Сталин иосиф виссарионович сильная личность. Эссе "мои рассуждения о сталине, репрессиях"

Иосиф Виссарионович Сталин краткая биография для детей

  • Краткое вступление
  • Приход к власти
  • Культ личности
  • Сталинские чистки в партии
  • Депортации
  • Коллективизация
  • Индустриализация
  • Смерть Сталина
  • Личная жизнь
  • Еще короче про Сталина

Дополнение к статье:

  • Ио́сиф Виссарио́нович Ста́лин (настоящаяя фамилия — Джугашви́ли)
  • Рост С талина Иосифа Виссарионовича - точных данных нет, однако некоторые источники указывают что его рост был 172-174 см
  • Сын Сталина Иосифа Виссарионовича
  • Первый Генсек ЦК Компартии - Сталин Иосиф Виссарионович
  • Сталин Иосиф Виссарионович и Коллективизация
  • Сталин Иосиф Виссарионович и Индустриализация
  • Сталин Иосиф Виссарионович и Депортации
  • Культ личности Сталина Иосифа Виссарионовича

Краткое вступление


Иосиф Виссарионович к военных событиях государства

. Этап Первой Мировой войны , для Иосифа начался вступления империи в военные действия. Будущий вождь народа был призван в ряды российской армии. Однако, его левая рука была повреждена и Иосифа отстранили от службы. Он должен был ехать в Ачинск, всего в 100 км от Транссибирской магистрали за медицинским обследованием, и ему было разрешено остаться там после исключения из армии.

. 1917 год, как начало эпохи советской власти . В преддверии политического переворота, Сталин стал важной фигурой в смещении имперского правления. Затем он занял позицию в пользу поддержки Александра Керенского и временного правительства. Сталин был избран в ЦК большевиков. Осенью 1917 года ЦК большевиков проголосовала за восстание. 7 ноября было организованно восстание названное Великой Октябрьской революцией. 8 ноября большевистское движение организовало штурм Зимнего дворца .
. Гражданская война 1917-1919 годов . После политических преобразований общество начало гражданскую войну. Сталин бросил вызов Троцкому. Есть мнение, что будущий глава государства был инициатором ликвидации части контрреволюционеров и офицеров советских войск, перешедших со службы имперской России. В мае 1919 года, для того, чтобы остановить массовые дезертирства на Западном фронте, нарушители публично были казнены Сталиным.
. 1919-1921 года, в контексте военного спора с Польшей . Победа в революции, стала причиной прекращения свое существование Российской Империи. Появился Советский Союз (СССР). В это время и начался конфликт, который был назван советско-польской войной. Сталин был невозмутим в решимости взять под контроль город в Польше - Львов (ныне Львов вУкраине ). Это противоречит общей стратегии, установленной Лениным и Троцким , в которой основное внимание на захват Варшавы и дальше на север. Поляки разгромили армию СССР. Сталин подвергся обвинениям и вернулся в столицу. На девятой Конференции партии в 1920 году Троцкий открыто критиковал поведение Сталина.

Приход Сталина к власти


Культ личности Сталина


Сталинские чистки в партии

Депортации


  • Они глубоко повлияли на этническую карту СССР .
  • Предполагается, что в промежутке 1941 и 1949 годами почти 3,3 миллиона человек были депортированы в Сибирь и республик Центральной Азии.
  • По некоторым оценкам, до 43% населения которых «изгнали» умерло от болезней и недоедания.

Коллективизация


Индустриализация


Политика Сталина во Второй Мировой войне

1939 года в августе, предпринялась безуспешная попытка договориться заключить антигитлеровские пакты с другими крупными европейскими державами. После чего Иосиф Виссарионович решил заключить договор о ненападении с немецким руководством.

С 1 сентября 1939 года немецкое вторжение в Польшу, стало началом Второй Мировой войны . Сталин принял меры по укреплению советских военных, модифицировал и повысил эффективность пропаганды в советской армии. 22 июня 1941 года Адольф Гитлер нарушил договор о не нападении.
В то время как немцы напирали, Сталин был уверен в возможности победы союзников над Германией. Советы отразили важную немецкую стратегическую южную кампанию и, хотя было 2,5 миллиона советских жертв в этих усилиях, это позволило Советам перейти в наступление на значительной части оставшегося Восточного фронта.
30 апреля лидер нацистской Германии и его новоиспеченная супруга лишили себя жизни, после чего советские войска нашли их останки, которые были сожжены в директиве Гитлера. Немецкие войска сдались по истечении нескольких недель. Сталин был номинирован на Нобелевскую премию мира в 1945 и 1948 годах.

Смерть Сталина


Личная жизнь

  • Браки и семьи. Первой женой И. В. Сталина стала Екатерина Сванидзе в 1906 году. От этого союза родился сын, Яков . Яков служил в Красной армии в годы войны. Немцы взяли его в плен. Они выдвинули требование обменять его на фельдмаршала Паулюса , сдавшегося после Сталинграда, но Сталин отказался от этого предложения, заявив, что они имеют в руках не только его сына, а миллионы сыновей Советского Союза.
  • И сказал, что, либо немцы отпускают всех, либо и его сын останется у них.
  • Впоследствии, Яков, как говорят, хотел покончить с собой, но выжил. У Якова был сын Евгений, который недавно отстоял наследие его деда в российских судах. Евгений женат на грузинской женщине, имеет двух сыновей и семь внуков.
  • Со своей второй женой, которую звали Надежда Аллилуева, у Сталина родились дети Василий и Светлана. Надежда умерла в 1932 году, официально от болезни.
  • Но ходили слухи, что она завершила жизнь самоубийством после ссоры с мужем. Также говорили, что Сталин сам убил Надежду. Василий поднялся в ряды ВВС СССР . Официально умирает от алкоголизма в 1962 году.
  • Не смотря ни на что, это по-прежнему под вопросом.
  • Он отличился во время Второй мировой войны как способный летчик. Светлана бежала в США в 1967 году, и там позже вышла замуж за Уильяма Уэсли Питерса. Ее дочь Ольга живет в Портленде, штат Орегон.

Еще короче про Сталина

Личность Сталина кратко

Сталин, кратко говоря - это личность, по масштабу и оценке деятельности сопоставимая только с еще одним правителем России - Петром I. Они очень похожи по жестким методам действия для достижения целей, по сложным задачам, которые им приходилось решать, и по участию в тяжелейших войнах. И оценка этих политических деятелей всегда была крайне противоречивой: от поклонения до ненависти.

Иосиф Виссарионович Джугашвили, позднее, в годы своего участия в революционной деятельности выбравший себе псевдоним «Сталин», родился в 1879 году в небольшом грузинском селении Гори.


Говоря о Сталине, кратко нужно упомянуть о его отце. Сапожник по профессии, он много пил и часто бил жену и сына. Эти побои привели к тому, что маленький Иосиф отца невзлюбил и ожесточился. Тяжело перенеся в детстве оспу (едва не умер от нее), у Сталина навсегда остались отметины от нее на лице. За них он получил кличку «Рябой». С детскими годами связана еще одна травма - была повреждена левая рука, которая со временем не восстановилась. Сталин, будучи тщеславным человеком, с трудом переносил свое физическое несовершенство, никогда не раздевался на людях и не терпел поэтому врачей.

Основные черты характера также сформировались еще в детстве в Грузии: скрытность и мстительность. Сам невысокого роста и физически слабый, Сталин, кратко говоря, терпеть не мог высоких, статных и сильных людей. Они вызывали у него неприятие и подозрение.

Начал обучение в духовном училище, но учеба давалась с большим трудом из-за плохого знания Сталиным русского языка. Последующее обучение в семинарии еще худшим образом сказалось на Иосифе. Здесь он научился быть нетерпимым к чужому мнению, стал хитрым, очень грубым и изворотливым. Еще одна отличительная черта Сталина - абсолютное отсутствие юмора. Став старше, он мог пошутить над кем-нибудь, но в отношении себя никакого веселья не терпел еще со времени обучения.
В семинарии началась революционная деятельность будущего отца нации. За нее же он был исключен из выпускного класса. После этого Сталин полностью посвящает себя марксизму. С 1902 года неоднократно повергался арестам и несколько раз сбегал из ссылок.

В 1903 году примыкает к большевистской партии. Сталин становится самым ревностным последователем Ленина, благодаря которому его замечают в руководстве партии. Начиная с 1912 года становится видной фигурой среди большевиков.

В период революции является одним из членов руководящего центра восстания. В годы интервенции и Гражданской войны Сталина, как умелого организатора, направляют в самые беспокойные точки. Он занимается отражением наступления Колчака в Сибири, защитой Петербурга от войск Юденича. Его активная деятельность, харизма, и умение руководить делают Сталина одним из близких помощников Ленина.
С болезнью Ленина в 1922 году обострилась борьба за власть в высшем руководстве большевиков. Сам Владимир Ильич был категорически против того, что Сталин может оказаться его преемником. За последние годы совместной работы Ленин стал хорошо понимать его характер - нетерпимость, грубость, мстительность.

После смерти Ленина Иосиф Сталин возглавил руководство страной и сразу же начал атаку на своих бывших союзников. Никакую оппозицию рядом с собой он терпеть не собирался.
Сталиным была начата в стране коллективизация и индустриализация. За время его правления установился тотальный тоталитарный режим. Были проведены массовые репрессии. Особенно страшным был 1937 год. Проводя во внешней политике курс на сближение с Германией, Сталин, кратко говоря не верил, что ее руководство решится в ближайшее время на войну с СССР. Неоднократно извещенный о точной дате вторжения немецкой армии, он считал эти сведения дезинформацией.

Одновременно с этим, руководя гигантской страной почти 30 лет, он смог превратить ее в одну из сильнейших мировых держав.

Умер 5 марта 1953 года на правительственной даче. По официальной версии - от кровоизлияния мозга. До сих пор существуют версии о том, что смерть Сталина - результат заговора в его ближайшем окружении.

Родился в 1879 году в маленьком грузинском селе Гори, в семье сапожника. Личность, пожалуй, одна из самых загадочных и незаурядных в истории России, да и всего мира. Даже факт его рождения был окутан своеобразной тайной. Ходило множество легенд о происхождении Сталина. Одна из них пользовалась большой популярностью и получила большое распространение: Некоторые считали, что он был сыном очень красивой крестьянки и грузинского князя. И вполне естественно, что мальчик осознав свое двойственное положение, с юных лет проявил недовольство, стал бунтарем. Он был достоин большего, старался расправить крылья. Прошлое тяготило его. Покинув дом, он никогда не возвращался больше в семью, в родные места…

Существовала также и другая, не менее популярная: Отец его, дескать, не кто иной, как известный путешественник Пржевальский, бывавший в Гори в гостях у князя. Даже показывали портреты и уверяли, что Сталин и Пржевальский очень похожи, и не только лицом, но и фигурой, и осанкой.

Во всех этих предположениях достоверно только одно: Иосиф Виссарионович не любил вспоминать о Гори, о своем детстве, а если говорил, то лишь о матери и никогда – об отце, который, судя по всему, в свою очередь, относился к Иосифу очень холодно.

И все же, кто бы ни был его отцом, мальчик вырос умным, эрудированным человеком с аналитическим складом ума. Он был не красив. Вот как описывает В. Успенский его внешность в книге “Тайный советник Вождя”: “Передо мной стоял невысокий, плотного телосложения человек, лет под сорок, со смуглым усталым лицом, на котором заметно проступали рябинки. Лоб невысокий, даже узкий, обрезанный черной полоской коротко подстриженных волос. Несколько велик был нос, как у многих кавказских жителей. Показалось, что руки длинноваты и тяжеловаты по сравнению с туловищем. И малоподвижны, особенно – левая”. Но все, кто когда-либо встречался со Сталиным замечали его особенный взгляд. Здороваясь, он пристально смотрел человеку в глаза, и таким пронизывающим был его взгляд, что казалось Джугашвили мгновенно просвечивал человека, проникал в его сущность и понимал, кто перед ним стоит. Это не могло быть приятным и всегда вызывало раздражение у его собеседников.

Некоторое время Сталин провел в ссылках, потом началась его политическая карьера. Он сумел пробиться на “самый верх” исключительно благодаря своей невиданной настойчивости и невероятному дару убеждения. Жизнь воспитала этого человека так, что он не останавливался не перед чем и ни на секунду не сомневался в правильности и безупречности своих действий.

После неудачи в Польше, Ленин стал испытывать некоторое недовольство Сталиным, пристальнее приглядывался к нему. После ряда сталинских неудач образовалась та пропасть, которая со временем рассекла весь командный состав советских вооруженных сил: на одной стороне оказался Сталин с теми людьми, с которыми воевал, которым полностью верил, а на другой стороне все, или почти все остальные. В том числе, разумеется, Тухачевский и Гай, хорошо знавшие полководческий уровень Буденного и Ворошилова, и военно-политический уровень Сталина. “Лишними, опасными свидетелями были Гай и Тухачевский. Пройдет время и отольется им это тяжелым свинцом” (Тайн. Совет. Вождя).

При всем том в апреле 1922 года, сразу после XI съезда партии, пленум ЦК избрал Иосифа Виссарионовича Генеральным секретарем РКП (б). А если выразиться точнее (как сказал Ленин в своем письме о Сталине), тот “стал” генсеком. Эту фразу Владимира Ильича нельзя опустить, так как сразу после “выборов” Сталина не было найдено никаких протоколов соответствующих заседаний, о том, кто голосовал “за”, кто “против”, и было ли голосование вообще. И хотя эта административная, в общем-то, должность не давала каких-то особых прав, она открывала путь к большой власти. От человека, который готовил вопросы для Политбюро, а потом контролировал осуществление решений, зависело многое. Да и не все текущие вопросы выносились на обсуждение, их можно было решать в рабочем порядке. И Генеральный секретарь Сталин умело этим пользовался.

Вскоре Ленин сильно заболел, и вышло специальное решение ЦК запрещавшее нагружать его работой, волновать и даже читать ему газеты. Пожалуй, единственным человеком, которого Сталин ставил выше себя, и подчиняться которому не считал зазорным и оскорбительным, был Владимир Ильич. Лишь немногих Сталин ставил вровень с собой, всех остальных считал ниже. Чем больше укреплялся он у власти, тем заметнее это ощущалось, а потом он и вовсе воспарил. Однако Ленин был и оставался для него вождем и учителем, раз и навсегда признанным авторитетом. Усугублявшаяся болезнь Ленина очень беспокоила Иосифа Виссарионовича, он заботился о том, чтобы создать для выздоровления все необходимые условия.

Кроме фактов заботы Сталина о Ленине, исключительно из почтения и уважения к вождю, нельзя сбрасывать со счетов предположение о том, что полное отключение Владимира Ильича от текущих дел в ту пору устраивало честолюбивого Джугашвили, не терпевшего контроля, советов, коллективных решений. Он вошел во вкус полновластного хозяйствования. И вдруг, неожиданно, ленинское вмешательство, ленинские указания, круто менявшие его планы и замыслы, словно бы подчеркивающие его, сталинское несовершенство.

Отрицательное отношение к Сталину, как к руководителю партии, нараставшее у Владимира Ильича, повлияло и на “План автономизации”: он был встречен недоверчиво, раскритикован и похоронен. С другой стороны споры и расхождения ни в коей мере не отразились на отношении Сталина к Ленину. Однако он понимал, что дни вождя сочтены и стремился укрепить свое положение в партии и государстве.

    Внутренняя политика Александра III (1881 – 1894) была последовательной, в её основе лежал комплекс вполне определенных представлений о том, какой должна стать Россия. Александр III был консерватором по природе, воспитанию, жизненному опыту. Его убеждения...

    Трудно представить себе двух более различных по научному стилю исследователей, чем Ньютон и Гук. Романтически настроенному, легкому на открытия и изменение направления мысли Гуку противостоял несколько медлительный, но пронзительно-зоркий и основательный...

    АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (356-323 до н. э.) , царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II, воспитывался Аристотелем. Победив персов при Гранике (334) , Иссе (333) , Гавгамелах (331) , подчинил царство Ахеменидов, вторгся в Ср. Азию (329) , завоевал земли...

    Офицер британского военного флота Фредерик Марриет (1792-1848) прославился у себя в отечестве почти легендарными подвигами в морских сражениях с французами, в экспедициях в южные моря и особенно в бирманской кампании 1824 года, принесшей ему высшие почести. И...

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

“Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет”

ФГБОУ ВО “ЮУрГГПУ”

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра экономики, управления и права

Контрольная работа

По дисциплине «Лидерство»

На тему: «Характеристика И. В. Сталина»

Выполнил:

Студент группы ЗФ-309/114-3-1

Тарасов Максим Владимирович

Челябинск, 2017

Введение

1. Характеристика личностных качеств И.В. Сталина

1.1 Физиологические качества

1.2 Психологические качества

1.3 Интеллектуальные качества

1.4 Деловые и личностные качества

2. Стиль лидерства И. В. Сталина

3. Механизм выдвижения в лидеры

4. Технология власти

Заключение

Введение.

Абсолютное большинство исследователей, историков, биографов И. В. Сталина, говоря о личности этого человека, сразу же употребляют слово «загадка». Употребление данного слова не является литературным приемом - есть достаточно оснований утверждать, что личность Сталина по-настоящему еще не понята. И свидетельством этому является взаимоисключающий характер ее оценок. Некоторые авторы пытаются разобраться в том, «почему и как заурядная в интеллектуальном и жуткая в моральном плане личность достигла абсолютно неограниченной власти и полу обожествления в огромной стране». Другие утверждают, что «более последовательного, более талантливого, более великого человека. чем Сталин, после Ленина не было и нет».

Нет смысла множить примеры - диапазон мнений останется тем же. Вопрос в другом: что мешает прийти к согласованной оценке? Здесь, по крайней мере, четыре причины, действующие совместно или по отдельности: различия в политических взглядах авторов, которые переносятся на анализируемый объект; слабая разработанность методов личностного анализа; неразвитость политической психологии; неспособность некоторых авторов придерживаться требований элементарного здравого смысла.



Актуальность и важность указанной проблемы предопределили появление значительного числа исследований по данной проблеме. В своем большинстве в данных работах затрагиваются различные аспекты жизни и деятельности этой исторической личности; однако комплексные исследования до настоящего времени составляют явное меньшинство. Среди исследований последнего времени по данной проблеме необходимо отметить работы таких отечественных историков, как Авторханова А., Аллилуева В.Ф., Буллока А., Валентинова Н.В., Волкова Ф.Д., Волкогонова Д.А., Завадовского М.М., Зевелева А.И., Зеньковича Н.А., Колесника А. Н., Ранкур-Лаферриера Д. и др.

Источники по проблеме исследования многочисленны и разнообразны, среди их числа следует отметить письма, дневники, записки, свидетельства современников И. В. Сталина.

Важность и актуальность рассматриваемой темы, ее неоднозначная разработанность определили следующую формулировку темы исследования: «Личность И. В. Сталина».

Цель контрольной работы состоит в написании характеристики наиболее показательных личностных, психологических, интеллектуальных и лидерских качеств И. В. Сталина.

В соответствии с поставленной целью в контрольной работе, мною определены следующие задачи данной работы:

Дать характеристику личностным качествам И.В. Сталина;

Определить стиль лидерства И. В. Сталина, проиллюстрировав примерами;

Определить механизм выдвижения в лидеры И. В. Сталина;

Выявить основные способы эффективности

Структура контрольной работы состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка литературы.

Характеристика личностных качеств И. В. Сталина

Оценка личности политического деятеля более трудна, чем оценка его политического курса - как по критерию глубины, так и по критерию объективности.

Иосиф Сталин родился в грузинской семье в городе Гори Тифлисской губернии. Отец - Виссарион Иванович Джугашвили - по профессии был сапожником, впоследствии - рабочий обувной фабрики фабриканта Адельханова в Тифлисе. Мать - Екатерина Георгиевна Джугашвили (в девичестве - Геладзе) - происходила из семьи крепостного крестьянина Геладзе села Гамбареули, работала подёнщицей.

Иосиф был третьим сыном в семье, первые двое (Михаил и Георгий) умерли во младенчестве. Его родным языком был грузинский. Русский язык Сталин выучил позже, но всегда говорил с заметным грузинским акцентом. Согласно утверждениям дочери Светланы, Сталин, однако, пел по-русски практически без акцента.

Екатерина Георгиевна была известна как женщина строгая, но горячо любившая сына; она старалась дать своему ребёнку образование и надеялась на такое развитие его карьеры, которое ассоциировалась у неё с положением священника. Сталин к матери относился крайне почтительно. Сталин на похороны матери в мае 1937 году приехать не смог, но прислал венок с надписью по-русски и по-грузински: «Дорогой и любимой матери от её сына Иосифа Джугашвили.

Социальное происхождение и детские годы очень сильно повлияли на становление характера Иосифа. Очень многие качества будущего тирана заложились в нем именно в эти детские годы. Взаимоотношения родителей во многом определили судьбу мальчика.

1.1 Физиологические качества.

Сталин был среднего роста, сухощавый, с черными вьющимися волосами и темными, очень выразительными глазами, которые безусловно свидетельствовали, что у этого человека сильная воля и большая работоспособность. Русский выговор Сталина был твердым, со своеобразным кавказским акцентом.

И. Сталин, по мнению историков, был наделен качествами, которыми должен обладать идеальный правитель. Набор этих личностных качеств и характеристик довольно специфичен: лидерство и харизматичность, образованность и ум, высокая нравственность, скромность, особая внешность, работоспособность и др. (в данном случае налицо взаимоналожение сем, так как в части скромность рассматривается как составляющая нравственности, в других – вообще не ставится вопрос: скромно – это нравственно или нет?; ясно также, например, что внешность и харизматичность могут быть соотносимы, хотя не вызывает сомнений тот факт, что обладание харизмой не обозначает наличие конкретной внешности и т.п.): Подобно Ленину, Сталин – это скромность. Он прост и прям. Весь его облик – облик близкого человека, который служит народу. Строгий военный китель, все понимающий взгляд, улыбка под чуть поседевшими усами, теплая, раскуренная трубка в руке... У Сталина же личное имущество было скромным. Так всегда бывает у умных людей личные желания скромные, он безусловно, талантливый организатор и харизматичная личность…

1.2 Психологические качества.

Иосиф Виссарионович стал идеальным образом лидера тоталитарной системы. Он был глубоко религиозен в тот период, когда учился в духовной семинарии в Тифлисе, сохранял необычайно положительное (для большевика) отношение к Русской и Грузинской Православной Церкви всю остальную жизнь.

Когда Сталин был у власти, он мог в какой угодно степени быть параноиком. Хрущев в своей речи на ХХ съезде партии в 1956 году описывает то, что является очевидными параноидальными симптомами: «Сталин был очень недоверчивым человеком; он был болезненно подозрителен; мы знаем это по работе с ним. Он мог посмотреть на кого-нибудь и сказать: «почему ты сегодня не смотришь прямо?» или «почему ты сегодня отворачиваешься и избегаешь смотреть мне в глаза?»

Известная садистская жилка Сталина – еще один аспект его личности. Ввиду того, что он был человеком умным и обстоятельства были благоприятными, Сталин был в состоянии реализовать фантазии подчинения, унижения и причинения боли в отношении большего числа людей. Садистское поведение отражает не только потребность причинять боль, но также страсть управлять другими. Эта страсть была достаточно очевидна тем, кто хорошо знал Сталина. Говоря о позиции, которую он выразил по отношению к различным странам Восточной Европы на Ялтинской конференции, Гарриман сказал: «Сталину нужны были слабые соседи. Он хотел доминировать над ними…»

Само имя «Сталин», производное от слова «сталь», предполагает огромную силу. Но сила – это всегда относительное понятие, отражающее властные взаимоотношения. Сталин часто выражал свою политическую силу посредством стальных инструментов, таких, как оружие его полиции.

Властный характер Сталина был замечен очень рано его одноклассниками в Гори. Очевидно, маленький Сосо Джугашвили был классическим забиякой школьного двора: «Ребенком и юношей он мог быть хорошим другом до тех пор, пока подчинялись его требовательной воле». В книге воспоминаний «Сталин и трагедия Грузии», изданной в 1932 году в Берлине на немецком языке, одноклассник Иосифа Джугашвили по Тифлисской духовной семинарии Иосиф Иремашвили утверждал, что юному Сталину были присущи злопамятность, мстительность, коварство, честолюбие и властолюбие.

Мстительность была еще одним важным компонентом характера Сталина. Многие из его жертв – Троцкий, Смирнов, Енукидзе, Тухачевский, Бухарин и другие – ранее каким-то образом обидели его. Уже в юности Сталин находился в плену навязчивой идеи отомстить. В разговоре с Каменевым и Дзержинским в 1923 году Сталин сказал: «Выбрать своего врага, подготовить все детали удара, утолить жажду жестокой мести и затем отправиться спать… Нет ничего слаще в мире!» Эта фраза стала широко известна в партийных кругах как «теория сладкой мести» Сталина. Описание некоторых типов невротической личности Хорни довольно хорошо подходит к Сталину: «Главной мотивирующей силой в его жизни является потребность в триумфе мести».

Также, Сталин обладал терпением - огромное терпение Сталина было известно всем в его окружении. Наряду с потребностью осуществлять контроль над другими параллельно существовала потребность самоконтроля. В редких случаях он срывался и вскипал от раздражения (большей частью такие вспышки гнева не были опасны в политическом смысле, например, это выражалось в том, что он кричал на подчиненного или бил своих детей). Обычно он мог держать себя в руках. Для некоторых выражением его самоконтроля были сами жесты. Один из переводчиков, работавших с ним, говорит: «Когда Сталин стоял, у него была монашеская манера сцеплять руки на животе или выше, сохраняя их сцепленными».

А что же повлияло на становление характера Сталина, и почему он испытывал чувство неполноценности или отсутствия любви к себе? А дело в том, что Сталин был выходцем из низшего сословия в Грузии. Он имел небольшие физические недостатки. Он так и не вырос выше 160 см. Сталин не научился говорить по-русски без акцента, свойственного грузинам. В отличие от своих товарищей-большевиков, большинство из которых были яркими интеллигентами-космополитами. Также у Иосифа Виссарионовича было весьма не простое детство, на его глазах отец избивал мать, часто происходили случаи, когда отец избивал самого Иосифа.

Сталин был великим актером, что подмечено довольно многими исследователями. По словам его невестки Анны Аллилуевой, он обладал большим талантом имитировать людей. Он был всегда рационален, точен, всегда учитывал ситуацию, обладал хорошей сообразительностью и блестящей памятью. Сталин обладал исключительно гениальной способностью. Он как никто разбирался в людях и видел их насквозь.

Сталин был очень скромен. Он носил простой китель, никогда не одевался роскошно. Главным богатством, по его мнению, были книги. Люди, бывавшие в его кабинете говорят, что Сталин обращал их внимание на книги, лежащие на столе, и говорил: Это моя дневная норма. 500 страниц в день.» После прочтения, Сталин кратко в конце книги писал основные идеи прочитанной книги.

Грубость представляет органическое свойство Сталина. Но с течением времени он сделал из этого свойства сознательное орудие. В борьбе Сталин никогда не опровергает критики, а немедленно поворачивает ее против противника, придав ей самый грубый и беспощадный характер.

По поводу характера Сталина существует большое количество противоречий, одни говорят, что он был замечательным человеком, настоящим вождем, умным и талантливым, защищают и оправдывают все его поступки, другие же наоборот, полностью критикуют личность Сталина, говорят, что он был всего лишь тираном и психически больным человеком. Я же считаю, что если бы не Сталин, со своим характером и манерой управления страной, то наша страна не была бы сейчас таковой какой является, и не известно, что бы с ней было, да и существовала бы она вообще.

Сталин вообще оценивал людей очень резко и открыто. Он признавался, что редко можно встретить такого человека, который бы ему понравился и с которым он мог бы сойтись. Однако к людям одной с ним судьбы он всегда относился с вниманием и готовностью помочь.

«Каменное сердце» - это выражение принадлежит самому Сталину и почти исчерпывающе определяет его эмоциональный мир и отношение к людям. Так он выразился, вспоминая смерть первой жены, которую очень любил: «Это существо смягчало мое каменное сердце; она умерла и вместе с нею последние теплые чувства к людям» (9, с. 78).

1.3 Интеллектуальные качества.

В 1886 году Екатерина Георгиевна хотела определить Иосифа на учёбу в Горийское православное духовное училище. Однако, поскольку ребёнок совершенно не знал русского языка, поступить в училище не удалось. В 1886-1888 годах по просьбе матери обучать Иосифа русскому языку взялись дети священника Христофора Чарквиани. Результатом обучения стало то, что в 1888 году Сосо поступает не в первый подготовительный класс при училище, а сразу во второй подготовительный.

В 1889 году Иосиф Джугашвили, успешно закончив второй подготовительный класс, был принят в училище. В июле 1894 года по окончании училища Иосиф был отмечен как лучший ученик. Его аттестат содержит «пятёрки» по многим предметам. По окончании училища Иосиф был рекомендован для поступления в духовную семинарию.

Иосиф поступил в православную Тифлисскую духовную семинарию, которая была расположена в центре Тифлиса. Там он впервые познакомился с идеями марксизма. К началу 1895 года семинарист Иосиф Джугашвили знакомится с подпольными группами революционных марксистов, высланных правительством в Закавказье(среди них: И. И. Лузин, О. А. Коган, Г. Я. Франчески, В. К. Родзевич-Белевич, А. Я. Краснова и др.). Впоследствии сам Сталин вспоминал: «В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе»

В 1896-1898 годах в семинарии Иосиф Джугашвили руководит нелегальным марксистским кружком, который собирался на квартире революционера Вано Стуруа в доме № 194 по улице Елизаветинской. В 1898 году Иосиф вступает в грузинскую социал-демократическую организацию «Месаме-даси» («Третья группа»). Вместе с В. З. Кецховели и А. Г. Цулукидзе И. В. Джугашвили образует ядро революционного меньшинства этой организации.

В 1898-1899 годах Иосиф руководит в железнодорожном депо кружком, а также проводит занятия в рабочих кружках на обувной фабрике Адельханова, на заводе Карапетова, на табачной фабрике Бозарджианца, в Главных тифлисских железнодорожных мастерских. Сталин вспоминал об этом времени: «Я вспоминаю 1898 год, когда я впервые получил кружок из рабочих железнодорожных мастерских… Здесь, в кругу этих товарищей, я получил тогда первое своё боевое крещение… Моими первыми учителями были тифлисские рабочие». 14-19 декабря 1898 года в Тифлисе проходит шестидневная забастовка рабочих-железнодорожников, одним из инициаторов которой был семинарист Иосиф Джугашвили:с.27. 19 апреля 1899 года Иосиф Джугашвили в Тифлисе участвует в рабочей маёвке.

Не пройдя полный курс, на пятом году обучения, перед экзаменами 29 мая 1899 года был исключён из семинарии. В свидетельстве, выданном Иосифу Джугашвили по исключении, значилось, что он может служить учителем начальных народных училищ. С конца декабря 1899 года И. В. Джугашвили в качестве вычислителя-наблюдателя был принят в Тифлисскую физическую обсерваторию.

Во времена своего обучения Иосифу на пути встречалось очень много трудностей, но он старался их преодолевать, и уже в те юные годы, он понимал, что главная его цель – это власть, он четко осознавал, что именно это ему нужно. Юный Сталин отличался умом и сообразительностью, он учился на отлично. Издевательский режим семинарии еще больше закалял его характер.

Используя сведения из смежных областей знания, человек вынужден кое-что принимать на веру. И при этом он склонен больше верить тому, что в наибольшей степени соответствует его личному отношению к предмету анализа.

Характерный пример: «Самым уязвимым местом в сталинском интеллекте была его неспособность овладеть диалектикой... он до конца не разобрался в соотношении теории и метода, взаимосвязи объективного и субъективного, сути законов общественного развития» (9, с. 62). Но так ли это?

В период борьбы с «объединенной», а затем и «правой» оппозицией Сталин, желая повысить свой уровень в теории, пригласил для занятий профессионального философа Стэна, бывшего в тот период зам. директора Института Маркса и Энгельса. Стэн включил в программу труды Гегеля, Канта, Фейербаха, Фихте, Шеллинга, Каутского, Плеханова... На уроках, которые происходили дважды в неделю, он «терпеливо пытался разъяснить высокопоставленному ученику гегелевские концепции о субстанции, отчуждении, тождестве бытия и мышления - понимания реального мира как проявления идеи. Абстрактность раздражала Сталина, но он пересиливал себя и продолжал слушать монотонный голос Стэна, изредка перебивая недовольными репликами: «Какое все это имеет значение для классовой борьбы?», «Кто использует всю эту чепуху на практике?». В конечном итоге Сталин так и «не одолел сути диалектического отрицания, единства противоположностей... так и не усвоил тезис о единстве диалектики, логики и теории познания» (9, с. 67). Этот эпизод охотно анализируют и некоторые другие авторы, давая ему сходную интерпретацию.

Простой вопрос: как мог Сталин, не понимая диалектики, действовать столь эффективно, успешно реализуя свои замыслы? За счет чего он переиграл политических соперников? И в первую очередь - Троцкого, интеллект которого был «более изощренным, более ярким и богатым», которому в числе других были свойственны качества, в которых автор явно отказывает Сталину: «живость мысли, широкая эрудиция, солидная европейская культура» (9, с. 14). Ответ на удивление прост: за счет «изощренной хитрости и коварства» (это широко распространенное мнение о Сталине).

1.4 Деловые и личностные качества.

Положение Сталина в партии и постепенное в ней продвижение определялось только его абсолютной деловой надежностью как исполнителя партийных поручений, равного которому в среде большевиков (главным образом партийных краснобаев!) не было. Это позволяло ему преодолевать подсознательное его «отторжение» данной средой. Но больших перспектив не сулило. Известно, что в любом политическом движении конкретному исполнителю трудно пробиться в руководящую группу, где все понимают друг друга с полуслова и имеют одинаковые знаковые системы. При всех текущих разногласиях. И даже доброжелательность некоторых из них не могла не быть обидной. Тем более при его самолюбии: его пытались «цивилизовать» подобно тому, как Робинзон Пятницу. В нем действительно была и оставалась всю жизнь некая первобытность. Но, как оказалось, с нею были связаны своеобразие и сила, а не слабость.

Естественно, подобное положение предельно обостряло самолюбие Сталина и не могло не порождать замкнутости и отчужденности, хотя с детства он считался достаточно общительным. В условиях вынужденности общения эта отчужденность нередко проявлялась грубостью, которую отмечали многие, находившиеся с ним в ссылке. А поскольку весь его жизненный путь был путем неопределенности перспектив, это не могло не усиливать тревожности.

Сталин был вынужден развиваться в чуждой ему среде, и имело два следствия. Во-первых, это обострение его ориентировочной реакции. Все время, даже среди «своих» приходилось быть начеку, чтобы не попасть впросак, не сделаться объектом насмешек, снисходительного пожимания плечами.

Во-вторых, постоянно Сталин был как бы на сцене. А это не могло не стимулировать развития актерских способностей, которые были у него от природы. Это его качество тоже относится к числу тех, которые не отрицали даже его враги. Вот несколько высказываний об этих его способностях.

«Страстная натура со множеством лиц, причем каждое из них настолько убедительно, что казалось, что он никогда не притворяется, а всегда искренне переживает каждую их своих ролей... даже само притворство было настолько спонтанным, что казалось, будто он убежден в искренности и правдивости своих слов» (10, с. 39).

«Способность в некоторых обстоятельствах быть большим, а может быть, даже великим актером была присуща Сталину и составляла неотъемлемую часть его политического дарования» (19, с. 84).

«Этот талант делает его величайшим актером в разных, порою резко противоположных, амплуа - от крайнего трагика до бесшабашного комедианта» (1, с. 72).

«Сталин был актером редкого таланта, способным менять маски в зависимости от обстоятельств. Одна из любимейших масок - простой, добрый парень без претензий, не умеющий скрывать своих чувств... он держался как открытый душевный собеседник, был чрезвычайно общителен и дружески настроен... то он играл роль заботливого доступного товарища по партии, то принципиального блюстителя лучших качеств большевика, то мудрого и величественного «вождя угнетенных масс всего мира», то мецената и тонкого ценителя искусства и литературы» (15, с. 89).

Сталин, его личность и военные способности

Гитлеровская агрессия, затопив Советский Союз кровью и огнем, превзошла все ужасы, которые мир когда-либо испытал. Никогда в человеческой истории люди не подвергались таким ужасным испытаниям, такому бесчувственному насилию. В таких условиях было невозможно с помощью пустых слов и поступков предохранить себя, на что-либо рассчитывать в жизни или просто спастись.

Наступил момент истины для Сталина, верховного вождя партии и страны. Война была мерой его моральной и политической твердости, его воли и терпения, его интеллектуальных и организационных способностей.

В то же самое время все «правды» о Сталине, раскрытые исключительно для достижения своих целей гитлеровцами и более «респектабельными» правыми, должны были быть подтвержденными: война должна показать без всяких сомнений, что Сталин – «диктатор», чья «личная власть» не терпит никаких противоречий; «деспот», не слушавшийся разума; человек с «посредственным интеллектом» и т. д.

Через полвека после войны эти измышления, проталкиваемые злейшими врагами социализма, снова стали первичной «истиной». Со временем международная буржуазия добилась успеха в получении монополии на всякие «правды» такого рода.

Однако Вторая мировая война сама по себе предоставила достаточно материала, чтобы разоблачить эту ложь, которая так важна для спасения капитализма, системы эксплуатации и ограбления масс.

«Диктатор» Сталин

Мы начинаем с первой «неоспоримой истины»: Сталин – диктатор, навязывающий свою волю, требующий всеобщего подчинения себе. Вот слова Хрущева:

«Сосредоточение власти в руках одного человека, Сталина, привело к серьезным последствиям во время Великой Отечественной войны»{743}.

«Сталин решал за всех; он не считался ни с кем; он никогда не просил советов»{744}.

«Сталин действовал не за счет убеждения, объяснения или терпеливого сотрудничества с людьми, но навязывал свои взгляды и требовал абсолютного подчинения его мнению. Если кто-то противостоял его суждениям или пытался проверить его точку зрения и правильность его позиции, то он был обречен на изгнание из руководящего коллектива и дальнейшее моральное и физическое уничтожение»{745}.

«Болезненная подозрительность составляла его главное свойство… Создалась ситуация, когда никто не мог выразить свою мысль»{746}.

Элленштейн пошел по стопам Хрущева. Он абсолютно счастлив от того, что разоблачил «советскую диктатуру», в которой Сталин «подозревал всех своих подчиненных». «Ошибки сталинского руководства имели трагические последствия в первые месяцы войны, но они были прежде всего результатом установившейся советской диктатуры»{747}.

Василевский сначала был помощником Жукова, начальника Генерального штаба. В мае 1942 года он сам был назначен на этот пост. Всю войну он работал со Сталиным.

«В выработке особо важных оперативно-стратегических решений или проверке других важных дел, влиявших на ход войны, Главнокомандующий приглашал лиц, непосредственно отвечавших за данную проблему, для ее рассмотрения… периодически он собирал некоторых членов Военных советов фронтов, чтобы выработать, рассмотреть или утвердить особое решение относительно управления войсковыми операциями…

Предварительное подписание решения о стратегическом плане для его осуществления проводилось Главнокомандующим в узком кругу людей. Обычно это были несколько членов Политбюро и Государственного комитета обороны… Эта работа занимала зачастую несколько дней. В ее ходе Главнокомандующий обычно совещался с командующими и членами Военных советов соответствующих фронтов».

Заметим, что Государственный комитет обороны, возглавлявшийся Сталиным, отвечал за руководство страной, и вся власть находилась в его руках. Василевский продолжал:

«Политбюро Центрального комитета и армейское руководство всегда полагались на коллективную выработку решений. Вот почему стратегические решения, принятые коллективно и представленные Верховным командованием, как правило, соответствовали обстановке на фронте, при условии, что к людям предъявлялись реалистичные требования»{748}.

Василевский также полагал, что стиль работы Сталина улучшился за время Сталинградской битвы, а затем во время больших наступательных операций против гитлеровцев.

«Большим поворотным пунктом для Сталина как для Верховного главнокомандующего был сентябрь 1942 года, когда положение стало очень серьезным и нужна была особая гибкость и искусное руководство военными операциями. Он был обязан постоянно полагаться на коллективный опыт генералов. Впоследствии от него часто можно было слышать: „Какого черта вы раньше этого не говорили?“.

До тех пор пока он не принял решения по важному военному вопросу, Сталин советовался и обсуждал его со своим заместителем, ведущими специалистами Генерального штаба, начальниками Главных управлений Наркомата обороны и фронтовыми командирами, так же как и с Наркомами отраслей, связанных с оборонной промышленностью»{749}.

В течение всей войны генерал Штеменко работал в Генеральном штабе начальником оперативного управления, а затем заместителем начальника Генерального штаба.

«Я должен сказать, что Сталин не решал и не хотел решать самостоятельно важных военных вопросов. Он прекрасно понимал необходимость коллективной работы в этой сложной области, он уважал тех, кто был специалистом по той или иной военной проблеме, брал в расчет их мнение и отдавал должное каждому»{750}.

Жуков описал много случаев живого обсуждения проблем и подчеркивал манеру, с которой они решались:

«На заседаниях Комитета часто вспыхивали острые дискуссии. Взгляды высказывались в прямых и определенных выражениях…

Если на заседании не удавалось достигнуть соглашения, немедленно создавалась комиссия из представителей двух разных сторон, которые должны были прийти к соглашению и доложить о выработанных предложениях…

В общем, Государственный комитет обороны принял во время войны около десяти тысяч решений по военным и экономическим вопросам»{751}.

Преподнесенный Хрущевым образ Сталина как «одинокого человека, которому не на кого положиться», опровергается военными событиями начала августа 1941 года, в которые были вовлечены сам Хрущев и командующий фронтом Кирпонос. Василевский вспоминает анекдот, возможно, имея в виду одно место из секретного доклада Хрущева, где говорилось: «В начале войны у нас не хватало даже обычных винтовок»{752}.

Сталин дал Хрущеву разрешение на наступательную операцию, которая должна была начаться 5 августа 1941 года. Но в то же время Сталин приказал ему приготовить оборонительную линию, которую он (Сталин) предложил. Сталин объяснил, что в войне «вы должны готовиться к худшему, и даже очень плохому, так же как и к хорошему. Это единственный путь избежать неприятностей. Но Хрущев выдал всевозможные беспочвенные требования, которые командование не могло принять. Сталин сказал:

«Глупо надеяться… что вы получите все готовое от кого-либо. Учитесь обеспечиваться и укрепляться самостоятельно. Создайте резервные части, закрепленные за армиями, разворачивайте заводы на производство винтовок, пулеметов, на перегонку нефти… Ленинград оказался способен начать производство „Катюш“…

– Товарищ Сталин, все ваши распоряжения будут выполнены. К сожалению, мы не знакомы с „Катюшами“…

– У ваших людей есть их чертежи, и вы давным-давно имеете образцы. Ваша ошибка в том, что вы столь невнимательны к этому сокрушительному оружию»{753}.

Вот так Сталин обучал своих подчиненных, Хрущева в частности, проявлять инициативу, творчество и чувство ответственности.

В июле 1942 года Рокоссовский, который до того с большим успехом командовал армией, был назначен Сталиным командующим Брянским фронтом. Рокоссовский не был уверен, справится ли он. Он был тепло принят Сталиным, который объяснил ему положение на фронте. Рокоссовский описывает окончание разговора:

«Когда я закончил и уже собрался уходить, Сталин сказал: „Пока не уходите“.

Он позвонил Поскребышеву и попросил его вызвать генерала, только что снятого с поста командующего фронтом (генерал Козлов, Крымский фронт). Состоялся следующий диалог.

– Вы говорите, что мы неправильно наказали вас?

– Да, потому что представитель Верховного главнокомандования сдерживал меня.

– Он мешал выполнению моих приказов, собирал совещания, когда надо было действовать, давал противоречивые распоряжения… в общем, он пытался командовать командующим.

– Итак, он стоял на вашем пути. Но командующим фронтом были вы?

– Тогда почему вы не доложили, что он мешает вам?

– Я не смог жаловаться на вашего представителя.

– Так вот за это мы наказали вас: не смогли поднять трубку и позвонить, а в результате вы провалились в проведении операции.

Я вышел из здания Верховного главнокомандования с мыслью, что как новоиспеченный командующий фронтом я только что получил предметный урок. Поверьте, я выучил его очень хорошо»{754}.

Вот так Сталин применял наказание к генералам, которые не осмеливались отстоять собственное мнение, обратившись непосредственно к нему.

«Истерик» Сталин

Давайте рассмотрим другую «непреложную истину»: Сталин ввел личную диктатуру, часто проявляя истеричность, был шарлатаном и безответственно вел войну, не зная реального положения дел.

И снова человек, который хотел «вернуться к великому Ленину», Хрущев, желает что-то доложить на этот счет:

«Даже после начала войны нервозность и истерия, которую проявлял Сталин… представляла серьезную опасность для армии»{755}.

«Сталин начал нести всякий вздор о Жукове, в том числе и такое: „Говорят, что перед каждой операцией на фронте Жуков делал так: он брал горсть земли, нюхал ее и говорил: мы можем начинать атаку, или, напротив: запланированная операция не может быть выполнена“»{756}.

«Сталин планировал операции на глобусе. (Оживление в зале. ) Да, товарищи, он привык к глобусу и чертил на нем линию фронта»{757}.

«Сталин был очень далек от понимания действительного положения, которое сложилось на фронте. И это естественно, так как за всю Отечественную войну он никогда не побывал на каком-нибудь фронте»{758}.

Элленштейн, уклоняясь от того, чтобы предстать дураком с идиотскими россказнями Хрущева о глобусе, продолжил атаковать сталинские отвратительные «методы руководства»:

«Должна быть отмечена важная особенность действий Сталина во время войны: его полное отсутствие и для бойцов, и для гражданского населения. Он никогда не был на фронте»{759}.

Вот как Жуков представляет Сталина, «нервного истерика», который не терпел малейших противоречий.

«Как правило, Ставка Главнокомандования работала в методичной, деловой манере. Каждый мог высказать свое мнение.

Кстати, я знал из моего военного опыта, что любой мог вынести вопрос на обсуждение, независимо от отношения к нему Сталина, споря с ним и твердо отстаивая свою точку зрения. И ошибается тот, кто заявляет, что это не так»{760}.

Теперь рассмотрим незабываемую сцену, когда Жуков пришел к держащему в руке глобус диктатору, чтобы приблизительно (ну конечно!) определить линию фронта. По возвращении Жуков писал:

«Невозможно было идти к Сталину без четкого представления ситуации, отраженной на карте, и сообщить непроверенную или (что было намного хуже) искаженную информацию. Сталин не терпел ответов наугад, он требовал предельной точности и ясности.

Казалось, что Сталин имел особый дар определения слабых мест в докладе и документах. Он немедленно выкладывал их и жестко выговаривал ответственным за неточности. У него была цепкая память, он прекрасно помнил сказанное и не упускал шанса дать суровый выговор. Поэтому мы представляли штабные документы, делая все возможное в той обстановке для их уточнения»{761}.

Генерал Штеменко ответил на обвинения Хрущева, что Сталин, не бывая на фронте, не мог знать военной действительности.

«Верховный главнокомандующий не мог, по нашему мнению, посещать фронт чаще. Было бы непростительным легкомыслием даже на короткий период покидать Ставку для решения частных вопросов одного из фронтов»{762}.

Такое путешествие было бы бесполезным, говорил Василевский. Сталин получал в Ставке очень подробную и полную информацию, так что «он мог, находясь в Москве, своевременно принять правильное решение»{763}. Сталин принимал решения, полагаясь «не только на известные данные, представленные Ставкой, но и принимая в расчет особенности данной ситуации»{764}.

Как он это делал? Сталин получал всю важнейшую информацию, которая шла из управлений Генерального штаба, Министерства обороны и Политуправления Красной армии. Его знание особенностей положения на разных фронтах имело два источника. Во-первых, фронтовые командиры регулярно присылали ему свои доклады. Затем, согласно Жукову:

«Сталин основывал свои суждения по решающим вопросам на докладах, предоставляемых представителями Ставки Верховного главнокомандования, которых он посылал на фронт для оценки положения на местах и консультаций с соответствующими командирами; на выводах, сделанных в Ставке, на предложениях фронтовых командиров и на специальных докладах»{765}.

Представители Ставки должны были докладывать Сталину ежедневно. 16 августа 1943 года, в первый день важной операции близ Харькова, Василевский не прислал свой доклад. Сталин немедленно послал ему сообщение:

«Предупреждаю вас в последний раз, что если вы когда-либо вновь не исполните своих обязанностей перед Ставкой, вы будете сняты с поста начальника Генерального штаба и отозваны с фронта…»{766} Для Василевского это было подобно удару молнии, но он не был оскорблен такой «грубостью». Напротив, он писал:

«Так же категоричен был Сталин и с другими. Он требовал соблюдения дисциплины одинаково от каждого представителя Ставки… Я чувствовал, что нехватка терпимости к представителю Ставки оправдана в интересах эффективного контроля над боевыми действиями. Сталин очень внимательно следил за ходом событий на фронте, быстро реагировал на все изменения и прочно удерживал контроль над войсками в своих руках»{767}.

В противоположность Хрущеву, который заявлял о безответственности и шарлатанстве Сталина, Василевский, который работал со Сталиным тридцать четыре месяца, так представляет стиль его работы:

«Сталин уделял огромное внимание созданию эффективного стиля работы Ставки. Если мы посмотрим на этот стиль осенью 1942 года, то мы увидим, что он отличался доверием к опыту коллективной работы в составлении оперативных и стратегических планов, высокой степенью исполнительности, изобретательности, постоянным контактом с войсками и точным знанием положения на фронте.

Как Верховный главнокомандующий, Сталин был предельно требователен ко всем и ко всему; качество, которое вполне оправдано, особенно во время войны. Он никогда не прощал беспечности в работе и ошибок при завершении дела»{768}.

Подробно описанный пример убедительно показывает, как на самом деле работали «методы безответственного руководства» Сталина. В апреле 1942 года провалилось наступление Красной армии с целью освобождения Крыма. Ставка отдала приказ приостановить наступление и организовать оборону. Двадцати одной советской дивизии противостояли десять дивизий немцев. Но 8 мая немцы атаковали и взломали советскую оборону. Представитель Ставки, Мехлис, близкий знакомый Сталина, представил доклад, на который Верховный главнокомандующий ответил:

«Вы занимаете странную позицию постороннего наблюдателя, не несущего ответственности за состояние дел Крымского фронта. Эта позиция, возможно, и удобная, но крайне неблагодарная. Вы не посторонний наблюдатель на Крымском фронте, а ответственный представитель Ставки, ответственный за успехи и неудачи фронта, и обязаны исправлять ошибки командования на месте. Вы вместе с командующим ответственны за крайнюю слабость левого фланга фронта. Если „общая обстановка говорила, что враг будет утром атаковать“, но вы не приняли всех мер по отражению врага, а ограничились только пассивной критикой, то тем хуже для вас»{769}. Сталин полностью раскритиковал бюрократические и формальные методы руководства.

«Товарищи Козлов и Мехлис верили, что их главная задача состояла в издании приказов и что издание приказов было тем, что они должны были делать для управления войсками. Они не подозревали, что издание приказа – это только начало работы и что главная забота командования состоит в том, чтобы обеспечить выполнение приказа, доведение приказа до войск и организации поддержки войскам в выполнении приказа командования. Как показал анализ хода операции, фронтовое командование издавало приказы без учета обстановки на фронте, не зная действительного расположения войск. Фронтовое командование даже не обеспечило доведение своих приказов до армий… В критические дни операции командующий Крымским фронтом и товарищ Мехлис проводили время на продолжительных и бесплодных собраниях Военного совета, вместо того чтобы наладить личный контакт с армейскими командирами и лично отслеживать ход операции.

Задача состоит в том, чтобы наши командиры раз и навсегда положили конец пагубным методам бюрократического руководства и управления войсками; они не должны ограничиваться изданием приказов, а посещать войска, армии и дивизии почаще и помогать своим подчиненным выполнить приказ. Задача состоит в том, что наши командиры, комиссары и политработники должны полностью искоренить элементы недисциплинированности среди командиров всех рангов»{770}.

В течение всего хода войны Сталин решительно боролся с безответственностью и бюрократизмом. Он требовал искреннего, ответственного отношения к делу.

Сталин, человек «среднего ума»

Разберемся с третьей «истиной» о личности Сталина: грубый и холодный человек, посредственность, без какого-либо уважения к близким людям, человек, который не испытывает к своим помощникам ничего, кроме презрения.

В действительности люди, которые должны были «терпеть» этого монстра день за днем все четыре ужасных года войны, предлагают совершенно другой портрет Сталина.

Вот как описывает своего «хозяина» Жуков:

«Суховатого сложения и неприметной наружности, Сталин тем не менее был впечатляющей личностью. Свободный от претенциозности и вычурности, он покорял сердце каждого, с кем он говорил. Его посетители неизменно были поражены его откровенностью, его врожденным аналитическим складом ума, его эрудицией и цепкой памятью, все это заставляло даже самых опытных собеседников подтянуться и держаться начеку»{771}.

«Сталин обладал не только огромной природной сообразительностью, но и поразительно широкими знаниями. Я мог наблюдать его способность мыслить аналитически во время заседаний Политбюро, Государственного комитета обороны и во время моей работы в Ставке Верховного главнокомандования. Обычно он внимательно выслушивал говорящих… временами задавая вопросы и делая комментарии. А когда обсуждение заканчивалось, он делал выводы и подводил итоги»{772}.

«Его потрясающая работоспособность, его умение быстро уловить значение предмета, его крепкая память – все это позволяло ему в течение одного дня управляться с огромным количеством фактов, с которыми могла совладать только очень одаренная личность»{773}.

Василевский дополнил этот портрет несколькими комментариями об отношении Сталина к людям:

«Сталин… имел огромные организаторские способности. Сам он работал очень упорно, но он также мог заставить и других работать изо всех сил, выдавливая из них все, на что они были способны»{774}.

«У Сталина была изумительно крепкая память… Сталин знал не только командующих фронтами и армиями, а их было уже около сотни, но и многих командиров корпусов и дивизий, а также и ведущих работников Наркомата обороны, не говоря уже о высших представителях центрального и областных партийных и государственных органов»{775}.

Помимо того, Сталин знал лично многих создателей самолетов, артиллерийских орудий и танков, он часто приглашал их и задавал подробные вопросы{776}.

Военные заслуги Сталина

Как должны быть оценены военные заслуги человека, который возглавлял армию и народ Советского Союза во время величайшей и самой жестокой войны в истории человечества?

Вот итоговая оценка, сделанная Хрущевым:

Не Сталин, а вся партия, советское правительство, наша героическая армия, ее талантливые руководители и храбрые солдаты, весь советский народ – вот кто обеспечил победу в Великой Отечественной войне. (Бурные и продолжительные аплодисменты. )»{777}

Не Сталин! Не Сталин, а вся партия. А вся партия, по-видимому, получала приказы и распоряжения от Святого Духа.

Хрущев демонстрировал намерение прославить партию, ее коллективную суть в борьбе, и преуменьшал роль Сталина. Создавая культ личности, Сталин присвоил победу, которая была добыта «всей» партией.

Как будто Сталин не был самым главным вождем партии, тем, кто всю войну проявлял невероятную трудоспособность, величайшую стойкость и дальновидность. Как будто стратегические решения утверждались не Сталиным, а наоборот, его подчиненными.

Если Сталин не был военным гением, то можно сделать вывод, что величайшая в истории война, война человечества против фашизма, была выиграна не военным гением. Потому что в той ужасающей войне никто не сыграл роль, сравнимую с ролью Сталина. Даже Аверелл Гарриман, представитель американского империализма, после повторения обязательных штампов о «Сталине-тиране» ясно засвидетельствовал «его высокий ум, который фантастически точно схватывал детали, его проницательность и удивительную человеческую восприимчивость, которую он смог проявить, по крайней мере, в годы войны. Я находил его лучше осведомленным, чем Рузвельт, более реалистичным, чем Черчилль, и, в определенной степени, самым эффективным лидером времен войны»{778}.

«При Сталине не было места никому другому. А где же были наши военные руководители?» – разглагольствовал Хрущев. Он льстил маршалам: разве не вы были настоящими гениями Второй мировой войны? В конце концов, Жуков и Василевский, два наиболее значительных военных руководителя, высказали свои мнения через пятнадцать и двадцать лет соответственно после позорного доклада Хрущева. Первым мы представляем мнение Василевского.

«Процесс роста Сталина как генерала завершился… После Сталинградского и особенно Курского сражения он поднялся до высот стратегического руководства. С того момента Сталин, как правило, мыслил понятиями современной войны, хорошо владел всеми вопросами, относящимися к подготовке и проведению операций. Обычно он требовал, чтобы военные действия проводились творчески, с полным применением военных знаний, так, чтобы все действия были решительными и гибкими, направленными на раскол и окружение врага. В своих военных представлениях он явно демонстрировал тенденцию к концентрации сил и материалов, к разнообразию их использования различными методами подготовки и проведения операций. Сталин стал показывать блестящее понимание военной стратегии, которого он достиг с впечатляющей легкостью, поскольку он был мастером в искусстве политической стратегии, а также и оперативного искусства»{779}.

«Иосиф Сталин, несомненно, вошел в военную историю. Бесспорной его заслугой является то, что под его непосредственным руководством как Верховного главнокомандующего советские вооруженные силы выстояли в оборонительных сражениях и столь блестяще провели наступательные операции. И, однако, он, насколько я могу судить, никогда не говорил о своем личном вкладе. Звания Героя Советского Союза и Генералиссимуса были присвоены ему по письменному представлению фронтовых командиров в Политбюро Центрального комитета…

Обо всех просчетах, допущенных во время войны, он рассказывал народу открыто и честно»{780}.

«По моему глубокому убеждению, Сталин, особенно в поздних фазах войны, был сильнейшей и наиболее замечательной личностью в стратегическом командовании. Он успешно руководил фронтами и всеми военными усилиями страны на основе партийной линии… Он остался в моей памяти как суровый, решительный военный вождь, к тому же и не без некоторой доли личного обаяния»{781}.

Жуков начинает рассказ с превосходного примера методов руководства, как их представлял Мао Цзэдун: собрать правильные идеи масс и превратить их в директивы для масс.

«Сталину приписывали различные существенные военные изобретения, такие как разработка методов артиллерийских наступательных действий, завоевание превосходства в воздухе, методов окружения врага, раскалывание окруженных группировок и уничтожение их по частям и т. д.

Все эти первостепенные проблемы военного искусства являются плодами сражений с врагом, плодами глубоких размышлений, плодами опыта большой плеяды ведущих военных руководителей и самих войск.

Заслуга Сталина на самом деле состоит в том, что он верно оценивал советы, предлагавшиеся ему военными специалистами, а затем в обобщенном виде – в инструкциях, директивах, распоряжениях – немедленно направлял их в войска для практического руководства»{782}.

«До и особенно после войны Сталину приписывалась выдающаяся роль в создании вооруженных сил, разработка основ советской военной науки и главной стратегической доктрины, и даже оперативного искусства…

Сталин владел техникой организации фронтовых операций и операций групп фронтов и вел их с искусством, целиком охватывая сложные стратегические вопросы. Он показал свои способности как Верховный главнокомандующий, начиная со Сталинграда.

В руководстве вооруженной борьбой в целом Сталину помогал его врожденный ум и глубокая интуиция. У него было достаточно сноровки, чтобы выявить важнейшие связи в стратегической обстановке для организации отражения врага и проведения крупной наступательной операции. Несомненно, он был достойным Верховным командующим»{783}.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Английские корни немецкого фашизма автора Саркисянц Мануэль

Британское воспитание вождей как подавление способности к критике и состраданию Они прошли… урок расы, научивший их избавляться от всех эмоций. Уорсли Т. «Barbarians and Philistines», 1940 г. Не пропускайте ни одного человека с задатками лидера - учите его думать имперскими

Из книги Магия и культура в науке управления автора Шевцов Алексей

Из книги «Фаустники» в бою автора Васильченко Андрей Вячеславович

Приложение 2 Сравнительная таблица бронепробивной способности стандартных немецких противотанковых пушек 2,8 см sPzB 41. 2,8 см PzGr Patr 42. Вес снаряда 1,305 кг. Дульная скорость 1042 метра в секунду С расстояния (метры) Под углом в 0° (мм) Под углом в

Из книги Дневники Берии - не фальшивка! Новые доказательства автора Кремлев Сергей

Тема II Немного о книге «Сталин и Берия - Военные преступники», а также об «активистах» из Интернета Как читателю уже известно, менее чем через год после выхода в свет третьего тома дневников Л. П. Берии в том же издательстве «Яуза», которое опубликовало дневники, была

Из книги Речи немых. Повседневная жизнь русского крестьянства в XX веке автора Бердинских Виктор Арсентьевич

«Война отняла все мои способности» Поддубская Клавдия Георгиевна, 1924 год, г. Котельнич, служащаяРосла сиротой. Родители умерли. Сначала умер отец, когда мне было шесть лет, через год умерла мать. В детдом нас не взяли. Всего нас было четверо детей. Мать перед смертью

Из книги Запрещенный Сталин автора Сойма Василий

Глава 5 СТАЛИН И ВОЕННЫЕ (1937 год) Пленум ЦК ВКП(б)23 февраля - 5 марта 1937 г.Стенографический отчетВыступление К. Е. Ворошилова (нарком обороны СССР)Председательствующий (Андреев). Слово имеет тов. Ворошилов.Ворошилов. Товарищи! Доклады тт. Молотова и Кагановича, вчерашнее

Из книги Еврейскiй вопросъ автора Дюринг Евгений

ГЛАВА III Вопросъ о способности къ наук?, литератур? и искуству 1. Особое значенiе еврейскаго вопроса для образованныхъ классовъ. Отсутствiе научнаго смысла въ историческомъ iудейств?. - 2. Отношенiе къ такъ называемой философiи. Спиноза какъ прим?ръ несостоятельности iудеевъ

Из книги К суду истории. О Сталине и сталинизме автора Медведев Рой Александрович

12 ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ И ВОЕННЫЕ ОШИБКИ СТАЛИНА. СТАЛИН В ГОДЫ ВОЙНЫ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СТАЛИНА В 1939 – 1940 гг.Главной темой настоящей книги, определяемой как замыслом автора, так и источниками, которыми он располагал, является описание и анализ событий, которые происходили в 20 –

Из книги Семейная психология автора Ивлева Валерия Владимировна

Способности детей Каждый человек от рождения обладает своим потенциалом в интеллектуальном и творческом плане. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал умным, максимально развил свои способности, многие мечтают быть родителями выдающегося человека. Гениальность,

Из книги Правда против лжи. О Великой Отечественной войне автора Огнев Александр Васильевич

Глава 10. Личность, государство, Сталин Огромная и сложная проблема отношений между отдельной личностью и государством ставилась А. Пушкиным в «Медном всаднике», ее обсуждал В. Луговской в книге поэм «Середина века», эта проблема обостряется во время

Из книги Другой взгляд на Сталина автора Мартенс Людо

Сталин – величайший политический гений, величайшая личность XX века В 1994 году автору этих строк довелось выступать с докладом о Сталине в Париже. После доклада выступил один алжирский коммунист, который вспомнил, как восприняли смерть Сталина у него на родине. «Все

Из книги Оккультный рейх автора Бреннан Джеймс Херби

4 Необычные способности Адольф Гитлер родился 20 апреля 1889 г. в пограничном австрийском городке Браунау. Австрия - страна медиумов. Именно оттуда происходили мадам Стокхаммес, а также Вилли и Руди Шнейдеры.Братья Шнейдеры обладали удивительными способностями. Старший,

Из книги Хронические комментарии к российской истории автора Вассерман Анатолий Александрович

Единый Творческий Экзамен Проверка способности мышления может стать стандартной В ближайшие дни выпускникам школы предстоит доказать, в какой мере они соответствуют общему для всей страны стандарту образования. Судя по опыту прошлых лет, скандалов не оберёмся. Слишком

автора Ферр Гровер

Глава 5 Сталин и война «Проигнорированные» предупреждения Донесение Воронцова Германский перебежчик Расстрелянный генералитет Красной Армии «Прострация» Сталина в первые дни войны Сталин – «никудышный» полководец 1942 год: катастрофа под Харьковом

Из книги Оболганный сталинизм. Клевета XX съезда автора Ферр Гровер

34. «Утеря» Сталиным способности к управлению в начале войны Хрущёв: «Было бы неправильным не сказать о том, что после первых тяжёлых неудач и поражений на фронтах Сталин считал, что наступил конец. В одной из бесед в эти дни он заявил: – То, что создал Ленин, всё это

Из книги Оболганный сталинизм. Клевета XX съезда автора Ферр Гровер

37. Военные операции Сталин «планировал по глобусу» Хрущёв: «Я звоню Василевскому и умоляю его: – Возьмите, – говорю, – карту, Александр Михайлович (т. Василевский здесь присутствует), покажите товарищу Сталину, какая сложилась обстановка. А надо сказать, что Сталин

План:

I . Вводная часть.

I.1. Понятие личности в психологии. Структура и

направленность личности.

II. Основная часть. Роль личности Сталина в истории

России.

II.2. Роль Сталина в истории России.

Ш. Заключение.

I. Вводная часть.

I.1. Понятие личности в психологии. Структура и направленность личности.

ичность – деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определённое положение в обществе и выполняющий определённую общественную роль.

Психическая жизнь имеет определённое строение. В психологической науке мы можем встретить выделение и описание трёх компонентов личности:

Направленность личности. Включает в себя различные свойства систему взаимодействующих потребностей и интересов из которых складывается мировоззрение личности, т.е. другими словами говоря, направленность личности – это система её отношений к окружающему миру, это мотивы поведения личности.

Возможности личности. Этот компонент включает в себя ту систему способностей и склонностей, которую обеспечивают в каком-то виде деятельности.

Стиль поведения человека. В первую очередь сюда относятся темперамент и характер. В системе характера можно выделить в первую очередь моральные качества и свойства (отношение к людям, ответственность), во-вторых – волевые качества.

Личность является в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. Личность человека, как члена общества находится в сфере влияния различных отношений и прежде всего экономических трудовых отношений, которые складываются в процессе производства материальных благ.

-2-

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Фаза становления личности:

· Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.

· Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, «как все» в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации.

· Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.

-3-

I.2. Может ли личность повлиять на ход истории.

доказательство возможности влияния личности на историю целесообразно обратиться к мнению на этот счёт известной личности К. Маркса.

Он, в своём письме к Кугельману говорит: «История носила бы очень мистический характер, если бы «случайности» не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, сами составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайностями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависит от этих «случайностей», среди которых фигурирует также и такой «случай», как характер людей, стоящих вначале во главе движения».

В наших условиях такая случайность, как характер человека, стоящего во главе движения, во главе партии и рабочего класса, играет поистине роковую роль. В условиях пролетарской диктатуры, сосредоточившей в своих руках все рычаги экономики, обладающей аппаратом, в десятки раз более мощным и разветвленным, чем аппарат любого буржуазного государства, в условиях безраздельного господства в стране одной партии и гигантской централизации всего партийного руководства роль генсека огромна. Его личные качества приобретают исключительное политическое значение.

Именно поэтому Ленин в своем «Завещании» придавал такое исключительное значение личным качествам генсека, именно поэтому Ленин, зная личные качества Сталина, настойчиво в своем «Завещании» подчеркивал необходимость снятия Сталина с поста генсека и замены его более подходящим для этой роли лицом.

Ленин в своем завещании писал:

-4-

«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общении между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от товарища Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т.д.».

«Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью», - говорит далее Ленин.

Сталин, комментируя «Завещание», по обыкновению с помощью софизма, сводит всё дело к грубости, отвлекая внимание от других своих качеств, о которых Ленин говорил. Между тем именно эти качества и имеют решающее значение.

Теперь перейдём к более подробному анализу личностных качеств и жизнедеятельности генерального секретаря.

-5-

II. Основная часть.

II.1. Общий анализ жизнедеятельности Сталина.

Сталин (настоящая фамилия - Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1879-1953), один из руководящих деятелей КПСС, Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения; теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма, Герой Социалистического Труда (1939), Герой Советского Союза (1945), Маршал Советского Союза (1943), Генералиссимус Советского Союза (1945). Член КПСС с 1898 года. Участник Революции 1905-1907 годов в Закавказье. В 1912-1913 годах - член Русского бюро ЦК, сотрудник газет «Звезда», «Правда». Один из руководителей Октябрьской революции в Петорограде. С октября 1917 года нарком по делам национальностей, нарком государственного контроля, РКИ. Член ЦК партии с 1917 года, Политбюро ЦК с 1919. С 1922 Генеральный секретарь ЦК КПСС. С 1941 председатель СHК (СМ) СССР и ГКО, нарком обороны, Верховный главнокомандующий; один из организаторов антигитлеровской коалиции.

Сыграл видную роль в построении социализма в СССР, в разгроме троцкизма, правого оппортунизма, в организации победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Вместе с тем допускал теоретические и политические ошибки, грубые нарушения социалистической законности, отступления от ленинских норм партийной и государственной жизни.

В 11 лет Иосиф поступил в духовное училище. Там он изучил русский язык, который навсегда остался для него чужим, и стал атеистом. Из низшей духовной школы молодой атеист перевелся, однако, в духовную семинарию в Тифлисе. Его пер-

-6-

вые политические мысли были ярко окрашены национальным романтизмом. Сосо усвоил себе консперативную кличку Коба, поимени героя грузинского патриотического романа. Близкие к нему товарищи называли его этим именем до последних лет; сейчас они почти все расстреляны. Уже в те годы товарищи отмечали у Иосифа склонность находить у других только дурные стороны и с недоверием относиться к бескорыстным побуждениям. Он умел играть на чужих слабостях и сталкивать своих противников лбами. Кто пытался сопротивляться ему или хотя бы объяснить ему то, чего он не понимал, тот накликал на себя «беспощадную вражду».

Коба хотел командовать другими. Закончив духовную школу в 20 лет, Коба считает себя революционером и марксистом. Он пишет прокламации на грузинском и плохом русском языках, работает в нелегальной типографии, объясняет в рабочих кружках тайну прибавачной стоимости, участвует в местных комитетах партии. Его револяционный путь отмечен тайными переездами из одного кавказского города в другой, тюремными заключениями, ссылкой, побегами, новым коротким периодом нелегальной работы и новым арестом.

После раскола между большевиками и меньшевиками в 1903г. осторожный и медлительный Коба выжидает полтора года в стороне, но потом примыкает к большевикам. На Кавказе, где живы были еще традиции разбоя и кровавой мести, террористическая борьба нашла смелых исполнителей. Убивали губернаторов, полицейских, захватывали казенные деньги для революции. Про Сталина ходили слухи, что он принимал участие в террористических актах, это не было доказано. Однако, это не значит, что он стоял в стороне от террористической деятельности. Он действовал из-за кулис: подбирал людей, давал им

-7-

санкцию партийного комитета, а сам своевременно отходил в сторону. Это более соответствовало его характеру.

Только в 1912 году Коба, доказавший в годы реакции свою твердость и верность партии, переводится с провинциальной арены на национальную. С этого времени кавказец усваивает русский псевдоним Сталин, производя его от стали. В этот период это означало не столько личную характеристику, сколько характеристику направления.

Похожие публикации