Время. Поясное время Чем объясняется поясной системы учета времени

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ КОЛЛЕДЖ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по дисциплине

ОУД.17

Астрономия

специальности

26.02.05

Эксплуатация судовых

энергетических установок

г. Ростов – на – Дону

Рассмотрено цикловой комиссией

общеобразовательных учебных дисциплин

Председатель ЦК Н.В.Паничева

_________________________

(подпись)

Протокол №______

«____»_____________2017 г.

Председатель ЦК ____________________

_________________________

(подпись)

Протокол №______

«____»_____________20___ г.

Составитель:

    Паспорт фонда оценочных средств

1.1. Логика изучения дисциплины

1.2. Результаты освоения учебной дисциплины

1.3. Виды и форы контроля освоения учебной дисциплины

1.4. Сводная таблица контроля и оценивания результатов освоения учебной дисциплины

2.1. Устный опрос

2.2. Практическая работа

2.3. Письменная контрольная работа

2.4. Домашняя контрольная работа

2.5. Реферат, доклад, учебный проект, электронная учебная презентация

1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Фонд оценочных средств разработан на основе:

    Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 07.06.2017 №506;

    Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

    Рабочей программы учебной дисциплины ОУД.17. Астрономия, разработанной преподавателем Павловой Е.В., утвержденной ____. _____. 2017 г.

    Порядка организации текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся (П.РКВТ-17), утвержденного 29.09.2015 г;

1.1. Логика изучения дисциплины

Количество часов по программе, из них

теоретич.

самост. работа

Семестры изучения

2 семестр

Формы контроля по семестрам

1.2 Результаты освоения учебной дисциплины

Предметные (П)

Результаты

Сформированность представлений о строении Солнечной системы, об эволюции звезд и Вселенной; пространственно-временных масштабах Вселенной

Понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений

Владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой

Сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшего научно-технического развития

Осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития, международного сотрудничества в этой области

Метапредметные(М)

Использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности

Использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере

Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации

Умение использовать различные источники для получения астрономической информации, оценивать ее достоверность

Умение анализировать и представлять информацию в различных видах

Умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации

Личностные (Л)

Чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономической науки; астрономически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами

Готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом

Умение использовать достижения современной астрономической науки и астрономических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности

Умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации

Умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач

Умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития

З – знания, У – умения

1.3 Виды и формы контроля освоения учебной дисциплины

Форма контроля

Вид контроля

Т-текущий, Р-рубежный,

П-промежуточный)

устный опрос

практическая работа

письменная контрольная работа

домашняя контрольная работа

учебный проект

электронная учебная презентация

1.4. Сводная таблица контроля и оценивания результатов освоения учебной дисциплины

Коды результатов

Перечень КОС

Текущий

Промежуточный

Введение. Астрономия, ее значение и связь с другими науками

ПЗ1-3, ПУ1-2,

Пр №1, Р, Д, ЭУП

Тема 1. Практические основы астрономии

ПЗ1-3, ПУ1-2,

УО, Пр №2-5,

КР (д), Р, Д, ЭУП

Тема 2. Строение

Солнечной системы

ПЗ1-3, ПУ1-2,

УО, Пр №6-10,

КР (д), Р, Д, ЭУП

Тема 3.

ПЗ1-3, ПУ1-2,

УО, Пр №11-12,

КР (д), Р, Д, ЭУП

Тема 4. Солнце и

звезды

ПЗ1-3, ПУ1-2,

УО, Пр №13, КР (д), КР (п), Р, Д, ЭУП

Тема 5. Строение

и эволюция Вселенной

ПЗ1-3, ПУ1-2,

УО, Р, Д, ЭУП

Тема 6. Жизнь и разум во Вселенной

ПЗ1-3, ПУ1-2,

УО, ЭУП, УП

2. Контрольно-оценочные средства текущего контроля

2.1. Перечень устных вопросов по темам:

Введение. Астрономия, ее значение и связь с другими науками.

Что изучает астрономия. Наблюдения- основа астрономии. Характеристика телескопов

1. В чем состоят особенности астрономии? 2. Какие координаты светил называются горизонтальными? 3. Опишите, как координаты Солнца будут меняться в процессе его движения над горизонтом в течение суток. 4. По своему линейному размеру диаметр Солнца больше диаметра Луны примерно в 400 раз. Почему их угловые диаметры почти равны? 5. Для чего используется телескоп? 6. Что считается главной характеристикой телескопа? 7. Почему при наблюдениях в школьный телескоп светила уходят из поля зрения?

Тема 1. Практические основы астрономии

Звезды и созвездия.

1. Что называется созвездием? 2. Перечислите известные вам созвездия. 3. Как обозначаются звезды в созвездиях? 4. Звездная величина Веги равна 0,03, а звездная величина Денеба составляет 1,25. Какая из этих звезд ярче? 5. Какая из звезд, помещенных в приложении V, является самой слабой? 6*. Как вы думаете, почему на фотографии, полученной с помощью телескопа, видны более слабые звезды, чем те, которые можно увидеть, глядя непосредственно в тот же телескоп?

Небесные координаты. Звездные карты

1. Какие координаты светила называются экваториальными? 2. Меняются ли экваториальные координаты звезды в течение суток? 3. Какие особенности суточного движения светил позволяют использовать систему экваториальных координат? 4. Почему на звездной карте не показано положение Земли? 5. Почему на звездной карте изображены только звезды, но нет ни Солнца, ни Луны, ни планет? 6. Какое склонение - положительное или отрицательное - имеют звезды, находящиеся к центру карты ближе, чем небесный экватор?

Видимое движение звезд на различных географических широтах

1. В каких точках небесный экватор пересекается с линией горизонта? 2. Как располагается ось мира относительно оси вращения Земли? относительно плоскости небесного меридиана? 3. Какой круг небесной сферы все светила пересекают дважды в сутки? 4. Как располагаются суточные пути звезд относительно небесного экватора? 5. Как по виду звездного неба и его вращению установить, что наблюдатель находится на Северном полюсе Земли? 6. В каком пункте земного шара не видно ни одной звезды Северного небесного полушария?

Годичное движение Солнца. Эклиптика

1. Почему полуденная высота Солнца в течение года меняется? 2. В каком направлении происходит видимое годичное движение Солнца относительно звезд?

Движение и фазы Луны.

1. В каких пределах изменяется угловое расстояние Луны от Солнца? 2. Как по фазе Луны определить ее примерное угловое расстояние от Солнца? 3. На какую примерно величину меняется прямое восхождение Луны за неделю? 4. Какие наблюдения необходимо провести, чтобы заметить движение Луны вокруг Земли? 5. Какие наблюдения доказывают, что на Луне происходит смена дня и ночи? 6. Почему пепельный свет Луны слабее, чем свечение остальной части Луны, видимой вскоре после новолуния?

Затмения Солнца и Луны

1. Почему затмения Луны и Солнца не происходят каждый месяц? 2. Каков минимальный промежуток времени между солнечным и лунным затмениями? 3. Можно ли с обратной стороны Луны видеть полное солнечное затмение? 4. Какое явление будут наблюдать находящиеся на Луне космонавты, когда с Земли видно лунное затмение?

Время и календарь

1. Чем объясняется введение поясной системы счета времени? 2. Почему в качестве единицы времени используется атомная секунда? 3. В чем заключаются трудности составления точного календаря? 4. Чем отличается счет високосных лет по старому и новому стилю?

Развитие представлений о строении мира

1. В чем отличие системы Коперника от системы Птолемея? 2. Какие выводы в пользу гелиоцентрической системы Коперника следовали из открытий, сделанных с помощью телескопа?

Конфигурации планет. Синодический период

1. Что называется конфигурацией планеты? 2. Какие планеты считаются внутренними, какие - внешними? 3. В какой конфигурации может находиться любая планета? 4. Какие планеты могут находиться в противостоянии? Какие - не могут? 5. Назовите планеты, которые могут наблюдаться рядом с Луной во время ее полнолуния.

Законы движения планет Солнечной системы

1. Сформулируйте законы Кеплера. 2. Как меняется скорость планеты при ее перемещении от афелия к перигелию? 3. В какой точке орбиты планета обладает максимальной кинетической энергией? максимальной потенциальной энергией?

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1. Какие измерения, выполненные на Земле, свидетельствуют о ее сжатии? 2. Меняется ли и по какой причине горизонтальный параллакс Солнца в течение года? 3. Каким методом определяется расстояние до ближайших планет в настоящее время?

Открытие и применение закона всемирного тяготения

1. Почему движение планет происходит не в точности по законам Кеплера? 2. Как было установлено местоположение планеты Нептун? 3. Какая из планет вызывает наибольшие возмущения в движении других тел Солнечной системы и почему? 4. Какие тела Солнечной системы испытывают наибольшие возмущения и почему? 6*. Объясните причину и периодичность приливов и отливов.

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

5. По каким траекториям движутся космические аппараты к Луне? к планетам? 7*. Будут ли одинаковы периоды обращения искусственных спутников Земли и Луны, если эти спутники находятся на одинаковых расстояниях от них?

Тема 3. Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

1. По каким характеристикам прослеживается разделение планет на две группы?

1. Каков возраст планет Солнечной системы? 2. Какие процессы происходили в ходе формирования планет?

Земля и Луна - двойная планета

1. Какие особенности распространения волн в твердых телах и жидкостях используются при сейсмических исследованиях строения Земли? 2. Почему в тропосфере температура с увеличением высоты падает? 3. Чем объясняются различия плотности веществ в окружающем нас мире? 4. Почему при ясной погоде ночью происходит наиболее сильное похолодание? 5. Видны ли с Луны те же созвездия (видны ли они так же), что и с Земли? 6. Назовите основные формы рельефа Луны. 7. Каковы физические условия на поверхности Луны? Чем и по каким причинам они отличаются от земных?

Две группы планет Солнечной системы. Природа планет земной группы

1. Чем объясняется отсутствие атмосферы у планеты Меркурий? 2. В чем причина различий химического состава атмосфер планет земной группы? 3. Какие формы рельефа поверхности обнаружены на поверхности планет земной группы с помощью космических аппаратов? 4. Какие сведения о наличии жизни на Марсе получены автоматическими станциями?

Планеты-гиганты, их спутники и кольца

1. Чем объясняется наличие у Юпитера и Сатурна плотных и протяженных атмосфер? 2. Почему атмосферы планет-гигантов отличаются по химическому составу от атмосфер планет земной группы? 3. Каковы особенности внутреннего строения планет-гигантов? 4. Какие формы рельефа характерны для поверхности большинства спутников планет? 5. Каковы по своему строению кольца планет-гигантов? 6. Какое уникальное явление обнаружено на спутнике Юпитера Ио? 7. Какие физические процессы лежат в основе образования облаков на различных планетах? 8*. Почему планеты-гиганты по своей массе во много раз больше, чем планеты земной группы?

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты

1. Как отличить при наблюдениях астероид от звезды? 2. Какова форма большинства астероидов? Каковы примерно их размеры? 3. Чем обусловлено образование хвостов комет? 4. В каком состоянии находится вещество ядра кометы? ее хвоста? 5. Может ли комета, которая периодически возвращается к Солнцу, оставаться неизменной? 6. Какие явления наблюдаются при полете в атмосфере тел с космической скоростью? 7. Какие типы метеоритов выделяются по химическому составу?

Тема 4. Солнце и звезды

Солнце: его состав и внутреннее строение. Солнечная активность и ее влияние на Землю

1. Из каких химических элементов состоит Солнце и каково их соотношение? 2. Каков источник энергии излучения Солнца? Какие изменения с его веществом происходят при этом? 3. Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения? 4. Каково внутреннее строение Солнца? Назовите основные слои его атмосферы. 5. В каких пределах изменяется температура на Солнце от его центра до фотосферы? 6. Какими способами осуществляется перенос энергии из недр Солнца наружу? 7. Чем объясняется наблюдаемая на Солнце грануляция? 8. Какие проявления солнечной активности наблюдаются в различных слоях атмосферы Солнца? С чем связана основная причина этих явлений? 9. Чем объясняется понижение температуры в области солнечных пятен? 10. Какие явления на Земле связаны с солнечной активностью?

Физическая природа звезд.

1. Как определяют расстояния до звезд? 2. От чего зависит цвет звезды? 3. В чем главная причина различия спектров звезд? 4. От чего зависит светимость звезды?

Эволюция звезд

1. Чем объясняется изменение яркости некоторых двойных звезд? 2. Во сколько раз отличаются размеры и плотности звезд сверхгигантов и карликов? 3. Каковы размеры самых маленьких звезд?

Переменные и нестационарные звезды.

1. Перечислите известные вам типы переменных звезд. 2. Перечислите возможные конечные стадии эволюции звезд. 3. В чем причина изменения блеска цефеид? 4. Почему цефеиды называют «маяками Вселенной»? 5. Что такое пульсары? 6. Может ли Солнце вспыхнуть, как новая или сверхновая звезда? Почему?

Тема 5. Строение и эволюция Вселенной

Наша Галактика

1. Какова структура и размеры нашей Галактики? 2. Какие объекты входят в состав Галактики? 3. Как проявляет себя межзвездная среда? Каков ее состав? 4. Какие источники радиоизлучения известны в нашей Галактике? 5. Чем различаются рассеянные и шаровые звездные скопления?

Другие звездные системы - галактики

1. Как определяют расстояния до галактик? 2. На какие основные типы можно разделить галактики по их внешнему виду и форме? 3. Чем различаются по составу и структуре спиральные и эллиптические галактики? 4. Чем объясняется красное смещение в спектрах галактик? 5. Какие внегалактические источники радиоизлучения известны в настоящее время? 6. Что является источником радиоизлучения в радиогалактиках?

Космология начала ХХ в. Основы современной космологии

1. Какие факты свидетельствуют о том, что во Вселенной происходит процесс эволюции? 2. Какие химические элементы являются наиболее распространенными во Вселенной, какие - на Земле? 3. Каково соотношение масс «обычной» материи, темной материи и темной энергии?

2.2. Перечень практических работ по темам:

Введение. Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Практическое занятие №1: Наблюдения - основа астрономии

Характеристики телескопов. Классификация оптических телескопов. Классификация телескопов по волновому диапазону наблюдения. Эволюция телескопов.

Тема 1. Практические основы астрономии

Практическое занятие №2: Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

Практическое занятие №3: Годичное движение Солнца. Эклиптика

Практическое занятие №4: Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны

Практическое занятие №5: Время и календарь

Тема 2. Строение Солнечной системы

Практическое занятие №6: Конфигурации планет. Синодический период

Практическое занятие №7: Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

Практическое занятие №8: Работа с планом Солнечной системы

Практическое занятие №9: Открытие и применение закона всемирного тяготения

Практическое занятие №10: Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

Тема 3. Природа тел Солнечной системы

Практическое занятие №11: Две группы планет Солнечной системы

Практическое занятие №12: Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты

и кометы)

Тема 4. Солнце и звезды

Практическое занятие №13: Физическая природа звезд

2.3. Перечень контрольных работ по темам:

Тема 4. Солнце и звезды

Контрольная работа «Солнце и Солнечная система»

2.4. Перечень домашних контрольных работ по темам:

Тема 1. Практические основы астрономии

Домашняя контрольная работа №1 «Практические основы астрономии»

Тема 2. Строение Солнечной системы

Домашняя контрольная работа № 2 «Строение Солнечной системы».

Тема 3. Природа тел Солнечной системы

Домашняя контрольная работа №3 «Природа тел Солнечной системы»

Тема 4. Солнце и звезды

Домашняя контрольная работа № 4 «Солнце и звезды»

2.5. Перечень рефератов (докладов), электронных учебных презентаций, индивидуальных проектов :

Древнейшие культовые обсерватории доисторической астрономии.

Прогресс наблюдательной и измерительной астрономии на основе геометрии и сферической тригонометрии в эпоху эллинизма.

Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме.

Связь астрономии и химии (физики, биологии).

Первые звездные каталоги Древнего мира.

Крупнейшие обсерватории Востока.

Дотелескопическая наблюдательная астрономия Тихо Браге.

Создание первых государственных обсерваторий в Европе.

Устройство, принцип действия и применение теодолитов.

Угломерные инструменты древних вавилонян - секстанты и октанты.

Современные космические обсерватории.

Современные наземные обсерватории.

История происхождения названий ярчайших объектов неба.

Звездные каталоги: от древности до наших дней.

Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени.

Системы координат в астрономии и границы их применимости.

Понятие «сумерки» в астрономии.

Четыре «пояса» света и тьмы на Земле.

Астрономические и календарные времена года.

«Белые ночи» - астрономическая эстетика в литературе.

Рефракция света в земной атмосфере.

О чем может рассказать цвет лунного диска.

Описания солнечных и лунных затмений в литературных и музыкальных произведениях.

Хранение и передача точного времени.

Атомный эталон времени.

Истинное и среднее солнечное время.

Измерение коротких промежутков времени.

Лунные календари на Востоке.

Солнечные календари в Европе.

Лунно-солнечные календари.

Обсерватория Улугбека.

Система мира Аристотеля.

Античные представления философов о строении мира.

Наблюдение прохождения планет по диску Солнца и их научное значение.

Объяснение петлеобразного движения планет на основе их конфигурации.

Закон Тициуса-Боде.

Точки Лагранжа.

Научная деятельность Тихо Браге.

Современные методы геодезических измерений.

Изучение формы Земли.

Юбилейные события истории астрономии текущего учебного года.

Значимые астрономические события текущего учебного года.

История открытия Плутона.

История открытия Нептуна.

Клайд Томбо.

Явление прецессии и его объяснение на основе закона всемирного тяготения.

К. Э. Циолковский.

Первые пилотируемые полеты - животные в космосе.

С. П. Королев.

Достижения СССР в освоении космоса.

Первая женщина-космонавт В. В. Терешкова.

Загрязнение космического пространства.

Динамика космического полета.

Проекты будущих межпланетных перелетов.

Конструктивные особенности советских и американских космических аппаратов.

Современные космические спутники связи и спутниковые системы.

Полеты АМС к планетам Солнечной системы.

Сфера Хилла.

Теория происхождения Солнечной системы Канта-Лапласа.

«Звездная история» АМС «Венера».

«Звездная история» АМС «Вояджер».

Реголит: химическая и физическая характеристика.

Лунные пилотируемые экспедиции.

Исследования Луны советскими автоматическими станциями «Луна».

Проекты строительства долговременных научно-исследовательских станций на Луне.

Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.

Самые высокие горы планет земной группы.

Фазы Венеры и Меркурия.

Сравнительная характеристика рельефа планет земной группы.

Научные поиски органической жизни на Марсе.

Органическая жизнь на планетах земной группы в произведениях писателей-фантастов.

Атмосферное давление на планетах земной группы.

Современные исследования планет земной группы АМС.

Научное и практическое значение изучения планет земной группы.

Кратеры на планетах земной группы: особенности, причины.

Роль атмосферы в жизни Земли.

Современные исследования планет-гигантов АМС.

Исследования Титана зондом «Гюйгенс».

Современные исследования спутников планет-гигантов АМС.

Современные способы космической защиты от метеоритов.

Космические способы обнаружения объектов и предотвращение их столкновений с Землей.

История открытия Цереры.

Открытие Плутона К. Томбо.

Характеристики карликовых планет (Церера, Плутон, Хаумея, Макемаке, Эрида).

Гипотеза Оорта об источнике образования комет.

Загадка Тунгусского метеорита.

Падение Челябинского метеорита.

Особенности образования метеоритных кратеров.

Следы метеоритной бомбардировки на поверхностях планет и их спутников в Солнечной системе.

Результаты первых наблюдений Солнца Галилеем.

Устройство и принцип действия коронографа.

Исследования А. Л. Чижевского.

История изучения солнечно-земных связей.

Виды полярных сияний.

История изучения полярных сияний.

Современные научные центры по изучению земного магнетизма.

Космический эксперимент «Генезис».

Особенности затменно-переменных звезд.

Образование новых звезд.

Диаграмма «масса - светимость».

Изучение спектрально-двойных звезд.

Методы обнаружения экзопланет.

Характеристика обнаруженных экзопланет.

Изучение затменно-переменных звезд.

История открытия и изучения цефеид.

Механизм вспышки новой звезды.

Механизм взрыва сверхновой.

Правда и вымысел: белые и серые дыры.

История открытия и изучения черных дыр.

Тайны нейтронных звезд.

Кратные звездные системы.

История исследования Галактики.

Легенды народов мира, характеризующие видимый на небе Млечный Путь.

Открытие «островной» структуры Вселенной В. Я. Струве.

Модель Галактики В. Гершеля.

Загадка скрытой массы.

Опыты по обнаружению Weakly Interactive Massive Particles - слабо взаимодействующих массивных частиц.

Исследование Б. А. Воронцовым-Вельяминовым и Р. Трюмплером межзвездного поглощения света.

Исследования квазаров.

Исследование радиогалактик.

Открытие сейфертовских галактик.

А. А. Фридман и его работы в области космологии.

Значение работ Э. Хаббла для современной астрономии.

Каталог Мессье: история создания и особенности содержания.

Научная деятельность Г. А. Гамова.

Нобелевские премии по физике за работы в области космологии.

3. Контрольно-оценочные средства промежуточной аттестации

3.1. Зачет в форме урока-конференции «Одиноки ли мы во Вселенной?»

Темы проектов к уроку-конференции «Одиноки ли мы во Вселенной?»

Группа 1. Идеи множественности миров в работах Дж. Бруно.

Группа 2. Идеи существования внеземного разума в работах философов-космистов.

Группа 3. Проблема внеземного разума в научно- фантастической литературе.

Группа 4. Методы поиска экзопланет.

Группа 5. История радиопосланий землян другим цивилизациям.

Группа 6. История поиска радиосигналов разумных цивилизаций.

Группа 7. Методы теоретической оценки возможности обнаружения внеземных цивилизаций

на современном этапе развития землян.

Группа 8. Проекты переселения на другие планеты.

8 февраля 1919 года в РСФСР был опубликован декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) "О введении счета времени по международной системе часовых поясов" "в целях установления однообразного со всем миром счета времени в течение суток, обусловливающего на всем земном шаре одни и те же показания часов в минутах и секундах и значительно упрощающего регистрацию взаимоотношений народов, общественных событий и большинства явлений природы во времени".

Впервые идею об упорядочивании времени путем введения часовых поясов предложил канадский инженер-связист Сэндфорд Флеминг в начале 1880‑х годов. Прологом послужила идея одного из авторов Декларации независимости США Бенджамина Франклина об экономии энергетических ресурсов. В 1883 году идею Флеминга приняло правительство США. В 1884 году на международной конференции в Вашингтоне 26 стран подписали соглашение о часовых поясах и поясном времени.

Система поясного времени основана на теоретическом разделении поверхности земного шара на 24 часовых пояса (по 15 градусов каждый) с разницей во времени между смежными поясами в один час. Время основного меридиана принимается за время всех точек данного часового пояса. За начало отсчета принят нулевой, "Гринвичский" меридиан. Практически границы часовых поясов проходят не строго по меридианам, а согласуются с государственными или административными границами.

Ширина часового пояса в разных странах мира и даже в пределах территории одной страны может значительно отличаться от условно принятого распределения "поясного времени" на Земле. Например, в США и Канаде есть часовые пояса, превышающие по ширине условно принятые в 1,5‑2 раза, а на территории Китая, находящегося в пределах пяти условных часовых поясов, действует время одного из часовых поясов.

Декретом от 8 февраля 1919 года "О введении счета времени по международной системе" "поясное время" было введено на всей территории РСФСР, а страна была разделена на 11 часовых поясов (со второго по двенадцатый).

В связи с техническими трудностями в апреле 1919 года реализация декрета была отсрочена до 1 июля 1919 года.

После образования в 1924 году Советского Союза постановлением СНК СССР от 15 марта 1924 года исчисление времени по международной системе часовых поясов было введено на всей территории СССР.

До 1930 года в СССР действовало летнее время, введенное в 1917 году Временным правительством. В 1930 году стрелки часов были переведены на один час вперед относительно поясного времени, а обратно в 1931 году их не вернули. Это время стали называли "декретным", так как оно было введено Декретом Совнаркома 16 июня 1930 года. Такой порядок существовал до 1981 года. Начиная с апреля 1981 года Постановлением Совмина СССР в дополнение к "декретному времени" на летний период был установлен перевод стрелок на один час вперед. Таким образом, летнее время оказалось уже на два часа впереди поясного. В течение десяти лет на зимний период стрелки часов отводились на час назад по сравнению с летним временем, а летом вновь возвращались на место.

В 1991 году Кабинет министров СССР по предложению властей Литвы, Латвии, Эстонии и Украины отменил действие "декретного времени". Однако 23 октября 1991 года, "декретное время" было восстановлено, и в 1992 году вновь был осуществлен переход на режим "летнего времени".

Содержание статьи

ВРЕМЯ, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т.е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого. Измерение времени подразумевает введение временнóй шкалы, пользуясь которой можно было бы соотносить эти события. Точное определение времени базируется на дефинициях, принятых в астрономии и отличающихся высокой точностью.

Сейчас используются три основные системы измерения времени. В основе каждой из них конкретный периодический процесс: вращение Земли вокруг своей оси – всемирное время UT; обращение Земли вокруг Солнца – эфемеридное время ЕТ; и излучение (или поглощение) электромагнитных волн атомами или молекулами некоторых веществ при определенных условиях – атомное время АТ, определяемое с помощью высокоточных атомных часов. Всемирное время, обычно обозначаемое как «гринвичское среднее время», представляет собой среднее солнечное время на нулевом меридиане (с долготой 0° ), который проходит через город Гринвич, входящий в конурбацию Большого Лондона. На основе всемирного времени определяется поясное время, используемое для счета гражданского времени. Эфемеридное время – временнáя шкала, используемая в небесной механике при исследовании движения небесных тел, где требуется высокая точность расчетов. Атомное время – физическая временнáя шкала, применяемая в тех случаях, когда требуется чрезвычайно точное измерение «временн х интервалов» для явлений, связанных с физическими процессами.

Поясное время.

В повседневной практике на местах используется поясное время, которое отличается от всемирного на целое число часов. Всемирное время используется для счета времени при решении гражданских и военных задач, в астронавигации, для точного определения долготы в геодезии, а также при определении положения искусственных спутников Земли относительно звезд. Поскольку скорость вращения Земли вокруг своей оси не является абсолютно постоянной величиной, всемирное время не является строго равномерным по сравнению с эфемеридным или атомным временем.

Системы счета времени.

Единицей используемого в повседневной практике «среднего солнечного времени» являются «средние солнечные сутки», которые, в свою очередь, делятся следующим образом: 1 средние солнечные сутки = 24 средним солнечным часам, 1 средний солнечный час = 60 средним солнечным минутам, 1 средняя солнечная минута = 60 средним солнечным секундам. Одни средние солнечные сутки содержат 86 400 средних солнечных секунд.

Принято, что сутки начинаются в полночь и продолжаются 24 часа. В США для гражданских нужд принято сутки делить на две равные части – до полудня и после полудня, и соответственно в этих рамках вести 12-часовой счет времени.

Поправки к всемирному времени.

Сигналы точного времени по радио передаются в системе координированного времени (UTC), аналогичного среднему гринвичскому времени. Однако в системе UTC ход времени не вполне равномерен, там возникают отклонения с периодом ок. 1 года. В соответствии с международным соглашением в передаваемые сигналы вводится поправка, учитывающая эти отклонения.

На станциях службы времени определяется местное звездное время, по которому вычисляется местное среднее солнечное время. Последнее преобразуется в единое всемирное время (UT0) путем прибавления соответствующего значения, принятого для долготы, на которой расположена станция (к западу от Гринвичского меридиана). Таким образом устанавливается координированное всемирное время.

С 1892 известно, что ось земного эллипсоида испытывает колебания по отношению к оси вращения Земли с периодом примерно 14 мес. Расстояние между этими осями, измеренное на любом полюсе, составляет ок. 9 м. Следовательно, долгота и широта любой точки на Земле испытывают периодические вариации. Для получения более однородной шкалы времени в вычисленную для конкретной станции величину UT0 вводится поправка за изменение долготы, которая может достигать 30 мс (в зависимости от положения станции); таким образом получается время UT1.

Скорость вращения Земли подвержена сезонным изменениям, вследствие которых время, измеряемое вращением планеты, оказывается то «впереди», то «позади» звездного (эфемеридного) времени, причем отклонения в течение года могут достигать 30 мс. UT1, в которое внесена поправка, учитывающая сезонные изменения, обозначается UT2 (предварительное равномерное, или квазиравномерное, всемирное время). Время UT2 определяется на основе средней скорости вращения Земли, но на нем сказываются долгопериодные изменения этой скорости. Поправки, позволяющие рассчитать время UT1 и UT2 по UТ0, вводятся в унифицированной форме Международным бюро времени, находящимся в Париже.

АСТРОНОМИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

Звездное время и солнечное время.

Для определения среднего солнечного времени астрономы используют наблюдения не самого солнечного диска, а звезд. По звездам же определяется т.н. звездное, или сидерическое (от лат. siderius – звезда или созвездие), время. С помощью математических формул по звездному времени рассчитывается среднее солнечное время.

Если воображаемую линию земной оси продлить в обе стороны, она пересечется с небесной сферой в точках т.н. полюсов мира – Северного и Южного (рис. 1). На угловом расстоянии 90° от этих точек проходит большой круг, называемый небесным экватором, который является продолжением плоскости земного экватора. Видимый путь движения Солнца называется эклиптикой. Плоскости экватора и эклиптики пересекаются под углом ок. 23,5° ; точки пересечения носят название точек равноденствия. Ежегодно, примерно 20–21 марта, Солнце пересекает экватор при движении с юга на север в точке весеннего равноденствия. Эта точка почти неподвижна по отношению к звездам и используется в качестве репера для определения положения звезд в системе астрономических координат, а также звездного времени. Последнее измеряется величиной часового угла, т.е. угла между меридианом, на котором находится объект, и точкой равноденствия (отсчет производится на запад от меридиана). В пересчете на время один час соответствует 15 дуговым градусам. По отношению к наблюдателю, находящемуся на определенном меридиане, точка весеннего равноденствия ежедневно описывает на небосводе замкнутую траекторию. Промежуток времени между двумя последовательными пересечениями этого меридиана называется звездными сутками.

С точки зрения наблюдателя, находящегося на Земле, Солнце каждый день перемещается по небесной сфере с востока на запад. Угол между направлением на Солнце и небесным меридианом данной местности (измеряемый в западном направлении от меридиана) определяет «местное видимое солнечное время». Именно такое время показывают солнечные часы. Промежуток времени между двумя последовательными пересечениями Солнцем меридиана называется истинными солнечными сутками. За год (примерно 365 дней) Солнце «совершает» полный оборот по эклиптике (360° ), а значит за сутки смещается по отношению к звездам и точке весеннего равноденствия почти на 1° . Вследствие этого истинные солнечные сутки длиннее звездных на 3 мин 56 с среднего солнечного времени. Поскольку видимое движение Солнца по отношению к звездам неравномерно, истинные солнечные сутки также имеют неодинаковую продолжительность. Эта неравномерность движения светила происходит вследствие эксцентриситета земной орбиты и наклона экватора к плоскости эклиптики (рис. 2).

Среднее солнечное время.

Появление в 17 в. механических часов привело к необходимости введения среднего солнечного времени. «Среднее (или среднее эклиптическое) солнце» – это фиктивная точка, равномерно движущаяся по небесному экватору со скоростью, равной средней за год скорости движения истинного Солнца по эклиптике. Среднее солнечное время (т.е. время, протекшее от нижней кульминации среднего солнца) в любой момент на данном меридиане численно равно часовому углу среднего солнца (выраженному в часовой мере) минус 12 ч. Разность между истинным и средним солнечным временем, которая может достигать 16 мин, называется уравнением времени (хотя фактически уравнением не является).

Как отмечалось выше, среднее солнечное время устанавливается с помощью наблюдений за звездами, а не за Солнцем. Среднее солнечное время строго определяется угловым положением Земли относительно ее оси, вне зависимости от того, постоянна или переменна скорость ее вращения. Но именно потому, что среднее солнечное время является мерой вращения Земли, оно используется для определения долготы местности, а также во всех других случаях, когда требуются точные данные о положении Земли в пространстве.

Эфемеридное время.

Движение небесных тел описывается математически уравнениями небесной механики. Решение этих уравнений позволяет установить координаты тела в виде функции времени. Время, входящее в эти уравнения, по определению, принятому в небесной механике, является равномерным, или эфемеридным. Существуют специальные таблицы эфемеридных (теоретически вычисленных) координат, которые дают расчетное положение небесного тела через определенные (обычно одинаковые) промежутки времени. Эфемеридное время может быть установлено по движению любой планеты или ее спутников в Солнечной системе. Астрономы определяют его по движению Земли по орбите вокруг Солнца. Оно может быть найдено путем наблюдений за положением Солнца по отношению к звездам, но обычно для этого следят за движением Луны вокруг Земли. Видимый путь, который Луна проходит в течение месяца среди звезд, может рассматриваться как своеобразные часы, в которых звезды образуют циферблат, а Луна служит часовой стрелкой. При этом эфемеридные координаты Луны должны быть вычислены с высокой степенью точности, и столь же точно должно быть определено ее наблюдаемое положение.

Положение Луны обычно определялось по времени прохождения через меридиан и покрытию звезд лунным диском. Наиболее современный метод представляет собой фотографирование Луны среди звезд с помощью специальной фотокамеры. В этой камере используется плоскопараллельный светофильтр из темного стекла, которому во время 20-секундной экспозиции придается наклон; вследствие этого изображение Луны смещается, и это искусственное смещение как бы компенсирует действительное движение Луны по отношению к звездам. Таким образом, Луна сохраняет строго фиксированное положение относительно звезд, и все элементы на снимке получаются отчетливыми. Поскольку положение звезд известно, измерения по снимку позволяют точно определить координаты Луны. Эти данные сводятся в виде эфемеридных таблиц Луны и позволяют рассчитать эфемеридное время.

Определение времени с помощью наблюдений за вращением Земли.

В результате вращения Земли вокруг оси происходит кажущееся движение звезд с востока на запад. В современных методах определения точного времени используются астрономические наблюдения, заключающиеся в регистрации моментов прохождения звезд через небесный меридиан, положение которого строго определено по отношению к астрономической станции. Для этих целей обычно использовался т.н. «малый пассажный инструмент» – телескоп, смонтированный таким образом, что его горизонтальная ось ориентирована по широте (с востока на запад). Труба телескопа может быть направлена в любую точку небесного меридиана. Для наблюдения прохождения звезды через меридиан в фокальной плоскости телескопа помещается крестообразная тонкая нить. Время прохождения звезды фиксируется с помощью хронографа (устройства, регистрирующего одновременно сигналы точного времени и импульсы, возникающие внутри самого телескопа). Таким образом определяется точное время прохождения каждой звезды через данный меридиан.

Значительно бóльшую точность измерения времени вращения Земли дает использование фотографической зенитной трубы (ФЗТ). ФЗТ представляет собой телескоп с фокусным расстоянием 4,6 м и входным отверстием диаметром 20 см, обращенным прямо в зенит. Небольшая фотографическая пластинка размещается под линзой на расстоянии ок. 1,3 см. Еще ниже, на расстоянии, равном половине фокусного, расположена ванна с ртутью (ртутный горизонт); ртуть отражает свет звезд, фокусирующийся на фотопластинке. И линза, и фотопластинка могут поворачиваться как единый блок на 180° вокруг вертикальной оси. При фотографировании звезды делается четыре 20-секундных экспозиции при различных положениях линзы. Пластинка перемещается с помощью механического привода таким образом, чтобы компенсировать видимое суточное движение звезды, удерживая ее в поле зрения. При движении каретки с фотокассетой автоматически регистрируются моменты прохождения ее через определенную точку (например, путем замыкания контакта часов). Отснятая фотопластинка проявляется, и полученное на ней изображение измеряется. Данные измерений сопоставляются с показаниями хронографа, что дает возможность установить точное время прохождения звезды через небесный меридиан.

В другом инструменте для определения звездного времени – призменной астролябии (не следует путать этот прибор со средневековым угломерным инструментом того же названия), 60-градусная (равносторонняя) призма и ртутный горизонт помещаются перед линзой телескопа. В призменной астролябии получаются два изображения наблюдаемой звезды, которые совпадают в момент, когда звезда находится на высоте 60° над горизонтом. При этом автоматически регистрируется показание часов.

Во всех этих инструментах используется один и тот же принцип – для звезды, координаты которой известны, определяется время (звездное или среднее) прохождения через определенную линию, например небесный меридиан. При наблюдениях специальными часами фиксируется время прохождения. Разность между вычисленным временем и показаниями часов дает поправку. Величина поправки показывает, сколько минут или секунд нужно прибавить к показаниям часов, чтобы получить точное время. Например, если расчетное время 3 ч 15 мин 26,785 с, а на часах 3 ч 15 мин 26,773 с, то часы отстают на 0,012 с и поправка составляет 0,012 с.

Обычно за ночь проводится наблюдение за 10–20 звездами, и по ним вычисляется средняя поправка. Последовательная серия поправок позволяет определить точность хода часов. При помощи таких инструментов, как ФЗТ и астролябия, за одну ночь устанавливается время с точностью ок. 0,006 с.

Все эти инструменты предназначены для определения звездного времени, по которому устанавливается среднее солнечное время, а последнее переводится в поясное время.

ЧАСЫ

Чтобы следить за течением времени, необходим простой способ его определения. В древности для этого использовались водяные или песочные часы. Точное определение времени стало возможным после того, как Галилей в 1581 установил, что период колебаний маятника почти не зависит от их амплитуды. Однако практическое использование этого принципа в маятниковых часах началось лишь спустя сто лет. Самые совершенные маятниковые часы сейчас имеют точность хода ок. 0,001–0,002 с в сутки. Начиная с 1950-х годов, маятниковые часы перестали использоваться для точных измерений времени и уступили место кварцевым и атомным часам.

Кварцевые часы.

Кварц обладает т.н. «пьезоэлектрическими» свойствами: при деформации кристалла возникает электрический заряд, и наоборот под действием электрического поля происходит деформация кристалла. Контроль, осуществляемый с помощью кристалла кварца, позволяет получить почти постоянную частоту электромагнитных колебаний в электрическом контуре. Пьезокварцевый генератор обычно создает колебания с частотой 100 000 Гц и выше. Специальное электронное устройство, известное под названием «делитель частоты», позволяет снизить частоту до 1000 Гц. Сигнал, полученный на выходе, усиливается и приводит в действие синхронный электромотор часов. Фактически, работа электромотора синхронизирована с колебаниями пьезокристалла. С помощью системы зубчатых передач мотор может быть соединен со стрелками, показывающими часы, минуты и секунды. По существу, кварцевые часы представляют собой сочетание пьезокварцевого генератора, делителя частоты и синхронного электромотора. Точность хода лучших кварцевых часов достигает нескольких миллионных долей секунды в сутки.

Атомные часы.

Для отсчета времени могут быть использованы также процессы поглощения (или излучения) электромагнитных волн атомами или молекулами некоторых веществ. Для этого применяется сочетание атомного генератора колебаний, делителя частоты и синхронного мотора. Согласно квантовой теории, атом может находиться в различных состояниях, каждое из которых соответствует определенному энергетическому уровню Е , представляющему дискретную величину. При переходе с более высокого энергетического уровня на более низкий возникает электромагнитное излучение, и наоборот, при переходе на более высокий уровень излучение поглощается. Частота излучения, т.е. число колебаний в секунду, определяется формулой:

f = (E 2 – E 1)/h ,

где E 2 – начальная энергия, E 1 – конечная энергия и h – постоянная Планка.

Многие квантовые переходы дают очень высокую частоту, примерно 5ґ 10 14 Гц, и возникающее излучение находится в диапазоне видимого света. Для создания атомного (квантового) генератора необходимо было найти такой атомный (или молекулярный) переход, частота которого могла бы быть воспроизведена с помощью электронной техники. Микроволновые устройства, подобные используемым в радиолокаторе, способны генерировать частоты порядка 10 10 (10 млрд.) Гц.

Первые точные атомные часы, в которых использовался цезий, были разработаны Л.Эссеном и Дж.В.Л.Парри в Национальной физической лаборатории в Теддингтоне (Великобритания) в июне 1955. Атом цезия может существовать в двух состояниях, причем в каждом из них он притягивается или одним, или другим полюсом магнита. Атомы, выходящие из нагревательной установки, проходят по трубке, расположенной между полюсами магнита «А». Атомы, находящиеся в состоянии, условно обозначаемом 1, отклоняются магнитом и ударяются о стенки трубки, тогда как атомы, находящиеся в состоянии 2, отклоняются в другую сторону таким образом, что проходят вдоль трубки через электромагнитное поле, частота колебаний которого соответствует радиочастоте, и затем направляются ко второму магниту «В». Если радиочастота подобрана правильно, то атомы, переходя в состояние 1, отклоняются магнитом «В» и улавливаются детектором. В противном случае атомы сохраняют состояние 2 и отклоняются в сторону от детектора. Частота электромагнитного поля изменяется до тех пор, пока счетчик, присоединенный к детектору, не покажет, что генерируется нужная частота. Резонансная частота, генерируемая атомом цезия (133 Cs), составляет 9 192 631 770 ± 20 колебаний в секунду (эфемеридного времени). Эта величина называется цезиевым эталоном.

Преимущество атомного генератора перед кварцевым пьезоэлектрическим заключается в том, что его частота не меняется со временем. Однако он не может непрерывно функционировать столь же долго, как кварцевые часы. Поэтому принято комбинировать в одних часах пьезоэлектрический кварцевый генератор с атомным; частота кварцевого генератора время от времени проверяется по атомному генератору.

Для создания генератора используется также изменение состояния молекул аммиака NH 3 . В устройстве, называемом «мазер» (микроволновом квантовом генераторе), внутри полого резонатора генерируются колебания в радиодиапазоне с почти постоянной частотой. Молекулы аммиака могут находиться в одном из двух энергетических состояний, различно реагирующих на электрический заряд определенного знака. Пучок молекул проходит в поле электрически заряженной пластины; при этом те из них, которые находятся на более высоком энергетическом уровне, под воздействием поля направляются в небольшое входное отверстие, ведущее в полый резонатор, а молекулы, находящиеся на более низком уровне, отклоняются в сторону. Часть молекул, попавших в резонатор, переходит на более низкий энергетический уровень, испуская при этом излучение, на частоту которого оказывает воздействие конструкция резонатора. По результатам экспериментов в Невшательской обсерватории в Швейцарии, полученная частота составила 22 789 421 730 Гц (в качестве эталона при этом использовалась резонансная частота цезия). Проводившееся в международных масштабах с помощью радио сопоставление частот колебаний, измеренных для пучка атомов цезия показало, что величина расхождений частот, получаемых в установках различной конструкции, составляет примерно две миллиардных. Квантовый генератор, в котором используется цезий или рубидий, известен под названием газонаполненного фотоэлемента. В качестве квантового генератора частот (мазера) применяется также водород. Изобретение (квантовых) атомных часов в значительной степени способствовало исследованиям изменений скорости вращения Земли и разработке общей теории относительности.

Секунда.

Использование атомной секунды в качестве эталонной единицы времени было принято 12-й Международной конференцией по мерам и весам в Париже в 1964. Она определяется на основе цезиевого эталона. С помощью электронных устройств осуществляется подсчет колебаний цезиевого генератора, и время, за которое происходит 9 192 631 770 колебаний, принимается за эталон секунды.

Гравитационное (или эфемеридное) время и атомное время. Эфемеридное время устанавливается по данным астрономических наблюдений и подчиняется законам гравитационного взаимодействия небесных тел. Определение времени с помощью квантовых стандартов частоты основано на электрических и ядерных взаимодействиях внутри атома. Вполне возможно несовпадение масштабов атомного и гравитационного времени. В таком случае частота колебаний, генерируемых атомом цезия, будет изменяться по отношению к секунде эфемеридного времени в течение года, и это изменение нельзя отнести за счет ошибки наблюдения.

Радиоактивный распад.

Хорошо известно, что атомы некоторых, т.н. радиоактивных, элементов самопроизвольно распадаются. В качестве показателя скорости распада используется «период полураспада» – промежуток времени, за который число радиоактивных атомов данного вещества уменьшается вдвое. Радиоактивный распад также может служить мерой времени – для этого достаточно подсчитать, какая часть от общего числа атомов подверглась распаду. По содержанию радиоактивных изотопов урана оценивается возраст горных пород в пределах нескольких миллиардов лет. Большое значение имеет радиоактивный изотоп углерода 14 С, образующийся под воздействием космического излучения. По содержанию этого изотопа, имеющего период полураспада 5568 лет, можно датировать образцы возрастом несколько более 10 тыс. лет. В частности, его используют для определения возраста объектов, связанных с деятельностью человека, как в историческое, так и в доисторическое время.

Вращение Земли.

Как предполагали астрономы, период вращения Земли вокруг своей оси изменяется во времени. Поэтому оказалось, что течение времени, отсчет которого ведется на основе вращения Земли, иногда бывает ускоренным, а иногда – замедленным по сравнению с тем, которое определяется по орбитальному движению Земли, Луны и других планет. За последние 200 лет ошибка в отсчете времени на основе суточного вращения Земли по сравнению с «идеальными часами» достигала 30 с.

За сутки отклонение составляет несколько тысячных долей секунды, однако за год накапливается ошибка в 1–2 с. Различают три типа изменения скорости вращения Земли: вековые, являющиеся следствием приливов под воздействием лунного притяжения и приводящие к увеличению продолжительности суток примерно на 0,001 с в столетие; малые скачкообразные изменения продолжительности суток, причины которых точно не установлены, удлиняющие или укорачивающие сутки на несколько тысячных долей секунды, причем такая аномальная продолжительность может сохраняться на протяжении 5–10 лет; наконец, отмечаются периодические изменения, главным образом с периодом в один год.

Повторительно –обобщающий урок по астрономии в 10 классе

по теме «ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ»

Составила учитель физики

ГБОУ «школа №763» г. Москвы

Князева Елена Николаевна

Цели урока:

    Повторить и обобщить знания учащихся материала по теме «Практические основы астрономии».

    Закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных, экспериментальных.

    Подготовить учащихся к контрольной работе по данному разделу.

    Закрепить практические навыки работы со звездной картой, моделью небесной сферы.

    Развитие интереса к изучению физики и астрономии.

    Развитие логического мышления.

1.Тип урока: Обобщение, систематизация и повторение материала.

2.Структура мер o приятия.

Продолжи

тельность,

мин.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

o да устных и письменных заданий обобщающего, систематизирующего характера, вырабатывающих обобщённые умения, формирующих обобщённо понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.

Контрольная работа

Подведение итогов

3.Общие методы:

устного контроля и самоконтроля, письменного контроля, самостоятельной познавательной деятельности учащихся, частично-поисковые, наглядные, стимулирования и мотивации к учению.

    Оборудование:

Подвижная карта звездного неба, модель небесной сферы, калькулятор, компьютер, проектор.

Ход урока

    Организационный момент.

Подготовить учащихся к работе на уроке.

    Вступительное слово учителя.

Учитель сообщает цели и задачи урока, а также зачем проводиться

данный урок, где можно применять знания и умения, полученные

на уроке.

    Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного р o да устных и письменных заданий обобщающего, систематизирующего характера, вырабатывающих обобщённые умения, формирующих обобщённо понятийные знания на основе обобщения фактов и явлений.

Вопросы для фронтального опроса.

1.Что называется созвездием?

2. Перечислите известные вам созвездия.

3.Звездная величина Веги равна 0,03, а звездная величина Денеба составляет 1,25. Какая из этих звезд ярче?

4. Во сколько раз звезда первой величины ярче звезды второй величины?

5.Какие вам известны горизонтальные координаты светила?

6. Что такое азимут? Как его определить? Какие единицы измерения имеет азимут?

7. Что такое высота? Как ее определить? Какие единицы измерения имеет высота?

8. Какие координаты светила называются экваториальными?

9.По координатам, приведенным в списке ярких звезд (приложение 5 в учебнике), найдите некоторые из них на звездной карте.

10.Найдите на модели небесной сферы ее основные круги, линии и точки.

11. Какой круг небесной сферы звезды пересекают дважды?

12. Как можно определить высоту светила в верхней и нижней кульминации?

13. Что такое эклиптика?

14. Какие вам известны зодиакальные созвездия?

15.Почему полуденная высота Солнца в течение года меняется?

16. Определите положение Солнца на эклиптике и его экваториальные координаты на сегодняшний день.

17. Что такое сидерический и синодический месяц? Чему равны эти месяцы для Луны?

18. Почему с Земли видна лишь одна сторона Луны?

19. Почему затмения Луны и Солнца не происходят каждый месяц?

20. Чем объясняется введение поясной системы счета времени?

    Контрольная работа по теме

«ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ».

1 вариант.

    Рассчитайте, во сколько раз звезда второй звёздной величины ярче звезды шестой величины.

    а) Выразите в часовой мере 120°.

б) Выразите в угловой мере прямое восхождение, равное 5ч 30 мин.

    а) Как располагается ось мира относительно земной оси?

б) В каких точках небесный экватор пересекается с линией горизонта?

    Географическая широта Санкт-Петербурга 60°. На какой высоте в этом городе происходит верхняя кульминация звезды, склонение которой равно -16°?

    Высота звезды в верхней кульминации составляла 15°, склонение этой звезды равно -9°. Какова географическая широта места наблюдения?

    Козерог, Дракон, Рыбы, Лев, Весы, Рак, Скорпион.

    а) Чему равен период обращения Луны вокруг Земли в системе отсчёта, связанной со звёздами?

б) Сколько в среднем в году можно наблюдать солнечных затмений?

    Всемирное время 10ч 45 мин. Какое время будут показывать часы в Москве?

    Какой дате по старому стилю соответствует 1 января 2018 года по новому стилю?

2 вариант.

    Рассчитайте, во сколько раз звезда первой звёздной величины ярче звезды пятой величины.

    а) Выразите в часовой мере 150 °.

б) Выразите в угловой мере прямое восхождение, равное 18ч 30мин.

    а) Как располагается полуденная линия относительно отвесной линии?

б) В каких точках небесный меридиан пересекается с линией горизонта?

    Географическая широта Москвы 56°. На какой высоте в этом городе происходит верхняя кульминация звезды, склонение которой равно -20°?

    Определите склонение звезды, верхняя кульминация которой наблюдалась в Москве (географическая широта 56°) на высоте 37°.

    Овен, Лебедь, Дева, Телец, Близнецы, Водолей, Стрелец.

Найдите лишнее в этом списке. Обоснуйте свой ответ.

    а) Чему равен полный цикл смены лунных фаз?

б) Сколько в среднем в году можно наблюдать лунных затмений?

    Московское время 10ч 45 мин. Чему равно всемирное время?

    Какой дате по новому стилю соответствует 1 января 2018 года по старому стилю?

Ответы

а)8ч

б)82°30‘

а) параллельно

б)в точках востока и запада

14°

66°

23,5°

Дракон не является зодиакальным созвездием

а)27,3 суток

б)2-3

13ч45

мин

а)10ч

б)277°30‘

а) перпендикулярно

б)в точках севера и юга

14°

23,5°

Лебедь не является зодиакальным созвездием

а)29,5 суток

б)1-2

7ч45

мин

Похожие публикации