Скачать презентацию на тему хохломская роспись. Хохломская роспись

Здравствуйте, художники-мастера,

Проверьте готовы ли вы к уроку?


Эти липовые ложки, Блюдца, ковшики, матрешки Расписала нам сама Золотая ХОХЛОМА





Давным-давно жил мастер иконописец, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была ближе к природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, ложки, тарелки, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травкой, ягодами, птицами.

Слава о мастере быстро разнеслась по земле и появились последователи его ремесла. Так и зародилась Хохлома


Хохлома

Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома, сейчас село Семёново.

Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и

черным (реже зеленым) тонами и

красным по золотистому фону.






Цветовое решение

Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту.

Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе.

Чёрный цвет – цвет земли.


Элементы узора

«травка»

«ромашки»

«ягодки»

«листочки»

А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?


Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома!



Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: "верховое" письмо и "фоновое".

Особенность "верховой" росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность "фоновой" росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.


Самым любимым является орнамент «травка» , изогнутая, кустиком или одной веточкой. «Травку» обязательный элемент хохломской росписи. Она превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы.



1. Рисуем ведущий стебель «криуль» чёрной краской.

2. Вписываем завитки, закручивая их попеременно вверх и вниз.

3. Затем узор усложняется добавлением чёрных и красных кустиков, травинок, завитков, ягод.



Как волшебница Жар- птица,

Не выходит из ума

Чародейка мастерица

Золотая Хохлома!

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного света

И ромашки луговин.

Блестят они, как золотые

как будто солнцем залитые

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый золотой

Красоту такую люди

Называют Хохломой!


В каком селе зародился народный промысел?

Какой основной цвет используется в росписи?

Перечислите элементы хохломской росписи?

Какие изделия расписывают мастера?


Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

просится сама.

И нигде на свете

Нет таких

соцветий,

Всех чудес

чудесней

Наша Хохлома.

ОТКРЫТЫЙ УРОК. ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА.

Цели урока

. Дать начальные сведения о народном промысле России - хохломской росписи;

. Понятие о стилизации;

. Освоить декоративную роспись характерную для хохломской росписи, творчески и разнообразно применять приемы кистевой росписи;

. Закрепить полученные знания;

. Развивать творческие способности детей

Оборудование для учащихся

· модель для раскрашивания "Блюдце"

· краски

· кисти

· «ляпушки»

· баночка для воды

· лист бумаги

· салфетка

Оборудование для учителя

· изделия с хохломской росписью,

· раздаточный материал

· плакаты "Хохломская роспись"

· презентации "Хохломская роспись"

План урока (40 мин.)

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 1-3 мин.

2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией Хохломской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-12 мин.

3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

ХОД УРОКА

1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

Запись на доске: Золотая Хохлома.

УЧЕНИЦА: (тихо звучит русская народная музыка)

Хохломская роспись,
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.

Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.

У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.

Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
(П. Синявский)

2. ВВОДНАЯ БЕСЕДА

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр - крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: "Откуда такое диво?", он с гордостью отвечал: "Из Хохломы". Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)

Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)

Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)

Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли "золотые" руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.

3. ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ

В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для <каления>. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание <Золотая Хохлома>.

По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

Вопрос: Какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы - веточки, листки, травка.

Учитель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике - всяким плодам, цветам и травам раздолье.

Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: "верховое" письмо и "фоновое".

Особенность <верховой> росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность <фоновой> росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

Самый любимый у хохломских художников это <травный узор> или <травка>, которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди <травки> изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются <кудрина>: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом.

Травинка - это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широс учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каж-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

<Мир волшебной хохломы>

Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.
(Б. Дубровский)

И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним <травный> узор. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

Учитель: Что ж за работу.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои блюдца на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить то, что лучше всего удалось

Здесь будет файл: /data/edu/files/g1461160720.mp3 (музыка к уроку)

Здесь будет файл: /data/edu/files/n1461160755.mp3 (музыка)

5. АНАЛИЗ И ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1461158554.ppt (Урок-презентация "Хохлома")

Слайд 1

Урок изобразительного искусства по теме: народные промыслы России

Золотая хохлома

Слайд 2

Цели и задачи урока:

Дать начальные сведения о народном промысле России – хохломской росписи; Понятие о стилизации; Освоить декоративную роспись характерную для хохломской росписи, творчески и разнообразно применять приемы кистевой росписи; Закрепить полученные знания; Развивать творческие способности детей

Слайд 3

История развития промысла

Этот художественный промысел возник в 17 веке в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома. Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе у крестьянина. Нарядную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом или серебром. Но даже самую простую посуду нельзя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой – вареным льняным маслом. Происхождение приемов окраски деревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается загадкой даже для специалистов…

Слайд 4

Слайд 5

Хохломские изделия (Хохлома)

отличает форма, которая, обладая декоративно-художественной выразительностью, отвечает их назначению и вместе с тем выгодно подчеркивает достоинство и оригинальность с традиционным хохломским письмом

Слайд 6

В хохломской росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.

Изделия вытачивают из дерева осины, липы, березы. На этом этапе посуду называют "белье".

Слайд 7

Подготовка к покраске

Изделие обмазываю льняным маслом Затем покрывают специальным грунтом, в состав которого входит глина. Изделие сушат в печи Шлифуют Обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда (раньше использовали порошок серебра, а сейчас порошок алюминия или олова). Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный.

Слайд 8

Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым.

После того как художник украсит изделие орнаментом, на него наносят лак и закаляют в печи (операция повторяется несколько раз). Под влиянием высокой температуры пленка лака, покрывающая роспись, темнеет и приобретает теплый янтарный оттенок, а просвечивающая сквозь нее поверхность дерева, закрашенная серебристым алюминиевым порошком, становится похожей на золото.

Слайд 9

Художники рисуют:

Растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Зооморфные орнаменты: диковинные птицы и рыбы. В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен.

Слайд 10

Слайд 11

Но самым любимым мотивом

остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи.

Слайд 13

Цветущие кусты и плоды на Руси

Считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи.

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

“Хохлома”.

Птицы и петли, круженья, разводы Листья и стебли, колосья и злаки, Редкие, мудрые формы природы Сердце влюбленного тайные знаки. Это придумали русские люди Те, что молились пенькам и березе. Листья и стебли, колосья и злаки, Редкие, мудрые формы природы Сердце влюбленного тайные знаки. Это придумали русские люди Те, что молились пенькам и березе. На деревянном языческом блюде Травы, цветы, легендарные розы.

Слайд 19

Как я люблю хохломское искусство! Ложки и те у меня хохломские К ним у меня постоянное чувство, С детства они мне родные, родные. Я разложу их, и гости довольны И никаких замечаний и жалоб. Слышно одно в разговоре застольном: Щец бы горячих, борща не мешало. Кисть хохломская! – Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни. Ты, как душа у народа красива, Ты, как и люди, служишь Отчизне! Виктор Набоков

Слайд 20

Слайд 21

Особенность верховой росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. К верховому письму относятся травная роспись («травка») и роспись «под листок» (более крупные овальные листочки и мелкие ягодки, расположенные симметрично вокруг стебля) Расписывать изделие «травкой» начинают с выполнения крупных элементов, которые служат как бы канвой узора. На поверхность изделия в определенной последовательности и ритме наносят крупные, плавно изогнутые мазки – листья, затем узкие завитки и мелкие мазки. Иногда травный орнамент дополняют т.н. припиской - мелкими простенькими цветами или другими растительными формами: изображением ягод и цветов.

Хохломская роспись - это самобытный русский народный промысел, существующий более трехсот лет, уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. На данном уроке дети познакомятся с историей зарождения промысла, с разнообразием хохломской росписи(основными декоративными элементами), посмотрят мультфильм по изготовлению и росписи тарелки. И конечно, побывают в роли художников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Золотая хохлома

Родилось искусство Хохломы в середине 17 века в крестьянском быту заволжских деревень. Искусству этому уже более 300 лет, а оно, как и раньше, остается самым известным, доступным и любимым народным промыслом России.

Название промысла связано со старинным торговым селом Хохлома, куда из окрестных деревень свозили на продажу расписную посуду. Местные жители говорят по – - волжски – Хохлома, ударяя на первый слог.

Разнообразие хохломской росписи делится на «верховое» и «фоновое письмо. Верховое письмо Фоновое письмо Разновидность фонового письма – « кудрина»

ВЕРХОВЫМ письмо называется потому, что золоченая поверхность не закрашивается, а по ней, по верху, наносится рисунок.

Последовательность выполнения росписи «под фон». ФОНОВОЕ письмо - на полуду (серебряный фон) наносят контуры будущих листьев, цветов, ягод. Пространство по наружной стороне контурных линий закрашивается черной или красной краской – происходит заливка фона, а затем расцвечивание элементов рисунка.

ЭЛЕМЕНТЫ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ

«Кудрина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема. "Роспись по дереву. Хохломская роспись".Цель. Научить передавать характер декоративных форм.Оборудование. Гуашь, бумага, кисти, листы тонированной бумаги (желтого цвета), шаблоны разных цветов, ...

Презентация к уроку "Хохломская роспись"

Презентация к уроку для обучающихся. 3-4 классов. Тема занятия: Поэтапное действие (последовательность)в росписи декоративного панно....

Похожие публикации