Секреты цивилизации 5 brave new world. Последние новости в мире игровой и IT индустрии
Итак: предлагаю обсудить важные моменты и разные стратегии, по итогам игр накопилось немного опыта, с которым хотелось бы поделиться с новичками и хорошими игроками, возможно будет полезнымИнтересно играть с хорошими игроками, коих тут можно пересчитать по пальцам
В сети есть куча гайдов, летс-плеев в цивилизацию, но достаточно немного гайдов и инструкций по хорошей игре
Гайд по дуэлям
Преимущественно буду описывать карту подобную пангеи тк дуэль на закрытых картах типа перестрелке и равнинах своеобразна
1 место под город
Для дуэлей одно из самых важных это молотки, у столици должны быть молотки, если вокруг нет холмов, а есть лесопилки, то это терпимо, если нет даже лесов, то лучше двинуть в поисках более лучшего старта на молотки
Лучшее место для столици на холме у реки посчитайте клетки в радиусе столици должно быть 15-20 хороших клеток, которые столица может обрабатывать (при условии что дорастет до 15) поэтому иногда лучше уйти от воды, если вы потеряете в молотках и клетках
Вот здесь много пустой воды, но большой потенциал по молоткам, поставив второй город на воду и отправив караваны мы компенсируем нехватку еды
Выбор места для столици очень важен, отмечу, что карты со стратегическим балансом, дают для столици обязательно железо и коней, но как принято считать обычный стандарт дает больше возможностей для расселения городов
Столица на холме даст дополнительные молоток, что в дуэли очень трудно отыграть и на старте будет сильным бонусом
Если есть возможность сдвинуть столицу на холм без особых потерь в окружающей территории, то это надо сделать
На старте продумайте куда можно двинуть для обзора юнитов, стартовая разведка для сетевой игры очень важна, но и важно понимать что возможно сдвинув поселенца на луга, вы подключите дополнительные холмы для столици или дополнительные амбарные ресурсы
Возможно лучшим решением будет поставить город на люкс
лучшими люксами считаются, люксы горного дела, требующими руды, это быстрые люксы, тк руда дешевая технология и позволит вам быстро расселитьсяЗабудте про игру одним городом! в цивилизации важны города,
Есть разные стратегии для дуэлей за традицию и за волю, обе хороши и требуют навыка и умения
Запомните важную аксиому! чисто воля или чисто традиция гораздо лучше поворотов и совмещений (акведуки бесплатно это сильно и чисто воля с ее бонусами это сильно)
Для хорошей игры в цивилизацию самым важным будет место под второй город!
Первое, что мы делаем на старте - это проводим разведку вашим войном, ищем место под быстрый второй город, и возможно под третий, важный момент, то, что второй город по традиции быстрее чем по воли, и есть возможность быстрее дойти до важного места под второй город, но воля компенсирует быстрым спамом городов
2 что мы строим в столице
для новичков особенно важноЕсли вам нужно дотянуться быстро до важных клеток, то строим монумент, если в первом радиусе есть клеточки с 3 еды или 2 еды + 1 молоток, то строим скаута тк разведка очень важна, иногда можно со старта построить рабочего, (случаи когда мало еды или наоборот много леса, те первой техой изучаем доб руды и рубим лес сразу же, ускоряя стартовое производство) но мы теряем в разведке, и поиске руин
Если хотите научиться хорошо играть забудьте игру на раннюю дань! как аксиома, забуддте про спам чудес в ваших городах, одно правило, если строите стартовое чудо, то стройте только одно! вы должны понимать, что лучшие игроки в цивилизацию не тратят попросту молотки
Те спамить на старте армию для дани это фейл в 80% случаем тк вы можите потерять солдать в попытке атаки или от варваров и вам придется восполнять армию, а производства будет мало
Стройте 1 скаута или 2-х но 2-й скаут уже может быть лишним и потеря 2-3ходов в игре скаутом вы можите украсть раба поэтому вторым скаутом крадем рабов
поэтому раба можно и не строить, а украсть, но у гг он появиться только на 15-22 ходу (начиная с роста 3 у города государства там строиться раб)Вот для примера хорошее место для второго города на алмазах это быстрый рудный ресурс + 3 еды рядом
те второй город ставим на молотки и еду! причем в новом аддоне река уже стала не так важна, но желательна, важно молотки и стартовая еда, чтобы второй город смог сам вырасти до 3-х достаточно быстроРасселяемся! Новые города на холмах это также сильно, как и столица. Даже еще сильней. для второго города более важны молотки (мое мнение копи царя соломона самое сильное чудо природы для второго города)
Есть 2 тактики расселения
Первая делаем поселов на размере 3 до амбара, вторая делаем поселов после роста 5 столици, но также можно и пойти на супер риск построить посела на росте столици 2 это риск, но позволит вам раньше получить поселенца
Тактики игры есть разные игра в традицию в 4 города очень хороша, но важным моментом нужно понимать, что такое расселение не даст вам возможность построить быстрый нац коледж, но даст много молотков
Для игры в 4 города самое важное это наличие коней, камней на карте и люксов, те 4 люкса и кони/слоны в каждом городе дадут вам 4+4+4+4 = 16 счастья от люксов и 2+2+2+2 = 8 счастья от цирков 1+1+1+1 = 4 счастья от каменоломней
Те для игры в развитие самое важное это счастье, а молотков у вас и так будет хватать, преимущество такой тактики это много производства и науки! 4 города вы должны поставить до 50 хода
Те постройки скаут скаут посел раб (лучник, лучник) посел посел
потом амбар и тп первым делом обрабатываем коней для цирка тк на старте счастье очень важно, когда будет счастье по традиции ваши 4 городжа вырастут в миг как на дрожжах, с караванами и бесплатными акведуками, а особенно с открытием гос службы!Но одной из лучшей стратегий это игра в 3 города, тк не всегда есть кони во всех городах и 5 люксов) те ставим 2 быстрых города, строим нац коледж и после расселяемся (стратегия в 2 города), в 3 города мы расселяемся а потом ставим нац коледж, и один факт что важней вырастить города, чем поставить нац и просесть по населению, тк 3 города хорошо развитых без нац коледжа будут с равной наукой с тем кто ставил очень ранний нац за счет населения, и на ранних стадиях нац коледж строиться очень долго, иногда нац строиться во втором городе, если там для науки лучше позиции (город защищен те не на передовой и у горы с джунглями)
Те если вы увидите такая стратегия не включает в себя постройку чудес! и если вы захотите чудо то возьмите за правило, что только одно!
Те важным моментом будет религия и если есть возможность построить святилище (обычно его строят во втором быстром городе) можно и строить в столице святилище перед поселом
Те даже ранний стоунхемдж может вам дать религию и счастье, так необходимое для традиции, как можно раньше пускаем караван, но если у вас нет счаться то первым делом решите проблему с улыбками для роста, тк караван будет бусполезен на старте и даст вам всего то 3 еды, если вы пустите его позже, то получите 4 еды, водный караван кажется 6 еды
Второй город вы должны поставить в защищенное место и второй фактор в место, куда вы сможите без проблем его провести
Возьмите за правило играть от защиты и не тратить молотки в пустую, те если вы строите что-ниб то должны понимать для чего! контролируйте подходы к вашему городу держите развед юнита на путях подхода! хорошие рашеры могут пропихнуться и через 1 тайл!
Всегда дефендится проще чем нападать! тот кто играет от защиты, всегда в выигрыше и для защиты мы строим 3-4 колесници пару пик и коней, выходим в меткие если не поможет
Копим деньги тк в новом аддоне деньги оч важны, и важно покупать клеточки и пантеоны на культуру, тк вторым городом дотянуться до 3-го радиуса очень долго
продолжение следует!
Создавая Новый Храбрый мир пятой Цивилизации, можно немного запутаться вначале. Последний официальный аддон Civ 5 имеет много изменений в торговле, культуре и дипломатии, поэтому вам необходимо знать несколько вещей прежде, чем Вы начнете вести свою следующую цивилизацию к победе. Слушайте внимательно, мой сеньор…
Торговые Маршруты - Ваш главный источник дохода
Предыдущие части позволяли увеличивать доход главным образом посредством строительства и усовершенствований. Теперь система торгового маршрута будет наполнять львиную долю Вашей казны. Если необходимо разбогатеть как можно быстрее, исследуйте караваны (и позже, грузовые суда), и вы достигнете максимального уровня торговых путей как можно раньше.
Также имейте в виду, что более выгодные торговые маршруты, которые проходят по богатой ресурсами территории партнеров. Мудрый Торговый принц захочет найти более выгодные города для максимальной прибыли. Также не забывайте защищать свои торговые пути от пиратов и варваров с неплохой армией и флотом. Сверла Саратов можно купить тут.
Туризм - ваш меч, Культура - ваш щит
Новый способ победить в Civilization 5 предполагает подавление Культуры другой цивилизации посредством Вашего туризма. Если вы идете по пути развития культуры, вам необходимо начать этот процесс как можно раньше.
Однако следует учитывать, что в таком случае в самом начале вы не сможете создать большое количество туризма. Делайте все, чтобы повысить уровень Великого человека и получить превосходные бонусы. Используйте торговлю для максимального использования этих бонусов, однако прежде чем обменивать что-либо, убедитесь, что вы не будете нуждаться в этом позже.
Контролируйте Мировой Конгресс, Контролируйте игру до конца
Мировой Конгресс с этого момента, возможно, становится решающим фактором для остальной части игры. Кроме предоставленной возможности Дипломатической победы, которая позволяет нанести вред конкурентам не враждебным способом, они могут сделать то же самое с Вами. Это позволяет развиваться в другом направлении с общими чудесами и финансированием исследований. Конечно, вы можете проигнорировать это на свой страх и риск.
В широком смысле слова, союзники Города-Государства теперь более важны, когда они приходят для предоставления большинства возможных голосов на Мировом Конгрессе. Если будете хорошими парнями, голоса союзников приведут вас к мировому господству.
Следует научиться любить новую систему идеологии
Идеологии (свобода, порядок и самодержавие) справедливо изменились. Теперь у вас имеется стимул не присоединятся к преобладающей мировой идеологии, как первой цивилизации, а выбрать две. Также следуйте уделять внимание системе туризма. Цивилизация с высоким уровнем Туризма может вызвать волнения в цивилизациях с различной идеологией, где их культура популярна.
Также следует остерегаться блокирование власти большим количеством союзников государств, поскольку они могут передать резолюцию в Мировой конгресс, утверждая «Мировую идеологию», что сильно усложняет игру для государств, имеющие другую идеологию. Также подобная резолюция существует для Мировой Религии.
Вы должны держать вышеупомянутые предложения в памяти, прежде чем столкнётесь с храбрым новым миром Civ 5.
Гайд по дуэльным играм от первого номера рейтинга Лиги CivPlayers.Ru
Интересно играть с хорошими игроками, коих тут можно пересчитать по пальцам
В сети есть куча гайдов, летс-плеев в цивилизацию, но достаточно немного гайдов и инструкций по хорошей игре
Гайд по дуэлям
Преимущественно буду описывать карту подобную пангеи тк дуэль на закрытых картах типа перестрелке и равнинах своеобразна
1 место под город
Для дуэлей одно из самых важных это молотки, у столици должны быть молотки, если вокруг нет холмов, а есть лесопилки, то это терпимо, если нет даже лесов, то лучше двинуть в поисках более лучшего старта на молотки
Лучшее место для столици на холме у реки посчитайте клетки в радиусе столици должно быть 15-20 хороших клеток, которые столица может обрабатывать (при условии что дорастет до 15) поэтому иногда лучше уйти от воды, если вы потеряете в молотках и клетках
Вот здесь много пустой воды, но большой потенциал по молоткам, поставив второй город на воду и отправив караваны мы компенсируем нехватку еды
Выбор места для столици очень важен, отмечу, что карты со стратегическим балансом, дают для столици обязательно железо и коней, но как принято считать обычный стандарт дает больше возможностей для расселения городов
Столица на холме даст дополнительные молоток, что в дуэли очень трудно отыграть и на старте будет сильным бонусом
Если есть возможность сдвинуть столицу на холм без особых потерь в окружающей территории, то это надо сделать
На старте продумайте куда можно двинуть для обзора юнитов, стартовая разведка для сетевой игры очень важна, но и важно понимать что возможно сдвинув поселенца на луга, вы подключите дополнительные холмы для столици или дополнительные амбарные ресурсы
Возможно лучшим решением будет поставить город на люкс
лучшими люксами считаются, люксы горного дела, требующими руды, это быстрые люксы, тк руда дешевая технология и позволит вам быстро расселиться
Забудте про игру одним городом! в цивилизации важны города,
Есть разные стратегии для дуэлей за традицию и за волю, обе хороши и требуют навыка и умения
Запомните важную аксиому! чисто воля или чисто традиция гораздо лучше поворотов и совмещений (акведуки бесплатно это сильно и чисто воля с ее бонусами это сильно)
Для хорошей игры в цивилизацию самым важным будет место под второй город!
Первое, что мы делаем на старте - это проводим разведку вашим войном, ищем место под быстрый второй город, и возможно под третий, важный момент, то, что второй город по традиции быстрее чем по воли, и есть возможность быстрее дойти до важного места под второй город, но воля компенсирует быстрым спамом городов
2 что мы строим в столице
для новичков особенно важно
Если вам нужно дотянуться быстро до важных клеток, то строим монумент, если в первом радиусе есть клеточки с 3 еды или 2 еды + 1 молоток, то строим скаута тк разведка очень важна, иногда можно со старта построить рабочего, (случаи когда мало еды или наоборот много леса, те первой техой изучаем доб руды и рубим лес сразу же, ускоряя стартовое производство) но мы теряем в разведке, и поиске руин
Если хотите научиться хорошо играть забудьте игру на раннюю дань! как аксиома, забуддте про спам чудес в ваших городах, одно правило, если строите стартовое чудо, то стройте только одно! вы должны понимать, что лучшие игроки в цивилизацию не тратят попросту молотки
Те спамить на старте армию для дани это фейл в 80% случаем тк вы можите потерять солдать в попытке атаки или от варваров и вам придется восполнять армию, а производства будет мало
Стройте 1 скаута или 2-х но 2-й скаут уже может быть лишним и потеря 2-3ходов в игре скаутом вы можите украсть раба поэтому вторым скаутом крадем рабов
поэтому раба можно и не строить, а украсть, но у гг он появиться только на 15-22 ходу (начиная с роста 3 у города государства там строиться раб)
Вот для примера хорошее место для второго города на алмазах это быстрый рудный ресурс + 3 еды рядом
те второй город ставим на молотки и еду! причем в новом аддоне река уже стала не так важна, но желательна, важно молотки и стартовая еда, чтобы второй город смог сам вырасти до 3-х достаточно быстро
Расселяемся! Новые города на холмах это также сильно, как и столица. Даже еще сильней. для второго города более важны молотки (мое мнение копи царя соломона самое сильное чудо природы для второго города)
Есть 2 тактики расселения
Первая делаем поселов на размере 3 до амбара, вторая делаем поселов после роста 5 столици, но также можно и пойти на супер риск построить посела на росте столици 2 это риск, но позволит вам раньше получить поселенца
Тактики игры есть разные игра в традицию в 4 города очень хороша, но важным моментом нужно понимать, что такое расселение не даст вам возможность построить быстрый нац коледж, но даст много молотков
Для игры в 4 города самое важное это наличие коней, камней на карте и люксов, те 4 люкса и кони/слоны в каждом городе дадут вам 4+4+4+4 = 16 счастья от люксов и 2+2+2+2 = 8 счастья от цирков 1+1+1+1 = 4 счастья от каменоломней
Те для игры в развитие самое важное это счастье, а молотков у вас и так будет хватать, преимущество такой тактики это много производства и науки! 4 города вы должны поставить до 50 хода
Те постройки скаут скаут посел раб (лучник, лучник) посел посел
потом амбар и тп первым делом обрабатываем коней для цирка тк на старте счастье очень важно, когда будет счастье по традиции ваши 4 городжа вырастут в миг как на дрожжах, с караванами и бесплатными акведуками, а особенно с открытием гос службы!
Но одной из лучшей стратегий это игра в 3 города, тк не всегда есть кони во всех городах и 5 люксов) те ставим 2 быстрых города, строим нац коледж и после расселяемся,
те если вы увидите такая стратегия не включает в себя постройку чудес! и если вы захотите чудо то возьмите за правило, что только одно!
Те важным моментом будет религия и если есть возможность построить святилище (обычно его строят во втором быстром городе) можно и строить в столице святилище перед поселом
Те даже ранний стоунхемдж может вам дать религию и счастье, так необходимое для традиции, как можно раньше пускаем караван, но если у вас нет счаться то первым делом решите проблему с улыбками для роста, тк караван будет бусполезен на старте и даст вам всего то 3 еды, если вы пустите его позже, то получите 4 еды, водный караван кажется 6 еды
Второй город вы должны поставить в защищенное место и второй фактор в место, куда вы сможите без проблем его провести
Возьмите за правило играть от защиты и не тратить молотки в пустую, те если вы строите что-ниб то должны понимать для чего! контролируйте подходы к вашему городу держите развед юнита на путях подхода! хорошие рашеры могут пропихнуться и через 1 тайл!
Всегда дефендится проще чем нападать! тот кто играет от защиты, всегда в выигрыше и для защиты мы строим 3-4 колесници пару пик и коней, выходим в меткие если не поможет
Копим деньги тк в новом аддоне деньги оч важны, и важно покупать клеточки и пантеоны на культуру, тк вторым городом дотянуться до 3-го радиуса очень долго
продолжение следует!
Есть несколько видов победы. Вы можете победить с помощью науки, построив и запустив первый звездолет к Альфе Центавра. Можно добиться культурного превосходства над другими цивилизациями или победить с помощью дипломатии. Кроме того, вы можете пойти проторенной дорогой завоевателей: сокрушите врагов колесницами и одержите великую военную победу. Цивилизация, выполнившая одно из условий победы первой, выигрывает игру. Не забывайте следить за успехами ваших соперников: хуже всего увидеть, как взлетает звездолет противника из последнего не захваченного вами города.
Технологии и победа
Освоив достаточное количество технологий, вы можете построить космический корабль и отправить колонистов к Альфе Центавра. Если вам удастся сделать это до того, как кто-нибудь другой добьется любой другой победы, вы получите научную победу. Подробнее о способах достижения победы рассказано в соответствующем разделе.
Города-государства и победа
Города-государства не могут одержать победу в игре: добиться этого могут только крупные державы.
Как проиграть
Есть три пути к поражению: потерять столицу, проиграть другой цивилизации или не набрать наибольшее число очков к 2050 году.
Потеря последнего города
Если вы потеряли последний город в бою с другой цивилизацией или городом-государством, вы проиграли игру. Это просто позор — постарайтесь, чтобы с вами этого не случилось.
Победа другой державы
Если другая цивилизация добьется одной из пяти возможных побед: игра окончена — вы проиграли. Не важно, насколько вы были близки к победе:
кто первый победил, тот выиграл. Все остальные проиграли.
2050 год
Если наступает 2050 год, и ни один из игроков не добился победы, игра автоматически завершается и побеждает цивилизация с наибольшим числом очков победы.
Как выиграть
Есть пять путей к победе:
- Военная победа
- Научная победа
- Культурная победа
- Дипломатическая победа
- Наступление 2050 года
Военная победа
Если вы — последний игрок, сохранивший власть над своей столицей, вы победили. Захватите столицы всех остальных цивилизаций и удержите свою — это не так просто, как кажется. Допустим, в игре на пятерых вы захватили столицы троих игроков, но в этот момент четвертый ударил вам в спину и захватил вашу столицу. Если ему это удалось, он мгновенно одержал победу. Иными словами, не важно, кто кого победил: важно, кто последним удержал столицу. Если вы утратили свою столицу, но владеете другими городами, вы все равно можете одержать победу — культурную, научную или дипломатическую. Однако до возвращения своей исторической столицы вы не можете одержать военную победу.
Уничтожение столицы
Никак. Историческую столицу невозможно разрушить. Ее можно захватить, но не уничтожить. Сброс ядерной бомбы сократит население до 1, но город не будет уничтожен. Смиритесь, это игра. (Помните, вы можете уничтожить цивилизацию, захватив или разрушив все ее города, так что уничтожать столицы не обязательно, чтобы смести всех врагов с лица земли.)
Историческая столица
Если вашу первую столицу захватили, другой город автоматически станет новой столицей. Он будет во всем аналогичен первой столице, но его можно будет уничтожить; также он не учитывается при военной победе. Если вы вернете себе историческую столицу, она вновь станет столицей вашей цивилизации.
Научная победа
Вы можете добиться научной победы, освоив все технологии, необходимые для постройки космического корабля, затем построив все детали корабля и переместив их в столицу. Когда все детали собраны вместе, вы можете запустить корабль к Альфе Центавра. Если межзвездный перелет пройдет успешно, и корабль достигнет цели прежде, чем другие игроки победят, то вы одержите научную победу!
Детали космического корабля
Детали космического корабля строятся и перемещаются по карте, как любое другое транспортное средство. Для постройки каждой детали требуются совершенные технологии. Детали корабля считаются гражданскими юнитами, они самоуничтожаются, если попадают в руки к врагу. Когда деталь построена, переправьте ее в столицу. Затем вам придется решить, следует ли присоединить деталь к кораблю. Когда все детали собраны, корабль взлетит в космос, и вы одержите научную победу!
Примечание : детали корабля нельзя купить, их создание нельзя ускорить. Они должны быть построены в городе.
Культурная победа
Чтобы одержать культурную победу, вам необходимо полностью изучить все пять ветвей общественных институтов, то есть каждый доступный общественный институт в игре. После этого вам станет доступен проект «Утопия». Его сооружение приносит культурную победу. Этот проект нельзя ускорить или купить: его необходимо построить.
Дипломатическая победа
Когда игрок освоит технологию «Глобализация», он сможет создать ООН. После завершения постройки ООН каждые несколько ходов там будет проходить голосование за титул мирового лидера. Если у кого-то наберется достаточно голосов в ООН, он автоматически одержит дипломатическую победу. Необходимое количество голосов зависит от числа цивилизаций на момент начала игры. Чем меньше игроков в игре, тем больший процент голосов необходим для победы.
Кто голосует?
Все цивилизации и города-государства имеют право голоса. Держава, построившая штаб-квартиру ООН, имеет два голоса. Цивилизации всегда голосуют за себя, однако освобожденные державы голосуют за своего освободителя. Города-государства голосуют за того, к кому лучше всего относятся. Впрочем, если их освободили, то они тоже голосуют за освободителя.
Освобождение
Если вы возьмете захваченный другой цивилизацией город-государство, у вас будет выбор: аннексировать его, поставить во главе его марионеточное правительство или освободить. Если вы освободите город, он всегда будет голосовать за вас в ООН независимо от текущих отношений. Если один и тот же город-государство освободили дважды, он будет голосовать за последнего освободителя. Если цивилизация покинула игру, и вы захватили один из ее городов, то можно аннексировать его, сделать сателлитом или освободить. Если вы освободите город, цивилизация вернется в игру. Освобожденная цивилизация будет всегда голосовать за вас в ООН. Если освободителей было несколько, цивилизация будет голосовать за последнего.
Конец времени
Если ни один игрок не одержал победу, игра заканчивается автоматически в конце 2050 году. Подсчитывается рейтинг по очкам всех уцелевших цивилизаций и оглашается победитель. После этого вы можете продолжить игру, но в ней уже нельзя будет победить.
- число городов в империи;
- ваше население;
- число открытых технологий;
Игровой рейтинг
Чаще всего во время игры один из игроков добивается одной из четырех возможных побед: военной, научной, дипломатической или культурной. Но если ни один игрок не достиг победы до 2050 года, победитель определяется по рейтингу цивилизаций. Если же кто-то добивается победы до 2050 года, рейтинг определяет его место в «Зале славы». Рейтинг рассчитывается следующим образом.
Уничтожение
Если вы выбыли из игры, ваш рейтинг равен нулю. Очень жаль!
Время до победы
Завоевав победу до 2050 году, вы получите повышающий коэффициент к заработанному числу очков. Чем раньше вы добьетесь победы, тем лучше.
Очки победы
Вы зарабатываете очки победы за:
- число клеток в ваших границах (наименее важный фактор);
- число городов в империи;
- ваше население;
- число открытых технологий;
- число открытых «технологий будущего»;
- число построенных чудес (наиболее важный фактор).
Карта и сложность игры
Размер карты определяет число очков победы, которые получает цивилизация за клетки, города и население. Уровень сложности игры определяет, насколько трудно зарабатывать рейтинг: чем трудней игра, тем меньше очков вы получаете за все (иными словами, сокрушительная победа на самом легком уровне будет стоить меньше очков рейтинга, чем почти ничья на самом сложном уровне).
Civilization — тот редкий случай, когда про игру такого жанра и масштаба не нужно писать пустых вводных слов. Про «большую стратегию, в которой надо управлять цивилизацией от изобретения колеса до полетов в космос» слышали даже очень далекие от компьютерных игр люди. А в нашей стране, где «Цивилизация» появилась двадцать лет назад на первых «ай-би-эмах» в поздних советских НИИ и за пару лет разошлась чуть ли не по всем компьютерам в стране, у игры сложился по-настоящему культовый статус. Но перед тем, как мы начнем подробно объяснять, за что у Civilization 5 стоит на соседнем развороте именно такая оценка, позвольте одно небольшое, но важное наблюдение.
Вот, новый наворот
Последние десять лет у сериала глобальных походовых стратегий Civilization была одна серьезная проблема: у любого человека, не выросшего на хардкоре девяностых, для того чтобы въехать в суть происходящего в этой игре, уходили долгие часы. В эпоху пятиминутных «туториалов» и интуитивно-понятного геймплея мало кто был готов тратить часы только для того, чтобы выучить все правила и подготовиться к нормальной игре.
В какой-то момент начало казаться, что авторы стали заложниками собственных фанатов, которым, как известно, от продолжений своей любимой игры обычно нужно, чтобы все было «побольше» и «посложнее». Во второй, третьей, четвертой части «Цивилизации» базовая концепция этой гениальной стратегии все усложнялась: число видов войск увеличилось в несколько раз, у юнитов появился опыт, а у городов - культурные границы, возникла религия, возможность для дипломатической победы, торговли стратегическими ресурсами, экономических войн и прочих сложных геополитических штук... В конце концов в самом последнем издании Civilization 4 (обвешанная сверху двумя аддонами и переизданием) была настолько плотно нафарширована мелочами и деталями, что на поздних этапах игры каждый ход мог отнимать по несколько десятков минут, а войны растягивались на долгие часы. Тактика теряла всякий смысл и сводилась к тому, чтобы переориентировать экономику на войну, быстро набрать армию из пятидесяти танков и раскатать гусеницами все города противника.
Не сказать чтобы авторы сами не понимали, что «Цивилизация» из стратегии, в которую в начале девяностых играли в буквальном смысле все , начала превращаться в маргинальное развлечение. Два года назад в Civilization: Revolution - специальной версии «Цивилизации» для консолей - была предпринята попытка еще раз вернуться к массовому игроку. Основные концепции игры были упрощены, интерфейс, по сложности не уступающий программе для анализа биржевых котировок, был практически полностью переброшен на горячие клавиши, а даже самая долгая партия не затягивалась на сутки, и судьба мира решалась максимум за пять-шесть часов. Впрочем, все начинания убил предельно несговорчивый AI, который рано или поздно все равно объявлял войну (несмотря на всю дипломатию и ваше численное превосходство), и «Цивилизация» в таком исполнении была больше похожа на упрощенный варгейм с красивой графикой.
Во всем этом контексте главное сегодняшнее достижение Firaxis и Сида Мейера - в Civilization 5 они не побоялись пойти по пути Revolution, в основе оставили концепцию той самой первой «Цивилизации», а все, что придумали за последние двадцать лет, - переделали заново.
1. Три главных параметра и главных цвета, которыми описывается состояние дел в нашей цивилизации. Синий - прирост очков науки за ход; с наукой все просто, чем больше ваши города ее генерируют, тем быстрее вы исследуете новые технологии, открываете доступ к новым зданиям, юнитам и социальным парадигмам. Желтый - цвет денег; золото - важнейший ресурс Civilization 5; в этой игре почти все, что нельзя захватить или изучить, можно купить. Фиолетовый - количество очков «культуры» за ход. Чем культурнее наше общество, тем быстрее растут границы городов и открываются новые общественные доктрины.
2. Важность города в большинстве случаев можно определить на глаз - мегаполисы выглядят заметно крупнее поселков. Тем не менее, чтобы вы знали, большое число рядом с названием города обозначает количество жителей, зеленая цифра - количество ходов, оставшихся до очередного роста населения, а красная - число ходов до окончания строительства выбранного здания. Наконец, самое важное число нарисовано рядом с иконкой щита - это уровень толщины городских стен и защиты от вражьих атак.
3. Исчерпывающая информация о выбранном в текущий момент юните. Главный параметр, который нужно знать о любых войсках в Civilization 5, - сила их атаки (или защиты - в пятой части все проще). Маленькими пиктограммами обозначаются все «перки» выбранного юнита, которые он зарабатывает, набирая опыт в бою: бонусы к атаке с различных типов ландшафтов, прибавки к восстановлению «здоровья» и т.п.
4. Государственная граница - очень важная штука в пятой части Civilization. Близость двух амбициозных держав друг к другу автоматически рождает нездоровую напряженность, а «культурная гонка», направленная на расширение границ своих городов, может легко обернуться военной операцией.
5. Доступ к стратегическим и товарным ресурсам - ключевая вещь для того, чтобы обеспечить спокойствие и довольство вашего населения. Вовремя построенная плантация в банановой роще или натянутые в местах рыбьего нереста сети дают не только рост «счастья» в городах, но и коммерческую выгоду.
6. В пятой части Civilization игровой интерфейс наконец-то избавился от своей фанфаронской офисной пышности. 90% всей полезной информации подается при помощи выпадающих иконок-сообщений, а три кнопки вверху позволяют легко управлять всей культурой, наукой и дипломатией. Для любителей посмотреть красивые графики и помедитировать над цифрами - все «хардкорные» пункты меню спрятаны под маленькой иконкой со свитком в верхней правой части экрана.
Теперь работает
Как и раньше - игра начинается с выбора цивилизации, которую вам в ближайшие 6000 лет предстоит довести от стадии родоплеменного поселения до статуса ядерной сверхдержавы. Как и обычно, у каждой из наций есть свои особенности: так, например, индусы получают огромный бонус к приросту населения в городах, англичане - улучшения у морских войск, русские - конного юнита Cossack и здание Krepost и т.д.
Большинство партий в «Цивилизации» происходит на случайно сгенерированных картах (как и прежде, перед началом игры настроить можно буквально все: от размеров планеты до особенностей климата и ландшафта). Как и раньше - действие одной классической партии занимает 500 ходов и охватывает период с 4000 г. до н.э. по 2050 год. Начиная с основания вашего первого города, изобретения колеса и первой стычки с варварами, вы сквозь столетия проведете вашу цивилизацию в век интернета и нанотехнологий... если, конечно, сумеете поделить планету с другими цивилизациями.
Серьезные изменения произошли и с тактической частью игры. В пятой части наконец-то пропала необходимость в содержании огромных армий и ведении бесконечных столетних войн. Держать в городах гарнизон из десятка отрядов не просто не нужно, но и невозможно - в одном поселении (да и вообще в любой клетке на карте) может одновременно находиться только один юнит.
Эта, казалось бы, мелочь, радикально меняет весь геймплей. И если раньше война в «Цивилизации» рано или поздно начинала утомлять, то в Civilization 5 вы внезапно обнаружите, что впервые за много лет с диким интересом передвигаете по карте солдатиков и бомбите города артиллерией. Поселения, даже без гарнизона, не так-то просто захватить, но даже армия из пяти отрядов в умелых руках способна здорово напугать противника. Впервые за всю историю «Цивилизации» такие вещи, как опыт юнитов, полученный в бою, особенности рельефа и тому подобные мелочи вдруг на самом деле начинают существенно влиять на игру. При строительстве городов важно учитывать оборонные преимущества местности: у крепости, зажатой между скалами, может, и не самое выгодное экономическое положение, зато за один ход ее может атаковать только один вражеский юнит.
Такая продуманность характерна буквально для каждого мелкого элемента этой игры. Самое смешное, что все те механизмы, которые, по идее, закладывались еще в Civilization 4, спустя пять лет наконец-то заработали по-настоящему.
Например, случилось невероятное: в пятой части вы можете действительно пройти всю партию и ни разу не вступить в войну. Экономика и дипломатия - важнейшие элементы игры. Самое большое нововведение в классическую Civilization-концепцию - независимые города-государства. Кроме вас и цивилизаций-соперников, по островам и континентам разбросан десяток-другой «вольных городов». В отличие от «больших» цивилизаций, моногорода не расширяют сферу своего влияния и не воюют за пределами своих границ.
Так вот, просто взять и завоевать эти удельные княжества - далеко не самая умная политика. Развив экономику и как следует накачав деньгами местных князьков, можно получить не только порядочные прибавки к торговле и культуре, но и хорошего союзника на случай войны с другой цивилизацией.
Кроме того, AI стал куда гибче в вопросах дипломатии. И если раньше во время войны враг шел на переговоры, только когда уже догорали последние родные хаты, а ваши армии подходили к его столице, то в Civilization 5 возможны такие ситуации, когда на ваше мирное королевство нападает заведомо более сильный противник, но после нескольких неудачных наступлений легко соглашается на перемирие и даже какие-то контрибуции.
And no religion too | |
Отмена в Civilization 5 религий как одной из ключевых игровых концепций была воспринята наиболее радикальными фанатами как чуть ли не главный повод лишний раз начать в интернете скандалы и крики на тему оказуаливания. На самом деле тут важно помнить, что в предыдущей, четвертой «Цивилизации» религии были чуть ли не главным объектом для шуток. Во-первых, религии были уравнены по силе «проникновения» в массы, и стремительное развитие технологий в середине игры делало практически бессмысленными христианство или ислам - по механике игры к моменту их изобретения уже практически везде успевали проникнуть более ранние индуизм или конфуцианство. Во-вторых, юнитами-миссионерами, распространяющими вашу государственную религию, практически никто не пользовался - долго, неэффективно, да и утомительно. Наконец, в-третьих, в средневековье дипломатия между двумя странами с разными религиями обычно сводилась к реплике «умри неверный!» - что, как вы понимаете, несколько затрудняло торговлю и культурную экспансию. |
Культурные люди
Вообще, воевать в пятой «Цивилизации» - дорого, невыгодно и рискованно, да и зачем воевать, когда практически любой вопрос можно решить золотом? Ваши соседи по планете - страшные торгаши, и они с удовольствием предложат вам приобрести или обменять различные ресурсы, заключить соглашение в сфере научно-технического сотрудничества, а за хорошие деньги вам могут продать целые города.
Впрочем, необходимости иметь десятки городов в Civilization 5 нет. Последнее серьезное нововведение пятой части: благополучный рост ваших поселений возможен, только если ваши подданные довольны жизнью. То есть если раньше в «Цивилизации» уровень «роскоши» давал лишь минорные бонусы, то теперь сытость электората и его доступ к зрелищам - прямой ключ к успешному развитию страны.
В пятой части механика ненавязчивым образом заставляет вас так или иначе на определенном этапе переориентировать вашу варварскую нацию во что-то более-менее культурное. Без храмов, колизеев и шаманских капищ, увеличивающих «культурный уровень» городов, не будут расти границы вашей страны, а растущие границы - это постоянный доступ к новым ресурсам для растущего населения... Получается замкнутый круг: вам так или иначе приходится более-менее гармонично развивать свою цивилизацию, и все любимые читерские тактики типа «быстро изобрести порох и к 600 году н.э. вынести всех на планете» внезапно перестают работать.
Civilization 5 вылизана и сбалансирована так, как и не снилось ни одной предыдущей части сериала, а механика избавлена от всех (давайте будем честными) ненужных элементов. Например, социальная политика теперь реализована как, вы уж простите за сравнение, прокачка «талантов» в онлайновой MMORPG типа World of Warcraft. Всего существует несколько «ветвей» с различными социальными моделями общества. Каждый ход все культурные строения и чудеса света, построенные в ваших городах, вырабатывают условную «культуру», которая со временем накапливается и позволяет вам выбрать следующий «перк» для своей цивилизации.
Уже с самого начала вы можете направить свою цивилизацию по пути («дереву») традиционной патриархальной или республиканской модели развития, а со временем (изучая новые технологии) будут открываться религиозные и социалистические, коммерческие и технократические ветки развития. Если совсем просто, то на практике вы раз в N ходов, в зависимости от уровня «культуры» подшефной нации, получаете приятный экономический, социальный или военный бонус.
* * *
Наконец, пятая Civilization еще и очень прилично выглядит - на мощных конфигурациях игра выдает сочные топографические ландшафты с аккуратными модельками юнитов, натуральным туманом и пирамидами желтых барханов в пустынях. Конечно, при всех включенных деталях игра рано или поздно начнет притормаживать на поздних стадиях (когда буквально каждая свободная клетка или застроена, или занята юнитом), но в этом как раз нет никаких сюрпризов - «тормоза после начала индустриальной революции» вот уже двадцать лет считаются фирменной чертой всех без исключения игр сериала.
Civilization 5 - вершина развития классической механики «Цивилизации». Новейшая часть этой великой стратегии оказалась не просто нашпигованным деталями и сотнями новых юнитов ремейком с современной графикой, а первым за много лет серьезным переосмыслением всей серии. Все ключевые элементы игры (экономика, культура, строительство городов, боевые действия) были избавлены от утомительных деталей и сбалансированы с величайшей точностью. Из игры исчезло все лишнее, что так давно раздражало хардкорщиков и мешало новичкам. Двадцатилетней давности формула Civilization оказалась как никогда близка к идеалу.
Реиграбельность -да
Классный сюжет - нет
Оригинальность -да
Легко освоить - да
Оправданность ожиданий: 90%
Дождались? Ни разу за 20 лет и пять серий своей истории сериал Civilization не менялся настолько радикально. Если вы никогда до этого не играли в «Цивилизацию», а глобальные стратегии казались вам сложными и заумными - сейчас самое время начинать ломать этот стереотип.
«Великолепно»