Урок музыки "Весна идет! Весне дорогу!". Сообщение о Сергее Рахманинове и его романсе «Весенние воды Кому рахманинов посвятил романс весенние воды

«Сирень» – романс, позволяющий составить точное представление о рахманиновской лирике. Музыка данного произведения естественна и проста, отличается сочетанием лирического чувства и образов природы. Вся музыкальная ткань романса певуча и мелодична. Спокойные, распевные вокальные фразы непринужденно следуют одна за другой.

Романс «Не пой, красавица, при мне», в котором сочетаются песенные и драматические элементы, является истинным шедевром вокальной лирики Рахманинова 90-х годов. Основная тема произведения, задумчивая и печальная, сначала появляется в фортепианном вступлении в качестве завершенной песенной мелодии. Однообразно повторяющиеся ля в басу, хроматически нисходящее движение средних голосов вместе с красочными сменами гармоний придают музыкальному образу вступления восточный колорит. Кульминация романса наступает в третьей строфе, при этом интересно, что в данном произведении есть и вторая кульминация в репризе.

«Весенние воды» (на слова Ф. И. Тютчева) – романс, относящийся к лирико-пейзажным произведениям Рахманинова и представляющий картину русской весны. В вокальной партии преобладают мотивы, построенные на звуках мажорного трезвучия, восходящие фразы, заканчивающиеся энергичным скачком. Партия фортепиано очень содержательна и играет важную роль в создании общего жизнеутверждающего настроя произведения.

Музыкальный образ весенних вод из романса «Весенние воды» С. В. Рахманинова

Роман «Ночь печальна» (на слова И. А. Бунина) – новый тип русской элегии. Отсутствие традиционной для жанра элегии строфической формы, введение в среднем разделе романса нового тематического материала и речитативное изложение вносит в него некоторые признаки вокального монолога. Весьма интересна и музыкальная форма данного произведения, которая может быть определена как трехчастная, хотя каждая из частей не превышает предложения. Романс основан на развитии двух мелодий, причем одна из них складывается в вокальной партии, а другая – в фортепианной.

Заканчивая рассказ о Рахманинове, выдающемся дирижере, пианисте и композиторе XX столетия, необходимо отметить, что его творческое наследие является неотъемлемой частью русской художественной культуры; лучшие фортепианные, вокальные и симфонические произведения входят в золотой фонд классической русской музыки.

Мечислав Карлович

Польский композитор, дирижер, скрипач Мечислав Карлович родился в 1876 году в семье музыкантов. Его отец являлся выпускником Брюссельской консерватории по классу виолончели, а мать была певицей и пианисткой. Обучаться музыке Мечислав начал уже в возрасте пяти лет. С 1889 по 1895 год он занимался у скрипача С. Барцевича и у З. Носковского (гармония), позднее, будучи в Берлине, брал уроки у скрипача и композитора Г. Урбана.

Карлович первым из своих коллег-соотечественников направил все усилия на создание симфонической музыки. Национальных традиций в этой сфере практически не существовало, так как польские композиторы XIX века увлекались в основном фортепианным (Ф. Шопен), скрипичным (Г. Венявский) и оперным (С. Монюшко) жанрами, а отдельные оркестровые произведения были лишь ступенями к появлению польской симфонической школы («Сказка» Монюшко).

В 1901 году Карлович вернулся из Германии на родину. В начале 1900-х годов он написал свои самые значительные произведения, среди которых скрипичный концерт, «Вековые песни», «Литовская рапсодия». Помимо творческой, композитор занимался активной исполнительской и общественной деятельностью.

Хотя произведениям Карловича свойственны некоторые драматические настроения, его музыка поражает слушателей своим тонким лиризмом. Большое влияние на композитора оказала поэзия символизма. Черты символистской эстетики особенно ощутимы в комментариях, сопровождающих партитуры целого ряда программных сочинений музыканта. Но модернистские средства выразительности не привлекали Карловича, и потому новейшие веяния, характерные для искусства рубежа XIX – XX столетий, нашли отражение лишь в подборе сюжетов и тем его произведений. Удивительно проникновенная и ясная, певучая и выразительная музыка связана с народными традициями песенного творчества Польши.

Таковы многие известные сочинения Карловича. Среди них его концерт для скрипки с оркестром (1902), романтически приподнятый и восторженный. Впечатление силы и свежей красоты молодости создают все три его части (Allegro moderato, романс и финал). Этот концерт стал одним из самых оптимистичных и жизнеутверждающих произведений композитора.

Наиболее привлекательные стороны скрипичного концерта – мелодическое богатство и напевность, свойственная чисто славянской музыке. Умение сочетать выразительность и виртуозность сближает произведение Карловича с работами П. Чайковского. В то же время творчеcтво музыканта свидетельствует о том, что он является достойным продолжателем виртуозной традиции скрипичного искусства Польши, восхищавшей еще современников Г. Венявского. Среди достоинств концерта, написанного Карловичем, имеются и такие качества, как непрерывность развития, ясность формы, поразительная сочетаемость сольной и оркестровой партий. Кроме того, произведение показывает прекрасное знание Карловичем всех технических и выразительных возможностей такого инструмента, как скрипка, хотя в этом нет ничего удивительного: музыкант был замечательным скрипачом, успешно завершившим курс в консерватории и великолепно исполнившим на выпускном экзамене концерт П. Чайковского.

Блестящее дарование Карловича раскрывается и в жанре симфонической поэмы. «Возвращающиеся волны» (1904), написанные в духе символизма, повествуют о переживаниях человека, дни которого сочтены, но воспоминания о прежнем счастье продолжают волновать его. Печальным настроением проникнут и симфонический триптих «Вековые песни», созданный композитором в 1904 – 1906 годах. Он состоит из трех частей: «Песнь векового томления», «Песнь любви и смерти», «Песнь всебытия». А в 1907 году появилась еще одна симфоническая поэма – «Станислав и Анна». Это произведение поражает своей эмоциональностью и выразительностью оркестрового звучания.

Следует отметить и такую работу Карловича, как «Литовская рапсодия» (1906), где композитор обратился к литовскому и белорусскому фольклору. Тщательность разработки, тонкость передачи особенностей народных мелодий, глубокое раскрытие поэтических образов – все это делает музыку рапсодии поистине чарующей.

Хотя Карлович прожил недолгую жизнь (в 1909 году тридцатидвухлетний композитор погиб, погребенный снежной лавиной в Татрах), значение его творчества, связанного с традициями польской музыки, очень велико.

Бела Барток

Бела Барток, крупнейший венгерский композитор, один из классиков XX века, родился в 1881 году в Надьсентмиклоше (в настоящее время Сынниколаул-Маре) в Румынии. Его отец был директором сельскохозяйственной школы, а мать – учительницей. Она же, заметив у сына музыкальные способности, дала ему первые уроки игры на рояле. Затем мальчик занимался у известных в то время музыкантов Ф. Керша и Л. Эркеля, а в 1899 году поступил в Академию имени Листа в Будапеште, где совершенствовал свое мастерство игры на фортепиано и изучал теорию композиции.

Бела Барток

После окончания академии в 1903 году Барток обратился к венгерскому народному творчеству и регулярно выезжал в экспедиции в отдаленные венгерские, румынские и словацкие глубинки, где записывал старинные народные напевы. Впоследствии он не раз использовал фольклор в своих произведениях.

В 1904 году было исполнено первое крупное сочинение Бартока – симфоническая поэма «Кошут». Помимо нее, он к этому времени написал несколько фортепианных пьес, струнных квартетов и оркестровых сюит. В 1911 году композитор приступает к работе над оперой «Замок герцога Синяя Борода», которую ему удается завершить лишь в 1918 году, когда уже был создан балет «Деревянный принц». Спустя некоторое время появляется и следующий балет-пантомима – «Чудесный мандарин».

Барток не ограничивается лишь композиторской деятельностью и выступает как пианист. Он гастролирует во многих крупных городах Европы и США, в том числе в Москве и Ленинграде.

В 1907 году Барток становится профессором по классу фортепиано в Академии музыки имени Листа. В 1934 году он перестает преподавать и полностью сосредотачивается на исследовательской работе в области фольклористики и этнографии. В начале Второй мировой войны композитор перебирается в США. Однако жизнь на чужбине складывается весьма непросто: Барток очень одинок, здесь у него нет ни друзей, ни поклонников. В 1945 году он умирает в Нью-Йоркской казенной больнице для бедных.

Творческое наследие композитора, помимо указанных произведений, представляют также две кантаты, симфония, музыка для струнных, ударных и челесты, концерт для оркестра, три фортепианных, два скрипичных и альтовый концерты, множество камерно-инструментальных и фортепианных сочинений, хоры, циклы песен для голоса и фортепиано. Бар-току принадлежат и несколько научных работ по фольклору.

Карл Орф

Немецкий композитор, дирижер, педагог Карл Орф родился в 1895 году в Мюнхене. В пятилетнем возрасте он начал обучаться игре на фортепиано, виолончели, органе. Позднее обучался музыке в Мюнхенской музыкальной академии, где его наставниками были А. Беер-Вальбрунн и П. Цильхер. В дальнейшем Орф брал уроки у знаменитого полифониста Г. Каминского.

В 1915 – 1919 годах Орф был дирижером в Мюнхене, Мангейме, Дармштадте. В Мюнхенской музыкальной академии он занимал должность профессора композиции.

В 1924 году музыкант вошел в число основателей музыкальной школы в Гюнтешуле, где создал собственную систему воспитания подрастающего поколения с помощью музыки, танца и гимнастических упражнений. Орф является автором известного учебника для школ. Он создал ряд произведений для детского хора и ударных инструментов.

Еще одно поле деятельности Орфа – руководство концертами Баховского общества. В 1955 году композитор получил звание почетного доктора Тюбингенского университета.

В числе наиболее значительных работ Орфа – три сценические кантаты («Кармина Бурана», «Катулли Кармина», «Триумф Афродиты»), музыкально-драматические произведения («Луна», «Умница», «Бернуерин»). Главными их качествами стали реалистичность воплощения и выразительность песенной музыки. Такова, например, кантата «Кармина Бурана» (1936), подзаголовок которой гласит: «Светские песни для солистов и хоров с инструментальным сопровождением и сценическими картинами».

В основе этого произведения лежат тексты, взятые автором из старинного песенного сборника «Кармина Бурана», составленного в XIII веке и найденного уже в наши дни в хранилище одного из монастырей Баварии. Эти жизнерадостные и веселые или полные иронии песни были сложены школярами, монахами, ремесленниками, крестьянами. Виртуозно используя интонации старых напевов, Орф придает им новое звучание, показывает все разнообразие возможностей оригинальной трактовки диатоники. Большой интерес представляет и оркестр кантаты, который композитор дополнил двумя фортепиано и различными ударными инструментами.

Хотя в кантате рассказывается о том, что человек не может противостоять судьбе и его жизнь зависит от поворотов колеса фортуны, ее музыка, удивительно свежая и энергичная, создает у слушателей радостное и светлое настроение. Орф вводит в кантату не только интонации, но и отрывки народных песен, однако его произведение не превращается при этом в стилизацию.

Выразительность и стихийная мощь «Кармины Бураны» выгодно отличает ее от «Катулли Кармины» (1943) и «Триумфа Афродиты» (1951), написанных на слова Катулла, Сафо и Еврипида, но и эти кантаты имеют немало привлекательных и ярких страниц.

Среди сценических работ большой интерес представляет «Умница» (1942), созданная по мотивам сказки братьев Гримм, – произведение, полное живого юмора в духе балаганного спектакля.

Умер Карл Орф в 1982 году.

Игорь Федорович Стравинский

Один из крупнейших музыкантов XX века, Игорь Стравинский, появился на свет в 1882 году в Ораниенбауме, под Петербургом. Его отец, Ф. И. Стравинский, был певцом, солистом Мариинского Императорского театра.

Игорь Федорович Стравинский

У мальчика рано обнаружились музыкальные способности. В 9 лет он начал учиться играть на фортепиано сначала у Снетковой, а затем у Кашперовой. Однако профессионального музыкального образования Стравинский получать не стал, а в 18 лет по настоянию родителей поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но его влечение к музыке не угасло, и все свободное время он посвящал изучению музыкально-теоретических предметов.

Через два года после этого, осознав, что ему нужны советы профессионала, Стравинский обратился к Римскому-Корсакову, который давал ему частные уроки в течение 1903 – 1905 годов, а также до самой своей смерти оказывал своему ученику необходимую помощь.

Первыми произведениями Стравинского, написанными им под руководством Римского-Корсакова, были несколько фортепианных пьес, кантата к 60-летию Римского-Корсакова, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка», симфония ми-бемоль-мажор, Фантастическое скерцо. На премьере последнего присутствовал Дягилев. Будучи очарован талантом молодого композитора, он заказал ему балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В результате появились «Жар-птица» (1910), затем «Петрушка» (1911), а еще позднее «Весна священная» (1913). Данные сочинения снискали заслуженную популярность в кругах любителей музыки и овеяли имя своего создателя мировой славой.

В то время Стравинский чередовал пребывание в России с поездками в Париж. Летом 1914 года, т. е. непосредственно перед началом Первой мировой войны, композитор отправился в Швейцарию, где в связи с началом боевых действий ему пришлось остаться до 1918 года. За годы, проведенные в этой стране, Стравинский написал оперу «Соловей» (1914), «Историю солдата» (1918), которую он сам определил как «сказку о беглом солдате и черте, читаемую, играемую и танцуемую».

В Россию, ставшую советской, композитор возвращаться не захотел и перебрался в Париж, где жил вплоть до 1940 года. В 1919 году он получил новый заказ от Дягилева, заключающийся в том, что Стравинскому предлагалось заняться доведением до совершенства музыкальной части балета «Пульчинелла» по музыке Перголези.

Несколько позднее в столице Франции были поставлены оперы Стравинского «Мавра» (по поэме Пушкина «Домик в Коломне») и «Царь Эдип». Появление последней отметило начало нового этапа в творчестве композитора – неоклассического, пришедшего на смену его работе в чисто русской традиции.

В 1924 году состоялся дебют Стравинского-пианиста, исполнившего свой концерт для фортепиано с духовым оркестром, которым дирижировал Кусевицкий. Год спустя Стравинский пробует себя и как дирижер. В свободное время он сочиняет музыку для театра, а также обращается и к другим музыкальным жанрам: пишет симфонию для духовых инструментов, сюиты для камерного оркестра, фортепианные и вокальные произведения. Вскоре появляются и балеты Стравинского «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи», знаменитая Симфония псалмов на латинские тексты Ветхого Завета.

Начало 30-х годов отмечено возникновением таких произведений композитора, как концерт для скрипки с оркестром и концерт для двух фортепиано. В 1933 – 1934 годах Стравинский по заказу знаменитой танцовщицы Иды Рубинштейн сочиняет совместно с А. Жидом мелодраму «Персефона». Тогда же он принимает решение о принятии французского гражданства, в результате чего окончательно рвутся те нити, которые еще связывают его с родиной. В этот же период издается и его автобиографическая книга «Хроника моей жизни».

В 1936 году Стравинский гастролирует в США. В «Метрополитен-Опера» проходит премьера его балета «Игра в карты», а сам он приступает к работе над концертом «Дамбартон-окс», исполненном в 1938 году в доме заказчиков – супругов Блисс. В том же году он проводит несколько занятий со студентами Гарвардского университета.

1940 год ознаменовался для Стравинского прощанием с Францией и переездом в США на постоянное место жительства. Теперь он иногда совершает гастрольные поездки в Европу, где выступает как пианист и дирижер. В 1962 году он торжественно отмечает свой 80-й день рождения, после чего наконец решается посетить СССР. Он дает в Москве и Ленинграде концерты, а затем возвращается в США. Еще через пять лет он заканчивает свои выступления, но продолжает работать как композитор. Его жизнь обрывается в 1971 году в Нью-Йорке.

Л. Бакст. Эскиз костюма к балету И. Ф. Стравинского «Жар-птица»

Творческое наследие Стравинского, кроме упомянутых выше произведений, включает в себя оперу «Похождения повесы» по серии гравюр Дж. Хогарта (1571), балеты «Орфей» (1948), «Клетка» (1951) и «Агон» (1957), симфонии «In C» и «В трех движениях», эбони-концерт для кларнета соло и инструментального ансамбля, «Отче наш» для хора a capella, «Священное песнопение во славу имени святого Марка», «Плач пророка Иеремии», кантата «Проповедь, притча и молитва», «Заупокойные песнопения», большое количество более мелких опусов.

Интересно, что у Стравинского отсутствует определенный стиль музыкального письма, его манера работы постоянно меняется, из-за чего его даже прозвали хамелеоном. Однако все его сочинения – это образцы подлинного мастерства.

Альфредо Казелла

Итальянский композитор, пианист, музыкальный критик и педагог Альфредо Казелла родился в 1883 году. Музыкальное образование он получил в Парижской консерватории. Композиции он обучался под руководством Г. Форе, фортепиано – Л. Дьемера. Большое влияние на формирование его стиля оказала французская музыка, творчество Р. Штрауса, а также знакомство с Г. Малером. Самым известным из ранних произведений Казеллы стала написанная в 1909 году симфоническая рапсодия «Италия», отразившая стремление автора передать картины жизни в Неаполе и на Сицилии. Композитор включил в партитуру произведения народные мелодии, предстающие в несколько тяжеловесном оркестровом обрамлении.

В 1912 – 1915 годах Казелла являлся дирижером Народных концертов в зале Трокадеро. В этот же период он преподавал фортепиано в Парижской консерватории.

В 1915 году композитор переехал в Рим, где стал профессором фортепиано в Музыкальной академии Санта-Чечилиа. С концертами он побывал во многих европейских и американских городах.

В Риме появилась сюита Казеллы «Страницы войны» (1918), посвященная трагическим событиям современности. С этого времени неоклассические тенденции, слабо заметные в прежнем творчестве музыканта, значительно возросли. Особенно ощущаются они в партите для фортепиано с оркестром (1925), где на первый план выходит стремление автора к конструктивизму. Как и многие европейские композиторы того времени, Казелла постоянно обращался к традициям старинной итальянской музыки. Более всего его привлекало искусство XVII – XVIII столетий, в частности сочинения А. Вивальди и А. Скарлатти. Значительное влияние на музыканта оказало также творчество Дж. Россини и А. Паганини. В произведениях Казеллы интерес к старине соединяется со стремлением использовать выразительные средства современного музыкального искусства, переосмысленные композитором в его теоретических работах («Эволюция музыки в свете истории изменения каданса», 1918; «Политональность и атональность»). Важную роль в музыке композитора играет также народное искусство. Элементы фольклора хорошо заметны во многих произведениях Казеллы.

Среди самых интересных работ композитора можно выделить концерт для струнного оркестра (1927), а также сюиты «Скарлаттиана» для фортепиано и 32 струнных инструментов (1926) и «Паганиниана» (1942), являющиеся вольными обработками знаменитых мастеров итальянского музыкального искусства. В этих произведениях, так же как и в уже упомянутой партите для фортепиано с оркестром, Казелла обращается к неоклассицизму. Неоклассические тенденции ощущаются и в концерте для струнных, фортепиано, литавр и ударных (1943). Этот концерт, созданный специально для базельского камерного оркестра, характеризуется структурной стройностью и гармоничностью сочетания танцевальных жанров и старинных вариантов concerto grosso.

К числу наиболее значительных произведений Казеллы, созданных для театра, следует отнести «Женщину-змею» (1931), воплощающую образы итальянской оперы-buffa, оперу «Сказка об Орфее», балеты «Венецианский монастырь» (1913), «Кувшин» (1924). Композитор является автором торжественной мессы «За мир» (1944), трех симфоний, «Героической элегии» (1916), концертов, романсов, пьес, среди которых одиннадцать детских.

Казелла принимал активное участие в деятельности Интернационального общества современной музыки. Сочинения композитора часто исполнялись на фестивалях, которые это общество организовывало в различных странах.

Умер итальянский композитор в 1947 году.

Хотя произведения Казеллы неодинаковы по своей значимости, музыкант, сыгравший огромную роль в возрождении национальных традиций, занимает достойное место в истории итальянского музыкального искусства.

Эйтор Вила-Лобос

Эйтор Вила-Лобос, бразильский композитор, дирижер, педагог и фольклорист, родился 5 марта 1887 года в Рио-де-Жанейро. Его влечение к музыке проявилось довольно поздно. В 16 лет он заинтересовался фольклором и много ездил по стране, записывая различные народные песни.

В 1923 году Вила-Лобос отправился в Париж, где прилежно изучал музыкальные дисциплины. Там же он познакомился с Равелем, Прокофьевым и другими композиторами. Дружба с ними сыграла не последнюю роль в развитии его творчества.

Реализуя себя как композитор, Вила-Лобос между тем находил время и для выступлений в концертах в качестве дирижера, руководя при этом исполнением своих сочинений и музыки современников.

В 1931 году Вила-Лобоса назначили правительственным уполномоченным по вопросам музыкального образования Бразилии. Следует отдать ему должное: он принес немало пользы своей стране, занимая столь важный пост. Вила-Лобос основал музыкальные школы и хоровые студии во многих бразильских городах, разработал систему музыкального воспитания детей. В 1945 году по его инициативе состоялось открытие Бразильской академии музыки, бессменным президентом которой он был.

Наряду с выполнением обязанностей уполномоченного, Вила-Лобос продолжал совершать гастрольные поездки и побывал с концертами в разных странах Южной Америки, в США, Лондоне, Париже, Риме, Лисабоне и др. Именно благодаря ему мир узнал о неповторимой бразильской музыке, которую и представлял композитор.

Жизнь Вила-Лобоса оборвалась в 1959 году в Рио-де-Жанейро. Его творческое наследие составляет огромное количество произведений, относящихся к различным жанрам. Среди них в первую очередь хотелось бы отметить оперы «Аглая», «Элиза», «Изат», «Малазарте», «Йерма»; оперетту «Маддалена»; 15 балетов; оратории «Видпура» и «Песнь земли»; хоровую сюиту «Открытие Бразилии»; Мессу; 12 симфоний; 2 симфониетты; 18 симфонических поэм; 5 фортепианных и 2 виолончельных концерта, камерно-инструментальные и фортепианные сочинения. Наибольшей известностью пользуется такое сочинение композитора, как «Бразильские барханы» для голоса с ансамблем инструментов.

Вила-Лобосу принадлежит также шеститомный труд «Практическое руководство для изучения фольклора».

Богуслав Мартину

Чешский композитор Богуслав Мартину родился в 1890 году. Первым значительным произведением молодого музыканта стала «Чешская рапсодия» для оркестра (1918). В 1923 году Мартину уехал в Париж, где начал заниматься у А. Русселя. Завершив обучение, он остался во Франции, хотя связей со своей родиной никогда не разрывал. Новые веяния в искусстве не обошли его стороной, композитор интересовался неоклассицизмом, джазом и др. Огромное влияние на Мартину оказало знакомство с И. Стравинским и А. Онеггером.

Но постепенно композитор выработал собственный стиль. Произведения музыканта с успехом исполнялись в Париже и Праге, хотя не все слушатели принимали его творчество. Некоторые считали его музыку слишком смелой и даже дерзкой.

В 1930-х годах появился ряд произведений Мартину, свидетельствующих об огромном интересе их автора к чешским мотивам. Среди них балет «Шпаличек» (1932), оперы «Пьесы о Марии» (1934) и «Театр за воротами» (1936), основанные на фольклорных элементах.

В числе наиболее значительных сочинений этого периода – опера «Джульетта» (1937) и Двойной концерт для двух струнных оркестров, рояля и литавр (1938). В их музыке нашли отражения тревожные настроения, охватившие Европу, стоявшую на пороге Второй мировой войны. Мартину писал тогда: «Все исчезло под руками, мысли нигде не встречали ни отклика, ни опоры. Они уходили куда-то в ничто, как будто бы раскрывшаяся пустота втягивала в себя все человечество».

Либретто для «Джульетты» композитор написал сам, обратившись к повести Ж. Неве. Действие разворачивается в фантастическом городе, жители которого не помнят своего прошлого и не отличают реальности от вымысла. В странном городе оказывается Мишель, юноша, разыскивающий свою любимую. Он находит девушку, но его Джульетта, попавшая под власть волшебных чар города, уже не может вырваться на свободу. Не в силах расстаться с возлюбленной, Мишель остается в этом безумном, чудовищном мире.

Все действие «Джульетты» состоит из небольших сцен, вокальные партии основываются на речитативе. Опере присущи черты психологизма, слушатель сопереживает героям, живущим в ирреальном, загадочном мире. Помогает здесь тонкое художественное чутье Мартину, его умение внести в явно фантастическую атмосферу действия оперы жизненную энергию и динамику. Замысел «Джульетты» раскрывают слова самого композитора, который писал: «Это отчаянная борьба за обладание чем-то стабильным, что может служить опорой: реальностью, памятью, сознанием. Именно последнее оказывается надломленным, поставленным в трагические ситуации, в которых Мишелю приходится бороться за сохранение своей собственной стабильности, здравого рассудка. Стоит уступить, и он останется в этом мире без памяти, без времени, навсегда». В ирреальных образах композитор попытался передать реальные эмоции и чувства, появляющиеся в результате болезненной неустойчивости сознания. В этом Мартину был близок к Б. Бартоку и А. Онеггеру, в музыке которых также отразилось тревожное предчувствие надвигающейся катастрофы.

С 1941 года композитор находился в США. В 1953 году он вернулся в Европу. Мартину жил во Франции, Италии, Швейцарии. Хотя он никогда не забывал о своих чешских корнях, многолетнее пребывание вдали от родины не могло не сказаться на его творчестве, многогранном и противоречивом. В наследии Мартину представлены почти все жанры и разновидности. Музыкант никогда не подчинялся определенным системам и течениям, он сумел сохранить свою неповторимость и индивидуальность.

Лучшие произведения Мартину были созданы в последнее двадцатилетие его жизни. В этот период композитор написал шесть симфоний, «Фрески Пьеро делла Франчески» и «Параболы» для оркестра, оперы «Ариадна» и «Мирандолина», «Греческие пассионы» и др.

К жанру симфонии Мартину впервые обратился уже в зрелом возрасте. Он писал тогда: «Когда кто-то оказывается перед проблемой создания первой симфонии, то невольно становится особенно нервным и серьезным…» В этих словах выражена требовательность композитора к себе и своему творчеству.

Особое место у нас в репертуаре заняли романсы Сергея Васильевича РАХМАНИНОВА.(р.1873 – 1943) Родился он в селе Онег Новгородской губернии, в имении родителей.

Рано проявившиеся музыкальные способности предопределили его будущее: в 8 лет он стал учеником младшего отделения Петербургской консерватории. Однако заниматься ему пришлось в Московской консерватории.

В 1891 году он окончил её как пианист, в 1892 году - как композитор, представив в качестве дипломной работы оперу «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы».

В годы учёбы он создаёт одно из интереснейших своих сочинений – Первый фортепианный концерт, наполненный светлыми образами, красивыми мелодиями, блестящей техникой.

В эти же годы появляются его первые романсы, среди них «О НЕТ, МОЛЮ, НЕ УХОДИ» на слова Д.Мережковского.:

О нет, молю, не уходи!
Вся боль – ничто перед разлукой.
Я слишком счастлив этой мукой.

Его отличают чуткость к поэтическому тексту, которая рождала мелодию, полную живой «дышащей» фразировки.

Одним из самых лучших романсов Рахманинова на слова Ф. Тютчева является "Весенние воды", полный будоражащей силы пробуждения природы, молодости, радости и оптимизма.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят..
Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!"

Вокальная партия, изложенная в дуольном ритме, преимущественно в высоком диапазоне, имеет провозгласительно-возвестительный характер. Сочетание её с бурляще-восходящим движением заполненных шестнадцатыми триолей в аккомпанементе создают зримое впечатление кипящего половодья, неудержимого водного потока, симфонии природного весеннего пробуждения.

Мелодия романса «В МОЛЧАНЬИ НОЧИ ТАЙНОЙ», сл.А.Фета, на широком дыхании:

О, долго буду я
В молчаньи ночи тайной
Улыбку, взор, взор случайный,
Перстам послушную волос,
Волос твоих густую прядь
Из мыслей изгонять и снова призывать;

Постепенно развиваясь, она дробится на короткие фразы, не лишающие её смысловой продолжительности, а лишь усиливающие драматизм образа, подводя к естественной динамической и эмоциональной кульминации романса:

Шептать и повторять былые выраженья
Речей моих с тобой, исполненных смущенья,
И в опьяненьи, наперекор уму,
Заветным именем будить ночную тьму,
Заветным именем будить ночную тьму, -

Звучит на повторении последняя фраза, возвращая нас к первоначальному настроению. Последний раз она звучит на пиано в конце произведения на фоне истаивающих триолей в аккомпанементе.

Фортепианное сопровождение гармонически и фрактурно дополняет мелодию, а в кульминационные моменты досказывает её музыкально-поэтическую мысль.

Романсы Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова глубоко симфоничны. Раньше, в Советское время, была замечательная музыкальная традиция – создавать переложения романсов наших классиков для исполнения их солистом в сопровождении симфонического оркестра.

По радио они звучали постоянно. Сейчас поют совсем не то и под «фанеру». Я помню начало этой эпохи «дуть» в микрофон. С тех пор учатся вокалу только оперные певцы. Понятие о вокале в эстраде имеют очень немногие её представители.

По скольким аспектам культуры сразу ударил этот безграмотный вокальный шабаш и профессиональная вседозволенность!

«ПОЛЮБИЛА Я НА ПЕЧАЛЬ СВОЮ», сл. А.Плещеева (из Гейне) - романс о печальной доле женщины, муж которой увезён в рекруты. Романс требует широкой напевности, полноты тембра.

Полюбила я на печаль свою
Сиротинушку бесталанного.
Уж такая мне долюшка выпала.

Для достижения необходимого характера композитор использует разнообразные средства выразительности: контрастную динамику, акценты, длительное нарастание силы звука, усиливаемое «клокочущими» гармоническими триолями в фортепианном сопровождении.

Разлучили нас люди сильные,
Увезли его, взяли в рекруты...
И солдаткой я, одинокой я,
Знать, в чужой избе и состареюсь.
Уж какая доля мне выпала. А...

Заканчивается романс вокализом отчаяния и плача – причитания одинокой солдатки, поддерживаемым на угасании пассажами шестнадцатых в аккомпанементе.

«ДАВНО В ЛЮБВИ, сл.А.Фета романс – разочарование, насыщенный штрихами, выразительными темповыми отклонениями. Короткие фразы – жалобы полны горечи и сожаления. Выразительнейшая мелодия обогащена красивой гармонией и разнообразной фактурой партии фортепиано.

Давно в любви отрады мало.
Без отзыва вздохи,
Без радости слёзы;
Что было сладко, горько стало,
Осыпались розы, рассеялись грёзы.

Кульминация и смысловая, и динамическая – во второй строфе, как итог накопления эмоций и чувства безысходности в первой:

Оставь меня, смешай с толпою!
Но ты отвернулась, а сетуешь, видно,
И всё ещё больна ты мною.
О, как же мне тяжко
И как мне обидно!

Кажется, глядя на эти строфы – прозу, создать на их основе что-либо гармоничное, укладывающееся в приемлемую музыкальную форму, невозможно. Но какой силы музыкальной драматургии и тонкости интонации мелоса достигает Рахманинов, объемля всё стихотворение в единую музыкальную мысль - высказывание!

Освоенные нами вышеупомянутые романсы - эмоционально яркие, полные внутренней экспрессии и драматизма.

Экспрессия и в мелодии, и в сложной и развернутой фактуре и гармонии фортепьянной партии.

Романс «СОН», сл. Плещеева, - романтичная музыкальная миниатюра–грёзы о прошлом со взлетающим в конце каждого куплета пассажем в сопровождении, - звуковым миражом, дорисовывающим возникшие воспоминания.

И у меня был край родной: прекрасен он!
Там ель качалась надо мной…
Но то был сон!

Семья друзей жива была. Со всех сторон
Звучали мне Любви слова…
Но то был сон!

«СИРЕНЬ», сл. Бекетовой, - пример лёгкой поэтической лирики. Мелодия простая, полная свежести, прозрачности, в ритме безостановочного биения восьмыми и возникающего короткого контрапункта в аккомпанементе, как далёкий наигрыш деревенской свирели.

Поутру, на заре, по росистой траве…
Я пойду свежим утром дышать,
И в душистую тень, где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать…

В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях, на душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт

«РЕЧНАЯ ЛИЛЕЯ», сл. А.Плещеева (из Гейне) – изящная музыкальная миниатюра. Гибкая капризная мелодия как бы вырисовывает детали созерцаемой акварели: серебримая лунным светом лилия на водной глади реки, а восходящие форшлаги (украшения) в партии фортепиано – прозрачная ночная капель с листьев, склонившихся у берега ветвей.

Речная лилея, головку поднявши, на небо глядит.
А месяц влюблённый лучами уныло её серебрит…
И вот она снова поникла стыдливо к лазурным водам.
Но месяц всё бледный и томный, как призрак, сияет и там…

Эта очаровательная музыкальная звукопись - проявление мастерства Рахманинова как композитора – колориста.

Все три романса изящны и представляют собой лёгкие музыкальные акварели – так легки и прозрачны в них мелодия, тонкая изобразительность.

В сопровождении невесомая музыкальная ткань фраз как бы «повисает» в воздухе...Диапазон музыкальных «красок», выбор средств выразительности необычайно широки.

Исполнение произведений композитора – для нас было очень серьёзной исполнительской задачей и большой художнической ответственностью.

Нами освоена была лишь небольшая часть произведений С.В. Рахманинова из первого тома его романсов, наиболее часто звучавших в эфире (по радио). Однако были и малоизвестные: «Речная лилея», «Давно в любви» и другие.

9

Влияние музыки на человека 30.07.2017

Дорогие читатели, сегодня в нашей рубрике мы с вами душевно отдохнем и наполнимся музыкой русского композитора, пианиста, дирижера Сергея Васильевича Рахманинова. Также вспомним и некоторые моменты его биографии. Рассказывать обо всем будет Лилия Шадковска, учитель музыки с большим стажем работы. Многие уже знают Лилию по статьям блога. Передаю ей слово.

Добрый день всем читателям блога Ирины Зайцевой! Лето в самом разгаре. Хочется насладиться солнышком, побродить по лесу. Боже мой! Как весело сверкает все кругом, как воздух свеж, как пахнет земляникой и грибами! Жужжат пчелки, слышатся соловьиные трели. День клонится к концу, наступившая вечерняя прохлада дает нам свежесть и отдых, а любимые мелодии несомненно помогут погрузиться в мир неизменный и прекрасный. Сегодня представляем нашим дорогим читателям композитора С. В. Рахманинова – гения русского духа.

Сергей Рахманинов – талантливый композитор, гениальный пианист, выдающийся дирижер, один из самых ярких представителей символизма в русской классической музыке ХIХ-ХХ вв. Все его творчество, наполненное вдохновением, связано с образом Родины, пронизано любовью к русской земле и православной вере.

Истоки таланта

1 апреля 1873 года в Новгородской губернии родился будущий музыкант С. Рахманинов. Рос он в музыкальной семье, и поэтому с полной уверенностью можно сказать, что свой талант он получил по наследству.

Его дед был пианистом-любителем, отец также был музыкально одаренным человеком. Мать окончила консерваторию и стала первым педагогом сына по фортепиано. И хотя маленький Сережа не очень любил уроки музыки, тем не менее он уже в 4 года играл в четыре руки с дедом свои первые музыкальные произведения.

Дальнейшее обучение он продолжил сначала в Петербургской, а затем в Московской консерватории. Именно здесь он встретил мастеров музыки, среди которых был и Петр Ильич Чайковский, предсказавший Сергею Рахманинову блестящее будущее. Окончив консерваторию с золотой медалью, юный композитор представил в качестве экзаменационной работы свою оперу «Алеко» на сюжет поэмы Пушкина «Цыгане». В этом же году опера была поставлена на сцене Большого театра.

Талант набирает силу

С. Рахманинов блистательно дирижирует в Большом театре, а гастрольные поездки приносят ему триумфальное признание его таланта как пианиста и как композитора. Одно за другим он пишет произведения самых разнообразных жанров. Одним из самых ранних произведений фортепианной музыки является «Элегия», которая известна и весьма популярна в среде ценителей классической музыки. Волнообразно льющаяся мелодия вызывает то печаль, то светлую грусть, то волнение. А впрочем, послушайте сами, может, у вас эта музыка вызовет иные чувства.

С. Рахманинов «Элегия»

«Мне снилась златоглавая Москва, что на церквях стояла.
Горели златом чудо-купола, лазурью небо русское сияло…»

Музыка, заставляющая парить над миром

Особое место в вокальной лирике С. В. Рахманинова занимает гениальный «Вокализ» (пение, в котором не используются слова), посвященный Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской оперной певице. Музыка с какой-то непередаваемой грустью настолько выразительна, что буквально завораживает нас. «Вокализ» часто называют музыкой покаяния. Интересно то, что вокализ звучит чаще всего не в вокальном варианте, а в многочисленных аранжировках- переложениях. В данном случае бархатный тягучий голос виолончели пленяет нас и уносит на своих крыльях в поднебесную высь.

С. Рахманинов «Вокализ»

«Звучит гармония небес:
Вот видится волшебный лес,
И дол, и луг у речки быстрой,
Где в глубине хрустально чистой
Русалка издавна живёт.
Вас завлекает и несет
В прохладу светлых лунных вод…»
А. Аржанцев

Прекрасные звуки романса

Вершиной вокального камерного жанра в творчестве композитора несомненно являются романсы. Рахманиновым было написано около 80-ти романсов разных по характеру, но с исключительным богатством и красочностью фортепианного сопровождения. Они были своего рода душевной исповедью композитора.

Подлинным шедевром вокальной лирики можно назвать хорошо известный романс на стихи А. Пушкина «Не пой, красавица, при мне». Образ Востока в фортепианном вступлении, выразительность и красота мелодии вызывают глубочайшие эмоции. В исполнении великолепного баритона Д. Хворостовского предлагаю послушать этот романс.

С. Рахманинов «Не пой, красавица, при мне»

Сергей Васильевич очень любил свое имение в Ивановке, его большой тенистый парк, пруды, чистый воздух и аромат лугов. А еще он очень любил цветущую сирень. Образы природы нашли свое воплощение во вдохновенных романсах «Сирень», «Здесь хорошо» и многих других, таких же прекрасных по своей выразительности и красоте мелодий. Послушаем поэтический проникновенный романс «Здесь хорошо» в исполнении А. Нетребко.

С. Рахманинов «Здесь хорошо»

«Послушай, музыка вокруг,
Она во всём – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны.
Раскаты грома, звон капели.
Птиц несмолкаемые трели
Среди зелёной тишины».

Говорят, есть такая примета, если найдёшь на сиреневой ветке цветок с пятью лепестками, он принесёт тебе счастье. Об этой нежной мечте проникновенный романс «Сирень» – одна из самых драгоценных жемчужин вокальной лирики композитора. Романс был написан в счастливое время жизни молодого С. Рахманинова, когда в нем зарождались чувства к возлюбленной, как раз в период необыкновенного цветения сирени. Слушателя не покидает ощущение утренней свежести и душевного покоя в романсе на стихи Е. Бекетовой «Сирень».

С. Рахманинов «Сирень»

«Так с колоколен извечной Руси
несётся долом малиновый звон,
струится сиреневый аромат,
и мир становится нов и чист…»

Одним из самых лучших романсов Рахманинова является «Весенние воды» на слова Ф. Тютчева. Это музыкальная картина русской весны, картина будоражащей силы пробуждения природы, поэма восторженных, радостно ликующих чувств, подъема душевных сил, которые звучат в полный голос в исполнении хора.

С. Рахманинов «Весенние воды»

Звучит гармония небес

Бескрайние просторы России. Великолепные соборы, чьи золотые купола гордо вздымаются к небу, монастыри, сельские церквушки, и над всем этим праздничный благовест заутреннего звона. Любовь к колокольным звонам, хоровому пению навсегда сохранил в своем сердце Сергей Васильевич Рахманинов.

Тревога за судьбу родины в разгар первой мировой войны побуждает композитора обратиться к корням русской музыкальной культуры - старинным церковным напевам, хоровому пению. Вдохновлённый поэтичной частью Нового Завета, Рахманинов пишет свое знаменитое «Всенощное бдение». Послушайте отрывок «Славославие великое».

С. Рахманинов «Всенощное бдение»

Визитная карточка композитора

Одним из самых любимых композитором жанров фортепианной музыки стал жанр прелюдии. «Прелюдия до-диез минор» стала визитной карточкой Рахманинова на долгие годы. 26 сентября 1892 г. на одной из московских выставок С. Рахманинов впервые публично сыграл свою «Прелюдию до-диез минор». Тревожный, суровый мотив ассоциируется с темой рока и грозной судьбой, которой противостоит мотив неугасимой человеческой надежды.

С. Рахманинов «Прелюдия до-диез минор»

Еще одна из самых популярных у слушателей является прелюдия «Соль минор». Кажется, что звуки беспощадно рассекают воздух в своем нервном напряжении, а затем ненадолго наступает затишье. Удивительно, но каждый исполнитель по-своему интерпретирует это произведение. Послушайте, как звучит эта прелюдия у Валентины Лисицы.

С. Рахманинов «Прелюдия соль минор»

«Хотите знать, что я чувствую, слушайте мою музыку»
С. Рахманинов

Фортепианные концерты Рахманинова

Фортепианные концерты можно назвать музыкальными романами, которые прославили композитора на весь мир, раскрыв его талант в полной мере. В 1900 году С. В. Рахманинов пишет свой «Второй фортепианный концерт», посвященный психотерапевту В. Далю, который сумел убедить композитора в том, что это произведение будет иметь колоссальный успех. Этот концерт вошел в репертуар ведущих мировых пианистов.

Гениальность Рахманинова, создавшего этот шедевр не может оставить никого равнодушным! Каждый раз, когда я слушаю этот концерт, у меня появляются ассоциации, связанные с возрождением, с мощью, с чем-то вечным. Музыка настолько заряжает своей силой, что я бы ее советовала слушать каждое утро, чтобы весь день прожить на подъеме и желании творить добро и делать мир лучше.

Исполняет произведение кипучий Ланг Ланг.

С. Рахманинов «Второй концерт»

«Здесь мало увидеть – здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать – здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули».

Прощание с родиной

То время можно охарактеризовать блоковскими строками: «В те годы дальные, глухие в сердцах царили сон и мгла…» Рахманинов приветствовал февральскую революцию, но вскоре чувство радости сменилось тревогой, которая усиливалась из-за накалявшихся событий. Во время бесчинств сгорела его любимая усадьба в Ивановке, многие близкие люди погибли…

Прежней России уже не было. Спасая свою жизнь и жизнь родных, он покидает страну, ставшую внезапно для него чужой. Уезжая из России, Рахманинов поцеловал на прощание русскую землю. Но тогда композитор не предполагал, что уезжает навсегда. В декабре 1917 года Рахманинов уезжает на гастроли в Скандинавию, а затем переселяется вместе с семьей в США.

Первый пианист мира

Так начинается новый этап в его жизни. Америка встретила музыканта с восторгом. Его узнавали на улицах и в транспорте, к нему прорывались корреспонденты газет и журналов. Здесь его знают как «русского» композитора, именно с Россией ассоциируется он в этой стране и в странах Европы.

Со всех сторон ему посыпались предложения. Рахманинов заключает контракты в разных городах, много ездит с концертами. Каждое его выступление становится событием. Его признают одним из лучших пианистов мира.

Природа наделила композитора уникальным даром - руками пианиста, удивительно большими, изумительно красивыми. Он мог сразу охватить двенадцать белых клавиш! Слушателей привлекало не только совершенное исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры.

С. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини» (запись в исполнении автора)

«А после звуки наполнят зал,
взовьются руки в пылу октав.
Там русский дух – возвестит рояль,
там русский дух – там… там… там… там…»

Александра Одрина

К сожалению, в период иммиграции он почти не писал. Только летом 1940 года композитор закончил вторую редакцию «Четвертого концерта» и последнее – «Симфонические танцы». Закончив партитуру, Рахманинов написал в конце страницы: «Благодарю Тебя, Господи!»

17 февраля 1943 года в Ноксвилле Рахманинов играл свой последний концерт. Тяжелая болезнь буквально за 2 месяца забрала все его силы. Сергей Васильевич скончался 28 марта 1943 года, не дожив трех дней до своего семидесятилетия.

«Музыки хватает на всю жизнь, но целой жизни не хватает для музыки»
С. Рахманинов

А знаете ли вы, что?

  • Мать Любовь Петровна была первым педагогом сына по музыке, но эти уроки доставляли ему «большое неудовольствие»;
  • бабушка Рахманинова Софья Андреевна часто посещала церковь и брала с собой внука. Именно там он проникся перезвоном колоколов и церковным пением;
  • на одном из экзаменов по гармонии П. И. Чайковский поставил пятерку с четырьмя плюсами молодому композитору;
  • как-то Рахманинов заслонился от папарацци, не желая сниматься, а вечером в газете появилось фото композитора: лица не видно, только руки. Подпись под фото гласила: «Руки, которые стоят миллион»;
  • один из священнослужителей, присутствующий на премьере «Литургия Св. Иоанна Златоуста», сказал: «Музыка замечательная, даже слишком красивая, при такой музыке молиться трудно»;
  • Сергей Рахманинов был единственным композитором, который в начале тридцатых годов был официально запрещен в стране;
  • из воспоминаний А. Неждановой: «С. Рахманинов написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ»… Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал: «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами?» Это было так убедительно, серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только выразить ему от всей души свою глубокую благодарность… Рукопись «Вокализа» хранится у меня как драгоценное воспоминание о гениальном композиторе»;
  • однажды Рахманинов получил письмо от некоего господина, в котором тот писал: «Когда в Карнеги-холл я остановил Вас, чтобы попросить огня, я не представлял, с кем разговаривал, но вскоре узнал Вас и оставил вторую спичку в качестве сувенира». Рахманинов ответил: «Благодарю Вас за письмо. Если бы я узнал раньше, что Вы являетесь почитателем моего искусства, то без сомнения и всяческого сожаления я отдал бы Вам не только вторую спичку, но даже и всю коробку»;
  • после каждого выступления кто-то приносил Рахманинову букет белой сирени. По легенде, это была прекрасная незнакомка, которая неотступно следовала за музыкантом;
  • будучи иммигрантом, Рахманинов всегда оставался патриотом и очень переживал за судьбу Родины. Композитор находил возможность оказать помощь, так, в годы ВОВ Рахманинов давал концерты, денежный сбор от которых направлял для оказания помощи русским людям со словами: «Хочу верить. Верю в полную победу!» Увы, этой победы композитор не дождался.

Сила музыки С. Рахманинова, искренность его чувств и сегодня волнует миллионы слушателей. И, конечно, величайшим памятником композитору является наша любовь. Рахманинов до конца дней чувствовал себя русским человеком, несмотря на то, что прожил за рубежом половину своей жизни.

Сергей Васильевич Рахманинов. Романсы

"Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка это плод моего характера, и потому это русская музыка... У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился успеха.»

«Что такое музыка?!

Это тихая лунная ночь;

Это шелест живых листьев;

Это отдаленный вечерний звон;

Это то, что родится от сердца

и идет к сердцу;

Это любовь!

Сестра музыки это поэзия,

а мать ее — грусть!»

Рахманинов у рояля, начало 1900-х годов.

С 1892 года по 1911 год Сергей Васильевич Рахманинов написал 83 романса , то есть все они созданы в российский период его жизни . По популярности они соперничают с его фортепианными произведениями. Большинство романсов написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 и всего лишь немногим более десятка на стихи поэтов первой половины 19 века - Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе.

Рахманинов писал: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. … У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сёстры-близнецы.»



1. "Я не пророк" - слова Александра Круглова. 2. "Пора" - Надсона. 3. "Христос воскрес" - Мережковского. 4. "Как мне больно" Глафиры Галиной. 5. Вокализ. 6. "Полюбила я на печаль свою" - Плещеева (из Шевченко). 7. "О нет, молю, не уходи!" - Мережковского. 8. "Островок" - Бальмонта 9. Отрывок из Мюссе - перевод Апухтина. 10. "Здесь хорошо" - Галиной. 11. "Я жду тебя" - Давидовой. 12. "Ночь печальна" - Бунина. 13. "Не веро мне, друг!" - Алексея Толстого. 14. "Не пой, красавица, при мне" - Пушкина 15. "Молитва" - Плещеева (из Гёте). 16. Давно ль, мой друг - Голенищева-Кутузова. 17. "Весенние воды" - Тютчева.



В романсах Рахманинова отражено все то, что соединялось в его представлении о Родине - душа русского человека, его влюбленность в свой край, его думы, его песни. Образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созерцательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью красок, блеском и сложностью фортепианного изложения. В таком стиле написан романс «Весенние воды» на слова Тютчева. Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостных чувств.



«Сирень» на слова Бекетовой - одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы.



Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает «Вокализ», написанный в 1915 (посвящен великой певице Неждановой). Элементы народного песенного стиля органично вливаются здесь в мелодику, отмеченную яркой индивидуальностью. О связи «Вокализа» с русской протяжной песней говорит широта мелодии, неторопливый характер ее развития, гармонический язык.



У моего окна черемуха цветет,
Цветет задумчиво под ризой серебристой…
И веткой свежей и душистой склонилось и зовет…
Ее трепещущих воздушных лепестков
Я радостно ловлю веселое дыханье,
Их сладкий аромат туманит мне сознанье,
И песни о любви они поют без слов…

Галина Галина



Маргаритки

О, посмотри! как много маргариток —
И там, и тут...
Они цветут; их много; их избыток;
Они цветут.
Их лепестки трехгранные — как крылья,
Как белый шелк...
Вы — лета мощь! Вы — радость изобилья!
Вы — светлый полк!
Готовь, земля, цветам из рос напиток,
Дай сок стеблю...
О, девушки! о, звезды маргариток!
Я вас люблю...

Игорь Северянин

Романсы лирико-пейзажного характера образуют одну из важнейших областей вокальной лирики Рахманинова. Пейзажный элемент или сливается с основным психологическим содержанием или контрастирует ему. Некоторые из этих произведений выдержаны в праздничных, акварельных тонах, проникнуты спокойным, созерцательным характером, отличаются тонкостью и поэтичностью.

istoriyamuziki.narod.ru ›rahmaninov-vokal-tvor.html



Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!

Гайда Лагздынь. Март

Весна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты. «Культура.РФ» вспоминает русских композиторов, посвятивших свои произведения весне.

ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ, «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА

Константин Юон. Мартовское солнце. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Весна в исполнении выдающегося русского композитора раскрывается в трех из двенадцати картин фортепианного цикла «Времена года».

Идея создания музыкальных сезонов была не новой. Задолго до Петра Чайковского подобные зарисовки создавали итальянский маэстро Антонио Вивальди и австрийский композитор Йозеф Гайдн. Но если европейские мастера создавали сезонную картину природы, то Чайковский посвятил отдельную тему каждому месяцу.

Трогательные музыкальные зарисовки изначально не были спонтанным проявлением Чайковского любви к природе. Идея цикла принадлежала Николаю Бернарду, редактору журнала «Нувеллист». Именно он заказал его композитору для сборника, в котором музыкальные произведения сопровождались стихотворениями — в том числе Аполлона Майкова и Афанасия Фета . Весенние месяцы были представлены картинами «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник» и «Май. Белые ночи».

Весна Чайковского получилась лиричной и одновременно яркой по звучанию. Именно такой, как когда-то о ней автор писал в письме Надежде фон Мекк: «Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своей роскошной силой!» .



НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, «СНЕГУРОЧКА»

Исаак Левитан. Март. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Знакомый многим с детства сюжет весенней сказки обрел музыкальную форму благодаря интересному стечению обстоятельств. Николай Римский-Корсаков познакомился со сказкой Александра Островского в 1874 году, но она произвела на композитора «странное» впечатление.

Только спустя пять лет, как вспоминал сам автор в своих мемуарах «Летописи к моей музыкальной жизни», он «прозрел на ее удивительную красоту». Получив разрешение Островского воспользоваться сюжетом его пьесы, композитор написал свою знаменитую оперу за три летних месяца.

В 1882 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы «Снегурочка» в четырех действиях. Островский высоко оценил труд Римского-Корсакова, отметив, что не мог никогда представить «более подходящей и живо выражающей всю поэзию языческого культа» музыки к своему сочинению. Образы юной дочери Мороза и Весны, пастуха Леля и царя Берендея получились настолько живыми, что сам композитор назвал «Снегурочку» «лучшим своим произведением».

Чтобы понять, какой видел весну Римский-Корсаков, стоит послушать начало «Пролога» и «Четвертое действие» его оперы.




СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ, «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»

Архип Куинджи. Ранняя весна. 1890-1895. Харьковский художественный музей.

Еще в полях белеет снег,
А воды
уж весной шумят —
Бегут
и будят сонный брег,
Бегут
и блещут и гласят…
Они
гласят во все концы:
«Весна
идет, весна идет!
Мы молодой
весны гонцы,
Она
нас выслала вперед!

Федор Тютчев



Именно эти строки Федора Тютчева легли в основу одноименного романса Сергея Рахманинова «Весенние воды». Написанный в 1896 году, романс завершал ранний период творчества композитора, еще наполненный романтическими традициями и легкостью содержания.

Стремительное и бурлящее звучание весны Рахманинова соответствовало настроению эпохи: к концу XIX века, после господства критического реализма и цензуры второй половины столетия, общество пробуждалось, в нем нарастало революционное движение, а в общественном сознании присутствовала тревога, связанная со скорым вступлением в новую эпоху.




АЛЕКСАНДР ГЛАЗУНОВ, «ВРЕМЕНА ГОДА: ВЕСНА»

Борис Кустодиев. Весна. 1921. Художественная галерея Фонда поколений. Ханты-Мансийск.


В феврале 1900 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера аллегорического балета «Времена года», в котором разворачивалась вечная история жизни Природы — от пробуждения после долгого зимнего сна до затухания в осеннем вальсе из листьев и снега.

Музыкальным сопровождением задумки Ивана Всеволожского стало сочинение Александра Глазунова, который на тот момент был известным и авторитетным музыкантом. Совместно со своим учителем Николаем Римским-Корсаковым он восстановил и закончил оперу Александра Бородина «Князь Игорь», дебютировал на Всемирной выставке в Париже и написал музыку к балету «Раймонда».

Сюжет «Времен года» Глазунов создал по мотивам собственной же симфонической картины «Весна», которую он написал девятью годами ранее. В ней весна обращалась за помощью к ветру Зефиру для того, чтобы прогнать зиму и окружить любовью и теплом все вокруг.




ИГОРЬ СТРАВИНСКИЙ, «ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ»

Николай Рерих. Эскиз декорации к балету «Весна священная». 1910. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США


Другой «весенний» балет принадлежит еще одному ученику Римского-Корсакова — Игорю Стравинскому . Как записал композитор в своих воспоминаниях «Хроника моей жизни», однажды в его воображении совершенно неожиданно возникла картина языческих ритуалов и девушки, пожертвовавшей своей красотой и жизнью во имя пробуждения священной весны.

Своей задумкой он поделился с художником-сценографом Николаем Рерихом , который был так же увлечен славянскими традициями, и антрепренером Сергеем Дягилевым.

Именно в рамках Русских сезонов Дягилева в Париже в мае 1913 года состоялась премьера балета. Публика языческих плясок не приняла и осудила «варварскую музыку». Постановка провалилась.

Главную идею балета композитор позже описал в статье «Что я хотел выразить в «Весне священной»: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного» . И эта необузданность действительно чувствуется в магической экспрессии музыки Стравинского, полной первозданных человеческих чувств и природных ритмов.

100 лет спустя, в том же театре на Елисейских Полях, где «Весна священная» была освистана, выступали с этой оперой труппа и оркестр Мариинского театра — на этот раз уже с аншлагом.




ДМИТРИЙ КАБАЛЕВСКИЙ, «ВЕСНА»

Игорь Грабарь. Мартовский снег. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва


В творчестве Дмитрия Кабалевского, классика советской музыкальной школы, общественного деятеля и педагога, мотивы весны встречались не раз. Например, весенние ноты звучат на протяжении всей оперетты «Весна поет», поставленной впервые в ноябре 1957 года на сцене Московского театра оперетты. Лихо закрученный сюжет сочинения в трех действиях был посвящен советской весне, символом которой была Октябрьская революция. Ария главной героини «Опять весна» подытоживала основную идею композитора: счастье заслуживается только борьбой.

Спустя три года Дмитрий Кабалевский посвятил еще одно произведение этому времени года — симфоническую поэму «Весна», которая сосредоточена вокруг звуков просыпающейся природы.

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ, «ВЕСЕННЯЯ КАНТАТА»

Василий Башкеев. Голубая весна. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Творчество Георгия Свиридова — один из главных символов советской музыкальной эпохи. Его сюита «Время вперед» и иллюстрации к пушкинской «Метели» давно стали классикой мировой культуры.

К теме весны композитор обратился в 1972 году: он сочинил вдохновленную поэмой Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Весеннюю кантату». Это произведение было своеобразным размышлением о выборе духовного пути России, однако Свиридов не лишил его присущего Некрасову поэтического восхищения красотой русской природы. Например, композитор сохранил в «Кантате» такие строки:

Весна уж начиналась,
Березка распускалася,
Как мы домой пошли…
Хорошо, светло
В мире Божием!
Хорошо, легко,
Ясно на сердце.

Николай Некрасов


Особым настроением обладает инструментальная часть кантаты «Колокола и рожки»:




Похожие публикации