Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста. Эйнштейн Альберт

вт, 28/01/2014 - 16:23

Чем дальше от даты случившегося, тем меньше человек осознает произошедшее событие. Современное поколение вряд ли когда-нибудь по-настоящему сможет оценить невероятный масштаб всех ужасов и трагедий произошедших во время блокады Ленинграда. Страшнее фашистских нападений был только всеобъемлющий голод, который убивал людей страшной смертью. К 70-летней годовщине со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады, предлагаем вам посмотреть какие ужасы пережевали жители Ленинграда в то страшное время.

Из блога Станислава Садальского

Впереди меня стоял мальчик, лет девяти, может быть. Он был затянут каким-то платком, потом одеялом ватным был затянут, мальчик стоял промерзший. Холодно. Часть народа ушла, часть сменили другие, а мальчик не уходил. Я спрашиваю этого мальчишку: „А ты чего же не пойдешь погреться?“ А он: „Все равно дома холодно“. Я говорю: „Что же ты, один живешь?“ - „Да нет, с мамкой“. - „Так что же, мамка не может пойти?“ - „Да нет, не может. Она мертвая“. Я говорю: „Как мертвая?!“ - „Мамка умерла, жалко ведь ее. Теперь-то я догадался. Я ее теперь только на день кладу в постель, а ночью ставлю к печке. Она все равно мертвая. А то холодно от нее“.

"Блокадная книга" Алесь Адамович, Даниил Гранин

"Блокадная книга" Алеся Адамовича и Даниила Гранина. Я купил ее когда-то в лучшем питерском букинисте на Литейном. Книга не настольная, но всегда на виду. Скромная серая обложка с черными буквами хранит под собой живой, страшный, великий документ, собравший воспоминания очевидцев, переживших блокаду Ленинграда, и самих авторов, ставших участниками тех событий. Читать ее тяжело, но хотелось бы, чтобы это сделал каждый...


Из интервью с Данилом Граниным:
"- Во время блокады мародеров расстреливали на месте, но также, я знаю, без суда и следствия пускали в расход людоедов. Можно ли осуждать этих обезумевших от голода, утративших человеческий облик несчастных, которых язык не поворачивается назвать людьми, и насколько часты были случаи, когда за неимением другой пищи ели себе подобных?
- Голод, я вам скажу, сдерживающих преград лишает: исчезает мораль, уходят нравственные запреты. Голод - это невероятное чувство, не отпускающее ни на миг, но, к удивлению моему и Адамовича, работая над этой книгой, мы поняли: Ленинград не расчеловечился, и это чудо! Да, людоедство имело место...
- ...ели детей?
- Были и вещи похуже.
- Хм, а что может быть хуже? Ну, например?
- Даже не хочу говорить... (Пауза). Представьте, что одного собственного ребенка скармливали другому, а было и то, о чем мы так и не написали. Никто ничего не запрещал, но... Не могли мы...
- Был какой-то удивительный случай выживания в блокаду, потрясший вас до глубины души?
- Да, мать кормила детей своей кровью, надрезая себе вены"


«…В каждой квартире покойники лежали. И мы ничего не боялись. Раньше разве вы пойдете? Ведь неприятно, когда покойники… Вот у нас семья вымерла, так они и лежали. И когда уж убрали в сарай!» (М.Я.Бабич)


«У дистрофиков нет страха. У Академии художеств на спуске к Неве сбрасывали трупы. Я спокойно перелезала через эту гору трупов… Казалось бы, чем слабее, человек, тем ему страшнее, ан нет, страх исчез. Что было бы со мною, если бы это в мирное время, - умерла бы, от ужаса. И сейчас ведь: нет света на лестнице - боюсь. Как только люди поели - страх появился» (Нина Ильинична Лакша).


Павел Филиппович Губчевский, научный сотрудник Эрмитажа:
- Какой вид имели залы?
- Пустые рамы! Это было мудрое распоряжение Орбели: все рамы оставить на месте. Благодаря этому Эрмитаж восстановил свою экспозицию через восемнадцать дней после возвращения картин из эвакуации! А в войну они так и висели, пустые глазницы-рамы, по которым я провел несколько экскурсий.
- По пустым рамам?
- По пустым рамам.


Безвестный Прохожий - пример массового альтруизма блокады.
Он обнажался в крайние дни, в крайних обстоятельствах, но тем доподлинней его природа.
Сколько их было – безвестных прохожих! Они исчезали, вернув человеку жизнь; оттащив от смертельного края, исчезали бесследно, даже облик их не успевал отпечататься в мерклом сознании. Казалось, что им, безвестным прохожим,– у них не было никаких обязательств, ни родственных чувств, они не ждали ни славы, ни оплаты. Сострадание? Но кругом была смерть, и мимо трупов шли равнодушно, удивляясь своей очерствелости.
Большинство говорит про себя: смерть самых близких, дорогих людей не доходила до сердца, срабатывала какая-то защитная система в организме, ничто не воспринималось, не было сил отозваться на горе.

Блокадную квартиру нельзя изобразить ни в одном музее, ни в каком макете или панораме, так же как нельзя изобразить мороз, тоску, голод…
Сами блокадники, вспоминая, отмечают разбитые окна, распиленную на дрова мебель - наиболее резкое, необычное. Но тогда по-настоящему вид квартиры поражал лишь детей и приезжих, пришедших с фронта. Как это было, например, с Владимиром Яковлевичем Александровым:
«- Вы стучите долго-долго - ничего не слышно. И у вас уже полное впечатление, что там все умерли. Потом начинается какое-то шарканье, открывается дверь. В квартире, где температура равна температуре окружающей среды, появляется замотанное бог знает во что существо. Вы вручаете ему пакетик с какими-нибудь сухарями, галетами или чем-нибудь еще. И что поражало? Отсутствие эмоционального всплеска.
- И даже если продукты?
- Даже продукты. Ведь у многих голодающих уже была атрофия аппетита».


Врач больницы:
- Помню, привезли ребят-близнецов… Вот родители прислали им маленькую передачу: три печеньица и три конфетки. Сонечка и Сереженька - так звали этих ребятишек. Мальчик себе и ей дал по печенью, потом печенье поделили пополам.


Остаются крошки, он отдает крошки сестричке. А сестричка бросает ему такую фразу: «Сереженька, мужчинам тяжело переносить войну, эти крошки съешь ты». Им было по три года.
- Три года?!
- Они едва говорили, да, три года, такие крошки! Причем девочку потом забрали, а мальчик остался. Не знаю, выжили они или нет…»

Амплитуда страстей человеческих в блокаду возросла чрезвычайно - от падений самых тягостных до наивысших проявлений сознания, любви, преданности.
«…В числе детей, с которыми я уезжала, был мальчик нашей сотрудницы - Игорь, очаровательный мальчик, красавец. Мать его очень нежно, со страшной любовью опекала. Еще в первой эвакуации говорила: «Мария Васильевна, вы тоже давайте своим деткам козье молоко. Я Игорю беру козье молоко». А мои дети помещались даже в другом бараке, и я им старалась ничего не уделять, ни грамма сверх положенного. А потом этот Игорь потерял карточки. И вот уже в апреле месяце я иду как-то мимо Елисеевского магазина (тут уже стали на солнышко выползать дистрофики) и вижу - сидит мальчик, страшный, отечный скелетик. «Игорь? Что с тобой?» - говорю. «Мария Васильевна, мама меня выгнала. Мама мне сказала, что она мне больше ни куска хлеба не даст». - «Как же так? Не может этого быть!» Он был в тяжелом состоянии. Мы еле взобрались с ним на мой пятый этаж, я его еле втащила. Мои дети к этому времени уже ходили в детский сад и еще держались. Он был так страшен, так жалок! И все время говорил: «Я маму не осуждаю. Она поступает правильно. Это я виноват, это я потерял свою карточку». - «Я тебя, говорю, устрою в школу» (которая должна была открыться). А мой сын шепчет: «Мама, дай ему то, что я принес из детского сада».


Я накормила его и пошла с ним на улицу Чехова. Входим. В комнате страшная грязь. Лежит эта дистрофировавшаяся, всклокоченная женщина. Увидев сына, она сразу закричала: «Игорь, я тебе не дам ни куска хлеба. Уходи вон!» В комнате смрад, грязь, темнота. Я говорю: «Что вы делаете?! Ведь осталось всего каких-нибудь три-четыре дня, - он пойдет в школу, поправится». - «Ничего! Вот вы стоите на ногах, а я не стою. Ничего ему не дам! Я лежу, я голодная…» Вот такое превращение из нежной матери в такого зверя! Но Игорь не ушел. Он остался у нее, а потом я узнала, что он умер.
Через несколько лет я встретила ее. Она была цветущей, уже здоровой. Она увидела меня, бросилась ко мне, закричала: «Что я наделала!» Я ей сказала: «Ну что же теперь говорить об этом!» - «Нет, я больше не могу. Все мысли о нем». Через некоторое время она покончила с собой».

Судьба животных блокадного Ленинграда - это тоже часть трагедии города. Человеческая трагедия. А иначе не объяснишь, почему не один и не два, а едва ли не каждый десятый блокадник помнит, рассказывает о гибели от бомбы слона в зоопарке.


Многие, очень многие помнят блокадный Ленинград через вот это состояние: особенно неуютно, жутко человеку и он ближе к гибели, исчезновению от того, что исчезли коты, собаки, даже птицы!..


«Внизу, под нами, в квартире покойного президента, упорно борются за жизнь четыре женщины - три его дочери и внучка, - фиксирует Г.А.Князев. - До сих пор жив и их кот, которого они вытаскивали спасать в каждую тревогу.
На днях к ним зашел знакомый, студент. Увидел кота и умолял отдать его ему. Пристал прямо: «Отдайте, отдайте». Еле-еле от него отвязались. И глаза у него загорелись. Бедные женщины даже испугались. Теперь обеспокоены тем, что он проберется к ним и украдет их кота.
О любящее женское сердце! Лишила судьба естественного материнства студентку Нехорошеву, и она носится, как с ребенком, с котом, Лосева носится со своей собакой. Вот два экземпляра этих пород на моем радиусе. Все остальные давно съедены!»
Жители блокадного Ленинграда со своими питомцами


А.П.Гришкевич записал 13 марта в своем дневнике:
«В одном из детских домов Куйбышевского района произошел следующий случай. 12 марта весь персонал собрался в комнате мальчиков, чтобы посмотреть драку двух детей. Как затем выяснилось, она была затеяна ими по «принципиальному мальчишескому вопросу». И до этого были «схватки», но только словесные и из-за хлеба».
Завдомом тов. Васильева говорит: «Это самый отрадный факт в течение последних шести месяцев. Сначала дети лежали, затем стали спорить, после встали с кроватей, а сейчас - невиданное дело - дерутся. Раньше бы меня за подобный случай сняли с работы, сейчас же мы, воспитатели, стояли, глядя на драку, и радовались. Ожил, значит, наш маленький народ».
В хирургическом отделении Городской детской больницы имени доктора Раухфуса, Новый год 1941/42 г.












Войны 1941-1945 годов хватает драматических, трагических страниц. Одним из самых страшных была блокада Ленинграда. Кратко говоря, это история настоящего геноцида горожан, который растянулся едва не до самого конца войны. Давайте еще раз вспомним, как все это происходило.

Наступление на «город Ленина»

Наступление на Ленинград началось сразу же, в 1941 году. Группировка немецко-финских войск успешно продвигалась вперед, взламывая сопротивление советских частей. Несмотря на отчаянное, ожесточенное сопротивление защитников города, уже к августу того же года все железные дороги, которые связывали город со страной, были перерезаны, в результате чего основная часть снабжения оказалась нарушена.

Так когда началась блокада Ленинграда? Кратко перечислять события, которые этому предшествовали, можно долго. Но официальной датой считается 8 сентября 1941 года. Несмотря на жесточайшие по своему накалу бои на подступах к городу, «с наскока» взять гитлеровцы его не смогли. А потому 13 сентября начался артиллерийский обстрел Ленинграда, который фактически продолжался всю войну.

У немцев был простой приказ относительно города: стереть с лица земли. Все защитники должны были быть уничтожены. По другим сведениям, Гитлер просто опасался того, что при массированном штурме потери немецких войск будут неоправданно высоки, а потому и отдал приказ о начале блокады.

В общем, суть блокады Ленинграда сводилась к тому, чтобы “город сам упал в руки, подобно созревшему плоду”.

Сведения о населении

Нужно помнить, что в блокированном городе на тот момент оставалось не менее 2,5 миллиона жителей. Среди них было около 400 тысяч детей. Практически сразу начались проблемы с пропитанием. Постоянный стресс и страх от бомбежек и обстрелов, нехватка медикаментов и продовольствия вскоре привели к тому, что горожане стали умирать.

Было подсчитано, что за все время блокады на головы жителей города было сброшено не менее сотни тысяч бомб и около 150 тысяч снарядов. Все это приводило как к массовым смертям мирного населения, так и к катастрофическим разрушениям ценнейшего архитектурного и исторического наследия.

Самым тяжелым оказался первый год: немецкой артиллерии удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего город оказался практически полностью лишенным запасов продуктов питания. Впрочем, существует и прямо противоположное мнение.

Дело в том, что к 1941 году количество жителей (зарегистрированных и приезжих) насчитывало порядка трех миллионов человек. Разбомбленные бадаевские склады просто физически не могли вместить такое количество продуктов. Многие современные историки вполне убедительно доказывают, что стратегического запаса на тот момент вовсе не было. Так что даже если бы склады не пострадали от действий немецкой артиллерии, это отсрочило наступление голода в лучшем случае на неделю.

Кроме того, буквально несколько лет назад были рассекречены некоторые документы из архивов НКВД, касающиеся предвоенного обследования стратегических запасов города. Сведения в них рисуют крайне неутешительную картину: “Сливочное масло покрыто слоем плесени, запасы муки, гороха и прочих круп поражены клещом, полы хранилищ покрыты слоем пыли и пометом грызунов”.

Неутешительные выводы

С 10 по 11 сентября ответственные органы произвели полный переучет всего имевшегося в городе продовольствия. К 12 сентября был опубликован полный отчет, согласно которому в городе имелось: зерна и готовой муки примерно на 35 дней, запасов круп и макаронных изделий хватало на месяц, на этот же срок можно было растянуть запасы мяса.

Масел оставалось ровно на 45 дней, зато сахара и готовых кондитерских изделий было припасено сразу на два месяца. Картофеля и овощей практически не было. Чтобы хоть как-то растянуть запасы муки, к ней добавляли по 12% размолотого солода, овсяной и соевой муки. Впоследствии туда же начали класть жмыхи, отруби, опилки и размолотую кору деревьев.

Как решался продовольственный вопрос?

С первых же сентябрьских дней в городе были введены продовольственные карточки. Все столовые и рестораны были сразу же закрыты. Скот, имевшийся на местных предприятиях сельского хозяйства, был тут же забит и сдан в заготовительные пункты. Все корма зернового происхождения были свезены на мукомольные предприятия и перемолоты в муку, которую впоследствии использовали для производства хлеба.

У граждан, которые во время блокады находились в больницах, из талонов вырезали пайки на этот период. Этот же порядок распространялся на детей, которые находились в детских домах и учреждениях дошкольного образования. Практически во всех школах были отменены занятия. Для детей прорыв блокады Ленинграда был ознаменован не столь возможностью наконец-то поесть, сколько долгожданным началом занятий.

В общем-то, эти карточки стоили жизней тысячам людей, так как в городе резко участились случаи воровства и даже убийств, совершаемых ради их получения. В Ленинграде тех лет были нередкими случаи налетов и вооруженных ограблений булочных и даже продовольственных складов.

С лицами, которых уличали в чем-то подобном, особо не церемонились, расстреливая на месте. Судов не было. Это объяснялось тем, что каждая украденная карточка стоила кому-то жизни. Эти документы не восстанавливались (за редчайшими исключениями), а потому кража обрекала людей на верную смерть.

Настроения жителей

В первые дни войны мало кто верил в возможность полной блокады, но готовиться к такому повороту событий начали многие. В первые же дни начавшегося немецкого наступления с полок магазинов было сметено все мало-мальски ценное, люди снимали все свои сбережения из Сберкассы. Опустели даже ювелирные магазины.

Впрочем, начавшийся голод резко перечеркнул старания многих людей: деньги и драгоценности тут же обесценились. Единственной валютой стали продовольственные карточки (которые добывались исключительно путем разбоя) и продукты питания. На городских рынках одним из самых ходовых товаров были котята и щенята.

Документы НКВД свидетельствуют, что начавшаяся блокада Ленинграда (фото которой есть в статье) постепенно начала вселять в людей тревогу. Изымалось немало писем, в которых горожане сообщали о бедственном положении в Ленинграде. Они писали, что на полях не осталось даже капустных листьев, в городе уже нигде не достать старой мучной пыли, из которой раньше делали клей для обоев.

К слову говоря, в самую тяжелую зиму 1941 года в городе практически не осталось квартир, стены которых были бы оклеены обоями: голодные люди их попросту обрывали и ели, так как другой еды у них не было.

Трудовой подвиг ленинградцев

Несмотря на всю чудовищность сложившегося положения, мужественные люди продолжали работать. Причем работать на благо страны, выпуская немало образцов вооружения. Они даже умудрялись ремонтировать танки, делать пушки и пистолеты-пулеметы буквально из «подножного материала». Все полученное в столь сложных условиях вооружение тут же использовалось для боев на подступах к непокоренному городу.

Но положение с продуктами питания и медикаментами осложнялось день ото дня. Вскоре стало очевидно, что только Ладожское озеро может спасти жителей. Как же связано оно и блокада Ленинграда? Кратко говоря, это знаменитая Дорога жизни, которая была открыта 22 ноября 1941 года. Как только на озере образовался слой льда, который теоретически мог выдержать груженные продуктами машины, началась их переправа.

Начало голода

Голод приближался неумолимо. Уже 20 ноября 1941 года норма хлебного довольствия составляла всего лишь 250 граммов в день для рабочих. Что же касается иждивенцев, женщин, детей и стариков, то им полагалось вдвое меньше. Сперва рабочие, которые видели состояние своих родных и близких, приносили свои пайки домой и делились с ними. Но вскоре этой практике был положен конец: людям было приказано съедать свою порцию хлеба непосредственно на предприятии, под присмотром.

Вот так проходила блокада Ленинграда. Фото показывают, насколько же были истощены люди, которые на тот момент находились в городе. На каждую смерть от вражеского снаряда приходилась сотня людей, которые умерли от страшного голода.

При этом нужно понимать, что под “хлебом” в этом случае понимался небольшой кусок клейкой массы, в которой было намного больше отрубей, опилок и прочих наполнителей, нежели самой муки. Соответственно, питательная ценность такой пищи была близка к нулевой.

Когда был осуществлен прорыв блокады Ленинграда, люди, впервые за 900 дней получившие свежий хлеб, нередко от счастья падали в обморок.

В довершение всех проблем полностью вышла из строя система городского водоснабжения, в результате чего горожанам приходилось носить воду из Невы. Кроме того, сама зима 1941 года выдалась на редкость суровой, так что медики просто не справлялись с наплывов обмороженных, простывших людей, иммунитет которых оказался неспособен противостоять инфекциям.

Последствия первой зимы

К началу зимы хлебная пайка была увеличена почти вдвое. Увы, но этот факт объяснялся не прорывом блокады и не восстановлением нормального снабжения: просто к тому времени половина всех иждивенцев уже погибла. Документы НКВД свидетельствуют о том факте, что голод принял совершенно невероятные формы. Начались случаи людоедства, причем многие исследователи считают, что официально было зафиксировано не более трети из них.

Особенно плохо в то время приходилось детям. Многие из них были вынуждены подолгу оставаться одни в пустых, холодных квартирах. Если их родители умирали от голода на производстве или же в случае их смерти при постоянных обстрелах, дети по 10-15 дней проводили в полном одиночестве. Чаще всего они также умирали. Таким образом, дети блокады Ленинграда многое вынесли на своих хрупких плечах.

Фронтовики вспоминают, что среди толпы семи-восьмилетних подростков в эвакуации всегда выделялись именно ленинградцы: у них были жуткие, уставшие и слишком взрослые глаза.

Уже к середине зимы 1941 года на улицах Ленинграда не осталось кошек и собак, даже ворон и крыс практически не было. Животные уяснили, что от голодных людей лучше держаться подальше. Все деревья в городских скверах лишились большей части коры и молодых веток: их собирали, перемалывали и добавляли в муку, лишь бы хоть немного увеличить ее объем.

Блокада Ленинграда длилась на тот момент меньше года, но при осенней уборке на улицах города было найдено 13 тысяч трупов.

Дорога Жизни

Настоящим “пульсом” блокадного города стала Дорога Жизни. Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность. Первые баржи с продовольствием прошли по озеру уже 12 сентября. Судоходство продолжалось до тех пор, пока толщина льда сделала невозможным проход судов.

Каждый рейс моряков был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали охоту ни на минуту. Выходить в рейсы приходилось ежедневно, при любых погодных условиях. Как мы уже и говорили, по льду груз впервые был отправлен 22 ноября. Это был конный обоз. Спустя всего пару дней, когда толщина льда стала более-менее достаточной, в путь двинулись и грузовики.

На каждую машину клали не более двух-трех мешков с продовольствием, так как лед все равно был слишком ненадежным и автомобили постоянно тонули. Смертельно опасные рейсы продолжались до самой весны. “На вахту” заступили баржи. Конец этой смертельно опасной карусели положило только освобождение Ленинграда от блокады.

Дорога номер 101, как тогда называли этот путь, позволила не только поддерживать хотя бы минимальную продовольственную норму, но и вывезти из блокированного города многие тысячи людей. Немцы постоянно старались прервать сообщение, не жалея для этого снарядов и горючего для самолетов.

К счастью, им это не удалось, а на берегах Ладожского озера сегодня стоит монумент “Дорога Жизни”, а также открыт музей блокады Ленинграда, в котором собрано множество документальных свидетельств тех страшных дней.

Во многом успех с организацией переправы объяснялся тем, что Советское командование быстро привлекло для обороны озера истребительную авиацию. В зимнее время зенитные батареи монтировались прямо на льду. Заметим, что принятые меры дали очень положительные результаты: так, уже 16 января в город было доставлено более 2,5 тысячи тонн продовольствия, хотя запланирована была доставка только двух тысяч тонн.

Начало свободы

Так когда произошло долгожданное снятие блокады Ленинграда? Как только под Курском немецкой армии было нанесено первое крупное поражение, руководство страны стало думать о том, как освободить заточенный город.

Непосредственно снятие блокады Ленинграда началось 14 января 1944 года. Задачей войск был прорыв немецкой обороны в самом тонком ее месте для восстановления сухопутного сообщения города с остальной территорией страны. К 27 января начались ожесточенные бои, в которых советские части постепенно одерживали верх. Это был год снятия блокады Ленинграда.

Гитлеровцы были вынуждены начать отступление. Вскоре оборона была прорвана на участке длиной около 14 километров. По этому пути в город немедленно пошли колонны грузовиков с продовольствием.

Так сколько длилась блокада Ленинграда? Официально считается, что она продолжалась 900 дней, но точная продолжительность - 871 день. Впрочем, этот факт ни в малейшей степени не умаляет решимости и невероятного мужества его защитников.

День освобождения

Сегодня день снятия блокады Ленинграда - это 27 января. Эта дата - не праздничная. Скорее, это постоянное напоминание о тех ужасающих событиях, через которые были вынуждены пройти жители города. Справедливости ради стоит сказать, что настоящий день снятия блокады Ленинграда - 18 января, так как коридор, о котором мы говорили, получилось пробить именно в тот день.

Та блокада унесла более двух миллионов жизней, причем умирали там в основном женщины, дети и старики. Пока память о тех событиях жива, ничего подобного не должно повториться в мире!

Вот вся блокада Ленинграда кратко. Конечно, описать то страшное время можно достаточно быстро, вот только блокадники, которые смогли его пережить, вспоминают те ужасающие события каждый день.

27 января – одна из самых значимых дат петербуржцев — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе со взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей.

Безусловно, нашим современным детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта память должна быть в каждом из нас, и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.

Мы составили подборку книг, которые можно почитать детям и с детьми о блокаде Ленинграда.

Г. Черкашин «Кукла»

Это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях — хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.

Здесь нет описания ужасов военного времени: вражеских налётов, взрыва снарядов, голода… Но осязаемо встаёт перед глазами всё то большое несчастье, случившееся с нашей страной. В нехитром, незамысловатом сюжете передано размышление о семейных отношениях, о человеческих ценностях, о жителях города-героя Ленинграда и их подвиге.

Книга «Кукла» – это не только рассказ о девочке и её игрушках. Это рассказ о беспримерном подвиге жителей и защитников города на Неве, об истинных человеческих ценностях.

Ю. Герман «Вот как это было»

Детская повесть «Вот как это было» при жизни писателя не публиковалась. Она посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. В повести многое документально, основано на исторических фактах. Это не только памятные всем ленинградцам, пережившим блокаду, эпизоды с обстрелом зоопарка и пожаром в Народном доме, не только бомбёжка госпиталя… Так, например, стихи «Над Ленинградом нависла блокада», помещённые в главу «Школа в подвале», — это не стилизация, не подделка под детское творчество — это подлинное стихотворение одного ленинградского школьника тех суровых годов, подаренное писателю на встрече с юными читателями в одной из школ Ленинграда.

Повесть для детей дошкольного возраста.

Т. Цинберг «Седьмая симфония»

Блокада Ленинграда… Юная Катя берёт под свою опеку трёхлетнего мальчика, спасая его от смерти. И благодаря этому сама обретает силы жить дальше. Повесть Тамары Цинберг рассказывает удивительно светлую и честную историю о незаметных ежедневных подвигах ленинградцев и о том, что же означала храбрость отдельного человека в годы Великой Отечественной войны.

В этой книге автор рассказывает о людях с чистой душой и совестью, о том, как, выполняя свой долг, они ежедневно совершали незаметные, но героические подвиги. И девушки-продавщицы из булочной, и управхоз, и врач из госпиталя, и девочка Катя - все они боролись за общее дело, за счастье народа.

Она - о любви, о человечности, о сострадании.

Е. Верейская «Три девочки»

Эта книга о дружбе трех девочек-школьниц – Наташи, Кати и Люси, – о том, как в мирные годы интересно и весело живут подружки в “Соленой Католюандо”, и о том, как в дни Великой Отечественной войны дружба помогает им наряду со взрослыми стойко и мужественно выдержать суровые испытания блокады Ленинграда.

Повесть “Три девочки” – это трогательная история трёх девочек, переживших блокаду Ленинграда и вынужденных столкнуться с недетскими трудностями, правдиво поведает о настоящей дружбе, мужестве и искренней преданности, о нежданных потерях и приобретениях.

Э. Фонякова «Хлеб той зимы»

Автобиографическая повесть современной петербургской писательницы Эллы Фоняковой посвящена ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора. Написанный ярким, простым и сочным языком на основе собственных воспоминаний «Хлеб той зимы» - это честный рассказ без приукрашиваний и нагнетания кошмаров. Книга переведена на многие языки, в том числе вышла в Германии и США.

«Как это — война? Что это — война?» Немногим не понаслышке известны ответы на эти вопросы. А первоклашке Лене, оставшейся вместе с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте приходится узнать, «как выглядит война взаправдашняя»: что такое воздушная тревога и как тушить «зажигалку», каким бывает настоящий голод и что, оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень — из столярного клея.

«Хлеб той зимы» Эллы Фоняковой — это и слепок времени, и во многом автобиографичный рассказ о блокадных днях, и пронзительная история о самой обычной девочке, её семье и обо всех ленинградцах, не оставивших окружённый город.

Л. Пожедаева «Война, блокада, я и другие»

«Книга обжигает и потрясает… Горе и радость, мужество и трусость, верность и предательство, жизнь и смерть, голод, одиночество, жгучий холод были «блокадными подружками» маленькой девочки Милы…

…Она должна была погибнуть в той страшной бомбежке, ее должны были раздавить железные гусеницы прорвавшихся немецких танков, она должна была умереть еще много раз, потому что такого не может вынести даже взрослый и сильный человек. Но, наверное, души и судьбы маленьких, таких же, как она, девочек и мальчиков оставили ее жить, чтобы она могла нам сегодня рассказать о той страшной войне, которую вели блокадные дети, большие и маленькие, как могли… и часто без взрослых, закрывая и спасая своими худенькими тщедушными тельцами нас, сегодняшних…

Эта книга - укор о забытом долге перед ними, детьми Ленинградской блокады, умершими, замерзшими, раздавленными фашистской танковой атакой, разорванными самолетной бомбежкой… И нам нужно этот долг отдать и живым, и мертвым…» Александр Конюшин, директор «ДОМА сотрудничества с ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге и Ленинградской области»

М. Сухачев «Дети блокады»

Михаил Сухачев, автор книги «Дети блокады», двенадцатилетним мальчиком пережил много месяцев в трагической и героической блокаде Ленинграда в 1941–1944 годах. Эта книга не просто литературное произведение, она рассказывает о тяжелых и страшных воспоминаниях, о борьбе ленинградцев и их детей, оставшихся в городе, об их невыносимых страданиях от голода и холода. У многих ребят в блокаде умерли все родные.

Но это книга и о невероятном мужестве и стойкости ребят, не струсивших под бомбежками и обстрелами, а тушивших зажигательные бомбы на чердаках, помогавших женщинам и старикам и работавших на заводах наравне со взрослыми… Они быстро повзрослели и стремились сделать все, даже невозможное, для помощи городу, в котором ленинградцы умирали, но не сдавались.

Л. Никольская «Должна остаться живой»

Действие повести происходит на протяжении одного, самого страшного, месяца блокады Ленинграда — декабря 1941 года. Обыкновенная ленинградская девочка проявляет подлинное мужество, переживает трагические моменты, проходит настоящие приключения, помогая добру в его борьбе со злом. Несмотря на трагизм ситуации, повесть наполнена светлым оптимизмом. Книга рассчитана на детей и взрослых.

А. Крестинский «Мальчики из блокады»

Лирико-драматическое повествование о жизни ребят в осажденном фашистами Ленинграде.

Рассказы и повесть, вошедшие в сборник, автобиографические; и все же прежде всего они — художественные тексты, адресованные подростку. Правдиво и просто рассказывают они о понятных юному читателю вещах: о мальчишеской дружбе и первой любви, о родительском самопожертвовании — и сложности взаимопонимания, о силе и благородстве — и о слабости и низости; одним словом, о детстве и юности, пришедшихся на годы страшного бедствия, Ленинградской блокады.

В. Шефнер «Сестра печали»

Повесть «Сестра печали» — одно из самых значительных и глубоких произведений В. Шефнера. Она воспринимается как обобщенный портрет поколения. В ней говорится о Ленинграде, о неразрывной связи прошлого с настоящим, о мужестве, стойкости, трудовой и боевой дружбе, преодолевающих невзгоды войны, блокаду, потеря близких, о душевном здоровье, помогающем людям, пережив утраты, со светлой грустью думать о прошлом и уверенно смотреть в будущее. И еще это повесть о Любви, настоящей Любви с большой буквы, пронесенной через годы и не потерявшей силы и чистоты.

В. Семенцова «Лист фикуса»

Автор книги принадлежит к тому уже не многочисленному поколению людей, которых называют «Детьми блокады». В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке, и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде.

Избирательная память ребенка запечатлела то, что казалось важным и интересным для героини именно в этом возрасте. Эта особенность воспоминаний способствует тому, что книга воспринимается современными детьми актуально, так как соответствует их собственным чувствам и переживаниям. Рассказы помогают по-новому увидеть и прочувствовать военные события, жизнь и быт блокадного города. Книга адресована читателям старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Н. Ходза «Дорога жизни»

Очень важная книга для дошкольников и младших школьников о блокаде Ленинграда. Без лишнего пафоса, без леденящих душу подробностей, простым и спокойным языком Нисон Ходза рассказывает маленькие истории — на страничку-две — о том, что это было такое — блокада Ленинграда, и что значила для людей Дорога жизни.

В. Воскобойников «Оружие для Победы»

Книга объединяет три документальные повести: «900 дней мужества», «Василий Васильевич» и «Оружие для победы».

«900 дней мужества» В этой повести показана блокада на примере жизни одной семьи — от первого дня войны до ленинградского салюта. В мирную жизнь, когда «в воскресенье 22 июня 1941 года Иван Семенович Пахомов пришел вместе с сыном Алешей и дочкой Дашей в зоосад», врывается известие о начале войны: «И вдруг по радио объявили, что началась война».

В ткань повествования органично вписываются документальные факты и истории. И про летчика Севостьянова, именем которого потом была названа улица, и про Таню Савичеву, и про Максима Твердохлеба.

Повести «Василий Васильевич» и «Оружие для победы» в чем-то очень похожи. Рассказывают они о судьбах подростков, которые все силы бросили в те тяжелые годы на помощь своему городу. Мальчишки трудились на заводах, старались изо всех сил. Это была их война, они сражались за Родину у станков. Сколько их было таких мальчишек? Василий Васильевич осиротел еще до войны, у Гриши родители погибли во время эвакуации, а сам он чудом остался жив, случайно отстав от поезда…

Интересен факт, что Василий Васильевич — реальный персонаж! И после войны он работал на том же заводе! Именно его рисовал во время войны художник Алексей Пахомов для известного плаката, именно его Пахомов рисовал через тридцать лет — лучшего рабочего! Об этом художник рассказал писателю Воскобойникову. Этот подвиг простого мальчишки стал достойным не только кисти художника, но и документальной повести.

В. Дубровин «Мальчишки в сорок первом»

Какой мальчишка не мечтает побывать на поле боя? Тем более, если вчера началась самая настоящая война! Вот и Вовка с Женькой совершенно серьёзно решили отправиться в армию. Кто бы мог подумать, что до настоящих бойцов им ещё расти и расти! И, конечно, друзья и представить себе не могли, что в Ленинграде, окружённом кольцом блокады, будет ничуть не легче, чем на передовой. Теперь на счету — каждый грамм хлеба, а совсем рядом, за озером, куда раньше по выходным ребята ходили купаться и загорать, — линия фронта. Так для мальчишек наступает время попрощаться с беззаботным детством, пережить совсем недетские трудности и — повзрослеть.

И. Миксон «Жила, была»

Документальная повесть о Тане Савичевой, основанная на ее дневнике.

Жизнь одного ребенка. Детство, погубленное под тяжелой канонадой, сломленное потерей родных. Возможно, самое шокирующее это то, что главная героиня это… девочка. Хрупкая, маленькая девочка 12-ти лет. Она должна была бы такой быть, хрупкой, веселой, жизнерадостной, если бы не ужасы, которые описывает нам история, книги и рассказы.

Имя Тани Савичевой известно всему миру. В её дневнике, предъявленном на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвиняющего фашизм, всего несколько листочков, на которых девочка неуверенным детским почерком фиксировала смерть своих родных. И нет равнодушных: так искренне, точно и предельно сжато сумела маленькая девочка рассказать о войне в своей маленькой записной книжке.

Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова»


В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941-1942 годов. Вся тяжесть войны легла на плечи не только взрослых, но и детей.

Перед вами искренний и волнующий рассказ о девочке Тане, переживающей блокаду Ленинграда. Благодаря её дневнику ребята узнают о драматических событиях, происходящих в те нелёгкие времена. О голоде, из-за которого страдает семья девочки, о потере близких и родных. Но всегда существует дружба, которая может связывать людей, живущих в разное время.

Это рассказ о том, как война изменяла жизнь людей и прежде всего, детей, как повлияла на их внешний облик и внутреннее состояние. Речь в рассказе идет о шестилетней девочке Маринке из блокадного Ленинграда, которая жила с писателем в одном доме и по одной лестнице.

Юлия Короткова

Верейская Елена Николаевна

Елена Николаевна родилась в 1886 году и к началу войны уже была известной детской писательницей (печаталась с 1910 года). Книгу Верейской «Три девочки» считают одной из лучших книг о войне. Три девочки-подростка дружно живут в коммунальной квартире Ленинграда, начинается война, блокада…

Из отзыва: «Книга написана немного в старомодном стиле, но о блокаде написана ПРАВДА! Как голодали, в каких условиях работали, как умирали… и т. д. Написано деликатно, для детей, о взаимовыручке, о силе духа и мужестве людей и о многом другом. Эту книгу надо читать обязательно!» .

Книга «Три девочки» была впервые напечатана в 1948 году в Лениздате, последний раз переиздана в 2016г.

Цинберг Тамара Сергеевна

Тамара Сергеевна родилась в Санкт-Петербурге в 1908 году. В Ленинграде в 1929 году Тамара Цинберг окончила Художественно-промышленный техникум. Высшее образование она получила в Москве, где училась в Высшем художественно-техническом институте. В 1936 году Цинберг вернулась в Ленинград, в грозные дни Ленинградской блокады была бойцом местной противовоздушной обороны и продолжала заниматься художественным оформлением книг. С 1941 года Цинберг стала членом графической секции Ленинградской организации Союза советских художников и активно работала в ней все последующие годы.

С Цинберг-литератором общественность смогла познакомиться в 1964 году, когда вышла в свет её повесть «Седьмая симфония» , одна из самых проникновенных книг о жизни и подвиге ленинградцев в годы Великой Отечественной войны. Цинберг написала о том, что ей было известно, выстрадано и преодолено, она посвятила её памяти своего отца.

В начале 1960 годов Тамара Сергеевна отнесла рукопись Юрию Павловичу Герману на отзыв. Он посоветовал повесть опубликовать. Книга имела успех. Повестью заинтересовались на киностудии «Ленфильм», в 1966 году по мотивам повести «Седьмая симфония» был снят фильм «Зимнее утро».

В книге автор рассказывает о людях с чистой душой и совестью, о том, как, выполняя свой долг, они ежедневно совершали незаметные, но героические подвиги. И девушки-продавщицы из булочной, и управхоз, и врач из госпиталя, и девочка Катя, которая берёт под свою опеку трёхлетнего мальчика, спасая его от смерти. И благодаря этому сама обретает силы жить дальше.

Герман Юрий Павлович

Юрий Павлович родился в 1910 году, с отцом, офицером-артиллеристом, прошёл Гражданскую войну. В Ленинграде с 1929 года, учился в Техникуме сценических искусств. Печатался с 1928 года, а в 17 лет написал роман «Рафаэль из парикмахерской». Однако профессиональным литератором стал считать себя после выхода романа «Вступление» (1931), одобренного М. Горьким.

В годы Великой Отечественной войны Ю. Герман служил писателем-литератором на Северном флоте и на Беломорской военной флотилии в качестве военного корреспондента. Он всю войну пробыл на Севере. За годы войны написал несколько повестей («Би хэппи!», «Аттестат», «Студеное море», «Далеко на Севере») и пьес («За здоровье того, кто в пути», «Белое море»).

Книга Юрия Германа «Вот как это было» о блокаде Ленинграда написана от лица мальчика, которому в начале книги 7 лет. Рассказ о войне и блокаде, какими их видел маленький Миша. Ребёнок остаётся ребёнком даже в самые трудные времена - с детской непосредственностью мальчик рассказывает о своих героях-родителях, о раненых моряках и лётчиках, с которыми познакомился Миша. Детским забавам здесь тоже есть место.

Но, несмотря на лёгкий и даже задорный тон повествования, читатель всё же понимает, каким страшным испытанием была блокада для города и его жителей. Написано очень щадяще, автор ориентирован на маленьких детей и явно бережет детскую психику. Но Герман есть Герман, впечатление сильное. Впервые издана в 1978 году, последнее переиздание в 2017 г.

Адамович Алесь (Александр) Михайлович и Даниил Гранин

Алесь Михайлович родился в 1927 году. Во время оккупации воевал в партизанском отряде в Белоруссии. Окончил филологический факультет Белорусского университета, доктор филологических наук. Окончил московские Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Последние годы жизни был директором Всесоюзного НИИ кинематографии в Москве. Печатался как критик, прозаик и публицист. Произведения Адамовича переведены на 21 язык.

О своей партизанской юности он написал роман-дилогию «Партизаны», (часть 1 - «Война под крышами», часть 2 - «Сыновья уходят в бой»). Им была написана книга «Я из огненной деревни». Он и его соавторы опрашивали людей, которые во время войны в Белоруссии спаслись и сумели сбежать из истребленных деревень, и записали их рассказы. Это тяжёлые, страшные рассказы. Книга имела успех в Белоруссии, была переведена на русский язык и за границей.

Но наиболее известен читателю Алесь Адамович «Блокадной книгой» , которую он создал вместе с известным ленинградским писателем Д. Граниным в период 1977-1981 гг. Он предложил Гранину сделать то, что он делал в Белоруссии на ленинградском блокадном материале.

Даниил Гранин родился в 1919 году, к началу войны уже окончил институт и работал инженером на заводе (печататься начал в 1949 году). Всю войну провёл на фронте. Когда началась ленинградская блокада, Гранин служил в частях, находившихся рядом с городом. Солдаты видели, как город бомбили, обстреливали, но плохо представляли, что творится в самом городе, хотя голод ощущали на собственной шкуре. Когда на передовую приезжали концертные бригады из Радиокомитета, и артистов угощали пшенной кашей, была понятна степень их голода — это был другой голод, не окопный, хотя и того хватало, чтобы отправлять время от времени в госпиталь дистрофиков и опухших.

Гранин считал, что знает, что такое блокада. Когда к нему в 1974 г. приехал Алесь Адамович и предложил писать книгу о блокаде, записывать рассказы блокадников - он отказался. Считал, что про блокаду всё уже известно. Несколько дней шли переговоры. Наконец, поскольку у них были давние дружеские отношения, Адамович уговорил Гранина хотя бы поехать послушать рассказ его знакомой блокадницы. Потом съездили к ещё одной блокаднице. И Гранин увидел, что существовала во время блокады неизвестная никому внутрисемейная и внутридушевная жизнь людей, она состояла из подробностей, деталей, трогательных и страшных, необычных.

В конце концов, работа была начата. То, что Адамович — не ленинградец, а белорус и прошёл войну партизанскую, и у авторов была большая разница представлений о войне, о фронте, имело свои преимущества. Свежий взгляд Адамовича на Ленинград, на ленинградскую жизнь, вообще, на жизнь большого города, помогал ему увидеть то, что для Гранина давно стёрлось, - не было удивления, особых примет того военного времени.

Тогда, в середине — конце семидесятых годов - блокадников было ещё много. Блокадники передавали авторов друг другу. Они ходили из дома в дом, из квартиры в квартиру, выслушивали, записывали на магнитофон рассказы.

Оказалось, у каждого есть свой рассказ, у каждого своя трагедия, своя драма, своя история, свои смерти. Люди и голодали по-разному, и умирали по-разному. Было собрано 200 рассказов и ничего не повторилось.

Когда авторы приходили, блокадники большей частью не хотели ничего рассказывать. Не хотели возвращаться в ту зиму, в те блокадные годы, в голод, в смерти, в своё унизительное состояние. Но потом соглашались. У людей была потребность рассказать, чтобы освободиться. Когда эти рассказы слушали дети блокадников, оказывалось, что они слышали впервые о том, что происходило в этой квартире, в этой семье.

Во многих рассказах, как правило, женских, были подробности быта, того, что творилось на малом участке - очередь, булочная, квартира, соседи, лестница, кладбище. Примерно из десяти рассказов один был гениальный; два-три рассказа - талантливых, очень интересных. Но даже из невнятных иногда рассказов всё равно всегда всплывали впечатляющие детали и подробности.

А потом из этих рассказов долго и мучительно создавалась книга. О чём?

Во-первых, - об интеллигенции и об интеллигентности . Ленинград - город, который отличался высокой культурой, интеллектом, интеллигенцией, своей духовной жизнью. Авторы хотели показать, как люди, которые были воспитаны этой культурой, смогли оставаться людьми, выстоять.

Второе, что они хотели, - показать пределы человека. Мало кто мог представить себе возможности человека. Человека, который не просто отстаивает свою жизнь, а чувствует себя участком фронта. Люди понимали, что до тех пор, пока город живой, он может отстаивать себя.

Издавать «Блокадную книгу» в Ленинграде было запрещено до тех пор, пока городом руководил первый секретарь обкома Г. Романов. Первая, журнальная, публикация состоялась в Москве. И только в 1984 году книга впервые вышла в издательстве «Лениздат». В предисловии к книге рассказана история её создания и первых публикаций. Переиздана в очередной раз в 2017 г.

Крестинский Александр Алексеевич

Александр Алексеевич родился в 1928 году в Ленинграде. Писатель и поэт, переживший блокаду в подростковом возрасте. В 1950 годы преподавал в школе историю и литературу, работал старшим пионервожатым, «ставил с ребятами спектакли, водил их в турпоходы». В 1960 работал в ленинградском детском журнале «Костёр» и публиковался под псевдонимом Тим Добрый.

Первые публикации (стихи для детей) появились в 1958 году. После выхода книги «Туся» (1969) стал известен как автор детских повестей и рассказов для среднего и старшего возраста (выпустил более 10 книг). А также, переводил поэзию, составлял сборники и альманахи для детей, под его редакцией вышел альбом «Рисуют дети блокады» (1969).

В рассказах из цикла «Мальчики из блокады» (1983 г.) Крестинский рассказывает о том времени глазами детей, которых Война лишила самого главного – детства. Несколько рассказов и повесть в автобиографичном сборнике Крестинского - это жизнь ленинградских ребят до войны и во время блокады. Они были детьми - играли, мечтали о победоносных битвах, пока фашисты под стенами города не обратили их фантазии в реальность. Книга «Мальчики из блокады» была переиздана издательством «Самокат в 2015 г.

Сухачёв Михаил Павлович

Михаил Павлович родился в 1929 году, мать одна кормила и воспитывала девятерых детей. Пережив блокаду Ленинграда и приняв активное участие в обороне города, подросток Михаил Сухачев был награжден медалью за оборону Ленинграда. Избрал путь лётчика-истребителя и стал лётчиком 1-го класса. После окончания Военно-воздушной академии был оставлен там на преподавательской работе, стал кандидатом военных наук, доцентом академии.

Затем появилась книга «Там, за чертой блокады» . Герои повести, ленинградские подростки Виктор Стогов, Валерка Спичкин, Эльза Пожарова, знакомые читателю по книге «Дети блокады». В новой повести, которая читается как самостоятельное произведение, рассказывается об их дальнейшей судьбе. Оставшись в блокаду без родителей, они обрели вторую семью в дошкольном детдоме, устроенном в их бывшей школе, и вместе с ним были эвакуированы под Томск, в сибирскую деревню.

В 2008 г. вышла книга Сухачева «Или Цезарь, или ничто!» о разработке в фашистской Германии в 1930-1945 гг. совершенно нового для того времени ракетного оружия, с помощью которого Гитлер надеялся изменить ход Второй мировой войны на заключительном её этапе. Эту книгу Михаил Павлович подарил многим ветеранам войны и школьникам.

Семенцова Валентина Николаевна

«Лист фикуса. Рассказы о войне» , 2005 г.

Автор книги принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют « Детьми блокады» . В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке, и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки Вали, которой шёл четвёртый год, и её мамы в блокадном Ленинграде.

Книга адресована читателям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Это издание как раз для разговора о войне и блокаде с маленькими читателями. Без жутких подробностей, даже несколько бесстрастно, больше фактов, чем переживаний, но и этого хватает, чтобы прочувствовать весь ужас тех дней. Книга переиздавалась в 2014 г.

Пожедаева Людмила Васильевна

Людмила Пожедаева не стала писателем (работала филологом и гидрологом – ездила в экспедиции), да и мемуары эти – дневник 16-летней девочки. Повествование ведётся от лица девочки Милы, которой, когда началась война, было всего 7 лет. В 16 она решила записать всё в тетрадь, пока всё свежо в памяти, хотя такое не забудется никогда.

Описываются все события, произошедшие с ней, со знакомыми и об увиденном вокруг. О страхе и боли, которые испытала. Всю боль и горечь ребенка, оказавшегося в эпицентре тех страшных событий, 16-летняя девушка за месяц с небольшим выплеснула на страницы своего дневника воспоминаний.

Писала Мила для себя, писала только правду – себя ведь не обманешь, и не предполагала, что ее мемуары когда-нибудь кто-нибудь прочитает. Возможно, они так и затерялись бы – девчонки в этом возрасте нередко ведут дневники, песенники, опросники. «Если бы отец не порвал тогда тетрадь, не разорвал её на мелкие кусочки – «За такие художества могут и посадить», — я больше, чем уверена, что эта рукопись пропала бы, как и все остальное. А так я собрала порванные страницы, склеила их, отутюжила, кое-что – переписала — воспоминания вперемежку с рисунками и стихами. Сохранить их хотелось уже из принципа» — рассказывала Людмила Васильевна. Обнародовать свой дневник женщина решилась не сразу.

Никольская Любовь Дмитриевнав

Любовь Дмитриевна в 1941 году окончила школу. Её выпускной состоялся 21 июня, а на следующий день началась Война, с первых дней которой Ленинград подвергался массированным бомбардировкам. Несмотря на это, Никольская решила остаться в городе и поступила в мединститут, а во время блокады её зачислили в противопожарный полк обороны, бойцы которого были закреплены за семьями, чьи родители работали на заводе, а дети находились дома. На попечение Никольской было 14 семей. После войны Людмила Никольская стала писателем.

Одни из самых тяжёлых месяцев блокады пришлись на зиму 1941-42 годов. Именно это время описывает Людмила Никольская в повести «Должна остаться живой» , издана в 2010 г.

Перед нами жильцы коммунальной квартиры, но какими были их отношения между собой до войны, мы узнаём параллельно с блокадными событиями. В книге часто появляются отсылки к мирному времени, воспоминания или сны. Главная героиня — Майя, успела до войны закончить 3 класс. Но как быстро приходилось взрослеть в то время! Несмотря на весь трагизм повести, она всё же наполнена светлым оптимизмом и надеждой, что Война когда-нибудь закончится.

Дневники блокадных детей

Сохрани мою печальную историю. Блокадный дневник Лены Мухиной

Елена Мухина родилась в Уфе. В начале 1930 годов вместе с матерью переехала в Ленинград. Когда её мать заболела и скончалась, девочку удочерила тётя, Елена Николаевна Бернацкая, работавшая в то время балериной в Ленинградском малом оперном театре, потом художником в том же театре.

В мае 1941 года, в записной книжке Бернацкой, Лена начала вести дневник. С началом войны записи в дневнике носили бодрый характер, но в дальнейшем, особенно в связи с блокадой Ленинграда, их характер изменился. В них откровенно и детально описывалась жизнь в осаждённом городе: обстрелы и бомбёжки, крохотные пайки хлеба, холодец из столярного клея, смерть близких людей.

Лена внимательно фиксирует приметы блокадного быта, пытается осмыслить свои поступки и душевные движения. 7 февраля 1942 года скончалась и приёмная мать. Последняя запись в дневнике датирована 25 мая 1942 года. В начале июня 1942 года в истощённом состоянии Лена Мухина была эвакуирована в город Горький. Потом училась, работала, умерла в Москве 5 августа 1991 года.

Дневник Лены Мухиной хранится в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга. При помощи историка С. В. Ярова в 2011 году дневник Лены Мухиной был выпущен в издательстве Азбука с его же вступительной статьей.

Документальная повесть о Тане Савичевой и ленинградцах в блокадном городе. Илья Миксон «Жила, была »

Про Капу Вознесенскую

Блокадный дневник 14-летней школьницы, ленинградской Анны Франк, найденный жильцами одной из коммуналок в 2010 году, опубликован к 70-летию Победы.

Про Аню Бирюкову

Блокадный дневник четырнадцатилетней ленинградской школьницы. Июнь 1941 — май 1943 гг. Как и Капа Вознесенская, Аня родилась в ноябре 1927 года, с разницей в несколько дней. Они непохожи — боевитая Капа и спокойная, с внутренним достоинством («но мы еще кошек не ели, так как у нас натура совсем другая…») Аня. Но общее Пережитое делает их близкими… Дневник опубликован в конце 2015 г.

Школа жизни. Воспоминания детей блокадного Ленинграда

Сборник рассказов от первого лица тех, чьё детство пришлось на тяжёлое блокадное время. Болезненные воспоминания героев, их стойкость и мужество ещё раз напоминает читателям, какой нелегкой ценой досталась Великая победа. Издан в 2014 г.

Эта книга — уникальный военный дневник ленинградской школьницы Тани Вассоевич, которая была в числе тех, кто пережил самую страшную блокадную зиму 1941-1942 годов. В январе 1942 года она похоронила своего 16-летнего брата Владимира, а в феврале свою маму Ксению Платоновну.

С самого первого дня войны до победного мая 1945 года Таня вела записи, которые замечательны ещё и тем, что содержат множество цветных рисунков. Именно они превращают дневник Тани в подлинное произведение детского изобразительного искусства времени Великой Отечественной войны. Сегодня этот исторический документ бережно хранится её сыном — профессором Андреем Леонидовичем Вассоевичем, который предпослал публикации 2015 г. военного дневника вступительную статью.

Дети блокадного Ленинграда Светлана Магаева и Людмила Тернонен

Книга подготовлена к 70-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов при участии «Московской общественной организации ветеранов – жителей блокадного Ленинграда».

Авторы в детском возрасте пережили бомбардировки и артобстрелы, лютый голод и промозглую стужу первой блокадной зимы. В книге представлены психологические портреты 126 блокадных детей разного возраста, приводятся данные о вкладе ленинградских детей в оборону города и о спасении осиротевших малышей.

Авторы, профессиональные врачи более чем с полувековым стажем, систематизировали особенности характеров блокадников, которые способствовали выживанию в экстремальных условиях: выносливость, обостренное чувство гражданского и семейного долга, ответственность, самообладание в критических ситуациях.

Все выжившие в блокаду дети состоялись в дальнейшем как незаурядные личности. На Пискаревском, Смоленском, Серафимовском и Волковом кладбищах покоятся жертвы блокады, в том числе ленинградские дети. Никто не знает, сколько детей погибло от голода, сколько убито бомбами и снарядами. По некоторым подсчетам, из 400 тысяч детей, остававшихся в городе к ноябрю 1941 г., погибло не менее 200 тысяч.

В книге собраны документальные свидетельства и воспоминания бывших детей-блокадников, сведения о том, что довелось им испытать, как удалось выжить, выстоять и помочь близким, и как сложилась жизнь после войны.

Обзор подготовила Анна

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом - можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.

Первые дни блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах - в хранилище стратегических запасов города - спровоцировал страшный голод блокадных дней. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового "стратегического запаса" не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.

Блокада Ленинграда - боль и смерть

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей , переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

Жизнь блокадного Ленинграда

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской". Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

Дорога Жизни - пульс осаждённого города

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинград а . Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".

Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями "За оборону Ленинграда".

Прорыв блокады Ленинграда

В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда . Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда . Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.

Трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко , но ёмко описала Вера Инберг, её строчки - гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.

Похожие публикации