Проект самые полезные продукты. О пользе овощей и фруктов - презентация

Цель урока:

  • образовательная: дать студентам знания о характере: понятие, история учения о характере, особенности, классификация.
  • развивающая: развивать умение вести диалог, четко и грамотно излагать свои мысли.
  • воспитательная: формировать умение работать самостоятельно и в микрогруппах.

Форма урока: Эвристическая беседа.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Дидактический материал : опорный конспект, раздаточный материал.

Наглядные пособия: книжная выставка.

Иллюстративный материал: фрагменты мультфильмов «Золушка», «Сказка о Мертвой Царевне и о семи богатырях», «Нехочуха».

ТСО: компьютер, видеопроектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Обоснование актуальности темы.
  3. Изложение лекционного материала с элементами беседы:
    1. Понятие характер.
    2. История учений о характере.
    3. Классификация.
  4. Закрепление материала:
    1. Заполни таблицу.
    2. Установи соответствие.
    3. Игровое упражнение: «Отгадай, о ком говорят».
  5. Рефлексия.
  6. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

Мы продолжаем изучать психологию личности и сегодня тема нашего урока «Характер».

Во-первых, мы разберёмся, что же такое характер.

2. Познакомимся с историей учения о характере.

3. Рассмотрим его структуру, классификацию и индивидуальные особенности.

– Скажите, а зачем надо знать, что такое характер?

– Да, когда мы пытаемся оценить или охарактеризовать человека, то говорим о его характере.

При этом чаще всего пытаемся оценить человека в деятельности, в отношении к окружающей его действительности и людям.

Если вы случайно кому-то грубо ответили, значит ли это что грубость черта вашего характера? Почему?

Так что же такое характер? Думаю необходимо начать с его определения. Может быть, среди вас есть любитель кроссвордов, и подскажет нам, как с греческого языка переводится «характер».

«Характер» – слово древнегреческого происхождения и в переводе означает печать, чеканка, особенность.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливают типичные для неё способы поведения.

Характер.

  • Взаимосвязан со сторонами личности, в частности с темпераментом, который влияет на форму проявления характера.
  • Так настойчивость у холерика – выражается в кипучей деятельности; у флегматика – в сосредоточенном обдумывании;
  • холерик трудится энергично, страстно;
  • флегматик – методично, не спеша.

С другой стороны сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролируя его проявления.

2. Характер является прижизненным образованием и может измениться в течении всей жизни. Формирование характера тесно связано с мыслями, чувствами и побуждениями человекапо мере того, как формируется и его характер.

Перед тем, как перейти к описаниям характера и к обсуждению основных проблем, ………., хотелось бы обратиться немного к истории.

Учение о характере – характерология имеет длительную историю развития.

Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения, с целью проанализировать поведение человека в различных ситуациях.

  • Одной из наиболее древних попыток проанализировать поведение человека является объяснение его характера датой рождения .

Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили названия – гороскопов , которые составляются одинаково, интерпретация у каждого гороскопа своя.

  • Гороскоп друидов , которая проводит связь человеческого характера с деревьями. Человек, родившийся в интервале с 22 декабря по 1 января – яблоня , и согласно гороскопу яблоня редко бывает высокой, много в ней симпатичного, много обаяния, сердечности. Внушает мысли о любви, даже когда сама о ней не думает.
  • Астрологический гороскоп – связан со знаками Зодиака. Человек, родившийся с 22 декабря по 20 января – Козерог, по данному гороскопу – характер упрямый, наиболее стойкий, выносливый, скрытный, часто самолюбивый.
  • Сравнения японского и китайского гороскопов, так же существенно отличаются – есть повод для дискуссий и дальнейших исследований.

2. Тайна имени.

Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития на полках книжных магазинов много книг, повествующих о толковании имён. Будущие родители уделяют особое внимание данному вопросу.

Кому интересно, более подробную информацию можно найти на нашей книжной выставке или в библиотеке.

3. Физиогномика – оказала большое влияние на развитие характерологии – это учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности.

  • Аристотель и Платон предлагали определять характер человека по внешнему сходству некоторых черт человека и животных, а затем отождествлять характер этого животного с характером человека:
    – толстый, как у быка нос – означал лень;
    – широкий нос, с большими ноздрями как у свиньи глупость ;
    – нос как у льва – важность;
    тонкие волосы как шерсть коз, овец, зайцев – робость ;
    – жёсткие волосы как у льва и кабанов – храбрость.
  • Иогренн Лафатер – (наиболее известная система) считал основным путём познания человеческого характера строением головы, конфигурацией черепа, мимики и т.д.

«Гениальность» Гёте, по его мнению, заключалось в его носе , который «знаменует вкус и любовь – словом поэзию».

Физиономисты использовали в качестве определяющих самые разнообразные признаки:

Например Делестр отмечал степень сжимания губ прямо пропорциональных твёрдости характера;

  • расслабленные губы – признак обладания «женских» черт характера (мягкость, любезность);
  • у глупого человека рот вообще открыт.

Однако самым важным показателем характера являлись глаза человека.

Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза – признак глупости.

Толстой Л.Н. писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются – эти люди хитрые и эгоистичные. Есть люди, у которых рот смеётся без глаз – эти люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».

  • Этот взгляд актуален и сейчас.

Американские психологи Глайв и Клерн провели множество экспериментов, после пятилетнего изучения (10 тыс. детей), они доказали огромное влияние цвета глаз на характер человека: дети с тёмными глазами – обладают большой инициативой, боле неспокойным характером, чем дети со светлыми глазами ;

У взрослых возможны некоторые отклонения. Авторы утверждают, люди:

  • с тёмно-голубыми глазами весьма настойчивы, но склонны к сентиментальностям, легко поддаются настроению, долго помнят обиды, капризны, иногда их поступки непредсказуемы;
  • с тёмно-серым цветом глаз упрямы и смелы, настойчивы и добиваются своего, несмотря на различные трудности. Бывают вспыльчивы и злопамятны. Ревнивы, большей частью однолюбы.
  • тёмно-карие глаза веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы. Они влюбчивы, но не очень постоянны. Как правило общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми;
  • светло карие
  • синие
  • зелёные и серо-зелёные глаза.

4. В качестве отдельного направления характерологии можно выделит определение характера человека по его позе, как он стоит, как идет, как идет и даже в какой позе засыпает.

5. Хиромантия – имеет не менее знаменитую и богатую историю. – это система предсказаний черт характера человека и его судьбы по каждому рельефу ладони.

Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший расцвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах Европы существовали кафедры хиромантии.

Более подробно смотрите книгу.

6. Графология – наука, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

Графологические сведения накапливались веками, ученые устанавливали связь между особенностями почерка и характером.

Вы можете тоже се6бя проверить по росписи.

Конечно, судить историю учений о характере не стоит, ведь то, что мы имеем сейчас – это заслуга прошлого. И как вы видите, данные подходы к изучению характера актуальны и сейчас.

Кому интересна данная тема, кто желает изучить данную проблему боле полно, я приготовила памятку со списком необходимой литературы, которая есть как в нашей библиотеке, так и в нашем кабинете (Приложение №1).

  1. Конституционно-биологическое (Кречмер), характер – это сумма конституции и темперамента.
  2. Психоаналитическое (Зигмунд Фрейд, К. Юнг) – характер объясняется бессознательным влиянием человека.
  3. Идеологическое (Ребека) – характер заключается в торможении инстинктов, которые определяются этико-логическими санкциями.
  4. Согласно учению Павлова, характер – это привычное, прочно закрепившейся реакцией на многократно повторяющиеся воздействия окружающей среды.

Характер – это то, что определяет его типичные формы поведения и деятельности, его значимые поступки, а не случайные ситуативные реакции на те или иные обстоятельства.

Характер – это своеобразный духовный строй жизни личности.

Основу характера составляют ведущие и устойчивые направленности, её установки, потребности, побуждения, цели, интересы.

Характер – это неразрывное целое, которое изучить и понять очень трудно, не выделив в нём отдельных сторон или типичных проявлений.

Под чертами характера понимают индивидуальные привычные проявления формы человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черт характера или качеств личности много, но они подразделяются на несколько групп, которые тесно связаны между собой, влияют друг на друга и являются отражением человека к разным сторонам жизни.

Характер проявляется в следующих чертах (схема).

  1. Отношение к другим людям.

1. Я предлагаю вам выполнить следующее задание «Заполнить таблицу №1» (Приложение №2).

Сейчас вашему вниманию будут продемонстрированы фрагменты мультфильмов – герои, которые вам знакомы с детства.

Внимание, задание: Выберите героев, которым присущи черты характера, указанные в таблице и укажите (объясните, раскройте, уточните) в чем они проявляются (выражаются).

Работаем самостоятельно – время 15 минут

Внимание на экран!

Взаимопроверка – критерии оценки, правильность, аргументированность, количество.

Почему анализируя сказки, мы можем смело говорить о чертах характера, а не о временных поступках героев?

2. Часто мы для более ёмкого определения характера используем народную мудрость, т.е. пословицы и поговорки.

Послушайте следующие задание:

– проанализировать пословицы и определить, о каких чертах характера идёт речь:

  1. Отношение к другим людям.
  2. Отношение человека к самому себе.
  3. Отношение человека к миру вещей.
  4. Отношение человека к делу, к своему труду.

Когда мы с наибольшей долей уверенности можем говорить о характере человека?

Да, если мы его знаем достаточно хорошо.

Вы знакомы уже практически полгода, причем ваши взаимоотношения не ограничиваются только учёбой – многие вместе проводят свободное время, а некоторые живут бок о бок в одной комнате. И, надеюсь, за это время вы узнали друг друга достаточно хорошо.

Я предлагаю сыграть в игру: «Отгадай, о ком говорят».

Условия: Один из участников выйдет из аудитории. Оставшиеся должны решить, о ком из студентов будут говорить. Но, говорить можно только о хороших (качествах) чертах характера. Ничего отрицательного называть нельзя. После этого мы приглашаем вышедшего обратно. Отгадывающий выслушивает все высказывания и называет имя предполагаемого студента, о ком говорят.

Готовы? Начали!

Вопросы к участникам. Скажите, что труднее:

  1. Выделить и перечислить основные черты характера или по описанию.
  2. Или узнать по описанию того, кто этими чертами обладает.

Вопросы к отгадывающему:

Какую наиболее яркую черту характера, присущую именно этому человеку ты бы выделил чтобы не было сомнений, что это именно этот человек.

Рефлексия:

  1. Скажите, что нового вы сегодня узнали?
  2. Что вас удивило?
  3. Что вы возьмёте себе на заметку?
  4. Что было самым интересным?

Подведение итогов.

Домашнее задание:

  1. Учебник. Сластенина. Раздел «Психология личности». Гл. 9, стр. 15. прочитать и выучить т. «Характер».
  2. Творческое задание. Я предлагаю вам дома проанализировать свои поступки и отношения, заполнить табл. №2 (Приложение №3).
    1. Определить основные черты своего характера (качества, которые у меня есть).
    2. Качества, которые вы хотите изменить.
    3. Что вам для этого надо.

А на следующем уроке мы обсудим, в чём у вас возникли трудности и как их преодолеть.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Личность – та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая» И.Ефремов Ваша личность из 1800 деталей

2 слайд

Описание слайда:

Характер Качества Личности – это ее характеристики, которые проявляются в действиях и поступках (полярные) Характеристики личности Невротические проявления Умный – глупый Грызет ногти Красивый – непривлекательный Ссосет пальцы Аккуратный – неряшливый Беспокойный сон Вежливый – грубый Заикание

3 слайд

Описание слайда:

Качества Личности Отношение к себе Отношение к людям Отношение к вещам Отношение к деятельности

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Как формируется характер? Характер формируется в детстве, начиная с момента рождения..... Именно в детстве закладываются основные залоги успешности будушей ЛИЧНОСТИ (характера). Этот период жизни люди часто не помнят.. (особенность памяти) с 0 до 1 года - Эмоциональность, общение с 1 года до 2 лет - Любознательность, желание познавать с 2 лет до 3 лет - Самостоятельность, полоролевая идентификация (женственность и мужественность)

6 слайд

Описание слайда:

От поступка к судьбе Посеешь ПОСТУПОК (действие) - пожнешь ПРИВЫЧКУ (повторяющееся действие), посеешь ПРИВЫЧКУ - пожнешь ХАРАКТЕР, посеешь ХАРАКТЕР - пожнешь СУДЬБУ АКЦЕНТУАЦИЯ характера - отдельные выраженные (доминирующие) черты характера, которые определяют личность в целом.

7 слайд

Описание слайда:

Акцентуации характера: Гипертимный Дистимный Истероидный (демонстративный) Шизоидный Психоастенический (педантичный) Эпилептоидный (возбудимый, застревающий) Комформный Неустойчивый

8 слайд

Описание слайда:

Гипертимный Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Это люди веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу.

9 слайд

Описание слайда:

Дистимный (тревожно-боязливый) Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих.

10 слайд

Описание слайда:

Шизоидный Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид.

11 слайд

Описание слайда:

Истероидный (демонстративный) Характеризуется повышенной демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму. Он демонстрирует легкую смену настроений при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

12 слайд

Описание слайда:

Психоастенический (педантичный) Характеризуется инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, добросовестен, склонен жестко следовать плану.

13 слайд

Описание слайда:

ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ (возбудимый, застревающий) Эпилептоидный тип акцентуации характеризуется возбудимостью, напряжённостью и авторитарностью индивида. Человек с данным видом акцентуации склонен к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с аффективными взрывами, поиску объектов для снятия злости. Мелочная аккуратность, скрупулёзность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Они не переносят неподчинения себе и материальные потери. Впрочем, они тщательны, внимательны к своему здоровью и пунктуальны. Стремятся к доминированию над сверстниками. В интимно-личностной сфере у них ярко выражается ревность.

14 слайд

Описание слайда:

Неустойчивый Неустойчивый тип акцентуации характера определяет лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность. Данные люди имеют ярко выраженную тягу к развлечениям, праздному времяпрепровождению, безделью. Их идеал - остаться без контроля со стороны и быть предоставленными самим себе. Они общительны, открыты, услужливы. Очень много говорят. Секс для них выступает источником развлечения, сексуальная жизнь начинается рано, чувство любви им зачастую незнакомо. Склонны к потреблению алкоголя и наркотиков.

15 слайд

Описание слайда:

Комформный Конформный тип характеризуется конформностью окружению, такие люди стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограничено их ожиданиями. Люди с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированы и неконфликтны. Их увлечения и сексуальная жизнь определяются социальным окружением. Вредные привычки зависят от отношения к ним в ближайшем социальном круге, на который они ориентируются при формировании своих ценностей.

16 слайд

Описание слайда:

Тест 1. Ты обычно спокоен, весел? 2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься? 3. Легко ли ты можешь расплакаться? 4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе? 5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники? 6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот? 7. Любишь ли ты быть главным в игре? 8. Бывают ли дни, когда без всяких причин ты на всех сердишься? 9. Серьезный ли ты человек? 10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?

17 слайд

Описание слайда:

11. Умеешь ли ты придумывать новые игры? 12. Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел? 13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать? 14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези? 15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в спортивной секции, в кружке? 16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак? 17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным? 18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел? 19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых любят тебя? 20. Бывает ли у тебя беспокойно на душе?

18 слайд

Описание слайда:

21. Тебе обычно немного грустно? 22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать? 23. Тебе трудно оставаться на одном месте? 24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо? 25. Приходилось ли тебе стрелять из рогатки в кошек? 26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно? 27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома? 28. Бывает ли тебе весело или грустно без причины? 29. Ты - один из лучших учеников в классе? 30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

19 слайд

Описание слайда:

31. Легко ли ты можешь рассердиться? 32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым? 33. Умеешь ли ты веселить ребят? 34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь? 35. Боишься ли ты крови? 36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения? 37. Заступишься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо? 38. Тебе неприятно войти в темную пустую комнату? 39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная? 40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

20 слайд

Описание слайда:

41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах? 42. Ты когда-нибудь убегал из дома? 43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями так, что не мог пойти в школу? 44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой? 45. Можешь ли ты при неудаче посмеяться над собой? 46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине? 47. Любишь ли ты животных? 48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь? 49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться? 50. Твое настроение зависит от погоды?

21 слайд

Описание слайда:

51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь ответ на вопрос? 52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться? 53. Нравится ли тебе быть среди ребят? 54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние? 55. Можешь ли ты организовать игру, работу? 56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности? 57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги? 58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот? 59. Подсказываешь ли ты, даешь списывать? 60. Боишься ли ты пройти один по темной улице вечером?

Слайд 2

План лекции:

1. Исторический обзор подходов к исследованию характера 2. Понятие характера 3. Структура характера 4. Акцентуации характера

Слайд 3

Платон(Pláton) (428 или 427 до н. э., Афины, - 348 или 347, там же)

Древнегреческий философ. Около 407 познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. Им предложена перваятипология характера Типология была направлена на выявление всех особенностей личности

Слайд 4

Теофраст (около 372 до н. э., Эресос на Лесбосе,- около 287, Афины)

древнегреческий философ и естествоиспытатель; один из первых ботаников древнего времени. Ученик Платона, затем Аристотеля. Т. - автор "Характеров" - сборника из 30 кратких характеристик человеческих типов (льстец, пустослов и т. д.). Типы характера определялись в зависимости от выраженности свойства души. Ввел термин ХАРАКТЕР

Слайд 5

Франц Иосиф Галль(Gall, 1758-1828)

Основатель френологии. Он утверждал, что все психические свойства, якобы локализующиеся в полушариях мозга, при развитии вызывают разрастание определённого участка мозга, а это, в свою очередь, - образование выпуклости на соответствующем участке черепа; при недоразвитии каких-либо свойств в черепе образуются впадины. Выделил 27 способностей души: алчность, остроумие, хитрость, воровство, поэтические способности, любовь к потомству. Большинство из них характерологические особенности.

Слайд 6

Александр Бэн(1818-1903)

Английский психолог. Начинает изучать характер опираясь на анализ психических проявлений. Ему принадлежит описание структуры характера: воля, чувства, интеллект. Будучи одним из лидеров ассоциативной психологии, стремился придать ей физиологическую ориентацию, с тем, чтобы возможно теснее связать психические процессы с деятельностью мозга и органов чувств («Ощущения и интеллект», 1855; «Эмоции и воля», 1859), уделив особое внимание рефлексам, инстинктам, навыкам.

Слайд 7

Петр Францевич Лесгафт(1837 – 1909)

Ему принадлежит первая типология детских характеров. Показал в своих исследованиях какая семья формирует какие характеры.

Слайд 8

Типология детских характеров (по Лесгафту)

Лицемерный тип – лживость, хитрость, заискивание перед воспитателями и учителями. Воспитывается в семьях, где взрослые проявляют лицемерие и уделяют друг другу мало внимания. Честолюбивый тип – дети учатся для отметок и похвал при отсутствии интереса к занятиям. Растут в семьях, где одного ребенка предпочитают другому, что развивает чувство соперничества.

Слайд 9

Типология детских характеров (по Лесгафту) - продолжение

Добродушный – хорошо развита познавательная деятельность, способны к самостоятельному труду. Растут в семьях с любящими родителями, которые внимательны к детям, но не балуют их. Мягко забитый – заласканные дети боязливы, инертны. Растут в семьях с преувеличенной заботой и сверхопекой со стороны родителей.

Слайд 10

Злостнозабитый– озлобленность, злорадство, равнодушие к требованиям и стремление поступать вопреки им. Растут в семьях с несправедливым отношением к окружающим в атмосфере чрезмерной строгости. Угнетенный – скромные, непритязательные, трудолюбивые. Растут в атмосфере взаимной привязанности и в условиях материальной нужды.

Слайд 11

ЛАЗУРСКИЙ Александр Федорович (1874-1917)

Российский врач и психолог. Профессор Психоневрологического ин-та в Петрограде и Педагогической академии. Сотрудник В.М. Бехтерева. В 1906 году труд «Очерк науки о характерах». Обосновывает необходимость научной характерологии. Характер – совокупность наклонностей человека. Определил 4 вида наклонностей.

Слайд 12

Наклонности человека

1. Относящиеся к вниманию (внимательность, сосредоточенность ….) 2. Относящиеся к формальной стороне чувствования 3. Относящиеся к области движений (подвижность, малоподвижность, импульсивность …) 4. Относящиеся к волевым процессам

Слайд 13

2 вопрос Понятие характера

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающий типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер – способ реагирования на определенные обстоятельства. Содержательная характеристика личности. Характер отвечает на вопрос «Что делает человек?» Личность отвечает на вопрос «Ради чего делает человек?»

Слайд 14

Подходы определяющие соотношение характера и личности

1. Отождествление Х и Л 2. Личность рассматривается как часть Х 3. Характер включается в Л и рассматривается как ее подструктура. 4. Л и Х рассматриваются как пересекающиеся понятия. Преобладает третий подход.

Слайд 15

Характер

Характер проявляет себя в деятельности. К характеру следует относить наиболее устойчивые и существенные черты, характеристики человека. Устойчивое образование, но может быть подвержен изменениям. «Посеешь привычку, пожнешь характер….»

Слайд 16

А.Г. Ковалев (1913 – 2004)

Известный советский педагог и психолог. При характеристике характера выделил качества характера

Слайд 17

Качества характера (по А.Г. Ковалеву)

1. Моральная воспитанность. Проявляется в гуманизме, чуткости, преданности. 2. Полнота (разносторонность интересов, стремлений). 3. Цельность (внутреннее единство психического склада человека). 4. Определенность характера (твердость и непреклонность поведения человека). 5. Сила характера (характеризует энергию, с которой человек преследует поставленные цели). 6. Уравновешенность (наиболее оптимальное для деятельности сочетание сдержанности и активности).

Слайд 18

Внешние признаки характера

1. Поступки человека. 2. Особенности содержания речи человека (характер высказываний). 3. Внешний облик человека (одежда, походка, осанка.

Слайд 19

3 вопрос Структура характера

Черты характера – психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. 2 ряда факторов для изменения характера: 1. Жизненные ситуации (трудности); 2. Другие черты характера. Целеустремленность, решительность, настойчивость

Слайд 20

Классификация характера по направленности (система доминирующих мотивов)

А) по отношению к др. людям или к обществу - тактичность, - вежливость, - чуткость, - отзывчивость Б) по отношению к профессии - ответственность, - трудолюбие В) по отношению к самому себе - самокритичность, - скромность, - гордость Г) по отношению к вещам - жадность, - бережливость, - аккуратность, - щедрость Д) по отношению к природе - мечтательность

Слайд 21

4 Вопрос Акцентуации характера

  • Слайд 22

    Циклотимический

    Для представителей этого типа акцентуации характерна периодическая смена гипертимических и дистимических состояний, волнообразная смена поведения от возбуждения до депрессии. В период возбуждения им присущи все признаки гипертимической акцентуации, в период депрессии - дистимической. Поведение становится непредсказуемым, противоречивым, приподнятое настроение сменяется раздражительностью и агрессивностью. Изменения настроения часто происходят без видимых причин, иногда все зависит от обстановки, от внешних событий. В веселом окружении это может быть самый веселый человек. Радостные события вызывают жажду деятельности, повышенную говорливость, фонтаны идей; печальные - подавленность, замедленность реакций и мышления. В группе грустных людей человек с циклотимическим типом акцентуации будет самым печальным. В силу частой смены настроения у циклотимических личностей наблюдается слабый уровень работоспособности, поэтому им противопоказаны повышенные нагрузки. В работе у них наблюдается быстрое утомление и снижение творческой активности. Они плохо работают в команде, для них предпочтительнее работа по индивидуальному (желательно гибкому) графику с персональной ответственностью.

    Слайд 23

    Застревающий

    Для людей этого типа характерна высокая устойчивость аффекта, то есть стойкость сильных эмоциональных переживаний. При мысленном возвращении к стрессовой ситуации они переживают такие же эмоции, какие сопровождали стресс. Аффект у таких людей сохраняется значительное время, даже при отсутствии раздражителей, которые его подкрепляли бы. Такие люди отличаются способностью к длительному волевому напряжению. Это неутомимые и целеустремленные труженики, обладающие чувством долга, принципиальные, требовательные к себе и другим, настойчивые и последовательные. Они бесстрашны и способны к самопожертвованию, поэтому в начале карьеры, как правило, получают признание и симпатию окружения. Стремятся достичь высоких показателей в любом деле, за которое берутся, проявляя большое упорство в достижении своих целей. Но вместе с тем представители этого типа очень чувствительны к обидам, подозрительны, недоверчивы и ревнивы. Их характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям. Почти всегда несговорчивы и не терпят возражений. Поэтому переговорная деятельность им просто противопоказана. Часто страдают от мнимой несправедливости по отношению к себе. И, поскольку переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, очень злопамятны и мстительны. «Застревание» аффекта у таких людей возможно не только в случае морального ущерба, но и при достижении определенного успеха. В этой ситуации проявляется зазнайство, самоуверенность, заносчивость, вызванные чрезмерным честолюбием. Люди с «застревающим» типом акцентуации часто выступают инициаторами конфликтов, в которых жестко и настойчиво насаждают свои интересы.

    Слайд 24

    Тревожный

    Представители этого типа акцентуации отличаются повышенной тревожностью, беспокойством по поводу возможных неудач, за свою судьбу и судьбу своих близких, причем без объективных для этого поводов. Такие люди обладают чувством долга, ответственности, высокими моральными и этическими качествами. Они дружелюбны, самокритичны и исполнительны, воздерживаются от необдуманных поступков и поспешных решений. Хорошо работают, если нет нервно-психических нагрузок. Окажут наибольшую пользу как аналитики, консультанты или эксперты. В меру выраженная тревожность не позволяет им уснуть при работе в условиях монотонных шумов и вибрации. В то же время тревожные люди отличаются робостью, покорностью, неуверенностью в собственных силах, неумением постоять за себя. Они стесняются выступать перед аудиторией и не могут отстаивать свои позиции в споре, легко поддаются влиянию и охотно подчиняются опеке. Тревожные личности редко вступают в конфликты, играя в них в основном пассивную роль. В конфликтных ситуациях ищут опору и поддержку.

    Слайд 25

    Экзальтированный

    Главная особенность - бурная, экзальтированная реакция на события. Люди этого типа легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние - от печальных, но при этом не имеют склонности к депрессивным реакциям, поскольку снова легко поддаются радости. Внутренняя впечатлительность и переживания сочетаются с их ярким внешним проявлением. В высказываниях экзальтированных личностей постоянно используются повышенные тона, яркие описания, красочные обороты. У них сильна тяга ко всему прекрасному. Имеют хороший вкус: из них получаются хорошие художники, дизайнеры, оформители. Эти люди привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, обладают чувством сострадания, проявляют яркость и искренность чувств. В то же время люди экзальтированного типа акцентуации порывисты, подвержены сиюминутным настроениям, панике. Даже при незначительных неудачах могут испытывать глубокое разочарование и прекращать начатые дела. Экзальтированным личностям свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они часто спорят, но редко доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной.

    Слайд 27

    Возбудимый

    Главной особенностью возбудимых личностей является импульсивность и инстинктивность поведения. На первом плане для них - удовлетворение физиологических влечений, абсолютное потакание своим желаниям и стремлениям. Такие люди много внимания уделяют своему физическому здоровью в отличие от интеллектуального развития. Эта акцентуация проявляется особенно выраженным упрямством и напористостью преимущественно в физической работе, повышенным чувством соперничества, ревнивым и задиристым характером, склонностью к накоплению отрицательных эмоций с последующим взрывом аффекта. Представители возбудимого типа акцентуации отличаются склонностью к импульсивным реакциям, непродуманным действиям и высказываниям, плохим усвоением опыта, максимализмом взглядов, быстро сменяющимися эмоциями, нестойкостью самооценки при чрезмерной амбициозности. Если им что-то не нравится, сразу возмущаются и высказывают недовольство. Примирения не ищут, терпимость им не свойственна. Не способны к обмену мнениями, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, склонны к грубости и хамству. В состоянии аффекта способны к рукоприкладству и проявлению насилия. Моральные нормы в их жизни не играют заметной роли. Но жестокость проявляется только в моменты ярости, в моменты разрядки накопившегося раздражения. В обычном состоянии - это заботливые, хозяйственные и добрые люди, готовые оказать любую помощь.

    Слайд 28

    Эмотивный

    Основной отличительной чертой эмотивных личностей является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Для них характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, отзывчивость, высокоразвитая эмпатия, а также повышенная слезливость. Такие люди кажутся хрупкими, нежными и наивными. Они очень преданные и верные, им присущи альтруизм, сострадание, доброжелательность, сопереживание, чувство долга, обязательность и исполнительность. Эмотивные личности хорошо работают там, где предполагается понимание человеческих эмоций. Но вместе с тем такие люди крайне впечатлительны, что вызывает необходимость «оранжерейного» к ним отношения. Они очень чувствительны к мнению окружающих: любое резко сказанное слово может привести их в глубокое уныние. Самооценка также очень зависит от мнения окружающих. Отстаивать свои интересы совершенно не могут. Эмотивные личности редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая наружу.

    Слайд 29

    Дистимический

    Главная его особенность - сконцентрированность на мрачных, печальных сторонах жизни, пессимизм. Люди этого типа отличаются серьезностью во всем, высокими моральными принципами. Для них характерна низкая контактность, немногословность в беседе. К обязанностям относятся очень добросовестно, с большой ответственностью. Работу выполняют аккуратно и тщательно. Достигают высоких результатов там, где не требуется быстроты, энергичности, постоянного общения, принятия ответственных решений. Обладают высокоразвитым чувством справедливости. Представители дистимического типа акцентуации, как правило, нелюдимы, угрюмы, несговорчивы. У них занижена самооценка, несколько замедлено мышление. Характерны социальная пассивность и отсутствие целеустремленности, неуверенность в правильности принятых решений. В неудачах склонны обвинять себя. В общении с окружающими тактичны и справедливы, не эгоистичны. Обиды носят в себе, выхода эмоциям не дают. Во взаимоотношениях с руководством легко приспосабливаются, вырабатывают социально желательное поведение.

    Слайд 30

    Педантичный

    Особенностью этого типа акцентуации является повышенная аккуратность, тяга к порядку, скрупулезность и пунктуальность. Такие люди основательны, осторожны и серьезны. К работе относятся очень добросовестно, всегда и все доводят до конца. Им чужда поспешность и расхлябанность, ни одна мелочь не ускользает от их внимания. Это люди долга: если что-то пообещали - обязательно сделают, причем основательно и хорошо. Они незаменимы в работе, для выполнения которой требуется большая точность и аккуратность. Конфликтуют педантичные личности редко, выступая в конфликте скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагируют на любое нарушение порядка. Люди с педантичным типом акцентуации на службе часто ведут себя как бюрократы, предъявляя к окружающим много формальных требований. Могут «достать» других своим занудством, крючкотворством, дотошностью. Свойственные им нерешительность и осторожность затрудняют принятие решений. Прежде чем что-либо сделать, они долго и тщательно все обдумывают, многократно перепроверяют. Им свойственны нежелание резких перемен и неспособность брать на себя ответственность. Педантичные личности чрезвычайно постоянны.

    Слайд 31

    Гипертимический

    Главной особенностью людей с выраженной гипертимической акцентуацией является преимущественное пребывание в приподнятом настроении. Они энергичны, бодры, жизнерадостны. Любят шумные большие компании, часто выступают в роли заводил, рассказывают байки, анекдоты, с ними весело и интересно. Приподнятое настроение у них сочетается с высокой активностью и жаждой деятельности. Они деловиты, изобретательны, инициативны. Такие люди способны вести за собой, пользуются авторитетом, в коллективе бывают в центре внимания, обладают живым интеллектом. У них хорошо развиты волевые компоненты поведения, поэтому во всех проявлениях эти люди быстры: быстро думают, быстро говорят, быстро принимают решения. Свободный ум, легкость подхода к проблемам способствуют многообразию идей, нахождению творческих нестандартных решений. Это активные оптимисты. Для них подходят такие виды деятельности, где уместны инициатива, риск, решительность, скорость, но в то же время нет нужды решать проблемы, требующие осторожного и обдуманного подхода. В этом случае их решения могут быть опрометчивы. При многих положительных качествах гипертимическим личностям не хватает серьезности и постоянства, усердия, сосредоточенности и усидчивости. У них много идей, они за многое берутся, но мало что доводят до завершения. Стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. При этом характерны вспышки гнева и раздражительности, особенно когда они встречают сильное сопротивление. На замечания реагируют бурно, но отходчивы и незлопамятны.

    Слайд 32

    В заключении об акцентуациях

    Мы рассмотрели десять основных типов акцентуаций личности. Помимо явных, встречаются неявно выраженные (так называемые скрытые) акцентуации или случаи одновременного заострения нескольких черт. Такие варианты также необходимо учитывать. Классификация акцентуаций личности - это классификация не патологий, а крайних вариантов нормы.










    Действие цвета на характер человека. Темперамент Характер, основные черты. Действие теплых цветов. Действие холодных цветов Холерик Вспыльчивый сорвиголова легкомыслен ность сдержанность Сангвиник Веселый жизнелюб Несознательн ость Уравновешенност ь Флегматик Равнодушный медлительный ИнтеллектуалОтстраненность Меланхолик Серьезный обособленный Контактность Замкнутость, уход в себя




    Холерик Отличается быстротой движений и действий, порывистостью Отличается быстротой движений и действий, порывистостью Свойственны сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний Свойственны сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний Увлёкшись делом, действует изо всех сил, истощается больше, чем следует Увлёкшись делом, действует изо всех сил, истощается больше, чем следует Инициативный, принципиальный, энергичный. Инициативный, принципиальный, энергичный.





    Флегматик Медлительный, спокойный, неторопливый Медлительный, спокойный, неторопливый В деятельности проявляет упорство основательность, продуманность В деятельности проявляет упорство основательность, продуманность Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чём бы то ни было Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чём бы то ни было Как правило доводит начатое дело до конца Как правило доводит начатое дело до конца В отношениях с людьми ровен, спокоен, в меру общителен В отношениях с людьми ровен, спокоен, в меру общителен Настроение устойчивое, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи Настроение устойчивое, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи





    Сангвиник Живой, любознательный, подвижный, весёлый и жизнерадостный Живой, любознательный, подвижный, весёлый и жизнерадостный Быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общительный, приветливый, доброжелательный, легко налаживает хорошие отношения Быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общительный, приветливый, доброжелательный, легко налаживает хорошие отношения Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи Мимика богатая, подвижная, выразительная Мимика богатая, подвижная, выразительная





    Меланхолик Мягкий, тактичный, деликатный, чуткий и отзывчивый Мягкий, тактичный, деликатный, чуткий и отзывчивый Впечатлительный, с тонкой эмоциональной чувствительностью, остро воспринимает окружающий мир Впечатлительный, с тонкой эмоциональной чувствительностью, остро воспринимает окружающий мир Склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми Склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми Часто смущается, проявляет большую неловкость в новой обстановке Часто смущается, проявляет большую неловкость в новой обстановке







    Совместимость темпераментов Холерика лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность- флегматик. Холерика лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность- флегматик. Меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. Меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности.


    Более проблематично взаимодействуют между собой пары Более проблематично взаимодействуют между собой пары «холерик-меланхолик» В этом случае рекомендуется холерикам больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать всё так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто «холерик-меланхолик» В этом случае рекомендуется холерикам больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать всё так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто «сангвиник-флегматик» В этом случае «сангвиник-флегматик» В этом случае можно посоветовать следующее: флегматикам нужно постараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми, а сангвиникам- попытаться быть более последовательным в делах и более надёжным в своих обещаниях. можно посоветовать следующее: флегматикам нужно постараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми, а сангвиникам- попытаться быть более последовательным в делах и более надёжным в своих обещаниях. Совместимость темпераментов


    Другие сочетания (холерик-сангвиник и флегматик-меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара эмоциональна и инициативна, что может вызвать проблему лидерства, а вторая - довольно инертна и пассивна. Другие сочетания (холерик-сангвиник и флегматик-меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара эмоциональна и инициативна, что может вызвать проблему лидерства, а вторая - довольно инертна и пассивна. Наиболее благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков и двух меланхоликов, несколько хуже- двух сангвиников и совсем плохо- двух холериков. Наиболее благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков и двух меланхоликов, несколько хуже- двух сангвиников и совсем плохо- двух холериков. Совместимость темпераментов






    Холерик Часто он настолько увлечён своей очередной идеей, что просто не слышит указаний Часто он настолько увлечён своей очередной идеей, что просто не слышит указаний Задания бросается выполнять, недослушав до конца, всё делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок Задания бросается выполнять, недослушав до конца, всё делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок С трудом идёт на компромисс, вспыльчив и агрессивен не в меру С трудом идёт на компромисс, вспыльчив и агрессивен не в меру Излишне самоуверен, любит риск, склонен к необдуманным поступкам Излишне самоуверен, любит риск, склонен к необдуманным поступкам Очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности Очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности


    Флегматик Пока он умывается, завтракает, завязывает шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит Пока он умывается, завтракает, завязывает шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит Если он всё же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради «Классная работа» Если он всё же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради «Классная работа» Если без согласования заменить его привычный завтрак на что-нибудь новенькое - можно нарваться на большой скандал Если без согласования заменить его привычный завтрак на что-нибудь новенькое - можно нарваться на большой скандал Хитрый ленивец - он может нарочно ещё медленнее двигаться Хитрый ленивец - он может нарочно ещё медленнее двигаться


    Сангвиник Легко «забывает» о скучной и однообразной работе, вместо неё займётся чем-то более интересным Легко «забывает» о скучной и однообразной работе, вместо неё займётся чем-то более интересным Если всё-таки займется порученным делом, то бросит его сразу, как только ему предложат что-то ещё более привлекательное Если всё-таки займется порученным делом, то бросит его сразу, как только ему предложат что-то ещё более привлекательное Не все его многочисленные друзья соответствуют привычному кругу людей. Не все его многочисленные друзья соответствуют привычному кругу людей.


    Меланхолик Делая ему невинное замечание, вы получаете поток слёз и отчаянное: «У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь» Делая ему невинное замечание, вы получаете поток слёз и отчаянное: «У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь» В детском летнем лагере первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится В детском летнем лагере первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится Домашние задания останутся нетронутыми, а он сам находится в горестных раздумьях на тему: «Всё равно ничего у меня не выйдет» Домашние задания останутся нетронутыми, а он сам находится в горестных раздумьях на тему: «Всё равно ничего у меня не выйдет» От него регулярно можно получать порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей. От него регулярно можно получать порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей.




    Рекомендации холерику Главное - поверните свою бешеную энергию в нужное русло: Главное - поверните свою бешеную энергию в нужное русло: Занимайтесь подвижными видами спорта- это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силу Занимайтесь подвижными видами спорта- это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силу Вам необходимо много жизненного пространства- чаще бывайте на природе Вам необходимо много жизненного пространства- чаще бывайте на природе Помните: качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз- лучше меньше, да лучше! Помните: качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз- лучше меньше, да лучше! Помните: человеку важно уметь контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей. Помните: человеку важно уметь контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.


    Рекомендации флегматику Вас могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции Вас могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции Вам важно научиться понимать чувства и эмоции других людей Вам важно научиться понимать чувства и эмоции других людей Чтобы не вести себя стереотипно вам надо учиться сформировать своё мнение и уметь защищать его Чтобы не вести себя стереотипно вам надо учиться сформировать своё мнение и уметь защищать его Вам важно помнить, что существуют люди с другими взглядами на жизнь и научиться принимать эти взгляды Вам важно помнить, что существуют люди с другими взглядами на жизнь и научиться принимать эти взгляды


    Рекомендации для сангвиника Вам необходим подвижный образ жизни Вам необходим подвижный образ жизни Помните: вам важно уметь сосредоточиться на выполняемой работе, и доводить её до конца Помните: вам важно уметь сосредоточиться на выполняемой работе, и доводить её до конца Не забывайте про «мелочи» в работе Не забывайте про «мелочи» в работе Попробуйте свои силы в театральном кружке Попробуйте свои силы в театральном кружке


    Рекомендации для меланхолика Вы с трудом включаетесь в коллективные игры, но, сумейте преодолеть себя, и тогда с удовольствием повеселитесь вместе со всеми. Вы с трудом включаетесь в коллективные игры, но, сумейте преодолеть себя, и тогда с удовольствием повеселитесь вместе со всеми. Помните, что ошибка – это подсказка к будущим успехам. Спокойно разберите, в чём была неудача, и вы будете знать, как действовать в следующий раз. Помните, что ошибка – это подсказка к будущим успехам. Спокойно разберите, в чём была неудача, и вы будете знать, как действовать в следующий раз.




    Домашнее задание. Определить темперамент членов вашей семьи и составить программу бесконфликтного взаимодействия с ними учитывая особенности своего темперамента Определить темперамент членов вашей семьи и составить программу бесконфликтного взаимодействия с ними учитывая особенности своего темперамента Подготовить сообщение на тему « Лечения цветом. Эффективность данного способа» Подготовить сообщение на тему « Лечения цветом. Эффективность данного способа»


    Как реагирует на препятствие, возникающее на его пути Как реагирует на препятствие, возникающее на его пути Холерик - препятствие сметает Холерик - препятствие сметает Флегматик - часто даже не замечает Флегматик - часто даже не замечает Сангвиник - обходит Сангвиник - обходит Меланхолик - перед препятствием останавливается Меланхолик - перед препятствием останавливается

  • Похожие публикации