Дифференциация звуков с ш задания для дошкольников. Игры для дифференциации звуков

С – Ш 1

Различай звуки «С» и «Ш».

1. Исправь ошибки (устно):

В берлоге живет Ми с ка (Ми ш ка)

У солдата на голове ка ш ка (ка с ка)

Папа наточил но с (но ж )

Ракета летит на мар ш (Мар с )

На доме красная кры с а с трубой (кры ш а).

2. Взрослый прочитает текст, а ты только выполняй

соответствующие упражнения (языком и ладонью) и

произноси звуки «С» или «Ш»:

Море спокойно. Язык, словно плот (Язык «лопаткой»)

Плавно и сонно по морю плывет: («С-с-с-с-с…»)

Море волнуется, шторм начинается. (Язык «чашечкой»)

Лодочкой к нёбу язык поднимается: («Ш-ш-ш-ш…»)

Море спокойно: (С-с-с-с…) Море штормит: (Ш-ш-ш-ш…)

Море спокойно: (С-с-с-с…) Море штормит: (ш-ш-ш …)

3. Много раз подряд четко повторяй: «Ё ж нё с но ж »

С – Ш 2

1. Повторяй по три слога:

С А – С А – Ш А С А – Ш А – С А

Ш А – Ш А – С А Ш А – С А – Ш А

2. Взрослый вразнобой будет показывать тебе картинки,

а ты называй их: «кры с а – кры ш а – кры ш а – кры с а –

кры ш а – кры ш а – кры ш а – кры с а …»

3. Добавь нужное по смыслу слово «КРЫ С А » или «КРЫ Ш А »:

Была на доме … (кры ш а).

Жила в подвале … (кры с а).

Кот залез на … (кры ш у)

Караулить … (кры с у).

Ходит кот по … (кры ш е),

Не дает спать … (кры с е).

Очень хочет … (кры с а),


Чтоб ушёл кот с … (кры ш и).

С – Ш 3 Четко произноси звуки «С» и «Ш».

    «Прочитай» по картинкам рифмовку:

С анки, ш апка, с умка, ми ш ка,

Ш ляпа, бу с ы, ш уба, ми с ка,

С тул, но с ок, поду ш ка, кры с а,

Ш и ш ка, с тол, лягу ш ка, кры ш а,

С апоги, камы ш , с лон, ка ш ка,

Ш каф, автобу с , ш а ш ки, ка с ка.


С – Ш 4 Четко произноси звуки «С» и «Ш».

и произноси звуки «С» и «Ш»:

Мой язык похож на лист, что упал с березки вниз.

(Упр. «Лопатка»)

Широкий, мягкий, плоский – совсем, как лист березки.

(Звук «С-с-с…»)

Листья высохли, свернулись, краешки их вверх загнулись.

(Упр. «Чашечка»)

Ветер листья подхватил, поднял вверх, подул, завыл…

(Звук «Ш-ш-ш-ш…»)

Ветер в листьях шелестит - то свистит он, то шуршит:

Свистит - … Шуршит - … Шуршит - … Свистит - … Шуршит - …

2. Замени в словах звук «С» на звук «Ш»:

Мар с - … (мар ш ), ми с ка - … (ми ш ка), ири с ка - … (Ири ш ка),

ма с ка - … (Ма ш ка), ка с ка - … (ка ш ка), с уметь - … (ш уметь)

ба с ня - … (ба ш ня), кры с а - … (кры ш а), пу с ки - … (пу ш ки).


3. Много раз повтори скороговорку: «На ш О с ёл на с о с на ш ёл»

С – Ш 5

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

    Замени в словах звук «С» на звук «Ш», например:

мыС – мыШ ь.

сила - … (ш ило) солить - … (ш алить)

миска - … (ми ш ка) маска - … (Ма ш ка)

каска - … (ка ш ка) басня - … (ба ш ня)

крыса - … (кры ш а) Марс - … (мар ш )

2. Внимательно рассмотри картинку. Как одним словом назвать все

предметы? (игрушки) Перечисли их по порядку.

3. Выбери игрушки, в названиях которых слышится звук «С».

4. Назови игрушки со звуком «Ш».

С – Ш 6

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

1. Хлопни в ладоши, услышав в слове звук «Ш»:

Сахар, санки, ш арик, слон, ш каф, салат, ш ум,

лиса, мы ш ка, ко ш ка, маска, ми ш ка, ду ш , нос.

2. Добавь в конце слов нужный звук «С» или «Ш»:

каранда… (ш ) анана … (с ) абрико … (с )

вопро … (с ) малы … (ш ) автобу … (с )

ланды … (ш ) матро … (с ) камы … (ш )

3. Повтори словосочетания:

Кра с ная кры ш а. С тра ш ная кры с а.

С ме ш ная ба с ня. С торо ж евая ба ш ня.

Ду ш и с тая ка ш ка. С олдат с кая ка с ка.


4. Много раз подряд повтори скороговорку:

«Ли ш ь у ли с нет лы ж »

С – Ш 7

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)


- Ми ш ка, ми с ка

2. Выучи скороговорку и повторяй ее с ускорением:

С лон у ш ами, С ом у с ами


Ш евелят во с не ча с

С – Ш 8

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

1. Прочитай скороговорку по картинке:

Прячут с я от Ко ш ки Мы ш ки:

Мы ш ка с бро ш кой Мы ш ка с кни ж кой,

Мы ш ка с кры ш кой, Мы ш ка с ш и ш кой,

Мы ш ка с кру ж кой, Мы ш ка с мо ш кой,

Мы ш ка с клю ш кой, Мы ш ка с ло ж кой

    Повторяй скороговорку быстром темпе, но помни:

Е с ли я з ычок с поткнет с я

Мы ш ка к Ко ш ке попадет с я!

С – Ш 9

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

Замени первый звук С на звук Ш, например: С ушки – Ш утки.

Сок - … (ш ок) Сайка - … (ш айка)

Скала - … (ш кала) Споры - … (ш поры)

Срам - … (ш рам) Стиль - … (ш тиль)

Читай пиктограмму слева – направо и обратно:


- Ми ш кина ми с ка, мы ш кина ми с ка

Выучи скороговорку и повторяй ее с ускорением:


С ли ш ком много но ж ек у с ороконо ж ек.

С – Ш 10

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

    Закончи слово нужным слогом «С КА » или « Ш КА»:

ПРИЧЁ … (с ка), МАТРЁ…(ш ка), ПОГРЕМУ… (ш ка),

КОЛЯ … (с ка), МАРТЫ …(ш ка), РАСЧЁ…(с ка),

ИГРУ…(ш ка), РАСКРА…(с ка), ЛЯГУ…(ш ка),

ПОДСКА…(з ка), ПОДУ …(ш ка), КОРМУ …(ш ка).

2 . Пять раз подряд без запинки проговори скороговорку:


По с пе ш и ш ь – людей на с ме ш и ш ь.

С – Ш 11

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

1. Договори незаконченные слова:

Для художницы Ли с ы купим мы каранда … (ш и).

Мы подарим Ми ш ке два пучка реди … (с ки),

Килограмма два лап ш и и кусочек колба … (с ы).

Принесём для Пету ш ка два пшеничных коло …(с ка),

Купим для Лягу ш ки мягкие поду … (ш ки).

Сварим для пугливой Мы ш ки очень вкусные соси … (с ки) .

Сладкие ири с ки купим для Марты … (ш ки).

2. Выучи языколомку:

Пу ш и с тая Ко ш ка на с олны ш ке с у ш ит

Ш ёр с тку на с пинке, у с ы и у ш и.

С – Ш 12

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

1. Повторяй каждую фразу:

Ш а – ш а. С а – с а. Вот какие чуде с а:

С а – с а. Ш а – ш а. На горе растет лап ш а

Ш у – ш у. С у – с у. Я возьму свою ко с у

С у – с у. Ш у – ш у. И с ко ш у я в с ю лап ш у.

Ш и – ш и. С ы – с ы. Для козы и для ли с ы

С ы – с ы. Ш и – ш и. Хватит на зиму лап ш и

2. Игра «СМЕШИЛКА»

Первый игрок спрашивает второго:

« С ку ш ае ш ь или надене ш ь на с ебя?»

Второй игрок сначала отвечает, например: « С ку ш аю»,

а затем бросает игральный кубик и соотносит выпавшее число

с порядковым номером картинки.

Если у второго игрока выпадет, предположим, «5», то он

четко должен сказать: «Я с кушаю с апо ж ки»

Игроки меняются ролями. Возможно, теперь игроку придется


признаться: «Я надену на с ебя ка ш у »?

С – Ш 13

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

    Повторяй по три слога:

Ш А – С А – Ш А С А – Ш А – С А

Ш А – Ш А – С А С А – Ш А - Ш А

2. Повтори слова:

С пе ш и ш ь, с ме ш и ш ь, ш ути ш ь, с у ш и ш ь,

с оли ш ь, с мотри ш ь, с лу ш ае ш ь, с пи ш ь.

3. Выучи скороговорку:

С порили в с емье ш мелей:

- Кто в с емье ш мелей с мелей?

Ока з ало с ь, чт о с мелей

С амый с тар ш ий и з ш мелей.

С – Ш 14

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)


1. Выучи скороговорку:

С ов с ем не с тра ш ен

мне С тра ш ила:

С тра ш илу

из ме ш ка я сш ила!

2. Найди предмет, к которому подходит действие и составь

предложение о том, что сделал Саша, например:

С а ш а с ма с терил корму ш ку.

С ломал, с делал, с орвал, и с купал, и с пачкал,


уго с тил, с нял, с пас, с вязал, на ш ел, с ъел.

С – Ш 15

Четко произноси звуки С, Ш, З, Ж

1. Назови все картинки (выделенные слова).

2. Повтори за взрослым предложения с этими словами.

С ОВУ Ш КА не с пит. С ТАРУ Ш КА ус тала. С аш а ест С У Ш КИ.

Пакетик чая в С О Ш ЕТЕ . Маш иныедутпоШ О СС Е .

ПУТЕ Ш Е С ТВЕННИК на вершине горы. Лучистое С ОЛНЫ Ш КО.

БабушкиныС ЕРЕ Ж КИ. Красивая С НЕ Ж ИНКА.

С – Ш 16 Четко произноси свистящие и шипящие звуки

1. Внимательно послушай сказку:

За ночь сшила Совушка – швея всем жителям леса пушистые зимние шубки. Проснулось солнышко, и на

з а с не ж енную лу ж айку з а с пе ш или о з орные з веру ш ки.

Ра сш умели с ь, ра сш алили с ь малы ш и!

Ми ш ка с лепил боль ш ую с не ж ную бабу. Пё с Ш арик

по с троил с торо ж евую крепо с ть. Мы ш онок отбивал

с воей клю ш кой ш айбу. Ё ж про с то ра з гребал на лу ж айке

с не ж ок. З айчи ш ка катал с я на лы ж ах, а Ко ш ечка –

на с анках. Хоро ш о з веру ш кам з имой в ле с у!

2. Ответь на вопросы: Кто сшил жителям леса зимнюю одежду?

Какими были эти шубки?

Как играли зверушки на лужайке?


3. Послушай сказку еще раз и перескажи ее.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Ж] И [Ш]

1. Прочитай слова и ответь, какой звук [Ж] или [Ш] слышно в словах:

Жар, шар, шаль, жаль, шаткий, жатка, жаба, шапка, ежата, мышата, мешать, лежать, лошадка, вожатый, ложа, лошадь, Луша, лужа, лёжа, Лёша, кожа, коша.

2. Назови последний слог в словах:

Гру ша , лу жа , Ма ша , ло жа , кры ша , ко жа , лу жа , ме жа .

Шёпот, жёлоб, жёлудь, шёл, шёлк, жёлтый, лужок, пушок, дружок, вершок, рожок, горшок, мешок, должок, пирожок, порошок, дружок, петушок, жонглёр, шофёр.

4. Добавь слоги «ЖОК» и «ШОК» и прочитай слово.

утю- дру- творо- сапо-

ро- фла- бере- сте-

лу- пиро- пры- дол-

пу- вер- арти- малы-

гор- коре- пету-

ме- реме- гребе-

5. Измени слова по образцу:

Я жую – ты жуёшь.

Я живу – ты … Я режу – ты …

Я ожидаю – ты … Я стригу – ты …

Я провожаю – ты … Я бегу – ты …

7. Послушай, как звучат слова. Если услышишь в слове звук [Ш] – хлопни тихо, если звук [Ж] – хлопни громко.

Жить, шить, ширь, жир, жила, шило, пружинка, пушинка, машина, пружина, наживка, нашивка, ужин, ужи, уши, лыжи, мыши.

8. Добавь слоги «ЖИ» или «ШИ» и прочитай слова.

У- лы- у- малы-

мор- мы- гало-

е- кры- ер-

голы- ланды- камы-

Обожжешься, поживёшь, дружишь, жалеешь, пожнёшь, ожидаешь, бежишь.

10. Составь предложения из данных слов:

Журавль, жить, болото, у.

Лягушка, жить, болото, в.

Швея, желтый, шить, жакет.

Бабушка, на, лежанке, лежать.

Книжки, положить, в, книжный, шкаф.

Бабушка, Женя, варежки, вяжет.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СА», «ША»

1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в словах: [С] или [Ш]?

Шапка, сайка, шалун, салют, сапёр, шахтёр, шалаш, салат, шалфей, салфетка, решать, тесать, писать, мешать, лошадка, посадка.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СО», «ШО»

1. Послушай слова, покажи нужные карточки.

Шорох, сорок, мешок, лесок, пушок, кусок, вершок, песок, носок, ремешок, мышонок, спросонок.

(язык вниз)

(язык вверх)

Зашифруй эти слова буквами «С» и «Ш»

2. Объясни значение слов:

ШОК – СОК

3. Добавь нужный слог «ШОК» или «СОК» и прочитай слово.

пу- реме- пе- ку-

гор- арти- но- коло-

ме- пету- ви- голо-

вер- гребе- вы- поя-

коре- малы- ле-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СУ», «ШУ»

1. Зашифруй слова, используя вместо букв знаки:

(губы в улыбке)

(губы круглые)

Шутки, сутки, шумно, сумка, суметь, шуметь, пишу, несу, пасу, плясун, пашу, пляшу.

Проверь свои шифровки:

2. Добавь слоги «СУ» или «ШУ» и прочитай слоги.

Надо писать, и я ПИ-

Надо плясать, и я ПЛЯ-

Надо пахать, и я ПА-

Надо нести, и я НЕ-

Надо пасти, и я ПА-

Надо просить, и я ПРО-

Надо махать, и я МА-

УПРАЖНЕНИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СЫ», «СИ», «ШЫ»

1. Добавь нужный слог «ШИ» или «СЫ» прочитай слово.

У осла длинные У- (ши) У мамы красивые БУ- (сы)

Красивые ВОЛО- У Кати две КО-

Распустились ЛАНДЫ- В магазине ВЕ-

Малыши-ГОЛЫ- На доме КРЫ-

В детском саду МАЛЫ- Вкусные КОЛБА-

На валенках ГАЛО- У тигра ПОЛО-

В реке плавают ЕР- Жужжат О-

На берегу реки КАМЫ- На земле РЕЛЬ-

В магазине КАС- Две пушистые ЛИ-

Капельки РО- В подвале КРЫ-

В подвале МЫ-

2. Посмотри на свою ладонь, её положение напоминает положение языка.

Прочитай слова и покажи руками звуки [С] или [Ш].

Ваш, вас, нас, наш, басня, башня, красный, каска, кашка, часто, чашка, паста, пашня, рубашка, колбаска, рос, грош, камыш, кумыс, Яшка, ясно, клюшка, люстра, пошла, росла, пешки, песни, мести, мешки, мишка, миска, вишня, виснет, виски, тиски, рис, шляпа, слякоть, смел, шмель, шторы, шпалы, спали.

3. Игра «Наоборот».

Подними руку ладошкой вверх – произнеси слог со звуком [Ш]; опусти ладонь вниз – произнеси слог со звуком [С]. А теперь все наоборот:

ША – СА СА – СЫ – ШИ –

СЭ – ШЕ – ШО – СО –

ШУ – СУ – АС – АШ –

ОС – ОШ – УШ – УС –

ЭС – ЭШ – ЫШ – ЫС –

ЯС – ЯШ – ЕС – ЕШ –

ЁС – ЁШ – ЮШ – ЮС –

ИШ – ИС –

4. Игру «Наоборот» продолжи словами:

сутки – шутки крыса –

шутки – сутки крыша –

усы – каша –

уши – касса –

кашка – мишка –

каска – миска –

вас – нас –

ваш – наш –

пасу – шуметь –

пашу – суметь –

басня – шок –

башня – сок –

маска – Машка –

5. Исправь ошибки в предложении:

На лугу поспела каска,

Каску ест корова Машка.

Машке нравится обед –

Ничего вкуснее нет!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Я пасу землю.

Я пашу корову.

Вот высокая басня.

Вот поучительная башня.

Мы сварили кассу.

Заплатили деньги в кашу.

Маленький Миска

Ест из мишки.

У кота длинные уши.

У осла длинные усы.

6. Произнести слова:

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, Сашуля, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, смышлёный, расшумелась, суша, пастушок, веснушки, скворушка, шустрый, машинист.

7. Произнеси все слова, не переставляя звуки [С] и [Ш].

СКОРО В ШКОЛУ!

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть,

И у него тетрадки есть,

И счетных палочек не счесть,

То, значит, он (вернее я),

То, значит, он (вернее я),

Он в школу собирается!

И. Токмакова

8. Прочитай вслух текст.

У Саши машина.

У Сашеньки босоножки.

Саша шла со старушкой.

Паша-трусишка, страшно ему.

Кошки сидят на окошке и греются на солнышке.

Испугался петушок, упал с крыши на шесток.

Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко.

Шесть котят есть хотят.

Расшумелись на опушке птицы: сойки и кукушки.

По шоссе несутся машины.

Наташа ест сушку.

Мыло душистое и полотенце пушистое.

Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

9. Объясни, как ты понимаешь пословицу:

Как постелешь, так и поспишь.

Песней поле не выпашешь.

Поспешишь – людей насмешишь.

Отольются кошке мышкины слёзки.

Не спеши языком, а спеши делом.

10. Прочитай с выражением:

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише.

Шаг ровней держите мыши!

Люди сыты, кошки сыты,

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Наступает час мышиный.

Ночью пусть пируют мыши.

Тише, тише, тише, тише!»

И. Токмакова

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗА», «ЖА»

1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в каждом слове [З] или [Ж]?

Жал, зал, пожар, базар, заря, жара, залей, жалей, база, баржа, дерзать, держать, лужайка, зайка, лизать, лежать, сажать, сказать, вязать, бежать, закат, жакет, берёза, лёжа.

2. Добавь нужный слог «ЗА» или «ЖА» и прочитай слово.

ва- берё- ко- гла-

ро- лу- гро- ко-

ме- ли- дере- ло-

блу- ло- поль- зано-

ба-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗО», «ЖО»

1. Внимательно слушай слова. Вместо слова со звуком [З] нарисуй (губы в улыбке); вместо звука [Ж] – (губы круглые).

Зоя, Жора, узор, лужок, стожок, возок, глазок, флажок, должок, дозор, прыжок, разок.

Проверь свою запись:

2. Добавь нужный слог «ЗОК» или «ЖОК» и прочитай слово.

утю- сапо- во- ро-

сте- гла- лу- сто-

ра- дру- дол- фла-

пиро- пры- творо- бере-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗУ», «ЖУ»

1. Зашифруй слова со звуком.

(язык вниз)

(язык вверх)

Жук, зуб, везу, вяжу, гляжу, внизу, в грозу, грожу, грызу, брожу, вижу, снизу, хожу, ползу.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗЫ», «ЗИ», «ЖИ»

Тазы, ножи, жидкий, зыбкий, жир, пузырь, ежи, возы, кожа, козы, рыжий, сизый, ёжики, языки, музыка, рыжики, похаживать, показывать, называть, наживать, снежинка, корзинка, вези, лежи.

2. Добавь слог «ЗЫ» или «ЖИ» и прочитай новое слово.

ко- гро- но- ло-

ро- берё- мор- ва-

зано- е- ли- ба-

у- блу- во- лу-

зака- нака- лы- отка-

та- ло- ме-

3. Определи, чем отличаются слова:

козы – кожи

лозы – ло́жи

узы – ужи

4. В каждом слове движениями руки повтори движения языка:

Важный, разный, гораздо, каждый, монтажник, проказник, дружный, грузный, таёжный, слёзный, грозный, тревожный, дождик, гвоздик, поздно, можно, дорожный, паровозный, пирожное, мороженое, морозное, обождать, опоздать, полезный, денежный, подожди-ка, гвоздика, книжный, капризный, нежный, резвый.

5. Прочитай слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заряжать, заслужить, закружить, зажигалка, завизжал, железный, возможно.

6. Добавь к каждому слову предлог «за» по образцу.

бежать – забежать

держать –

ржать –

служить –

кружить –

7. Повтори фразы:

Жеребёнок забежал во двор.

Захар заряжал ружьё.

Залежи железной руды.

Женя заслужил награду.

Он помог задержать врага.

Пёс лежал и лизал лапу.

Он кричит на весь базар, будто сделался пожар.

Мы поедем на лужок и возьмём с него стожок.

Женя резал хлеб.

Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке.


С - Ш 1

сом, мишка, сосна, кошка, камыш, песок, Луша, лиса, сосиска, кошелёк, посадка, шуметь.

2. «Запомни, повтори»


4. Составить предложение со словом «шахтёр», «салфетка».

1. «Слушай, не зевай и показывай букву: С или Ш»

С - Ш 2

Соня, пусто, шумный, душно, пошли, посолить, кашка, колбаса, последний, высокий, плюшки, колос, скакать.

2. «Запомни, повтори»


4. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»

- мешать суп лож/ш/кой

1. Проговаривать

С – Ш 3


2. «Добавь слог СА или ША»


3. «от 1 до 6 (10) и обратно» - светлая шляпа, большой кусок

4. придумай предложения со словами:

- пшенный суп

- сладкие плюшки.



1. «Запомни, повтори»

С – Ш 4


3. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»

- с уш ить дедуш кины с апоги

4. «Запомни, повтори»

Саша – шелест – слушать

спешка – страшно – шесть

сушка – стёклышко - шоссе

1. Проговаривать, различая звуки С и Ш:

С – Ш 5


2. «1 10» - смешной малыш, вкусная сушка

3. «Путаница» - составить из слов предложения:

  1. сушить, Маша, сарафан, балкон, на – Маша сушит сарафан на балконе.
  2. играть, котёнок, Паша, пушистый, с - …
  3. школа, утро, Соня, спешить, в - …
  4. босоножки, купить, Сашенька, бабушка, красивый - …
  5. машина, шоссе, нестись, по - …

4. Выучить

С аш а с тих пис ал с меш ной. С тих повеш ен на ш ес ток.

Дождик хлынул проливной. С уш ит С аш а с вой с тиш ок.

1. - Послушай рассказ.

Шофёр ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.

Вдруг шофёр видит : по краю дорожки плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку, а на ней, поверх таких мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь !».

Неожиданно мотор заглох . Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь – дальше будешь !». /Ткаченко Т.А./

2. - Послушай рассказ ещё раз и назови слова-действия.

3. Пересказать рассказ.

Как ты понимаешь пословицу «Тише едешь – дальше будешь»?

Различение звуков С-Ш на слух и в произношении.

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: дифференциация звуков Ж-З.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношени, умения дифференцировать звуки С-Ш в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Звуки С-Ш ребенок смешивает наиболее часто, причем не только на слух, но и в произношении. Работа по дифференциации звуков С-Ш помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а так же является основой грамотности письма. Данные игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.Первый этап
Различение звуков С-Ш изолированно, в слогах и словах.

1. Дифференциация на слух звуков С-Ш в словах.
Внимательно послушай незаконченные предложения. Из пары похожих по звучанию слов назови одно, подходящее по смыслу. Объясни его значение.

Положили в плошку... (кашку или каску).
Пожарный надевает... (кашку или каску).
Сладко спит в берлоге... (миска или мишка).
На столе с салатом... (миска или мишка).
Кличка нашей кошки... (Машка или маска).
Кашу следует... (шалить или солить).
У борца большая... (шило или сила).
В булочной большая... (шайка или сайка).

2. Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков С-Ш.

Играем с детьми в разные звукоподражательные игры. Типа:
- Лес шумит (качают поднятыми вверх руками и протяжно произносят звук Ш-Ш-Ш).
- Насос (имитируют движения человека, качающего шину, произнося звук С-С-С).
- Змейка (сложить вместе ладошки, водить ими со стороны в сторону и шипеть).
- Из крана льется вода - моем ручки (имитируем мытье рук и свистим - льется вода).
- Шина спустила (Ш-ш-ш-ш - приседаем), надо накачать (упражнение "Насос".)

3. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками.
Игра "Повторялки" - четко проговаривать слоги (сначала по 2, а затем по 3 слога). Сначала в роли ведущего выступает взрослый, а затем можно предложить ребенку задавать слоги, а другие дети или педагог повторяют. Задача ребенка-ведущего заметить ошибки и исправить их.

Са-ша со-шо су-шу сы-ши ша-са шо-со шу-су ши-сы

Са-ша-са со-шо-со су-шу-су сы-ши-сы ша-са-ша шо-со-шо шу-су-шу ши-сы-ши

4. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с разными гласными звуками.

На этих слогах так же проводится игра "Повторялки"

Са-шо су-ши сы-ша сэ-шо шу-са ши-со ша-сы со-ша

Су-ши-са сы-ша-су сэ-шо-са ши-су-шо шо-сы-шу шэ-су-шо ша-су-ши шу-сы-шэ

5. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
Игра "Запоминалки" - берутся картинки, которые дети называли при автоматизации каждого из звуков, перемешиваются и выкладываются перед ребенком по 6 штук. Во время выкладывания ребенок называет каждую картинку. После этого, ребенок запоминает все 6 картинок и закрывает глаза. Педагог убирает по 1-й картинке, а ребенок открыв глаза, должен назвать какую картинку забрал педагог. Сначала берем картинки, где в словах находится только 1 звук. Например, сыр-шакал- салат-мешок-сумка-шляпа. Затем берутся слова с обоими звуками, типа солнышко-сушки-шестерка-штангист-шоссе-старушка.

Второй этап
Различение звуков С-Ш в предложениях и связной речи.
1. Дифференциация звуков С-Ш в самостоятельно составленных предложениях.
Игра "Придумай предложение". Данная игра проводится на материале тех же картинок, которых шла речь ранее.
Ребенку дают картинку и просят его придумать с этим словом предложение. Если занимаешься с группкой детей, то можно устроить соревнование, кто больше придумает предложений. За каждое составленное предложение дается фишка,
затем подсчитывается результат. У кого больше фишек, тот и выиграл.

2. Дифференциация звуков С-Ш в рифмовках.
Игра "Повторялки" - повторить за педагогом рифмовки сначала медленно, а затем быстро.
Береги нос в большой мороз.
Дышит паром паровоз, пышет пар из-под колес.
Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске.
Купался Иванушка у серого камушка.
Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки.
Сварила Маша вкусную кашу.
Хороши в дорожку пирожки с горошком.
У большого шалаша слон качает малыша.

3. Дифференциация звуков С-Ш в забавных инсценировках.
Игра "Театр". Проводится в паре ребенок-ребенок или ребенок-взрослый. Для изображения роли заранее подготовлены маски-ободочки. Надеваем их и разыгрываем стихотворение. Задача ребенка не только изобразить своего героя, но и правильно произнести все слова.

Пылесос, пылесос!
Ты куда суешь свой нос?
- Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Вашей пылью я дышу!

Мышка,мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
- Я боюсь уснуть сестрица,
Кот усатый мне приснится!

Шел по лесу шустрый Мишка,
На него свалилась шишка.
- А на нас, а на нас
Пусть сорвется ананас!

4. Дифференциация звуков С-Ш в рассказах.

Читаем рассказ, а проводим беседу и просим ребенка пересказать его.

СОСЕД
Саша шел в школу, а позади него шагал пес Пушок и, как всегда, нес Сашину сумку. Саша гордился своим псом. Ни у кого не было такой умной собаки! Саша быстро шел к школе, не останавливался и не оглядывался. В это время подошел к Пушку Сашин сосед - Мишка - и протянул собаке кость с мясом. Пушок бросил сумку, схватил большую кость и снова пошел за Сашей. А шалун Миша взял Сашину сумку и говорит сам себе: "Посмотрю я на Сашку, когда он с костью придет в школу да за парту сядет!"

ТЯЖЕЛАЯ НОША
Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несет свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. "Обманул меня мишка, - решила свинья, - пол мешка насыпал!" Шагает свинья дальше, устает. Мешок ей кажется тяжелее с каждым шагом. "Нет, не обманул мишка, - думает свинья, - мешок насыпал!" Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжелый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: "Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!"

Дифференциация звуков [ж] – [з] в словах

1. Повтори слова.

1.1. Жал – зал,

жалей – залей,

вяжу – везу,

разок – рожок,

лизать – лежать,

жевать – зевать,

кожа – коза,

наживать – называть.

1.2. Заграждение, жалюзи, жезл, железнодорожный, завизжать, зажим, зажать, железяка, зажмурить, заворожить, заждаться, загруженный, зажаренный, зарубежный, визажист залежалый, обезжиренный, заезжий, заряженное, безжизненный, железа, заржаветь, заржать, залежи, зажигать.

  1. Рассмотри картинки.

Назови сначала слова, в которых есть звук [ж], а затем слова, в которых есть звук [з].

Назови слова, в которых звук [ж] находится в начале и в середине слова.

Назови слова, в которых звук [з] находится в начале и в середине слова.

Объедини предметы в группы и подбери к ним обобщающие понятия.

Образец. Крыжовник, ежевика – ягоды.

  1. Повтори слова в прямом и обратном порядке.

Жаба – зонт – железо.

Жора – Зоя – жук.

Зубы – желудь – замок.

  1. Игра «Третий лишний».

Прослушай три слова, раздели их на слоги и назови лишнее.

Жаба – зонт – ужи (2-1-2).

Мимоза – железо – жук (3-3-1).

ажигалка – зубы – жара (4-2-2).

  1. Продолжи по образцу.

5.1. Образец. Кружить – закружить.

Бежать – (забежать),

визжать – (завизжать),

жать – (зажать),

ржать – (заржать),

ржаветь – (заржаветь),

ворожить – (заворожить),

жмуриться – (зажмуриться),

журчать – (зажурчать),

жечь – (зажечь),

жужжать – (зажужжать).

5.2. Образец. Жать – разжать.

Жевать – (разжевать),

жечь – (разжечь),

жаловать – (разжаловать),

нежиться – (разнежиться).

  1. Игра «Скажи одним словом».

Предметы, лежащие в нужном порядке, – (разложенные).

Механизмы, выведенные из рабочего состояния, – (разлаженные).

Человек, чей сон нарушили, – (разбуженный).

  1. Игра «Чей предмет?».

Глаза Жени – (Женины глаза).

Жилетка Зои – (Зоина жилетка).

Ружье Захара – (Захарово ружье).

Зонт Жанны – (Жаннин зонт).

  1. Игра «Чем отличаются слова?».

Жал – зал,

рожок – разок,

лежать – лизать.

  1. Рассмотри картинки и скажи, о чем (о ком) мы так говорим.

Жизнерадостный – (человек),

заряженное – (ружьё),

заложенный – (фундамент),

зажаренная – (рыба),

заснеженная – (дорога),

замороженные – (ягоды).

10. Сосчитай до пяти.

Одна зажигалка (две, три, четыре зажигалки, пять зажигалок).

Один жезл (два, три, четыре жезла, пять жезлов).

11. Игра «Хитрые слова».

11.1. Какое слово получится, если заменить первый звук в данном слове на звук [ж]? Печь – (жечь),

вил – (жил),

зал – (жал),

руки – (жуки),

Сеня – (Женя),

пора – (жара).

11.2. Какое слово получится, если заменить первый звук в данном слове на звук [з]? Бал – (зал),

шубы – (зубы),

соя – (Зоя),

комок – (замок),

накат – (закат),

греть – (зреть),

майка – (зайка),

рвать – (звать),

лайка – (зайка).

11.3. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого звука?

Лежи – (ежи),

газон – (озон),

лужи – (ужи),

грозы – (розы),

дрожать – (рожать),

глаза – (лоза).

11.4. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого слога?

Пожар – (жар),

лизал – (зал),

визжал – (жал),

дружил – (жил),

Похожие публикации