Покорение Казанского ханства: историческая правда и современные измышления. Падение Казани: сколько было татар в войске Ивана Грозного

Покорение Казанского ханства

Царский титул позволял великому князю Ивану IV занять совершенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул на западе переводили как «принц» или даже «великий герцог», а титул «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император» - единовластный правитель. Русский самодержец тем самым вставал вровень с императорами Священной Римской империи.

Когда Ивану исполнилось 17 лет, влияние на него князей Глинских прекратилось. На царя стал сильно влиять Сильвестр - духовник Ивана, протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле. Он сумел убедить юного царя в возможности спасти страну от всевозможных бедствий с помощью новых советников, которые были подобраны по указаниям Сильвестра и составили особый кружок, по сути выполнявший функции правительства. Этот кружок был назван одним из его членов, князем Андреем Курбским , «Избранной радой» .

С 1549 года вместе со своими друзьями и сподвижниками, так называемой «Избранной радой», куда входили А.Ф. Адашев, митрополит Макарий, А.М. Курбский, священник Сильвестр, Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства.

Он осуществил Земскую реформу, были проведены преобразования в армии. В 1550 году был принят новый Судебник Ивана IV .

В 1549 году был созван первый Земский собор, а в 1551 году Стоглавый собор, состоящий из представителей церкви, который принял сборник - 100 решений о церковной жизни «Стоглав» .

В 1550–1551 годах Иван Грозный лично участвовал в походах на Казань, которая в то время была магометанской, и обратил ее жителей в православие.

В 1552 году Казанское ханство было покорено. Затем московскому государству покорилось и Астраханское ханство. Произошло это в 1556 году.

В честь покорения Казанского ханства Иван Грозный повелел построить на Красной площади в Москве собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы, известный всем как храм Василия Блаженного .

Покровский собор (храм Василия Блаженного)

С годами царь стал полагать, что укрепление его державной власти усилило и власть его приближенных, которые «начали в самовольство» приходить. Своих ближайших сподвижников - Адашева и Сильвестра - царь обвинил в том, что они сами всем распоряжаются, а его «водят, как юнака, под руки». Расхождение мнений выявил вопрос о направленности дальнейших действий во внешней политике. Иван Грозный хотел вести войну за выход России к Балтийскому морю, а члены его «рады» хотели дальнейшее продвижение на юго-восток.

В 1558 году началась, как и задумывал Иван Грозный, Ливонская война . Она должна была подтвердить правоту царя, но успехи первых лет войны сменились поражениями.

Смерть в 1560 году жены Анастасии и наговоры ее родственников заставили царя заподозрить своих бывших сподвижников в злом умысле и отравлении царицы. Адашев умер в момент готовящейся над ним расправы. Протопоп Сильвестр по приказу Грозного был пострижен и сослан в Соловецкий монастырь.

«Избранная рада» прекратила свое существование. Начался второй период правления Грозного, когда он стал править абсолютно самодержавно, не слушая ничьих советов.

В 1563 году русские войска овладели Полоцком, в то время крупной литовской крепостью. Царь был горд этой победой, одержанной уже после разрыва с «Избранной радой». Однако уже в 1564 году Россия потерпела серьезные поражения. Царь стал искать «виноватых», начались массовые опалы и казни.

В 1564 году доверенный и ближайший друг Ивана Грозного, член «Избранной рады» князь Андрей Курбский тайно, ночью, оставив жену и девятилетнего сына, ушел к литовцам. Мало того, что он изменил царю, - Курбский предал родину, став во главе литовских отрядов в войне с собственным народом. Стараясь изобразить себя пострадавшим, Курбский написал царю письмо, оправдывая свою измену «смятением горести сердечной» и обвиняя Ивана в «мучительстве».

Между царем и Курбским завязалась переписка. В письмах оба обвиняли и упрекали друг друга. Царь обвинял Курбского в измене и оправдывал жестокость своих действий интересами государства. Курбский оправдывался тем, что был вынужден бежать ради спасения собственной жизни.

Из книги История России в рассказах для детей автора

Покорение царства Казанского 1552 год Положась на храбрость Казаков, Иоанн не беспокоился о своих южных областях. Швеция и Ливония также не были страшны: они ничего более не желали, как свободной торговли с Россией. Польским королем был уже не беспокойный Сигизмунд, умерший

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Мифы и реальность Казанского кремля Совсем недавно, в середине 2009 года, закончилось подведение итогов уникальных раскопок Казанского кремля, длившихся одиннадцать лет. Благодаря им российские археологи смогли опровергнуть несколько легенд и преданий, существовавших

Из книги История России в рассказах для детей (том 1) автора Ишимова Александра Осиповна

Покорение царства Казанского 1552 год Положась на храбрость казаков, Иоанн не беспокоился о южных областях своих. Швеция и Ливония также не были страшны: они ничего более не желали, как свободной торговли с Россией. Польским королем был уже не беспокойный Сигизмунд, умерший

Из книги История казаков со времён царствования Иоанна Грозного до царствования Петра I автора Гордеев Андрей Андреевич

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 4 Трагедия на Ворскле. Примирение Литвы и Москвы. Поход Едигея на Москву. Отношения Василия I и Золотой Орды. Василий II и его борьба за великокняжеский стол. Ослепление Василия Косого. Улуг-Мухаммед и основание Казанского ханства. Пленение Василия II. Дмитрий Шемяка.

Из книги Василий III автора Филюшкин Александр Ильич

Как Василий III выбирал казанского хана Отношения с Казанью после конфликта в начале правления Василия III были урегулированы соглашением 1508 года. Мухаммед-Эмин принес присягу московскому государю. Визит в 1510–1511 годах крымской царицы Нур-Салтан к своим сыновьям,

Из книги Допросы сионских мудрецов [Мифы и личности мировой революции] автора Север Александр

«Хулиганы» у Казанского собора Разгром народовольческих организаций на некоторое время охладил пыл революционеров. Хотя затишье длилось недолго. Первая крупная акция состоялась 6 декабря 1876 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Русская и еврейская молодежь решила

Из книги Невский проспект. Дом за домом автора Кирикова Людмила Александровна

Из книги Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества автора Мизун Юрий Гаврилович

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ И МУСУЛЬМАНСКОГО КАЗАНСКОГО ХАНСТВА Казанское ханство образовалось в 30-х годах XV века на части территории распадающейся Золотой Орды. Золотая Орда слабела. Об этом свидетельствует Куликовская битва (1380). Вслед за этим Золотую Орду

Из книги Историческая география России в связи с колонизацией автора Любавский Матвей Кузьмич

XVI. Колонизация казанского царства Успехи русской колонизации по соседству с Казанским царством до половины XVI в.: русские селения на Ветлуге и заселение бассейна нижней Суры. - Политические и экономические причины покорения Казанского царства. Военнослужилая

автора Худяков Михаил Георгиевич

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Падение Казанского ханства (1551–1556) Завоевательная политика русского правительства. Мы видели, что до конца 1540-х годов русская политика по отношению к Казанскому ханству не имела территориально-завоевательного характера. В конце 1540-х годов совершается

Из книги Очерки по истории Казанского ханства автора Худяков Михаил Георгиевич

ГЛАВА ПЯТАЯ. Внутренний строй Казанского ханства Казанские ханы. Казанское государство сложилось из двух составных элементов - из старой болгарской основы с ее населением и культурой, и из наносного татарского элемента, сообщившего старому оседлому населению новую

Из книги Русское языческое княжество автора Радуга

Часть 25. Присоединение Казанского ханства к Руси В последующее семь лет никаких особых событий в Сестрорецке не происходило. За эти годы Игорь Восьмой вырос и незаметно сосредоточил власть в своих руках.Несомненно, что какая-то закулисная борьба велась, но о ней ничего

Из книги Петербургские арабески автора Аспидов Альберт Павлович

«Пещерный храм» под алтарем Казанского собора Зимой 1918/19 года здание Казанского собора впервые за все время своего существования не отапливалось. Большие калориферные печи, устроенные в подвале и подававшие прежде в нужное время подогретый воздух наверх - в обширный

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Покорение Казанского ханства Царский титул позволял великому князю Ивану IV занять совершенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул на западе переводили как «принц» или даже «великий герцог», а титул «царь» или совсем не

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Покорение Сибирского ханства Сибирское ханство было частью татаро-монгольской Орды. К середине XVI в., то есть к тому времени, когда Сибирское ханство вступило в непосредственные отношения с Россией, уже освободившейся от ордынского ига (1480) и расширявшейся на восток,

З АВОЕВАНИЕ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА

С конца 1540-х годов начались общеизвестные в истории «казанские походы Ивана Грозного», руководимые самим Иваном IV, когда он достиг совершеннолетия, и в 1547 году впервые в истории существования Русского государства был объявлен царем (все правители до него, как мы знаем, носили титул «великий князь»). Идейными наставниками молодого царя, сыгравшими определяющую роль в формировании его крайней воинственности и захватнических взглядов, стали два человека. Один из них – митрополит Макарий, он же глава царского правительства, т.е. второй человек в государстве после царя. Другой его идейный вождь – уже названный выше Иван Пересветов, который в своих письмах к царю и публицистических сочинениях постоянно призывал его к завоеванию Казанского ханства.

На 2 октября было назначено общее наступление на Казань. Накануне провели сильную артподготовку. Никто не спал той ночью: казанцы готовились к последней, решающей схватке с врагом, русские заняли свои наступательные позиции в ожидании общего сигнала к атаке. И вот перед рассветом у Аталы-ковых и Ногайских ворот одновременно произошли два мощнейших взрыва – в общей сложности там было заложено 48 больших бочек пороха. В городских укреплениях образовались два огромных прорыва, восстановить которые было уже невозможно, и через них в город ринулось полчище русских воинов. Началась страшная битва. Однако численный перевес был явно на стороне противника и он все более начинал теснить осажденных.

Основные причины поражения татар в 1552 году:

1. Наличие противника Казанского ханства в лице Русского государства, общая агрессивная политика которого приобрела с 40-х годовXVI века форму экспансионистских, завоевательных войн на востоке при крайне враждебном отношении воинствующей церкви к татарам-мусульманам («басурмане», «антихристы», «нечестивцы», «поганые», «татарва», «мерзость казанская» и др.).

2. Отсутствие ополченской армии Казанского ханства, т.е. армии всей страны, общая мобилизация которой стала невозможной после возникновения Свияжской крепости с одновременным отторжением западной половины государства и блокированием основных водных и сухопутных дорог всей казанской земли, что привело в конечном счете к изоляции столицы государства.

3. Ликвидация артиллерийского арсенала Казани в решающий момент защиты города и ханства, проведенная по указке царского правительства.

4. Отсутствие единства среди самих татар, особенно в руководстве страны, в ответственный период защиты целостности государства в конце 40 – начале 50-х годов. Антинародная, антигосударственная политика Шах-Али, Кель-Ахмеда, ногайского князя Исмаила, других предателей, созданная и постоянно поддерживаемая правительством Ивана Грозного и органами самодержавно-церковной идеологии.

5. Активная дипломатическая и иная работа Москвы с целью помешать созданию казанско-ногайской, казанско-крым-ской и казанско-сибирской коалиций в общей борьбе против вторжения с запада. Слабость казанской дипломатии в этом плане, в поисках новых союзников как за пределами государства, так и внутри страны. Недостаточная деятельность даже некоторых известных государственных деятелей (Булат и Нурали Ширины, Гаухаршад, Боюрган, Чура Нарыков, Кучак и др.) в создании единства политических и общественных сил, отсутствие сплоченности работы ханского аппарата и правительства.

2.ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТАТАРСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ.

Возникновение татарской периодической печати[

Начиная с первой четверти XIX века, в связи с традиционно высоким уровнем грамотности среди татарского населения, наиболее прогрессивные представители татарской и русской интеллигенции предпринимали многочисленные попытки добиться разрешения властей на печатание газеты на татарском языке.

Первая безуспешная попытка получить разрешение на издание татарской газеты была сделана в 1808 году профессором Казанского университета И. И. Запольским. Царское правительство отказалось дать ему согласие на издание газеты. В 1834 году с просьбой к попечителю Казанского учебного округа М. Н. Мусину-Пушкину разрешить издание газеты «Бахр-уль-ахбар» («Море новостей») обратился студент восточного факультета университета М. Г. Никольский. Несмотря на поддержку профессора А. Казем-Бека, разрешение получить не удалось.

В 1870ых годах ходатайство об издании газеты «Тан йолдызы» («Утренняя звезда») возбуждает татарский просветитель Каюм Насыри. Безрезультатно. Учёный был вынужден ограничиться выпуском ежегодных календарей, которые стали, в определённом смысле, первым периодическим изданием на татарском языке. В 1880ые годы вопрос о татарской газете поднимался Г. Ильясовым (Ильяси), одним из зачинателей татарской драматургии, а в 1890ые годы - писателем и публицистом Загиром Бигиевым. Эти попытки также не увенчались успехом. Царское правительство неизменно отвечало отказом, ссылаясь то на отсутствие высшего и среднего образования у рекомендуемых редакторов из татар, то на невозможность организовать систематический контроль над изданиями на татарском языке.

Однако татарская интеллигенция упорно продолжала добиваться цели. В 1892 году инспектор Казанской учительской школы Шахбазгарей Ахмеров, имевший университетское образование, подаёт в Управление печати в Петербурге ходатайство об издании газеты «Казань». В ответ на это он получает порицание за попытку заниматься издательским делом состоя одновременно на государственной службе.

В 1899 году попытку открыть в Оренбурге типографию для издания газеты и книг на татарском языке сделали братья Шакир и Закир Рамиевы. В 1902 году их усилия наткнулись на категорический отказ со стороны правительства. В 1903 году педагог Хади Максудов ещё раз ставит вопрос об издании газеты под названием «Йолдыз» («Звезда»). Министерство внутренних дел сочло эту затею «нецелесообразной». В 1904 году он специально едет в столицу, добивается приёма у министра внутренних дел и оставляет ему новое прошение. И опять - безрезультатно. В начале 1905 года в г. Уральске с таким же ходатайством выступили просветитель Камиль Мутыги-Тухватуллин и знаменитый поэт Габдулла Тукай. Снова безрезультатно.Лишь после революции 1905 года, наконец, возникают предпосылки для возникновения татарской периодической печати. 2 сентября 1905 года в Петербурге вышел первый номер еженедельной газеты «Нур» («Луч»). Она стала самой первой газетой на татарском языке

2.Принятие ислама волжскими булгарами Существуют свидетельства о том, что болгары Приазовья приняли ислам еще во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует - ред.). Одним из таких свидетельств является сочинение османского писателя XVI-XVII вв. Мухаммада ибн Мухаммада, известного под псевдонимом Чокрыкчызадэ "Алты бармак китабы" (или "Доводы пророка"). Каждый баб посвящен деяниям пророка в одном определенном году. Наряду с другими событиями в 7 году по хиджри (629 г. по григорианскому), приводится рассказ о принятии правителем болгар Фарух Официально ислам в Хазарском каганате был принят в 737 году в результате походов арабского полководца Мервана ибн Мухаммада. Хотя ислам стал одним из основных религий среди населения страны, официальный характер его не был устойчивым. Но дело, главным образом, не в количестве, а в том, какое место занимали мусульмане в структуре общества. Здесь они составляли основную часть каганской гвардии. Даже ставится обязательным условием, чтобы визир, т.е. первый человек каганбека, был мусульманином. В середине Х в. Итиль, где довольно большую часть населения составляют мусульмане, становится центром торговли, местом пересечения нескольких караванных путей, что усиливает позиции ислама. Широкое распространение исламской религии среди хазаро- болгар подтверждается не только арабскими письменными источниками, такими как ал-Куфи (умер в 926 г.), ал-Белазури (умер в 892 г.), но и результатами археологических раскопок. Проведенные археологические исследования многих захоронений болгаро-хазарского происхождения обнаружили в них соблюдение мусульманского погребального обряда. То, что в Хазарском каганате в большом количестве чеканили куфические мусульманские монеты, также говорит о распространении исламской религии. В конце Х в. хазары вновь официально принимают исламскую религию.

Так что пришедшие в наши края болгары, вернее племена, относящиеся к салтово-маяцкой культуре, значительная часть которых исповедовала ислам. Болгары, построившие новое государство на берегу Волги и Камы, получают в результате с этих времен богатое духовное наследие.

Принятие монотеистической религии было подготовлено всем ходом предшествующего социально-экономического, политического и культурного развития Волжской Булгарии. Часть булгарских племен, пришедших в Среднее Поволжье и Нижнее Прикамье, уже исповедовали ислам ханафитского толка. В дальнейшем распространении ислама в Волжской Булгарии решающую роль играли именно они, установив тесные (даже номинально подвластные) связи с развитым мусульманским государством Средней Азии саманидов. Поэтому в Булгарии распространяется ислам не ортодоксального характера, а ислам, обогащенный элементами традиционных культур народов Средней Азии.

Всеволод Игоревич МЕРКУЛОВ
журнал "Русский Дом", октябрь 2007

В течение нескольких веков главной заботой русских князей была оборона своей земли от грабительских татарских набегов. Освобождение от даннической зависимости лишь отчасти этому способствовало. Набеги продолжались и через два столетия после разгрома Золотой орды. Наконец русские дружины сами повернули оружие на восток, и после ряда неудач, в октябре 1552 года, было разгромлено Казанское ханство

Казанское ханство появилось после разгрома Золотой орды, но не играло самостоятельной политической роли, зачастую оказываясь под влиянием ставленников Крымского ханства. С его подачи казанский хан Сафа-Гирей, признавший вассальную зависимость от Турции, возобновил грабительские набеги на русские земли. Попытки Москвы дипломатически решить эту проблему оказались безрезультатными. Однако и первые военные операции не привели к успеху.

Иван Грозный начал подготовку к новому походу на Казань, приказав возвести в 30 км от неё опорную крепость Свияжск. Основную силу русского войска составляла конница, но вместе с ней появились первые регулярные части - стрельцы, а также артиллерийские "наряды". Летом 1552 года во главе основных военных сил царь выступил к Коломне. В это время крымский хан Девлет-Гирей, стремясь воспрепятствовать походу, вторгся в русские пределы. Он предполагал, что Иван Грозный уже осадил Казань и будет вынужден повернуть назад, чтобы оборонить свои земли. Но на своём пути крымские татары неожиданно встретили главные силы русской армии и бежали "с великим срамом", бросив пушки и обозы. Дорога на Казанское ханство была открыта.

В конце августа 1552 года русское войско подошло к Казани. В летописи говорится, что начало осады было омрачено сильным ураганом, повалившим русские шатры и потопившим многие корабли на Волге. Но Иван Грозный объявил, что не отойдёт от города до его полной сдачи. Вокруг Казани возвели две осадные линии и начали рыть подкопы под ворота и под тайник у реки Казанки, где находился водоисточник. После пяти недель осады русским войскам удалось прорваться в город, штурм начался с возгласами "С нами Бог!". Мощный взрыв пороховых бочек, заложенных в подкопы, разрушил ворота и часть стены. Тяжёлая битва развернулась на улочках города, но вскоре руководивший штурмом князь Воротынский послал сообщить царю: "Радуйся, благочестивый самодержец! Казань - наша, её царь в плену, войско истреблено". Это случилось 15 октября 1552 года.

Со взятия Казани свободу обрели более ста тысяч угнанных в плен людей, среди которых были, конечно, не только русские. К слову, в самой Казани осталось несколько десятков тысяч "кряшенов", то есть татар, принявших православие. Русская власть многими из них была принята с облегчением, так как она обещала не только сохранение культурных традиций, но и послабление в различных поборах. На сторону Москвы переходили отдельные татарские князья, признавая главенство Русского государства.

Казалось бы, оценка исторических событий, связанных с покорением Казанского ханства, может быть только однозначной. Однако в последнее время всё чаще и чаще предпринимаются попытки пересмотреть историю. Зачастую это не просто иной взгляд на известные факты, но намеренное искажение действительности в угоду региональным политическим интересам. К сожалению, федеральная власть старается не замечать этих попыток, и они не встречают должного отпора со стороны официальной государственной доктрины, которая попросту отсутствует.

Однажды в журнале "Власть" (№ 13 за 2000 год) была опубликована заметка под названием "Россия меняет школьную программу по истории…". За громким утверждением скрывались, главным образом, претензии к общепринятой трактовке исторических обстоятельств, благодаря которым Казань была включена в состав Русского государства. В частности, говорилось, что "татары-мусульмане утверждают, что их воинственные предки заложили основы современного российского государства. Из учебников для старших классов будут изъяты оскорбительные для татар материалы о периоде с IX по XVII век". Подобные претензии можно признать разве что блефом, исходящим от региональных кланов, стремящихся к возрождению татаро-монгольского ханства.

Именно так уже окрестили интриги, связанные с принятием в Думе Договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном, противоречащего Конституции и угрожающего целостности страны. Один из парламентариев прямо указал на то, что "сегодня правовая система Татарстана обособляется от России. В результате получается, что на территории РФ создаётся татаро-монгольское ханство, мы откатываемся в древнюю историю, которая потребует опять каких-то чудовищных государственных усилий по воссоединению страны".

Вместе с тем в Казани регулярно проходят митинги, посвящённые Дню памяти татар, погибших при взятии Казани царём Иваном Грозным. Именно на них принимаются "резолюции" о полной независимости Татарстана и создании "конфедерации поволжских республик Идель". На одном из таких мероприятий его участники, не стесняясь, сжигали портреты Ивана Грозного и плакаты с российской государственной символикой.

Следующим шагом будет обвинение русских в "оккупации"? Другое дело, что пока его вряд ли поддержит подавляющее большинство населения Татарстана. Но и оно сейчас подвергается невиданному идеологическому давлению, а подрастающее поколение вынуждено воспринимать ущербную трактовку истории. В приведённой заметке из журнала "Власть" проскользнула фраза о том, на кого рассчитывают авторы псевдоисторических измышлений: "Порадуются и читатели - потомки монголов, которые объединились с татарами во времена ханов…". Но радуются этому пока только сепаратисты, начинающие формировать свою инфраструктуру по всему Поволжью. Им очень хочется вооружить "потомков монголов", пусть даже вымышленных, антирусской идеологией и ненавистью к России.

Тем не менее, стараниями "ведущих" методистов и авторов учебников система школьного исторического образования уже сейчас сильно пострадала. А ведь её огромную значимость нельзя недооценивать! Это лишь внешняя сторона невиданной идеологической диверсии, но и её последствия могут стать поистине необратимыми. Спецслужбам же давно пора обратить внимание на организационную и скрытую от глаз простого обывателя деятельность, которую татарские националисты ведут на всех уровнях. Конечно, если мы не хотим повторения чеченских событий в Поволжье, способных расколоть Россию на части.

Чувствуется здесь и рука западных недоброжелателей России. Именно сейчас на нашу страну обрушился целый шквал "учебной" литературы, зачастую не отвечающей ни интересам российской государственной политики, ни обычным нормам, предъявляемым к образовательным пособиям. Неудивительно, что издаётся она на средства солидных иностранных фондов. На фоне кризиса русской академической науки появляются новые "специалисты", претендующие на объяснение тех или иных событий русской истории.

Вот один из примеров. 3 февраля 2004 года Совет Европы выступил с предложением к многонациональным государствам, к каковым, по мнению этой титулованной международной организации, относится и Россия, пересмотреть принципы преподавания истории. Руководитель одного из курируемых в Страсбурге проектов, некто Т. Минкина, в интервью "Интерфаксу" заявила следующее: "Фактически до сегодняшнего дня история везде подавалась таким образом, что она разделяла людей. В каждой стране акцент делался на титульной нации, при этом её тесная взаимосвязь с соседями, как правило, учитывалась явно недостаточно. Идея же Совета Европы состоит в том, чтобы история не разделяла, а объединяла… Особенно ярким примером здесь является Россия, где ситуация ещё усугубляется разностью подходов в изложении истории федеральным центром и регионами".

Действительно, некоторые регионы России уже сейчас претендуют на самостоятельное освещение известных исторических событий. Имела ли Т. Минкина в виду Татарстан? Но именно здесь историки-сепаратисты активно продвигают доктрину "нового ханства". Наверное, сказать, что это наносит урон исторической концепции Российского государства, будет слишком мягко. Сразу оговоримся, что речь идёт об официальной исторической доктрине, которая должна быть монолитной идеологической основой государственной политики, а не о сугубо научных оценках и дискуссиях, о которых рядовой гражданин имеет полное право не знать.

В этом смысле историческая концепция России должна представлять собой чёткую систему изложения и интерпретации событий прошлого. В том числе и таких событий, которые кому-то могут показаться неоднозначными, не являясь по сути таковыми. Мы должны принимать историю такой, какой она была в действительности. Причём именно официальная историческая система должна преобладать не только на федеральном, но и на местном уровне во всех регионах страны, что будет служить залогом её стабильности и неделимости. В полной мере это относится и к оценке присоединения Казанского ханства Иваном Грозным к России.

Пока же многие региональные исторические концепции, являясь откровенно антирусскими, стремятся обосновать местный национальный сепаратизм и потенциально угрожают национальной безопасности государства. В таких случаях история явно выходит за рамки научного исследования и становится политическим орудием. Причём таким орудием, скрытую мощь которого принято не замечать.

Официальная историческая доктрина Российского государства, конечно, не должна "разъединять людей". Но она не может также действовать и в ущерб государственной идеологии в стране, где подавляющее большинство населения относит себя к русскому народу. И формирование единой нации будет возможно прежде всего на основе уважения к русской истории. Той истории, которая не придумана для нас ни на Западе, ни на Востоке, но опирается на факты и реальность и нацелена в будущее.

2 октября 1552 года под натиском русских войск пала Казань. Тот, кто воспринимает это событие как рядовую победу глубоко заблуждается. Взятие Казани было миссией Ивана IV, его исторической инициацией. 7 главных фактов о взятии Казани.

Божья воля

Иван Грозный - один самых эпохальных правителей России. О его роли в истории сказано и написано столько, что хватило бы на десяток прочих царей нашего государства. Иван IV с детства осознавал свою инаковость, своё особое положение. Выражалось это в патологическом поведении, которое вводило в ступор даже видавших виды бояр. Неизвестно, как бы сложилась история, если бы не было у Грозного такого учителя, как Сильвестр. Если проводить культурно-исторические параллели, то Ивана Грозного (учитывая его амбиции и завоевания) можно сравнить с Александром Македонским, а Сильвестра, соответственно, с Аристотелем. К слову, Александр Македонский был в то время на Руси культовым персонажем. Завоевание Казани Иваном Грозным сравнимо с Восточным походом Македонского. Осознавая свою богоизбранность (по влиянием речей Сильвестра), Грозный воспринимал взятие Казани как особую миссию, как инициацию, как возможность доказать самому себе своё право на царство. И доказал.

Три осады, остров-град

Взятие Казани - это почти мифологический сюжет. Казань была взята с третьей попытки. Два предыдущих похода Грозного окончились неудачей, однако дали возможность подготовиться к третьему походу, который, выражаясь языком масс-медиа, был обречен на успех. Грозный предпринял стратегическое решение: строить крепость неподалёку от Казани. Опыт предыдущих неудачных походов показал необходимость русского укрепления вблизи осаждаемого города. Крепость Свияжск была построена в рекордно-короткие сроки, за 28 дней. Такая скорость постройки была обеспечена тем, что строительством руководил талантливый военный инженер Иван Выродков. Позже, уже во время взятия Казани, Выродков за одну ночь построил тринадцатиметровую осадную башню ручной сборки. Свияжск, остров-град, тот самый сказочный остров-Буян из сказки Пушкина - ещё одно мифологическое место из истории взятия Казани.

Переправа

Продолжает череду мифологических параллелей истории взятия Казани переправа через Волгу, которая началась 15 августа 1552 года. Мифологический сюжет переправы важен для общей картины, Волга была Рубиконом, который необходимо было благополучно преодолеть. Для переправы были построены специальные боевые суда. Узнав о том, что русские затеяли переправу через реку, хан Едигер предпринял попытку сдержать маневр наших войск, но в ходе ожесточенной трехчасовой схватки казанские войска, которые превосходили силы русских в разы, были отброшены и переправа войск могла беспрепятственно продолжаться ещё неделю.

Прикрытие тыла

Казань была обложена 150-тысячной армией. В городе же, по словам Камая мурзы, было 30 тысяч воинов-казанцев. Кроме того, на Высокой Горе, на укрепленной позиции, расположилась конница князя Епанчи. Город был хорошо обеспечен разными запасами, стены посада и кремля были отремонтированы, казанцы заранее готовились к осаде. За 28 лет это была уж пятая осада города.

Осаждавшие больше всего терпели от внезапных нападений конницы Епанчи. Русским войскам необходимо было закрыть тылы,а для этого необходимо было избавиться от постоянной угрозы. Было принято решение решать проблемы по мере их поступления. 6 сентября выступила в поход специально для этой цели созданная армия из трех полков. Арский острог на Высокой Горе был построен среди лесов и болот из бревенчатых срубов, заполненных землей. Вокруг острога имелись засеки. Такую укрепленную крепость можно было взять только штурмом.Войска двумя колоннами подошли к воротам. Завязалась перестрелка. После двухчасовой битвы, не выдержав натиска, оставив убитых и 200 человек пленных, защитники острога бежали. Острог был уничтожен. После этой победы «войска воюючи и села жгучи» повели наступление на город Арск. В течение двух дней Арск был разграблен и разгромлен.

Казаки-индейцы и восставшие из мертвых

Осада была произведена по всем инженерно-техническим правилам того времени. В предыдущие разы русские войска пытались брать город штурмом, но Казань была хорошо укреплена и такая тактика показала свою нецелесообразность. На этот раз всё было иначе. За 5-6 дней Казань была окружена осадными сооружениями: туровой линией, перед ней шла линия «за-копей», траншей с окопами и редутами. 27 августа поставленные туры на Арском поле были вооружены осадными орудиями больших калибров. Надо полагать, они были установлены и в других местах, но самое большое их количество было именно против Ногайских, Царевых и Арских ворот. Казанские стены постоянно подвергались массированному обстрелу.

Во взятии города огромную роль также сыграли минеры под управлением литвина Розмысла (Эразма) и англичанина Бутлера. Они делали подкопы под стены, закладывали бочки пороха. Взрывы пороховых зарядов разрушил колодцы, питавшие город водой. В итоге, именно взрывные работы способствовали деморализации казанской армии, которая оказалась неготовой к подобной массированной и спланированной атаке.

Серьезную помощь царским войскам оказали внезапно подошедшие к Казани донцы (донские казаки). Они пришли ночью. Их неожиданное появление напугало как одну, так и другую сторону. Впечатляющим был и вид казаков. Они украсили свои одежды и головы птичьими перьями и в отсветах костров смотрелись по меньшей мере грозно.

2 октября, во время финального штурма многие русские воины, изнуренные длительной осадой и отчаянным сопротивлением, не слишком охотно шли на приступ, притворялись ранеными и убитыми. Когда же войска ворвались в город, многие "раненые" и "убитые" ринулись в бой.

Осада продолжалась 41 день. Символическое значение продолжительности взятия Казани отсылает к продолжительности христианского поста, что не случайно. Взятие Казани - это не только политический, но духовный рубеж в истории русского государства.

Царская доля - Божья воля

Иван Васильевич мог бы лично не присутствовать во время взятия Казани, ему предлагали остаться в Москве, но он был тверд в своей решимости. В первые дни осады Иван Грозный был активен, участвовал в расстановке полков, ездил «во все дни и в нощи» вокруг татарской крепости. По решению боярского совета царский полк решено было ввести в сражение в момент решающего штурма - 2 октября. Однако, всё пошло не по плану. В день штурма, когда царским полкам пора было входить в крепость, Иван усердно молился в походной церкви. Просьбу о выступлении полка царь проигнорировал, не желая прервать молитву. Когда государев полк появился наконец под стенами крепости, на них уже подняты были хоругви. Промедление Ивана дало пищу для неблагоприятных толков. По словам Курбского, в критический момент воеводы приказали развернуть государеву хоругвь у главных ворот «и самого царя, хотяща и не хотяща, за бразды коня взяв, близ хоругви поставиша».

Неслучайный дар

Через четверть века после взятия Казанского царства Иваном Грозным, в Казани случился страшный пожар. Сгорело большая часть города. Казанские татары, по вере магометане, стали разносить молву о том, что Русский Бог немилосерден к своим христианам и насылает кару на них. «Вера Христова, - замечал летописец, - стала притчею и поруганием». При пожаре, в числе прочих, сгорел дом стрельца Даниила Онучина и ничем не отличился бы стрелец от других погорельцев, если бы не дочь его, Матрёна, с которой стало связано чудесное обретение иконы. Трижды Богоматерь навещала девочку во сне и трижды велела ей достать из-под земли свой чудотворный образ, на иконе запечатлённый. Рассказ о первых двух явлениях Богородицы не убедил родителей девочки взять лопату и пойти искать образ, но после третьего сна можно было не сомневаться, что Матрёну Богородица избрала не случайно, что не просто сон снится девочке, но знамение в нём. Отправились копать на то место, которое указала во сне Богородица, и действительно, примерно на метровой глубине обнаружили они икону, в состоянии идеальном, словно только что написанную. Этот неслучайный дар закольцовывает сюжет о взятии Казани богоизбранным царем Иваном IV, который исполнил свою Восточную миссию.

М ожно ли называть нацией тот народ, который не помнит день и год потери столицы своего независимого государства? К сожалению, на сегодняшний день татар, не знающих этой даты, очень много. Для многих людей дата 15 октября 1552 года не пробуждает никаких ассоциаций. Его часто называют еще и днем поминовения погибших защитников Казани. То, что это дата начала потери нашего государства и колонизации татарских земель, почему то четко не определяют. Это дата начала геноцида и этноцида против татарского народа, который продолжается уже 460 лет. Есть ли в истории человечества народ, который в течении пяти веков смог противостоять и выжить в жесточайших условиях русского колониализма? Есть — и это мы татары!

Но мы как-то начали об этом "забывать". А должно ли забываться такое?! "Когда сражение было окончено в городе была произведена страшная резня, так как русское командование распорядилось произвести поголовное истребление всех мужчин, но немало было убито женщин и детей, а оставшиеся в живых женщины и дети были отданы в рабство русским завоевателям. Огромный город представлял ужасное зрелище: реки крови, в буквальном смысле, текли, заполняя овраги и рвы города и дальше попадая в Идель (Волга), а трупами были завалены все улицы, что невозможно было и шагу ступить; а в некоторых местах гора трупов была равна высотой со стенами Казанского Кремля. Для вьезда Ивана Грозного в город смогли освободить лишь сто метров улицы.

Такова была жестокая расправа христолюбивого русского государства, таково было первое выступление русского государства на путь территориальных завоеваний." Надо сказать Казань защищали не только татарское воинство и жители города, но и воинства народов, проживающих на территории Казанского ханства. В этот день отдавали свои жизни вместе с татарами за свободу общего государства марийцы, чуваши, башкиры и другие. С захватом Казани русскими завоевателями, уничтожением правительства и регулярной армии борьба за свою свободу приобретает, действительно, народный характер.

Район военных действий охватил всю территорию. Русские отряды беспощадно опустошали страну. Они шли от селения к селению, уничтожая все на своем пути, сжигая деревни, отбирая скот, уводя жителей в плен. Война приняла характер, какой то чудовищной бойни. Но татарский народ упорно отстаивал свою независимость, и его в этой борьбе поддерживали народы Казанского ханства, объединившиеся с татарами против чужеземных завоевателей.

Столетиями татары вместе с соседями поднимают восстания против русской империи. На подавление этих восстаний русское государство бросает регулярные армии, которые просто истребляли население. Подумайте только, лишь в одном августе 1740 года на Южном Урале, возле Оренбурга были зверски замучены и убиты около 6 тысяч татар! Только потому что татары отказались креститься. В 1735—1737 годах на территории Идель-Урала было сожжено вместе с людьми 696 татарских деревень, 17 тысяч татар было убито, 5 тысяч выселено, 10 тысяч татарских женщин и детей отдаются в рабство русским.

Это лишь малая часть известных фактов о геноциде татарского народа русским государством и русской православной церковью. Русские колонизаторы не только уменьшали численность непокорного населения, но и разлагали татарское общество изнутри. Уничтожив непримиримую часть духовенства (суфиев), они на службу в духовенство поставили соглашателей, т.е. предателей, создав российский исламский муфтият. Громадная убыль людей и неисчислимый материальный урон нанесли страшный удар по нашему народу.

В войне за независимость погибли тысячи и тысячи жизней, татарский народ лишился лучших своих сыновей и дочерей. Чтобы представить масштабы истребления населения приведем такой пример: в 1552году русских было 8 миллионов, а татар — 6 миллионов; по истечении 455 лет, русских стало 120 миллионов, а татар все те же 6 миллионов. Если составить обыкновенную пропорцию — нас должно было бы быть сейчас 98 миллионов!!! "

Прошло много лет, прежде чем он, вынужденный перейти от городского быта к крестьянскому, утративший свои культурные приобретения, приспособился к новым условиям существования. Страшное понижение культурного уровня, экономический регресс, сопровождавшийся переходом к примитивным формам хозяйства и сокращением всех потребностей, упадок промышленности и торговли, обеднение и убыль населения, отвыкание от активного участия в строительстве государственной и общественной жизни — вот те последствия, которые принесло казанским татарам русское завоевание" и потеря своей государственности.

А 455 летний срок существования на своей земле, но под властью чужого государства характеризуется незнанием родного языка почти 80% татар, распространением пьянства и смешанных браков, отчуждением от своей истории и религии, низким национальным самосознанием. Незнание истинной истории присоединения Казанского ханства породило среди народов Идель -Урала такое явление как празднование добровольного вхождения народов в российскую империю. 13 октября 2007г. в Уфе торжественно отмечали "добровольное" присоединение башкир к России. То что "добровольное присоединение" — это миф показывает численность этих народов, которая за 455 лет добровольного проживания в России никак не увеличилась, а только уменьшалась, у некоторых народов уменьшилась до нуля. 15 октября — это День Памяти не только татарского народа, а всех народов Поволжья и Урала, которые вместе с татарами смогли сохраниться как народы за 455 лет под беспощадной русской властью.

Похожие публикации