В индии обмен денег по-советски обернулся социальным кризисом. Мировой финансовый кризис: эффект домино докатился до Индии Финансовый кризис в индии

Финансовый кризис в Индии стремительно приближаемся к критической стадии. Рупия обесценилась уже на 44% за последние два года и достигла рекордного минимума против доллара США. Фондовый рынок падает, доходность государственных облигаций подскочила до 10%, а капитал утекает из страны.

В некотором смысле, пишет Guardian, это классический случай дежа вю – переосмысление азиатского кризиса 1997-98 годов, который выступил в качестве предупреждающего знака (который, впрочем, не был принят во внимание политиками и экспертами) о том, что ждет мировую экономику десятилетие спустя. Развивающиеся экономики показывали прежде сильный рост, привлекая внимание зарубежных инвесторов. Но приток инвестиций усилился на фоне «горячих» денежных потоков в обход контроля за движением капитала. Приток капитала, в свою очередь, удешевил импорт, но сделал экспорт дороже. Торговый дефицит вырос, темпы увеличения ВВП замедлились, стали заметны глубинные структурные недостатки.

В итоге спусковым крючком для обвала рупии стали новости из Вашингтона о том, что ФРС рассматривает возможность сворачивания скупки гособлигаций с рынка по программе стимулирования американской экономики уже со следующего месяца. Это, несомненно, будет иметь последствия для всех развивающихся стран с рыночной экономикой. Во-первых, есть опасения, что снижение стимулов будет означать ослабление экономического роста в США, что окажет косвенное воздействие на экспорт из развивающихся стран. Во-вторых, для высокодоходных валют типа рупии, которые до сих пор выигрывали в результате притока капитала на рынки от глобальных инвесторов, это означает негативную динамику. Если монетарная политика в США будет ужесточена, доллар станет более привлекательным активом.

Впрочем, фактором риска для Индии является не только валютный вопрос. Так, кризис усугубляют огромные торговый и бюджетный дефициты страны. Предыдущие кризисы на рынках проходили через три этапа: на первом политики ничего не делают в надежде на то, что проблема исчезнет. На второй стадии они принимают какие-то «панические» меры, обычно включающие полусырой контроль за движением капитала и продажу долларов в попытке поддержать свои валюты. На третьей стадии они либо придумывают более-менее действенный план самостоятельно, либо обращаются в МВФ. Индия находится на пороге третьего этапа.

Экономики развивающихся стран, как и их фондовый рынок, в достаточно высокой степени зависят от инвестиций, в первую очередь - со стороны иностранных инвесторов, отмечает управляющий директор отдела фондовых операций Concern General Invest Ацамаз Басиев . Приток средств извне помогает экономике развивающихся стран расти высокими темпами, однако делает экономическую ситуацию зависимой от направлений потоков капитала. Ситуация усугубляется тем, что многие модели, в том числе модели риска и финансовые модели, ориентируются на высокие показатели роста, что при выводе капитала из страны вызывает эффект домино. По сути, экономика Индии не имеет серьезных структурных проблем, а природа кризиса - финансовая. Однако при его усугублении могут возникнуть структурные проблемы, что приведет ко второму, более сильному витку.

Среди экономистов принято считать, что для Индии рост ВВП ниже, чем 7%, является критическим показателем. На сегодня рост ВВП в годовом выражении составляет более 5%, что ниже ожиданий и экспертов, и официальных заявлений руководства страны. За последние два года курс индийской рупии по отношению к доллару показал снижение большее, чем в период кризиса в Индии в 1991 г. Дефицит бюджета страны существенно увеличился. Действительно, Индия столкнулась с серьезными внутренними проблемами как экономического характера, так и партийно-политического. Весной 2014 года ожидаются очередные всеобщие парламентские выборы в Индии, исход которых сложно прогнозировать. Одной из важных причин неопределенности являются сложившиеся проблемы в экономике страны.

Негативная ситуация в индийской экономике связана с ограниченным рынком сбыта, безработицей и денежно-кредитной политикой ЦБ Индии, объясняет аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева . У страны нет независимых каналов сбыта, что затрудняет ей внешнюю торговлю. На суше Индию в торговых действиях ограничивает Англия, а со стороны океана - США. Кроме этого, ЦБ ввел ограничения на инвестиции и денежные переводы за рубеж, что усугубляет положение предприятий, ведущих дела с иностранными клиентами. В такой ситуации власти страны пытаются переориентировать экономику на внутренний спрос, но пока безуспешно.

Ситуация в Индии сейчас действительно очень сложная, соглашается аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин . Во-первых, страна сильно страдает из-за нового витка "валютных войн"; во-вторых, курсы доллара США и национальной валюты на валютном рынке серьезно влияют на экспортные статьи. Сокращение QE3 Штатами в любом случае неизбежно, но, скорее всего, основная реакция придется все-таки на рынки, а не на собственно экономику, поскольку возможность свертывания программы стимулирования все же присутствует и учитывается. Как только снимется погодный фактор и нормализуется спрос за пределами Индии, страна найдет опору для восстановления. Пока же, в условиях практической консервации (власти то и дело закрывают ряд экспортных направлений), картина в экономике остается очень напряженной.

С большой долей вероятности ВВП Индии может замедлиться по итогам текущего года и оказаться в диапазоне 4,8-5,5%, считает аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова . На показатель оказывают влияние как внутренние проблемы в стране, так и постоянные перебои с экспортными статьями. Более того: новая волна валютных войн сильно ударила по индийской экономике, ослабив курс рупии более чем на 10% за шесть месяцев. И пока такая тенденция будет сохраняться, потенциал снижения может составить 3-4%. Сейчас уровень инфляции в Индии составляет 5,79%, и есть основания ожидать, что этот показатель к концу года будет плавно снижаться и достигнет 5,2%. Но и здесь многое будет зависеть от реакции рынков на сворачивание программы стимулирования экономики ФРС, а также от дальнейших шагов регулятора в отношении поддержки экономики страны. Другими словами, дальнейшие перспективы доллара будут также оказывать влияние на динамику ВВП Индии.

В прошлое десятилетие Индия, как и другие страны – члены БРИК, демонстрировала очень высокие темпы экономического роста, в основе которого в значительной степени лежало постоянное увеличение экспортных поставок, напоминает аналитик ИФК «Солид» Эльза Бикчурина . Ситуация изменилась после кризиса 2008 года, но в отношении основных развивающихся стран, к которым относится и Индия, наиболее ярко эти изменения стали проявляться только сейчас. Страна уже не может поддерживать столь же высокие темпы роста ВВП за счет постоянного увеличения экспорта.

Об этом свидетельствуют данные торгового баланса Индии, в последнее время демонстрирующего довольно большой дефицит даже несмотря на положительные значения экспортных поставок. В июле, например, дефицит торгового баланса Индии составлял 12,27 млрд долларов, что хотя и лучше аналогичного периода прошлого года, когда дефицит составлял 17,48 млрд долларов, но свидетельствует о серьезных кризисных явлениях в финансовой системе Индии.

Отрицательное сальдо торгового баланса очень плохо действует на положение индийской рупии, которая раз за разом обновляет свои исторические минимумы. Последняя серия таких падений состояла из четырех дней, включая прошедший понедельник. По их итогам рупия ослабела к американской валюте на 4%. Это вынудило индийский ЦБ проводить валютные интервенции, которые на некоторое время поддерживают курс рупии. Аналогичная ситуация наблюдается и на долговом рынке, где доходности 10-летних облигаций Индии находятся на максимальных с 2001 года уровнях, вплотную приближаясь к 10%-му уровню. Тем не менее, считает Эльза Бикчурина, ситуация хоть и сложная, но не критическая, об этом можно судить по тому факту, что только вчера рейтинговое агентство Moody"s подтвердило «стабильный» прогноз по кредитному рейтингу Индии. Иными словами, это означает, что специалисты агентства пока не видят угрозы того, чтобы в Индии действительно разразился сильный финансовый и экономический кризис.

Индия сползает в экономический кризис, который может стать крупнейшим для страны за последние двадцать лет. Падение курса рупии к доллару привело к активной распродаже акций индийских предприятий. В свою очередь финансовые власти активизировали свои усилия для того, чтобы остановить падение рупии и отток капитала. Власти пытаются предупредить надвигающийся на страну голод, но поддержки со стороны финансистов не будет.


Индия "заплутала" в российской пирамиде

За последние два года рупия ослабла на 28 процентов, только этом году национальная валюта подешевела на 11 процентов. Курс рупии с начала августа падал уже дважды. 6 августа индийская денежная единица опустилась до 61,80, а уже на минувшей неделе просела до 62,03 за доллар.

Падение курса национальной валюты и ухудшение макроэкономических показателей способствует оттоку капитала, который пытался приостановить Резервный банк Индии. Регулятор снизил уровень разрешенных зарубежных инвестиций для индийских компаний до 100 процентов от их собственного капитала. Ранее индийские экономические агенты могли выводить за рубеж под видом инвестиций без разрешения регулирующих органов 400 процентов уставного капитала.

Также снижена максимальная сумма переводов для физических лиц. Если раньше разрешалось перевести 200 тысяч долларов, то сейчас сумма ограничена 75 тысячами долларов.

Для торможения падения национальной валюты индийский центробанк повысил процентные ставки и затруднил доступ банков к ликвидности через аукционы РЕПО. Кроме того, правительство увеличило импортные пошлины на золото и серебро, которые в огромных объемах закупаются Индией.

Однако падение рупии остановить пока не удалось. Более того, в минувшую пятницу Индия пережила крупнейший обвал на фондовом рынке. Основной фондовый индекс в Мумбаи в пятницу упал на 4 процента.

Стране необходимы средства для финансирования дефицита текущего счета платежного баланса. Дефицит счета текущих операций в прошлом финансовом году достиг 4,8 процента от ВВП. Правительство намерено сократить показатель до 3,7 ВВП, то есть до 70 млрд долларов. В последние годы в стране рос и дефицит бюджета, который по итогам прошлого финансового года составил 4,9 процента.

Выручить кое-какие средства правительство Индии планирует за счет акций государственной энергетической компании NHPC, на продажу будет выставлено 11,36 процентов акций.

За счет продажи может быть привлечено около 18 млрд рупий ($295 млн). Это немного, но программа продажи государственных активов, планируемая правительством, гораздо шире. В текущем финансовом году правительство планирует привлечь 400 млрд рупий за счет приватизации части государственных активов.

Но скорее всего, добиться заявленных показателей страна не сумеет. Ускорение падения рупии и вывод капитала из страны не в последнюю очередь связаны с принятой в стране программой масштабной продовольственной помощи населению, которая весьма критически оценивается в финансовых кругах.

В начале июля в стране был принят Билль продовольственной безопасности. Программа предполагает субсидирование продовольствия для 800 миллионов человек. Всего в Индии проживает 1,2 млрд человек. Таким образом, планируется субсидировать питание порядка 75 процентов населения страны.

И пока Индия лидирует в этом процессе, приняв решение вывести из обращения банкноты в 500 рупий ($7,30) и 1000 рупий ($14,60), составляющих почти 85% денежной массы. После чего в стране наступил хаос, чего и следовало ожидать, в принципе.

Теперь власти Индии нацелились на золото. Не только на золотые слитки, нет. Власти без лишних разговоров конфискуют ювелирные изделия у населения.

Протесты в Индии, спровоцированные «денежной реформой» премьер-министра Моди

Демонетизация первоначально была преподнесена как «хирургическая операция на черном валютном рынке — груды наличности, незаконно накопленные богатыми индусами в результате уклонения от уплаты налогов. Это теперь только стало понятно, что эти действия были чем угодно, только не хирургической операцией. Открытыми остаются и неудобные вопросы о том, что сложные правила и исключения, которые сопровождали демонетизацию, позволили владельцам черных денег отмыть большую часть своих денежных средств. Вместо этого в последнее время Моди решил сосредоточиться на демонетизации как средстве продвижения безналичной экономики.

Тем не менее, идея войны с неучтенным благосостоянием остается главной в процессе проводимой демонетизации, а это значит, что Моди придется найти другие способы продолжить начатое. Теперь власти заставляют представителей налоговых органов проводить рейды среди всех, кто может скрывать активы, как в денежной форме, так и в золоте.

Полиция и военные следят за процессом сдачи валюты в Индии

Среди населения уже укоренился страх перед такими налетами, которые, похоже, становятся обычным явлением, так что власти чувствуют необходимость вмешаться, чтобы подавить панику. Однако, это не помогает.

Правительство «проводит разъяснительную работу», объясняя правила, согласно которым чиновники имеют право изымать золото: ничего страшного не случится, «если будут введены ограничения: для замужней женщины 500 г золота, для незамужней – 250 г, для мужчины – 100 г».

Также отмечается, что не будет никаких ограничений на ювелирные изделия, «при условии, что они приобретены в качестве наследства». Кроме того, «должностное лицо, проводящее обыск, не может взять тот объем золотых украшений, который будет превышать установленный лимит».

А это значит, что налоговые органы Индии практически выиграли джек-пот в лотерею. Во время рейда они могут на месте решить, следует ли конфисковать золотые запасы семьи.


В Индии огромные запасы золота – 20 тыс. метрических тонн, большая часть которых является золотом, передаваемым по наследству.

Вместо того, чтобы урегулировать налоговое законодательство, власти открывают еще больше возможностей перед коррупционеров из налоговых органов, чем было в течение многих десятилетий. Богатые заплатят сколько нужно, чтобы избежать ненужных домогательств со стороны налоговых органов. Бедные, как всегда, пострадают. Это ключевая фраза, идеально описывающая все, что происходит сейчас в Индии.

Все, кто имел связи в политических кругах, знали заранее о надвигающейся катастрофе и действовали заблаговременно. Остальные остались не у дел.

«Золотой рейд» в Индии лишь усугубит последствия запрета на наличные. Если немного заглянуть на краткосрочную перспективу, эти виды действий приведут к увеличению спроса на золото.

А дальше что? Люди делают вид, что они знают, что их ждет. Тем не менее, я совершенно уверен, что приближается валютный кризис. Какие районы он поразит в первую очередь неизвестно, однако, список вероятных кандидатов увеличивается с каждым годом.

Я ставил на Японию, Китай и ЕС. Индия застала меня врасплох, хотя, если подумать, она вполне согласуется с моей общей теорией, что рано или поздно ситуация выйдет из-под контроля, причем это будет явно не в США.

Действия США могут привести к валютному кризису, но пик кризиса разразится в другом месте. Если я не ошибаюсь, золото будет безопасным убежищем, независимо от валюты. Особенно там, где грянет кризис.


Обратимся теперь к рассмотрению общего состояния индийских финансов, в каком они оказались в результате последнего восстания. Согласно последним официальным отчетам, чистый доход, извлекаемый британцами из своего индийского владения, равняется 23208000 ф. ст., круглым счетом 24000000 фунтов стерлингов. Этого ежегодного дохода никогда не хватало для покрытия ежегодного расхода. С 1836 до 1850 г. чистый дефицит выразился в сумме 13171096 ф. ст., или в среднем примерно в 1000000 ф. ст. ежегодно. Даже в 1856 г., когда казначейство как никогда пополнилось благодаря широко проводимым лордом Далхузи аннексиям, ограблениям и вымогательствам, доход не равнялся расходу, но, напротив, к накопившемуся дефициту прибавилось около четверти миллиона фунтов стерлингов. В 1857 г. дефицит был равен 9000000 ф. ст., в 1858 г. он достиг 13000000 ф. ст., а в 1859 г. само индийское правительство определяло его в 12000000 фунтов стерлингов, Итак, первое заключение, к которому мы приходим, состоит в том, что даже при обычных обстоятельствах дефицит все увеличивался и что при обстоятельствах чрезвычайных он должен достигнуть размеров, равных половине и даже более ежегодного дохода.

Возникает вопрос, в какой степени этот уже существующий разрыв между расходами и доходами индийского правительства увеличился благодаря недавним событиям? Новый постоянный долг Индии, выросший в связи с подавлением восстания сипаев, даже самыми оптимистическими английскими финансистами оценивается в сумме от 40000000 до 50000000 ф. ст., между тем как г-н Уилсон оценивает постоянный дефицит, или ежегодный процент по этому новому долгу, подлежащий выплате из ежегодного дохода, не менее чем в 3000000 фунтов стерлингов. Однако было бы большой ошибкой думать, что этот постоянный дефицит в 3000000 представляет единственное наследство, оставленное повстанцами своим победителям. Издержки на подавление восстания принадлежат не только к прошлому, но в значительной степени они относятся также к будущему. Даже в спокойные времена, до начала восстания, военные расходы поглощали по крайней мере 60 % всего обычного дохода, ибо они превышали 12000000 ф. ст., но теперь положение изменилось. В начале восстания европейская армия в Индии насчитывала 38000 человек боевого состава, в то время как туземная армия насчитывала 260000 человек. Военные силы, которые находятся в настоящее время на службе в Индии, состоят из 112000 европейских и 320000 туземных солдат, включая туземную полицию. Можно было бы с достаточным основанием сказать, что эти небывалые цифры будут сведены к более умеренным с исчезновением тех чрезвычайных обстоятельств, из-за которых они выросли до их нынешних размеров. Однако военная комиссия, назначенная британским правительством, пришла к заключению, что в Индии понадобится постоянная европейская армия численностью в 80000 человек, при наличии туземной армии в 200000 человек, что означает повышение военных расходов почти вдвое сравнительно с их первоначальным размером. Во время прений в палате лордов об индийских финансах 7 апреля все авторитетные ораторы сходились в двух пунктах: они признавали, с одной стороны, что ежегодный расход только на армию, равный почти 20000000 ф. ст., несовместим с чистым доходом Индии всего в 24000000 ф. ст., а с другой стороны, что трудно представить себе такое положение вещей, которое позволило бы англичанам, без риска, оставить Индию на неопределенный ряд лет без европейской армии, вдвое превышающей ее численность перед началом восстания. Но предполагая даже возможным увеличение на длительный период европейских войск только на одну треть сравнительно с их первоначальным составом, мы получаем новый постоянный ежегодный дефицит, по крайней мере, в 4000000 фунтов стерлингов. Итак, новый постоянный дефицит, происходящий, с одной стороны, от консолидированного долга, образовавшегося в течение восстания, а с другой стороны, от постоянного роста численности британских войск в Индии, по самому умеренному подсчету будет не менее 7000000 фунтов стерлингов.

К этому необходимо прибавить еще две другие статьи, из которых одна происходит от роста обязательств, а другая - от уменьшения доходов. Согласно недавнему заявлению железнодорожного департамента индийского ведомства в Лондоне, общее протяжение железных дорог, утвержденных для Индии, равно 4 817 милям, из которых до сих пор построено только 559 миль. Вся сумма капитала, вложенного различными железнодорожными компаниями, равняется 40000000 ф. ст., из которых 19000000 ф. ст. уплачены, а 21000 000 ф. ст. еще должны быть внесены, причем на 96 % всей суммы подписка была произведена в Англии и только на 4 % - в Индии. На эту сумму в 40000000 ф. ст. правительство гарантировало 5 % дохода, так что ежегодный процент, подлежащий уплате из доходов Индии, достигает 2000000 ф. ст., которые должны выплачиваться еще до того, как железные дороги начнут действовать и смогут приносить какой-либо доход. Граф Элленборо исчисляет убыток, проистекающий для индийских финансов из этого источника, на ближайшие три года в 6000000 ф. ст., а впоследствии постоянный дефицит от этих железных дорог - в полмиллиона ежегодно. Наконец, из 24000000 ф. ст. индийского чистого дохода сумма в 3619000 ф. ст. извлекается от продажи опиума в чужие страны, - источник дохода, который, как теперь повсюду признают, должен в значительной степени сократиться в силу последнего договора с Китаем . Таким образом, становится очевидным, что, помимо экстренных расходов, вызываемых необходимостью довести до конца подавление восстания, ежегодный постоянный дефицит, по крайней мере в 8000000 ф. ст., придется покрывать из чистого дохода в 24000000 ф. ст., которые правительство, быть может, сумеет повысить до 26000000 ф. ст. посредством новых налогов. Неизбежным результатом такого положения вещей явится необходимость взвалить на английского налогоплательщика обязательства по индийскому долгу и, как объявил в палате общин сэр Д. К. Льюис,

«ежегодно вотировать четыре или пять миллионов в качестве субсидии для так называемой ценной колонии британской короны».

Приходится признать, что такой финансовый результат «славного» отвоевания Индии производит далеко не чарующее впечатление и что Джону Булю приходится платить весьма высокие покровительственные пошлины ради того, чтобы обеспечить манчестерским фритредерам монополию на индийском рынке.

Печатается по тексту газеты

Перевод с английского

Примечания:

Выдающееся произведение К. Маркса «К критике политической экономии» , знаменующее собой важный этап в создании марксистской политической экономии, было написано в августе 1858 - январе 1859 года. Написанию этой книги предшествовала пятнадцатилетняя разносторонняя научно-исследовательская работа, в ходе которой Маркс изучил огромную массу общественно-экономической литературы и разработал основы своего экономического учения.

В августе 1857 г. Маркс приступает к систематизации собранного им материала и написанию большого экономического произведения. Первый набросок плана этого произведения Маркс составил в августе - сентябре 1857 года. В течение последующих нескольких месяцев Маркс детализирует свой план и в апреле 1858 г. решает, что вся работа будет состоять из шести книг. Первую книгу намечено было посвятить исследованию капитала, причем автор имел в виду изложению проблем капитала предпослать несколько вводных глав; вторую книгу - земельной собственности, третью - исследованию наемного труда, четвертую - государства, пятую - международной торговли и шестую - мирового рынка. Предполагалось, что первая книга будет включать четыре отдела, причем в первый отдел, названный Марксом «Капитал вообще», войдут три главы; 1) стоимость, 2) деньги и 3) капитал.

Работая над первой книгой, т. е. над книгой «О капитале», Маркс в период с августа 1857 по июнь 1858 г. написал рукопись объемом около 50 печатных листов, изданную Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в 1939–1941 гг. на немецком языке под названием «Grundrisse der Kritik der politischen Oekonomie (Rohentwurf)» («Основные черты критики политической экономии (Черновой набросок)»). В этой рукописи, содержащей общее введение, раздел о деньгах и значительно более обширный раздел о капитале, Маркс вчерне изложил первые результаты своих многолетних экономических исследований, в том числе основные положения своей теории прибавочной стоимости. Рукопись 1857–1858 гг. является, по существу, первоначальным незавершенным вариантом первой части задуманного в то время Марксом фундаментального экономического произведения.

В начале 1858 г. Маркс решает приступить к изданию своего труда по частям, отдельными выпусками. Заключив предварительный договор с берлинским издателем Ф. Дункером, он работает над первым выпуском. В течение августа 1858 - января 1859 г. он перерабатывает главу о деньгах, пишет главу о товаре, редактирует окончательный текст этой рукописи и, озаглавив ее «К критике политической экономии», 26 января 1859 г. отправляет к издателю в Берлин. Вместо намечавшихся 5–6 печатных листов первый выпуск разрастается до 12 печатных листов и состоит уже не из трех глав, как намечалось планом, а из двух: «Товар» и «Деньги, или простое обращение». В феврале 1859 г. Маркс отправляет в издательство и предисловие. В июне 1859 г. работа «К критике политической экономии» вышла в свет. Имеющиеся в работе «К критике политической экономии» подзаголовки «Книга первая. О капитале» и «Отдел первый. Капитал вообще» свидетельствуют о том, что она представляет собой начало первой книги из запланированных шести книг.

Вслед за первым выпуском Маркс собирался опубликовать второй выпуск, в котором должны были найти отражение проблемы капитала. Дальнейшие исследования, однако, побудили Маркса изменить первоначальный план своего большого труда. План из шести книг был заменен планом четырех томов «Капитала». Поэтому вместо второго и следующих выпусков Маркс подготовил «Капитал», в который включил в переработанном виде также и некоторые основные положения книги «К критике политической экономии».

При жизни Маркса книга «К критике политической экономии» не переиздавалась. Исключение составляет предисловие, которое в несколько сокращенном виде было опубликовано 4 июня 1859 г. также в лондонской немецкой газете «Das Volk» («Народ»). Отрывок из второй главы книги, посвященный критике утопической теории Грея о рабочих деньгах, Энгельс включил в качестве дополнения в немецкие издания 1885 и 1892 гг. работы Маркса «Нищета философии». Первое русское издание книги было выпущено в 1896 году в Москве. В основу настоящего издания книги «К критике политической экономии» положен текст его первого немецкого издания, подготовленного к печати автором. Однако при этом были учтены, во-первых, поправки и пометки Маркса в его личном экземпляре книги, а во-вторых, поправки и пометки, сделанные Марксом в экземпляре книги, подаренной им Вильгельму Вольфу 19 августа 1859 года. Некоторые из этих поправок и пометок автора были реализованы Энгельсом при подготовке к печати третьего тома «Капитала». Цитируя отдельные места из работы «К критике политической экономии», Энгельс привел их в исправленной, уточненной Марксом редакции. Фотокопии этих экземпляров книги с поправками и пометками Маркса находятся в Архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

О параллелограммах Оуэна Рикардо упоминает в своей работе «On protection to agriculture». Fourth ed., London, 1822, p. 21 («О покровительстве земледелию». 4-е издание, Лондон, 1822, стр. 21). Развивая свой утопический проект социальных преобразований, Оуэн доказывал, что экономически, а также с точки зрения устройства домашнего быта наиболее целесообразным является строительство поселка в форме параллелограмма или квадрата. Отсюда появилось выражение «параллелограммы Оуэна».

Призовые деньги - сумма, присуждаемая правительством экипажам кораблей, принимавших участие в уничтожении или в захвате неприятельских судов, а также нейтральных судов, перевозивших контрабанду.

В Мексике в 1854 г. началась буржуазная революция, вслед за которой последовала гражданская война, длившаяся до конца 1860 г. и окончившаяся разгромом реакционных сил феодалов и духовенства.

Имеется в виду Бомбей, который наряду с Бенгалией и Мадрасом, согласно административному делению Британской Индии, был выделен в особое президентство, возглавляемое губернатором.

Наследниками Великого Могола Маркс иронически называет английских правителей Индии. Империя Великих Моголов (так называли правящую династию), основанная в 1526 г. завоевателями тюркского происхождения - моголами, которых современники считали монголами, достигла значительного могущества, подчинив к середине XVII в. большую часть Индии и часть Афганистана, Однако в результате крестьянских восстаний и роста сопротивления народов Индии завоевателям, а также вследствие постоянных усобиц и усиления феодально-сепаратистских тенденций, империя Великих Моголов стала приходить в упадок и в первой половине XVIII в. фактически распалась.

Имеется в виду приложение к неравноправному Тяньцзиньскому договору, заключенному в июне 1858 г. после второй «опиумной» войны (1856–1858) - грабительской войны Англии и Франции против Китая. По условиям этого договора в дополнение к уже открытым ранее 5 китайским портам для иностранной торговли были открыты еще 5 портов: на реке Янцзы, в Маньчжурии, на островах Тайвань и Хайнань; иностранным государствам было разрешено иметь постоянных дипломатических представителей в Пекине, иностранцам предоставлялось право свободного передвижения по стране и плавания по ее внутренним водам, гарантировалась защита миссионеров. Добившись по Тяньцзиньскому договору значительного расширения своих привилегий в Китае, английские колонизаторы пошли на ограничение торговли опиумом, которая истощала ресурсы страны и ограничивала возможности их эксплуатации самими колонизаторами.

Приложение к договору касалось урегулирования торговых отношений между Англией и Китаем и предусматривало установление высокой пошлины на ввоз опиума в Китай: иностранные купцы могли торговать опиумом лишь в строго определенных договором портах, все льготы иностранцам для торговли внутри Китая не распространялись на торговлю опиумом.

На днях в Индии был внезапно объявлено о прекращении оборота купюр достоинством в 500 и 1000 рупий. Правительство объяснило это борьбой с коррупцией и фальшивомонетчиками. Действия властей спровоцировали настоящий банковский коллапс, пишет агентство Reuters.

В банковских учреждениях страны скапливаются гигантские очереди из желающих обменять деньги, исчезающие из оборота. Банкоматы не справляются с наплывом клиентов, часть автоматов прекратила работать. Значительно усложняет ситуацию лимит в 4 тысяч рупий в день.

Крупные купюры можно положить на банковский счет, однако очереди из желающих совершить эту операцию ничуть не меньше, чем у банкоматов.Также власти фиксируют граждан, которые пытаются обменять сумму выше 250 тысяч рупий.

Во многих банках бумажные купюры меняют только на мелочь. Несмотря на это, Центробанк Индии уверяет, что в финучреждениях еще достаточно бумажных денег.

Под ударом оказались и туристы из других стран. Как отмечает ТАСС, люди часто не могут обменять свои деньги, в банках им просто отказывают.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди выступил в воскресенье с речью, обещая исправить ситуацию через 50 дней. «Я знаю, какие силы я затронул, я знаю, что это за люди, которые выступают против меня, я отбираю то, что они копили 70 лет... Они не дадут мне жить спокойно, они уничтожат меня. Пусть делают, что хотят. Мне помогут 50 дней, страна должна просто помочь мне 50 дней», - заявил премьер.

При этом Моди отметил, что денежная реформа далеко не последний шаг в борьбе со взяточниками. По словам премьера, правительство разрабатывает новые меры, которые помогут «остановить непорядочность и коррупцию в стране».

Таким образом, индусы наступили не те же грабли, что и власти СССР в 1991 году.
22 января 1991 г. началась последняя советская денежная реформа, получившая название "павловской" в честь ее создателя, министра финансов, а впоследствии премьера правительства СССР Валентина Павлова. Это была конфискационная денежная реформа, которая преследовала цель избавиться от "лишней" денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.

22 января 1991 года Михаил Горбачев подписал Указ "О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан". О подписании Указа было сообщено в программе "Время", когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты

Поскольку обмен денег проводился в очень сжатые сроки, в сберкассах моментально выстроились длинные очереди. Обмен осуществлялся также по месту работы граждан и на почте.

Реформа ударила по тысячам людей, державшим рубли и "в чулке", и в Сбербанке. Рухнули состояния в 15-30 тысяч, копившиеся десятилетиями.

Неудачный эксперимент был одной из причин быстрого краха СССР, который случился в декабре того же 1991 года.

Похожие публикации