Процессы в современной науке. Назовите, какая из географических наук изучает: процессы, происходящие в Мировом океане; население Земли; процессы, происходящие

География — одна из самых интересных и увлекательных наук. Ведь она напрямую связана с путешествиями и приключениями. Но какой смысл несёт в себе термин «география»? Значение слова весьма интересно. И мы попробуем объяснить его в нашей статье.

Наука о Земле

Одной из древнейших является география. Значение слова мы рассмотрим немного позже, а сейчас познакомимся с историей этой дисциплины. Известно, что основы современной географии были заложены ещё во времена древних эллинов. Их изыскания обобщил и систематизировал древнегреческий учёный Птолемей в первом столетии нашей эры. Именно в Греции география развивалась семимильными шагами. Параллельно изучением Земли интересовались и в Древнем Египте. Уже в 3 тысячелетии до нашей эры здесь осуществляли первые морские экспедиции по акваториям Красного и Средиземного морей. Отдельные элементы географических описаний можно отыскать и в древних книгах Индии - «Ведах» или «Махабхарате».

Как в последующие столетия развивалась география? Значение этой науки особенно возросло в XVI веке, в так называемую Колумб и Магеллан, Джеймс Кук и привозили со своих плаваний множество новых сведений и фактов о нашей планете, которые требовалось детально изучить и систематизировать. География в её современном академическом виде была заложена в первой половине XIX века Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером. На сегодняшний день человечество уже покорило Луну, планирует высадку на Марс в самом ближайшем будущем. Однако и на Земле ещё остается множество неизученных мест - «белых пятен», по которым не ступала нога человека. Поэтому географам в XXI веке будет чем себя занять на этой планете.

География: значение слова, происхождение термина

Когда же возник термин «география»? Кто его придумал и закрепил за данной наукой? Попробуем объяснить значение слова «география». Этот термин женского рода происходит от двух древнегреческих слов: «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю). То есть его можно перевести на русский язык следующим образом: «землеописание».

Термин «география» придумал и ввёл в науку ещё древнегреческий философ и учёный Эратосфен. Случилось это примерно в III веке до нашей эры. Как и когда употребляется сегодня термин «география»? Значение слова в наши дни можно рассматривать в двух аспектах. Оно может употребляться:

  1. Как наука, объединяющая в себе множество более мелких дисциплин. Они изучают Землю, особенности природы, локализацию по её поверхности населения, полезных ископаемых и т. п.
  2. Как область распространения по территории какого-либо явления или процесса. Например, запасов нефти или уровня общей грамотности людей.

Что изучает наука география?

Согласно универсальному определению, география - это наука, изучающая так называемую Земли. Последняя, в свою очередь, включает в себя четыре участка: лито-, атмо-, гидро- и биосферу. Но это ещё не всё. Иногда к ним добавляют техносферу, то есть все то, что создано руками человека на планете.

Основным объектом исследований науки можно назвать природные законы и закономерности распределения и взаимодействия различных компонентов географической оболочки (почв, горных пород, растительности, вод и т. д.). Современная наука делится на три больших блока: физическую, социальную и Первая изучает природу, вторая - население и условия жизни людей, третья - особенности и закономерности экономического развития территорий и стран.

Значение слова «историческая география». Особенности научной дисциплины

Как уже упоминалось выше, география - это комплексная наука. Она включает в свой состав множество различных дисциплин. Одной из них как раз и является историческая география. Что же она изучает?

Историческая география - это особый раздел, который пытается объяснить различные исторические процессы и события посредством знаний географических. Иными словами, данная наука изучает историю через пространство. И особое место в ней уделяется именно географическим (территориальным) факторам.

В заключение

Одной из самых старых наук на Земле считается именно география. Значение этого термина очень интересно. Слово выдумали в Древней Греции. И перевести его на русский язык можно как «землеописание». Термин ввёл ещё в третьем веке до нашей эры древнегреческий учёный Эратосфен. К слову, именно он впервые измерил параметры нашей планеты. И сделал это достаточно точно, не имея под рукой современных приборов и технологий.

Когда я оканчивала школу, то ЕГЭ ещё не придумали. Сейчас я часто слышу, что тесты весьма сложные, и решила испытать себя, заглянув в список приблизительных тем и заданий по географии. Вот, что из этого получилось.

Наука о Мировом океане

Попала я на раздел географических наук. Первый вопрос касался науки, изучающей протекающие в Мировом океане процессы. Мне было известно, что название ей - океанология. Эта наука охватывает настолько много моментов в данной сфере, что её раздробили на более узкоспециализированные:

  1. Химическая океанология.
  2. Физическая.
  3. Техническая.
  4. Взаимодействие океана и атмосферы.
  5. Морская.
  6. Промысловая.

Грунты под сооружения

Поведение грунтов, предназначенных для сооружений, и их взаимодействие с элементами техносферы изучает инженерная геология. В её структуре выделяют три раздела-компонента: инженерная геодинамика, грунтоведение и региональная инженерная геология.

Климат и рельеф Земли

Климатические условия Земного шара, закономерности климатообразования и их размещение на планете исследуется наукой климатологией.

Рельеф, характер поверхности, история развития и происхождение форм рельефа, закономерности их распространения изучается геоморфологией. В этой науке детально изучаются уровни рельефа: элементы, формы и комплексы.


Земная кора

Состав, строение, характер поверхности, а также закономерности развития земной коры нашей планеты входят в круг интересов науки геологии. Она охватывает множество отдельных наук, которые имеют свои конкретные объекты изучения и используют собственные методы исследования. Примеры этих наук: тектоника, вулканология, минералогия, палеонтология и даже вышеупомянутая инженерная геология.

Население и влияние специфики территории на его здоровье

Наука, внимание которой сосредоточено на населении Земли, закономерностях распределения и воспроизводства, на миграции его, численности, составе, именуется демографией.


Влияние особенностей географической среды на здоровье людей, порядок распространения болезней изучается медицинской географией.


Научно-техническая революция (НТР) – понятие, используемое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине XX века. Начало НТР относится к середине 40-х гг. XX в. В ходе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественное разделение труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция – длительный процесс, который имеет две главные предпосылки – научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце XIX – в начале XX вв., в результате которых произошел коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Были открыты электрон, явление радиоактивности, рентгеновские лучи, создана теория относительности и квантовая теория. Совершился прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Последние три десятилетия XX века ознаменовались новыми радикальными научными достижениями. Эти достижения можно характеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой формировалась постнеклассическая наука. Сменивший прежнюю неклассическую науку первой половины XX века, этот новейший период в развитии естествознания, образующий естественнонаучную составляющую второго этапа научно-технической революции, о характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, это – ориентация постнеклассической науки на исследование весьма сложных, исторически развивающихся систем (среди них особое место занимают природные комплексы, в которые включен в качестве компонента сам человек). Представления об эволюции подобных систем вводятся в картину физической реальности через новейшие идеи современной космологии (концепция «Большого взрыва» и др.), через изучение «человекоразмерных комплексов» (объекты экологии, включая биосферу в целом, системы «человек - машина» в виде сложных информационных комплексов и т.д.), и, наконец, через разработку идей термодинамических неравновесных процессов, приведших к возникновению синергетики.

Во-вторых, важное направление исследований постнеклассической науки составляют объекты биотехнологии, и в первую очередь, генетической инженерии. Успехи последней на рубеже XX - XXI вв. определяются новейшими достижениями биологии – в плане расшифровки генома человека, постановки и решения проблем клонирования высших млекопитающих (эти проблемы, заметим, включают не только естественнонаучный, но и социально-этический аспекты).

В-третьих, для постнеклассической науки характерен новый уровень интеграции научных исследований, нашедший выражение в комплексных исследовательских программах, реализация которых требует участия специалистов различных областей знания.

Фундаментальной особенностью структуры научной деятельности является разделенность науки на относительно обособленные друг от друга дисциплины. Это имеет свою положительную сторону, поскольку даст возможность деталь но изучить отдельные фрагменты реальности, но при этом упускается из виду связи между ними, а в природе все между собой взаимосвязано и взаимообусловлено. Разобщенность наук особенно мешает сейчас, когда выявилась необходимость комплексных интегративных исследований окружающей среды. Природа едина. Единой должна быть и наука, которая изучает все явления природы.

Еще одна фундаментальная черта науки - стремление абстрагироваться от человека, стать максимально обезличен ной. Эта в свое время положительная особенность науки де лает ее ныне неадекватной реальности и ответственной за экологические трудности, поскольку человек является самым мощным фактором изменения действительности.

В дополнение к отмеченному выше можно добавить упрек в том, что наука и техника способствуют социальному угнетению, в связи с этим раздаются призывы об отделении науки от государства.


К парадоксам развития науки относится то, что наука, с одной стороны, сообщает объективную информацию о мире и в то же время уничтожает ее (при различных экспериментах) или что-либо уничтожается на основе научной информации (виды жизни, невоспроизводимые ресурсы).

Но главное, наука теряет надежду сделать людей счастливыми и дать им истину. Наука не только изучает развитие мира, но и сама является процессом, фактором и результатом эволюции, при этом она должна находиться в гармонии с эволюцией мира. Должен образоваться контур обратной связи между наукой и другими сторонами жизни, который регулировал бы развитие науки. Увеличение разнообразия науки должно сопровождаться интеграцией и ростом упорядоченности, а это и называется становлением науки на уровень целостной интегративно-разнообразной гармоничной системы.

В современном мировоззрении сформировались две ориентации на отношение к науке и научно-технической революции:

Первая ориентация, которая получила название сциентизма (от лат. scientia - наука).Именно в наше время, когда роль науки поистине огромна, появился сциентизм, связанный с представлением о науке, особенно естествознании, как высшей, если не абсолютной ценности. Эта научная идеология заявила, что лишь наука способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, включая и бессмертие. В рамках сциентизма наука рассматривается как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области.

В противоположность этому направлению также громко заявил о себе во второй половине XX в. антисциентизм, который обрекает науку либо на вымирание, либо на вечное противопоставление природе. Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении коренных-человеческих проблем, а в своих проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Она утверждает, что хотя наука и повышает благосостояние на селения, но она же увеличивает опасность гибели человече ства и Земли от ядерного оружия и загрязнения природной среды.

Процессы, происходящие в современной науке

Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной науки.

Процесс дифференциации

Т.е. отпочкования наук, превращения отдельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные дисциплины начался уже на рубеже XVI и XVII вв. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» - собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т. п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них - на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математики с момента своего возникновения.

В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук (биохимия, биофизика, химическая физика и т.д.).
Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора - иногда до «профессионального кретинизма»).

Процесс интеграции

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции- объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика (одно из ведущих направлений современной науки, репрезентирующее собой естественно-научный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре) и др., строятся такие интегративные картины мира как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).
Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она поэтому и возможна, что объективно существует такое единство.

В современной науке получает все большее распространение объединение наук для разрешения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Так, например решение очень актуальной сегодня экологической проблемы невозможно без тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых ими идей и методов. Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический (наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления:

1) единство и борьба противоположностей;

2) переход количественных изменений в качественные;

3) отрицание отрицания.

4) процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.



Чтобы научиться отличать Австрию от Австралии, север от юга, дюну от бархана - следует хорошо учить географию. Определение слова и его значение вы найдете в этой статье. Кроме того, вы узнаете, что изучает одна из древнейших наук, и каковы ее главные особенности.

Что такое география: определение и значение термина

География - древнейшая из ныне существующих научных дисциплин. Ее основы были заложены еще в эпоху эллинизма. В сфере ее интересов - моря и океаны, горы и равнины, а также общество. Точнее, особенности взаимодействия человека с окружающей природой.

Определение понятия «география» невозможно без трактовки самого слова. Оно имеет древнегреческое происхождение и переводится как «землеописание». Термин состоит из двух греческих слов: «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).

В третьем веке до нашей эры (когда география зарождалась как наука) данный термин вполне соответствовал сущности. Древнегреческие мыслители и вправду занимались «землеописанием», не сильно вдаваясь в тонкости природных процессов и явлений. Однако нынешнее определение географии нельзя сводить к такой, столь узкой трактовке.

Чем же занимается наука на современном этапе? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться с тем, что такое география. Определение данной научной дисциплины вы найдете далее в нашей статье.

Ранняя история географической науки

Итак, как мы уже разобрались, термин «география» придумали древние греки. Ими же были созданы первые детальные карты местности. Собственно, и основы этой науки были заложены именно в эллинскую эпоху. Позднее центр ее развития плавно переместился в арабский мир. Исламские географы не только исследовали и нанесли на карты массу новых земель, но и совершили немало важных новаторских открытий.

Развитию географической науки сильно поспособствовала также китайская цивилизация. В частности, инструментально. Именно китайцы разработали такую полезную вещицу, как компас, которой активно пользуются и в XXI веке.

Самые известные представители раннего периода в истории географической науки:

  • Эратосфен («отец географии»).
  • Клавдий Птолемей.
  • Страбон.
  • Мухаммад-аль-Идриси.
  • Ибн Баттута.

Развитие географии в XVI-XX веках

В эпоху европейского Возрождения громадное эмпирическое наследие, накопленное географами предыдущих поколений и культур, было систематизировано и переосмыслено. Так называемый период Великих Географических открытий поставил перед «наукой землеописания» совершенно новые задачи и цели, а в обществе возник свежий и неподдельный интерес к профессии географа.

В XVIII веке данную науку начинают изучать в университетах как отдельную дисциплину. В первой половине XIX столетия Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером был заложен фундамент современной академической географии - такой, какой мы знаем ее сегодня. В наши дни, благодаря спутниковым технологиям и новейшим геоинформационным системам, география входит в совершенно новый этап своего развития.

Ученые, внесшие существенный вклад в развитие европейской географической науки:

  • Герхард Меркатор.
  • Александр фон Гумбольдт.
  • Карл Риттер.
  • Вальтер Кристаллер.
  • Василий Докучаев.

Определение географии как науки

«Линейное изображение всей известной части Земли, со всем тем, что на ней расположено - заливами, крупными городами, народами, значительными реками». Такое определение географии дал Клавдий Птолемей еще во втором веке. Благодаря этой науке, как говорил известный древнегреческий астроном, мы получаем уникальную возможность «обозреть всю Землю в одной картинке».

В начале XIX века немецкий географ Карл Риттер предложил заменить «землеописание» термином «землеведение». Кстати, именно он впервые разделил географию на две самостоятельные ветки: физическую и общественную (политическую). «Территория влияет на жителей, а жители - на территорию» - эту справедливую мысль Риттер высказал еще в 1804 году.

Другой немецкий ученый Герман Вагнер он дал следующее определение географии: это наука о могуществе пространства, которое проявляется в местных различиях его вещественного заполнения. Вагнер был довольно близок по своим научным воззрениям к Карлу Риттеру.

Интересное определение географии дал известный советский почвовед Арсений Ярилов. По его утверждению, это та наука, которая должна ориентировать человека в пределах отведенного ему природой жилища.

Существует немало других любопытных трактовок данной научной дисциплины. Чтобы подытожить все вышесказанное, следует привести современное определение: география - это наука, изучающая так называемую географическую оболочку Земли, во всем ее природном и социально-экономическом многообразии. О том, что это такое, мы более подробно расскажем в следующем разделе.

Географическая оболочка - это…

Под географической оболочкой подразумевают оболочку планеты Земля, состоящей из четырех структурных слоев:

  • Тропосферы.
  • Земной коры.
  • Гидросферы.
  • Биосферы.

При этом все эти «сферы» пребывают в теснейшем взаимодействии, пересекаясь и проникая друг в друга. Сущность понятия о географической оболочке Земли впервые описал еще в 1910 году русский ученый П. И. Броунов.

В пределах географической оболочки происходит постоянный и непрерывный процесс перемещения вещества и энергии. Так, вода из рек и озер постоянно поступает в нижние слои атмосферы, а также в земную кору (через трещины и поры). В свою очередь, в водоемы попадают газы и твердые частицы из тропосферы.

Границы географической оболочки определяются нечетко. Чаще всего нижнюю ее черту проводят по подошве земной коры, верхнюю - на высоте 20-25 километров. Таким образом, средняя мощность географической оболочки Земли составляет примерно 30 км. По сравнению с параметрами нашей планеты - это мизер. Но именно эта тонкая «пленка» как раз и является главным объектом изучения для географической науки.

Структура географической науки

Современная география - комплексная и очень объемная наука, включающая в себя десятки частных дисциплин. Как правило, ее делят на два крупных блока - физическую и общественную (или социально-экономическую). Первая изучает общие закономерности развития и существования географической оболочки и ее отдельных частей, а вторая - занимается исследованием процессов взаимодействия общества с природной средой.

Среди физико-географических дисциплин выделяются следующие:

  • Геодезия.
  • Геоморфология.
  • Гидрология.
  • Океанология.
  • Ландшафтоведение.
  • Почвоведение.
  • Палеогеография.
  • Климатология.
  • Гляциология и пр.

В числе общественно-географических наук принято выделять такие дисциплины:

  • Демография.
  • Экономическая география.
  • Геополитика.
  • География культуры.
  • Медицинская география.
  • Геоурбанистика.
  • Политическая география.
  • Страноведение и др.

Основные проблемы и дискуссии современной географии

Как ни странно, вопрос «что такое география?» остается одним из самых сложных и дискуссионных среди представителей данной науки. Что должна изучать география, какие цели она обязана ставить перед собой - эти проблемы до сих пор не могут решить умы нынешнего поколения ученых-географов.

Помимо этого, теоретическая география пытается сегодня решить и ряд других актуальных проблем. К самым основным можно отнести следующие:

  • Проблема утраты в обществе интереса к географии.
  • Проблема «отмирания» таких чисто практических дисциплин, как мелиорация, землеустройство, почвоведение.
  • Проблема общей классификации географической науки.
  • Определение ряда ключевых понятий: «географическая оболочка», «ландшафт», «геосистема» и т. п.

В последнее время набирает популярность такое свежее направление, как «конструктивная география». Прежде всего, в силу стратегического характера своих исследований. Данная дисциплина может преобразовать традиционно описательную и теоретическую географию - в практичную и полезную.

В заключение

География входит в число древнейших наук. Она зародилась еще в III веке до нашей эры. Сегодня география является самостоятельной научной отраслью, которая занимается глубоким и комплексным изучением географической оболочки Земли, начиная от процессов в толще земной коры и заканчивая производственной деятельностью человека.

Вопрос 1. Что такое рельеф?

Рельеф представляет собой совокупность неровностей земной поверхности – холмы, горы, долины, впадины.

Вопрос 2. Что называют Мировым океаном?

Мировой океан – это водная оболочка Земли, океан разделяет сушу на континенты. Мировой океан состоит из Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов.

Вопрос 3. Что такое горные породы?

Горные породы – это минералы, органические вещества из которых состоит земная поверхность. Они могут быть твердыми, мягкими, рыхлыми.

Вопрос 4. На какие два основных раздела делят географию?

В географии выделяют два основных раздела: физическую географию и социально-экономическую географию.

Вопрос 5. Какая наука изучает природу земной поверхности?

Физическая география изучает природу земной поверхности. Для определенных частей природы существуют свои науки, например рельеф изучает геоморфология, климат – климатология, распространение и распределение живых организмов – биогеография.

Вопрос 6. Что изучает экономическая география?

Экономическая география изучает разнообразие мира людей и его хозяйство.

Вопрос 7. Назовите, какая из географических наук изучает: процессы, происходящие в Мировом океане; население Земли; процессы, происходящие в грунтах, на которых возводятся сооружения; климаты земного шара; состав и строение земной коры; рельеф земной поверхности; влияние особенностей территории на состояние здоровья населения.

Океанология – наука изучающая процессы, происходящие в Мировом океане. Изучением населения Земли занимается демография. Процессы, происходящие в грунтах, на которых возводятся сооружения – инженерная география. Климаты земного шара – климатология. Состав и строение земной коры – геология. Рельеф земной поверхности – геоморфология. Влияние особенностей территории на состояние здоровья населения – медицинская география.

Вопрос 8. Укажите, какие из географических наук, рассмотренных в параграфе (см. рис. 12), относят к физической географии, а какие - к социально-экономической.

Физическая география включает: геоморфологию, климатологию, биогеографию, геологию, океанографию.

Социально-экономическая география включает: инженерную, медицинскую, военную, историческую, политическую географию, демографию, картографию.

Вопрос 9. Что интересного вы сможете узнать, изучая географию?

Вы узнаете, как землепроходцы и путешественники открывали и изучали новые земли и населяющие их народы, как устроена Вселенная и какое место занимает Земля в Солнечной системе, как изображается земная поверхность на плане местности и географической карте, как возникла и устроена наша планета.

Вопрос 10. Почему количество географических наук постоянно увеличивается?

Потому что происходит процесс дробления крупных наук на более мелкие, специализирующиеся на конкретной деятельности. Это делается с целью более тщательного изучения определенных аспектов.

Вопрос 11. Как современная география связана с другими науками? Приведите примеры.

Современная география связана с очень многими науками. Например с биологией, биогеография изучает распределение живых организмов по планете и благодаря этому биологи узнают где обитает определенный вид животных. С помощью климатологии синоптики могут составлять прогнозы погоды.

Вопрос 12. Приведите примеры географических объектов на территории вашего района, являющихся объектом изучения: а) физической географии; б) социально-экономической географии.

А) Леса, горы, холмы, реки, озера.

Б) Города, поселки, деревни, заводы, распределение плотности населения.

Похожие публикации