Презентация придаточные определительные. Сложноподчинённые предложения с придаточным определительными

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными 9 класс Полякова О.Е., учитель русского языка и литературы МОУ ГСОШ филиал д. Василёво, Калязинский район Тверская область

Словарная работа Гости(н,нн)ая, инт.нсивный, ко(м,мм)ентарий, п.пулярный, п.рламен(т, ц)кий, р.ц.нзия, р.жи(с,сс)ёр, оп.ратор, гума(н,нн)ый, ас(в,ф)альт, б.тонный, к.мпре(с,сс)ия, к.нспект, гиган(ц,т)ский, к.ло(с,сс)альный, к.л.рит, мирово(з,зз)рение. А кк омпан е мент, а кк омпанировать

Синтаксическая разминка Мне не хочет(?)ся думать ни(о)чем серьезном, хочется только всматриват(?)ся и вслушиват(?)ся. Воздух чист и душист, каждый луч солнца полон жизни. На сердце светло и радостно. - Запишите предложения, обозначьте орфограммы, выделите грамматическую основу во втором предложении и начертите схему.

Проверим , - Каким по строению является это предложение? И

Сложное предложение союзное бессоюзное Сложносочиненное сложноподчиненное Повторим!

Сложноподчинённое предложение ,() главное придаточное Установилась снежная, морозная погода которая бывает в начале декабря. , [ сущ. ] ,(которая) Какая?

Основные группы СПП по значению

C ПП с придаточными определительными На какой вопрос отвечают? К какому слову относятся? Как прикрепляются к определяемым словам? Может ли употребляться указательное слово? Каково место придаточной части по отношению к главной? § 10, теория Упр. 91(1)

Итоги урока Что узнали нового? Чему научились?

Домашнее задание § 10, упражнение 91(11) Понятно ли задание?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

На уроке выделяются отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными, предупреждаются ошибки в построении данного типа предложений. Раскрываются особенности употребления союз...

Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"

Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным".

В уроке используется дифференцированный подход при повторении сложного предложения, а также попутно повторяется материал литературы (теория стихосложения)....

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.Урок в 11 классе с использованием местного материала

Материалы для урока, которые помогут повторить тему и провести экспресс-контроль знаний обучающихся по заданию А 25 ЕГЭ....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".

Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....

Слайд 2

Цели урока: Формировать навыки составления определительных придаточных; Выявлять смысловые оттенки, которые вносят союзные слова в определительное придаточное предложение.

Слайд 3

Выполните задания: Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение. Произведите его синтаксический разбор. Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перси дождевые, солнце нити золотит. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам: [Безличное], [зато… двусоставное]. [Неопределенно-личное], [также…двусоставное].

Слайд 4

Выборочный (графический) диктант Составьте схемы только сложноподчиненных предложений. Любовь и дружество для вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. (А.С.Пушкин)

Слайд 5

Выборочный (графический) диктант 2. Ему судьба готовила Путь славный, Имя громкое народное заступника, Чахотку и Сибирь. (Н.А.Некрасов) Составьте схемы только сложноподчиненных предложений.

Слайд 6

Выборочный (графический) диктант - Составьте схемы только сложноподчиненных предложений. 3. Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни. (Н.А.Некрасов)

Слайд 7

Выборочный (графический) диктант - Составьте схемы только сложноподчиненных предложений. 4. Пожелаем, чтоб не меркнул Правды луч в краю родном… (А.Плещеев)

Слайд 8

Выборочный (графический) диктант - Составьте схемы только сложноподчиненных предложений. Мы никогда не забудем имена героев, жизнь которых служит для нас «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету».

Слайд 9

Проверь себя: [Двусоставное],(как …двусоставное). Простое (Когда б… двусоставное), [двусоставное]. [Определенно-личное], (чтоб… двусоставное). [Двусоставное], (… которых… двусоставное).

Слайд 10

Определение какой? чей? какого? чьего? и т.д. Определительное придаточное предложение какой? чей? какого? чьего? и т.д. Запишитевтетрадь:

Слайд 11

Теоретический материал Придаточные определительные отвечают на вопросы определения. Они относятся к члену главного предложения, выраженному существительным, и всегда стоят после него. К главному предложению придаточные определительные прикрепляются союзными словами который, какой, чей, что, где. Когда и др. Вы самый удивительный человек, какого я когда-либо встречал. В главном может быть указательное слово, выделяющее то существительное (или сочетание существительного в прилагательным), к которому относится придаточное. Союзное слово заменяет определяемое существительное (или сочетание существительного с прилагательным): Много лет мечтал он о такой роли, какую сыграл сегодня.

Слайд 12

Теоретический материал Для выражения признаков предмета могут быть использованы различные средства языка: прилагательные, причастия, обособленные определения, придаточные определительные. Одна и та же мысль может быть выражена различными синтаксическими конструкциями, но они отличаются или оттенкамизначения, или сферойупотребления. Так, сложноподчиненное предложение с придаточным определительным употребляется как в разговорной речи, так и в книжной, причастный оборот – преимущественно в книжной.

Слайд 13

О причастии говорил А.С.Пушкин: «Причастия обыкновенно избегают в разговоре. Мы не говорим карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет, - заменяя краткость причастия вялым оборотом». Чаще всего замена вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.

Придаточные определительные

  • Автор разработки: Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы школы №3 г.Осинники
  • Цели урока:
  • Формировать навыки составления определительных придаточных;
  • Выявлять смысловые оттенки, которые вносят союзные слова в определительное придаточное предложение.
  • Выполните задания:
  • Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом и . Запишите полученное предложение. Произведите его синтаксический разбор.
  • Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перси дождевые, солнце нити золотит.
  • Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:
  • [Безличное], [зато … двусоставное].
  • [Неопределенно-личное], [также …двусоставное].
  • Любовь и дружество для вас
  • Дойдут сквозь мрачные затворы,
  • Как в ваши каторжные норы
  • Доходит мой свободный глас.
  • (А.С.Пушкин)
  • Выборочный (графический) диктант
  • 2. Ему судьба готовила
  • Путь славный,
  • Имя громкое народное заступника,
  • Чахотку и Сибирь.
  • (Н.А.Некрасов)
  • Составьте схемы только сложноподчиненных предложений.
  • Выборочный (графический) диктант
  • 3. Природа-мать! Когда б таких людей
  • Ты иногда не посылала миру,
  • Заглохла б нива жизни.
  • (Н.А.Некрасов)
  • Выборочный (графический) диктант
  • - Составьте схемы только сложноподчиненных предложений.
  • 4. Пожелаем, чтоб не меркнул
  • Правды луч в краю родном…
  • (А.Плещеев)
  • Выборочный (графический) диктант
  • - Составьте схемы только сложноподчиненных предложений.
  • Мы никогда не забудем имена героев, жизнь которых служит для нас «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету».
  • Проверь себя:
  • [Двусоставное], (как …двусоставное).
  • Простое
  • (Когда б… двусоставное), [двусоставное].
  • [Определенно-личное], (чтоб… двусоставное).
  • [Двусоставное], (… которых… двусоставное).
  • Определение
  • какой? чей?
  • какого? чьего? и т.д.
  • Определительное придаточное
  • предложение
  • какой? чей? какого?
  • чьего?
  • и т.д.
  • Запишите в тетрадь :
  • Теоретический материал
  • Придаточные определительные отвечают на вопросы определения. Они относятся к члену главного предложения, выраженному существительным, и всегда стоят после него. К главному предложению придаточные определительные прикрепляются союзными словами который, какой, чей, что, где. Когда и др.
  • Вы самый удивительный человек, какого я когда-либо встречал .
  • В главном может быть указательное слово, выделяющее то существительное (или сочетание существительного в прилагательным), к которому относится придаточное. Союзное слово заменяет определяемое существительное (или сочетание существительного с прилагательным): Много лет мечтал он о такой роли, какую сыграл сегодня.
  • Теоретический материал
  • Для выражения признаков предмета могут быть использованы различные средства языка: прилагательные, причастия, обособленные определения, придаточные определительные.
  • Одна и та же мысль может быть выражена различными синтаксическими конструкциями, но они отличаются или оттенками значения , или сферой употребления . Так, сложноподчиненное предложение с придаточным определительным употребляется как в разговорной речи, так и в книжной, причастный оборот – преимущественно в книжной.
  • О причастии говорил А.С.Пушкин:
  • «Причастия обыкновенно избегают в
  • разговоре. Мы не говорим карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет, - заменяя краткость причастия вялым оборотом».
  • Чаще всего замена
  • вызывается необходимостью
  • избежать в тексте однообразия конструкций.
  • Задание
  • -
  • Задание
  • - Придумайте к каждой картинке по два предложения: 1-ое - с придаточным определительным, 2-ое – с причастным оборотом.
  • Упражнения 120, 124, 125
  • Домашнее задание :
  • § 213; из текстов художественной литературы выпишите примеры сложноподчиненных предложений в придаточными определительными (5-7 предложений).

    Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, интерактивный тест.
    Тип урока : изучение нового материала

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    Здравствуйте. Садитесь. Я рада вас видеть. Мы начинаем изучать новую тему. Она, конечно, не очень простая, но, я уверена, вы всё поймёте.

    2.Актуализация знаний.

    -Фронтальный опрос.

    Давайте сначала вспомним, что мы изучаем.

    Какой раздел науки о языке мы изучаем? - синтаксис

    Что изучает синтаксис? - изучает словосочетание и предложение

    Какие предложения вы знаете?

    Какое предложение называется сложным? (п., которое имеет в своё составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно)

    Назовите виды сложных предложений. (БСП, ССП, СПП).

    Какой вид СП мы сейчас изучаем? -СПП

    А как вы знаете СПП, мы узнаем после цифрового диктанта.

    -Работа в группах 3 группы

    -Цифровой диктант

    Прочитайте утверждения (распечатка на каждой парте). Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны - поставьте 0. Аргументируйте свой выбор.

    1. Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.
    2. Придаточное предложение всегда стоит после главного.
    3. Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.
    4. Части сложноподчиненного предложения равноправны.
    5. Союзное слово не является членом предложения.
    6. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.
    7. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.
    8. В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.

    Ответ: 10100111.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными » »


Цели и задачи:

находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

  • производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
  • правильно употреблять в речи данные виды предложений;
  • правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
  • составлять схемы предложений с придаточными определительными.

ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ГЛУХО ВОРЧАЛА.

КАКУЮ?

 … СУЩ.  , (КОТОРАЯ …)

БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ.

КАКОМУ?

 … СУЩ.  , (ГДЕ …)

УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ ВНУТРИ САДА.

КАКОЙ?(

МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ ПАРКА.

КАКУЮ?

 … СУЩ.  , (ЧТО …)


  • Сложноподчиненным предложением с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой, чей и присоединяется при помощи союзного слова.

ПЛАН

Вид придаточного.

На какой вопрос отвечает?

ОТВЕТЫ

К чему прикрепляется в главном?

Определительное.

Средства связи.

Есть ли указательные слова?

К существительному.

Позиция по отношению к главному?

Союзные слова (который, что, где, куда и др.)

Да (тот, такой и др.)

Фиксированная (всегда после определяемого слова)


Конструирование СПП с помощью союзного слова КОТОРЫЙ

  • Сосна, посаженная дедом, давно превратилась в могучее дерево.
  • Ночная птица, вылетевшая из кустов, бесшумно пронеслась мимо.

  • Сосна, которую посадил дед, давно превратилась в могучее дерево.
  • Ночная птица, которая вылетела из кустов, бесшумно пронеслась мимо.

  • Исправьте предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, куда, откуда, когда . Исправленные предложения запишите, расставляя знаки препинания. Образец:. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. – Город, где я родился...  1. Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи.
  • 2. Год в который я переселился в Астану был богат такими событиями которые (не) возможно забыть.
  • 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в который все еще спали

  • Мы въехали в посёлок, который находился в лощине, которая начиналась сразу же за лесом.  Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью. На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид. Образец: Мы въехали в посёлок, находящийся в лощине, которая..........................

Похожие публикации