Сочинение Лермонтов М. М.Ю.Лермонтов

Пушкин рано обнаружил в себе поэтический талант. Он и его товарищи по лицею писали стихи уже в тринадцати-четырнадцати- летнем возрасте. Сверстники Пушкина признавали его стихи лучшими. В пятнадцать лет поэт на публичном экзамене читал свою патриотическую оду «Воспоминания в Царском Селе». На этом экзамене присутствовал патриарх русской поэзии Гаврила Романович Державин. Он был растроган произведением молодого поэта, поражен его талантом. Лицейское воспитание, поэтическая и вольнолюбивая атмосфера лицея способствовали развитию таланта Пушкина. В своих стихах молодой поэт раскрывал свои чувства, размышлял о назначении поэта. Однако с течением времени мировоззрение Пушкина менялось, менялся и образ поэта в его лирике.
Молодой поэт задумывается о сущности своего поэтического дара. Сказалось влияние вольнолюбивой атмосферы лицея. Он приходит к выводу, что его дар должен приносить реальную, конкретную пользу благу России. Юному поэту кажется, что он может влиять стихами на настроение общества, может открыто высказывать истину, советовать монарху, как преобразовать общественный строй в стране, по каким принципам надлежит управлять народом. Эти идеи Пушкин высказывает в оде «Вольность». В первых строках оды определена ее задача - «на тронах поразить порок». Поэт ставит превыше всего закон, считает, что монархи должны строго соблюдать закон. Он говорит правителям-тиранам: «Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон». В оде «Вольность» юный
поэт предстает уверенным в себе, оптимистически настроенным. Он открыто и мужественно протестует против тиранической власти, твердо уверен в том, что победа будет на стороне молодого поколения. Пушкин обличает «тиранов мира», которые лишают народ его естественного права на свободу, и напоминает монархам происшедшее с Людовиком XIV и Павлом I, поставившими себя выше закона и за это поплатившимися жизнью.
То же оптимистическое настроение Пушкин выразил и в стихотворении «К Чаадаеву». Здесь поэт подчеркивает свою общность с молодым поколением. Цель этого поколения - «души прекрасные порывы» посвятить отчизне. Пушкин хочет, чтобы его жизнь, его стихи приносили пользу родине. Он готов направить все свои силы на обновление России. Поэт выступает противником царизма, называя его «самовластьем». Он абсолютно уверен, что самодержавие падет, что справедливость восторжествует.
В те же годы написано и стихотворение «Деревня», где поэт обличает произвол крепостнических отношений. Пушкин выступает здесь непримиримым противником крепостного права, «другом свободы». Стихотворение начинается с идиллической картины деревенской природы. Поэт любит природу больше, чем «пиры» и «забавы», ему дороже «мирный шум дубрав» и «тишина полей». Но на фоне природы поэт видит социальное неравенство, разделение людей на «бар» и «рабов». И в деревне царит беззаконие («Здесь Барство дикое, без чувства, без закона»). Пушкин возмущен порядками, установившимися в деревне. Ценящий больше всего свободу, поэт не может смириться с попирающим права народа на свободу крепостным правом. Но в последних строках Пушкин выражает надежду, что царь все-таки внемлет призывам поэта и вернет «земледельцам» свободу.
В стихотворениях лицейского и послелицейского периодов Пушкин пытается повлиять на происходящие в обществе события, открыто выражает свои чувства, свое мнение. Но точка зрения «царя поэзии» во многом не совпадает с точкой зрения царя России. Между ними возник непримиримый конфликт. Только из-за того, что за Пушкина вступились друзья, он не был сослан ни в Сибирь, ни в Соловки. Поэта сослали на юг страны. Ссылка во многом изменила его, изменился и его лирический герой. По-другому поэт понимает назначение поэта. В первых стихах лирический герой - это восторженный юноша, любящий жизнь, свободу, развлечения, оптимистически настроенный. В стихах южного периода лирический герой - грустный и одинокий человек.
Стихотворение «Узник» отличается по настроению от ранней политической лирики поэта. Здесь герой несвободен, одинок, грустный. Пушкин рисует своего лирического героя в мрачной, «сырой» темнице. Поэт оторван от своих друзей, лишен свободы. Теперь лирический герой Пушкина - поэт-романтик, отчужденный от мира, отторгнутый от людей, не понятый ими. Он мечтает о счастливом свободном крае, «где за тучей белеет гора», «где синеют морские края».
В таком же меланхолическом настроении Пушкин написал стихотворение «К морю». В нем поэт выражает свои печальные чувства. Он разочарован тем, что монарх не прислушался к его голосу, не внял его советам. Поэт чувствует свое одиночество. Никто, кроме моря - «свободной стихии», не может понять его. Он говорит: «Мир опустел...» Поэт выше всего земного, и в этом он находит духовное родство со стихией. Пушкин упоминает о великих исторических личностях - Наполеоне и Байроне, ибо они сродни по духу одинокому поэту, они могут его понять.
В стихотворении «Во глубине сибирских руд...» Пушкин обращается к своим друзьям - декабристам, сосланным в Сибирь. Поэт поддерживает в них надежду, вселяет уверенность, что их дело не пропало. Но, в отличие от стихотворения «К Чаадаеву», здесь Пушкин подчеркивает, что теперь он разлучен с друзьями. Поэт твердо уверен, что «придет желанная пора», что его друзьям будет возвращена свобода. В этом стихотворении поэт говорит, что он верен декабристским идеалам, что он непоколебимо верит в окончательную победу свободолюбивых идей.
Верность декабристским идеалам Пушкин выразил еще в одном стихотворении - «Арион». Трагический сюжет соответствует скорбному настроению поэта: стихотворение было написано через несколько дней после годовщины казни пятерых декабристов. В этом стихотворении Пушкин вспоминает то время, когда он был вместе.со своими друзьями. Но «вихорь шумный» разлучил автора с ними. Поэт одинок, но и в полном одиночестве он верен прежним идеалам («Я гимны прежние пою»).
Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» - размышление о поэте и поэзии. В роли поэта выступает волхв-пророк. Пушкин говорит, что поэт не должен ничего бояться, не должен ни от кого зависеть («Волхвы не боятся могучих владык...»). Он убежден, что цель поэзии - говорить правду людям, что поэзия должна быть свободной («Правдив и свободен их вещий язык»). Предсказание волхва сбывается, несмотря на то что Олег пытался уйти от судьбы. Такова пророческая власть поэзии, власть искусства.
Размышления о поэте и поэзии Пушкин продолжает в стихотворении «Пророк». Поэт говорит, что задача поэта не в том, чтобы учить людей добру, правде, справедливости, приобщать их к вечным духовным ценностям. Поэт, «духовной жаждою томим», «влачился в пустыне мрачной». К нему явился «шестикрылый серафим» и превратил его в пророка. Вместо «празднослового и лукавого» языка теперь у героя «жало мудрыя змеи», вместо сердца - «угль, пылающий огнем». Прежний человек умер («Как труп в пустыне я лежал»), но воскрешен поэт-пророк, задача которого - исполнять волю Бога, «глаголом» жечь «сердца людей».
Пушкин развивает эту мысль в стихотворении «Поэт и толпа». Поэт разговаривает с «чернью». Толпа не понимает поэта, говорит, что поэт свободен - как ветер, но и бесплоден - как ветер. Но поэт отвечает толпе, что люди никогда не поймут его, потому что они погрязли в земных заботах, потому что для них «печной горшок» дороже, чем Бог. Пушкин считает, что поэзия не может «оживить» «чернь». Он даже не пытается что-нибудь объяснить толпе, он уверен, что это бесполезно («Не оживит вас лиры глас»). Поэта не должны волновать ни «житейское волнение», ни «корысть», ни «битвы». Он рожден «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».
Мысль об отношении поэта к «черни» продолжается в стихотворении «Эхо». Как будто эхо откликается на все звуки: на рев зверя, на грохот грома, на крик сельских пастухов, на «глас бури и валов». Но никто не отзывается ему. Такова и судьба поэта. Ему все равно, как о нем отзываются люди. Ничто в земном мире не должно влиять на него. Пушкин был независим в своем творчестве. Царь пытался сломить его поэтическую независимость, оказывать ему покровительство, но Пушкин не сменял свободу на почести царя и остался таким же свободным.
Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...» Пушкин написал незадолго до своей смерти. Поэт чувствовал, что времени остается мало. Он убежден, что жил не напрасно, что будущие поколения не забудут его. Пушкин верит в бессмертие своей души («Нет, весь я не умру»). Поэт верит, что его душа будет жить в «заветной лире», пока «жив будет хоть один пиит». Он знает, что после его смерти останется его «нерукотворный памятник» - книги, стихи. Потомки поймут и сохранят его произведения. Поэт говорит музе: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». Он хочет видеть ее послушной только Богу, не зависящей от земного мира.
Под конец жизни Пушкин исчерпал политическую тему. Поэт стал взрослым, юный пыл его души сменился на мудрость. Он теперь совсем по-другому понимает любовь, философски смотрит на жизнь. В стихотворении «Вновь я посетил...» автор говорит, что он изменился («Переменился я...»). Это стихотворение - воспоминание о пребывании его в Михайловском десять лет назад. Поэт видит ту же природу, но понимает ее теперь по-другому. Природа занимает центральное место в стихотворении. Пушкин описывает три сосны. Он помнит, как он «проезжал верхом» мимо них. Теперь у их корней «младая роща разрослась». Поэт приветствует молодое поколение, он уверен в том, что истинная поэзия не умрет, и ощущает духовное родство с природой. Природа бессмертна, человек - неотделимая ее часть, а потому и он тоже бессмертен. Поэт осознает, что его жизнь останется в его детях, внуках. И это вносит в его душу успокоение, умиротворение. Если не все современники поняли его, то наступит момент, когда люди поймут и оценят поэта.
В юношеские годы Пушкин был жизнерадостным, любящим свободу, уверенным в себе человеком. Он открыто протестовал против власти. В южной ссылке настроение поэта изменилось. В его стихах появились грустные мотивы. Пушкин разлучен с друзьями. В период южной ссылки поэт чувствует себя одиноким. В поздней лирике преобладают философские размышления о поэзии, о жизни и смерти. Стихи Пушкина выражают его настроение. С течением времени настроение поэта меняется, и все перемены в душе поэта отражаются в его лирике.

Поэт – гражданин любит свою Родину высокой любовью, любит ее народ, ее природу, он желает счастья своей стране. Любить Родину – значит бороться за свободу, ненавидеть тех кто держит родную страну в цепях рабства. Тема поэта и поэзии остро волновала А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Эта тема раскрывает назначение поэта в
обществе, его роль в жизни своего народа. По словам Пушкина, поэт – избранник и провидец, должен своим творчеством пробуждать сознание народа, указывать
путь к свободе, уметь жертвовать собой во имя своего народа. Муза Пушкина – гордая певица свободы: «Хочу воспеть свободу миру!» Творческий процесс – это божественное откровение, а поэзия – область возвышенного чувства. Поэзия должна стать проводником передовых людей в народные массы.
Восстань, пророк, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
Вслед за Пушкиным тема поэта и поэзии развивается в лирике Лермонтова. В стихотворении «Пророк» осмысливается судьба поэта во враждебном ему обществе.
С тех пор как вечный судья
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я.
Страницы злобы и порока
В душе поэта бушуют могучие силы, но им не суждено вырваться на поверхность. Богатый внутренний мир не нужен людям, окружающим поэта:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
В стихотворении «Пророк» явно написанного как ответ, перекличка с «Пророком» Пушкина, видно, что в пустыне пророк живет в мире и гармонии со всем живым. Когда же ему приходится «пробираться через шумный городок», он терпит поношение и позор!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!

Как презирают все его!"
Судьба лирического героя в самом пессимистическом варианте: люди не воспринимают богоизбранничества пророка, хотя весь остальной мир – и птицы, и звезды, и звери – признают его и подчиняются ему. Глубокое идейное содержание заключено в небольшом стихотворении «Пророк». В нем с потрясающей силой раскрывается трагедия поэта – пророка, обреченного строя, основанного на социальной неправде, нравственно развращенного. Поэт – гражданин, поэт – пророк, в таком обществе, вызывает ненависть к себе, его забрасывают камнями изгоняют из городов в пустыню, его презирают. Лишь на лоне природы поэт находит отдых и успокоение. Люди же к его проповеди любви и
правды относятся с озлоблением. Но чем хуже и мрачнее жизнь на земле, тем больше поэзия Лермонтова устремляется ввысь, к непознаваемому. Высокое религиозное чувство озаряет ряд его стихотворений:
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
В стихотворении «Поэт» тема – общественное назначение поэта, в нем Лермонтов ставит вопрос о том, какова должна быть деятельность поэта в современном ему обществе. Решая этот вопрос он исходит из декабристских взглядов на поэта как на гражданина и борца за общественное благо. В стихотворении используется прием развернутого сравнения – сравнение поэта с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, теперь кинжал превратился в игрушку золотую. С такой судьбой кинжала Лермонтов сравнивает и судьбу поэта в современном ему обществе:
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Таков был поэт во времена Рылеева, раннего Пушкина. Он был великой силой, которая звала на борьбу.

Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих.
Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества.
Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Таким образом, он показывает читателю то, что истинный поэт всегда говорит правду и, кроме того, подвластен только «веленью Божию». М.Ю. Лермонтов также говорит о даровании человеку права быть поэтом высшими силами для того, чтобы «бог
гласил его устами»:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенья пророка…
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья.
Следовательно, можно сказать, что эти два русских классика имеют общее понятие о ценности и целях поэтического творчества.
Что касается образа самого поэта, его места в обществе, то и здесь наблюдается схожее мнение Пушкина и Лермонтова. Оба они считают, что поэт отличается от обычных людей. Но эта непохожесть делает его жизнь одинокой и оттого трудной. Тема одиночества поэта в мире отражена в лирике обоих писателей. Пушкин в стихотворении «Поэту» призывает своего лирического героя не обращать внимания на «суд глупца» и «смех толпы холодной». Он четко говорит о качествах, необходимых поэту для того, чтобы общество не сломало его: Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Автор с горечью понимает, что единственный способ остаться собой и попытаться донести народу свои стихи – остаться
наедине со своим даром и творить свободно от «бессмысленного народа» и «рабов безумных».
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Лермонтов ярко характеризует данный образ в своем стихотворении «Поэт». Здесь он использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным оружием. Кинжал, который когда-то «не по одной груди провел… страшный след // И не одну порвал
кольчугу» теперь «игрушкой золотой… блещет на стене - // Увы, бесславный и безвредный!» Так же и поэт, чей стих «звучал, как колокол на башне вечевой // Во дни торжеств и беж народных» «свое утратил назначенье, // На злато променяв ту власть, которой свет // внимал в немом благоговенье». Эти два стихотворения Пушкина и Лермонтова показывают то, что и современники не понимают и не ценят труд поэта несмотря на важность проблем, освещаемых им. Необходимо отметить, что оба русских классика называют стихотворца пророком. Об этом сказано в их произведениях с
одинаковым названием – «Пророк». В них как нельзя более ярко выражены размышления Пушкина и Лермонтова о том, кто же такой поэт и как оценивается его труд обществом. На основе этих двух стихотворений лучше всего описывать образы поэта-пророка в лирике двух великих классиков. Сперва обратимся к пушкинскому варианту. В нем автор изображает превращение человека в нечто большее, чем просто в поэта. «Шестикрылый серафим» наделяет его «вещими зеницами», «жалом мудрых змей», вместо сердца помещает ему в грудь «угль, пылающий огнем». Но даже теперь поэт еще не становится тем, кем он должен стать. Для этого ему нужна цель, идея, ради которой он живет. И эта цель дается ему свыше – «глаголом жечь сердца людей». В своем стихотворении Пушкин
показывает поэта, отличающегося от простого люда, показывает очевидное его преобладание над всеми остальными.
Чуть более чем через десять лет Лермонтов пишет своего «Пророка», своеобразное продолжение пушкинского. Если у его предшественника поэт-пророк показан в минуту торжества, наделенного всеми нужными качествами для провозглашения истины,
то у Лермонтова образ гораздо более трагичен. Автор говорит о том, что наделенный божественным даром поэт-пророк не понят людьми, отвергнут ими:
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм. И худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
Причем писатель обращает внимание читателя на то, что не нужен он только людям («Мне тварь покорна там земная; // и звезды слушают меня»).
Несмотря на то что и у Пушкина упоминается, что поэт одинок и не понят в этом мире, у Лермонтова такое противостояние доведено до абсолюта. Поэтому произведения последнего трагичнее по своему сюжету. Возможно, это объясняется тем, что великие классики жили в разное время. Пушкин является носителем оптимистических декабристских идей, а Лермонтов – дитя эпохи разочарования, пессимизма, реакции, наступившей в стране после подавления восстания декабристов.
Существует еще одно различие в восприятии образа поэта-пророка двумя писателями, которое достаточно ярко показано стихотворением А.С. Пушкина «Памятник». Великий классик чувствует, что без людей его творчества не будет. Ему очень важен народ, так как это прежде всего будущий читатель его стихов («И долго буду тем любезен я народу…» или «К нему не зарастет народная тропа…»). Следовательно, несмотря на то что сегодня его произведения не воспринимаются так, как хочет этого автор, Пушкин верит, что в будущем они обязательно будут оценены по достоинству:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
У Лермонтова же иная точка зрения на этот счет. Он пессимистично смотрит на будущее, которое в его глазах «иль пусто, иль темно». Он не верит в людей, в их способность понять и оценить труд истинного поэта. В этом заключается одно из самых больших различий образов поэта-пророка Пушкина и Лермонтова. Александр Сергеевич видит светлое будущее русской поэзии. Но для того, чтобы следовать собственному предназначению и пониманию своего долго перед народом и собой, будущий поэт должен учесть своеобразное наставление, каковым является обращение к музе в последней строфе «Памятника»:
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
В заключение следует сказать, что несмотря на схожесть образов поэта-пророка в лирике Пушкина и Лермонтова, различия довольно заметны. Пушкинский поэт горд своим предназначением, он верит, что настанет тот день, когда его стихам удастся проникнуть в сознание и сердца людей. Это делает образ величественным, вселяет в нас оптимизм. У Лермонтова же поэт показан во время его поражения перед людским непониманием, и будущего у творчества лермонтовского героя нет. Поэтому его образ явно более трагичен и пессимистичен. Конечно, политическая ситуация в стране не могла не отразиться на
формировании таких образов и поэтому во многом определяет различия в изображении поэта-пророка Пушкиным и Лермонтовым.

Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк» написано в 1826 году после грозных событий 25 декабря на Сенатской площади. Восстание декабристов было жестоко подавлено, пять членов тайного общества осуждены на казнь через повешенье, многие отправятся в ссылку в Сибирь. У Пушкина среди декабристов имелось не мало друзей, и он очень переживал за их судьбу. Он мысленно находился с ними, не боялся выразить им свое сочувствие: «Во глубине сибирских руд». О грозном даре витийства поэт уже знал. О его воздействии на общество и на царя он в мечтах выразил в элегии «Деревня» в 1819 году.
«О, если б голос мой умел сердца тревожить!
По что в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?»
В «Подражаниях Корану» появляется пророк, одаренный могучей властью над умами. В стихотворении «Пророк» Божий дар уже осознан. Во второй половине июля 1825 года Пушкин пишет Раевскому - младшему: «Чувствую, что духовные силы мои
достигли полного развития, я могу творить». Раз можно творить, то можно служить. Надо лишь понять цели поэзии. Пушкинским пониманием цели поэзии вполне можно считать стихотворение «Пророк».
«Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился».
Поэт размышляет, его мучают сомнения: куда двигаться, чтобы поэзия принесла пользу его ссыльным товарищам. Он уже чувствует, что ждет николаевскую Россию. После прикосновения Серафима поэту-пророку внятно все – «неба содроганье» и «дольной розы прозябанье», «гром небес» и «жужжанье пчел над розой алой». Но какую пользу может он извлечь. Для поэта – пророка это невеликое приобретение. И тут серафим вырвал его «грешный язык» и вложил в уста «жало мудрое змеи».
«И сердце трепетное вынул,
И уголь, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул».
Божий глас его воззвал: «Глаголом жги сердца людей». Не для любви и ученья, проповеди и нравоученья, а на все то, что характерно для миссии ветхозаветного пророка. Здесь
поэт отождествляется с пророком, который идет из пустыни к людям.
Горько ироническим продолжением звучит «Пророк» у М.Ю. Лермонтова, написанное в 1841 году. Прошло 15 лет, но какая разница в содержаниях стихотворений. И ничего удивительного. После победы в Войне 1812 года, в обществе была надежда на
перемены к лучшему, социальный оптимизм. Возросла роль различных кружков и литературно-общественных собраний. 1830-ые – эпоха затишья, спада общественной активности. Царит атмосфера разочарования, социальной депрессии. Отсюда оптимизм пушкинского «Пророка» и пессимизм лермонтовского. У Лермонтова гораздо сильнее, чем у Пушкина, звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу. Однако она, по мнению Лермонтова, утратила свое назначение и вряд ли обретет его вновь.
«Проснешься ль ты опять осмеянный пророк
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножен не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?»
Читаем мы в стихотворении «Поэт» (1837-1841). Образ осмеянного и презираемого пророка появляется вновь в стихотворении «Пророк» (1841г.).
«С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведение пророка
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока».
Если в пушкинском «Пророке» мы знаем, как он получил пророческий дар, то здесь автор не говорит об этом. Вполне возможно Пушкин передал это ему, как преемнику.
«Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья».
Поэт, наделенный божественным даром, уже на примере своего великого предшественника понимает всю тяжесть своего предназначенья.
В его «Пророке» происходит обратная ситуация: пушкинский пророк из пустыни идет к людям, чтобы «жечь глаголом сердца людей», лермонтовский, гонимый злобой людей, возвращается в пустыню.
«Посыпав пеплом я голову,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу
Как птицы, даром божьей пищи».

1837 год стал знаковым для истории русской литературы и культуры России в целом. В этом году умирает Александр Пушкин. Спустя некоторое время Лермонтов реагирует на событие стихотворением «На смерть поэта». Характерно, что 1837 год отмечен в классическом литературоведении как год перехода автора к качественно другой поэзии – начало зрелого периода творчества. «На смерть поэта» входит в цикл произведений о поэзии, однако, образ поэта в лирике Лермонтова складывается постепенно, пополняясь новыми смыслами.

Стихотворение «На смерть поэта» можно разделить на две части. Они различны по настроению и по способу написания. Первая часть – элегия, написанная четырёхстопным ямбом. Здесь сказано о горечи утраты. Несмотря на общее минорное настроение, вопросительные предложения достаточно резкие и язвительные, а восклицания лишь усиливают напряжённость. Уже в этом отрывке сказано, что истинным убийцей был не дуэлянт, убивший физическую оболочку, а общество, загонявшее талант Пушкина (тут образ Поэта неразрывно связан с образом Александра Сергеевича) в рамки.

«Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!»

Вновь звучит мотив одиночества, прошедший красной нитью через всё творчество Лермонтова. Этот мотив служит связующим звеном между лермонтовским понимание гения Пушкина и романтической традицией. Во второй части, имеющей сатирическую направленность, четырёхстопный ямб чередуется с пяти- и шестистопным, что делает стихотворение более живым и подвижным. Вопросительные и восклицательные интонации разбавлены сопоставлениями, задумчивым настроением, лёгким упрёком самому поэту, открывавшим свой талант невеждам. В финале стихотворения автор снова обращается к высшему свету, вновь обвиняет их в смерти поэта. Здесь говорится о Страшном суде, перед которым равны все, и на котором преступники ответят за содеянное.

«Не верь себе»

Написанное в 1839 году стихотворение «Не верь себе» продолжает тему поэта и поэзии. Образ поэта в лирике Лермонтова начинает меняться: теперь это больше не мученик, погибший от рук общества. Выбрана интересная форма повествования – стихотворение является обращением ко всем и каждому писателю либо же поэту, решившему творить. Назидательность смешивается с большим количеством романтической иронии и язвительности. Автор советует молодым писателям отрицать и подавлять творческие порывы, не прислушиваться к желанию писать, сторониться вдохновения:

«Как язвы, бойся вдохновенья…
Оно - тяжёлый бред души твоей больной
Иль пленной мысли раздраженье».

Чувства и переживания Поэта обесценятся, как только будут заключены в стихотворную форму и прочитаны широкой публикой.

«Не унижай себя. Стыдися торговать
То гневом, то тоской послушной
И гной душевных ран надменно выставлять
На диво черни простодушной».

К тому же, вполне возможно, что для описания глубины и силы переживаемых эмоций может не найтись нужных слов:

«Набрось на них покров забвенья:
Стихом размеренным и словом ледяным
Не передашь ты их значенья».

«Журналист, читатель и писатель»

Теме поэта и толпы посвящено стихотворение «Журналист, читатель и писатель». Тут Лермонтов предстаёт в разных ипостасях, выражая мнения каждой из трёх сторон. Непосредственно перед текстом дана небольшая ремарка в скобках, что отсылает к пьесе как форме изложения. Писатель сидит в кресле перед камином, возможно, задумавшись. Читатель стоит с сигарой, будто ожидая от Писателя чего-то решительно нового и интересного. Журналист говорит, что Писатель болен, ведь:

«В заботах жизни, в шуме света
Теряет скоро ум поэта
Свои божественные сны».

Читатель обвиняет Писателя в том, что произведения вторичны, в печатном варианте множество ошибок, а к самому журналу не хочется даже прикасаться, не облачив предварительно руки в перчатки. Писатель же не ищет оправдания, а, наоборот, соглашается:

«О чём писать? Восток и юг
Давно описаны, воспеты;
Толпу ругали все поэты,
Хвалили все семейный круг».

Несмотря на то что «Журналист, читатель и писатель» было написано более 150 лет назад, Лермонтов поднимает вполне современный вопрос: как найти баланс между заказчиком (в этом случае Журналистом), читателем и самим поэтом? Как писать так, чтобы и высшее общество и «низший свет» понимали и принимали творчество? Нужно ли писать по мановению сердца или же писать на заказ, понимая, что с каждым разом тексты становятся всё более плоскими, а темы более избитыми? Когда искусство снова станет возвышенным? Ответов в произведении не дано. Опять поднимается тема пророческой миссии поэта (последний монолог писателя). Он воображает своего читателя, чувствует его настроения и ожидания, поэт ответственен перед ним. Как и в стихотворении «На смерть поэта» финальные строки несут обличительную, критическую направленность: «неблагодарной» толпе вовсе не нужно открывать, показывать свой внутренний мир, делиться с ней одной из самых интимных вещей – своим творчеством.

В цикле о поэте и поэзии выделяется ещё одно стихотворение – «Пророк». Следует сказать, что Пушкин в 1826 году написал одноимённое стихотворение на подобную тему. Поэт здесь мыслился пророком, призванным «глаголом жечь сердца людей». Вдохновение и способности к сочинительству представляются даром свыше, который передал влачащемуся в пустыне мученику шестикрылый серафим:

«В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул».

Кроме религиозных образов и мотивов, в стихотворении использована возвышенная лексика (архаизмы и библейские слова) для создания торжественности и возвышенного пафоса.
Лермонтов своим «Пророком» (1841) отвечает своему предшественнику, не вступая с ним в полемику, а написав «продолжение» - что стало с Поэтом, которого щедро одарили талантом высшие силы.

«С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока».

Следуя за Пушкиным, Лермонтов вводит в текст стихотворения библейские афоризмы («посыпал пеплом я главу», «в меня все ближние мои бросали бешено каменья») и книжную лексику и устаревшие словоформы: старцы, град. Но функция у этого приёма совершенно другая: показать различие в миропонимании наделённого даром Поэта и той толпы, ради которой он творит. Поэт вновь возвращается в пустыню, нищий, непонятый и чуждый этому миру. Герой стихотворения уходит туда, где его могут понять – свободное от условностей и осуждения место – на природу:

«И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя».

Завершающие строки выдержаны в стиле предыдущих стихотворений этого цикла: глас общества, насмехающегося над творцом, открыто презирающее его.
Поэт в лирике Лермонтова предстаёт отчуждённым, не воспринятым публикой, обречённым на вечное непонимание. Вопреки тому, что образ поэта вписывается в традиционное понимание героя эпохи романтизма, романтические противоречия поэта и толпы снимаются. Поэт и толпа сближаются, так как современная толпа порождает современного поэта, готового отвечать каждому требованию аудитории. Романтическая антитеза растворяется, вместо неё отражена попытка реалистического осмысления проблемы. В цикле М. Ю. Лермонтова о поэте и поэзии отчётливо прослеживается плавный переход от романтизма к реализму, характерный для всех писателей первой величины XIX века.

Образ поэта в лирике. В центре лирического произведения всегда находится образ лирического героя. Он не сливается с образом самого автора, но отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, к общественному строю, к людям; а также - представления поэта о назначе­нии поэзии, о месте и роли поэта в жизни общества.

В. Г. Белинский писал, что назначение поэзии: «…развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как чело­века». Такими же стремлениями проникнуто творчество великих поэтов - А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова - поэтов, имена которых стоят рядом в русской литературе, которые стали гордо­стью и совестью народа. Похожи судьбы этих людей, похожи их взгляды на жизнь. Их произведения развивают в человеке наи­лучшие качества: чувство патриотизма, гуманности, любви к ро­дине, к природе; чувство бескорыстной любви, верной и предан­ной дружбы; стремления к борьбе с несправедливостью, борьбе за свободу.

Схожи также их взгляды на место и роль поэта и поэзии в жиз­ни общества. Обращают на себя внимание даже названия стихот­ворений двух великих поэтов («Пророк», «Поэт»), в которых вы­ражено их понимание роли поэзии.

Всю свою творческую жизнь А, С. Пушкин посвятил тому,«что­бы доказать собою, что такое сам поэт». И сам он в своих стихах ставит перед собой великую задачу, раскрывает смысл и назначе­ние поэзии.

… Обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей, -

пишет А. С. Пушкин в стихотворении «Пророк», в котором он от­ражает величие поэта-пророка, призванного служить людям, волновать их чувства, пробуждать их мысль, вдохновлять их к по­стижению жизни. В этом стихотворении заключен основной смысл жизни и творчества поэта, в нем выражена необыкновенная энер­гия творческого познания, радость всевидящей мудрости. В мо­мент творческого вдохновения все мелкое, приземленное, суетное исчезает, перестает существовать для поэта. «Вещий» взор, «жало мудрыя змеи», а вместо сердца-«угль, пылающий огнем» - имен­но таким должен быть поэт, именно таким представляется нам сам Пушкин. Задача поэзии для него состоит в постоянном стремле­нии к гармонии, чистоте, ясности, одухотворенности.

Также и лермонтовский поэт говорит «простым и гордым» язы­ком об истинных чувствах, - чувствах, достойных человека, ис­тинных человеческих страстях,-

Провозглашатъ я стал любви

И правды чистые ученья, -

пишет Лермонтов.

Задачу поэзии оба автора видели в строгом следовании истине, преданном служении красоте, добру и справедливости. Пушкин призывал поэта равнодушно относиться к «суду глупца» и «смеху толпы холодной», оставаясь твердым в достижении своей главной цели. Быть откликом на «всякий звук», на любое событие; смело и открыто давать оценку всему - такую задачу ставит перед поэтом Пушкин. Голос поэта автор сравнивает с эхом.

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов -

И шлешь ответ.

Используя свой высокий дар, поэт должен воспитывать, вести за собой. Он - страж свободы, «судия позора и обиды», грозящий преступным силам. Именно свобода является непременным усло­вием для творчества Пушкина:

Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум.

… Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум.

Слово «свобода» включает свободу политическую и духовную, свободу от рабства и от национальных, сословных, религиозных и других предрассудков. Тот же призыв к борьбе за свободу, за честь, за «сердце вольное» звучит и в знаменитом стихотворении Лермонтова «Смерть поэта», написанном после трагической ги­бели Пушкина, «свободный, смелый дар» которого стал даром всего великого русского народа. Подобно Пушкину, «с свинцом в груди и с жаждой мести», Лермонтов видит смысл поэзии в воплощении силы и действия. Его поэзия - поэзия героическо­го; его поэт служит национальному подвигу, национальной геро­ике. Быть поэтом, утверждает он, значит, быть голосом народа, совершать высокий гражданский подвиг, звать народ к борьбе за свободу.

Родство поэта и народа - главная идея всего творчества Лер­монтова, его завещание поэзии и поэтам всех времен. Слово поэта в его понимании - «отзыв мыслей благородных», оно должно «вос­пламенять борца для битвы». Именно в этом автор видит основ­ное предназначение поэта.

Стоит, однако, отметить некоторое отличие во взглядах авто­ров на судьбу поэта. Для лирики Лермонтова, особенно для его ранних стихотворений, характерна тема одиночества человека, в том числе одиночества поэта. Молодой Лермонтов смотрит на по­эта как на одинокого избранника «с гордою душой». Он высказы­вает мысль, что «смешно бессмертье на земли». Здесь нет прямой открытости всему задушевному, которая присуща поэзии Пушки­на. Его поэт - «гонимый миром странник». Он задумывается о грядущих временах, когда, по его мнению:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа.

Пушкин же смотрит в будущее с оптимизмом. Его стихотворе­ния проникнуты верой в могущество и бессмертие поэтического слова. Поэт ставит себе при жизни «памятник нерукотворный», он уверен, что поэзия станет достоянием народа, что

… душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Стихотворения двух великих поэтов - Пушкина и Лермонтова ведут за собой, воспитывают в нас высокие чувства. Это по-насто­ящему великое наследие русской литературы, к которому никогда «не зарастет народная тропа».

Образ поэта в лирике Лермонтова теряет многоплановость, свойственную пушкинскому образу. Это прежде всего поэт-пророк. В последний год жизни, в 1841 году, Лермонтов вслед за Пушкиным пишет своего «Пророка». Он начинает стихотворение с того, чем закончил Пушкин: у него поэт уже наделен даром всеведения, он — избранник небес.

Темой стихотворения Лермонтова становится не встреча человека с Богом и сотворение чуда, а отношения избранника-пророка и людей, мира; здесь выстраиваются не отношения поэт — небо, Бог, а поэт — социум. Лермонтов активизирует в образе пророка иной, чем у Пушкина, ряд ассоциаций: пророк не только тот, кто наделен силой всеведения, прозрения, но и тот, кто в силу новизны своего учения и открытой правды пророчества не понят людьми. Ему не верят, над ним смеются, его презирают; он изгнанник и страдалец. Лермонтов использует в своем стихотворении библейские мотивы «побивания камнями» и «посыпания главы пеплом».

В стихотворении «Смерть поэта» (1837) «чернь» увенчивает голову поэта вместо лаврового венка (античного символа торжества поэзии) «терновым венцом» христианского страдания.

Напомним, что в библейской мифологии пророк — тот, кто избран Богом и послан людям для того, чтобы открыть им свой закон и свою волю. Он без страха говорит с властителями, предсказывает пришествие в мир Христа, открывает будущие события. Злые люди насмехаются над пророками и их предсказаниями, преследуют и убивают их. Так Иоанн Креститель был послан в мир, чтобы возвестить пришествие Мессии (Христа), которого называют великим пророком, подобным первому пророку — Моисею, узревшим Бога лицом к лицу. Христос был предан людьми на поругание и позорную казнь. Символом страданий отверженного людьми пророка стал венок из терна с острыми иглами, который в насмешку был надет на голову Христа вместо короны царя нового, предрекаемого Христом мира.

Лермонтовский поэт-пророк всегда одинок, он сразу и избранник, и отверженный. Это — «осмеянный пророк» (см. стихотворение «Поэт», 1838). На презрение, зло, несовершенство мира он отвечает «местью»; его оружие — слово, разящее, как клинок:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

«Как часто, пестрою толпою окружен...» (1840)

Таким образом, Лермонтов по-своему истолковывает тему поэта-пророка, развивая ее в романтическом, трагически-возвышенном ключе. Как трагедия осмысляется Лермонтовым и утрата современным поэтом своего высокого предназначения («Поэт»).

Вражда поэта и общества, осмысленная Пушкиным как конфликт творца и толпы («властительной черни»), истолковывается Лермонтовым как противостояние поэта-избранника, провозглашающего «любви и правды чистые ученья», носителям «злобы и порока».

Похожие публикации