Обществознание 11 кл экономика наука и хозяйство. Что изучает экономическая наука

Классный час:

«Международный день распространения грамотности».

Цели занятия:

Прививать любовь к русскому языку, развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету.

Воспитывать чувство патриотизма, толерантности;

Расширять кругозор учащихся.

Задачи занятия:

Формирование полного ответа на вопрос;

Формирование умения работать в группе.

Способствовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;

Побуждать учащихся к самосовершенствованию.

Оформление: Плакаты с высказываниями о русском языке, карточки.

1.Всупительное слово учителя:

– У В. Берестова есть замечательное стихотворение, которое я знаю с детства:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!

Согласитесь, лучше про необходимость быть грамотным человеком, пожалуй, и не скажешь!

Сегодня для вас, ребята, прозвенел первый школьный звонок. Ученики разных возрастов сели за парты, чтобы начать или продолжить тяжелый путь в страну Знаний. А уже 8 сентября весь мир будет отмечать еще одну дату, связанную с образованием - Международный день распространения грамотности.

Поэтому наш классный час имеет название «Международный день распространения грамотности.

2.История и традиции.

Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад - в 1965 году - собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности 8 сентября.

Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности.

И конечно, в разных уголках мирах происходит открытие различных учебных центров, выставок, кинопоказов. Проводятся мастер-классы, открытые уроки, конкурсы и т. п.

В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность - не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.

Задачи

1. Способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.

2. Развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

Форма проведения : путешествие по карте языков мира.

Подготовительная работа

1. Составление карты языков мира.

2. Составление языкового дерева «Языки, на которых говорят в нашем роду».

3. Поиск и подготовка статистики по проблеме информационно- познавательного часа.

4. Подготовка сценария.

5. Сочинение «Что было бы на земле, если бы языков не было».

6. Класс делится на рабочие группы: первая группа отвечает за подготовку карта языков мира; вторая - за статистику по теме «Грамотность в современном мире»; третья - за подготовку сценок к информационно-познавательному часу.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель. Добрый день! Дзень Добры! Здаравэньки булы! Гамарджоба! Салам алейкум!

Как здорово, что я знаю, как можно поздороваться с людьми разных народов! А лучше всего то, что я знаю грамоту!

Давайте представим себе на минутку, что было бы на земле, если бы люди оставались неграмотны? Попробуем пофантазировать. Я прошу вас, ребята, представить ваши фантазии-сочинения.

Ребята зачитывают свои сочинения на данную тему.

Классный руководитель . Да, действительно, не будь грамоты - человечество просто погибло бы. Попробуйте ответить на вопрос, почему был провозглашен Международный день грамотности?

Ученик 1 (из второй группы, статистиков). Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период, начинающийся 1 января 2003 года, Десятилетием грамотности ООН.

Ученик 2. Международный день грамотности, назначенный на 8 сентября, был так назван не только в честь тех, кто подарил нам всем это величайшее и важнейшее для жизни всего человечества изобретение - письменность.

Ученик 3 . Международный день грамотности - один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Сегодня почти четыре миллиарда жителей нашей планеты умеют читать и писать.

Ученик 4 . Сегодня четыре взрослых жителя планеты из пяти знают грамоту.

Ученик 5. В 1990 году прошлого столетия такими были трое из четырех, а в 1970 году - примерно двое из трех.

Ученик 6 . При таком темпе обучения грамотности к 2010 году читать и писать смогут пять взрослых из шести.

Ученик 7 . Однако неграмотность остается серьезной проблемой планеты. Число неграмотных в мире также постоянно увеличивается.

Ученик 8 . Если не будут приняты активные меры, к 2010 году в мире будет насчитываться 830 млн взрослых неграмотных. Женщины среди них по-прежнему составляют большинство.

Классный руководитель . Путь к грамотности, путь к слову очень длительный и непростой. Чтобы почувствовать слово, надо знать, как оно появилось, летопись его роста. Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова, в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.

Входит Азбука. Это мальчик или девочка с нашитыми на одежду буквами. Корона сделана из букв (третья группа).

Азбука.

Мало видеть слово. Надо точно

Знать, какая есть у слова почва,

Как росло оно и как крепчало,

А затем узнать - как оно зазвучало,

Чем должно набухнуть и налиться,

Прежде чем в названье превратиться,

В знанье, в имя или кличку просто...

Прелесть слова - в летописи роста...

Ученик (из первой группы). Кто вы? Почему вы пришли сегодня к нам?

Азбука. Уважаемые ребята! Я пришла к вам из глубины веков. Я - Азбука, основа слова. Я знаю, что вы живете в XXI веке. И, конечно, я знаю - и очень этим опечалена, - что так много людей на земле не знают грамоты, не могут составить слова и написать их.

А на каком языке говорите вы?

Учащиеся называют языки, на которых они говорят дома.

Азбука . Да, ребята, это здорово, что вы можете говорить на многих языках. Но ведь вы живете в России, где большинство говорит по-русски. Русский язык относится к группе славянских языков. И мне хочется спросить: какие еще языки относятся к славянским языкам?

Ученица (из первой группы). Уважаемая Азбука! Это очень просто. Только давайте обратимся к карте, которую мы составили всем классом (идет к карте). Славянские языки делятся на три группы.

Восточнославянские языки - это русский, белорусский и украинский язык.

Южнославянские языки - болгарский, сербский, македонский, хорватский, словенский.

Западнославянские языки - польский, чешский, словацкий и лужицкий (в Германии).

Ученик. А вообще-то, было бы интересно знать, сколько всего языков на земле?

Азбука. По самым скромным подсчетам их всего от 3 до 5 тысяч. Среди них есть языки с «мировым именем» - русский, английский, немецкий, французский, испанский.

Есть языки зональные - на них говорят люди из разных стран, но они находятся в соседстве между собой - к примеру, арабский или китайский языки.

Есть официальные или государственные языки - монгольский в Монголии, польский в Польше, турецкий в Турции. Есть страны, где государственным являются несколько языков: в Казахстане - казахский и русский, в Швейцарии - немецкий, французский, итальянский.

Но большинство языков не имеют никакой официальной должности - на них просто говорят... На одном - 10 человек, на другом 100, на третьем - половина мира...

Ученик . Уважаемая Азбука! Не можете ли вы подсказать, когда появился первый буквенный алфавит?

Азбука (показывает презентацию). Первый алфавит появился у древних греков, в Финикии. Из финикийского алфавита возникла арабская письменность. Из греческого языка появился и латинский алфавит. Ребята! А знаете ли вы происхождение русского алфавита?

Ученица. Конечно! Русский, кириллический, алфавит изобрели два ученых-монаха - братья Кирилл и Мефодий. В 2013 году весь мир будет праздновать 1150-летие со времени создания первой славянской азбуки.

Ученик. Многие ученые склоняются к мысли о том, что Кирилл создал не только кириллицу, но и глаголицу. В классической старославянской кириллице - 43 буквы. Глаголица - более сложный алфавит.

Ученица . Ты забыл сказать, что кириллицей написаны древнейшие славянские книги. К примеру, Остромирово евангелие, которое написал дьяк Григорий по предложению новгородского посадника Остромира.

Ученик . А еще я слышал, что существует язык, на котором не говорят, но который тоже может помочь в общении людей.

Ученица . Ну, конечно, это язык жестов. Он имеет огромное значение в жизни людей.

Азбука . Да, и не только язык жестов. Иногда телодвижения людей могут сказать о том, откуда происходит человек. Не верите? Убедитесь сами.

На сцену приглашаются ребята (третья группа) - представители разных этнических групп. Для того чтобы было легче подготовить этот эпизод в сценарии, дети должны иметь в руках или на себе один из предметов, символизирующих эту страну. Американец (ковбой) - широкополую шляпу, турок - шапку-эфеску, японец-халат, русский - картуз, индеец (из Северной Америки) - повязку с пером.

Азбука . Уважаемые гости! Мы рады видеть вас у себя. К сожалению, у нас так много гостей, что места в зале ограничены, поэтому мы предлагаем присесть вам на пол. Мы приготовили для вас на полу удобные места.

Ребята садятся. (Заранее нужно обсудить, как они должны сесть.)

Азбука (обращаясь к залу). Как видите, наши гости совершенно по-разному сели на свои места. Может быть, мне кто-то подскажет, какие страны они представляют? (Ответы детей.)

Азбука . Итак, у нас в гостях представители самых разных народов.

В Японии люди садятся на корточки.

Североамериканские индейцы садятся, подложив одну ногу под себя.

Русские садятся, раскинув ноги в стороны.

Многие народы Востока садятся, скрестив ноги, иногда мы даже называем эту позу «сесть по-турецки».

Американцы садятся, закинув ногу на ногу.

Как видите, даже с помощью определенных привычек и поз можно узнать, какие народы пришли к нам в гости. Хотя сейчас народы переняли привычки друг друга.

Классный руководитель. Сегодня, ребята, мы много узнали о том, какие языки «живут» на карте мира. Живет язык - значит, продолжает жить народ, который говорит на этом языке. Очень важно, чтобы языки не исчезали, продолжали жить и развиваться.

Чем больше людей будут хорошо знать свой язык, изучать и понимать другие языки, тем сильнее будет наша дружба.

Для этого много делают люди, изучающие другие языки. Это ученые - географы, лингвисты, путешественники, которые сами знали много языков и рассказали миру о других языках. Может быть, вы узнаете, кто это?

Ученик. Он изучал языки и обычаи народов Океании, обучал их грамоте. Более того, он оставил о себе благодарную память - он боролся против колониализма, за то, чтобы папуасы Новой Гвинеи имели свое, самостоятельное государство и свой государственный язык. Много лет назад это вызывало насмешки. Но наступил день, когда над маленьким зданием в городке Порт-Морсби взвился флаг с изображением райской птицы. Это был день провозглашения нового государства - Республики Папуа - Новая Гвинея.

Этого русского человека, который помог папуасам обрести свою государственность и закрепить свой язык как государственный, помнят и чтят. В его честь устраивают праздники, в этом государстве на главной площади стоит памятник россиянину, который помог бороться за грамотность и равноправие папуасов Новой Гвинеи.

Учащиеся называют: Николай Николаевич Миклухо-Маклай.

Ученица. Я хочу представить книги, которые могут много рассказать о путешествии Миклухо-Маклая. Здесь вы встретите не только интересные рассказы о языках народов, но и о жизни, обычаях и традициях других народов. Это такие книги:

Чумаченко Л. Человек с Луны;

Тынянова Л.H. Друг издалека: Повесть о путешественнике Н.Н. Миклухо-Маклае;

Путилов Б.Н. Н.Н. Миклухо-Маклай: Путешественник. Ученый. Гуманист.

Азбука. Давайте любить язык и радоваться тому, что мы можем общаться с помощью языка со всем миром. Давайте будем помогать себе и тем, кто хотел бы знать много языков. Ведь язык живет тогда, когда на нем говорят.

Я предлагаю вам, ребята, провести небольшую игру. В нашем классе так много разных имен. Они начинаются на разные буквы. Давайте соберем все эти буквы и попробуем составить из них букет слов, посвященных нашему разговору.

Ребята выполняют задание. Слова прикрепляются магнитами на доске. Например, слова «грамота», «слово», «буква» и др. из имен:

Г ригорий;

Р оман;

А лина;

М ария;

О льга;

Т атьяна;

А нна.

Классный руководитель . Вот и подошло к концу наше путешествие. Но впереди у нас новые встречи и новые путешествия в мир слова, в мир языка. Так хотелось бы, чтобы все люди на земле могли общаться, говорить друг с другом, писать друг другу и радоваться тому, что живет на земле такое удивительное изобретение - СЛОВО!

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационно-познавательного часа

Елена Антипова
Презентация «День грамотности»

«История ума представляет две главные эпохи :изобретение букв и типографии;все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир…» Н. М. Карамзин

Международный день грамотности , который был объявлен в 1966 году ЮНЕСКО, празднуется 8 сентября. Именно в этот день в 1965 году в Тегеране торжественно открылась Международная конференция министров образования, основной темой которой была ликвидация неграмотности .

Цель создания этого праздника – призвать общество активизировать усилия по распространению грамотности .

Сегодня более 860 миллионов людей остаются неграмотными ; более 100 миллионов детей не посещают школу; множество детей, молодежи и взрослых, прошедших школьные и иные образовательные программы в условиях современного мира, не соответствуют уровню, необходимому, чтобы их можно было считать грамотными .

правильно : Ляг!

“Не раздевай пальта!”

правильно : пальтО (не склоняется)

Новое пальто. Осень, дождь, вокруг зонты – надевать пора паль….В магазин мы под зонтом едем с мамой за паль….Вот конец всей колготе – еду в новом я паль….Ах, какая красота : пять карманов у паль!А когда я подрасту, брату я отдам паль….

“Эту не бери! Лабуда! Пшено!»“Возьми эту : ценная вещь. Там один так даёт копоти!”

“Вот эта жутко мощная книжка!”

В России в рамках празднования Международного дня грамотности в крупных городах проходят диктанты и тесты по русскому языку, среди школьников и студентов. В диктанте может принять участие любой желающий, чтобы проверить свой уровень грамотности .

Проводим акцию «Проверьте свою грамотность

Публикации по теме:

В МДОБУ детском саду "Ласточка" прошла «Неделя экологической грамотности» с 16 по 21 апреля 2018 года. Воспитатель Идрисова Гульдар Саматовна.

Занятие по воспитанию экологической грамотности «Энергосбережение» Цель: Воспитание экологической грамотности, формирование бережного отношения к природным ресурсам, энергосбережения, познавательное развитие.

Презентация «День родительского самоуправления «День наоборот» Для установления единства необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей,.

Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей Формирование основ финансовой грамотности у детей для успешной социализации в обществе - именно правильно обращаться с деньгами в будущем.

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что: 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают.

Конспект занятия по финансовой грамотности «Дети и деньги» «Дети и деньги» Цель: сформировать культуру обращения с деньгами, как части общей культуры человека, для подготовки к будущей самостоятельной.

Презентация «Образовательная деятельность по обучению детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности» «Деньги – хорошо, да только ума на них не купишь». (Народная мудрость). Тема «финансовой грамотности» в дошкольной педагогике не нова.

Экономика: наука и хозяйство.

Хохлова Е. Л. учитель истории и обществознания МОУ «Вейделевская СОШ»


  • 1) Что изучает экономическая наука
  • 2) Экономика и экономическая деятельность
  • 3)Измерители экономической деятельности

Что изучает экономика

Ограниченность ресурсов

Экономический выбор


Определение понятия «экономика»

  • Экономика – хозяйство страны.
  • Экономика – сфера общественной жизни, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
  • Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Главная задача экономики выбор наиболее эффективного способа применения факторов производства для разрешения объективного противоречия между безграничностью потребностей и нехваткой ресурсов для их удовлетворения.

3 основных вопроса экономики:

  • Что производить?
  • Как производить?
  • Для кого производить?

Типы экономических систем:

  • традиционная экономика , в которой все определяется обычаями;
  • командная экономика , в которой экономические решения принимаются государственными органами;
  • рыночная экономика, в которой производители и потребители действуют самостоятельно;
  • смешанная экономика, объединяющую самостоятельность покупателей и продавцов с регулирующим воздействием государства.

ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ.

ЭКОНОМИКА – ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЖИЗНЕННЫХ БЛАГ.

ЭКОНОМИКА - СЛОЖНЕЙШАЯ СФЕРА(СИСТЕМА) ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

ИМЕЕТ ДВОЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:

  • ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
  • НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ

ТАКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЭКОНОМИКА- НАУКА О ХОЗЯЙСТВЕ, СПОСОБАХ ЕГО ВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ, ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБМЕНА ТОВАРОВ, ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ПРОТЕКАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ.


Экономика

Это ХОЗЯЙСТВО , Это НАУКА о хозяйстве, способах обеспечивающее удовлетворение его ведения и управления им,

потребностей людей и общества отношениях между людьми в

путем создания и использования процессе производства и обмена

необходимых жизненных благ. товаров…


Экономическая наука

Макроэкономика Микроэкономика

Мировая

экономика

Проблемы выбора, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами

Безработица, бедность, экономический рост, роль государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, международные валютные отношения


Уровни экономики

Уровень

Чем занимается

Микроэкономика

Предмет изучения

исследует экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику

Макроэкономика

взаимодействие потребителей и производителей, предпринимателей и наемных работников, функционирование отдельных рынков и отраслей.

охватывает народное хозяйство в целом

Мировая экономика

проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики

изучает законы развития мирового хозяйства.

международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, международные валютные отношения и др.


СЛОВО ЭКОНОМИКА БЫЛО ВПЕРВЫЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, НО ТОЛЬКО СПУСТЯ 300 ЛЕТ ПОЯВИЛИСЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНЫЕ. ЭТО СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

ДО ЭТОГО ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕШАЛИСЬ ПО ТРАДИЦИИ ИЛИ ПО ПРИКАЗУ. В РЭ – СВОБОДНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ. УЧЕНЫЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ КАК РАБОТАЕТ СВОБОДНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.


ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

ПРЕДМЕТ ВНИМАНИЯ УЧЕНЫХ СЛОДУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ:

ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР.

ПОТРЕБНОСТИ ВОЗРАСТАЮТ А ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ- РЕСУРСЫ ОГРАНИЧЕННЫ. ЭТУ ПРОБЛЕМУ ПЫТАЕТСЯ РЕШИТЬ ЭКОНОМИКА- НАУКА ВЫБОРА.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ИЗУЧАЕТ РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ:

МАКРОЭКОНОМИКА- ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.

ЕЁ ПРЕДМЕТОМ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ, БЕДНОСТИ, ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ

ЭКОНОМИЧЕС - КАЯ НАУКА


МИКРОЭКОНОМИКА

ЭТА ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ, ИССЛЕДУЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ, ФИРМАМИ. МИКРОЭКОНОМИКА ОБЬЯСНЯЕТ КАК УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ, КАК НАПРАВЛЯЮТСЯ СРЕДСТВА НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ.

МАКРОЭКОНОМИКА И МИКРОЭКОНОМИКА ТЕСНО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ.

ВЫДЕЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ- МИРОВАЯ (МЕЖДУНАРОДНАЯ)ЭКОНОМИКА

МИКРОЭКО - НОМИКА.


В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭКОНОМИКА- ЭТО СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ И ПРОГРЕССА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕОБХОДИМА, ЧТОБЫ ПРЕВРАЩАТЬ РЕСУРСЫ В НУЖНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА- ТОВАРЫ И УСЛУГИ

РЕСУР - СЫ

ПРОИЗВОДСТВО

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ПОТРЕБЛЕНИЕ


Виды экономической деятельности

  • 1) Производство
  • 2) Распределение
  • 3) Обмен
  • 4) Потребление

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУЩЕСТВУЕТ ТЕСНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ

ОБМЕН – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ КОТОРОЙ ОДНО ЛИЦО ПЕРЕДАЕТ ДРУГОМУ ВЕЩЬ, ТОВАР, ПОЛУЧАЯ ВЗАМЕН ДЕНЬГИ.

ОБМЕН СВЯЗЫВАЕТ ПОТРЕБЛЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРАВИЛА, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. ПРИНЦИП РАЦИОНАЛЬНОСТИ – ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ПОЛУЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ С МИНИМАЛЬНЫМИ ЗАТРАТАМИ РЕСУРСОВ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ- СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОБЬЕДИНЕНИЯ ЛЮДЕЙ

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ТОРГОВЛЯ


ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЛЮДИ УДОВЛЕТВОРЯЮТ ПОТРЕБНОСТИ В ТОВАРАХ И И УСЛУГАХ ЛИБО ПРОИЗВОДЯ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ЛИБО ПОСРЕДСТВОМ ОБМЕНА ПРОИЗВЕДЕННЫХ ПРОДУКТОВ НА НЕОБХОДИМЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ

РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ЗА СЧЕТ РЕСУРСОВ.

ЧТОБЫ ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАДО НАЙТИ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА.

ИХ ДВА

УВЕЛИЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПОКАЗАТЕЛЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – ОБЪЕМ ТОВАРОВ И УСЛУГ, СОЗДАВАЕМЫХ НА ЕДИНИЦУ ЗАТРАТ. НА ПРОИЗВОЛИТЕЛЬНОСТЬ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ – КАЧЕСТВО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И УПРАВЛЕНИЕ


Стоимость всех конечных продуктов, созданных производителем данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом .

Валовой

национальный

продукт

Стоимость все конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны.

Валовой

внутренний

продукт

Часть ВВП, приходящаяся на долю

одного гражданина. ВВП(на душу населения)=ВВП / КОЛ-ВО ГРАЖДАН.

на душу

населения

Общий доход, приносимый всеми факторами производства


ВНП- ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК СУММА РЫНОЧНЫХ ЦЕН ВСЕХ ТОВАРОВ И УСЛУГ, СОЗДАННЫХ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА КАК ВНУТРИ СТРАНЫ, ТАК И ЗА РУБЕЖОМ

В ВНП ВКЛЮЧАЮТСЯ ТОЛЬКО ПРОДАЖИ КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ.

ВНП- ИЗМЕРИТЕЛЬ ЭКОНОМИКИ КАК ЦЕЛОГО.

НА ОСНОВЕ ВНП РАССЧИТЫВАЮТСЯ НЕСКОЛЬКО ПОКАЗАТЕЛЕЙ:

ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ,

ЧИСТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД.

ОБЪЕМ ГОДОВОГО РОИЗВОДСТВА ЧЕРЕЗ ПОКАЗАТЕЛЬ ВАЛОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА


ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ ОБЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК СУММА РЫНОЧНЫХ ЦЕН ВСЕХ КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ, ПРОИЗВЕДЕННЫХ В СТРАНЕ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА.

ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ

ПРОДУКТ

ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ – ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАЦИИ.

НОМИНАЛЬНЫЙ ВВП- ОБЪЕМ В В ТЕКУЩИХ ЦЕНАХ.

РЕАЛЬНЫЙ ВВП – НЕИЗМЕННЫЕ ЦЕНЫ. ПРИ РАСЧЕТЕ ПОПРАВКА НА УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ.

НОМИНАЛЬНЫЙ ВВП ПРИ РОСТЕ ЦЕН МОЖЕТ ПОВЫШАТЬСЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ ПРОИЗВОДСТВО ПАДАЕТ

РАЗДЕЛИВ ВВП НА КОЛИЧЕСТВО ГРАЖДАН –

ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ


Измерители экономической деятельности

в неизменных

ценах

в текущих

ценах

Учет

инфляции

Дефлятор ВВП (отношение номинального ВВП к реальному) -измеритель инфляционных процессов в стране


Словарь урока

  • Экономика, макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика, производство, распределение, обмен, потребление, экономические блага, экономические механизмы, производительность труда, качество трудовых ресурсов, ВНП, ВВП, ВВП на душу населения, национальный доход, реальный ВВП, номинальный ВВП, инфляция, дефлятор ВВП, рациональность, разделение труда, специализация

Источники:

1. Обществознание. 11 класс. Учебник для ОУ. Базовый уровень. Под редакцией Л.Н. Боголюбова и др. - М.: «Просвещение», 2012 2. https://yandex.ru/images/

ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО Обществознание 11 класс Базовый уровень Кодификатор по обществознанию Глава 2. Экономика. Тема 2. 1 Презентацию подготовила Ульева Ольга Валерьевна учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Двойное значение понятия «экономика»: a) как хозяйственная система; b) как наука о хозяйстве. 2. Возникновение экономической науки (Ксенофонт, Адам Смит). 3. Два уровня экономического анализа: a) микроэкономика b) макроэкономика 4. Ограниченность ресурсов при неограниченных потребностях - главная проблема экономики. 5. Свободные и экономические блага. 6. Основные вопросы экономики: a) что производить? b) как производить? c) для кого производить? 7. Фазы воспроизводства: a) производство b) распределение c) обмен d) потребление 8. Измерители экономической деятельности (ВНП, ВВП, ИЧР)

ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА» ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА, обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами НАУКА, изучающая механизмы удовлетворения неограниченных потребностей человека в условиях ограниченности ресурсов

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ Впервые использовал слово «экономика» в качестве названия своего трактата Ксенофо нт (около 430 до н. э. - 355 или 354 до н. э.) древнегреческий писатель и историк афинского происхождения, полководец и политический деятель. Основоположник классической политической экономии. Впервые обосновал идею главенствующей роли производства в создании общественного богатства Ада м Смит (1723 -1790) шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.

МИКРО И МАКРОЭКОНОМИКА ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОТРАСЛЕВЫЕ РЫНКИ ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ФИРМ РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ПРОБЛЕМА ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ МИКРОЭКОНОМИКА изучает поведение отдельных потребителей, МИКРОЭКОНОМИКА отдельных фирм, отдельных отраслей и регионов, рынков отдельных факторов производства.

МИКРО И МАКРОЭКОНОМИКА ПРЕДМЕТ МАКРОЭКОНОМИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ИНФЛЯЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ БЕЗРАБОТИЦА МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ МАКРОЭКОНОМИКА изучает экономику страны как единое целое. МАКРОЭКОНОМИКА единое

МИКРО И МАКРОЭКОНОМИКА МИКРОЭКОНОМИКА МАКРОЭКОНОМИКА СТРЕМИТСЯ К ДИНАМИКЕ, РОСТУ СТРЕМИТСЯ К СТАБИЛЬНОСТИ ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРИНЦИПУ РЫНОЧНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРИНЦИПУ СОЦИАЛЬНОГО ЭФФЕКТА ДЕЙСТВУЕТ ДВА СУБЪЕКТА: ФИРМА И ДОМОХОЗЯЙСТВО ДЕЙСТВУЮТ ТРИ СУБЪЕКТА: ФИРМА, ДОМОХОЗЯЙСТВО И ГОСУДАРСТВО

ПОТРЕБНОСТИ (needs, wants) – нужда человека в чем-либо. ПОТРЕБНОСТИ Е Е НЫ НЫ ИЧ ИЧ ОР ОР ВТ ВТ Е ЫЕ НЫ ЧН ИЧ РВ И РВ ПЕ ПЕ

РЕСУРСЫ (resources) – имеющиеся в распоряжении человечества средства РЕСУРСЫ для удовлетворения потребностей. ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ (renewable) НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ (non-renewable) non- Сформулируйте главную проблему экономики. ПОТРЕБНОСТИ (безграничны) РЕСУРСЫ (ограничены)

БЛАГА (good) – средства для удовлетворения потребностей. БЛАГА КЛАССИФИКАЦИЯ БЛАГ СВОБОДНЫЕ (неограниченные, бесплатные) воздух, вода, энергия солнца и ветра. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (ограниченные, платные) еда, жилье, ЧАСТНЫЕ одежда, мебель и пр. образование, транспорт, оборона, ОБЩЕСТВЕННЫЕ здравоохранение и пр.

ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Как измерить богатство страны? Определить количество произведенных в стране товаров и услуг. НУЖНО СУММИРОВАТЬ НЕ САМИ ТОВАРЫ, А ИХ СТОИМОСТЬ

ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛОВО Й НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в течение года внутри страны и за рубежом (только национальными производителями) ВАЛОВО Й ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в течение года на территории страны (национальными и иностранными производителями) КОНЕЧНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ блага, приобретаемые на протяжении года конечными потребителями и не используемые в качестве промежуточных продуктов в производстве продукции.

КОНЕЧНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ Чтобы оценить, насколько увеличилось богатство страны, после производства костюма не следует выполнять двойной или тройной счет одних и тех же товаров

При подсчете ВВП УЧИТЫВАЮТСЯ § рыночная стоимость товаров и услуг (т. е. произведенных для продажи) § стоимость конечных товаров и услуг § стоимость товаров и услуг. произведенных в стране § стоимость товаров и услуг данного года § стоимость материального производства НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ § нерыночные отношения (трансферты, работа на себя) § стоимость промежуточных товаров и услуг § доходы, полученные за пределами страны § стоимость товаров и услуг прошлых лет § финансовые потоки: покупка акций, облигаций

ВВП НОМИНАЛЬНЫЙ (НВВП) РЕАЛЬНЫЙ (РВВП) ü без учета инфляции, ü измеряется в текущих ценах ü с поправкой на инфляцию, ü измеряется в постоянных ценах (для их определения выбирается базовый год) РВВП = НВВП: Р где Р – ИНДЕКС ЦЕН – относительная величина: - если цены в стране растут, этот показатель больше 1 (при инфляции 15% Р = 1, 15) - если цены упали на 5%, Р = 0, 95)

ИЧР (ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала) ИЧР - среднее арифметическое из: § индекс продолжительности жизни § индекс уровня образования (грамотность и продолжительность обучения) § индекс ВВП

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ НАЗВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВРЕМЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 1. МЕРКАНТИЛИЗМ: a) монетаризм b) протекционизм 2. ФИЗИОКРАТЫ 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ 4. МАРКСИЗМ 5. МАРЖИНАЛИЗМ 6. КЕЙСИАНСТВО 7. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

ЦИТАТНИК Где три экономиста, там пять мнений. «A Dictionary of Economic Quotations» . Пожалуйста, найдите мне одноглазого экономиста. А то я только и слышу: «Если посмотреть с одной стороны. . . » , «Если посмотреть с другой стороны. . . » . Герберт Гувер (1874 -1964), 31 -й президент США. Колебания экономики сопоставимы разве что с колебаниями экономистов. Джон Уильямс (род. в 1932 г.), американский композитор и дирижёр. «Нормальное состояние экономики» существует только в экономических учебниках. Джоан Робинсон (1903 -1983), английский экономист и общественная деятельница. Единственная функция экономического прогноза состоит в том, чтобы астрология выглядела более респектабельно. Джон Кеннет Гэлбрейт (1908 -2006), американский экономист, один из видных экономистов-теоретиков XX века.

ГЛОССАРИЙ § § § ЭКОНОМИКА (economy) - хозяйственная система,) обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. ПРОИЗВОДСТВО (production) – превращение ресурсов в) экономические блага. РЕСУРСЫ (resources) – имеющиеся в распоряжении человечества) средства удовлетворения потребностей. ПОТРЕБНОСТЬ (needs, wants) – нужда человека в чем-либо.) БЛАГО (good) – средства для удовлетворения потребностей. ТОВАР (goods) – овеществленный результат производства.) УСЛУГА (service) – неовеществленный результат производства,) приводящий к изменению условий потребления. НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – создание духовных и НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО нравственных ценностей. МАКРОЭКОНОМИКА (macroeconomics) – часть экономической) науки, изучающая экономику страны как единое целое. МИКРОЭКОНОМИКА (microeconomics) – часть экономической) науки, изучающая поведение отдельных потребителей, отдельных фирм, отдельных отраслей и регионов, рынков факторов производства.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ: § § § Королева Г. Э. Экономика: 10 -11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М, Вентана-Граф, 2013 Киреев А. П. Экономика: Учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). М. ВИТА-ПРЕСС, 2012 Баранов П. А. Обществознание: Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М. Астрель. 2013 Макаров О. Ю. Обществознание: Полный курс. Мультимедийный репетитор. СПб, Питер, 2012 http: //ru. wikipedia. org ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: § § http: //interneturok. ru/ru/school/obshestvoznanie/11 -klass/bchelovek-i-ekonomikab/ekonomikanauka-i-hozyaystvo? seconds=0&chapter_id=350 - Интернет. Урок «Экономика: наука и хозяйство» . http: //be. economicus. ru/index. php - М. А. Сторчевой «Основы экономики» , электронная версия учебника. САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: § § http: //www. ege. edu. ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http: //fipi. ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http: //soc. reshuege. ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http: //stupinaoa. narod. ru/index/0 -20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.

Похожие публикации