Методическая разработка по теме политическая культура. Разработка урока по обществознанию на тему "культура и политика"

1 слайд

2 слайд

Политическая культура – это отношение граждан к политике и политическому устройству общества, политический образ жизни Факторы формирования политической культуры Знания граждан о политической системе Личное участие граждан в функционировании политической системы

3 слайд

Понятие политической культуры Узкое значение Представления личности, социальной группы о мире политики, политической системе того или иного общества, их законах и особенностях функционирования Широкое значение Представления личности, социальной группы о мире политики, политической системе того или иного общества, их законах и особенностях функционирования Политические отношения индивидуума, гражданского общества и государства Политические институты общества

4 слайд

Структура политической культуры Функционирование политических институтов: избирательный процесс, принятие и реализация политических решений, воспитание и регулирование социально-политических конфликтов Политическое сознание: политические представления и убеждения, политические установки, политические ценности, традиции, обычаи и нормы Политическое поведение: политические действия, политическое участие, политическая деятельность

5 слайд

Формы политической культуры Политические знания, убеждения Навыки, умения участвовать в политической жизни Уровни политической культуры Политическая культура общества Политическая культура социальной или национальной группы Политическая культура личности

6 слайд

Типы политических культур по Г. Алмонду и В. Вербе (амер. политол.) Патриархальный, или тип общин Подданнический, или тип субъекта Активистский, или тип участника «Культура гражданина» или смешанный тип Отсутствие интереса к политической жизни, политические ориентации неотделимы от религиозных и социальных Присутствует сильная приверженность к существующим в стране политическим институтам и режиму власти, низкая индивидуальная активность Уделяет много внимания политике, гордится политической системой своей страны, стремиться влиять на власть Участие в политике без энтузиазма, интерес к политическим новостям, неучастие в политических организациях

7 слайд

Функции (роли) политической культуры Познавательная Воспитательная Регулятивная Это стремление к политическому осмыслению социальных процессов, развитие гражданской ответственности, политической этики Это конечное воздействие граждан на политический процесс – индивидуально и через институты власти и гражданского общества, а в конечном итоге включение самих масс в этот процесс Это повышение политической информированности и компетенции, совершенствование интеллектуальных способностей

8 слайд

Функции (роли) политической культуры Защитная Коммуникативная Интегративная Это консолидация всех слоев, классов и наций общества на основе доминирующих общегражданских ценностей, идей, традиций, норм и принципов политического общежития Это передача политической культуры общества через СМИ новым поколением, обмен политической информацией Это нацеливание на защиту экономической, социально-политической, духовной и экологической сфер общества

9 слайд

Особенности политической культуры современной России Слаборазвитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на политическое участие Предрасположен-ность к конформизму, легковерности и подвижности политических принципов Подданническое отношение к любому центру реальной власти Правовой нигилизм Заидеологизирован-ность мышления, непримиримость к любым нетрадиционным взглядам Низкая компетентность в управлении делами общества и государства Неразвитость гражданских позиций

10 слайд

Проблема. Все ли в политической деятельности и ее результатах является политической культурой? Можно ли говорить о политической культуре гитлеровского фашизма или сталинской диктатуры? Оценочный подход (ценностный подход) Не вся политическая деятельность и ее результаты являются политической культурой (т.к. культура по определению – ценности, созданные человеком) Описательный подход (деятельностный подход) Вся политическая деятельность и ее результаты являются политической культурой (т.е. культура по определению – все созданное человеком)

12 слайд

Различия правовой и политической культур Правовая культура в большей мере, чем политическая, подразумевает четкое знание нормативной стороны дела Политическая культура больше подразумевает знание принципов и концепций политической жизни Политическая культура учащегося Желание и умение самостоятельно осмысливать политическую информацию, в том числе о деятельности правительства Способность и готовность к политическому диалогу Проявление нравственной убежденности и гражданской позиции Политическая культура является неотъемлемым компонентом профессионализма любого человека, какой бы деятельностью он ни занимался

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Чебаркульский профессиональный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема учебного занятия:

Политическая культура

(Размышления о времени и о себе)

Горюнова Нонна Петровна

2015, Чебаркуль

Тема учебного занятия:

Политическая культура. (Размышления о времени и о себе).

Время, предусмотренное на учебное занятие - два академических часа.

Цели учебного занятия:

1. Дидактическая.

Сформировать знания:

О типологии политической культуры,

О причинно - следственной взаимосвязи между политической культурой граждан РФ и особенностями современного российского общества.

2. Развивающая.

Способствовать развитию умений: выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, конструировать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, формулировать собственные суждения, оценивать работу своих товарищей.

3. Воспитывающая.

Способствовать воспитанию способности проявлять в деятельности

следующие профессионально важные личностные качества:

активность гражданской позиции, коммуникабельность, критическое отношение к социально – политической действительности, тактичность и деликатность при оппонировании собеседнику.

Вид учебного занятия: урок изучения нового материала.

Внутрипредметные связи: темы «Деятельность и мышление»,

«Философские представления о социальных качествах человека».

Межпредметные связи: дисциплина – история,

тема «Российская Федерация на современном этапе».

Материально-техническое и дидактическое оснащение: учебные пособия, памятки по работе в группах; карточки-подсказки, оценочные таблицы; АРМ, ЦОР.

Методы и приемы в соответствии с уровнями усвоения материала обучающимися:

I УРОВЕНЬ (микрогруппы № 1, 2, 3)

информационно – знаковый, объяснительно - иллюстративный: рассказ, беседа;

II УРОВЕНЬ (микрогруппа № 4)

отражательно-преобразующий, репродуктивный: работа по алгоритму, выполнение практических заданий;

III УРОВЕНЬ (микрогруппа № 5)

духовно - практической деятельности: анализ, эвристическая беседа, обобщение, рецензирование;

частично – поисковый: решение нестандартных ситуационных задач.

Модель обучения: развивающая

Технология: ролевое моделирование

Учебно-методическое и информационное обеспечение

К данному занятию обучающиеся должны выполнить опережающее домашнее задание - самостоятельно ознакомиться с содержанием темы «Политическая культура» и составить развернутый план ответа. Задание выдается за 10 дней до дня проведения занятия.

Выполнение домашнего задания должно осуществляться в соответствии со следующим планом:

1. Понятие «политическая культура» и его содержание.

2. Типы «политической культуры».

3. Особенности политической культуры в России.

При выполнении домашнего задания обучающимся рекомендуется воспользоваться:

ЦОРом, который преподаватель со своего компьютера переносит на электронный носитель каждого обучающегося,

Учебной литературой:

Боголюбов Л. Н. Обществознание М., 2013 с.262-272;

Козырев Г.И. «Основы социологии и политологии» М., 2010 с. 186-190;

Барышева А.Д. «Политология. Курс лекций» М., 2010 с.124-130.

Ресурсами Интернета

http ://el /integrum .ru /

http ://www .machaon .ru /hist /

http ://hronograf .narod .ru /main .html

http ://www .russ .ru /antolog /

http ://www .afghanwar .spb .ru :8101/

http ://www .cossaks /info /

http ://soyuzssr .narod .ru /obsssr .html

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

1.1. Организационный момент: проверка готовности обучающихся к занятию, проверка посещаемости.

1.2. Целевая установка.

Мотивация целей (формирование познавательных потребностей)

Сообщение преподавателя. В настоящее время является очевидным, что фактические результаты реформ, проведенных в РФ после распада СССР, оказались далеки от желаемых. Общество столкнулось с рядом непредвиденных проблем. Одна из причин этих проблем, кроется в особенностях российского общества, на протяжении всей своей истории развившегося в условиях авторитарного и тоталитарного режимов, следовательно, не имевшего политико-правовых возможностей для формирования полноценного гражданского общества. Сегодня такие возможности впервые есть, и многие граждане не только интересуются политикой, но и проявляют политическую активность, тем не менее, у большинства уровень политической грамотности невысок и именно это обстоятельство является одной из причин различных социальных проблем.

Почему:

1) граждане по-разному относятся к выборам: одни приходят на избирательный участок, другие нет, а есть и такие, которые приходят с целью нарушить общественный порядок,

2) молодые люди по-разному относятся к ветеранам войны: одни проявляют уважение, другие равнодушие, а порой и цинизм.

3) граждане по-разному относятся к беженцам: одни чувствуют чужую боль как свою, другие нет.

1.3 Постановка дидактической цели урока совместно с обучающимися.

Чем объясняются различия в политическом поведении граждан в указанных ситуациях?

Оказывает ли влияние политическое поведение граждан страны на деятельность национального правительства и политический режим?

Завершает беседу преподаватель совместно с обучающимися формулируя дидактическую цель учебного занятия.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

2.1.Объяснение нового материала с применением ЦОР.

2.2. Актуализация знаний. Повторение ранее изученных опорных знаний, подготовка обучающихся к исполнению игровых ролей.

Разделение учебной группы на микрогруппы осуществляется посредством следующего методического приема: преподаватель последовательно задает указанные ниже вопросы всем обучающимся. Желающие ответить поднимают руку. На вопрос могут последовательно отвечать несколько обучающихся, уточняя правильный ответ. Каждый ответ преподаватель оценивает жетоном. Каждый обучающийся должен заработать и получить на руки только один жетон.

Подготовлены жетоны пяти цветов, причем каждый цвет символизирует определенную оценку: красный -1 балл, синий -2 балла, зеленый -3 балла, желтый - 4 балла, бежевый -5 баллов. Преподаватель учитывая психолого-педагогические требования, не сообщает обучающимся какое количество баллов заработают они, получив жетон, того или иного цвета.

Когда каждый обучающий получил жетон, преподаватель, руководствуясь разноуровневым подходом в обучении, формирует пять микрогрупп, в зависимости от цвета полученных жетонов:

красный - микрогруппа № 1,

синий - микрогруппа № 2,

зеленый - микрогруппа № 3,

желтый - микрогруппа № 4,

бежевый - микрогруппа № 5.

Вопросы и задания: (как аукцион):

1. Дайте определение понятию «политика».

(Политика – это деятельность по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации общественно – значимых потребностей людей).

2. Какова структура политики?

(Политические организации, политическая деятельность, политические отношения, политический интерес, политическое сознание).

3. Дайте определение понятию «политическое поведение».

(Качественная характеристика политической деятельности, т.е. поведение человека при участии в том, или ином политическом событии).

4.Что определяет политическое поведение человека или социальной группы? (Политическое сознание).

5. Раскройте содержание понятия «политическое сознание».

(Система знаний, оценок, чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики отдельными людьми или социальными общностями).

6. Объясните, что такое «интересы субъектов политики».

(Это, прежде всего, интересы определенных социальных групп причем каждая социальная группа стремится обеспечить себе такие общественные условия, которые делают более доступными для неё материальные и духовные блага, более полное удовлетворение потребностей, входящих в эту группу людей. В повседневном общении выражение «интересы субъектов политики» часто заменяют словосочетанием «политические интересы»).

7. Широко известно выражение «Политика – дело грязное». Как соотносятся между собой политика и мораль? Какие условия должны быть соблюдены, чтобы политика хотя бы в определенной степени совмещалась с моралью?

(Мораль и политика призваны управлять поведением людей. Однако методы управления различаются. Мораль опирается на убеждения, а критерием оценки проступка является совесть или порицание окружающих. Политика опирается на использование принудительных мер, а критерием оценки проступка является суд. Мораль имеет ценностно - нормативную основу, а в основе политики лежат интересы различных социальных групп, которые трансформируются в законы. При этом правящая элита может навязывать обществу законы, которые защищают интересы самой элиты и ущемляют потребности других. Там, где власть политиков не ограничена со стороны общества, может иметь место аморальная политика элиты. Следовательно, чтобы политика хотя бы в определенной степени совмещалась с моралью, политическая власть должна находиться под контролем гражданского общества).

8. Назовите ведущие демократические ценности.

(Правовое государство, гражданское общество).

(Это общество, в котором сформированы негосударственные отношения и институты выражающие разнообразные частные интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи и отношения между людьми, взаимодействующими как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством, равноправные партнёры).

Обобщение преподавателя . Итак, неотъемлемой чертой каждой человеческой личности является политическая культура. Даже если человек далек от политики, совсем не интересуется политическими событиями в стране и мире, то он все равно обладает определенным

Людей с идентичными типами политической культуры можно обозначить как отдельные социальные группы. Сегодня мы попробуем примерить роль представителей той или иной социальной группы на себя.

2.3 Ориентировочные основы действий (ООД)

Преподаватель объясняет содержание и правила игры, знакомит с раздаточным материалом, оценочной таблицей.

Сообщение преподавателя . Собравшиеся в этой аудитории, играют роль всех граждан РФ. Все общество нашей страны (т. е. учебную группу) мы условно разделили на три социальные группы. Соответственно, игровые роли первой, второй и третьей микрогрупп заключаются в том, что обучающиеся-представители каждой микрогруппы исполняют игровые роли граждан с разными типами политической культуры и в своем устном выступлении должны отразить политические взгляды, ценности, убеждения, представления людей именно той социальной группы, тип политической культуры, который указан в листе – подсказке.

При подготовке к выступлению предлагается воспользоваться листами – подсказками, схемами, текстом учебного пособия. Вопросы, содержащиеся в листе – подсказке носят рекомендательный характер, т. е. необязательно отвечать на каждый вопрос, ответ также может содержать дополнительную информацию.

2.4 ФОРМИРОВАНИЕ ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 В ПРОЦЕССЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Подготовка микрогрупп к выступлению.

Участникам игры предлагается пересесть на другие места, объединившись в микрогруппы в зависимости от цвета полученных жетонов (белые с белыми, красные с красными и т. д.)

Преподаватель сообщает, что те микрогруппы, которые наиболее быстро и дисциплинированно проведут этот этап, получат 1 дополнительный балл.

Участники игры пересаживаются, сформировав микрогруппы.

Преподаватель знакомит участников с «гостями»:

У нас сегодня присутствуют специалисты, изучающие общество. Это «социологи»

(микрогруппа № 4). Мы пригласили их с той целью, чтобы они определили типы политической культуры социальных групп представленных участниками игры;

«политологи» (микрогруппа № 5). Мы пригласили их с той целью, чтобы они, проанализировав состояние политической культуры граждан РФ сегодня, высказали собственные суждения о её особенностях и проблемах с ней связанных.

Кроме того, «политологам» предоставлена почетная обязанность - оценить работу 1- 4 микрогрупп по критериям, указанным в оценочной таблице и мотивировать свои оценки, а работу «политологов» мы оценим открытым общим голосованием всех присутствующих в аудитории (голосование за оценки 3, 4 или 5).

Игровые роли:

Микрогруппа № 1 - «граждане» исполняют роль граждан

со сформированным патриархальным типом политической культуры.

социальной группы.

Микрогруппа № 2 - «граждане» исполняют роль граждан

со сформированным подданическим типом политической культуры.

В своем выступлении они отражают политические взгляды этой

социальной группы.

Микрогруппа № 3 - «граждане» исполняют роль граждан

со сформированной демократической политической культурой.

В своем выступлении они отражают политические взгляды этой

социальной группы.

Микрогруппа № 4 - «социологи» исполняют роль экспертов.

Они определяют типы политической культуры, представленные в выступлении

каждой микрогруппы, характеризуют их.

Микрогруппа № 5 – «политологи» исполняют роль аналитиков: они анализируют и обобщают прозвучавшую информацию, вносят собственные предложения и рекомендации по дальнейшему развитию демократическойполитической культуры в России, делают прогнозы дальнейшего развития гражданского общества.

Перед началом работы каждая микрогруппа выбирает спикера.

Он руководит работой микрогруппы.

После завершения выступлений и оценки «политологами» работы микрогрупп,

каждому спикеру предоставляется право по своему усмотрению добавить 1 балл к оценке рекомендованной «политологами» одному участнику своей микрогруппы или снять 1 балл с одного учасника своей микрогруппы. После завершения игры он подает список фамилий своей микрогруппы с оценками преподавателю.

Микрогруппы готовятся к выступлениям, в которых должны отразить «собственную» политическую позицию с учетом правил игры.

Выступления микрогрупп.

Последовательно выступают с сообщениями микрогруппы №№ 1, 2, 3.

После каждого выступления любой участник игры может задать выступавшим вопросы, если их политическая позиция представляется не совсем понятной.

На основании выступлений микрогрупп №№ 1,2,3 «социологи» в своих выступлениях делают выводы, какой тип политической культуры представила каждая из микрогрупп. Сообщают, что данные типы в чистом виде встречаются редко т. к. на их формирование оказывают влияние различные факторы. Перечисляют факторы, оказывающие влияние на формирование политической культуры (особенности исторического развития, особенности национального характера и т. п.).

Затем «политологи» в своем выступлении указывают объективные исторические причины, под влиянием которых формировалась политическая культура граждан РФ, высказывают свои точки зрения на проблему развития политической культуры граждан России, указывают её особенности. Они определяют, как влияет преобладающий тип политической культуры граждан на решение основных задач, которые стоят сейчас перед РФ в области внутренней политики, устанавливают логическую связь, отражая критическое отношение к действительности на основе, понимания важности преобладания демократического типа политической культуры, у большинства граждан РФ для дальнейшего развития гражданского общества в России; предлагают методы формирования демократического типа политической культуры и делают прогнозы дальнейшего развития гражданского общества в России.

Все участники имеют право задавать вопросы «социологам» и «политологам», уточнять их позиции, участвовать в обсуждении спорных моментов.

2.5 Закрепление компетенций. Рефлексия.

Заключительная беседа.

Всем обучающимся предоставляется возможность (по желанию) выступить и отразить свои знания на высоком уровне.

В своем выступлении им необходимо сравнить мнения политологов, сформулировать собственную точку зрения, указав пути преодоления обсуждаемых проблем.

Обобщение преподавателя.

Известно, что только при наличии гражданского общества с высокой п к возможно успешное функционирование федеративного демократического государства. Одним из важнейших условий формирования гражданского общества и решения многих социальных проблем, является высокий уровень развития политической культуры граждан и именно к такому уровню нам в России необходимо стремиться.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

3.1 Выставление отметок .

Оценка работы микрогрупп №№ 1, 2, 3, 4 осуществляется микрогруппой № 5 - по пятибалльной системе с учетом критериев, указанных в оценочной таблице.

Отметки, полученные каждой микрогруппой, суммируются – получается итоговое количество баллов. Это количество делится на 5 оценочных критериев – получается рекомендуемая итоговая отметка. Таким образом, микрогруппа № 5 выставляет рекомендуемую итоговую отметку как среднеарифметическую. Отметки выставляются в таблицу и передаются спикеру. Спикер снимает или добавляет 1 балл «балл спикера» одному из игроков своей микрогруппы в соответствии с условиями игры, затем сдает преподавателю список своей микрогруппы с отметками.

Работа микрогруппы № 5 оценивается открытым голосованием всех остальных обучающихся за предложенные преподавателем варианты «3»,«4» или «5». Преподаватель имеет право на собственную корректировку отметки, и в этом случае обязательно мотивирует свое решение, указав, что необъективность отметки, выставленной самими обучающимися в данном случае иллюстрирует явление политической тенденциозности, часто имеющей место при оценке деятельности политиков коллегами и гражданами.

3.2 Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Напишите мини-сочинение на тему: Политическая культура граждан РФ

в условиях современного российского общества.

Завершите свое сочинение ответом на вопрос: Какие средства и методы повышения уровня политической культуры граждан России, предложили бы лично вы ?

3.3 Подведение итогов занятия.

Преподаватель сообщает о достижении целей занятия.

На основании заключительной беседы с обучающимися преподаватель делает вывод,

о том насколько в процессе изучения темы их интерес к политической сфере общества повышается.

Преподаватель спрашивает:

Что понравилось обучающимся в процессе занятия,

Что обучающиеся предложили бы изменить на последующих занятиях. Благодарит за ответы.

Приложение 1

ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

микрогруппа

микрогруппа

3 микрогруппа

4 микрогруппа

1. Полнота отражения содержания

2. Аргументированность изложения

3. Логичность изложения

4. Коллективность работы

5. Корректность поведения

Итоговая оценка

Приложение 2

Карточка подсказок для микрогруппы №1 «Граждане»

патриархальный тип политической культуры.

Приложение 3

Карточка подсказок для микрогруппы № 2 «Граждане»

Ваша игровая роль – граждане, у которых в процессе политической социализации сформировался подданический тип политической культуры.

Подготовьте устное выступление на 3 минуты. В этом выступлении отразите политические взгляды, ценности, убеждения, представления граждан данной социальной группы, т. е. отвечайте на вопросы с учетом вашей игровой роли.

1. Какие факторы оказывали и оказывают влияние на формирование вашего отношения к политике (семья, школа, СМИ, знакомые и т. д.)?

2. Какие личностные ценности вы считает важнейшими (практические ценности бизнесмена, материальные, счастливое будущее ваших детей, вашей страны, любовь к людям, религия, поиск истины, справедливости, международный авторитет вашего государства) Почему?

3. Стремитесь ли вы к политическому участию? (т. е. стремитесь ли вы принимать личное участие в политике; есть ль у вас чувство обязанности оказывать воздействие на политику правительства) Почему?

4. Есть ли у вас оппозиционные политические взгляды? Если есть, то в какой форме вы их выражаете? Почему?

5. Интересуетесь ли вы деятельностью национального правительства? (в экономической, политической социальной, правовой, национальной, образовательной, духовной сферах) Почему?

6. Как вы оцениваете значение деятельности национального правительства для вас лично? Почему?

7. Испытываете ли вы чувство гордости за свое государство? Почему?

8. В какой степени вы владеете политической терминологией:

А) могу с применением политологических терминов сформулировать свои политические взгляды;

Б) понимаю, когда о политике говорят другие, но сам «политическим языком» не владею;

В) когда слышу выступления политологов по телевидению или радио, то часто даже не понимаю содержания их выступления.

Приложение 4

Карточка подсказок для группы №3 «Граждане»

Ваша игровая роль – граждане, у которых в процессе политической социализации сформировался активистский (демократический) тип политической культуры.

Подготовьте устное выступление на 3 минуты. В этом выступлении отразите политические взгляды, ценности, убеждения, представления граждан данной социальной группы, т. е. отвечайте на вопросы с учетом вашей игровой роли.

1. Какие факторы оказывали и оказывают влияние на формирование вашего отношения к политике (семья, школа, СМИ, знакомые и т. д.)?

2. Какие личностные ценности вы считает важнейшими (практические ценности бизнесмена, материальные, счастливое будущее ваших детей, вашей страны, любовь к людям, религия, поиск истины, справедливости, международный авторитет вашего государства) Почему?

3. Стремитесь ли вы к политическому участию? (т. е. стремитесь ли вы принимать личное участие в политике; есть ль у вас чувство обязанности оказывать воздействие на политику правительства) Почему?

4. Есть ли у вас оппозиционные политические взгляды? Если есть, то в какой форме вы их выражаете? Почему?

5. Интересуетесь ли вы деятельностью национального правительства? (в экономической, политической социальной, правовой, национальной, образовательной, духовной сферах) Почему?

6. Как вы оцениваете значение деятельности национального правительства для вас лично? Почему?

7. Испытываете ли вы чувство гордости за свое государство? Почему?

8. В какой степени вы владеете политической терминологией:

А) могу с применением политологических терминов сформулировать свои политические взгляды;

Б) понимаю, когда о политике говорят другие, но сам «политическим языком» не владею;

В) когда слышу выступления политологов по телевидению или радио, то часто даже не понимаю содержания их выступления.

Приложение 5

Первая карточка подсказок для группы № 4 «Социологи»

1. Какие типы политической культуры сформированы у представителей выступавших групп?

2. Часто ли встречаются на практике идеальные «чистые» типы политических культур?

3. Перечислите факторы, которые оказывают влияние на формирование политической культуры (особенности исторического развития, особенности национального характера

и т. п.).

4. Приведите примеры смешанных типов политической культуры.

Приложение 6

Вторая карточка подсказок для группы № 4 «Социологи»

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ И УБЕЖДЕНИЯ ГРАЖДАН С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Личностные ценности и убеждения граждан с патриархальным типом политической культуры:

Собственная жизнь,

Жизнь близких людей, семейные ценности,

Национальные ценности (культура, язык, традиции, религия своей национальности).

Крепкая семья – крепкое государство.

Политикой интересуются мало, т. к. считают, что от того примут т участие или нет, в выборах в федеральные органы власти, все равно ничего не изменится.

В выборах в местные органы власти как правило принимают участие т. к. считают это важным для себя.

Личностные ценности и убеждения граждан с подданическим типом политической культуры:

Свобода и независимость Родины.

Светлое и обеспеченное будущее для своих детей и для следующего поколения граждан нашей страны.

Понимают, что интересоваться политикой и принимать участие в выборах надо, но уверены, что в нашей стране все зависит от центральной власти, которая заботится и об обороноспособности страны, и, исходя из экономических возможностей о благосостоянии граждан. Центральная власть обязана заботиться о населении страны и в будущем: повышать уровень благосостояния народа.

В целом поддерживают власть, но если в чем – то не согласны с её решениями, то свое мнение открыто не выражают в какой либо форме политического участия, так как считают, что за это можно пострадать.

Личностные ценности и убеждения граждан с активистским (демократическим) типом политической культуры:

Суверенитет и независимость своей страны,

Демократические права и свободы (свобода слова, печати, собраний и т. д.),

Гордость за свой народ, свое государство,

В целом положительно оценивают значение деятельности национального правительства,

считают себя обязанными:

Интересоваться политической деятельностью правительства РФ и других стран.

Принимать участие в выборах, референдумах и т. п., причем выбор делают осознанный и обоснованный.

Открыто выражают свои оппозиционные взгляды, в формах разрешенных законом,

Убеждены, в том, что если их гражданские права и свободы будут нарушены, то смогут использовать правовые установления с целью успешного противодействия актам произвола, убеждены, что в нашей стране власти придерживаются установления: перед законом все равны.

Приложение 7

Третья карточка подсказок для группы № 4 «Социологи»

Типы политической культуры

Приложение 8

Первая карточка подсказок для группы № 5 «Политологи»

Типы политической культуры

1. Патриархальная политическая культура.

Интерес личности к политической жизни отсутствует, главную роль играют семейные ценности. Важнейшие политические роли практически не выполняются.

Личность верна сложившимся политическим институтам, подчинена государству, проявляет низкую политическую активность, чтит традиции, верит в лучшее будущее и готова подчинить настоящее мечтам о грядущем.

3. Активистская (демократическая) политическая культура.

Личность проявляет высокую политическую активность, стремится воздействовать на политические процессы в стране, обладает достаточно большими знаниями о политической сфере общественной жизни.

Приложение 9

Вторая карточка подсказок для группы № 5 «Политологи»

В своем устном выступлении:

Объясните, какие исторические факторы оказали влияние на формирование политической культуры граждан РФ? Назовите смешанные типы политической культуры, характерные для россиян.

и сформулируйте собственную точку зрения по этому вопросу.

Перечислите задачи, которые стоят сейчас перед страной в области внутренней политики. Объясните, как влияет политическая культура граждан на успешность решения этих задач.

Объясните, как влияет политическая культура граждан на стабильность общества в целом.

Сформулируйте собственную точку зрения о том, каковы дальнейшие перспективы формирования гражданского общества в России?

открытый урок по обществознанию в 9 классе на тему:

«Участие граждан в политической жизни страны.»

Цель :создание условий для развития у учащихся 9-х классов универсальных учебных действий средствами ТРКМ.(технологии развития критического мышления)

Задачи:

Обучабщая-научить характеризовать и выделять основные формы участия граждан в политической жизни.

Развивающая -отработка универсальных учебных действий:

Выделять главные идеи и выстраивать их последовательность,

Умения договариваться,находить общее решение,

Умение самоконтроля и самооценивания.

Воспитательная-воспитание толерантности в межличностных отношениях.

Метод обучения -продуктивно-практический.(по Махмутовой)

Приёмы:

Фаза вызова-рефлексивный лист,кластер.

Фаза осмысления-составление плана, «лови ошибку», «лишний пункт»

Фаза рефлексии-рефлексивный лист.

Фаза вызова:

Учитель:Обществознание,как и история,предметы гуманитарного цикла.Они содержат очень большой объём информации,который необходимо запомнить.особенности человеческой памяти позволяют одним это делать легко и непринужденно,а других ставят в тупик.Скажите, какие приёмы работы с текстом позволяют запомнить информацию?

Ученики:кластер,план,конспект.

Учитель:вспомните,

1.что такое план?(сжатые записи,передающие основные мысли.)

2.Виды плана?(повествовательный,вопросительный,простой,сложный.)

3.Алгоритм составления плана.

4.Какую информацию мы можем оформить в виде плана?(текстовую,схематическую,из таблицы.)

5.В чём преимущества плана?(раскрывает содержание,позволяет глубже проследить за ходом мысли автора.)

Учитель:перед вами рефлексивный лист-заполните пожалуйста первые три графы.

На протяжении нескольких уроков мы работаем по теме -? (Политическая сфера общества.)

Как вы думаете,какую цель мы с вами должны поставить на сегодняшний урок?(пользуясь раздаточным материалом и проговоренным на уроке.)

Цель прописываю на доске .(Получить знание понятий-выборы,референдум и отработать умение по составлению плана.)

Фаза осмысления:

Работа с кластером.

Перед вами кластер-проанализируйте его текст.Что вы можете сказать?(признаки,функции,формы государства.)Мы можем каждый блок обозначить другими словами?Какими?(признаки,функции,формы государства)Теперь каждый из вас должен переработать эту схематическую информацию и записать в виде простого плана.Сделайте это в левой части листа.

Проверяем,что у кого получилось?(ответы).Переработайте простой план в сложный-сделайте это в правой части листа.Проанализируем -у кого,что получилось?

1.Сколько пунктов?

2.Вид плана-простой или сложный?

3.Тип плана-повествовательный или вопросительный?

4.На сколько точно он передает информацию?

Работа с текстом.

Мы продолжаем работу над темой «Политическая сфера общества».Перед вами текст по теме «Выборы».Вам необходимо составить план текста. Каковы будут ваши шаги?(Проговариваем алгоритм-затем открываю запись алгоритма на доске.)

2.Разделить текст на смысловые части.

3.Проверить,как они соотносятся между собой.

4.Определить количество пунктов.(по количеству главных мыслей)

5.Сформулировать пункты планы.

Вначале ребята работают самостоятельно,а затем-работа в группе.

Групповая работа.

1.Обсудите планы в группе и выберите самый на ваш взгляд правильный.

2.Перед вами на доске план этого же текста-проанализируйте его и соотнесите с вашим.

3.Ваши выводы? (найдены ошибки-один пункт лишний,одного не хватает,один стоит расширить.

4.Исправьте ошибки прямо в тексте.

На какие две группы можно разделить граждан нашей страны,если в качестве критерия взять участие их вполитической жизни страны?(те кто участвует и не участвует).Основными формами участия являются ВЫБОРЫ и РЕФЕРЕНДУМ.

Сравните определения понятий- «выборы» и «референдум».Что в них общего и что отличное?

(выборы-волеизъявление всех граждан государства по вопросу участия в государственном управлении какой-либо партии или человека.

Референдум- волеизъявление всех граждан государства

Существует понятие-АБСЕНТЕИЗМ -уклонение от участия в политической жизни страны.

Фаза рефлексии.

Какова была наша цель?(умение составлять план,т.е.выделять главное и второстепенное,перерабатывать информацию)

Проанализируйте свою деятельность на уроке и заполните ещё раз рефлексивную таблицу.

У кого 100% совпадение?

У кого все ответы в графе- «умею»?

У кого есть ответы в графах «затрудняюсь» и «не получается»?

Попробуйте наметить для себя план дальнейших действий и запишите их в графе № 5.

Д/З параграф № -составить сложный план и ответ по нему.

Закончить наш урок я хочу словами М.Твена «Кто не знает куда он направл яется,очень удивится,придя не туда»,которые подтверждают значимость данного умения не только в учебе,но и в жизни.Желаю всем,чтобы все ваши планы сбывались

Приложения

№1 рефлекcивная таблица

№2 текст (по книге К.С.Гаджиева «Политология».М.,2002.С.246-247.)

В современных условиях для большинства населения основной,а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс.Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного.Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом,вотдельной области определить степень доверия избирателей к той или иной партии,её лидерам.Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны,который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании нужно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов.Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании.Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий:кандидат обязуется не допускать фальсификаций,оскорблений своих оппонентов.И,наконец,государственный аппарат в этот период должен сохранять неитралитет,не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность.Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз,ценз оседлости,профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право.Вместе с тем в ряде государств голосование не только право,но и обязанность.За её невыполнение предусмотрено наказание,чаще всего-это штраф.

Технологическая карта урока

Этапы урока

задачи

Методы и приемы

Формы работы

Результаты предметные

Результаты в формировании УУД

1.Стадия вызова

1.Актуализация имеющихся у учащихся знаний.

2. Определение цели и темы урока.

3.Определение затруднений

1.Рефлексивный лист.

2. «побуждающий диалог»

3. «ставим цель»

1.Фронтальная.

2.Индивидуальная

Актуализация знаний по теме «Политическая сфера общества»

1.Умение прогнозировать возможные затруднения при работе с текстом.

2.Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность.

2.Стадия осмысления

1.Получение новых знаний.

2.Отработка имеющихся умений:

Умение перерабатывать и структурировать текст,

Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность,

Умение договариваться и находить общее решение.

1.Составление плана.

2. «Кластер»

3. «Инсерт»

4. «Лови ошибку»

5. «Лишний пункт»

Индивидуальная

Групповая

Первичные знания о характеристике выборов,как формы участия граждан в политической жизни страны;знакомство с понятиями:выборы,референдум,абсентеизм.

1.Умение перерабатывать и структурировать текст,

2.Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность,

3.Умение договариваться и находить общее решение.

3.Стадия рефлексии

Отработка умения самоконтроля и самооценки.

1. «Возврат к цели»

2. Рефлексивный лист

Индивидуальная

Сформированные знания о формах участия граждан в политической жизни страны.Знание понятий:выборы,референдум,абсентеизм.

Умение самоконтроля и самооценки.

Политическая культура. Функции и типы политической культуры.

учитель истории и обществознания высшей категории.

Новосибирск, МБОУ СОШ №7


План презентации:

  • 1) определение понятия

«политическая культура»;

  • 2) структура политической культуры;
  • 3) функции политической культуры;
  • 4) типы политических культур.

1. Политическая культура.

  • Политическая культура – это уровень развития в данном обществе политических отношений, системы демократии и политического просвещения.

2. Структура политической культуры:

  • знания и представления о политике;
  • политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения);
  • политическое сознание;
  • способы практических политических действий;
  • политическое поведение.

3. Функции политической культуры:

  • Идентификация - раскрывает потребность человека в понимании своей групповой принадлежности, в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в политике.
  • Ориентация - стремление человека к смысловому отображению политических явлений.
  • Адаптация - выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни.
  • Интеграция - обеспечивает различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и общества.
  • Коммуникация - связана с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования символов, стереотипов и других средств информации и языка общения

  • а) Патриархальный тип.

1. Ценностные отношения к политике основаны на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы.

2. Человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя).

3. Свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своем политическом развитии.


4. Типы политических культур:

  • б) Подданнический тип.

1. Человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ.

2. Человек пассивен и отстраненно относится к политической системе.


4. Типы политических культур:

  • в) Активистский тип.

1. Человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т. п.

2. Человек стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборы, демонстрации и т. д.).

3. Человек активно, сознательно участвует в политических процессах в обществе.


Абсентеизм -


Дисциплина: Обществознание

Тема урока: Культура и политика

Цель урока: в процссе изучния тмы сформировать у обучающихся знания о связи политики и культуры, об особенностях формирования политической культуры молоджи, подвести студентов к пониманию понятия «политичская система»

Задачи:

Образовательная: изучить политику как искусство, особенности политического регулированияобщественных отношений, порлитическая система, ее структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах, коммуникациях, процессах.

Развивающая: совершенствовать коммуникативные навыки студентов, делать выводы, формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами: умения анализировать, составлять схему для объяснения вопросов темы, уметь презентовать свой ответ

Воспитательная: способствовать развитию мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях, культуру межличностного общения.

Описание ожидаемого результата:

Знания: определение политики, ее функции, определение политической системы

Умения: уметь определять понятия, составлять таблицу по определенным признакам, работать по алгоритму

Навыки: заниматься элементарной исследовательской деятельностью, развивать навыки групповой работы

Тип урока:

1.Урок изучения нового материала 2. Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков 3. Целевое применение полученных знаний, умений и навыков 4. Обобщение и систематизация усвоенного материала 5. Комбинированный 6. Урок учета и оценки знаний и умений

Методы:

1.Словесный 2. Наглядный 3. Практический 4. Исследовательский 5. Репродуктивный

6. Частично-поисковый 7. Обяснительно-иллюстративный 8. Проблемный

Материалы, учебно-методическая литература, справочная литература

А. Нысанбаев, М. Изотов, Человек и общество, учебник для 11 класса, Алматы, «Мектеп», 2015г.

Оборудование, наглядные пособия:

Учебники, презентация, кластеры, схемы, раздаточный материал

Межпредметные связи:

Всемирная история, основы политологии и социологии, основы философии

Ход урока

1.Организационно – мотивационный этап

Приветствие, отметка отсутствующих.

    Дайте определение понятию «политика». Используется стратегия критического мышления «Веер»

    Что входит в политическую систему общества?

2.Операционно-познавательный этап

А. Проврка домашнего задания

1. Политология как наука

2.Происхождение политологии, основные проблемы политологии и политологические концепции

3.Структура политологического знания

4.Значение политологических знаний для сознательного участия в управлении общественной жизнью

Студенты дают устные ответы по плану. Затем обмениваются составлнными вопросами по стратегии критического мышления «Ромашка Блума»

Взаимопроврка

Б. Этап подготовки к активному усвонию знаний

План:

1.Политика как искусство

2.Особенности политического регулирования общественных отношений

3.Политическая система, ее структура и функции.

4.Понятие о политических институтах, нормах, коммуникациях, процессах.

Преподаватель знакомит с планом урока.

Применение стратгии критического мышления «Знаю. Узнал. Хочу узнать»

Заполнние таблицы

В. Этап усвоения новых знаний

1.Рассказ преподавателя. Беседа

2.Изучить функции политики и ПСО.

Работа с учебником индивидуально.

Студенты составляют конспект

3. Вопросы

1.Что включают в себя критерии типологии политических систем?

2.Как определяют типы политических систем?

3. Выделите структурные элементы политической системы?

4.Какие функции выполняет политическая система?

5.Что относится к политическим институтам?

Студенты устно отвечают на вопросы

Г. Этап закрепления новых знаний

Выполнить задания.

1 группа - Составить схему политической системы общества с описанием

2 группа – Особенности политического регулирования общественных отношений

3 группа - Политические институты, нормы, коммуникации, процессы. Обозначить связи

4 группа – Сущность политики в современном общстве. Политика как искусство управлния

Работа в группах. Составление кластера. Защита работ.

Блиц-опрос

1.Какие функции выполняет политическая культура?

2.В чем особенности политической социализации молодежи?

3. Что Вы узнали о структурных элементах политической культуры?

3. Рефлексивно-оценочный этап

А. Домашнее задание

1.Знать конспект

2.Проработать термины политическая культура, правовая культура, политическое лидерство, элита. Составить глоссарий

3.Подготовить интеллект – карту по теме « Культура и политика»

Б. Итоги урока

Выводы. Выставление оценок.

Как связаны политика и культура?

Как формируется политическая культура граждан?

Похожие публикации