Годовая отчетность нко. Отчеты НКО

Г.В. Кузьмин,
ведущий эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Некоммерческие организации составляют и представляют различную отчетность в органы статистики, Минюста России (по формам, утвержденным приказом Минюста России от 29.03.2010 N 72 "06 утверждении форм отчетности некоммерческих организаций"), государственные внебюджетные фонды, учредителям, жертвователям, грантодателям, а также другим заинтересованным пользователям. Особого внимания заслуживает бухгалтерская отчетность, представляемая в налоговые органы, поэтому рассмотрим ее состав более подробно. О других вопросах, связанных с учетом в некоммерческих организациях, читайте в книге Г.В. Кузьмина "Некоммерческие организации: учет и налогообложение".

Общие положения

Все организации в соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

Отчетным годом для всех организаций является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года. Для организаций, созданных после 1 октября, первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года (ст. 14 Закона N 129-ФЗ).

Бухгалтерская отчетность представляется в налоговый орган (подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ), орган статистики (постановление Государственного комитета РФ по статистике от 27.09.1995 N 157), а также другим лицам (например, жертвователям и грантодателям).

Согласно п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность состоит из:

Бухгалтерского баланса;

Отчета о прибылях и убытках;

Приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

Пояснительной записки.

Приказом от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" Минфин России утвердил новые формы бухгалтерской отчетности, которые следует представлять начиная с годовой отчетности за 2011 год:

Бухгалтерский баланс;

Отчет о прибылях и убытках;

Отчет об изменениях капитала;

Отчет о движении денежных средств;

Отчет о целевом использовании полученных средств.

В названиях новых форм нет привычных номеров: форма N 1 стала просто бухгалтерским балансом, форма N 2 - отчетом о прибылях и убытках и т.д. Нет среди новых отчетов бывшей формы N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", которая представляла собой краткую форму пояснительной записки и расшифровывала данные статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Структура разделов бухгалтерского баланса в новой форме не изменилась. Сохранилась при его заполнении и некоторая специфика для НКО. Некоммерческая организация именует раздел "Капитал и резервы" по-другому: "Целевое финансирование". Вместо групп статей "Уставный капитал",

"Добавочный капитал", "Резервный капитал" и "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" НКО включает показатели "Паевой фонд", "Целевой капитал", "Целевые средства", "Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества", "Резервный и иные целевые фонды" (в зависимости от формы НКО и источников формирования ее имущества).

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), обязаны включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств. Всем остальным НКО составлять этот отчет лишь рекомендуется.

Кроме того, в силу п. 4 ст. 15 Закона N 129-ФЗ указанные выше общественные организации (объединения) обязаны представлять в налоговые органы только годовую бухгалтерскую отчетность (в течение 90 дней по окончании года), тогда как другие некоммерческие организации - еще и квартальную (в течение 30 дней по окончании квартала).

В письме Минфина России от 25.10.1996 N 92 "О ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами" сказано: во исполнение постановления Правительства РФ от 27.06.1996 N 758 "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств" садоводческие товарищества "представляют бухгалтерскую отчетность в составе бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах только один раз в году". Правда, не указано, куда именно они ее представляют, и касается ли это садоводческих товариществ, имеющих доход от осуществления предпринимательской деятельности.

В письме УФНС России по г. Москве от 15.03.2005 N 20-12/16361 со ссылкой на письмо МНС России от 16.05.2003 N ВГ-6-02/563@ сказано: религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, вообще никогда не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.

На наш взгляд, не стоит злоупотреблять указанными разъяснениями, поскольку оснований, установленных в законодательном порядке, для этого нет.

Кстати, некоторые некоммерческие организации действительно могут не вести бухгалтерский учет и не представлять бухгалтерскую отчетность.

Согласно требованиям ст. 51 Гражданского кодекса РФ некоммерческая организация приобретает права юридического лица со дня внесения соответствующей записи о его создании в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Однако НКО может существовать и до государственной регистрации, не преследуя при этом цели, запрещенные законом, и не вступая в отношения гражданско-правового характера. Не являясь субъектом гражданского права, такая организация не в состоянии иметь и осуществлять имущественные права от своего имени.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности (п. 2 ст. 1 Закона N 129-ФЗ).

Поскольку быть участниками гражданских отношений, т.е. приобретать права и обязанности (в т.ч. в отношении имущества), совершать хозяйственные операции (сделки) могут только физические и юридические лица (п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 2 ГК РФ), у некоммерческих организаций, не являющихся юридическими лицами, объекты бухгалтерского учета не возникают. Эти же нормы касаются налоговых отношений: быть налогоплательщиком (иметь соответствующие права и обязанности) может только организация, являющаяся юридическим лицом, или физическое лицо.

Иными словами, у некоммерческой организации, не являющейся юридическим лицом, обязанность по ведению бухгалтерского учета отсутствует, и представлять отчетность она не должна.

(бывшая форма N 6) характеризует движение средств, поступающих в распоряжение НКО. Именно ему и уделим отдельное внимание, поскольку заполнение прочих форм при составлении годовой бухгалтерской отчетности подробно изложено во множестве других изданий.

Как уже отмечалось, этот отчет обязателен для представления только общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательскую деятельность и не имеющими, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг).

Всем иным некоммерческим организациям его лишь рекомендовано включать в состав годовой бухгалтерской отчетности. Это означает, что данную форму можно и не представлять, однако на практике практически все НКО подают в налоговую инспекцию данный отчет.

Приказом Минфина России N 66н кодировка строк отчетных форм не предусмотрена, поэтому организации могут самостоятельно присваивать каждой строке свой код. Между тем в годовых отчетах, представляемых в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, в формах после графы "Наименование показателя" организация в обязательном порядке вводит графу "Код". В ней указываются коды показателей, приведенные в приложении N 4 к приказу N 66н.

На наш взгляд, для единообразия целесообразно применять обязательную кодировку показателей годовой бухгалтерской отчетности для всех ее пользователей.

Итак, присвоив для удобства каждой строке отчета о целевом использовании полученных средств код из приказа N 66н, давайте разберемся, как правильно его заполнить.

Отчет о целевом использовании полученных средств

По строке 6100 "Остаток средств на начало отчетного года" некоммерческая организация показывает сумму, равную кредитовому сальдо по счету 86 "Целевое финансирование" на начало года.

Как правило, сумма кредитового сальдо по указанному счету возникает, когда целевые программы рассчитаны на несколько лет. Ведь необязательно, чтобы по состоянию на конец года целевые средства были полностью использованы - они расходуются в течение всего срока реализации программы.

Кроме того, это может быть сумма прибыли от предпринимательской деятельности и прочих доходов, оставшаяся в распоряжении НКО после налогообложения и не использованная в предыдущем году.

По строке 6200 "Поступило средств - всего" отражается показатель суммы строк 6210-6250, данные строки 6100 при этом в расчет не принимаются.

По строкам 6210 "Вступительные взносы" и 6215 "Членские взносы" отражаются поступившие (подлежащие к поступлению) взносы, которые формируются главным образом в общественных объединениях, союзах и ассоциациях, а также потребительских кооперативах, т.е. в организациях, являющихся членскими. Под вступительными взносами обычно понимаются однократные, а под членскими - регулярно осуществляемые взносы на покрытие административно-хозяйственных расходов; порядок и возможность их взимания должны быть предусмотрены уставом некоммерческой организации.

По строке 6220 "Целевые взносы", на наш взгляд, можно показать:

Суммы грантов;

Средства бюджетов, выделяемые осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ;

Суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

Средства, полученные на осуществление благотворительной деятельности;

Поступления от собственников созданным ими учреждениям;

Имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности;

Денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства на приобретение (создание) объектов общего пользования;

Денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала.

Напомним: в силу Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ не все НКО имеют право на формирование целевого капитала, а лишь созданные в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации.

По строке 6230 "Добровольные имущественные взносы и пожертвования" следует указывать взносы, поступающие (подлежащие к поступлению) от других юридических и физических лиц, на уставную деятельность некоммерческой организации.

Как правило, добровольные имущественные взносы формируются у автономных НКО и фондов, поскольку в силу ст. 7 и ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ именно эти формы некоммерческих организаций учреждаются гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Под начисленными целевыми поступлениями понимается задолженность юридических и (или) физических лиц по уплате взносов или средств.

Например, согласно гл. 32 "Дарение" ГК РФ, если договор дарения заключен в письменной форме и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем, а не в момент его подписания, безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу, даритель обязан передать свой дар по истечении обусловленного срока и не имеет права отказаться от своего обещания за исключением случаев, указанных в ст. 577 ГК РФ.

Еще раз подчеркнем: не все некоммерческие организации могут принимать пожертвования. В силу ст. 582 ГК РФ на это имеют право только лечебные, воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты (другие аналогичным учреждения), благотворительные, научные и образовательные учреждения, фонды, музеи (другие учреждения культуры), общественные и религиозные организации, иные НКО в соответствии с законом, а также государство и субъекты гражданского права, указанные в ст. 124 ГК РФ (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования).

По строке 6240 "Прибыль от предпринимательской деятельности организации" следует отражать чистую прибыль предыдущего отчетного года, сформированную в отчете о прибылях и убытках по итогам предпринимательской деятельности*1 за отчетный год, направленную некоммерческой организацией для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
_____
*1 Российским законодательством могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься отдельные НКО. Если некоммерческая организация совершила сделку, вступающую в противоречие с целями деятельности, определенными в ее учредительных документах, такая сделка может быть признана судом недействительной (ст. 173 ГК РФ).

По строке 6250 "Прочие" следует отразить величину иных поступлений, предназначенных для обеспечения уставной деятельности некоммерческой организации. Например, сумму дополнительных взносов на покрытие убытков, образовавшихся в деятельности садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива, кредитного потребительского кооператива граждан.

По строке 6300 "Использовано средств - всего" отражается показатель суммы строк 6310, 6320, 6330 и 6350, данные стр. 6311 -6313 и 6321-6326 в расчет не берутся.

По строке 6310 "Расходы на целевые мероприятия" показывается общая сумма средств израсходованных на целевые мероприятия, под которыми принято понимать проекты и программы, осуществляемые НКО в целях, ради которых она создана. Данные этой строки являются суммой показателей стр. 6311, 6312 и 6313, более подробно характеризующих сущность израсходованных на целевые мероприятия средств.

По строке 6311 "Социальная и благотворительная помощь" указываются суммы, фактически потраченные на оказание социальной и благотворительной помощи гражданам и юридическим лицам. К таким видам помощи обычно относится безвозмездная (либо на льготных условиях) передача имущества, в т.ч. денежных средств, безвозмездное выполнение работ, предоставление услуг и т.п. Причем в отношении граждан - как безадресная (обезличенная), так и адресная (конкретному лицу) помощь.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона РФ от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

По строке 6312 "Проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п.", как правило, отражаются расходы на:

Аренду конференц-зала;

Гонорары приглашенным лекторам;

Транспортное обслуживание участников мероприятия;

Питание и проживание в гостиничном номере участников мероприятия и т.п.

По строке 6313 "Иные мероприятия" показываются затраты на целевые мероприятия, не являющиеся расходами на проведение конференций, совещаний, семинаров, "круглых столов" (не относящиеся ни к социальной, ни к благотворительной помощи, но являющиеся целевыми мероприятиями, осуществляемыми в целях создания некоммерческой организации).

Таковыми могут быть программы и проекты, преследующие культурные, образовательные, научные и управленческие цели, а также проводимые в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и др.

По строке 6320 "Расходы на содержание аппарата управления" указывается общая сумма использованных средств на содержание аппарата управления некоммерческой организации, а также других ее расходов, связанных с осуществлением управленческих и координирующих функций, выполнением иных уставных задач, включая организацию работы по получению финансовых средств для достижения целей, предусмотренных уставом.

Данные, отражаемые по этой строке, являются суммой показателей стр. 6321 -6326, раскрывающих структуру расходов на содержание аппарата управления.

По строке 6321 "Расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления)" отражаются затраты на оплату труда аппарата управления (начисления в пользу работников согласно трудовым договорам, заключенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а также авторским договорам) с учетом начислений во внебюджетные фонды.

К расходам на оплату труда, в частности, относятся:

Суммы, начисленные по тарифным ставкам и должностным окладам в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда;

Начисления стимулирующего характера, в т.ч. премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;

Начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в т.ч. надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни;

Суммы начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;

Расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска;

Денежные компенсации за неиспользованный отпуск;

Выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (по районным коэффициентам, коэффициентам за работу в пустынных, безводных местностях и в высокогорных районах, процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями) и др.

По строке 6322 "Выплаты, не связанные с оплатой труда" указываются расходы организации на выплаты социального характера, а также выплаты, не связанные с оплатой труда. К ним, в частности, относятся:

Надбавки к пенсиям пенсионерам, работающим в организации;

Единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

Страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников;

Взносы на добровольное медицинское страхование работников;

Оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия;

Оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования;

Материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.п.;

Стоимость выданных бесплатно форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании, или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам;

Стоимость выданной спецодежды.

По строке 6323 "Расходы на служебные командировки и деловые поездки" показываются командировочные расходы организации, а также расходы на деловые поездки, причем как по территории России, так и за ее пределами. Под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Под местом постоянной работы следует понимать место работы (включая структурное подразделение), в котором работник выполняет трудовую функцию, определенную трудовым договором, постоянно.

К затратам на служебные командировки, в частности, относятся:

Расходы на проезд;

Расходы на наем жилого помещения;

Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

Расходы на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

Консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

Иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Под деловыми поездками следует понимать служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.

По строке 6324 "Содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта)" нужно отразить эксплуатационные расходы на содержание и обслуживание зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря и т.п., а также служебного автомобильного транспорта. Расходы НКО на ремонт основных средств отражаются отдельно - по строке 6325. К расходам на содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества, как правило, относятся:

Затраты на аренду помещения;

Оплата стоимости услуг по электроснабжению, обеспечению теплом, водоснабжению, канализации, оказываемых специализированными организациями и т.п.;

Затраты на обслуживание компьютеров, факсов, ксероксов и т.п.;

Затраты на аренду автомобильных, а также иных транспортных средств;

Оплата стоимости топлива и иных, расходуемых в процессе эксплуатации транспортного средства материалов;

Оплата сборов, связанных с эксплуатацией транспортного средства (платных стоянок, платных дорог и т.п.);

Плата за проведение государственного технического осмотра транспортных средств;

Страхование транспортного средства и (или) ответственности за ущерб, который может быть причинен транспортным средством или в связи с его эксплуатацией;

Профилактический осмотр транспортного средства, проводимый специализированной ремонтной организацией, и др.

По строке 6325 "Ремонт основных средств и иного имущества" отражаются затраты организации на текущий, средний и капитальный ремонт объектов основных средств и иного имущества, осуществленный как подрядным, так и хозяйственным способами. К текущему и среднему ремонту относятся работы по систематическому и своевременному предохранению имущества от преждевременного износа и его поддержанию в рабочем состоянии. Проведение капитального ремонта предполагает комплексное исправление повреждений объекта, при этом не происходит изменение технологического или служебного назначения объекта, ему не придаются новые качества.

Осуществление капитального ремонта зданий и сооружений предполагает смену изношенных конструкций и деталей или замену их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемого объекта (за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим). При капитальном ремонте оборудования и транспортных средств производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена и восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата.

По строке 6326 "Прочие" показываются иные расходы организации, в частности на оплату:

Услуг связи;

Доступа в интернет;

Консультационных и информационных услуг и др.

По строке 6330 "Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества" следует указать расходы на покупку основных средств и материально-производственных запасов.

Их стоимость согласно нормам ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) и ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н) отражается в сумме фактических затрат организации на покупку этого имущества.

По строке 6350 "Прочие" указываются затраты организации, которые не являются расходами на содержание аппарата управления и на целевые мероприятия.

В частности, к ним относятся:

Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

Затраты, связанные с ревизией или аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности организации;

Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности некоммерческой организации;

Суммы земельного налога и налога на имущество организаций.

Таблица

Отчет о целевом использовании полученных средств за 2011 год (тыс. руб.)

Наименование показателя

Код строки

За отчетный год

За предыдущий год

Остаток средств на начало отчетного года

Поступило средств

Вступительные взносы

Членские взносы

Целевые взносы

Добровольные имущественные взносы и пожертвования

Прибыль от предпринимательской деятельности организации

Прочие

Всего поступило средств*1

Использовано средств

Расходы на целевые мероприятия

В т.ч.: социальная и благотворительная помощь

проведение конференций, совещаний, семинаров и т. п.

Иные мероприятия

Расходы на содержание аппарата управления

В т.ч.: расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления)

выплаты, не связанные с оплатой труда

расходы на служебные командировки и деловые поездки

ремонт основных средств и иного имущества

прочие

Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества

Прочие

Всего использовано средств

Остаток средств на конец отчетного года

_____
*1 Именно такая, мягко говоря странная, кодировка указана в приложении N 4 к приказу Минфина России N 66н. Не совпадают и некоторые наименования показателей. Надеемся, данная техническая ошибка в скором времени будет устранена.

По строке 6400 "Остаток средств на конец отчетного года" организация показывает сумму остатка средств (с учетом остатка на начало отчетного периода), равную кредитовому сальдо по счету 86 "Целевое финансирование" на конец отчетного периода (стр. 6100 + стр. 6200 - стр. 6300).

Когда сумма расходов некоммерческой организации равна сумме поступивших целевых средств с учетом остатка на начало года, по стр. 6400 ставится прочерк (сумма стр. 6100 и 6200 равна показателю стр. 6300). Если произведенные в отчетном периоде расходы превышают поступившие целевые средства (с учетом остатка на начало отчетного периода), разница отражается по строке 6400 в круглых скобках.

Пример

Фонд "Муза" учрежден гражданами в 2010 году. Сумма добровольных имущественных взносов за 2011 год составила 4 500 000 руб. Чистая прибыль от предпринимательской деятельности - 300 000 руб.

За отчетный год целевые средства использованы не полностью, а в размере 4 101 000 руб., в т.ч. на:

- проведение конференций и семинаров - 2 300 000 руб.;

- оплату труда - 300 000 руб.;

- командировки - 51 000 руб.;

- аренду помещения - 1 200 000 руб.;

- оплату услуг связи - 40 000 руб.;

- приобретение основных средств и материально-производственных запасов - 200 000 руб.;

- оплату услуг банка за расчетно-кассовое обслуживание - 10 000 руб.

Данные за 2010 год:

- сумма добровольных имущественных взносов - 2 000 000 руб.;

- расходы на проведение конференций и семинаров - 900 000 руб.;

- расходы на оплату труда - 300 000 руб.;

- затраты на командировки - 31 000 руб.;

- оплата аренды помещения - 600 000 руб.;

- оплата услуг связи - 30 000 руб.;

- расходы на приобретение основных средств и МПЗ - 100 000 руб.;

- оплата услуг банка за расчетно-кассовое обслуживание - 2000 руб.

Отчет о целевом использовании полученных средств за 2011 год фонда "Муза" будет выглядеть следующим образом (см. таблицу на с. 55).

НКО на УСН — какую отчетность сдавать – вопрос, с которым в первый год работы сталкиваются все некоммерческие организации, применяющие упрощенку. НКО также как и коммерческие компании должны вовремя подавать отчетность в государственные инстанции. Рассмотрим подробнее в нашем материале особенности сдачи отчетности НКО на упрощенке.

НКО: понятие и особенности

Некоммерческие организации отличаются от коммерческих тем, что имеют другую цель создания и осуществления своей деятельности. Главная цель коммерческих компаний заключается в получении максимальной прибыли. НКО же создаются не для получения дохода. Это предусматривает и российское законодательство (ст. 50 ГК РФ). При осуществлении деятельности НКО руководствуются Гражданским кодексом и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

При разработке учредительных документов НКО обязательно должны прописать виды деятельности, которыми они будут заниматься. При этом деятельность НКО должна вестись строго в соответствии с целью ее создания. НКО предназначены для реализации государственных функций в социальной, образовательной, медицинской, культурной, религиозной и других сферах.

Законодательство не запрещает НКО вести предпринимательскую деятельность, которая ведет к получению прибыли. Так, учреждения образования имеют право взимать плату за свои услуги. Однако данная деятельность не должна противоречить основной цели создания и функционирования НКО, а также должна обязательно быть прописана в учредительных документах. Учет доходов от коммерческой деятельности НКО должен вестись при этом отдельно.

Финансирование НКО может осуществляться путем получения:

  • взносов от участников и учредителей организации;
  • благотворительных добровольных взносов и пожертвований;
  • прибыли от ведения предпринимательской деятельности;
  • поступлений, полученных от имущества НКО;
  • других доходов.

НКО и УСН: условия применения

НКО, созданные в любой форме, могут применять упрощенный режим. Причем как доходный, так и доходно-расходный вариант. НКО являются юридическими лицами, которые также соблюдают нормы Налогового кодекса и ведут учет в соответствии с установленными стандартами.

Не допустимо применение упрощенки инвестиционными фондами и адвокатскими образованиями (ст. 346.12 НК РФ).

Для НКО предусмотрены более лояльные условия применения упрощенного режима. Есть две особенности применения упрощенки НКО:

  • НКО может применять упрощенку даже если доля участия другого юрлица составит более 25% (пп. 12 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
  • Возможно применение УСН НКО, у которых стоимость собственных ОС составляет более 150 млн. руб. Это касается неамортизируемых ОС. По остальному имуществу ограничение должно соблюдаться (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Доходы и расходы при УСН НКО учитывают с применением общих правил. При этом взносы учредителей и членов, а также пожертвования для ведения деятельности в соответствии с уставом НКО не нужно включать в расчет доходов (ст. 251 НК РФ).

НКО, выбравшие доходный режим могут уменьшить УСН-налог на страховые взносы с заработной платы, выданной из любых источников. Об этом сказано в письме Минфина от 09.08.2012 № 03-11-06/2/105.

НКО на УСН: какую бухгалтерскую отчетность сдавать

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ НКО имеют право представлять отчетность в упрощенной форме. При этом НКО может сдавать не только упрощенный вариант отчетности, но и стандартный полный вариант. Решение об этом принимается НКО индивидуально.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 402-ФЗ в состав бухгалтерской отчетности для НКО на УСН входят:

  • Бухгалтерский баланс. Эта форма для НКО отличается от формы для коммерческих предприятий тем, что раздел «Капиталы и резервы» заменяется на «Целевое финансирование». Здесь НКО должна показать данные по суммам источников формирования ее активов. При этом организации сами определяют подробность отражения в балансе тех или иных данных. К примеру, при наличии у фирмы в большом количестве запасов можно при желании детально отразить в балансе состав МПЗ. Но можно это и не делать, а просто отразить сумму запасов одной строкой.
  • Отчет о целевом использовании денежных средств. Этот документ отражается суммы средств, которые были использованы на ведение деятельности фирмы. Сюда входят оплата труда, затраты на благотворительность, проведение целевых мероприятий и др. Также в отчете нужно будет показать остатки денежных средств на начало и конец года, общую сумму поступивших взносов, прибыль при ведении предпринимательской деятельности.
  • Отчет о финансовых результатах. Его НКО сдавать не обязательно, он может быть заменен отчетом об использовании денежных средств. Он является обязательным только при соблюдении следующих условий:
  • за отчетный год НКО получила значительный доход;
  • данные о прибыли не отражают в полной мене финансовое состояние организации.

Существенную информацию можно дополнительно раскрыть в пояснительной записке к балансу.

Если у НКО отсутствует бухгалтер, то руководитель может заполнять отчетность самостоятельно. НКО могут отчитываться как в бумажном, так и в электронном виде. Некоммерческие организации применяют стандартные формы отчетности, утвержденные приложением №6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66. Данная отчетность сдается по итогам года, не позднее 31 марта.

Отдельно нужно отметить особенности, присущие НКО, имеющим социальную ориентацию (СО). То есть при осуществлении своей деятельности они выполняют различные социальные функции (благотворительность, социальная защита, здравоохранение, образование и др.). Такие организации заполняют специальные формы отчетности, а именно: бухгалтерский баланс СО НКО и отчет о целевом использовании средств (ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Отчетность по налогам

Некоммерческие организации на упрощенке также должны отчитываться в ФНС. По окончании года (до 31 марта) они должны сдавать налоговую декларацию по УСН. Заполнить отчет организация может либо вручную либо в электронном виде. НКО заполняют тот же бланк упрощенной декларации, что и коммерческие фирмы (форма, утвержденная Приказом ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). При отсутствии у НКО доходов и расходов она должна подать нулевую декларацию по УСН (п.1 ст.346.23 НК РФ).

При этом в декларации по УСН НКО дополнительно заполняют раздел 3 «Отчет о целевом использовании имущества». Это должны делать НКО, которые в течение года получали целевое финансирование или которые на начало года имеют остаток целевых средств с прошлого периода, даже если в отчетном году поступлений не было.

Также НКО-упрощенцы должны вести книгу учета доходов и расходов (ст. 346.24 НК РФ).

НКО на УСН не нужно платить налог на прибыль, на имущество и НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому большинству НКО не нужно сдавать декларации по этим налогам.

Совмещение НКО и УСН не всегда означает, что другие налоги кроме единого, организации платить не надо. Из этого правила много исключений:

  • налог на имущество платят организации, которые имеют имущество, облагаемое по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
  • НДС должны заплатить НКО-налоговые агенты по НДС;
  • Транспортный налог платят те НКО, у которых в собственности есть транспортные средства;
  • Земельный налог платится, если у предприятия есть в собственности земельный участок и др.

Другая отчетность

Отчетность по работникам:

  • в ИФНС -2-НДФЛ, 6-НДФЛ, ЕРСВ и среднесписочная численность;
  • в ФСС -4-ФСС;
  • в ПФР - СЗВ-М.

Также некоммерческие организации предоставляют в орган Росстата два обязательных документа:

  • Форма №1-НКО, где отражаются данные касательно деятельности организации;
  • Форма №11 (краткая), где должна содержаться информация об изменениях в основных фондах.

Обязательным является сдача отчетности в Министерство юстиции:

  • Форма №0Н0001 – в ней отражена информация о руководителях НКО и осуществляемой ею деятельности;
  • Форма №0Н0002 – показывает как использовалось имущество НКО и на что были израсходованы целевые средства;
  • Форма №0Н0003 – отражает объем средств, получаемых от иностранных и международных организаций, граждан и лиц без гражданства.

Бланки форм утверждены приказом Минюста РФ от 29.03.2010 № 72. Данная отчетность предусмотрена, чтобы государство могло обеспечить контроль, нет ли у НКО иностранных граждан среди участников и учредителей и иностранных источников финансирования (ч. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ).

Первые две формы не нужно заполнять организациям, если:

  • у них не поступали активы от иностранных лиц;
  • учредителями и членами НКО являются граждане РФ;
  • поступления НКО за год составили более 3 млн. руб.

Вместо них нужно заполнить заявление о том, что НКО соответствует требованиям законодательства.

Итоги

Таким образом, отчетность, представляемая НКО несколько отличается от отчетности, которую должны сдавать коммерческие предприятия. НКО могут сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме, а также в соответствии с индивидуальными особенностями детализировать статьи баланса. Отдельно НКО должны сдавать специальную отчетность в Минюст России.

19 Февраля 2017, 10:58, вопрос №1545096 Александр , г. Москва

289 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (4)

    получен
    гонорар 71%

    Юрист

    Общаться в чате
    • 8,6 рейтинг

    Здравствуйте Александр.

    Рассматриваемый упрощенный порядок, предусмотрен в федеральном законодательстве, т.е. в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    Так, согласно пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

    3.1. Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

    Так, согласно информации, размещенной на одном из информационных ресурсов территориального органа Минюста РФ:

    УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИИ НАПОМИНАЕТ ОБ ОТЧЕТНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    Представление отчетности в органы юстиции не зависит от конкретной даты регистрации организации и представляется за период ее деятельности в отчетном периоде и независимо от того, осуществляла ли организация фактически свою деятельность или нет. Другими словами, отчетность представляют те некоммерческие организации, которые внесены в реестр зарегистрированных некоммерческих организаций в течение года, предшествующего отчетному.Какие же некоммерческие организации (НКО) отчитываются в органы юстиции? Это общественные объединения, религиозные и иные некоммерческие организации. В зависимости от вида НКО отчетность можно условно подразделить на два вида: отчетность, представляемая по утвержденным Минюстом России формам, и так называемая упрощенная отчетность.
    В соответствии с пунктом 3.1. статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в упрощенном порядке могут представлять отчетность НКО, которые отвечают одновременно трем условиям:* учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства;* НКО, не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства;* в случае если поступления имущества и денежных средств таких НКО в течение отчетного года составили до трех миллионов рублей.
    При наличии всех трех условий представляются заявление, подтверждающее соответствие указанным требованиям, и информация в произвольной форме о продолжении своей деятельности.
    Это и есть упрощенный порядок.

    Те НКО, которые не отвечают указанным требованиям, представляют отчеты по формам, утвержденным приказом Минюста России от 29.03.2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (религиозные организации по форме РН0003, некоммерческие по формам ОН0001, ОН0002).
    По упрощенной системе могут отчитываться религиозные и некоммерческие организации, тогда как на общественные объединения упрощенный порядок не распространяется.
    Общественные объединения обязаны информировать органы юстиции о продолжении своей деятельности с указанием действительного местонахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
    Кроме того, Федеральным законом «Об общественных объединениях» (абзац 8 части 1 статьи 29) установлена обязанность общественного объединения информировать органы юстиции об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.
    В случае, если в отчетном периоде общественное объединение не получало денежных средств от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, то форма ОН0003 представляется в органы юстиции с прочерками.
    Листы отчета прошиваются, количество листов подтверждается подписью лица, имеющего право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности, назначенного (избранного) в установленном порядке, на обороте последнего листа на месте прошивки и скрепляются печатью организации. Если сведения, включаемые в отчет, не умещаются на страницах, предусмотренных настоящей формой, заполняется необходимое количество страниц с нумерацией каждой из них.
    Отчет и приложение к нему заполняются от руки печатными буквами черной или синей ручкой либо машинописным способом, либо при помощи компьютерной техники и распечатываются на печатающем устройстве компьютера. При отсутствии каких-либо сведений, предусмотренных настоящей формой, в соответствующих графах проставляется прочерк.Некоммерческие организации также обязаны размещать отчетность в сети Интернет (приказ Минюста России от 07.10.2010 г. № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций»), в том числе через портал о деятельности некоммерческих организаций, ссылка на который содержится на главной странице сайта Управления Минюста России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
    Срок представления отчетности остался прежним - все НКО должны отчитаться в органы юстиции до 15 апреля текущего года.К примеру, если вы в 2013 году зарегистрировали общественное объединение, то вам ежегодно, начиная с 2014 года, до 15 апреля необходимо представлять информацию о продолжении деятельности и отчет по форме ОН0003. Если же вы являетесь руководителем религиозной или иной некоммерческой организации, то должны представить (при наличии трех вышеназванных оснований) отчет по соответствующим формам либо заявление в произвольной форме, подтверждающее, что в составе организации нет иностранных граждан и (или) организаций либо лиц без гражданства; размер денежных средств и иного имущества, поступивших в отчетном периоде, меньше трех миллионов рублей; какие-либо поступления от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства отсутствуют.
    to42.minjust.ru/node/118048

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • получен
      гонорар 29%

      Юрист, г. Томск

      Общаться в чате

      Александр, здравствуйте формы отчетов утверждены Приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

      Также нужно отметить, что размещение отчетов на Информационном портале некоммерческих организаций Минюста России (http://unro.minjust.ru) приравнивается к исполнению обязанностей некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», поэтому в этом случае предоставление отчетов в Управление на бумажных носителях не требуется.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

    • получен
      гонорар 71%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,6 рейтинг

      ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ
      15 апреля - последний срок подачи отчетности некоммерческих организаций в территориальные органы Министерства юстиции
      НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ представляют в уполномоченный орган отчеты по форме № ОН0001(приложение 1) и № ОН0002 (приложение 2).
      Некоммерческая организация может подать отчетность по упрощенной форме (приложение 3) в виде заявления, подтверждающего соблюдение указанных условий и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности:
      учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства;
      в некоммерческой организации не было за прошедший год поступлений имущества и (или) денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства;
      годовой оборот денежных средств или иного имущества не превысил трех миллионов рублей.
      При соблюдении этих условий таким некоммерческим организациям необходимо ежегодно размещать в сети Интернет на портале Минюста minjust.ru или предоставлять в средства массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. В случае размещения на портале Минюста годовой отчетности не требуется сдавать отчеты лично или по почте (однако это приветствуется).
      ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ представляют в уполномоченный орган отчеты по форме № ОН0003 (приложение 4), а также в произвольной форме уведомление о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (паспортные данные и ИНН) (приложение 5).
      РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ представляют отчет по форме № ОР0001 (приложение 6), а также обязаны ежегодно предоставлять информацию о продолжении своей деятельности.
      Однако религиозные организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации, либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган только заявление, подтверждающее соответствие вышеперечисленным признакам, а также информацию о продолжении деятельности в произвольной форме .
      БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (благотворительные общественные организации, благотворительные (общественные) фонды, благотворительные движения, благотворительные (общественные) учреждения) дополнительно ко всем вышеперечисленным отчетам согласно своей организационно-правовой форме предоставляют в терр иториальные органы Минюста лично или по почте в срок до 31 марта следующего за отчетным годом, отчет, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
      ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ , их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации ежегодно информируют уполномоченный орган о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (паспортные данные и ИНН).
      Указанные отчеты утверждены приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
      Датой представления некоммерческой организацией указанных документов считается:
      - дата их фактического получения Управлением, если документы представлены непосредственно;
      - дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения.
      При подготовке отчетности надо руководствоваться несколькими простыми правилами:
      Отчетность должна быть сдана в надлежащем виде и вовремя.
      Отчетность должна содержать информацию о том, какую деятельность организация осуществляет и на что затрачены денежные средства.
      Отчетность должна быть достоверной и полной, но без излишней детализации.
      В заключение хотелось бы обратить внимание руководителей общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций на необходимость ответственного отношения к установленной федеральным законодательством обязанности по представлению отчетов о своей деятельности, что требует предварительного ознакомления с данными вышеуказанных рекомендаций по заполнению форм отчетов. Сами формы отчетов также содержат достаточно подробные пояснения и примечания, дающие разъяснения по порядку их оформления.
      При этом в обязательном порядке следует заполнять все необходимые графы, указывая в них достоверные сведения.
      Внимание некоммерческих организаций, имеющих статус БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ!
      В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» некоммерческие организации, имеющие статус благотворительных (благотворительные общественные организации, благотворительные фонды, благотворительные движения, благотворительные учреждения) дополнительно ко всем отчетам согласно своей организационно-правовой форме предоставляют в территориальные органы Минюста лично или по почте в срок до 31 марта следующего за отчетным годом, отчет, содержащий сведения о:
      - финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
      - персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
      - составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
      - содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
      - нарушениях, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
      to89.minjust.ru/node/3025

– форма правовой собственности, после регистрации которой необходимо сдавать декларации не только в налоговые органы, но и в другие контролирующие инстанции. О том, какую отчетность НКО обязаны представлять и в какие сроки, читайте в нашей статье.

Отчеты по налогам

В зависимости от выбранной системы налогообложения, некоммерческая организация обязана представлять требуемую отчетность в ИФНС по месту регистрации. Наиболее сложной является общая система. В этом случае налогоплательщик обязан подать в органы ИФНС декларацию по налогу на прибыль за каждый квартал (ст. 285 НК РФ).

Если предприятие не вело коммерческую деятельность и у него не возникло объекта для исчисления налога, то отчет представляется по истечении года до 15.04 следующего года в упрощенной форме. Причем целевое финансирование не учитывается в качестве дохода при определении налоговой базы.

Отчетность по НДС – одна из форм, которую представляет налогоплательщик, применяющий для ведения своей деятельности ОСНО (ст. 143 НК РФ). Декларация также сдается за каждый квартал. Заполнять всю форму не нужно, достаточно определить те сферы деятельности, по которым предприятие осуществляло свою работу. А вот уплачивать налог можно ежемесячно до 20 числа следующего месяца, разделив исчисленную сумму за квартал на 3 части.

Если за предприятием числится транспортное средство, то в его обязанность вменяется сдача декларации по транспортному налогу (ст. 357 НК РФ). Отчетный период для представления формы считается год – следовательно, декларация подается до 20 февраля следующего года.

Ст. 398 НК РФ обязует предприятия ежегодно представлять в ИФНС отчетность по земельному налогу не позднее 01.02 следующего года.

Если организация выступает в качестве налогового агента по подоходному налогу, то необходимо представить в органы ИФНС форму 2-НДФЛ на каждого сотрудника до 01.04 следующего года. Налоговая отчетность с 2016 года для этой категории предприятий пополнилась еще одной формой – 6-НДФЛ , которую предприятия представляют в налоговую ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным. Годовая форма сдается до 01.04 следующего года.

Если предприятие зарегистрировано в качестве работодателя, не забывайте про отчетность в фонды ФСС и ПФР, которая сдается ежеквартально. В ФСС – до 20 числа следующего за отчетным месяца на бумажном носителе и до 25 числа – если представляете форму в электронном виде. В ПФР отчетность сдается по форме РСВ до 20 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом. Кроме того, организации обязаны ежемесячно до 10 числа сдавать форму СЗВМ в органы ПФР.

Особенности формирования налоговой отчетности организации, находящейся на , заключается в том, что фирма не платит, а, следовательно, не подает декларации по налогу на прибыль, имущество, НДС. Однако обязанность отчитываться в органы ФСС и ПФР остается.

Но в этом случае предприятие ежегодно отчитывается в ИФНС, представляя до 31.03 следующего года.

Специфические формы отчетности

Некоммерческая организация, помимо налоговой отчетности, обязана представлять в органы ИФНС не только налоговую, но и бухгалтерскую отчетность до 31 марта следующего года. Бухгалтерская отчетность включает в себя следующие формы:

  • Баланс организации.
  • Отчет о финансовых результатах со всеми имеющимися приложениями.
  • Отчет о целевом финансировании.
  • Отчет о движении денежных средств.
  • Пояснительная записка с приложением.

Помимо этой отчетности некоммерческие организации обязаны предоставлять сведения, содержащие следующую информацию:

  • Деятельность предприятия.
  • Недостатки, выявленные во время проверок.
  • Благотворительные программы и их результаты.

Форма отчетности в органы статистики общественными организациями представляется ежеквартально в виде баланса и отчета о финансовых результатах и сведений о движении наличности. Важен и тот факт, что годовая финансовая отчетность некоммерческих предприятий подлежит обязательной публикации в средствах массовой информации.

Помимо вышеперечисленных контролирующих инстанций, НКО представляют перечисленные формы бухгалтерской отчетности . Сроки сдачи регулируются налоговыми органами, причем не реже одного раза в год.

Несмотря на то, что НКО не всегда ведет , отчетность ей необходимо сдавать в полном объеме, в противном случае на организацию могут быть наложены штрафные санкции.

Некоммерческая организация (НКО), как следует из названия, не является коммерческой, то есть созданной для получения прибылей и распределения их между участниками. При образовании НКО преследуются политические, социальные, религиозные, образовательные и научные, благотворительные цели. Некоммерческие организации функционируют в рамках деятельности, олицетворяющей известное выражение: «не хлебом единым…».

Организации занимаются реализацией духовных потребностей граждан, например, развитием массовой физической культуры и спорта, здравоохранения, защитой прав организаций и граждан и прочее. Однако несмотря на то, что коммерческую деятельность НКО не ведут (хотя могут, если таковая способствует достижению целей, поставленных перед организацией ее создателями), но регулярно представлять отчетность должны. Рассмотрим, какую именно отчетность обязаны предъявить НКО в Минюст.

Время «Ч»

В 2019 году не произошло изменений во времени подачи документов по отчетности некоммерческими организациями для Министерства юстиции России. Эта дата – 15 апреля. НКО должны отчитываться о своей деятельности на основании Федерального закона «О некоммерческой деятельности» за номером 7 от января 1996 года.

В статье тридцать второй этого законодательного документа прописан порядок формирования отчета о деятельности организации перед налоговой, статистическими органами, перед учредителями и прочими лицами согласно уставным документам организации и существующему законодательству.

В контролирующие органы предоставляются сведения о поступлениях и расходованиях денежных средств и другого имущества в течение истекшего периода, о руководительском составе организации и общей деятельности НКО.

Дело это серьезное, и за безалаберное отношение к нему – несвоевременное предоставление или вообще непредставление указанных сведений – полагается соответствующее административное наказание (согласно статье 19.7 Административного кодекса РФ).

Куда нужно представить отчетность

Составленную отчетность в сегодня можно подать в двух вариантах:

  1. Почтовым отправлением. Отчетность отправляется обычным почтовым отправлением, адресованным в территориальные органы Центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации. При отправке отчета обязательно вложение описи документов.
  2. Размещение данных по отчету в сети Интернет на информационных ресурсах Министерства юстиции России. Доступ к этим ресурсам можно осуществить посредством официальных сайтов региональных органов Минюста или через центральный официальный сайт Министерства юстиции – www.minjust.ru. Размещение отчетности на официальных интернет-ресурсах предусматривается специальным приказом Министерства юстиции, регламентирующим возможность размещения сообщений НКО о продолжении своей деятельности и отчетов о деятельности за истекший период в сети Интернет.
  3. Есть еще третий вариант – отправка документов об отчетности и сообщения о продолжении деятельности в электронном виде посредством электронной почты. Этот способ возможен только при существовании цифровой электронной подписи уполномоченного руководителя организации.

Состав отчетности

Некоммерческие организации должны представлять отчетность о своей текущей деятельности за истекший отчетный период в следующем составе:

  • налоговая отчетность. НКО, как и прочие организации, могут выбирать налоговый режим. Либо используя общий налоговый режим, либо применяя упрощенную систему налогообложения. В первом случае некоммерческие организации заполняют декларацию на прибыль и на уплату НДС. В случае использования УСН НКО заполняется декларация, по уплате налога, предусмотренного по УСН. Для организаций, имеющих на балансе недвижимость, обязательна декларация об уплате налога на недвижимое имущество;
  • бухгалтерская отчетность. Состав необходимой для представления бухгалтерской отчетности прописан в Федеральном законе о бухгалтерском учете. Однако для организаций, не ведущих коммерческую деятельность, предусмотрена упрощенная система бухгалтерской отчетности, в которой включается только отчет об убытках и прибылях, отчет о целевом использовании полученных средств и бухгалтерский баланс. Упрощено и количество отчетов: такой отчет необходимо составлять только раз в год;
  • статистическая отчетность. Кроме отчета об убытках и прибылях и бухгалтерского баланса, некоммерческими организациями, не ведущими коммерческую деятельность, подаются данные в органы государственной статистики. Для этого используется специальная форма, разработанная для некоммерческих организаций для представления сведений – № 1-НКО.

Помимо заполнения установленной формы, возможно, понадобится представить и иные сведения согласно запросу статистического органа.

  1. Данные в государственные внебюджетные фонды. Представляются сведения по начислению и уплате взносов в Фонд медицинского страхования и Пенсионный фонд, а также сведения о персонифицированном учете.
  2. Специализированная отчетность. Для НКО, в связи со спецификой их деятельности, предусмотрены специальные виды отчетности и представляемых данных. Так, организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью ежегодно, до 31 марта, должны направлять в орган, ведающий учетом подобных организаций, заявление о продолжении деятельности в наступившем году. Сведения включают в себя данные о настоящем месте нахождения руководящего органа, информацию о руководителях организации.
Похожие публикации