Физика движения парусной яхты. Самый быстрый корабль

Одним из самых известных и престижных состязаний на скорость среди яхт (парусных) считается Кубок «Америки», ведущий свою историю с 1851 года. Стоит отметить, что данные соревнования получили свое название не от имени континента, как можно было бы подумать, а от шхуны с аналогичным названием, победившей в первой международной регате.

Длительное время в Англии проводились внутренние соревнования среди флота Королевской яхтенной эскадры, и у англичан не было ни малейших сомнений в том, что именно их суда самые быстроходные. Однако в 1851 году бросить им вызов осмелился Джон Стивенс, основавший Нью-Йоркский яхт-клуб, вместе с командой единомышленников. Для того, чтобы иметь возможность противостоять высокоскоростным английским яхтам, они построили шхуну длиной почти 31 метр, которую назвали «Америка».

Первоначально англичане не хотели допускать ее к соревнованиям, однако после того, как им было публично предъявлено обвинение в трусости, все-таки уступили. На старт тех соревнований, помимо «Америки», было полтора десятка местных яхт, однако все они в итоге проиграли «гостье» из-за океана. Причем к финишу она пришла с невероятным двадцатиминутным отрывом от ближайшего преследователя.

Таким образом почетный трофей покинул родину и отправился в Соединенные Штаты, причем, как оказалось позже, обосновался он там надолго. На протяжении ста тридцати двух лет нью-йоркскому яхт-клубу удавалось удерживать у себя кубок, пока наконец в 1983 году экипажу австралийской яхты Австралия II удалось сделать, казалось бы, невозможное и прервать американскую гегемонию. На данный момент Кубок «Америки» вновь принадлежит команде из Соединенных Штатов – BMW Oracle Racing.

С 2013 года данные соревнования проводятся на суперсовременных 22-метровых катамаранах класса AC72 водоизмещением 5900 килограмм. Максимальная скорость, которую способны развивать данные суда, составляет 40 узлов в час (для сравнения, скорость родоначальницы Кубка «Америки» не дотягивала и до 17 узлов в час).

Самая быстрая парусная яхта

Звание быстрейшего парусника планеты на данный момент принадлежит тримарану Hydroptere, построенного французской командой энтузиастов. Стоя на воде, данное судно занимает территорию, равную по площади приблизительно баскетбольной площадке. На тридцатиметровой углепластиковой мачте закреплен парус из сверхпрочных полимерных материалов площадью 600 квадратных метров. Места на борту Hydroptere крайне мало, так как яхта создавалась не для размеренных и комфортных круизов или стоянок в какой-нибудь уютной гавани, а для установления скоростных рекордов.

Необходимо отметить, что данная яхта представляет собой нечто среднее между судном и летательным аппаратом, так как она фактически летит на размещенных под поплавками крыльях. Приблизительно на скорости в 12 узлов (около 22 километров в час) Hydroptere приподнимается из воды, становясь на эти подводные крылья.

Для того, чтобы разогнать яхту, необходимо добиться снижения ее лобового сопротивления, и после перехода судна в режим полета погруженными в воду остаются только часть рулевого пера, а также нижние половины двух крыльев, имеющих вид клинков. Добиться подъема Hydroptere в воздух чрезвычайно просто, для этого требуется только поймать ветер, а остальную работу выполнят крылья, воспользовавшись сопротивлением воды, омывающей корпус, как подъемной силой.

В открытом море управление яхтой во многом зависит от хорошей реакции членов экипажа, а также от их интуиции. Каждый порыв ветра должен быть встречен выверенными движениями команды, подстраивающей угол и натяжение паруса. Основная задача – избежать перегрузки паруса, при которой в результате напора ветра одно из крыльев полностью поднимется над водой, поскольку в такой ситуации судно может легко потерять равновесие, следствием чего станет его опрокидывание.

Для экстремальных случаев у основания штурвала яхты предусмотрена аварийная кнопка, нажав на которую можно мгновенно осуществить сброс парусов. У капитанского кресла находится специальный джойстик, при помощи которого выполняется управление вертикальным пером руля, оснащенным горизонтально ориентированным стабилизатором, позволяющим регулировать дифферент судна.

Путем подстраивания дифферента рулевой изменяет угол атаки размещенных спереди подводных крыльев. От этого угла зависит подъемная сила: чем он меньше, тем меньше подъемная сил, и наоборот. Иными словами, при помощи данного джойстика можно регулировать высоту полета судна.

Максимальная скорость, которую способен развить Hydroptere, при этом оставаясь устойчивым, составляет 50 узлов (около 90 километров в час). Предельная же скорость, когда-либо достигаемая данным судном, - 61 узел (около 113 километров в час).

Самая быстрая яхта в мире

Какими бы высокоскоростными ни были парусные суда, они все-таки немного уступают своим моторизованным собратьям, так как скорость последних не зависит от силы ветра. На сегодняшний день пальму первенства среди самых быстрых яхт удерживает судно под названием Millenium-140 (второе название - The World is not Enough, что в переводе звучит как «Целого мира мало»).

Данная яхта представляет собой смесь баллистической ракеты с плавучим дворцом, так как, помимо невероятной скорости, она может похвастаться люксовым убранством своих кают, в которых есть абсолютно все, что нужно для жизни человека. Millenium-140 представляет собой 42-метровую яхту, приводимую в движение двумя силовыми агрегатами Paxman, общая мощность которых составляет 5436 лошадиных сил. Помимо этого, судно оснащено двумя газовыми турбинами, приплюсовывающими еще 4600 лошадиных сил.

Подобный «арсенал» позволяет судну развивать невероятную скорость, равную 70 узлам (почти 130 километров в час). Разработкой проекта данной яхты занимался военно-морской архитектор Франк Мульдер. При создании Millenium-140, чтобы добиться выдающихся скоростных показателей, он использовал некоторые технологии из военной авиации.

Стоит отметить, что яхта отличается не только своей динамикой, но и потрясающе низким уровнем шума и вибрации. Находясь в своих каютах, пассажиры абсолютно не ощущают, что судно движется со скоростью, превосходящей сто километров в час, ощущения в чем-то схожи с ездой в современном представительском авто, которое также, словно плывет по дороге, не замечая многочисленных неровностей.

Яхта Millenium-140 способна принять на свой борт до десяти пассажиров и восьми членов экипажа. Созданием эксклюзивного интерьера судна занимался декоратор Эван Маршал, превративший палубы и каюты в изысканные пятизвездочные апартаменты, достойные королей и президентов.

Сложность проектирования интерьера заключалась в том, что все детали должны были получиться не только роскошными, но также сверхлегкими и достаточно прочными. К примеру, расположенная в холле лестница была создана по невероятно дорогой технологии из углеволокна, пропитанного смолой и прошедшего процесс ламинирования. Millenium-140 – абсолютно уникальное судно, которое останется единственным в своем роде, даже если его скоростные показатели кому-то удастся превзойти в будущем.

Отдых на яхте - недешевое удовольствие. Каждый мечтает иметь у себя такой островок спасения, на котором можно уплыть далеко от повседневных проблем и просто отдохнуть. Но такое хобби, помимо больших материальных затрат и времени, требует еще немалых навыков. Без знания устройства яхты далеко не уплывешь. Моряки - народ довольно-таки изобретательный. Они придумали свое название каждому элементу. Поэтому надо также ознакомиться и со специальной терминологией. В этой статье можно найти много полезной информации по устройству яхты и другим важным моментам.

Характеристики

Плавательные средства должны отличаться друг от друга. Классы яхт определяются в зависимости от того, какие у них характеристики. Они могут существенно отличаться друг от друга. Самыми значимыми характеристиками можно считать:

  • Длину . От нее зависят ходовые качества судна. Чем оно длиннее, тем быстрее может двигаться. Это особенно актуально для спортивных яхт.
  • Ширину . Этот фактор влияет на скорость и устойчивость. Чем шире судно, тем спокойнее оно ведет себя на воде и медленнее двигается (из-за большого сопротивления воды). Широкие яхты, как правило, делаются для прогулок по морю и океану, так как в таких местах могут возникнуть высокие волны.
  • Осадку . Яхты с маленькой осадкой хуже лавируют. Также у них меньше остойчивость - способность противостоять крену и возвращаться в былое положение.
  • Высоту борта . Она важна для тех плавательных средств, которые выходят в море. Чем выше борт, тем большие волны он может выдержать.
  • Водоизмещение . Яхты с большим показателем лучше справляются с неприятными погодными условиями, но из-за их тяжести они менее манёвренные.
  • Парусность . Влияет на скорость передвижения. Чем она выше, тем больше судно получает энергии от ветра, поэтому движется быстрее.

Классификация по наличию паруса

Яхты различаются между собой по нескольким признакам. Основным считается наличие или отсутствие паруса. Если его нет, то такая яхта передвигается за счет двигателя и называется моторной. Есть еще кое-что среднее между ними. Такая яхта имеет парус, но в случае чего может воспользоваться дополнительной силой двигателя.

По назначению

Делятся на гоночные и крейсерские. Первый тип предназначен для спортивных состязаний. Они обязательно должны соответствовать определенным стандартам. Главные их характеристики - парусность и вес. От этого зависит максимально возможная скорость. У такой яхты нет ничего лишнего. Поэтому комфортной ее вряд ли назовешь. Гоночные модели нужны только для преодоления дистанций на максимальной скорости.

Крейсерские яхты - это совсем другое дело. Они созданы для прогулок с большим комфортом. Они оборудованы всем необходимым для хорошего отдыха. Крейсерские яхты могут вмещать в себя достаточно много людей. На ней можно жить не один день. Современные судна, оснащенные мощным мотором, могут развивать неплохую скорость. Так что на таких моделях тоже можно прокатиться с ветерком.

Для длительных кругосветных путешествий лучше всего подойдут гоночно-крейсеркие яхты. У них есть минимальный набор для того, чтобы можно было выжить в море. К тому же они и достаточно быстрые. Именно на таких яхтах проводится «Вольво Оушен Рейс» - знаменитая кругосветная гонка.

По мореходности

Также классифицируют по тому, где плавают судна. Бывают морские и речные яхты. Они отличаются друг от друга конструкцией. Плавательные средства, рассчитанные для передвижения в море, должны быть более устойчивыми к внешним воздействиям, так как там бывают сильные штормы. Поэтому их конструкция обычно шире, а осадка больше, чем у пресноводных яхт. Для последних не нужна такая хорошая устойчивость.

По типу корпуса

Стандартные модели - это однокорпусные судна. Но помимо них есть еще катамараны и тримараны. Последние обладают своими качествами, помогающими при длительных плаваниях.

Конструкция яхты

Основной частью каждого плавательного средства является корпус. Он делится на 3 части:

  • Носовую.
  • Мидель.
  • Кормовую.

Одна из немаловажных частей корпуса - это киль. На его конце всегда находится бульб. Это специальное утолщение, где находится основной вес киля. Он нужен для того, чтобы центр тяжести был как можно ниже. Так судно становится более остойчивым. Чем больше и тяжелее киль, тем лучше яхта справляется с внешними воздействиями. Никогда не стоит о нем забывать, потому что им можно сесть на мель.

Также под водой помимо киля есть еще и перо руля. Это важный элемент устройства яхты, потому что с помощью него происходит управление. Сам штурвал связан с балером и головкой руля. Через них передается усилие на перо руля, и яхта поворачивает.

Верхняя часть корпуса

Первое, на что обращают внимание, называется палубой яхты. Это такая горизонтальная поверхность, которая разграничивает верхнее и внутреннее пространство. Их может быть несколько. Их задача - делить пространство внутри яхты. Есть несколько видов: жилая, батарейная, грузовая палуба. Каждая может быть предназначена для разных целей.

Верхняя палуба должна полностью покрывать всю верхнюю часть яхты. Она служит водонепроницаемым барьером. Она важна для прочности корабля. На палубе находится очень много важных элементов устройства яхты. С ними также надо ознакомиться.

В самом начале находится носовой рейлинг. Это один из элементов ограждения, присутствующий на яхте. Это жесткая конструкция, сделанная из металла. От него вдоль всего корпуса идут леера. Это тоже элемент ограждения. Но только они сделаны из железного троса. Во время шторма к ним обычно крепится страховка. Заканчивается все кормовым рейлингом.

На палубе есть люки. Они ведут внутрь яхты. Через них можно попасть на нижнюю палубу. При сильном ветре и волнах их задраивают, поэтому вода не может попасть внутрь.

Большая надстройка, которую можно сразу же заметить, называется рубкой. Там расположены различные приборы, которые составляют систему управления и навигации корабля. Для хорошего обзора там установлены иллюминаторы.

Палуба - это просто верхняя часть корабля. А то место, по которому именно ходят люди, называется потопчина. Она обычно делается из дерева или металла. Часто ее покрывают специальным нескользящим покрытием.

Одно из самых важных мест в верхней части корпуса - это кокпит. Сюда попадают люди, как только поднимаются по трапу на борт. Это то место, где находятся пассажиры и члены экипажа. Там же и находится пост рулевого вместе со штурвалом.

Парусное вооружение

Благодаря такому устройству яхта может передвигаться только на силе ветра и без помощи мотора. Здесь очень много всяких мелочей и прочих нюансов. Устройство парусной яхты довольно-таки сложное. Поэтому в нем надо хорошенько разобраться. Эта система состоит из нескольких частей:

  • Парусов.
  • Рангоута.
  • Такелажа.

Обычно применяется бермудский тип. Это когда спереди и сзади крепятся два треугольных паруса. Они называются стаксель и грот. Основным элементом устройства парусной яхты является рангоут. Это система, которая в совокупности создает каркас и основу крепления для парусов. Одной из частей рангоута является мачта. Также к нему относятся листы, краспицы, гик и другое. Вершина мачты называется топом. Нижний, в свою очередь, шпором. Заканчивается он в килевой части корабля и опирается на степс.

Такелаж - это все снасти, которые крепятся к рангоуту. Благодаря им проводится управление парусами. Среди них есть элементы движущиеся и стоячие (которые просто закреплены).

Моторные яхты

У такого вида плавательных средств нет парусного оснащения. Они передвигаются за счет энергии двигателей. Такой вид яхт самый дорогой. Предназначен он для элиты. И это не просто так. Моторные яхты имеют некоторые свои положительные стороны, которые делают их более привлекательными.

Первое, что хотелось бы отметить, это скорость. Все-таки мощность у двигателя намного больше, чем у ветра. Поэтому такие модели будут более быстроходными. Если нужно быстро преодолеть большое расстояние на воде или просто прокатиться «с ветерком», то моторные судна будут предпочтительными. Современные яхты могут развивать скорость до 40 морских миль в час. Довольно-таки неплохо, если считать, что это приблизительно 70 километров в час.

Моторные яхты снимаются в аренду или покупаются вип-персонами. Поэтому чаще всего они идут вместе с профессиональным персоналом, который гарантирует качественное обслуживание и безопасность на яхте.

Еще одним плюсом считается комфорт, который присущ только данному классу. У яхт с двигателями чаще всего есть специальные стабилизаторы, которые не дают судну так сильно раскачиваться. А это значит, что качка будет не так заметна.

Мега-яхты

Человек всегда стремился к большему. Яхты - не исключение. Своим стремлением инженеры смогли создать мега-яхты. Ежегодно такие судна награждаются премией «Нептун». Чтобы попасть в нее, они должны быть размером не менее 30 метров в длину.

Самая большая яхта носит гордое имя «Аззам». Она имеет длину 180 метров. Ее стоимость - 609 миллионов долларов. Несмотря на ее колоссальные размеры, она может двигаться со скоростью до 30 узлов. А это для такой громадины немало.

До того как создали «Аззам», яхта «Эклипс» известного предпринимателя Романа Абрамовича была Ее размер - 162,5 метра. Она обошлась владельцу почти в 800 миллионов долларов. Это одна из самых дорогих яхт в мире.

Третье место в списке занимает «Дубай». Ее длина составляет 160 метров, а цена - 350 миллионов долларов.

Морская миля с давних пор является основной единицей измерения расстояний на море. Длина дуги одной минуты в средней широте земного меридиана принята равной морской миле.

Скорость судна измеряют в узлах. Один узел эквивалентен одной морской миле в час (1,852 км/ч). Термин «узел» возник в XVI веке во времена парусного флота, когда скорость судна начали определять секторным лагом. Лаг состоял из деревянного сектора, окованного железом, прочного лаглиня и вьюшки для сматывания. Лаглинь с помощью узлов разбивали на участки по 50,67 фута. Интервал между узлами был подобран так, чтобы узел соответствовал скорости, равной одной морской миле в час. Сосчитав число узлов, ушедших в воду с кормы судна за полминуты, определяли скорость.

Факторы, определяющие скорость

Скорость парусного судна зависит от различных факторов: его конструкции, силы ветра, способа настройки парусов и такелажа на различные условия плавания, умения экипажа управлять судном на разных курсах.

Движение яхты происходит от взаимодействия ветра с парусом. Воздушный поток, обладающий кинетической энергией, двигает парусное судно. Парус может двигать яхту только в том случае, если находится под некоторым углом к воздушному потоку и отклоняет его. Угол установки парусов к ветру – важное условие получения максимального эффекта в их работе. Правильно подобранный угол создает максимальную разность давлений потоков воздуха с обеих сторон паруса. Инструментом проверки правильной настройки парусов служат «колдунчики». Зафиксированные на обеих сторонах паруса, они растягиваются вдоль воздушных потоков. При образовании завихрения «колдунчики» на этой стороне паруса отклоняются от плавной траектории потока.

Яхта не может идти против встречного ветра. Большинство парусных судов не в состоянии удерживать курс под углом менее 45° к ветру. Отложенные по обе стороны от направления ветра углы по 45°, образуют «мертвую зону». При подходе к ней «колдунчики» на парусах начинают сотрясаться, указывая на потерю скорости яхтой. При встречном ветре яхты ходят галсами – зигзагообразными маневрами.

Теоретическая скорость, до которой можно разогнать водоизмещающую яхту, определяется формулой: корень квадратный длины ватерлинии в футах, умноженный на 1,34.

Различают истинный ветер и вымпельный. Вымпельный ветер представляет геометрическую сумму скоростей истинного ветра и ветра, вызванного ходом яхты.

Фордевинд (при попутном ветре) – не самый быстрый курс. На курсе фордевинд сила, с которой ветер давит на парус, зависит от скорости яхты. Максимальная скорость на этом курсе всегда меньше скорости ветра. С наибольшей силой ветер давит на парус неподвижной яхты. По мере увеличения скорости -давление на парус уменьшается и становится минимальным, когда скорость яхты достигает максимального значения. Сила, с которой ветер давит на парус, пропорциональна квадрату скорости вымпельного ветра, а скорость вымпельного ветра на курсе фордевинд составляет разницу скорости истинного ветра и скорости яхты.

Курсом галфвинд (под углом 90º к ветру) парусные яхты в состоянии двигаться быстрее ветра. На этом курсе сила, с которой ветер давит на паруса, в меньшей степени зависит от скорости яхты.

Все без исключения яхты увеличивают скорость в режиме глиссирования. При выходе на глиссирование резко уменьшается сопротивление движению. Чем легче яхта, тем раньше она выходит на глиссирование. Для быстрого плавания очень важна устойчивость яхты на выбранном курсе.

Важное значение имеют обводы корпуса на уровне ватерлинии и ниже ее. Корпус яхты должен оказывать, по возможности минимальное сопротивление потоку воды, чтобы не уменьшать скорость судна. Наибольшее сопротивление движению проявляется в районе ватерлинии. Понижение сопротивления формы в значительной мере зависит от ухода за судном, гладкости его поверхности, соотношения длины, ширины и обтекаемости бортов и подводных частей – киля и руля. Один раз в год яхту необходимо поднимать из воды для .

Скорость яхты в значительной степени зависит от умения экипажа управлять судном в различных условиях плавания. Неправильное распределение веса экипажа уменьшает скорость и ухудшает управляемость яхтой.

Только практический опыт плавания под парусом, знание основ теории аэродинамики и элементарной метеорологии помогают усовершенствовать навыки и средства управления ходовыми качествами яхты на разных курсах.

Рекорды скорости под парусами

Известным и авторитетным соревнование на скорость парусных яхт считается Кубок «Америки», впервые проведенный в 1851 году. Состязание получило свое название по имени судна, победившего в первой английской регате среди полутора десятка парусных судов. Шхуна развивала максимальную скорость до 17 узлов.

Звание самого быстрого парусника планеты удерживает тримаран Hydroptere. Созданный группой французских инженеров — судно показывает перспективы парусных средств передвижения на воде. На скорости в 12 узлов Hydroptere приподнимается из воды и выходит на подводные крылья. Чем больше парусник набирает скорость, тем выше он поднимается над поверхностью воды. Максимальная скорость, которую развивает Hydroptere, при этом оставаясь устойчивым, составляет 50 узлов. Предельная скорость, достигнутая судном, составила 61 узел.

Представляем Вашему вниманию Топ-5 самых быстрых яхт в мире.

Первое место по скоростным характеристикам занимает яхта World is not Enough – 42-метровая суперяхта VIP-класса, единственная в мире яхта, что способна достигать скорость более 70 узлов. Яхта была построена на верфи Millenium Super Yachts, дизайн интерьера принадлежит голландскому архитектору Френку Малдеру. Яхта оборудована двумя двигателями Paxman и двумя газовыми турбинами общей мощностью 20,600 л.с. Роскошный дизайн интерьера создан Эваном Маршаллом, ведущим яхтенным дизайнером. На яхте с комфортом могут разместиться 10 гостей.

Foners (первое имя - Fortuna) была построена для короля Испании Хуана Карлоса, который славится своей любовью к скорости. В 2000 году яхта была номинирована и получила звание самой быстрой яхты, когда она достигла 68 узлов, побив предыдущий рекорд 66,7 узлов яхты американский предпринимателя Джона Сталуппи – Moonraker. Foners оборудована тремя турбинами Rolls Royce, а также двумя дизельными двигателями MAN.

Яхта была построена на верфи Devonport Dockyard в Плимуте (Англия). Строительство яхты Alamshar до последнего момента держалось в строжайшем секрете, но именно на этой яхте судостроители установили самые мощные газовые турбины, уникальную двигательную установку, что ранее не была использована на любых других яхтах. Благодаря новой системе судостроители не раз проводили ходовые испытания, поэтому, несмотря на секретность проекта, яхта была замечена несколько раз еще до ее официального спуска. Яхта обошлась ее владельцу - мультимиллионеру, а также исламскому лидеру Ага Кхану в 200 миллионов фунтов, Alamshar названа в честь его лучшей скаковой лошади.

Gentry Eagle была построена на верфи Vosper Thornycroft в Портсмуте (Великобритания). Яхта установила рекорд по пересечению Атлантики в 1989 году всего за 62 часа и 7 минут, побив предыдущий рекорд Ричарда Брэнсона более чем на двадцать три процента! В 1992 году проведен полный ремонт яхты.

5 место: 118 WallyPower (36 м | 2002 | 60 узлов)

118 WallyPower была построена на итальянской верфи Rodriquez Intermarine. Яхта имеет футуристический дизайн, узкий заостренный нос. Роскошная яхта WallyPower 118 оснащена тремя газовыми турбинами DDC TF50 и двумя двигателями Cummins 370 л.с. Это сочетание мощности более характерно для военных кораблей, а не для супер-яхт. Дальность хода яхты - 380 морских миль. Верфь Wally Power проводила тестирование яхты в Швеции, а также в аэродинамическом туннеле Ferrari в Италии. Яхта 118 WallyPower получила награду MYDA (Millennium Yacht Design Award) в номинации "лучшая планировка третьего тысячелетия".

яхта компании «Sunseeker»

Когда моторная яхта скользит по морю, то передать впечатления можно одним словом - захватывает дух. И первое что бросается в глаза это красота и изящество подобно женщины.

В последнее время во многих странах моторные и парусные яхты стали доступнее не только группе довольно состоятельных людей, но и сравнительно широкому кругу представителей так называемого «среднего класса». Массовое создание относительно недорогих пластиковых корпусов и прочего оснащения для маломерных яхт длиной 8-12 м, а также возможность брать яхты напрокат () позволили миллионам людей приобщиться к любительскому водному спорту и морским путешествиям.

Но ограничимся изучением развития парка моторных яхт. Неуклонно растущий спрос в последние десятки лет породил рост производства маломерных судов и в государствах, где создание прогулочных яхт издавна является традиционной, и в странах-новичках в этой сфере.

Итак, только в Италии строительством моторных яхт занято более 60 компаний. На сегодняшний день в портфелях верфей сосредоточено около 500 проектов яхт длиной до 32 м, и 41 в их числе более 25 м. Львиная доля этой продукции идет на экспорт. Немалое число среднетоннажных моторных яхт создается на верфях США, Нидерландов, Франции, Швеции, Финляндии, Норвегии и Австралии. Набирает обороты и развитие яхтостроения в Японии, Испании, Турции, Египте и ОАЭ. Наряду с этим наблюдается неизменный рост создания более крупных и дорогих моторных яхт, стоимость которых колеблется от 7 до 100 миллионов долларов. Естественно, приобретение таких игрушек по карману только богатым людям, для которых, как правило, яхта становится уже и символом престижа, и местом проведения деловых встреч, и способом выгодного вложения материальных средств - ведь при правильном уходе, и при растущем спросе, комфортабельную яхту можно выгодно продать и через 5-8 лет использования. Кроме того, яхту можно сдавать в аренду через брокерские организации, чтобы частично покрыть текущие эксплуатационные расходы.

В последние годы наблюдается настоящий бум в выборе на создание все более крупных моторных яхт. Из 6 миллиардов долларов США, в которые оценивается сегодняшний мировой рынок моторных судов, большая часть приходится на яхты длиной более 45 м.

Среди строящихся насчитывается около десятка яхт длиной от 70 до 138 м. Такие суперяхты рассчитаны на 14-28 гостей в условиях класса «люкс». Также растет мода на строительство океанских моторных яхт длиной 70-80 м класса «Explorer». Эти исследовательские яхты обладают приличной дальностью плавания до 5 тысяч миль и могут нести на борту разъездные катера, и даже вертолет. Как правило, они пригодятся не только для проведения дальних крейсерских мореплаваний, но и для исследовательских работ в различных районах Мирового океана.

моторная яхта «Lurssen «Queen»


В производстве крупных моторных яхт пальму первенства занимают такие верфи, как «Luerssen» и «Abeking&Rasmussen» (Германия), группа «Feadship» (Нидерланды), «Benetti», «Codecasa» и «Rodriques» (Италия), «Oceanco» (ЮАР), «Oceanfast» (Австралия) и «Palmer Johnson» (США). Однако не только размером характеризуются современные . Продолжается настойчивая модернизация их технических характеристик. Все шире используются легкие и прочные композитные материалы для производства корпусов, растет мощность и экономичность устанавливаемых силовых установок, активно вводятся такие современные движители, как частично погруженные гребные винты и , совершенствуются системы кондиционирования воздуха и бытового водоснабжения, растут потребительские качества и эстетические свойства отделки помещений.

скорость или комфорт моторных яхт?


А что же со скоростью яхт? Эта величина может колебаться в очень широких пределах - от 10 до 80 узлов - в зависимости от назначения, способа эксплуатации и размеров яхт, и, конечно же, от пристрастий владельцев. Среди маломерных яхт спортивного класса длиной 10-15 м, особенно популярных в США и Италии, насчитывается немало судов, способных развивать скорость до 40 узлов, а иногда и гораздо выше. Современные достижения в области гидротехники способны обеспечить такие скорости на яхтах, серийно выпускаемых для частного пользования. Как правило, моторные яхты такого типа представляют собой однокорпусные лодки с глиссирующими обводами и системой продольных и поперечных реданов, с открытым кокпитом и силовыми установками, включающими либо два-три мощных подвесных мотора, либо Z-образные винто-рулевые колонки.

На такой высокоскоростной яхте приятно промчаться вдоль курортного побережья, восхищая зрителей, но можно и посоревноваться в скорости, участвуя в неформальных состязаниях. Эти суда, как правило, популярны среди наиболее обеспеченной молодежи.

Однако, по маршруту большой протяженности на скоростных яхтах совершать затруднительно - их мореходность и дальность плавания ограничены. В лучшем случае, они оборудованы небольшой каютой, санузлом и мини-камбузом в носовой части подпалубного пространства. Только в США насчитывается более 20 компаний, производящих яхты такого типа. Среди них можно упомянуть «Fountain », «Baja Marine », «Hustler », «NorTech », «Donzi Marine » и «Hallet Boats ».

моторная яхта «Baja Marine»


Среди крупных яхт длиной 18-25 м и существенно более комфортабельных с двумя или тремя двухместными каютами с индивидуальными санузлами, уютным общим салоном и камбузом также существует подкласс судов, способных развивать скорость до 50 узлов. Их корпусы, как правило, выполнены из композитных материалов, имеют облегченную конструкцию, а силовые установки двухвальные с высокооборотными дизелями. Владельцами таких моторных яхт являются люди динамичные, ценящие время. Им импонирует возможность с компанией друзей быстро добраться до уединенной бухты или безлюдного острова, расположенных милях в нескольких ста миль от причальной стенки, устроить там барбекю и купание, а к вечеру вернуться домой. В постройке яхт указанного класса особенно продвинулись такие компании, как «Sunseeker» и «Princess» (Великобритания), а также «Riva», «FIPA Group», «Pershing», «Alfamarine» (Италия).

И все же подавляющее большинство современных моторных яхт длиной до 25 м имеют скорость хода, редко превышающую 20-25 узлов. Они, естественно, дешевле и более экономичны в эксплуатации. Их используют для непродолжительных , рыбной ловли или однодневных . Массовым производством подобных яхт заняты верфи Нидерландов, Германии, Тайваня, Италии и США.

моторная яхта «Riva 92»


моторная яхта «Pershing 72»


Что же касается моторных яхт «мегакласса», то здесь сложилась довольно прогнозируемая ситуация, при которой наиболее многочисленный парк низшей размерной подгруппы, а это яхты длиной от 28 до 36 м, насчитывает десятки единиц, развивающих максимальные скорости 40-48 узлов. Больше всего к скоростным судам этого типа относятся яхты с динамичным силуэтом модного для южных морей «полуоткрытого» типа с открывающейся крышей салона. Из современных моделей таких яхт можно упомянуть 46-узловую яхту «Predator 95 » компании «Sunseeker » или 40-узловую яхту «Mangusta 108 » компании «Overmarine».

моторная яхта «Mangusta 108»


моторная яхта «Sunseeker Predator 95»


Весьма нетипичный подход к высокой скорости у клиентов дорогих моторных яхт длиной более 40 м. Заказчики этих судов, естественно, весьма солидные люди, желающие отдыхать в максимально комфортных условиях. Однако и у богатых бывают свои причуды, которые можно удовлетворить только благодаря последним достижениям технического прогресса и, естественно, щедрому финансированию проектов.

Технические новинки, отрабатывавшиеся на , естественно, заинтересовали любителей высоких скоростей, способных купить себе сколь угодно дорогие яхты .

Вот несколько самых ярких примеров. Однажды неугомонный миллиардер Джон Сталуппи в 1992 году заказал у норвежской верфи «Ulstein Eikefjord» яхту «Moonraker», развившую на ходовых испытаниях скорость 66,7 узла. Этот рекорд продержался около 8 лет. Значительного снижения веса корпуса удалось добиться благодаря использованию композитных материалов, а силовая установка включала газовую турбину, работавшая на средний водомет, бортовые же управляемые водометные движители приводились от дизелей.

моторная яхта «Fortuna»


В 2000 году по заказу короля Испании Хуана Карлоса английским конструктором Доналдом Блаунтом была спроектирована 41-метровая яхта с комбинированной , рассчитанная на достижение скорости не менее 65 узлов. Проект судна был доработан конструкторами испанской верфи «Izar» в Сан-Фернандо, которая и реализовала производство яхты , названной «Fortuna».

Глиссирующий корпус с обводами имеет двойную скулу и оборудован транцевыми плитами для регулировки дифферента при преодолении сопротивления. В целях максимального снижения веса, корпус изготовлен из алюминиевого сплава, а надстройка - из сверхлегких композитных материалов. Внутренние помещения моторной яхты выглядят весьма скромными - всё ради облегчения веса.

Трехвальная газотурбинная установка с водометными движителями компании «KaMeWa» обеспечивает яхте скорость около 68 узлов. Теперь «Fortuna» - частная яхта короля Испании, он лично может управлять ею в море. В целях безопасности монарха и его гостей стенки надстроек и все остекление выполнены из пуленепробиваемых материалов.

моторная яхта «Wally 118»



Еще одна яхта на звание «самая быстрая яхта в мире » была построена в Италии в 2009 году на верфи «Intermarine» по проекту компании «Wally». Моторная яхта «Wally 118» длиной 36 м может развивать скорость свыше 70 узлов при общей мощности энергетической установки 17000 л.с. Спроектированная под руководством Луки Бассани яхта обладает совершенно нетипичным «милитаризованным» силуэтом. Оригинальны и авангардные интерьеры. Широко используются тонированное стекло и раздвижные конструкции перекрытий. Стоимость этой яхты оценивается в 17,3 миллиона долларов.

Как-то конструктор Франк Мюльдер сказал: «Люди всегда любили скорость. Все, что необходимо для создания высокоскоростных яхт, так это технологические возможности и деньги... ». Замечу, очень большие. Ведь для увеличения скорости, к примеру, 40-метровой яхты с 20 до 40 узлов стоимость пропульсивной установки возрастает примерно в четыре раза, а общая стоимость яхты - более чем на треть.

Похожие публикации