История психологии (краткое описание). Основные этапы становления психологии как науки

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В.М.Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

2. Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).

3. Задачи и место психологии в системе наук

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

  • научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
  • научиться управлять ими;
  • использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
  • быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Каково же место психологии в системе наук?

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 1 . Классификация А. Кедрова

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

4. Основные исторические этапы развития психологической науки

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат . анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н.э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.

    возникновение и развитие психики;

    сознание человека как высшую форму психики

    обусловленность психики человека биологическими и социально - историческими факторами;

    нейрофизиологические основы психической деятельности;

    структуру психики человека

    закономерности формирования психических образов;

    отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмо­циональных процессов

    индивидуально-психологические особенности личности;

    психологические особенности поведения человека в социальной среде;

    психологию конкретных видов человеческой деятельности.

Психологические знания необходимы человеку для правильной орга­низации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной орга­низации своей деятельности. Они нужны ему также для самоанализа и личностного самоусовершенствования. (1)

Этапы развития психологии

Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Сформировалась на базе материалистического взляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.

Психология,

как наука о поведении

Начинается в XX в. Задачи психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

Психология,

как наука о сознании

Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Психология, как наука о душе

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

История становления психологии как науки

Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук. Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) - таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира.

Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах.

Эти представления в дальнейшем явились основой принципиально противоположных философских направлений, между которыми велась постоянная борьба взглядов и подходов.

Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа ? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом?

Крупнейший философ древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) утверждает, что и душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. Душа - движущее начало, она материальна. Иное представление о сущности души развивает Платон (428-348 гг. до н.э.). Платон утверждает, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними как посредник - мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Душа бессмертна, полагал Платон. Первый труд, посвященный душе, был создан Аристотелем (384-322 до н.э.). Его трактат «О душе» считается первым психологическим трудом.

Так сложился исторически первый этап становления психологии как науки о душе.

К началу XVII века , когда получили уже значительное развитие механики, некоторые области математики и естественных наук, были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знаний. На смену психологии души приходит психология сознания. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которой непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души, основанной на простых рассуждениях, психология сознания основными источниками знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции («заглядывания внутрь»).

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др.

Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX в.

Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882). Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.). Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвящен вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвергну-ты математической обработке Г. Фехнером . Так были заложены основы экспериментального психофизического исследования . Эксперимент начинает очень быстро внедряться в изучение центральных психологических проблем. В 1879 г. открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вунд), в России (В. Бехтерев), экспериментальная работа начинает быстро расширяться, а психология становится самостоятельной экспериментальной наукой.

Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются такие психологические понятия, как «душа», «сознательное и бессознательное», возникают некоторые научные концепции и, тем не менее, этот период часто называют периодом открытого кризиса.

Причин, приведших психологию к кризису , было немало: отрыв психологии от практики, использование интроспекции в качестве основного метода научного исследования, невозможность изменить ряд психологических проблем. Многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально.

Кризис привел к краху сложившихся психологических воззрений. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность из них получили три: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология. (3)

Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.

Первый этап. Времена античности – предметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное; это частица всемирного космоса или мира абсолютных идей, тело тленное. Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков. Основная идея – душа материальна, состоит из атомов различных веществ. Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.

Второй этап XVII - XIX вв. – предметом психологии становится сознание . Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса. Основным методом изучения сознания была интра-спекция, разработал этот метод Дж. Локк.

XIX век – Вильгельм Вундт. Его подход назвали структуролизмом, т.к. Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.

Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление в изучении сознания – функционализм (предназначение). Задачей психологии он считал изучение функций сознания. Основной функцией сознания он считал адаптацию.

Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм . Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение . Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S – внешние стимулы, R – ответная реакция или поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. Классический бихевиоризм не отрицает существование сознания. В 60-е годы из классического бихевиоризма возникает социобихевиоризм (А.Бандура) – отмечалась очень важная роль когнитивных структур, в частности процессов восприятия памяти и мышления.

Четвертый этап 1910 - 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика . Возникают различные психологические направления и школы.

Психоанализ – основоположник З. Фрейд. Предметом являлась связь между сознанием и бессознательным. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности: предсознание; сознание; бессознательность. Содержание бессознательного практически никогда не переходят в сознание, этому мешают защитные механизмы личности. Но иногда, в искаженном виде. это содержание может проявляться (например в сновидениях или оговорках).

Из классического психоанализа в 30-60 годы 20 века выделилось два основных направления: глубинная психология (К. Юнга) и аналитическая психология (А. Адлера). Юнг создал теорию о коллективном бессознательном, в которой описал структуру психики. Он выделил три компонента: Коллективное бессознательное или архаичная психика. Личное бессознательное которое включает в себя вытесненные травмирующие переживания, мысли и пр. Формируется в личном опыте. Сознание – те структуры, которые позволяют воспринимать, осознавать, запоминать и анализировать поступающую информацию. Юнг описал архитипы которыми обладает личность – это архитипы: Персона и Тень, Анима и Анимус, Самость.

Позиция Адлера. В концепции Адлера одним из ключевых понятий является комплекс неполноценности, который существенно влияет на личностное развитие и самоактуализацию личности. (Чужой реферат)

Представления о душе как предмете психологии.

Античная психология – система взглядов на психику, которая развивалась в рамках философских учений о душе.

Первобытное понимание души: это особо тонкий материальный предмет (начало), которое соединено с телом, но способно отделяться от тела. Душе приписывались голос, видимый облик, ничтожный вес, возможность быстро перемещаться в пространстве. Потеря сознания, обморок – временное отделение души от тела. Смерть – отступление души от тела.

В античности не было единого учения о душе. Два главных направления в понимании сущности души: материализм (Левкип, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Стоики) и идеализм (Платон, Аристотель).

1. Демокрит Душа причина движения тела. Душа материальна и состоит из мелких круглых, особо подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа продукт распределения атомов. Душа смертна. Ее обновление происходит с каждым дыханием (часть атомов входит, часть покидает тело).

Панпсихизм – душа принадлежит всем, даже мертвым телам. Больше всего атомов души у человека, но они есть и у камня.

Болезнь – это изменение пропорции атомов.

В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены к внешнему восприятию. Особо благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу, он – место высших душевных функций, способности к познанию. Орган благородных страстей - сердце, чувственных желаний и вожделений – печень. Душа не существует вне тела. Она сама особое тело. Если душа движет телом, то она сама телесна, т.к. механизм действия души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка.

Разработка идей Демокрита у Эпикура и стоиков.

Эпикур – душу могут иметь только те существа, которые могут ощущать.

Стоики выделяли восемь частей души: управляющее начало (у человека – разум, у животных – инстинкт); зрение (пневма, распространяющаяся от управляющей части до глаз); обоняние; слух; осязание; вкус; воспроизводящая пневма, распростряняющаяся от управляющей части до органов деторождения; голос.

Управляющая часть помещается в голове.

Лукреций Кар – различает дух и душу. Душа – все то, что связано с телом; дух – душа души, особо тонкое материальное начало, ответственное за наиболее высшие проявления души.

Познание: Демокрит – темный род познания (ощущение, ограниченно в своих возможностях); светлый (мышление).

Восприятие – естественный физический процесс. От вещей отделяются тонкие пленочки, они суть формы или виды вещей, они ударяются о наши органы чувств, из которых истекают атомы души. Атомы души улавливают образы. Видим, слышим мы в следствии вхождения в нас эйдолов (образов).

Эпикур: указывает на целостную природу восприятия: все чувственные качества улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым.

Стоики: ощущение – источник познания. Ничего прирожденного в душе нет. Душа – чистый лист папируса, на котором человек записывает свою первую мысль. Мышление – это продолжение ощущения. Это истинное, светлое, законное познание.

Демокрит : мышление – долее тонкий познавательный орган и схватывает атом, недоступный ощущению.

Эпикур: в отличии от ощущения мышление дает знание общего в виде понятий или общих представлений, позволяет охватить большее количество частных явлений (ощущение дает лишь единичные представления).

Мышление сходно по своим механизмам, в их основе лежит истечение образов от предметов.

Стоики: мышление – внешние (речевое, превращение внутренних мыслей во внешнее рассуждение); внутреннее (Соотнесение вещей в ситуации и умение правильно намечать соответствующее поведение).

Проблема чувств:

Демокрит: страдание (состояние которое противоречит природе); удовольствие (соответствие природе).

Удовольствие и страдание – критерии того к чему надо стремится или чего следует избегать. Цель жизни - –хорошее самочувствие и расположение духа. Чувства – помеха, лучше обходится без них.

Эпикур: человек должен жить в соответствии с удовольствием (свобода от телесных болезней и душевных тревог).

Стоики: учение об аффектах.

Аффект – это чрезмерные противоразумные, противоестественные движения души, связанные с неправильным представлением о вещах. Желание – неразумное возбуждение. Стоики насчитывали 26 аффектов. Четыре класса – удовольствие; неудовольствие; желание; страх. Аффекты вызываются внешними причинами.

Стадии нарастания аффективного состояния:

А) под влиянием внешних воздействий непроизвольно возникает телесный процесс (возбуждение). Аффекта нет без телесных проявлений.

Б) непроизвольно наступает мнение о том, что происходит и стремление действовать в соответствии с этим мнением.

В) включается разум. Его функция оценить воздействие с т. зр. Добра (блага) и зла для человека.

Если разум правильно судит о происходящем, то действия в соответствии с этим пониманием и правильный аффект. Если не правильная оценка происходящего, то аффект. Таким образом аффект- результат неправильной оценки событий.

Аффект не возникает без участия разума. Т.к. аффекта нет у животных, детей, слабоумных.

Борьба с аффектом:

1. Не дать аффекту принять внешнее выражение. Бороться с внешними выражениями страстей.

2. Не преувеличивать аффект воображением.

3. Оттянуть последний этап нарастания аффективного состояния (т.е. создать расстояние между аффектом и деятельностью в направлении аффекта).

4. Отвлечься на воспоминание другого рода.

5. Разоблачить действия на которые толкает аффект.

Проблема воли и характера:

Демокрит : жесткий детерминизм. Все существующее в мире подчинено необходимости. Поведение человека детерминируется нешними причинами.

Эпикур: самопроизвольное отклонение атомов. Отсюда человек обладает свободой воли. Он не только находится под воздействием внешних сил. Но и является действующим субъектом, смеющимся над судьбой.

Стоики: все в мире подчиняется закономерности, а человек – судьбе. Свобода заключается не в независимости от внешних обстоятельств, а в добровольном следовании необходимости. Отсюда проблема характера. Характер – нечто постоянное в человеке. Это своеобразие, которое отличает поступки одного человека от другого. Характер формируется в активном делании жизни. Главная роль в формировании характера принадлежит закаливанию духа долгими упражнениями, путем совершения поступков с помощью наблюдения поступков героев, размышления над ними.

Идеалистическая психология.

Платон : на него оказал влияние Сократ.

Идеи Сократа, перешедшие к Платону:

а) нематериальность и невещественность души. Душа – божественное начало, она бессмертна;

б) взгляды на нравственное поведение. Основание нравственного поведения – знание того, что такое благо. Добродетель состоит в знании добра; в) знание обладает активной силой, побуждает к действию. Знание спрятано в тайниках души, необходима помощь в выведении знания на свет божий 9маевтика).

Центральная философская проблема – учение об идеях.

Идеи – истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они безвидны, незримы, существуют самостоятельно, независимо от чувственных вещей.

Материя – небытие, бесформенное незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью, т.е. всем при соединении с определенной идеей.

Чувственный мир – материальные вещи, предметы, естественные и сделанные человеком.

Идеи – образцы, вещи – их подобия.

Душа – начало, посредствующее между миром идей и чувственных вещей. Она нечто первичное, возникающее прежде всех тел, властвует над всеми.

Человек – микрокосм, который подобен космосу в целом. Космос – некоторое одушевленное тело. У космоса есть своя душа (мировая душа). Индивидуальная душа человека – часть космической (мировой) души.

Космос – разумное существо – вместилище космического ума и тела.

Человек состоит из двух начал – тела и души. Тело состоит из огня, воздуха, воды и земли.

Душа не имеет материального носителя, она одинакова по природе с миром идей. Душа не есть идея, она причастна идеям.

Не тело управляет поведением человека, а все связывается благом и долгом.

Соотношение души и тела: душа не существует отдельно от тела, душа должна соответствовать телу. Они (душа и тело) должны быть соразмерны. Все зависит от души, а в самой душе от разума.

Три начала души (три слоя по близости к идеальному началу): вожделеющая (соединена с телом, обращена к чувственным вещам и телу); разумная (обращена к миру идей); аффективно-волевая (это средняя часть, обращена на мир человеческого поведения и поступков).

Вожделеющая душа обращена на ощущения и восприятия; разумная – на теоретические знания; аффективно-волевая – на мнения (мнение не дает знание причин – отсюда непостоянство).

Свойства каждой части души (добродетели):

Вожделеющая – умеренность (следование мере);

Разумная – мудрость;

Аффективно-волевая – мужество.

Динамизм душевного мира:

Разумное начало управляет телом и остальными частями души. Разум видит лучшее, а человек следует худшему. Душа – бессмертна. После смерти человека она отлетает и попадает на суд, на котором а зависимости от человеческих поступков она попадает в ад или переселяется в тело человека.

Проявления души – познание как припоминание, как память. Припоминания – оживления знаний, которые душаимела до вселения в тело.

Ощущения не дают знания. Они стимулы для работы ума.

Платон различает мнение (нечто промежуточное между знанием и незнанием, это чувственное познание, низший вид знания); рассудок (относится к области идей, но при этом душа пользуется образами); разум (постижение идей, отрешенных от всякой чувственности. Душа направлена на сущее без образов).

Душа имела свое существование до земной жизни. Когда душа вспоминает идеи, она приходит в божественное исступление (Эрос).

Эрос – особое состояние, которое испытывает душа, влекущаяся к знанию, к истина.

Четыре стадии (формы) Эроса: тело (познание направленное на тело); душа; прекрасное; сама идея (чистая красота, вопрос о смысле жизни).

На душу можно влиять – правильное воспитание и обучение пробуждает в человеке хорошие задатки

Аристотель: это вершина античной мысли.

Критикует представления о душе как материальном субстрате. Душа – нечто принадлежащее телу, самая важная функция тела, это форма, которая существует в материи. Форма лежит не над материей, а в ней самой. Движение определяется формой, но не осуществляется не без плана, цели.

Соотношение души и тела: душа и тело связаны между собой, но не так как точка и с линией. Душу нельзя изучать отдельно от тела. Душа – форма тела. Это не материя, т.к. материя есть то из чего состоит вещь. Форма – суть вещи, она выражает стремление вещи к определенному существованию. Форма задает определенную линию развития. Душа – цель.

Виды форм души: растительная (вегетативная, питание, размножение, низшая); животная (ощущения, чувства); человеческая (разумное человеческое мышление).

Телу соответствует много функций – несколько душ. Не делить душу на части, она – целое. Силы души – части души только в логическом плане. Каждая последующая ступень включает функции предыдущей.

Душа человека – растительная – в ней нет ни добродетели, ни пороков, она обеспечивает телесное существование; животная – этические или волевые добродетели; человеческая – интеллектуальные добродетели (гордость, благородие, мудрость). Этим частям души соответствуют различные воспитания: растительная – физическое развитие; этические добродетели развиваются в процессе нравственного воспитания; интеллектуальная – развивается в ходе обучения.

Орган души – сердце.

Энтилехия – высшее осуществление всех функций среды (то что вложено в тело, как его цель).

Учение о познании: познавательные способности: ощущения и восприятия; память, воображение, мышление.

Невозможно знание без чувственного восприятия. Ощущение дает знание единичного (это его сущность). В ощущении душа воспринимает форму без материи. Ощущение осуществляется при помощи органов чувств. процесс ощущения – уподобление органа чувств предмету. Этот образ точно передает знание о предмете.

Пять модальностей ощущения : зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Аристотель выделяет еще общие чувства, которые отражают общие качества вещей (движения, покой). Орган общего чувства – душа. Мы не только имеем, но и знаем, что мы ощущаем. Функция – общего чувства: сравнение характеристик одного и того же предмета.

Процесс ощущения – процесс колебания (движения) промежуточной среды, которая находится между предметом и органом чувств. Ощущение это страдательный процесс, процесс который вызывается объектом. Активность субъекта выражается в том, что человек способен видеть предмет под определенным ракурсом, с определенной стороны (направлять душу на объект).

Память – сохранение и воспроизведение чувственного знания, ощущения.

Три вида памяти: сохранение следов ощущений (сенсорная память, это низшая память, ей обладают все); сохранение образа восприятия, которое имеет знак прошлого (этот вид памяти имеют и животные); воспоминание сложных процессов воспроизведения прошлого опыта, которая предполагает активный поиск, активную работу (это высшая память, есть только у человека).

Память осуществляется при участии тела. Воспоминание опирается на работу определенных телесных механизмов. Память дает нам опыт (склад чувственного знания о действительности).

Воображение – способность создавать представления.

Мышление – процесс составления суждений.

Виды мышления – низшее (констатация, приспособленное к решению своих задач); высшее (логическое (научное), интуитивное, мудрость (знание самого важного и сокровенного).

В зависимости от направления мышление – практическое (умение правильно действовать в ситуации) и теоретическое (познание сути самих вещей).

Две функции практического ума: умение ставить цели; нахождение адекватных средств для достижения цели. Это важный инструмент поведения.

Учение о чувствах и аффектах:

Удовольствие – показатель благоприятного течения деятельности.

Страдание – трудности в течении деятельности.

Удовольствие побуждает действие, оно делает его точнее и продолжительнее. Разные виды деятельности – разные виды удовольствия. Телесные удовольствия необходимы, но они должны быть умеренны.

Аффект – состояние, при котором человек выходит за рамки своего обычного состояния. Аффектом он называет страсти или переживания.

Аффект – страдательное состояние:

А) аффект воздействует непреднамеренно, непроизвольно.

Б) он всегда связан с удовольствием или страданием.

В) в состоянии аффекта люди всегда меняют свои прежние решения.

Моральной оценке должен подвергаться не сам аффект, а поведение человека (в аффекте мы действуем, но поведение подчиняется не только аффекту, но и более высшим представлениям).

Учение о воле: развивается среди учения об этике. Проблема поступка и наказания за него.

Действия – непроизвольные (совершаются по причине, находящейся вне субъекта (по природе, по случаю, по необходимости, по принуждению), эти действия не подлежат юридической оценке); произвольные (причина действия лежит внутри субъекта (по привычке, по чувственному стремлению, оценка будущего, по разумному стремлению (сознательный выбор) – волевое действие).

Намерение основывается на взвешивании всех обстоятельств и расчете. Принятие намерения – характеристика произвольного действия.

Поздняя античность:

Преображение проблемы души: 1. Интерес к самопознанию. Задача изучения внутреннего мира имеющего гораздо более высшие ценности (Августин). 2. Сильный интерес к описанию особых состояний души (сон, экстаз, одержимость). 3. Решающей частью души является не разум (как у древних), а воля и чувства. Проблема свободы воли.

Психология как наука возникла в Древней Греции и до сих пор является актуальной отраслью. На основе трактатов и работ ученых были разработаны механизмы, модели и системы, позволяющие изучить поведение, восприятие, осознание и приспособляемость человека в социуме. Давайте узнаем краткую историю психологии, а также познакомимся с известными деятелями, которые внесли огромный вклад в развитие этой гуманитарной науки.

Краткая история психологии

С чего все началось? Как возникла психология как наука? На самом деле эта отрасль тесно связана и с философией, и с историей, и социологией. На сегодняшний день психология активно взаимодействует с биологией и нейропсихологией, несмотря на то что изначально ученые в этой отрасли пытались найти доказательства существование души в теле человека. Само название и произошло от двух производных: логос ("учение") и психо ("душа"). И только после 18 века ученые провели тончайшую связь между самим определением науки и человеческим характером. Так и появилось новое понятие психологии - исследователи стали строить психоанализ, изучать поведение каждого человека, выявлять категории и патологии, которые влияют на интересы, приспособляемость, настроение и жизненный выбор.

Многие великие психологи, такие как С. Рубинштейн и Р. Гоклениус, отмечали, что данная наука является важной в познании человека. Испокон веков исследователи изучают связь разума с религией, веры с духовностью, сознания с поведением.

Что это такое

Психология как самостоятельная наука изучает психические процессы, взаимодействие человека с окружающим миром и поведением в нем. Основным объектом в учении является психика, что в переводе с древнегреческого означает "душевный". Иными словами, психика - реализованные действия человека, которые базируются на первичных знаниях о реальности.

Краткие тезисы, определяющие психологию:

  • Это способ познания самого себя, своего внутреннего и, конечно же, окружающего мира.
  • Это "душевная" наука, ведь она заставляет нас постоянно развиваться, задавая извечные вопросы: кто я такой, зачем я в этом мире. Именно поэтому прослеживается тончайшая связь психологии с науками, такими как философия и социология.
  • Это наука, изучающая взаимодействие внешнего мира с психикой и ее влиянием на окружающих. Благодаря многочисленным исследованиям была создана новая отрасль - психиатрия, где ученые стали выявлять патологии и психологические расстройства, а также купировать их, лечить или полностью изничтожать.
  • Это начало духовного пути, где великие психологи вкупе с философами стремились изучить связь духовного и материального мира. Несмотря на то что сегодня осознание духовного единства - это лишь миф, пришедший из глубин времени, психология отражает некий смысл бытия - упорядоченный, окультуренный, организованный спустя тысячи лет.

Что изучает психология

Давайте ответим на главный вопрос - что изучает наука психология? В первую очередь все психические процессы и их составляющие. Исследователи установили, что данные процессы можно разделить на три вида: воля, чувства, познание. К их числу относятся и мышление человека, и память, и эмоции, и цель, и принятие решений. Отсюда появляется второе явление, которое изучает наука - психические состояния. Что изучает психология:

  • Процессы. Внимание, речь, чувствительность, аффекты и стресс, чувства и мотивы, представление и любознательность.
  • Состояния. Усталость и эмоциональные всплески, удовлетворенность и апатия, депрессия и счастье.
  • Свойства. Способности, уникальные черты характера, типы темперамента.
  • Образование. Привычки, навыки, области знания, умения, приспособленность, персональные черты.

Давайте теперь начнем формулировать ответ на главный вопрос - как возникла психология как наука? Изначально исследователи обращали внимание на простые явления психики, за которыми и стали вести наблюдения. Было замечено, что любой психический процесс может длиться как всего несколько секунд, так и более, порой достигая 30-60 минут. Это вызвало и впоследствии вся психическая деятельность людей была отнесена к сложным мозговым процессам.

Сегодня наука изучает каждого индивидуума по отдельности, выявляя все новые психические явления, хотя раньше все было разделено на несколько видов. Чувство подавленности, причины раздражения, рассеянность, перепады настроения, формирование характера и темперамента, саморазвитие и эволюция - это лишь малая часть того, что повлияло на развитие психологии как науки.

Главные задачи науки

Как возникла психология как наука? Все началось с того, что мыслители и философы начали обращать внимание на психические процессы. Это и стало основной задачей учения. Исследователи анализировали особенности всех процессов, связанных напрямую с психикой. Они считали, что данное направление отражает действительность, то есть все события влияют на психоэмоциональное состояние человека, что побуждает его на то или иное действие.

Анализ всех явлений, связанных с психикой, и их развитие - это вторая задача науки. Затем появилась и третья, важная ступень в психологии - изучение всех физиологических механизмов, которыми управляют психические явления.

Если говорить о задачах кратко, то можно разделить их на несколько пунктов:

  1. Психология должна научить понимать все психологические процессы.
  2. После этого мы учимся контролировать их, а затем и вовсе управлять ими.
  3. Все знания направляем в развитие психологии, которая тесно связана со многими гуманитарными и естественными науками.

Благодаря основным задачам фундаментальная психология (то есть наука ради науки) была разделена на несколько ветвей, к которым относится и изучение детских характеров, поведения в рабочей среде, темперамент и черты творческих, технических и спортивных личностей.

Методики, которые используются наукой

Все этапы становления психологии как науки связаны с великими умами, мыслителями и философами, которые и разработали абсолютно уникальную сферу, изучающую поведение, характер и умения людей. История подтверждает, что основоположниками учения стали Гиппократ, Платон и Аристотель - авторы и исследователи античности. Именно они и предположили (конечно, в разные отрезки времени), что существует несколько видов темперамента, которые отражаются на поведении и целях.

Психология, прежде чем стать полноценной наукой, прошла огромный путь и затронула практически каждого известного философа, врача и биолога. Одними из таких представителей являются Фома Аквинский и Авиценна. Позже, в конце XVI века, в развитии психологии участвовал Рене Декарт. По его мнению, душа - это субстанция внутри субстанции. Именно Декарт впервые внес в обиход слово "дуализм", что означает наличие духовной энергии внутри физического тела, которые очень плотно сотрудничают между собой. Разум, как установил философ, и есть проявления нашей души. Несмотря на то что многие теории ученого были высмеяны и опровергнуты спустя несколько веков, он стал главным основоположником психологии как науки.

Сразу после работ Рене Декарта стали появляться новые трактаты и учения, написанные Оттоном Касманом, Рудольфом Гоклениусом, Сергеем Рубиншейном, Уильямом Джеймсом. Они шагнули дальше и стали обнародовать новые теории. Так, например, У. Джеймс в конце XIX века доказал наличие потока сознания с помощью клинических исследований. Главная задача философа и психолога была обнаружить не только душу, но и ее структуру. Джеймс предположил, что мы - это двойственное существо, в котором "обитает" и субъект, и объект. Давайте рассмотрим вклады других, не менее значимых ученых, таких как Вильгельм Максимилиан Вундт и Карл Густав Юнг и др.

С. Рубинштейн

Сергей Леонидович Рубинштейн - это один из основателей новой школы в психологии. Работал в начале XX века в Московском государственном университете, был преподавателем и параллельно проводил исследования. Основной вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна был сделан в педагогическую психологию, логику и историю. Он подробно изучал типы личностей, их темперамент и эмоции. Именно Рубинштейн создал всем известный принцип детерминизма, который обозначал, что все действия и поступки человека напрямую связаны с внешним (окружающим) миром. Благодаря своим исследованиям был награжден многочисленными медалями, орденами и премиями.

Сергей Леонидович подробно описал свои теории в книгах, которые впоследствии поступили в тираж. К ним относится и "Принцип творческой самодеятельности", и "Проблемы психологии в трудах Карла Маркса". Во второй работе Рубинштейн рассмотрел общество как единое целое, которое следует по единому пути. Для этого ученому пришлось провести глубокий анализ советского народа и сравнить с зарубежной психологией.

Сергей Леонидович также стал основоположником исследования личностей, но, ко всеобщему сожалению, не смог закончить работу. Однако его вклад заметно продвинул развитие отечественной психологии и укрепил ее статус как науки.

О. Касман

Оттон Касман в психологии сыграл значительную роль, несмотря на то что длительный период являлся главным пастором и богословом в немецком городе Штаде. Именно этот общественный религиозный деятель назвал все психические явления научными объектами. Об этом основоположнике практически нет информации, так как за четыре века произошло довольно много событий. Однако Оттон Касман оставил нам ценные труды, которые называются Psychologia anthropologica и Angelographia.

Богослов и деятель внес коррективы в термин "антропология" и объяснил, что биологическая природа человека напрямую связана с абстрактным миром. Несмотря на то что Касман внес неоценимый вклад в психологию, сам пастор тщательно изучал антропологию и пытался провести параллель между этим учением и философией.

Р. Гоклениус

Рудольф Гоклениус в психологии является важным звеном, несмотря на то что был доктором физических, математических и медицинских наук. Жил ученый в 16-17 веках и за свою длительную жизнь создал немало важных трудов. Как и Оттон Касман, Гоклениус стал использовать в обиходе слово "психология".

Интересный факт, но Гоклениус являлся персональным учителем Касмана. Получив докторскую степень, Рудольф стал подробно изучать философию и психологию. Именно поэтому сегодня мы знакомы с именем Гоклениуса, ведь он был представителем неосхоластики, которая совмещала в себе и религию, и философские учения. Ну а так как ученый жил и работал в Европе, он выступал от католической церкви, которая и создала новое направление схоластики - неосхоластику.

В. Вундт

Имя Вундта известно в психологии так же, как и Юнга, и Рубинштейна. Вильгельм Максимилиан жил в 19 веке и активно практиковал экспериментальную психологию. Данное течение включало в себя нестандартные и уникальные практики, которые позволяли изучить все психологические явления.

Как и Рубинштейн, Вундт изучал детерминизм, объективность и тонкую грань между деятельностью человека и его сознанием. Главная особенность ученого в том, что он являлся опытным физиологом, который понимал все физические процессы живых организмов. В какой-то мере Вильгельму Максимилиану было гораздо проще посвятить свою жизнь такой науке, как психология. За всю жизнь он обучил десятки деятелей, в числе которых Бехтерев и Серебреников.

Вундт стремился познать, как работает наш разум, поэтому нередко проводил эксперименты, позволяющие ему выяснить химические реакции в организме. Именно работы этого ученого и заложили фундамент в создании и продвижении такой науки, как нейропсихология. Вильгельм Максимилиан любил наблюдать за поведением людей в разных ситуациях, поэтому разработал уникальную методику - интроспекцию. Так как сам Вундт был еще и изобретателем, то многие эксперименты прорабатывались самим ученым. Однако интроспекция не включала в себя использование приборов или инструментов, а лишь только наблюдение, как правило, за собственными психическими явлениями и процессами.

К. Юнг

Юнг, возможно, один из самых популярных и амбициозных ученых, который посвятил свою жизнь психологии и психиатрии. Причем деятель не просто пытался понять психологические явления, он еще и открыл новое направление - аналитическую психологию.

Юнг тщательно проработал архетипы или структуры (модели поведения), которые появляются на свет вместе с человеком. Ученый тщательно изучал каждый характер и темперамент, связывал их одним звеном и дополнял новой информацией, наблюдая за своими пациентами. Юнг также доказал, что несколько человек, находясь в едином коллективе, могут неосознанно совершать схожие действия. И именно благодаря этим работам ученый начал анализировать индивидуальность каждого человека, изучать, есть ли она вообще.

Именно этот деятель предположил, что все архетипы являются врожденными, но главная их особенность в том, что они развиваются сотни лет и передаются из поколения в поколение. Впоследствии все типы напрямую влияют на наш выбор, поступки, чувства и эмоции.

Кто такой психолог сегодня

На сегодняшний день психолог, в отличие от философа, должен получить хотя бы степень бакалавра в университете, чтобы практиковать и исследовать. Он является представителем своей науки и призван не только оказывать психологическую помощь, но еще и вносить вклад в развитие своей деятельности. Чем занимается профессиональный психолог:

  • Выявляет архетипы и устанавливает характер, темперамент личности.
  • Анализирует поведение своего пациента, выявляет первопричину и искореняет ее при необходимости. Это позволяет изменить образ жизни, избавиться от негативных мыслей и помочь найти в себе мотивацию, цель.
  • Помогает выбраться из депрессивного состояния, избавиться от апатии, познать смысл жизни и начать искать его.
  • Борется с психологическими травмами, которые случались либо в детстве, либо на протяжении всей жизни.
  • Анализирует поведение пациента в социуме и также находит первопричину. Как правило, во многих случаях важную роль играет обстановка в семье, взаимоотношение со сверстниками, родными и просто незнакомыми.

Не стоит путать психолога с психиатром. Второй представляет собой ученого, который получил медицинскую степень и имеет право заниматься диагностикой, лечением. Он выявляет, анализирует и обследует психические расстройства от самых незначительных и незаметных до самых агрессивных. Задача психиатра в том, чтобы выявить, болен ли человек или нет. В случае обнаружения отклонения врачом разрабатывается уникальная методика, которая позволяет помочь пациенту, купировать его симптомы или полностью вылечить. Несмотря на всеобщие разногласия, было заключено, что психиатр не является медицинским специалистом, хотя работает напрямую с пациентами и различными лекарственными препаратами.

Психология актуальна и важна в жизни каждого из нас. Эта наука является ярким примером эволюции человека, когда, задавая себе бесчисленные вопросы, мы развивались и шагали каждый раз на новую ступень. Она изучает тип людей, феномены, когда в разных ситуациях они объединяются в коллективы, расходятся и ведут одинокий образ жизни, проявляют агрессию или, наоборот, испытывают эмоциональное перевозбуждение и счастье. Мотивация, цели, депрессия и апатия, ценности и переживания - это лишь малая толика, которую изучает такая уникальная наука, как психология.




Предмет и задачи общей психологии. Принципы и структура современной психологии.

Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных.
Объектом изучения психологии является человек.
Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.
В своем развитии психология прошла 4 этапа:
1. Психология как наука о душе (5 век до нашей эры). Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
2. Психология как наука о сознании (начало в 17 веке, в связи с развитием естественных наук). Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения сознания считалось наблюдение человека за самим собой.
3. Психология как наука о поведении . (Начинается во второй половине 19 века). К задачам психологии относились наблюдения за поведением, поступками, реакциями человека.
4. Современный . Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. В настоящее время психология превратилась в многоотраслевую прикладную науку.
Структура психологии:
1. Общая психология – теоретическая и экспериментальная наука, изучающая психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии.
2. Социальная психология – ряд отраслей, исследующих психологические аспекты отношений личности и общества.
3. Ряд отраслей психологии, которые исследуют психологические аспекты развития (возрастная, детская, подростковая, пожилых людей), психология аномального развития (больные дети и др. патологии).
4. Специальная психология, исследует психику деятельности (психология труда, педагогическая, медицинская, военная, психология спорта, торговли и т.д.).
Можно выделить следующие группы методов:
1. Организационные. К организационным методам относятся следующие:
1.1. Сравнительный (сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению);
1.2. Лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);
1.3. Комплексный (в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между физиологическим, психическим и социальным развитием).
2. Эмпирические – наблюдение за отдельными фактами, их классификация и установление закономерных фактов между ними (наблюдение, самонаблюдение, эксперимент).
3. Психодиагностические методы (тесты, опросы, анкетирование, беседа).
Задачи психологии: научиться понимать сущность психических явлений; научиться управлять ими; уметь использовать полученные знаний с целью повышения эффективности различных отраслей практики.

Понятие о психике и сознании. Структура сознания.

Сознание - это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и его общении с помощью языка с другими людьми.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:
- психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные другие);
- психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);
- психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности).
Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:
- сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);
- моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);
- ассоциативные зоны (служат для переработки информации).
В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное.
Главное отличие психики человека от психики животных - это наличие сознания, особенно самосознания.
Сознание – это высший уровень психического отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре- дусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание - неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Структуру сознания можно рассматривать в плане различных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение). Различные формы знания составляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонентом сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий человека.

Деятельностный подход.

Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности.

Знаниевый подход.

Его главное отличие от предыдущей концепции заключается в фактическом приравнивании способностей к наличному уровню знаний, умений и навыков. Такой позиции придерживался советский психолог В. А. Крутецкий (1917-1989). Знаниевый подход акцентирован как бы на операциональном аспекте способностей, тогда как деятельностный выделяет динамический аспект. Но ведь быстрота и легкость развития способностей обеспечена только соответствующими операциями и знаниями. Так как формирование начинается не “с нуля”, оно не предопределено врожденными задатками. Соответствующие знания, навыки и умения личности фактически не отделимы от понимания, функционирования и развития способностей. Поэтому многочисленные работы “знаниевого” подхода, посвящены математическим, умственным, педагогическим способностям, как правило, широко известны и перспективны.

В) Высокая степень одаренности называется талантом, при описании качеств которого используется множество выразительных эпитетов. Это, например, выдающееся совершенство, значимость, страстная увлеченность, высокая работоспособность, оригинальность разнообразие. Б. М. Теплов писал, что талант как таковой многосторонен. По законам теории вероятностей “выдающимися” не могут быть все, поэтому в реальности талантливых людей нем

Гениальность - это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта.

Гения характеризуют уникальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. Гений уникален, не похож на других людей, причем иногда настолько, что представляется непонятным, даже лишним. Однозначно определить, признать кого-то гением крайне сложно. Именно поэтому “непризнанных гениев” много больше, чем они есть в действительности. Однако гении всегда были, есть и будут проявляться, поскольку необходимы обществу. Гении столь же разнообразны, как и образующие их способности, одаренности, обстоятельства, деятельности. На то они и гении.

Виды общения

· Материальное общение - обмен предметами или продуктами деятельности.

· Когнитивное общение - обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.

· Кондиционное, или эмоциональное общение - обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга - пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.

· Мотивационное общение - обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

· Деятельностное общение - обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

· Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

· Светское общение - его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

· Формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

· Деловое общение - это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

· Межличностное общение (интимно-личностное) - раскрываются глубинные структуры личности.

· Манипулятивное общение - направлено на получение выгоды от собеседника.

Принципы дидактики

Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения.

Все принципы дидактики в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения.

  • Принцип наглядности. Выражает необходимость формирования представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений.
  • Принцип сознательности и активности. В процессе обучения передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно. В процессе обучения необходимо учитывать общие признаки сознательного усвоения знаний. Знания должны облекаться в правильную словесную форму, сознательность выражается в положительном отношении к изучаемому материалу, в заинтересованности. Признаком сознательного усвоения материала является степень самостоятельности, чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания. Учащимся должен быть интересен сам процесс познания. «Убеждения не купишь в лавке, они формируются в процессе познавательной деятельности» (Д.И.Писарев).
  • Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания материала, методов и форм обучения уровню развития обучающихся. Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания материала, использованием наиболее эффективной системы его изучения, более рациональными методами работы, мастерством обучающего и т.д.
  • Принцип научности. Главной целью принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что все подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе. Предлагаемый учебный материал должен отвечать современным достижениям науки. Поэтому необходимо постоянно знакомить учащихся с новейшими достижениями научной мысли в соответствующем разделе учебной программы.
  • Принцип индивидуального подхода. Осуществляя индивидуальный подход необходимо учитывать восприимчивость обучаемых к учебе т.е. обучаемость. К признакам обучаемости относится: запас знаний и навыков, умение осмысливать учебный материал, самостоятельно применять его при решении разнообразных задач, уметь обобщать, выделять существенные признаки нового материала и т.д.
  • Принцип систематичности и последовательности. Изложение учебного материала доводится преподавателем до уровня системности в сознании обучаемых, знания даются в определенной последовательности и они должны быть взаимосвязанными. Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения т.е. логическую последовательность и связь между изучаемыми учебными предметами, новый материал должен базироваться на усвоенном раннее.
  • Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками. Указанный принцип заключается в том, что прочность это не только глубокое запоминание, но и умение пользоваться тем, чем располагает память.
  • Принцип связи теории с практикой. Практика является основой познания. Теоретические изыскания осуществляются не ради самой науки, а для совершенствования практической деятельности. Обучение всегда носит воспитательный характер. Обучение и воспитание - целостный процесс. Процесс обучения это процесс передачи знаний, а процесс воспитания - это процесс воздействия на систему отношений учащегося к окружающей его действительности

Краткая история развития психологической науки.

Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах. Основными этапами развития истории психологии являются:
1)I этап (до научный этап - VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления

2)II этап (научный период - VII-VI вв. до н.э) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;

4)III этап (экспериментальный этап - XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;

5)IV этап – данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.

Летоисчисление психологии в качестве официальной науки начинается только с 1875-1879 гг., когда Вильгельмом Вундтом в Лейпциге была организована первая экспериментальная психологическая лаборатория. Однако психология как таковая существовала задолго до этого, её история насчитывает около 2,5 тысячелетий.
Человеку как существу, обладающему уникальным даром - сознанием, свойственно задавать вопросы и искать ответы на них, пытаться понять и объяснить окружающий его мир, себя в нём, своё отличие от животных и от других людей и т.д. Так называемая «донаучная психология» развивалась в спорах и размышлениях, психологическое знание накапливалось и усовершенствовалось путём вклада самых различных людей - философов, медиков, географов, математиков и др., что и сделало возможным рождение психологии как собственно науки. Основные этапы развития психологии можно представить в виде следующей схемы (рис. 7).
Первый период - психология как наука о душе. Свои истоки психология, как и многие другие современные науки, берёт в античной философии. Под названием «античная философия» подразумеваются идеи и учения древнегреческих и древнеримских мыслителей с 7 в. до н.э. по 6 в. н.э. Именно тогда появились первые философские школы, которые пытались осмыслить и представить в единой концепции устройство окружающего мира и человека в нём. Именно эти идеи и учения стали первым в истории типом философствования и концептуального мышления вообще. Учения Платона (идеалистическое) и Аристотеля (материалистическое) - две наиболее известных философских концепции того времени. Важной для психологии проблемой, впервые тогда ставшей предметом споров и размышлений, являлась так называемая «психофизическая проблема» (вопрос о месте психического в материальном мире, от греч. psyche - душа, physis - природа), которая решалась тремя способами - монистически (от греч. monos - один), дуалистически (от лат. dualis - двойственный) и плюралистически (от лат. pluralis - множественный) .
Следующий большой исторический этап - эпоха Средневековья (традиционно датируется 5-15 вв.) - связан с доминированием христианского вероучения и нетерпимостью к другим точкам зрения. Несмотря на то, что в этот период развивается система образования, его содержание цензурируется, признанными являются работы так называемых «отцов» и «учителей церкви». Идеи античной философии в это время специфически развиваются в арабоязычных странах. Для психологии этот период связан преимущественно с работами об этике, воспитании и нравственном развитии человека (Аврелий Августин Блаженный, Ибн-Сина, Ибн-Рошд и др.).

Данная эпоха, продлившаяся целое тысячелетие, завершилась переходным этапом, который получил название «эпохи Возрождения» (или Ренессанс, 14-16 вв.), связанным с именами таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли, Француа Рабле, Иоганн Кеплер, Мартин Лютер и др. В это время происходит первая в истории человечества научная революция, связанная с созданием польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира, а следом за ней и вторая, начало которой связано с именем Галилео Галилея, подтвердившего гелиоцентрическую концепцию и заложившего основы нового механистического естествознания. Главным итогом данного периода для науки в целом стал переход от пассивной и созерцательной - к активной установке познающего разума, а для психологии - переход к «гуманизму», выдвинувшему на первый план идеал активности человека как творца своего земного бытия, способного постичь и обратить себе во благо всё богатство окружающего мира.
Второй период - психология как наука о сознании. Данный период охватывает так называемую «эпоху Нового времени» (17-19 вв.). Творчество Исаака Ньютона считается «венцом», завершающим вторую научную революцию, охватившую такие области знания, как астрономия, механика, география, геометрия и многие другие.
В философии 17 в. на фоне быстро развивающегося естествознания одной из наиболее ярких фигур являлся Рэне Декарт, своими трудами предопределивший развитие, в частности, психологии на ближайшие три столетия. Согласно его учению, тело человека (организм) подчиняется тем же законам физики, что и любые другие явления природы, тогда как разум (сознание, мышление, ум) - это то, что отличает человека от всего остального, включая животных; это духовная сущность, которая действует независимо от тела, хотя они и едины. Только с помощью ума можно получить истинное знание, только разуму можно доверять, только им следует руководствоваться. Р. Декарт открыл новое поле исследований - сознание (мышление) и разработал метод его анализа (самонаблюдение, рефлексию - от лат. reflexio - обращение назад, т.е. направленность человеческого мышления на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок).
Впоследствии труды многих учёных и философов были посвящены исследованию работы сознания, влиянию на него эмоций, его связи с ощущениями, восприятием, памятью и т.д. (Бенедикт Спиноза, Джон Локк, Готфрид В. Лейбниц и др.).
Человеческому сознанию было посвящено немало работ и немецкого учёного, философа Иммануила Канта, труды которого в середине 18 в. положили начало третьей научной революции, поскольку он сумел создать развивающуюся «картину мира». Идеи эволюции охватили самые различные области знания, стимулировали множество исследований и открытий.
К середине 19 в., когда получила известность эволюционная теория Чарльза Р. Дарвина, экспериментальные исследования физиологии способствовали уже таким значительным успехам в области психологии, что последняя ставилась в один ряд с такими науками, как физика, биология и т.п. Доминирующим направлением в психологии в течение рассматриваемого периода был «ассоцианизм» (от лат. associatio - объединение, связь). Ассоциация рассматривалась как основной принцип и закон организации психической деятельности и поведения человека. Считалось, что сложные психические явления образуются из элементарных (ощущений, мыслей, переживаний) путем механистического связывания друг с другом (Давид Гартли, Иоганн Ф. Гербарт, Джеймс Милль и др.).
После организации первой экспериментальной психологической лаборатории появилась так называемая «физиологическая психология» (вместе с В. Вундтом её основателем является Герман Л. Ф. Гельмгольц, широко известный как учёный-физик), которая стремилась опираться на естественные науки в изучении психических явлений. Первыми экспериментально стали изучаться ощущения и восприятие.
К концу 19 - началу 20 вв. в психологии оформились несколько относительно самостоятельных направлений, которые начали быстро развиваться: психология развития (исследование особенностей детской психики), дифференциальная психология (изучение индивидуальных различий между людьми с помощью специально разработанных методик, тестов), зоопсихология (сопоставление ступеней психологического развития в эволюционном ряду) и другие.
Третий период - психология как наука о поведении. В начале 20 в. психология как наука переживала своеобразный кризис: при возрастании всё более точных и эффективных исследований психических явлений целостной картины психики не получалось. Причиной тому было большое количество научных направлений и школ, каждая из которых глубоко исследовала только одно психическое явление, но главное - в его объяснении исходила из собственных теоретических позиций, которые зачастую противоречили представлениям учёных других школ.
Изучение объективно наблюдаемого поведения стало своего рода реакцией на такое положение дел. Психологию как науку о поведении можно условно представить в виде двух различных ветвей - российской и американской.
Владимир Михайлович Бехтерев, автор идеи рефлекторности психики и рефлекторного регулирования деятельности, в 1885 г. стал основателем первой в России экспериментальной психологической лаборатории, а в 1907 г. - Психоневрологического института в Санкт- Петербурге. Георгий Иванович Челпанов в 1912 г. в Москве основал и стал директором первого в стране Института экспериментальной психологии. Российские учёные занимались изучением свойств нервной системы. Учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы и теория «условных рефлексов» (автоматических реакций, формирующихся прижизненно в результате научения - в отличие от врождённых «безусловных» рефлексов, в т.ч. инстинктов) коренным образом изменили всю мировую психологию.
В это же время Джон Б. Уотсон в США стал основателем «бихевиоризма» (от англ. behavior - поведение) - направления психологии, согласно которому схема «стимул - реакция» достаточна для изучения отношений между воздействиями среды и реакциями человека. Бихевиоризм нашёл многих сторонников, долгое время был доминирующим в Америке, и по сей день пользуется популярностью.
В определённом смысле представления всех этих учёных были упрощёнными - у одних вся психика сводилась к рефлексам, у других - только к внешним проявлениям. Однако данный период оказал огромное влияние на всё последующее развитие психологии: так, благодаря трудам русских учёных впоследствии были изучены закономерности протекания и физиологические основы многих психических явлений, благодаря вкладу американских психологов были разработаны программы «тренингов» (от англ. train - обучать, воспитывать), практических приёмов по психологической коррекции и т.д.
Четвёртый период - психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Большую часть 20 в. психология развивалась по-разному в СССР и за рубежом (в Европе и США) в силу причин политических и идеологических. Если в начале существования нового строя в России обмен мнениями между учёными разных стран был достаточно интенсивен, то с 1936 г. указом правительства в психологии были запрещены работы, не соответствующие идеологии «марксизма-ленинизма».
Основы теории отражения, о которой идёт речь в приведённой выше схеме, разработанные Владимиром Ильичом Лениным, заключаются в том, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, - свойством отражения. В СССР существовало три крупных психологических центра, различавшихся направлениями исследований, - в Москве, Ленинграде и Тбилиси. Несмотря на идеологические ограничения, а во многом - и благодаря им, исследования и открытия советских учёных тщательно теоретически обосновывались, опирались на экспериментальные данные, чем выгодно отличались от многих красивых, но недоказуемых концепций зарубежных коллег.
Международное психологическое сообщество признало заслуги целого ряда советских психологов, но наибольшую известность получили труды таких выдающихся учёных, как Лев Семёнович Выготский, Сергей Леонидович Рубинштейн и Алексей Николаевич Леонтьев.
Только в конце 50 - начале 60 гг. 20 в. в СССР стали сниматься прежние запреты, возобновляться контакты с зарубежными коллегами. Вплоть до 80 гг. в России «ассимилировали» (от лат. assimilatio - уподобление, усвоение, приспособление) опыт, накопленный в психологии других стран.
В зарубежной психологии в течение рассматриваемого периода развились четыре основных крупных психологических направления:
. бихевиоризм и необихевиоризм (Джон Б. Уотсон, Эдвард Ч. Толмен, Кларк Л. Халл, Беррес Ф. Скиннер, Альберт Бандура и др.);
. психоанализ и неопсихоанализ (Зигмунд Фрейд, Карл Г. Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм, Эрик Эриксон и др.);
. гуманистическая психология (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Гордон Олпорт и др.);
. когнитивная психология (Фриц Хайдер, Леон Фестингер, Джулиан Роттер, Джордж Келли и др.).
В настоящее время психология приобретает всё более синтетический характер, т.е. современные психологи не замыкаются в рамках отдельной научной школы (как это делалось прежде), а в соответствии с изучаемой проблематикой используют взаимно дополняющие знания, полученные представителями разных школ. Широкое распространение получил системный подход к психике человека.
В различных классификационных схемах современной психологии выделяются около 40 её отраслей, часть которых обрела относительно самостоятельный статус: возрастная, социальная, педагогическая, медицинская психология, психология личности, психология труда, профессиональная (в том числе - военная, морская и др.) психология и т.д. Современные средства связи, в том числе Internet, позволяют почти мгновенно обмениваться опытом, узнавать о новых открытиях, что делает развитие психологии более равномерным и общедоступным.

Похожие публикации