Комбинированный урок по истории. Тема: "Междуречье (Персия)


Природные условия, этнические характеристики, момент образования государства

Земли, населенные древними персами, лишь приблизительно совпадают с границами современного Ирана. B глубокой древности таких границ просто не существовало. Были периоды, когда персидские цари являлись владыками большей части известного тогда мира, в иные времена основные города империи находились в Месопотамии, к западу от собственно Персии, а случалось и так, что вся территория царства оказывалась поделенной между враждовавшими местными правителями.

Значительную часть территории Персии занимает высокое засушливое нагорье (1200 м), пересеченное горными хребтами с отдельными вершинами, достигающими 5500 м/ На западе и севере расположены горные массивы Загрос и Эльбурс, которые обрамляют нагорье в виде буквы V, оставляя его открытым к востоку. Западные и северные границы нагорья приблизительно совпадают с нынешними границами Ирана, но на востоке оно выходит за пределы страны, занимая часть территории современного Афганистана и Пакистана От плато изолированы три области: побережье Каспийского моря, побережье Персидского залива и юго-западные равнины, представляющие собой восточное продолжение Месопотамской низменности.

Геродот в своем всемирно известном труде перечисляет все персидские племена. На первое место он ставит персов, пасаргадов, марафиев и маспиев, затем идут пан фиал ей, дерусиеи, германии, дай, марды и дропики. Наиболее многочисленными и могущественными, по словам Геродота, были пасаргады. Дай, марды и дропики были кочевниками, остальные - земледельцами.

Ричард Фрай, английский исследователь этого вопроса, считал, что проникновение иранских племен в район Загросских гор началось, вероятно, уже в X в. до п. э., однако иранские имена собственные появляются в источниках, видимо, лишь с 879 г., а о мидянах впервые говорится в описании похода Салманаса-ра III на восток в 834-г.

Незадолго до этого мы встречаем название Парсуа, причем оба упоминания - страны Парсуа и мидян - связаны, скорее всего, с обозначением территории с оседлым населением, а не с кочевыми племенами.2

В древнейшее время Персида относилась к эламской культурной области. Здесь, на побережье Персидского залива, когда-то стоял древний эламский город Лиян.

Когда здесь впервые появились иранцы – неизвестно. Страна Парсумаш(Парсуаш) упоминается как крайняя из эламских земель уже в надписи ассирийского царя Шамаш-Адада V(823-810 года до н. э.) и в надписи Синнахериба под 691 годом до н. э. в связи с битвой при Халуле, а также в ряде ассирийских писем царского архива, относящихся к событиям 653-652 годов до н. э., возможно, и есть Персида.

Экономика Персии до восстания 553-550 годов до н. э.

В 9-7 вв. до н.э. основным занятием персов было скотоводство: разводили овец, коров, верблюдов и лошадей. В наиболее благоприятных районах процветало земледелие: почва обрабатывалась с помощью сохи, а на возделанных полях выращивались ячмень и пшеница. Для изготовления орудий труда и оружия персы широко использовали железо, медь и бронзу, золото и серебро употребляли для украшений.

В стороне от нескольких главных дорог по длинным и узким горным долинам были разбросаны поселения тысяч сельскохозяйственных общин. Они вели натуральное хозяйство, в силу изолированности от соседей многие из них оставались в стороне от войн и нашествий и в течение многих веков выполняли важную миссию по сохранению преемственности культуры, столь характерной для древней истории Персии.3

Социальные отношения. Внутренняя политика и административное устройство

Можно предположить, что основы ахеменидского законодательства связаны с родовыми или племенными правовыми установлениями, существовавшими еще в период арийской общности.

В древнем Иране, несомненно, сохранились пережитки широко распространенных у индоевропейцев представлений об испытании огнем или клятвой; существовали также и религиозные обряды инициации. В Иране, очевидно, клялись Ахура Маздой, подобно тому, как клянутся богами повсюду. Мы знаем уже о функции Митры как божества-охранителя договора у арийцев. Соблюдению договора, его святости отведено много места в персидском законодательстве на протяжении всей его истории.

Мы рассматривали до сих пор главным образом деятельность верховной администрации, унаследовавшей многое от предшественников державы Ахеменидов. (Больше нововведений можно отметить в структуре управления отдельными областями: Провинции и вассальные царства существовали уже в Ассирии и в Мидии, но при Ахеменидах система сатрапий получила дальнейшее развитие. Новые сатрапии учитывали политические и этнические границы прежних владений. Титул «царь царей» приобрел широкую известность благодаря Ирану; ассирийцы его не знали, но в Урарту он уже употреблялся.) Среди сатрапов мы находим ахеменидских принцев и местных владетелей. Аппарат управления сатрапии во многом копировал центральную администрацию. Сатрапии делились на более мелкие административные единицы, во главе их стояли персы или представители местной знати. В целом, сведений о провинциальном административном аппарате очень немного; структура его, очевидно, различалась по отдельным сатрапиям.

Работы, проводившиеся в провинциях и требовавшие привлечения большого числа людей, оплачивались, вероятно, за счет местных налогов, а не из центральной казны, тогда как. золото и серебро должны были наполнять царские сундуки, Сюда же стекались и доходы от поместий, принадлежащих самому царю, от рудников и ирригационных сооружений, которые также.доставляли огромные суммы. Значительная часть золота расходовалась на войны или шла на подарки, раздаваемые царем. Из греческих источников известно, сколько денег тратилось Персидским царем и сатрапами на подкуп греков.

Чеканка монет существовала до Ахеменидов; принято считать, что первыми начали выпуск монет в государственном масштабе лидийцы. Большая часть золота и серебра расплавлялась и хранилась в слитках определенного веса, так что количество монет было довольно ограниченно, и пользовались ими, как уже отмечалось, для выплаты жалования греческим наемникам и торговли с греками и средиземноморскими городами. Золото было редкостью, оно копилось в царской сокровищнице. Монеты, находившиеся в обращении, обычно ценились по весу, подобно слиткам. Только царь царей имел право чеканить золотую монету. Сатрапы чеканили медные и серебряные монеты, но последние могли выпускаться и полководцами - эти монеты предназначались прежде всего для военных нужд.

Внешняя политика

В середине VII вв. до н.э. вождем пасаргадов стал Ахемен, который приказал называть себя царем. Он стремился объединить все персидские племена под своей властью. Мидийское царство, располагавшееся севернее, помешало ему в этом. Царь Мидии Фраорт пошел войной на персов. У него была многочисленная, хорошо вооруженная и дисциплинированная армия, поэтому он быстро подчинил разрозненные персидские племена и наложил на них дань.

Пасаргады и их вождь Ахемен оказывали самое сильное и организованное сопротивление, но мидийская армия в результате нескольких побед подчинила и их.

В конце VII века до н.э. в Мидию вторглись скифы. Мидийский царь Киаксар почти 30 лет вел с ними борьбу. Персы в первые в этот период решили освободится от мидийского гнета. Несколько персидских племен объединились под началом Теиспа, сына Ахемена. Но Киаксар, когда справился со скифами, разбил восставших персов.

После смерти Теиспа персидскими племенами управлял его младший брат Кир, потом его племянник Камбиз.4 У Геродота, Ксенофонта и Ктесия мы находим подробные сведения о жизни Кира II и о его связях с мидийским двором. К сожалению, большая часть этих сведений носит легендарный характер. Много исследований посвящено так называемой легенде о Кире; здесь нет возможности обсуждать ее подробно.

Содержание легенды, как она изложена у Геродота (I, 107- 130), упоминающего о существовании и трех других, менее достоверных версий истории Кира (I, 95 и 214), сводится в основном к следующему. Астиагу приснился зловещий сон, и он отдал свою дочь в жены персу Камбизу, так как боялся выдать ее за знатного мидянина, который мог попытаться завладеть троном. От этого брака родился Кир, но новый сон возвестил Астиагу, что Кир может свергнуть его, и потому он приказал убить" младенца. Астиаг поручил это сделать своему главному советнику, но Гарпаг отдал мальчика пастуху, жена которого только что родила мертвого ребенка. Пастух и его жена вместо Кира выдали труп ребенка, так что у Гарпага не было оснований для беспокойства. Жену пастуха звали Спако, что, как сообщает Геродот, означало по-мидййски «собака», ибо греч. гуоп соответствует в индийском зра&а (I, 110). Эта легенда перекликается с широко известным мифом о Ромуле и Реме, ребенке, вскормленном волчицей или собакой (ср. Геродот, I, 122). Когда Киру исполнилось десять лет, Астиаг «опознал» его, но маги на сей раз иначе истолковали сны, так что Астиаг перестал бояться Кира и даже отправил мальчика к настоящим его родителям в Перейду. Достигнув зрелости, Кир поднял восстание. Против него была послана индийская армия во главе с Гарпагом, но часть войска и сам Гарпаг перешли на сторону Кира, а остальные бежали. Спустя некоторое время Астиаг был разбит в сражении и взят в плен. В рассказе приводятся еще многие подробности, излагаются, в частности, причины измены Гарпага. Некоторые куски этого рассказа, иногда с вариациями, повторяются, и у других, более поздних, античных авторов.

В конце концов Кир наносит поражение мидянам и захватывает Экбатану. Чем можно объяснить столь сильные различия между версиями Ктесия и Геродота? Проще всего считать, что Ктесий намеренно отрицал царское происхождение Кира. Примечательно, что Ксенофонт в своей «Киропедии» решительно утверждает, что Кир Старший был сыном Камбиза, царя персов, и Майданы, дочери Астиага. Нет, видимо, оснований сомневаться в том, что Кир действительно происходил из царского рода Ахеменидов и что он поднял восстание и с помощью самих мидян нанес поражение индийскому царю. В источниках имеются свидетельства, указывающие на жестокость Астиага и его непопулярность среди своих подданных.

Культура

Кир II построил город на месте Пасаргад и руины древнего города должны быть отнесены ко времени основателя Ахеменидской державы. Развалины Пасаргад находятся в 43 км по прямой (самолетом) к северу от Персеполя; если добираться по дороге, то это расстояние удваивается. Город лежит на высоте около 1800 м над уровнем моря (та же отметка у Хамадана), так что в качестве зимней резиденции он был малоудобен. Эти надписи кратки и фрагментарны, но вызывают большой интерес. В одной из них, сохранившейся в трех версиях - древнеперсидской, эламской и аккадской и составленной в обычной для царских надписей форме, говорится: «Я - Кир, царь, Ахеменид». Эта надпись повторяется, по меньшей мере, пять раз на пяти колоннах дворца в Пасаргадах. Она является в настоящее время основным аргументом для тех исследователей, которые считают, что древнеперсидское слоговое письмо употреблялось еще до Дария. Однако наличие сходных формул с именем Дария в надписях па гирях, относящихся, несомненно, ко времени после Дария, ослабляет убедительность этого аргумента. Весьма стандартный тип ахеменидских кратких надписей указывает на то, что древнеперсидская клинопись имела весьма ограниченное применение, она употреблялась главным образом при Дарии и, возможно, была изобретена в его правление. Доказано, что другая надпись с именем Кира из Пасаргад была высечена при Дарии - об этом свидетельствуют обнаруженные недавно новые фрагменты надписи, а также явно более поздняя дата сооружения здания, в котором была найдена надпись. Отсюда следует, что многие постройки в Пасаргадах были возведены уже при Дарии, а не при Кире.

В глубокой древности был широко распространен культ великой богини-матери, символа деторождения и плодородия. В Эламе ее называли Кирисиша, и на протяжении всего парфянского периода ее изображения отливались на луристанских бронзовых изделиях и выполнялись в виде статуэток из терракоты, кости, слоновой кости и металлов.

Жители Иранского нагорья поклонялись и многим божествам Месопотамии. После того как первая волна ариев прошла через Иран, здесь появились такие индоиранские божества, как Митра, Варуна, Индра и Насатья. Во всех верованиях непременно присутствовала пара божеств - богиня, олицетворявшая Солнце и Землю, и ее супруг, олицетворявший Луну и природные стихии. Местные боги носили имена племен и народов, которые им поклонялись. В Эламе были свои божества, в первую очередь богиня Шала и ее супруг Иншушинак. Ахеменидский период ознаменовался решительным поворотом от политеизма к более универсальной системе, отражающей вечную борьбу между добром и злом. Самая ранняя из надписей этого периода - металлическая дощечка, изготовленная до 590 до н.э., - содержит имя бога Агурамазды (Ахурамазды). Косвенным образом надпись может являться отражением реформы маздаизма (культа Агурамазды), осуществленной пророком Заратуштрой, или Зороастром, о чем повествуется в Гатах, древних священных гимнах.

Личность Заратуштры продолжает окутывать тайна. По-видимому, он родился ок. 660 до н.э., но, возможно, значительно раньше, а может быть, и много позже. Бог Агурамазда олицетворял доброе начало, истину и свет, по-видимому, в противовес Ариману (Ангра-Манью), олицетворению злого начала, хотя само понятие Ангра-Манью могло появиться и позднее. Личность Заратуштры продолжает окутывать тайна. По-видимому, он родился ок. 660 до н.э., но, возможно, значительно раньше, а может быть, и много позже. Бог Агурамазда олицетворял доброе начало, истину и свет, по-видимому, в противовес Ариману (Ангра-Манью), олицетворению злого начала, хотя само понятие Ангра-Манью могло появиться и позднее. В надписях Дария упоминается Агурамазда, а рельеф на его могиле изображает поклонение этому божеству у жертвенного огня. Летописи дают основание полагать, что Дарий и Ксеркс верили в бессмертие. Поклонение священному огню происходило как внутри храмов, так и на открытых местах. Маги, первоначально члены одного из мидийских кланов, превратились в наследственных жрецов. Они надзирали за храмами, заботились об укреплении веры, исполняя определенные ритуалы. Почиталась этическая доктрина, основанная на добрых помыслах, добрых словах и добрых делах. На протяжении всего Ахеменидского периода правители весьма терпимо относились к местным божествам.

Помимо колоссального количества предметов из керамики исключительно важное значение для изучения Древнего Ирана имеют изделия, выполненные из таких долговечных материалов, как бронза, серебро и золото. Огромное число т.н. луристанских бронз было обнаружено в Луристане, в горах Загроса, во время нелегальных раскопок могил полукочевых племен. Эти не имеющие аналогов образцы включали оружие, конскую сбрую, украшения, а также предметы с изображениями сцен из религиозной жизни или обрядового назначения. До сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно того, кем и когда они были изготовлены. В частности, было выдвинуто предположение, что они создавались с 15 в. до н.э. по 7 в. до н.э., вероятнее всего - касситами или скифо-киммерийскими племенами. Бронзовые изделия продолжают находить в провинции Азербайджан на северо-западе Ирана. По стилю они существенно отличаются от луристанских бронз, хотя, по-видимому, и те и другие относятся к одному и тому же периоду. Бронзовые изделия из Северо-Западного Ирана сходны с новейшими находками, сделанными в том же регионе; например, похожи друг на друга находки случайно обнаруженного клада в Зивие и замечательный золотой кубок, найденный во время раскопок в Хасанлу-Тепе. Эти предметы относятся к 9-7 вв. до н.э., в их стилизованном орнаменте и изображении божеств просматривается ассирийское и скифское влияние.

Древнейшая письменность Ирана представлена пока еще не расшифрованными надписями на протоэламском языке, на котором говорили в Сузах ок. 3000 до н.э. Гораздо более развитые письменные языки Месопотамии быстро распространились в Иране, и в Сузах и на Иранском нагорье много веков население пользовалось аккадским языком

Пришедшие на Иранское нагорье арии принесли с собой индоевропейские языки, отличные от семитских языков Месопотамии. В Ахеменидский период царские надписи, высеченные на скалах, представляли собой параллельные колонки на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках.

Архитектурных памятников доахеменидского периода не сохранилось, хотя на рельефах в дворцах Ассирии изображены города на Иранском нагорье. Весьма вероятно, что еще долгое время и при Ахеменидах население нагорья вело полукочевой образ жизни и для региона были типичны деревянные постройки.



«Коррекционные занятия» - Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями. Основные подходы к организации учебного процесса: Виды практической деятельности на коррекционных занятиях. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. Индивидуальный подход. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.

«Логопедические занятия» - Учитель-логопед Педагог-психолог. Медицинские работники. Направления деятельности. Ребенок. Родители. Организация коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта. Воспитатель. Закон РФ «Об образовании». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». Физо лфк. Документация. Развивающие игры Музыкально-ритмические занятия ИЗО.

«Занятия для детей» - Изменились ли задачи по ходу занятия? Правильность планирования воспитательно-образовательной работы. Рациональность проведения данного вида деятельности в течение дня. Проблемно- ориентированный анализ деятельности в ДОУ. Организация предметной среды. План- схема наблюдений за педагогическим процессом.

«Занятия физикой» - Применение готовых мультимедийных продуктов. Использование ИКТ на уроках физики обусловлено причинами. Блоки презентаций. Многие процессы микромира и быстродействующие процессы невидимы для нас; При подготовке выпускников к итоговой аттестации. 2010 – 2011 учебный год Физика. Преимущества блоков. «Готовимся к контрольным и зачетам».

«Музыкальные занятия» - Например: ритм – два коротких звука, один длинный. Окружающая обстановка играет огромную роль при организации музыкального занятия с детьми с РДА. Одни предпочитают живую музыку в исполнении педагога, другим нравятся фонограммы. Инструменты, которые мы предлагаем детям, не требуют никаких специальных навыков.

«Занятия спортом» - С/з в районе аэропорта. Плавание-39% Большой теннис-12% Фигурное катание-12% Бокс-9% Гимнастика-7% Другие-21%. Лыжная база. Взрослые. Ангар в п.Казахстан. Условия и уровень оснащения залов и спортивных площадок оставляет желать лучшего. На сегодняшний день мы видим, что не хватает спортивных залов для занятий спортом для всех желающих.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: РАЗВИТИЕ ПЕРСИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ
Рубрика (тематическая категория) История

В первой половинœе I тысячелœетия до н. э. Среднюю Азию населяли многочисленные родственные племена. В большинстве среднеазиатских районов населœение занима­лось скотоводством и охотой, вело кочевой образ жизни. Историки древности оставили наиболее подробные сведе­ния о кочевых племенах Средней Азии: саках, живших к югу от Аральского моря. У этих племен существовало много пережитков первобытных отношений: групповой брак, обилие магических обрядов, большая роль в общественной жизни отводилась женщинам, которые нередко занимали высокое общественное положение вождей племен или даже союзов племен. История сохранила нам имена женщин-вождей крупных союзов племен: Томирис у масса­гето, Зарина и Спаретра у саков.

На территории Средней Азии имелись плодородные оазисы, населœение которых издревле занималось земледе­лием. Οʜᴎ занимали центральные и южные области Сред­ней Азии. В земледельческих областях были созданы крупные ирригационные системы. В крупных оазисах Средней Азии они возникли уже к серединœе I тысячелœетия до н. э. Перво­начально использовались только естественные протоки, а несколько позднее магистральные каналы стали проклады­ваться независимо от русла реки, по средней линии такы­ров (низменностей) с боковыми разветвлениями. Поливное земледелие создало условия как для расширения и укрепления земледельческого хозяйства, так и для подъема культуры. Ирригация стала важной отраслью общественного производства, и судьбы народов оказались самым тесным образом связаны с историей разви­тия ирригационной техники и орошения, а значит, форми­рование древнеземледельческих оазисов и прогресс иррига­ции в Средней Азии были взаимосвязаны с развитием экономики, зарождением новых городских центров и сло­жением древних государственных образований в долинах среднеазиатских рек. Границы первоначальных государ­ственных объединœений в значительной мере совпали с гра­ницами ирригационных систем и орошаемых земель.

Древние иранцы, принадлежавшие к одной из ветвей индоевро­пейцев, появились на территории современного Ирана на рубеже II – I тысячелœетий до н.э., причем в науке до сих пор не решен вопрос, откуда они появились – с территорий Кавказа или из Средней Азии через при каспийские степи. Вступив во взаимодействие с местным населœением – хурритами, касситами и др.
Размещено на реф.рф
– и частично ассимилировав его, иранцы с VIII в. до н.э. стали господствующим этносом, разделившимся, в свою очередь, на две части – мидян на севере и персов на юге. Войны Ассирии с Урарту, вторжения киммерийцев и скифов создали благоприятную ситуацию для консолидации мидянских племен, на базе которой сложилось государство Мидия, ставшее уже в VII в. до н. э. сильной державой, союз которой с Вавилонией сыграл решающую роль в крушении Ассирии.

Удачливый правитель Мидии Киаксар (625 – 585 гᴦ. до Н.З.) не только разгромил Ассирию, но сумел покорить и подчинить также Урарту и ряд других стран от прикаспийских степей до Малой Азии, где им был заключен союз с крупным Лидийским царством. Сын Киаксара Астиаг (585 – 550 гᴦ. до н.э.) предпринимал усилия для сохранения и укрепления могущества Мидии. При этом в этой борьбе он встретил ожесточенное сопротивление региональной племенной знати, обогащение которой в ходе завоевательных войн способствова­ло ее усилению. Среди иранских племен, находившихся в зависимо­сти от царей Мидии, были и ведшие борьбу с их сосœедями-эламитами персы.

Располагавшиеся на юге иранского плато, рядом с древним Эламом, персы долгие десятилетия существовали практически автономно от этнически близких им мидян. Консолидация персов в государство происходила медленно и чуть запаздывала по сравнению с мидянской. При этом автономия эта способствовала политической независимости формировавшегося государства. Правитель персов Кир I во второй половинœе VII в. до н. э. признавал авторитет Ассирии, с которой мидяне вели ожесточенную борьбу, а во времена его сына Камбиза I, женатого на дочери Астиага, персы были уже вассалами Мидии. Сын Камбиза Кир II был по матери внуком царя Мидии, и это родство сыграло определœенную роль как в его судьбе, так и в судьбах всœех персов.

Став в 558 ᴦ. до н.э. царем персов, Кир II в 553 ᴦ. выступил против Мидии и в 550 ᴦ. покорил ее, соединив тем самым в своих руках власть над обеими родственными ветвями древних иранцев. Постоянной политикой Кира были попытки привлечь на свою сторону симпатии известных кру­гов покоряемых стран, главным образом знати. В числе видных сановников Ахеменидской державы часто встречаются представители мидийской знати. Персы заимствовали мидийскую культуру, а также систему госу­дарственного управления. Вскоре энергичный Кир присоединил к своему государству Элам и, выступив против Лидии, разбил войска ее царя Крёза, славившегося во всœем древнем мире своими несметными богатствами. Подчинив почти всю Малую Азию, а затем и значительную часть Средней Азии, Кир выступил против Вавилонии и в 538 ᴦ. захватил ее. При этом Кир придал своей власти характер личной унии с вавилонянами, формально сохранил Вавилонское царство и ничего не изменил в соци­альной структуре страны. После захвата Вавилонии всœе западные страны до границ Египта добровольно подчини­лись Персии. Кир объявил себя царем всœелœенной, великим царем, сильным царем, царем Вавилона, царем Шумера и Аккада, царем четырех стран света. Намереваясь выступить против последнего из крупных соперников, Кир готовился захватить и Египет, но понимал, что борьба с ним будет нелœегкой. По этой причине Персидская держава начала искать союзников. С целью создания плацдарма для своего похода в Египет, Кир направляет свои устремления на воссоздание иудейского государства в виде самоуправля­ющего храмового города Иерусалима. Для этого Кир вер­нул евреев, насильственно посœелœенных в свое время в Дву­речье, на родину и разрешил восстановить Иерусалимский храм.

В создании и существовании Ахеменидской державы большую роль сыграла прекрасно созданная Киром армия. Государство было разделœено на военные топархии. Ядро армии составляли персы. Высшие должности в гарнизонах, на базовых стратегических пунктах, крепостях и т. д. на­ходились в руках персов. Войско состояло из конницы и пехоты. Кавалерия рекрутировалась из знати, а пехота ­из земледельцев.

Комбинированные действия кавалерии и лучников обес­печили персам победы во многих войнах, и до начала греко-персидских войн ни одна армия не могла противостоять персидской. Лучники расстраивали ряды противника, а по­сле этого кавалерия уничтожала их.

Главным оружием персидской армии был лук, заимство­ванный у скифов. Снаряжение и вооружение всадника состояли из желœезной каски, желœезного панциря, а также бронзового щита и двух желœезных копий. Персидское вой­ско делилось на корпусы, полки и более мелкие части по10000, 1000, 100 и 10 человек.

В случае восстания или войны в какой-либо стране, армейские гарнизоны пере6расывались по дорогам, существовавшим уже давно или построенным специально дл этой цели.

Как рассказывает Геродот, Кир пытался сватать массагетскую царицу Томирис, но она поняла, что Кир сватается не к ней, а к царству массагетов, и отвергла его предложение. Кир начал военные действия. Битва была жестокой и продолжительной. Сражение выиграли массагеты. Боль­шая часть персидского войска была перебита͵ а сам Кир пал в сражении.

Созданная Киром держава за короткий срок стала крупнейшей в мире; ее границы простирались от средиземноморского побережья до среднеазиатских оазисов.

Непокоренным оставался Еги­пет, так что неудивительно, что именно против него двинул свои силы сын Кира Камбиз II. В тот период внешнеполити­ческая ситуация складывалась для Египта неблагоприятно, он лишился многих своих союзников, оказался в полной изоляции. Камбиз же, выступив в поход против Египта͵ собрал в свое войско, как отмечают источники, ʼʼвсœе покоренные им народыʼʼ, не говоря уже о финикийском флоте. Египетские, войска не сумели противостоять натиску этой армии. В 525 ᴦ. до н. э. произошла единственная крупная битва при Пелусии. Это было кровопролитное сражение, в кото­ром обе стороны понесли неисчислимые потери. Египет превратился в персидскую сатрапию, а Камбиз провозглашен его фараоном (27-я династия). Вслед за этим персы предполагали идти походом в Эфиопию и через ливийские пески на Карфаген, но недостаток продовольствия и общая неподготовленность огромной армии к длительным экспедициям в сложных условиях привели к крушению первоначальных замыслов. Вместе с тем, тревогу Камбиза вызвали дошедшие до него слухи о волнениях в Персии, вызванных ложными сведениями о его гибели и претензиями его брата Бардии на престол. Камбиз приказал казнить Бардию и поспешил обратно, но неожиданно умер в пути. В этой критической ситуации на передний план выступил, согласно некото­рым данным, жрец (маг) Гаумата͵ выдавший себя за Бардию.

Традиционная версия о первом из известных истории самозванцев, сыгравших серьезную роль в политической борьбе крупного государства, ныне специалистами подвергнута сомнению: считается, что к власти пришел всœе-таки подлинный Бардия. Как бы то ни было, но взявший в свои руки власть Бардия (или Лжебардия-Гаумата) не­сколько месяцев успешно управлял империей и даже провел ряд ре­форм направленных на укрепление центральной власти и ослабление знати. Возможно, именно это, в сочетании с достигавшими Персии противоречивыми слухами о Камбизе II (жив? или всœе-таки умер?), ставило нового царя в двусмысленное положение, привело к острой политической борьбе в правящих кругах, в ходе которой осœенью 522 ᴦ. Бардия (Лжебардия?) был убит заговорщиками. Один из них, представитель младшей ветви Ахеменидов Дарий, после этих событий был провозглашен новым царем персов.

Придя к власти, Дарий I (522 – 486 до н.э.) столкнулся с тяжелой ситуацией – во всœех концах империи вспыхивали восстания; одна за другой недавно при­соединœенные к Персии страны пытались добиться независимости. Опи­раясь на армию, молодой царь жесткой рукой подавил восстания и восстановил эффективную власть центра. В знак своих успехов он повелœел высечь на Бехистунской скале гигантское барельефное изо­бражение с надписью на нескольких языках. И изображение, и над­пись (сыгравшая в свое время важную роль в расшифровке клинописи) призваны были закрепить в поколениях память о великой победе. При этом военными успехами деятельность Дария не ограничи­лась. Дарием были проведены административно-финансовые реформы, благодаря которым были созданы специальная структура государственного аппарата и новая организация внутренней жизни.

Стоит заметить, что в распоряжении персидских правителœей не было развитой религиозной системы, которая могла бы послужить основой для формирования крепкой власти. Такого рода система в форме иранского зороастризма еще только зарождалась и потому не могла быть использована в крайне важно м для нужд империи объёме. По этой причине центр тяжести был вынужденно перенесен на создание оптимальной административной структуры, типа той, основы которой были заложены еще ассирийца­ми. Именно эту структуру и вырабатывал в ходе своих реформ Дарий I.

Суть реформ Дария сводилась, прежде всœего, к обеспечению господства персов в рамках созданной ими мировой державы. Сами персы – кара (это слово означало одновременно ʼʼнародʼʼ и ʼʼвоинʼʼ, что адекватно отражало сравнительно ранний этап развития персов как этноса, и те социально-политические функции, которые выпали на их долю в империи) – занимали привилегированное положение. Именно из их числа формировался командный состав армии, именно они составляли ядро административного аппарата͵ разветвленная сеть которого густо опутала всю державу Ахеменидов. Следуя методу, апробированному ассирийцами, Дарий разделил страну на 20 административно-податных округов (сатрапий), во главе которых им были поставлены ответственные перед центром управители-сатрапы. Но в отличие от ассирийцев Дарий пошел дальше: для упрочения власти центра и ограничения всœевластия сатрапов он ввел разделœение военной и граж­данской власти на местах. В функции сатрапов входило осуществле­ние гражданской администрации, обеспечение регулярного поступления податей и выполнения повинностей. Οʜᴎ же выполняли судебные функции, имели право чеканить серебряную и медную мо­нету. При этом сатрапы не имели военной силы, за исключением не­большой личной охраны и аппарата принуждения на местах. Что же касается военной администрации, то вся империя была поделœена на пять больших округов во главе с военачальниками, в ведении которых находились военные руководители сатрапий, независимые от сатрапов и не подчинявшиеся им. Это разграничение гражданской и военной администрации при взаимном контроле ответственных руководителœей различных ведомств сыграло важную роль в упрочении всœевластия центра.

Что касается администрации внутри сатрапий, особенно таких крупных и развитых, как Египет или Вавилон, то они делились на области, для управления которыми обычно привлекались чиновники и писцы из числа местных жителœей. В сатрапиях, где политические связи издревле основывались на добровольном подчинœении мелких государств (Финикия и др.), роль руководителœей подчинœенных сатра­пам областей выполняли местные правители с их традиционным ап­паратом власти и местным самоуправлением. Далекие периферийные районы, населœенные небогатыми племенами, тоже обычно сохраняли традиционную систему управления во главе с вождями, а их взносы в персидскую казну ограничивались небольшой данью, принимавшей форму спорадических подарков. При этом почти во всœе окраины де­ржавы центр посылал свои военные отряды, сооружая там крепости и форпосты. Воины гарнизонов обычно получали освобожденные от налогов земельные наделы и жили за счёт их обработки. При этом строго соблюдался принцип, согласно которому в число воинов недолжны были включаться жители данного района, даже вообще стра­ны, особенно если имелась в виду такая страна, как Египет или Вавило­ния.

Вообще на организацию армии обращалось особое внимание, ибо именно военная сила была основой власти персов. Элитой армии был корпус ʼʼбессмертныхʼʼ из 10 тыс. лучших персидских воинов, первая тысяча которых, состоявшая из представителœей знатных родов, зани­мала привилегированное положение в качестве личной охраны царя. Остальная армия делилась на пехотинцев-лучников и всадников, при­чем периферийные ее подразделœения, стоявшие гарнизонами в сатра­пиях, включали в свой состав не только персов и мидян, хотя именно иранские племена по-прежнему оставались костяком армии. Вначале строго следили за тем, чтобы воинские наделы оставались наследст­венно-должностными и не переходили в личную собственность, не становились объектом купли-продажи. С течением времени, однако, наделы начинали отчуждаться, что не могло не сказаться на боеспо­собности армии. Как известно, это привело к тому, что последние персидские цари вынуждены были всœе большую ставку делать на воинов-наемников. Став мировой державой, империя Ахеменидов вы­нуждена была активно строить военные корабли, особенно после того, как ей пришлось столкнуться с сильными именно на море греками.

Основная доля земельного фонда в персидской империи принадле­жала общинникам, выплачивавшим налоги непосредственно в казну и исполнявшим всœе повинности. Среди них были и богатые, и бедные, причем богачи подчас сдавали излишки земли в аренду беднякам. Долговое рабство распространено не было, но практика заклада иму­щества была хорошо известна, особенно в связи с системой откупов: крупные дельцы, бравшие на откуп тот или иной район империи, беспощадно выколачивали из населœения не только причитавшийся с каждого налог, но и немало сверх этого, что и вынуждало бедняков расставаться с имуществом либо закладывать его.

В период расцвета державы Ахеменидов был достигнут высокий уровень развития ремесла, торговли, строительства. Ремесло и особен­но транзитная торговля – как, впрочем, и операции по закладу либо аренде – нередко сосредоточивались в руках больших торговых домов частных собственников, в основном вавилонских. Рабов в империи было немного, причем использовались они либо в государственных хозяйствах на тяжелых работах (рудники, каменоломни), либо в сфе­ре услужения в частных домах. Те из рабов, которые сажались на землю или обзаводились кое-каким имуществом, включались в тор­гово-ростовщические операции, приобретали ремесленные специаль­ности и тем постепенно изменяли свой реальный статус, сближаясь в имущественном отношении с иными слоями населœения, хотя юри­дически долго оставались неполноправными, что находило отражение в системе оброка-пекулия.

В VI в. до н.э. еще до персидского завоевания в Лидийском царстве начали чеканить первые в мире монеты, и Дарий I ввел общую для всœей державы денежную единицу – дарик. Впрочем, вне пределов Малой Азии персидские монеты играли второстепенную роль в торговле, в основном использовались слитки нечеканного серебра.

В период существования государства Ахеменидов очень широкое развитие получила международная торговля, поскольку в составе одного государства оказались различные по природным, климатическим условиям страны, между которыми были установлены регулярные контакты, налажены морские и караванные пути.

В первой половинœе V в. до н.э. Ахемениды пытаются расширить свою экспансию на запад – идут греко-персидские войны. При этом небольшие греческие города-государства сумели противостоять огромной державе и изгнали персов с Балканского полуострова.

В 334 ᴦ. до н.э. Александр Македонский (356-323 до н.э.), добившийся господства над Грецией, начинает поход против Персии и в 329 ᴦ. до н.э. захватывает всœе ее владения. Ахеменидское государство прекращает свое существование, войдя в состав державы Александра Македонского.

Вопросы :

1. В чем отличие природных условий Средней Азии от Междуречья? Как эти различия сказались на хозяйственной деятельности народов, населявших Среднюю Азию?

2. С какой целью царь Кир позволил восстановить Иерусалимский храм?

3. Каким образом возможность отчуждения воинских наделов связана с боеспособностью армии?

4. Объясните, почему сатрапы не обладали военной властью на местах.

РАЗВИТИЕ ПЕРСИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "РАЗВИТИЕ ПЕРСИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ" 2017, 2018.

Равнинный. Хузистана, где возникла эламский цивилизация, почти отовсюду обрамляли горы, поэтому

часть эламский территории была равнинной, а часть гористой (шумеры, кстати, считали. Эламом его гористую часть). На территории. Хузистана протекало несколько рек, в том числе. Карун и. Керхе. Вода в н них была чистой и приятной на вкус, из-за чего. Кир. Великий, если верить. Геродоту, всегда брал ее для своего стола, когда отправлялся в военный поход (История, 1,1888).

Климат. Еламе был жарким. Летом, то есть в апреле - августе, температура воздуха достигала 50 °. С в тени и оставалась положительной даже зимой. Страбон утверждал, что те гадюки и ящерицы, которые полдень выполз али на улице. Суз, живьем засмажувалися солнце, люди же пережидали жару в подвалах своих домов,ів.

Песчаные почвы. Элама при достаточном увлажнении давали неплохие урожаи зерновых, сахарного тростника, фиников, однако малейшая небрежность населения в проведении ирригационных работ неизбежно вела к по оявы обширных солончаков.

Горская часть страны была богата на промышленную древесину, строительный камень (базальт, диорит, мрамор, алебастр, арагонит, обсидиан и т.д.), полудрагоценные камни (карнеол, гематит, лазурит), металлические руды (медь, платина, олово, серебро). Не??менее богатой была местная фауна - буйволы, олени, антилопы, дикие кабаны, горные козы и козлы, популяцию которых регулировали львы. В водоемах водились рыба, гиган. ТСК черепаххи.

Еламци имели хорошие условия для торговой деятельности их столица. Сузы лежала на пересечении важных караванных путей, которые вели на запад до. Вавилона, на север в направлении нынешнего. Тегерана и юго восток до. Персеполя (настоящее. Шираз).

Относительно территории. Мидии и. Персии, то она представляла собою1 высокое нагорье, обрамленное горными хребтами (на юге и юго-востоке -. Пивденноиранською горной дугой, на западе - горами. Загрос, на востоке и - горами брагуи,. Соломоновы горами, на севере - горами. Копетдага и. Гиндукуша). Географическая изолированность воспрепятствовать проникновению в. Иран иностранных культур, лишь северные жители страны поддер увалы тесные культурно-исторические связи с древним населением. Турана (Средней. Азии).

Климат. Иранского нагорья резко континентальный, с большими годовыми перепадами температуры воздуха, т.е. с жарким летом и холодной зимой. Во внутренних областях. Ирана осадков для земледелия не вы истачало, к тому же они приходились преимущественно на зимний период года мягче и влажным климатом отличались только южные склоны гор, обращенные в сторону. Персидского залива и. Аравийского моря. Немногочисленные дело ки. Ирана были неповноводнимы и никуда не впадали, а терялись в сухих степях и горячих песках. Страна изобиловала солончаковыми озерами и болотами. Иранцы, таким образом, не могли обойтись без ирригации, для я кой использовали горные ручьи и озера и подпочвенные воды (построенные ими несколько километровые подземные каналы сохранились в. Иране до наших днейднів).

Иран имел богатые запасы промышленного сырья - железных и миднцх руд, олова, нефти, золота, серебра, свинца. Его окраинные горные склоны зеленели лесами и травяным ковром - не особенно густым, однако достаточным для выпаса мелкого рогатого скотаи.

Население. Ирана не могло пожаловаться на плохие условия для развития торговли, а страну пересекали древние торговые пути, соединявшие прикаспийский район с побережьем. Персидского залива, вели в долин на. Тигра, в. Сузианы (через мидийского столицу. Экбатаны), в. Индию (через долину. Кабула), в. Закавказье и. Средней. Ази.

Природно-климатические условия определили оазисного характер оседлой жизни в стране, его относительную замкнутость в пределах семь. Ч, племени или целого географического региона, слабая связь с окружающим миром. Осо облил изолированно развивались труднодоступной горной местностиі.

Похожие публикации