Площадь Тяньаньмэнь 天安门广场. Тяньаньмэнь

События на площади Тяньаньмэнь 1989 года, также известные как "события 4 июня" - серия демонстраций в Китайской Народной Республике, продолжавшихся с 15 апреля по 4 июня 1989 года.

Основные акции проходили на центральной площади Тяньаньмэнь в Пекине. Главными участниками выступлений были студенты, которые требовали от властей ответа: почему обещанные политические реформы отстают от экономических. Количество митингующих увеличивалось, к студентам присоединялись рабочие, служащие, бизнесмены и даже полицейские. Интеллектуалы полагали, что правительство погрязло в коррупции и управляет страной тоталитарными методами, рабочие считали, что реформы в Китае зашли слишком далеко и возникшая в результате высокая инфляция и безработица угрожает им и их семьям.

Протестующие разбили на площади палаточный лагерь. Бывали дни, когда на площади собиралось до миллиона человек. Под влиянием событий в Пекине начались демонстрации в других городах и, прежде всего, в Шанхае.

События на площади Тяньаньмэнь происходили накануне важнейшего государственного визита в КНР Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева (15-18 мая), имевшего целью нормализацию отношений между Советским Союзом и Китаем. В центре Пекина советский руководитель должен был возложить венок к Памятнику народным героям. Студенты приготовились его приветствовать и даже изготовили для этого плакаты на русском языке: "Демократия - наша общая мечта!". Однако на площадь Тяньаньмэнь Михаил Горбачев не пришел и на все вопросы корреспондентов о его отношении к происходящему неизменно отвечал, что это - внутреннее дело Китая.

19 мая правительство КНР специальным указом запретило все манифестации. После того, как участники протестов отказались подчиниться призывам правительства разойтись, мнения руководства компартии Китая на предмет разрешения ситуации разделились. В итоге было принято решение отвергнуть все требования протестующих и использовать для подавления беспорядков силовые методы. 20 мая правительство ввело военное положение.

30 мая была предпринята попытка мирно вытеснить людей с площади Тяньаньмэнь. Однако манифестанты воспрепятствовали продвижению колонн бронетехники.

В ночь с 3 на 4 июня в Пекин вошли армейские подразделения с танками, которым протестующие оказали вооруженное сопротивление, особенно ожесточенное на южном и западном подступах к Тяньаньмэнь. Демонстранты забрасывали танки камнями и бутылками с зажигательной смесью. Войска применили слезоточивый газ и оружие.

В результате столкновений в центре Пекина погибли как мирные жители, так и военнослужащие, однако о конкретном количестве жертв до сих пор идут споры.

Китайское правительство объявило о 241 жертве , но список погибших опубликован не был. Оценки количества погибших среди гражданского населения разнятся от 400-800 человек до 3000 человек. Количество раненых, как правило, оценивается от 7 до 10 тысяч. Некоторые источники говорят о трех тысячах раненых гражданских и шести тысячах раненых военных.

После подавления акций правительство произвело масштабную серию арестов среди оставшихся сторонников протестов, наложило запрет на распространение иностранной прессы и поставило под свой строгий контроль освещение событий в китайских СМИ. Подавление демонстраций вызвало волну международного осуждения правительства КНР, следствием чего стали различные санкции и другие меры в отношении Китая.

И проследуем на восток ко входу в Храм Верховного Наследования (太庙 - Таймяо - Taimiao - Supreme Ancestral Temple). Храм был построен в 1420 году при правлении императора Юнлэ (Yongle 永樂) династии Мин. В нем хранились таблички предков правящих императоров. Еще недавно он назывался Дворцом Культуры Рабочих (Лаодунжэньминь Вэньхуагун - Laodongrenmin Wenhuagong - Working People"s Cultural Palace), где занимались детские творческие коллективы.

В период правления династий Мин и Цин во время важных мероприятий император должен был прийти в этот храм и принести жертвы своим предкам. Храм был построен одновременно с Императорским Дворцом (Запретным Городом) и по принципу "предки слева, государство справа" - традиционной схемой, принятой в императорской столице.

Зал Жертвоприношений - популярный фон для фотографов

Храм Верховного Наследования имеет прямоугольную форму и окружен тремя последовательными стенами красного цвета. В плане храм симметричен: входные ворота, мост из белого мрамора, ворота для алебард и три больших зала - все лежит на одной центральной оси, окруженной павильонами, кухнями, складами, боковыми залами и аллеями древних кипарисов. Общая площадь комплекса составляет около 140000 квадратных метров.

В старые времена Храм Верховного Наследования был полон людьми только во время жертвоприношений, а в остальные дни стоял пустой за исключением нескольких управляющих, которые охраняли ворота и следили за стаей серых журавлей, живущих здесь. Храм оставался в руках императорской семьи даже после отречения последнего императора династии Цин.

Позже храм был переименован в Парк Мира (和平 - Хэпин - Heping - Peace Park) и открыт для публики в 1926 году, но это длилось недолго. 1-го мая 1950 года в первый День Труда после основания Китайской Народной Республики Храм Верховного Наследования был снова открыт для посещения. На его южных воротах была установлена огромная надпись "Дворец Культуры Рабочих", написанная самим Мао Цзэдуном. Такое название связано с тем, что в некоторых залах и павильонах располагались студии для занятий танцами и пением.

Алебардовые Ворота

В парк можно попасть через несколько ворот, хотя главный вход считается южный. Мы войдем в храм через северо-западные ворота и будем спускаться на юг, чтобы в конце концов выйти на Площадь Тяньаньмэнь. Далее по тексту идет описание основных достопримечательностей Храма Верховного Наследования. Хочу отметить, что на сайте есть отдельная интерактивная карта храма и ее версия для печати .

Пройдя через кассы западных ворот, направимся к центральной оси комплекса, где находится вход во двор Родового Храма. Сами Западные ворота были построены во времена династии Мин. Говорят, что император Юнчжэн (Yongzheng 雍正) династии Цин использовал их вместо главных из соображений безопасности. Тогда же были построены еще одни внутренние ворота на севере и на востоке, чтобы избежать встречи с наемными убийцами.

Внутренняя стена окружает самое северное из трех главных строений комплекса - Родовой Храм (祧庙 - Тяомяо - Tiaomiao - Ancestral Shrine) или как его называют Задний Зал. Храм был построен в 1491 году, имея в длину 9 пролетов (61,99 метра), а в ширину 4 пролета (20,33 метра). При династии Цин здесь хранились таблички четырех предков императоров: Чжаоцзу (Zhaozu) в середине, Синцзу (Xingzu) и Сианьцзу (Xianzu) слева и Цзинцзу (Jingzu) справа. В конце каждого года эти таблички переносились в для церемонии. В самом Родовом Храме чиновники по приказу императора приносили жертвы духам предков в первый месяц каждого сезона.

Китайская звонница

Родовой Храм имеет свой двор, окруженный стеной. Внутри двора стоят два боковых зала, где хранились инструменты для церемоний жертвоприношений. Автор сайта еще застал время, когда здесь находился Дворец Культуры Рабочих - заглянув внутрь, можно было увидеть, как занимаются песенные и танцевальные группы.

Сейчас здесь находится китайская звонница (Chinese Peace Bell), которая была создана по образу Звонницы Князя И (Chime Bells of Marquis Yi) государства Чжэн (Zeng State), что существовало 2400 лет назад. Эта звонница должна была возвестить о наступлении нового тысячелетия. В ноябре 1999 года ее поместили в , а утром 1 января 2000 года Президент Цзян Цзэминь (Jiang Zemin) ударил в нее первый раз.

Сама звонница - это 108 колоколов, подвешенных на трехэтажную раму высотой 3,8 метра, шириной 21 метр весом в 17 тонн. Верхний ряд состоит из 34 колоколов, которые представляют 31 провинцию и автономные регионы Китая, а также Гонконг , Макао и Тайвань. Второй ряд колоколов говорит об 56 этнических группах Китая. На нижнем ярусе находятся 18 колоколов, 16 из которых представляют 16 периодов истории Китая, а 2 по бокам - Мир и Развитие.

Зал Жертвоприношений

На самом большом колоколе весом 320 кг можно увидеть золотую надпись: Китайская Звонница Мира возвещает Вечный Мир, сделанную Президентом Цзян Цзэминем. Обратите внимание на узоры на красной раме - это не старинные орнаменты, а рисунки, представляющие современную реальность - всего около 12000. По бокам от звонницы стоят каменные и нефритовые резонаторы.

За Родовым Храмом можно увидеть внутреннею стену храма, а в стене - Ворота Покрытые Плиткой. Ворота состоят из трех проходов: посредине - арочного типа и двух по краям. Ворота венчают семь крыш, покрытых желтой черепицей.

Следующий зал храма (средний) - Зал Покоя (寝殿 - Циньдянь - Qindian - Resting Hall). У этого зала одноуровневая крыша, покрытая желтой черепицей. В длину он 9 пролетов (62,31 метра), в ширину 4 пролета (20,54 метра) и в высоту 21,95 метров. Зал стоит на основании в стиле Сумеру из белого мрамора, которое окружено каменными перилами и парапетами, украшенными резными драконами и фениксами. По центру лестницы находится каменное панно, как в .

Каменное панно Зала Жертвоприношений

В зале хранятся жертвенные таблички предков императоров. Кроме того, внутри стоит трон, а также жертвенные столы, кровати, тюфяки и подушки. В конце династии Цин в этом зале хранились таблички девяти императоров и императриц, среди которых: Тяньмин (Tianming 天命), Чундэ (Chongde 崇德), Шуньчжи (Shunzhi 順治), Канси (Kangxi 康熙), Юнчжэн (Yongzheng 雍正), Цяньлун (Qianlong 乾隆) и других. За день до проведения церемонии жертвоприношения таблички должны были быть перенесены на трон в Зале Жертвоприношений, а затем возвращались обратно после ее окончания.

Следующее строение храма - Зал Жертвоприношений, но прежде, чем подняться в этот зал, обратите внимание на каменные панно в центре лестниц, ведущих наверх. Подобные панно есть и у других залов этого храма, но это самое впечатляющее. Оно поделено на три части, каждая из которых сделана из цельного блока гранита с вырезанными узорами, символизирующими верховную власть - дракон в облаках, лев, перекатывающий шар и морские животные. Эта каменная резьба считается одной из лучших подобного рода сделанной во времена династии Мин.

Зал Жертвоприношений (享殿 - Сяндянь - Xiangdian - Sacrificial Hall) - самое большое строение Храма Верховного Наследования. Его еще называют Передний Зал или Зал Молитв в Честь Предков (Hall for Worship of Ancestors). Зал был построен в 1420 году, а в последующие годы постоянно перестраивался, но все же сохранил конструкцию, принятую при династии Мин. У зала двухскатная крыша, покрытая желтой черепицей. Над входом в зал подвешена табличка в рамке с узором из девяти драконов, на которой позолоченными буквами написано "Храм Верховного Наследования" на китайском и манжурском языках.

Мосты через ров

Зал в длину 11 пролетов (68,2 метра), в ширину шесть пролетов (30,2 метра) и в высоту 32,46 метров. Зал стоит на трехуровневом основании из белого мрамора высотой 3,46 метров. 68 красных колонн зала сделаны из цельных стволов дерева наньму, из которых самое высокое достигает высоты 13,32 метра, а самое большое в диаметре 1,2 метра. Это крупнейший дворцовый зал в Китае, построенный из дерева наньму. Подволоки крыши украшены позолоченными рисунками, а пол выложен специальными "золотыми кирпичами".

Зал Жертвоприношений был местом, где императоры династий Мин и Цин проводили церемонии принесения жертв в честь своих предков. Во времена династии Цин такие церемонии проводились в первый месяц каждого из четырех сезонов, в конце каждого года и во время таких важных событий, как: свадьба, похороны, восхождение на трон, приход к власти, жалование дворянского титула, война. В то время в зале находился позолоченный трон, а также жертвенные принадлежности: бамбуковый стол и подношения - рис, зерно, фрукты, овощи, благовония, свечи, вино и т.д. Перед проведением великой церемонии Жертвенные Таблички Предков должны были быть перенесены из и в этот зал.

Мраморные драконы

Южнее этого зала вы увидите стену, в которой стоят Алебардовые Ворота (戟门 - Цзимэнь - Jimen - Halberd Gate) - церемониальные ворота храма. Они сделаны в виде зала (пять пролетов в длину и два в ширину), стоящего на основании в стиле Сумеру, отороченного перилами из белого мрамора. По основанию поднимаются лестницы в девять ступеней, в центре которых - каменное панно с драконами. По бокам от этих ворот стоят еще одни дополнительные. В старые времена здесь хранили 120 алебард, украшенных золотыми драконами, красными ручками и серебряными наконечниками. Все они исчезли при вторжении сил альянса восьми государств в 1900 году.

Обратите внимание, слева от Алебардовых Ворот стоит печь для сжигания жертвенного шелка и проспектов из Зала Жертвоприношений. Печь сделана в виде небольшого павильона.

Пройдя через среднюю стену храма, вы увидите мраморные мосты, перекинутые через ров, за которым стоят еще одни Ворота Покрытые Плиткой (琉璃门 - Люлимэнь - Liulimen - Glazed Gate). Эти ворота в средней стене храма были построены при династии Мин и перестроены при династии Цин. Это главные ворота в храм. Ворота состоят из трех арочных проходов посредине и двух с балочными перекрытиями по краям. Их крыши покрыты желтой плиткой, а архитрав сделан из желтых и зеленых держателей со свисающими колоннами в виде лотосов. Основание - из белого мрамора.

Печь для сжигания жертвенного шелка и проспектов

Время работы храма: 06:30 - 19:30 (апрель - октябрь) 07:00 - 17:30 (ноябрь - март) Билеты: 2 юаня (только парк) Выставка колоколов в Родовом Храме: 10 юаней (ноябрь - март) 15 юаней (апрель - октябрь)

О событиях 4 июня до сих пор очень мало подробностей. Всё дело в том, что происходящее на площади Тяньаньмэнь в Пекине китайские власти перевели в разряд государственной тайны. Вспоминая очередную годовщину тех событий, остальной мир очень хотел бы узнать правду, но в ответ китайцы отвечают, что это их внутреннее дело.

И не надо соваться в нашу страну. Теперь, когда Китай – промышленная столица мира и одна из самых сильных экономик в мире, они имеют полное право на жёсткий ответ. Даже американцы ведут очень аккуратную политику в отношении Китая, потому что Поднебесная может очень больно ударить в ответ. Можно сказать, что сегодня Китай – это своего рода Советский Союз образца своих лучших времён. И пускай у них нет того мирового геополитического влияния, которое было у нашей страны, но в контексте глобальной экономики китайский дракон уже пугает многих. Возвращаясь к событиям 4 июня, не мешало бы вспомнить, что же произошло в тот день и какое влияние это оказало на дальнейшую судьбу Китая?

Примерно в конце 1970-х годов в Китае пришли к пониманию того, что действующая система нуждается в реформах.

Прежде всего речь шла об экономике, которая в условиях стремительного развития западного капитализма должна была стать более открытой к внешнему миру. Предполагалось, что от коммунистических идей Мао Цзэдуна Китайская Республика должна была постепенно перейти к так называемому социализму с китайской спецификой. То есть в рамках социалистической системы попытаться внедрить западный капитализм. За проведение реформ взялся тогдашний лидер Китая Дэн Сяопин. Следует отметить, что реформы были начаты «снизу», то есть под инициативой самого населения.

И это не совсем то, что произошло в нашей стране, когда Горбачёв провозгласил «Перестройку», а население лишь недоумевало, что вообще происходит в стране. Где та спокойная жизнь, которой мы жили вчера, и что делает этот человек в очках. Как и в случае с Горбачёвым, китайский лидер также был открыт к западному миру. Но есть одно важное отличие от советских реформ – Дэн Сяопин предпочитал проводить реформы, сохранив основополагающие принципы: КНР как единая страна, а так же оставить ведущую роль Коммунистической партии Китая. Тогда как у нас в СССР разрушили всё старое, не построив нового.

Тем не менее, реформы Сяопина не прошли гладко . Дело в том, что многие китайцы считали, что реформы Дэна зашли слишком далеко, и это привело к огромной инфляции и безработице . И всё это на фоне роскошной жизни чиновников, которые погрязли в коррупции и произволе. Как итог в 1986-1987 годах в Китае вспыхнули первые масштабные протесты . Основным лозунгом протестующих стало сообщение, которое звучит как «Дадао тангуан» , то есть «Долой продажных чинуш!» . Тогдашний председатель Коммунистической партии Ху Яобан поддержал демонстрантов. Он вообще был человеком либеральных взглядов, и по своей идеологии очень походил на Горбачёва. Так, Ху Яобан считал, что страна нуждается не только в экономических реформах, проводимых Дэн Сяопином, но в не меньшей степени Китаю нужны политические реформы, которые бы покончили с партийной диктатурой . С этим никак не мог согласиться сам Сяопин, который был не против экономических преобразований, но при этом он был убеждён, что попытка резкого перехода Китая от социалистической системы к западной демократии может привести к непредсказуемым последствиям. Как показало время, именно Сяопин оказался прав, сохранив страну, которая сегодня является мировым лидером. Другое дело, что Ху Яобан смотрел далеко вперёд , и нельзя сказать, что его взгляды ошибочны.

В какой-то степени идеи Ху Яобана – это то, к чему ещё не пришёл Китай, но может прийти в будущем (хотя сегодня поверить в это очень сложно). То есть резкое снижение роли партии , сменяемость власти, открытое общество и отсутствие в стране цензуры. Сегодня от всего этого Китай далёк, как никогда. Неизвестно, к чему текущая политическая закрытость приведёт в перспективе, но сегодня такая система чувствует себя довольно устойчиво . Тем временем разногласия между Дэн Сяопином и партией с одной стороны, и генсеком Ху Яобаном с другой, со временем лишь нарастали. Это привело к тому, что в 1987 году Ху Яобан подал в отставку с поста председателя Коммунистической партии. Спустя два года, в 1989 году Ху Яобан почувствовал резкое недомогание и был госпитализирован с сердечным приступом. А спустя неделю – 15 апреля 1989 года его не стало. Конечно, для прогрессивной части китайского общества его кончина стала большим потрясением. Ведь с его именем люди связывали реформы в сторону западной демократии. Которым уже не суждено было сбыться. Но уход Ху Яобана не прошёл незаметным – в тот же день студенты объявили о новой забастовке. Как повод напомнить китайским властям о том, что в стране царит произвол и коррупция.

Примерно в течение двух недель это были вялотекущие акции протеста в четырёх городах: в Пекине, Шанхае, Ухане и Чунцине. Но уже 27 апреля 1989 года ситуация резко обострилась , когда протестующие захватили площадь Тяньаньмэнь в центре Пекина. На площади был развёрнут палаточный городок, благодаря которому акции протеста лишь нарастали. Всё это продолжалось почти месяц, но 20 мая 1989 года , после отказа демонстрантов подчиниться и разойтись, китайские власти ввели военное положение в Пекине. Кульминация событий наступила утром 3 июня 1989 года . В этот день на площадь попытались прорваться силовые подразделения , но были отброшены демонстрантами. Тогда Дэн Сяопин отдал судьбоносный приказ – ввести на площадь войска и силой разогнать демонстрантов . Вечером 3 июня 1989 года в Пекин вошли армейские подразделения и тяжёлая техника – колонна танков. Был отдан приказ направиться в сторону площади Тяньаньмэнь для разгона протестующих. Но всё оказалось не так просто. Китайская армия встретила вооружённое сопротивление со стороны демонстрантов. В свою очередь подавить наступление танков демонстранты пытались, используя коктейли Молотова.

3 июня 1989 года в Китае де-факто началась гражданская война. Такой жестокости китайцы ещё не видели. Чтобы воспрепятствовать продвижению колонны танков, протестующие переворачивали на пути военных автобусы, тракторы и грузовики . Часть демонстрантов использовали стальные ограждения с целью повреждения гусениц бронетехники. Когда удавалось остановить передвижение танков, происходило ужасное – демонстранты залезали на броню танков, закрывали воздухозаборники и поджигали танки. Таким образом солдаты просто сгорали заживо. Однако жестокость со стороны протестующих порождала жестокость со стороны властей. Площадь была подавлена со применением большой силы. Когда военные смогли прорваться на площадь, демонстранты попали под шквальный автоматный огонь . Таким образом всех, кто оставался в палаточном городке, китайские власти просто расстреливали. Наутро 4 июня 1989 года площадь была зачищена. Хотя последствия этих действий были просто ужасающими – палаточный лагерь был завален трупами , а неподалёку стояли дымившиеся остатки танков.

Все, кому в тот день удалось выжить из числа протестующих, были задержаны и объявлены преступниками. Многие были приговорены к смертной казни . В стране на события 4 июня была объявлена жёсткая цензура в СМИ. Все сообщения публиковались только после одобрения китайских властей. До сих пор точно неизвестно, сколько людей погибло в тот день. По словам мэра Пекина, в тот день столкновения могли унести жизни 200 людей. Посчитать точное число жертв невозможно, так как площадь была оцеплена, все камеры отключены, а войска спешно собирали тела и уничтожали останки . По данным западных журнал листов, работавших в тот день, число погибших может достигать цифры в 2400 человек. Разведка НАТО сообщает свои цифры – 7000 погибших . В декабре 2017 года, спустя 28 лет со дня тех событий британский источник сообщил о том, что подлинное число жертв – около 10 тысяч человек . По их данным, многих студентов военные просто «смыли в прилегающую к площади канализацию» . После столь жестокого подавления протестов на Китай были наложены санкции, под гнётом которых страна прожила долгие годы.

Оценка событий

Честно говоря, не имея всей картины происходящего, очень сложно оценивать события 4 июня. С одной стороны , вне зависимости от того, сколько людей погибло в тот день, действия китайских властей заслуживают всяческого осуждения . Применять оружие против своего народа – это преступление. С другой стороны , давайте обратим внимание на то, что это были не только мирные протестующие, но радикальные вооружённые группировки . Они применили оружие против своей армии , и это тоже преступление. Возникает вопрос – откуда у них взялось оружие и не стояла ли за ними внешняя сила? Не секрет, что растущее влияние Китая вызывало опасения со стороны США . Таким образом, вполне можно допустить, что за этими акциями могли стоять западные спецслужбы с целью развалить Китай. Как оценивать действия китайских властей? Допустили ли они ошибку? Опять же, сложно сказать. Ведь спустя 30 лет Китай – экономика №1 в мире . А значит, с точки зрения экономического развития страна на правильном пути. Как бы то ни было, китайцам удалось сделать то, чего в своё время не смогли сделать мы – сохранить Великую Страну.

Ставьте палец вверх , если согласны с тем, что китайские власти проявили жёсткость, но действовали в интересах будущего всей страны.


4 июня исполнилось 28 лет со дня разгона китайскими силовиками массовых волнений на площади Тяньаньмэнь. Они были подавлены в разгар советской «перестройки» и всего за два года до распада СССР. В Китае тоже была своя «перестройка», известная под названием «политики открытости и реформ», она была начата ещё в 1979 г., а идейным вдохновителем и организатором разгона «майдана» в центре Пекина стал «архитектор реформ» Дэн Сяопин .

Конечно, между этими «перестройками» не стоит ставить знак равенства. При назначении того или иного китайского функционера в качестве местного «Горбачёва» или «Ельцина» надо учитывать и разницу в партийном и государственном устройстве КНР и СССР. Пришедший после смерти Мао Цзэдуна к власти Дэн Сяопин к 1989 г. не занимал высших руководящих постов, но негласно оставался идеологическим лидером партии. На посту генерального секретаря КПК Ху Яобана сменил Чжао Цзыян . Практика, характерная для настоящего времени, когда руководителем Компартии и председателем КНР является один и тот же человек, тогда не применялась . В конце 1980-х гг. ЦК партии возглавляли либерально настроенные руководители, но в политическом отношении её всё равно контролировала «старая гвардия». Говорить о том, что в 1989 г. китайское руководство начало политику, сравнимую с горбачёвской, или о том, что в КНР существовал «ельцинский вариант», когда председатель парламента позволял бы себе критиковать руководителя страны и выйти из партии, в корне неверно. Все аналогии такого рода весьма условны. При этом, несмотря на отсутствие свобод по западным лекалам и движения в сторону многопартийности, первый этап реформ уже дал свой положительный результат, а в 1984—1992 гг. страна готовилась войти в число ведущих экономик мира. Однако в те годы ещё остро стояла необходимость преодоления последствий перегибов политики Мао.

Ху Яаобан , о котором порой говорят как о «китайском Ельцине» , пришёл в высшие эшелоны власти из Коммунистического союза молодёжи Китая, и в ходе своей карьеры, проходившей преимущественно в центре, обзавёлся в этой организации и статусом, и связями. Став генсеком ЦК КПК, он начал реабилитацию репрессированных в годы «культурной революции». Также по должности он много работал с молодёжью и пользовался в её среде огромным авторитетом. Кроме того, Ху считался человеком, не запятнанным в коррупционных преступлениях. Поэтому его отставка и внезапная смерть вызвали студенческие волнения. Именно его похороны 22 апреля 1989 г. стали началом массовых уличных акций в центре китайской столицы.

Чжао Цзыян , или «китайский Горбачёв» , наоборот, до 1980 г. большую часть времени работал в провинции и поэтому, оказавшись в Пекине, был не в курсе многих закулисных интриг. Во время руководства провинцией Сычуань он сумел провести там ряд успешных реформ. Как отмечает китаист, доктор исторических наук Юрий Галенович в книге «Чжао Цзыян и реформы в Китае», Дэн Сяопин, имея политическую волю к проведению преобразований, не был тем мыслителем, который знает, что именно нужно делать. Поэтому он был вынужден искать и поддерживать тех функционеров, кто желал проводить реформы и обладал необходимыми знаниями. Чжао как раз был таким человеком.

Главное различие во взглядах между Дэн Сяопином и Ху Яобаном заключалось как раз в понимании демократии. Ху был привержен тому, что Дэн считал «буржуазной либерализацией». Кроме того, Ху Яобан и Чжао Цзыян пришли к выводу о том, что положение дел при Мао Цзэдуне и в политике, и в сфере экономики, во-первых, нельзя называть социализмом, а, во-вторых, стране нужны системные реформы. Позже Чжао пришёл к выводу о необходимости одновременного проведения политических и экономических реформ, однако до середины 1980-х гг. занимался исключительно экономическими преобразованиями. В 1987 г. он занял пост генерального секретаря ЦК КПК и стал всё больше вовлекаться в политические вопросы и замечать растущую напряжённость в отношениях между партийной элитой и интеллигенцией.

С 1980 г. и до самого 4 июня 1989 г. Дэн Сяопин много говорил о противостоянии либерализму. С другой стороны, он говорил о том, что политические реформы необходимы. Однако, те реформы, о которых он говорил, предполагали только регулирование специфического характера, организацию, методологию и мораль общего плана. Дэн считал, что предпосылка реформ состоит в том, чтобы твёрдо придерживаться однопартийного правления Коммунистической партии. Он со всей твёрдостью отрицал любые реформы, которые ослабляли это правление. Дэн был противником многопартийности и разделения властей и парламентской системы, существующей на Западе. Так, в 1987 г. он сказал гостям из Югославии: «Демократия буржуазии это фактически демократия для тех, в руках у кого находится монополия на капитал (…) как мы можем пойти на это? Одно из величайших преимуществ социалистических стран состоит в том, что как только что-то решено и решение принято, оно может быть исполнено немедленно и без каких-либо ограничений, это совсем не похоже на парламентский процесс (…) в этом наша сила, и мы должны сохранять наше преимущество» . Вот почему тогда, когда он говорил о политических реформах, он с уверенностью напоминал людям о необходимости сохранять и использовать преимущества социалистической системы.

Вместе с тем, Дэн Сяопин не был и человеком, ничего не знавшим о недостатках внутри социалистической системы, он часто говорил о расширении демократии внутри партии и общества, об упразднении патриархальной системы и т.д.

Таким образом, собравшиеся на площади Тяньаньмэнь демонстранты считали Чжао Цзыяна своим идейным лидером, он, в свою очередь, относился к ним снисходительно и выступал против силового разгона палаточного городка. По некоторым данным, через людей Чжао даже осуществлялось снабжение митингующих всем необходимым. С другой стороны, «китайский Горбачёв», как уже говорилось, не был мастером политических интриг, поэтому сложно сказать, действительно ли он координировал действия демонстрантов. Юрий Галенович полагает, что раздувание протеста в центре Пекина могло быть выгодно и Дэн Сяопину с тем, чтобы иметь повод для устранения Чжао Цзыяна от руководства.

В самый разгар волнений, в середине мая, состоялся визит в Пекин генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва . К тому времени он уже провозгласил курс на перестройку, однако повестка визита заключалась в ином. Впервые после ухудшения двусторонних отношений при Хрущёве должны были встретиться лидеры СССР и КНР. Страны должны были согласовать территориальный вопрос. Однако само присутствие «архитектора перестройки» и то, как он затронул вопросы политических реформ в беседах с китайским руководством, сыграли огромную роль в развитии дальнейшей ситуации, в том числе, и на пекинских улицах.

Согласно протоколу, Горбачёв должен был посетить площадь Тяньаньмэнь и возложить венок к монументу Народным героям, расположенному в самом её центре. Китайскому почётному караулу надлежало приветствовать лидера СССР салютом. Митингующие, для многих из которых Михаил Сергеевич был желаемым образцом правителя, готовились приветствовать его и даже заготовили транспаранты на русском языке. Но китайское руководство объяснило тогда советской делегации, что площадь якобы занята студенческой демонстрацией по поводу юбилея событий 4 мая 1919 г. и, впервые в истории КНР, Горбачёву не дали возложить венок. Более того, в Дом Народных Собраний Горбачёв попал не с парадного, обращённого к площади, а с чёрного хода.

При встрече с Чжао Цзыяном Михаил Горбачёв сказал: «Встреча генеральных секретарей наших двух партий показывает, что отношения между нашими двумя партиями нормализовались; это имеет важное историческое значение». В ответ на это китайский коллега заявил ему: «Утром Вы встречались с товарищем Дэн Сяопином. Это и была встреча на высшем уровне (…) на 1-м пленуме ЦК КПК мы приняли решение по самым важным вопросам и по-прежнему просим товарища Дэн Сяопина держать руль в своих руках».

В своих мемуарах «Жизнь и реформы» Горбачёв пишет: «Когда Чжао Цзыян говорил о направленности, масштабности, глубине реформ, темпах преобразований, у меня перед глазами все время стояла собственная страна. Через китайский опыт, через их реформы, которые к тому времени уже шли 10 лет, я получал дополнительные аргументы в пользу темпов и последовательности преобразований, в каких они проводились у нас. Особенно интересный разговор пошел о соотношении политической и экономической реформ. Мой собеседник живо откликнулся на утверждение, что последняя у нас буксует, потому что на ее пути стоят командно-административная система, вся старая надстройка. Мы видим - без политической реформы не обойтись, да и народ надо шире привлекать, без этого гаснут импульсы сверху» .

Однако, вопреки утверждениям Горбачёва, сам Чжао не высказывался за утверждение в Китае многопартийной системы. Как позже он напишет в мемуарах: "Я слышал, но никогда не читал сам, что в воспоминаниях Горбачёва содержится заявление, будто во время его визита в 1989 г. я намекал на то, что Китай должен двигаться в направлении многопартийной и парламентской системы. Я не имел в виду доносить никаких такого рода идей в моих замечаниях. Положение КПК как правящей партии не должно меняться, но должны измениться методы, с помощью которых она правила. Я намеренно употребил в данном случае термин «правила, нормы, правление», вместо «система, строй» ".

Юрий Галенович отмечает, что Горбачёв не сумел понять, что, с точки зрения китайской стороны, единственным символом нормализации межгосударственных и межпартийных отношений была исключительно его встреча с Дэн Сяопином. Его заявления в ходе переговоров с Чжао Цзыяном, вероятно, привели патриарха китайской политики в гнев и ранили его чувства.

Уже на следующий день, вечером 17 марта, в доме Дэн Сяопина состоялось заседание руководства Компартии Китая, на котором Чжао Цзыяну были выдвинуты четыре обвинения. Во-первых, он осуществлял экономику капиталистического рынка, во-вторых, поддерживал студенческие беспорядки; в-третьих, это раскол партии и, в-четвёртых, двое сыновей Чжао были крупными «разложившимися чиновниками». Затем было принято решение о введении чрезвычайного положения, а Чжао Цзыян был вынужден уйти с поста генерального секретаря КПК. При этом его не исключили из партии. До самой смерти в 2005 г. Чжао жил под домашним арестом в доме в центре Пекина.

После того, как было объявлено о введении чрезвычайного положения, на площади Тяньаньмэнь собралось до миллиона человек, что стало полной противоположностью событиям 1976 г.

Протест начал стремительно радикализироваться. О разгоне собравшихся некоторые СМИ писали как о «бойне», однако множество свидетельств опровергает эту точку зрения — гонконгская South China Morning Post опубликовала воспоминания фотографа Артур Цанга , прибывшего в Пекин 24 мая 1989 г., как сотрудник агентства «Рейтерс». К тому времени китайская столица уже находилась в хаосе из-за масштабных уличных акций. Сам Цанг сочувственно относился к протестующим, но и он стал свидетелем далеко не мирного характера их акций: «Когда мы с репортёром подошли к Дому Народных Собраний, то увидели, как некоторые студенты и другие люди останавливают бронированный автомобиль. Они хотели разбить его кирпичами. Когда я подошёл ближе, чтобы сфотографировать, они заметили меня. Так как я не был иностранцем и они не знали меня, они начали избивать меня. Кто-то бил кулаком, кто-то пинал, некоторые били кирпичами». Тогда Цанга спасли западные коллеги, оттащившие его от протестующих, и объяснившие им, что он был журналистом. После этого они отправились на проспект Чанъань, который пересекает площадь Тяньаньмэнь. Там гнев был ещё более ощутим – демонстранты пытались останавливать армейскую технику и поджигать её. Вскоре, однако, появились дополнительные силы и послышались выстрелы. Цанг вспоминает, что задумал тогда вернуться на площадь, но репортёр сказал: «Я не собираюсь умирать за твою страну» и отвёл в близлежащий отель «Пекин», где как раз находилось много других журналистов. Там Цанга перевязали, а тем временем части НОАК начали зачищать площадь. Сотрудники сил безопасности не давали никому выходить из гостиницы на улицу. С балкона было видно только солдат, движущихся по проспекту Чанъань, но не сами столкновения на Тяньаньмэне.

Часть протестующих вела себя крайне агрессивно и забрасывала бронетехнику бутылками с зажигательной смесью. Даже западный Hidden Harmonies China Blog отмечает, что появление «коктейлей Молотова» у провокаторов удивительно: в то время бензин в Пекине выдавался строго по карточкам, таким образом, спонтанно получить топливо и научиться изготавливать зажигательную смесь протестующие вряд ли смогли бы. Провокаторов-поджигателей, которые «больше походили на панков, нежели на студентов», не было заметно в предыдущие дни, похоже, они появились на улице непосредственно перед началом конфликта. Есть сведения, что разъярённая толпа добивала солдат, выбиравшихся из подожжённых машин, несколько военнослужащих, попавших в руки «мирных демонстрантов», были повешены. В ходе восстания 1280 автомобилей были сожжены или повреждены в том числе более 1000 военных грузовиков, более 60 бронированных машин, более 30 полицейских автомобилей, более 120 городских автобусов и троллейбусов и более 70 автомашин других видов. В руках антиправительственных сил оказались оружие, боеприпасы и рации.

Таким образом, военным неизбежно пришлось стрелять, чтобы продвинуться вперёд. При этом погибли как участники беспорядков, так и случайные прохожие. Полный список погибших не опубликован до сих пор, однако, по официальным данным, в ночь на 4 июня 1989 г. речь идёт о примерно 3 тыс. пострадавших. Около 200 человек, среди которых 36 студентов и несколько десятков силовиков, были убиты. Кроме того, столкновения проходили в основном на проспекте Чанъань и других подступах к центру, но нет ни одного достоверного свидетельства о стрельбе на самой площади. С неё митингующие разошлись уже добровольно, после переговоров с солдатами. Уже после этого на Тяньаньмэнь были задействованы бульдозеры, которыми сносились палатки и мусор, оставленный после долгого стояния масс людей. Вероятно, отсюда и родились слухи о тысячах, якобы раздавленных на площади.

Многие лидеры протеста через Гонконг бежали на Тайвань и в США, где получили хорошую работу, в том числе, и в подконтрольных ЦРУ консультационных центрах. Один из них, Уэр Кайси , позже рассказывал, как видел тысячи людей раздавленными и расстрелянными из пулемётов, однако, иностранные журналисты, видевшие Уэра в дальнем, самом безопасном углу площади, разоблачили его ложь.

Рассекреченные документы показывают, что правду о событиях на Тяньаньмэни на Западе знали с самого начала, но использовали миф о тысячах безоружных студентов, расстрелянных на площади, для очернения китайского руководства и давления на КНР.

По прошествии почти уже 30 лет можно судить, что Китай, сохранив политическую структуру и проведя экономические преобразования, сделал правильный выбор. Страна, по некоторым оценкам, уже стала первой экономикой мира, благосостояние граждан КНР значительно повысилось. Горбачёвская «перестройка» привела к распаду СССР и к прекращению деятельности Компартии как руководящей и направляющей силы в стране.

КПК в настоящий момент является крупнейшей политической партией в мире и контролирует государство с почти полуторамиллиардным населением. Как ещё в 2012 г. писал Юрий Галенович: «Нынешний Китай уже стал частью многообразного глобализирующегося мира, состоящего из самоутверждающихся наций». И значение Китая так велико, что «появляются основания делить мир на две части: Китай и остальное человечество». И теперь стране «придётся приспосабливаться к остальному миру, а остальному миру приспосабливаться к Китаю».

Вместе с тем, это не означает, что внутри КНР не осталось никаких противоречий: имущественное расслоение общества и коррупция чиновничества на всех уровнях, нерешённый вопрос о характере собственности на землю, внутренняя миграция, дефицит ресурсов, таких как вода, посевные площади и т.д. За последние годы политика Си Цзиньпина показывает, что КНР и впредь намерена придерживаться сохранения роли партии — в своём теоретическом труде он говорит о важности народного контроля за деятельностью чиновников и о том, что власть даётся народом. В 2016 г. Си Цзиньпин был объявлен «ядром партии», наряду с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином. Таким образом, китайская власть продолжает решать задачу «великого возрождения нации» с опорой на традиционные представления о государственности и власть Коммунистической партии. Ведь именно политическая стабильность позволила Китаю создать своё экономическое чудо. Именно об опирающейся на закон власти КПК думал «технократ» Чжао Цзыян. Что же касается демократических преобразований, то они в КНР, во-первых, никогда не проводились, поэтому их возможный успех — это сугубо умозрительная конструкция, а практический опыт СССР однозначно показывает негативные итоги от практически одномоментного слома социалистической системы и перехода к западным «демократическим преобразованиям».

Фотография демонстранта, одиноко стоящего перед танком, стала одной из самых известных в истории ХХ века. События на китайской площади Таньаньмэнь в 1989 году стали переломным моментом для истории Китая и косвенно - для всего мира. Между тем у провалившегося восстания имеется своеобразный и не всегда очевидный контекст.

К концу бурного правления Мао Цзедуна Китай подошёл с серьёзными перекосами развития. С одной стороны, Великий Кормчий заложил основы промышленности и современной социальной инфраструктуры, с другой - в стране ещё не была решена даже проблема голода. Урбанизация шла огромными темпами в абсолютных цифрах, но Китай сам по себе громаден, и основную массу населения до сих пор составляли крестьяне. Вдобавок, репрессии и чистки, которыми Мао так увлекался, вызвали неудовольствие и у партийной элиты, и вообще у горожан.

Вскоре после смерти властителя Поднебесной кормило власти взял в свои руки Дэн Сяопин. Период борьбы за власть оказался недолгим. Новый правитель предпочитал более умеренный и осторожный курс. Это выразилось даже в том, как Сяопин обошёлся с наследием Мао: того оставили в роли объединяющей фигуры, но политику прежнего правителя аккуратно свернули, наиболее очевидные перегибы публично критиковали, а ответственность за сомнительные решения возложили на ближайших сподвижников покойного вождя. Китайский вариант "доклада о культе личности" оказался более выдержанным, чем в Советском Союзе.

Однако главным в деятельности Дэн Сяопина, конечно, были не дискуссии о роли личности в истории. Новый лидер в первую очередь намеревался сосредоточиться на повышении уровня жизни и росте могущества Китая. Сяопин начал проводить в жизнь план реформ, которые уводили страну от плановой экономики к рыночному хозяйству, но при этом велись под жёстким государственным контролем.

Сяопин вместе со своей командой "прагматиков" предпочитал действовать постепенно и осторожно, опасаясь, как бы ситуация не вышла из-под контроля. В Китае поощрялись мелкие производители и крестьянские хозяйства, приватизация государственной собственности велась плавно и без фанатизма, так что страна менялась на глазах, но это не вело к грандиозным потрясениям и крушению общества и государства. Благо, внешняя конъюнктура тоже была до поры до времени удачной: Китай рассматривался западными странами как важный союзник в борьбе против советского блока.

С точки зрения современного европейца Китай вовсе не кажется идиллическим местом. Реформы опирались на очень низкую оплату труда работников и экономию на создании условий для их труда. Правда, с точки зрения самих тружеников "потогонок" они только выигрывали: бедный и много трудящийся рабочий всё равно жил намного лучше совсем нищего и замученного крестьянина.

Смута в Поднебесной

При всей эффективности реформы Дэн Сяопина не шли гладко. Для части китайского общества смягчение контроля над зарегулированной экономикой означало необходимость и политических реформ. Особенно на либерализацию политики было настроено университетское сообщество. Студенты, а также часть профессуры и недавние выпускники надеялись на быстрый переход сразу к демократическому государству западного образца. Идея демократизации была популярной, хотя сами её сторонники не совсем чётко понимали, за что именно они борются.

На взгляд Дэн Сяопина и его приближённых, слишком быстрые и радикальные реформы вели к распаду страны и, возможно, гражданской войне. Дэн Сяопин опирался на доминировавший в стране настрой. К концу 80-х годов грандиозная внутренняя смута, окончившаяся только в 50-е годы, была ещё относительно свежа в памяти. Для людей старшего поколения гражданская война была частью непосредственного жизненного опыта, китайцы прожили полвека внутри работающей мясорубки, и стабильность в государстве ценили.

К тому же Дэна волновала возможность нового раздробления Китая на части в случае ослабления власти Пекина. Следует помнить, что Китай в силу своих размеров и населённости неоднороден внутри. Там существуют многочисленные национальные (а кое-где и религиозные) меньшинства, а руководители на местах далеко не всегда чрезвычайно лояльны центру. Романтичные студенты всего этого, разумеется, не учитывали.

Однако, что менее известно, существовала и "оппозиция слева". Сторонники Мао также существовали, и с их точки зрения, напротив, стране угрожало развитие рынка и появление могущественной буржуазии. Кроме того, всех волновали экономические проблемы, прежде всего инфляция и коррупция среди чиновников.

Наконец, внутри китайского истеблишмента также не существовало единства по поводу будущего страны. Так, один из ключевых чиновников, Чжао Цзыян, стоявший во главе правительства, настаивал на более интенсивных и глубоких реформах, затрагивающих не только экономику, но и политическую сферу - включая снижение роли коммунистической партии. Он сыграет существенную роль в драме, произошедшей на улицах Пекина. Однако человеком, который запустил (хоть и не по своей воле) дальнейшие события, был не он.

Врата небесного спокойствия

В течение нескольких лет генеральным секретарём Коммунистической партии Китая был Ху Яобан. Один из сподвижников Дэн Сяопина, он считался либеральным чиновником и усиленно модернизировал страну. Однако на его карьере поставили крест волнения студенчества в Пекине и других крупных городах в 1986 году под лозунгами требований свободы слова. Беспорядки на кампусах рикошетом поразили реформатора.

Ху Яобан мало того что пользовался стойкой репутацией либерала, он долго работал в китайских молодёжных организациях и пользовался популярностью у молодых китайцев. Теперь ему поставили в вину попустительство беспорядкам. Дэн Сяопин раскритиковал бывшего соратника за "буржуазный либерализм" и добился его отставки. Падение Ху Яобана само по себе не обещало особых проблем.

Однако в апреле 1989 года случилось непредвиденное. Прямо во время партийного заседания с Ху Яобаном случился сердечный приступ, и 15 апреля он скончался от инфаркта.

Конечно, смерть популярного деятеля стала только толчком для массовых выступлений. Однако с точки зрения Дэн Сяопина он умер очень не вовремя.

На волне эмоций после смерти Ху Яобана снова начались массовые волнения студентов. Протесты быстро набирали размах, к ним присоединялись самые разные люди. Требования демонстрантов в конечном счёте сводились к бессмертной формуле "За всё хорошее против всего плохого".

По ключевым пунктам они вообще исключали друг друга. Демократизация по западным образцам, на которой настаивали интеллектуалы и студенты, и требования свернуть экономические реформы, ведущие к инфляции (чего требовали рабочие), сочетались слабо. Однако митинги быстро росли численно. Ходили слухи, что за их организацией стоит Чжао Цзыян, оппонент Дэн Сяопина, настаивавший на более быстрых и глубоких реформах.

Местом сосредоточения основной массы митингующих в тот апрель стала пекинская площадь Тяньаньмэнь, что переводится на русский как "Врата небесного спокойствия". Это центральная площадь Пекина, выходящая на древний Императорский город. Там организовался палаточный лагерь. Май прошёл в митингах и речах. Некоторые митингующие объявили голодовку. Всего там собралось невероятное количество людей, точные подсчёты затруднены, но предполагается, что в пиковые моменты - сотни тысяч. В центре площади поставили десятиметровую пенопластовую статую "Богиня демократии", напоминавшую Статую Свободы.

Пока на площади голодали и митинговали, в руководстве КПК шли дебаты по поводу того, какие меры следует предпринять. Часть функционеров выступала за применение силы, другие предлагали более мягкие варианты. Демонстрантов увещевали, сбрасывая с вертолётов листовки с призывами разойтись. Однако эти просьбы эффекта не имели. Чжао Цзыян пытался наладить коммуникацию между правительством и восставшими, но ему приходилось маневрировать между радикалами на площади и консерваторами в верхушке партии.

В конце концов в верхушке КПК созрело решение о применении силы. Дэн Сяопин был уверен (трудно судить, насколько обоснованно), что, если не применить силу, это приведёт к войне.

19 мая Чжао Цзыян выступил перед толпой, призывая демонстрантов разойтись. Его речь была выдержана в примирительном и даже извиняющемся тоне. Он едва ли не со слезами на глазах призывал закончить митинг. На следующий день Чжао Цзыяна отправили под домашний арест и отрешили от должности. "Силовая" линия победила окончательно.

В Пекине ввели военное положение, к столице стягивались армейские соединения. Вблизи Пекина военные колонны блокировали демонстранты, солдаты натыкались на баррикады, многие вообще не желали участвовать в каких-либо силовых акциях. Судя по всему, это просто испугало многих в руководстве КПК. Риторика сильно ужесточилась, мятежных студентов называли даже террористами. В это время на площади начали вооружаться арматурой и коктейлями Молотова. На дорогах возводились баррикады из автобусов. Однако вторая попытка армейских отрядов прорваться в город была более решительной. Вечером 3 июня жителей Пекина призвали по ТВ оставаться дома, а ближе к ночи в город начала входить бронетехника.

Как ни странно, поначалу никакой стрельбы не велось. Танки и бронетранспортёры подошли к площади. Демонстрантов разогнали, но поначалу никаких убийств на площади не происходило. Однако затем начались столкновения на улицах вокруг неё. Трудно сказать, у военных не выдержали нервы или демонстранты начали метать в технику бутылки с горючей смесью. Ходил слух, что где-то на окраине армейская машина задавила людей и это спровоцировало последующую схватку.

Однако это уже детали: в Пекине началась стрельба. Бронетехнику пытались поджечь коктейлями Молотова (некоторые машины успешно спалили), солдат пытались избивать, техника металась по ночному городу, сослепу давя людей, солдаты, боящиеся не меньше самих демонстрантов, били в толпу. Больше всего людей погибло не на площади, а на прилегающем проспекте Чанъань. Стороны быстро распалялись, бой становился всё более жестоким, отбившихся от своих солдат безжалостно линчевали. Подступы к площади оцепили солдаты, бульдозеры и БТР давили палаточный лагерь.

В течение дня 4 июня всё было кончено. 241 человек погиб, в том числе 10 солдат и 13 полицейских. Число раненых доходило до семи тысяч. Китайская революция окончилась полным провалом. Чжао Цзыян провёл под домашним арестом последующие годы до своей смерти. Многие участники протестов бежали за рубеж. Другие подверглись наказаниям.

События на площади Тяньаньмэнь были не уникальны для Восточной Азии. Так, в Южной Корее в 1980 году разыгрались аналогичные события в городе Кванджу. И в Китае, и в Корее трагические события вызывались эволюцией "диктатуры развития": авторитарные стратеги, имевшие некие планы государственного строительства, сталкивались с интеллигентской фрондой и силой разрешали кризис. Реформирование Китая правительством Дэн Сяопина замедлилось, но не остановилось: вскоре правитель Поднебесной вернулся к прежнему курсу на постепенные реформы. Трудно сказать, что произошло бы с Китаем в случае победы демонстрантов или компромисса между митингующими и властями. Однако современный Китай, безусловно, стал таким, какой он есть, в том числе в результате разгона волнений в ночь на 4 июня 1989 года.

Похожие публикации