Технология развития критического мышления. Как развить критическое мышление

С Олей мы дружим с детства. Её главной чертой, помимо доброты и отзывчивости, была наивность. Когда Оле пришла смс, с текстом «зайди на сайт и узнай, какую открытку тебе отправили», Оля, не задумываясь, перешла по ссылке.

С баланса тут же ушла немаленькая сумма, и на какое-то время Оля уже никому не могла позвонить или написать. Когда на улице к Оле подошла гадалка, Оля, как под гипнозом, отдала ей несколько тысяч рублей «на обряд от безбрачия». Оля тогда училась в институте, и остаться старой девой ей никак не хотелось. И такие истории с ней происходили с завидной регулярностью.

Если бы Оля тогда знала про критическое мышление, она возможно избежала бы подобных ситуаций.

Под критическим мышлением, исходя из названия, мы понимаем образ мыслей, когда любую поступающую информацию мы не воспринимаем, как нам подали, а предварительно анализируем и по определению сомневаемся в ее правдивости. Сам термин говорит о том, что данный тип мышления подвергает критике все, что узнает из телевизора, газет, радио, интернета, от знакомых.

Термин возник не случайно. Еще во времена расцвета греческой философии такие яркие умы, как Сократ (а он бы в этом направлении первым известным исследователем), Платон и Аристотель доказали с помощью опросов и веских обоснований что люди, вне зависимости от опыта и уровня благосостояния эмоциональны.

И в первую очередь воспринимают информацию эмоционально, и рассуждают так, как им подсказывают чувства, а не разум.

Сократ говорил о том, что какими бы привлекательными не были доводы для нашего сердца, всегда необходимо рассматривать ситуацию ос всех сторон, и приводить разумные доказательства. Которые логичны и реальны.

Зачем нужно критическое мышление

В наше время навыки критического мышления особенно нужны: мы все вспомним случаи, когда СМИ публиковали «утки» — вымышленные или непроверенные истории.

Самый известный пример — это швейцарский видеоролик, в котором рассказывали о макаронных деревьях. В трехминутном видео работники «собирают урожай» макаронных изделий с деревьев. Видео показали в вечерних новостях на известном телеканале ВВС.

После показа на студию обрушился шквал телефонных звонков: швейцарцам было ужасно интересно — как же вырастить такое дерево дома? Продолжая начатую линию, работники студии посоветовали опустить спагетти в банку с томатным соусом и ждать.

Зрители этой телепередачи также изучали биологию в школе, многие после этого закончили ВУЗы. Но в школе не было предмета под названием «критическое мышление». И взрослые люди, имеющие опыт в самых разных сферах, доверились телевизору — потому что зрение не может обманывать.

Это пример ситуации, когда обман совершается из добрых побуждений: данный выпуск — всего лишь розыгрыш в день 1 апреля. В этот день принято разыгрывать друзей и знакомых, и вполне ожидаемо, что и телевидение присоединиться к празднику в своих сюжетах.

Но мы все знаем случаи, когда нами сознательно манипулируют для получения своей выгоды. Это случаи, когда мы сталкиваемся с мошенниками, несознательными организациями (особенно много таких компаний в сфере продаж), пропагандистами, рекламщиками и политтехнологами.

Сфера услуг — место, где мерилом успеха является процент выручки, заполонено «специалистами», которые готовы за ваши же деньги пообещать вам золотые горы.

Вникая и поддерживая, доверяя им – мы отдаем время, деньги (иногда и большее) без получения обещанного результата. Чтобы не быть обманутым (в самом позитивном случае), давайте рассмотрим, как развить критическое мышление.

Навыки и способности человека, обладающего критическим мышлением

Помимо самостоятельности, необходимы навыки:

  • аналитического и творческого мышления;

Любую информацию необходимо анализировать, объяснять самому себе те факты, с которыми приходится сталкиваться.

  • Умение отличать логичные от псевдологичных выводов;

Здесь вам потребуется изучить основы логики, науки, которая поможет вам отличать рассуждения, «притянутые за уши».

  • умение трактовать и сравнивать факты;

Важно уметь предполагать, какие события могут последовать за тем или иным явлением, а также предпосылки, которые привели к нынешнему состоянию дел.

Сравнение предметов или явлений — метод, к которому нас приучали с детства, дополнительные объяснения здесь не нужны.

  • Знание причинно-следственных связей;

Понимаю, что является первопричиной, многое расскажет вам о перспективах и особенностях чего-либо.

  • Структурирование;

Рассматривайте факты не по отдельности, а в различных комбинациях друг с другом (психологи утверждают, что именно это действие отличает творческую деятельность).

  • Оценка;

Сравнивая и анализируя, вы обязательно придете к какому-либо решению. Практикуйтесь, и это решение будет с каждым разом более грамотным.

  • Составление прогноза;

Имея на руках факты, практикуйтесь в прогнозировании — некоторые факты являются основополагающими, и доля вариантов может быть просто неосуществима.

  • умение объяснять явления и делать выводы.
  • Акцент на персоналии

Кто занимается изучением данного явления? А кто изучал ранее? Что мы знаем об этих людях? Как давно человек находится в данной должности, имеет ли он достаточно практического опыта в данной сфере, чтобы доверять его мнению?

Как развить критическое мышление

Стоит сразу сказать, что есть факты, которые подвергать критике необязательно: это физические и математические законы, установленные границ и расстояния, некоторые исторические факты.

Они утверждены ученым сообществом, и часть из них (например, расстояние от земли до Солнца) мы не можем доказать или опровергнуть, мы можем только принять на веру.

Если речь идет не о них, то у каждого сообщения (не важно, информацию рассказывают нам или мы получаем ее при чтении) должно быть:

  1. Проблематика

Это круг вопросов или тема, о которой пойдет речь в повествовании. Есть большая разница между проблемой в повествовании, для которой автор предлагает решение, от проблемы, о которой предлагает только побеседовать и проанализировать сложившуюся ситуацию.

  1. Допущения

Допущением называют информацию или факт, которую автор не подвергает сомнению. В этом случае следует обратить внимание, какую именно информацию мы считаем не требующей доказательств и почему.

  1. Угол зрения

Не все мнения являются основополагающими. Не все явления в мире носят сугубо положительный или отрицательный характер. Поэтому полагаться на мнение автора о том, что «А» — хорошо, а «Б» — плохо не обязательно.

  1. Факты

Опять же, говоря о том, что «А» хорошо, а «Б» — плохо, важно подключать к доказательству факты. Исследования, научные разработки, похожие ситуации, случавшиеся ранее – но не мнение подруги или маминого брата.

  1. Теория

Совпадают ли идеи, термины, которые присутствуют в повествовании с его темой? Имеют ли они четкое и понятное разъяснение?

  1. Вывод

Итогом вышесказанного должно быть суждение. Суждение базируется на нескольких фактах. Недостаточность информации не дает нам право сделать полноценный вывод.

  1. Результат

Читая очередной материал об изменениях в политическом строе, экономическом укладе или неоднозначном событии, нам важно выяснить: каковы цели данного события, данного текста? Что нам хотел сказать автор повествования? Какая тема главная, а какая второстепенная? Что автор считает априори таким, а что иным? Какие выводы делает автора в конце, и в других частях повествования?

Важно понимать, что некоторые выводы лейтмотивом проходят через весь текст или сообщение, и важно эти скрытые «умозаключения» выявить и обозначить. Очень рассудительно нужно отнестись к новостям «о шокирующих результатах исследования», «исторических находках», программах о тайном и неизведанном. На что опираются их доказательства? Какие исследования были проведены и кем? Что об этом явлении говорили ранее?

Развивая критическое мышление, вы заметите, насколько многогранный и неоднородный окружающий мир.

Сделайте вывод

Прочитав эту статью, вы встали на путь развития полезного навыка — критического мышления. Больше читайте и изучайте научные труды и исследования, проверяйте факты и опирайтесь на них в дальнейшем.

Успехов вам!

Признак критического ума - скептицизм. Образованный человек не может верить в чудеса и редко обманывается иллюзиями. Пока простодушные созерцатели восторгаются очередным "необъяснимым и непостижимым", он старается понять причины и следствия.

Не мыслям надобно учить, а мыслитьИммануил Кант

Человек, обладающий критическим мышлением, - это скептик. Для него не существует истин и авторитетов, которым он слепо доверяет. Он сомневается во всем и никому не верит, подобно Мюллеру, герою Леонида Броневого в фильме «Семнадцать мгновений весны», который наставлял Штирлица: «Верить …нельзя никому, порой даже самому себе». (Правда, далее он иронически добавлял: «Мне – можно».)

«Земля круглая? Докажите!», «В горах объявился снежный человек? А где доказательства?» - спросит скептик или сам перероет горы литературы в поисках истины. И чем сложнее и неординарнее будет утверждение, тем больше доказательств ему потребуется, чтобы опровергнуть мысль или согласиться с ней. Скептик действует согласно правилу «Доверяй, но проверяй».

Идеи крайнего скептицизма и сомнения выражал философ-эмпирик шотландец Дэвид Юм, который писал, что «истинный скептик так же недоверчиво относится к своим сомнениям, как и к философским сочинениям».

Скептиков, никогда и ничего не принимающих на веру и задающих вопросы, нельзя сравнивать с циниками, которые критически воспринимают какие-либо утверждения и без всяких сомнений отрицают их, не имея желания докопаться до истины.

Психолог Бенджамин Блум писал, что «критическое мышление не означает необоснованную критику или негативность суждений. Это взвешенный подход к любым утверждениям, умение ничего не принимать на веру без доказательств».

Некоторые люди не хотят мыслить критически

Наверное, им так удобно – не нужно напрягать мозги, ведь кто-то уже решил для них, что «Партия – наш рулевой!», «На работу – с радостью, а с работы – с гордостью!», «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!» и т. д. Они выбирают кумиров и безоговорочно им верят, не давая себе труда усомниться в проповедуемых ими истинах.

Желание узнать, как устроен этот мир, возникает в раннем детстве, недаром маленьких детей называют почемучками. Почему кузнечик зеленый, почему Солнце не падает на землю, почему кошки мяукают, а собаки лают – и множество других мыслимых и немыслимых вопросов задает ребенок маме с папой каждый день. «Потому что «потому» заканчивается на «у» - отвечают некоторые родители, довольные своим остроумием. Хотя, скорее всего, они и сами не знают ответа, потому что никто не научил их не только мыслить критически, но и вообще мыслить.

В большинстве школ детей также не учат ставить под сомнение то, что написано в учебниках. Не нужно сомневаться – необходимо просто заучить, зазубрить то, что преподносится как истина.

Почему необходимо мыслить критически

Итак, дети должны просто поверить. Зачем им навыки критического мышления?

Ведь наверняка есть заинтересованные в отсутствии у людей здорового скептицизма, потому что тогда ими проще управлять: они слепо верят СМИ, тому, что вещают с телеэкранов, и не дают себе труда усомниться в представленных фактах и проверить их. Поэтому многие пытаются лечить серьезные болезни перекисью водорода или уриной и доверяют экстрасенсам.

Не умея мыслить критически, они позволяют себя запугать и таким образом собой . Ведь, как известно, большинство людей, пока не удовлетворят базовые потребности, в частности в еде и безопасности, не станут думать о духовном развитии.

Отсутствие критического мышления приводит и к тому, что некоторые мифические и научно не подтвержденные утверждения переходят в разряд истинных. Например:

«Глаза – зеркало души». Сколько поэтических слов написано о них! «Глаза умеют говорит, но лгать они не могут», «Язык может скрыть истину, а глаза – никогда!» и т. д. В действительности глаза могут лгать, и обладатель прекрасных доверчивых глаз вполне может оказаться мошенником;

«Противоположности притягиваются. Брак будет крепче, если у мужчины и женщины разные характеры – они будут дополнять друг друга». Однако разность характеров совсем не является залогом удачного брака. Наоборот, разные привычки, взгляды, образ жизни могут впоследствии, когда чувства утихнут, стать причиной ссор или развода;

«Мозг человека задействован всего лишь на 10%». Это утверждение со ссылкой на какие-то исследования психологов не соответствует действительности и является псевдонаучным. Немалую роль в том, что оно было растиражировано, сыграли фильмы «Люси», «Области тьмы» и др. Однако нейробиологи, в частности Барри Бейерштейн, приводят научные аргументы, опровергающие этот миф. с помощью упражнений развить можно, но в работе мозга здорового человека на самом деле задействованы все его участки.

Подобных мифов, прочно вошедших в нашу жизнь из-за отсутствия у людей привычки подвергать все сомнению и проверять, прежде чем доверять, немало.

Наносит ли отсутствие критического мышления вред? Несомненно.

В качестве примера можно привести случай, имевший место в реальной жизни. Женщина взяла на воспитание девочку, но ее стал беспокоить тот факт, что девочка не испытывала к ней дочерних чувств, как ей того хотелось. И тогда она обратилась к «психологам», практиковавшим техники перерождения. Они предположили, что у биологической матери девочки были сложные болезненные роды, из-за чего новорожденная испытала стресс, не позволяющий ей любить мать.

Эти «психологи» за 30 тыс. долларов взялись организовать повторные «роды», которые должны были дать возможность девочке переродиться и вызволить ее из плена блокирующих ее сознание страхов. Была создана «благоприятная» обстановка: для создания соответствующей атмосферы нижнюю часть туловища матери и всю девочку накрыли несколькими одеялами, а на девочку еще и сел один из «психологов». Она кричала, что не хочет перерождаться, но ее крики посчитали естественными, соответствующими процессу появления на свет. В итоге девочка задохнулась. Все участники этого действа, в том числе и «мать», были арестованы и осуждены.

Вот так неумение мыслить критически и сомневаться, слепая вера «психологам», с их «новаторским» методом привело к столь печальному исходу.

Можно ли развить критическое мышление

Это совсем нетрудно, стоит лишь захотеть. Нужно только не лениться:

1. Задавать вопросы и не принимать на веру все, что нам предлагают

Чем сложнее утверждение, тем больше должно быть вопросов, ведь сложное утверждение и опровергнуть труднее.

«Сало есть вредно – оно повышает холестерин», - убеждали нас вчера. «Чтобы очистить кровеносные сосуда от плохого холестерина, нужно есть сало», - слышим мы сегодня. «Кофе пить вредно, он может спровоцировать гипертонический криз, он вымывает кальций из организма», - и мы отказываемся от кофе. «Кофе служит профилактикой болезни Паркинсона, инсульта и сердечно-сосудистых заболеваний», - мы облегченно вздыхаем и снова варим себе его на завтрак. А где же вопросы, с помощью которых мы определим истину?

Знак вопроса сравнивают с рыболовным крючком, на который ловится рыба. Каждый может иметь такой крючок, но у каждого ли получится ее поймать? Слово «вопрос» на звучит как question, а оно происходит от слова quest, что означает «поиск». Роль вопроса – запустить познавательную деятельность, направленную на поиск решения проблемы. Человечество не будет развиваться, если люди перестанут задавать вопросы. Но хороший вопрос может задать лишь интеллектуально развитый человек.

«Лишь те, кто умеет мыслить, умеют и задавать вопросы», - говорит психолог А. Кинг. Она констатирует факт, что подавляющее большинство людей задают примитивные вопросы, отвечая на которые достаточно лишь незначительно напрячь память. Но навык задавать вопросы, считает она, можно развить;

2. Ищем доказательства, подтверждающие или оспаривающие полученную информацию

Сложное утверждение требует более весомых доказательств. Утверждение «Все люди смертны» или «У квадрата все стороны равны, а его противоположные стороны параллельны» доказать намного проще, чем утверждение «Каждую ночь на Землю опускаются летательные тарелки, и инопланетяне похищают людей».

Последнее утверждение на полном серьезе высказывали ведущие уфологи. Они отмечали, что только в 1988 г. в СССР бесследно пропали более 17 тысяч человек, и связывали эти пропажи с агрессией инопланетных пришельцев. Их статьи публиковались в известных авторитетных изданиях того времени, в частности в журнале «Огонек» и «Комсомольской правде».

Собрать и проанализировать данные, которые бы доказывали или опровергали мнение авторитетных ученых, тогда было непросто! Сейчас, в эпоху интернета, это сделать проще. Тем более что многие люди владеют иностранными языками и им доступно больше информации, позволяющей сделать объективный вывод;

3. Накапливаем знания, расширяем кругозор

Чтобы знать, где и как искать информацию, уметь ее объективно оценить и отклонить ложные идеи, нужно обладать определенными знаниями и иметь широкий кругозор. Чем больше человек знает, чем проще ему разобраться в вопросе и тем труднее сбить его с толку, заставить пойти по ложному пути.

Важно уметь признавать свои ошибки, быть объективным и не иди на поводу своих предубеждений, принимать чужое мнение и соглашаться с ним, даже если оно противоречит нашему, но все доказательства свидетельствуют в его пользу.

Каждый день твоя многострадальная голова сталкивается с огромным потоком информации. Большая ее часть благополучно забывается, остальные факты так или иначе формируют твое мировоззрение и влияют на принятие решений.

Появление интернета вместе с доступом к альтернативным точкам зрения должно было упростить путь к правдивой информации, но вместо этого окончательно запутало нас в лабиринте словесных манипуляций. Часть людей можно убедить в чем угодно, часть вообще никому не верит на всякий случай.

Отличить факты от их интерпретации способны личности с критическим мышлением. К счастью, это качество не дается нам от рождения, а значит, его можно развить.

Используй дедуктивное мышление

Способность приходить от общей гипотезы к частному выводу путем логических рассуждений лежит в основе критического мышления. Если этот метод помогал Шерлоку развязывать самые запутанные детективные истории, поможет и тебе выбраться из пучины ложной информации на островок знания, близкого к истине. Чтобы мышление оставалось под властью аргументов, а не эмоций, учитывай следующие моменты:
— гипотеза, с которой начинается рассуждение, не должна быть противоречива. Отправной точкой необходимо сделать четкое, однозначное умозаключение, иначе вся дальнейшая логика полетит к чертям. Кроме того, гипотеза должна оставаться неизменной в ходе всего размышления;
— гипотеза должна быть связана с заключением. Очевидность этого правила вовсе не отменяет его ценности. Одна из опасных ловушек рассуждения - подмена понятий, когда, к примеру, начинают сравнивать несопоставимые вещи;
— рассуждение должно учитывать противоположные мнения и контраргументы. Не обязательно соглашаться с ними, но лучше принять к сведению.

Сомневайся


Доктор Хаус восемь сезонов учил нас, что все лгут. Не будем уподобляться этому чокнутому мизантропу и возьмем за основу критического мышления другое утверждение - все ошибаются. Теперь вернись и еще раз прочти слово «все». И еще раз. Дело в том, что люди склонны к упрощению, поэтому стремятся принимать многие утверждения на веру.

Проверяй факты

Самый нудный и необходимый навык. Раз ошибиться может каждый, значит, любую информацию нужно просеивать через собственное сито скепсиса. В этом тебе поможет соблюдение нескольких правил:

— избегай выборочной аргументации. Даже если очень хочется прийти к определенному выводу, будь честен и учитывай все аргументы, а не только те, которые подтверждают твою гипотезу;
— оцени, достаточно ли информации, чтобы сделать выбор в пользу какого-либо решения;
— используй все возможности проверить факты. Идеальный вариант - обратиться напрямую к первоисточнику;
— убедись, что вывод сделал ситуацию яснее.

Не иди на поводу у толпы

Ошибаться может не только любой человек, но и любое количество людей. Массовость никогда не должна стать аргументом в пользу достоверности информации. Не забывай, что большая часть толпы - просто стадо, которое поленилось выработать свое мнение или найти верный ответ, предпочитает присоединиться к общему мнению.

Развивай креативность

Мозг - работоспособный, но очень ленивый засранец. Он пытается любым способом облегчить себе работу и стандартизировать твою жизнь. Развитие творческого мышления разомнет извилины, заставит тебя по-новому смотреть на вещи и учитывать самые неожиданные варианты.

Учитывай специфику работы журналистов

По мнению профессора психологии Орегонского университета Пола Словика, люди склонны переоценивать риски, если вызывающие их ситуации широко освещаются в прессе.

Однако СМИ весьма субъективны в выборе красок для картины мира. Единственный жанр, который хоть как-то претендует на достоверность, - это журналистское расследование. Что касается наскоро состряпанных заметок, которыми изобилует новостная лента, то для них важнее сделать красивую историю, чем разобраться в происходящем.
Даже если речь идет о научных фактах, целиком полагаться на мнение конкретного исследователя не стоит. В основном журналисты лишь стараются передать суть статьи в упрощенной форме и не утруждаются поиском альтернативных мнений.

Не доверяй точным цифрам


Сколько бы мы ни повторяли, что СМИ лгут, 46% россиян продолжают верить сообщениям в прессе. Благодаря конкретной цифре эта фраза звучит гораздо убедительней, чем «многие россияне продолжают верить», однако она не становится достоверней. Иногда цифры – всего лишь уловки, которые помогают автору проникнуть в доверие читателя.

Если речь идет об исследовании, то важно, чтобы в тексте не только озвучивались результаты, но и был показан механизм его проведения. Непонятно, какого возраста эти 46% россиян, каким именно видам СМИ они верят и какой конкретно вопрос им задавали.

    Оценивайте объективную реальность. Наше мышление может быть эффективным только в том случае, если оно основывается на реальности. Реальность является объективной и существует независимо от ваших желаний, прихотей и целей. Ваше мышление будет продуктивным до тех пор, пока вы способны точно воспринимать и интерпретировать эту реальность. Это требует объективности - возможности разделять понятия «что есть» на данный момент, от того, во что вы верите или во что хотите верить.

    Будьте готовы к восприятию информации. Разум, не готовый к восприятию информации, отрезан от реальности. Человека, думающего таким образом, очень легко узнать. Он/она имеет жесткий набор мнений и установок, которые не поддаются обсуждению. Такого мыслителя сложно понять, так как для этого необходимы определенные опровержения. Если вам кажется, что вы говорите со стеной, то, возможно, вы столкнулись именно с таким человеком. Однако быть открытым к восприятию информации не значит, что вы не должны отстаивать правду, которая вам известна, а также поддерживать любую точку зрения. Правда сможет противостоять сомнению; лишь иллюзия несет угрозу обмену мыслями.

    Не стоит терпеть постоянную и непродуктивную двусмысленность. Большинство решений, с которыми вы имеете дело, содержат определенную долю двусмысленности, серую зону между очевидными черно-белыми альтернативами. Это не аргумент в защиту неопределенности. Это рекомендация тренировать силу мысли для становления ясности. Неоднозначность часто является симптомом небрежности, неполного или иррационального мышления. Когда вы испытываете такое состояние, следует тщательно изучить ваше окружение, ваши принципы, знания и эффективность вашего мышления. Знание является прогрессивным поиском ясности, а не неопределенности и растерянности.

    Избегайте массовых увлечений. Когда определенное понятие становится популярным, многие люди принимают его, тем самым становясь частью «толпы». Это, как правило, свидетельствует о согласованности, а не о критическом мышлении. Смотрите (и думайте), прежде чем присоединиться к толпе.

    Проведите черту между наблюдением и логическим выводом, установленными фактами и гипотезами.

    Воздерживайтесь от суждений, пока не будете уверены, что владеете достоверной информацией. Вы можете поторопиться с выводами и попасть в ловушку. С другой стороны, когда вы владеете достоверной информацией, то не стоит бояться рассуждать. Рассуждение является частью процесса мышления, применением вашей способности делать выводы о реальности.

    Сохраняйте чувство юмора. Вы не сможете мыслить трезво, если вам будет казаться, что это вопрос жизни или смерти. Способность смеяться над собой и видеть юмор в других ситуациях часто помогает сохранить ясность мышления и точки зрения. Однако, будьте осторожны со смехом, используемым в качестве оружия, чтобы очернить ваши ценности, или же применяемым как способ психологической защиты. Такие методы требуют серьезного ответа.

    Развивайте любознательность. Мир полон вещей, о которых вы еще не знаете. Любопытство это признак ума, свободного и открытого для восприятия чудес реальности, не боящегося столкнуться с неизвестным для получения новых знаний. Любопытный мыслитель будет изучать новые способы, помогающие по-другому смотреть на вещи и действовать. Обучение может стать приключением, которое подразумевает постоянные и захватывающие открытия, если вы стремитесь к любознательности.

    Бросьте вызов общепринятому мнению. Каждая культура основана на определенных предположениях, которые являются довольно сомнительными. Галилео Галилей, итальянский астроном и математик, предстал перед инквизицией, потому что он посмел подвергнуть сомнению "правду" о том, что Земля является центром Вселенной. Даже сегодня члены Flat Earth Society (Общество Плоской Земли) считают, что мир плоский, как блин! Вы не можете предположить, что то, что принято считать истиной, действительно ею является. Правда устанавливается в ходе рационального мышления, а не опроса общественного мнения или учета прежнего опыта.

    Сопротивляйтесь эмоциям. Эмоции могут затмевать разум. Когда вы злитесь или испытываете восторг, ваши мыслительные процессы не будут работать так же, как тогда, когда вы находитесь в более спокойном настроении. Остерегайтесь ситуаций, в которых ваши эмоции умышленно спровоцированы лестью, страхом или восхищением в то время, когда вам нужно принять решение. Это может быть специальной стратегией, нацеленной на то, чтобы сфальсифицировать результат.

    Не стоит угождать другим. Лесть является одним из наиболее действенных методов переубеждения. Если кто-то начинает льстить, то так и знайте, что вас хотят переубедить или прикарманить ваши деньги. Иногда очень тяжело отличить искренний комплимент от тщательно продуманной манипуляции.

    Не стоит завышать свою самооценку. Очень часто на наши решения может повлиять желание выглядеть особенным образом перед самим собой или перед другими людьми. Если вы слишком озабочены тем, чтобы предстать в определенном свете, то вы можете говорить и делать вещи, которые на самом деле не пойдут на пользу вашим интересам. Как только вы поймете свою значимость, игра на публику уже не будет казаться вам такой заманчивой.

    Не забывайте о перспективах. Когда вы находитесь в разгаре решения важного для вас вопроса, очень легко потерять сбалансированный взгляд на ситуацию. Неплохо было бы рассматривать вопрос в более широком спектре. Вот один из способов определить перспективу: по шкале от одного до десяти насколько критичной является ситуация, если один – это засохшее растение, а десять - ядерный взрыв? Является ли ситуация настолько критичной, насколько кажется на первый взгляд?

    Будьте в курсе негласных правил. Иногда то, как мы себя ведем, диктуется негласными правилами. Если вы о них не знаете, то вы не будете обладать достаточными знаниями для того, чтобы принять мудрое решение. Если вы ознакомлены с ситуацией, то, скорее всего, вы знаете правила (например: не раскачивать лодку, не ставить под сомнение мнение босса, не спорить с профессором). Если вы находитесь в незнакомой ситуации (или чужой культуре), то следует быть очень наблюдательным или спросить тех, кто больше знаком с ней. Это не означает, что вы должны быть ограничены данными правилами, рекомендуется просто их знать.

    Будьте в курсе невербальных знаков общения. Речевое общение составляет только половину того сообщения, которое пытаются до вас донести. Другую часть сообщения передают невербальными знаками. Вы должны научиться воспринимать и то, и другое. Если кто-то ведет себя дружелюбно, но при этом болезненно сжимает вашу руку при рукопожатии, то у вас может быть повод усомниться в том, что говорит этот человек! То же самое случается, если кто-то растягивается на спинке стула и, зевая, говорит вам о том, как интересны ему ваши идеи. Чем яснее ваше восприятие фактов ситуации, тем яснее будет ваше мышление.

    Если на вас давят, то следует остановиться и подумать. Импульсивные решения часто бывают ошибочными. При оказываемом давлении на принятие решения соблазн принять его как можно скорее возрастает. Вы можете оправдать это тем, что лучше принять хоть какое-то решение, чем не решиться вовсе, но так случается крайне редко. Нерешительность является признаком того, что у вас нет навыков, способствующих принятию решений. Импульсивность, в свою очередь, говорит о том, что очень скоро вы будете пожинать плоды ошибочного решения!

    Будьте выше ярлыков и стереотипов. Ярлыки и стереотипы – это типы психической стенографии, которые могут облегчить мышление и общение. Если вы нуждаетесь в мебели на четырех ножках, предназначенной для сидения, то легче всего попросить стул и игнорировать многочисленные возможные варианты дизайна и материалов. Тем не менее, если вы находитесь в поиске работы, вы не должны быть удовлетворены стереотипным описанием того или иного рода занятий. Вам нужно точно знать, что на самом деле значит быть полицейским, нейрохирургом или финансовым аналитиком. Точно так же общение с людьми из разных слоев общества и представителями разных культур может усложняться наличием стереотипов, которые мешают увидеть правду.

    Избегайте негативных разговоров с самим собой. Многое из того, что проходит сквозь ваше мышление, - это ваш внутренний монолог. Этот разговор с самим собой часто принимает форму критических суждений и взглядов о себе. Ваши навыки мышления могут быть уничтожены разговором с самим собой, который передает негативные сообщения снова и снова, усиливая негативную самооценку («Я ничего не могу сделать хорошо», «Я просто не такой умный, как все остальные») или отношение («Никому нельзя доверять», «Школа - это пустая трата времени»). Если только не заменить такое негативное мышление более позитивным разговором с собой. Это невольно повлияет на ваши решения. Основополагающим элементом в таком изменении является повышение самооценки. Консультация является хорошим решением для такого рода проблем.

    Ищите последовательность. Ральф У. Эмерсон однажды написал: «Глупая последовательность является суеверием недалеких умов». Вдумчивая последовательность, однако, является отличительной чертой тщательного и всестороннего мышления. Последовательность и логика являются критериями, которые должны применяться всегда, что бы вы ни решали. Непоследовательность часто используется, чтобы скрыть правду.

    Практикуйте сочувствие. Существует индийская поговорка, в которой говорится, что прежде чем осуждать, вы должны пройти милю в обуви другого человека. Другими словами, вы не должны никого осуждать, прежде чем не поймете всю ситуацию полностью. Практикуя этот тип сопереживания, вы уменьшите вероятность принятия поспешных суждений, о которых позже можете пожалеть. Вы также можете обнаружить, что немного понимания облегчает более глубокое понимание мыслей людей и их поведения. Чем глубже вы будете понимать себя и других, тем мудрее будут ваши решения.

    Уделите время тому, чтобы проверить факты. Если у вас нет достоверных фактов, то ваши решения, вероятно, будут искажены. В важных вопросах, вы должны попробовать получить информацию из первых рук. Если вы пытаетесь принять решение по поводу выбора карьеры и хотите узнать о своих профессиональных навыках, то лучше всего пройти тест на профпригодность, чем спрашивать приятелей о том, что вы умеете делать хорошо. Точно так же, лучше всего узнать о тонкостях определенной профессии, основываясь на общепринятых нормах, а также на мнениях работников, чем на стереотипах, которые могут нести лишь часть правдивой информации. Эта информация исходит из надежного источника? Можете ли вы найти другой источник, подтверждающий эту информацию? Если вы можете ответить утвердительно на эти вопросы, то можете быть более уверенными в фактах, которые используете в качестве основы для принятия ваших решений.

    Проверьте достоверность вашей информации. Информация может быть надежной, но не действительной. Срок действия связан с соответствием информации контексту, в котором она применяется. Правдивой информацией может оказаться то, что если зажечь спичку, то она загорится, если только вы не под водой или в вакууме космического пространства! Контекст очень важен!

    Развивайте умение слушать. Когда дело доходит до разговора, то мы слышим то, что слушаем. Умение слушать - это еще один навык, который мы воспринимаем как нечто должное, но очень редко используется его настолько эффективно, насколько мы думаем. Как часто посреди разговора вы вдруг понимали, что другой человек задал вам вопрос, но вы его не услышали? Как часто вы так озабочены своими собственными мыслями, сидя в классе, что даже не слышите, что говорит учитель? Это случается со всеми нами, что лишний раз подтверждает тот факт, что этот, казалось бы, простой навык развивать очень трудно. Чем лучше вы будете слушать, тем более правильную информацию получите. Чем более правильная информация у вас есть, тем более качественными будут решения, которые вы примете.

Довольно часто термин «критическое мышление» трактуется неверно, подменяется такими понятиями, как творческое мышление, умение строить логические выводы, принятие здравого решения, умение анализировать информацию. На самом деле, перечисленные обозначения не синонимы, а (кроме первого) составляющие процесса критического мышления. Творческое можно считать антагонистом критическому. Поэтому такая подмена понятий неуместна.

Что такое критическое мышление и нужно ли его развивать?

Происхождение термина

Слово критика образовано от греческого kritike и буквально переводится как "умение разбирать или судить" (составлять мнение, опираясь на факты).

Такая способность человека как мышление на протяжении многих лет изучается разными науками (логика, психология, лингвистика, философия, патопсихология, нейропсихология). Обобщенно мыслительный процесс можно определить как способность к мотивированному достижению поставленной цели через систему определенных действий и планирование с предсказуемым результатом. Естественно, что в зависимости от науки, рассматривающей или изучающей мышление, будут меняться и определения этого явления. Для правильного толкования термина «критическое мышление» достаточно понятия о том, что это - особая деятельность человека с определенной структурой и видами.

Из всего перечисленного можно вывести определение: что такое критическое мышление. предложил свою формулировку, в которой описал один из видов интеллектуальной деятельности с объективным подходом к окружающей действительности и информационным потокам. Данная способность человека основывается на системе правил и действий.

Признаки

Прежде чем перечислить способы развития критического мышления, следует описать признаки, присущие этому виду :

  1. Одним из ключевых признаков является самостоятельность в умозаключениях, оценках явлений и предметов и убеждениях. Это - способность добывать и анализировать информацию с опорой на свой личный опыт и известные схемы решения проблем. Отсюда, чем полнее информация о решаемой проблеме и многообразнее палитра способов разрешения проблемы, тем достовернее будет спрогнозирован результат (минуя устоявшиеся стереотипы людей).
  2. Еще одной отличительной чертой можно считать отношение к информации: ее нахождение, анализ, отбор и применение. Человек, умеющий из любой информации выделить нужные зерна и установить связи с интересующим объектом, может справиться с проблемами любых уровней.
  3. Признаками также можно считать постановку правильных вопросов, которые, как известно, представляют собой решение половины задачи, и разработку стратегии решения проблемы.
  4. Важным признаком является и исчерпывающая аргументация, рационализация и разумные и обоснованные доводы.
  5. Одна голова хорошо, а две - еще лучше. Очередным признаком является и учет социальных факторов в решении задачи, ведь Поэтому дебаты и дискуссии - это приемлемая форма работы по достижению цели.

Как развить критическое мышление при помощи известных приемов без посторонней помощи? Достаточно практиковаться ежедневно, пока этот процесс не станет образом жизни.

Приемы развития навыка

Из-за большого количества приемов развития критического мышления перечислить все не представляется возможным (и необходимым). Поэтому достаточно перечислить наиболее популярные из них и остановиться на описании эффективно применяемых.

Как развить критическое мышление самостоятельно? К популярным приемам относятся:

  1. «Кластеры».
  2. «Корзина идей».
  3. «Обратные логические цепочки».
  4. «Верные и неверные утверждения».
  5. «Шесть шляп».
  6. Fishbone.
  7. «Синквейн».
  8. «Бортовые журналы».
  9. «РАФТ».
  10. «Дерево предсказаний».
  11. «Пометки на полях».
  12. «Вопрос дня».

«Кластеры»

Прием хорошо использовать при систематизации добытой информации и установлении связей между явлениями.

Принцип построения кластера основан на модели строения солнечной системы. Интересующий вопрос или проблема занимают положение Солнца. Вся остальная информация располагается на позициях планет солнечной системы с их спутниками.

Fishbone

Еще одним приемом систематизации информации и нахождения оптимального решения проблемы представляется Fishbone.

Его помощь в вопросе того, как развить критическое мышление, неоспорима. Прием отображается в виде скелета рыбы. Голова и хвост обозначаются как проблема и ее решение соответственно. На ребрах расположены причины возникновения проблемы и факты, подтверждающие их. Этот прием позволяет выявить взаимосвязь проблем и систему их взаимодействия.

«РАФТ»

Этот прием хорош для работы над устной речью, развитием риторики и навыком убеждения. Название образовано из первых букв слов - Роль, Аудитория, Форма, Тема. Данный прием подразумевает обсуждение темы от лица определенного персонажа (роль), на аудиторию (определенного уровня потребностей), в выбранной заранее форме (диалог, рассказ, анекдот и т. д.) повествования и заданном количестве тем.

«Шесть шляп»

Как развить критическое мышление при помощи шляп? Прием подходит и для самостоятельной работы, и для работы с аудиторией (и большой, и не очень). Количество шляп соответствует определенным взглядам на проблему. Цвета закреплены за определенными элементами:

  • белый - факты;
  • желтый - возможности;
  • синий - смысл;
  • зеленый - креатив;
  • красный - эмоции;
  • черный - критика.

Можно заметить, что рассмотрение проблемы происходит комплексно, с разных позиций, что позволяет принять наиболее приемлемое и рациональное решение.

«Дерево предсказаний»

Прием для развития умения аргументированно и обоснованно составлять прогнозы на заданную тематику.

Тема представлена стволом дерева. Прогнозы (возможно, вероятно) - ветки по двум сторонам. Аргументы - листья на ветках. Таким способом можно не только составить вероятностную модель развития ситуации, но и определить решающие факторы в создавшейся ситуации.

в системе образования

Современное образование слишком сконцентрировано на самом процессе обучения, что находит свое выражение в чрезмерном увлечении (нужными и не очень) технологиями. Коренным образом применение технологий практически ничего не меняет (кроме названий частей урока, согласно требованиям технологии, ЗУНов - компетенциями и т.д.). По итогу ученик должен запомнить определенный материал. Правда, приветствуется применение на уроках развивающих головоломок в определенной дозировке. Такой вид деятельности вносит разнообразие в строго регламентированную жизнь ученика. Ведь для того, чтобы найти ответ на вопрос о том, как собрать головоломку, требуется мобилизация всех знаний, умений и навыков, а также самостоятельность в достижении поставленной цели.

Для того чтобы технология развития критического мышления не выглядела декоративным дополнением в школьной жизни нужно изменить саму систему образования. А это в ближайшем будущем сделать практически невозможно.

На уроках часто применяются многие элементы критического мышления (вопрос дня и др.), но основа остается тайной за семью печатями.

Вместо заключения

Развитие критического мышления доступно для человека примерно с 5-6 лет. До этого времени еще не развиты достаточно и нервная система и не сформированы определенные отделы головного мозга. Для старшего дошкольника решение вопроса: "Как собрать головоломку?" - и есть это развитие. Для младших приемов расширяется. А для ребят среднего и старшего звена доступна вся палитра приемов развития критического мышления.

Взрослые могут самостоятельно, по мере надобности или для самопроверки, пользоваться перечисленными приемами. К тому же, применение критического мышления в повседневной жизни помогает сохранить молодость мозга на долгие годы. С другой стороны, именно критическое мышление позволяет человеку оставаться Личностью, то есть не поддаваться на провокации хорошо отработанной системы управления общественным мнением.

Похожие публикации