы курса и метода преподавания, нежели преподаватели в ВУЗах.
Многие ученики средней школы после занятий также посещают дополнительные курсы («хагвон», либо проходят обучение у частных репетиторов. Особое внимание уделяется английскому и математике. Некоторые из «хагвонов» специализируются только на одном предмете, тогда как другие - на всех ключевых предметах, что может превращаться во второй раунд школьных занятий с нередко ещё большей нагрузкой на ученика сразу после окончания первого (официального). А, помимо этого, особо стойкие посещают ещё и кружки боевых искусств или музыкальные школы.
Домой обычно возвращаются поздним вечером.
Особое отношение в корейских школах - к техническому обеспечению. К 2011 году, если верить декларациям корейского правительства - школы страны полностью перешли с бумажных учебников на электронные.

Финляндия
В Финляндии каждый ребенок имеет право на предварительное начальное образование, которое вообще начинается за один год до начала обязательного образования, то есть в тот год, когда у ребенка его шестой день рождения. Предварительное начальное образование может быть получено в школе или детском саду, семейном детском саду или в другом подходящем месте. Это решает муниципалитет.
Обязательное образование ребёнок начинает в тот год, когда ему исполняется семь лет и продолжается до 16-17. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питание в школе тоже бесплатное.
В 3 классе начинается изучение английского языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский). В 7 классе начинается изучение обязательного шведского.
Вторая ступень
Oulun Suomalaisen Yhteiskoulun lukio
После получения основного образования перед учащимися встаёт выбор:
получать профессиональное образование, после которого начать работать по специальности. Обучение происходит в профессионально-технических школах (фин. ammatillinen oppilaitos): в частности профессиональном училище (фин. ammattiopisto), также можно выбрать обучение на производстве по договору (фин. oppisopimuskoulutus).
продолжить обучение в лицее, где идет серьезная подготовка к поступлению в высшую школу. Учащиеся, которые идут в лицей, должны показать достаточно высокую степень подготовленности (средний балл полученных оценок в основной школе и будет этим определением). В Финляндии выпускники лицея и являются абитуриентами - подают документы в высшую школу, будучи еще лицеистами.
Интересно, что, как и в России, в Финляндии практикуется «скрытая платность» некоторых видов среднего образования. Так, если в общей школе учебники предоставляются бесплатно, то в гимназии их нужно покупать - это около 500 евро в год, причем выложить всю сумму необходимо сразу. Что же касается частных школ, то на обучение там придется потратить 30 - 40 тысяч евро в год.

Какая система больше других подходит в качестве ориентира для российского среднего образования? Об этом для «СП» кратко высказалась Ирина Абанкина, директор Института развития образования Высшей школы экономики (ВШЭ):
- Это очень непростой вопрос. Вкратце - пожалуй, никакая система нам не подходит полностью. С одной стороны, исторические корни нашей системы образования уходят в Германию, это общеизвестно. При этом в самой Германии сейчас идет активная реформа средней школы. В Великобритании их традиционную модель сейчас тоже меняют - этим занимается Майкл Барбер. При том, что это великолепные и престижные системы, там есть пока множество вопросов.
С другой стороны, по результатам международных тестов - того же PISA - вперед за последние годы вырвались страны Юго-Восточной Азии. Чудеса показал Шанхай, авангард китайского образования, впечатлил Тайвань; ранее не менее активно рванулись вперед Южная Корея и Япония.
Это значит, что восточной моделью образования тоже стоит поинтересоваться. А эта восточная модель, скажем прямо, не так приятна для наблюдателя, как европейская или американская. Это полнонаполненные классы - до 40 человек! Это жесткая дисциплина, напоминающая золотые годы советской школы. Но это еще и отсутствовавший в нашей старой школе фактор - поголовное тьюторство, то есть репетиторство. Без индивидуальных - платных - занятий хорошо подготовить школьника там очень трудно. Как свидетельствует работающий в Шахнайском университете профессор Марк Брейр, объем рынка репетиторства в Шанхае достигает 2,5% ВВП. В бюджетах большинства семей расходы на дополнительные образовательные услуги - весомая статья.
Что касается России, то, повторюсь, ни одна из сложившихся в мире систем нам не подходит без адаптации. Строя новую школу для страны, нужно будет комбинировать решения со всех концов мира.

Сравнительная характеристика систем образования России,США, Германии и Японии.

Любое общество для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать функцию воспитания. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:

Государственными,

Муниципальными,

Негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).

В России к образовательным относятся учреждения следующих типов:

Дошкольные;

Общеобразовательные (начального общего, основного общего,

среднего (полного) общего образования). Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: 1 ступень - начальная школа (3-4 года); 2 ступень – основная школа (5 лет); 3 ступень - средняя школа (2 - 3 года).;

Специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения

доп. образования; учреждения для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей; другие учреждения.

В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно.

В систему образования США входят:

Дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3-5 лет;

Начальная школа (1-6 классы), в которой обучаются дети в возрасте 6 - 11 лет;

Средняя школа (7 - 12 классы) с задачей обучения юношей и девушек в возрасте 12-17 лет; учебные заведения после среднего уровня обучения, входящие в систему высшего образования.

Обучение в Германии начинается с шести лет в единой начальной школе (1-4 классы), а затем продолжается в одном из трех типов школ:

Основная школа (5-10 классы),

Реальное училище (5-10 или 7-10 классы),

Гимназия (5-13 или 7-13 классы).

Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу (1-6 классы). Средняя школа состоит из двух ступеней: обязательная младшая средняя школа (7-10) и необязательная старшая средняя школа (11-12). Профессиональное начальное и среднее образование дается по преимуществу в средних общеобразовательных заведениях и отчасти в специальных школах.

Дошкольные образовательные учреждения в России (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от 1 года до шести лет.

Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования. Такую характеристику дошкольного образования можно дать не только России, но и всем другим странам, существенных отличий в принципах обучения в дошкольном возрасте в России не наблюдается.

В школах Германии обучение начинается с 6летнего возраста и является обязательным для всех детей. Подготовленность будущего ученика определяют не школьные комиссии, а врачи и социальные психологи.

Немецкие начальные школы представляют собой организационно и административно независимые учреждения. Обучение в них длится 4 года. С 3 класса успеваемость оценивается по 6-балльной шкале. Высшие оценки «1» и «2» («очень хорошо» и «хорошо»), оценки «5» и «6» считаются неудовлетворительными.

По окончании начальной школы учащиеся получают дипломы с оценками по всем предметам, характеристикой и рекомендацией для продолжения образования в том или ином типе старшей школы: гимназии, общеобразовательной или единой школе, реальной школе, основной школе. Большую роль в выборе школы играет и мнение родителей.

Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкости изучения родного языка. Начальное обучение в Японии начинается с шести лет. В начальной

школе (1-3 классы) основная часть учебного времени отведена на японский язык и арифметику. Ученики должны усвоить 1850 иероглифов - минимум, установленный

министерством просвещения (но даже для чтения книг и газет требуется знать

гораздо больше - до 3 тысяч). Половиной этого иероглифического минимума

нужно овладеть уже в младших классах. Каждый день после занятий в обычной школе дети вновь отправляются учиться в необязательную школу, но крайне

необходимую для перехода на следующую ступень средней школы и в

университет.

Основная школа России закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

Средняя школа США (коллеж среднего образования) обычно состоит из двух звеньев: младшая и старшая. В младшей средней школе (юниор хай скул) (7-9 классы) треть учебного времени отведено на общую для всех программу, а остальное на изучение предметов по выбору (элективных). Старшая средняя школа (сениор хай скул) (10-12 классы) обычно предлагает обязательный набор из пяти учебных предметов и множество учебных профилей академической и практической направленности.

Главный способ оценки и контроля знаний в американской школе - тесты. Выставляются оценки по пятибалльной или стобалльной системам: А (93-100) - отлично; Д (65-74) - плохо; Е (0-^64) - не засчитывается.Старшая средняя школа является общеобразовательным учебным заведением. Учащиеся заканчивают школу, как правило, в 17-18 лет.

Германия. В среднем до успешной сдачи Abitur доходят около 20%учащихся, принятых в 5 класс. Многие школьники, для которых гимназическое обучение оказывается не по силам или изменяются их планы, заканчивают учебу в 10-11 классах или же еще раньше переходят в школы других типов. В

реальной школе и обыкновенных (не гимназических) классах общеобразовательной школы обучение продолжается до 10 класса, после чего ученики сдают экзамены на диплом о среднем образовании.

Реальные и общеобразовательные школы - самые распространенные типы школ в Германии.

Самым коротким путем к получению профессии считается основная школа (Haupt-schule), в которой школьники учатся до 9 или 10 класса. Со свидетельством об окончании Hauptschule можно впоследствии приобрести профессию, не требующую высокой квалификации.

В 5-8 классах основными учебными предметами для всех учащихся

являются религия, немецкий язык, один-два иностранных языка, география, математика, биология, музыка, искусство, спорт, история, физика. В 9 классе школьники могут отказаться от изучения некоторых предметов, взяв при этом один-два дополнительных предмета по выбору.

Наряду с основными предметами оценки за предметы по выбору включаются в диплом о среднем образовании Mittlere Reife.

В гимназии, начиная с 11го года обучения, школьники занимаются уже полностью по индивидуальным планам, а организация занятий напоминает вузовскую. Классы отсутствуют есть только группы которые формируются свободно. Ученики составляют учебный план самостоятельно, но согласно определенным правилам. Все предметы разделяются на три группы: филологическую (немецкий и

иностранные языки), естественно-научную (математика, физика, химия,

биология, информатика), общественно-научную (история, обществоведение,

география, религия, этика или педагогика). До конца школьного обучения для всех учащихся остаются основные предметы(нем.язык, математика и др.)

В начальной и средних школах Японии применяется пятиуровневая

шкала оценок: S (очень хорошо), А (хорошо), В (удовлетворительно), С

(плохо), Д (очень плохо). В средней школе при оценке знаний используется, как

и в американских средних учебных заведениях, система кредитов.

Профессиональные образовательные учреждения в России создаются

для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его

можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального

образования (высших учебных заведениях) - университетах, академиях,

институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное

образование соответствующего профиля, могут получать высшее

профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет

гражданам возможность повышения уровня образования, научной и

педагогической квалификации на базе высшего профессионального

образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры,

докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях

высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Дополнительные образовательные программы и услуги. дополнительного образования можно получить в учреждениях повышения квалификации, курсах и др.

Во многих школах США для получения аттестата зрелости время,

затрачиваемое на изучение кулинарии и вождения автомобиля, приравнивается

ко времени, отводимому на изучение математики, английского языка, химии,

истории, биологии. В большинстве школ обучение навыкам самостоятельной работы игнорируется и многие, оканчивая среднюю школу и поступая в колледж, не умеют самостоятельно трудиться, систематически овладевая знаниями.

Комиссия по совершенствованию образования рекомендовала

выпускникам средних школ в последние четыре года пребывания в школе

обязательное изучение современных достижений пяти «базовых дисциплин», составляющих ядро современной школьной учебной программы: английский язык, математика, естественные науки, социальные науки, овладение компьютерной грамотностью.

Кроме того, учащиеся, желающие продолжить обучение в высшем

учебном заведении, должны пройти 2-летний курс иностранного языка.

Особое внимание должно быть уделено дальнейшему развитию

компьютерно-информационной базы, в частности, ЭВМ последнего поколения,

библиотечному фонду, лабораторному оборудованию и др.

Следует подчеркнуть, что в США профессиональный средний уровень в

системе образования не выделяется. Этот уровень интегрирован в систему

высшего образования. Высшее образование США характеризуется значительным

разнообразием учебных программ, изучаемых курсов и дисциплин, представляя

собой единый социальный институт, осуществляющий важные экономические,

социальные и идеологические функции.

В профессиональном обучении Германии существует система ученичества на предприятиях с одновременным посещением профессионализированных учебных заведений в течение двух-трех лет. Действуют также профессиональные школы повышенного типа - школы специальностей, рассчитанные на один-четыре года обучения. Введена следующая организация профессионального

обучения: один день - в школе, четыре дня на предприятии.

В среднем профессиональном образовании наметился отход от узкой специализации к

широкой квалификации, охватывающей несколько специальностей.

Обучение оплачивают предприятия за счет своих средств и государственных дотаций.

В Японии к учреждениям высшего образования относятся

университеты, а также младшие и технические коллежи. Университеты дают,

прежде всего, академическое образование. Младшие и технические коллежи

большое внимание уделяют профессиональной и практической деятельности.

Рассмотренные системы образования России, США, Германии и

Японии безусловно схоже- воспитание личности, развитой личности. Образование в этих странах призвано дать детям знания, умения и навыки, для дальнейшей жизни в обществе.

Первого сентября весь мир открыл школьные двери. Многочисленные потоки учащихся устремились к своим классам, друзьям, учителям. В нашей стране мы часто слышим недовольные речи об отечественном образовании. Да, система российского образования не занимает ведущие позиции в мировом рейтинге, располагаясь на 34 позиции. Интересно, как организовано обучение в странах, вышестоящих по отношению к нам?

30-е место. Китай

На 30-ом месте находится китайская система образования. Для простого китайца получение образования открывает большие возможности. Большинство из них стремится поступить в вузы, где количество претендентов на одно место может превышать две сотни.

Учебный год равен 11 месяцам, так что летом ребятишки продолжают учиться, уходя на каникулы лишь в августе. Однако и каникулярный период не для безделья. Август посвящается самоподготовке, сопровождающейся большим количеством д/з.

Школьные занятия проходят с 8:00 до 16:00. Но после 16:00 отдых не приходит: учеников вплоть девяти вечера ожидают дополнительные занятия. Выдержать подобную нагрузку, особенно малышам достаточно сложно. Поэтому в младшей школе практикуется дневной сон – в полдень. Обычно для отдыха отводится отдельная комната, но если она отсутствует, то ребятня располагается на своих «рабочих» местах – на партах.

Российские школьники привыкли сетовать на психологический дискомфорт, вызываемый ЕГЭ. Вероятно, это потому, что они не сравнивали себя с китайскими сверстниками. Неуспех на Гаокао (ЕГЭ у нас) сродни предательству семьи – такую ответственность испытывают экзаменующиеся в Китае.

20-е место. Япония

По традиции, в Японии детей до 6 лет балуют, позволяя буквально все. Свобода заканчивается после поступления в 12-летнюю школу. Процесс годового обучения делится на три семестра, после каждого сдаются экзамены. Перерывы между семестрами посвящаются подготовке к экзаменационным испытаниям.

Школьный возраст начинается с 6 лет. Главными требованиями для них становятся трудолюбие и дисциплина.

17-е место. Франция

Французским малышам, вероятно, повезло больше всех. Они учатся всего четыре дня в неделю, получая дополнительный выходной в среду. Оценивание ведется от 1 до 20 баллов. Набрать 15 баллов, значит выполнить работу добросовестно, а выше 17 баллов – проявить креативный подход. Все большие перемены школьники должны проводить на воздухе, не задерживаясь в аудиториях или коридорах.

Среднее образование можно получить, обучаясь в колледже или лицее.

6-е место. Финляндия

Образование в Финляндии считается самым эффективным. Главное условие системы – равенство всех и всего. Например, все школы имеют одинаковую базу, любой предмет, выбранный ребенком – важен, среди учеников и учителей нет плохих и хороших – они просто разные.

Во главу угла ставится индивидуальность ребенка: если он не силен в математике, делать из него великого технаря никто не будет: помогут переориентироваться в специализации. Систему обучения в Финляндии называют «финским чудом». Учатся дети без ущемления нервной системы, расслабленно, впитывая знания согласно своим желаниям, возможностям и способностям. К тому же в школах не требуется ношение формы, а уроки проходят в свободном формате.

1-е место. США

Процесс образование в США признан самым демократичным. Старшеклассники, именуемые студентами, набирают баллы по нескольким направлениям: точным, гуманитарным, естественным и другим. Задача обучения – получить как можно больше знаний по выбранной специализации. Предметы, не имеющие отношения к будущей профессии школьника, просто игнорируются.

Помимо четкой направленности, углубления в «нужные и полезные» науки не исключают существование в школах строгих, и даже необычных правил, например:

  • для посещения туалета во время урока нужно получить пропускную карточку у учителя и поставить на ней отметку у дежурного взрослого по туалету;
  • передвижения по коридору происходит по четко очерченным полосам;
  • выходить из здания можно только в особых случаях.

Зато атмосфера занятий свободная и непосредственная!

Мы рассмотрим зарубежные образовательные системы на примере образовательных систем стран, чьё образование считается лучшим по качеству в мире.

Канада

В Канаде два государственных языка: английский и французский, но в ряде провинций английский распространен более широко. Иностранные граждане имеют возможность учиться как на английском, так и на французском языках.

Дошкольное образование

В Канаде дошкольное образование начинается для детей в возрасте с 3-4 лет (зависит от провинции страны), но не является обязательным. Дошкольное образование предоставляется бесплатно в школах (детские сады или классы для детей в начальных школах), также созданы группы родительских, добровольных и частных органов.

Учебный год начинается в сентябре и заканчивается в июле. Он разделён на три семестра. Но многие детские сады открыты дольше. Дневные детские сады обычно открыты круглый год.

Школьное образование

В отличие от многих развитых стран, в Канаде нет единого государственного органа, управляющего образованием. Системы образования в каждой провинции страны также отличаются и контролируются ими самостоятельно. Каждая такая система образования отражает религию, историю и культуру этой провинции.

Профессиональное образование

В Канаде насчитывается около 170 государственных и частных колледжей. Они делятся на общественные (Community colleges), технические (Technical institutes). Во франко-говорящем Квебеке действует своя система колледжей общего и профессионального образования (CEGEPS).

Высшее образование

Высшее образование считается во всем мире одним из самых оптимальных по соотношению цена-качество и занимает второе место после США. Правительство страны ежегодно тратит на развитие своей образовательной системы больше, чем любое другое государство «большой восьмерки». Дипломы канадских учебных заведений признаются во всем мире.

Германия

Дошкольное образование

В Германии дети от 3 до 6 лет обучаются в детских садах (Kindergarten). Некоторые из этих учреждений располагаются при школах (Schulkindergarten). Также существует сеть частных детских садов.

Дошкольная подготовка детей не является обязательной, посещение обычно необязательное. Исключением в большинстве земель является обучение детей соответствующего возраста, отстающих в развитии.

Посещение детьми дошкольных учреждений в Германии оплачивается пособиями местных властей, также используются собственные средства учреждений, но необходимы и вложения родителей. Размеры этих вложений зависят от доходов семей, количества детей или количества членов семьи.

Школьное образование

Каждая школа в Германии подчиняется правительству своей земли. Поэтому программы, правила и даже длительность обучения в разных областях страны различаются. Общая продолжительность обучения в Германии составляет 13 лет.

    Система школьного образования состоит из двух этапов:
  1. Начальная школа. Обучение длится от 4 до 6 лет. Образовательная программа на данном этапе обучения едина для всех учебных заведений страны.
  2. Средние школы Германии различаются по типам. Их учебные планы и направления образования существенно различаются. То есть ученик уже в средней школе делает выбор, специалистом какого направления и уровня он хочет стать.

Среднее образование в Германии дается в гимназиях, реальных школах, основных, профессиональных и объединенных школах.

Высшее образование

Германия - это страна с многовековыми традициями классического высшего образования. На сегодняшний день система высшего образования в Германии объединяет 383 учебных заведений. В них можно получить высшее образование по более 400 специальностям. Кроме того, в стране действуют более 40 вузов теологической направленности. Подавляющее большинство университетов (98%) - государственные и субсидируются правительством. Все они открыты для студентов вне зависимости от их гражданства и этнической принадлежности. Частных вузов сравнительно немного, всего 69.

Возрастает приток иностранных студентов, так что во многих немецких университетах возможно обучение на английском и французском языках.

Япония

Дошкольное образование

В Японии огромное внимание уделяется дошкольному образованию. По традиции оно начинается еще в семье. В детских садах маленьких японцев собирают в группы («хан») и выделяют собственное «рабочее место». Таким образом, с самого раннего детства они учатся работать в коллективе.

Существует определенная система формирования этих групп (они насчитывают до 8 человек). Группы формируются под действием того, что каждый ученик группы должен дополнять всю группу.

Школьное образование

Школьное образование в Японии длится 12 лет, половина которых уходит на начальную школу из-за сложности изучения родного языка.

В японских классах могут обучаться до 45 детей. Учебный год в Японии длинный - 240 дней. Начинается он с 1 апреля и заканчивается 1 марта следующего года. Делится на триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь и январь-март. Согласно предписанию Министерства образования, науки и культуры Японии в средней школе второй ступени используется вузовская система оценки знаний: каждый ученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц для получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы (Kotogakko).

Профессиональное образование

Профессиональное образование в Японии ориентировано на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения - не более 3-х лет.

    Японские колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям. Они делятся на:
  • младшие,
  • технологические,
  • колледжи специальной подготовки.

Младший колледж: это двухлетние программы подготовки в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Выпускники имеют право продолжить образование в университете со второго или третьего года обучения. Прием в младшие колледжи проводится на базе полной средней школы, студенты сдают вступительные экзамены.

Технологический колледж: изучают электронику, строительство, машиностроение и другие дисциплины. Поступить можно после окончания неполной или полной средней школы. В первом случае срок обучения составляет 5 лет, во втором - два года.

Колледж специальной подготовки: годичные профессиональные курсы для бухгалтеров, машинисток, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных, поваров и др.

Высшее образование

Высшее образование в Японии входит в единую систему профессионального образования и считается обязательным. Самыми престижными государственными университетами являются: Токийский, университет Киото и университет в Осаке. За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке. Существует также множество «карликовых» вузов с 1-2 факультетами и 200-300 студентами.

Великобритания

Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет и делится на государственное (бесплатное образование) и частное (платные учебные заведения).

    Примечательно, что в Великобритании в соответствии с административным делением и сложившимися традициями уживаются три образовательные системы:
  • Англия и Уэльс
  • Северная Ирландия
  • Шотландия.

Англия, Уэльс и Северная Ирландия по своему обучению отличаются незначительно, а вот в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности.

Дошкольное образование

Дошкольное образование в Великобритании можно получить как в государственном, так и в частном учебном заведении. Система дошкольных учреждений состоит из яслей и детских садов, в которых воспитываются около 50% маленьких англичан от 2 до 7 лет. Кроме этого, многие дети посещают игровые группы дошкольной подготовки, которые учреждаются добровольными организациями и родителями.

С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей. Такие школы обычно организуются совместно со школами для младших школьников.

Школьное образование

Традиционное школьное британское образование продолжается 13 лет: с 5 до 18-летнего возраста. В Великобритании найдется огромное разнообразие школ. Существуют школы для девочек, для мальчиков и смешанные школы, где совместно обучаются и те, и другие.

    Британские школы в целом можно подразделить на виды:
  • Школы полного цикла (All-through schools): обучаются дети всех возрастов от 2 до 18 лет
  • Учреждения для младших школьников (Junior schools): для детей от 7 до 13 лет. Здесь дети проходят специальный начальный общий цикл обучения различным предметам. Курс заканчивается сдачей экзамена Common entrance examination. Успешная сдача такого экзамена - обязательное условие поступления в старшую школу
  • Учреждения для старших школьников (Senior schools): для подростков от 13 до 18 лет. Здесь проходят сначала двухгодичное обучение для сдачи экзаменов GCSE, за которым следует еще одна двухгодичная программа: A-level либо International Baccalaureate
  • Школы по подготовке к университетам (Sixth form): для старших подростков 16-18 лет

Профессиональное образование

Профессиональное образование в Великобритании можно получить как на уровне среднего (по российским стандартам), так и на уровне высшего образования. В целом этот сегмент носит название Further education (FE).

Профессиональным обучением занимаются объединенные школы, технические (профессиональные) колледжи, центры профессиональной подготовки на производстве и центры занятости. Промежуточной ступенью между школой и вузом является колледж.

В настоящее время политехнические колледжи являются в Великобритании основными заведениями, в которых идет подготовка специалистов с профессиональным образованием. Они дают подготовку по самому широкому спектру профессий - от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня - и тесно связаны с обучением на производстве.

Высшее образование

Традиционно английское высшее образование является одним из лучших в мире. Всем известны названия крупнейших элитных университетов Великобритании: Оксфорда и Кембриджа. Британское правительство поощряет обучение иностранных учащихся в своих учебных заведениях: из 2 млн. студентов около 300 тыс. - иностранцы. Всего в туманном Альбионе насчитывается 90 университетов и 64 других высших учебных заведений. Старейшие университеты: Оксфордский (основан в 1167 г.) и Кембриджский (1209 г.).

Для поступления в университет в Британии, необходимо сдать британские экзамены A-levels (в школах Шотландии это называется Scottish highers) или успешно закончить обучение по европейской программе Iinternational Baccalaureate.

Продолжительность обеих программ - два года:

A-level - классическая британская программа.

Включает в себя углубленное изучение 4-х предметов, необходимых для поступления в университет (специальность выбирается заранее). В Шотландии система немного другая: учатся по программе Scottish highers всего 1 год, но она признается всеми университетами Великобритании. A-level представляет собой подготовку по 3-4 предметам, которые студент выбирает из широкого списка (20-30 предметов). Набор предметов может несколько отличаться в зависимости от школы. Все предметы студент подбирает себе индивидуально.

International Baccalaureate - международная программа.

Программа IB признана более чем в 100 странах мира, а ведущие британские университеты в последние годы даже предпочитают IB национальной программе A-level. В рамках программы предполагается изучение шести предметов, которые ученик выбирает сам: 3 предмета на продвинутом уровне (240 учебный часов) и 3 предмета на стандартном уровне (150 часов). К концу программы каждый студент должен написать так называемое «развернутое эссе» (Extended essay) объемом минимум 4000 слов.

Высшее образование Великобритании построено по классическому европейскому образцу:

Первая степень: бакалавр (Bachelor). Программа бакалавриата Undergraduate degree (UG) обычно рассчитана на три года. Четвертый год обучения дает студентам возможность получить степень бакалавра с отличием. Исключение составляют вузы Шотландии, где подготовка длится 4 года. При этом первый год обучения на программе UG в Великобритании эквивалентен второму году учебы в вузе США.

Вторая степень: магистр (Master). Получение магистерской степени занимает в большинстве британских вузов один год. Некоторые университеты взяли за образец американский стандарт обучения в течение двух лет.

Третья степень: доктор философии (PhD). Подготовка более индивидуальна и в зависимости от области научных исследований обычно занимает от трех с половиной до четырех лет. Степень присваивается после написания и успешной защиты диссертации, которая является результатом научных исследований.

Какой можно подвести итог всему вышесказанному? Мы видим, что все системы имеют один и тот же принцип, разделение на этапы, сначала по возрасту, затем по направлению обучения. Везде существует возможность получения и высшего и профессионального образования, а так же везде в наличии дошкольное и обязательное школьное образование. Но несмотря на кажущуюся схожесть, в каждой стране имеются свои нюансы, связанные как с поступлением в образовательное учреждение, так и с дальнейшим обучением в нем, связанное в первую очередь с сложившимися традициями и различным менталитетом. Т.е. не существует двух абсолютно одинаковых систем.

Школьное образование во Франции

Французская система среднего образования, как и во многих других странах Европы, состоит из трех ступеней: начальная школа (ecole primaire), которую дети посещают с 6 до 11 лет, старшая - коллеж (college), рассчитанная на подростков с 11 до 15 лет, и, наконец, лицей (lycee), в котором обучаются с 16 до 18 лет. Образование государственного образца обязательно для всех детей в возрасте от 6 до 16 лет и предоставляется бесплатно – по сути, это аналог российских 9–11 классов, где учеников готовят к поступлению в вузы.

При этом во Франции также существуют и частные учебные заведения, которые в основном являются платными. Но в зависимости от степени государственной поддержки, они могут быть субсидируемыми (sous contrat) и несубсидируемыми (hors contrat). В первом варианте правительство выплачивает зарплату преподавателям, и школы работают по национальной программе, следуя стандартному расписанию. В случае когда субсидий от правительства не поступает, руководители школ могут самостоятельно выбирать методики, обучая детей по нестандартным программам. Таким образом, к частным учебным заведениям обычно относятся религиозные (католические) школы, а также те, которые рассчитаны на детей с ограниченными возможностями.

Начальная школа во Франции мало чем отличается от современного российского аналога - те же небольшие классы, игровой подход к предметам. Отличия начинают проявляться позже - в коллеже, куда 11-летний ребенок попадает после первой ступени обучения. К примеру, здесь классы считаются в обратном порядке: ребенок поступает в шестой класс и через четыре года заканчивает третий. Затем коллеж сменяет лицей, обязательное обучение в котором длится два года – а далее подросток проходит "дипломный" класс (терминаль).

Еще одна особенность французского школьного образования - особый статус предмета "французский язык". Языковой тест после первого класса проходят все без исключения. Полученная оценка учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.

Школьное образование в Германии

В этой стране постигать ученую грамоту начинают с 6 лет. Программа в целом стандартная: дети учатся читать, считать, писать, изучают природоведение, а главные отличия заключаются в качестве дополнительных занятий.

Отучившись четыре года (в Берлине и Бранденбурге - 6 лет), ребенок оканчивает начальную школу, и переходит на следующий этап – среднее общее образование, срок получения которого составляет от 4 до 6 лет. При этом ученик может выбрать один из вариантов: основную, реальную школу или гимназию. Как правило, в этих учебных заведениях выделяют с 5-го по 10-й классы, а разница определяется наполнением программы. Например, в основной школе большое внимание уделяется трудовым навыкам - так что ее можно сравнить с российскими профессионально-техническими училищами. Свидетельство, выдаваемое по окончании, обычно используют, чтобы продолжить образование на производстве или в вечерних профессионально-технических учебных заведениях более высокого уровня.

В программах реальной школы общеобразовательная и профессиональная составляющие уравновешены, так что позже школьники могут учиться на дневном отделении профессионально-технических учебных заведений.

Гимназии отличаются ярко выраженным академическим характером подготовки и различаются по специализации. Выделяют три основных направления: гуманитарное (языки, литература, искусство), общественное (общественные науки) и техническое (естественные науки, математика, техника). Окончив обучение, ученик получает диплом о среднем образовании (Abitur). Немецкий Abitur является аналогом российского аттестата о полном среднем образовании и британского диплома A-level.

Кроме перечисленных заведений, в Германии также существуют общие школы (Gesamtschule), в которых сочетаются особенности гимназии и реальных школ, благодаря чему ребенок одновременно получает гуманитарное и техническое образование.

В немецкой системе образования есть и частные учебные заведения, выдающие аттестаты гособразца. Как правило, к ним относятся религиозные, элитарные и закрытые школы, спектр образовательных услуг которых шире государственного – к примеру, только в этих школах школьник-иностранец может получить немецкий аттестат.

Школьное образование в Италии

Путь к знаниям итальянские дети начинают в шесть лет, поступая в начальную школу, первые две ступени которой (scuola elementare 1 и scuola elementare 2) бесплатны для всех. В обязательную программу этого этапа входят общеобразовательные предметы, и только изучение религии можно выбрать по желанию.

По итогам пятилетнего обучения (две первые ступени) школьники сдают письменный и устный экзамены и получают аттестат начальной школы, чтобы затем перейти в среднюю школу, где юным исследователям предстоит учиться до 14 лет. В конце каждого года учащихся средних школ ожидают экзамены по системе "сдано - не сдано". Если ученик не проходит тест, он остается на второй год.

В 18 лет школьники продолжают обучение в лицеях. Выделяют три разновидности последних: классический и технический лицеи, а также со специализацией на естественных науках. Программа всех лицеев включает итальянскую литературу, латынь, математику, физику, естественные науки, философию, историю. Выпускники сдают экзамен и получают аттестаты зрелости, с которыми можно поступать в университет.

Школьное образование в Великобритании

Не первый год британские школы, будто магнит, притягивают учеников со всего мира. "Учат – многие, мы – воспитываем джентльменов", - собственно, эта фраза директора одного из престижных учебных заведений объясняет преимущества образования, полученного в Великобритании.

В стране предусмотрено обязательное бесплатное образование, которое может получить любой ребенок в возрасте от 5 до 16 лет, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса родителей. При этом оно включает два этапа: начальное школьное образование - для детей в период 4–11 лет (до 7 лет ребенок ходит в школу для малышей, а с 7 до 11 лет - в младшую школу), и среднее - предусмотрено для подростков 11–16 лет.

Средние школы имеют свою градацию. Так, "грамматические" учреждения ориентированы на академическую общеобразовательную составляющую - с расчетом на дальнейшее обучение в вузе. "Современные" школы отличаются прикладной направленностью и позволяют быстро приобрести профессиональную квалификацию. Наиболее популярные "единые" школы соединяют эти две характеристики.

Родителям, которые захотят обучать своего ребенка дома, сначала нужно получить разрешение местного совета по образованию. Дело в том, что "домашние" условия обучения должны соответствовать принятым нормам, включая обязательное религиозное воспитание.

Еще одной особенностью местного образования является традиция раздельного обучения мальчиков и девочек, хотя большинство школ "новой формации" в основном смешанные. Стоит отметить, что бесплатное среднее образование, которое гарантирует государство, ценится заметно меньше полученного в частном учебном заведении - для успешной карьеры нужно закончить "правильную" школу.

Школьное образование в США

Официально закрепленной государственной системы образования в стране не существует. Несмотря на государственное финансирование, в каждом штате есть местный выборный совет по делам образования - именно он разрабатывает учебные планы и контролирует обучение школьников. Качество образования, а также содержание и объем учебного материала, как и учебники, определяются в школах непосредственно самими преподавателями. И в этом случае, остается только надеяться на профессиональную квалификацию и ответственность наставников ребенка.

Первые знания малыш получает в возрасте 3–5 лет в учреждениях для дошкольников, после чего переходит в начальную школу: 1–5 классы выпадают на промежуток 6–11 лет. Далее идет средняя (6–8 классы на промежуток 11–13 лет) и высшая школы (9–12 классы, в которых обучаются дети в возрасте 14–17 лет). В зависимости от специализации, средние школы подразделяются на академические, профессиональные и многопрофильные. В последних, начиная с 9-го класса, предусмотрены отдельные профили: общий, коммерческий, индустриальный и другие.

Помимо бесплатных государственных, в США есть и платные частные школы, многие из которых - религиозные. Однако большинство частных учреждений ориентированы на подготовку учеников к поступлению в престижные вузы.

Школьники, получившие среднее образование, могут поступать в разного рода колледжи (начальные, технические, городские и прочие), через два года учебы в которых они получают степень, сравнимую со средним специальным образованием. Другой вариант дальнейшего обучения - поступление в колледжи или университеты, четыре года учебы в которых приносит степень бакалавра.

Школьное образование в Финляндии

Предварительное начальное образование, которое начинается в год шестого дня рождения ребенка, малыш может получить в школе, детском саду, семейном детском саду или в любом другом подходящем месте - окончательное решение принимает муниципалитет.

Когда крохе исполняется семь лет, он переходит на этап обязательного образования, который продолжается до исполнения ему 16–17 лет. При этом государство полностью гарантирует бесплатное основное образование, включая обучение, учебники, тетради, канцелярские принадлежности и питание.

С третьего класса юный школьник начинает изучение английского языка, в четвертом - выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский), а уже в седьмом классе его ждет обязательное изучение шведского. В стране также распространена система частных школ, обучение в которых является платным.

Похожие публикации