Половое размножение водных покрытосеменных растений. Половое размножение покрытосеменных растений

"Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс". В.В. Пасечник

Особенности полового размножения покрытосеменных растений

Вопрос 1. Какое строение имеет пыльца?
Каждое пыльцевое зерно покрытосеменных растений состоит из вегетативной и генеративной клеток. Пыльцевое зерно покрыто двумя оболочками. Наружная оболочка, как правило, неровная, с шипиками, бородавочками, выростами в виде сеточки. Это помогает пыльцевым зернам удерживаться на рыльце пестика.

Вопрос 2. Почему у цветковых растений оплодотворение называют двойным?
Оплодотворение является процессом слияния женской и мужской половых клеток. У растений он протекает следующим образом (рис. 10). В результате опыления пыльца попадает на рыльце пестика. Из вегетативной клетки развивается пыльцевая трубка и прорастает через ткани рыльца и столбика по направлению к завязи. Затем пыльцевая трубка проходит в завязь и через пыльцевход проникает в семяпочку. В итоге она оказывается внутри зародышевого мешка. Из генеративной клетки образуются два спермия, они перемещаются к концу пыльцевой трубки. Пыльцевая трубка разрывается, и спермин оказываются в зародышевом мешке. Один спермий сливается с яйцеклеткой, образуется зигота - первая клетка зародыша семени. Второй спермий сливается со вторичным диплоидным ядром, в результате образуется триплоидная клетка, дающая начало эндосперму (запасной ткани семян). Этот процесс носит название двойного оплодотворения и свойственен только цветковым растениям. Он был открыт в 1898 г. русским ботаником С.Г. Навашиным.

Вопрос 3. Как образуется зародыш растения?
Образовавшаяся при слиянии гамет зигота делится на две клетки. Каждая из возникших при этом клеток снова делится и т. д. В результате многократных делений клеток развивается многоклеточный зародыш нового растения.

Вопрос 4. В результате какого процесса образуется эндосперм?
Центральная клетка зародышевого мешка после слияния со спермием многократно делится, образуя клетки эндосперма, в которых накапливаются запасы питательных веществ. Они необходимы для питания и развития зародыша.

Вопрос 5. Из чего образуется семенная кожура?
Семенная кожура развивается из покрова семязачатка.

Вопрос 6. Какие способы опыления вы знаете?
Различают два основных типа опыления: самоопыление и перекрестное опыление. При самоопылении пыльца из тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка. При перекрестном опылении пыльца с тычинки цветка одного растения переносится на рыльце пестика цветка другого растения.

Вопрос 7. Какими признаками обладают насекомоопыляемые растения?
Признаки насекомоопыляемых растений: крупные одиночные цветки, собранные в соцветия мелкие цветки, яркая окраска лепестков или листочков простого околоцветника, наличие нектара и аромата.

Вопрос 8. Какие признаки характерны для ветроопыляемых растений?
У растений, опыляемых ветром, не бывает ярких, крупных и душистых цветков. Невзрачные, обычно мелкие цветки, часто собранные в соцветия, перистые рыльца, пыльники на длинных свисающих нитях, очень мелкая, легкая, сухая пыльца - все это приспособления к опылению ветром. Ветроопыляемые растения чаще растут большими скоплениями.

Вопрос 9. С какой целью проводят искусственное опыление?
Искусственное опыление осуществляют с целью выведения новых сортов, получения гибридов и повышения урожайности некоторых растений.

Процесс полового размножения цветковых растений включает несколько этапов: цветение, опыление, оплодотворение, созревание и распространение семян.

Цветение - процесс, начинающийся с открытия бутонов, с последующим раскрытием пыльников, освобождением пыльцы, функционированием пестиков и увяданием цветка. Продолжительность цветения у разных видов варьирует от нескольких часов до нескольких недель.

Опыление - процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Различают два вида опыления: 1) самоопыление - перенос пыльцы с тычинок на пестики одной и той же цветка 2) перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок одного цветка на пестики другой.

Распространенный способ опыления - с помощью насекомых. Насекомые-опылители посещают цветки, чтобы использовать в пищу нектар и (или) пыльцу.

Цветки ветроопыляемых растений мелкие, лишенные яркой окраски и запаха, пыльца очень мелкий, легкий, образуется в огромных количествах.

Опылению предшествует процесс созревания пыльцы и пестиков. Эволюция растений шла по пути усложнения и совершенствования дипломы идного спорофита и редукции гаплоидного гаметофита. У покрытосеменных растений различия между гаметофитом и спорофитом достигли наивысшей степени.

Тычинка представляет собой эволюционирующий спорофил, ПИЛЯК - верхнюю часть микроспорофила с возросшими микроспорангиями. Внутри пыльника в результате мейотического деления образуются микроспоры, покрытые оболочкой. Затем микроспора прорастает под оболочкой. В результате одного деления образуются две клетки: маленькая - генеративные и большая - вегетативная. Это и есть мужской гаметофит. Оболочка микроспоры становится оболочкой гаметофита - пыльцевого зерна. Размеры пыльцевых зерен и форма оболочки могут значительно варьировать.

Пестик образуется в результате срастания краев одного или нескольких плодолистиков. Плодолистики образовались в процессе эволюции с мегаспорофилив. Внутри завязи содержится один или несколько семенных зачатков. Семенной зачаток состоит из ядра и покровов. Ядро семенного зачатка образовалось в ходе эволюции с мегаспорангия. В покровах семенного

зачатка является узкий проход - микропиле (через него в семенной зачаток проникает пыльцевая трубка). В семенном зачатке образуются мегаспоры - как правило, четыре, реже две или одна. Затем одна мегаспора начинает делиться, образуя зародышевый мешок, а другие рассасываются. В результате разделения мегаспора вытягивается, у ее полюсов образуется по четыре ядра. Далее от полюсов отделяется по одному ядру, которые направляются в центр зародышевого мешка и сливаются, образуя центральное ядро. Поскольку мегаспора сформировалась в результате мейотического деления, то образованные в ней ядра имеют гаплоидный набор хромосом. Центральное ядро имеет диплоидный набор хромосом, поскольку образуется в результате слияния двух гаплоидных ядер. Из ядер, оставшиеся у полюсов зародышевого мешка, образуются клетки. С клеток, расположенных у полюса, обращенного к микропиле, развиваются яйцеклетка и клетки-спутницы (синергиды). На противоположном конце образуются три клетки - антиподы.






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи урока:

  • вспомнить строение цветка.
  • выяснить способы и значение опыления в жизни растений;
  • изучить особенности полового размножения у цветковых растений;

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с половым размножением покрытосеменных растений как важнейшим их свойством.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения
  • Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа
  • Коммуникативные УУД : Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.

Деятельность учащихся:

  • работа с текстом учебника и дополнительной литературой,
  • заполнение таблицы в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд № 1. Проверка домашнего задания:

Найдите соответствие. Задание № 1

Слайд № 2 Проверка на соответствиие

Слайд № 3

2. Мотивационно-ориентационный этап.

Эпиграф урока

“Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время”.
К.Г. Паустовский

Слайд № 4

“Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости, другие из-за болезней, третьих съедают хищники... Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других”

Слайд № 5

Объясните значение этих слов.

Все живое рождается, растет, развивается, оставляет потомство, стареет и умирает.
Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет.

О каком свойстве живых организмов идёт речь?

Слайд № 6

На зелёной полянке, вдоль тропинки в лесу,
На лужайке, на грядке и на клумбе в саду:
Одуванчик лекарственный, земляника садовая,
Черемуха пахучая, роза колючая,
Мать и мачеха раннецветущая,
Груша, плоды дающая.
Собрались не напрасно фотосинтез дающие
И заспорили меж собой, как им род продолжить свой?

Слайд № 7 Могут ли растения размножаться половым путем?

Слайд № 8 Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Слайд № 9 Тема урока:

Размножение покрытосеменных (цветковых) растений

Слайд № 10 Какие задачи поставим перед собой?

Слайд № 11 Задачи урока

1. Вспомнить строение цветка.

2. выяснить способы и значение опыления в жизни растений;

3. изучить особенности полового размножения у цветковых растений.

3. Этап актуализации и пробного учебного действия

Слайд № 12 В ящике находятся 2 объекта, имеющих отношение к новой теме. Один из них – орган размножения цветковых растений, а другой можно назвать результатом этого процесса. О чем идет речь?

Слайд № 13 Строение цветка

С точки зрения русского языка, тычинка – слово женского рода, а пестик – мужского. А с точки зрения ботаники?

Задание на соответствие

Слайд № 14 Проверка на соответствие

Слайд № 15 Опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика

Слайд № 16

Слайд № 17 Самоопыление происходит при попадании пыльцы на пестик того же цветка, т.е. внутри одного цветка.

Слайд № 18 Перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестиков другого цветка.

Слайд № 19 Какими признаками обладают насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения?

  • 1 вариант Рабочий лист задание № 3(подчеркнуть признаки) Учебник на стр. 135
  • 2 вариант Рабочий лист задание № 3(подчеркнуть признаки) Учебник на стр. 136

Слайд № 20 Перечисленные признаки

1. Цветки – мелкие, невзрачные, без запаха.

3. Цветки – одиночные.

4. Цветки собраны в соцветия.

5. Соцветия – сережки или сложный колос, метелки.

7. Пыльца – легкая, мелкая.

12. Растут большими группами.

Слайд № 21

Признаки насекомоопыляемых растений

Ответ: 2,3,4,6,8,10,11

Признаки ветроомоопыляемых растений

Ответ: 1, 4, 5, 7, 9, 12

2. Цветки – крупные, яркие и душистые.

3. Цветки – одиночные.

4. Цветки собраны в соцветия.

6. Соцветия – головка, корзинка или початок.

7. Пыльца – легкая, мелкая.

8. Пыльца – крупная с шипиками и бугорками.

9. Цветение – до распускания листьев.

10. Цветение – после распускания листьев.

11. Растут одиночно или группами.

12. Растут большими группами.

1. Цветки – мелкие, невзрачные, без запаха.

2. Цветки – крупные, яркие и душистые.

3. Цветки – одиночные.

4. Цветки собраны в соцветия.

5. Соцветия – сережки или сложный колос, метелки.

6. Соцветия – головка, корзинка или початок.

7. Пыльца – легкая, мелкая.

8. Пыльца – крупная с шипиками и бугорками.

9. Цветение – до распускания листьев.

10. Цветение – после распускания листьев.

11. Растут одиночно или группами.

12. Растут большими группами.

Слайд № 22 Оплодотворение – это процесс слияния гамет

Слайд № 23 Схема Двойное оплодотворение

Оплодотворение

  • Попав на рыльце пестика, пыльца прорастает в пыльцевую трубку, на конце которой две мужские клетки- спермии.
  • Спермии попадают в завязь пестика. Один спермий сливается с яйцеклеткой, а второй с центральной клеткой. Такой вид оплодотворения называется двойным и характерен для всех цветковых растений, кроме орхидей.

Слайд № 24 Этапы полового размножения

1. Образование половых клеток у родителей;

2. Доставка спермиев к яйцеклетке, т.е. опыление;

3. Оплодотворение, или слияние женских и мужских гамет;

4. Образование зиготы;

5. Развитие из зиготы нового, дочернего организма.

4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Слайд № 25 Задание № 4 Вставьте пропущенные слова

Пыльцевое зерно попадает на.................. и прикрепляется к нему. Зерно набухает и превращается в длинную пыльцевую.......... Пыльцевая трубка прорастает от рыльца..... через.......... и достигает............. Затем через............ она достигает зародышевого мешка. Здесь один из............ сливается с.........., а второй – с.................. .

Слова для справок: рыльце, пестик, трубка, завязь, столбик, спермий, яйцеклетка, пыльцевход, центральная клетка.

Слайд № 26 Проверь себя (задание № 4)

Слайд № 27 Задание на дом:

  • Параграф № 24, составить кроссворд по новым терминам.

Рефлексия

Слайд № 28 Спасибо за внимание!

Слайд № 29 Задачи

  • Почему оплодотворение цветковых растений называют двойным?
  • У огурцов имеются пустоцветы – тычиночные цветки, которые не образуют плодов. Нужно ли их обрывать?
  • Известны случаи, когда цветок дает плод и “без брака”. Чего не бывает в таких плодах?
  • Когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, то клевер вырос, хорошо цвел, но плодов и семян у него не было. Почему?

Урок биологии в 6 классе. «___»_______________ 20____ г.

Половое размножение покрытосеменных растений.

/data/files/r1512990596.pptx (размножение)

Цель. Создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях полового размножения покрытосеменных.

Задачи.

Образовательные: определить биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений, его значение для образования плодов и семян; познакомить с особенностями строения и приспособленностью цветков к опылению насекомыми, ветром; показать значения опыления в жизни растений.

Развивающие: продолжить развивать учебно-интеллектуальные умения (выделять главное, сравнивать, делать выводы), развивать правильную биологическую речь.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные компетенции учащихся через совместную работу по изучению строения цветка, этапов полового размножения у цветковых растений.

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты.

Ученик научится

Определять понятия: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление».

Объяснять преимущества семенного размножения перед споровым.

Ученик получит возможность научиться

Сравнивать различные способы опыления и их роли, значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока;

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстрациями, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Личностные:

формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладевают интеллектуальными умениями(доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Ход урока.

Орг. момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Они прекраснее всего,

Что нам дает природа на Земле.

Но дар ее бесценный.

Их яркость нежная всем возрастам мила,

В гирлянде, в вазе ли - они везде прелестны,

А в зелени садов - тем более уместны.

О каком объекте живой природы идет речь?

Этот объект - красивейшее создание природы. И нет на Земле ничего прекраснее и нежнее этого хрупкого и драгоценного дара природы. В тоже время он является органом полового размножения. А другой можно назвать результатом этого процесса.

Какое строение имеет цветок?

Чем являются тычинки?

Из чего состоит пестик?

Пестик является женской частью цветка. Тычинка является мужской частью цветка.

В пыльниках тычинки образуются пыльцевые зёр-на, или пыльца .

Одновременно с образованием пыльцы в семязачатке пестика формируется зародышевый мешок . Каждый семязачаток одет покровом. На вершине семязачатка есть узкий канал — пыльцевход . Он ведёт к ткани, занимающей центральную часть семязачатка. В этой ткани в результате деления клеток образуется зародышевый мешок , состоящий из восьми клеток: по три клетки на полюсах, и две клетки в центре, сливаясь, образуют центральную клетку . На одном из полюсов находится крупная яйцеклетка .

Как вы думаете, какова основная функция цветка?

Таким образом, мы выяснили, что цветок - орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами.

Как вы считаете, какова тема нашего урока? Итак, тема нашего урока - «Половое размножение покрытосеменных растений». Подумайте и попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока - выяснить взаимосвязь строения цветка и его главной функцией - половым размножением.

Изучение новой темы.

Но что должно произойти, чтобы образовались должно произойти плоды с семенами?

Цветение - опыление - оплодотворение - образование плода с семенами.

Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения у одних растений может быть очень короткой, у других длинный. Например: у некоторых кувшинковых цветение длится 20-25 минут, бамбука всего 1 ночь, виктории регии - 4 дня.

Чтобы образовались семена должно произойти опыление. Итак, опыление - это процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Если пыльца попадает с тычинки на рыльце пестика в пределах одного цветка, то такой процесс называется самоопылением . Так опыля-ются пшеница, рис, горох, фасоль. При самоопылении сливаются половые клетки, образовавшиеся на одном растении и, следовательно, имеющие одинаковые наследствен-ные признаки. Вот почему потомст-во, образовав%D

Похожие публикации