Большевики свергли временное правительство. Свержение Временного правительства

Обращение к Временному правительству

Глубоко потрясенный известием об угрожающей Родине братоубийственной войне, Всероссийский Поместный Собор Православной Церкви видит в этом новом испытании новое напоминание о великой ответственности всех русских людей пред Богом и перед Родиной.

Исстари величие Русской Державы защищалось грозной ратью христолюбивого воинства, крепко связанной внутренним духовным единством и внешней дисциплиной. Сила русского воина заключалась в том святом воодушевлении, которое пробуждалось верю и молитвой, и в беспрекословном подчинении военной власти ради спасения России.

Теперь, когда вера русского воина ослаблена соблазнами противных христианству учений и власть русского военачальника подорвана, русское войско перед лицом внешнего врага готово распасться на два враждующих стана. Не со вчерашнего дня началась эта междоусобная распря. За последние месяцы от руки своих же братьев-солдат погибло великое множество офицеров, преданных долгу Родины. Верная своим священным заветам, Церковь Православная не принимает участия в борьбе политических партий. И, однако, ныне, как и в дни священномученика Патриарха Ермогена, она не может оставаться равнодушную зрительницей распада и гибели Родины.

Собор свидетельствует, что упавший воинский дух русской армии может быть восстановлен не прельщением вещественными благами, а только верою Христовой, которая побуждает к бескорыстным подвигам. Этим создается та дисциплина духа, которой утверждается дисциплина внешняя.

Необходимость восстановления власти военачальников во всей ея полноте неоднократно засвидетельствована вождями русской армии перед лицом всей России. Собор полагает, что пренебрежение этими указаниями уже само по себе служит источником величайшей опасности, ибо оно приводит к отчаянию и создает безвыходные столкновения.

Междоусобие должно быть предотвращено, братоубийство должно быть оставлено окончательно, примирение обоих враждующих станов должно быть полным и прочным. Не должно быть места для недостойных актов кровавой мести. Памятуя о лежащей на нем обязанности служить делу мира во Христе, Собор указывает, что непременным для того условием должно служить отрешение от односторонних точек зрения класса и партий. Власть должна быть не партийную, а всенародную. А народно-русскою может быть только власть, просветленная верою Христовою.

Несокрушимо веруя, что для спасения Родины требуется Божья помощь и самоотверженная любовь ее сынов, Собор ждет от русской государственной власти тех подвигов этой любви, которая сделает ее достойной благословения Божия.

Вре́менное прави́тельство в России - центральный орган государственной власти, образовавшийся после ; существовало с 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917 года. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции. При Временном правительстве имелся «Малый совет министров» - постоянное совещание товарищей министров. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары.

Образование Временного правительства

В день победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 27 февр. (12 марта) группа депутатов Государственной думы образовала Временный комитет Государственной думы во главе с М.В.Родзянко. Тем временем рабочие, а вслед за ними и солдаты столицы избрали своих представителей в Совет рабочих и солдатских депутатов. В силу ряда причин руководство в Совете захватили представители меньшевиков и эсеров, поведших линию на передачу всей власти буржуазии. 2(15) марта 1917 Временный комитет Государственной думы по соглашению с меньшевистско-эсеровскими руководителями исполкома Петроградского совета образовал Временное правительство.

Состав

В состав Временного правительства вошли: министр-председатель и министр внутренних дел - князь Г.Е.Львов, министры: иностранных дел - П.Н.Милюков (кадет), военный и морской - А.И.Гучков (октябрист), путей сообщений - Н.В.Некрасов (кадет), торговли и промышленности - А.И.Коновалов (прогрессист), финансов - М.И.Терещенко (внепартийный), просвещения - А. А. Мануйлов (кадет), земледелия - А.И.Шингарев (кадет), юстиции - А.Ф.Керенский (трудовик, с марта - эсер), обер-прокурор Синода - В.Н.Львов (центр), государственный контролёр - И.В.Годнев (октябрист).

Временное правительство было правительством империалистической буржуазии и помещиков. Кадеты, ставшие после Февральской революции 1917 года правящей партией буржуазии, играли определяющую роль в формировании состава и политической линии Временного правительства. Правящие круги США, Великобритании и Франции всемерно поддерживали Временное правительство. 9 (22) марта первым его признало правительство США, 11(24) марта - Великобритании и Франции.

Деятельность

Придя к власти, Временное правительство не решило и не могло решить ни одного из главных вопросов революции: вопросов войны и мира, аграрного, рабочего вопроса, борьбы с разрухой и голодом, национального, государственного устройства и т.п. Свою программу Временное правительство изложило в декларации, опубликованной 3 (16) марта, а затем в обращении к гражданам России 6 (19) марта. Обходя молчанием коренные вопросы революции, Временное правительство заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и неуклонно выполнять договоры и соглашения, заключённые царём с союзными державами. В области внутренней политики В. п. обещало ввести ряд политических свобод, приступить к подготовке созыва Учредительного собрания, заменить полицию народной милицией. Временное правительство проводило курс на сохранение старого государственного аппарата. Вместо демократизации армии оно пыталось сохранить власть реакционных офицеров над солдатскими массами. После долгих проволочек 12 (25) апреля Временное правительство приняло закон о свободе собраний и союзов.

Аграрная политика

В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских земель и удельных земель . 9 (22) марта было издано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в «аграрных беспорядках». 19 марта (1 апреля) Временное правительство в специальном воззвании признало необходимость земельной реформы, но объявило всякие самочинные захваты земли противозаконными. 11(24) апреля Временное правительство издало закон «Об охране посевов», гарантировавший помещикам возмещение убытков в случае «народных волнений». Временное правительство обещало поставить аграрный вопрос на решение Учредительного собрания. В целях «подготовки» материалов по земельному вопросу для Учредительного собрания постановлением от 21 апреля (4 мая) создавались главные, губернские, уездные и волостные земельные комитеты, большинство в которых принадлежало буржуазно-помещичьим представителям.

Национальный вопрос

Временное правительство не решило национального вопроса, поскольку исходило из великодержавной идеи «великой и неделимой России». Оно отказалось признать право на самоопределение и даже на автономию за отдельными народами (Финляндия, Украина и др.) до решения Учредительного собрания. Право на государственное отделение было признано по внешнеполитическим соображениям в воззвании от 17 (30) марта лишь за польским народом.

Положение рабочих

Временное правительство не декретировало 8-часовой рабочий день и не провело ни одного закона по улучшению положения рабочих. Закон от 23 апреля (6 мая) о рабочих комитетах на промышленных предприятиях, формально легализовавший повсюду возникшие революционным путём фабрично-заводские комитеты, по сути ограничивал их деятельность «законными» рамками.

Продовольственная политика

В продовольственной политике Временное правительство под давлением народных масс 25 марта (7 апреля) лишь декларировало введение хлебной монополии. В финансовой области оно заявило о принятии на себя всех внутренних и заграничных финансовых обязательств царского правительства. Главная цель Временного правительства на этом этапе состояла в том, чтобы

Внешняя политика

В области внешней политики Временное правительство проводило курс на укрепление связей с союзниками, в особенности с США.

Хронология событий

Партия большевиков неустанно разъясняла массам антинародную, империалистическую сущность Временное правительство. В Апрельских тезисах был выдвинут план перехода от буржуазно-демократической революции к революции социалистической и обоснована возможность её победы мирным путём. Недовольство рабочих и солдат политикой Временное правительство привело к массовым антиправительственным выступлениям, которые, в свою очередь, обусловили кризисы Временного правительства: Апрельский кризис 1917 года, Июньский кризис 1917 года, Июльские дни 1917 года.

Первое коалиционное правительство

Апрельский кризис привёл к созданию 5 (18) мая 1-го коалиционного правительства. 2-3 (15-16) мая из состава Временного правительства под давлением народных масс были выведены Милюков и Гучков, а в правительство, по соглашению между Временного правительства и исполкомом Петроградского Совета, включены 6 министров-социалистов. В коалиционное правительство вошли: министр-председатель и министр внутренних дел - Г.Е.Львов, министры: военный и морской - Керенский, юстиции - П.Н.Переверзев (трудовик), иностранных дел - Терещенко, путей сообщения - Некрасов, торговли и промышленности - Коновалов, народного просвещения - Мануйлов, финансов - Шингарев, земледелия - В.М.Чернов (эсер), почт и телеграфов - И.Г.Церетели (меньшевик), труда - М.И.Скобелев (меньшевик), продовольствия - А.В.Пешехонов («народный социалист»), государственного призрения - князь Д. И. Шаховской (кадет), обер-прокурор Синода - Львов и государственный контролёр - Годнев.

Образование коалиционного правительства не изменило буржуазной природы государственной власти, но вместе с тем означало изменение формы политического господства буржуазии. Крупная буржуазия вынуждена была отныне делить власть с верхними слоями мелкой буржуазии и прибегать к прикрытию своей диктатуры коалицией с «умеренными» социалистами. Партии эсеров и меньшевиков превратились в правительственные партии, непосредственно ответственные за всю политику Временного правительства 6 (19) мая 1-е коалиционное правительство выступило с декларацией, в которой обещало «неуклонно и решительно бороться с хозяйственной разрухой страны», выполнить «подготовительные работы» к аграрной реформе, укрепить демократические начала в армии, организовать и укрепить её боевые силы и т.п. В декларации говорилось о стремлении Временного правительства к скорейшему достижению всеобщего мира. На деле 18 июня (1 июля) оно бросило в наступление на Юго-Западном фронте не подготовленную к активным операциям и не желавшую воевать армию. Временное правительство ничего не сделало для борьбы с разрухой и голодом, ограничившись в области экономики мерами реакционно-бюрократического регулирования отдельных ведущих отраслей промышленности. Рост недовольства народных масс политикой коалиционного правительства проявился во время июньской демонстрации 1917 года. Обострение внешней и внутриполитической обстановки в результате провала июньского наступления на фронте вызвало новый политический кризис в стране.

Июльский кризис

Июльский кризис привёл к ликвидации двоевластия и к установлению в стране диктатуры контрреволюционной буржуазии. 2 (15) июля группа министров-кадетов - Шингарев, Мануйлов и Шаховской подали в отставку. Вслед за кадетами 7 (20) июля ушёл в отставку глава Временного правительства - князь Львов; министром-председателем Временного правительства был назначен Керенский, с сохранением за ним постов военного и морского министра. Эсеро-меньшевистский ЦИК Советов объявил правительство Керенского «правительством спасения революции», признав за ним неограниченные полномочия. Советы, превратившись в придаток Временного правительства, перестали быть органами власти. В связи с этим исчезла возможность мирного перехода власти в руки Советов. Большевистская партия взяла новый курс на свержение буржуазной диктатуры в лице Временного правительства путём вооружённого восстания. Временное правительство перешло в наступление против революции. был объявлен на военном положении. Начались репрессии и аресты большевиков. 7 (20) июля правительство издало указ об аресте и привлечении к суду . 7 (20) июля Временное правительство приняло постановление о расформировании воинских частей Петроградского гарнизона, принимавших участие в июльской демонстрации. 12 (25) июля на фронте введена смертная казнь и учреждены «военно-революционные» суды (по образцу царских военно-полевых судов). Временное правительство пыталось ввести массы в заблуждение новыми обещаниями реформ декларация от 8 (21) июля 1917 года. Но и эта декларация осталась невыполненной.

Второй коалиционное правительство

24 июля (6 августа) было сформировано 2-е коалиционное правительство. В состав его вошли: министр-председатель и военно-морской министр - Керенский, заместитель председателя и министр финансов - Некрасов (радикально-демократическая партия); министры: внутренних дел - Н.Д.Авксентьев (эсер), иностранных дел - Терещенко, юстиции - А.С.Зарудный («народный социалист»), просвещения - С.Ф.Ольденбург (кадет), торговли и промышленности - С.Н.Прокопович («нефракционный социал-демократ»), земледелия - Чернов, почт и телеграфов - А.М.Никитин (меньшевик), труда - Скобелев, продовольствия - Пешехонов, государственного призрения - И.Н.Ефремов (радикально-демократическая партия), путей сообщения - П.П.Юренев (кадет), обер-прокурор Синода - А.В.Карташев (кадет), государственный контролёр - Ф.Ф.Кокошкин (кадет).

Деятельность 2-го коалиционного правительства свидетельствовала о том, что империалистическая буржуазия России начала переходить к открытой военной диктатуре. Вместе с тем Временное правительство, широко используя демагогию, пыталось лавировать между буржуазией и пролетариатом. 3 (16) августа новый верховный главнокомандующий генерал Л.Г.Корнилов потребовал от Временного правительства милитаризации фабрик, заводов, железных дорог и введения смертной казни в тылу. Временное правительство предоставило военному министру и министру внутренних дел исключительные полномочия по борьбе с революционным движением. Великобритания, Франция, США оказывали давление на Временное правительство, требуя от него восстановления «порядка» в тылу и на фронте. Для мобилизации сил контрреволюции Временное правительство созвало 12 (25) августа в Москве Государственное совещание. Однако реакционная буржуазия и военщина не были удовлетворены политикой Временного правительства. Лидером этих сил стал Корнилов, который 25 августа (7 сентября) поднял мятеж (см. Корниловщина). Мятеж был подавлен революционным народом под руководством большевиков. Начался новый, самый продолжительный и острый правительственный кризис. В поисках выхода из него в правящих кругах решили 1(14) сентября 1917 года временно передать власть Совету пяти, или «Директории». В её состав вошли: министр-председатель - Керенский, министр иностранных дел - Терещенко, военный министр - А.И.Верховский [назначен 30 августа (12 сентября)], морской министр - Д.Н.Вердеревский [назначен 30 августа (12 сентября)], министр почт и телеграфов - Никитин. Продолжительный правительственный кризис не был ликвидирован и Демократическим совещанием , хотя официальной целью его созыва было «решить вопрос об организации власти».

Третье коалиционное правительство

25 сентября (8 октября) сформировано 3-е коалиционное правительство, в которое вошли: министр-председатель и верховный главнокомандующий - Керенский, заместитель министра-председателя, министр торговли и промышленности - Коновалов (кадет), министры: иностранных дел - Терещенко, военный - Верховский, морской - Вердеревский (оба беспартийные), труда - К.А.Гвоздев (меньшевик), юстиции - П.Н.Малянтович (меньшевик), продовольствия - Прокопович, финансов - М.В.Бернацкий, просвещения - С.С.Салазкин, призрения - Н.М.Кишкин (кадет), почт и телеграфов - Никитин, государственного контроля - С.А.Смирнов (кадет), исповеданий - Карташев, путей сообщения - А.В.Ливеровский, председатель экономического совета при Временном правительстве - С.Н.Третьяков. 3 (16) октября на пост министра земледелия был назначен С.Л.Маслов (эсер), 3-е коалиционное правительство лишь по форме являлось коалиционным. Всю его деятельность направляла группа министров-кадетов и министров-промышленников. В декларации от 26 сентября (9 октября) Временное правительство провозглашало намерение стать «твёрдой властью» и силой остановить «волны анархии». 7(20) октября в результате сговора эсеро-меньшевистских лидеров, кадетов и Керенского был созван Временный совет Российской республики, который имел целью изменить политическое развитие страны, направить её с пути социалистической революции на путь буржуазного парламентаризма. Карательные экспедиции против восставших осенью 1917 крестьян, применение силы при проведении хлебозаготовок, ввод казачьих войск в Донбасс для борьбы с рабочим движением, формирование контрреволюционных сил для разгрома большевистской партии и Советов - всё это характерно для политики 3-го коалиционного правительства, направленной по существу на подготовку второй корниловщины.

Крах Временного правительства

Осенью 1917 года усилилась хозяйственная разруха в стране. Правительство продолжало безгранично выпускать бумажные деньги. В начале марта в обращении находилось 9,9 млрд. рублей бумажных денег, в начале сентября уже 15,4 млрд. рублей. Государственный долг к октябрю 1917 года достиг 50 миллиардов рублей. Временное правительство переживало хронический кризис. В правящих партиях кадетов, эсеров и меньшевиков усилились разброд и развал. Революционный кризис в стране назрел. Партия большевиков во главе с подняла трудовые массы на . В ходе Октябрьского вооружённого восстания в ночь на 26 октября (8 ноября) в 2 часов 10 минут Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце (за исключением Керенского, бежавшего из столицы утром 25 октября (7 ноября года)). Открывшийся 25 октября (7 ноября) Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил переход всей власти к Советам и создал первое Советское правительство во главе с Лениным.

Февральская революция. Начало 1917 г. ознаменовалось массовыми стачками и антиправительственными демонстрациями. Они проходили под лозунгами: «Долой войну!», «Хлеба!», «Долой самодержавие!» Во второй половине февраля резко обострилась обстановка в столице страны Петрограде. Поводом к всплеску массового недовольства послужил конфликт между администрацией и рабочими Путиловского завода. 23 февраля, в Международный женский день (8 марта по новому стилю), на улицы Петрограда вышли рабочие и работницы. Число стачечников достигло 128 тыс. человек. 23 февраля 1917 г. обычно считается началом февральской революции.

25 февраля забастовка в Петрограде переросла во всеобщую. Николай II в это время находился в Ставке, в Могилеве. Оттуда он направил телеграмму командующему войсками Петроградского военного округа С.С. Хабалову с категорическим требованием прекратить беспорядки. Тогда же был принят указ о перерыве заседаний Государственной думы. Попытки властей с помощью полиции и войск подавить революционные выступления в столице не дали результата. 27 февраля начался массовый переход войск на сторону восставшего народа, последовали аресты министров. Императорская власть в Петрограде перестала суще-ствовать.

27 февраля Николай II предпринял попытку переломить ситуацию в свою пользу. Он распорядился отправить в Петроград войска под командованием генерала Н. И. Иванова, а на другой день сам выехал в Царское Село. Однако ни карательная экспедиция Иванова, ни царский поезд не достигли намеченных целей, так как не были пропущены революционно настроенными солдатами и рабочими.

Образование новых органов власти. Днем 27 февраля Таврический дворец, где ранее заседала Государственная дума, превратился в центр восстания. Здесь при участии меньшевиков, эсеров, профсоюзных лидеров возник Временный исполнительный комитет Советов рабочих депутатов. Он обратился к коллективам заводов и фабрик с призывом выбрать своих представителей в Петроградский совет. К концу дня были зарегистрированы первые десятки депутатов. Для руководства Петроградским советом было решено избрать Исполнительный комитет. Его председателем стал меньшевик Н.С. Чхеидзе, заместителями — А.Ф. Керенский (эсер) и М. И. Скобелев (меньшевик). В состав исполкома вошли представители всех социалистических партий, включая большевиков . Но руководящая роль в нем принадлежала эсерам и меньшевикам .

Исполком Петроградского совета взял на себя поддержание общественного порядка и снабжение населения продовольствием. 1 марта Петроградский совет пополнился делегатами от солдат и матросов и был преобразован в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, который в тот же день издал «Приказ № 1» о демократизации армии. Солдаты уравнивались в гражданских правах с офицерами, запрещалось грубое обращение с нижними чинами, легализовывались солдатские комитеты, вводилась выборность командиров. Петроградский гарнизон был подчинен Совету. Последний, таким образом, приобрел реальную военную и политическую опору.


Организация властных структур левой частью политического спектра заставила лидеров думских фракций поспешить с формированием нового правительства. На частном совещании думцев, состоявшемся 27 февраля, было решено образовать Временный комитет Государственной думы во главе с М. В. Родзянко. Комитет получил задачу восстановить государственный и обществен-ный порядок. С этой целью он попытался установить свой контроль над министерствами, а также вступил в переговоры со Ставкой, Николаем II и исполкомом Петроградского совета.

Отречение Николая П. В ночь на 1 марта М. В. Родзянко направил телеграммы в Ставку и в штаб Северного фронта, в которых сообщал, что если Николай II не отречется от престола, то Временный комитет Государственной думы не сможет удержать столицу и страну от анархии. 2 марта, удостоверившись в отсутствии поддержки в армии, Николай II приказал Ставке составить проект манифеста о своем отречении в пользу сына Алексея и назначении регентом великого князя Михаила Александровича.

В 15 часов 2 марта манифест был подписан. Но после приезда в Псков, где находился Николай II, представителей Временного комитета А.И. Гучкова и В.В. Шульгина манифест об отречении было решено переделать. В его новом варианте Николай II отрекался от престола в пользу Михаила. И хотя манифест был составлен поздно вечером, в нем указывалось прежнее время — 15 часов. Одновременно Николай II подписал указ о формировании Временно-го правительства. Указ был помечен — 14 часов 2 марта.

На другой день, 3 марта 1917 г., великий князь Михаил Александрович после консультаций с Временным правительством отказался занять престол, передав решение вопроса о будущей форме правления в России Учредительному собранию.

Временное правительство. Состав и программа Временного правительства были согласованы в ходе переговоров Временного комитета Государственной думы и исполкома Петроградского совета. Подписание Николаем II указа о формировании Временного правительства было формальностью, на которой настаивала часть думцев, полагавших таким способом придать революционной власти легитимный характер.

Временное правительство было сформировано 2 марта 1917 г. Его возглавил князь Г.Е. Львов, в прошлом активный деятель земского движения. В правительство вошли: П. Н. Милюков (министр иностранных дел), А. И. Гучков (военный и морской министр), М.И. Терещенко (министр финансов), А.И. Шингарев (министр земледелия), Н.В. Некрасов (министр путей сообщения), А. И. Коновалов (министр торговли и промышленности), А. А. Мануйлов (министр народного просвещения), А. Ф. Керенский (министр юстиции), И. В. Годнев (государственный контролер) и В.Н. Львов (обер-прокурор Синода). Пост министра внутренних дел достался главе правительства Г.Е. Львову.

Из 11 министров десять относились к буржуазно-либеральному лагерю (шестеро были кадетами или примыкали к ним, двое — октябристами, один — прогрессист и один — беспартийный). Лишь А. Ф. Керенский представлял партии социалистической ориентации и вошел в правительство от Петроградского совета. Подобный партийный расклад не отражал реального соотношения сил в русской революции, но отвечал доктринальным установкам эсеров и меньшевиков, имевших большинство в Петроградском совете и полагавших, что буржуазная революция должна привести к власти буржуазию, и потому отказавшихся от всей полноты правительственной ответственности.

Новое правительство провозгласило себя временным, так как должно было довести страну до созыва Учредительного собрания, перед которым обязывалось сложить с себя властные полномочия. Декларация Временного правительства, обнародованная 3 марта, содержала программу первоочередных мер: амнистия по политическим и религиозным делам, включая террористические покушения, военные восстания и аграрные преступления; свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек; отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений; подготовка созы-ва Учредительного собрания; замена полиции народной милицией; выборы в органы местного самоуправления. Решение фунда-ментальных вопросов: о форме правления, о государственном устройстве, аграрной реформе и т. д. — откладывалось до созыва Учредительного собрания, хозяина земли Русской.

Двоевластие. Февральская революция свергла монархию, но не решила главного вопроса любой революции — вопроса о власти. Несмотря на создание общероссийской власти в лице Временного правительства, в стране фактически установилось двоевластие, т.е. наличие одновременно двух систем власти. Одна власть была представлена Временным правительством и его учреждениями, другая — Советами. Петроградский совет наблюдал за деятельностью Временного правительства, вмешивался в процесс принятия им решений, участвовал в формировании его новых составов. Такое положение сохранялось до начала июля 1917 г., когда Со-веты утратили реальные рычаги воздействия на Временное правительство.

Кризисы власти. Впериод со 2 марта по 25 октября 1917 г. в России сменилось четыре Временных правительства. Первое Временное правительство, получившее название однородно-буржуазного, просуществовало ровно два месяца (2 марта — 2 мая 1917 г.). Причиной его отставки стал кризис, вызванный нотой П.Н. Милюкова, в которой он подтверждал обязательства России перед союзниками по Антанте и в завуалированной форме признавал необходимость аннексий при заключении мира. После ее опубликования по стране прокатилась волна антивоенных митингов и демонстраций, заставивших П.Н. Милюкова и А.И. Гучкова уйти из правительства.

5 мая 1917 г. Временное правительство и исполком Петроградского совета достигли соглашения о создании коалиции между буржуазно-либеральными и социалистическими партиями. Так было сформировано первое коалиционное правительство. В его составе оказалось шесть министров-социалистов (из 16). Возглавил правительство Г.Е. Львов. Первое коалиционное правительство продержалось до 2 июля 1917 г. Провал июньского наступления на фронте и разногласия по вопросу о предоставлении автономии Украине привели к развалу коалиции.

Политический кризис был осложнен антиправительственными демонстрациями и кровопролитием 3-5 июля. 8 июля 1917 г. Г.Е. Львова на посту премьера сменил А. Ф. Керенский. 24 июля им было сформирова-но второе коалиционное правительство. Впервые оно было создано без санкции Советов. В правительстве А. Ф. Керенского изменилось соотношение между буржуазно-либеральными и социали-стическими элементами в пользу последних. Однако второе коалиционное правительство смогло удержаться у власти еще меньше, нежели первое; после начала корниловского выступления 26 августа 1917 г. оно распалось.

Поскольку новый кризис власти грозил затянуться, А. Ф. Керенский 1 сентября сформировал переходный кабинет из пяти министров — Директорию. В тот же день Россия была официально провозглашена республикой. 24 сентября 1917 г. было создано третье коалиционное (и четвертое по счету) Временное правительство, которому суждено было стать последним. Возглавлял его все тот же А. Ф. Керенский. Через месяц, 25 октября 1917 г., оно было свергнуто большевиками.

Государственные учреждения Временного правительства. Формально Временному правительству принадлежала вся полнота законодательной и исполнительной власти в стране. Оно заменило свергнутого монарха, Государственный совет и Государственную думу, а также Совет министров. Другие высшие органы — Сенат, Синод, Особые совещания были поставлены в зависимое от него положение. С 5 марта стал выходить официальный орган «Вестник Временного правительства».

Из центральных ведомств было упразднено лишь Министер-ство императорского двора и уделов. Находившиеся в его управлении дворцы, земли и предприятия перешли в ведение других министерств. Серьезной реорганизации подверглось Министерство внутренних дел. Были ликвидированы Штаб отдельного корпуса жандармов, Департамент полиции и ведавшее цензурой Главное управление по делам печати. В целях обеспечения личной и иму-щественной безопасности граждан вместо полиции создавалась милиция.

В мае 1917 г. появились четыре новых министерства: труда, продовольствия, государственного призрения, почт и телеграфов, в августе еще одно — Министерство исповеданий. Важное значение имело учрежденное Временным правительством Юридическое совещание. Оно должно было давать предварительные заключения на все правовые акты Временного правительства и превратилось в промежуточную инстанцию между ним и министерствами при разработке новых законопроектов. Для расследования деятельности высокопоставленных чиновников прежнего режима была учреждена Чрезвычайная следственная комиссия (март 1917 г.).

Органами власти на местах стали губернские и уездные земские собрания и городские думы. Они работали под руководством комиссаров Временного правительства, которые обычно назначались из председателей земских и городских управ. В мае 1917 г. был принят закон о волостном земстве, система земских учреждений стала трехзвенной (губернское, уездное и волостное земство). Изменения затронули судебную систему. Сразу после революции была отменена смертная казнь (восстановлена в августе 1917 г.), расширены полномочия мировых судей, создана административная юстиция, в юрисдикцию которой входило разрешение конф-ликтов между государственными органами, с одной стороны, об-щественными организациями и гражданами, с другой.

В августе 1917 г. в Москве открылся церковный Собор, в котором принимали участие представители черного и белого духовенства и миряне. Он в корне изменил систему церковного управления. Высшая власть в церкви перешла к Поместному собору. Во главе Синода, осуществлявшего высшую церковную власть в межсоборное время, был поставлен патриарх. Однако выборы нового патриарха про-изошли уже после свержения Временного правительства. В ноябре 1917 г. патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон (в миру В. И. Белавин).

Главной своей задачей Временное правительство считало проведение выборов в Учредительное собрание, которое должно было определить будущее государственное и общественное устройство страны, принять конституцию, решить другие вопросы — аграрный, рабочий, национальный и т.д. Подготовка к выборам в него началась сразу после свержения монархии. 25 мая 1917 г. Временное правительство образовало Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Его возглавил видный юрист Ф. Ф. Кокошкин, позднее занявший пост государственного контролера во втором коалиционном правительстве.

Был подготовлен один из самых демократических на тот период времени избирательных законов в мире. Впервые в истории страны право голоса получили женщины. В августе 1917 г. приступила к работе Всероссийская по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия, подготовившая списки избирателей. 11 октября решением Временного правительства была создана Особая ко-миссия по составлению проекта Основных государственных законов Российской республики. Разработанный ею проект конституции предполагалось передать на рассмотрение Учредительного собрания. Но дальнейшее развитие революции в России перечеркнуло этот конституционный процесс.

С целью расширить свою социальную базу, добиться консолидации общества и выработать меры по выходу из политического, экономического и социального кризиса Временное правительство периодически созывало многолюдные политические совещания. 12-15 августа в Большом театре в Москве прошло Государственное совещание. В его работе приняли участие около 2 тыс. представителей буржуазных и социалистических партий, профсоюзов, кооперации, военных, духовенства, интеллигенции, делового мира. Однако примирить различные политические силы не удалось. Пра-вительство подвергалось критике и справа и слева.

14 сентября в Мариинском театре в Петрограде открылось Демократическое совещание. На него были приглашены 1,5 тыс. че-ловек. Его работа проходила в условиях очередного правительствен-ного кризиса. 21 сентября было принято решение об избрании постоянно действующего Временного совета республики, или Предпарламента, который состоял из 313, позднее — 555 человек и должен был выполнять роль органа контроля за деятельностью Временного правительства. Первое его заседание состоялось 7 октября.

Однако к этому времени Временное правительство уже утратило контроль за развитием политической ситуации в стране. Буржуазно-демократическая республика доживала свои последние дни.

Советы

Советы, как об этом говорилось выше, после Февральской революции превратились в параллельную систему власти. В течение трех месяцев они были созданы в городах, поселках, селениях. Полным ходом шло формирование губернских, уездных и волостных советов. Советы были также образованы в воинских частях и на фронте. Советы являлись выборными представительными органами рабочих, солдат и крестьян. Политическое руководство ими оказалось в руках социалистических партий, прежде всего — эсеров и меньшевиков. Большевики входили в советы всех уровней, но весной и летом 1917 г. составляли в них меньшинство.

3 июня 1917 г. в Петрограде открылся I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. На нем рассматривались различные вопросы: отношение к Временному правительству, проводимой им политике, к войне и т.д. Съезд завершил создание системы советских органов. Он образовал Всероссийский централь-ный исполнительный комитет (ВЦИК) во главе с Н.С. Чхеидзе.

Несколько раньше в Петрограде состоялся I Всероссийский съезд крестьянских депутатов, основное внимание на котором было уделено вопросу о земле. Крестьянские депутаты избрали свой Центральный исполнительный комитет. Его председателем был выбран правый эсер Н.Д. Авксентьев. Система крестьянских сове-тов существовала обособленно от советов рабочих и солдатских депутатов.

В июле 1917 г. Временному правительству удалось освободиться от опеки со стороны Советов. После провала корниловского мятежа большевики начинают вытеснять меньшевиков и эсеров из руководящих органов местных советов. Этот процесс получил назва-ние большевизации Советов. 25 сентября 1917 г. сменилось политическое руководство самого влиятельного в стране Петроградского совета. Его председателем стал большевик Л.Д. Троцкий .

Получив большинство в Петроградском совете, большевики использовали его в качестве легального прикрытия для подготовки вооруженного восстания в целях свержения Временного правительства. Выполняя волю ЦК большевистской партии и ее лидера В. И. Ленина , исполком Петроградского совета 12 октября 1917 г. вынес решение о создании при Петросовете Военно-революционного комитета. 24-25 октября 1917 г. Военно-революционный комитет сверг Временное правительство, захватил власть и передал ее открывшемуся в Петрограде II Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов.

Либерально-буржуазные и правосоциалистические партии, находившиеся у власти с марта по октябрь 1917 г., не сумели понять всей глубины социальной напряженности в стране и не удовлетворили основные требования народа. Они не вывели Россию из войны, не решили аграрный, рабочий и национальный вопросы. Демократический строй в тех исторических условиях ока-зался бессилен перед разрухой, угрозой голода и дальнейшим обнищанием народа. Экономический и социальный кризис, ра-зочарование масс в результатах деятельности Временного правительства, паралич государственного аппарата усилили тоску по «сильной руке» в различных слоях общества. На этом социально-политическом фоне произошел переход от буржуазно-демократической республики к диктатуре пролетариата, диктатуре большевиков.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите новые органы власти, появившиеся в результате победы Февральской революции.

2. Когда, как и кем было образовано Временное правительство? Ка-кие политические силы были в нем представлены?

3. Расскажите о кризисах власти в марте-октябре 1917 г.

4. Перечислите важнейшие государственные учреждения Временного правительства.

5. Какие меры были осуществлены Временным правительством по подготовке выборов в Учредительное собрание?

6. Какую роль играли Советы в период буржуазно-демократической республики?

В начале 1916 г. в России сложилась сложная внутриполитическая обстановка. Прежде всего нужно отметить два основных фактора, которые привели к революционному взрыву в феврале 1917 г:.

  • 1) затянувшаяся Первая мировая война (1914-1918), в которой участвовало 38 государств, в том числе Россия. К 1916 г. война приобрела затяжной характер, и в тылу русской армии стали возникать антивоенные демонстрации разных слоев населения, требования которых, в общем, были одни и те же - прекращение участия России в мировой войне. Как писал в своих мемуарах бывший премьер-министр России (1911 - 1914) В. Н. Коковцев : «Дела на фронте принимали все более и более грозный вид. Внутри нарастало нервозное положение под влиянием постоянных военных поражение русской армии» ;
  • 2) в России в начале 1916 г. стал назревать не только политический, но и экономический кризис. Была введена карточная система, в стране стала наблюдаться инфляция, возросли военные расходы, все это не могло не отразиться на экономической ситуации внутри страны. Кроме этого рост забастовочного движения на фабриках и заводах также сказался на уровне производства.

Например, в Оренбургской губернии в 1915 г. было зарегистрировано шесть забастовок, в которых участвовало свыше 3 тыс. рабочих. В феврале бастовали 2 тыс. рабочих в мае - июле 1915 г. было четыре забастовки сезонных рабочих на торфоразработках в Верхнеуральском уезде. В 1916 г. забастовочное движение поднимается на новую ступень. В губернии произошло 12 забастовок, и все они носили активный, наступательный характер. 15 декабря 1916 г. были прекращены работы в котельном, а затем и других цехах главных мастерских железной дороги. Рабочие протестовали против увольнений и требовали повышения заработной платы. Выступление было прекращено только под угрозой отправки бастующих на фронт.

Началось расследование громких коррупционных скандалов в высших эшелонах власти. К примеру, в своих воспоминаниях В. Н. Коковцев пишет, что « в начале 1916 года он был назначен уполномоченным для проверки финансовой деятельности бывшего военного министра Сухомлинова». И как далее отмечает Коковцев: «Эти сведения мне были нужны, чтобы осветить вопрос, очевидный для всякого беспристрастного человека, что причина нашей негодности к войне заключалась в том хаосе, который существовал при Сухомлинове во всех заготовленных операциях, в отсталости заказов, в нескончаемых переменах технических условий и в том, что никакого законченного плана на самом деле у нас не было» .

Все эти факторы отразились, прежде всего, на неспособности правительства России того времени справиться с кризисной ситуацией. На протяжении 1916 - начала 1917 г. происходила постоянная смена кабинета министров. Должность премьер-министров в России занимали люди посредственные и зависимые от дворцовых интриг и политических группировок. Как выразился А. Ф. Керенский премьер-министр (в будущем) Временного правительства: «18 января 1916 года был смещен И. Л. Горемыкин, который к тому времени полностью растерял остатки своего влияния в Царском селе. 19 января на его место был назначен Б. В. Штюрмер, человек крайне реакционных взглядов... 10 ноября Штюрмер был освобожден от занимаемой должности. Его приемником стал А. Ф. Тренов, крайне правый член Государственного совета и человек, близкий к царю» . Штюрмер пробыл на своем посту 48 дней, его сменил князь Н. Д. Голицын.

Таким образом, в России начался кризис исполнительной власти и чехарда постоянных отставок премьер-министров. К тому же надо отметить усиливающееся влияние Г. Е. Распутина, который фактически мог назначать и снимать любого министра и премьер-министра, чиновника любого ранга, так как он имел огромное влияние на императрицу и императора. Общественная оппозиция хотела спасти Россия от революции, существовало несколько заговоров среди депутатов Государственной думы, однако все они не смогли добиться должного результата. В декабре

1916 г. Григорий Распутин был убит, однако остановить надвигающуюся катастрофу уже было невозможно. 23 февраля 1917 г. началась всеобщая стачка. 24 февраля стачка переросла в политическую манифестацию, рабочих и жителей города поддержал Петроградский военный гарнизон. 25 февраля появились первые убитые и раненые. А 26 февраля работа Государственной думы была прервана высочайшим царским Указом от 25 февраля 1917 г., что означало фактический ее роспуск. «Утром 27 февраля начался мятеж в резервных батальонах гвардейских частей. Кавалерийские подразделения, отозванные с фронта, не прибыли в столицу. В то же утро правительство князя Голицына престало существовать» .

К концу февраля 1917 г. после роспуска Государственной думы и очередного кризиса исполнительной власти самодержавие пало. В начале марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича, а затем и сам Михаил отказался от власти. В России был создан Временный комитет Государственной думы под руководством князя Львова, который стал основой для создания Временного правительства. В результате Февральской революции власть в России перешла к партиям, прежде находившимся в оппозиции царскому режиму. Многие видные общественные деятели, представители разных политических сил входили в течение марта - октября

1917 г. в состав Временного правительства: П. П. Юренев, Н. М. Кишкин,

С. С. Салазкин, Ф. Ф. Кокошин, князь Д. И. Шаховской, князь Львов и др..

Временное правительство. С приходом к власти Временного правительства ситуация в стране не улучшилась. Как свидетельствует Я. Я. Милюков , занимавший в этот период должность министра иностранных дел: «Мы все, решительно во всех областях жизни, получили тяжелое наследство от низложенного режима. В области экономической, финансовой, административной, в особенности социальной и национальной, нас ждали трудноразрешимые задачи» .

Среди важных вопросов того времени, которые стояли перед Временным правительством, П. Н. Милюков выделяет вопрос о войне.

Он пишет: «На первом плане стоял... коренной вопрос о войне. Мы знали, что старое правительство было свергнуто ввиду его неспособности довести войну “до победного конца”. Именно эта неспособность обеспечила содействие вождей армии при совершении переворота членами Государственной Думы» . Однако, несмотря на все это, Временное правительство не отказалось от планов продолжения войны. Как объясняет это Милюков, «выход России из мировой войны был бы возможен только, при заключение сепаратного мира с Германией». «А это рассматривалось как позор, несовместимый с честью и достоинством России» . Несогласие по этому вопросу привело к первому кризису Временного правительства в апреле 1917 г., результатом стала отставка П. Н. Милюкова с поста министра иностранных дел и А. И. Гучкова с должности военного министра.

Кроме того, Временное правительство попыталось решить ряд важных социально-экономических проблем России : защита гражданских и политических прав, принятие закона о кооперативном движении, аграрный вопрос, разработка трудового законодательства, судебная реформа и т.д.

Перед Временным правительством в начале его деятельности стояли четыре основные задачи. А. Ф. Керенский сформулировал их следующим образом:

  • - «продолжить защиту страны (лозунг Временного правительства “Война до победного конца”);
  • - воссоздать по всей стране действенный административный аппарат; провести необходимые коренные и социальные реформы;
  • - подготовить путь для преобразования России из крайне цен трализованного государства в федеративное» .

В период с марта по октябрь 1917 г. Временное правительство активно занималось реорганизацией государственного аппарата. Первая же попытка в этом направлении оказалась не совсем удачной. Речь идет о чистке учреждений от сторонников царского режима. Из Министерства внутренних дел были удалены все высшие чины, которые не соответствовали по своей прежней деятельности новым политическим условиям. 5 марта князь Г. Е. Львов отправил циркуляр на имя губернаторов: «Временное правительство признало необходимым временно устранить губернатора и вице-губернатора от исполнения обязанностей по этим должностям. Управление губерний возлагается на председателей земских управ в качестве губернских комиссаров Временного правительства... На председателей уездных земских управ возлагаются обязанности уездных комиссаров... Полиция подлежит переформированию в милицию» . Характеризуя эти действия правительства, В. Д. Набоков, лидер Конституционно-демократической партии - партии кадетов, в очень резкой форме отмечал: «В целом ряде губерний, где председателем управы являлось лицо, назначенное старым правительством, это распоряжение сводилось к лишенной всякого смысла и основания замене одних чиновников другими, далеко не лучшими... Председатель управы был нередко ставленником реакционного большинства» .

С началом своей работы Временное правительство сразу же приступило к законодательной деятельности. Прежде всего правительством были предприняты меры, направленные на установление политических и гражданских прав:

  • - провозглашена независимость судей и судов;
  • - ликвидированы все «специальные» суды, а все «политические» дела, связанные с государственной безопасностью, впредь подлежали рассмотрению в суде присяжных, как и обычные уголовные дела;
  • - отменены все религиозные, этнические и сословные ограничения; провозглашена полная свобода совести;
  • - восстановлена независимость православной церкви и создан церковный совет для подготовки Собора;
  • - женщинам предоставлены те же политические и гражданские права, что и мужчинам;
  • - разработан закон о выборах в Учредительное собрание, в основу которого были положены всеобщее избирательное право и пропорциональное представительство.

Кроме этого следует выделить, тот факт, что Временное правительство приступило также к разработке следующих законов:

закона о кооперативах, предусматривающего включение кооперативного движения в экономическую систему страны, как одного из ее компонентов;

  • - закона о профсоюзах и местных органах управления ;
  • - закона о земле. В области экономической и социальной политики вопрос о земле был главным. Меры, которые предложило Временное правительство, носили революционный характер, ибо предусматривали полную передачу земли тем, кто ее обрабатывает;
  • - декрета об аграрной реформе. Он был подготовлен министром сельского хозяйства членом партии кадетов А. И. Шингаревым. Для этого был создан главный земельный комитет с отделениями по всей стране, члены которого выбирались на основе нового избирательного закона. 20 мая этот комитет объявил, что «основным принципом аграрной реформы является передача обрабатываемой земли тем, кто ее обрабатывает» . Предполагалось, что к осени 1917 г. разработка проекта реформы должна была быть закончена и утверждена на Учредительном собрании. А к весне 1918 г. земля должна была быть законным образом передана крестьянам. По мнению А. Ф. Керенского: «Если бы это случилось, то крестьяне перестали бы быть рабами одного-единственпого земледельца - государства» .

Трудовое законодательство. Временное правительство предоставило рабочим беспрецедентные в то время трудовые права".

  • - был введен восьмичасовой рабочий день (предложение министра торговли и промышленности А. И. Коновалова);
  • - рабочие комитеты и профсоюзы получили полную автономию;
  • - закреплено и гарантировалось равноправное положение «организованной рабочей силы и промышленников».

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что А. Ф. Керенский был отчасти прав, утверждая, что «установление в России политической демократии одновременно привело к торжеству социальной демократии» .

Однако не все эти проекты приобрели силу закона. В основном Временное правительство ограничилось следующими действиями:

  • 1) была проведена политическая и уголовная амнистия;
  • 2) отменены социальные сословия и уравнены в правах как в армии (приказ от 1 марта 1917 г. № 1), так и в других государственных и гражданских учреждениях;
  • 3) отменена смертная казнь (однако постановлением Временного правительства от 12 июля 1917 г. она была введена на фронте и учрежден военно-революционный суд);
  • 4) установлен восьмичасовой рабочий день;
  • 5) созданы фабрично-заводские комитеты для решения трудовых споров между рабочими и фабрикантами (создание последних было предусмотрено Соглашением между Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов и Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении восьмичасового дня, организации фабрично-заводских комитетов и примирительных камер от 10 марта 1917 г.);
  • 6) ликвидированы все судебные органы власти и Отдельный корпус жандармов;
  • 7) провозглашены свобода слова, печати, стачек.

Одним из главных вопросов, который стоял перед Временным правительством, был вопрос о власти. Удержать власть в стране было чрезвычайно трудно, так как первые месяцы показали, что во Временном правительстве нет единства. Апрельский кризис привел к выходу из состава правительства кадетов и октябристов. В начале апреля 1917 г. в России прибыл лидер большевиков В. И. Ленин (Ульянов), который в своих апрельских тезисах провозгласил курс на пролетарскую революцию. А. Ф. Керенский, который вскоре стал во главе нового коалиционного Временного правительства, назвал выступление большевиков 4 июля 1917 г. в Петрограде «ударом Ленина в спину революции» . Хотя выступление большевиков и было подавлено, а вожди большевиков были объявлены в розыск по обвинению в попытке государственного переворота, политическая ситуация еще больше обострилась. Однако вся деятельность Временного правительства фактически сводилась к тому, чтобы удержать власть до созыва Учредительного собрания. Подготовка к этому Собранию началась с первых мартовских дней революции. На собрании предполагалось решить важные для государства вопросы. Прежде всего - вопрос о государственном строе в России. Как написал в своих мемуарах В. Н. Коковцев: «Весна 1917 года прошла в каком-то чаду, под неумолкаемый гул выстрелов на улицах и под гнетом ежедневных декретов Временного правительства, расшатавших нашу государственную машину с какой-то злорадной поспешностью и незаметно, но верной рукой подготавливающих захват власти большевиками» .

С 12 по 15 августа 1917 г. в Москве прошло Государственное совещание, в котором приняли участие многие демократические партии и не участвовали правые монархисты и большевики. Однако это Совещание демократических партий не привело к созданию единого мнения на будущее России. Наоборот, каждая из партий попытались использовать это событие в своих целях. Большевики, например, пытались организовать всеобщую политическую демонстрацию, дабы показать свое превосходство и силу. Буржуазные партии пытались наладить и укрепить связи для создания нового коалиционного правительств. Более реакционные партии выдвинули идею военной диктатуры во главе с верховным главнокомандующим Русской армией, кандидатом на должность которого рассматривался генерал Л. Г. Корнилов.

Деятельность Временного правительства (февраль-июнь 1917 года).

После отречений Николая 2 и Михаила (Александровича?) единственным законным органом центральной власти стало Временное правительство, пришедшее 2 марта на смену думскому Комитету.В России сложилась своеобразная политическая ситуация. Одновременно существовали два органа власти – Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов. Эту ситуацию называют двоевластием. Создание Временного правительства явилось тем компромиссом, к которому были вынуждены прибегнуть Временный комитет и Петроградский Совет. Первый олицетворял собой умеренные силы общества, которые одни только к этому времени являлись более или менее организованной силой. Второй представлял реальную, но совершенно не организованную силу толпы и поэтому мог диктовать условия Комитету, но был не в состоянии организовать управление государством.

Возникнув, Временное правительство заявило о своей приверженности принципами демократии, отменило си­стему сословий, национальных ограничений, осуществи­ло ряд других мероприятий, чем, безусловно, снискало уважение и признательность своих сограждан. Однако окончательное решение этих и других вопросов было от­ложено до созыва Учредительного собрания. Народу предлагалось довести войну до победного конца. Первый кризис правительства возник в апреле в связи с нотой ми­нистра иностранных дел П.Н. Милюкова. В ней он писал, что «продолжая питать полную уверенность в победонос­ном окончании настоящей войны в полном согласии с союзниками, Временное правительство совершенно уве­рено в том, что поднятые этой войной вопросы будут раз­решены в духе создания прочной основы для длительного мира». Кризис был преодолен путем формирования в мае 1917 г. нового правительства. В его состав вошли б ми­нистров - социалистов (А.Ф. Керенский, М.И. Скоблев, Г.И. Церетели, А.В. Пешехонов, В.И. Чер­нов, П.Н. Переверзев) в качестве представителей Советов.

Предполагалось, что данный тактический ход усилит по­зицию правительства, повысит авторитет Советов путем усиления контроля над деятельностью правительства. Идея нашла свое дальнейшее развитие в решениях I Съезда Со­ветов (июнь 1917 г.). Съезд сформировал ВЦИК, санк­ционировал давно готовящееся наступление на фронте. В вопросе о власти подтверждалась необходимость коа­лиции. Преодоление кризиса в экономике делегатам съезда виделось на пути усиления централизации управ­ления народным хозяйством, в «умеренном» обложении налогами предпринимателей.

Свержение Временного правительства. Приход большевиков к власти.

Провал летнего наступления на фронте стал причиной нового политического кризиса. В столице прошли демонстрации с требования­ми передачи всей полноты власти в руки Советов, отставки правительства. Выступления вызвали замешательство в рядах умеренных социалистов. В организациях меньшевиков и эсеров стали формироваться леворадикальные фракции. Ситуация ос­ложнилась ухудшающимся экономическим положением. 2 июля министр продовольствия А.В. Пешехонов инфор­мировал о продовольственном кризисе, охватившем столи­цу и ее окрестности. Топливный комитет сообщил о надви­гавшейся остановке фабрик и заводов из-за отсутствия топлива. Подобное наблюдалось и в других промышленных центрах.

Выход из кризиса виделся на пути более жесткого курса в отношении революционного движения. 3 июля партия кадетов объявила об отзыве своих министров из состава правительства. Искусственно созданный прави­тельственный кризис преследовал цель подтолкнуть уме­ренных социалистов к более решительным действиям. Идея нашла поддержку и понимание. В тот же день Оргкомитет партии меньшевиков постановил сформировать новое пра­вительство «по возможности с преобладанием в нем пред­ставителей буржуазии». Предложение поддержали ЦК партии эсеров, ЦИК Советов. Принятые вслед за этим меры по стабилизации обстановки - подавление демонст­раций силой оружия, закрытие левой прессы, введение смертной казни на фронте, отсрочка выборов в Учредитель­ное собрание - характеризуют выбранный курс, но его ре­ализация имела и негативные последствия. Из сферы поли­тического диалога между различными политическими си­лами борьба все более переходила в сферу насилия и оже­сточения, поляризуя российское общество. Партия боль­шевиков на своем VI съезде (август, 1917) приняла решение о вооруженном восстании, конечной целью которого явля­лось свержение правительства и завоевание политической власти.

В конце августа 1917 г. правыми силами была пред­принята попытка осуществления государственного пере­ворота, установления военной диктатуры в стране. В ка­честве диктатора был избран Л.Г. Корнилов. Им было сформировано и направлено на усмирение столицы 33 ударных батальона. Заговор потерпел поражение. Поведение кадетов накануне и в ходе кризиса привело к резкому падению авторитета партии сре­ди народа. Из-за внутренних разногласий о форме и структуре нового пра­вительства, путях выхода страны из кризиса углубляется раскол среди социалистов, в партиях эсеров и меньшеви­ков.

Неудачный военный переворот генерала Л. Корнилова остановил процесс ста­билизации обстановки в стране и армии, достигнутый Вре­менным правительством летом 1917 г. Советы, все более контролируемые большевиками, вышли из кризиса с воз­росшей популярностью среди народа. Если в Петроградском Совете 2 марта за резо­люцию большевиков против передачи власти в руки Вре­менного правительства было подано 19 голосов против 400, то 31 августа абсолютное боль­шинство Совета поддерживало большевиков. 1 сентября Временное правительство под влиянием выступления Л.Г. Кор­нило­ва, провозгласило Россию республикой. В этот же день А.Ф. Керенский информировал ЦИК о создании Дирек­тории из 5 человек как временного органа для оперативно­го руководства страной. 2 сентября ЦИК Советов одоб­рил идею созыва Демократического совеща­ния, которому и предстояло решить вопрос о власти, а пока ЦИК призывал к поддержке сформиро­ванного Керенским правительства.

14 сентября 1917 г. начало работу Демократическое совещание. Основным вопросом его заседаний стал ха­рактер будущей власти и правительства. Демократическое совещание одобрило возможность коалиции с буржуазией, оконча­тельное решение вопроса о правительстве возлагалось на Предпарламент, создаваемый из делегатов совещания. В резолюции подчерки­валось, что правительство будет стремиться к заключе­нию мира между воюющими государствами и выражать волю народа. Затянувшийся правительственный кризис завершился созданием 25 сентября третьего коалицион­ного правительства. В его состав вошли 4 кадета, Керен­ский остался главой и верховным главнокомандующим. Здесь же было принято решение о созыве 20 октября Все­российского съезда Советов. После завершения работы Демократического совещания большевики выступили за скорейший созыв съезда Советов и провозгласили лозунг «Вся власть Советам».

После Демократического совещания «левые больше­вики» (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий и др.) начали активную подготовку вооруженного восстания. Эта активность в зна­чительной степени определялась тем, что в руках больше­виков оказалось значительное число вооруженных сил и формирований отрядов Красной гвардии. Активность большевиков нарастала на фоне усиления экономического кризиса. 10 октября ЦК большевиков принял предложе­ние левых о подготовке вооруженного восстания. С при­нятием решений имевшие место противоречия среди большевиков по вопросам тактики не исчезли. Против восстания выступают Л. Каменев и Г. Зиновьев.

В последующие дни принятия решения о восстании большевики стремятся, надо отметить - не без успеха, расширить поддержку своей программы на предстоящем съезде Советов. В свою очередь правительство в лице А.Ф. Керенского предпринимает некоторые усилия по подавлению возможного выступления левых сил. В сто­лицу стягиваются верные правительству войска, но их немного. 24 октября А.Ф. Керенский выступил в Пред­парламенте с анализом ситуации в стране. Итогом обсуж­дения стало принятие резолюции, предложенной левыми фракциями меньшевиков и эсеров. Она предлагала под­держку правительства при условии немедленного осуще­ствления радикальной программы «земли и мира», созда­ние комитета общественного спасения с участием представителей Советов. Предложение было отклонено А.Ф. Керенским, ибо в нем в завуалированной форме вы­ражалось недоверие правительству.

Вечером 24 октября большевики начали вооруженное восстание. В течение ночи и последующего дня - ген­штаб, телеграф, вокзалы и другие объекты - находились в руках восставших. Утром 25 октября Военно-революци­онный комитет Петроградского Совета рабочих и солдат­ских депутатов объявил Временное правительство низло­женным. Позднее того же дня начал работу II Всерос­сийский съезд Советов. Из 670 делегатов 507 поддержали переход власти в руки Советов.

Съезд принял два основных документа. «Декрет о мире» содержал предложение всем воюющим народам и правительствам немедленно начать переговоры о спра­ведливом и демократическом мире. «Декрет о земле», согласно которому вся земля передавалась в обще­народное достояние, частная собственность на землю отменялась, каждый мог обрабатывать землю только сво­им трудом на основе уравнительного землепользования. Съезд подтвердил гарантии созыва Учредительного со­брания, обеспечение права наций на самоопределение. Власть на местах передавалась в руки местных Советов. На съезде был сформирован новый состав ВЦИК - 101 человек. В него вошли 62 большевика, 29 левых эсе­ров. Сформировано правительство из большевиков, на однопартийной основе - Временный Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным. Первыми совет­скими наркомами стали Л.Д. Троцкий, А.И. Рыков, В.П. Милютин, И.В. Сталин и другие, всего 13 человек.

Похожие публикации