Чкалов Валерий Павлович. Биография

Общая информация (часть 1)

«Там, где трудное и неизвестное, там я нахожу свое место. Там, где речь идет о счастье моего народа, там я ищу себе работу. Остальное – почести, опасности – над ними я никогда не задумывался.

Лишь в борьбе я чувствую жизнь. Иначе теряю чувство ее величия». В.П.Чкалов

Валерий Павлович родился в селе Васильева Слобода на Волге. Интересно происхождение фамилии Чкалов. Валерия Валерьевна Чкалова (дочь В.П. Чкалова) в своей книге «Валерий Чкалов» пишет: «Родился прадед Валерия Павловича в половодье на плавучей льдине – на чке. Отсюда и название роду –Чкаловы». Отец Валерия, Павел Григорьевич, начал трудовую деятельность с 10 лет, стал мастером, работал котельщиком. Мать, Арина Ивановна, умерла, когда Валерию было 6 лет. Воспитывала мальчика старшая сестра Анна. «Она и приучила его не плакать от обиды, быть самостоятельным и по мере ил трудиться. Он помогал ей ухаживать за садом…» В.В. Чкалова. Семья была большая, Валерий- десятый ребенок в семье. Отчаянный характер Валерия проявлялся с детства. «До безумия смелым был, - вспоминает мачеха Наталья Григорьевна, - ледоход, льдины бурлят. Кто наверху стоит? Чкалов Волька. Невозможно было на него смотреть. Где напирает льдина на льдину – там наш Волька лезет»

В 1916 году Валерий закончил 4-й класс сельской школы, затем полтора года учился в Череповецком механическом техникуме. Голод и разруха 1918 года не дали возможности закончить техникум. Юноша вернулся в родное село, где стал работать кочегаром.

«В 1919 году Валерьян впервые увидел гидросамолет: «Мои детские мечты совершить что-нибудь необычное приняли новое направление: я стал мечтать о том, как бы самому научиться летать» (из книги В.В.Чкалавой). Свою новую мечту Валерий начал осуществлять в 15 лет, став добровольцем Красной Армии и получив назначение в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.

До 1921 года работал там сборщиком самолетов. В августе 1921 года Валерий Павлович стал учеником Егорьевской теоретической авиационной школы. Начальник летной части школы Д.П.Ананьев уже после первого полета В.П.Чкалова «..сделал вывод: курсант Чкалов годится быть летчиком» (из книги В.В.Чкаловой).

Свой первый самостоятельный вылет Валерий Павлович совершил в августе 1923 года на самолете «Авро», уже в Борисоглебской практической школе летчиков.


«Уже в Борисоглебской школе Чкалов овладел посадкой самолета точно в пятачок. Он всегда старался сделать больше, чем требовалось. Скажут сделать петлю- он сделает три. Он по словам соучеников, уже в этот период управлял машиной классически».В.В.Чкалова


Среди 10 лучших учеников, закончивших Борисоглебскую школу, Валерий Павлович был направлен на дальнейшее обучение в Московскую высшую школу красных военных летчиков. Его первым учителем и наставником стал Александр Иванович Жуков.

«В своей инструкторской книжке Жуков записал: «Чкалов простой, общительный, сильный. С неуемной жаждой к полетам и особенно к высшему пилотажу, или воздушной акробатике… Валерий Чкалов – прирожденный летчик. Но подлинным артистом самого сложного, фигурного пилотирования он стал благодаря неустанному труду» (из книги В.В.Чкаловой)

«Отлично» - такую оценку получил Валерий Павлович, окончив Московскую школу. Затем. Снова учеба в Серпуховской высшей школе воздушной стрельбы и бомбометания. М.М.Громов вспоминал «В небе Чкалов чувствовал себя хозяином… в нем жила неукротимая уверенность в победе при любых, даже самых трудных обстоятельствах. Он не знал, что такое сомнение в своих силах… Самое главное он схватывал на лету… Он был не только храбр – он был дерзок и напорист необычайно… В решительную минуту он умел отбрасывать все, что могло бы ему помешать добиться победы…» (из книги В.В.Чкаловой)

В 1924-28 годах Валерий Павлович служил в 1-й краснознаменной истребительной эскадрилье в Ленинграде. С этим периодом связано не только совершенствование мастерства (В.П. совершил свой первый полет вверх колесами, фигуру Иммельмана, двойные бочки на предельно малой высоте), но и дисциплинарные взыскания (отстранение от полетов, тюремное заключение). Валерий Павлович не был сломлен трудностями.


В ноябре 1930 года В.П.Чкалов был командирован на работу в научно-испытательный институт ВВС в группу истребителей. В начале лета 1931 года в НИИ разрабатывался новый проект-конструкция «самолет-звено». На крыльях ТБ-1 размещались два истребителя И-4. Питание истребителей присоединялось к топливным бакам ТБ, и во время полета на крыле самолета они не расходовали собственного горючего. В результате дальность полета истребителей увеличивалась в 2 раза.

Во время испытаний конструкции «самолет-звено» один из летчиков совершил ошибку: открыл замки истребителя, управляемого Чкаловым, раньше, чем тот освободил хвостовой замок. «Самолет взмыл, будучи «привязанным»задним замком к крылу ТБ.

За отпущенные доли секунд Чкалов сумел вывернуть самолет таким образом, что вырвал задний замок из рамы и оторвался от крыла. Затем как ни в чем не бывало, пристроился к «матке»и благополучно совершил полет». В.В.Чкалова.


«Период его жизни с 1924 по 1933 был наиболее творческим… Чкалов обосновал и практически доказал возможность выполнения целого ряда новых фигур высшего пилотажа, не предусмотренных прежними уставами. Им изобретены восходящий штопор, замедленная управляемая бочка…

Ему принадлежит открытие такой боевой фигуры пилотажа, как атака с перевернутого самолета. Бой на низких высотах был разработан им задолго до Великой Отечественной войны… Все эксперименты, которые проводил Чкалов в воздухе, все его новшества и изобретения подчинялись одной цели: повысить до совершенства боевую подготовку летчика, подготовить его к положительному исходу в предстоящих воздушных боях». В.В.Чкалова


В 1934-35 гг. Валерий Павлович испытывает истребители, созданные Н.Н.Поликарповым – И-16, И-17. 5 мая 1935 года инженера конструктора Н.Н.Поликарпова и летчика-испытателя В.П.Чкалова наградили орденом Ленина.

Общая информация (часть 2)

В январе 1935 года Герой Советского Союза С.А.Леваневский в письме в редакцию газеты «Правда» выдвинул предложение совершить беспосадочный перелет Москва-Сан-Франциско через Северный полюс. «Цель этого перелета: 1) установление рекорда дальности полета по прямой; 2)беспосадочный полет именно через Северный полюс; 3) установление кратчайшего пути между двумя крупнейшими пунктами мира; 4) обследование и нанесение на карту «белых пятен» Северного полярного бассейна; 5) демонстрация достижений советской авиационной промышленности…» С.А.Леваневский

Перелет по маршруту Москва-Белозерье-Москва-Купянск-Славянск-Москва 9 июля 1935 года был прерван из-за неполадок в системе маслопроводки.


14 июля 1936 года принимается Постановление Совета труда и обороны «О беспосадочном перелете на самолете РД» по маршруту: Москва-о-в Виктория, Земля Франца Иосифа, Северная Земля – Нордвик, Бухта Тикси, Петропавловск на Камчатке- Александровск на Сахалине -Хабаровск-Чита. Состав экипажа: командир-летчик-испытатель 39 завода Чкалов В.П., 2-й пилот-летчик –испытатель 22-го завода Байдуков Г.Ф. и штурман – военный инженер 1 ранга флаг-штурман Беляков А.В. Старт был дан 20 июля 1936 года в 5 часов 45 мин.

Полет проходил в очень сложных метеорологических условиях. Из-за обледенения самолета экипаж вынужден был произвести посадку на острове Удд. В этом беспосадочном перелете экипажем было пройдено 9374 км за 56 ч 20 мин, причем более 10 часов слепого полета.

В.П. Чкалов оценил результаты перелета в статье газеты «Правда» от 14 августа 1936 года: «…Мотор и все части самолета проработали без всякого ремонта (и без всяких нареканий) почти 160 часов. Уже одно это достаточно красноречиво свидетельствует о выдающихся качествах конструкции в целом и винтомоторной группы в частности.

Экипаж «АНТ-25» приносит горячую благодарность А.Н.Туполеву, инженеру-конструктору П.О.Сухому, инженеру Е.К.Стоману, инженеру-конструктору А.А.Микулину,….,всем товарищам, создавшим прекрасную машину, на которой нам удалось осуществить «Сталинский маршрут».


За мужество, отвагу, выдержку, хладнокровие, настойчивость и мастерство, проявленные в полете, членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза. 10 августа героев с искренней радостью и гордостью за победу встречали восторженные москвичи. На аэродром приехали Сталин, Орджоникидзе, Ворошилов, Каганович. «Перелет экипажа затмил мировой рекорд дальности беспосадочного перелета французских летчиков Кодоса и Росси, которые в 1933 г. покрыли расстояние в 9104 км от Нью-Йорка до Райяка (Сирия) за 70 часов…

Значение этого перелета для Советского Союза было очень велико. Руководство страны приравняло его значение к действию двух полевых армий. Советские летчики продемонстрировали силу и мощь нашей авиации восточным соседям, особенно Японии, с которой в этот период отношения были достаточно напряженными». В.В.Чкалова


Впереди были новые цели и новые победы. 18-20 июня 1937 года был осуществлен первый в истории беспосадочный трансполярный перелет через Северный полюс в Америку. «О перелетах через Северный полюс мечтали все летчики мира, а осуществить этот перелет, пролететь над «крышей мира», покорить неприступную Арктику, проявив мужество, отвагу и смелость, впервые удалось только Героям Советского Союза Валерию Павловичу Чкалову, Георгию Филипповичу Байдукову и Александру Васильевичу Белякову». В.В.Чкалова


За этой скромной оценкой действий советских летчиков кроется 63 часа работы профессионалов в неимоверно сложных условиях. Действие нескольких циклонов требовало вести самолет «вслепую», бороться с обледенением. «Стало совсем темно. Влево от нас сплошная черная стена…Все скрылось из поля зрения. Самолет, со всех сторон закрытый облаками, стал мгновенно покрываться прозрачным льдом…» В. П.Чкалов «Наш полярный рейс» Успешная посадка произошла в Ванкувере в 16.20. 20 июня. Был преодолен путь в 8582 км.


Американские газеты писали: «Нынешний полет Чкалова, Байдукова и Белякова следует расценивать более глубоко, чем простую попытку побить мировой рекорд безостановочного перелета. Этот полет рассматривается как подготовка к установлению регулярной транспортной воздушной линии между США и СССР…» «Нью-Йорк Таймс» 20.06.1937 г.


Валерий Павлович был не только профессионалом высокого класса, он обладал замечательными организаторскими способностями, горячо любил свою родину, был настоящим патриотом. 18 декабря 1937 года В.П.Чкалова избрали депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

В этот период Валерий Павлович часто бывает в разных городах и селах страны, отвечает на письма избирателей, выполняет их просьбы. Валерия Валерьевна Чкалова в своей книге пишет: «За год депутатской деятельности отец получил более трехсот писем избирателей. Каждая просьба выполнена, на каждое письмо дан ответ». Авторитет и популярность Валерия Павловича среди простого народа был огромен. «Отец не мог жить без друзей. Его широкая натура, необыкновенные душевные качества, правдивость с обращение с людьми и доброжелательность привлекали к нему внимание, располагали к общению и оставляли в кругу его друзей» В.В.Чкалова


Валерия Павловича не стало 15 декабря 1938 года. Официальная версия, опубликованная в прессе в 1938 году, гласила: «…погиб при испытании нового самолета». Документация о расследовании катастрофы тогда получила гриф «Совершенно секретно».

В 1955 году появляется новое заключение Комиссии по расследованию гибели самолета И-80. Вина возложена на главного конструктора Н.Н.Поликарпова и В.П.Чкалова, т.к. им было известно о дефектах и недоделках самолета, но полет не был отложен.

Валерия Валерьевна Чкалова подробно исследовала документы дела, хранящиеся в архивах и в своей документальной публицистической повести поминутно восстановила события тех трагических дней. Эти материалы дают возможность сделать вывод, что все высокопоставленные чиновники, включая Сталина, Молотова, Ворошилова знали о дефектах самолета и все – таки первый полет был произведен.


«Из всех технических подробностей следует только один вывод - самолет к полету не должен был выпускаться. Об этом был хорошо осведомлен Берия… Мотор М-88, поставленный на самолет, не имел никаких «опознавательных знаков». Что это был за мотор, откуда он взялся? … Почему заглох мотор? Вряд ли от переохлаждения, так как Чкалов летал 6-7 минут. На все эти вопросы сейчас однозначно ответить не возможно.

Ни Сталин, ни Молотов, ни Ворошилов не запретили испытание этого самолета. В результате своего молчаливого единодушного решения они не оставили Чкалову шансов на жизнь. Почему так поступил Сталин с человеком, которого, как утверждают многие, он любил? Может быть потому, что этот человек перерос планку, высота которой была ему определена, стал излишне популярен и любим в народе, стал «известным всему миру человеком. А может быть потому, что изменились его взгляды на жизнь, что он уже не мог жить и мыслить так, как требовали вожди?» В.В.Чкалова


Больно и тяжело осознавать, что жизнь человека, наделенного такими качествами, как железная воля, целеустремленность, скромность, доброта, патриотическая любовь к Родине, оборвалась из бесчеловечных условий тоталитарного режима. «В.П. Чкалов прожил всего 34 года, но этих лет хватило на весь XX век, и сейчас в XXI веке его помнят не только в нашей стране, но далеко за рубежом». В.В.Чкалова

Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в городе Василево, Нижегородская область. Мальчик вырос в семье мастера - котельщика. После окончания сельской школы учился в ремесленном училище в городе Череповце. Далее работал молотобойцем, кочегаром. Осенью 1919 года добровольно вступил в Красную армию, являлся слесарем по ремонту и сборке самолетов Канавинского авиационного парка в Нижнем Новгороде.

В 1921 году Чкалов получил путевку в Егорьевскую военно - теоретическую школу военно - воздушных сил. В 1922 году, после ее окончания, переведен в Борисоглебскую авиационную школу. Здесь Чкалов совершил первый самостоятельный полет, затем быстро совершенствовался в технике вождения самолета.

Как один из лучших курсантов Чкалов направлен в Московскую школу высшего пилотажа, а затем в Серпуховскую школу воздушного боя. В июне 1924 года в качестве военного летчика - истребителя Чкалов переведен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью имени Петра Нестерова.

За неуставные полеты летчик неоднократно получал дисциплинарные взыскания. В ноябре 1925 года демобилизован и осужден на шесть месяцев за «поведение, дискредитирующее звание бойца Красной армии». В 1926 году восстановлен в армии и направлен в ту же часть, которая в то время базировалась в Гатчине.

В 1927 году Чкалов делегирован в город Москва как лучший летчик Санкт-Петербургской авиаэскадрильи для участия в параде в честь десятой годовщины Октябрьской революции. За блестящее летное мастерство получил благодарность от Климента Ворошилова.

В марте следующего года переведен на службу в Брянскую авиабригаду. В 1928 году, перегоняя самолеты из Гомеля в Брянск, Чкалов вел группу на бреющем полете и врезался в телеграфные провода. Был осужден на один год, но через шестнадцать суток освобожден постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР и уволен из армии в запас.

Чкалов вернулся в город Санкт-Петербург в 1929 году и работал летчиком - инструктором Ленинградского авиационного клуба Общества друзей Воздушного флота, возглавив школу планеристов. Через год восстановлен в военно - воздушные силы и зачислен на работу летчиком - испытателем в Московский научно - испытательный институт ВВС.

За два года работы в НИИ Чкалов совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов, участвовал в испытаниях авиазвена из тяжелого бомбардировщика, несшего на своих крыльях до пяти самолетов истребителей.

В 1932 году переведен на аэродром в районе города Щелково Московской области. Перебазирование превратилось в первый воздушный парад с пролетом над Красной площадью. Экипаж Валерия возглавил колонну из 46 крылатых машин, по три в ряд, на самолете ТБ-3.

В январе 1933 года Чкалов назначен на работу летчиком - испытателем Московского авиационного завода имени Менжинского. Летчик испытывал самолеты - истребители авиаконструктора Николая Поликарпова: истребитель бипланной системы И-15 с последующими модификациями и один из первых монопланов истребитель И-16, составивших основу истребительной авиации ВВС СССР в конце 1930-х годов. За время работы Чкалов разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку».

С 2 по 22 июля 1936 года самолет АНТ-25 авиаконструктора Андрея Туполева с командиром экипажа Валерием Чкаловым, вторым пилотом Георгием Байдуковым, и штурманом Александром Беляковым совершил беспосадочный перелет из Москвы через Ледовитый океан и город Петропавловск - Камчатский на остров Удд. В июле 1936 года участникам перелета присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Через год на том же самолете АНТ-25 и в том же составе экипаж совершил беспосадочный перелет Москва - Северный полюс - Ванкувер, штат Вашингтон, США, протяженностью 8 504 километра. Продолжительность полета составила 63 часа 16 минут.

На авиабазе Пирсон экипаж встречал и затем принимал у себя дома генерал Джордж Маршалл, позже ставший государственным секретарем США и автором «плана Маршалла». Советских летчиков приветствовали жители Портленда, Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтона, Нью-Йорка.

Клуб исследователей США и Русско-американский институт культурных связей устроили в честь советских авиаторов прием в нью-йоркском отеле «Waldorf Astoria». В Вашингтоне приняты президентом США Франклином Рузвельтом. За осуществление этого перелета летчики награждены орденами Красного Знамени. Всего Валерий испытал свыше 70 типов самолетов.

Валерий Павлович разбился в ходе испытательного полета 15 декабря 1938 года на истребителе И-180 конструкции Поликарпова. При заходе на посадку у самолета отказал мотор. Стараясь избежать падения на жилые постройки, летчик столкнулся с высоковольтной опорой и через два часа скончался в Боткинской больнице. Урна с прахом Валерия Чкалова находится в Кремлевской стене на Красной площади в городе Москва.

Награды Валерия Чкалова

Медаль «Золотая Звезда» Герой Советского Союза (24.07.1936, учреждена в 1939 году, уже после смерти Чкалова; вручена его детям в 2004 году);

Два ордена Ленина (5.05.1935, 24.07.1936);

Орден Красного Знамени (июль 1937);

Медаль «XX лет РККА» (февраль 1938).

Память о Валерии Чкалове

Памятные места

Мемориальный музей В. П. Чкалова в г. Чкаловске Нижегородской области.

1924-1927 - улица Милосердия, 21 (ныне - улица Всеволода Вишневского, 11);
1926-1928 - Троицк (Гатчина) Красноармейский проспект, 4; на доме проживания установлена мемориальная доска.
1929-1930 - улица Текстилей (бывшая улица Милосердия), 21.
Имя Чкалова ранее носила московская улица Земляной Вал (часть Садового кольца), где стоит дом, в котором жил Чкалов. На этом доме есть мемориальная доска со словами «В этом доме жил великий летчик нашего времени, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов».
В 1998 году (к 60-летию гибели Чкалова) вблизи места падения его самолета на Ходынском поле (в настоящее время это район дома № 52, к. 2 по Хорошевскому шоссе, пересечение Хорошевского шоссе и Хорошевского тупика, метро «Полежаевская») установлен мемориальный камень.

Названы в честь Чкалова

С 1938 по 1957 год имя Чкаловской носила Оренбургская область.

Населенные пункты:

город Чкаловск в Нижегородской области,
с 1956 по 2016 город Бустон в Согдийской области Таджикистана назывался Чкаловском,
село Чкалово в Северо-Казахстанской области Казахстана, село Чкалово в Атырауской области Казахстана,
село Чкалово в Бухар-Жырауском районе Карагандинской области Казахстана.
поселок городского типа Чкаловское в Харьковской области,
поселок Чкаловский (Московская область),
поселок Чкалов (Оренбургская область)
поселок Чкаловск (Калининградская область),
поселок Чкалова в Запорожье, Украина,
поселок им. Чкалова (входит в состав города Тверь)
с 1938 по 1957 годах город Оренбург назывался Чкаловым,
село Чкаловское (Приморский край).
село Чкаловка (Гехаркуникская область, Армения)
Район города - Чкаловский административный район в Екатеринбурге.
Микрорайоны городов:
поселок имени Чкалова в городе Каменске-Уральском Свердловской области;
поселок Чкаловск в составе Калининграда;
Чкаловский микрорайон в Екатеринбурге;
Чкаловский микрорайон в Омске;
Чкаловский микрорайон в Переславле-Залесском;
Чкаловский микрорайон в Ростове-на-Дону;

Имя Чкалова носят 1778 проспектов, улиц и переулков в России, а также ряд улиц за рубежом:

Чкаловский проспект в Санкт-Петербурге, проспект имени Чкалова в Дзержинске
площадь Чкалова в Ростове-на-Дону.
Улица Чкалова:
в России - в Абакане, Азове, Архангельске, Астрахани, Ачинске, Белгороде, Борисоглебске, Белове, Богородске (Нижегородской обл.), Брянске, Барнауле, Владивостоке, Владикавказе, Воронеже, Гатчине, Горно-Алтайске, Дивногорске, Домодедово, Екатеринбурге, Жуковском, Ижевске, Иркутске, Искитиме, Ишимбае, Йошкар-Оле, Калининграде, Кемерово, Керчи, Коврове, Коломне, Котласе, Красноармейске, Краснодаре, Красноярске, Магнитогорске, Миассе, Михайловке, Москве (поселок имени Ларина), Муроме, Нальчике, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Пензе, Петрозаводске, Перми, Рязани, Рыбинске, Самаре, Смоленске,Снежинске, Ставрополе, Стерлитамаке, Ступино, Сыктывкаре, Твери, Вышнем Волочке, Томске, Улан-Удэ, Химках, Хабаровске, Череповце, Черногорске, Чистополе, Чите, Элисте, Якутске, Ярославле, Кимовске, Казани;
за рубежом - в Ванкувере (США), в Праге, в Минске, Гомеле, Бресте, Витебске, Барановичах, Борисове, Орше (Республика Беларусь), в Луцке, Виннице, Днепре, Измаиле, Малине, Николаеве, Харькове, Херсоне, Никополе, Хмельницком, Лубнах, Черновцах и Геническе (Украина), в г. Караганде, Костанае,Павлодаре, Усть-Каменогорске, Рудном и Талгаре (Казахстан), в Тирасполе (Молдавия, фактически Приднестровская Молдавская Республика).

Учебные заведения:

Череповецкий лесомеханический техникум имени В. П. Чкалова
Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков в городе Борисоглебске Воронежской области (постановление СНК Союза ССР от 28 декабря 1938 года). Там же установлен бронзовый бюст героя.
Архитектурно-строительный университет в Нижнем Новгороде
Воронежский авиационный техникум имени В. П. Чкалова
Егорьевский авиационный технический колледж гражданской авиации имени В. П. Чкалова
Школа № 1397 имени В. П. Чкалова (Москва)
Школа № 116 имени В. П. Чкалова (Нижний Новгород)
Школа № 3 имени В. П. Чкалова, город Арзамас Нижегородской области
Средняя общеобразовательная школа имени Чкалова (рабочий поселок Шугурово (Татарстан)
Средняя общеобразовательная школа имени Чкалова (Нарын, Кыргызстан)
МБОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза В. П. Чкалова (Хабаровск)
МБНОУ «Гимназия № 17 имени В. П. Чкалова» (Новокузнецк)
Оренбургский государственный педагогический институт имени В. П. Чкалова
Школа № 8 имени В. П. Чкалова (Белая Церковь, Украина)
МАОУ СОШ №74 имени В. П. Чкалова (Екатеринбург)
Станции рельсового транспорта:
станции метро «Чкаловская»: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ташкенте (в октябре 2012 года переименована в Дустлик) и в Екатеринбурге;
железнодорожная станция Чкаловская.

Воинские части:

Государственный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ имени В. П. Чкалова (Липецкий авиацентр).

Предприятия

Аэропорт «Чкаловский».
Авиационный завод в Новосибирске. (НАПО имени В. П. Чкалова).
Авиационный завод в Ташкенте (Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова).
Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны имени В. П. Чкалова
Остров в Сахалинском заливе Охотского моря. На этом острове, ранее называвшемся Удд, приземлился экипаж Чкалова 22 июля 1936 года.
Пик Чкалова (4150 м) - Богосский хребет, Большой Кавказ (Дагестан).
Именем В. П. Чкалова назван астероид (2692) Чкалов.
Дворец культуры имени В. П. Чкалова в Новосибирске.
Детский лагерь СОЛКД «Чкаловец» в Новосибирской области
Дворец культуры имени В. П. Чкалова в Белой Калитве.
Имя Чкалова носит волжский трехпалубный теплоход (проект 26-37).
Имя «В. Чкалов» носит один из самолетов Ил-96-300 (RA-96005) авиакомпании «Аэрофлот - Российские Авиалинии».
Одному из стратегических бомбардировщиков Ту-160 присвоено имя «Валерий Чкалов».
Николаевский областной русский драматический театр имени В. П. Чкалова (Николаев, Украина).
Футбольный клуб «Сибирь» носил название «Чкаловец».
Центральный аэроклуб имени В. П. Чкалова

Памятники и монументы

Памятный знак в Хабаровске на месте, где В. П. Чкалов выступал 2 августа 1936 года на митинге, посвященном окончанию беспосадочного перелета по «правительственному» маршруту.
В г. Днепре, Киеве, пгт Гостомель Киевская область, г.Ирпень (на территории военного госпиталя).Кстово, Санкт-Петербурге (два бюста на Чкаловском проспекте и мемориальная доска на доме, где жил Чкалов), Новосибирске, Химках.
Мемориальная доска в Гатчине, на доме № 4 по Красноармейскому проспекту, в котором Чкалов жил в 1926-1928 годах.
Мемориальная доска в Петрозаводске (открыта 31 мая 2013 года).
Несколько памятников установлены в Нижнем Новгороде: памятник на Волжском откосе возле Нижегородского кремля и на ул. Землячки, где жили предки летчика.
Бюст в парке «Крылья Советов» Авиастроительного района Казани.
Бронзовый бюст на территории Севастопольского Авиационного предприятия.
Бронзовый бюст у входа в Боинговский авиамузей в Сиэтле.
Бронзовая скульптура высотой в шесть метров на семиметровом пьедестале установлена в 1954 году на набережной реки Урал в Оренбурге.
Бронзовый памятник в городе Жуковском. Установлен в начале улицы, которая названа в честь В. П. Чкалова. На одном из домов этой улицы, укреплена памятная мраморная плита с краткой информацией о В. П. Чкалове и его героических перелетах.
В Новосибирске памятник перед зданием управления авиационного завода (НАПО имени В. П. Чкалова).
Монументальная лестница в историческом центре Нижнего Новгорода, соединяющая Верхне-Волжскую и Нижне-Волжскую набережные.
Памятник на железнодорожной станции Береза-Картузская, в деревне Первомайская, Брестской области. Единственный памятник Чкалову в Белоруссии. Согласно табличке на пьедестале «памятник установлен в честь остановки здесь В. Чкалова вместе с Г. Байдуковым и Беляковым в 1937 году по пути на Родину после исторического перелета через Северный полюс в США». По другой версии, определяющим в выборе места для установки памятника стал тот факт, что в деревне Первомайская (тогда - Блудень) родился бортмеханик самолета АНТ-25 Василий Бердник.
Памятник В. П. Чкалову в Одессе, во внутреннем дворе санатория имени Чкалова на Французском бульваре.
Бюст В.П. Чкалова установлен в г. Якутске 14.11.2008 года в сквере на перекрестке улиц Чкалова и Чепалова

В филателии и монетах

Банк России выпустил памятные монеты: в 1995 году - «Трансарктический перелет В. П. Чкалова»; в 2004 году - «100-летие со дня рождения В. П. Чкалова».
Почтой России в 2004 году выпущена марка «Летчик-испытатель В. П. Чкалов».

Семья Валерия Чкалова

Жена - Ольга Эразмовна Чкалова, урожденная Орехова (1901-1997), в браке с 1927 года, ленинградская учительница (после работала в Москве), автор ряда книг и воспоминаний о Чкалове, статей по педагогической тематике.

Cын - Игорь Валерьевич Чкалов (1 января 1928, РСФСР, СССР - 2006, Москва, Российская Федерация) - окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Полковник. Инженер ВВС. Почетный гражданин Чкаловского района Нижегородской области (Постановление Земского собрания Чкаловского района от 26.12.1997 г. № 8). Внес большой вклад по пополнению фонда музея В. П. Чкалова в г. Чкаловске. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Автор ряда статей и интервью, посвященных своему отцу. Полагал, что причиной гибели его отца было преднамеренное убийство («Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина»). Имел двоих сыновей.
Дочь - Валерия (1935-2013), имела одну дочь.
Дочь - Ольга (р. 1939), имеет одну дочь.

«Когда‑то Валерий Чкалов был любим народом даже больше, чем впоследствии Юрий Гагарин . Возможно, это его и погубило», - говорит Лидия Попова, замдиректора по научной и экскурсионной работе Музея Валерия Чкалова .

Заводила-кочегар

А ведь в авиацию Чкалов попал по воле случая. Родители прочили ему совсем другую судьбу.

Папа и мама Валерия Чкалова не имели никакого отношения к авиации, - рассказывает Лидия Попова. - Отец был мастером-котельщиком, делал пароходные котлы, славился своим мастерством на всю Волгу. А мама воспитывала детей. Семья у Чкаловых была большая - пятеро детей.

Валера уже с малолетства выделялся среди сверстников… хулиганством и непослушанием. Он был главным заводилой среди местной детворы. Дом Чкаловых стоит прямо на берегу реки, поэтому резвились дети у воды: летом Валера, показывая свою удаль, подныривал под пароходы, по весне катался на льдинах, зимой съезжал с горок на лыжах и санках на спор - кто круче горку одолеет.

Отец его всё время наставлял - очень хотел, чтобы сын вырос человеком, стал «волгарём», то есть работал на Волге, занимался судоремонтом. Поэтому и отправил его учиться в Череповецкое техническое училище. Но учёба не задалась - началась Гражданская война, и училище закрыли из-за нехватки учителей.

Чкалов вернулся домой. Отец тогда сказал ему: «Нечего сидеть дома, иди работать!» Сначала Валера пошёл к нему подручным, а с началом навигации устроился кочегаром.

Так бы и кочегарил Валерий Чкалов, если бы однажды не вышел на палубу подышать свежим воздухом. Вышел и замер: над Волгой парила большая птица - самолёт. Тогда-то он и понял, что занимается не своим делом, что его место - в небе.

В 15 лет он записался добровольцем в ряды Красной армии и попал в авиапарк слесарем, - продолжает Лидия Попова. - Мальчишке приходилось бывать на линии фронта, разбирать сбитые самолёты и из этих частей собирать целые машины, ведь тогда массового производства авиатехники у нас в стране ещё не было. Начальство авиапарка, видя его старания, дало ему разнарядку для поступления в Егорьевскую авиашколу.

Учился Валерий Чкалов с энтузиазмом. Да и летал тоже - лихо, с риском. За что и получал от начальства. Не раз он сиживал на гауптвахте, но позже, в годы Великой Отечественной войны, все его «хулиганства» были применены на практике: и полёты на низких высотах, и пролёт между деревьев, и даже пролёт под мостом. Хотя тогда этот пролёт под Троицким мостом в Ленинграде начальство не оценило. А за пролёт под телеграфной линией лётчика и вовсе посадили в тюрьму. Он тогда работал в Брянске. На вылете вёл за собой группу самолётов. Решил потренировать своих лётчиков на малых высотах и приказал пролететь под телеграфной линией, не заметив, что там провода провисли. Его коллеги пролетели, а Чкалов зацепился и упал. Сам не пострадал, а самолёт разбил. За что и был арестован.

Инфографика: АиФ

Герой был убит?

Вытащили Чкалова из заключения его командиры. Они его ценили за профессионализм в деле и простоту в жизни. Поначалу такая простота Чкалова понравилась и Иосифу Сталину .

Со Сталиным Валерий познакомился в мае 1935 г. на воздушном параде, - говорит Лидия Попова. - Чкалов тогда показывал вождю и всему народу знаменитый истребитель И-16. Тогда лётчика представили Сталину. Потом уже, после знаменитых беспосадочных перелётов на остров Удд и в США, знакомство стало более близкое, встречались они довольно часто, даже на брудершафт приходилось пить.

Хотя для перелёта в США Чкалов был не единственной кандидатурой. В 1935 г. с предложением долететь до Америки через Северный полюс выступил лётчик Леваневский . Вторым пилотом он выбрал Сергея Байдукова . Их двоих отправили к классовым врагам как героев, а встретили по-тихому - перелёт у Леваневского и Байдукова не задался. В машине потекло масло, и им пришлось вернуться назад. Леваневский тогда так расстроился, что отказался и от самолёта, и от экипажа. А Байдукову идея запала в душу. Он был хорошо знаком с Чкаловым, знал его лётные способности, поэтому пришёл именно к нему со словами: «Валера, пойдём в ЦК просить, чтобы нас отпустили в Америку. Ты будешь у нас командиром!»
Сказать, что этот перелёт дался Чкалову легче, чем Леваневскому, нельзя. Все 63 часа были нештатной ситуацией. Это и циклоны, и слепой полёт в тумане, и ночной полёт, и страшное обледенение самолёта, и температура в кабине -20°С. Чтобы не замёрзнуть, Чкалов и Байдуков менялись у штурвала каждые два часа. Зато в Ванкувере (штат Вашингтон) их встретили как героев. Там на встрече с американскими магнатами произошёл забавный случай. У нас в музее хранится копейка 1937 г. Чкалов нащупал её в своей лётной куртке. Эту копейку один американский бизнесмен захотел купить в качестве сувенира, на что Валерий Павлович ему шуткой ответил: «Наша копейка смогла перелететь к вам через Северный полюс, а не ваша - к нам. Поэтому не отдам». Привёз копейку обратно.

Самолет АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова совершил беспосадочный перелет через Северный полюс Москва - Ванкувер (США). Фото: РИА Новости / Иван Шагин

После того перелёта популярность Чкалова в народе была больше, чем у Гагарина. Но он остался так же прост в общении. Приезжал на отдых в родное Василёво, встречался с друзьями, ходил на охоту, рыбачил на Волге. Вообще Валерий Чкалов на отдых в Сочи или Крым вместе с вышестоящими не ездил - при любой возможности приезжал в Василёво. Родительский дом стал для Чкалова тем островком, где он мог скрыться от суетной московской жизни. И на роковое испытание самолёта И-180 его тоже вызвали из родного дома.

В 1938-м Валерия Чкалова избрали депутатом. Он не знал, что это будет последний год его жизни. Расписывал её на многие месяцы вперёд. После аварии в кармане его лётного костюма нашли записки, набросанные от руки планы, кому, как и чем он собирался помочь…

Он действительно старался помочь всем, - говорит Лидия Попова. - В особенности своим землякам, попавшим под колесо репрессий. Всеми правдами и неправдами вытаскивал их из застенков. Возможно, это его и сгубило. Дочери лётчика высказывали мнение, что Чкалов был убит. Не исключено, что это так. Хотя документов, подтверждающих эту версию, пока не найдено. Причина убийства, наверное, могла бы быть обозначена как чрезмерная любовь людей к Валерию Чкалову. А официальная версия звучит так: «Погиб при испытании самолёта И-180. Отказ двигателя самолёта в воздухе».

Самолёт был новый, Чкалов его не знал. Дали бы ему пару рулёжек сделать на земле, он бы быстро нашёл изъяны. Но не дали… Сказали: «Некогда». А он не мог отказаться, мог только взять под козырёк и ответить: «Есть!» Увы, Земля не бережёт своих Икаров.

Великий советский летчик Валерий Чкалов был рожден в 1904 году в небольшом селе в России. Отец его был простым рабочим, мать Валерия скончалась рано, оставив его шестилетним мальчиком....

Великий советский летчик Валерий Чкалов был рожден в 1904 году в небольшом селе в России. Отец его был простым рабочим, мать Валерия скончалась рано, оставив его шестилетним мальчиком. По окончании средней школы Валерий также прошел учебу средне-специального уровня и начал трудиться молотобойцем и параллельно кочегаром.

В 1919 году в жизни Валерия началась новая веха. В то время он трудился в качестве кочегара на пароходах, ходящих по Волге, и там увидел самолет. Под впечатлением от увиденного Чкалов записался в красноармейцы, и там начал обслуживать и ремонтировать воздушные суда как слесарь.

С1921 года юноша был отправлен в летную школу в Егорьевск. После успешного окончания этого учебного заведения его перевели в авиашколу города Борисоглебска.

Именно в этом населенном пункте Валерий в первый раз сам вел самолет. Далее юноша совершенствовал свое умение водить воздушное судно, учился ощущать габариты самолета, учил непростую техническую часть. Показав себя одним из лучших учеников, Валерий был послан обучаться высшему пилотажу в Москву, а затем в высшую авиашколу в Серпухове, где обучался, как вести бой в воздухе.

В возрасте двадцати лет Чкалов получил квалификацию пилота-истребителя и его послали в город Ленинград нести военную службу. Здесь Валерий показал себя как бесстрашный и в хорошем смысле безрассудный летчик, который способен на подвиги и жаждет ставить рекорды. Часто парень, забываясь в азарте, рисковал жизнью при полетах, за что имел взыскания от начальства.

В 1927 году Валерия Чкалова, как самого лучшего летчика, послали в Москву на воздушный авиа-парад. Он тогда проводился по поводу того, что со времени Октябрьской революции прошло 10 лет.

На этом авиа-параде Чкалов выступил так достойно, что ему даже лично выразил признательность Народный комиссар обороны Клим Ворошилов.

С 1928 года Валерий был переведен по службе в Брянск. В тот же год произошло досадное событие, когда перегоняя самолет из Гомеля в Брянск, пилот задел телеграфные провода. Состоялся суд, Чкалову дали один год тюрьмы, но спустя шестнадцать дней освободили из-под стражи постановлением ЦИК СССР, а затем сразу уволили в запас из Красной армии.

Однако Валерий Чкалов продолжил летать. В 1929 году Чкалов поехал обратно в Ленинград и стал руководить там кружком планеристов, параллельно трудясь пилотом-инструктором.


В 1930 году Валерий снова был в Москве и числился пилотом-испытателем в НИИ Военно-воздушных сил в Москве. После этого за два года он провел свыше восьмисот трудных испытательных полетов. 30 типов самолетов научился тогда пилотировать Валерий Чкалов. Он также управлял авиазвеном – тяжелый бомбардировщик и 5 истребителей на его крыльях.

А когда Валерий Чкалов трудился на авиазаводе в столице СССР, он стал автором двух фигур высшего пилотажа.

Первое выдающееся достижение летчика Валерия Чкалова датируется двадцатыми числами июля 1936 года, тогда он стал во главе экипажа самолета АНТ-25 и впервые в истории пролетел без посадки из Москвы на остров Сахалин.

За это беспрецедентное достижение, полет в течение двух с половиной суток, преодоление 9000 км, всем членам летного экипажа (их было трое) дали звания Героев СССР.


Второе достижение, уже имея высокое звание Героя Советского Союза, прославленный пилот произвел в июне 1937 года, пролетев на самолете без посадки из Москвы в Ванкувер, пересекая по пути Северный полюс. Дальность полета составила 8 504 км, длился он 63 часа 16 минут. На торжественную встречу русского самолета приехали жители некоторых городов США. Также в Вашингтоне наших пилотов принял Франклин Рузвельт.

За этот подвиг всех пилотов экипажа, возглавляемого Чкаловым, наградили орденами.

А в декабре 1938 года жизнь Валерия Чкалова трагически оборвалась во время его пробного полета на истребителе И-180. Мотор внезапно вышел из строя в воздухе, исправить ситуацию не представлялось возможным. До конца жизни сохраняя свой героизм, Валерий Павлович попробовал максимально удалиться от человеческого жилья и поэтому врезался в высоковольтную опору. Через два часа он умер от ранений в больнице.

Есть много мнений об этом на тему, что смерть Валерия Чкалова была подстроена, так как именно в это время шли сталинские репрессии и прямой в высказываниях летчик-испытатель мог кого-то раздражать из высших эшелонов власти. Об этом заявляли неоднократно его дети. Но версия сомнительна для историков, так как многое доказывает, что руководство Советского Союза очень лояльно относилось к Валерию Павловичу.

Иосиф Сталин даже сам встречал Чкалова с его экипажем в 1936 году после возвращения их с Дальнего Востока. Помимо этого Валерия Чкалова часто приглашали на рауты в Кремль, и очевидцы утверждают, что общались они со Сталиным достаточно свободно (если не сказать фамильярно).

Во времена Советского Союза Валерий Чкалов был знаковой фигурой, имел широкую популярность. Его именем называли улицы, школы, станции метро и прочие объекты. Во всем СССР больше тысячи семисот улиц в городах были названы его именем, а также больше десяти населенных пунктов, даже поселок, в котором родился Валерий Павлович. Невозможно даже сосчитать, сколько ему посвятили бюстов, памятных досок и мемориалов. Наиболее известен памятник, поставленный в 1940 году в Нижнем Новгороде. Автор – Исаак Менделевич. Чкалов отлит из бронзы и стоит на круглом постаменте, на котором видна географическая карта, где обозначены маршруты его героических полетов. Автор данного памятника был отмечен Сталинской премией. Также стоит памятник Валерию Чкалову и в США, в Ванкувере. Он имеет вид треугольника, а в середине виден самолет, пересекающий Северный полюс.

1904-1938

Герой Советского Союза (24.07.1936), лётчик-испытатель, комбриг (1938).
Родился 2 февраля 1904 г. в Василёвой слободе (ныне г.Чкаловск) Нижегородской губернии в семье мастера-котельщика.
После окончания сельской школы и технического училища в г.Череповце в 1918 работал молотобойцем, кочегаром. В 1919 добровольно вступил в Красную Армию, сборщик в IV авиационном парке в Нижнем Новгороде.
Учился в Егорьевской военно-теоретической школе лётчиков (1921-23), прошёл полный курс в Борисоглебской школе военных лётчиков (1923). В октябре 1923 года в числе десяти лучших учеников, направлен в Московскую школу высшего пилотажа. В мае 1924 года окончил Московскую школу с оценкой «отлично» и был направлен в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя.
С 1924 — летчик-истребитель Ленинградской 1-й Краснознаменной авиационной истребительной эскадрильи. Во время маневров Балтийского флота в 1924 был единственным, кому удалось при дожде и низкой облачности найти линкор «Марат» и сбросить на него вымпел. 16 ноября 1925 был демобилизован и осужден на 1 год (срок был снижен до 6 месяцев) за «поведение, дискредитирующее звания бойца Красной армии».
В 1926 возвращен в ВВС РККА, в ту же часть, которая теперь базировалась в г.Гатчина. В конце июня 1927 года направлен в г.Липецк на курсы усовершенствования летного мастерства. В 1927 году направлен в Москву как лучший летчик Ленинградской авиаэскадрильи для участия в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции. За блестящее летное мастерство получил благодарность в приказе наркома обороны К.Е.Ворошилова. С марта 1928 года командир звена в истребительной эскадрилье 15-й авиабригады (г.Брянск). Перегоняя самолеты Фоккер-D.7 из Гомеля в Брянск на бреющем полете, врезался в телеграфные провода. 30 октября 1928 года осужден военным трибуналом Белорусского военного округа на 1 год, но через 16 суток освобожден постановлением ЦИК СССР и уволен из армии.
С 1928 года – в запасе. Летчик-инструктор Ленинградского авиационного клуба Общества друзей Воздушного флота (позднее — Осовиахим).
В ноябре 1930 года восстановлен в ВВС как военный летчик. Зачислен на работу летчиком-испытателем в научно-испытательный институт ВВС. За два года работы в НИИ совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. Участвовал в испытаниях «Звена-1» (на И-4). С 23 апреля 1933 – в запасе.
С 1933 — лётчик-испытатель Московского авиационного завода им. Менжинского (АЗ №39; ЦКБ) и ОКБ Н.Н.Поликарпова . Поднял в небо и провёл испытания истребителей И-14, И-15, И-16 (1934), составлявших основу истребительной авиации ВВС в конце 1930-х годов. Чкалов разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». Совместно с Г.Ф.Байдуковым и А.В.Беляковым совершил перелёты: Москва — о.Удд (ныне о.Чкалов), 20-22 июля 1936; Москва — Северный полюс — Ванкувер (США), 18-20 июня 1937.
С 26 декабря 1936 года — шеф-пилот авиационных заводов № 21 (г.Горький) и №84. 3 октября 1937 из-за неисправности двигателя совершил вынужденную посадку на И-16 № 5210671 М-62И. Получил сильную травму головы и сотрясение мозга.
Депутат ВС СССР с 12 декабря 1937.
Всего испытал свыше 70 типов самолётов (И-180, ВИТ-2, НВ-1).
Погиб 15 декабря 1938 при испытании истребителя И-180-1.
Это был первый полет истребителя конструкции Н.Н.Поликарпова, который должен был заменить И-16. Полет готовился в страшной спешке — успеть до конца года. Поликарпов даже отказался подписать акт о готовности самолета к первому вылету. Сделавший это за него Д.Л.Томашевич был затем арестован.
В этот день был мороз -24° С. Полетное задание предписывало Чкалову совершить «первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м.» Первый круг он сделал над аэродромом, но на второй пошел с большим удалением, на высоте примерно 2000 м, что было явным нарушением полетного задания. Чкалов пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок к дню рождения вождя, и издали стал планировать на ВПП. Нужно было «подтянуть», и при даче газа переохлажденный двигатель М-88, не оснащенный лобовыми жалюзи, заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Когда до полосы оставалось немногим более 500 метров, стало ясно, что посадки среди различных построек не избежать. Видя, что самолет не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору… Пилота при столкновении выбросило из кабины вместе со штурвалом в полусогнутом состоянии. Падая, он ударился головой о торчащий рельс и перебил себе мозжечок. Через 2 часа он скончался в Боткинской больнице не приходя в сознание.
Вероятно, при расчете захода на посадку Чкалов не учел, что на И-180, в отличие от «ишака», поставили винт изменяемого шага ВИШ-3Е. Так как механизм поворота не был доведен, лопасти винта зафиксировали в положении малого шага. И после остановки двигателя винт превратился в мощный тормоз…
Как потом подтвердили официальные испытания мотора М-88 на станке в мае 1939 г. у него «отсутствует приемистость с малого газа при различном тепловом его состоянии». Т.е. при быстром перемещении рычага управления мотором с малого газа (малых оборотов) на увеличение оборотов (при даче газа) независимо от температурного режима, мотор М-88 останавливался.
Урна с прахом Чкалова установлена в Кремлёвской стене.
Награжден 2 орденами Ленина (05.05.1935, 24.07.1936), орденом Красного Знамени (07.1937), медалью.
В августе 1937 года посёлок Василёво был переименован в Чкаловск (ныне город), там открыт мемориальный музей В.П.Чкалова. Его именем также названы город Чкаловск (Согдийская область, Узбекистан) и несколько посёлков, остров на Дальнем Востоке, горный пик в Дагестане, станции метро в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, площадь в Ростове-на-Дону, проспект в Санкт-Петербурге, улицы во многих городах, Государственный лётно-испытательный центр МО РФ, Центральный аэроклуб в Москве, Новосибирское авиационное производственное объединение, Воронежский авиационный техникум, Череповецкий лесомеханический техникум, Егорьевский авиационный технический колледж, школы, теплоход (на Волге), улица в городе Ванкувер (Канада).
В городах Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Кстово и Чкаловск (Нижегородская область), Жуковский, Звенигород и Химки (Московская область); Киев, Днепропетровск и Одесса (Украина) установлены памятники В.П.Чкалову, в городах Казань, Санкт-Петербург, Борисоглебск, Чкаловск, селе Нетайлово Ясиноватского района Донецкой области (Украина) и городе Сиэтл (США) – бюсты В.П.Чкалова, а на месте его гибели в Москве – памятный знак. В городах Гатчина (в черте Санкт-Петербурга) и Москва на домах, в которых он жил, а также на станции Чкаловская (в черте города Щёлково Московской области) на здании, в котором он работал, установлены мемориальные доски. Его имя присвоено стратегическому бомбардировщику Ту-160 Дальней авиации и пассажирскому самолёту Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот».
Город Оренбург с 1938 по 1957 носил имя Чкалов (правда, Чкалов здесь мог быть только пролетом). Имя В.П.Чкалова носили Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков (ныне – Борисоглебская учебная авиационная база), Ташкентское авиационное производственное объединение (ныне – Ташкентский механический завод), Горьковский инженерно-строительный институт (ныне Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет), станция метро в Ташкенте (ныне станция «Дустлик»), улица в Москве (ныне Земляной Вал), крейсер Балтийского флота и танкер Черноморского морского пароходства (ныне утилизированы).

Источники информации:

  • «Чкалов». ЖЗЛ. / Г. Байдуков, Москва, «Молодая Гвардия», 1991 /
  • Валерий Чкалов / В.В.Чкалова, М: «Типография «Новости», 2004 /
  • «Самолеты страны Советов» / «Multimedia service», 1998, CD-ROM /
  • «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
  • И-180 / Авиация 1 1999 /
  • Советские ВВС накануне и в годы Великой Отечественной войны / В.Алексеенко. Авиация и Космонавтика, 4.2000 /
Похожие публикации