Как обозначаются дороги на картах. Условные тактические знаки

Определение 1

Картографические условные знаки - символические графические обозначения, которые используется для изображения на картографических изображениях (картах и топопланах) различных объектов и их характеристик.

Иногда условные знаки называют легендой карты.

Виды условных знаков по масштабу

В зависимости от масштабности выделяют $3$ группы условных знаков:

  • масштабные (площадные и линейные);
  • внемасштабные (точечные);
  • пояснительные.

С помощью площадных масштабных знаков отображают протяженные объекты в масштабе карты. На карте масштабные знаки позволяют определить не только расположение объекта, но и его величину и очертания.

Пример 1

Масштабными знаками являются территория государства на карте масштаба $1:10 000 000$ или водохранилище на карте масштаба $1:10 000$.

Линейные условные знаки используют для отображения существенно протяженных в одном измерении объектов, например дорог. Согласуется с масштабом на таких знаках только одно измерение (по которому объект наиболее протяженный), тогда как другое является внемасштабным. Положение объекта определяется по условной или явной осевой линии.

Внемасштабные точечные знаки используются на картах для отображения объектов, размеры которых не выражаются на карте. Крупнейшие города на карте мира отображаются внемасштабными знаками – точками. Фактическое размещение объекта определяется по главной точке точечного условного знака.

Главная точка размещается у внемасштабных знаков следующим образом:

  • в центре фигуры у симметричных знаков;
  • в середине основания у знаков с широким основанием;
  • в вершине прямого угла, являющегося основанием, если такой угол имеется у знака;
  • в центре нижней фигуры, если знак является сочетанием нескольких фигур.

Пояснительные знаки предназначены, чтобы характеризовать местные предметы и их разновидности. Пояснительными знаками может быть указано количество путей железной дороги, направление течения реки.

Замечание 1

На картах крупного масштаба знаки отдельных объектов указываются раздельно, на картах меньшего масштаба – однотипные объекты группируют и наносят одним знаком.

Условные знаки по содержанию

  1. знаки и подписи населенных пунктов;
  2. знаки отдельных местных объектов;
  3. знаки отдельных элементов рельефа;
  4. знаки транспортной инфраструктуры;
  5. знаки объектов гидрографической сети;
  6. знаки почвенно-растительного покрова;

Знаки и подписи населенных пунктов

На картах масштаба $1:100 000$ и крупнее указывают все населенные пункты вместе с подписью их названий. Причем названия городов наносятся прямыми прописными буквами, сельских населенных пунктов – строчными буквами, городских и дачных поселков – строчными наклонными буквами.

На крупномасштабных картах отображаются внешние очертания и планировка, с выделением крупнейших магистралей, предприятий, выделяющихся знаний и ориентиров.

Пример 2

На картах масштаба $1:25 \ 000$ и $1:50 \ 000$ цветом отображается тип (огнеупорная или неогнеупорная) застройки.

На рисунке ниже - знаки населенных пунктов, использовавшихся на картах различных эпох.

Знаки отдельных местных объектов

Отдельные местные объекты, которые являются ориентирами, наносятся на карту преимущественно внемасштабными знаками. Это могут быть вышки, шахты, штольни, церкви, радиомачты, скалы-останцы.

Знаки отдельных элементов рельефа

На карту соответствующими знаками наносятся элементы рельефа .

Замечание 2

Объект природного происхождения изображаются линиями и знаками коричневого цвета.

Знаки транспортной инфраструктуры

К объектам транспортной инфраструктуры, отображаемым на топографических картах, относятся дорожная і железнодорожная сеть, сооружения и мосты.

При нанесении на карту разделяют дороги с покрытием (автострады, улучшенные шоссе, улучшенные грунтовые дороги) и без него. На карту наносятся все дороги с покрытием с указанием ширины и материала покрытия.

Цвет дороги на карте указывает на ее тип. Оранжевым цветом наносят автострады и шоссе, желтыми (изредка оранжевым) - улучшенные грунтовые дороги, без цвет – проселочные дороги без покрытия, полевые, лесные и сезонные дороги.

Знаки объектов гидрографической сети

На карте изображаются следующие элементы гидрографической сети – прибрежная часть морей, реки, озера, каналы, ручьи, колодцы, пруды и другие водоемы.

Водоемы, наносятся на карту в случае, если на изображении их площадь более $1 мм^2$. В другом случае водоем наносится только по причине высокой значимости, например в засушливых районах. Рядом с объектами указывается их название.

Характеристики объектов гидрографической сети указывают рядом с подписью названия объекта. В частности, указывают в виде дроби ширину (числитель), глубину и характер грунта (знаменатель), а также скорость (в м/с) и направление течения. Также указываются вместе с характеристиками гидротехнические сооружения – паромы, плотины, шлюзы. Реки и каналы наносятся на карту в полном объеме. При этом вид отображения определяется шириной объекта и масштабом карты.

Замечание 4

В частности, при масштабе карты более $1:50 000$ объекты шириной менее $5$ м, при масштабе менее $1:100 000$ - менее $10$ м изображают $1$ линией, а более широкие объекты – двумя линиями. Также $2$ линиями обозначают каналы и канавы шириной от $3$ м и более, а при меньшей ширине – одной линией.

На крупномасштабных картах синими кружками обозначают колодцы, рядом ставится буква «к» или «арт.к» в случае артезианского колодца. В засушливых районах колодцы и объекты водоснабжения показывают укрупненными знаками. Водопроводы на картах показывают линиями с точками синего цвета: сплошными линиями – наземные, прерывистыми – подземные.

Знаки почвенно-растительного покрова

Часто при отображении на карте почвенно-растительного покрова применяется сочетание масштабных и внемасштабных условных знаков. Знаки, обозначающие леса, кустарники, сады, болота, луга, характер являются масштабными, а отдельные объекты, например, отдельно стоящие деревья – внемасштабными.

Пример 3

Заболоченный луг отображается на карте сочетание в замкнутом контуре условных знаков луга, кустов и болота.

Контуры участков местности, занятых лесом, кустарником или болотом, наносят пунктирной линией за исключением случаев, когда границей служит забор, дороги или другой линейный местный предмет.

Участки, покрытые лесом, указывают зеленым цветом с нанесение символа, указывающего на тип леса (хвойный, лиственный или смешанный). Бледно-зеленым цветом наносятся на карту участки с порослью леса или питомниками.

Пример 4

На рисунке, расположенном ниже, слева показан хвойный сосновый лес со средней высотой деревьев $25$ метров и шириной $0,3$ м, а также типичным расстоянием между стволами деревьев $6$ м. На рисунке справа – лиственный кленовый лес с высотой деревьев $12$ м и шириной ствола $0,2$ м, расстояние между которыми в среднем $3$ метра.

Болота показывают на карте горизонтальной штриховкой синего цвета. При этом тип штриховки показывает степень проходимости: прерывистая штриховка – проходимые, сплошная – трудно- и непроходимые.

Замечание 5

Проходимыми считаются болота глубиной менее $0,6$ м.

Вертикальная штриховка синего цвета на карте указывает на солончаки. Также как и для болот, сплошная штриховка указывает на непроходимые солончаки, прерывистая – на проходимые.

Цвета условных знаков на топографических картах

Цвета, которыми изображаются объекты на картах, являются универсальными для всех масштабов. Штриховые знаки черного цвета – строения, сооружения, местные предметы, опорные пункты и границы, штриховые знаки коричневого цвета – элементы рельефа, синего – гидрографическая сеть. Площадные знаки светло синего цвета – зеркало вод объектов гидрографической сети, зеленого цвета – площади древесно-кустарниковой растительности, оранжевый цвет – кварталы с огнестойкими строениями и шоссе, желтый – кварталы с неогнестойкими строениями и улучшенные грунтовые дороги.

Замечание 6

На военных и специальные картах наносят специальные условные обозначения.

У любой карты есть свой особый язык - специальные условные знаки. География изучает все эти обозначения, классифицирует их, а также разрабатывает новые символы для обозначения тех или иных объектов, явлений и процессов. Иметь общее представление об условных картографических знаках полезно абсолютно всем. Такие знания не только интересны сами по себе, но и наверняка пригодятся вам в реальной жизни.

Данная статья посвящена условным знакам в географии, которые используются при составлении топографических, контурных, тематических карт и крупномасштабных планов местности.

Азбука карты

Подобно тому, как наша речь состоит из букв, слов и предложений, так и любая карта включает в себя набор определенных обозначений. С их помощью топографы переносят на бумагу ту или иную местность. Условные знаки по географии - это система особых графических символов, используемых для обозначения конкретных объектов, их свойств и характеристик. Это своеобразный «язык» карты, созданный искусственно.

Довольно сложно сказать, когда именно возникли самые первые географические карты. На всех континентах планеты археологи находят древние примитивные рисунки на камнях, костях или дереве, созданные первобытными людьми. Так они изображали местность, в которой им приходилось жить, охотиться и защищаться от врагов.

Современные условные знаки на картах по географии отображают все самые важные элементы местности: формы рельефа, реки и озера, поля и леса, населенные пункты, пути сообщения, границы стран и т. д. Чем крупнее масштаб изображения - тем больше объектов можно нанести на карту. Например, на подробном плане местности, как правило, отмечены все колодцы и источники питьевой воды. В то же время на карте области или страны отмечать такие объекты будет глупо и нецелесообразно.

Немного истории или как изменялись условные знаки географических карт

География - это наука, которая необычайно тесно связана с историей. Углубимся в нее и мы, чтобы узнать, как выглядели картографические изображения много веков назад.

Так, для старинных средневековых карт была характерна художественная передача местности с широким использованием рисунков в качестве условных знаков. География на то время только начинала развиваться как научная дисциплина, поэтому при составлении картографических изображений часто искажался масштаб и очертания (границы) площадных объектов.

С другой стороны, все рисунки на старых чертежах и портуланах были индивидуальны и целиком понятны. А вот в наши дни приходится подключать память, чтобы усвоить, что означают те или иные условные знаки на картах по географии.

Примерно со второй половины XVIII века в европейской картографии наметилась тенденция к постепенному переходу от индивидуальных перспективных рисунков к более конкретным плановым условным обозначениям. Параллельно с этим возникла потребность в более точном отображении расстояний и площадей на географических картах.

География: и топографических карт

Топографические карты и планы местности отличаются довольно крупными масштабами (от 1:100000 и более). Именно они чаще всего используются в промышленности, сельском хозяйстве, геологоразведке, градостроительстве и туризме. Соответственно, местность на таких картах должна отображаться максимально подробно и детально.

Для этого была разработана особая система графических условных знаков. В географии ее также часто называют «легендой карты». Для удобства чтения и легкости запоминания многие из этих знаков напоминают реальный внешний вид изображаемых ими объектов местности (сверху или же сбоку). Данная система картографических обозначений стандартизирована и обязательна для всех предприятий, которые занимаются выпуском крупномасштабных топографических карт.

Тема «Условные знаки» изучается в школьном курсе географии в 6 классе. Чтобы проверить уровень усвоения данной темы, ученикам часто предлагается написать небольшой топографический рассказ. Каждый из вас наверняка писал подобное «сочинение» в школе. Предложения с условными знаками по географии выглядят примерно так, как на фото ниже:

Все условные обозначения в картографии принято делить на четыре группы:

  • масштабные (площадные или контурные);
  • внемасштабные;
  • линейные;
  • пояснительные.

Рассмотрим более подробно каждую из этих групп знаков.

Масштабные знаки и их примеры

В картографии масштабными называют те знаки, которые применяются для заполнения каких-либо площадных объектов. Это может быть поле, лес или же фруктовый сад. С помощью этих условных знаков по карте можно определить не только тип и местоположение конкретного объекта, но и его реальные размеры.

Границы площадных объектов на топографических картах и планах местности могут изображаться в виде сплошных линий (черных, голубых, коричневых или розовых), точечных или простых пунктиров. Примеры масштабных картографических знаков представлены ниже на рисунке:

Внемасштабные знаки

Если объект местности невозможно изобразить в реальном масштабе плана или карты, то в таком случае используют внемасштабные условные знаки. Речь идет о чересчур мелких может быть, к примеру, ветряная мельница, скульптурный памятник, скала-останец, источник или колодец.

Точное расположение такого объекта на местности определяется по главной точке условного обозначения. У симметричных знаков эта точка расположена в центре фигуры, у знаков с широким основанием - в середине основания, а у знаков, имеющих в своей основе прямой угол - в вершине такого угла.

Стоит отметить, что объекты, выраженные на картах внемасштабными условными знаками, служат превосходными ориентирами на местности. Примеры внемасштабных картографических знаков представлены на рисунке ниже:

Линейные знаки

Иногда в отдельную группу выделяют и так называемые линейные картографические знаки. Нетрудно догадаться, что с их помощью на планах и картах обозначают линейно протяженные объекты - автомобильные дороги, границы административных единиц, железные дороги, броды и т. п. Интересная особенность линейных обозначений: их длина всегда соответствует масштабу карты, но ширина существенно преувеличена.

Примеры линейных картографических знаков представлены на рисунке ниже.

Пояснительные знаки

Пожалуй, самой информативной является группа пояснительных условных знаков. С их помощью указывают дополнительные характеристик изображаемых объектов местности. К примеру, синяя стрелка в русле реки указывает направление ее течения, а количество поперечных штрихов на обозначении железной дороги соответствует числу путей.

На картах и планах, как правило, подписываются названия городов, поселков, сел, горных вершин, рек и прочих географических объектов. Пояснительные условные знаки могут быть числовыми или же буквенными. Буквенные обозначения чаще всего подаются в сокращенном виде (например, паромная переправа обозначается в виде сокращения «пар.»).

Условные обозначения контурных и тематических карт

Контурная карта - это особая разновидность географических карт, предназначенная для учебных целей. Она содержит в себе лишь координатную сетку и некоторые элементы географической основы.

Набор условных знаков контурных карт по географии не очень широк. Само название этих карт довольно красноречиво: для их составления используются лишь контурные обозначения границ определенных объектов - стран, регионов и областей. Иногда на них также наносятся реки и крупные города (в виде точек). По большому счету, контурная карта - это «немая» карта, которая как раз и предназначена для заполнения ее поверхности определенными условными знаками.

Тематические карты чаще всего встречаются в атласах по географии. Условные знаки таких карт чрезвычайно разнообразны. Они могут быть изображены в виде цветового фона, ареалов или так называемых изолиний. Нередко используются диаграммы и картограммы. В целом для каждого вида тематических карт существует свой набор специфических условных обозначений.

Картография как наука возникла еще в бронзовом веке. Археологические раскопки продемонстрировали то, что самые старые образцы создавались на территории Египта, древнего Вавилона, Малой Азии (современной Турции), Маршалловых островов и Италии. Без схематического начертания местности невозможно точное передвижение и реализация военной тактики. Несмотря на абсолютно разное представление о форме планеты, жители Древнего мира, Средневековья, эпохи Ренессанса, Нового века и современности старались зафиксировать как можно достовернее все особенности ландшафта. Древние люди допускали в картографии много географических неточностей, а создание схем можно было приравнивать к искусству – они исполнялись настоящими мастерами и дополнялись множеством художественных элементов. Например, города прорисовывались в виде башен замков с фамильными гербами, леса представлялись несколькими породами деревьев, торговые порты обозначались видом судов, популярных в регионе (Рисунок 1).

Рисунок 1. Используемые до прошлого века карты

Более схожие с современные образцы появились только после XVIII века, когда человечество получило полное представление о географии планеты, расположении всех рек, морей, океанов.

Однако наиболее точные планы стали доступны к середине ХХ века.

В повседневности знание того, что означают условные знаки географических карт, поможет быстро добраться до любой точки назначения. В условиях дикой природы и выживания, заблудившись в лесу, но имея при себе карту, можно сохранить жизнь и легко выбраться. Несмотря на популярность GPS-навигаторов, электронная техника всегда может подвести, неправильно определить координаты или разрядиться. Бумажные аналоги находятся под рукой и приходят на помощь в любых ситуациях. Их легко использовать не только для того, чтобы узнать свое месторасположение в дикой или населенной местности, но и для прокладывания более короткого автомобильного маршрута. Без использования схем сложно представить работу военных, лесников, рыбаков, инженеров-геологов и строителей. Какие существуют виды условных знаков на картах и как определять их точное значение, рассмотрим далее.

Условные знаки географических карт

Условные знаки на карте представлены в виде упрощенных графических символов, обозначающих объекты ландшафта, например, горные кряжи, озера, лесопосадки, тропинки, автострады, общественные и жилые здания, границы между населенными пунктами. Значки различаются в зависимости от типа применения. Например, для городских планов они будут одними, а для загородных – совершенно другими.


Рисунок 2. Основные группы знаков

Выделяют следующие группы знаков (Рисунок 2):

  1. Научные или справочные. Включают типы почв, подробности ландшафта и грунта, расположенные на территории ископаемые, типы водоемов и деревьев, распространенных животных, птиц и рыб, здания, муниципальные и социально-культурные памятники, транспортные развязки и многое другое. Предназначение таких схем – детальное отображение всех важных особенностей ландшафта для точной ориентировки. Также используются в ознакомительных целях;
  2. Учебные. Разрабатываются для обучения детей дошкольного и школьного возраста. Зачастую интерактивные и интуитивно понятные;
  3. Туристические. Без них невозможно представить багаж любого путешественника. Содержат точные детали ландшафта. Однако больше внимания уделено тропинкам в лесах и горах, переходам по пересеченной или заболоченной местности. В эту группу входят и городские варианты, которые наглядно объясняют новый город. С их помощью легко посетить все экскурсионные места, не заблудившись в переплетении жилых кварталов и многочисленных улиц.

Чем более новая схема, тем больше она соответствует реальному расположению всех объектов. Зачастую представлена в цветном виде для более легкой ориентировки.


Рисунок 3. Пример легенды у разных карт

Структура всех географических карт – и устаревших, и современных – делится на две основных части:

  • Схематически отображенный ландшафт. Расцветки вызывают правильные ассоциации с реальными составляющими рельефа: лесопосадки зеленые, водоемы голубые или синие, возвышенности коричневые, автострады красные или оранжевые, а железнодорожные колеи черные. Иногда указываются детали, например, материал моста или тип леса. Впрочем, на каждом плане отображено гораздо больше знаков, многие из них могут казаться на первый взгляд непонятными;
  • Легенда (Рисунок 3). Легендой называют разъяснения к каждой отдельно взятой схеме. Общей стандартизации в картографии нет, но расшифровка обозначений и содержание должны присутствовать в обязательном порядке, иначе она считается недействительной. Найти легенду можно на свободных полях. Иногда для нее выделяется отдельное место. Даже если вы забыли, что означают пиктограммы на плане, обратившись к легенде, можно интуитивно разобраться.

Вопреки сложившимся стереотипам, для чтения географической карты не нужно обладать специализированными навыками, и справиться с этой задачей может даже школьник. Столкнувшись с новой схемой, достаточно ознакомиться с легендой и приступать к ориентировке.

Виды условных знаков на картах

Условные знаки географических карт необходимы для отображения на плане местности схематических объектов, их особенностей и характеристик. Делятся на три разновидности, которые определяются масштабностью: линейные, площадные и точечные. Каждая из них включает в себя схожие по особенностям объекты: индустриальные постройки и административные объекты (мосты, железнодорожные переправы, границы между областями и странами) или детали природного ландшафта. Каждая группа обозначается простым и легко запоминающимся значком. Например, хвойные леса представлены схематичным символом сосны (Рисунок 4). Он достоверно отображает род предмета и универсален для большинства планов местности, что обеспечит удобную и мгновенную ориентировку в любых условиях.


Рисунок 4. Виды знаков на картах

Основные требования к значкам, по которым можно осуществить подбор подходящей географической карты:

  1. Удобочитаемость и узнаваемость;
  2. Отсутствие перегруженности элементов;
  3. Легкость в запоминании;
  4. Компактность и достоверность.

Что включают в себя условные знаки топографических карт, мы рассмотрим далее.

Линейные знаки

Линейные условные знаки на карте изображают объекты, имеющие определенную протяженность (Рисунок 5).

Среди них:

  1. Дороги (автострады, трассы, шоссе, тропинки). Разделяются на грунтовые и асфальтированные. Современные и пригодные для автомобильной езды выделяются оранжевым. Серым или черным представлены не асфальтированные участки дороги или тропы;
  2. Железнодорожные и трамвайные колеи. Разделяются по количеству путей (одна или несколько пар рельс), ширине (узкая или стандартная), а также общему состоянию (рабочие, закрытые и в режиме стройки). Обозначаются горизонтальной линией, на которую нанесены перпендикулярные черточки в порядке: одна колея – одна черта. На линию наносится прямоугольник, который обозначает здание вокзала или платформу;
  3. Мосты. Различаются в зависимости от материала (железобетонные, деревянные, каменные и другие), количества ярусов, динамики (цельный, раздвижной или подъемный). Понтонные (плавучие) обозначаются отдельными символами;
  4. Газо- или нефтепроводы;
  5. Линии электропередач;
  6. Вышки сотовой или радиосвязи;
  7. Реки любой длины или ручьи, каналы;
  8. Любые ограждения или стены,
  9. Границы между населенными пунктами и странами.

Рисунок 5. Пример линейных знаков

Представлены цветными тонкими, полужирными и жирными линиями (прямыми, кривыми). Стоит отметить, что точной является только их длина в миллиметрах с переводом в масштабе.

На географических картах отсутствует правильное обозначение ширины линейных знаков.

Преувеличенная ширина упрощает процесс чтения. К данной группе относятся также изолинии (изогипсы), необходимые для объемного обозначения форм и особенностей территории.

Площадные знаки

Площадные (они же масштабные) условные знаки на карте местности нужны для правильной передачи формы и очертаний, рельефа, размеров и расположения крупных географических объектов (Рисунок 6). Также носят название «контурные». В их число входят как отдельные участки местности, так и целые города. Имеют достоверную длину и ширину в двухмерной плоскости, представленную в уменьшенном масштабе (например, 1:10000) и максимально приближенные к действительности формы. Их структура делится на контур и цветной фон, штриховку или сетку одинаковых символов, обозначающих свойства объекта.

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ

А
А асфальт, асфальтобетон (материал покрытия дорог)
авт. автомобильный завод
алб. алебастровый завод
анг. ангар
анил. анилино-нрасочный завод
АО автономная область
апат. апатитовые разработки
ар. арык (канал или канава в Средней Азии)
арт. к. артезианский колодец
арх. архипелаг
асб. асбестовый завод, карьер, рудник
АССР Автономная Советская Социалистическая Республика
астр. астрономический пункт
асф. асфальтовый завод
аэрд. аэродром
аэрп. аэропорт

Б

Б булыжник (материал покрытия дорог)
б., бал. балка
Б., Бол. Большой,-ая. -ое, -ие (часть собственного названия)
бар. барак
бас. бассейн
бер. береза (порода леса)
Бет. бетонный (материал плотины)
биол. ст. биологическая станция
бл.-п. блокпост (железнодорожный)
бол. болото
Бр брусчатка (материал покрытия дорог)
бр. брод
бр. мог. братская могила
б. тр. будка трансформаторная
булг. булгуннях (отдельный бугор естественного образования)
бум. бумажной промышленности (фабрика, комбинат)
бур. буровая вышка, скважина
бух. бухта


В

В вязкий (грунт дна реки) (гидрография)
ваг. вагоноремонтный, вагоностроительный завод
вдкч. водокачка
вдп. водопад
вдпр. ст. водопроводная станция
вдхр. водохранилище
Вел. Великий, -ая, -ое, -ие (часть собственного названия)
вет. ветеринарный пункт
вин. винодельческий, винокуренный завод
вкз. вокзал
влк. вулкан
вод. водонапорная башня
Выс. Выселки (часть собственного названия)

Г
Г гравий (материал покрытия дорог)
гав. гавань
газ. газовый завод, газовая вышка, скважина
газг. газгольдер (большой резервуар для газа)
гал. галантерейной промышленности (завод, фабрика)
галеч. галечник (продукт добычи)
гар. гараж
гидрол. ст. гидрологическая станция
Гл. Главный (часть собственного названия)
глин. глина (продукт добычи)
глиноз. глиноземный завод
гонч. гончарный завод
гор. горячий источник
гост. гостиница
г. прох. горный проход
гряз. грязевой вулкан
ГСМ горюче-смазочных материалов (склад)
г.-сол. горько-соленая вода (в озерах, источниках, колодцах)
гсп. госпиталь
ГЭС гидроэлектростанция

Д
Д деревянный (материал моста, плотины)
дв. двор
дет. д. детский дом
джут. джутовый завод
Д. О. дом отдыха
домостр. домостроительный завод, комбинат древ. деревообрабатывающей промышленности (завод, фабрика)
древ. уг. древесный уголь (продукт обжига)
дров. дровяной склад
дрож. дрожжевой завод

Е
ер. ерик (узкий глубокий проток, соединяющий русло реки с небольшим озером)

Ж
ЖБ железобетонный (материал моста, плотины)
жел. железистый источник, место добычи железной руды,
железообогатительная фабрика,
жел.-кисл. железнокислый источник

Зап. Западный, -ая, -ое,-ые (часть собственного названия)
зап. запань (заводь, речной залив)
запов. заповедник
засып. засыпанный колодец
зат. затон (залив на реке, используемый для зимовки и ремонта судов)
звер. Звероводческий совхоз, питомник
Зем. земляной (материал плотины)
земл. землянка
зерк. зеркальный завод
зерн. зерносовхоз
зим. зимовка, зимовье
зол. золотой (прииск, месторождение)
зол.-плат. золото-платиновые разработки

И
игр. игрушечная фабрика
изв. известковый карьер, известь (продукт обжига)
изумр. изумрудные копи
инст. институт
иск. волок. искусственного волокна (фабрика)
ист. источник

К
К каменистый (грунт дна реки), камень колотый (материал покрытия дороги), каменный (материал моста, плотины)
К., к. колодец
каз. казарма
кам. каменоломня, камень
кам.-дроб. камнедробильный завод
кам. стб. каменный столб
кам. уг. каменный уголь (продукт добычи)
кан. канал
канат. канатный завод.
каол. каолин (продукт добычи), каолиновый обогатительный завод
каракул. каракулеводческий совхоз
карант. карантин
кауч. каучуковый завод, плантация каучуконосов
керам. керамический завод
кин. кинематографической промышленности (фабрика, за¬ вод)
кирп. кирпичный завод
Кл клинкер (материал покрытия дороги)
клх. колхоз
кож. кожевенный завод
кокс. коксохимический завод
комбик. комбикормовый завод
компрес. ст. компрессорная станция
кон. коневодческий совхоз, конный завод
конд. кондитерская фабрика
конопл. коноплеводческий совхоз
конс. консервный завод
котл. котловина
коч. кочевье
кош. кошара
Кр., Красн. Красный, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия
креп. крепость
круп. крупяной завод, крупорушка
кум. кумирня
кур. курорт

Л
лаг. лагуна
лакокр. лакокрасочный завод
Лев. Левый, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
лесн. дом лесника
леснич. лесничество
лесп. лесопильный завод
лет. летник, летовка
леч. лечебница
ЛЗС лесозащитная станция
лим. лиман
листв. лиственница (порода леса)
льнообр. льнообрабатывающий завод

М
М металлический (материал моста)
м. мыс
мак. макаронная фабрика
М., Мал. Малый, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
маргар. маргариновый завод
маслоб. маслобойный завод
маслод. маслодельный завод
маш. машиностроительный завод
меб. мебельная фабрика
медепл. медеплавильный завод, комбинат
медн. медные разработки
мет. металлургический завод, завод металлоизделий
мет.-обр. металлообрабатывающий завод
мет. ст. метеорологическая станция
мех. меховая фабрика
МЖС машинно-животноводческая станция
мин. минеральный источник
ММС машинно-мелиоративная станция
мог. могила, могилы
мол. молочный завод
мол.-мясн. молочно-мясной совхоз
мон. монастырь
мрам. мрамор (продукт добычи)
МТМ машинно-тракторная мастерская
МТФ молочнотоварная ферма
муз. инстр. музыкальных инструментов (фабрика)
мук. мукомольная мельница
мыл. мыловаренный завод

Н
набл. наблюдательная вышка
наполн. наполняемость колодца
нац. окр. национальный округ
недейств. недействующая
нефт. нефтедобыча, нефтеперегонный завод, нефтехранили¬ще, нефтяная вышка
Ниж. Нижний, -яя, -ее, -ие (часть собственного названия)
низм. низменность
ник. никель (продукт добычи)
Нов. Новый, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)

О
о., о-ва остров, острова
оаз. оазис
обсерв. обсерватория
овр. овраг
овц. овцеводческий совхоз
огнеуп. огнеупорных изделий (завод)
оз. озеро
Окт. Октябрьский, -ая, -ое, -ие (часть собственного названия)
ор. оранжерея
ост. п. остановочный пункт (железнодорожный)
отд. свх. отделение совхоза
ОТФ овцетоварная ферма
охотн. охотничья изба

П
П песчаный (грунт дна реки), пашня
п., пос. поселок
пам. памятник
пар. паром
парф. парфюмерно-косметическая фабрика
пас. пасека
пер. перевал (горный), перевоз
пес. песок (продукт добычи)
пещ. пещера
пив. пивоваренный завод
пит. питомник
пищ. конц. пищевых концентратов (завод)
пл. платформа (железнодорожная)
пластм. пластических масс (завод)
плат. платина (продукт добычи)
плем. племенной животноводческий совхоз
плодовин. плодовиноградный совхоз
плодоовощ. плодоовощеводческий совхоз
плод.-яг. плодово-ягодный совхоз
п-ов полуостров
погр. заст. пограничная застава
погр. кмд. пограничная комендатура
погруз. погрузочно-разгрузочная площадка
пож. пожарная вышка (депо, сарай)
полигр. полиграфической промышленности (комбинат, фабрика)
пол. ст. полевой стан
пор. порог, пороги
пос. пл. посадочная площадка
пост. дв. постоялый двор
пр. пруд, пролив, проезд (под путепроводом)
Прав. Правый, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
прист. пристань
пров. провинция
провол. проволочный завод
прот. протока
пряд. прядильная фабрика
ПС Поселковый Совет
ПТФ птицетоварная ферма
пут. п. путевой пост

Р
рад. радиозавод
радиост. радиостанция
раз. разъезд
разв. развалины
разр. разрушенный
рез. резиновых изделий (завод, фабрика)
рис. рисоводческий совхоз
р. п. рабочий поселок
PC Районный Совет (РЦ -районный центр)
руд. рудник
рук. рукав
рыб. рыбный промысел (завод, фабрика)
рыб. пос. рыбацкий поселок

С
сан. санатории
cap. сарай
сах. сахарный завод
сах. трост. сахарный тростник (плантация)
СВ Северо-Восточный
Св. Святой, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
св. свыше
свекл. свекловодческий совхоз
свин. свиноводческий совхоз
свинц. свинцовый рудник
свх. совхоз
Сев. Северный, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
сел. ст. селекционная станция
семен. семеноводческий совхоз
серн. сернистый источник, серный рудник
СЗ Северо-Западный
сил. силосная башня
силик. силикатной промышленности (завод, фабрика)
ск. скала, скалы
скип. скипидарный завод
скл. склад
сланц. сланцевые разработки
смол. смолокуренный завод
Сов. Советский, -ая, -ое, -ие (часть собственного названия)
соев. соеводческий совхоз
сол. соленая вода, солеварни, соляные разработки, копи
соп. сопка
сорт. ст. сортировочная станция
спас. ст. спасательная станция
спич. спичечная фабрика
Ср., Сред. Средний, -яя, -ее, -ие (часть собственного названия)
СС Сельсовет (центр сельского поселения)
Ст., Стар. Старый, -an, -oe, -ые (часть собственного названия)
стад. стадион
стал. сталелитейный завод
стан. становище, стойбище
стб. столб
стекл. стекольный завод
ст. перекач. станция перекачки
стр. строящийся
стр. м. строительных материалов завод
СТФ свинотоварная ферма
суд. судоремонтный, судостроительный завод
сук. суконная фабрика
сух. сухой колодец
суш. сушильня
с.-х. сельскохозяйственный
с.-х. маш. сельскохозяйственного машиностроения (завод)

Т
Т твердый (грунт дна реки)
таб. табаководческий совхоз, табачная фабрика
там. таможня
текст. текстильной промышленности (комбинат, фабрика)
тер. террикон (отвал пустой породы у шахт)
техн. техникум
тов. ст. товарная станция
тол. толевый завод
торф. торфяные разработки
тракт. тракторный завод
трик. трикотажная фабрика
тун. туннель
ТЭЦ теплоэлектроцентраль

У
уг. уголь бурый, каменный (продукт добычи)
уг.- кисл. углекислый источник
укр. укрепление
ур. урочище
ущ. ущелье

Ф
ф. форт
факт. фактория (торговое поселение)
фан. фанерный завод
фарф. фарфорово-фаянсовый завод
фер. ферма
фз. фанза
фирн. фирновое поле (снежное поле из зернистого снега в высокогорных районах)
фосф. фосфоритный рудник
фт. фонтан

X
х., хут. хутор
хиж. хижина
хим. химический завод
хим.-фарм. химико-фармацевтический завод
хлебн. хлебный завод
хлоп. хлопководческий совхоз, хлопкоочистительный завод
холод. холодильник
хр. хребет
хром. хромовый рудник
хруст. хрустальный завод

Ц
Ц цементобетон (материал покрытия дороги)
Ц., Центр. Центральный,-ая,-ое,-ые (часть собственного названия)
цвет. цветной металлургии (завод)
цем. цементный завод
чаев. чаеводческий совхоз
чайн. чайная фабрика
ч. мет. черной металлургии (завод)
чуг. чугунолитейный завод

Ш
шах. шахта
шив. шивера (пороги на реках Сибири)
шиф. шиферный завод
шк. школа
Шл шлак (материал покрытия дорог)
шл. шлюз
шпаг. шпагатная фабрика
шт. штольня

Щ
Щ щебень (материал покрытия дорог)
щел. щелочной источник

Э
элев. элеватор
эл. подст. электрическая подстанция
эл.-ст. электростанция
эл. -техн. электротехнический завод
эф.-масл. эфиромасличных культур совхоз, завод по переработке эфирных масел

Ю
ЮВ Юго-Восточный
Юж. Южный, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
ЮЗ Юго-Западный
юр. юрта

Я
яг. ягодный сад

Рассекреченные топографические карты Генерального штаба СССР свободно гуляют по просторам интернета. Все мы любим скачивать их, рассматривать, а зачастую и печать на листах бумаги для дальнейшего использования их по прямому назначению - т.е. ходить с ними в походы.

Топографические карты Генштаба являются самыми точными и лучшими. Любые другие покупные карты, напечатанные в современное время, не будут нести в себе столько точности и конкретики. Условные знаки и обозначения на топографических картах Генштаба гораздо более сложны, нежели любые другие обозначения карт, купленных в магазине. Их мы все помним ещё с уроков географии в школе.

Как бывалый пользователь таких карт, я бы хотел в начале этой статьи описать самые важные, на мой взгляд, обозначения. Если остальные более-менее понятны, так как они почти все идентичны с другими видами карт (не Генштаба), то эти есть нечто новое и пока ещё непонятное. Собственно, я начну с условных обозначений рек, бродов, лесов и дорог.

Реки и водные ресурсы

Скорость и направление течения реки (0,6 м/с)

Характеристика рек и каналов: 30 - Ширина (м), 0,8 - Глубина (м), К - Тип грунта (К - каменистый, П - песок, Т - твердый, В - вязкий)

Отметка урезов воды, высота берега над уровнем моря (393м)
Броды: 0,3 - глубина, 10 - длина, К - каменистый грунт, 1,0 - скорость (м/сек)
Болото проходимое
Болото непроходимое
Характеристика мостов: Д - материал постройки (Д - деревянный, К - каменный, ЖБ - железобетонный), 43 - длина моста, 4 - ширина проезжей части (м), 10 - грузоподъемность в тоннах
Лесная просека и ширина в метрах (2м)
Полевые и лесные дороги
Зимник, действующая автодорога только в зимнее время года, в холодный период. Может проходить по болотам.
Грунтовая дорога, 6 - ширина проезжей части в метрах
Гать - дорога с деревянным покрытием, настил из бревен, 3 - ширина проезжей части
Гать
Ж/Д полотно
Газопровод
Линии электропередач (ЛЭП)
Разобранная железная дорога
Однопутная железная дорога, узкоколейка. Также ж/д мост
Шоссе: 6 —ширина покрытой части, 8 — ширина всей дороги от канавы до канавы в метрах; Щ — материал покрытия (Б — булыжник, Г — гравий, К — камень колотый, Шл — шлак, Щ — щебень)

Рельеф

Обрывистые берега рек, скальные обнажения, пармы
Горизонтали рельефа с обозначением относительной высоты (260 м)
Горная местность без растительного покрова, покрыта камнями-курумами и скалами-останцами
Горная местность с растительным покровом и редкими деревьями, видна граница леса
Скалы-останцы с высотой в метрах
Ледники
Скалы и скалистые обрывы
Отметка высот (479,2 м)
Степная область. Рядом граница леса
Пески, пустыни

Фото некоторых географических объектов


Магистральный зимник, проложенный через таёжный лес. Летом здесь заросли (Якутия)


Лесная грунтовая дорога (Ивдельский р-н, Сев. Урал)


Гать - дорога с деревянным покрытием (Лобненский лесопарк, Моск. обл)


Скальное обнажение, парма (Камень "Великан", Ср. Урал)


Скалы-останцы (скала Старик-камень, Ср. Урал)

Следует понимать, что все имеющиеся топографические карты Генштаба СССР уже давно устарели. Информация, содержащаяся на них, может датироваться 70-80 годами прошлого века. Если вас интересуют подробности прохождения по тем или иным тропам, дорогам, наличие населенных пунктов и географических объектов, то следует заранее проверить достоверность информации по другим источникам. Троп и дорог уже может не быть совсем. Мелкие населенные пункты могут быть заброшенными и представлять собой пустыри, зачастую уже поросшие молодняком.

Но, в любом случае, карты генштаба всё равно несут более точную информацию, и по ним можно более продуктивно рассчитать свой маршрут и расстояние. В данной статье я не стал забивать ваши головы лишними символами и условными знаками топографических карт. Я выложил только наиболее важные и значимые для горно-таёжного и степного региона. Кого интересуют подробности, могут посмотреть .

Карты Генштаба СССР выполнены с использованием Советской системы разграфки и номенклатуры топографических карт. Эта система до сих пор применяется в Российской Федерации и в некоторых бывших Советских республиках. Есть более новые карты, состояние местности на которых примерно 60-80-х годов прошлого века, и более старые карты, так называемый Генштаб РККА, выполненные геодезической разведкой довоенного времени. "Карты составляются в равноугольной поперечно-цилиндрической проекции Гаусса-Крюгера, вычисленной по параметрам эллипсоида Красовского для шестиградусной зоны," - а если не поняли,то не беда! Главное - запомнить (или записать, сохранить эту статью) те моменты, что я привёл выше. Зная их, вы можете умело пользоваться картами и планировать свой маршрут без использования gps.

Похожие публикации