Скачать презентацию на тему язык. Презентация к уроку "Язык как средство общения"

КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ


Соберите пословицу. Запишите, подчеркните орфограммы

  • Язык, мысли, к..роткие, дли..(н, нн)ый.

Язык дли нн ый, мысли к о роткие.


Пословицы о языке

Язык иглы острее.

Язык до Киева доведет.

Язык мой – враг мой.

Язык болтает, а голова отвечает.

На языке мед, а на сердце лед.


Значения слова язык

Орган вкуса

Средство общения

Языки пламени

Язычок ботинка

Язык колокола

Пленный


словосочетания

Русский язык

Язык колокола

Горчит на языке


Виды общения

-Общение с животными

-Общение с помощью жестов и мимики

-Устное и письменное общение


Величайший секрет языка

Предметы стали называть звуками.

Это заменило жесты, мимику и движения.


Как общались между собой первобытные люди

Первобытные люди общались между собой по большей части жестами: взмахами рук, наклонами головы, положением тела.


ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

  • формирующееся информационное общество характеризуется не только расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, но и новыми формами общения;
  • технические средства (телефон, телеграф) заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи;
  • сокращается время передачи информационных потоков, увеличивается их объем и сокращаются расстояния между участниками общения;
  • характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним.

Александр Петрович Сумароков

один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века, создатель репертуара первого русского театра.


русский ученый-энциклопедист, ставший символом русской науки, основоположник нескольких направлений в естествознании, химии, астрономии, приборостроении, географии, металлургии, геологии, истории и филологии, блестящий поэт.

Михаил Васильевич Ломоносов

1711-1765


Свойства языка

Великолепие

Живость

Нежность

Богатство

Краткость


русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик

Иван Сергеевич Тургенев


«Культура и цивилизация» - Понятия «цивилизация» и «культура». Локально-исторический подход. Отношение к культуре. Культура и цивилизация. Существование единой общечеловеческой культуры. Свойства культуры. Три типа цивилизаций. Культура имеет три аспекта. Национальные культуры. Различия исторических путей. Научные подходы к пониманию цивилизации.

«Культурная идентичность» - Время как категория. Контекст. Конфликт культур. Пространство. Культурная дистанция. Культурная идентичность. Ментальные программы. Ряд ключевых элементов. Теория культурной грамотности Э. Хирша. Категоризация культур. Пример исторических или современных явлений. Информационные потоки. Понятия «свой» и «чужой» в культуре.

«Категория культуры» - Познание. Категория культуры. Этимология слова. Проблема. Культура и общество. Социальная реальность. Культура. Культура и смысл. Культура и техника. Культура и человек. Универсальный язык общения. Культура и мир ценностей.

«Развитие современной культуры» - Ускоренный прогресс. Массовая культура. Элитарная культура. Основные направления в развитии современной культуры. Позитивное влияние. Пассивное потребление. Ослабление связей поколений. Разновидности культуры. Причины кризиса культуры. Закончился ХХ век. Направления культуры. Народная культура.

«Личность и культура» - Понятие инкультурации. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется. Культурные ценности. Человек и культура. Законы функционирования культуры. Функции культуры. Культура формирует внутренний мир человека. Структура культуры. Культура - это совокупность всех достижений общества. Социализация и инкультурация.

«Сущность и структура культуры» - Специфика художественной культуры. Значимость физической культуры. Купание Дианы. Здание в стиле космического дизайна. Пространственные искусства. Составляющие художественной культуры. Основания эстетического отношения. Учебный материал. Венера Милосская. Реальная жизнь. Типы соматического сознания.

Всего в теме 23 презентации

12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации – Основной Закон нашего государства.

  • 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации – Основной Закон нашего государства.
  • В Конституции записано: «Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык» (статья 68, пункт 1).
    • По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
    • Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
  • К.Г.Паустовский
Семён Данилов, якутский поэт:
  • Семён Данилов, якутский поэт:
  • Я ко всем наукам ключ имею,
  • Я со всей вселенною знаком –
  • Это потому, что я владею
  • Русским всеохватным языком.
  • Ахмед Ерикеев, татарский поэт:
  • О Россия! Нет песни чудесней,
  • Чем твоя, величавая мать.
  • Свои самые первые песни
  • Я старался по-русски слагать.
  • Мне открыла сокровища мира,
  • Всё, что буду я вечно беречь,
  • Вдохновенная русская лира,
  • Многозвучная русская речь.
Гимн Российской Федерации
  • Россия – священная наша держава,
  • Могучая воля, великая слава –
  • Россия – любимая наша страна.
  • Твое достоянье на все времена!
  • Припев:
  • Предками данная мудрость народная!
  • Братских народов союз вековой,
  • Славься, Отечество наше свободное,
  • Славься, страна! Мы гордимся тобой!
  • Раскинулись наши леса и поля.
  • Одна ты на свете! Одна ты такая –
  • От южных морей до полярного края
  • Хранимая Богом родная земля!
  • Припев:
  • Нам силу дает наша верность Отчизне.
  • Так было, так есть и так будет всегда!
  • Грядущие нам открывают года.
  • Широкий простор для мечты и для жизни…
  • Припев:
Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т.к. нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка.
  • Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т.к. нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка.
  • Великий русский ученый
  • Михаил Васильевич Ломоносов
Попробуйте объяснить причины появления следующих слов и выражений в сказе Н.С.Лескова «Левша».
  • Долбица умножения (таблица умножения), мелкоскоп (микроскоп),
  • досадная укушетка (надоевшая кушетка), тугамент (документ), водоглаз (водолаз), клеветон (фельетон),
  • стирабельная дощечка (доска, на которой написано и можно стереть),
  • студинг (пудинг), правотцы (праотцы)
Прочитайте стихотворение С.А.Есенина. Обратите внимание на выделенные слова.
  • Черная, потом пропахшая выть!
  • Как мне тебя не ласкать, не любить?
  • Выйду на озеро в синюю гать,
  • К сердцу вечерняя льнет благодать.
  • Серым веретьем стоят шалаши,
  • Глухо баюкают хлюпь камыши.
  • Красный костер окровил таганы,
  • В хворосте белые веки луны.
  • Тихо, на корточках, в пятнах зари
  • Слушают сказ старика косари.
  • Где-то вдали, на кукане реки,
  • Дремную песню поют рыбаки.
  • Оловом светится лужная голь…
  • Грустная песня, ты – русская боль.
Диалектизмы
  • Диалектизмы
  • Выть - участок пахотной земли, надел.
  • Гать - настил, насыпь на болоте.
  • Веретьё – грубая ткань из очёсков льна,
  • серое полотно, сшитое из кусков.
  • Таган – железный обруч на ножках, под которым разводят огонь, ставят на него варево.
  • Кукан – островок, пригорок, появляющийся во время спада воды.
Авторские неологизмы
  • Баюкает хлюпь
  • Дрёмная песня
  • Лужная голь
  • Остальная лексика общеупотребительная
Владимир Иванович Даль - автор «Толкового словаря живого великорусского языка», включившего около 200 000 слов. В этом словаре были и слова, которые В.И.Даль придумал сам, стремясь избавить современный ему литературный язык от излишних, по его мнению, заимствований. Какие способы словообразования использует В.И.Даль в следующих случаях? этимология – корнесловие, этнография – народописанье, хирургия – рукочиние, психиатрия-душеврачеванье, идеология- мыслесловие, анатомия-телословие, акустика-звукословие, библиография-книгознание;
  • этимология – корнесловие, этнография – народописанье, хирургия – рукочиние, психиатрия-душеврачеванье, идеология- мыслесловие, анатомия-телословие, акустика-звукословие, библиография-книгознание;
  • гимнаст-ловкосил, фантаст-пустомысл,
  • пессимист-худодум, патриот-отчизнолюб,
  • кокетка-миловидница;
  • синоним-однослов, лексикон-словотолк,
  • аксиома-ясноистина, аорта - царь-жила,
  • пульс-жилобой.
Николай Васильевич Гоголь о языке…
  • «Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовётся слово британца; легким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово»
Правила к подготовке публичной речи
  • 1. Внешний вид и внутренняя готовность к выступлению.
  • 2. Расширение словарного запаса, остроумные высказывания.
  • 3. Вызвать доверие публики, не прятать глаза (культура выступления).
  • 4. Конкретизация высказывания.
Самая большая ценность народа его язык. Язык на котором
  • Самая большая ценность народа его язык. Язык на котором
  • он пишет говорит думает. Думает! Это надо понять досконально,
  • во всей значимости во всей многозначимости и
  • многозначительности этого факта. Ведь это значит что вся
  • сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
  • Эмоции ощущения только окрашивают то что мы думаем или
  • подталкивают мысль в каком-то отношении но мысли наши
  • формулируются языком.
  • Вернейший способ узнать человека его умственное развитие
  • его моральный облик его характер прислушаться к тому как он
  • говорит.
  • Если мы замечаем манеру человека себя держать его
  • походку его поведение и по ним судим о человеке иногда, впро-
  • чем, ошибочно то язык человека - гораздо более точный
  • показатель его человеческих качеств его культуры.
  • Итак есть язык народа как показатель его культуры и язык
  • отдельного человека как показатель его личных качеств.
  • Д.С.Лихачев
  • Пословицы и поговорки
  • Язык телу якорь. Язык с богом беседует. Мал язык, да всем телом владеет. Язык мал, великим человеком ворочает. Мал язык - горами качает. Языком, что рогачом. Язык - стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает. Язык языку весть подает. Язык языку ответ дает, а голова смекает. Язык голову кормит (он же и до побоев доводит). Язык поит и кормит, и спину порет. Язык хлебом кормит и дело портит. Язык один, и в будни и в праздник. Язык до Киева доведет
  • Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Один говорит - красно, двое говорят - пестро. Во многословии не без пустословия. Бог дал два уха, а один язык.
Фразеологические обороты о языке
  • Точить лясы, балясы – «заниматься пустой болтовней, пустословить» .
  • держать язык на привязи – «молчать, не болтать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях»;
  • проглотить язык - «замолчать, перестать говорить, болтать»
  • набрать в рот воды- «хранить упорное молчание, ничего не говорить»;
  • держать язык за зубами- «молчать, не болтать, не говорить- лишнего»;
  • тянуть кота за хвост – «нудно, медленно говорить»;
  • без обиняков – «прямо, открыто, откровенно, не прибегая к хитростям» и т. д.
Домашнее задание
  • Домашнее задание
  • упр. № 55, выполнить в тестах вариант 2-3 (только задание В)

Происхождение Родился в помещичьей семье, в Симбирске, отец прапорщик Михаил Петрович Языков (), мать Екатерина Александровна Ермолова. На 12-м году был отдан в институт горных инженеров в Петербурге, а по окончании в нём курса поступил в инженерный корпус; но не чувствуя призвания к занятиям математикой и увлекаясь поэзией, решил, по совету профессора словесности в Дерптском университете, известного литератора А. Ф. Воейкова, перейти в этот университет (1820). В 1819 году дебютировал в печати (на страницах «Соревнователя просвещения и благотворения»).


Симбирские годы В 1829 г., накопив в Дерпте долгов, Языков переселился в Москву, в дом своих друзей Елагиных, якобы для подготовки к экзаменам в Казанском университете, но в начале 1830-х годов переехал в свою симбирскую деревню, Языково, где и прожил несколько лет, «наслаждаясь», как он сам говорил, «поэтической ленью». В сентябре 1833 года проездом в Оренбург и обратно здесь бывал А. С. Пушкин. «Прибежищем поэзии» называли этот дом в первой половине XIX века, здесь бывали декабрист В. П. Ивашев, поэт-партизан Д. В. Давыдов, мыслитель А. С. Хомяков. Во время пребывания в деревне Языков через своего будущего зятя (мужа сестры) А. С. Хомякова и племянника Д. А. Валуева начинает сближаться со славянофилами. В 1831 году вместе с П. В. Киреевским принимается за сбор материалов по русской народной поэзии. Также в этот период увлёкся гомеопатией, стал переводить с немецкого сочинения на эту тему.


На водах «Здоровье, подорванное дерптскими излишествами, стало изменять ему очень рано». Осенью 1836 г. с новой силой возобновились одно время было ослабевшие его недуги солитер, болезнь спинного мозга и др., которые начали так быстро прогрессировать, что поэт вскоре не мог прямо ходить и весной следующего года принужден был уехать для лечения в Москву, куда сопровождал его П. В. Киреевский. Знаменитый врач Иноземцев, осмотрев Языкова, посоветовал ему как можно скорее ехать за границу. Киреевский сопровождал его сначала в Мариенбад, потом в Ганау, Крейцнах и Гаштейн. В Ганау Языков сблизился с Гоголем, который в 1842 г. повез его с собой в Венецию и Рим. Гоголь называл Языкова своим любимым поэтом: «Имя Языков пришлось ему недаром. Владеет он языком, как араб диким конём своим, да еще как бы хвастается своею властью». Дружба Языкова и Гоголя вначале была горячей и искренней, хотя выражалась преимущественно в сочувственном отношении каждого из них к таланту другого, свойственной им обоим религиозности и сходных телесных недугах. Из-за мелких житейских дрязг они расстались, но продолжали переписываться.


Последние годы В 1843 году затосковавший по родине Языков вернулся в Москву в состоянии уже совершенно безнадежном. Никуда не выходя из своей квартиры, он медленно угасал; единственным развлечением были для него устроенные им у себя еженедельные собрания знакомых литераторов. Под влиянием друзей окончательно перейдя на позиции славянофильства, он в довольно грубой форме критиковал западников, а в 1844 году обрушился на них бранным посланием «К не нашим» (ходило в списках, опубликовано в 1871 году), в котором все члены западнического кружка объявлены были врагами отечества. В ответ Некрасов в стихах, а Белинский и Герцен в прозе резко осудили Языкова и к нему пристал ярлык реакционера. Как писал сам Языков...Эти стихи сделали дело, разделили то, что не должно было быть вместе, отделили овец от козлищ, польза большая!.. Едва ли можно называть духом партии действие, какое бы оно ни было, противу тех, которые хотят доказать, что они имеют не только право, но и обязанность презирать народ русский, и доказать тем, что в нём много порчи, тогда как эту порчу родило, воспитало и ещё родит и воспитывает именно то, что они называют своим убеждением!






День рождение Языкова Каждый год в Литературном музее «Дом Языковых» проходит празднование дня рождения уроженца Симбирска, выдающегося поэта пушкинской плеяды Николая Михайловича Языкова (–). В честь этой знаменательной даты в родовом особняке поэта (ныне – здание музея) звучат как стихи самого Языкова, так и стихотворные посвящения, адресованные ему. В 2008 году, к 205-летию со дня рождения поэта-симбирянина, сотрудники Литературного музея «Дом Языковых» представили выставку «Золотой Языковский век», разделы которой были посвящены деятельности семьи Языковых и её вкладу в развитие культуры, науки, общественной жизни Симбирской губернии и России.






Пушкин в Симбирске «Село Языково, 65 верст от Симбирска. 12 сент. Пишу тебе из деревни поэта Языкова, к которому заехал и не нашел дома... Здесь я нашел старшего брата Языкова, человека чрезвычайно замечательного и которого готов я полюбить, как люблю Плетнева или Нащокина. Я провел с (ним) вечер... и оставил его для тебя, а теперь оставляю тебя для него». (Пишет Пушкин о Петре Михайловиче Языкове.) В следующий раз Пушкин застал в селе Языкове не одного только Петра Михайловича. В письме от 2 октября 1833 года, посланном из Болдина, Пушкин рассказывает жене: «Проезжая мимо Языкова, я к нему заехал отобедать, застал всех трех братьев, отобедал с ними очень весело, ночевал и отправился сюда».


Пушкин Языкову Языков, кто тебе внушил Твое посланье удалое? Как ты шалишь, и как ты мил, Какой избыток чувств и сил, Какое буйство молодое! Нет, не кастальскою водой Ты воспоил свою камену; Пегас иную Иппокрену Копытом вышиб пред тобой. Она не хладной льется влагой, Но пенится хмельною брагой; Она разымчива, пьяна, Как сей напиток благородный, Слиянье рому и вина, Без примеси воды негодной, В Тригорском жаждою свободной Открытый в наши времена.


Языков Пушкину О ты, чья дружба мне дороже Приветов ласковой молвы, Милее девицы пригожей, Святее царской головы! Огнем стихов ознаменую Те достохвальные края И ту годину золотую, Где и когда мы: ты да я, Два сына Руси православной, Два первенца полночных Муз, Постановили своенравно Наш поэтический союз!


Языково Поселок, центр городского поселения Карсунского района житель по местным данным, 4217 по переписи (2010г). Языково – одно из самых интересных историко-культурных мест Среднего Поволжья. Здесь находится родовое имение дворян Языковых. В своё время барскую усадьбу посещали многие известные деятели России. К поэту Николаю Языкову и его братьям Петру и Александру приезжал А.С. Пушкин (в 1833 г.), неоднократно здесь бывал Денис Давыдов, поэт и переводчик Дмитрий Ознобишин, поэт Александр Хомяков, собиратель народных песен Петр Киреевский. В начале XX в. здесь жила певица Н.О. Степанова-Шевченко, гостили композиторы А. Варламов и С. Прокофьев, шахматист Алёхин и другие.


Старинная усадьба В 1827 году в усадьбе Языковых был построен господский дом, являющийся типичным примером архитектуры эпохи классицизма. Известный симбирский историк и общественный деятель В.Н. Поливанов так описывает дом в начале XX века: «Сохранившийся в малоизменённом виде барский деревянный дом красиво господствует над окружающей местностью и с террасы его открывается обширный вид на соседние поля и перелески».
Судьба музея Родовая усадьба симбирских дворян Языковых существует со 2-й пол. XVIII в. Это отчизна замечательного русского поэта Н.М. Языкова, учёного геолога- палеонтолога и историка П.М. Языкова, фольклориста и общественного деятеля А.М. Языкова. Здесь неоднократно бывали поэт и герой Отечественной войны 1812 г. Д.В. Давыдов, собиратель народных песен П.В. Киреевский, издатель «Синбирского сборника» Д.А. Валуев, поэт и переводчик Д.П. Ознобишин и многие другие. В сентябре 1833 г. усадьбу дважды посетил А.С. Пушкин. Вплоть до 1917 года в господском доме сохранялась комната, в которой в 1833 г. останавливался А.С. Пушкин. В 1922 году дом Языковых сгорел. Параллельно со строительством дома начинается и закладка парка. В 1804 году высаживаются вязы, которые создали парадную аллею, ведущую к будущему дому и другие породы деревьев. К 1830-м гг. парк уже состоит из двух частей: регулярной (французской) – перед парадным фасадом дома и пейзажной (английской) - перед прудами. В плане 1858 года усадьба обозначена уже со всеми её постройками: верхним прудом, плотиной, дорогой через плотину, усадебным домом и другими объектами комплекса. Всё в расположении усадьбы было композиционно продумано и соответствовало классической эпохе.

Похожие публикации