Обучение чтению умственно отсталых школьников. Метод глобального чтения для детей с умственной отсталостью

Удмуртская Республика, г. Глазов Глазовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Зворыгина Н. В., воспитатель высшей квалификационной категории

В настоящее время значительно вырос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями, в том числе и к детям-инвалидам с нарушениями интеллекта. Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия. Дети-олигофрены способны к развитию, хотя их развитие осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно
представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей. Для продвижения ребенка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, существенно важным является не всякое, а специально организованное воспитание и обучение.
Основной задачей такого обучения является подготовка детей к самостоятельной жизни, умение ориентироваться в окружающем, выработать умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность, а так же научить использовать математические знания, без которых невозможна социальная реабилитация и адаптация детей-олигофренов в повседневной жизни.
В развитии умственно отсталых детей существуют процессы, которые возникают из-за того, что организм и личность ребенка реагируют на те трудности, с которыми сталкиваются, реагируют на собственную недостаточность, и в процессе развития, активного приспособления к среде, вырабатывают ряд функций, с помощью которых компенсируют, выравнивают недостатки. Личность умственно отсталого ребенка компенсируется процессами развития ребенка. Следствием компенсации будет социальная реабилитация и адаптация ребенка к жизни в обществе.

Необходимость коррекционно-развивающих игр на занятиях по элементарному счету

Под умственной отсталостью следует понимать такое состояние, при котором наблюдается достаточно выраженное стойкое и необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшей в результате органического поражения центральной нервной системы. Умственная отсталость затрудняет обучение и воспитание детей. Делает особенно сложным процесс формирования их личности. Такие дети с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях и методах обучения и воспитания. Опыт работы показывает, что даже при значительном отставании детей от нормального развития, их состояние может быть улучшено.
Нервная система детей пластична, податлива к обучению, а систематические и целенаправленные занятия способствуют существенным положительным сдвигам. Когда речь идет об обучении умственно отсталых детей, имеется ввиду не столько усвоение знаний, умений и навыков, сколько развитие у ребенка высших психических функций, при помощи которых он и будет усваивать учебную программу.
Целью такого обучения является создание условий, способствующих развитию личности ребенка и эффективному усвоению им учебного материала, а это есть не что иное, как коррекционно-развивающее обучение.
Умственно отсталый ребенок, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедлено с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду.
Л.С. Выготский отмечал, что «только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, ведет его за собой, а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями». Поэтому, наибольший эффект в их развитии достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, используются коррекционные приемы обучения в результате которых одни недостатки у детей преодолеваются, другие - ослабевают, хотя это происходит медленно и неравномерно.
Научной основой подходов к коррекции дефектов умственно отсталых детей является теория о развитии детей-олигофренов под влиянием обучения, которая разрабатывалась Л. С. Выготским.
В ней было показано, что у умственно отсталых детей под влиянием обучения формируются сложные виды психической деятельности. В практике работы с умственно отсталыми детьми существуют педагогические приемы, направленные на развитие у детей умений, выполнять мыслительные операции и действия в процессе усвоения знаний, благодаря которым у них формируются высшие психические функции. Опираясь на учение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии аномальных детей, было установлено, что коррекционная работа должна производиться не на изолированных от учебных программ специальных занятиях, а во всем процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей, путем использования специальных педагогических приемов.
Физиологической основой коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей является учение о пластичности функций центральной нервной системы и компенсации дефектов. Компенсация представляет собой одну из форм приспособляемости организма при нарушении функций.
В детском возрасте многие функции центральной нервной системы находятся в состоянии формирования. В условиях специального коррекционно-развивающего обучения и воспитания под влиянием целенаправленного педагогического воздействия обнаруживают огромные возможности развития. В связи с этим возникают качественные изменения познавательной деятельности.
Известно, что основной дефект умственно отсталых детей заключается в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности - мышления. Поэтому необходима коррекционная работа для исправления дефектов мышления. Основой мышления считается сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, осуществляемая совместной работой чувственной и словесной систем. Неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями характерна для этапа наглядно-действенного мышления.
Для умственно отсталых детей характерно, что процесс развития их мышления в 7 - 8 лет находится на уровне наглядно-действенного мышления, в то время, как у детей с нормальным психическим развитием к этому времени он завершается. Поэтому коррекционную работу умственно отсталых детей в этом возрасте необходимо направлять на развитие и использование их наглядно-действенного мышления и заключаться она будет в развитии у ребенка способности правильно и отчетливо воспринимать наблюдаемые предметы и явления и использовать свои восприятия в качестве основы мыслительных процессов.
Известно, что восприятие - это отражение в сознании человека предметов и явлений окружающей действительности в совокупности их частей и свойств при непосредственном воздействии на органы чувств. Несовершенство восприятия детей-олигофренов состоит в отклонениях восприятии как сложной психической функции. Работа над развитием восприятий относится к коррекционной работе. Это выражается в специальной организаций наблюдений детьми. Сам процесс восприятия наблюдаемых объектов должен быть активным. А его организация должна включать в себя соответствующие умственные операции, направленные на анализ воспринимаемых объектов и выделение в них существенных признаков и связей. Одним из приемов, активизирующих процесс восприятия является сравнение изучаемых объектов.
На каждом занятии планируется коррекционная работа в форме развивающих игр, которые специально предназначены для активизации психических процессов, развития умственных способностей, тренировки памяти и мышления детей. Развивающие игры помогают лучше усваивать и закреплять знания, полученные на занятиях, воспитывают у умственно отсталых детей наблюдательность. Можно предложить некоторые коррекционные игры и упражнения, которые проводятся на занятиях в нашем Центре.

Игры и упражнения для развития моторики и внимания

Ребенок должен по инструкции:
- потянуть руки вверх (вниз, направо, налево);
- показать вытянутой рукой на называемый предмет (стол, книга, окно и т. д.);
- нарисовать мелом (карандашом) кружок (палочку, крестик) на верху (внизу, слева, справа) доски или тетради.
- Упражнения для пальцев рук:
- растопырить пальцы, сжать в кулак, разжать;
- из сжатого кулака попеременно выпрямлять пальцы;
- скатать из пластилина шарики (змейки, цепочки);
- перекладывать мелкие предметы (шарики, пуговицы) из одной коробки в другую;
- собрать рассыпанные по полу мелкие предметы в коробку;
- прокалывать толстой иглой дырочки в толстой бумаге.
- Мелом или карандашом на доске или в тетради ставят две точки, ребенок должен пальцем провести линию их соединяющую (точки даются в разных направлениях.)
- Ребенок должен:
- пройти по начерченной линии (прямая, круг, волнообразная);
- пробежать по дощечке, пройти по линии, неся какой-нибудь предмет.

Упражнение для различения цвета, формы и величины

Показывается какая-нибудь фигурка из цветной геометрической мозаики (ромб, круг, треугольник). Ребенок должен выбрать такие же по форме (цвету).
- Показывается определенная фигурка (из той же мозаики), а затем она убирается. Ребенок по памяти должен подобрать такую же.
- Раскладывание разноцветных кружочков, шариков, палочек в кучки по цвету.
- Складывание различных пирамидок, матрешек.
- Выстраивание цепочкой кубиков одинаковой величины и одного цвета.
- Выстраивание кубиков разной величины в ряд по принципу постепенного уменьшения размера каждого последующего кубика.
- Выстраиваются однородные предметы разного размера (грибочки, матрешки). Ребенку предлагается показать самую большую (самую маленькую.)
- Раскладываются различные предметы резко контрастных цветов. Ребенок должен отделить предметы одного цвета от предметов другого цвета.
- Затем учат правильно называть эти цвета, постепенно вводя новые. Путем упражнений на различных предметах, группируя их, называя цвета, ребенок учится правильно распознавать и называть цвета.

Упражнения для развития памяти и внимания

Воспитатель показывает картинки и быстро убирает их, ребенок должен по памяти назвать, что видел.
- Несколько раз ударяет в ладоши или карандашом о стол. Ребенок должен сказать, сколько раз.
- Произноситься ритмический стук (карандашом о стол или в ладоши), ребенок должен повторить его.
- «Что изменилось?»
- 1 вариант: перед ребенком ставят игрушки или картинки. Предлагается внимательно посмотреть и запомнить. Закрыть глаза. Одна игрушка убирается, открыв глаза, ребенок определяет, что изменилось.
- 2 вариант: ставятся 2 - 3 кубика разных цветов. Предлагается внимательно посмотреть, запомнить, закрыть глаза. Ставится еще один кубик другого цвета. Ребенок должен определить, что изменилось или какой кубик добавился.

Игра «Обезьянка» или «Зеркало». Ребенок повторяет за взрослым физические упражнения, пальчиковую гимнастику, артикуляцию.
- Ребенок должен выложить из двух, трех палочек фигуры по образцу. (III, +, = и т. д.)
- «Сложи узор» накладывание геометрических фигур на рисунок в масштабе 1: 1.
- Складывание разрезных картинок из двух, трех, четырех, и т. д. частей.
- Сортировка предметов (картинок) по размеру, цвету.
- Градация на материале и по таблице фигур

Выкладывание узоров из двух контрастных цветов.
- Складывание платка:

- «Чудесный мешочек». Ребенок должен достать такой же предмет, как у взрослого из мешочка.
- «Почтовый ящик». Узнать предмет по контурному изображению.
- «Кому что?». Ребенку предлагаются картинки, например: рука, перчатка, кошка, молоко...

Упражнение для развития внимания

- «Что изменилось?» (наряд куклы).
- Найди два одинаковых предмета или две одинаковых картинки, например, из пяти.
- «Сортировка». Парные предметы или картинки сортируют по цвету, размеру, «летает-нелетает», «съедобное - несъедобное», одежда мальчиков или девочек.
- «Что забыли нарисовать?» Предлагаются картинки с недостающими элементами на предметах.

Упражнения для развития слуховой памяти

Повторить 3 - 5 слов.
- Запомнить слова с помощью картинок.
- Заучивание стихотворений, песенок, чистоговорок.
- Пересказ короткого рассказа по серии картинок.
Практика показывает, что проведение на занятиях развивающих игр осуществляется в насколько этапов: на первом этапе дети учатся понимать словесную инструкцию; на втором этапе, после многократных повторений, дети выполняют задание по образцу; на третьем этапе, после короткой и знакомой инструкции, - выполняют задание осмысленно. Коррекционно-развивающие игры ориентированы на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы в ходе данного занятия. Например, на занятии по элементарному счету от детей требуется умение логически рассуждать, значит наиболее активно будет работать мыслительная деятельность (процессы анализа, синтеза, классификации и сравнения). Поэтому проводятся игры на развитие мышления, которые способствуют мотивации к учению, улучшают контакт с воспитателем, активизируют речь и общение.

Использование дидактического математического Монрессори-материала при обучении счету

Математика считается одним из самых сложных и малопонятных предметов для детей с сохранным интеллектом, а тем более для детей умственно отсталых. При изучении ребенок часто сталкивается с существенными затруднениями, связанными с высокой степенью абстрактности этой науки. Дети-имбицилы с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них недоступен. У них не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Обучение счету детей-олигофренов в степени имбицильности организуется на практической, наглядной основе.
Дети-имбецилы обычно имеют сопутствующие заболевания органов зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата. Понятно, что они не смогут достичь больших успехов в изучении математики, однако они смогут добиться существенного продвижения, если использовать в обучении детей методику Монтессори, так как ее дидактические материалы обращены не только к интеллекту ребенка, они затрагивают в большей степени органы чувств. Естественная подготовка детей к обучению счету у Монтессори происходит с помощью упражнений в практической жизни и при работе с «сенсорным материалом». С помощью «сенсорных материалов» ребенок учится видеть контрасты и находить пары предметов, одинаковые, например: по цвету, по температуре, по запаху или вкусу; он учится выстраивать последовательности предметов, исходя из изменения какого-либо их свойства. Он знакомит с основными, плоскими геометрическими фигурами и объёмными телами. Таким образом, «сенсорные Монтессори-материалы» косвенно подготавливают ребенка к восприятию математики.
Существуют разные дидактические Монтессори-материалы, среди которых значительное место занимают математические Монтессори-материалы.
Математические Монтессори-материалы позволяют понять не только суть математических действий, но и буквально увидеть их. Ребенок может подержать в руках, пощупать и «взвесить» такие количества, как единицы, десятки, сотни и тысячи. Все математические материалы предлагаются ребенку в определенной логической последовательности, с учетом усвоения им предшествующего материала. Если ребенок что-то не понял, или выполнил задание недостаточно уверенно, всегда есть возможность предложить ему другие материалы, предназначенные для повторения и закрепления уже изученного. Работа с Монтессори-материалом развивает у детей умение концентрироваться, сосредотачиваться, а это полезно для любого ребенка. Обучение детей ведется по принципу от простого к сложному и от конкретного к абстрактному. Существует четыре группы Монтессори-материалов.
Первая группа математических материалов вводит детей в мир чисел от 1 до 10. Эти материалы служат для обучения детей счету до 10, как в прямой, так и в обратной последовательности, знакомству с цифрами от 0 до 9 и числом 10, а также умению соотносить количества в пределах 10 и соответствующие им символы- числа. Уже на материалах первой группы хорошо прослеживаются два важнейших методических принципа Монтессори: от конкретного к абстрактному и от знакомства с количествами через знакомство с числами к соотнесению количеств и чисел. На основе этих принципов строятся серии взаимосвязанных друг с другом математических материалов любой группы. Нужно отметить одно методическое правило, используемое при презентации математических материалов: сначала вводятся количества, позже - символы, а затем количества и числа сопоставляются друг с другом.
В первую группу входят следующие материалы: «Счетные штанги», «Цифры из шершавой бумаги», «Счетные штанги и числа», «Ящик с веретенами», «Числа и чипсы», «Игра на запоминание».
На математическом материале «Счетные штанги» ребенок знакомиться с количеством от 1 до10 при помощи штанг, разделенных на красные и синие промежутки одинаковой длины. Он учится по порядку считать до 10-и, причем новые понятия вводятся при помощи трехступенчатого урока. Он предназначен для запоминания новых понятий и обогащения активного словаря ребенка. В ходе занятия вводятся как правило, одно-два новых понятия. На первой ступени учитель говорит ребенку название предмета, свойства или количества: «Это...» Желательно повторить новые понятия несколько раз, привлекая при этом, если возможно, не только слуховое, но и зрительное, тактильное, стереогностическое восприятие ребенка, его ощущение веса и мускульную память.
На второй ступени учитель дает ребенку задания типа: «Дай мне.», «Покажи мне.» и т. д. Заданий должно быть достаточно много, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия. Первая и вторая степень служат для формирования пассивного словаря ребенка. На третьей ступени пассивный словарь становится активным. Учитель указывает на предмет или количество и спрашивает ребенка: «Что это?» или «Какой это?» или «Сколько это?» При помощи материала «Цифры из шершавой бумаги» ребенок учит цифры от 0 до 9, а позже, после знакомства со смыслом нуля и цифру 0
Материал «Счетные штанги и числа» предназначен для сопоставления количества от 1 до 10 с соответствующими числами. Ребенок знакомится также с числом 10. С этим материалом полезно провести ряд упражнений и игр, опосредованно подготавливающих ребенка к сложению чисел.
На материале «Ящики с веретенами» ребенок знакомится со смыслом нуля, а также продолжает упражняться в последовательном счете и соотнесении количеств и чисел. Материал «Числа и чипсы» является тестовым и служит для проверки умения ребенка считать до десяти, знания им чисел от 1 до 10 и умения сопоставлять числам количества. Кроме этого, ребенок опосредованно знакомится с четными и нечетными числами. В «Игре на запоминание» ребенок запоминает число и приносит соответствующее ему количество предметов. Это - применение имеющихся знаний на практике, в повседневной жизни.
Вторая группа математических материалов предназначена для знакомства с многозначными числами и основными арифметическими действиями с этими числами: сложением и вычитанием.
Детям-олигофренам доступно осмысленное изучение математики с материалом Монтессори в пределах 100.
Знаменитый «Золотой материал» Монтессори из золотых бусин позволяет не только увидеть, но и ощутить руками, ощупать форму и даже вес таких количеств, как несколько десятков, сотен, тысяч. Но т. к. по программе для глубоко умственно отсталых детей по математике предусматривается только счет до 100 и решение примеров на сложение и вычитание без перехода через разряд, математический Монтессори-материал применяется не полностью, знакомство с тысячами не проводится.
Из второй группы математических материалов мы используем: «Золотой материал» из бусин, «Малый набор карт от 1 до 100», «Большой набор карт от 1 до100», «Игры с марками», «Текстовые задачи».

Введение количеств: единица, десяток, сотня (на «золотом материале»)

Ребенок на конкретном материале, используя сенсорный опыт, знакомится с количествами соответствующими разрядам десятичной системы. Презентация проводится в форме классического трехступенчатого урока. Далее ребенку предлагается целый ряд упражнений и дидактических игр на закрепление новых понятий, во время которых ребенок снова и снова манипулирует этими количествами. Кроме того, он учится сравнивать количества и знакомится с понятиями «больше», «меньше», «столько же».

Введение чисел 1, 10, 100

Ребенок знакомится с символами, соответствующими тем количествам, которые ему уже известны. При презентации воспитатель вводит названия этих чисел, названия разрядов: «одна единица, один десяток, одна сотня». Презентация проводится в форме трехступенчатого урока, затем следует упражнение, в ходе которого ребенок узнает другие круглые числа от 10 до 100, то есть от «одного десятка» до «одной сотни».

Построение десятичной системы счисления

На одном из ковриков определенным образом раскладывают «золотой материал», на другом - большой набор карт от 1 до 100, затем сопоставляют количества и числа. Материал также наглядно демонстрирует, что каждый разряд числа содержит не более 9 единиц, а прибавление десятой единицы ведет к переходу в следующий разряд.

Арифметические действия с «золотым материалом»: сложение, вычитание

Детям показывают арифметические действия с двухзначными числами при помощи «золотого материала» и наборов карт. Они видят ход действий и активно участвуют в их выполнения. Арифметические действия проводят в форме группового упражнения с двумя-тремя детьми. Действия происходят каждый раз по одной и той же схеме: дети получают карты с числами, приносят соответствующее количество «золотого материала», под руководством воспитателя выполняют действия; воспитатель дает пояснение и называет арифметическое действие, дети получают результат.

Игры с марками

Ребенку дают возможность снова потренироваться в решении примеров на сложение и вычитание с двухзначными числами, но при помощи более абстрактного материала - так называемых «марок». Большое внимание здесь также уделяется самостоятельной записи чисел и примеров.

Текстовые задачи

Ребенок читает задачу, составленную таким образом, чтобы она решалась в одно действие и решают ее при помощи выбранного им материала: «золотого материала» или «игры с марками».
Третья группа математических материалов служит для обучения последовательному счету и запоминанию правильных, общепринятых названий чисел. Они могут применятся сразу после материалов первой группы, когда ребенок уже уверенно считает до 10 и знаком с числами от 1 до 10. Третья группа математических материалов включает «Доски Сегена 1 и 2» с приложенными к ним стержнями из цветных и «золотых бусин». На этом материале ребенок знакомится с количествами из 11, 12, ... 19 бусин и учится последовательно считать до 19.

Доска Сегена 1»: 11-19

Ребенок сначала знакомится с числами от 11 до 19, а затем учится сопоставлять количество и число. Количества представлены из «золотых» и цветных бусин.

Доска Сегена 2 с золотыми бусинами»11-19

Работа с материалом производится в следующем порядке: запоминание круглых чисел при одновременном сопоставлении их с количествами, далее запоминание названий двухзначных чисел в пределах каждого десятка при сопоставлении их с количествами. Затем следуют упражнения на закрепление изученного.
Материалы четвертой группы предназначены для механической тренировки в решении примеров на сложение и вычитание. Материалы разбиты на серии соответственно арифметическим действиям. При построении каждой серии соблюдается принцип от конкретного к абстрактному.

Доска с полосами на сложение

Материал дает ребенку возможность решить все примеры на сложение однозначных чисел от 1+1 до 9+9 при помощи планок-полос соответствующих числам от 1 до 9.

Доска с полосами на вычитание

Материал позволяет с помощью планок-полос, соответствующих числам от 1 до 9 решить все примеры на вычитание, такие, что вычитаемое и разность являются однозначными числами.
Мною описаны те материалы, которые используются в обучаемой группе нашего Центра и при помощи которых детям легче усвоить программу по обучению счету.
На занятиях по обучению счету дети- имбицилы учатся работать в коллективе, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. При работе с математическим материалом, как впрочем и с любым другим дидактическим Монтессори-материалом, соблюдается принцип от простого к сложному. После тщательного разъяснения детям того, как обращаться с математическим материалом, ребенок переходит к многочисленным упражнениям на повторение основных действий. Умственно отсталые дети на конкретном математическом Монтессори-материале могут решать даже такие примеры, которые, на первый взгляд, кажутся сложными.
Обучение детей счету с помощью математического Монтессори-материала в группе обучаемых детей проводится в несколько этапов.
Первый этап. Учить понимать количественные соотношения: один - много, больше - меньше на 1, 2 и так далее, поровну с помощью числовых штанг. Шершавые цифры. Соотнесение числовых штанг с цифрами. Последовательный счет до 10 и обратно.
Второй этап. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10 на конкретном материале. Построение чисел в ряд от 1 до10. Решение простейших задач в одно действие. Третий этап. «Ящики Сегена 1 и 2». Линейный счет до 100. Доска сложения. Доска вычитания.
Четвертый этап. Знакомство с «золотым материалом» постепенно (2 разряда, 3 разряда). Построение десятичной системы. Знакомство с БНК. «Игры в банк».
Пятый этап. Работа с «марками». Действия на сложение и вычитание с двухзначными числами. Записи и решение примеров.
Целью реабилитации ребенка-инвалида является его включение в общество, поэтому важно не только дать этим детям определенные знания, но и выработать у них умение действовать в конкретных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.

Как уже отмечалось выше, целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с выраженной умственной отсталостью является их социальная адаптация и максимальная интеграция в окружающую жизнь, в современное общество. Но современное общество невозможно представить без денежных отношений, поэтому перед собой мы поставили цель научить детей пользоваться деньгами.
Мария Монтессори считала, что нет более практического приема, как ознакомление с ходячей монетой и нет полезнее упражнения, как размен монет. Она отмечала, что «одно из первых средств для обучения детей счету составляет счет денег. Размен денег - первая форма нумерации, всегда привлекающая внимание ребенка».
Соблюдая принцип от конкретного к абстрактному, мы применили математический материал «Марки» для обучения детей счету денег. Путем многократного повторения упражнений с «Марками» у детей вырабатывается определенный алгоритм действий, который и помогает им в дальнейшем в счете денег.
Знакомство с монетами достоинством в 1 коп., 5 коп., 10 коп. происходит на более раннем этапе обучения счету, когда дети знакомятся с нумерацией в пределах 10 и с составом чисел от 1 до 10.
Обучение глубоко умственно отсталых детей счету денег и привитию у них навыков обращения с денежными знаками основано на «Программе для обучения и воспитания детей с выраженной умственной отсталостью» ЦИЭТИН и адаптированной для детей Центра, обучающихся по Монтессори-методике.
Обучение детей обращению с денежными знаками проводится в несколько этапов:
- знакомство с монетами в 1 коп., 5 коп., и 10 коп.;
- размен монет в 5 коп. из монет разного достоинства;
- получение монеты в 50 коп. из монет разного достоинства;
- понятие «дороже», «дешевле»;
- работа с монетами в пределах 50 коп.;
- размен 50 коп. при помощи монеты в 10 коп.;
- меры стоимости: 1 руб., 2 руб.;
- размен и замена 1 руб. монетами в 10 коп. и 50 коп.;
- размен монеты в 2 руб. по 1 руб.;
- меры стоимости: 5 руб., 10 руб.;
- размен и замена;
- знакомство с символами бумажных денег 10 руб., 50 руб., 100 руб.
Обучение детей счету денег не предусматривает определенных сроков, т. к. это зависит от усвоения детьми материала и необходимости проведения индивидуальных коррекционных занятий с неуспевающими детьми.
Как уже отмечалась выше, обучение детей счету денег основано на классическом математическом Монтессори-материале «Марки», а все классические Монтессори-материалы позволяют повторить и закрепить уже усвоенное, к тому же существует определенный алгоритм действий при работе с материалом. Этот алгоритм помогает детям при знакомстве с денежными знаками и операциями с ними, это:
- трехступенчатый устный урок по знакомству с денежными знаками;
- соотнесение денежных знаков с марками;
- соотнесение математических операций с марками на математические операции с монетами (размен, сложение, вычитание);
- решение текстовых бытовых задач.
Знакомство с денежными знаками идет как бы по спирали, т. к. сначала дети знакомятся с копейками, затем - с рублями, затем - с копейками и рублями одновременно. Предлагаются фрагменты нескольких занятий по обучению детей счету денег.

Знакомство с денежными знаками (монетами) достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп.

Материал: коробка с монетами достоинством 1коп., 5 коп., 10 коп.
Цель: познакомить детей с монетами 1 коп., 5 коп., 10 коп. и подготовка к счету денег.
Ход занятия:
1. Воспитатель показывает ребенку по одной монете и проводит 3-хступенчатый устный урок: «Это 1 копейка, это 5 копеек, это 10 копеек...»
2. Воспитатель просит ребёнка: «Покажи мне 1 копейку, покажи мне 5 копеек, покажи мне 10 копеек...» Ребенок показывает, по просьбе воспитателя, одну монету за другой.
3. Воспитатель спрашивает ребенка, показывая по очереди на монеты: «Это сколько?» Ребенок отвечает: «Это копейка, это 5 копеек, это 10 копеек».

Сопоставление «Марок» и денежных знаков (монет)

Материал: коробка с «Марками» и коробка с монетами достоинством 1 коп., 10 коп.
Цель: связь между «Марками» и монетами в 1 коп., и 10 коп. и подготовка детей к счету
денег.
Ход занятия:
1. На столе коробка с «Марками» и коробка с монетами. Воспитатель предлагает ребенку взять 3 десятка и 2 единицы. Называют число, это - 32.

2. Воспитатель кладет рядом с каждой «Маркой» монеты в 10 коп. и в 1 коп.

Упражнения:
Взяли 3 монеты по 10 коп. и 2 монеты по 1 коп. называем число, это 32 коп. Ребенку предлагается набрать сначала на «Марках» числа, состоящие из десятков и единиц, затем по аналогии те же числа с помощью монет.
Набрать с помощью монет определенную сумму денег, например: 43 копейки.

Сложение суммы денег

Материал: коробка с «Марками», коробка с монетами. Цель: сложение денег без замены. Ход занятия:
1. Воспитатель записывает на бумаге два числа, сложение которых не требует замены разрядов, например: 24 и 43. Оба числа выкладывают с помощью «Марок» одно под другим. Это же делают с помощью монет, складывают 24 коп. и 43 коп.
2. Соединяем вместе десятки и вместе единицы на «марках» затем на монетах. Считаем. Получается 6 десятков и 7 единиц. Называем число, это 67. Записывают: 24 коп. + 43 коп. = 67 коп.
3. Сложение разных чисел с помощью «Марок», затем аналогично с помощью монет (сложение чисел не должно предусматривать перехода через разряд).
4. Сложение разных сумм денег с записью.

Вычитание монет

Материал: коробка с «марками» и коробка с монетами достоинством 1 коп. и 10 коп. Цель - вычитание одной суммы денег из другой суммы без размена. Ход занятия:
1. Воспитатель пишет число 45 коп. Ребенок выкладывает число 45 на «Марках».
2. Аналогично выкладываем сумму 45 коп. с помощью денег.
3. Мы хотим, вычесть из числа 45 другое число, например 14. Сдвигают вниз «Марки», соответствующие вычитаемому числу 14. Оставшиеся марки пересчитывают, остается 3 десятка 1 единица, это число 32.
4. По аналогии выполняют вычитание одной суммы денег из другой. Вычитание одного числа из другого на «марках», аналогично вычитание одной суммы денег из другой. Вычитание одной суммы денег из другой с записью.

Замена монет

Материал: коробка с монетами достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп., 50 коп. Цель - учится заменять большие суммы мелких монет, более крупными монетами. Ход занятия:
1. Воспитатель предлагает ребенку набрать 87 коп. из монет в 10 коп. и в 1 коп.
2. Пересчитывают десятки и копейки, 8 десятков и 7 единичек. Воспитатель показывает как можно заменить 5 десятков одной монетой. Детям предлагается осуществить замену мелких монет на более крупные в разных суммах денег.

Сложение разных сумм денег с заменой в пределах 1 рубля

Материал: коробка с монетами достоинством 1 коп., 10 коп., 5 коп., 50 коп.
Цель - учиться заменять большие суммы мелких монет на более крупные монеты,
получившиеся в результате сложения.
Ход занятия:
1. Воспитатель предлагает сложить две суммы монет: 34 коп. и 42 коп. Выкладываются обе суммы с помощью монет. Считаем вместе количество десятков и количество копеек, получается 7 десятков и 6 копеек.
3. Заменяем 5 десятков монетой достоинством в 50 десятков монетой достоинством в 50 коп. Получаем 50, 10 и 10 (одна монета в 50 коп. и две монеты по 10 коп.)
4. Заменяем 5 копеек монетой достоинством в 5 коп., получаем 5 и 1
5. В результате замены десятков и единиц имеем сумму денег 76 копеек.

Решение задач с заменой монет

Материал: монеты достоинством 1коп., 5 коп., 10 коп., 50 коп., 1 руб. Текст задачи:
Девочка купила стержень для ручки за 80 копеек и карандаш за 90 копеек. Сколько денег заплатила девочка за покупку.
Цель - учить решать задачи на сложение в одно действие с заменой монет. Ход занятия:
1. Воспитатель предлагает набрать сумму денег в 80 коп., это 8 десятков, 0 единиц.
2. Ребенок набирает сумму денег 90 копеек, это 9 десятков, 0 единиц.
3. Складываем вместе обе суммы денег, получаем 17 десятков.
4. Дети знают, что 10 десятков, это 100 коп, а 100 коп. - это 1 рубль. Остается 7 десятков, но 5 десятков - это 50 и еще 2 десятка. Заменяем 5 десятков монетой достоинством 50 коп. Получаем 1 руб., 50 коп, 10 коп. и 10 коп.
После игровых упражнений практикуются совместные с детьми посещения магазинов. Сначала дети наблюдают процедуру покупки товаров, затем каждый выполняет задание самостоятельно.
Умение пользоваться денежными знаками является важным шагом к социальной адаптации. Дети, владеющие навыками обращения с деньгами, легче приспосабливаются к жизни в обществе. Для этого в нашем Центре проводится целенаправленная работа с применением методики Монтессори, которая формирует жизненно необходимые знания и навыки, она помогает детям самоутвердиться.

Литература:

1. «Пилотная программа» повышение квалификации учителей начальных классов коррекционной школы 8 вида. М., 1997г. образовательный научно - методический центр «Развитие и коррекция»
2. «Упражнение с Монтессори - материалом». Педагогический центр «Эксперимент» М., 1995 г.
3. «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей.» М. 1984г
4. «Программа вспомогательной школы». М.1975г.
5. «Математика в Монтессори-педагогике» - учебное пособие. М.Г. Сорокова. М., 1995 г.
6. М.Монтессори «Дом ребенка» перевод с итальянского С.Г.Займовского. Гомель, 1993 г.
7. «Воспитание умственно отсталого ребенка в семье» А.Н. Смирнова. М. Просвещение 1967 г.
8. Н.Б.Лурье «Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье». М.: Просвещение, 1972 г.
9. «Коррекция и развитие» - программы для глубоко умственно отсталых детей.

В настоящее время существуют три методики обучения ребенка чтению . Чтобы остановить свой выбор на какой-либо из этих методик, нужно знать: Что она даст ребенку? Что даст родителям? Что – учителям?

Традиционная методика обучения ребенка чтению

Она самая распространенная и самая древняя. Возраст этой методики обучения ребенка чтению – пять тысяч лет. И до сих пор почти во всех школах мира учат детей читать именно по этой методике. Обучение основано на фонемном принципе. Ещё пять тысяч лет назад гениальные наши предки догадались расчленить звучащее слово на фонемы (звуки речи). За определенными звуками были закреплены определенные значки. Эти значки назвали буквами.

Процесс обучения ребенка чтению идет в обратном порядке. Сначала его знакомят с буквами. Учат: как эти буквы озвучиваются. Потом учат буквы-звуки сливать в слоги. Это самый сложный этап обучения. Долгое время дети не понимают, как из отдельных букв получаются слова. Причем, даже годовалый ребенок способен все буквы выучить за несколько дней. Это очень просто! Но читать он научится только через несколько лет! Долгое время ребенок не способен понять закономерности чтения. Буквы начнет забывать, а секрет чтения так и не раскроет.

Только в возрасте 5 – 7 лет ребенок научится осмысленному чтению. Но сам процесс расшифровывания букв для ребенка очень утомителен, поскольку скорость понимания прочитанного крайне низка. По нескольку раз ребенок, тыча пальчик в каждую букву, озвучивает их. И только на третий, четвертый, пятый раз догадается: что за слово написано. Когда ребенок в таком утомительном напряжении расшифрует все слова в предложении, он половину из них забудет. Нужно опять расшифровывать. Когда же ребенок осмыслит предложение целиком? И захочет ли расшифровывать следующее?

Методика обучения ребенка чтению «Кубики Зайцева»

Еще в 80-х годах прошлого века Николай Александрович Зайцев разработал уникальную методику для обучения детей чтению с двух лет. В основе методики лежит складовый принцип. Обучение начинается не с буквы, а со склада (МУ – МО – МА – МЭ – МЫ; МЮ – МЁ - МЯ – МЕ – МИ).

Идея обучать ребенка читать по складовому принципу родилась еще в начале XIX века, начиная с «Азбуки» Ф. Кузьмичева. Горячим сторонником складового принципа был Л. Н. Толстой, обучавший в своих школах детей читать именно по этому принципу.

Окончательно в стройную методическую систему складовый принцип воплотился в «Кубиках Зайцева». Борьба звуковиков и складовиков продолжается два столетия и не прекратилась по сей день, несмотря на очевидность огромных преимуществ складового принципа перед звуковым.

Еще в 1873 году Л. Н. Толстой писал, что по складовому способу «способный ученик выучивается в 3, 4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный – не более как в 10 уроков». (Л.Н.Толстой. Письмо к издателям. О методах обучения грамоте. – ПСС, т.17, М., 1936.)

Обучение ребенка чтению по методике Домана

Обучать не с буквы, не со склада, а сразу с целого слова! Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США).

Перед медиками стояла задача: найти методику лечения детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Специалисты под руководством Глена Домана, основателя Института, искали возможность активизировать умственную деятельность больных детей через обучение ребенка чтению. Но как ни бились врачи, стремясь научить читать умственно отсталых детей по традиционным букварям, - ничего не получалось. Дети никак не понимали: как из букв получаются слова. К тому же английские правила чтения чрезвычайно сложны. Складовый принцип здесь тоже не подходит.

Пригодным оказался лишь принцип обучения через слово. Запоминать целиком написанные слова и отождествлять их с соответствующими предметами для слаборазвитых детей оказалось самым простым. Больные дети через такое обучение быстро догоняли здоровых детей в развитии. И они не только стали здоровыми, они научились читать.

Очень часто выдающиеся открытия совершаются не специалистами данной области науки, а специалистами смежных областей. Так получилось и с обучением ребенка чтению. Передовую технологию обучения малышей читать целыми словами разработали не педагоги, а врачи. Перед врачами стояла совсем иная задача: не научить ребенка читать, а активизировать его мозг. Результат превзошел все ожидания. Мозг больных детей так активизировался, что они легко осваивали чтение, причем сразу беглое. А что же педагоги? 5000 лет они обучали чтению, начиная с буквы. И ещё 5000 лет, наверное, продолжали бы учить именно так.

Что же дало новое открытие педагогам?

Новые проблемы. Вся программа начальной школы становится бессмысленной. Дети весь этот материал легко осваивают задолго до школы. Что же дало открытие врачей родителям? Возможность самим сделать своих детей и здоровыми, и умными, и счастливыми.

"Ген гениальности» пока не найден, но зато путем многолетних экспериментов мы твердо определили, что важнейшим фактором в достижении интеллектуальных высот является правильная работа с ребенком в первый год его жизни, а также активная поддержка, которую могут оказать малышу .

Давайте вкратце рассмотрим преимущества и недостатки систем обучения чтению по кубикам со складами (по методике Зайцева), по карточкам (по методике Глена Домана) и по традиционному букварю.

Как научить ребенка читать по системе Николая Зайцева

Кубики Зайцева - уникальное пособие для обучения чтению с двух лет. Вы задумывались над тем, почему дети скучают над азбукой и букварем? А почему они с таким интересом начинают играть в звенящие и стучащие кубики Зайцева? Секрет прост - на занятиях малыши бегают, шумят, переносят кубики, тянутся на цыпочках к таблицам!

Обучение по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры. При обучении чтению по методике Зайцева ребенок сидеть на одном месте просто не сможет (и не должен).

Вопреки распространенному мнению, основы такой системы обучения чтению заложил не Зайцев, а Лев Толстой. А если быть еще более точным, то Лев Толстой обучался сам и впоследствии использовал в работе букварь Федота Кузьмичева, вышедший еще в начале XIX века. Несомненная заслуга Николая Зайцева в том, что идею обучения чтению "по складам" он систематизировал и воплотил в виде кубиков, что сделало методику обучения чтению еще более простой в освоении.

Оптимальный возраст применения методики обучения чтению по кубикам Зайцева - от 2,5 лет. Максимальный возраст не ограничен. А взрослые иностранцы, не знавшие ни одной русской бувы, показывают феноменальные результаты - через 30 минут они уже легко читают по-русски!

Преимущества обучения чтению по системе Зайцева:

  1. Быстрый результат (время, в течение которого ребенок научится читать, зависит от возраста (2-3 года: 6-9 месяцев, 4 года: 16 занятий, 5 лет: 5-10 занятий, 6 лет: 4-6 занятий, взрослые иностранцы: 30-40 минут).
  2. Веселые, подвижные и увлекательные занятия с ребенком.
  3. Возможность прерывать обучение на некоторое время (например, на время болезни).
  4. Очень хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими.

Недостатки системы Зайцева:

Против методики Зайцева выступают некоторые "традиционные" педагоги. Они утверждают, что при обучении в начальной школе у некоторых детей возникают сложности при переходе от зайцевской системы чтения по складам к школьной системе чтения по слогам. Впрочем, отличия между складом и слогом минимальны.

Я уже давно знаю педагога Николая Зайцева. Это очень интересный, образованный, увлеченный человек. К сожалению, в России его методика остается востребованной лишь энтузиастами и негосударственными клубами для родителей с детьми. А вот в Республике Беларусь к Зайцеву проявляет интерес государственная образовательная система. Несколько лет назад мы провели семинар для всех желающих и во время него сняли фильм про Зайцева и его систему обучения чтению.

Как научить ребенка читать по системе Глена Домана

В 40-х годах XX века американский врач Глен Доман начал заниматься лечением детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Однако, перед Гленом Доманом стояла совсем иная задача: не научить ребенка читать, а активизировать его мозг. Тем не менее, научить читать умственно отсталых детей по традиционным букварям не получалось. Дети никак не понимали, как из букв получаются слова (впрочем, даже здоровые дети этого не понимают до определенного времени).

Глен Доман попробовал просто показывать детям карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и громко произносить их вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Результат превзошел все ожидания! Глен Доман отмечал, что они не только продвинулись в обучении, а они научились читать! Мозг больных детей так активизировался, что они легко осваивали чтение, причем сразу беглое.

Затем эту систему обучения чтению Глен Доман применил в работе со здоровыми детьми. И результат также был положительным.

Оптимальный возраст применения методики обучения чтению по карточкам Глена Домана - от 3 месяцев до 3 лет.

Преимущества обучения чтению по системе Глена Домана:

  • Гарантированный результат.
  • Занятия очень короткие по времени.
  • Доказанные положительные результаты в работе с особыми детьми, имеющими серьезные трудности в обучении.

Недостатки системы Глена Домана:

  • Высокая стоимость наборов карточек.
  • Не допускается отвлечение ребенка на что-либо во время занятий, он должен сидеть и смотреть только на вас.
  • Необходимость четкого соблюдения порядка проведения занятий с ребенком.
  • Не рекомендуется допускать перерывы в занятиях с ребенком.

Несколько лет назад на канале "Домашний" у нас была серия передач по различным методикам обучения чтению. На очередную передачу мы пригласили Андрея Маниченко (генерального директора компании, российского последователя и пропагандиста методики обучения чтению по системе Глена Домана) и - в качестве оппонента - Марьяну Безруких (профессора, академика Российской академии образования, директора Института возрастной физиологии). У них получился довольно жаркий спор...

Как научить ребенка читать по классической системе, т.е. по букварю

По букварю учились все советские дети (и слегка постсоветские), к которым мы с вами относимся тоже. Поэтому ничего нового, наверно, сказать вам не смогу.

Умение читать приходит к ребенку совсем не от того, что он выучил все буквы. Разве вы будете читать по-китайски, даже если вам показать все иероглифы? Для маленького ребенка текст, хотя и написанный на родном языке, - такая же "китайская грамота".

Вот что говорит Николай Зайцев: "Войдите в положение ребенка: буквочки маленькие, черненькие, друг на друга похожи, да еще оказывается, что они гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие - вон сколько пород да видов с "научными" названиями. Не просто "бэ", как раньше думал, а с чем-то согласная, звонкая, да при этом еще и твердая. Кого такое не отпугнет?"

А вот мнение Олеси Жуковой, автора многочисленных букварей: "Традиционная методика обучения ребенка грамоте строится на звуко-буквенном анализе слова - то есть на умении устанавливать взаимосвязь между звуками и буквами, анализировать последовательность и количество звуков в слове. Такие сложные аналитические операции по силам только ребенку сознательного возраста. Второй аргумент - начинать учить читать можно лишь, когда ребенок правильно произносит все звуки родного языка. Однако сама жизнь зачастую опровергает мнение педагогов. Мы знаем детей, которые научились читать довольно рано, иногда до трех лет, не имея ни малейшего представления об анализе слова."

Белозёрова Н. А. Учитель классов коррекции 8 вида, МОУ « СОШ № 5 « Г. Ржева Тверской области.

Ребёнок идёт в школу. Волнуются все: мамы и папы, дедушки и бабушки, воспитатели детсада.Как будут учиться воспитанники? И всем взрослым хочется, чтобы всё было хорошо, чтобы ребёнок в школе хорошо учился, не уставал, не болел. Был весел и жизнерадостен. Особенно велико волнение, если ребёнок идёт не в обычную, а специальную, коррекционную школу.

Как помочь такому ребёнку вне зависимости от степени поражения центральной нервной системы, индивидуальных психических особенностей личности овладеть системой умений и навыков устной и письменной речи?

С таких вопросов началась моя работа в классе для глубоко умственно отсталых детей.

Каковы же психолого- педагогические особенности детей с глубокими нарушениями интеллекта?

Категория глубоко умственно отсталых детей представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжёлый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения, а так же грубые нарушения всех сторон психики: моторики,сенсорики,внимания. памяти,речи, мышления, высших эмоций.

Грубое недоразвитие двигательной сферы детей - имбецилов выражаются в нарушениях и слабости координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи: они плохо бегают, прыгают.

Особенно затруднены у глубоко умственно отсталых детей тонкие дефференцированные движения рук и пальцев: имбецилы с трудом научаются шнуровать ботинки, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами.

Внимание у детей – имбецилов всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения поставленной цели.

Значительные отклонения обнаруживаются у глубоко умственно отсталых детей в области сенсорики, которое включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т. е. всю сложную систему анализаторов.

Развитие ощущений и восприятий ребёнка- необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов.

Для мышления детей – имбецилов характерны беспорядочность, бессистемность имеющихся представлений и понятий. Отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления; инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затруднённость обобщений.

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у имбецилов находится глубокое недоразвитие речи.

Память таких детей отличается малым объёмом и значительным количеством искажений при воспроизведении материала. Логическая и механическая память находится на одинаково низком уровне.

До недавнего времени детей с глубокой умственной отсталостью не принимали в детсады и коррекционные школы. Обычно МПК выносила о детях с нарушениями интеллекта в степени имбецильности заключение « необучаемы», забывая о том, что развитие детей может широко варьировать и что возможные пределы обучаемости этой группы достоверно неизвестны.

В результате многолетних наблюдений за людьми с данной патологией зарубежные учёные пришли к выводу о том, что если заботиться о здоровье и эмоциональном комфорте, а также рано начать обучение, то большинство детей- имбецилов попадает в категорию умеренной умственной отсталости.

Главный же принцип в работе с такими детьми – её практическая направленность. И учёба, и воспитание должны всемерно содействовать выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам труда, а также социальной адаптации среди людей.

Дети с глубокой умственной отсталостью развиваются значительнее медленнее, чем их сверстники, и предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий.

Для того, чтобы дети – имбецилы смогли овладеть доступными для них знаниями, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Моя работа с такими детьми была начата с внимательного наблюдения и изучения их умственных и психических особенностей, поведения, склонностей и интересов.

Уже первое знакомство с учениками данной группы показало, что им свойственно общее недоразвитие речи, серьёзные нарушения в двигательной сфере, особенно выраженные в нарушении моторики пальцев рук.

Учёными – психологами установлена прямая зависимость между развитием интеллектуальных способностей и развитием мелкой моторики рук.

На основе данных учёных – дефектологов о развитии глубоко умственно отсталых детей, программы их обучения, личных наблюдений за конкретными учениками мною была продумана и спланирована работа по обучению грамоте детей данной группы, конечная цель которой заключалась в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, читать несложный текст(печатный или письменный), отвечать на заданные вопросы.

Подготовительный период включил в себя привитие учащимися навыков учебной деятельности, специальную логопедическую работу по развитию органов артикуляционного аппарата; работу по уточнению и развитию слухового, зрительного восприятия учащихся и специальную подготовку к обучению письму.

Исходя из вышесказанного,следует, что вся проводимая мною коррекционная работа была направлена на развитие слуховых, зрительных восприятий, тактильных ощущений, а также специальных упражнений на развитие речи, мышления, внимания, памяти.

О некоторых упражнениях, используемых мною в подготовительном периоде, пойдёт речь далее.

    Пальчиковые игры с пластилином.

Скатать:

Самый маленький шарик

Самый большой шарик

Короткую колбаску

Длинную колбаску

Низкий столбик

Высокий столбик

Разделить столбик на 2, 3, 4 части

Раскатать лепёшку, попрыгать по ней пальчиками, подумать, на что она похожа?

Скатать много шариков, сделать из них узор;

Вылепить изученные буквы;

Слепить несложные поделки: снеговик, пирамидки, колечки и др.

2. Пальчиковые игры с орехами.

Их можно:

Вращать между ладонями;

Перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;

Вращать внутри ладони (перебирая пальцами);

Удерживать поочерёдно пальцами рук.

Чтобы игры были интереснее, можно подбирать потешки, песенки, считалки.

3.Пальчиковые игры с крупой.

Используются фасоль, бобы, гречка, рис, горох и т. п.

Игра «Золушка»

Сортировать крупу с открытыми глазами;

Сортировать на ощупь;

Превращать в буквы, цифры, рисунок (по контуру, на пластилин)

Использовать на панно;

Для счёта;

Использовать для «Гречневой куколки»

(для самомассажа пальчиков, используются потешки, можно проговаривать различные ситуации)

4. Игры с конструктором.

- «Лего»разного размера;

Пазлы;

Мозаики;

Кубики с сюжетными картинками;

Кубики двуцветные, с буквами, другие виды конструкторов.

5. Рамки и вкладыши «Монтессори»

Идея игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори(1870-1952 г.). Ей удавалось с помощью применения саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей. Что они к моменту поступления в школу даже превосходили по своему развитию нормальных детей.

Игра развивает детей в нескольких направлениях.

    Вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских предметов на ощупь и зрительно.

    Развивает мелкую моторику рук, готовит к овладению письмом и рисованием.

    Знакомит с геометрической терминологией, названиями фигур.

Виды работы:

    Кто быстрее вложит вкладыши в рамки?

«Закроет окна во дворце»

    Кто быстрее вложит вкладыши в рамки с закрытыми глазами?

« Наступила ночь. Пора во дворце закрывать ставни»

    Кто быстрее вложит все треугольники, квадраты, фигуры без углов, многоугольники.

    Кто из всех вкладышей выложит фантастического зверя (дворец, дерево, птицу и т. п.)

    Кто, обведя только треугольники или квадраты, создаст необычные картинки.

    Кто придумает и нарисует как можно больше образцов из овалов(треугольников, квадратов и т. п.)

6.Игры с пуговицами:

Сортировать по цвету;

Сортировать на ощупь;

Нанизывать на леску, как бусы;

Застегивать пуговицы (гласные – красные, согласные – синие)

7.Игры с бусинами, трубочками разного диаметра

Их нанизывают на леску, как бусы

О О О О О О О

0-О-О-О-О-О

О---О---О---

ОО-ОО-ОО-

8.Конструирование из цепочек и бус по контуру на бумаге.

9.Конструирование из восьми треугольников:

На уроке обучения грамоте при изучении букв;

На уроке математики;

Самостоятельное творческое моделирование

« Что получилось?»

«Чей дворец лучше?»

10. конструирование из спичек, палочек для мороженого.

11. Пальчиковые игры со скороговорками:

Б - Пара барабанов

Била бурю.

Пара барабанов

Била бой.

12.Бумажный театр.

Делаются фигурки на пальчики, сначала с помощью взрослых, затем самостоятельно. Используются стихотворения, потешки.

« Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать,

Родились у нас котята

Их по счёту ровно пять!

13. Игрушка – планшет для шнуровки.

Вдеть шнурки, как на ботинках.

Вдеть на ощупь.

Вдеть по образцу.

Вдеть произвольно.

14. Для развития тактильных ощущений:

-«Пушистые буквы» (из бархатной бумаги)

-«Волнистые буквы» (из гофрированной бумаги)

-«Строгие буквы»(из наждачной)

Задания:

При знакомстве обводить их указательным пальчиком;

Узнать на ощупь «Наступила ночь, буквы испугались, их надо успокоить, назвать по имени»;

Составить несложные слова.

15.Трафареты для штриховки.

16. Дорисовать картинку.

17.Комплекс упражнений для пальцев « Что умеют наши пальчики?»

Показать восхищение, восторг;

Набрать номер телефона;

Подозвать к себе;

Сказать «Идём со мной!»

Пригрозить;

Постучать;

Сказать «Здорово!»;

Попрощаться;

Приласкать;

Быстро полистать страницу;

Сказать «Стоп!»;

Вдеть нитку в иголку;

Сказать «Победа!».

Это лишь некоторые из упражнений, используемые мною в работе с глубоко умственно отсталыми детьми для развития мелкой моторики, зрительных и слуховых восприятий, тактильных ощущений, имеющих по мнению К. Д. Ушинского «…упражнять все способности дитяти, вместе с ученьем грамоте развивать, укреплять, возбуждать самодеятельность и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму.»

Одновременно с развитием мелкой моторики пальцев рук в подготовительный период реализовывались следующие задачи:

1.Развитие устной речи с помощью разговоров, бесед, связных высказываний.

2.Умение составлять предложения по картинкам, иллюстрациям.

3.Выделение в предложении слов, с определением их количества, последовательности.

4.Подбор и название слов, отвечающих на вопросы» Кто это? Что это? Какой? Чей? Что делает?

5.Выделение по слуху звуков из слова и слога.

При обучении грамоте детей с глубокой умственной отсталостью необходимо учитывать психофизиологическую основу чтения детей- имбецилов – взаимообусловленную деятельность слухового, зрительного и речевого анализаторов. Большое значение для успешности овладения чтением имеют такие познавательные процессы, как мышление, память, внимание, образное восприятие и др.

Готовность сенсомоторной и психической сфер ребёнка с нормальным развитием к обучению грамоте создаёт условия для успешного овладения необходимыми операциями и действиями, которые лежат в основе навыков чтения и письма.

Нарушение деятельности анализаторов и психических процессов у умственно отсталых детей приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи.

Наибольшие трудности при овладении навыками чтения и письма детьми данного контингента связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. Дети – имбецилы с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы и поэтому плохо запоминают буквы, т. к. каждый раз соотносят букву с разными звуками.

Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выявлении каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух и более звуков в слог, выполнении записи в соответствии с принципами русской графики.

Дети не могут понять, что всякое слово состоит из сочетаний тех самых букв, которые они учат. Буквы долго остаются для многих учеников чем-то, что должно запоминаться как таковое, безотносительно к словам, обозначающим знакомые предметы и явления.

В связи с тем, что у глубоко умственно отсталых детей наиболее отчётливо проявляются недостатки речевого развития, занятия по обучению грамоте проводятся в русле общего речевого развития детей. Для овладения грамотой прежде всего необходимо определённое развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи: умение выделить звук из слова, отдифференцировать его от сходных звуков, уточнить в собственном произношении, найти его место в слове, установить последовательность входящих в слово звуков.

Развитие фонематического слуха должно поводиться в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. Систематическую работу по совершенствованию произносительной стороны речи необходимо вести как фронтально, так и индивидуально по группам с логопедом.

Проводимая школьным логопедом коррекционная работа продолжается учителем-дефектологом, который сам ведёт специальную работу над произносительной стороной речи: исправление неправильного произношения и развитие артикуляционного аппарата.

Поэтому на каждом уроке проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, которая включает упражнения, направленные на совершенствование артикуляционного аппарата, развитие речедвигательного механизма.

Упражнения проводятся в форме дидактических игр, например:

«Лошадки»

«Вкусное варенье»

«Прятки»

«Часики» и др.

Для развития фонематического слуха мною используются следующие упражнения и виды работ:

    Игра « Кто какие звуки издаёт?»

    « По звуку угадай предмет»

(Используются колокольчики,погремушки, барабан, игрушки-пищалки неваляшки, свисток, заводная машинка, заводной мишка, кукла и др.)

3.Игра « Кто в домике живёт?»

4. «Звуковая линейка»

5. «Чудесный мешочек»

(Выделение звука, деление на слоги. Используются загадки про предметы, которые находятся в мешочке.)

Загадки.

(Отгадывание загадок, проведение звуко- буквенного анализа.)

Развитию внимания к звукам окружающей действительности способствует чтение учителем стихотворений, загадок, потешек, в которых передаются голоса животных, звуки природы, улицы и т. п., а также развитие сценок – звукоподражания:

Кошка мурлычет, ласкается к хозяину;

Собака лает на чужого;

Щенок обиженно скулит;

Наседка квохчет;

Цыплята пищат;

Кабанчик хрюкает, визжит;

Корова мычит;

Индюк болмочет;

Петух кричит;

а также проведение игр:

« Что мы слышим в доме?»

«Слушаем звуки улицы»

Следующим этапом в обучении грамоте детей является членение высказываний на слова. Предметом обучения является слово, как единица языка, объединяющая звучание и значение.

Очень важно вычленение слова из потока речи, отделение в сознании ребёнка слова от предмета.

Впоследствии того, что у умственно отсталых детей к моменту поступления в школу ещё не сформирована фразовая речь, работа по усвоению термина « слово» начинается с называния отдельных предметов, когда слово выступает изолированно, вне предложения. Данная работа проводится на предметном материале с использованием игрушек, предметов быта.

С этого же момента вводится условно- графическая запись слов, затем предложения, слога, звука. Запись осуществляется полосками бумаги, а также кружочками для обозначения звука.

Затем вместо натуральных предметов используются их изображения.

Только после такой кропотливой работы можно предлагать слова без наглядного подтверждения.

Понятия «слово», «предложение» употребляются учителем, учащие должны понимать их и выполнять действия, связанные с этими понятиями.

На следующем этапе работы проводится знакомство со слогом, как частью слова. Успешному усваиванию данного понятия помогают учащимся следующие дидактические игры:

1. «Волшебный мешочек» определяет количество слогов в слове.

Мешочек с игрушками. Ученик вынимает предмет, называет его, определяет количество слогов в слове.

    «Магазин игрушек»

Игрушки: мяч, юла, кубики, кукла и т. п. Задание: купить ту игрушку, в которой 1, 2, 3 слога.

    «Молчанка»

Учитель показывает предметную картинку, потом проговаривает слово, дети показывают карточку с цифрой, сколько слогов.

6. «Собери слово»

7. Отгадывание загадок с разбором на слоги отгадок и др. игры.

Далее происходит знакомство детей со звуком. Первоначально выделение звука происходит из ударной позиции. Хорошим дидактическим приёмом будет отгадывание загадок, если в отгадке встречается нужный звук.

Последовательность изученных звуков и букв устанавливается с учётом трудностей выделения звуков из речи, произношения, слияния звуков в слоги, т. е. самого процесса чтения. Наиболее легко воспринимаются слоги, составляющие слова типа АУ, УА; следующими по трудности являются обратные слоги АМ, УМ.

Наибольшую трудность для чтения представляет прямой открытый слог НА, НО, МА; далее закрытые слоги СОК, НОС; слоги на стечение согласных.

Слова для чтения вводятся также в определённой последовательности.

При подборе слов для чтения главное внимание уделяется, наряду с частотой употребления их в разговорной речи, доступности лексики учащимися- олигофренами.

Чтение - сложный вид умственной деятельности. Поэтому формирование техники чтения неотделимо от работы, направленной на понимание прочитанного.

Чтение можно сравнить с « главной дорогой» в стране знаний. Освоение математики, естествознания, истории, чтение инструкций на уроках трудового обучения будет основано на умении ребёнка понимать прочитанное, пользоваться устной и письменной речью, способности выделять смысл прочитанного из текста. В связи с этим обучение чтению умственно отсталых детей является фундаментом его социальной адаптации.

Дети с ограниченными возможностями чаще всего растут и развиваются в обстановке, где беседы, слушание, чтение не являются нормой повседневной жизни, поэтому главная ответственность за обучение ребёнка чтению ложится на педагога коррекционной школы, на учителя начальных классов.

Практика работы в коррекционной школе показывает, что большинство детей читают мало и неохотно, а сам процесс чтения считают скучным.

В своей работе на уроках чтения стараюсь пробудить у школьников интерес, удивление, любопытство, т. е. создать положительную мотивацию, а через неё повысить качество обучения чтению.

Специфика обучения грамоте в коррекционной школе требует использование наглядности на уроках чтения и письма, от натуральной и схематичной, для фронтальной работы и раздаточного материала для каждого ученика.

В классе для глубоко умственно отсталых детей провести традиционный урок трудно, ведь приходится учитывать их индивидуальные особенности отклонения в умственном и психическом развитии каждого ученика.

Это обязывает учителя дифференцированно подходить к учащимся в процессе организации коллективной самостоятельной работы.

На уроках обучения грамоте с целью развития слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекции их недостатков мною были использованы следующие игры и упражнения:

    Игра « Составь слово»

Из букв + картинка;

Из слогов + картинка;

Из разрезных слогов составить несколько слов;

2.Игра « Составь предложение».

Слова + картинка

3.Книжки- малышки.

(Печатаются отдельные слова и предложения)

    «Буквы заблудились»

    «Найти ошибку»

    «Догадайтесь»

    «Зеркало»

    «Отгадки потерялись»

(С использованием кассы букв.)

9.»Буква потерялась»

10. «Пропущенная буква»

11. «Алые клубнички»

12. « Читаем по ступенькам»

13.» Волшебные превращения»

14. «Волшебные коты»

15. « Пляшущие буквы»

16. «Угадай- ка »

17.»Заполни окошечко»

18. «Мозаика с буквой»

19. «Прочитай и покажи»

20. «Буквоедик»

22.»Летающая буква»

23. «Волшебные шары»

24. «Слоговой абак»

25. «Слоговая линейка»

26. «Вставь нужную букву» и др.

Таким образом, успех работы учителя по обучению грамоте глубоко умственно отсталых детей определяется строгой продуманной системой, включающей в себя постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики, формирование связной речи; развитии внимания, памяти, логического мышления; обретение и совершенствование навыков устной и письменной речи учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

    Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией В. В. Воронковой. М. Просвещение 2005 г.

    Программы для 0-4 классов школы 8 вида под редакцией И. М. Бгажноковой. М. просвещение 2011 г.

    Программы обучения детей с глубокой умственной отсталостью. М. Просвещение 1984 г.

    Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. А. Р. Маллер М. Педагогика 1988 г.

    Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. А. К. Аксёнова М. ВЛАДОС.

    Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. В. В. Воронкова. М. Просвещение 1988г.

    Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Б. П. Пузанов М. 1987г.

    Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М. Просвещение 1991 г.

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Учить детей – дело очень непростое. Даже обычные, хорошо соображающие девочки и мальчики могут испытывать сложности. Например, когда их обучают чтению. Что уж говорить о детках особенных! Можно ли научить читать особенного ребенка, в домашних условиях? С чего начать? Как научить читать ребенка с умственной отсталостью? На эти непростые вопросы вы получите ответы из этого материала.

Сложности умственного развития – эта детская особенность все еще недостаточно изучена. Определяется она, как развитие психики на фоне повреждения центральной нервной системы. Чадо с умственной отсталостью не имеет навыков достаточного самоконтроля.

Его взаимосвязи между эмоциями и мышлением нарушены. Есть проблемы с психическими процессами. А это – в том числе низкий уровень обучаемости и стремления к познанию.

О методиках – традиционных и новаторских

  1. Это традиционная программа, при этом древняя, и ей – более 5000 лет! В школах применяют именно ее. Вы тоже, наверняка, так учились, основываясь на фонемном принципе. Учатся сначала буквы, азбука, потом буквы складываются в слоги, а они – в слова. Чтение идет по слогам.
  2. Вторая – это техника «Кубики Зайцева». Детально разработал ее Николай Зайцев, в 80-х годах 20-го века. Основа техники – складовый метод. Детей учат складам, а не буквам – МА, ПА, МО и так далее. Сама идея такого обучения появилась более 100 лет назад. Даже Лев Толстой в своей школе учил детей именно так.

Но наука не стоит на месте. В наши дни существуют не только традиционные, но и более новаторские методики.

Одна из таких – способ Гелена Домана. Он идеально подходит для особенных детей. Тех, у которых имеются поражения ЦНС.

Или есть сложности с логическим мышлением, памятью, речью, звукопроизношением. Способ Глена Домана – это обучение чтению плавно, в игровой форме, без чрезмерных усилий, зубрежки.

Детально о технике Домана

Удивительно, но эту методику создали не педагоги, а врачи Института Развития Человеческого Потенциала (США, штат Филадельфия), под руководством Глена Домана. Специально для деток, имеющих проблемы с умственной деятельностью.

Секрет в том, что в процессе обучения с помощью карточек, со словами и картинками, отлично активизируется мозговая деятельность. И на этом фоне формируется целая система знаний, и главное — умение читать.

Сегодня этот способ глобального чтения успешно применяют для всех – и для деток «особых», и для детей с дислексией , и для самых обычных. Вот главные плюсы метода:

  • он отлично убирает трудности в чтении;
  • детям с умственными нарушениями намного проще запомнить слово полностью, и отождествлять его с изображением на карточке;
  • идет одновременное восприятие слов зрительно и на слух;
  • форма занятий – игровая;
  • научить бегло и быстро читать так можно любого – и дошкольника, и первоклассника, и даже малыша;
  • также можно заниматься и в 6, и в 7 лет, ограничений нет;
  • карточки Домана сегодня доступны для всех;
  • упражнения здесь простые, а занятия короткие.

И самое главное — положительные результаты многократно доказаны, именно в работе с детьми с умственной отсталостью, и глобальными трудностями с обучением.

Основные правила занятий следующие:

  • ученик должен сидеть, и смотреть на того, кто его обучает, отвлекаться нельзя;
  • нельзя прерывать урок;
  • порядок ведения урока и правила надо строго соблюдать.

Как заниматься – основные этапы

Этап первый

Возьмите 5 карточек, с простыми, короткими словами. Показывайте их по очереди, достаточно быстро меняя. Отчетливо произносите каждый раз: «Это значит ПАПА», «Это значит КОТ» и так далее. Повторите эти упражнения по кругу, 3 раза. Но делайте перерывы на 30 минут, между тремя показами. Длиться весь показ должен не дольше трех минут. Это – первый этап и первый день.

Этап второй

Повторите действия первого дня 3 раза. Затем возьмите 5 новых карточек, с такими же простыми и короткими словами. Всего во второй день у вас должно быть 6 занятий – 6 повторов карточек. Разделите их – 3 занятия с утра (каждое с перерывом в 30 минут), и 3 занятия после обеда.

Этап третий

День третий. Добавьте к двум наборам новый, из 5 карточек. И примените в показе 3 набора, в каждом по 5 карточек. Каждый показывайте 3 раза. Всего теперь «уроков» будет 9. Но каждое из них по времени не должно превышать 3 минут. Уроки можете растянуть на весь день, и делать долгие перерывы.

Слова из 15 первых карточек должны быть малышу знакомы, понятны. Плюс они должны быть предельно короткими и простыми. Результат первых трех дней – это то, что ребенок научился узнавать, то есть фактически читать все эти 15 слов.

Этап четвертый

Выберите следующие 25 карточек, разделите их на 5 наборов. Пусть это будут части тела, знакомые вашему чаду. Здесь действуйте по-другому: убирайте из выученного набора по 1 карточке, и добавляйте вместо нее новую. Делайте так с каждым набором. Время для освоения – 5 дней. Длительность, перерывы – все точно так же.

Следующим набором из 25 слов могут стать глаголы. Знакомьте ребенка ежедневно с 5 новыми словами. В среднем он обязан запоминать в день по 5 слов

Пятый этап

Этот раздел представляет собой чтение словосочетаний. Это – промежуточный этап, следующим будет чтение предложений. Придумайте комбинации слов из тех, что чадо уже выучило. Это может быть, например, перечень цветов и предметов: «белый кот», «красное яблоко», и так далее.

Можно дополнить прилагательными «большой», «маленький» и так далее. Эти понятия простые и понятные, даже для крохи с умственной отсталостью. Действуйте примерно так же, но сочетайте теперь карточки, составляя подходящие сочетания из двух слов.

Этап шестой

Теперь вы составляете простейшие предложения из двух слов, применяя те самые словосочетания. Составьте 5 предложений, и 5 дней показывайте их, по 3 раза в день. Когда все запомнится, начинайте убирать по 2 предложения, заменяя их новыми.

Этап седьмой

Наконец вы уже составляете предложения уже из трех слов, и даже больше. И это – огромное достижение, ведь ученик уже способен различать слова, и прочитать целое предложение! Здесь вы должны будете создать дополнительные карточки сами, с простейшими предлогами и наречиями. Теперь уже ребенок начинает сам «читать» слова и предложения вслух.

Наступил черед книг! Вы должны правильно выбрать книжку для обучения. Важно, чтобы в ней было от 50 до ста слов, плюс понятные картинки на каждой странице. Оптимальная высота шрифта — не меньше 1 сантиметра. И главное — в ней должны быть только знакомые ребенку слова и предложения.

Вы даже можете создать эту книжку сами, вместе с дочкой или сыном. Назвать ее, например, «Мой котенок», «Одежда», «Транспорт», «Мои игрушки» и так далее. Однако вы можете выбрать сначала книжку, а затем учить для нее слова, словосочетания и предложения.

Видео по методике Глена Домана

Дальнейшие перспективы

Безусловно, такая методика эффективна. Но это ведь не настоящее чтение, а запоминание конкретных слов, словосочетаний и предложений. А всех их все равно ребенок никогда не запомнит.

Тем не менее, такая техника будет позитивным толчком к развитию вашего сына или дочери. Когда малыш увидит, что у него получается и он на что-то способен — это будет вашей совместной победой.

В результате такие успехи вдохновят вас и вашего ребенка. А это, в свою очередь будет способствовать преодолению умственных отклонений. И вероятно, со временем, ваш ребенок будет способен даже осваивать чтение по слогам .

Техника изучения слогов с особенным ребенком на видео

Учим образ буквы — обучающее видео

Домашний учитель

И напоследок – интересный факт, для вас. Задумывались ли вы о том, кто научил Пушкина читать? Ведь общеизвестно, что в своем раннем детстве он говорил и читал исключительно по-французски. Оказывается, первым учителем русского языка у будущего гения был Алексей Иванович Богданов, молодой дьякон и по совместительству преподаватель.

Дорогие мои читатели! Теперь вы знаете, как научить читать ребенка с умственной отсталостью, наиболее простым и доступным способом. И главное – в игровой форме!

Похожие публикации