Всемирный урок безопасности школьников в сети интернет. II Международный квест

В рамках Единого урока по безопасности в сети, на последней неделе октября в нашей школе прошли тематические уроки.

Учителя информатики Шумакова Л.С. и Мирзоев М.С. обсудили с ребятами тему: «Какие угрозы могут поджидать в интернете?» В первую очередь это действия мошенников, которые хотят получить финансовую или иную выгоду. Мошенники могут использовать самые разные инструменты и методы — например, вирусное программное обеспечение, поддельные сайты, мошеннические письма, перехват и подбор паролей к учетным записям в социальных сетях и на почтовых сервисах. В рамках данной темы обсуждались меры, предпринимаемые для защиты детей в Интернете. Это создание детских веб-браузеров (Гогуль), которые позволяют получать полный контроль над временем нахождения ребёнка в сети. Также возможность установления семейного фильтра в Яндексе, который предназначен для защиты от сайтов взрослого содержания, сайтов, попадающих под цензуру. Поисковая система идентифицирует такие ресурсы по словам-сигналам, которые присутствуют в заголовках сайта.

Учитель информатики Прохорова Л.Н. сообщила о целях Единого урока, широте и регулярности его проведения в школах России и познакомила учеников с сайтом-памяткой по безопасности в сети Интернет, разработанным учениками. Так как памятка охватывает 12 основных источников угроз при работе в Интернете, было проведено ознакомление в первую очередь с разделами «Социальные сети», «Цифровая Репутация», «Фишинг (мошенничество)» и «Компьютерные вирусы». Сайт-памятка будет находиться постоянно на рабочем столе каждого компьютера, постепенно ученики смогут ознакомиться и с остальными видами угроз при работе в сети и с мерами предосторожности.

Учителем информатики Постоленко М.С. в 8-11 классах был проведен тематический урок «Безопасный Интернет». Целью занятия являлась профилактика правонарушений в интернете и повышение безопасности правовой защищенности в глобальной сети и знакомство с нормами информационной этики и права. В 6-7 классах были проведены уроки «Изучи Интернет — Управляй им» (по заданиям портала игра-интернет.рф). Ребята освоили темы: Защита личной информации, конфиденциальность и безопасность в интернете, сетевое общение и электронная коммерция. После знакомства с данными темами ребята с удовольствием приняли участие в викторине. Со всеми ученикам мы вспомнили, что такое персональные данные, как уберечь их от публичности, как правильно создавать пароли, чтобы не стать жертвой мошенников.

Благодарим «Городской методический центр», «Лабораторию Касперского», портал игра-интернет.рф, портал единыйурок.рф за предоставленные методические материалы.

Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. В процессе глобализации мира и своего распространения получила названия Всемирная или Глобальная сеть.

Интернет стал достоянием всего человечества. Его услугами регулярно пользуется более трети населения земного шара.

Практически неограниченное и труднорегулируемое распространение сети постоянно рождает новые проблемы. Одной из главных является безопасность. Помимо получения доступа к запрещённым материалам, которые могут оказать негативное влияние, на ребёнка, существует и такое понятие, как интернет-зависимость. Она появляется тогда, когда люди начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером большую часть жизни. Эту психологическую зависимость часто сравнивают с наркоманией. Аспектам безопасности школьников в сети интернет как раз и посвящён данный урок.

В помощь учителю

Методические материалы по теме «Медиаграмотность»

Учебное пособие по медиа-информационной грамотности Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвященных памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, включенным в Календарь образовательных событий на 2015/2016 уч.г., 2016/2017 уч.г. Методические рекомендации к Единому уроку безопасности в сети Интернет --> Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации тематического урока, посвященного Интернет безопасности детей Методические рекомендации по организации и проведению Всероссийского урока безопасности школьников в сети Интернет - 2017г.

В соответствии с решением парламентского слушания Совета Федерации от 12 марта 2014 года во всех школах Российской Федерации 30 октября 2016 будет проведен Единый урок по безопасности в сети. Материалы для проведения урока представлены на тематических сайтах:

Материалы Городского методического центра:

2015 год

Единый урок по безопасности

В соответствии с решением парламентского слушания Совета Федерации от 12 марта 2014 года во всех школах Российской Федерации 30 октября 2015 будет проведен Единый урок по безопасности в сети среди детей и подростков "Сетевичок 2015".

Методические рекомендации, а также материалы для проведения единорого урока по безопасности доступны на сайте Сетевичок.рф

II Международный квест

В рамках Единого урока по безопасности в сети проводится II Международный квест по цифровой грамотности среди детей и подростков "Сетевичок 2015". Основная цель квеста - формирование у школьников и учащихся детских садов России и стран СНГ компетенций цифрового гражданина для успешной и безопасной жизни и учебы во Всемирной сети.

Квест проводится онлайн, что позволяет участникам участвовать в конкурсе в любое время, места, с любого типа устройств выхода в сеть. Участникам будут предложены онлайн-курсы обучения, онлайн-викторины, конкурсы рисунков и эссе, опросы и тесты, за участие в которых будут начисляться баллы.

По результатам Квеста «Сетевичок» будет составлен Индекс цифровой грамотности молодежи каждого субъекта Федерации. Квест «Сетевичок» проводится с 1 октября по 15 ноября. Итоги квеста будут опубликованы 5 декабря 2015 года.

Квест разделен на несколько уровней:

  • Квест для возростной группы школьники и студенты колледжей. Победителем будет объявлены участники квеста, набравшие наибольшее количество баллов в ходе квеста, в своем регионе, стране. Победители получат ценные призы и именные дипломы.
  • Конкурс для возростной группы воспитаники детских садов. Победителем будет объявлены участники квеста, набравшие наибольшее количество баллов в ходе квеста, в своем регионе, стране. Победители получат ценные призы и именные дипломы
  • Конкурс школ и детских садов за звание "Цифровая школа" или "Цифровой сад". Победителем будет названо учреждение, воспитаники которой набрали наибольшее количество баллов в ходе квеста, в регионе, стране.
  • Конкурс регионов. Победителем будет назван регион, учащиеся которого наберут наибольшее количество баллов. Приз данного конкурса - проведение Интелектуального конкурса "Инновашка" среди подростков, суть которого в подготовке участников по современым комептенциям (изобретательство, предпринимательство, юридическая, цифровая и финансовая грамотность.

Конференция Поколение NEXT «Школа новых технологий»

Турнир для школьников "Изучи интернет - управляй им!"

"Безопасность в интернете" - курс от Академии яндекса

В рамках Единого урока по безопасности в сети Академия Яндекса разработала курс для школьников 6-9 классов, в котором затрагиваются основные вопросы информационной безопасности. Записаться и пройти курс можно на сайте stepic.org .

Материалы городского методического центра

Использование и безопасность персональных данных

Еще недавно, мы вносили паспортные данные и другую личную информацию где и когда угодно - для розыгрыша мгновенной лотереи, для получения скидочной карты, и много чего еще. Реалии современного информационного общества диктуют новые требования к безопасности персональных данных, а так же необходимость формирования культуры обращения с нашей информацией.

2014 год

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Современные дети являются самыми настоящими проводниками интернет- технологий. Именно поэтому сегодня мы очень много внимания уделяем безопасному интернету. И главная наша задача - научить ребят оценивать контент, понимать, какие сайты и материалы глобальной сети станут для них незаменимыми помощниками, а какие несут в себе угрозу, представляют реальную опасность. 30 октября, в Международный день интернета, во всех школах пройдут уроки интернет-безопасности, на которых ребята узнают, в частности, как безопасно общаться в социальных сетях, пользоваться полезными интернет-ресурсами для учебы, делать покупки в сети, не попадаясь на уловки мошенников.
Ермолаев Артём Валерьевич
Министр Правительства Москвы,
руководитель Департамента информационных технологий города Москвы.

В соответствии с решением мартовского парламентского слушания Совета Федерации во всех школах Российской Федерации 30 октября будет проведен Единый урок по безопасности в сети.

Урок предусматривает:

Проведение урока на тему «Киберугрозы современности: главные правила их распознавания и предотвращения».Уроки охватят школьников всех классов.

На занятии преподаватель совместно с детьми будет обсуждать правила предотвращения киберугроз, которые встречаются при работе в интернете. В начале урока ученикам покажут видеоролик, рассказывающий об опасностях, которые подстерегают в сети. Потом детям объяснят, как себя от этих опасностей обезопасить. Вторая часть урока пройдет в виде практикума.

В ходе урока преподаватели проинформируют школьников о квесте «Сетевичок» Школьники могут принять участие в online-квесте по кибербезопасности и выиграть ценные призы.

Принять участие

Словарь терминов

Контент - (от английского content - содержание) – это абсолютно любое информационно значимое, содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Контентом называются тексты, мультимедиа, графика.

Сетевой трафик - объём информации, передаваемой через компьютерную сеть за определенный период времени.

URL - универсальный указатель ресурса. URL служит стандартизированным способом записи адреса ресурса в сети Интернет.

Куки (от англ. cookie - печенье) - небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя. Применяется для сохранения учетных данных пользователя, персональных настроек, статистики.

Фишинг (от англ. phishing, от password - пароль и fishing - рыбная ловля, выуживание) – это вид интернет-мошенничества, основанный на незнании пользователями норм сетевой безопасности, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным - логинам и паролям с помощью подмены web-страницы, размещенной на ресурсе злоумышленника.

Кибербуллинг (cyber-bullying) - это виртуальный террор, чаще всего подростковый. Спектр целей кибер-преследователей широк, но всех объединяет стремление нанести жертве психологический ущерб. Это могут быть шутки, которые просто уязвят жертву, а может быть психологический террор, который приведет к суициду.

Троллинг - при общении через компьютерную сеть - нагнетание участником общения («троллем») гнева, конфликта путём скрытого или явного задирания, принижения, оскорбления другого участника или участников, зачастую с нарушением правил сайта и, иногда неосознанно для самого «тролля», этики сетевого взаимодействия

Секстингом - пересылка личных фотографий, сообщений интимного содержания посредством современных средств связи: сотовых телефонов, электронной почты, социальных интернет-сетей.

Фотожаба (также жаба) - разновидность фотомонтажа, сленговое название результата творческой переработки участниками форума, блога, имиджборда или другого ресурса некоего изображения с помощью растрового или векторного графического редактора.

Мем - единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.

Демотива́тор (демотивационный постер) - изображение, состоящее из картинки в чёрной рамке и комментирующей её надписи-слогана, составленное по определённому формату. Вскоре после появления демотиваторы стали интернет-мемом

Флуд - многократное повторение одинаковых или практически одинаковых сообщений; лицо, которое распространяет флуд, на интернет-сленге называется флудером.

Флейм - оскорбления или малоинформативные сообщения, длинные безрезультатные споры.

Фарминг (англ. pharming) - это процедура скрытного перенаправления жертвы на ложный IP-адрес.

Брутфорс (полный перебор, метод «грубой силы» от англ. brute force) - метод атаки или взлома путем перебора всех возможных вариантов пароля.

SQL инъекция внедрение SQL-кода (англ. SQL injection) - один из распространённых способов взлома сайтов и программ, работающих с базами данных, основанный на внедрении в запрос произвольного SQL-кода.

DoS-атака (от англ. Denial of Service - отказ от обслуживания) - хакерская атака на вычислительную систему (обычно совершенная хакерами) с целью довести её до отказа, то есть создание таких условий, при которых легальные пользователи системы не могут получить доступ к предоставляемым системным ресурсам (серверам), либо этот доступ затруднён.

Кардинг - вид мошенничества, при котором производится операция с использованием платежной карты или её реквизитов. Реквизиты платежных карт, как правило, берут со взломанных серверов интернет-магазинов, платежных и расчётных систем, а также с персональных компьютеров.

Сниффинг - это перехват пакетов, передающихся между двумя компьютерами. Перехват может произойти в любой точке маршрута данных. В локальной сети перехватчиком может быть любой узел сети, в интернете - провайдер.

Червь - разновидность вредоносной программы, самостоятельно распространяющейся через локальные и глобальные компьютерные сети.

Вирус - разновидность компьютерной программы, отличительной особенностью которой является способностью к размножению (саморепликация). В дополнение к этому он может повреждать или полностью уничтожать данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена заражённая программа.

Троянская программа (также - троян) - программа, используемая злоумышленником для сбора информации, её разрушения или модификации, нарушения работоспособности компьютера или использования его ресурсов в различных целях. По принципу распространения и действия троян не является вирусом, так как не способен распространяться саморазмножением.

Руткит - программа или набор программ для скрытия следов присутствия злоумышленника или вредоносной программы в системе.

Бэкдор (от англ. back door, чёрный ход) - программа или набор программ, которые устанавливает взломщик на взломанном им компьютере после получения первоначального доступа с целью повторного получения доступа к системе.

Спуфинг - имитация соединения, получение доступа обманным путём. Маскировка ложных сайтов под коммерческий проект, с целью получить от посетителей номера кредитных карточек обманным путем.

Крэк (англ. crack) - программа, позволяющая осуществить взлом программного обеспечения. Как правило, крэк пригоден для массового использования.

Криптор (от англ. Cryptor - шифровщик) - название ряда программ для криптозащиты, используемых преимущественно вирусописателями и хакерами для маскировки вредоносного программного обеспечения.

Видеоролик, подготовленный пресс-службой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

2013 год

Методические рекомендации и материалы для проведения урока по информационной безопаности в 5-7 классах:

18 апреля сотрудники Управления «К» МВД России совместно с представителями Департамента образования Москвы на базе средней школы № 627 провели онлайн-урок по интернет-безопасности для учащихся 5-6 классов школ.

Учитывая повышенный интерес общества к данной теме и необходимость продолжения начатой работы, сотрудники Управления «К» МВД России разработали онлайн-урок, с помощью которого учащиеся 5-6 классов г. Москвы получили возможность на нем не только присутствовать, но и принять участие благодаря специально для этого разработанным интерактивным программам.

2012 год

Материалы по Интернет-безопасности, подготовленные компанией Google Россия

чт, 26.10.2017

26 октября в 1 классе прошел классный час «Безопасность детей в сети Интернет». Дети посмотрели фильм «Безопасность в сети интернет» и познакомились с основными правилами пользования интернетом. Ребята узнали, что нельзя в интернете общаться с незнакомцами, передавать сведения о своей семье и родных. Всегда спрашивать родителей о непонятных вещах, которые встречаются в интернете. А проводить время за компьютером в 7 лет можно только под присмотром родителей.

Классный руководитель: Куликова Т.В.

27 октября в 3 классе в целях повышения безопасности в глобальной сети прошел классный час «Безопасность в интернете». Классный час начался с вступительной беседы классного руководителя о бурном развитии компьютерных технологий, что дает возможность для саморазвития, но в тоже время Интернет- источник угроз. К сожалению, дети составляют немалую часть из десятка миллиона пользователей. И конечно дети мало знают об опасностях мировой паутины. Далее она познакомила с правилами поведения в Интернете, раздала памятки по безопасному поведению в глобальной сети. Дети с удовольствием слушали и пришли к выводу, что надо быть осторожными при пользовании Интернетом.

Классный руководитель: Дюдяева Н.М.

В 4 классе провели урок на тему «Безопасный интернет». Обсудили с детьми, что означает слово безопасность, угроза и от кого может исходить она. Поговорили на уроке о том, как защититься от ИНТЕРНЕТ - угроз, о безопасности, бдительности, познакомились с правилами сетевого общения. Ученики решили, что нельзя сообщать свой электронный адрес никому, кроме людей, которым доверяешь. Тщательно обдумывать, какую информацию о себе загружать в Интернет. Обязательно устанавливать надо антивирус, обновлять их базы. Быть осторожными при общении с незнакомыми людьми. На уроке обсудили правила общения в сети ИНТЕРНЕТ.

Классный руководитель: Володина О.Н.

Классный час в 5 классе был интересным, учащиеся активно участвовали в уроке. В ходе классного часа, учащиеся познакомились с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде; изучили правила сетевого общения; узнали адреса помощи в случае интернет угрозы; научились информировать о необходимости критического отношения к информации, полученной из интернет-ресурсов, средств мобильной связи; повторили значение слов «безопасность», «угроза».

Классный руководитель: Бобер М.В.

Классный час в 6 классе начался с просмотра презентации и видеофильма «Безопасный интернет». После просмотра ученики обсуждали вопрос об угрозах, которые исходят из сети Интернета, угрожая человеку, персональному компьютеру. Классный руководитель обсудила с учащимися вопросы культуры пользователя сети Интернет, защиты авторских прав, а так же побеседовали о том, как безопасно и грамотно вести себя в социальных сетях, как общение в социальных сетях сделать полезным. Также посмотрели видеоролик о мошенничестве и безопасности в интернете. По завершении ученикам были вручены памятки безопасного пользования интернетом.

Классный руководитель 6 класса Григорьева Т.А.

На уроке безопасности в сети Интернет обучающиеся 7 класса познакомились:

С правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;

Как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;

Классный руководитель 7 класса: Пессяникова С.Ю.

В 8 классе прошел классный час «Безопасность в сети Интернет. Цель классного часа - профилактика правонарушений в интернете, повышение безопасности и правовой защищенности в глобальной сети. В самом начале был проведен тест на знание правил в сети Интернет. Далее мы обсудили угрозы, которые может нести Интернет. Школьники узнали, как защитить свои персональные данные, совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, учились анализировать правдивость и достоверность информации в интернете.

Похожие публикации