Аргумент по произведению горе от ума. Проблема конформизма в комедиях "Горе от ума" А.Грибоедова и "Прощание в июне" А.Вампилова

«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»,- писал А.С. Грибоедов Катенину. В этом заявлении автора явно обозначена главная проблема «Горя от ума» – проблема ума и глупости. Она же вынесена в название пьесы, на которое также следует обратить пристальное внимание. Эта проблема гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, а потому она требует детального разбора.

Комедия «Горе от ума» являлась передовой для своего времени. Она носила обличительный характер, как и все классицистические комедии. Но проблемы произведения «Горе от ума», проблемы дворянского общества того времени представлены в более широком спектре. Это стало возможным за счет использования автором нескольких художественных методов: классицизма, реализма и романтизма.

Известно, что первоначально Грибоедов назвал свое произведение «Горе уму», но вскоре заменил это заглавие на «Горе от ума». Почему произошла эта замена? Дело в том, что первое название содержало в себе нравоучительную ноту, подчеркивающую, что в дворянском обществе 19 века всякий умный человек будет терпеть гонения. Это не совсем соответствовало художественному замыслу драматурга. Грибоедов желал показать, что незаурядный ум, прогрессивные идеи конкретного человека могут оказаться несвоевременными и нанести вред своему обладателю. Реализовать эту задачу в полной мере смогло второе название.

Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового. В спорах Чацкого с представителями старомосковского дворянства вырисовывается система взглядов одной и другой стороны на образование, культуру, в частности на проблему языка (смесь «французского с нижегородским»), семейные ценности, вопросы чести и совести. Выясняется, что Фамусов, как представитель «века минувшего», считает, что наиболее ценным в человеке являются его деньги и положение в обществе. Больше всего его восхищает умение «подслужиться» ради приобретения материальных выгод или уважения света. Очень много сделано Фамусовым и такими, как он, для создания хорошей репутации среди дворян. Потому Фамусова волнует только то, что будут говорить о нем в свете.

Таков и Молчалин, хоть он и представитель более молодого поколения. Он слепо следует устаревшим идеалам помещиков-крепостников. Иметь свое мнение и отстаивать его – непозволительная роскошь. Ведь можно потерять уважение в обществе. «В мои не должно сметь свое суждение иметь», – вот жизненное кредо этого героя. Он достойный ученик Фамусова. И с его дочерью Софьей он ведет любовную игру только для того, чтобы выслужиться перед влиятельным отцом девушки.

Абсолютно все герои «Горя от ума», за исключением Чацкого, имеют одни и те же недуги: зависимость от чужого мнения, страсть к чинам и деньгам. А главному герою комедии чужды и омерзительны эти идеалы. Он предпочитает служить «делу, а не лицам». Когда в доме Фамусова появляется Чацкий и начинает своими речами гневно обличать устои дворянского общества, фамусовское общество объявляет обличителя сумасшедшим, тем самым обезоруживая его. Чацкий выражает прогрессивные идеи, указывая аристократам на необходимость перемены взглядов. Они же в словах Чацкого видят угрозу своему комфортному существованию, своим привычкам. Герой, названный безумным, перестает быть опасным. Благо он один, и потому просто изгнан из общества, где он не угоден. Получается, что Чацкий, оказавшись не в то время не в том месте, бросает семена разума в почву, которая не готова их принять и взрастить. Ум героя, его мысли и нравственные принципы оборачиваются против него.

Здесь возникает вопрос: проиграл ли Чацкий в борьбе за справедливость? Можно полагать, что это проигранное сражение, но не проигранная война. Совсем скоро идеи Чацкого будут поддержаны прогрессивной молодежью того времени, и «прошедшего житья подлейшие черты» будут низвергнуты.

Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Но их ум качественно отличается от ума Чацкого. Представители фамусовского общества привыкли изворачиваться, приспосабливаться, выслуживаться. Это практичный, житейский ум. А у Чацкого совершенно новый склад ума, заставляющий его отстаивать свои идеалы, жертвовать своим личным благополучием, и уж конечно не позволяющий ему обрести какую-либо выгоду через полезные связи, как это привыкли делать дворяне того времени.

Среди критики, обрушившейся на комедию «Горе от ума» после ее написания, звучали мнения о том, что и Чацкого-то нельзя назвать умным человеком. Например, Катенин полагал, что Чацкий «говорит много, бранит все и проповедует некстати». Пушкин, прочитав привезенный ему в Михайловское список пьесы, отозвался о главном герое так: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»

Действительно, Чацкий представлен очень вспыльчивым и несколько бестактным. Он является в общество, куда его не звали, и начинает всех обличать и поучать, не стесняясь в выражениях. Тем не менее нельзя отрицать, что «речь его кипит остроумием», как писал И.А. Гончаров.

Такое разнообразие мнений, вплоть до наличия диаметрально противоположных, объясняется сложностью и многоплановостью проблематики «Горя от ума» Грибоедова. Следует также обратить внимание на то, что Чацкий является выразителем идей декабристов, он истинный гражданин своей страны, выступающий против крепостничества, низкопоклонничества, засилья всего иностранного. Известно, что перед декабристами стаяла задача прямо высказывать свои идеи где бы они ни находились. Поэтому Чацкий поступает в соответствии с принципами передового человека своего времени.

Получается, что в комедии нет откровенных глупцов. Просто две противоборствующие стороны отстаивают свое понимание ума. Однако уму можно противопоставить не только глупость. Противоположностью ума может быть безумие. Почему же общество объявляет Чацкого сумасшедшим?

Оценка критиков и читателей может быть какой угодно, но сам автор разделяет позицию Чацкого. Это важно учитывать при попытке понимания художественного замысла пьесы. Мировоззрение Чацкого – это взгляды самого Грибоедова. Поэтому общество, отвергающее идеи просвещения, свободы личности, служения делу, а не выслуживания является обществом глупцов. Побоявшись умного человека, назвав его сумасшедшим, дворянство само себя характеризует, демонстрируя свой страх перед новым.

Проблема ума, выведенная Грибоедовым в заглавие пьесы, является ключевой. Все столкновения, происходящие между изжившими себя устоями жизни и прогрессивными идеями Чацкого, следует рассматривать с точки зрения противопоставления ума и глупости, ума и безумия.

Таким образом, Чацкий вовсе не безумен, а общество, в котором он оказался, не так уж глупо. Просто время таких людей, как Чацкий, выразителей новых взглядов на жизнь, еще не пришло. Они в меньшинстве, поэтому вынуждены терпеть поражение.

Тест по произведению

Проблема взаимоотношения отцов и детей волновала писателей разных эпох. Каждый по-своему раскрывает эту тему, приходит к определенному выводу. Одним из авторов, размышляющих об этом, стал А.С. Грибоедов. В комедии «Горе от ума» он отразил преемственность поколений, отношение между веком «нынешним» и веком «минувшим».

  1. (Негативное влияние отцов на своих детей ). Родители сильно влияют на мировоззрение своих детей. Нравственные принципы ребенка складываются на основе того мировоззренческих парадигм общества, которым он окружен. К сожалению, иногда это приводит к возникновению отрицательных черт характера. Так, Софья росла в окружении фамусовского общества. Его образуют пустые, безнравственные люди, чья жизнь сводится к «обедам, ужинам и танцам». Они оценивают человека по его состоянию, сам Фамусов говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Безусловно, нельзя сказать, что Софья полностью следует всем «законам» фамусовского общества: вопреки наставлениям отца она влюбляется в бедного слугу Молчалина, считая его романтическим идеалом. Однако в героине отразились черты характера её отца. Вспомним, что фамилия Фамусова – говорящая. Она происходит от латинского слова, означающего «молву». Именно Софья распустила слух о сумасшествии Чацкого. Именно в этом проявилось её сходство с отцом – бездумная молва, сплетни. Таким образом, поведение личности, её взгляды на жизнь во многом зависят от воспитания, полученного в детстве. К сожалению, у безнравственных, пустословных отцов вырастают дети, подобные им.
  2. (Причина конфликта отцов и детей ) Часто между разными поколениями возникает непонимание. В комедии Грибоедова «Горе от ума» консерватизм отцов противопоставляется принципам молодых энтузиастов. В пьесе происходит конфликт века нынешнего и века минувшего. Фамусов (главный представитель века минувшего) живёт по старым традициям своих предков. Для него примером поведения является дядя Максим Петрович, который ради продвижения по службе «сгибался вперегиб». В обществе Фамусова «процветает» карьеризм, правит бал солдафонство. Люди, которые его составляют, пренебрежительно относятся к образованию, даже считают, что науки опасны и вредны. Против общества обывателей выступает молодое поколение, которое представляет Чацкий. Герой распространяет идеи нового века, не приемлет традиции прошлой эпохи. Он не стремится к высокому чину, заявляя, что «чины людьми даются, а люди могут обмануться», не боится высказывать своё мнение, свободно мыслить. Из-за этого происходит неразрешимый конфликт: уходящее поколение не способно изменить свои взгляды на жизнь, придерживается устаревших правил. Однако представители века нынешнего бунтуют против традиций своих предков. Значит, причиной возникновения конфликта между отцами и детьми является столкновение разных жизненных позиций.
  3. (В чём выражается преемственность поколений? Стоит ли во всем следовать родительским наставлениям? ) Для многих детей слова родителей стали законом. Они бездумно следуют заветам отцов, не размышляя о правильности их наставлений. Так, герой пьесы «Горе от ума» Молчалин беспрекословно соблюдает отцовские правила: «угождать всем людям без изъятья», не сметь своего «сужденья произнесть». Это тихий, услужливый человек, который всегда готов подстраиваться под вышестоящих господ. Он врет, терпит жестокое с собой отношение ради получения чина. Так, Молчалин обманывает Софью, встречаясь с ней «по должности». А во время гнева Фамусова он хранит смиренное молчание, не смеет произнести ни слова. Наставления отца определили мировоззрение молодого человека: он не способен свободно выражать своё мнение, считает необходимым унижаться перед людьми высшего сословия. Таким образом, преемственность поколений выражается в соблюдении детьми отцовских заветов. Но слепое подражание может негативно повлиять на будущее представителей новой эпохи. Необходимо уметь различать гуманные наставления и безнравственные советы, уничтожающие человеческую личность.

Русский язык постоянно взаимодействует с другими мировыми языками. В романе в стихах А.С.Пушкин, описывая наряд Онегина, говорит, что «…панталоны, фрак, жилет, всех этих слов на русском нет». Удивительно, прошли века, и никто не вспомнит, что когда-то от этих слов открещивались, считая их легкомысленными и неучтивыми. В начале 19 века считались сравнительно новыми видами одежды, терминология которых ещё не утвердилась до конца. Подбор русских названий проходил медленно. Но с лёгкой руки Пушкина эти слова мы считаем своими и не задумываемся над их происхождением. Можно спорить, обогатился ли русский язык, но точно не стал беднее, ведь сегодня вместо куртка без рукавов мы говорим «жилет», а вместо коротких штанов – «панталоны». Хотя, смело можно сказать, что и это слово постепенно устаревает.

2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

В восьмой главе появление Татьяны окружено ореолом восторженности и светского апофеоза. Пушкин, что Татьяна была «верный снимок Du comme il faut…» И далее автор просит прощения у славянофилов: «Шишков, прости. Не знаю,как перевести». Выражение в переводе с французского означает – порядочный, приличный, как должно. Обычно это выражение используют в ироничном смысле, но здесь Пушкин употребляет это слово – комильфо – в положительном смысле, всё, что не vulgar (т.е. не вульгарно, то есть не примитивно, пошло). Об этом автор говорит позже.

Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar. (Не могу...
Люблю я очень это слово,
Но не могу перевести;
Оно у нас покамест ново,
И вряд ли быть ему в чести.
Оно б годилось в эпиграмме...

Вульгарный – примитивный – стало абсолютно нашим словом, используемым в разговорной речи.

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Александр Андреевич Чацкий выступает в качестве защитника русского национального языка. Ему кажется неуместным употребление французского языка в своём отечестве, хотя бы. Чтобы быть ближе к народу. В своём монологе он говорит:

На съездах, на больших, по праздникам приходским?
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?

Предполагая, что три прошедших года могли что-то изменить. Грибоедов устами Чацкого выражает своё негативное отношение к использованию французского языка в повседневной жизни.

4. Л.Н.Толстой «Война и мир»

В романе автор передаёт ситуацию, когда после Бородинского сражения представители петербургского света решают отказаться от употребления в речи французских слов. Однако подобное решение трудно осуществить, так как в высшем свете не принято говорить по-русски и многие просто не знают значения французских слов в своём кровном языке. Л.Н.Толстой явно не симпатизирует представителям высшего света, считая, что в трудную минуту все граждане должны объединиться, и язык одно из главных средств, способствующих этому.

5. К.Паустовский

считал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Наш выдающийся писатель считал, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Отечественная литература является гордостью нации, имена Пушкина, Толстого, Чехова, Достоевского, Булгакова являются мировым достоянием, они читаемы и любимы на всех континентах. «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».

Проблемы 1. Нравственная ответственность человека (художника, ученого) за судьбу мира 2. Роль личности в истории 3. Нравственный выбор человека 4. Конфликт человека и общества 5. Человек и природа Утверждающие тезисы 1. Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше. 2. От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым. 3. Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми не предсказуемыми последстви­ями. 4. Помни о своей Высокой человеческой ответственности! Цитаты 1. Есть один несомненный признак, разделяющий Поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хоро­ший; производит он вражду и разъединение - он дурной (Л. Толстой, русский писатель). 2. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М. Монтень, французский философ-гуманист). 3. Да - я в ладье. Меня разлив не тронет! Но как мне жить, когда народ мой тонет? (Саади, персидский писатель и мыслитель) 4. Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Конфуций, древнекитайский мыслитель). 5. Люби - и делай что хочешь (Августин Блаженный, христианский мыслитель). 6. Жизнь - это борьба за бессмертие (М. Пришвин, русский писатель). 7. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель). Аргументы У каждого в руках судьба мира 1) В. Солоухин рассказывает притчу о мальчике, который не послушался неведомого голоса и спугнул бабочку. Неведомый голос печально сооб­щил, что произойдет дальше: потревоженная бабочка улетит в королевский сад, гусеница от этой бабочки заползет на шею спящей королевы. Королева напугается и умрет, а власть в стране захватит коварный и жестокий король, который причинит людям много бед. 2) Существует древняя славянская легенда о Деве-Чуме. Однажды крестьянин пошел косить траву. Вдруг ему на плечи прыгнула страшная Дева-Чума. Взмолился мужик о пощаде. Дева-Чума согласилась пожалеть его, если он будет носить ее на своих плечах. Там, где появлялась эта жуткая пара, умирали все люди: и маленькие дети, и седовла­сые старики, и прекрасные девушки, и статные парни. Эта легенда обращена к каждому из нас: а что ты несешь миру - свет или тьму, радость или горе, добро или зло, жизнь или смерть? 4) А. Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основанный на реальных событиях. Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется озмым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей. 5) В боевой операции под Первомайском бойцы, отбивавшие атаку боевиков, бросились к ящику с гранатами. Но когда они открыли его, то обна­ружили, что у гранат нет взрывателей. Упаковщик на заводе забыл их положить, а без них граната это просто кусок железа. Солдаты, неся тя­желые потери, вы вынуждены были отступить, а боевики прорвались. Ошибка безымянного человека обернулась страшной бедой. 6) Историки пишут, что турки смогли захватить Константинополь, пройдя через калитку, которую кто-то забыл закрыть. 7) Страшная катастрофа в Аше произошла из-за того, что экскаваторщик ковшом зацепил трубу газопровода. В этом месте, спустя много лет, об­разовался разрыв, газ вырвался наружу, а потом пришла настоящая беда: в страшном пожаре погибло около тысячи человек. 8) Американский космический корабль потерпел катастрофу из-за того, что сборщик уронил шуруп в Топливный отсек. 9) В одном из сибирских городов стали пропадать дети. Их изуродованные тела находили в разных концах города. Милиция сбилась с ног, разыски­вая убийцу. Были подняты все архивы, но тот, на кого падали подозрения, в это время неотлучно находился в лечебнице. А потом выяснилось, что он давно уже выписался, просто медсестра забыла оформить документы, и убийца спокойно вершил свое кровавое дело. 10) Нравственная безответственность оборачивается чудовищными последствиями. В конце 17 века в одном из захолустных американских городков у двух девочек появились признаки странной болезни: они беспричинно смеялись, бились в судорогах. Кто-то робко предположил, что на девочек наслала порчу ведьма. Девочки ухватились за эту идею и стали называть имена почтенных граждан, которых тут же бросали в тюрьму и после короткого суда казнили. Но болезнь не прекращалась, и на плаху отправлялись все новые и новые осужденные. Когда всем стало ясно, что про­исходящее в городе похоже на безумную пляску смерти, девочек строго допросили. Больные признались в том, что просто играли, им нравилось быть центром внимания со стороны взрослых людей. А как же безвинно осужденные? А об этом девочки не думали. 11) Двадцатый век - век первый в истории человечества мировых войн, век создания оружия массового поражения. Складывается невероятная ситуация: человечество может само себя уничтожить. В Хиросиме, на памятнике жертвам атом ной бомбардировки, написано: «Спите спокойно, ошибка не повторится». Чтобы та и многие другие ошибки не повторялись, всечеловеческий характер приобретает борьба за мир, борьба против оружия массового поражения. 12) Посеянное зло оборачивается новым злом. В средние века появилась легенда о городе, который заполонили крысы. Горожане не знали, куда от них деться. Один человек пообещал избавить город от мерзких существ, если ему заплатят. Жители, конечно же, согласились. Крысолов заиг­рал на дудочке, околдованные звуками крысы пошли за ним. Чародей увлек их к реке, сел в лодку, и крысы утонули. Но горожане, избавившись от напасти, отказались платить обещанное. Тогда колдун отомстил городу: он вновь заиграл на дудочке, со всего города сбежались дети, и он утопил их в реке. Роль личности в истории 1) «Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми как скотом. В стране началось широкое движение за отмену крепостного права. 2) После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба че­ловека», в котором показывается горькая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации. 3) Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала роман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантатором. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. Потом говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну. 4) Во время Великой Отечественной войны Г. Ф. Флеров, используя короткий отпуск, зашел в научную библиотеку. Он обратил внимание на то, что в зарубежных журналах нет публикаций о радиоактивности. Значит, эти работы засекречены. Он тут же написал тревожное письмо в прави­тельство. Сразу после этого всех ученых-ядерщиков вызвали с фронта и начались активные работы, связанные с созданием атомной бомбы, что в будущем помогло остановить возможную агрессию против нашей страны. 5) Вряд ли король Англии Эдуард iii до конца понимал, к чему приведет его дерзость: на государственном гербе он изобразил нежные лилии. Тем самым английский король показал, что отныне ему подвластна и соседняя Франция. Этот рисунок властолюбивого монарха стал поводом для Столетней войны, которая принесла людям бессчетные бедствия. 6) «Свято место пусто не бывает!» - эта поговорка с обидной легкомысленностью выражает мысль о том, что незаменимых людей нет. Однако история человечества доказывает, что очень многое зависит не только от обстоятельств, но и от личных качеств человека, от его веры в свою правоту, от его приверженности своим принципам. Имя английского просветителя Р. Оуэна известно всем. Взяв в управление фабрику, он со­здал благоприятные условия для жизни рабочих. Построил удобные домики, нанял мусорщиков для уборки территории, открыл библиотеки, чи­тальни, воскресную школу, ясли, сократил рабочий день с 14 до 10 часов. За несколько лет жители городка буквально переродились: они овладе­ли грамотой, исчезло пьянство, прекратилась вражда. Казалось бы, сбылась многовековая мечта людей об идеальном обществе. У Оуэна появи­лось много продолжателей. Но, лишенные его пламенной веры, они не смогли успешно повторить опыт великого преобразователя. Человек и природа 1) Почему так получилось, что в Древнем Риме стало чрез мерно много обездоленных бедствующих «пролетариев»? Ведь в Рим стекались богатс­тва со всей ойкумены, а местная знать купалась в роскоши и безумствовала от излишеств. Большую роль в обеднении земель метрополии сыграли два фактора: истребление лесов и истощение почв. В результате мелели реки, снижался уровень грунтовых вод, развивалась эрозия земель, уменьшались урожаи. И это - при более или менее постоянном росте населения. Ужесточал­ся, как мы теперь говорим, экологический кризис. 2) Бобры строят поразительные жилища для потомства, но их деятельность никогда не превращается в истребление той биомассы, без которой и им - конец. Человек же на наших глазах продолжает роковое дело, которое начал уже тысячелетия тому назад: во имя потребностей своего про­изводства он уничтожил наполненные жизнью леса, обезводил и превратил в пустыни целые континенты. Ведь Сахара и Кара Кумы - очевидное свидетельство преступной деятельности человека, продолжающейся и поныне. А разве не свидетельством тому является загрязнение Мирового океана? Человек лишает самого себя в ближайшем будущем последних не обходимых ресурсов питания. 3) В древности человек ясно осознавал свою связь с природой, наши первобытные предки обожествляли животных, считали, что именно они оберегают людей от злых духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтением относились к кошкам, за убийство этого священ­ного животного полагалась смертная казнь. А в Индии и сейчас корова, уверенная в том, что человек никогда не причинит ей зла, спокойно мо­жет зайти в овощную лавку и съесть все, что ей захочется. Лавочник ни за что не прогонит эту священную гостью. Многим такое почтение к животным покажется нелепым суеверием, но на самом деле в нем выражено чувство глубокого, кровного родства с природой. Чувство, которое стало основой человеческой морали. Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено. 4) Нередко именно природа дает людям уроки доброты. Известный ученый вспоминал случай, который надолго врезался ему в память. Однажды он, прогуливаясь с женой по лесу, увидел лежащего в кустах птенца. Возле него тревожно металась какая-то большая птица с ярким оперени­ем. Люди увидели дупло в старой сосне и положили туда птенца. После этого в течение нескольких лет благодарная птица, встречая в лесу спа­сителей своего птенца, радостно кружила над их головами. Читая эту трогательную историю, задумываешься о том, всегда ли мы проявляем столь искреннюю признательность тем, кто помог нам в трудную минуту. 5) В русских народных сказках часто прославляется бескорыстие человека. Емеля не собирался ловить щуку - она сама попала ему в ведро. Уви­дит странник выпавшего птенца - положит его в гнездо, попадет птица в силки - он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег - он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь - этому учит народная мудрость. 6) Разразившиеся над американским континентом смерчи принесли людям бесчисленные бедствия. Что же вызвало эти природные катаклизмы? Ученые все больше склоняются к тому, что это результат необдуманной деятельности человека, который зачастую игнорирует законы природы, считает, что она призвана обслуживать его интересы. Но за такое потребительское отношение человека ждет жестокая расплата. 7) Вмешательство человека в сложную жизнь природы может привести к непредсказуемым последствиям. Один известный ученый решил привес­ти в свой регион оленей. Однако животные не смогли приспособиться к новым условиям и скоро погибли. Зато клещи, которые жили в шкуре оленей, освоились, наводнили леса и луга и стали настоящим бедствием для остальных обитателей. 8) Глобальное потепление, о котором все настойчивее говорят в последнее время, чревато катастрофическими последствиями. Но не все задумы­ваются о том, что эта проблема является прямым следствием жизнедеятельности человека, который в погоне за наживой нарушает устойчивое равновесие природных циклов. Не случайно ученые все больше говорят о разум ном самоограничении потребностей, о том, что не прибыль, а сохранение жизни должно стать главной целью деятельности человека. 9) Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предупреждение всему человечеству, которое хищнически грабит при роду. 10) Один за другим исчезают на земле целые виды животных, птиц, растений. Испорчены реки, озера, степи, луга, даже моря. В обращении с природой человек похож на дикаря, который, чтобы добыть кружку молока, убивает корову и взрезает ей вымя вместо того, что­бы кормить, холить и получать того же молока ведро каждый день. 11) Недавно некоторые западные специалисты предложили сбрасывать радиоактивные отходы в глубины океана, полагая, что там они окажутся навеки законсервированными. Но своевременно проведенные океанологами работы показали, что активное вертикальное перемешивание воды охватывает всю толщу океана. Значит, радиоактивные отходы непременно распространятся по всему Мировому океану и, следовательно, заразят атмосферу. К каким неисчислимым вредным по следствиям это привело бы, ясно и без всяких дополнительных примеров. 12) В Индийском океане есть маленький остров Рождества, на котором иностранные компании добывают фосфаты. Люди вырубают тропические леса, экскаваторами срезают верхний слой почвы и вывозят ценное сырье. Остров, некогда покрытый пышной зеленью, превратился в мертвую пустыню с торчащими, словно гнилые зубы, голыми скалами. Когда тракторы соскоблят последний килограмм почвы, насыщенной удобрением. Людям на этом острове делать будет нечего. Может быть, печальная судьба этого клочка суши среди океана отражает судьбу Земли, окруженный безбрежным океаном космоса? Может быть, и людям, варварски разграбившим родную планету, придется искать себе новое пристанище? 13) Обильно рыбой устье Дуная. Но рыбу добывают не только люди - ее промышляют и бакланы. Уже поэтому бакланы, конечно, птицы «вред­ные», И было принято решение уничтожить их в устье Дуная, чтобы увеличить уловы. Уничтожили... А потом пришлось искусственно восстанав­ливать поголовье «вредных» птиц - хищников в Скандинавии и «вредных» бакланов в устье Дуная, потому что в этих районах начались массовые эпизоотии (инфекционные болезни животных, превышающие уровень обычной заболеваемости), погубившие огромное количество и птицы, и рыбы. После этого с немалым опозданием, было установлено, что «вредители» питаются преимущественно больными животными и тем самым предуп­реждают массовые инфекционные заболевания... Этот пример лишний раз свидетельствует, насколько все сложно переплетено в окружающем нас мире и как осторожно нужно подходить к реше­нию природных проблем. 14) Увидев червя, вымытого дождем на тротуар, доктор Швейцер клал его обратно в траву, а насекомого, барахтающегося в луже, вынимал из воды. «Когда я помогаю насекомому выбраться из беды, я пытаюсь тем самым искупить часть вины человечества за совершенные им против жи­вотных преступления». По тем же причинам Швейцер выступал в защиту животных. В своем эссе, написанном в 1935 г. он призывал «быть добры­ми по отношению к животным по тем же самым причинам, в силу которых мы добры к людям».

  • Чинопочитание — это низко, мерзко и неоправданно
  • Разница в чинах может сделать из лучших друзей врагов
  • Люди высокого звания безразличны к проблемам бедняков
  • Чинопочитание выглядит глупо
  • Не всегда за чином скрываются положительные качества личности

Аргументы

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Русская классическая литература богата примерами пресмыкания простого человека перед людьми высших чинов. Но есть личности, презирающие чинопочитание. Одним из таких людей является Александр Андреевич Чацкий. Герой говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В этих словах выражено его отношение к чиноугодничеству. Александр Андреевич Чацкий — сильная личность с замечательным умом, презирающая ценности фамусовского общества. Он не намерен подчиняться низким моральным принципам, поэтому оказывается не способен терпеть раболепство.

А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Небольшой, но невероятно злободневный рассказ как нельзя точно показывает проблему чинопочитания. А.П. Чехов изображает встречу Толстого и Тонкого — двух давних друзей, не видевшихся много лет. Они искренне радовались встрече, пока Тонкий не понял, что Толстый занимает гораздо более высокое положение в обществе, чем он. Узнав о служебном положении приятеля, Тонкий начал пресмыкаться и угождать, хотя Толстому этого и не требовалось. Толстый пытается остановить товарищ, но он и слушать не хочет. Чиноугодничество испортило отношения друзей. А.П. Чехов не приветствует, а осмеивает поведение Тонкого. По мнению писателя, подобное поведение выглядит очень глупо.

А.П. Чехов «Смерть чиновника». В рассказе перекликаются проблемы чинопочитания и человеческого ничтожества. Экзекутор Иван Дмитриевич Червяков при просмотре спектакля в театре случайно чихает, обрызгивая впереди сидящего человека. В этом человеке он признает Бризжалова, статского генерала. Он извиняется, хотя Бризжалов не обращает на этот поступок никакого внимания. Услышав слова «Ничего, ничего…», Червяков решает, что статский генерал его и слушать не хочет. Иван Дмитриевич страшно боится случившегося, поэтому раз за разом извиняется и извиняется, надоедая человеку. Так ведет себя «маленький человек» перед человеком высокого звания. В итоге Бризжалов уже правда и слушать не желает Червякова. А несчастный экзекутор, будучи выгнанным из-за своей надоедливости, ложится дома на диван и умирает.

Похожие публикации