А зори здесь тихие как. А зори здесь тихие

«А зори здесь тихие» - небольшая повесть, которая с пронзительной искренностью рассказывает о судьбе пяти юных девушек, погибших в болотистых карельских лесах. Эта книга, написанная Борисом Васильевым в 1969 году, настолько правдиво и трогательно повествует о военных событиях 1942 года, что за сравнительно короткий период она дважды сумела обратить на себя внимание кинематографистов. Постараемся изложить краткое содержание «А зори здесь тихие» так, чтобы это произведение не показалось читателю сухим изложение фактов, а заставило его ознакомиться с оригиналом.

Глава первая

Идет война. Действия разворачиваются в мае 1942 года. Тридцатидвухлетний Федот Евграфыч Васков в звании старшины командует 171-м железнодорожным разъездом. Незадолго до финской войны он женился, но, вернувшись, обнаружил, что супруга его отправилась с полковым ветеринаром на юг. Васков развелся с ней, а общего сына, Игоря, вернул через суд и отдал на воспитание своей матери. Через год мальчика не стало.

В его части все спокойно. Военнослужащие, осмотревшись, начинают пить. Васков строчит рапорты начальству. Ему присылают взвод девчат, которые потешаются над его робостью.

Это основная суть первой главы, ее краткое содержание. «А зори здесь тихие» Васильев посвятил тем девушкам, которые несли службу и совершили свой подвиг на благо Родины.

Глава вторая

Командующим первым отделением взвода была строгая девушка, Рита Осянина. Любимый ею муж погиб в самом начале войны. Сын Альберт теперь воспитывается у ее родителей. Потеряв мужа, Рита люто возненавидела немцев и сурово обходилась с девочками своего отделения.

Однако ее суровый характер смягчился после того, как к ней в отделение поступила веселая красавица Женя Комелькова. Даже краткое содержание «А зори здесь тихие» не может обойти вниманием ее трагичную судьбу. На глазах этой девушки расстреляли ее маму, братика, сестренку. Женя пошла на фронт после их гибели, где познакомилась с полковником Лужиным, который защитил ее. Он - семейный мужчина, и военное начальство, узнав об их романе, отправило Женю в девичий коллектив.

Девушки дружили втроем: Рита, Женя и Галя Четвертак - неказистая дурнушка, которой Женя помогла «расцвести», подогнав гимнастерку и соорудив прическу.

Рита по ночам навещает свою мать и сына, которые живут неподалеку, в городе. Об этом, конечно, никто не знает.

Глава третья

Возвращаясь в часть от мамы и сына, Осянина замечает в лесу немцев. Их было двое. Она сообщает об этом Васкову.

Этот эпизод ключевым образом определяет дальнейшее краткое содержание «А зори здесь тихие». Васильев выстраивает события таким образом, что роковая случайность влияет на последующее повествование: если бы Рита не бегала в город к маме и сыну, не было бы и всего последующего рассказа.

Она сообщает об увиденном Васкову. Федот Ефграфыч вычисляет маршрут следования фашистов - Кировская железная дорога. Старшина решает отправиться туда коротким путем - болотами к Синюхиной гряде и уже там ждать немцев, которые, как он рассчитывал, пойдут по окружной дороге. С ним идут пятеро девушек: Рита, Женя, Галя, Лиза Бричкина и Соня Гурвич.

Федот рассказывает своим подопечным: "Ввечеру воздух сырой тут, плотный, а зори здесь тихие...". Краткое содержание с трудом может передать трагичность этого небольшого произведения.

Главы четвертая, пятая

Девушки во главе с Васковым переходят болото.

Соня Гурвич родом из Минска. Она из большой семьи, ее папа - участковый врач. Что с ее родными теперь, она не знает. Девушка закончила первый курс Московского университета, хорошо говорит по-немецки. Ее первая любовь - молодой человек, с которым она вместе посещала лекции, ушел на фронт.

Галя Четвертак - сирота. После детского дома она поступила в библиотечный техникум. Когда она была на третьем курсе, началась война. При переходе через болото Галя теряет сапог.

Глава шестая

Все шестеро благополучно перешли через болото и, добравшись до озера, ждут немцев, которые появляются только к утру. Немцев оказывается шестнадцать, а не двое, как они рассчитывали.

Васков отправляет Лизу Бричкину на разъезд доложить об обстановке.

Ожидая подмогу, Васков и четверо девушек изображают лесорубов, чтобы ввести немцев в заблуждение. Постепенно они переходят на новое место.

Глава седьмая

Отец Лизы Бричкиной - лесник. Девушка не смогла закончить школу, потому что пять лет ухаживала за больной мамой. Ее первая любовь - охотник, который остановился однажды на ночлег в их доме. Ей нравится Васков.

Возвращаясь на разъезд, при переходе через болото Лиза тонет.

Главы восьмая, девятая, десятая, одиннадцатая

Васков обнаруживает, что забыл кисет, Соня Гурвич вызывается принести его, но ее убивают двое немцев. Девушку хоронят.

Вскоре Васков и девушки видят остальных немцев, которые приближаются к ним. Спрятавшись, они решают стрелять первыми, в расчете на то, что фашисты испугаются невидимого противника. Расчет оказывается верным: немцы отступают.

Между девушками разногласие: Рита и Женя винят Галю в том, что она трусиха. Васков заступается за Галю, и они вместе идут в разведку. Соня, вскрикнув, выдает себя, ее убивают немцы.

Федот Евграфыч уводит врагов от Жени и Риты. Он понимает, что Лиза не дошла, и помощи не будет.

Мы почти изложили краткое содержание «А зори здесь тихие». Анализ этого произведения, безусловно, нельзя провести, не узнав, чем оно закончилось.

Главы двенадцатая, тринадцатая, четырнадцатая

Васков возвращается к девушкам, они готовятся к последнему бою, в котором им удается убить несколько немцев. Рита смертельно ранена. Васков подыскивает для нее безопасное место. Женю убивают немцы. Рита обращается к Васкову с просьбой позаботиться о сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Риту и Женю, направляется к месту расположения врага. Убив одного, он велит оставшимся четверым связать себя и берет их в плен. Увидев своих, Васков теряет сознание.

Федот Евграфыч сдерживает данное Рите обещание и воспитывает ее сына.

Таково краткое содержание «А зори здесь тихие». Борис Васильев по главам рассказал о судьбах многих девушек того времени. Они мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле, но на их долю выпала жестокая война... Война, которая не пощадила ни одной семьи. Боль, нанесенная тогда людям, живет в наших сердцах и по сегодняшний день.

(1103 слова) Действие повести разворачивается в мае 1942 года на 171-м железнодорожном разъезде. Место оказалось «тихой гаванью» среди продолжающихся по всей России военных действий. Здесь сохранилось пару дворов, и командование, на случай бомбежки, оставило две зенитных установки. Немцы прекратили обстреливать разъезд, и жизни солдат, засланных сюда, потекли размеренно и умиротворенно. Молодые бойцы много пили и часто засиживались у местных девушек, что расстраивало старшину Васкова. Он безустанно писал в штаб рапорты на новых ребят и просил прислать непьющий взвод. И вот, непьющие зенитчики прибыли расположение. Молоденькие девушки. Пьянки и гулянки действительно прекратились, но появились другие характерные минусы такого «правильного взвода» — девушки подсмеивались над старшиной (всего 4 класса образования), к взводу невозможно было зайти без стука (поднимался визг), однажды и вовсе вышли нагими загорать, делали все не по уставу.

Рита Осянина – командир отделения. Война унесла жизнь ее мужа, после чего и она решила уйти на фронт, оставив сына маме. Растопить сердце суровой Риты смогла только присланная вместо убитой подносчицы Женька Комелькова (всех близких расстреляли у нее на глазах). Она была совсем не похожа на командира отделения, невзирая на пережитые ужасы, Женя жизнерадостна и красива; отмывает и расчесывает неказистую Галю Четвертак, и девчонки начинают дружить втроем.

Новость о возможном переводе на разъезд с передовой дает возможность Рите повидаться с сыном, и она по ночам сбегает к нему в город. В одну из таких ночных вылазок Осянина натыкается на двух немецких разведчиков, которые неосмотрительно близко подошли к разъезду с оружием и какими-то пакетами в руках. Рита сообщает Васкову об увиденном, утаив причины своего нахождения в столь ранний час в том месте. Васков замечает босые и мокрые ноги Осяниной, но ничего не говорит – сейчас есть проблема важнее. Старшина, внимательно обдумав слова зенитчицы, делает вывод, что столкнулась она с немецкими диверсантами и определяет путь их следования – железная дорога. Васков решает перехватить немцев и берет с собой 5 девушек. Так как солдаты его не закалены боями, он рассказывает и подготавливает свой «отряд» к столкновению с противником, подбадривает шутками. Ритка Осянина, Лизка Бричкина, Галька Четвертак, Женя Комелькова и Соня Гурвич со старшиной отправляются на перехват диверсантов к Воль-озеру. Главная задача – добраться до озера раньше немцев, чтобы успеть расположиться и подготовиться, для этого необходимо срезать путь через болото. Федот Евграфыч благополучно переправляет свой «взвод» через топь, только маленькая Четвертак оставляет в болоте сапог. На берегу ей сооружают новый из теплого носка. Над болотом стоит завораживающая тишина, как будто война никогда не посещала эти края. Времени они выиграли у немцев много, поэтому старшина разрешил девушкам отмыться от болотной грязи и пообедать. Добравшись до планируемого места расположения, Васков приказывает брать врага сразу и никуда не высовываться со своих позиций. Потерянный сапог Четвертак не проходит бесследно, и девушка заболевает. Наутро из леса начинают показываться немецкие автоматы, и оказывается, что их не 2, а 16. Старшина понимает плачевность ситуации: с ним отряд из 5 девушек, а на той стороне 16 солдат с четко поставленной задачей. Федот Евгафыч посылает дочь лесничего – Лизу Бричикну – на разъезд за помощью, сообщить, что им необходимо подкрепление. Оставшимися силами разыгрывается представление для диверсантов, дабы отпугнуть и заставить пойти в обход: Женька выбегает нагой купаться, Федот Евграфыч подхватывает и так же выбегает на берег безоружный и играет с Комельковой, все вместе громко перекрикиваются, жгут и рубят деревья. Немцы уходят, а весь взвод смеется со слезами на глазах, они еще не знают, что самое страшное впереди…

Лизе понравился старшина, и она летела с сообщением в штаб, представляя их будущую жизнь. Она еще не познала любви; однажды отец пригласил в их дом молодого лесничего, Лиза чувствовала притяжение, но только в последний день решилась прийти к нему на сеновал, но тот прогнал ее, а наутро оставил записку, в которой звал учиться. Она расцвела в ожидании, а потом пришла война. Так и сейчас, вся в своих мыслях, Лиза забывает о слегах у приметной сосны и продирается сквозь склизкое болото на ощупь, оступается, теряет тропу и гибнет.

Васков с Ритой идут на разведку и решают поменять расположение. Осянина приводит девочек к новому месту, забывая кисет старшины. Гурвич убегает за ним. Вдалеке слышится слабый звук, и старшина уже понимает, что означает этот беззвучный крик. С Комельковой возвращается к прошлой позиции и находит мертвую Соню. Старшина с яростью мстит врагам, он набрасывается на идущих «фрицов», одного убивает сам, а второго добивает Комелькова прикладом, спасая командира. Федот тяжело переживает смерть зенитчицы, но эмоции на лице Женьки, после первого совершенного убийства, еще хуже. Он объясняет девушке, что враги – не люди и не звери, а фашисты. Маленький отряд хоронит Гурвич. Разведав обстановку из-за камня, Васков видит фрицев, идущих на них; начинается встречный бой, который вновь сбивает врага с пути. Галька Четвертак не выдерживает напряжения, бросает оружие и падает на землю. После боя девушки осудят ее за трусость, но старшину оправдает это необученностью и именно ее возьмет на следующую разведку для учения, хотя и понимает заранее, что зря. Галя Четвертак — сирота и живет в выдуманном мире, ее представления о войне весьма романтичны. Смерть Сони открывает реалии происходящего. Разведчики видят тела погибших: «фрицов» осталось 12. Прячутся в засаде, но Четвертак вновь поддается страху и бежит наперерез немцам. Автоматная очередь. Отряд Васкова остался в количестве 2 зенитчиц, и он готов сделать все, чтобы уберечь оставшихся девчонок от смерти. Отстреливается и старается увлечь за собой диверсантов подальше от своих бойцов. Получает ранение и прячется на болоте. Там он находит все 5 слег у сосны и с горечью осознает, что Лизка Бричкина полезла в топь без подмоги, а виднеющаяся на глади болота юбка подтверждает опасения – погибла. Теперь надеяться нужно только на себя.

Васков случайно выходит на избу с диверсантами, они оставляют взрывчатку и уходят. Одного старшина убивает и отбирает оружие. Там же, где недавно Женька Комелькова купалась нагая перед немцами, сталкиваются старшина и оставшиеся девочки. Он сообщает о смерти Четвертак и Лизы, все понимают, что следующий бой будет последним.

На берегу начинается бой: Рита получает ранение в живот осколком гранаты (перед смертью она рассказывает старшине о своем сыне, его зовут Альберт, и просит не забыть о нем после войны), Комелькова отстреливается до последнего патрона и уводит все глубже в чащу немцев, получает ранение и так же умирает. Васков сомневается, а стоил ли канал жизней погибших зенитчиц. Осянина уверяет, что за этим каналом стояла целая родина, что именно за нее они шли в бой. Позднее слышится выстрел — Рита закончила свои мучения.

Озлобленный, Васков врывается к спящим немцам, одного убивает, оставшихся четверых связывает и ведет к разъезду. Обессиленный, с раной в руке он переправляет всех пленных через болото и, поняв, что довел диверсантов до разъезда – падает без сил.

Позже из письма одного туриста мы узнаем о прибытии на тихие озера седовласого мужчины без руки и некоего капитана-ракетчика по имени Альберт. Они искали когда-то отдавших жизнь за родину здесь зенитчиц, хотели похоронить. Автор письма замечает, какие зори здесь тихие…

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый, длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться. Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки.

Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге только-только приходил в себя блокадный Ленинград.

А здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели, как в парной, а в двенадцати дворах оставалось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать самогон чуть ли не из комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и присматривались; на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не выветривался липкий запах местного первача.

Комендант разъезда хмурый старшина Васков писал рапорты по команде. Когда число их достигало десятка, начальство вкатывало Васкову очередной выговор и сменяло опухший от веселья полувзвод. С неделю после этого комендант кое-как обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них лишь числа да фамилии.

– Чепушиной занимаетесь! – гремел прибывший по последним рапортам майор. – Писанину развели! Не комендант, а писатель какой-то!..

– Шлите непьющих, – упрямо твердил Васков: он побаивался всякого горластого начальника, но талдычил свое, как пономарь. – Непьющих, и это… Что, значит, насчет женского пола.

– Евнухов, что ли?

– Вам виднее, – осторожно сказал старшина.

– Ладно, Васков!.. – распаляясь от собственной строгости, сказал майор. – Будут тебе непьющие. И насчёт женщин тоже будут, как положено. Но гляди, старшина, если ты и с ними не справишься…

– Так точно, – деревянно согласился комендант.

Майор увез не выдержавших искуса зенитчиков, на прощанье еще раз пообещав Васкову, что пришлет таких, которые нос будут воротить от юбок и самогонки живее, чем сам старшина. Однако выполнить это обещание оказалось не просто, поскольку за три дня не прибыло ни одного человека.

– Вопрос сложный, – пояснил старшина квартирной своей хозяйке Марии Никифоровне. – Два отделения – это ж почти что двадцать человек непьющих. Фронт перетряси – и то сомневаюсь…

Опасения его, однако, оказались необоснованными, так как уже утром хозяйка сообщила, что зенитчики прибыли. В тоне ее звучало что-то вредное, но старшина со сна не разобрался, а спросил о том, что тревожило:

– С командиром прибыли?

– Не похоже, Федот Евграфыч.

– Слава Богу! – Старшина ревниво относился к своему комендантскому положению. – Власть делить – это хуже нету.

– Погодите радоваться, – загадочно улыбнулась хозяйка.

– Радоваться после войны будем, – резонно сказал Федот Евграфыч, надел фуражку и вышел.

И оторопел: перед домом стояли две шеренги сонных девчат. Старшина было решил, что спросонок ему померещилось, поморгал, но гимнастерки на бойцах по-прежнему бойко торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из-под пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов.

– Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты Отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта, – тусклым голосом отрапортовала старшая. – Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.

– Та-ак, – совсем не по-уставному сказал комендант. – Нашли, значит, непьющих…

Целый день он стучал топором: строил нары в пожарном сарае, поскольку зенитчики на постой к хозяйкам становиться не согласились. Девушки таскали доски, держали, где велел, и трещали как сороки. Старшина хмуро отмалчивался: боялся за авторитет.

– Из расположения без моего слова ни ногой, – объявил он, когда все было готово.

– Даже за ягодами? – бойко спросила рыжая: Васков давно уже приметил ее.

– Ягод еще нет, – сказал он.

– А щавель можно собирать? – поинтересовалась Кирьянова. – Нам без приварка трудно, товарищ старшина. Отощаем.

Федот Евграфыч с сомнением повел глазом по туго натянутым гимнастеркам, но разрешил:

На разъезде наступила тишь да благодать, но коменданту легче не стало. Зенитчики оказались девахами шумными и задиристыми, и старшина ежесекундно чувствовал, что попал в гости в собственный дом: боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти куда без стука, не могло теперь быть и речи, и если он забывал когда об этом, сигнальный визг немедленно отбрасывал его на прежние позиции. Пуще же всего Федот Евграфыч страшился намеков и шуточек насчет возможных ухаживаний и поэтому всегда ходил, уставясь в землю, словно потерял денежное довольствие за последний месяц.

– Да не бычьтесь вы, Федот Евграфыч, – сказала хозяйка, понаблюдав за его общением с подчиненными. – Они вас промеж себя старичком величают, так что глядите соответственно.

Федоту Евграфычу этой весной исполнилось тридцать два, и стариком он себя считать не согласился. Поразмыслив, он пришел к выводу, что все это есть лишь меры, предпринятые хозяйкой для упрочнения собственных позиций; она таки растопила лед комендантского сердца и теперь, естественно, стремилась укрепиться на завоеванных рубежах.

Ночами зенитчики азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки: вокруг пожарного сарая вечно сушились какие-то их тряпочки. Подобные украшения старшина считал неуместными и кратко информировал об этом сержанта Кирьянову:

– Демаскирует.

– А есть приказ, – не задумываясь, сказала она.

– Какой приказ?

– Соответствующий. В нем сказано, что военнослужащим женского пола разрешается сушить белье на всех фронтах.

Комендант промолчал: ну их, этих девок, к ляду! Только свяжись – хихикать будут до осени…

Дни стояли теплые, безветренные, и комара народилось такое количество, что без веточки и шагу не ступишь. Но веточка – это еще ничего, это еще вполне допустимо для военного человека, а вот то, что вскоре комендант начал на каждом лугу хрипеть да кхекать, словно и вправду был стариком, вот это было совсем уж никуда не годно.

А началось все с того, что жарким майским днем завернул он за пакгауз и обмер: в глаза брызнуло таким неистово белым, таким сочным, таким тугим да еще восьмикратно помноженным телом, что Васкова аж в жар кинуло: все первое отделение во главе с командиром младшим сержантом Осяниной загорало на казенном брезенте в чем мать родила. И хоть бы завизжали, что ли, для приличия, так нет же: уткнули носы в брезент, затаились, и Федоту Евграфычу пришлось красться задним ходом, как мальчишке из чужого огорода. Вот с того дня и стал он кашлять на каждом углу, будто коклюшный.

А эту Осянину он еще до этого выделил: строга. Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются. Странная была Осянина, и поэтому Федот Евграфыч осторожно навел справочки через свою хозяйку, хоть и понимал, что той поручение это совсем не для радости.

– Вдовая она, – поджав губы, через день доложила Мария Никифоровна. – Так что полностью в женском звании состоит.

Старшина промолчал: бабе все равно не докажешь. Взял топор, пошел во двор: лучше нету для дум времени, как дрова колоть. А дум много накопилось, и следовало их привести в соответствие.

Ну, прежде всего, конечно, – дисциплина. Ладно, не пьют бойцы, с жительницами не любезничают, это все так. А внутри – беспорядок: «Люба, Вера, Катенька, – в караул! Катя – разводящая».

Разве это команда? Развод караулов полагается по всей строгости делать, по уставу. А это – насмешка полная, это надо порушить, а – как? Попробовал он насчет этого со старшей, с Кирьяновой, поговорить, да у нее один ответ:

– А у нас – разрешение, товарищ старшина. От командующего. Лично.

Смеются, черти…

– Стараешься, Федот Евграфыч?

Обернулся: соседка во двор заглядывает, Полинка Егорова. Самая беспутная из всего населения: именины в прошлом месяце четыре раза справляла.

– Ты не очень-то утруждайся, Федот Евграфыч. Ты теперь один у нас остался, вроде как на племя.

Хохочет. И ворот не застегнут.

– Ты теперь по дворам ходить будешь, как пастух. Неделю в одном дворе, неделю – в другом. Такая у нас, у баб, договоренность насчет тебя.

– Ты, Полина Егорова, совесть поимей. Солдатка ты или дамочка какая? Вот и веди соответственно.

– Война, Евграфыч, все спишет. И с солдат, и с солдаток.

Вот ведь петля какая! Выселить надо бы, а как? Где они, гражданские власти? А ему она не подчинена: он этот вопрос с крикуном-майором провентилировал.

Да, дум набралось кубометра на два, не меньше. И с каждой думой совершенно особо разобраться надо. Совершенно особо.

Все-таки большая помеха, что человек он почти что без образования. Ну, писать-читать умеет и счет знает в пределах четырех классов, потому что аккурат в конце этого четвертого у него медведь отца заломал. Вот девкам бы этим смеху было, если б про медведя узнали! Это ж надо – не от газов в мировую, не от клинка в Гражданскую, не от кулацкого обреза, не своей смертью даже – медведь заломал! Они, поди, медведя этого в зверинцах только и видели…

Из дремучего угла ты, Федот Васков, в коменданты выполз. А они – не гляди, что рядовые, – наука: упреждение, квадрант, угол сноса. Классов семь, а то и все девять: по разговору видно. От девяти четыре отнять – пять останется. И выходит, он от них на больше отстал, чем сам имеет…

Невеселыми думы были, и от этого рубал Васков дрова с особой яростью. А кого винить? Разве что медведя того невежливого…

Странное дело: до этого он свою жизнь удачливой считал. Ну, не то чтоб совсем уж двадцать одно выходило, но жаловаться не стоило. Все-таки он со своими неполными четырьмя классами полковую школу закончил и за десять лет до старшинского звания дослужился. По этой линии ущерба не было, но с других сторон, случалось, судьба флажками обкладывала и два раза прямо в упор из всех стволов саданула, но Федот Евграфыч устоял все ж таки. Устоял…

Незадолго перед финской женился он на санитарке из гарнизонного госпиталя. Живая бабенка попалась: все бы ей петь, да плясать, да винцо попивать. Однако мальчонку родила. Игорьком назвали: Игорь Федотыч Васков. Тут финская началась, Васков на фронт уехал, а как вернулся назад с двумя медалями, так его в первый раз и шарахнуло: пока он там в снегах загибался, жена вконец завертелась и с полковым ветеринаром отбыла в южные края. Федот Евграфыч развелся с нею немедля, мальца через суд вытребовал и к матери в деревню отправил. А через год мальчонка его помер, и с той поры Васков улыбнулся-то всего три раза: генералу, что орден ему вручал, хирургу, осколок из плеча вытащившему, да хозяйке своей Марии Никифоровне за догадливость.

Вот за тот осколок и получил он свой теперешний пост. В пакгаузе имущество кое-какое осталось, часовых не ставили, но, учредив комендантскую должность, поручили ему пакгауз тот блюсти. Трижды в день обходил старшина объект, замки пробовал и в книге, которую сам же завел, делал одну и ту же запись: «Объект осмотрен. Нарушений нет». И время осмотра, конечно. Спокойно служилось старшине Васкову. Почти до сего дня спокойно. А теперь…

Вздохнул старшина.

На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться, Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки.

Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.

А здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели, как в парной, а в двенадцати дворах оставалось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать самогон чуть ли не из комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и присматривались; на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не выветривался липкий запах местного первача.

Комендант разъезда, хмурый старшина Васков, писал рапорты по команде. Когда число их достигало десятка, начальство вкатывало Васкову очередной выговор и сменяло опухший от веселья полувзвод. С неделю после этого комендант кое-как обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них лишь числа да фамилии.

Чепушиной занимаетесь! - гремел прибывший по последним рапортам майор. - Писанину развели! Не комендант, а писатель какой-то!..

Шлите непьющих, - упрямо твердил Васков: он побаивался всякого громогласного начальника, но талдычил свое, как пономарь. - Непьющих и это… Чтоб, значит, насчет женского пола.

Евнухов, что ли?

Вам виднее, - осторожно говорил старшина..

Ладно, Васков!… - распаляясь от собственной строгости, сказал майор. - Будут тебе непьющие. И насчет женщин тоже будут как положено. Но гляди, старшина, если ты и с ними не справишься…

Так точно, - деревянно согласился комендант.

Майор увез не выдержавших искуса зенитчиков, на прощание еще раз пообещав Васкову, что пришлет таких, которые от юбок и самогонки нос будут воротить живее, чем сам старшина. Однако выполнить это обещание оказалось не просто, поскольку за три дня не прибыло ни одного человека.

Вопрос сложный, - пояснил старшина квартирной своей хозяйке Марии Никифоровне. - Два отделения - это же почти что двадцать человек непьющих. Фронт перетряси, и то - сомневаюсь…

Опасения его, однако, оказались необоснованными, так как уже утром хозяйка сообщила, что зенитчики прибыли. В тоне ее звучало что-то вредное, но старшина со сна не разобрался, а спросил о том, что тревожило:

С командиром прибыли?

Не похоже, Федот Евграфыч.

Слава богу! - Старшина ревниво относился к своему комендантскому положению. - Власть делить - это хуже нету.

Погодите радоваться, - загадочно улыбалась хозяйка.

Радоваться после войны будем, - резонно сказал Федот Евграфыч, надел фуражку и вышел.

И оторопел: перед домом стояли две шеренги сонных девчат. Старшина было решил, что спросонок ему померещилось, поморгал, но гимнастерки на бойцах по-прежнему бойко торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из-под пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов.

Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта, - тусклым голосом отрапортовала старшая. - Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.

Та-ак, - совсем не по-уставному сказал комендант. - Нашли, значит, непьющих…

Целый день он стучал топором: строил нары в пожарном сарае, поскольку зенитчицы на постой к хозяйкам становиться не согласились. Девушки таскали доски, держали, где велел, и трещали как сороки. Старшина хмуро отмалчивался: боялся за авторитет.

Из расположения без моего слова ни ногой, - объявил он, когда все было готово.

Даже за ягодами? - бойко спросила рыжая. Васков давно уже приметил ее.

Ягод еще нет, - сказал он.

А щавель можно собирать? - поинтересовалась Кирьянова. - Нам без приварка трудно, товарищ старшина, - отощаем.

Федот Евграфыч с сомнением повел глазом по туго натянутым гимнастеркам, но разрешил:

На разъезде наступила благодать, но коменданту от этого легче не стало. Зенитчицы оказались девахами шумными и задиристыми, и старшина ежесекундно чувствовал, что попал в гости в собственный дом: боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти куда без стука, не могло теперь быть и речи, и, если он забывал когда об этом, сигнальный визг немедленно отбрасывал его на прежние позиции. Пуще же всего Федот Евграфыч страшился намеков и шуточек насчет возможных ухаживаний и поэтому всегда ходил, уставясь в землю, словно потерял денежное довольствие за последний месяц.

Да не бычьтесь вы, Федот Евграфыч, - сказала хозяйка, понаблюдав за его общением с подчиненными. - Они вас промеж себя стариком величают, так что глядите на них соответственно.

Федоту Евграфычу этой весной исполнилось тридцать два, и стариком он себя считать не согласился. Поразмыслив, он пришел к выводу, что все это есть меры, предпринятые хозяйкой для упрочения собственных позиций: она-таки растопила лед комендантского сердца в одну из весенних ночей и теперь, естественно, стремилась укрепиться на завоеванных рубежах.

Ночами зенитчицы азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки: вокруг пожарного сарая вечно сушились какие-то их тряпочки. Подобные украшения старшина считал неуместными и кратко информировал об этом сержанта Кирьянову:

Демаскирует.

А есть приказ, - не задумываясь, сказала она.

Какой приказ?

Соответствующий. В нем сказано, что военнослужащим женского пола разрешается сушить белье на всех фронтах.

Комендант промолчал: ну их, этих девок, к ляду! Только свяжись: хихикать будут до осени…

Дни стояли теплые, безветренные, и комара народилось такое количество, что без веточки и шагу не ступишь. Но веточка - это еще ничего, это еще вполне допустимо для военного человека, а вот то, что вскоре комендант начал на каждом углу хрипеть да кхекать, словно и вправду был стариком, - вот это было совсем уж никуда не годно.

А началось все с того, что жарким майским днем завернул он за пакгауз и обмер: в глаза брызнуло таким неистово белым, таким тугим да еще восьмикратно помноженным телом, что Васкова аж в жар кинуло: все первое отделение во главе с командиром младшим сержантом Осяниной загорало на казенном брезенте в чем мать родила. И хоть бы завизжали, что ли, для приличия, так нет же: уткнули носы в брезент, затаились, и Федоту Евграфычу пришлось пятиться, как мальчишке из чужого огорода. Вот с того дня и стал он кашлять на каждом углу, будто коклюшный.

А эту Осянину он еще раньше выделил: строга. Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются. Странная была Осянина, и поэтому Федот Евграфыч осторожно навел справочки через свою хозяйку, хоть и понимал, что той поручение это совсем не для радости.

Вдовая она, - поджав губы, через день доложила Мария Никифоровна. - Так что полностью в женском звании состоит: можете игры заигрывать.

Старшина промолчал: бабе все равно не докажешь. Взял топор, пошел во двор: лучше нету для дум времени, как дрова колоть. А дум много накопилось, и следовало их привести в соответствие.

О повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Материалы для работы над повестью.

Б.Васильев – известный российский писатель, наибольшую известность получили его произведения «В списках не значился», «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война», также Б.Васильев является автором исторических романов.

Б.Васильев родился в семье кадрового военного в 1924 году. В 1941 году он ушел добровольцем на фронт. Именно поэтому его произведения на военную тематику звучат так пронзительно остро, затрагивая наши души всякий раз, когда мы обращаемся к ним.

Повесть «А зори здесь тихие» принесла известность и популярность Б.Васильеву как писателю, в 1969 году за эту повесть ему даже была присуждена Государственная премия. Новаторство этого произведения было в тематике: Б.Васильев поднял тему «женщина на войне».

Произведения Б.Васильева о Великой Отечественной войне имеют занимательные сюжеты, за развитием которых читатель следит с огромным интересом. Например, читая повесть «А зори здесь тихие», мы все надеемся, что девушки и старшина Васков справятся с превосходящим по численности противником, победят его и останутся живы. Следя за сюжетом повести «В списках не значился» мы переживаем за главного героя, который, теряя друзей и силы, оставшись в одиночестве, продолжает вести борьбу с врагом, и мы вместе с ним очень хотим, чтобы он уничтожил как можно больше фашистов и остался жить.

Однако не только увлекательность сюжета является достоинством произведений Б.Васильева. Главным для писателя всегда было стремление вести разговор на нравственную тематику: о трусости и предательстве, о самопожертвовании и героизме, о порядочности и благородстве.

Повесть «А зори здесь тихие» привлекает необычностью сюжета: на жестокой, бесчеловечной войне, где и мужчине трудно с эмоциями совладать и физические лишения претерпеть, такими же солдатами войны становятся девушки, добровольно ушедшие на фронт. Им по 18-19-20 лет. Они имеют разное образование: некоторые из них учились в вузах, некоторые имеют лишь начальное образование. У них разный социальный статус: кто-то из интеллигентской семьи, кто-то из глухой деревни. У них разный жизненный опыт: кто-то уже и замужем побывал и мужа на войне потерял, а кто-то лишь жил мечтами о любви. Их командир, наблюдающий за ними, старшина Васков, тактичный и чуткий, жалеет своих бойцов, понимает, как тяжело им дается армейская наука. Ему бесконечно жаль этих девчонок, выполнявших вместе с ним невыполнимую боевую задачу и погибших при столкновении с превосходящим по силе и мощи противником. Эти девчонки погибли на заре своих лет, в самом расцвете красоты и молодости.

Центральными героями повести «А зори здесь тихие» являются пять девушек-зенитчиц и старшина, 32-летний Федот Евграфович Васков. Федот Васков – человек деревенский, с четырьмя классами образования. Однако он окончил полковую школу и уже 10 лет на военной службе, дослужился до старшины. Еще до Великой Отечественной войны он участвовал в военных кампаниях. С женой ему не повезло: попалась легкомысленная, гулящая да пьющая. Сына у Федота Евграфовича воспитывала мать, но не уберегла однажды: мальчик умер. Федот Евграфович ранен жизнью и судьбой. Но не очерствился, не стал равнодушным, за все болеет душой. На первый взгляд, он дремучий увалень, не знающий ничего, кроме положений Устава.

Пять девушек-зенитчиц как пять типажей женщин.

Рита Осянина. Жена кадрового офицера, вышедшая замуж по большой сознательной любви, настоящая офицерская жена. Она, в отличие от бывшей жены старшины Васкова, посвятила всю свою жизнь мужу и на фронт пошла, чтобы продолжать его дело защитника Отечества. Рита наверняка красивая девушка, но для нее главное в жизни – долг, каким бы он ни был. Рита – человек долга.

Женя Комелькова. Девушка божественной красоты. Такие девушки созданы для того, чтобы любоваться ими. Высокая, длинноногая, рыжеволосая, белокожая. Женя тоже пережила личную трагедию – на ее глазах фашисты расстреляли всю ее семью. Но Женя никому не показывает свою душевную рану. Женя – девушка-украшение жизни, но она стала бойцом, мстителем.

Соня Гурвич. Девушка из еврейской семьи, в которой ценилось образование. Соня тоже мечтала получить университетское образование. Жизнь Сони – это театр, библиотека, поэзия. Соня – девушка духовная, но и ее война заставила стать бойцом.

Лиза Бричкина. Девушка из глухой деревни может быть, самый полезный боец из всех пятерых, ведь не зря ей Васков дает самое трудное задание. Живя в лесу с отцом-егерем, Лиза обучилась многим премудростям жизни вне цивилизации. Лиза – девушка земная, народная.

Галя Четвертак. Подруга Жени и Риты. Природа не наделила ее хоть каким-то намеком на женскую красоту, не дала она ей и удачливости. Галя – девушка, у которой судьба, или Бог, или природа отняли красоту, интеллект, духовность, силу – в общем, почти все. Галя – девушка-воробышек.

Действие происходит в мае 1942 года. Можно сказать, идет 1-й год Великой Отечественной войны. Противник еще силен и в чем-то превосходит Красную Армию, в которой бойцами становятся даже юные девушки, заменяя погибших отцов и мужей. Где-то далеко по всему фронту идут ожесточенные бои, а здесь, в лесном глухом краю, не передний край обороны, но враг все же ощущается, и война здесь тоже обозначила свое присутствие, к примеру, налетами вражеской авиации. Место, в котором служат девушки-зенитчицы, не столь опасно, но неожиданно возникает чрезвычайная ситуация.

Характеристика персонажей.

Старшина Васков – командир небольшой зенитной точки, находящейся в тылу, в задачу которой входит уничтожение вражеской авиации, совершающей налеты на нашу землю. Место, в котором он служит командиром, не является передним краем, но Васков прекрасно понимает, что его задача тоже важна, и он с честью относится к порученному делу. Он переживает за то, что в этом относительно спокойном месте солдаты теряют, так сказать, боевую форму, спиваются от безделья. Он получает выговоры за плохую воспитательную работу, но все равно пишет рапорты начальству и просит прислать непьющих бойцов. Он и думать не думал, что, выполняя его просьбу прислать непьющих, ему пришлют целый отряд девушек. Трудно ему пришлось с его новыми бойцами, но старался найти с ними общий язык, хотя ему, застенчивому по части женского пола, привыкшему не лясы точить, а делом доказывать свою состоятельность, очень трудно с острыми на язык женщинами. Васков не пользуется у них авторитетом, служит, скорее, лишь объектом для насмешек. Девушки не разглядели в нем очень неординарную личность, настоящего героя.

Он воплощение героя из народных сказок. Он их тех солдат, которые и кашу из топора сварят, и «шилом бреются и дымом греются» . Ни одна из девушек, может, кроме Лизы Бричкиной, в относительно мирных обстоятельствах не поняли сущности его героической натуры. А героизм его, конечно, не заключался в умении громко кричать «За мной!» и бросаться на амбразуру, зажмурив глаза. Он из тех «сущностных», редких, может, сейчас людей, на которых можно положиться в любой ситуации. Он настоящий мужик, которого враг не испугает, в каком бы количестве он перед ним не предстал. Васков сначала думает, а потом действует. Он натура гуманистическая, потому что душой болеет за своих бойцов, не хочет, чтобы они погибали зря. Ему не нужна победа любой ценой, но себя он не жалеет. Он настоящий живой мужик, потому что он не аскет. Он делит постель с хозяйкой квартиры просто из жизненной необходимости, просто потому, что так сложились обстоятельства, а он привык жить в гармонии с окружающим миром да и не противно ему это.

Рита Осянина – человек долга. Настоящая комсомолка, потому что любит свою Родину. И замуж выходит за пограничника, потому что пограничник стоит на страже Родины. Наверное, Рита в большей степени вышла замуж за идею, хоть и по любви. Рита – это идеал, который воспитывали Партия и комсомол. Но Рита не ходячая идея. Это действительно идеал, потому что она еще и настоящая женщина: мать и жена. А также хорошая подруга. Рита тоже из тех людей, на которых всегда можно положиться.

Женя Комелькова, скорее, противоположность Риты в том, что касается женской сущности. Если Рита больше существо социальное, то Женя сугубо личностное. Такие, как Женя, никогда не делают так, как все, как большинство, а тем более так, как положено. Такие, как Женя, всегда нарушают законы. Они чувствуют, что у них есть такое право, потому что они особенные, они Красавицы. Любой мужчина простит любой красавице любую вину. Но за внешней хрупкостью и хрустальностью жениной красоты скрывается очень сильная натура. Как известно, жизнь у красавиц нелегкая. Они встречаются с завистью, им постоянно приходится доказывать, что они чего-то стоят в этой жизни, жизнь-борьба закаляет их. Женя боец по жизни. Это позволяет Жене и на войне вести бой до последнего. Женя погибла как герой. Будучи красавицей, она не требовала привилегий для себя.

Лиза Бричкина не красавица, в отличие от Жени. Но Лизу сближает с Женей то, что она так же живет сердцем, нутром. Она не получила школьного образования из-за болезни матери (как когда-то в свое время Васков из-за смерти отца), но она развила свою душу, размышляя о том, что окружало ее. Лиза страстно мечтала о любви и даже сама переступила законы женского поведения, но бог не дал ей совершить ошибку. И теперь на заставе Лиза встретила свой идеал в хмуром, неразговорчивом старшине Васкове. Лиза сломя голову бросилась исполнять поручение Васкова. Несмотря на то, что оно было очень опасное, Лиза ни на минуту не задумалась об этом. Все, что угодно, она была готова исполнить для него и даже, если нужно, жизнью своей пожертвовать, лишь бы он сказал: «Молодец, боец Бричкина.»

Соня Гурвич – человек совсем другой истории и другой культуры. Соня – человек еврейской культуры. Ее религия – это общемировая культура. Соня училась на переводчика с английского языка, чтобы быть еще ближе к мировым достижениям духовности или чтобы приближать их к родине. Соне свойственна сдержанность и аскетизм, но и под ее «бронированными» платьями, и под солдатской гимнастеркой билось трепетное и в то же время стоическое сердце.

Галка Четвертак - слабый человек, держащийся возле сильных девушек, ее подружек. Она еще не успела научиться такой же стойкости, как у них, но, наверное, очень хотела этого. Если бы мир не был нарушен войной, Галка могла бы стать актрисой, потому что всю жизнь примеряла на себя различные роли, может быть, она стала бы писательницей, потому что фантазия ее была безгранична.

Идейно-тематический анализ.

Тема.

Тема повести – «женщина на войне». Выбор этой темы гуманистичен. Это очень важно – поднимать такую тему, рассматривать нюансы существования женщины в условиях войны.

Идея.

Идея повести в том, чтобы показать противоестественность такого факта как женщина на войне. Природная задача женщины – рожать и растить детей. А на войне она должна убивать, идя против своей природной сущности. Кроме того, само явление войны убивает женщин, продолжательниц жизни на земле. А следовательно, убивает и жизнь на земле. Общеизвестен также такой факт, что именно после войны в нашей стране распространилось курение среди женщин, явление, уродующее женскую натуру.

Конфликт.

В повести есть внешний и внутренний конфликт.

Внешний конфликт на поверхности: это борьба девушек-зенитчиц под командованием старшины Васкова с превосходящим по силе противником. Это конфликт трагедийного звучания, потому что неопытные девчонки сталкиваются с заведомо непобедимым врагом: враг превосходит количественно и качественно. Врагом девушек являются обученные, физически крепкие, подготовленные мужчины.

Внутренний конфликт – это столкновение нравственных сил. Злая, преступная воля политического деятеля, руководствующегося бредовыми безнравственными идеями, выступает против жизни на земле. Борьба этих сил. И победа добра над злом, но ценою невероятных усилий и потерь.

Анализ художественных особенностей.

Из художественных особенностей, на которые можно обратить внимание, надо отметить использование слов и выражений разговорного стиля. Ярче всего представлена эта особенность в речи Васкова. Его речь характеризует его как человека необразованного, деревенского. Вот он говорит: «ихние», «ежели что», «шебуршат», «девоньки», «аккурат» и др. Он формулирует свои мысли фразами, похожими на пословицы: «Мужикам война эта – как зайцу курево, а уж вам…», «Щебет военному человеку – штык в печенку»… А вот это совсем уж из народной речи: «Есть на что приятно поглядеть». Именно Васков со своей народной речью оформляет канву повествования. Он организует диалоги. И они всегда наполнены шутками, его личными афоризмами, официально-деловыми выражениями из устава, адаптированными к обстановке. Он утешает в горести, дает мудрые наставления, направляет в нужное русло жизнь и деятельность отряда.

Вот пример такого диалога.

Эх, девчоночки вы мои, девчоночки! Съели-то хоть кусочек, спали-то хоть вполглазика?

Не хотелось, товарищ старшина…

Да какой я вам теперь старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат. Вот так Федотом и зовите. Или - Федей, как маманя звала.

А Галка?

Погибли наши товарищи смертью храбрых. Четвертак в перестрелке, а Лиза Бричкина в болоте утопла. Не зря погибли: сутки выиграли. Теперь наш черед сутки выиграть. И помощи не будет, а немцы идут сюда. Так что давайте помянем сестренок наших, а там и бой надо будет принимать. Последний. по всей видимости.

Сюжетный анализ.

Исходное событие.

Исходное событие – это, конечно, начало войны. Именно начавшаяся война изменила жизнь героев, заставила их жить по-новому, в новых условиях, в новых обстоятельствах. У некоторых героев война разрушила все, что было ценного в их жизни. Героям приходится отстаивать свое право жить на своей земле с оружием в руках. Герои исполнены ненавистью к врагу, но они понимают, что враг хитер, коварен, силен, и просто так, с одним желанием, с ним не справишься, необходимо будет чем-то пожертвовать. Однако все они надеются, что счастье еще придет к ним. Например, Рита Осянина уже счастлива тем, что, переведясь на разъезд, имеет возможность видеть сына два-три раза в неделю. Да и другие девушки, хоть и не забыли о той боли, которую причинил им враг, все же не находятся в подавленном настроении, а и в этих условиях, выполняя боевую задачу, находят возможность радоваться жизни.

Основное событие.

Завязкой событий является то, что Рита, возвращаясь в часть, увидела диверсантов. Это означало, что враг уже пробрался в тыл армии и начинает создавать угрозу изнутри. Этого врага необходимо уничтожить. Старшина Васков, узнав от Риты, что диверсантов всего два человека, берется за выполнение этой задачи, просчитав, что с таким врагом он и девушки-помощницы сумеют справиться самостоятельно. Он создает группу из пяти девушек, возглавляет эту группу, и они отправляются на выполнение задачи. Выполнение этой задачи становится центральным событием, во время которого раскрываются характеры героев, проявляется их сущность.

Центральное событие.

Центральное событие – это борьба девушек и Васкова с фашистами-диверсантами. Это столкновение происходит в лесу возле Вопь-озера. В самом начале этого события девушки и Васков узнают, что они ошиблись: диверсантов не двое, как они предполагали, а шестнадцать человек. Они не уходят с выбранной позиции, надеясь, что им удастся обмануть врага. Конечно, это не было наивной надеждой, они понимали, что силы неравны, но долг не позволил бы им сбежать, спасая свои жизни. Васков старался предусмотреть возможные опасности, но импульсивность и эмоциональность девушек не поддается ни контролю, ни планированию.

Первой погибает Лиза Бричкина. Она не послушала предупреждений Васкова об осторожности и не взяла слегу, без которой нельзя идти по болоту. Ей так хотелось как можно быстрее выполнить поручение старшины, что она пренебрегла своей безопасностью. Затем погибает Соня Гурвич, опрометчиво бросившаяся за кисетом Васкова, потому что по доброте душевной хотела сделать приятное для командира. Следующей стала Галя четвертак. Она в панике выбежала из укрытия и попала под пулеметный огонь.

Эти девушки погибли именно по-женски, то есть потому, что совершили импульсивные, необдуманные действия, а на войне так нельзя. Однако женщина женщине рознь. Рита Осянина и Женя Комелькова показали пример истинного мужества и героизма, схватившись в этой жестокой борьбе с вчетверо превосходящим противником. Противник отступил, но девушки погибли. Они погибли как героини. Они не уступили врагу, но проиграли ему, отдав свои жизни в этой борьбе.

Финальное событие.

После боя, который приняли Васков, Женя и Рита, в живых осталось только шесть немцев. Они отошли в свое укрытие. Васков, потеряв в бою Женю и Риту, поклялся отомстить за девушек. Сам раненый, едва держась на ногах от усталости и боли, он убивает часового и застает спящих немцев врасплох. Из оружия у него была только граната без запала и наган с последним патроном. Но воля, решимость, смелость, неожиданность и напор, а также то, что немцы не поверили, что он напал на них в одиночку, помогли ему не просто расстрелять их, завладев автоматом, но он взял их в плен и привел в расположение советских войск.

Главное событие.

Послевоенное время. В тех местах, где разворачивались события пьесы, отдыхающие (родившиеся уже после войны) ловят рыбку и наслаждаются тишиной и красотой этих мест. Они видят, что туда приезжают старик без руки и мужчина-военный, которого зовут Альберт Федотыч. Эти мужчины приехали, чтобы поставить в тех местах памятник. Мы понимаем, что этот старик тот самый старшина Васков, а военный – это его приемный сын Альберт Осянин. Красота этих мест особенно видна в финальной сцене, и нам ясно, что девушки погибли за то, чтобы зори в этих местах и по всей России всегда были тихими.

Сверхзадача.

Сверхзадача автора в том, чтобы показать, что Добро побеждает Зло. Даже погибнув, Добро все равно торжествует над Злом. Победа Зла если и бывает, она бывает лишь временной. Таков закон Божественной справедливости. Но чтобы победить, Добру почти всегда надо погибнуть. Так было и в истории с Иисусом Христом. И все же, несмотря на смерть, Добро погибает для продолжения жизни. И она продолжается. И значит, нет смерти для него. Значит, и для нас, если мы будем делать добро.


Похожие публикации