Презентация по психологии на тему конфликты. Конфликты и методы их разрешения

Cлайд 1

Cлайд 2

План 1. Понятие и классификация конфликта 2. Модель конфликта, причины его возникновения 3. Методы управления конфликтами

Cлайд 3

Конфликт Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений людей, серьезное разногласие субъектов взаимодействия противоречие между двумя и более сторонами, когда каждая сторона делает так, чтобы были приняты ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое

Cлайд 4

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент Конфликтная ситуация - период скрытого нарастания противоречий инцидент - стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

Cлайд 5

Типы конфликтов Между фирмой и правительственными органами, между фирмами Конструктивные и деструктивные деловые и личностные внутриличностный, межличностный, личность - группа, межгрупповой кратковременные и затяжные лихорадящие и разрушительные

Cлайд 6

Два подхода к конфликтам Конфликты - нежелательное явление (школа научного управления. Конфликты разрушают ресурсы, прежде всего, человеческие) - дисфункциональные конфликты желательные. Позволяют выявлять альтернативы и находить наилучшие решения. Функциональные конфликты

Cлайд 7

Позитивные и негативные стороны конфликта Разрядка напряженности выявление разных точек зрения получение новой информации об оппоненте стимулирование к изменениям и развитию сплочение коллектива против внешнего врага Большие эмоциональные и материальные затраты увлечение процессом в ущерб работе увольнение сотрудников снижение дисциплины ухудшение СПК уменьшение степени сотрудничества сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта)

Cлайд 8

Модель конфликта Конфликт не происходит Управленческая ситуация Источник конфликта Возможность разрастания конфликта Реакция на ситуацию Конфликт происходит Управление конфликтом Функциональные и дисфункциональные последствия конфликта

Cлайд 9

Причины конфликтов Распределение властных полномочий ограниченность ресурсов различия в целях и их противоречивость (снабженцы и финансисты) взаимозависимость заданий плохая коммуникация психологическая несовместимость (М и Х травмируют друг друга) различия в манере поведения и жизненном опыте различия в оценке ситуации и мнениях

Cлайд 10

Сотрудников с руководством несоразмерность прав и ответственности невыполнение своих должностных обязанностей брак в работе плохие условия труда неэффективное использование рабочего времени отсутствие творческой инициативы

Cлайд 11

Признаки проявления личностного конфликта Снижается заинтересованность в работе работник становится критически настроенным, ворчливым повышается защитная реакция работник больше ошибается работник начинает пить, принимать наркотики

Cлайд 12

Конфликтогены Слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту стремление к превосходству (снисходительная позиция, хвастовство, категоричность, навязывание своих советов и т.п.) проявление агрессивности проявление эгоизма

Cлайд 13

Стадии регулирования конфликта Определение сущности проблемы определение основной причины анализ предшествующих взаимоотношений участников поиск возможных путей разрешения конфликта принятие совместного решения о выходе из конфликта реализация совместно намеченного способа оценка эффективности усилий, предпринимаемых для разрешения конфликта

Cлайд 14

Управление конфликтами Это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или по коррекции поведения участников конфликта, изменению их целей Способы разрешения конфликтов: Административные педагогические структурные межличностные

Cлайд 15

педагогические убеждение, взаимное примирение сторон признание вины одним из участников нормативный метод разделяй и властвуй метод «козла отпущения» Выбор наименьшего из двух зол дайте человеку возможность высказаться посредничество третьего лица увеличение дистанций между участниками

Cлайд 16

Структурные Разъяснение требований к работе использование специальных координационных и интеграционных механизмов для конфликтующих сторон установление комплексных целей, объединяющих конфликтующие стороны использование системы вознаграждения. Не поощрять неконструктивное поведение отдельных групп или лиц

Cлайд 17

Стратегии управления конфликтом Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений Конфликты возникают при наличии трех условий: Присутствие двух или более людей; Наличие противоположных взглядов, мнений Столкновение противоположных взглядов Любой конфликт имеет свое развитие во времени и пространстве. Выделяются три стадии конфликта: - предконфликтная, - собственно конфликт, - - разрешение конфликта Конфликтуют не люди сами по себе, а их мотивы, цели, взгляды


ДЕЛОВОЙ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ (ПРОТИВОРЕЧИЕ ВНУТРИ САМОГО ЧЕЛОВЕКА) - НЕВРОЗ ВИДЫ конфликтов СКРЫТЫЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СКРЫТОЙ ВРАЖДЕБНОСТЬЮ, ОТСУТСТВИЕМ ДИСКУССИИ СГЛАЖЕННЫЙ (ПЕРЕСИЛИВАЕТ РАЗУМНАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ) ОСТРЫЙ СПОРНЫЙ ВОПРОС ПРИОБРЕТАЕТ ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ОТНОШЕНИЯ ПЕРЕХОДЯТ В ОБЛАСТЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА СУЩЕСТВОВАЛИ, СУЩЕСТВУЮТ И БУДУТ СУЩЕСТВОВАТЬ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ ЯВНЫЙ (ОТКРЫТЫЙ) НАЧИНАЕТСЯ С ДИСКУССИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ (В ПРОТИВОРЕЧИЯ ВСТУПАЮТ ЛИЧНОСТИ)




Конфликт- это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушены, ущемлены Важнейшим условием является способность осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их Такой стиль прямо противоположен тому, который основан на житейских представлениях типа: « не будем говорить о том, что нам неприятно», «лучше не обострять ситуацию» и т.д. Эти опасения основаны на прошлом негативном опыте и на отсутствии надежды на успешное разрешение выявленных конфликтов. Постепенно возрастает груз не высказанных претензий, обид, разочарований, все более осложняются взаимоотношения Поэтому, когда между людьми возникает конфликт, огромное значение приобретает способность к конфронтации- объяснению- « лицом к лицу», умение отстаивать свою позицию. Невозможно успешно справляться с чем-то невидимым, неясным.


Чаще всего школьная конфликтная ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение психологического противостояния Исток конфликта- неподтверждение ролевых ожиданий. (Например, Витя может перестать дружить с Пашей, который на классном собрании поддержал критику в его адрес (« а еще друг считается!»). Выяснение отношений между детьми нередко сопряжено с ущемлением достоинства, а уже дальше складывается стойкий конфликт. Исток конфликта- психологическая несовместимость людей, вынужденных в силу обстоятельств ежедневно контактировать друг с другом. Так, выраженный экстраверт подчас открыто высмеивает интроверта, который представляется ему « хитрым», «зазнающимся» либо «злым» человеком. Ригидный спокойный ребенок выражает свое презрение мобильному как « балаболке» и « попрыгунчику»


Учащийся приобретает самостоятельность через конфликты с теми, кто раньше его учил и направлял. Часто это происходит в форме явного или скрытого бунта против педагога или родителя Цель – порвать с внешним источником влияния Цель- стремление к самоопределению Нередко протест выражается в незапланированных выходках, в поступках, которые никак не могут считаться разумными и зрелыми Конфликты « трудного возраста»


Конфликтная ситуация в учебном заведении - Класс, в котором есть ученик Николай. От него доставалось не только молодым учителям, но и опытным. Выводов по поводу своего поведения Николай не делал. Хуже всего то, что класс попадал под влияние этого ученика. В очередной раз Николай решил сорвать урок. - Записывая тему на доске, педагог услышал с задней парты, где сидит данный ученик, звук, напоминающий рычание собаки. Учитель, не оглядываясь, продолжал записывать тему. Класс замер в ожидании. Педагог спокойно взглянул на часы и сказал: « Сейчас 11.45, завтра в это же время остерегайтесь: кто лает, может и укусить!» Взрыв смеха, причем смеха- одобрения. Виновник покраснел. Урок продолжался. Больше ничего подобного на уроках не было. Ученик ведет себя нормально


Важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством в связи с защитой ценностей учебной деятельности Процесс противоборства носит острый характер Снижение авторитета педагога До снятия напряженной атмосферы обстановка в классе не рабочая! Ученик своим поведением вводит такие отрицательные нормы, как развязность, безделье.


« Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» (Д.Карнеги) 1. Спокойствие (подростковая аудитория высоко ценит спокойствие, « величавую медлительность» и юмор 2. Задержка реакции (это подчеркивает второстепенность вызывающего поведения) 3. Перевод реакции (реализуется через выполнение повседневных действий) 4. Рационализация ситуации (все, что стало смешным и неуклюжим теряет силу воздействия) Совместные переживания торжества добра несут нравственное оздоровление всем ученикам, в том числе и зачинщику конфликта. Способность применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих завершает дело. В итоге « герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается « замысел» борьбы.


Успех в жизни в значительной степени обусловлен гармонией отношений с окружающими Важно чувствовать себя уверенно и выбрать эффективную стратегию поведения в конфликте Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком видеть только отрицательные мотивы! Важно понять, что конфликт не самоцель




РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА Максимально тщательно выясните позиции всех заинтересованных сторон. Решите для себя, какой выход из ситуации для вас предпочтителен. Назначьте встречу с теми, кто заинтересован в разрешении конфликтной ситуации. Изложите свой взгляд на проблему и сообщите, что вы со своей стороны готовы предпринять для ее решения.


Техники прояснения конфликта 1. Получайте больше информации, и вы не будете делать ошибочных предположений. 2. Задавайте вопросы 3. Стремитесь понять то, о чем говорят 4. Поддерживайте контакт глазами 5. Поощряйте говорящего киванием 6. Коротко повторите услышанное, чтобы говорящий убедился, что вы его поняли.









Конфликт

Слайдов: 19 Слов: 298 Звуков: 0 Эффектов: 0

Конфликты. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Основные этапы конфликта. Возникновение конфликтной ситуации. Инцидент. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия. Начало открытого конфликтного действия. Развитие открытого конфликта. Разрешение и исход конфликта. Расположенность участников конфликта к урегулированию, разногласий на основе взаимных уступок. "Ради победы" используются: Запугивания и угрозы. Унижения и оскорбления партнера. Ссылки на свой авторитет. Уклонения от обсуждения проблемы. Лесть партнеру. Сведения причин конфликта к плохому характеру человека. - Конфликт.ppt

Конфликты

Слайдов: 18 Слов: 670 Звуков: 0 Эффектов: 90

Мастер – класс. (Сценарий) Тема: «Конфликты. Цель: Дать определение понятия конфликт. Учить анализировать собственное поведение в конфликтной ситуации. Генри Тэйлор. Упражнение “Карикатура на врага”. Что такое конфликт? Правила написания синквейна: Разрушительные эмоции. Гнев, злоба, агрессия - чувства разрушительные. Способы разрешения конфликтов. Идти до конца. Тест «Конфликтная ли вы личность?». (а) 4 балла, б) 2 балла, в) 0 баллов. 1. В общественном транспорте начался спор. Вы: а). не вмешиваетесь; б). высказываетесь кратко; в). активно вмешиваетесь. Ваша реакция: а). промолчите; б). досолите сами; в). откажетесь от еды. - Конфликты.ppt

Человек конфликт

Слайдов: 83 Слов: 4765 Звуков: 0 Эффектов: 625

Конфликтология. Основные разделы работы: Причины конфликтов. Конфликт как основная категория конфликтологии. Характеристика конфликтов. Динамика конфликтов. Стресс. Внутриличностный конфликт. Методы управления конфликтами. Разрешение конфликтов. Конфликтология учит: Управлять конфликтами. Разрешать конфликты. Мы сталкиваемся с конфликтами: Места возникновения конфликтов: Семья. Общество. Работа. Почему необходимо знать? Знание Конфликтологии Позволяет: Избегать конфликты. Правильно относится к конфликту. Управлять конфликтом. Эффективно разрешать конфликт. Объект и предмет, цели и задачи конфликтологии. - Человек конфликт.ppt

Конфликты людей

Слайдов: 13 Слов: 267 Звуков: 0 Эффектов: 0

Конфликты в обществе. Конфликт (от лат «столкновение). Признаки конфликта. Всегда возникает на основе противоположных мотивов или суждений. Причины конфликтов. Инцидент. Виды конфликтов. В зависимости от количества участников. 1 участник. Внутриличностный. Несколько человек. Межличностный. Между группами. Социальный. В зависимости от предмета спора. Способы протекания конфликта. Конфронтация Пассивное противостояние, давление. Соперничество Борьба за признание достижений, доказательство превосходства. Конкуренция Получение выгоды, прибыли, выгоды, доступа к дефицитным благам. Поведение в конфликте. - Конфликты людей.ppt

Конфликты с детьми

Слайдов: 13 Слов: 838 Звуков: 0 Эффектов: 2

Conflictus столкновение) есть форма выражения противоречий. Причины конфликтов. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребёнка. 11. Не подтверждение родительских ожиданий. За что и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте? Стратегия выхода из конфликта. Соперничество. Типичная реакция на конфликтную ситуацию – противоборство, соперничество. Сотрудничество. Люди стоят за совместное обсуждение разногласий, для выработки общего решения. Компромисс. Избегание. Никогда не берёт на себя ответственности за решение. Приспособление. Памятка для родителей. «От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви – километр шагов». - Конфликты с детьми.ppt

Проблема конфликта

Слайдов: 34 Слов: 1686 Звуков: 0 Эффектов: 0

Управление конфликтами. Стили конфликтов. Конкуренция, применение силы, доминирование. Проблемы конкурирующего подхода. Уступки, улаживание, быстрое разрешение. Проблемы улаживающего подхода. Компромисс, участие, сделка. Проблемы компромиссного подхода. Уклонение, уход. Проблемы уклоняющегося подхода. Сотрудничество, решение проблем. Причины конфликтов. Различия и расхождения Потребности Восприятие Власть Ценности и принципы Чувства и эмоции. Расхождения. Потребности. Восприятие. Люди по-разному интерпретируют реальность Кто виноват в автомобильной аварии? Потери и находки – кому достанется? - Проблема конфликта.ppt

Конфликты и стрессы

Слайдов: 43 Слов: 2858 Звуков: 0 Эффектов: 18

Причины возникновения конфликтов. Конфликт. Столкновение. Противоречие. Стресс. Жизнь без стрессов. Умение избежать конфликта. Подростковый возраст. Уровень агрессивности. Причины агрессивного поведения. Подростки. Учитель. Мотивы агрессии. Заинтересованность. Причины. Пример конструктивного поведения. Причины конфликтов. Конфликты со старшеклассниками. Классный час. Классный руководитель. Любовь. Мир. Мятежники. Самообразование. Своевременная коррекция. Выбор методов управления. Педагогические конфликты. Мотивационные конфликты. Конфликтный период. Конфликт взаимодействий. Стиль взаимодействия педагога и ученика. - Конфликты и стрессы.ppt

Структура конфликтов

Слайдов: 23 Слов: 417 Звуков: 0 Эффектов: 0

Основы деловой культуры. Конфликты в деловом общении. Конфликт и его структура. Конфликт. Типы конфликтов. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Межгрупповой конфликт. Конфликт между группой и личностью. Конфликтогены. Типы конфликтогенов. Формула конфликта. Конфликтная ситуация. Разрешить конфликт. Практические задания урока. Сотруднику администрация предъявляет противоречивые требования. Проти­воречие между ожиданиями отдельной личности и сложившими­ся в группе нормами поведения. Руководитель не оценил работу подчиненного. Возникает из-за состояния неудов­летворенности человека какими-либо обстоятельствами. - Структура конфликтов.ppt

Психология конфликта

Слайдов: 21 Слов: 1716 Звуков: 0 Эффектов: 0

Конфликтология. Магистерская программа «Прикладная конфликтология». Конфликт в пеницитарных учреждениях часто приводит к непредсказуемым последствиям. Магистратура. Обучение в магистратуре продолжается 2 года и завершается защитой магистерской диссертации. Доктор психологических наук, профессор. Заведующий кафедрой социальной психологии. руководитель программы проф. С 1998 по 2006 гг.- декан факультета психологии и педагогики Удмуртского государственного университета. За время работы подготовлено в качестве научного руководителя 14 кандидатов наук. Автор более ста работ в области социальной психологии, конфликтологии и психологии управления. - Психология конфликта.ppt

Социальный конфликт

Слайдов: 41 Слов: 924 Звуков: 0 Эффектов: 0

Социальная динамика. Лекция 15. Основные социальные процессы. Кооперация – согласованные действия для достижения общей цели. В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая конфликтам - конфликтология. Причины конфликтов. Типы конфликтов. По сферам деятельности: Экономические Политические Идеологические Этнические Религиозные Бытовые и др. По зонам разногласий: Межличностные Межгрупповые Между личностью и обществом Межгосударственные. По публичности конкуренции: Открытые Скрытые Ложные. По временным характеристикам: Кратковременные Долговременные. По внутреннему содержанию: Рациональные Эмоциональные. - Социальный конфликт.ppt

Конфликты в обществе

Слайдов: 18 Слов: 622 Звуков: 0 Эффектов: 0

История конфликтологии. (Конфликтология как научное направление). Древний Мир. Средневековье. Наиболее яркий представитель – Эразм Роттердамский. Эразм Роттердамский (ок. 1466–1536). Новое время. Томас Гоббс (1588–1679). Жан-Жак Руссо (1712–1778). Карл Маркс (1818–1883). Конфликты свойственны всем уровням социальной жизни – политике, экономике культуре. Георг Зиммель (1858-1918). Недостатки осмысления конфликтов к началу ХХ века: XX век. Макс Вебер (1864–1920). Ральф Дарендорф (р. 1929). Льюис Козер. Зигмунд Фрейд (1856–1939). Карл Густав Юнг (1875–1961). Эрик Берн (1910 - 1970). - Конфликты в обществе.ppt

Конфликты между людьми

Слайдов: 12 Слов: 296 Звуков: 0 Эффектов: 0

Управление конфликтами и стрессами. Основные формы взаимодействия людей. Общая цель и потребности в принадлежности к группе. Природа конфликта. Слова «конфликт» происходит от латинского conflictus, первоначально понимаемого как столкновение. Основные причины конфликтов. Причины конфликтов. Приверженность к конфликту. Дисфункциональный (разрушительный). Функциональный. Модель конфликта. Типы конфликтов. Управление конфликтной ситуацией. Конкуренция Уход из конфликта Сотрудничество Приспособление Компромисс. Методы разрешения организационных конфликтов. Структурные. Межличностные. - Конфликты между людьми.ppt

Конфликты в нашей жизни

Слайдов: 13 Слов: 491 Звуков: 0 Эффектов: 31

Коробочка. Конфликты в нашей жизни. Опасение. Противостояние. Как возникает конфликт. Типы конфликтов. Конфликтная ситуация. Старшеклассник. Родители. Любимые журналы. Компромисс. Соглашение представителей. Выиграть может каждый. -

Родительское собрание

Конфликт. Материалы к презентации.

Слайд 1 Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с конфликтами разного рода. Конфликт анализируется с точки зрения несоответствия ценностей, целей и интересов, соперничества. Возникает взаимное непонимание, постепенно перерастающее в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения, следствием чего является конфликт. В конфликте принято выделять, по меньшей мере, двух участников, действия которых являются взаимоисключающими.
Слайд 2 Таким образом, конфликт - это взаимодействие двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели, которые реализуются ими в ущерб друг другу.
Конфликты - это норма жизни. Противоположность конфликта - это согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире, согласии легко, просто, удобно. Поэтому все мы ценим возможность такой жизни.

Слайд 3 I. Каковы причины конфликтов родителей с подростками?

1. Кризис переходного возраста.

2. Стремление к самостоятельности и самоопределению.

3. Требование большей автономии во всём: от одежды до помещения.

4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.

5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками.

6. Нежелание родителей признавать, что ребёнок стал взрослым.

7. Боязнь выпустить ребёнка из гнезда, неверие в его силы.

8. Проецирование поведения ребёнка на себя в его возрасте.

9. Борьба за собственную власть и автономию.

  1. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребёнка.
  2. Несоответствие родительским ожиданиям.

II. За что и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте?

1. За то, чтобы перестать быть ребёнком.

2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.

3. За утверждение среди сверстников.

  1. Против замечаний, обсуждений, особенно в формах ироничных, по поводу его физической зрелости.

Слайд 4

Типы конфликтов.

Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям для его выполнения. Они портят отношения между людьми. Они вызывают нервное напряжение и стрессы, что может даже подорвать здоровье человека.

Но конфликты в нашей жизни неизбежны. Поэтому остается лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред и извлечь из них максимум пользы. Конструктивный конфликт позволяет лучше узнать потребности друг друга, а иногда и свои собственные, оставить в прошлом старые обиды, обозначить новые цели и наметить пути их достижения. Конфликт родителей с детьми позволяет им по-новому посмотреть друг на друга, порой перевести общение на новый уровень.

Слайд 5 - 12

Типы конфликтных личностей. Склонность человека к конфликтному поведению не является врожденной, подобно темпераменту. Манера общения с окружающими формируется в процессе социализации человека и поэтому поддается корректировке. Подростковый возраст - вполне подходящее время для того, чтобы не дать своему ребенку сделаться одним из этих монстров.

Слайд 13 Чтобы руководить ходом конфликта, надо понимать его природу. В конфликте различают следующие структурные элементы.
А) Конфликтующие стороны.
В конфликте участвуют, как минимум две конфликтующие стороны («конфликтанты»). Кроме того, в конфликте могут быть замешаны и другие участники - сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, жертвы.
Если хотя бы одна сторона принадлежит к конфликтному типу, конфликт протекает намного сложнее.
Б). Зона разногласий.
Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий - предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зона разногласий не всегда легко распознаваема. Нередко участники конфликта сами не очень четко ее представляют. Границы зоны разногласий подвижны. Они могут расширяться и сужаться. При ликвидации всех расхождений она исчезает.
В). Представление о ситуации.
Каждый из участников конфликта составляет свое представление о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства. Эти представления, очевидно, не совпадают. Конфликтанты видят дело по-разному - это, собственно, и создает почву для их столкновения. Конфликт прорастает на этой почве, когда, по крайней мере, один из двоих воспринимает ситуацию как проявление недружелюбия, агрессии или неправильного, неправомерного образа мыслей или действий другого.
Г). Мотивы.
Почему два человека представляют себе одно и то же по-разному? Для этого должны быть какие-то причины. Таких причин можно назвать много, но все они, в конечном счете, ведут к тому, что у каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, идей и т.д., на основе которого он воспринимает и оценивает все, с чем сталкивается. На этой основе у него возникают и соответствующие мотивы - стремления, побуждениям к действиям, направленным на реализацию его установок, потребностей и т.д. Мотивы могут быть как осознанными, так и не осознанными. Но и в том и другом случае они самым существенным образом влияют на отношение человека к важным для него вещам.
Мотивация определяет процесс, который психологи называют формирование цели. Цель выступает как мысленно представляемый результат, которого индивид хотел бы в данной ситуации достичь.

Д)Объект конфликта. Одним из непременных элементов конфликта является объект, из-за которого создается конфликтная ситуация.
Объект - это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта.
Определить объект в каждом конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять истинные мотивы, побудившие их к противоборству.
Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон конфликта и существенно осложнить положение другой. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознает реальные мотивы противоборства. Например, в конфликте между воспитателем и воспитуемым может сложиться такая ситуация, когда первый обвиняет второго в нежелании работать с необходимой отдачей, а воспитанник обвиняет воспитателя в предвзятом отношении к нему лично. Реальный же объект конфликта, возможно, заключается в том, что воспитуемый не обладает объектом знаний и умений, необходимых для выполнения поставленных перед ним задач.
Определение основного объекта является непременным условием успешного разрешения любого конфликта. В противном случае конфликт или не будет разрешен в принципе (тупиковая ситуация) или будет разрешен не в полной мере, и во взаимодействии субъектов останутся тлеющие угли для новых столкновений.

Слайд 14 Существуют прямые и косвенные методы гашения конфликта.
Прямые методы.
Прямые методы гашения конфликтов широко распространены.

Это беседа, заключение «договора» и «санкции» за невыполнение условий договора. Однако часто конфликт под воздействием прямых мер не разрешается, а лишь затухает и переходит в хроническую форму.

Слайд 15 Косвенные методы гашения конфликтов (психокоррекция общения)
Принцип выхода чувств . По наблюдению одного из видных современных психотерапевтов К. Роджерса, если человеку дать беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, то постепенно они «сами собой» сменяются положительными. Действительно, когда специалист предоставляет одному из участников конфликта высказать все, что он думает о своем враге, даже чудовищно обидные и несправедливые, после такого монолога, длящегося иногда час и более, человек начинает вспоминать и хорошее, что есть в его враге.
Реализация такого принципа требует от психолога(преподавателя) профессионального терпения и способности эмоционально поддерживать собеседника. Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы педагог, выслушивающий сетования студентов Коли на Толю, попросту молчал и время от времени кивком головы, мимикой подтверждал: «Понимаю, внимательно слушаю». Но чаще всего преподаватель не выдерживает, обрывает Колю, если его занесло бог знает куда, поправляет, взывает к логике, к совести и т.п. А ведь все это следовало бы попросту отложить на час или на другую встречу. И тогда Коля, более или менее умиротворенный за счет выхода чувств, легче принял бы разумные и человечные доводы педагога.

Почему-то мы убеждены, что внимательно слушать - значит выражать согласие собеседнику. Какое же может быть «согласие», если тот говорит вздорные, возмутительные вещи? Но в действительности вполне возможно, слушая, демонстрировать партнеру сочувственное понимание, которое, тем не менее, еще не гарантирует вашего согласия с ним.


Принцип «эмоционального возмещения» . Студент, обращающийся к вам с сетованиями на своего недруга, должен рассматриваться как страдающее лицо. Пусть вам совершенно ясно, что поистине пострадавшим является не он, а именно его недруг. Внутренняя картина ситуации, сложившаяся у вашего собеседника, именно его выставляет страдальцем. И чем более он не прав, тем активнее он выгораживает себя перед собственной совестью в качестве «мученика» и «жертвы».

Со страданием следует считаться, будь оно даже «неправедным». Показав, что вы считаетесь с этим, вы уже «эмоционально возмещается» удрученное душевное состояние собеседника. Его особенности согревают уместно ввернутое в беседу слово похвала… Похвалы?! Но если он заслуживает как раз порицания, наказания?.. Что ж, он должен сполна получить то, что заслуживает. Но доброе слово этому совсем не помеха. Напротив, оно ключ к его совести. Надо только знать, каковы его действительные хорошие черты. И тогда обращение к нему прозвучит, например, так: «Вы ведь, вообще, человек тонкий, обостренно воспринимающий поэзию, музыку. Как же вы можете быть таким грубым и жестоким в конфликте с Н.Н.?»
Или так: «Знаете ли вы старинную мудрость о том, что из двух спорящих не прав тот, кто умней?.. А вас, кстати, все считают умным человеком».
Не следует льстить конфликтующему, лесть легко распознается, льстец вызывает открытое или тайное презрение собеседника. Надо сказать о том хорошем, что в человеке действительно есть. Ведь что-нибудь есть!..

Этого бывает достаточно, чтобы вызвать целую «лавину» раскаяния и выражений искренней готовности пойти на мировую.

Принцип «авторитетного третьего» . Состояние конфликта резко искажает взаимовосприятие и делает их ролевые ожидания друг к другу весьма тенденциозными. Студентка Оля, находясь в затяжной ссоре с однокурсницей Наташей, уже неспособна принять от неё невольную похвалу, неожиданное одобрение. Оле в этом слышится скрытая издёвка либо мерещится хитрый Наташин замысел: нанести новый удар по самолюбию!..
Примиряющее, доброе мнение одного из противников о другом может теперь быть передано лишь через третье лицо, авторитетное для обоих(однокурсник, преподаватель, ректор и т.д.). Это лицо психологу приходится изыскать, проинструктировать и «подослать» к кому-то из двух враждующих с весьма деликатной миссией.… Все погибло, если человек догадается, что его хотят, таким образом, психологически обработать. Третье лицо должно 99 процентов своего общения с Олей посвятить темам, которые для них взаимно интересны, и лишь один процент - «ударной» реплике, звучащей вскользь и как бы случайно вырвавшейся.
Для обиженного человека положительное суждение о нем со стороны обидчика - это толчок его собственным мыслям в направлении поисков межличностного компромисса.

Существуют и другие способы разрешения конфликтов
Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к разногласиям. Здесь нет места сарказму, так как он может обидеть одну из конфликтующих сторон.
Психологическое поглаживание - проявление ласки, заключается в выделении положительных черт «противника».
Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок.
Третейский суд, как способ разрешения конфликта хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили в «пылу борьбы».
Ультиматум, т.е. предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия (санкции), в случае отказа.
Подавление (моральное или физическое); разрыв связей - крайние способы разрешения конфликта, используется, если затронуты принципы убеждения, которыми субъект не может поступиться.

Задача педагогов и родителей определить причины и возможные пути выхода из разных конфликтных ситуаций.

Слайд 16

Если вы сами втянуты в конфликт, вы вынуждены выбирать одну из существующих стратегий поведения.

Предлагаю вам пройти несложный тест для определения именно вашей стратегии.

Приведенные ниже пословицы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов. Внимательно прочитайте утверждение и по пятибалльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта: 5 - весьма типично, 4 - часто, 3 - иногда, 2 - редко, 1 - совсем нетипично.


1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет (Почеши мне спинку, а я тебе почешу).

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.

7. Кто сильнее, тот и прав.

8. Не подмажешь - не поедешь.

9. С паршивой овцы - хоть шерсти клок.

10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.

12. Слово "победа" четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает споры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.

17. Сраженье выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19. Ты - мне, я - тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другими.

21. Кто спорит - не гроша не стоит.

22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.

23. Ласковое дитятко двух маток сосет, а упрямое - ни одной.

24. Кто дарит - друзей наживает.

25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решать конфликты - избегать их.

27. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

32. В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.

33. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.

34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.

35. Копай и копай без устали - и докопаешься до истины.

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

Итого:

Внесите свои ответы в таблицу и подсчитайте количество баллов в каждой колонке. Наибольшее количество баллов указывает на приверженность к той или иной стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллов, то используются две стратегии.

Слайд 17

ТИП I. "Черепаха" - стратегия ухода под панцирь, т. е. отказа как от достижений личных целей. Так и участия во взаимоотношениях с окружающими.
ТИП II. "Акула" - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения - нет. Им не важно, любят ли их, считаю, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проиг-рышем второй.
ТИП III. "Медвежонок" - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
ТИП IV. "Лиса" - стратегия компромисса. Умеренно - и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
ТИП V. "Сова" - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие все участников.


Слайд 18

1. Соперничество. Типичная реакция на конфликтную ситуацию - противоборство, соперничество. При такой стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своём, путь открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения, использования других средств давления на оппонента (в том числе и психологических).

2. Сотрудничество . При конфликтной ситуации действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и интересы и пожелания другого в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме, о том, как она представляется участникам конфликта. Люди стоят за совместное обсуждение разногласий, для выработки общего решения.

3. Компромисс . Все действия направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чём-то в обмен на уступки другой стороны, на намёк и выработку в ходе переговоров промежуточных, средних решений, устраивающих обе стороны.

4. Избегание. В этой ситуации человек старается выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своём, воздерживается от вступания в споры и дискуссии. Никогда не берёт на себя ответственности за решение.

  1. Приспособление . В этой ситуации все силы человека направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, сглаживание разногласий даже в ущерб своим интересам. Человек старается обратить внимание партнёра на то, в чём оба согласны, вместо того, чтобы обсуждать спорные вопросы всячески поддерживает своё согласие с предъявленными требованиями.
  1. Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону! Замените традиционный вопрос "Кто виноват?” на другой "Как нам быть?”

Слайд 19

1. Не следует видеть в самостоятельности ребёнка угрозу его лишиться.

2. Помните, что ребёнку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё.

3. Чтобы ребёнок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

5. Не создавайте в семье "революционную ситуацию”, а если создали её, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём.

6. Не забывайте слова И. В. Гёте: "В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках”.

Цель проекта: исследовать причины возникновения конфликтов и способов их разрешения.

  • Цель проекта: исследовать причины возникновения конфликтов и способов их разрешения.
  • Задачи:
  • 1) Выявить причины конфликтов.
  • 2) Исследовать конфликтную ситуацию в гимназии
  • 3) Показать способы разрешения конфликтов (видеоролик)
  • 4) Дать общие рекомендации по предотвращению конфликтов в коллективе.
  • Актуальность:
  • Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком.
  • План работы:
  • 1. Что такое конфликт и его типы.
  • 2. Причины конфликтов.
  • 3. Конфликтная ситуация и его участники.
  • 4. Приемы необходимые для предотвращения конфликтов.
  • В опросе участвовали: 5-8кл.
Результаты опроса:
  • Результаты опроса:
  • В гимназии 50 % учащихся – конфликтные люди или склонны к нему;
  • 40 % не знают эффективные способы выхода из конфликта;
  • 43 % основной причиной конфликта называют разногласие в мнениях и вкусах, что говорит об отсутствии толерантности
наиболее острый способ разрешения противоречий обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
  • наиболее острый способ разрешения противоречий обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
  • Субъект Субъект
  • Предмет конфликта
  • Оппонент- противоборствующая сторона в конфликтной ситуации
  • Причина конфликта – обстоятельства, которые связаны с потребностями конфликтующих сторон.
  • Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться.
Позитивные
  • Позитивные
  • Снятие напряженности между конфликтующими сторонами, происходит выход негативных эмоций;
  • Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников, и тем самым способствует решению возникающих проблем;
  • Конфликты позволяют выявлять проблемы в отношениях, способствует изменениям, которые необходимо провести;
  • Негативные
  • Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте, переживания.
  • Конфликт может привести к ухудшению взаимоотношений в группе, с другими людьми.
  • Чрезмерное увлечение конфликтом вредит учебе, делам.
  • Сложное восстановление межличностных отношений («шлейф конфликта»)
  • Предконфликтная стадия
  • Конфликтная стадия
  • Послеконфликтная стадия
  • Стиль поведения
  • Характеристика
  • Конкуренция,
  • соперничество («акула»)
  • Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому
  • Сотрудничество («сова»)
  • Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон
  • Компромисс («лиса»)
  • Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет
  • Избегание, уклонение («черепашка»)
  • Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей
  • Приспособление
  • («медвежонок»)
  • Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого
  • 1. Брат и сестра кричат друг на друга: оба проголодались, устали, а у них осталось одно, последнее пирожное или последний глоток лимонада, и каждый хочет взять это себе. 2. Два мальчика поссорились: один считает, что друзья должны рассказывать друг другу все секреты, а второй утверждает, что и у друзей могут быть тайны друг от друга. 3. Две подруги поспорили из-за цвета платья: одна считает, что лучше бело-золотое, другая – что чёрно-синее. 4. Девочка сказала маме, что пошла на тренировку, а вместо этого ушла гулять с друзьями.
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой...... .
  • 1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой...... .
  • 2. Будьте ……. и …… . В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны. Ставьте себя на место другого.
  • 3. Думайте не только о своих ……., заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
  • 4. Не …… другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • 5. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто…….
  • 6.Помните: «…… в конфликте нет!»
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 2. Будьте справедливы и честны. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны. Ставьте себя на место другого.
  • 4. Думайте не только о своих интересах и чувствах, заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
  • 5. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • 6. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
  • 7.Помните: «победителя в конфликте нет!»
1.Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 1.Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 2. Будьте справедливы и честны. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны.
  • 3. Думайте не только о своих интересах и чувствах, заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
  • 4. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • 5. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
  • 6.Помните: «победителя в конфликте нет!»
  • 1-я группа
  • Родители не отпускают сына гулять вечером на улицу, так как он поздно возвращается с прогулки и не успевает выучить уроки.
  • 2-я группа
  • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
  • Брат с сестрой ссорятся из-за просмотра телепередач: брату хочется посмотреть спортивную передачу, а сестре – мультфильмы.
  • 3-я группа
  • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
  • Друзья поссорились из-за мяча. Каждому хочется им поиграть, но друзей двое, а мяч только один.
  • 4-я группа
  • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
  • Двум девочкам учитель разрешил взять книгу, по которой они должны подготовить доклад к следующему уроку. Девочки спорят, кому взять книгу домой.
  • Было интересно, но не все понятно!
  • Скучно, не понятно, неинтересно!
  • Было интересно, понятно, полезно!
Похожие публикации