О деятелях избранной рады.

Сильвестр (в иноках Спиридон , ум. ок. 1566) - русский православный священник, политический и литературный деятель XVI века.

Начинал духовную карьеру в Новгороде, затем стал священником Благовещенского собора в Московском Кремле. Был связан с митрополитом Макарием.

Во время московского пожара и восстания в 1547 году произнёс обличительную речь в адрес юного Ивана IV (Грозного), которая была воспринята благосклонно и сделала Сильвестра приближённым царя.

Вместе с А. Ф. Адашевым Сильвестр являлся передовым вождём «Избранной рады». В 1553 году во время тяжёлой болезни царя Сильвестр был близок к двоюродному брату царя князю Владимиру Старицкому, который претендовал на престол. По выздоровлении царь охладел к Сильвестру, а в 1560 году после появления слухов о его причастности к смерти царицы Анастасии сослал его в Кирило-Белозерский монастырь, а оттуда в Соловецкий монастырь, где он принял монашеский постриг. Остаток жизни он провёл в северных монастырях, исповедуя философию нестяжательства.

Литературная деятельность

Известны два послания Сильвестра к А. Б. Шуйскому-Горбатому. Ему же приписывается авторство или окончательная редакция «Домостроя» (доподлинно известно о сочинении им 64-й главы этого памятника). Кроме того, Сильвестр написал житие св. княгини Ольги. Он собирал рукописные книги, покровительствовал иконописцам и другим деятелям искусства.

Литература

  • Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995. № 3. - С. 161-172.
  • Усачёв А. С. Сильвестр и житие княгини Ольги // Румянцевские чтения 2009. Историко-культурные традиции и инновационные преобразования в России. Просветительская ответственность библиотек. Ч. 1: материалы международной научной конференции (21-23 апреля 2009 г.). - М., 2009. - С. 246-254.
  • Усачёв А. С. Личность составителя Степенной книги // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 2 (36). - С. 34-47
  • Курукин И. В. Жизнь и труды Сильвестра, наставника царя Ивана Грозного. - М., 2015.
  • Шмелев Н. П. Сильвестр. Роман, повести. - М.: Советский рисатель, 1992. - 400 с. - ISBN 5-265-02381-X.

Сильвестр (протопоп) - священник, политический и государственный деятель, писатель, автор «Домостроя» - личность во многом загадочная. О его биографии, особенно о начале жизненного пути, сведения очень скудны. В частности, неизвестно, когда он родился, но сохранились сведения, что он являлся уроженцем Новгорода, его отцом был небогатый священник.

Сын пошел по его стопам, служил в Новгороде священнослужителем. Был он и иконописцем, мастером по работе с серебром, учил премудростям ремесла разных мастеров - иконников, певчих, каллиграфов и др. При Митрополите Макарии он состоял литературным помощником и вместе с ним прибыл в Москву в 1542 г. Здесь он возглавил Кремлевский Благовещенский собор.

Страшный пожар, разгоревшийся в Москве в 1547 г., унесший жизни тысяч человек, стал значимым событием и в биографии самого Сильвестра. Он выступил с гневной и обличительной речью, в которой обвинял царя в излишней жестокости (после пожара произошло восстание) и назвал два этих события, пожар и мятеж, божьим наказанием за совершенные преступления. Молодой царь был настолько впечатлен его речью, что вместо расправы приблизил к себе дерзкого священника.

Не будучи потомком знатного рода, не имеющий больших заслуг и состояния, священник из Новгорода в одночасье превратился во влиятельное лицо, советчика Ивана Грозного , его доверенного человека. Он самостоятельно решал некоторые вопросы внутренней и внешней политики, организовал Избранную Раду и фактически стал соправителем царя. В 1553 г. наметилось охлаждение в отношениях между Сильвестром и Иваном Грозным из-за того, что первый скептически отнесся к необходимости давать присягу маленькому сыну царя.

Избранная Рада в итоге утратила былое влияние. В 1560 г. Сильвестр оказывается в Кирилло-Белозерском монастыре, постригается в монахи и получает новое имя - Спиридон. Священника оклеветали и фактически изгнали в Соловки, куда он попадал в качестве опального ссыльного, почти каторжника. Исследователи называют разные причины разрыва отношений - от следствия борьбы политических группировок до неудачного стечения обстоятельств. Предположительно в 1556 г. Сильвестр умер.

Наследие Сильвестра составляют послания, в которых он освещал различные стороны государственного управления, «Житие княгини Ольги», а самым знаменитым его сочинением считается «Домострой». Доподлинно установить его авторство не представляется возможным - не исключено, что Сильвестр был последним, кто просто отредактировал этот свод житейской мудрости. «Домострой» являлся сочинением, регламентирующим поведение людей в семейной, духовной жизни. Каждое поколение воспринимает его содержание сквозь призму моральных и бытовых норм своего времени, однако вне зависимости от эпохи «Домострой» был и остается выдающимся памятником русской литературы.


Давным-давно, в 16 веке - священником Сильвестром, духовником царя Ивана Грозного, был составлен «Домострой», который отражал официальный закон того времени - «Стоглава».

При власти большевиков пропаганда нещадно ругала книгу
«Домострой» за его «пережитки прошлого» и «рабское обращением с женщиной», с которыми советская власть покончила раз и навсегда. Не показывая ни одной строчки из книги, советскому человеку популярно объясняли, что «Домострой» - это такой дореволюционный учебник по мракобесию и угнетению женщин.

Собственно, это всё, что полагалось о ней знать, потому что
никто эту книгу не читал и даже в глаза не видел - книга была властью к чтению запрещена. Спросите почему? Достаточно прочитать её, как советский человек немедленно терял светлый моральный облик строителя коммунизма и становился домашним сатрапом и извергом.

А ведь в произведении Сильвестра сошлись народные пословицы, библейские изречения и мудрость практической жизни. Даже только прочитав названия всех 67 глав, становится понятным, что «Домострой» - это своеобразный Устав жизни.

Думаете, что это фолиант размером с Библию. Нет, - маленькая
книжечка толщиной в пол - мизинца!

Но видимо, домостроевкие «поучения», генетически заложены и в современном поколении. Поэтому предлагаю «Кодекс семьи и взаимоотношений» XXI века. С юмором, конечно!

«Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным
наставлением». «Если же муж и сам не делает того, что в этой книге
писано и жены не учит, и дом свой не по заповеди устраивает, и о
своей душе не радеет, и людей своих этим правилам не учит - и сам
он погибнет в этом веке и в будущем, и дом свой погубит».

Поучения мужу:

1. Ежели домой ты возвращаешься не ко времени и харя твоя
срамная пьяна и помадой бабской перемазана, приходи с приношением, с денжищами большими приходи, с сумками богатыми крокадиловыми да с брилиантами, что по нескольку карат. А коли богатства ты отрадясь не имел али оставил все это там, где срамному греху в разных видах предавался, и, окромя цветочков, с клумбы ворованных, государыне дома своего ничего к ногам положити не имеешь, то бейся головой о стену и в грехах своих кайся - авось и пожалеет тебя жена.

2. Коли все твои праведны стяжания есть мышиная возня за жалкие крохи, а жена твоя денно и нощно пилит тебя нещадно да глаголит, что не мужик ты вовсе, раз шубу соболью ей купить не можешь, то отправь ты ее, сребролюбиву да гневливу, на биржу труда, ибо жена твоя есть свободная женщина и права ващи пред законом государевым равны, и может она в трудах праведных хлеб насущный и шубу соболью сама себе добывать.

3. Коли госпожа дома твоего по хозяйской части не шибко ловкой оказалася, трапезой удивить не мастерица и чистоту в хоромах соблюсти не умелица, не похуляй ее и блудное срамословие свое поумерь - не на службе быта, поди, женился. Кликни-ка бабку-стряпуху да бабку-прибируху - они тебе, соколику, быт и наладят. А коли нету бабок на бабок, то, помолясь да подпоясавшись, иди, соколик, и заработай.

4. Ежели жена твоя неразумно довольною выглядит, оголтело бигуди накручивает в неурочный час и мобильный телефон в кармане халата прячет и чуйкой своей чуешь ты, что неспроста все это, а согрешила должно быть нечестивая, не сокрушай ей ребер и по лицу да по голове не стучи, речами обыдными не укоряй, а постарайся сам на жену свою уноровити. Свечи в спальне попробуй возжигати, благовониями кадити, да фимиамом речей льстивых ей уши заливати. Коли будешь в ублажении искусен, не позарится жена твоя на чужого человека. А коли пуще всего охота тебе на диване возлежати, да чипсы жевати и телек срамной смотрети, так и неча на довольную женину рожу пенять, серчать особливо да руками размахивать. Ибо что ж плохого в том, что она довольна и ты доволен.

5. Коли жена твоя сурова да гневлива, каждому слову твоему перечит и не чтит тебя нисколечко, да к тому же еще и дерзновения опасные имеет, как то: сковородкой чугунной метнуть али метлой поганой по дому гонять, не досаждай ей речами нудными, а купи ей в сексшопе наручники стальные, мехом розовым обшитые да плетку шелковую. И ей угодишь, и сам будешь уверен, что ежели и покалечит она тебя теперь, то не шибко.

6. Ежели супружеский долг тебе исполнять не потребно и не мило, потому как завел ты себе утеху на стороне, а вкупе аще и подарки козырны ей делать вознамерился, то бди. Платье твое, в коем домой приходишь, должно быть чистым от помады али волос бабских и запахом чужим не замарано, а уж коли антересу своему левому подарок даришь, так жене дари подарок подороже, а то небрежением и нерадением госпожу дома своего обидишь, да сам потом об этом и пожалеешь. Ох, пожалеешь!


«Если дарует Бог жену добрую, лучше то камня драгоценного: такая из выгоды не оставит, всегда хорошую жизнь устроит мужу». «Доброй женой муж благословен, число дней его удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его».

Сильвестр. Из книги «Домострой»

Поучения жене:

1. Ежели, к примеру, муж озлоблен, что в дому нечисто да погано, не укоряй мужа, что без бабки-домработницы благолепие навести немыслимо, а он, срамное семя, на бабку-домработницу не зарабатывает, а укрась бренно свое тело чулками в сеточку и костюмом горничной из секс-шопа, в длань возьми забавную штуковину из перьев и с почтением и достоинством пыль ометати, а после, на коленях раскорячившись, полы мыти. И увидишь, как возрадуется муж твой и сменит гнев свой на милость.

2. Егда господин твой домой возвращатися чужими духами воняючи, не мечи ему в рожу довольную трапезу сытную, что своими руками для него-подонка в мокроволновке разогревала, а с благоговением да в молчании трапезой той его приветливо напичкай - пусть объедшися да опившися у телека неугомонного дремлет. А телефон его новомодный проверь на все звонки входящие да эсэмэски пришедшие - и овцу ту заблудшую, что мужа твово возжелала, вычисли. Да только виду не показывай, а ложись спать-почивать - утро вечера мудренее. Планы мести страшной лучше строити на свежую голову.

3. Ежели чуешь ты чутьем своим нутряным, что гуляет, собака, господин твой, а пресечь сие злое бесчинство не можешь, не похуляй господина своего понапрасну, коли зарплату исправно в дом приносит, пущай тешится бесовскими игрищами со срамными девками. А ты смирись, соблюди интеллигентность свою врожденную, да ничтоже сумняшеся подбери себе добра-молодца, чтоб тяжкий супружеский долг за господина твово исполнял, да языком при этом не бреши шибко, не похваляйся пред мужем своим, что у молодца меч-кладенец поволшебней будет - береги семейный очаг.

4. Егда отпуск, трудом праведным заработанный, не за горами, а господин твой на буклеты отелей турецких и глядеть не хочет и морду недовольную шибко воротит, не насильничай его понапрасну, пусти ехать на все четыре стороны, чтоб натешил свою душу молодецкую иллюзией воли вольной да возвращался довольный и с подарками-подношениями. А на курорты басурманские одна поезжай, так оно сподручней выйдет.

5. Ежели какой добрый самаритянин, что в связи греховной да тайной с тобой состоит, подарит тебе платье красно-богато аль еще каку приятну вещь, не маячь в той вещи перед мужем, а то будешь и поругана и посмеяна, а то и камнями побита. Лучше говори господину своему речи льстивые да обещай секса сказачного и веди его под белы рученьки в магазин заветный, и такое же платье себе купить заставь. Одно платье опосля в магазин возвернешь, а в другое рядиться станешь да господина свово и самаритянина радовать. Опять же и копеечку нелишнюю срубишь.

6. Коли надо тебе для плотских утех к морю синему в края теплые с каким добрым человеком слетати, так соберися ты с мыслями скудными и придумай для мужа отмазку правдоподобную да не забудь досугом озаботиться. На неделю ему яства всякие да питие бражное припаси, да фильмов с Памелой Андерсон в избытке накупи, да всем друзьям его сообщи, что он один дома будет. И тогда по возвращении с курорта заморского можешь начинать его пилити да гнобити, ибо полюбому он, голубок, пуще тебя провинится.

Посмеялись! А книжечку «Домострой» Сильвестра - почитать рекомендую. Особенно главы с 19 по 39 (Заключение - Послание и наставление… обязательно). И сами уму-разуму научитесь, а ежели, и вторую половину заставите - жизнь ваша враз изменится! Клик «сюда» или на фото. Приятного чтива!

«Не по лицам судите сынов человеческих, но праведный
суд судите, каким судите судом, таким и судится вам, и какою
мерою мерится, такой и воздается».

Сильвестр. «Домострой».

Музыка: Bijan Mortazavi

2.1. Сильвестр (начало 16 века – до 1568)

Выходец из новгородской зажиточной торгово-промышленной среды, был близок к новгородскому архиепископу Макарию, после избрания которого митрополитом переехал в Москву и с 1545 года стал протопопом придворного Благовещенского собора в Кремле.

Во время беспорядков в Москве, вызванных страшным пожаром и выступлением людей протии Глинских, которые считались виновниками пожара, «Княгиня Анна Глинская со своими детьми и со своими людьми вынимала сердца человеческие и погружала их в воду, и тою водою кропила московские улицы и от того Москва выгорала», так гласил народ.

Самодержавие верховной власти, казалось, утрачивало в эти минуты свое влияние над народом, потерявшим терпение. Иван Васильевич Грозный до этого слишком верил в свое всемогущество, и поэтому держал себя нагло и необузданно, теперь впал в крайнюю трусость и совершенно растерялся. И во время этих событий к нему приходит человек в священной одежде, по имени Сильвестр. В его речи было что-то потрясающее, он представил царю печальное положение московской земли, указал причиной всех несчастий пороки царя «Небесная кара уже нависла над Иваном Васильевичем в виде народного бунта». Скорее всего, священник поразил правителя ещё какими-то чудесами и знамениями, потому что всегда сильный и властный Иван вдруг начал каяться, плакать и дал обещание с этих пор во всем слушаться своего наставника. Так с 1547 года Сильвестр стал оказывать большое влияние на царя.

Очутившись опекуном царя Сильвестр со своим другом Алексеем Адашевым под руководством Ивана Грозного подбирает кружок людей, отстаивающих сильную государственную власть – единодержавие. То были люди знатных родов: князь Дмитрий Курлятов, князь Андрей Курбский, Воротынский, Одоевский, Серебряный, Горбатый, Шереметьевы и другие. Кроме того Сильвестр и Адашев стали приглашать из толпы людей не знатных, но честных и полезных для них и водворять их в различные должности, раздавая им поместья и вотчины. Государство, таким образом, стало управляться кружком любимцев, который Курбский называет «Избранною радою». Сильвестр до такой степени подчиняет себе волю царя, что Иван не делает без его одобрения ни шагу, священник вмешивается даже в его супружеские отношения. При этом опекуны правителя старались по возможности вести дело так, чтобы он не почувствовал тягости опек, и ему бы казалось, это он по-прежнему самодержавец.

Но постепенно влияние Сильвестра на царя начинает падать. Главными врагами Сильвестра были Захарьины, вооружившие против него сестру свою царицу Анастасию. «Царь – нашептывали Ивану – должен быть самодержавен, всем повелевать, никого не слушаться; а если будет делать то, что другие постановят, то это значит, что он только почтен честью царского представителя, а на деле не лучше раба. И пророк сказал горе граду тому, если им многие обладают. Русские владыки и прежде никому не повиновались, а вольны были подданных своих миловать и казнить. Священнику отнюдь не подобает властвовать и управлять; их дело священнодействовать, а не творить людского правления». В довершение всего Ивана убедили, что Сильвестр чародей, силой волшебства опутал его и держит в неволи. Сторонники монаха сознаются, что Сильвестр обманывал царя, представлялся в глазах его богоугодным человеком, облеченным необыкновенной силой чудотворения, что он, одним словом, дурачил царя ложными чудесами, и оправдывают его поступки только тем, что все это делалось для хороших целей. Враги Сильвестра также представляли его царю чудотворцем, но только получившим силу не от Бога, а от темных властей. Сильвестра не терпели многие за его проницательность и желали удалить его. Так в конце 1559 года произошло у царя с Сильвестром и Адашевым какое-то крупное столкновение, подробности которого не известны; известно только, что Сильвестр и его друзья старались удержать Ивана от путешествия по монастырям и от принесения благочестивых обетов. Но после этого столкновения, Сильвестр и Адашев сами нашли невозможным оставаться при царе. Сильвестр (вероятно, тогда уже овдовевший) удалился в какой-то отдаленный монастырь, а Алексий Адашев отправился к войску в Ливонию. В этом деле участие Анастасии почти несомненно, сторонники Сильвестра, по поводу его удаления, сравнили его с Иоанном Златоустом, потерпевшим от злобы царицы Евдокии. В августе 1560 года, царица Анастасия умерла. Враги Сильвестра начали уверять царя, что Анастасию извели лихие люди Сильвестра и Адашева, своими чарами. Друзья сообщили об этом тотчас тому и другому; последние через посредство митрополита Макария, просили суда над собой и дозволения прибыть в Москву для оправдания. Но враги не допустили этого.

Собор осудил Сильвестра на заточение в Соловки, где он занимался перепиской книг, некоторые из которых сохранились, основное произведение писателя - «Домострой», заключающее в себе ряд наставлений сыну и всем людям – религиозных, нравственных и хозяйственных.


Глава 3. Духовные лидеры


Похожие публикации