Презентация по биологии водные растворы в природе. Использование водных растворов


Вода в природе Вода – это озёра, реки, моря, океаны. Вода есть в воздухе, почве, под землёй. Вода – это ледники в горах и облака в небе. Вода входит в состав всех живых организмов. Вода и жизнь не отделимы друг от друга. Но вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи. Вода – это: - передвижение (плоты, лодки, корабли); - поддержание чистоты; - движение машин, вырабатывающих электрический ток; - переносит тепло по трубам; - растворение красок, крашение кожи и ткани; - изготовление бумаги, мыла, стекла, выпечка хлеба; - полив растений и др. Во многом человек зависит от такого свойства воды как способность растворять другие вещества.


Универсальный растворитель Вода является универсальным растворителем. В воде растворяются газообразные, жидкие и твердые вещества. Водные растворы находят широкое применение в жизнедеятельности человека. Все мы с вами пили сладкий чай, присаливали суп или разводили краски. Сахар, соль, краски растворились в воде. Тоже самое происходит и с некоторыми другими веществами.


Растворимые и нерастворимые Вещества, которые растворяются в воде (соль, сахар, мёд), называются растворимыми. Вода для них – растворитель. То, что получается после растворения, называют раствором. Но если попробовать насыпать в воду песок, то он не растворится. Песок и другие подобные вещества (мел, глина) называются нерастворимыми.


Контрольные вопросы Как называют воду за способность растворять другие вещества? Растворитель Как называются вещества, растворяющиеся в воде? Растворимые Как называются вещества, не растворяющиеся в воде? Нерастворимые Как называется то, что получается после растворения вещества в воде? Раствор


Источники 1. Федотова О.Н. и др., «Окружающий мир», часть 1., Интернет-сайт 3.Интернет-сайт festival.1september.rufestival.1september.ru 4.Интернет-сайт 900igr.net900igr.net 5.Интернет-сайт

«Значение растворов» - Мармелад. Кисель. H2O – растворитель. Растворы в природе. Растворы в кулинарии. Маринад. Тузлук. Геологическая роль воды. Рассол. Материалы к уроку «Значение растворов». Н2О – реагент Na2O + H2O = 2NaOH. Органические растворители. Значение растворов. Вода в химическом процессе.

«Использования воды» - Более глубокие слои должны срабатываться со скоростью не более 1 м в сутки. Специальные гидравлические расчеты. К вопросу правил управления. Цель и задачи «правил». Экологические и санитарные требования к режиму работы водохранилищ. Экологические требования в нижнем бьефе. История разработки и применения «Правил» насчитывает около четырех десятилетий.

«Использование анимации» - Что такое СЛАЙД? Для каждого слайда используйте разные виды анимации. Практическая работа: Например: «Жалюзи». Или «Прямоугольник». Повторение: Повторение. Или по отдельным буквам. Или «перемещение вправо-вниз». Что такое анимация? Презентацию можно «оживить» с помощью анимации. Запишите в тетради: Текст может появляться целиком,

«Ток в растворах» - Диэлектрики. Электрический ток в твердых телах. Исследование электропроводности твердых тел. Механизм электролитической диссоциации. Схема электролитической диссоциации. NaCl кристаллический СuSO4 кристаллический Сахар Чистая вода Неэлектролиты: оксиды. Лабораторный опыт: Демонстрация электролитической проводимости растворов.

«Водные растения» - Рассчитан на 36 учебных часов. Форма занятия экологического кружка: интерактивная. «Виртуальная экскурсия с элементами исследования». Курс предлагается для учащихся 6-х классов. Учитель по ходу выполнения задания корректирует поисковую деятельность учащихся. Содержание опережающего задания: Задание № 1 Подобрать материал о водорослях в пресных водоемах.

«Охрана водных ресурсов» - Сели. Крупный металлургический комбинат в сутки потребляет около 1 млн. Охрана вод. Водный кадастр. В сутки человек потребляет 300-400 л воды. Снегопады. М3 воды. Наводнения. Для производства 1т резины – 1500М3воды. Гололёд. Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счётчику. Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 4.1 стр.54-58, стр.58 № 11,12


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА:

1. РАСТВОР

2. РАСТВОРИТЕЛЬ

3. РАСТВОРЁННОЕ ВЕЩЕСТВО

4. ТИПЫ РАСТВОРОВ

5. КОНЦЕНТРАЦИЯ РАСТВОРЁННОГО ВЕЩЕСТВА

6. МАССОВАЯ ДОЛЯ РАСТВОРЁННОГО ВЕЩЕСТВА


Проблемная ситуация:

  • Ребята, мы все с вами настолько сильно привыкли к наличию в нашей жизни воды, что для нас сам этот факт является как данность, обыденность!

«В нашем мире не хватает воды, и он обречён на голод» (Раймонд Фюрон-франц. учёный)

ВОПРОС:

Что учёный хотел сказать своим высказыванием?

Проблема в том, что нашей планете грозит жажда. Возможно ли такое? Ведь кругом полным-полно воды!

Но беда в том, что почти вся эта вода солёная, морская.

Пресной воды на Земле только 2%, примерно 30 миллионов километров кубических.

ВОПРОС:

Ребята, для чего нужна всем живым существам вода, включая и человека?


Вода –весьма распространённое вещество на Земле!

  • Почти ¾ поверхности земного шара покрыто водой, образуя моря, океаны, реки и зёра.
  • Много воды в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере.
  • В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах гор и в полярных странах.
  • В недрах земли, пропитывающая почву и горные породы.

Состав воды:

  • Гумбольт и Гей-Люссак доказали, что 2 атома водорода и атом кислорода, соединяясь в молекулы, рождают воду.
  • Вода-минерал (образовавшийся естественным путём), смесь 42 веществ-соединений 3-х разных водородов с тремя разными кислородами (изотопы водорода: протий- H2O , дейтерий- D2O и тритий - Т2О и кислорода(16 О, 17 О и 18 О))

Аномалии воды:

1. Высокие температуры плавления и кипения

2. Высокая теплоёмкость

3. Высокая скрытая теплота испарения и плавления

4. При замерзании расширяется на 9% к прежнему объёму

6. Самое большое поверхностное натяжение

7. Лучший в мире растворитель


Определения:

Раствор - это гомогенная смесь, состоящая из двух и более компонентов.

Растворитель - это среда в которой растворённые вещества равномерно распределены в виде молекул и ионов (в большем количестве).

Растворённое вещество - компонент жидкого или твердого раствора, который присутствует в меньшем или незначительном количестве (т.е. растворён в растворителе).


Типы растворов:

1. Насыщенный (см. учебник стр. 55)

2. Ненасыщенный (см. учебник стр. 55)

3. Пересыщенный (см. учебник стр. 55)

4. Концентрированный (см. учебник стр. 56)

5. Разбавленный (см. учебник стр. 56)


Растворимость(или коэффициент растворимости)

Растворимость вещества показывает, сколько вещества в граммах может раствориться в 1 л воды или сколько вещества в граммах может раствориться в 100 г растворителя.

Отношение массы вещества, образующего насыщенный раствор при данной температуре, к объему растворителя называется растворимостью этого вещества или коэффициентом растворимости.

  • Пользуясь учебником стр. 55 выписать самостоятельно классификацию растворов по растворимости.

Концентрация раствора

Конц.р-ра- это содержание растворённого вещества в растворе (настойка йода 5%, уксусная кислота 70% и т.д.).

Выражается через массовую долю вещества (см. стр.57 учебника)

m(раствора) = m (растворённого вещества) + m (растворителя)

m (раствора) = V* p

Плотность воды = 1г/мл

Задачи стр. уч-ка 59 № 8,9,10,11.


Молярная концентрация раствора

  • Молярная концентрация C(B) показывает, сколько моль растворённого вещества содержится в 1 литре раствора.
  • C(B) = n(B) / V = m(B) / (M(B) V),
  • где М(B) - молярная масса растворенного вещества г/моль.
  • Пример:

Какую массу хромата калия K2CrO4 нужно взять для приготовления 1,2 л 0,1 М раствора?

M(K2CrO4) = C(K2CrO4) V M(K2CrO4) = 0,1 моль/л 1,2 л 194 г/моль = 23,3 г.

Ответ: для приготовления 1,2 л 0,1 М раствора нужно взять 23,3 г K2CrO4 и растворить в воде, а объём довести до 1,2 литра.


Литература:

1. Акимушкин И.И. «Занимательная биология», Смоленск: Русич,1999

2. Учебник О.С. Габриелян, Остроумов И.Г. «Химия для профессий и специальностей технического профиля», Москва: изд.центр «Академия, 2012»

3. Н.Л. Глинка «Общая химия», Москва: Интеграл-Пресс,2007

Похожие публикации