Презентация на тему живопись средневековья. Известные живописцы средневековья Четыре великих мастера

Искусство средневековья


Искусство

Средневековье часто называют темным и мрачным. Этому способствовали религиозные войны, деяния инквизиции, неразвитая медицина.

Однако Средние века оставили немало памятников культуры, достойных восхищения потомков. Архитектура и скульптура не стояли на месте: вбирая в себе особенности времени, они порождали новые стили и направления.

Вместе с ними неотступно шла и живопись Средневековья



С XI по XII век во всем европейском искусстве доминировал романский стиль. Основное выражение он получил в архитектуре. Для храмов того времени характерна трех-, реже пятинефная структура базилики, узкие окна, не дающие особого освещения. Часто архитектуру этого периода называют мрачной. Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. В центре их внимания был сакральный смысл, поэтому живопись Средневековья, кратко задерживаясь на деталях, в первую очередь передавала символическое значение, искажая для этого пропорции и соотношения



Художники того времени не знали перспективы. На их полотнах персонажи находятся на одной линии. Однако даже при мимолетном взгляде легко понять, какая фигура на изображении главная. Для установления четкой иерархии персонажей мастера делали одних значительно превосходящими ростом других. Так, фигура Христа всегда возвышалась над ангелами, а они, в свою очередь, доминировали над простыми людьми.


У этого приема была и обратная сторона: он не давал особой свободы в изображении обстановки и деталей фона.

В результате живопись Средневековья того периода уделяла внимание лишь главным моментам, не утруждая себя запечатлением второстепенного. Картины представляли собой своего рода схему, передающую суть, но не нюансы



Живопись европейского Средневековья в романском стиле изобиловала изображениями фантастических событий и персонажей.

Предпочтения часто отдавались мрачным сюжетам, повествующим о грядущей каре небесной или чудовищных деяниях врага рода человеческого.

Большое распространение получили сцены из Апокалипсиса.



Готическая живопись Средневековья во многом обязана своим возникновением преобразованиям религиозной жизни. Так, к началу XIII века практически все алтари дополнялись запрестольным образом, состоящим из двух либо трех картин и изображающим сцены из святого писания.

Руководствуясь его примером любви к жизни во всех ее проявлениях, деятели искусства стали уделять больше внимания реальности. На художественных полотнах по-прежнему религиозного содержания стали появляться детали обстановки, выписанные столь же тщательно, как и главные персонажи



Живопись эпохи Средневековья на территории наследницы Римской империи достаточно рано приобрела многие прогрессивные черты. Здесь жили и трудились Чимабуэ и Дуччо, два основоположника зримого реализма, который вплоть до XX века оставался главным направлением в изобразительном искусстве Европы. Алтарные образы в их исполнении часто изображали Мадонну с младенцем



Живопись Средневековья еще в романский период обогатилась новым приемом. Мастера стали наносить краски поверх еще сырой штукатурки. Такая техника была связана с определенными сложностями: художник должен был трудиться быстро, выписывая фрагмент за фрагментом в тех местах, где покрытие еще оставалось влажным. Зато такой прием приносил свои плоды: краска, впитываясь в штукатурку, не осыпалась, делалась ярче и могла оставаться неповрежденной очень длительное время


Спасибо за просмотр

Подготовил ученик 10 «В» класса Акимов Александр

Цели и задачи Приобщение учащихся к отечественной духовной культуре на основе традиций и нравственных ценностей православной культуры. Ознакомление с творчеством знаменитых средневековых живописцев как части восприятия христианского мира; выявление особенностей древнерусской иконописи- вида живописи, посвященной религиозным сюжетам и темам; расширение словаря эмоций учащихся. урока.




Ход урока. 1.Слово учителя. 2.Демонстрация слайдов с комментариями. 3.Сообщения учащихся. 4. Эмоциональный словарь. 5.Минуты любования (по методике Н.Е.Щурковой). 6. Беседа. (Вопросы для обсуждения). 7.Итог урока.(Впечатления от увиденного и услышанного).


Древнерусское искусство Древнерусское государство возникло в IX в., приняло в 988г. христианство из Византии. Усвоение и творческая переработка византийской культуры породили оригинальное и самобытное искусство, которое называют древнерусским. Форма, тематика и содержание связаны с религией и призваны сосредоточить Форма, тематика и содержание связаны с религией и призваны сосредоточить чувства человека на неземном, вечном. чувства человека на неземном, вечном.


Православная икона «Что доставляют писания умеющим читать их, то доставляют иконы неученым, когда те смотрят на них. Икона служит простому народу вместо книги.» Икона -вид живописи особого рода. Как предмет религиозного культа составляет непременную принадлежность каждого православного храма. Иконам поклонялись, от них ждали чуда, избавления от болезней, помощи в одолении врага.


Словарь терминов Левкас (от греч. Leukos- белый), традиционный для русской иконы грунт в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею. Темпера (от итал.temperare- смешивать краски), живопись красками, связующим веществом которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животного клея. Парсуна (искажение слова «персона», от лат.persona-личность, лицо), условное наименование рус. портретной живописи 17 в. Парсуны изображали реальные исторические лица, ни техникой исполнения, ни образной системой не отличались от произведений иконописи.


Значение цвета в мире иконы 1. Золотой - символ радости, блаженства, вечности; Божественная энергия. 2. Пурпурный - цвет Вечности, утра, возрождения, знак царственной Сущности Христа. 3. Красный - символ тепла, любви, жизни. Символ Воскресения. Вместе с тем- цвет мученичества, крови Христа, страдания и смерти. 4. Зеленый - цвет зелени, юности, цветения, надежды. 5. Белый - символ Божественного света, чистоты, святости, простоты. 6. Синий (голубой) - бесконечность неба, символ иного, вечного мира. 7. Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. 8. Черный - символ зла и смерти. Отказ от земных удовольствий.


Древнерусские иконописцы XIV-XVII в. Феофан Грек (ок) Андрей Рублев (ок –) Дионисий (1440-после 1502) Симон (Пимен)Федорович Ушаков ()


Феофан Грек (ок – после 1405), иконописец и живописец, работавший в Византии и Древней Руси. Расписал новг. церковь Спаса на Ильине (1378), церковь Рождества Богоматери (1395) и Архангельский собор (1399), Благовещенский собор (1405)- все в Моск. Кремле. «Премудрый мудрец, философ зело хитрый… книги изограф нарочитый и среди иконописцев, отменный живописец», - так характеризует Грека его современник, монах Епифаний Премудрый.


Успение. Оборот иконы "Богоматерь Донская" Автор: Феофан Грек Время создания: 90-е годы XIV века Размеры: 86 x 68 см Описание: икона Место хранения/создания: Москва, Государственная Третьяковская Галерея






ContentURL" src="http://images.myshared.ru/4/73264/slide_16.jpg" width="800" align="left" alt="Андрей Рублев (ок. 1360-70- ок. 1430), др. – рус. живописец, создатель московской школы иконописи. В зрелом возрасте принял монашеский постриг в Троице – Сергиевом монастыре. Шедевр Рублева – икона «Троица». Расписал собор Моск. Кремля совм. с Феофан" title="Андрей Рублев (ок. 1360-70- ок. 1430), др. – рус. живописец, создатель московской школы иконописи. В зрелом возрасте принял монашеский постриг в Троице – Сергиевом монастыре. Шедевр Рублева – икона «Троица». Расписал собор Моск. Кремля совм. с Феофан">


Спас Вседержитель Автор: Андрей Рублев Время создания: е гг. Размеры: 158 x 106 см Материал/техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера (у иконы "Спас" правая доска сосновая, прибавлена при позднейшей реставрации Описание: икона. Центральная часть иконописного деисуса из Звенигорода Место хранения/создания: Москва, Государственная Третьяковская Галерея


Апостол Павел из деисусного чина в рост Автор: Прп. Андрей Рублев Школа: Московская школа Время создания: 1408 г. Размеры: 311 x 104 x 4 см Материал/техника: три липовые доски, две тыльные встречные шпонки. Ковчег, паволока, левкас, яичная темпера Описание: иконы из иконостаса Успенского собора во Владимире Место хранения/создания: Государственный Русский Музей, г. Санкт-Петербург


Шествие праведных в Рай Автор: Даниил Черный и прп. Андрей Рублев Школа: Московская школа Время создания: 1408 г. Описание: роспись на северной стене над аркой в южном нефе. Из композиции "Страшный Суд" Место хранения/создания: Успенский собор, г. Владимир


Троица Ветхозаветная Автор: Прп. Андрей Рублев Школа: Московская школа Время создания: гг. Размеры: 142 x 114 см Материал/техника: доска липовая. Паволока рогожного переплетения, левкас, темпера Описание: икона. Храмовый образ из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря Место хранения/создания: Москва, Государственная Третьяковская Галерея




Дионисий (ок – после 1503), рус. живописец. Работал в Москве и ср. – рус. монастырях. Вместе с сыновьями расписал собор Ферапонтова монастыря (1500 – 1503). Игумен ряда монастырей, основанных им на Вологодчине. Создал иконы: («Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Распятие», «Успение» и т. д.)




Икона Божией Матери "Одигитрия" Автор: Дионисий Школа: Московская школа Время создания: 1502 г. Размеры: 141 x 106 см Описание: икона Место хранения/создания: Русский Музей, Санкт- Петербург




Симон Ушаков (1626 – 86), рус. живописец. Работал в Серебряной и Золотой палатах (1648 – 1664), руководитель иконописной мастерской Оружейной палатой. Писал иконы, парсуны, миниатюры, руководил росписями а Архангельском и Успенском соборах (1660) и Грановитой палате в Московском Кремле (1668)




Троица Ветхозаветная Автор: Симон Ушаков Время создания: 1671 г. Размеры: 124 x 90 x 3,5 см Материал/техника: три липовые доски, две тыльные сквозные шпонки. Ковчег, паволока, левкас, яичная темпера Описание: икона. Внизу на лицевой стороне иконы греческая надпись: "в лето ото Адама 7180, а от Рождества Христова 1671, октября 16, тщание царского мастера по имени Пимена Федорова, по прозвищу Симона Ушакова, в городе Москве" Место хранения/создания: Государственный Русский Музей, г. Санкт-Петербург




«Эмоциональный словарь». Художественные традиции, «благословляющая длань», религиозно- философские споры, религиозное самосозерцание, философский пафос, реалии окружающего мира, ревнители старины, проникнутый взгляд, академическая холодность, омертвелость изображения, излучение ликования, эстетические идеалы,лучезарный мир иконы, старинные заветы…


Вопросы для обсуждения. Чем, на ваш взгляд, интересна биография каждого из живописцев? Иконы каких живописцев вы встречали? Какая из них вам понравилась? Почему? Какие цвета вам встретились при рассмотрении икон? Какой цвет никогда не использовали в иконописи? (Серый цвет не использовался в иконописи. Смешав в себе чёрное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Считалось, что такому цвету нет места в лучезарном мире иконы.)


О какой иконе идёт речь? Определите по описанию. Простой бытовой сцене – трапезе трёх ангелов- автор придал большую художественную силу. Сидящие за столом ангелы склонились над чашей. Они тихо, неспешно беседуют. Расположение ангелов на иконе не случайно: вокруг них можно описать круг- фигуру, издревле считавшуюся олицетворением гармонии и имевшую магическое значение. Неяркие пастельные тона цвета одежд ангелов- голубой, сиреневый- воплощают гармонию, свойственную всему творчеству иконописца. (А.Рублёв Троица)


О какой иконе идёт речь? Определите по описанию. Это своеобразное генеалогическое дерево с чертами иконописи. В центре сложной композиции в овале- «Владимирская Богоматерь», считавшаяся покровительницей Московской Руси. Вокруг неё на ветвях древа изображены церковные и государственные деятели Москвы- митрополиты, монахи, князья, цари. Ствол древа вырастает из Успенского собора Кремля. У его корней стоят Иван Калита и митрополит Пётр. На кромке кремлёвской стены изображение царя Алексея Михайловича и его жены Марии Милославской с детьми. (Симон Ушаков Древо Московского государства)


Список рекомендуемой литературы 1.Аванта + Энциклопедия для детей. Искусство. Т.7. Ч.1.под. ред.Н.Масолина, Д.Володихина. М., Данилова И.Е.Фрески Ферапонтова монастыря.М., Дионисий и искусство Москвы XV-XVI столетий.Каталог…,Л., Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы:М., Наука, Лихачёв Д.С.Тысячелетие культуры. Альманах библиофила Лосев А.В. Проблема символа и реалистическое искусство. Статьи и материалы:М.; Наука, Петрухин В. Древняя Русь. М Петров- Странский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология.М:Терра, Семёнова М. Мы-славяне. Популярная энциклопедия.СПб Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII в. М., Сергеев В.И. Рублёв. М., Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Библиографический справочник. М.,1997.

В эпоху средневековья живопись стала одним из главнейших видов искусств. Перемены в жизни общества и новые технические приемы дали художникам возможность создавать реалистичные, пронизанные глубоким гуманизмом произведения, которым было суждено совершить подлинную революцию в западноевропейском искусстве.

На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства. Но с приходом XIII столетия началось стремительное развитие европейской цивилизации, открывшее перед художниками новые перспективы. Дворцы и замки высшей знати украшались с невиданным ранее великолепием, бурно разрастались Париж, Прага, Лондон, города Италии и Фландрии. Все новых полотен - поначалу лишь на религиозные сюжеты - жаждали не только аристократы и служители церкви, но и зажиточные горожане. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Лучшие образцы книжного искусства, богато оформленные миниатюрами, предназначались для королей и князей и создавались не только в монастырях, но и профессиональными художниками, имевшими собственные мастерские. Несмотря на довольно низкое общественное положение при жизни, имена многих художников и их биографии стали достоянием истории.

Новые возможности

Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений. В начале XIII века церковные алтари украсил запрестольный образ, на фоне которого велись богослужения. Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену. Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. Ставя перед художником сложные творческие задачи, алтарный образ в то же время открывал новые широкие возможности для самовыражения при оформлении алтарного пространства, которому надлежало стать предметом главного внимания и религиозных чувств паствы.

Наступил и расцвет настенной живописи - отчасти в результате усиления основанного св. Франциском Ассизским ордена францисканцев, для которого строилось все большее количество церквей. Наиболее подходящим способом их украшения оказалась живопись, так как создание мозаики либо требовало много времени, либо считалось непозволительной роскошью для ордена, исповедовавшего бедность и смирение.

Сильное влияние на дальнейшую судьбу живописи оказала жизнь и деятельность самого св. Франциска Ассизского (1182-1226). Искренняя любовь святого к миру живой природы помогла его современникам осознать красоту земного бытия, и с XIII века в средневековой живописи доминировал новый взгляд на мир. Отныне художники, не отказываясь от религиозной тематики, с явным удовольствием изображали материальный мир и творили в новой реалистичной и гуманистической манере.

Мадонна в беседке из роз.1440 г.Стефан Лохнер., Кельн, музей Вальраф

Поклонение глубоко человечному образу Мадонны также оказало мощное гуманистическое влияние на религию, а через нее и на искусство, где эти сюжеты постоянно использовались.

Итальянские мастера

Многие из тенденций гораздо раньше зародились в Италии, нежели в других странах Европы. Двое мастеров конца XIII века - Чимабуэ и Дуччо - считаются обще признанными основателями традиции зримого реализма в живописи, которой было суждено доминировать в европейском искусстве вплоть до XX столетия. Оба оставили потомкам знаменитые алтарные образы, где главными персонажами выступают Мадонна с младенцем.

В скором времени обоих живописцев затмил их младший современник Джотто ди Бондоне (ок. 1267-1337). Он первым из великих флорентийских мастеров снискал прижизненную славу, добившись почета и богатства. Однако он настолько опередил свое время, что многие его новации были поняты и приняты собратьями по кисти лишь спустя добрую сотню лет. Его герои из плоти и крови твердо стоят на земле, но при этом как бы способны двигаться и существовать в своем природном или архитектурном окружении и пространстве с некоторым намеком на глубину. Но прежде всего перед нами живые люди, обладающие глубокими чувствами и эмоциями. Удивительное мастерство передачи всех оттенков человеческих переживаний сделало Джотто великим драматическим художником.

Фрески

Создавая свои панно, Джотто применял изобретенную к тому времени итальянцами технику фресковой живописи. Сегодня мы называем фресками как созданные в этой технике картины, так и вообще любую настенную живопись. Но подлинная фреска - это всегда роспись поверх свежей, еще влажной штукатурки, служащей грунтом для слоя краски. Само итальянское слово "fresco" означает "свежий". За один сеанс расписывался красками лишь тот участок стены, который мастер успевал заполнить по еще не подсохшей штукатурке. Здесь решающую роль играл фактор времени, ибо пигменты, нанесенные на влажный слой штукатурки, вступали с ней в химическую реакцию, образуя стойкие соединения. Высохшая фреска не шелушилась и не осыпалась, сохраняя на долгие века первозданную красоту и яркость красок. Благодаря этому колоссальному техническому прорыву спустя годы были созданы величайшие шедевры фресковой живописи, в том числе росписи Сикстинской капеллы в Ватикане кисти Микеланджело.

Придание глубины

Мастерам, впервые столкнувшимся с этой задачей, было непросто создать иллюзию реальности изображаемой сцены. Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины - ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы). Не одно поколение итальянских художников оттачивало эту технику, нередко отвлекаясь на решение таких задач, как создание декоративных орнаментов. Ту же проблему приходилось решать и мастерам остальной Европы, в разное время испытывавшим мощное влияние итальянского искусства.

К концу XIV века живописцы, работавшие при дворах европейских владык, создали более или менее единый стиль живописи, который часто называют международной готикой. Отражая утонченную, далекую от реальной жизни атмосферу придворного быта, их произведения отличались скорее изысканностью и утонченностью, нежели внутренней силой. Персонажам придавались изящные позы, и хотя перспектива зачастую обозначалась лишь намеком, мельчайшие детали антуража выписывались с ювелирной точностью.

Все эти черты с особой яркостью проявлялись в украшенных миниатюрами манускриптах, изготовленных по заказу владетельных семейств. Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены. Их покровителем и заказчиком был выдающийся коллекционер и ценитель произведений искусства той эпохи герцог Жан Беррийский, младший брат французского короля Карла V. Его имя прославила книга, вошедшая в историю под названием "Великолепный часослов герцога Беррийского".

Лимбурги, братья (Поль, Эрманн и Жеаннекен). "Роскошный Часослов герцога Жана Беррийского. Месяц январь. Фрагмент"

"Часослов" обязан своей славой превосходным миниатюрам, созданным для него братьями Лимбургами. Данное произведение, ставшее подлинным венцом их творчества, осталось в 1416 г. незавершенным, но до нас дошли 12 знаменитых миниатюр на тему времен года. На них изображены сцены сева, жатвы или охоты, приуроченные к тому или иному сезону.

Появление масляных красок

В 1430-х гг. в тогдашней Фландрии, принадлежавшей герцогу Бургундскому (нынешние Бельгия и Нидерланды), начал развиваться совершенно новый стиль живописи. Подобно Италии, Фландрия была краем процветающих городов. Именно этому факту многие приписывают реалистичный, лишенный подчеркнутого аристократизма стиль местного искусства. И так же, как в Италии, расцвету фламандской живописи способствовало важнейшее техническое нововведение - масляные краски. Растертые с растительным маслом пигменты значительно превосходили по яркости преобладавшую тогда в живописи темперу, основой которой служил быстро сохнущий яичный желток. И если писать темперой и создавать фрески надо было быстро, не вдаваясь в мелкие детали, то масляные краски можно было накладывать слой за слоем, добиваясь удивительных живописных эффектов. С тех пор любой художник, стремившийся к совершенству, неизменно отдавал предпочтение масляной живописи.

Фламандская школа

Основателем фламандской живописной школы был Робер Кампен, но самые известные ее представители принадлежат к следующему поколению. Первым из великих мастеров европейской масляной живописи стал непревзойденный портретист Ян ван Эйк (ок. 1390-1441). С помощью масляных красок он добивался великолепной передачи игры света и тени на различных предметах.

Портрет четы Арнольфини, Ян Ван Эйк

Необычайно одаренным художником был и его младший современник Рогир ван дер Вейден (ок. 1399-1464). Не столь заботясь о деталях, как ван Эйк, он предпочитал богатые яркие цвета, четкие контуры и тонкое моделирование объемов, создав собственный неповторимый стиль, способный передавать широкий спектр эмоций - от безмятежного спокойствия до безграничной скорби.

Изабелла Бургундская, Рогиг ван Дер Вейден

Фламандская школа дала искусству не одно поколение блестящих мастеров живописи, и в течение всего XV века многие присущие ей черты перенимались художниками всей Европы. Только с 1500 года на смену им пришло новое течение, исподволь набиравшее силу за Альпийскими хребтами - итальянское Возрождение.

краткое содержание других презентаций

«Искусство Средних веков» - Многонациональность. Романский стиль. Особенности искусства Средних веков. Поздняя (пламенеющая) готика. Собор Св. Марка. Нотр Дам ля Гранд. Периодизация истории искусства. Зрелая (высокая) готика. Древнерусское искусство. Национальные формы. Искусство Средних веков. Средневековый тип искусства. Gotico. Историческая ограниченность видов искусства. А. де Комон. Готика. Всеобщая история искусств. Романское искусство.

«Архитектура Франции» - Важно и то, что новый стиль быстрее развивался там, где укреплялась духовная и светская. Характеристика стиля - романский. Франция. Зост, коллегиальная церковь Санкт Патроклус. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон. Импульсом развития архитектуры явилась необходимость собрать в одном месте на воскресную мессу все население растущего города. Универсальной движущей силы развития средневекового европейского зодчества стала церковь.

«Театр Средневековья» - Григорианское пение. Средневековый западноевропейский театр. Византийская духовная музыка. Тициан Вечеллио. Театральные зрелища. Редкие искры древних традиций. Жонглеры. Танец актеров в фарсе. Средневековый театр и музыка западной европы. Музыка трубадуров и труверов. Брейгель. Музыка эпохи средневековья. Творчество труверов. Огонь. Тибо IV Шампанский. Древние руины. Музыка миннезингеров. Попытки уничтожить театр.

«Стили средневекового искусства» - Колокол. Сигнальщик. Вид живописи. Назовите стиль. Романский стиль. Глостерский собор. Портал. Два основных стиля. Неприступность. Церковь Св.Марии. Типы романских построек. Вытянутое в плане здание. Что характерно для романских построек. Самый большой по высоте шпиля. Назовите стиль интерьера. Роза. Библия. Происхождение термина «готика». ВОПРОСЫ по теме Средневековое искусство. Позднеготическое чудо.

«Средневековая культура Западной Европы» - Архитектура. Грамматика. Библия. Сирвента. Нотная запись. Научные опыты. Пасторела. Средневековая Западная Европа. Монастырские школы. Арифметика. Риторика. Логика. Церковь. Музыка. Изобразительное искусство. Ваганты. Песни трубадуров. Баллада. Кансона. Образование. Театр. Наука. Тенсона. Переводы античных учёных.

«Искусство Средневековья» - Данте Алигьери. Готический храм. Городская литература. Живопись. Витражи. Труверы. Книжная миниатюра. Трубадуры. Романский храм в разрезе. Ваганты. Рыцарская литература. Ричард Львиное Сердце. Романские храмы. Готический храм в разрезе. Минннезингеры. Беатриче. Креотоцвет. Фридрих фон Хаузен. Бертран де Борн. Скульптура. Средневековая литература и искусство. Архитектура. Восточные башни.

Что такое живопись? Живопись один из видов изобразительного искусства, воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости стены и т. п. предметов и явлений реальной действительности. Как и другие виды искусства, живопись форма отражения реального мира, средство познания жизни и общественного воспитания.


Средневековье часто называют темным и мрачным. Этому способствовали религиозные войны, деяния инквизиции, неразвитая медицина. Однако Средние века оставили немало памятников культуры, достойных восхищения потомков. С XI по XII век во всем европейском искусстве доминировал романский стиль. Основное выражение он получил в архитектуре.


Средневековые храмы снаружи были украшены очень скромно, зато их внутреннее убранство с течением времени становилось всё более разнообразным, и прежде всего за счёт настенных росписей фресок. Фреска (от итал. fresco, буквально свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной.


На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства. Но с приходом XIII столетия началось стремительное развитие европейской цивилизации, открывшее перед художниками новые перспективы. Дворцы и замки высшей знати украшались с невиданным ранее великолепием, бурно разрастались Париж, Прага, Лондон, города Италии и Фландрии. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Лучшие образцы книжного искусства, богато оформленные миниатюрами, предназначались для королей и князей и создавались не только в монастырях, но и профессиональными художниками, имевшими собственные мастерские.




Массивные стены из камня и громадные оконные проемы, сквозь декоративные стекла которых пробивался солнечный свет, оживляя изображения ликов святых и библейские сюжеты. Восхищая внешней красотой, витражи способны создавать яркое эмоциональное настроение, вызывая немой восторг, почтение и трепет. Установленные в католических соборах, витражные окна усиливали религиозный настрой молящихся. Готический стиль ВИТРАЖИ – картины или узоры из кусков цветного стекла, скрепленных свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами.


Живопись Средневековья Европы медленно приобретала глубину. Немалую роль в этом процессе сыграло желание передать реальность в картине со всеми ее объемами. Потихоньку, годами оттачивая свое мастерство, художники обучались изображать перспективу, придавать телам и предметам сходство с оригиналом. В XV века, живопись обогатилась новым стилем, оказавшим впоследствии огромное влияние на все изобразительное искусство. Во Фландрии были изобретены масляные краски. Растительное масло, подмешанное к красящим веществам, придавало новые свойства составу. Цвета стали значительно более насыщенными и яркими.


Гобелен стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелен Первоначально гобелены назывались шпалерами. А слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов


В Европе первые шпалеры появились в XIIXIII вв. в Германии. Они не только украшали стены кафедральных соборов, а затем замков и дворцов, но и позволяли сохранить тепло, защититься от сквозняков. В ранних шпалерах фон был гладким, изображение простым: геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. В XIV веке возникают шпалеры на исторические сюжеты.


В XV веке во Франции появились шпалеры «миль флер» (mille fleur, что означает «тысяча цветов»). На тёмном зелёном или красном фоне рассыпано множество букетиков цветов и ягод, часто изображённых с ботанической точностью. На цветочном фоне изображались аллегорические сюжеты, сцены из сельской жизни и сюжеты из Библии, отдельные фигуры юношей и девушек, животных и птиц.


В Средние века не существовало живописи как таковой, она была неразрывно связана с другими видами изобразительного искусства. Долгое время художник воспринимался как ремесленник, такая профессия не уважалась. Но эти обстоятельства не мешали развитию живописи, мастерство живописцев росло. Живопись Средних веков позволила развиваться многим видам искусств более позднего времени, которые продолжали веяния и основывались на достижениях средневековья. Заключение

Похожие публикации