Презентация на тему святого нестора летописца. Презентация по литературному чтению "летописец нестор"

Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный (ок. 1056–114) - монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории .

9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие. Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.

Ученый монах Нестор

Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.

В то время, по словам преподобного Нестора

чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие - только сырое.

Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси . В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным », «окаянным », «недостойным рабом Божиим ». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе », даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.

Первые литературные труды Нестора Летописца

Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда ». В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:

Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.

Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца - «Житие преподобного Феодосия Печерского ». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.

Цель моя, - пишет Нестор, - чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.

Несторова летопись «Повесть временных лет»

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет » дошла до нас в составе более поздних сводов:

  1. Лаврентьевской летописи (1377 г.)
  2. Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
  3. Ипатьевской летописи (XV в.).

Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы . Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.

«Повесть временных лет » - великое создание отца русской истории.
Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть ».

История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии , показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир - главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем . Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Летопись Нестора «Повесть временных лет » нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа - русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? - вот вопросы, которые стояли перед Нестором.

«Повесть временных лет». Исследования

Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев . Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву . Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.

Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов - это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах » (1908 год) и «Повесть временных лет » (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича .

Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.

Александр Сергеевич Пушкин , создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов » (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего ».

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр , игумен Выдубицкого Киевского монастыря ; игумен Моисей , продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий - автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель - и как писатель, и как молитвенник.

Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете » оковало серебром раку преподобного.

Вниманию всех любителей русской истории

Русская летописная история - это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире . В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Презентацию на тему "Биография Нестора." можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Разные. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 2

Биография.

НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ, Печерский (ок. 1056-1114), составитель “Повести временных лет”, родился в Киеве, в семнадцать лет поступил в Киево-Печерскую обитель послушником. Принял его сам основатель монастыря прп. Феодосий. Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. По пострижении в монашество он был удостоен сана иеродиакона. Основным его послушанием в монастыре стало книжное дело. Помимо “Повести временных лет” им написано житие первых русских святых - страстотерпцев Бориса и Глеба, житие прп. Феодосия - основоположника правильной монастырской жизни на Руси, сказания о первых печерских подвижниках и мн. др.

Слайд 3

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись"). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель "Киево-Печерского Патерика". Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора. Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Слайд 4

Произведения.

Первым письменным произведением Нестора стало Житие Святых Бориса и Глеба. Произведение поражает своим красноречием и глубиной мысли. Затем за авторством Нестора идет житие преподобного Феодосия Печорского Основная работа Нестора – летопись «Повесть временных лет». Начало работы над ней датировано 1112 годом. До сих пор, «Повесть временных лет» является одним из основных источников знаний по русской истории. Нестору удалось прекрасно изложить имеющуюся у него информацию, поведать то, что знает он сам. Летопись Нестора рассказывает нам о княгине Ольге, первых русских князьях, о крещении Руси.

Слайд 5

Философские взгляды.

Философия истории по Нестору имеет религиозную основу: роду человеческому Бог предопределил путь добра, однако по наущению дьявола люди постоянно оступаются, совершают преступления, забывают о заветах Всевышнего и несут за это заслуженную кару. Людям дана свобода выбора - жить «по Богу» или «по дьяволу». В результате могут происходить ужасные события, может восторжествовать зло. Как преодолеть эту напасть? Укреплять государство, покорять другие народы, добывать больше материальных благ; говоря обобщенно и на современный лад, встать на путь неуклонного научно-технического прогресса?

Слайд 6

Нестор отвечает: «...Обратимся к добру; взыщите праведного суда, избавьте обижаемого; обратимся к покаянию, не воздавая злом за зло, клеветой за клевету, но возлюбим Господа Бога нашего, постом, и рыданием, и слезами омывая все прегрешения наши, не так, что словом только называемся христианами, а живем как язычники».

Слайд 7

Нестор, судя по всему, не ставил перед собой задачи детально анализировать причины и движущие силы общественного развития (опять-таки, выражаясь современным языком и не учитывая особенности средневекового мировоззрения). Для Нестора главная цель летописания иная. Ее постарался сформулировать Д.С. Лихачев: «Показать, что русский народ не без роду и племени, что он имеет свою историю, которой вправе гордиться, - такова замечательная по своему времени цель, которую поставил себе составитель «Повести». «Повесть временных лет» должна была напомнить князьям о славе и величии родины, о мудрой политике их предшественников и об исконном единстве Русской земли».

Слайд 8

Не менее важной целью труда Нестора было стремление укоренить в сознании читателя христианские духовные ценности. По его словам, нашествие «поганых» - это «бич Божий» Преодолеть все испытания, козни нечистого и жить по совести, справедливости, добру в трудолюбии и братстве - вот к чему, по мысли Нестора, должны стремиться и каждый человек, и весь народ. Именно таков путь к Богу.

Слайд 9

Отметим еще одну, характерную черту мировоззрения Нестора. Он придает огромное значение слову, языковому единству племен как основе их культурной общности. Он очень рассудительно и честно освещает ставший впоследствии болезненным для целых поколений российских историков вопрос о происхождении имени Русь. По его словам, когда среди северных славян началась родовая вражда (что вполне естественно при переходе к государственному устройству), они решили призвать «третью силу» в лице сильного князя с дружиной «и пошли за море к варягам, к Руси». У него главный признак, отличающий общность людей, - язык, а не религия и не племенная принадлежность. Мысль очень важная. Общность языка означает единство культуры.




Научное творчество, да и сама жизнь А.А.Шахматова - редчайший пример гениальности в историко-филологической науке. Сегодня, когда наше общество пробует найти более верные ориентиры в своем прошлом, обращение к наследию ученого и переиздание его работ своевременно и актуально. Творчество А.А.Шахматова - пример того, как может и должен работать русский ученый. Данное издание - не академическое, цель его - дать широкому кругу исследователей в единой публикации все работы А.А.Шахматова по русскому летописанию, что предпринимается впервые. Хронологический принцип соблюдается как при составлении всех томов, так и при формировании каждого тома в отдельности. В первом томе собраны все исследования ученого, посвященные Нестору летописцу и истории раннего русского летописания XI - XII вв. Шахматов, А. А. История русского летописания [Текст] / А. А. Шахматов. – М.: Наука, с. илл. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Книга 2. Раннее русское летописание XI - XII вв с. : илл.


Рассказы русских летописей XII-XIV вв. [Текст] / [сост., предисл., пер. и поясн. Т. Н. Михельсон; рис. Т. Мавриной]. – М.: Детская литература, – 254, с.: ил. – (Школьная библиотека). В книгу вошли избранные рассказы из русских летописей, повествующие о событиях XII-XIV столетий: о смерти Владимира Мономаха, о княжеских распрях и борьбе за киевский стол, о жизни в Новгороде и Владимире, о князе Александре Невском, о монголо-татарском нашествии, о победе Дмитрия Донского над Ордою.


Вернадский, Г. В. Киевская Русь [Текст] / Г. В. Вернадский; пер. с англ.: Е. П. Беренштейн, Б. Л. Губман, О. В. Строганова. – М.: Аграф; Тверь: ЛЕАН, – 445 с. – (История России). Киевская Русь – вторая книга Истории России Г. В. Вернадского, посвящена периоду от прихода варягов до монголо-татарского нашествия. На основе громадного количества источников автор сделал попытку отобразить все стороны жизни раннего русского государства. Книга предназначена для широкого круга читателей.


В Киевской Руси, как и во всех странах, после появления и распространения письменности, при княжьих дворах, монастырях начинают вести записи о происходивших событиях. Для удобства читающего все эти записи распределялись по годам. Так появились на свет первые исторические книги – летописи.


Рассказы Начальной русской летописи [Текст] / науч. ред., сост. и авт.послесл. Д. С. Лихачев; пер.с древнерус. и поясн. Т. Н. Михельсон. – М.: Детская литература, – 148, с.: илл. «Начальная русская летопись» – так принято называть «Повесть временных лет», составленную монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века на основании многих предшествующих летописей и других источников. В это издавние, конечно, «Повесть временных лет» вошла не полностью. В книгу вошли те рассказы, которые стали непременным элементом знаний каждого образованного человека, которые вошли в русскую литературу, послужив основой для исторических и драматических произведений, опер и картин. В книге собрано множество рассказов, переведенных с древнерусского языка Т. Н. Михельсоном, повествующих об исторических вехах в создании Русского государства, о пути из Варяг в Греки, о Рюрике, Олеге, Владимире, Ярославе и многих других, прославивших землю русскую.


Доверить составление летописи можно было отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для написания летописного свода отбирали самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя одного из самых первых русских летописцев – Нестора. Преподобный Нестор Летописец – отец истории Киевской Руси Нестор Летописец Васнецов В.М.


Приселков, М. Д. Нестор Летописец [Текст] / М.Д.Приселков. - М.: Русский мир, с. Рассказ о преподобном Несторе Летописце Печерском, подготовленный специально для юных читателей Мартиновичем Александром Андреевичем. Детям предстоит узнать о Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, о ее иноках, а главное, о первом русском историке – Несторе Летописце, о его земной жизни и служении.




Михеев, С. М. Кто писал «Повесть временных лет» ? [Текст] – М.: Индрик, – 280 с.- (Славяно-германские исследования; Т.6) Книга посвящена истории текста «Повести временных лет», определению того, какие ее части когда и кем были написаны. Автором выстраивается реконструкция истории бытования рукописей «Повести временных лет» в связи с историей летописания XII–XIV веков. В тексте начальной летописи автор выделяет несколько групп лексических, синтаксических и иных особенностей, которые предлагает отнести к маркерам стиля разных авторов; на основании этого делается попытка по возможности детально стратифицировать текст «Повести временных лет» и реконструировать историю начального летописания. Для специалистов по Древней Руси, источниковедов, текстологов.


Главньїй источник наших знаний о древней Руси средневековьіе летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитьівается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в XI в. и окончив его спустя семь столетий. Извлечь из поздней летописи ее первоначальное ядро, вьіяснить, как, когда и с какой целью эти исходньїе тексты подвергались переделкам, порой снижающим их достоверность, задача современньїх историков, вооруженньїх сложной методикой, которая совершенствуется в каждом новом исследовавии. Книга М. X. Алешковского вводит читателя в творческую лабораторию историка, исследующего самую раннюю русскую летопись Повесть временньїх лет, стоящую у кольібели отечестзенной истории и отечественной литературьі. Алешковский, М.Х. Повесть временных лет [Текст] : Судьба литературного произведения в Древней Руси. - М.: Наука, – 234 с. : илл. активна


Воскобойников, М. В. Первая обитель: (Нестор Летописец и печерские старцы) [Текст] / Валерий Воскобойников; худож. В. Алексеев. - СПб: Лицей, – 31 с.: илл. Князь Изяслав приказал построить в Киеве каменный храм в честь святого великомученика Димитрия, потому что при крещении был назван его именем. Однажды у входа в пещеру появился семнадцатилетний юноша. Со слезами на глазах стал он умолять Феодосия принять его в обитель Звали его Нестор. С годами к его имени добавилось ещё одно Летописец…


Иртенина, Н. В. Нестор-летописец [Текст] / Наталья Валерьевна Иртенина. – М.; Вече, с. – (Всемирная история в романах) В начале 1070-х гг. в Печерском монастыре под Киевом, будущей прославленной лавре, поселился молодой, хорошо образованный послушник. Ни мирского имени его, ни того, как он жил до 17 лет, мы не знаем. Но многое из того, что теперь известно о Древней Руси IX–XI столетий, сохранило перо именно этого человека преподобного Нестора-летописца. Юность Нестора выпала на годы "триумвирата" князей Ярославичей сыновей Ярослава Мудрого. Это время первых столкновений Руси с новой волной степняков-агрессоров половцев; время, когда в крещеной Русской земле высоко подняла голову языческая "оппозиция" и по стране полыхнули мятежи, возглавленные волхвами; время, когда в Печерском монастыре закладывались многие традиции Святой Руси; наконец, время, когда княжеский "триумвират" дал большую трещину и предсмертный завет Ярослава Мудрого "жить в любви" едва не был забыт


Молитва Преподобному Нестору Летописцу О преподобне отче, премудре наставниче и Боголюбезне подвижниче Несторе Летописче! Предстояй со дерзновением престолу Вечныя Славы, не забуди нас грешных и недостойных, бурями страстей отягченных, и ходатайством твоим непрестанным защити страну нашу, тебе присную, и соотчичи твоя от всяких зол и скорбей. Утверди сердца наша в православней вере, отечество свое научи любити и в братолюбии крепце пребывати. Настави нас на стези спасения, да молитвами твоими, заступниче наш, внидем в вечное Царство славы, восхваляюще Господа и прославляюще твое заступление во веки веков. Аминь Преподобный Нестор Летописец Печерский Икона XIX век


Як парость виноградної лози, Плекайте мову. Пильно й ненастанно Політь бурян. Чистіша від сльози Вона хай буде. Вірно і слухняно Нехай вона щоразу служить вам, Хоч і живе своїм живим життям. Максим Рильський 9 ноября верующие православной Церкви отмечают день памяти преподобного Нестора летописца, в Ближних Пещерах почивающий в день его преставления. В этот день каждый год Украина отмечает День украинской письменности и языка в честь летописца преподобного Нестора




«Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево- Печерского монастыря Нестором. В науке летописи называют летописными сводами, так как каждый автор в своём повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития и различные документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил начальный свод (), которому, в свою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, используя переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца ХI - начала ХII века/ «Повесть временных лет» МИНИАТЮРЫ


«Повість минулих літ» - не просто літопис, пам"ятка української писемності ХІ-ХП ст., а й високохудожня поетична книга, своєрідна хрестоматія, збірник епічних пісень, легенд та переказів; це перша, найдавніша історія українського народу, написана на замовлення Вічності. Вона є букварем нашої національної свідомості, глибоких патріотичних почуттів, пронесених народом крізь тися­чоліття. Переказав літописні оповіді для дітей талановитий майстер художнього сло­ва, лауреат літературної премії імені Лесі Українки Віктор Близнець (). Переказ двічі виходив у видавництві «Веселка» (1982, 1989), нині здійснюється його третє видання за редакцією і з післямовою професора Василя Яременка та історичними поясненнями за редакцією доктора історич­них наук Володимира Рички. Повість минулих літ:літописні оповіді [Текст] / переказ Віктора Близнеця; Художник Георгій Якутович. - К.: Веселка, с активна


Изборник: Повести Древней Руси [Текст] / сост. и прим.: Л. А. Дмитриева, Н. В. Понырко; вступ. ст.: Д. С. Лихачев. – М.: Художественная литература, – 446 с. – (Классики и современники). « Изборник» включает в себя лучшие образцы письменных памятников Древней Руси от «Повестей временных лет» (XI в.) до первых светских повестей XVIII в. В этих произведениях отразились героические и трагические страницы отечественной истории («Слово о полку Игореве», «Задонщина»), попытки запечатлеть представления об окружающем мире («Хождение за три моря» Афанасия Никитина), стремление довести до потомков образы современников, воплощающие собой символы нравственной чистоты и силы («Сказание о житии Александра Невского»). В книгу вошли также отрывки из «Жития протопопа Аввакума», высоко оцененные многими классиками русской литературы.


Образ Нестора Летописца в памятниках культуры Образ Нестора Летописца, мудрого хранителя сокровищницы отечественной истории, вдохновлял и продолжает вдохновлять художников и писателей на создание новых памятников культуры. Преподобный Нестор- летописец. Икона. Нач. XX века.


Никологорская, О.А. Картины истории России [Текст] / Ольга Анатольевна Никологорская. – Казань: Идеал-Пресс, – 312 с.; илл.: 255 илл. Книга посвящена живописным полотнам русских художников, обращенным к истории России. В книге представлены полотна Репина, Сурикова, Виктора Васнецова, Серова, Рериха, Бенуа, Кустодиева, а также художников более позднего времени. Имеется материал о работе скульптора М.М. Антокольского «Нестор-летописец». Задача книги – заинтересовать читателя и дать ему толчок для самостоятельного, более глубокого знакомства с российской историей и культурой.


В. М. Васнецов г. Сохранились его слова о пользе книжной премудрости: "Великая бывает польза от учения книжного, - говорил он, - книги… учат нас…, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах напечатана глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". Антокольский М.М. Нестор Летописец 1890 г. Мрамор В образе Нестора скульптор стремился изобразить человека, отрешенного от мирской суеты, ушедшего в свой внутренний просветленный душевный мир. Летописец запечатлен сидящим за простым столом. Естественна и непринужденна его поза, чуть ссутулилась спина, наклонена голова. Сосредоточен и задумчив взгляд печальных глаз. Безупречное владение мрамором, богатая игра света и тени на лице и одежде придают статуе особую жизненность. Свет отражается от гладкой поверхности деревянного пюпитра и освещает лицо, руки. Там, где резец скульптора воспроизводит складки морщинистой кожи лица Нестора, свет словно поглощается матовой поверхностью мрамора, прерывается тенями впадин.


Памятник Нестору Летописцу монумент в честь автора «Повести временных лет» Нестора. Установлен в 1988 г. в небольшом сквере на углу улиц Мазепы и Цитадельной, неподалеку от Киево-Печерской лавры. Авторы ск. Ф. Согоян, арх. М. Кислый. Общая высота 2,75 м.


В начале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киевеумага, акварель В иконах Васнецова нашли выражение сердечная теплота ("Прокопий Устюжский", "Сергий Радонежский"), духовная мудрость ("Нестор Летописец", "Алипий иконописец"), отвага и стойкость ("Андрей Боголюбский", "Княгиня Ольга"), качества, характерные именно для русских святых. Нестор Летописец Виктор Васнецов,


Недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду - И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Борис Годунов» В Ближних пещерах Киево- Печерской Лавры среди святых останков преподобных отцов хранятся святые и нетленные мощи Нестора Летописца. Каждый подошедший к гробнице с мощами преподобного Нестора видит над ней серебряную дощечку с выгравированной в XIX веке надписью, где запечатлены слова благодарности «отцу российской истории» от всех любителей истории и древностей российских. Здесь, в тишине древних монастырских пещер, неразлучно соединились святость и родная история.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Краткая биография Летописец Нестор Презентацию пoдгoтoвила ученица 4 класса Титoва Дарья Кл.рук. Прохоренко Н.Ю.

2 слайд

Описание слайда:

Неоценимый вклад в историю русской земли внес величайший сочинитель того времени, историограф, Нестор. Благодаря его работам, люди узнали, как жили их предки, как появилась Русь, какие нравы и обычаи существовали много лет назад. О жизни Преподобного Нестора мы можем узнать лишь малую часть благодаря его трудам. Точных данных о годах рождения нет. Принято считать, что летописец появился на свет в 1064 году в Киеве. По всей видимости, летописец был родом из зажиточной семьи, потому что в то время хорошее образование было недоступно простым людям. О его родных и близких нет никаких фактов. Достигнув возраста 17 лет, Нестор стал послушником Киево- Печерского монастыря. Спустя какое-то время юноша принял постриг. В обители было много почтенных монахов. Нестору они стали хорошим образцом для подражания. Он упорно учился, занимался духовным саморазвитием. Главной обязанностью, Нестора было составление летописей. Многие монахи занимались летописанием, так как были грамотными, но для Нестора – это стало делом жизни. Постоянно находясь в учениях и молитве, Нестор испытывал непреодолимое стремление к познанию истории.

3 слайд

Описание слайда:

Главным трудом великого писателя является работа «Повесть временных лет». Писать ее Нестор начал в 1112 году. Это произведение доныне представляет собой огромную историческую ценность. Нестор подробно и точно довел до нас информацию о становлении Руси. Он был большим специалистом в этой области, то, что знал сам, о том и поведал миру. Кроме «Повести временных лет» писатель сотворил не менее значимые произведения, такие как « Житие Бориса и Глеба», историю жизни первых святых на земле русской, а также «Житие преподобного Феодосия Печорского», нравоучителя самого Нестора. Нестор жил в непростое время, на Русь постоянно нападали враги, разорители. Монастырь, в котором жил и трудился великий сочинитель, подвергся набегу кочевников, после этого разгрома, Нестор прибывал в печали, несмотря на неприятности, летописец не опустил руки и продолжил трудиться.

4 слайд

Описание слайда:

По некоторым данным Преподобный Нестор дожил до 58 лет, а по другим, более поздним, до 65 лет, похоронен святой в пещерах монастыря, где прошел весь его жизненный путь. Мощи Нестора нетленны и чудотворны. Множество людей обращаются за помощью к Преподобному Нестору, чтят и поклоняются мощам мудрого старца.

Похожие публикации