Как люди выращивают растения сада. Конспект и презентация к уроку природоведения "культурные растения полей, садов, огородов"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

г. Кемерово

Котько Наталья Андреевна,

Учитель начальных классов

2 класс. Окружающий мир

"Перспективная начальная школа".

Тема урока:

Растения сада.

Цель:

учить наблюдать, делать выводы, обобщать; развивать коммуникативные способности учащихся, умение самостоятельно добывать учебный материал; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к изучению природы. Обобщить и систематизировать знания учащихся о садовых растениях родного края, о труде людей в саду.

УУД: личностные: формирование алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план; осознание

значимости умения решать учебную задачу.

регулятивные: усвоение понятия термина «растения сада»;

познавательные : логические действия и операции;

коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать других, планировать и согласованно выполнять

совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

Тип урока

Комбинированный

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная, в парах, групповая

Оборудование

Компьютер, мультимедиапроектор

Учебник, ТПО .

Программное обеспечение

Операционная система Windows XP , Microsoft Word 2010, программа для презентаций “Power Point 2007”.

Демонстрационный материал

Мультимедийная презентация.

Дополнительный раздаточный материал

    Карточки c рисунками растений

    Карточки двух цветов для обратной связи

Основные понятия

Задача. Условие. Требование.

Планируемый результат

Учащиеся должны знать:

что решение задачи зависит от правильно выбранного арифметического действия;

планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действия, записывать его в тетрадь;

ХОД УРОКА

Этап урока.

Действия (слова учителя)

Действия (слова) учеников

1.Мотивация

к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Будем думать, будем знать.

Будем мыслить и решать.

Вы готовы к уроку, подравняйтесь, посмотрите все ли что Вам понадобится на уроке у вас есть.

Организуют свою деятельность.

2. Проверка дом. задания

Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке:

Какие зерновые культуры выращивают на полях?

А зачем люди вообще выращивают растения?

И как мы называем такие растения, за которыми ухаживает человек?

Ответы детей…

Рожь, овес, кукуруза, пшеница

Нужны людям для питания, для корма домашних животных,для изготовления тканей, для медицины и красоты.

Культурными

3. Определение темы и цели урока .

Слайд 1

Слайд 2

Посмотрите на экран и, подумав, постарайтесь определить тему нашего урока. О каких растениях мы сегодня будем говорить?

Где растут все эти растения?

Итак, сегодня мы будем говорить о Растениях сада.

Подумайте, какие цели мы поставим перед собой.

    Познакомится с растениями сада.

    Узнать значение этих растений для человека.

    Особенности ухода в разные времена года.

Ответы детей…

4. Работа над новой темой.

Игра «Угадай растения по описанию».

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5-10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Ребята, когда нам не понятно какое-то слово, где мы можем посмотреть значение этого слова?

На экране мы можете увидеть, что означает слово сад по толковому словарю Ожегова

Давайте убедимся так ли это и рассмотрим несколько изображений сада

Итак, ребята, если мы говорим что сад – это территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками, значит сегодня мы будем говорить о деревьях и кустарниках.

И я предлагаю поиграть в игру «Угадай растения по описанию».

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву.

В садочке есть плод,

Он сладок, как мёд,

Румян, как калач,

Но не круглый, как мяч, -

Он под самой ножкой

Вытянут немножко.

Было зелёное

платье атласное.

Нет не понравилось,

выбрала красное.

Но надоело так же и это-

платье надела синего цвета.

Королевой ягод сада,

Садоводы так прозвали,

И бывает золотистой,

Чёрной, красной и душистой!

Низок, да колюч,

Сладок, да не пахуч.

Пока сорвёшь –

Всю руку обдерёшь.

Кустарник. Можно уколоться. С древности сушёными ягодами лечили простуду. Любит этими ягодами полакомиться медведь.

Выводы: В саду растут плодовые деревья и ягодные кустарники.

Ребята, а зачем люди выращивают садовые растения?

В словаре

Сад – территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками.

Ответы детей

Яблоня

Груша

Слива

Смородина

Крыжовник

Малина

5. Физминутка (3-5 мин)

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим, И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем, Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) Тихо сели. Продолжаем работать.

6. Работа по учебнику 101 .

Слайд 15

Ребята, Маша и Миша говорят, что как то их одноклассники поспорили за какими растениями легче всего ухаживать и решили, что это садовые деревья и кустарники, один раз посадил, а урожай снимаешь каждый год, не то, что другие растения, каждый год сади, поли, удобряй, поливай.

Ребята, рассмотрите рисунок на стр. 101 в учебнике. Что Вы видите?

А зачем же:

1)Зачем стволы деревьев обвязывают еловыми ветками?

2)Зачем вешают скворечники и кормушки для птиц?

3)Зачем белят стволы деревьев?

4)Зачем стряхивают снег с веток?

5)Почему в сильные морозы садовые растения надо окучивать снегом?

6)Зачем садоводы снимают с деревьев засохшие листья?

Обсуждение в парах

Разрешите спор одноклассников Маши? Можно ли согласиться с тем, что садовые растения требуют меньше ухода, чем огородные?

- Выберите время года, когда трудятся садоводы в саду.

Вывод: Все культурные растения требуют ухода.

Ответы детей

Представление своих ответов от пары

Ответы детей

7. Закрепление полученных знаний

А сейчас ребята я предлагаю создать макет сада нашей местности.

Практическая работа у доски.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Каковы были цели нашего урока?

Мы достигли целей?

Какие выводы мы сделали?

Ответы детей (поднимают карточки)

- В саду растут плодовые деревья и ягодные кустарники.

- Растения сада, как и другие группы культурных растений, приносят пользу человеку.

- Все культурные растения, включая растения сада, требуют ухода.

9. Домашнее задание

Учебник стр. 100 – 101, ПТ стр.44, № 61

Обсуждение домашнего задания

Вопросы детей

Цели урока:

Образовательные:

Уточнить и расширить знания учащихся о культурных растениях и правилах ухода за ними. Учить распределять работу между членами группы.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры.

Развивающая:

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, выразительности речи, индивидуальных творческих способностей. Формирование умения выделять главное в информации.

Ход урока

1. Орг.момент. (Слайд №1)

С детства мы любим, играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить.

Сегодня на уроке вам потребуется умение дружно работать.

2. Проверка дом.задания. (Слайд №2)

Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке, давайте проверим, как вы усвоили пройденный материал.

Работать сегодня будем в группах и в конце урока выясним, какая группа оказалась самая дружная и трудолюбивая.

Каждая группа получает карточку с заданием, в которой надо определить растение, дать ему название, соединить с картинкой и найти лишнее.

3. Работа в группах.

Представители называют растение и признак, по которому, они определили лишнее (Слайд №3)

(Яблоня, малина, роза)

4. Сообщение темы урока.

Посмотрите на доску и, подумав, постарайтесь определить тему нашего урока. О каких растениях мы сегодня будем говорить? (Слайд №4)

Растения сада и огорода

Как вы думаете, чем отличаются лексические значения этих слов?

Посмотрите в толковом словаре, который лежит у вас на столе.

(Слайд №5)

Сад – территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками.

Сады бывают разных типов: (слайд №6).

  • Ботанический
  • Зимний
  • Фруктовый
  • Японский
  • Огород – сравнительно небольшой участок земли, на котором выращиваются преимущественно овощи, хотя могут присутствовать посадки ягод и плодовых деревьев. (Слайд №7)

    Сегодня мы должны ответить на следующие вопросы: (слайд №8)

    5. Самостоятельная работа в группах.

    У нас три группы:

    1 группа “учёные” отвечает на 1 вопрос.

    2 группа “исследователи” отвечает на 2 вопрос.

    3 группа “агрономы” отвечает на 3 вопрос.

    На столах у вас лежат учебники, хрестоматия, словари, энциклопедии – используя данную литературу, приступайте к работе.

    Помните, что вы работаете в группах, а здесь важна дружба и взаимопонимание.

    (У каждой группы есть карточка-опора, по ней группа должна составить свой рассказ) (Приложение)

    6. Физминутка.

    Встали, пошли в сад (ходьба на месте)
    Пришли, ищем глазами самую большую яблоню (смотрим вверх, вниз, направо, налево)
    Нашли, достаём самое крупное яблоко и кладём в корзину (руки вверх, присели)
    Ещё одно яблоко и ещё, и ещё
    Полная корзина взяли одну корзину (присели, встали)
    Взяли другую (присели, встали)
    Пошли в дом. Поставили корзины. Устали (вытираем пот, потянулись, потрясли руками)
    Тихо сели. Продолжаем работать.

    7. Выступления представителей групп.

    Сначала выслушиваем мнение 2 групп, а потом представителя группы, которая искала ответ.

    • Особенности растений сада и огорода.
    • (Слайд №9)

    Это растения, которые выращиваются человеком и требуют ухода.

    Человек сеет растения не обязательно на их родине, а там, где они ему нужны. Чтобы растение хорошо росло и дало высокий урожай, надо позаботиться о нём. Поэтому мы рыхлим и удобряем почву, если сухо – поливаем, а если очень влажно – осушаем, строим теплицы. Ведь для развития растениям необходимы свет, вода, воздух и тепло.

    • Значение этих растений для человека.
    • (Слайд 10)

    Для употребления в пищу, на корм животным, для красоты.

    • Особенности ухода в разные времена года.
    • (Слайд №11)

    За культурными растениями необходимо ухаживать круглый год.

    Кто попробует объединить все наши выступления и сделает вывод.

    Вывод: 9 (слайд №12)

    В садах и огородах растут культурные растения. Человек выращивает их для употребления в пищу, на корм животным и для красоты. За культурными растениями необходимо ухаживать круглый год.

    8. Работа в рабочей тетради.

    Продолжая нашу работу, выполним задание № 50 в рабочей тетради на стр.36.

    Из группы растений выделить те, которые являются культурными.

    Проверка.

    Назвать растения, которые вы выделили.

    9. Решение природной задачи (слайд № 13).

    Ученики нашей школы решили высадить на наш пришкольный участок следующие растения:

    • Ананас
    • Яблоня
    • Малина
    • Томат

    Все ли растения смогут расти около нашей школы?

    Ананас - расти у нас не может, т.к. это тропическое растение. Какие жалобы мы могли бы от него услышать? (Не хватает солнца, мало тепла, света, влаги, не подходит почва)

    Домашнее задание.

    Дома попробуйте составить жалобу для любого растения наших садов и огородов, им ведь тоже иногда приходится не сладко. Подумайте об их трудностях. На следующем уроке из ваших сообщений мы с вами соберём жалобную книгу культурных растений нашего края.

    10. Итог урока. Игра “Верю – не верю”.

    Давайте подведём итог нашего урока.

    Что нового вы сегодня узнали?

    А теперь я хочу посмотреть, кто на уроке был самым внимательным. Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаете зелёный квадрат, а если нет, то красный.

    Верите ли вы, что:

    • Яблоня – это растение сада.
    • Помидор – растение огорода.
    • Кабачок – растение сада.
    • За культурными растениями не надо ухаживать.
    • Культурные растения необходимы человеку.
    • Сады бывают разных типов.
    • Сад – это участок земли с плодовыми деревьями.
    • Яблоня, абрикос, груша – это овощи.
    • Огород это участок земли, на котором растут дикие растения.

    Молодцы! Вы сегодня хорошо и дружно поработали и за активную работу на протяжении всего урока … получают “5”, а остальные ребята получат оценки на следующем уроке.

    Урок окончен. Всем спасибо (слайд №14) .

    Программа «Перспективная начальная школа»

    ГБОУ СОШ № 838 г. Москва

    Учитель начальных классов: Скороход Надежда Викторовна

    Слайд 2

    Зачем люди выращивают садовые растения?

    • Свежие фрукты и плоды полезны для организма (содержат много витаминов);
    • из фруктов и плодов приготавливают соки, компоты, кисели;
    • из фруктов и плодов варят варенье, джемы.
  • Слайд 3

    Культурные растения сада

    как и другие группы культурных растений, приносят пользу человеку, и поэтому он ухаживает за ними.

    Слайд 4

    Зачем стволы деревьев обвязывают еловыми ветками?

    Это сделано для защиты от зайцев. Зимой, пока в лесу не выпал снег, зайцы голодают, не достать им вкусных молодых веточек деревьев. Бегут зайцы в сад, чтобы грызть кору плодовых деревьев, а еловые ветки колючие.

    Слайд 5

    Зачем вешают скворечники и кормушки для птиц?

    Чтобы весной привлечь в сад птиц, которые поедают насекомых-вредителей и спасают садовые растения.

    Слайд 7

    Зачем стряхивают снег с веток?

    Чтобы под тяжестью снега не сломались ветки.

    Слайд 8

    Почему в сильные морозы садовые растения надо окучивать снегом?

    В рыхлом снегу много воздуха, который защищает растения от холода.

    Слайд 10

    Зачем садоводы снимают с деревьев засохшие листья?

    В засохших листьях, как в уютном домике, спят зимой насекомые-вредители.

  • Слайд 11

    Когда трудятся садоводы в саду?

    • Летом
    • Осенью
    • Весной
    • Зимой
  • Слайд 12

    Весной

    • Нижнюю часть стволов белят известью;
    • Обрезают ветки деревьев и кустарников;
    • Лечат «раны», которые получили деревья за зиму.
    • Проводят посадку новых молодых растений;
    • Вскапывают и рыхлят землю около деревьев и кустарников.
  • Слайд 13

    Летом

    • скашивают траву между рядами;
    • подкармливают растения;
    • поливают;
    • делают «ловчие пояса» на стволах деревьев для насекомых-вредителей (стволы обвязывают широкой полоской ткани, под которую прячутся насекомые. Через некоторое время пояса снимают и вредителей уничтожают.)
  • Слайд 14

    Летом и осенью

    • следят за созреванием урожая и ставят подпорки под ветки деревьев, чтобы не ломались.
    • Созревший урожай в конце лета и осенью убирают.
  • Каждый знает, что такое сад. Значение этого слова не вызывает сомнений, однако в чем его отличие от парка, какие бывают их виды и когда они возникли - не всякий сможет ответить на эти вопросы. А меж тем традиция организовывать сады сформировалась еще в глубокой древности.

    Сад: значение слова

    Как только человечество перешло к и начало создавать первые подобия жилищ - возникла идея выращивать возле них растения и фруктовые деревья.

    Так появились первые сады. Постепенно садоводство превратилось в настоящее искусство. С эпохи Ренессанса и вплоть до начала XX в. для состоятельных людей сад стал выполнять роль места для отдыха и прогулок, а не источника продуктов питания. А вот для крестьян он всегда был (и остается!) местом для выращивания фруктов и орехов, а также помогал зарабатывать дополнительные деньги.

    Сегодня слово «сад» означает отведенную человеком территорию, на которой по определенной схеме высаживаются многолетние фруктовые деревья, а также кусты, иногда растения и цветы. В редких случаях огороды тоже называются садами. Так, в английском языке для слов "сад" и "огород" используется один термин - garden.

    В старину неотъемлемой частью сада был пруд, который являлся источником воды, а также выполнял декоративную функцию. Сегодня, благодаря различным системам полива и орошения, необходимость в пруде как источнике влаги отпала.

    Еще одним традиционным атрибутом садов является пасека. Пчелы опыляют все цветы в саду, способствуя хорошему урожаю, а также добывают мед.

    Виды садов

    В первую очереди сады делятся на частные и промышленные.

    Частный сад, как правило, устраивается согласно вкусу своего владельца. В то время как промышленный отличается значительными размерами и располагается так, чтобы было удобно ухаживать за растениями с помощью машин. В таких местах растут специально подобранные деревья и кусты, а лица, ухаживающие за ними, не допускают, чтобы смешивались разные сорта.

    По виду растений выделяют однородные сады и смешанные.

    Также есть следующие виды:

    • Ботанический сад - это территория, на которой выращиваются растения с научной целью. Также они играют роль своеобразного «живого» музея, где каждый желающий может увидеть различные виды флоры (в том числе и редкие или недавно выведенные растения) и даже приобрести себе некоторые из них.
    • Фруктовый (плодовый или плодово-ягодный) сад - это место, где растут только плодовые деревья и кусты. Такой вид считается самым древним.
    • Декоративный сад служит для удовлетворения эстетических нужд своего владельца. Иными словами, растения здесь выращиваются не для пищи, а больше для красоты. Есть три подвида декоративных садов: японский, китайский и зимний. Последний отчасти напоминает оранжерею или теплицу, однако отличается от нее, поскольку является частью дома и используется для сохранения неморозостойких растений.

    Чем отличается сад от парка?

    Парк и сад - это два довольно близких между собою понятия, ведь они оба - творение рук человеческих.

    Однако есть существенное отличие. Растения, посаженные в парке, да и само его оформление, служат для удовлетворения эстетических нужд человека: отдохнуть или прогуляться - но не для выращивания пищи. Иногда в парках садят фруктовые деревья, но это скорее исключение, нежели правило.

    Самые известные сады в истории

    Традиция выращивания садов довольно древняя, поэтому история знает их немало, а один даже был признан вторым чудом света. Речь идет о Семирамиды, построенных в Вавилоне по приказу царя Более чем через тысячу лет, при императрице Екатерине II, в Российской империи, по аналогии с вавилонским чудом света, был создан Висячий сад Малого Эрмитажа.

    В Древнем Риме родоначальником садовой культуры стал полководец Луций Лукулл. Он создал легендарные Сады Лукулла, восстановленные через века семейством Медичи.

    Садовая культура Рима, ставшая прародительницей европейской, опиралась на наработки Древнего Египта. Несмотря на неблагоприятное климатическое положение, страна фараонов славилась своими садами. Помимо обычных, у них были дворцовые, храмовые и даже могильные их виды.

    Нельзя не вспомнить о садах Версаля, которые растянулись более чем на 900 га. Этот комплекс, находящийся недалеко от Парижа, является живой иллюстрацией того, на что способна человеческая фантазия при достаточном финансировании.

    Что касается Великобритании, то здесь разведение садов является национальной традицией, поэтому их там очень много и некоторым более 300 лет.

    Другие значения слова «сад»

    Это название довольно часто фигурирует и в иных значениях. Так садом именуется одна из букв арабского алфавита. Также один из самых известных философов и извращенцев в истории носил имя - Донасьен Альфонс Франсуа де Сад.

    Кроме того, Садом называется одна из польских деревень и два украинских поселка.

    Помимо всего прочего, есть масса названий и понятий, аббревиатуры которых формируют слово «САД»: систолическое артериальное давление, строительство автомобильных дорог, сводная авиационная дивизия и т. п.

    Сады, как и леса, является легкими планеты и поэтому чем больше их появляется, тем лучше. Хочется надеяться, что в современном мире садоводческая культура не исчезнет, а только усовершенствуется, и на Земле ежегодно будут насаживаться новые и прекрасные сады.

    Похожие публикации