О как хочется жить блок. «О, я хочу безумно жить» – анализ стихотворения Александра Блока

«О, я хочу безумно жить» А. Блок считал одним и лучших своих стихотворений. Изучают его в 5 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом «О, я хочу безумно жить» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1914 г. для сборника «Ямбы».

Тема стихотворения – любовь к жизни, поэт и поэтическое творчество.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежды на то, что он сможет оставить после себя хороший светлый след.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан четырехстопным ямбом, в первой строфе используется кольцевая рифмовка АВВА, во второй и третьей - перекрестная.

Метафоры «все сущее увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество».

Эпитеты «сон тяжелый», «юноша веселый» .

История создания

В 1914 г. А. Блок готовился к изданию поэтического сборника «Ямбы», в котором преобладали философские мотивы. Поэт задумался над тем, какое же произведение разместить на первой странице. Так 5 февраля 1914 г. из-под его пера появилось анализируемое стихотворение. На создание шедевра он потратил всего час. Мотив жизнелюбия объясняется историко-общественной ситуацией: поэт знал, что назревает война, которая унесет с собой много жизней.

Произведение было написано Блоком в 34-летнем возрасте, что объясняет глубину и зрелость его раздумий над вечными проблемами.

Тема

В лаконичном произведении А. Блок раскрывает две темы - любви к жизни и роли поэта в обществе. Эти темы тесно переплетаются, дополняют друг друга. В центре стихотворения лирический герой, который эмоционально выплескивает все, что накопилось в его душе.

Уже первый стих - откровение героя о его «безумной» любви к жизни. Он хочет сделать все то, что может не каждый человек: увековечить сущее, вочеловечить то, что безлично, воплотить мечты. Тяготы жизни совсем не пугают его, хоть и душат. Держаться на плаву лирическому герою помогают надежды. Все они обращены к потомкам. Мужчина осторожно мечтает о том, что когда-то какой-то веселый юноша вспомнит о нем добрым словом. А. Блок понимал, что не все его стихотворения жизнерадостные, есть и угрюмые. Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство - лишь оболочка, середина же светлая и добрая.

Дочитав стихотворение, мы понимаем, что под образом лирического героя скрывается поэт, который увековечивает истинные ценности в слове. В последней строфе А. Блок показывает, каким должен быть настоящий поэт: «дитем добра и света», «свободы торжеством» .

В контексте традиционных для литературы тем реализуется идея о том, что человек, не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след.

Композиция

Композиция произведения проста. Оно написано в форме монолога лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежды на то, что он сможет оставить после себя хорошую память. Можно поделить текст и несколько по-другому: слова, которые лирический герой говорит от собственного имени и фразы, сказанные лирическим «Я» от имени «юноши веселого» .

Формально стихотворение состоит из трех катренов. Второе четверостишие является связующим звеном между первым и третьим.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как в нем преобладают философские размышления, кроме того заметна грусть героя: он понимает, что жизнь не вечна. Написаны строки произведения четырехстопным ямбом. Автор использует два вида рифмовки: в первом катрене - кольцевую АВВА, во втором и третьем - перекрестную АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и донесения до читателя идеи А. Блок использует средства выразительности. Кроме того, они являются инструментом для воспроизведения эмоций лирического героя, создания впечатления об этом образе. Преобладают в тексте метафоры : « «все сущее увековечить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь свободы торжество» . Эпитетов очень мало, но они помогают придать мыслям завершенности и нужных эмоциональных оттенков: «сон тяжелый», «юноша веселый».

Так как монолог очень эмоциональный, важную роль в передачи настроения играет интонация. В первом и последнем четверостишиях используются восклицательные предложения. В третьем катрене также есть риторический вопрос. Второй катрен отличается спокойной интонации, что придает сказанному задумчивости.

Смысл и настроение некоторых строк подчеркивается при помощи аллитерации . Например, чтобы сделать рассказ о тяготах жизни более выразительным, автор использует слова с согласными «ш», «ж», «з», «с»: «пусть душит жизни сон тяжелый».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.9 . Всего получено оценок: 30.

Исполнилось 34 года. Это был уже сформировавшийся молодой писатель со своим личным взглядом на жизнь и на литературное творчество. Имя Александра Блока было известно многим в дореволюционной России. Этот год был для Блока плодотворным и продуктивным. Он много и хорошо писал, издавался. Его сборник «Ямбы» публика встретила восторженно. Первым в сборнике шло стихотворение «О, я хочу безумно жить…» В нём поэт открыл читателю свои мысли, тайны и надежды.

О чём же это стихотворение? Как понять задумку Блока? Что он хотел сказать своими бессмертными строчками? Первая строка так точно стала афористичной ещё при жизни автора. И именно в ней раскрывается всё дальнейшее содержание стихотворения, его тематическое и идейное единство. Если говорить научно и скупо, то тема стихотворения - поэт и его поэзия. Что Блок думает об этом устойчивом литературоведческом термине? Как он объясняет его силой своего ума, страстью своего сердца?

По большому счёту, Блок всегда был далёк от условностей, а тем более от тщеславия. Для него слава ничего не значила. Он писал стихи потому, что ему нравилось их сочинять, экспериментировать со словом, с рифмой, с образами, с фантазией. Он не считал конечным результатом своего нового поэтического произведения какую-то сверхважную воспитательную задачу. Его стихи нужны были прежде всего ему самому.

Поэт в «О, я хочу безумно жить…» делится с читателем своим сердцем, своей радостью, своим оптимизмом. Он выступает против угрюмства и против угнетённости духа и сознания. Несмотря на тяжесть жизни, на потери, промахи и несбыточные мечты, нужно, по мнению, Блока, всегда стремиться к чему-то лучшему, большему, сильному, значительному. Блок готов всё и всех прощать, о всех помнить («всё сущее увековечить» ), дерзать и творить («несбывшееся - воплотить» ). Блок хочет, чтобы люди были добрыми, удачливыми, светлыми, весёлыми и свободными. Поистине, благородное и человечное желание! И сам Блок и его неунывающий лирический герой дают читателю словесный стимул к созиданию и творчеству.

Размер стихотворения не совсем безупречен. Ямб в нём перескакивает на хорей, а хорей - на ямб. Ударение иногда хаотично становится не на своё место, но от этого произведение только выигрывает, оно становится неповторимым и харАктерным. В первой строфе рифмуются первая-четвёртая, вторая-третья строки (кольцевая рифмовка), во второй и третьей строфах уже всё по-другому: рифма перекрёстная. Можно подумать, что поэт совсем не заботится о стройности стиха. Да нет же, Блок придерживается конкретной цели - раззадорить читателя и вовлечь его в радостный и чудесный процесс «стихоплётства».

Изобразительных средств языка у Блока в стихотворении не очень много. Но все они очень сочны и ярки. Чего только стоят тропы: безумно жить, вочеловечить, сон тяжёлый, дитя добра и света, свободы торжество, сон душит, сокрытый двигатель, задыхаюсь в этом сне .

  • «Незнакомка», анализ стихотворения
  • «Россия», анализ стихотворения Блока
  • «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока
  • «Фабрика», анализ стихотворения Блока
  • «Русь», анализ стихотворения Блока

«О, я хочу безумно жить…» Александр Блок

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, -
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство - разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!

Анализ стихотворения Блока «О, я хочу безумно жить…»

В 1914 году Александр Блок завершил работу над поэтическим циклом «Ямбы», который считал одним из самых удачных и многогранных. Перед его публикацией перед поэтом встал вопрос о том, каким же стихотворением открыть эту литературную подборку с ярко выраженным философским содержанием. В итоге 5 февраля 1914 года буквально за час поэт написал еще одно стихотворение под названием «О, я хочу безумно жить…», в котором, как и многие его предшественники, затронул тему роли поэта в обществе.

Правда, если Пушкин и Лермонтов были убеждены в том, что главная цель любого поэта - «глаголом жечь сердца людей», то Блок не ставил перед собой столь глобальных задач. Более того, его, совершенно лишенного тщеславия, совсем не интересовало, как именно люди будут воспринимать стихи, которые словно бы обращены внутрь. Блок писал не для того, чтобы произвести некий фурор в литературных кругах и покорить сердца доверчивых барышень, которые, к слову, засыпали с портретами поэта под подушкой и не давали ему прохода при встрече. Гораздо важнее для него была сама возможность выражать свои мысли и чувства в рифмованной форме, даже если смысл стихов был понятен лишь самому автору.

Поэтому в произведении «О, я хочу безумно жить…» Блок пытается донести до окружающих мысль, то его мечта заключается в том, чтобы «несбывшееся – воплотить» . Ведь «пищей» для литературных экспериментов поэта являлись те эмоции, которые он получал от общения с окружающим миром. Впоследствии они трансформировались в поэтические строчки, и их автора совсем не волновало, какое впечатление они производят на почитателей его таланта. Поэт признается, что его «душит жизни сон тяжелый», и этой фразой лишь подчеркивает, что существует словно бы в двух измерениях. Первое, привычное и серое, именуемое повседневностью, угнетает Блока и порой даже повергает в ужас. Зато в своем воображаемом мире, наполненном светом и радостью, поэт ощущает себя по-настоящему счастливым . И очень надеется на то, что когда-нибудь эти чистые эмоции сможет уловить какой-нибудь «юноша веселый», который « в грядущем скажет обо мне».

Со стороны себя Блок видит достаточно угрюмым, замкнутым и тяжелым в общении человеком. Однако предпочитает, чтобы о нем судили не по внешнему виду и поступкам, а по стихам. Поэтому, характеризуя себя, он вкладывает в уста неизвестного юноши фразу о том, каким же на самом деле ощущает себя поэт. «Он весь – дитя добра и света, он весь – свободы торжество!».

Данное лирическое произведение было написано в 1914 году. Этот год памятен началом Первой мировой войны, но в душе Александра Блока в это время происходили значительные перемены. Быть может, они связаны со встречей с Л. А. Дельмас, которая играла партию Кармен.

Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» подчеркивает всю красоту и значимость совершающегося открытия в душе лирического героя и самого поэта. В нем происходят важные изменения, которые могли бы послужить поводом для большой перемены в творчестве и судьбе.

Состояние лирического героя

Что он чувствует и переживает? Первое, что обращает на себя внимание - безграничное чувство восторга и упоения. Так как восхищение чем-либо вообще свойственно поэзии Блока, то здесь оно направлено не на мистический смысл, а на собственное состояние. Тот, кто думает, что поэт воспевал в своих стихах женщину, вынужден разочароваться вместе с Александром Блоком: для него на самом деле первостепенное значение имела сама возможность служить отвлеченной идее.

Лирический герой пребывает в состоянии удовлетворения и довольства самим собой. Он верит в будущее, смело смотрит на свои самые сокровенные мечты и думает воплотить их в жизнь. Анализ «О, я хочу безумно жить» раскрывает возможности лирического героя к переменам, заставляет задуматься, действительно ли он готов к ним. Его вдохновляют новые мысли, занимают возвышенные мечты и стремления. Он следует за голосом своей души. Однако можно заметить, что в желаниях нет ничего конкретного, поэт мыслит весьма масштабно и размыто. Анализ «О, я хочу безумно жить» только подтверждает это. Он не дает себе обещаний достичь определенного результата, а просто говорит в вечность, обращаясь к себе самому и высшему началу.

А. Блок, «О, я хочу безумно жить»

Анализ стихотворения показывает читателю, насколько далек лирический герой от реального взгляда на жизнь. Он еще только строит планы на светлое будущее, но, разумеется, не может знать, что его ожидает в дальнейшем. В действительности он пока находится в сладкой иллюзии, которой еще не пришло время развенчаться. О чем говорит лирический герой Александра Блока?

О том, каким должен быть подлинный человек - без масок, без притворства и лжи. Но до реализации данного намерения самому поэту еще очень далеко. Кажется, он осознает ошибки прошлого и хочет воплотить в жизнь несбывшиеся мечты, но это только порыв, действий далее никаких не следует. Анализ «О, я хочу безумно жить» помогает глубже и лучше разобраться в вопросе человеческого бытия.

Поэтическая лексика

В данном лирическом произведении употребляется немного метафор, но все они использованы к месту и подчеркивают основную мысль поэтического текста.

«Жизни сон тяжелый» обозначает погружение в тягостные переживания, которые тревожат сердце и отравляют душу. Как часто мы на самом деле пребываем в таком раздавленном состоянии, когда делать, не к чему стремиться. Анализ стихотворения Блока «О, я хочу безумно жить» отображает сущностные проблемы бытия и смысла жизни.

«Дитя добра и света» - это можно интерпретировать как стремление обрести свободу, стать могущественным, раскрыться во всем своем потенциале возможностей. Безгранична надежда на радостное будущее, лирический герой готов с улыбкой смотреть вперед. Анализ «О, я хочу безумно жить» подчеркивает необходимость для каждого человека такого внутреннего поиска, подкрепленного внутренней потребностью души к самовыражению.

Основная мысль

Идея, ради которой создавался сей поэтический шедевр, заключается в следующем: человек должен жить ради высоких стремлений, чтобы реализовать себя в настоящем, а не придуманном мире. Он непременно сможет справиться с разрушительными иллюзиями, если станет следовать голосу собственного сердца. Мы находимся здесь для того, чтобы быть счастливыми, воплощать в жизнь лучшие планы и мечты.

Таким образом, анализ стихотворения Блока «О, я хочу безумно жить» наглядно демонстрирует читателю важность и значимость каждого отдельного существования на земле со своими задумками и задачами. Нельзя заставить другого человека но можно сделать жизнь чуточку добрее и красивее, привнести в нее новые краски и возможности, которые будут радовать, приятно удивлять.

Похожие публикации