Государственная символика рк. Государственные символы Республики Казахстан: флаг, герб, гимн

«Золотой человек», монументально-внушительный гимн, модернистская столица Астана и другие символы независимого Казахстана в предлагаемом обзоре сайт

Иногда символы современного Казахстана могут носить противоречивое историческое происхождение – не иметь почти никакого отношения к происхождению казахского этноса, но обычно они довольно стильно выглядят.

Мы также немного поговорим о происхождении казахов.

А в аудиофайле - одна из самых впечатляющих, на наш взгляд, официальных версий гимна Казахстана (о гимне Казахстана также смотрите в этом обзоре).

Отпечаток руки президента Казахстана в башне «Байтерек» в Астане.

Подробнее об Астане и о «Байтереке» также в нашем обзоре.

Начнем в этой части с описания флага и герба Казахстана, а затем перейдем к гимну, строительству столицы и происхождению казахов.

Символы Казахстана: Флаг, герб и гимн

Флаг Казахстана

Официальное описание флага Казахстана звучит следующим образом (цитата по сайту посольства Казахстана в России):

«Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре его солнца с 32-мя лучами, под которыми — парящий степной орел. У древка — вертикальная полоса с национальным орнаментом . Изображения солнца, лучей, орла и орнамента — цвета золота. Отношение ширины флага к его длине: 1:2».

А вот трактовка символов флага Казахстана.. Туристический путеводитель» — издание выпущено по заказу Министерства туризма и спорта РК в 2008 г издательством «Деловой мир» в Астане:

«Главным элементом государственного флага является его светло-голубой цвет. Силуэт солнца является символом жизни, а по закону геральдики — символом богатства и изобилия. Силуэт орла возник от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации. Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость флагу, является параллельная его древку полоса, состоящая из национального орнамента «бараньи рога».

Герб Казахстана

Официальное описание (цитата по сайту посольства Казахстана в России):

«Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней.

В нижней части герба — надпись «Казакстан» . Государственный герб Республики Казахстан — двух цветов: золотого и сине-голубого».

И снова трактовка символики из полуофициальной брошюры «Казахстан. Туристический путеводитель» — издание выпущено по заказу Министерства туризма и спорта РК в 2008 г издательством «Деловой мир» в Астане:

«Государственный герб Казахстана имеет форму круга. Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею герба, является шанырак — круговое навершие купола юрты, символизирующий семейное благополучие, мир, спокойствие.

Купольные жерди — уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца — источник жизни и тепла.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые тулпары.

Цветовая гамма герба — золотистая и голубая, эти цвета олицетворяют светлое будущее и стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.

В центре герба находится пятиконечная звезда, символизирующая, что сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов».

Символы Казахстана: Гимн

Среди всех стран бывшего СССР Казахстан обладает одним из самых запоминающихся по своей торжественно-внушительной мелодии государственным гимном .

В отборе будущего государственного гимна и даже в переформулировке слов принимал деятельное участие президент страны Н. Назарбаев.

С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная песня, написанная еще в 1956 году — «Мой Казахстан» («Менiң Қазақстаным») с внесенными изменениями.

Поскольку поправки в текст внесены Нурсултаном Назарбаевым, он стал указываться и как соавтор текста .

Музыка композитора Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова (1956), Нурсултана Назарбаева (2005).

Далее приводим текст гимна Казахстана на казахском языке с официальным переводом на русский. Также вы можете послушать и скачать гимн Казахстана в аудиофайле ниже (в аудио мы приводим одну из официальных версий гимна Казахстана, принятых в стране, и эта версия — одна из самых торжественных и впечатляющих, на наш взгляд):

  • аудио файл №1

Алтын күн аспаны,

Алтын дән даласы,

Ерліктің дастаны,

Еліме қарашы!

Ежелден ер деген,

Даңкымыз шықты ғой.

Намысын бермеген,

Қазағым мықты ғой!

В небе золотое солнце,

В степи золотое зерно.

Сказание о мужестве — моя страна.

В седой древности

Родилась наша слава,

Горд и силен мой казахский народ.

Қайырмасы:

Менің елім, менің елім,

Гүлің болып егілемін,

Жырың болып төгілемін, елім!

Припев:

О, мой народ! О, моя страна!

Родина моя — мой Казахстан.

Ұрпаққа жол ашқан,

Кең байтақ жерім бар.

Бірлігі жарасқан,

Тәуелсіз елім бар.

Қарсы алған уақытты,

Мәңгілік досындай.

Біздің ел бақытты,

Біздің ел осындай!

У меня простор неоглядный

И дорога, открытая в будущее.

У меня независимый,

Сплоченный, единый народ.

Как извечного друга

Встречает новое время

Наша счастливая страна, наш народ.

Қайырмасы:

Менің елім, менің елім,

Гүлің болып егілемін,

Жырың болып төгілемін, елім!

Туған жерім менің — Қазақстаным!

Припев:

О, мой народ! О, моя страна!

Я твой цветок, взращенный тобой.

Я песня, звенящая на твоих устах,

Родина моя — мой Казахстан.

Текст гимна на казахском языке и перевод в данном обзоре сайт приводятся по официальному сайту посольства Республики Казахстан в России.

Столица Казахстана Астана— символ независимого Казахстана

Ввиду того, что Казахстан с момента получения независимости через короткое время сменил свой главный город, то рост этой новой столицы от пыльного провинциального советского центра — Целинограда к мегаполису Астана, обычно ассоциируется со становлением нового государства и часто отождествляется с ним .

Причинами переноса столицы из Алма-Аты в Астану обычно называют повышенную сейсмическую опасность и окраинное положение первой .

Вот что сообщали различные СМИ в первые месяцы после переноса новой столицы в Акмолу об атмосфере, царящей в городе:

«Странное чувство нереальности охватывает на немногочисленных улицах Акмолы — тесного города с трехсоттысячным населением, где островки «хрущоб» стоят в окружении изб и бараков «частного сектора». Буквально на каждом шагу натыкаешься на строгие вывески: «Министерство иностранных дел», «Верховный суд», «Генеральная прокуратура».

Те же вывески всего пару часов назад я видел за 1200 километров к югу, в презентабельной Алма-Ате. На миг кажется, что Казахстан сейчас живет какой-то двойной жизнью. Одной — реальной, такой, какая она есть. И одновременно другой — из будущего.

Говорить о размахе и невиданном масштабе акмолинских строек не приходится. Все стройки можно запросто объехать за час. <...>

Основной принцип, по которому сейчас перестраивается Акмола,- уплотнение. Министерства и ведомства занимают здания областных учреждений и кряхтя располагаются в тесноте. И все же город, благодаря круглосуточному «авралу» преображается на глазах. Неузнаваемо изменилась главная площадь Акмолы, прежде окруженная семиэтажным зданием обкома партии, четырнадцатиэтажной «свечой» аграрного НИИ, двумя скучного вида гостиницами («Ишим» и «Москва»), а также похожим на бункер корпусом Дворца целинников.

Бывший обком превратился в сверкающий зеркальными стенами Дом правительства, «с тыла» к нему пристроился президентский дворец с внушительным куполом, неуловимо похожий на знаменитую голубую мечеть в Стамбуле. Здания стоят почти вплотную, соединены короткой галереей.

Таким же зеркальным светом горят стены и четырнадцатиэтажки — теперь это Дом парламента, на задворках которого тоже вырос огромный купол зала заседаний. Рядом тем же бутылочным блеском сияет абсолютно неузнаваемое здание бывшей гостиницы «Москва» — теперь это МИД». (газета «Известия», издающаяся в Москве, от 10.12.97);

«После расселения работников аппарата начнут наконец обустраивать и депутатов (парламента), «которые испытывают все прелести жизни в гостинице». О лучшей пока гостинице в Акмоле... глава одной из палат парламента — мажалиса.... отозвался следующим образом: «Если бы это был люкс в пятизвездочном отеле, а это захудалая провинциальная гостиница». («Панорама», казахстанская еженедельная газета, издающаяся в Алматы, от 30.01.98);

«Над Акмолой, как большие птицы, распростерли свои крыла подземные краны. И суперсовременный параллелепипед офиса «Казахойл» (бесшумные лифты, кабинеты, начиненные факсами и компьютерами, бассейн на седьмом этаже) смотрится пока одиноко на фоне деревянных, вросших в землю домишек, помнящих еще казаков-станишников, основавших крепость Акмолы в 1830 году...

Сорвав с насиженных мест сотни, тысячи чиновников, власти Казахстана — где лучше, где хуже — постарались произвести своеобразную селекцию. В первый эшелон попади молодые парни со знанием компьютера, экономики, английского языка...» («Ковчег» от 19.03.98);

«О переезде в новую столицу шла речь на встрече министра иностранных дел Касымжомарта Токаева с представителями международных организаций, аккредитованных в Казахстане, которая состоялась 4 февраля в Доме приемов МИДа РК. <...> Трезво оценив ситуацию (после того, как около 50 командированных Всемирного Банка не могли найти в новой столице места для ночлега), представитель Всемирного банка предложил создать на свои средства видеостудию для облегчения общения между Алматы и Акмолой, куда смогут иметь доступ все международные организации, находящиеся в старой столице». («Панорама», казахстанская еженедельная газета, издающаяся в Алматы, в заметке «Представители международных организаций не испытывают горячего желания переезжать на север» от 06.02.98);

«Столица буквально утопает в грязи. В Акмоле, как, впрочем, и в других городах республики, отсутствует ливневая канализация, и малейший дождь превращает ее в болото. Не случайно здесь перед каждым административным зданием стоит наполненное водой самодельное металлическое корыто, где каждый посетитель, прежде чем войти в здание, моет свою обувь». («Ковчег» от 09.04.98);

Акмола встретила журналистов пронизывающим ветром, унылым вокзальным пейзажем и неимоверной грязью на перроне и улицах. Небольшая автобусная прогулка по городу произвела удручающее впечатление на тех, кто оказался впервые в Акмоле — обшарпанные здания, убогость которых не скрывают, а скорее подчеркивают внешние пластиковые покрытия невообразимых расцветок, строительный мусор, далекие от совершенства дороги и замызганные «по уши» автомобили». («Экспресс К», ежедневная газета, выходящая в Алматы, от 07.04.98);

«Передислокация изменила демографию как старой, так и новой столицы. Алматы теперь — город женщин, оставленных мужьями. Только немногие из них последовали за супругами в северную столицу, где даже днем нередки морозы ниже 30 градусов. Местность заболочена, зыбкая, город, как змеями, пронизан трубами теплоцентралей, придающими необычный колорит улицам. Главная площадь являет собой сюрреалистический пейзаж из нагромождения подъемных кранов и остовов высотных зданий на фоне невзрачного, в советском стилe города 50-х годов. Только немногие трансплантированные сюда чиновники получили квартиры, многие перебиваются в гостиницах по двое-трое в номере. Вечера теперь, как правило, посвящаются пьянству...

Более удачливые чиновники получили ключи от собственных, кое-как меблированных квартир. Многие надеются весной перевезти сюда из Алматы свою обстановку. И не многие в восторге от того, что покинули теплую, благодатную и более космополитичную прежнюю столицу.

Высшие министерские чины часто пользуются тем, что подчиненные оказались вне семей и заставляют их оставаться на рабочих местах и после 18.00. Только очень немногие из высокопоставленных осмеливаются покидать офисы до того, как министр уедет домой. А это часто случается заполночь, когда министр, юркнув в теплый «мерседес» (любимое средство передвижения казахстанского правительства), срывается на свою виллу в специальной министерской деревне. Несчастный же подчиненный, пропустивший возможность вовремя уехать ведомственным автобусом, вынужден ловить случайный транспорт, чтобы попасть к себе в гостиницу.

В новой столице бюрократам неуютно. Многие высшие чиновники, обустраивая антураж, спешат пригласить в Акмолу своих бывших секретарей. Коренные акмолинцы, страдающие от высокого уровня безработицы, непрочь бы занять новые рабочие места, но их профессиональный уровень оставляет желать лучшего. Даже для того, чтобы заполнить непрестижные вакансии, чиновники вынуждены обращаться за помощью к своим алматинским коллегам... Назарбаев употребил всю свою изощренность и упорство, чтобы переместить столицу. «Я всех в этом городе заставлю работать», — заявил он в парламенте». («Время по Гринвичу», газета, выходившая в Алматы, от 06.05.98);

Как можно было понять из этих публикаций, город был абсолютно не готов к своему столичному статусу . В свое время международные СМИ обошла история о том, что создание новой столицы началось с того, что разваливающиеся пятиэтажки времен советского лидера Хрущева одели в красивые панели, но только со стороны главной улицы . При этом дома так оставались, как и все предшествующие несколько лет, без газа, а из кранов текла ржавая вода. Большой сюрприз переселенцам преподнес резко континентальный климат новой столицы с его сильными ветрами и суровыми зимами. Никто из казахской элиты не хотел переезжать в новоявленный столичный город. Фактически единственной движущей силой обустройства столицы на новом месте были желание и воля казахстанского президента Назарбаева.

Итак, Астана́ (с казах. Астана — «столица»). Данные о количестве населения даже по официальным источникам противоречивы. Количество населения Астаны на 2008 г. — около 700 тыс. жителей . Так гласит полуофициальная брошюра «Казахстан. Туристический путеводитель» — издание выпущено по заказу Министерства туризма и спорта РК в 2008 г издательством «Деловой мир» в Астане на русском языке. Там же указывается, что население утроилось за последнюю декаду, превысив 700 тыс. жителей, что предусматривалось только к 2020 году. Другое издание этого же издательства — «Казахстан. Справочник Туриста», выпущенное также в 2008 году и снова по заказу Министерства туризма и спорта Казахстана, указывает цифру в 600 тыс. жителей. На официальном сайте президента Казахстана ранее приводилась цифра в 510, 5 тыс. человек, но на 1 января 2004 года. В версии этого сайта на август 2009 года указана цифра в 600 тыс. 200 человек.

Прежние названия Астаны: Акмолинск с 1832 по 1961, Целиноград с 1961 по 1992, Акмола с 1992 по 1998 .

С 10 декабря 1997 года Астана является столицей Республики Казахстан. Как меланхолично отмечает сайт президента Казахстана, «Первой столицей Казахстана с 1920 года был город Оренбург (ныне в Российской Федерации). В 1925 году столица Казахстана была перенесена в Кзыл-Орду. Сооружение Турксиба стало основной причиной переноса столицы в Алма-Ату. Юридически это произошло 3 апреля 1927 года, фактически переезд состоялся в 1929 году ».

Происхождение казахов: О казахах, кыргызах и «беглых узбеках»

Отметим, что именно при большевиках Казахстан появился впервые на карте мира как государство, хотя и не независимое. До этого существовал в истории только один пример, который можно назвать прообразом собственно казахского государства — т.н. «Казахское ханство», а, в основном, казахи входили как составная часть в состав других государств .

В связи с поздним формированием у казахов государственности о происхождении казахов до сих пор выдвигаются различные гипотезы. Не оспаривая их тюркское происхождение, некоторые называют их «беглыми узбеками» — так как они были тюркскими племенами, отделившимися от такого же тюркского раннеузбекского государства .

Как осторожно пишет полуофициальный (изданный по заказу министерства туризма и спорта Казахстана) и уже упоминавшийся «Казахстан. Туристический путеводитель»: «В XV — XVI веках чингизид Абдулхаир хан отобрал трон у потомков Тамерлана и образовал государство, в которое входили племена и роды современных казахов. Двоюродные братья Абдулхаира — Жанибек и Керей, недовольные его политикой, стали объединять племена под единым название казахи. Их дело продолжил Касым — сын Жанибека, по сути, ставший первым казахским ханом ».

Казахская служба «Радио Свобода» указывала 01/06/2010, говоря об открытии памятника ханам Жанибеку и Керею в Астане, что из летописи «Тарих-и-Рашиди» Мухаммада Хайдара следует, что именно Керей и Жанибек примерно во второй половине 1450-х годов начали массовую откочевку своих племен из Восточного Дешт-и-Кипчака от (тюркско-узбекского государства шайбанидов) Абулхаира в государство Могулистан на западе Семиречья .

И продолжала: «Бежавшие племена обосновались в уютных долинах рек Чу и Козы-Баши, и, как считают некоторые историки, именно благодаря их откочевке началось формирование современного казахского народа, а появление собственно термина «казах» датируется концом 15-го века» .

Одна из версий происхождения термина «казах» с древнетюркского — «вольный», «отделившийся» . Как пишет сайт nomad.su, ссылаясь на публикацию русского журнала «Родина»:

«отсюда это тюркское слово (казак) и в русском языке. Казаками на Руси звали людей без определенных занятий, а также вольнонаемных батраков . Хотя слово «казак» зарегистрировано на севере Руси с конца XIV века, все же первоначальной родиной русского казачества историки признают южные окраины Руси, смежные с Кипчакской степью, условия которых придавали этой вольнице характер военного общества.

Иными словами, исходное значение термина казак социальное: это состояние, положение, статус некоего лица, известного коллектива в каждый данный момент по отношению к правителю, обществу, государству...

Казаком мог стать любой человек, будь он тюрок или перс, рядовой кочевник-скотовод или принц крови в десятом поколении. Некоторое время казаками были, например, старший сын Токтамыш-хана Джалал ад-Дин, основатель государства «кочевых узбеков» Шибанид Абу-л-Хайр-хан, его внук Мухаммад Шейбани, Чагатаиды Вайс и Саид...

Таким образом, в те далекие времена казаками становились, делались. Для обозначения образа жизни казака в ираноязычных и тюркоязычных источниках образовано существительное казаклык — «казакование», «казачество», «скитальчество», «вольность», а также глагол казакламак — «скитаться», «вольничать». Понятие «во времена казачества» обычно передается, соответственно: казаклыкда, казаклыкларда (в тюркоязычных источниках) и дар аййам-и казак...».

Интересные дискуссии о происхождении и употреблении названия «казах» временами проходят на международном казахском ресурсе kazakh.ru. Там, в общем, также доминирует точка зрения о происхождении названия «казах» от тюркского «казак» — «вольный», «отделившийся». Но посетители этого казахского ресурса обычно выражают негодование, что слово «казак» в русском языке изменило первоначальный смысл: казаками стали называть военные формирования вольных украинцев и русских. А самих первоначальных «казаков» — нынешних казахов во избежании путаницы русском стали назвать «казахами» .

Вот некоторые мнения с форума kazakh.ru о термине «казах»:

«Наиболее правильным обозначением коренного народа Казахстана в русском языке является «казаК».

Именно так в русских хрониках писали о «КазаКском ханстве» — казаки, Казацкая Орда, Казачья Орда, кайсаки, Кайсацкая Орда и т.д. Потом было неверное название «киргиз». С 1925 по 1936 в русском языке снова восстановили название «казак» .

Нынешнее «казаХ» является советским искажением (с 1936 г.) изначально тюркского слова , причем искажением весьма абсурдным — тоже самое, что писать «калпаХ», «кипчаХ».

Киргизы пишутся «кыргызами», башкиры — «башкортами», якуты — «саха», малороссы — украинцами, так почему казаки должны использовать (русское) искажение тюркского слова «казак»?

Причем это касается не только русского, но и английского языка, где с недавнего времени начало утверждается уродливое «kazakH», переведенное на английский с русского ».

«Казак (с твердым к) — тюркское слово, означает оно — ушедший из племени и ведущий отшельническую жизнь человек, или изгнанный за провинность на исправительный срок, чтобы человек обдумал свои поступки и сделал соответствующие выводы. 500 лет назад наш народ стал называться казахами из-за раскола. Мы откочевали в степь, узбеки остались, вот мы и стали казахами» .

«Калмыцкий историк Хара-Даван в книге о Чинигисхане опубликованной в Белграде 1925 году дает пояснение что слово «казак» — означает всадник — в Золотой Орде была область которая именовалась как «Казакстан» а население называло себя казаками».

«В родственной по языку Турции есть выражение «казак еркек» — «забияка», «мачо».

Этот же сайт kazakh.ru опубликовал некоторое время назад заметку из, насколько можно понять по информации сайта, казахстанского государственного глянцевого журнала «Астана». Заметка называется «Как казахи стали киргизами. К истории одной терминологической путаницы». Дело в том, что казахов в царской России долгое время называли киргизами (сами киргизы в России в царские времена именовались кара-киргизами — черными киргизами. Киргизы (кыргыз) — самоназвание народа от тюркского слова кыргыз — «неистребимый», или «кыргын» в значении «истребляющий», или от слов «кырк кыз» («сорок племен»). Казахи были недовольны, что их в русских публикациях в царские времена смешивают с киргизами .

Вот некоторые выдержки из упомянутой выше заметки «Как казахи стали киргизами. К истории одной терминологической путаницы»:

«В публицистике и довольно часто даже в исторической литературе существует неточное представление, что якобы именно с начала XVIII века казахов стали называть киргизами.

Но все было гораздо сложней. Еще в первые полтора десятилетия XVIII в. в русских документах, которые хранятся главным образом в Российском государственном военно-историческом архиве и Архиве внешней политики Российской империи, казахи упоминаются под своим собственным именем. Даже в журнале русского посланника в Ивана Унковского, который был составлен в 1722-1724 гг., мы тоже встречаем упоминание о казахах под именем «казак». Такая ситуация продолжалась до 1734 года.

— Я обращаю особенное внимание на этот факт, потому что не сразу и не внезапно казахи стали киргизами, — говорит ведущий сотрудник Института истории и этнологии МОН РК Ирина Ерофеева — С 1715 по 1734 год параллельно ходили как бы два термина — казак и киргиз-кайсак или просто киргиз, а потом в русских официальных документах начинается уже тотальное вытеснение первого термина вторым. С чем это связано? В первую очередь рубежом между употреблением этих двух терминов явилась публикация в «Санкт-Петербургских ведомостях» в 1734 г. перевода нескольких фрагментов книги амстердамского купца и бургомистра Николая Корнелиуссона Витзена «Северная и Восточная Тартария» .

Этот человек по приглашению Петра I находился в России в конце XVII в. и описывал разные регионы Российской империи, главным образом от Урала до Дальнего Востока, включая современную Центральную Азию. Непосредственно на территории последней он не был, информацию преимущественно черпал от русских бывалых людей — приезжих чиновников, путешественников и купцов, которые побывали там, а также от бухарских купцов, под именем которых, кстати, были известны вообще все среднеазиатские купцы.

Так в чем же заключалась загадка книги Витзена? дело в том, что автор располагал сведениями о народах в определенной последовательности по смежным территориям, которые они занимали. Сначала шел очерк о яицких казаках, потом — о башкирах, затем об енисейских киргизах, на основе которых сформировался современный народ — хакасы, ведя же повествование о народах Центральной Азии, те небольшие сведения о казахах, которые были извлечены им из рассказов русских и бухарских торговцев, он поместил в разделе «Бухария». Казахи фигурировали у него под собственным именем — «казаки», или как «татарские казаки» — подданные Бухары. Последнее связано вот с чем. Казахское ханство в конце XVII в. постоянно вело борьбу за сферы влияния на территории Средней Сырдарьи с Бухарским ханством, отдельные территории современного Южного Казахстана переходили из рук в руки. Какое-то время Бухара распространяло там свое политическое влияние, поэтому Витзен в разделе «Бухария» поместил небольшой подраздел, посвященный казахам.

Информация, содержащаяся в ней, носит поистине уникальный характер. Здесь впервые встречаются сведения о Кажи-султане — отце хана Абулхаира, о котором было известно только из упоминания его имени в родословной хана, которую Абулхаир продиктовал русскому послу А.Тевкелеву в 1748 г., а также из надписи на его печати. Хан говорил Тевкелеву о том, что его предки владели городами по Сырдарье. Историки по разному относились к этой информации. Поскольку четких доказательств не было, считали, что хан мог просто набивать себе цену, преувеличивая значение своих предков. Витзен же со слов купцов называет один из присырдарьинских городов, которыми владел Кажи-султан.

Почему же при наличии столь важных сведений о казахах в 1734 г. возникла такая казусная ситуация, когда их вдруг переименовали в киргизов?

В начале января 1734 г. в Петербург приехала казахская делегация во главе с Ералы-султаном, сыном Абулхаир-хана, чтобы закрепить условия подданства .

По этому случаю обязательно требовалась рекламная публикация. Корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» решили перевести кусок из «Северной и Восточной Тартарии» Витзена. Они очень торопились, а самое главное — в России в то время имели весьма туманное представление о местоположении казахских жузов (жуз — союз из более мелких родов. Всего у казахов было три основных жуза. Прим.. Для перевода взяли первый попавшийся кусок, но не о юго-восточных, а о восточных соседях. В общем, подразумевалось, что речь идет о казахах, а на самом деле — в основном об енисейских киргизах, или будущих хакасах. Корреспондент газеты, он же — пересказчик труда голландского путешественника и исследователя, привел путаную версию о происхождении казахов от енисейских киргизов, хотя такой гипотезы у самого Витзена не было .

— Возникла крайне анекдотичная ситуация, поскольку это появилось, я подчеркиваю, в условиях абсолютизма, в официальной газете — органе царского правительства, это было воспринято как закон для употребления , — продолжает И.Ерофеева. — И фактически с этого времени чиновники во всех официальных документах стали именовать казахов киргизами.

Можно пронаблюдать и за тем, почему такая традиция стала устойчивой. одно дело — произошла ошибка, а другое — в России сразу после этого стали раздаваться голоса: извините, господа чиновники, но самоназвание у народа-то другое. О том, что не нужно путать киргиз-кайсаков с казахами, первым написал в 1750 г. академик Г.Ф.Миллер. В 1771 г. в своей рукописи специального историко-этнографического исследования о казахах об этом же говорил русский путешественник Х.Барданес. Свой труд он так и назвал «Киргизская или казахская хорография». Поставив как бы под сомнение правомерность употребления термина «киргиз», он особо уделил внимание тому, что сами так называемые «киргизы» никогда не называют себя «киргиз-кайсаками», а говорят «мен казак» — «я казах».

Было очень много версий по поводу того, почему же эта путаница существовала до конца 20-х годов XX века? По мнению русского автора Левшина, использование термина «киргиз» стало удобным для царских администраторов, чтобы хотя бы по названию отличать казахов от сибирских и яицких казаков (хотя этимологии разные, но поскольку в русский язык еще не были введены графические знаки, фиксирующие фонетику этого слова, то возникала путаница между таким социальным слоем, как казаки, и названием народа — «казах»). Другие авторы, в том числе и Ч.Валиханов, высказывали мнение, что много черт общности между двумя народами — родственные по этноисторическому происхождению киргизы и казахи вели одинаковый, кочевой образ жизни, имели сходство в антропологии, языке, культуре, ведении хозяйства.

Возникновение этой терминологической ошибки, как утверждает И.Ерофеева, было связано с возникновением в первой четверти XVIII в. ошибочного отождествления казахов именно с енисейскими киргизам, поводом к которому послужило насильственное переселение джунгарским (Джунгары — монголоязычный народ, нынешние монголо-ойраты, проживающие в Западной Монголии и Синьцзян — Уйгурском автономном районе Китая. Прим.. в район Чу-Таласского междуречья нескольких тысяч семей енисейских киргизов. Поскольку география размещения южных казахских кочевий русским чиновникам в то время была почти неизвестна, то в России стали считать, что казахи смешались с киргизкими переселенцами из Хакасии.

Усилению этой путаницы способствовало издание в 1726 г. перевода рукописи хивинского историка XVII в. Абдулгази-Бахадур-хана «Родословная тюрок» на французский язык с примечаниями пленных шведских офицеров, находившихся тогда в Сибири. Последние под сильным впечатлением внезапного исчезновения воинственных и непокорных киргизов с Енисея и переселения их в Джунгарию интерпретировали некоторые положения книги Абулгази об Огуз-хане и других мифических прародителях тюркских народов как свидетельства о происхождении казахов от енисейских киргизов.

К концу XVIII в. гипотеза бывших военнопленных о енисейских киргизах как предках казахов стала господствующей в русской и европейской научной литературе о казахском народе .

Отсюда термины «киргиз», «киргиз-казак» или «киргиз-кайсак» надолго вошли в этнографический лексикон русских и европейских чиновников и исследователей Казахстана.

В трудах таких крупных исследователей народов, населявших Среднюю Азию, как Витзен и француз де Гинь, они называют казахов «киргизами», тогда как там они упоминаются и под своим собственным именем, правда, не просто в голом виде — «казак», а, например, бухарский казак...».

Гордость Республики Казахстана
-государственные символы

Обретение собственных государственных символов стало одним из ключевых шагов в становлении Независимого Казахстана. Государственная символика, являясь частью политической культуры общества, способствует развитию духовной, идейно-нравственной культуры и воплощению идей независимости, самобытности страны.
Высокие идеалы служения своей Отчизне, добру, красоте, уважения к историческим корням и традициям народа воплощены в государственных символах. Символы формируют образ казахстанского общества в мировом контексте. Символика суверенного Казахстана отражает основные направления идеологии независимого государства, его исторического развития, мышления и философии. Президент страны Н.А.Назарбаев отметил: «Во все времена и у всех народов емким и концентрированным олицетворением государственности и независимости выступали государственные символы. У нас есть величественные, идейно богатые Герб, Флаг и Гимн».

Уважение к государственным символам относится к ряду важных конституционных норм. В Конституционном законе «О государственных символах Республики Казахстан» от 4 июня 2007 года сказано, что все лица, находящиеся на ее территории, обязаны чтить Флаг, Герб, Гимн.

Флаг - это один из символов государства, олицетворяющий его идентичность и суверенитет. Государственный Флаг представляет собой прикрепленное к древку полотнище голубого цвета с изображением в центре солнца с лучами, под которым - парящий орел. У древка вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, его лучей, орла и национального орнамента - цвета золота. В традициях геральдики каждый цвет символизирует определенное понятие. Так, золото олицетворяет могущество, силу, богатство, постоянство, знатность, веру, справедливость, добродетель, милосердие, верность. Синий цвет символизирует честность, целомудрие, верность, безупречность. Кроме того, этот цвет соответствует небу.

Герб - важный символ государственности, признанный во всем мире. Термин «герб» означает «наследие» или «наследство» и является отличительным знаком государства. История свидетельствует, что еще сакские племена, проживавшие на территории современного Казахстана, символизировали себя особым знаком отличия - тотемом, который впоследствии получил наименование «тамга», что в переводе с тюркско-монгольского обозначает «знак», «печать». Впервые данный термин начал употребляться в Тюркском каганате.

Государственный Герб РК имеет форму круга и представляет собой изображение шанырака на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки. Справа и слева расположены изображения мифических крылатых коней, в верхней части - объемная пятиконечная звезда, а в нижней - надпись «Қазақстан».

Шанырак, являясь основной частью юрты, по форме напоминает небесный купол и в сознании людей является одним из важных элементов их жизнеустройства. Он является своеобразным показателем скорости движения солнца, поскольку по меткам на шаныраке определялось солнечное время дня. Образ шанырака - это образ нашего общего дома, общей Родины народов, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, единства и согласия его граждан, от их усилий во благо общего дома.

Образ крылатых мифических коней - тулпаров - олицетворяет такие понятия, как храбрость и сила воли. Крылья символизируют мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Пятиконечная звезда - это символ власти, света, ведущего по жизни, стремления к возвышенному и вечности.

Гимн - это звуковая символика, имеющая немаловажное значение в социально-политической консолидации и этнокультурной идентификации граждан страны. Основой Гимна РК стала популярная в народе патриотическая песня «Менің Қазақстаным». Мелодия Шамши Калдаякова и слова Жумекена Нажимеденова десятки лет пользовались огромной популярностью в народе. Ее слова соединил с реалиями времени соавтор Гимна Казахстана - Лидер Нации Н.А.Назарбаев.

В целом государственная символика олицетворяет собой молодое суверенное государство и свидетельствует о преемственности исторических традиций. В этом контексте важной государственной задачей является воспитание у подрастающего поколения уважения и особого отношения к святым символам своей страны, в которых гармонично отражаются представления о высших человеческих ценностях, традициях и обычаях многонационального народа республики. Искреннее почитание государственных символов предполагает правильное понятие и представление о них. Знание истории и значения государственных символов расширит исторические познания о народе, государстве и поднимет гражданскую зрелость молодого поколения.

Воспитание чувства уважения и почитания к своим государственным символам составляет одну из задач гражданского образования, поэтому Законом «О государственных символах РК» предусмотрено обязательное их изучение и включение в основные общеобразовательные программы.

Главной целью празднования Дня государственных символов является популяризация и развитие идей казахстанского патриотизма, гордости за социально-экономические достижения Казахстана.

Любое суверенное государство имеет свои официальные символы. Это флаг, герб и гимн. Данная статья посвящена Республики Казахстан. Приведены их описание и расшифровка смыслового значения, а также связанные с ними. Уделено внимание и законодательной базе, регулирующей процедуру принятия и использования национальных символов.

Государственный флаг РК: описание

Описание государственных символов Республики Казахстан начнем с национального флага этой среднеазиатской страны. Он представляет собой полотнище прямоугольной формы. Фон его голубой. По центру расположено изображение лучистого солнца, а под ним парит орел (тоже золотого цвета). Ширина флага относится к его длине как один к двум.

Полотнище традиционным образом крепится к древку. На последнем имеется вертикальная полоска. Она представляет собой национальный орнамент золотистого оттенка.

Расшифровка внешнего вида казахстанского флага

Испокон веков у кочевых народов, населявших современную территорию Казахстана, небесно-голубой цвет ассоциировался со свободой, без которой они не могли представить своей жизни, а также с безупречностью и честностью. Если проанализировать слово «голубой», то в казахском языке оно имеет много однокоренных, связанных с понятиями "счастье", "бытие", "обновление". Нельзя также забывать и о древних тюрках, которые боготворили небо, считая его своим создателем. Их знамя тоже было голубым именно по этой причине.

Таким образом, окрас флага как государственного символа Республики Казахстанговорит о том, что граждане, населяющие эту среднеазиатскую страну, больше всего ценят свободу, мир и счастливую жизнь. Даже одноцветие фона имеет свою смысловую нагрузку. Оно символизирует единство в государстве и равенство всех перед законом.

Солнце всегда ассоциировалось у людей с жизненной энергией. Лучи его на казахстанском флаге изображены в форме зерен. Это символ благополучия и достатка. Есть и еще один важный элемент - орел (точнее беркут). Это грозная птица степей. Когда ее изображают в позах, свидетельствующих о хищных намерениях, возникают ассоциации с силой и властью. Но на гордо расположился орел, широко расправивший крылья. Он находится в полете. И это означает свободу, стремление граждан молодой страны к высоким целям и лучшей жизни. У кочевников беркут вызывал восхищение и благоговение. Они считали эту птицу мужественной, преданной и свободной.

Орнамент, украшающий древко, характеризуется гармонией фигур и линий. Он отражает менталитет казахского народа. Подобные изображения нередко можно встретить на культурных памятках этого государства.

Как выбирали национальный флаг

Практически сразу после провозглашения независимости Республики Казахстан государственные символы РК стали вопросом первостепенной важности. С середины зимы 1992-го власти объявили конкурс, в ходе которого хотели найти лучшего автора флага. Каждый желающий мог поучаствовать в этом грандиозном проекте.

По данным организаторов, на рассмотрение было прислано до 1200 работ. Участие в конкурсе принимали граждане не только Казахстана, но и других стран постсоветского пространства. Авторами эскизов выступили также немцы, турки и монголы.

Оценивала работы конкурсантов специально созданная комиссия. В нее вошли выдающиеся деятели искусства страны, депутаты Верховного Совета Республики и ее глава - Нурсултан Абишевич Назарбаев. Именно он обратил особое внимание на эскиз, разработанный художником Шакеном Ниязбековым.

Немного об авторе государственного флага РК

Об авторе государственного символа Республики Казахстан кратко можно рассказать следующее. Родился Шакен Ниязбеков в 1938 году. В десять лет внезапно остался круглым сиротой. После школы поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, которое успешно окончил.

Еще студентом принимал участие в реставрации Эрмитажа и других известных культурных памятников. Творческий путь Ниязбекова полон больших достижений. Среди них победы в конкурсах плакатов «Миру мир» и художественного оформления площади в городе Алматы. В 80-х этот человек возглавлял Союз живописцев Казахстана.

Будучи обладателем множества наград и премий, художник всегда оставался скромным. За победу в конкурсе флагов его наградили всего лишь цветным телевизором. Но Шакен Онласынович остался этим доволен и на какие-либо почести, привилегии не претендовал. Скончался автор флага Республики Казахстан четырнадцатого августа 2014 года.

Официальное утверждение и представление флага страны

Принят государственный символ Республики Казахстан (флаг)четвертого июня1992 года.Правда, вариант,утвержденный комиссией, несколько отличался от того, который существует сейчас. В Законе «О Государственном флаге» РК он был описан как трехцветный; форма орнамента являлась иной, а цвет последнего был алым.

Буквально в первые же дни после утверждения Президент поднимал вопрос о внесении изменений в государственный символ, и соответствующее решение приняли. Шестого июня 92-го флаг страны торжественно презентовали, а затем подняли над резиденцией главы республики и ее Парламентом. В том же году несли его на открытии Олимпиады в Барселоне, впервые представив национальное знамя на международном уровне.

Проблемный момент с флагом

Вот уже много лет некоторые публичные деятели обращают внимание на то, что стандарты государственного символа Республики Казахстан (флага) в Конституции прописаны не четко. И это часто становится причиной искажений. В основном законе указано, что фон главного знамени страны - голубой, а изображения птицы, солнца и орнамента должны быть золотыми.

Но в природе существует более восьми десятков оттенков голубого. Что же касается золотого, то их количество переваливает за сотню. В ходе полиграфических работ каждый понимает указанные цвета по-своему. Поэтому флаги на государственных и других учреждениях нередко сильно отличаются друг от друга. Можно увидеть и нежно-голубые варианты, и насыщенно-синие. Оттенки рисунков тоже варьируются. По мнению многих экспертов, это является проблемой, и она требует решения.

Описание государственного герба страны

Следующий государственный символ Республики Казахстан - национальный герб. Он был принят так же, как и флаг, четвертого июня 1992 года и торжественно представлен спустя два дня. Авторы его Ж. Малибеков и Ш. Уалихан - известные казахские архитекторы.

Герб представляет собой колесо, в середине которого изображен шанырак (это крыша традиционного казахского жилища - юрты). От него расходятся опоры (или уыки), напоминающие лучи солнца. По обе стороны шанырака расположены крылатые лошади (тулпары) с рогами изобилия, хорошо известные в казахской национальной мифологии. Над ним нависает пятиконечная звезда (объемная). А под шаныраком написано название республики на казахском языке.

Фон колеса - голубой. Все изображения золотые. Таким образом, выполнен в тех же цветовых решениях, что и национальный флаг.

Расшифровка герба страны

Круг, в форме которого выполнен государственный герб Казахстана, символизирует вечность. Шанырак - это тотемная часть юрты, особо почитаемая кочевниками, которые видели в своем жилище не только практический смысл, но и духовный. Каждый его элемент имел свое философское значение. Шанырак, напоминающий небесный купол, «отвечал» за связь человека с высшими силами. Герб, включающий самый главный элемент юрты, означает то, что Казахстан является уютным домом для всех своих граждан. А опоры - это надежность и устойчивость жилища.

Крылатые лошади-рогоносцы являются символом изобилия и стремления к совершенству. Пятиконечная звезда говорит о том, что казахский народ стремится жить мирно со странами всех пяти континентов планеты. Золотой цвет рисунков символизирует благополучие, а голубой - чистоту и свободу.

Государственный гимн

И третий государственный символ Республики Казахстан - национальный гимн. Первый раз его утвердили в 1992 году вместе с гербом и флагом. Но с самого начала текст песни, выбранной для гимна, казался большинству казахов слишком сложным для восприятия. А мелодия не очень хорошо «ложилась на слух».

Поэтому в 2006 году было принято решение изменить государственный гимн. Новым символом стала популярная песня, хорошо известная казахам еще с пятидесятых годов прошлого века. Автор музыки - Ш. Калдаяков, а слова написал Ж. Нажимеденов. Текст был доработан уже в начале двадцать первого столетия Нурсултаном Назарбаевым.

Песня пропитана духом патриотизма. В ней снова фигурируют золотые колосья и голубое небо. Лирический герой сравнивает себя с цветком, выросшим на благодатной казахской земле и любящим свою Родину.

Законодательная база

Изготовление и применение флага, герба и гимна регулируются Конституционным законом о государственных символах Республики Казахстан, а также соответствующим Указом Президента. Знамя обязательно должно присутствовать на крышах зданий государственных органов страны. На их стенах необходимо и присутствие герба, который размещается и на национальной валюте, а также на паспортах, погранстолбах, страницах официальных средств массовой информации Республики Казахстан и т. д. Использование герба на своих печатях и бланках негосударственными учреждениями запрещено. Гимн необходимо исполнять и слушать стоя, приложив правую руку к верхнему левому участку груди.

Итак, мы рассмотрели государственные символы республики Казахстан: флаг, герб и гимн. Каждый из них имеет важную для граждан этой страны смысловую нагрузку, неразрывно связанную с историей народа. Уважать государственные символы - конституционная обязанность всех людей, проживающих в Казахстане.

4 июня 1992 года были утверждены государственный флаг, герб, гимн Республики Казахстан. Государственный флаг Республики Казахстан, автор Ниязбеков Ш., согласно Указу Президента "О государственных символах Республики Казахстан" представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре его солнца с лучами, под которым - парящий орел. У древка - вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, лучей, орла и орнамента - цвета золота. Небесно-голубой цвет флага отражает менталитет кочевников, он символизирует мир, спокойствие, благополучие. Образ солнца - это олицетворение жизни, богатства, изобилия. Орел ассоциируется со свободой, достоинством, мужеством, высокими идеалами. Государственный герб, авторы Малибеков Ж., Валиханов Ш. Он, согласно вышеназванному Указу, представляет собой изображение шанырака на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки в обрамлении крыльев мифических коней. В верхней части герба помещена пятиконечная звезда, а в нижней надпись - "Казакстан". В цветном изображении - два цвета: золота и сине-голубой. Шанырак, - верхняя сводчатая куполообразная часть юрты напоминает небесный свод, символизирует собой отчий дом, мир, вселенную. Конь - это спутник жизни кочевников. Государственный гимн, авторы музыки М. Тулебаев, Е. Брусиловский, Л. Хамиди; слова М. Алимбаева, К. Мырзалиева, Т. Молдагалиева, Ж. Дарибаевой. В первом куплете отражено историческое прошлое Казахстана, во втором - его современность и в третьем - перспектива. В припеве звучит идея единения народов Казахстана.

4 июня 1992 года навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения государственного герба Республики Казахстан. Вообще широко применяемый сегодня термин "герб" происходит от немецкого слова "ербо". В переводе на казахский он означает понятие "танба" (тамга, знак). Впервые данный термин начал употребляться в древнем Тюркском Каганате (551-630 гг.)

Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба.



Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. А круг как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ жизни, вечности.

Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего Герба, является шанырак - круговое навершие купола юрты. Шанырак - символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык - зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди - уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца - источник жизни и тепла. Авторам удалось решить проблему изображения кереге - раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные, тройные, кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность. Таким образом, языком геральдики авторы отражают миролюбивую сущность казахов. Призывают все народы республики под общий шанырак, стремиться превратиться в крепкие мощные несущие конструкции нашего общего дома - Казахстана.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны - тулпары. Хотя изображение аргамаков в государственной символике имеет давнюю историю, тем не менее данный вариант авторов вызвал большие дискуссии и споры, прежде чем был принят. Силуэт скакунов на языке геральдистов имеет глубокий смысл и содержание. Он означает: бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, т.е. признак труда, изобилия и материального благополучия.

В центре герба находится пятиконечная звезда. В проекте там были расположены полумесяц и три маленькие звезды. по ходу обсуждения предлагались варианты восьмиконечной, семиконечной, пятиконечной звезд. Остановились на последнем. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.

Остается отметить световую гамму нашего герба. В основном их две: золотистая и голубая. Первая соотвествует светлому, ясному будущему Наших народов. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем гербе олицетворяет наше стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.

Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает административные здания в республике, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Его автор Шакен Ниязбеков. Этот наш новый символ является результатом его творческих исканий и самоотверженного труда.

В конкурсе, посвященном разработке государственного флага, принимали участие более 600 проектов. После предварительного отбора четыре наиболее интересных проекта комиссией были выдвинуты на обсуждение Верховного Совета Республики Казахстан.

Главным элементом государственного флага является его цвет. Надо отдать должное настойчивости и целеустремленности автора, который с самого начала отказался от многоцветия и аляповатости и доказывал одноцветие флага как символ единства Казахстана. И вот в окончательном варианте определяется светло-голубой цвет. Прежде всего, светло-голубой цвет относится к числу тех цветов, который человечествомс давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и приятных. Это не случайно. Ведь данный цвет преобладает в природе. Он является одним из семи священных цветов радуги. Цвет неба и воды.

В международном плане к политике той страны, которая подняла символом своей государственности светло-голубой флаг, необходимо относиться с наибольшей доверительностью и пониманием. Таким образом, без примеси, чистый голубой цвет нашего флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства.

Солнце - источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Человек не вечен. Приход в мир и уход человека из жизни измеряется временем. А время определяется для кочевника движением солнца. Восход и заход солнца, одно измерение - день. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца в нашем флаге одновременно имеют форму зерна - основы изобилия и благополучия.

В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут. Его изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан, имеет давнюю традицию. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Вместе с тем, орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.

Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент "кошкар-муйз - бараньи рога".

78 Трудовой подвиг казахстанцев в годы ВОВ Каждый из нас помнит подвиг Восьмой Гвардейской стрелковой дивизии, которая была сформирована в Казахстане и Киргизии. Она приняла участие в битве под Москвой. Именно они 16 ноября 1941 года вели четырехчасовой бой у станции Дубосеково, что находится под Москвой, и не дали прорваться фашистам в столицу. Все они погибли, всем им было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, И. В. Панфилов, Т. Тохтаров, И. Курганский, И. Шапшаев, А. Косаев, М. Сенирбаев, Я. Бондаренко, В. А. Ревякин, И. М. Чистяков, И. И. Серебряков, С.С. Черншов, Д. А. Дулов, Э. Ж. Седушен, А. Д. Кулешов, Т. И. Паншев, Г. И. Ломов и многие другие. А слова А. Крючкова: « Отступать некуда, за нами Москва!», вошла в историю.

Многим казахстанским девушкам и юношам было присвоено звание Героя Советского Союза, многим из них посмертно. Один из них Султан Биржанович Баймагамбетов. Его имя золотыми буквами занесено в списки доблестных защитников Ленинграда. Он совершил бессмертный подвиг, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота, повторив мужественный подвиг А. Матросова. Сергей Морозов взорвал колону вражеских танков горящим самолетом. А имена двух славных дочерей казахского народа вошли золотой летописью в историю Великой Отечественной войны. Алия Молдагулова была первой женщиной – казашкой, которая получила звание Героя Советского Союза, посмертно. Она повела в атаку с фашистами свой батальон. Даже будучи смертельно раненой Алия убила из автомата офицера, ранившего её. Это был последний гитлеровец, уничтоженный девушкой-солдатом. Маншук Маметова – славная дочь казахского народа. Ей было двадцать один, когда она совершило свой бесстрашный подвиг. Она осталась со всем одна, враги наступали, но, обставившись тремя пулеметами, три часа Маншук сдерживала яростные атаки противника. Взрывной волной опрокинуло пулемет, кровь залила лицо Маншук. Она погибла, но жители города Невель, за который Маншук отдала свою жизнь, свято чтят память о юной казахской героине. Война потребовала увеличения выпуска продукции черной и цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности. Началась перестройка экономики на военный лад. Например, за 38 дней был сдан в эксплуатацию Джездинский марганцевый рудник.Казахстан принимал эвакуированные предприятия. В 1941 - 1942 годах в Республику было перебазировано 142 крупных промышленных предприятия, 22 заводов и фабрик, цехов и артелей, в основном из Украины, Белоруссии, Молдавии, Москвы, Ленинграда, в том числе 54 завода и фабрики легкой промышленности. Основными районами размещения перебазированных предприятий были Алма-Ата, Уральск, Петропавловск, Чимкент, Семипалатинск, Караганда, Актюбинск.

79.Формирование многопартийной системы в Казахстане в годы независимости. Деятельность партии Нур-Отан

Современные политические партии в Казахстане

В Казахстане официально зарегистрированы 8 политических партий:

Демократическая партия «Адилет»

Демократическая партия Казахстана «Ак жол»

Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл»

Коммунистическая Народная партия Казахстана

Народно-Демократическая партия «Нур Отан»

Общенациональная социал-демократическая партия «Азат»

Партия патриотов Казахстана

Партия «Руханият»

Наро́дно-демократи́ческая па́ртия «Ну́р Ота́н» (каз. Нұр Отан - свет отечества) - крупнейшая пропрезидентская партия Казахстана. Основана в 1999 году по инициативе действующего президента Н. А. Назарбаева как партия «Отан». Лидер партии - Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.

Наро́дно-демократи́ческая па́ртия «Ну́р Ота́н» (каз. Нұр Отан - свет отечества) - крупнейшая пропрезидентскаяпартия Казахстана. Основана в 1999 году по инициативе действующего президента Нурсултана Назарбаева как партия «Отан», он же является её лидером.

Название

«Нур Отан» переводится с казахского на русский язык как «свет отечества», но в прессе его иногда называют «Новый Отан». Молодёжное крыло партии «Нур Отан» называется «Жас Отан».

22 декабря 2006 на 10 внеочередном съезде партии «Отан» принято предложение о переименовании РПП «Отан» в Народно-Демократическую партию «Нур Отан», также приняли проект постановления о внесении изменений и дополнений в устав РПП «Отан»..

1999 1 марта открылся первый съезд Республиканской политической партии «Отан», на котором присутствовало около четырёхсот делегатов от всех областей, городов и районов страны. В их числе были представители 17 национальностей, 104 предпринимателя и бизнесмена, 67 работников бюджетной сферы, 122 государственных служащих. Делегаты единогласно избрали Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева первым председателем Республиканской политической партии «Отан».

С первого съезда партия «Отан» декларирует курс на повышение роли политических партий и объединений в политическом процессе.[источник не указан 887 дней] Важным достижением в этом направлении явилось предложение ряду партий, поддерживающих проводимые в стране реформы, объединиться на равноправной основе. Оно было поддержано Партией Народного единства Казахстана, Демократической партией Казахстана,Либеральным движением Казахстана и завершилось объединительным съездом. Впоследствии в состав партии «Отан» вошлиПартия справедливости, Народно-кооперативная партия Казахстана, Республиканская политическая партия труда

Партия «Отан» - крупная влиятельная политическая сила, она заявляет себя реформистской партией социал-демократической направленности и партией созидания

С момента создания партия имеет депутатское большинство в Парламенте. В 1999 году 39 членов «Нур Отан» стали депутатами Парламента, из них 12 - депутаты Сената, 27 - Мажилиса. Также победа была одержана и на выборах маслихатов. Представители партии составляли депутатское большинство в семи областных маслихатах, в 115 из 198 городских и районных маслихатов.

9 сентября 2005 года состоялся VIII съезд партии «Отан» с участием лидера партии и главы государства Н. Назарбаева. Впервые съезд выдвинул Назарбаева кандидатом в Президенты Республики Казахстан от Республиканской политической партии «Отан» и принял решение о создании предвыборного блока «Народная коалиция Казахстана в поддержку кандидата в Президенты Нурсултана Абишевича Назарбаева». Партия «Отан» намерена объединить все конструктивные силы общества на платформе поддержки Нурсултана Назарбаева и обеспечить ему новые возможности для завершения политических реформ

Идеологию партии можно охарактеризовать как популистское евразийство. Однако в документах партии декларируется приверженность принципам интернационализма, секуляризма, социал-демократии, умеренно-государственного управления экономикой и ориентации на союз с бывшими советскими республиками, включая Россию.

Инициатор проекта Евразийский Союз

Через удвоение ВВП - к практическому удвоению социальных расходов государства на удешевление здравоохранения, обеспечения доступности жилья, рост зарплат, пенсий и социальных выплат.

Умеренное евразийство: «Отан» выступает за действенную экономическую интеграцию в рамках ЕврАзЭС, Центрально-азиатского сотрудничества, за создание Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана.

Современный этап: период, который начинается с момента последних выборов президента Республики Казахстан. Этому периоду характерна общая стабилизация политических отношений в стране, что связано с окончательным оформлением избирательной системы в Казахстане и более или менее устойчивой партийной системы. Нельзя не отметить тот факт, что именно Президент сыграл огромную позитивную роль в демократизации партийной системы в Казахстане. Государством выработана законодательная и нормативная база для проведения выборов и осуществления деятельности политических партий различного типа, которые полностью соответствуют нормам демократической государственности. Вместе с тем, выступление ведущих ученых-правоведов страны обусловили усиления главного требования к уже созданным и будущим партиям и организациям - признание главенства законов и прерогативы общегосударственных интересов. По этому поводу Президент Н.А.Назарбаев, на встрече с иностранными дипломатами, отметил: «Демократизация политической жизни - один из главных принципов стратегии развития Казахстана. Со своей стороны твердо заявляю, что Казахстан не допустит деятельности на своей территории каких-либо незаконных общественных, религиозных или любых других объединений». По мнению Президента Республики Н.А. Назарбаева новый закон о политических партиях, повысивший требования к партиям, направлен на повышение их авторитета и роли в политической жизни общества и государства, превращение их в действенный механизм государственного управления. Партии должны отражать мнение широких слоев общества, а не частные интересы отдельных лиц. Это должно стать условием участия партий в политическом процессе

82 НЭП в Казахстане (1921-1929 гг.) Ситуация сложившаяся в Казахстане в начале 20 века подтверждала общую картину экономического и политического кризиса, охватившего страну. Здесь всё говорило о необходимости перехода к новым принципам хозяйственной политики, определяющим стержнем которой должна была стать идея восстановления нормальных экономических отношений. В этой связи большевики вынуждены были отойти от утопических догм революционного романтизма. Основой изменений служили более толерантная по отношению к различным формам собственности политика и осознание невозможности дальнейшего игнорирования товарно-денежных отношений. Начало перехода связано с 10-м съездом Компартии (март 1921 г.). Именно на нём было принято решение о переходе от продразвёрстки к продналогу (фиксированный налог). Помимо изменений в налоговой политике были предприняты действенные акции в ряде других фрагментов экономических отношений: финансах, кредитах, трудовом законодательстве и т.д. Кардинальные меры сразу же сказались на состоянии народного хозяйства. Вскоре обозначилась тенденция к его восстановлению. Так, уже к концу 1925 г., уровень производства промышленной продукции возрос по сравнению с 1920 г. В 5-6 раз. В действие было введено более 60% предприятий промышленности против 17% в 1921 г. Свидетельством улучшения благополучия в экономике было развитие транспорта. Помимо старых магистралей в действие вступили и новые: Петропавловск-Кокчетав, Славгород – Павлодар. Подъём наметился и в сельском хозяйстве. В традиционно зерновых районах Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областях был, достигнут уровня 1913 года. Стала выходить из кризиса животноводческая отрасль. В Казахстане по сравнению с 1922 г. Поголовье скота в 1925 г. Удвоилось, постепенно восстанавливалось кочевое скотоводство. Быстрые результаты дал НЭП и в Туркестане. В 1924 г. Здесь работало уже 35 хлопкозаводов. Стоимость валовой продукции хлопкоочистительной промышленности за один год возросла почти на 40 миллионов рублей. Валовая промышленность всего Туркестана достигла 80% довоенного уровня. Либерализация экономической жизни вызвала некоторые изменения и в общественно-политической сфере. В Туркестане в 1918-1919 гг. были ликвидированы суды казиев и конфискованы вакуфные земли. Это породило басмаческое движение, особенно в Ферганской долине, где ислам имел традиционно развитую инфраструктуру. В 1922 г. ТуркЦИКом были возвращены вакуфные земли и легализованы суды казиев. Благодаря этим акциям социальная база басмачества стала сужаться. Политика в отношении религии со стороны власти в первой половине 20-х годов стала более терпимой. Наряду с восстановлением шариатских судов и возвращения вакуфных земель власть официально санкционировала право на отправление религиозных обрядов и праздников. Еженедельным днём отдыха становилась пятница – из-за подавляющего числа мусульман среди жителей Туркестана. Компромиссы, на которые в годы НЭПа власть пошла в области конфессиональной политики, способствовали тому, что часть мусульманских священнослужителей стала поддерживать её акции. В январе 1924 г. Улемы Западной Бухары приняли резолюцию, в которой говорится, что басмачи не защитники а отверженные враги ислама. Духовенство поддержало и земельно-водную реформу. Ориентация на философию НЭПа как более позитивную модель реформирования общества оказалась недолгой. Уже со второй половины 20-х гг. большевистское государство, оправившись от кризиса, начинает отходить от идеологии НЭПа, вновь переводя политику к более жёсткому принципу.


Государственный Флаг Республики Казахстан

Государственный Флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с 32-мя лучами, под которым - парящий степной орел. У древка - вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображения солнца, лучей, орла и орнамента - цвета золота. Отношение ширины Флага к его длине: 1:2.


Государственный Герб Республики Казахстан

4 июня 1992 года навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения Государственного Герба Республики Казахстан. Сегодняшний Герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба. Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. А круг как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ жизни, вечности. Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего Герба, является шанырак - круговое навершие купола юрты. Шанырак - символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык - зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди - уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству Герба, напоминают лучи солнца - источник жизни и тепла. Авторам удалось решить проблему изображения кереге - раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные, тройные, кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность. Таким образом, языком геральдики авторы отражают миролюбивую сущность казахов. Призывают все народы республики под общий шанырак, стремиться превратиться в крепкие мощные несущие конструкции нашего общего дома - Казахстана.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны - тулпары. Хотя изображение аргамаков в государственной символике имеет давнюю историю, тем не менее данный вариант авторов вызвал большие дискуссии и споры, прежде чем был принят. Силуэт скакунов на языке геральдистов имеет глубокий смысл и содержание. Он означает: бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, т.е. признак труда, изобилия и материального благополучия.

В центре Герба находится пятиконечная звезда. В проекте там были расположены полумесяц и три маленькие звезды. по ходу обсуждения предлагались варианты восьмиконечной, семиконечной, пятиконечной звезд. Остановились на последнем. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.

Цветовую гамму Герба составляют два основных цвета - золотистый и голубой. Первый соотвествует светлому, ясному будущему Наших народов. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем Гербе олицетворяет стремление Казахстана к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.

Государственный гимн Республики Казахстан

Алтын күн аспаны,

Алтын дән даласы,

Ерліктің дастаны,

Еліме қарашы!

Ежелден ер деген,

Даңқымыз шықты ғой.

Намысын бермеген,

Қазағым мықты ғой!

Қайырмасы:

Менің елім, менің елім,

Гүлің болып егілемін,

Жырың болып төгілемін, елім!

Ұрпаққа жол ашқан,

Кең байтақ жерім бар.

Бірлігі жарасқан,

Тәуелсіз елім бар.

Қарсы алған уақытты,

Мәңгілік досындай.

Біздің ел бақытты,

Біздің ел осындай!

Қайырмасы:

Менің елім, менің елім,

Гүлің болып егілемін,

Жырың болып төгілемін, елім!

Туған жерім менің - Қазақстаным!

Похожие публикации