Трагедии на авиашоу разных лет. Львовский кошмар

По данным на утро воскресенья, в авиакатастрофе на Львовском аэродроме "Скнылив" погибли 83 человека, в том числе 19 детей, сообщил "Интерфаксу" оперативный дежурный Министерства по чрезвычайным ситуациям страны. 116 человек получили травмы. Из них в больницах Львова остаются 66. 18 человек находятся в тяжелом состоянии. На данный момент опознано 45 погибших, сообщили в областном управлении МЧС . В воскресенье глава государственной комиссии по расследованию авиакатастрофы Евгений Марчук сообщил, что в морге находятся 13 фрагментов тел. Евгений Марчук сказал, что опознать погибших будет очень трудно, поскольку большинство людей были без документов, кроме того, многие из них приехали на авиашоу из районов и даже из других областей. Указом президента Украины Леонида Кучмы , понедельник, 29 июля объявлен на Украине днем траура. Трагедия произошла днем 27 июля, когда истребитель Су-27УБ, демонстрируя фигуру высшего пилотажа, рухнул на зрителей. Двум пилотам - летчику-испытателю первого класса полковнику - Владимиру Топонарю и летчику первого класса Юрию Егорову - удалось катапультироваться. С травмами позвоночника они госпитализированы. Летчики уже допрошены прокуратурой. Медучреждение, в котором находятся летчики, взято под охрану. Президент страны Леонид Кучма, прервавший отпуск в Крыму и срочно вылетевший во Львов, уволил главнокомандующего Военно-воздушными силами страны Владимира Стрельникова , а министр обороны Владимир Шкидченко по поручению президента уволил командующего 14-м авиакорпусом Сергея Онищенко . Между тем глава государственной комиссии по расследованию авиакатастрофы Евгений Марчук заявил, что комиссия рассматривает несколько версий случившегося. В воскресенье на брифинге во Львове он назвал две из рассматривающихся версий: халатность командования Военно-воздушных сил Вооруженных сил Украины и 14-й авиационной армии, а также возможный отказ техники. Марчук сказал, что все версии будут рассмотрены, но говорить об окончательных причинах пока рано. "Никто пока не может сказать, когда мы узнаем об истинных причинах аварии, но общую картину мы сможем понять приблизительно через неделю", - сказал Марчук. Глава комиссии также заявил, что найден черный ящик разбившегося самолета, и будет проведена его экспертиза. Кроме того, он сообщил, что имеется в наличии вся документация по разбившемуся самолету, в частности, информация о прохождении техосмотра. Планируется также, что будет создан макет самолета и проведено трехмерное моделирование ситуации, что может помочь в расследовании причин аварии. Министр обороны Украины попросился в отставку Министр обороны Украины Владимир Шкидченко подал президенту страны Леониду Кучме заявление об отставке. Об этом сообщил "Интерфаксу" руководитель Главного управления по вопросам информационной политики администрации президента Украины Сергей Васильев . Агентство напоминает, Шкидченко был назначен на должность министра обороны 12 октября 2001 года после отставки Александра Кузьмука в связи с катастрофой российского Ту-154, сбитого над Черным морем в ходе учений ПВО Украины. А корреспондент ИТАР -ТАСС Михаил Мельник сообщает, что пилот Су-27 во время авиашоу во Львове пытался осуществить элемент высшего пилотажа, пролетев как можно ниже над землей. Об этом заявил один из очевидцев трагедии Ярослав Янчак - председатель Галицкого авиационно-технического общества, бывший военный летчик. Он отметил, что, по его мнению, "пилот пытался повторить подвиг Валерия Чкалова , а именно пролететь как можно ближе к земле, имитировав пролет под мостом". По словам Янчака, "самолет полетел над толпой, а когда он начал снижать высоту, отказали двигатели". "Взрыв был негромкий, в небо взметнулся столб пламени и дыма", - сказал очевидец. Прокуратура Украины задержала экс-главнокомандующего ВВС В субботу президент Украины Леонид Кучма отправил в отставку главнокомандущего ВВС генерал-полковника Виктора Стрельникова. И в тот же день Стрельников был задержан Генеральной прокуратурой. А вместе с генерал-полковником следователи задержали троих руководителей 14-го авиакорпуса, причастных к трагедии во Львове. Таким образом, власти сделали первые выводы о причинах катастрофы во Львове. Речь идет о серьезных просчетах в организации полетов ВВС в целом и на авиашоу, в частности. Также возбуждено уголовное дело против обоих пилотов Су-27, сообщает ИТАР-ТАСС. Президент Украины освободил от должности начальника генштаба Леонид Кучма своим освободил генерала-полковника Петра Шуляка от должности начальника генерального штаба вооруженных сил Украины. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в главном управлении информационной политики администрации президента. В управлении также отметили, что в последнее время, в том числе и на момент катастрофы во Львове, унесшей жизни 83 человек, в том числе 19 детей, Петр Шуляк исполнял обязанности министра обороны Украины.


В Львове (Украина) во время авиационного праздника на зрителей рухнул истребитель Су-27 , сообщает НТВ. По уточненным данным, погибли 66 человек, свыше 100 госпитализированы с ранениями различной степени тяжести. Состояние многих человек оценивается как критическое.

Пилотам самолета удалось катапультироваться. Трагедия произошла в 13:50 мск во время авиашоу, посвященного 60-летию 14-го авиационного корпуса ВВС Украины.

Двухместный истребитель украинских ВВС Су-27 во время шоу врезался в землю. При этом он протаранил несколько самолетов, которые стояли на летной полосе. На месте падения истребителя вспыхнул пожар.

Причины падения самолета пока неизвестны. По предварительным данным, пилотировавший истребитель полковник ВВС Украины не справился с управлением. Создана специальная комиссия по расследованию причин трагедии.

На месте катастрофы приступила к работе комиссия, которая должна установить причины катастрофы. По уточненным данным, ее возглавляет секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук, а не как ранее сообщалось, исполняющий обязанности министра обороны страны Петр Шуляк.

По уточненным данным МЧС Украины, в результате катастрофы истребителя Су-27УБ на авиашоу во Львове погибли 70 человек, в том числе 5 детей. Ранения получили 111 человек. Пострадавшие размещены в пяти клиниках Львова.

Установлением причин катастрофы займется государственная комиссия, которую по распоряжению президента Украины Леонида Кучмы возглавил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук. Минобороны Украины утверждает, что причиной катастрофы стал отказ двигателей самолета на низкой высоте.

28 июля 2002
РБК

Пилоты истребителя Су-27 , рухнувшего на толпу зрителей в субботу во время авиашоу под Львовом, получили тяжелые травмы. Как сообщили в штабе ВВС Украины, пилотировавшие истребитель летчики Владимир Топонарь и Юрий Егоров сделали все возможное, чтобы отвести истребитель, у которого заглохли двигатели, в безлюдное место. При падении самолета на бетонную взлетную полосу автоматически сработали штатные катапульты. Во время катапультирования оба летчика получили тяжелые травмы позвоночника.

В настоящее время пилоты Су-27 находятся в бессознательном состоянии в одной из львовских больниц, где врачи борются за их жизнь.

Причина случившейся на авиашоу во Львове трагедии, в результате которой погибли и получили ранения десятки людей, не в технике, заявил бывший командующий ВВС Московского округа, Герой Советского Союза генерал-полковник Николай Антошкин. "Даже если бы произошел отказ двух двигателей Су-27 , этой трагедии можно было бы избежать", - отметил он.

По мнению Антошкина, под руководством которого создавалась пилотажные группы "Русские витязи" , "Стрижи" и "Небесные гусары", в случавшимся есть серьезная вина группы руководства полетами, которые должны были вмешаться в ситуацию. "При малейшем отклонении от программы полета руководитель должен был дать команду на прекращение выполнения фигур. Мне приходилось проводить до 120 авиашоу в год, как в подмосковной Кубинке, так и за рубежом, и даже ночью. Но всегда безопасность была на первом месте. Мы категорически запрещали приближаться к зрителям ближе 200 метров и снижаться ниже 70 метров. Здесь это требование было нарушено", сказал Антошкин.

Президент Украины Леонид Кучма заявил в субботу в ходе пресс-конференции во Львове, что он намерен запретить дальнейшее проведение в стране авиационных салонов. Об этом сообщает агентство Reuters.

Выражая свою оценку произошедшей катастрофы, Кучма подчеркнул, что воздушным вооружённым силам следует сконцентрироваться на выполнении своих непосредственных обязанностей, а не на представлениях для широкой публики.

Как сообщает агентство РИА "Новости", президент Украины заявил, что все виновные в авиакатастрофе понесут наказание. Президент подчеркнул, что трагедия не останется без внимания государства. "Каждая пострадавшая семья получит моральную и материальную помощь", - добавил он.

29 июля 2002
РБК

Причиной авиакатастрофы во Львове стали серьезные просчеты со стороны ВВС Украины в подготовке и осуществлении полетов, в частности, при организации авиашоу. Такие выводы сделали представители украинской гепрокуратуры.

Следственные органы подозревают бывшего главнокомандующего ВВС Украины генерал-полковника авиации Виктора Стрельникова и командующего 14-м авиационным корпусом генерал-лейтенанта авиации Сергея Онищенко в совершении уголовного преступления, которое определяется как "небрежное отношение воинского лица к службе, которое привело к тяжелым последствиям".

В. Стрельников и три высших офицера 14-го авиакорпуса уже взяты под стражу. Также уголовное дело возбуждено в отношении двух летчиков, пилотировавших Су-27 . Президент Украины Леонид Кучма своим указом освободил от занимаемой должности начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины Петра Шуляка. Прошение об отставке подал президенту министр обороны Владимир Шкидченко.

На Украине объявлен траур по погибшим в результате катастрофы. По последним данным, опознаны останки 72 из 83 жертв трагедии. Тела еще 11 человек пока идентифицировать не удается. Это связано с тем, что на авиашоу присутствовали не только местные жители, но и приезжие, многие из которых не имели при себе документов.

Напомним, что во время выполнения в субботу демонстрационного полета военный самолет Су-27 зацепил крылом землю и затем врезался в толпу людей, наблюдавших за представлением. В результате погибли 83 человека, в том числе 19 детей, 116 человек получили ранения.

30 июля 2002
РТР-Вести

Пилоты Су-27 , разбившегося во время авиашоу во Львове, утверждают, что их полетная карта отличалась от реальности, с которой они столкнулись после взлета - расположения зрителей и летного поля. В итоге они поменяли маршрут, уже находясь над аэродромом. Кроме того, пилоты подтвердили следователям прокуратуры, что в баках Су-27 был излишек горючего, и вообще это была совершенно не та машина, на которой они тренировались перед проведением авиашоу.

Против пилотов Су-27 - полковников авиации Владимира Топонаря и Юрия Егорова - возбуждено уголовное дело по 416-й статье УК - нарушении правил эксплуатации самолетов, приведшем к катастрофе. У палаты одного из винницких госпиталей, где лежат летчики, выставлена охрана. Пилоты, служившие в элитном подразделении "Украинские соколы", успели катапультироваться за несколько секунд до удара о землю. Сейчас специалисты яростно обсуждают не только причины аварии, но и то, как пилоты при таком положении падающего самолета умудрились его покинуть. Один из экспертов отметил, что "уже то, как катапультировались полковники, подтверждает их высокий профессиональный уровень". Вряд ли с такой оценкой согласятся пострадавшие и родственники погибших.

Бывший командир пилота Топонаря Виктор Россошанский сообщил, что никогда не замечал у своего подчиненного "качеств воздушного лихача", и предполагает, что причиной аварии могли стать причины чисто технического характера, которые могли быть усугублены ошибкой пилотирования. После просмотра видеозаписи господину Россошанскому показалось, что Су-27 шел на роковой вираж без форсажа.

Государственная комиссия по расследованию причин трагедии, судя по формулировке представлений генеральной прокуратуры на возбуждение уголовного дела против пилотов, вероятно, остановится на версии о человеческом факторе - то есть ошибке пилотов, считает "Коммерсант". При этом все равно в выводах комиссии будет присутствовать тезис об изношенности материальной части ВВС и конкретного истребителя. Уже сейчас были преданы гласности данные о том, что данный Су-27 был введен в состав военно-воздушных сил Украины после раздела военного имущества между Россией и Украиной еще в 1992 году. При этом, по данным Министерства обороны РФ, Киев не закупал запасные части у российского производителя в течение последних трех лет.

В то же время, по словам Евгения Марчука, возглавляющего специальную комиссию, отпадает "орнитологическая" версия катастрофы - пилоты не слышали удара птиц в фюзеляж. В "птичью" версию не верит и генеральный прокурор Станислав Пискун, заявивший на пресс-конференции: "Я не думаю, что птицы будут виноваты в том, что самолет работал на недопустимой высоте над людьми. По-прежнему вероятной остается "техническая" версия падения". Это подтвердил господин Марчук, который сообщил, что "изучается вся техническая документация, остатки самолета находятся в отдельном ангаре, где их осматривает специалист". По словам главы комиссии, первые аргументированные выводы можно будет делать только к концу этой недели. К этому времени будут обработаны данные "черных ящиков" и создана трехмерная компьютерная модель катастрофы.

03 августа 2002
http://top.rbc.ru/

Главными причинами катастрофы самолета Су-27 на авиашоу во Львове были неправильная организация мероприятия и ошибка пилотов, заявил глава правительственной комиссии по расследованию аварии, председатель Совета безопасности и обороны Украины Евгений Марчук, передает АР. По его словам, следствие установило, что при исполнении фигур высшего пилотажа пилоты истребителя отклонились от заданной траектории полета Организаторы шоу, в свою очередь, не предприняли необходимых мер по обеспечению безопасности зрителей. Ранее в ходе отработки версий катастрофы самолета Су-27 на авиашоу во Львове государственная комиссия по расследованию причин трагедии отклонила несколько версий падения самолета. В частности, комиссия выяснила, что причиной катастрофы самолета не могла стать неисправность двигателей, поскольку они работали до самого падения машины на землю. Также комиссия исключает на 95% и версию о сбоях в системах управления.

Кроме того, подчеркнул Марчук, "первичный осмотр двигателей отклонил версию о попадании птицы в турбину, хотя с самого начала эта версия была вероятной, поскольку в зоне аэродрома было действительно много птиц". По его словам, после просмотра видеозаписи эксперты сказали, что птицы были далеко от самолета. Тем не менее, как отметил Марчук, комиссия выяснила, что "орнитологическая служба, которая обязана отпугивать птиц, этого не сделала".

В результате трагедии 27 июля погибли 84 человека, в том числе 27 детей. Среди погибших есть граждане России и стран Балтии, сообщил Е. Марчук. Ранения получили 146 человек, трое из них по-прежнему находятся в больнице в тяжелом состоянии. Пять жертв катастрофы до сих пор не опознаны. 16 детей потеряли одного или обоих родителей.

На Украине накануне возобновлены полеты военных самолетов, приостановленные ранее в связи с авиакатастрофой самолета Су-27 на авиашоу во Львове. Такое решение было принято президентом Леонидом Кучмой после доклада министра обороны Владимира Шкидченко о готовности авиационных частей к проведению летных смен, сообщает УФС.

По данным украинского Минобороны, во всех военных частях, подчиненных Военно-воздушным силам Украины, на прошлой неделе кроме плановых были проведены дополнительные занятия. Особенное внимание уделялось соблюдению мер безопасности при проведении полетов, обслуживанию авиационной, автомобильной и специальной техники. В авиационных гарнизонах полеты будут проводиться согласно плану боевой подготовки.

Непосредственной причиной авиакатастрофы на львовском аэродроме "Скнылив" было отклонение от задания полета. Об этом заявил глава Государственной комиссии по расследованию причин трагедии, которая произошла на авиашоу во Львове 27 июля, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук. По словам Е. Марчука к катастрофе причастны не только пилоты. Среди других причин он назвал нестандартную ситуацию расположения зоны зрителей и зоны полета, а также малые размеры взлетной полосы, за границы которой выносило самолет, передает УФС. Е. Марчук опроверг утверждение, что трагический случай был вызван столкновением самолета в воздухе с каким-либо предметом.

07 октября 2002
izv.info

Следствие предъявило обвинения четырем военачальникам в связи с катастрофой самолета Су-27УБ во Львове 27 июля, в результате чего погибло 77 человек. Об этом сообщили сегодня в пресс-службе генпрокуратуры Украины.

К уголовной ответственности привлечены бывший главком ВВС генерал-полковник Виктор Стрельников, бывший командующий 14-го авиационного корпуса генерал-лейтенант Сергей Онищенко, бывший его заместитель по боевой подготовке генерал-майор Анатолий Третьяков и помощник руководителя полетов на аэродроме, руководитель полетов в пилотажной зоне для самолета подполковник Юрий Яцюк. Следствие установило, что выполнение элементов высшего пилотажа было организовано и осуществлено с нарушением нормативных документов. В ближайшее время будут предъявлены обвинения и другим лицам, причастным к организации и проведению этого полета, передает ИТАР-ТАСС.

Также возбуждено уголовное дело в отношении летчиков Су-27УБ - полковников Владимира Топонаря и Юрия Егорова. Обвинение им пока не предъявлено, так как оба пилота находятся на лечении в военно-медицинском центре ВВС. Большая продолжительность следствия объясняется проведением 115 судебно-медицинских экспертиз людей, получивших телесные повреждения. Количество пострадавших, но оставшихся в живых в авиакатастрофе достигло 492 человек. Материальные убытки от повреждения техники в результате падения самолета оцениваются в $3.3 млн.

3 февраля во Львове из следственного изолятора под подписку о невыезде освобожден первый пилот истребителя Владимир Топонарь, один из обвиняемых по делу о катастрофе Су-27 во время авиашоу. Он направлен в госпиталь на лечение.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, один из обвиняемых по делу о катастрофе Су-27 Владимир Топонарь освобожден из СИЗО по состоянию здоровья, он направлен на лечение. По этому делу в качестве обвиняемых также проходят 13 человек, в том числе 8 высокопоставленных украинских военных. По материалам комиссии, расследовавшей причины авиакатастрофы, 77 человек погибли из-за ошибки пилотов и плохой организации авиашоу. Напомним, катастрофа произошла 27 июля 2002 года на военном аэродроме "Скнылов" подо Львовом.

Расследование причин авиакатастрофы Су-27 на аэродроме "Скнылив" во Львове в ближайшее время будет завершено.

Об этом 26 марта сказал на пресс-конференции заместитель генерального прокурора Украины Александр Атаманюк. Он отметил, что сейчас расследование этого уголовного дела находится в стадии завершения.

По словам Александра Атаманюка, адвокаты по делу о катастрофе Су-27 поставили перед экспертами ряд дополнительных вопросов относительно летно-технической и летно-служебной экспертиз. "И после получения ответов на вопросы адвокатов дело будет завершено", - отметил заместитель генпрокурора.

В то же время, по словам Александра Атаманюка, он не считает, что расследование этого дела "продолжается длительное время". "Нам нужно было допросить свыше четырехсот пострадавших, многие из которых находились на лечении, провести ряд экспертиз", - объяснил заместитель генпрокурора.

Как сообщалось ранее, в конце февраля Александр Атаманюк сообщил, что по делу о катастрофе Су-27 уже проведено много экспертиз, а комплексная авиационно-техническая экспертиза вскоре завершится. Он утверждал, что учтены абсолютно все запросы адвокатов.

Между тем, как сообщил тогда же адвокат помощника руководителя полетами Юрия Яцюка, Генпрокуратура отказала Юрию Яцюку в ходатайстве о привлечении в группу экспертов специалистов с опытом полетов на малых высотах.

В Украине утвержден порядок проведения парадов и показов вооружения и военной техники, который направлен на обеспечение безопасности гражданского населения - выполнять полеты над зрителями категорически запрещено.

Порядок подготовки и проведения при участии личного состава с использованием вооружения и военной техники ВСУ потенциально опасных мероприятий в присутствии гражданского населения утвержден соответствующим постановлением Кабинета министров Украины от 26 марта, а его действие распространяется на все воинские формирования.

В документе определено, что проведение развлекательных мероприятий с привлечением военизированных формирований, а также с использованием авиационной и другой боевой техники и вооружения запрещается.

Постановлением определено, что парады войск проводятся как смотр войск (сил) в дни празднований государственных дат, а также важных событий государственного и военного значения, в том числе и после завершения больших воинских учений (маневров) по особому распоряжению министра обороны.

К участию в параде допускаются экипажи боевых машин, самолетов, кораблей и судов, которые прошли курс обучения по специальным программам, успешно сдали экзамены и зачеты, а также выполнили не менее пяти практических тренировок.

Наземный показ вооружения и военной техники предусматривает демонстрацию технических возможностей образцов вооружения и военной техники без демонстрации применения оружия.

В ходе воздушного показа возможна демонстрация технических возможностей образцов летательных аппаратов без применения авиационных средств поражения, десантирования личного состава аэромобильных войск, войск специального назначения.

Морской показ предусматривает демонстрацию технических возможностей образцов военных кораблей, катеров и вспомогательных судов, средств поисково-спасательной службы ВМС ВСУ без демонстрации применения вооружения и средств поражения.

Воздушные демонстрации летательных аппаратов с демонстрацией их технических возможностей, как групповые, так и одиночные, проводятся за пределами населенных пунктов на аэродромах, полигонах, над морем. Выполнять полеты над зрителями категорически запрещается.

Запрещается проведения смотра вооружения и военной техники одновременно с демонстрацией их возможностей (практическим применением).

27 июля 2002 года во время демонстрационных полетов на аэродроме "Скнылив" подо Львовом потерпел катастрофу военный истребитель Су-27 . Погибли 84 человека, в том числе 27 детей, 116 человек получили ранения.

Владимир Топонарь, пилот самолета Су-27 , катастрофа которого на авиашоу во Львовской области на Украине привела к гибели 77 человек, заявил, что трагедия произошла из-за "некорректной работы" левого двигателя. В ходе проверки двигателей самолета перед вылетом выяснилось, что "параметры левого находятся на границе допустимых показателей", заявил Топонарь в интервью, опубликованном в пятницу в украинской газете "Факты".

"Основная причина падения самолета - резкий недобор левым двигателем необходимой мощности" во время выполнения фигуры высшего пилотажа - "полубочка", пояснил летчик. По его словам, самолет очень слабо наращивал скорость и не выходил из пикирования, поэтому экипажу пришлось выйти на критические углы атаки, что приводит к увеличению крена и потере высоты.

"Тогда я принял единственное, на мой взгляд, правильное решение - решил бороться до конца, вплоть до касания самолетом земли с возможным последующим отрывом от нее", - заявил Топонарь. Он отметил, что экипаж остался жив только благодаря второму пилоту Юрию Егорову, который в последнюю секунду привел в действие катапульту.

Вместе с тем Топонарь отметил многочисленные ошибки организаторов при планировании авиашоу. В частности, вместо выделения стандартного летного пространства площадью 5-10 км длиной и 5 км шириной, организаторы предоставили площадь лишь 2,5 на 1,5 км. Кроме того, на летном поле отсутствовала разметка, как это положено при проведении подобных шоу.

Владимир Топонарь отвергает обвинения в том, что выполнялись незапланированные фигуры высшего пилотажа. "Руководители полотов, увидев какое-либо нарушение, в любую минуту могли изменить полетное задание, поскольку это входит в их служебные обязанности", - сказал он.

Катастрофа, произошедшая 27 июля 2002 года на аэродроме "Скнылов" во Львовской области унесла жизни 77 человек, среди которых 28 - дети. Генеральная прокуратура Украины проводит расследование трагедии, и намерена привлечь к уголовной ответственности по делу о крушении самолета Су-27 13 должностных лиц. Генеральная прокуратура уже предъявила обвинения командующему ВВС Виктору Стрельникову, бывшему командующему 14-м авиационным корпусом Сергею Онищенко, бывшему заместителю командующего 14-м корпусом Анатолию Третьякову, помощнику руководителя полетов Юрию Яцюку и пилоту самолета Владимиру Топонарю.

Как заявил ранее глава комиссии по расследованию причин катастрофы, "однозначно установлено, что пилоты отступили от графика, вышли за пределы зоны, нарушили полетное задание, но почему они это сделали - возникает очень много вопросов, которые не менее важны, чем непосредственно действия пилотов". Также комиссия отвергла версию о том, что самолет был неисправен. До 3 февраля Владимир Топонарь находился в СИЗО, позже был переведен в госпиталь в связи с резким ухудшением здоровья.

Военный апелляционный суд Центрального региона во Львове огласил приговор шести летчикам по делу авиакатастрофы на аэродроме "Скнилов" три года назад.

Командир экипажа Су-27 Владимир Топонарь осужден на 14 лет лишения свободы, второй пилот Юрий Егоров - на 8 лет. Руководитель полетов в зоне пилотажа Юрий Яцюк и управляющий авиашоу Анатолий Третьяков получили по 6 лет. Ответственный за соблюдение правил безопасности Анатолий Лукиных осужден на 4 года условно.

Накануне приговора все подсудимые заявили, что своей вины в трагедии не признают.

Во время авиашоу 27 июля 2002 года истребитель Су-27 упал на зрителей, которые находились на летном поле. Погибли 77 человек, в том числе 28 детей, пострадали 543 человека.

"Один из пилотов разбившегося самолета Су-27, которым суд 24 июня вынес приговор, не признает себя виновными. Они считают, что причиной аварии, повлекшей многочисленные человеческие жертвы, стал отказ двигателя или какой-то внешний фактор. После оглашения приговора Владимир Топонарь, командовавший Су-27, заявил, что "это не суд, а судилище" и что он обратится с кассационной жалобой в Верховный суд.

В четверг, когда завершилось судебное следствие, были отклонены ходатайства Владимира Топонаря о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно видеокассет и дисков, на которых были сняты неизвестные летающие объекты возле злосчастного Су-27 во время полета. Ходатайства были отклонены потому, что отснятые кадры были неизвестного происхождения, а следовательно, могут быть поддельными, и Топонарь не мог объяснить, что это за неопознанные объекты.

Второй пилот Юрий Егоров обвинение воспринял спокойно. Еще накануне он заявил, что больше всего его наказала смерть 77 человек, и иногда он жалеет, что не погиб в самолете. Егоров рассказывает, что когда катапультировался, о гибели людей еще не знал. Кнопку катапульты нажал несознательно.

Как сообщал ранее "Полит.ру", суд признал сегодня двух пилотов виновными в падении самолета во время авиашоу во Львое 27 июля 2002 года. Тогда самолет рухнул на толпу людей. В итоге погибли 77 человек, в том числе более 30 детей, а пострадали 543 человека.

Топонарь приговорен к 14 годам тюрьмы. Также его обязали также выплатить 7,2 млн гривен (около 1 млн 300 тысяч долларов) в пользу государства в качестве компенсации за ущерб. Егоров приговорен к 8 годам и выплате 2,458 млн гривен (около 450 тысяч долларов).

Также было наказано авиационное начальство. Командующий 14-го авиакорпуса Анатолий Третьяков и замруководителя полетами Юрий Яцюк приговорены к 6 годам заключения и выплате по 700 тысяч гривен каждый (около 130 тысяч долларов). К 4 годам лишения свободы условно и выплате 200 тысяч гривен (около 35 тысяч долларов) приговорен начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса Анатолия Лукиных. Ответственный за подготовку экипажа Олег Дюбецкий оправдан.

Осужденные по делу катастрофы Су-27 во время авиашоу во Львове в июле 2002 года командир экипажа Су-27 Владимир Топонарь, член экипажа Юрий Егоров, бывший заместитель командующего 14-го авиакорпуса, руководитель полетами Анатолий Третьяков просят Верховный Суд отменить приговоры. Об этом сообщил адвокат еще одного осужденного - помощника руководителя полетами на авиашоу Юрия Яцюка Виталий Домашовец, передают "Украiнськi Новини".

Домашовец напомнил, что приговор его подзащитного был обжалован ранее, а теперь и остальные осужденные подготовили кассационные жалобы в Верховный Суд. "Все они уже написали кассации", - сказал адвокат, напомнив, что в пятницу истек последний день, когда это было возможно.

Еще один адвокат Яцюка Ярослав Зейкан заявил, что адвокаты остальных осужденных отказались их защищать. "Наши летчики остались без адвокатов и Бог им судья, этим адвокатом, которые их оставили", - отметил он.

По словам Зейкана, приговор суда по этому делу - необъективен, поскольку при его вынесении на суд оказывали психологическое давление пострадавшие в результате катастрофы. "При помощи этого приговора пытались как-то залечить раны тех людей, которые неизлечимы", - отметил адвокат.

По словам летчиков, катастрофа Су-27 была вызвана многим факторами. Они признают, что при выполнении фигуры пилотажа Топонарь сделал лишний маневр, который привел к падению самолета, однако указывают, что суть проблемы в том, что самолет исполнял эти фигуры прямо над зрителями.

Как сообщалось, адвокат Домашовец обжаловал в Верховном Суде приговор его подзащитному Яцюку. 24 июня Военный суд Центрального региона приговорил обвиняемых по делу катастрофы самолета Су-27 во Львове в июле 2002 года к 4-14 годам лишения свободы. В частности, суд приговорил Яцюка к 5 годам лишения свободы (с возмещением убытком государству в размере 0,7 млн. гривен). Яцюк был взят под стражу в зале суда. Суд признал Яцюка виновным по ст. 416 (нарушение правил полетов или подготовки к ним, а также нарушение правил эксплуатации летательных аппаратов, что привело к катастрофе или к другим тяжелым последствиям).

30 ноября 2004 года Военный суд Центрального региона начал рассматривать на выездном заседании во Львове уголовное дело по катастрофе Су-27.

В июле 2002 года на аэродроме "Скнилов" во Львове во время авиашоу разбился военный самолет Су-27, в результате чего на месте погибло 74 человека, 3 умерли в больнице и пострадало 292 человека.

Военная судебная комиссия Верховного суда Украина оставила в силе в части срока отбывания наказания приговор осужденным по делу катастрофы Су-27 во время авиашоу во Львове в июле 2002 года. Такое решение суд огласил в четверг, передают "Украiнськi новини".

Кроме того, суд изменил решение военного суда Центрального региона в части денежного взыскания. Суд установил, что сумма взыскания с осужденных в 11,453 млн гривен подлежит изменению, поскольку не соответствует материальным возможностям осужденных.

Суд решил взыскать с командира экипажа Су-27 Владимира Топонаря 150 тыс. гривен, с руководителя полетами Анатолия Третьякова - 100 тыс. гривен, с члена экипажа Юрия Егорова, помощника руководителя полетами Юрия Яцюка и бывшего начальника Службы безопасности полетов 14 авиакорпуса Анатолия Лукиных - по 50 тыс. гривен.

В результате катастрофы Су-27 на авиашоу на аэродроме "Скнилов" погибли 77 человек, 292 человека получили ранения.

См. дополнительно:

13 лет назад в Украине произошла крупнейшая авиационная катастрофа – на Скниловском аэродроме. Во время проведения авиашоу во Львове в результате падения СУ – 27 погибло 78 человек, из них — двадцать восемь детей . Пострадало — еще 250 человек




В тот день, 27 июля 2002 года, около десяти тысяч человек пришли посмотреть авиационное шоу, приуроченное юбилею авиационного корпуса ВВС Украины.

Пилоты высшей категории Владимир Топонарь и Юрий Егоров, должны были продемонстрировать фигуры на Миг-29, однако самолет не смог вылететь во Львов. Пришлось его заменить на СУ-27.

Во время показательных полетов на военном аэродроме Скнилов во Львове самолет упал на зрителей. Самолет сначала задел дерево, потом крылом землю, несколько раз перевернулся и влетел в толпу людей. Пилоты Топонарь и Егоров успели катапультироваться. Они не признавали своей вины, обвинив организаторов в том, что те не предусмотрели безопасного расстояния от зрителей.



В результате авиакатастрофы пострадало 392 человека , погибло 77 , в том числе 28 несовершеннолетних , трое детей остались сиротами , 13 – полусиротами . 12 человек остались на всю жизнь инвалидами , восемь лечатся в психбольницах .



Споры о причинах аварии продолжаются до сих пор . Среди них называют и неисправность самолета , и непродуманность выступления , и отсутствие у летчиков летной практики .



В конце концов, наказание за авиакатастрофу понесли около десяти человек. Пятерых посадили, в том числе Владимира Топонаря до 14 лет и Юрия Егорова до 8 лет. Им инкриминировали отклонение от летного задания, низкий профессионализм и халатность. Впоследствии срок пилотам сократили до восьми и трех лет.

К Скниловской трагедии величайшей катастрофой во время авиашоу было столкновение над авиабазой Рамштайн в Германии. В 1988 году во время выступления итальянских пилотов в воздухе столкнулись три из десяти самолетов "Аермаккі", после чего они упали на зрителей. Тогда погибло семьдесят человек, еще три сотни получили ранения.

Ведет программу Дмитрий Волчек. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Владимир Ивахненко, Дмитрий Казнин и эксперт киевского Центра исследования армии, конверсии и разоружения Сергей Сгурец.

Дмитрий Волчек: По уточненным данным жертвами субботней катастрофы истребителя Су-27 во время празднования юбилея 14 авиационного корпуса ВВС Украины стали 83человека, более 100 получили ранения. В понедельник состоялись первые похороны погибших на авиа-шоу под Львовом. В связи с катастрофой президент Украины Леонид Кучма отправил в отставку нескольких руководителей министерства обороны, полеты военных самолетов над украинской территорией временно запрещены. Из Киева передает Владимир Ивахненко.

Владимир Ивахненко: Трагедия во Львове стала самой большой катастрофой за всю историю авиа-шоу. В минувшую субботу в ходе показательного полета истребитель Су-27, выполняя один из маневров, зацепил кроны деревьев и спустя несколько секунд упал на зрителей. В результате падения самолета погибли 83 человека, в том числе 23 ребенка, и почти 200 получили ранения.

Согласно предварительным результатам следствия причиной катастрофы стали просчеты в организации и проведении полетов, а также халатность военных. В воскресенье президент Украины подписал указ о снятии с должности с формулировкой "по служебному несоответствию" начальника Генерального штаба Петра Шуляка, в этот же день рапорт об отставке написал глава военного ведомства Владимир Шкидченко. Свое решение он объяснил моральной ответственностью за гибель людей. Однако президент пока не принял отставку министра обороны.

Следствие уже сделало вывод о том, что во время авиа-шоу не были обеспечены достаточные меры безопасности. По требованию прокуратуры арестованы генерал Владимир Стрельников, уволенный в субботу с поста командующего Военно-воздушными силами и еще несколько высокопоставленных военных. Их обвиняют в нарушении правил организации и проведения полетов. Уголовное дело возбуждено и против двух пилотов разбившегося Су-27. На первом допросе летчики заявили, что поле и размещение зрителей не соответствовали плану полетов, и они были вынуждены изменить маршрут самолета. Работающая во Львове государственная комиссия рассматривает и версию о неисправности истребителя, на котором, как выясняется, пилоты никогда ранее не тренировались. Возможно, окончательные выводы о причинах катастрофы будут названы после расшифровки всех данных найденного бортового самописца. По решению главы государства на территории Украины запрещено проведение авиасалонов. А министерство обороны временно приостановило полеты всех военных самолетов, кроме находящихся на боевом дежурстве.

Между тем, некоторые эксперты называют львовскую трагедию следствием кризиса в украинской армии, на ее вооружении находятся давно устаревшие самолеты, которые всего лишь несколько раз в году поднимаются в небо; из-за отсутствия горючего военные пилоты не могут налетать требуемой количество часов и таким образом теряют навыки и свою квалификацию. Как заявил лидер украинских коммунистов Петр Симоненко, львовская трагедия - закономерный итог бесхозяйственности и безответственности власти, демонстрация полной потери обороноспособности государства. По последним данным министерства по чрезвычайным ситуациям в больницах Львова остаются 70 пострадавших, состояние 21 из них медики оценивают как крайне тяжелое. Правительство обещает в случае необходимости обеспечить лечение пострадавших за рубежом. В понедельник во Львове и некоторых районах области состоялись похороны 45 погибших. Это не первая катастрофа, произошедшая по вине военных. В октябре минувшего года украинская ракета случайно сбила над Черным морем российский Ту-154; тогда погибли все 78 пассажиров и членов экипажа. Субботняя катастрофа во Львове может оказаться не последней. Для того, чтобы подобные трагедии не повторялись, по мнению многих украинских политиков, необходимы радикальные реформы национальных Вооруженных Сил.

Дмитрий Волчек: О ходе расследование авиакатастрофы и мерах, которые принимают украинские власти, я беседовал с экспертом киевского Центра исследования армии, конверсии и разоружения Сергеем Сгурцом. Господин Сгурец, какие уроки следует извлечь из львовской трагедии, и можно ли было, на ваш взгляд, ее избежать?

Сергей Сгурец: Этой трагедии можно было избежать, потому что, как становится ясно, были нарушены требования безопасности при подготовке подобного шоу. С другой стороны, особенность подобных трагедий состоит в том, что, когда украинская ракета сбила самолет Ту-154, который пролетал над Черным морем с пассажирами, опять крайними сделали должностных лиц, которые были просто уволены с должностей. При этом не были решены коренные проблемы, которые лежат в основе: с одной стороны, крайне малое финансирование Вооруженных Сил, с другой стороны, очень медленные темпы реформы. И чем армия меньше получает денег, тем она опаснее для своего народа.

Дмитрий Волчек: Если я вас правильно понял, вы считаете принимаемые властями меры неадекватными, эту цепь отставок, в частности?

Сергей Сгурец: Это наиболее поверхностное решение проблемы. То есть, какой смысл снимать командующего ВВС? Смысл в этом, конечно, есть, но это не решает саму проблему. Какой смысл сажать его в следственное отделение службы безопасности и всех сажать в камеру, если в государстве нет ответственности за то, почему армия получает так мало средств, и почему летчики, которые должны летать 100-150 часов в год, летают максимум 10 часов в год? Кто за это отвечает?

Дмитрий Волчек: Вы считаете главной проблемой недостаточное финансирование армии?

Сергей Сгурец: Если мы говорим о состоянии боеготовности Вооруженных Сил, то проблема именно в недостаточном финансировании армии. Если мы говорим об этой трагедии, то здесь и показуха, и желание показать то, что состояние дел лучше, нежели на самом деле, и попытки решить проблемы шапочным разбором.

Дмитрий Волчек: Что касается показухи, сейчас президент принял решение запретить все авиа-шоу с использованием военных самолетов. Вы считаете это решение разумным?

Сергей Сгурец: На самом деле авиа-шоу с участием военных самолетов проводились не так часто. Это было, скажем, так: раз в два года на Украине проводятся военные парады, где привлекается авиационная техника; это военные парады ко Дню Военно-Морских Сил, где также используется авиация; и подобные мероприятия, которые закончились трагедией во Львове. Обычно запрет на авиа-шоу касается стандартных мероприятий, чтобы выяснить причины, почему упала та или иная машина. Что касается вообще запрета на подобные военно-воздушные мероприятия, то президент говорил о том, что такие мероприятия нужно проводить в случае крайней необходимости. Я думаю, что они вообще не будут проводиться, потому что теперь будут перестраховываться, как после неудачных ракетных пусков запретили проводить ракетные пуски на территории Украины. Теперь украинские ракетчики не стреляют: чтобы они стреляли, их нужно отвезти в Россию, заплатить за каждый пуск 100 тысяч долларов - это не по карману украинской армии; фактически это резко отразится на боеготовности. Было бы гораздо больше пользы, если бы президент заявил, что мы принимает решение создать условия для подготовки пилотов, чтобы они на самом деле летали, и эти полеты не были бы похожи на полеты летающих гробов.

Дмитрий Волчек: Сейчас многие эксперты говорят о том, что львовская трагедия обнажила кризис украинской армии. В чем компоненты этого кризиса? Вы уже сказали о недостаточном финансировании, другие примеры привели. Господин Сгурец, какие общие черты?

Сергей Сгурец: Сейчас происходит так, как и любой организм или механизм, который можно сравнить с организмом армейским, он еще черпает лимиты, в которых он может работать безопасно. До сих пор, по большому счету, армия украинская модернизировалась. Но модернизировать до бесконечности устаревающий организм невозможно, его нужно реформировать. Так вот, несмотря на то, что у нас очень много планов реформирования Вооруженных Сил в целом и отдельных видов Вооруженных Сил, на самом деле, не имея достаточного финансирования, планы реформ все время откладываются дальше и дальше. А сам организм военных приходит в негодность, увеличиваются ножницы между декларируемыми целями и реальным состоянием Вооруженных Сил. В этом случае высший генералитет должен набраться мужества и сказать о том, что армия не боеготовна, армия не способна выполнять поставленные задачи. Сделать такое заявление в принципе для высшего генералитета смерти подобно, потому что система ответственности украинской армии построена таким образом, что тот, кто говорит о проблемах, он же является и ответственным за то, что такие проблемы существуют. У нас такая парадоксальная ситуация получается, когда никто в государстве на самом деле не отвечает за то, почему не выполняется оборонный бюджет, даже утвержденный парламентом. То есть, деньги выделены, но на этот период времени армия получила лишь 7% от того, что она должна была получить за первое полугодие. Вот опять мы говорим о том, что нет возможности найти ответственное лицо на достаточно высоком уровне, которое бы взяло на себя ответственность за состояние армии в целом, а не тот вариант, когда мы имеем отдельных генералов, которые сидят в следственном изоляторе, и которых сделают "крайними". Они виноваты, но в целом проблема гораздо шире и глубже.

Дмитрий Волчек: А есть ли такой военачальник, на ваш взгляд, который мог бы потенциально взять на себя такую смелость и, может быть, провести такую реформу, о которой вы говорите?

Сергей Сгурец: Военная реформа проводится не силами военных. Это та ошибка, которая из года в год повторяется. На самом деле, провести реформы нужно не только армии, а всех силовых структур в целом, проводить комплексные реформы со взаимодействием всех структур, посмотреть, кто нужен, а кто не нужен. Но, парадоксальная ситуация: есть у нас программа реформирования Вооруженных Сил, она подписана президентом, но она не утверждается парламентом. Парламент, в то же время, выделяет деньги под программу, которую он не читал, не смотрел, но должен ее финансировать. Возникает противоречие между исполнительной и законодательной властью по поводу целей и сроков военной реформы. То есть, на данном этапе, я думаю, на Украине активизируется разговор о том, что нужно уровнять шансы исполнительной и законодательной власти в контроле за оборонной сферой, хотя, в принципе, на данном этапе больше шансов и больше рычагов управления находится в исполнительной ветке власти. Это один момент, и именно на волне этих обострившихся дискуссий возникнет вопрос как гражданском контроле в целом, так и сроках и темпах проведения военной реформы на Украине в более сжатые термины и с более кардинальными показателями, как по количеству вооружений, так и по количеству личного состава.

Дмитрий Волчек: Представители авиапредприятия "Пулково", которому принадлежал разбившийся в минувшее воскресенье недалеко от аэропорта "Шереметьево-1" авиалайнер Ил-86, опровергают информацию о том, что его экипаж перед вылетом в Санкт-Петербург не прошел положенный медосмотр, а сам самолет не был проверен на техническую исправность. Из Петербурга передает Дмитрий Казнин.

Дмитрий Казнин: Потерпевший накануне катастрофу самолет Ил-86 прошел необходимый техосмотр, а его экипаж - медицинское обследование. Об этом, опровергая появившиеся в средствах массовой информации сообщения о том, что ни технический, ни медицинский осмотр не были пройдены, заявили сегодня в пресс-службе авиапредприятия "Пулково". По словам пресс-секретаря авиапредприятия Елены Елагиной, проходить медосмотр в "Шереметьево-1" экипажу не требовалось, так как самолет совершал транзитный рейс.

Елена Елагина: Медосмотр экипаж прошел в городе Сочи, откуда выполнял рейс в Москву. Учитывая транзитную посадку и малое время стоянки в Москве, потому что в Москву авиалайнер прибыл в 13.43., а в Петербург вылетел в 15.18, то повторный медицинский осмотр не требуется в транзитном аэропорту. Получилось, что это рейс транзитный Сочи - Москва - Петербург.

Дмитрий Казнин: Технический осмотр самолета проводили техники, которые находились на борту Ила и которые числятся в списке погибших при катастрофе. Слово - пресс-секретарю авиапредприятия "Пулково" Елене Елагиной.

Елена Елагина: Что же касается технического осмотра, то он был произведен перед вылетом из Москвы силами инженерно- технического персонала, включенного в состав экипажа именно для того, чтобы осуществлять техническое обслуживание.

Дмитрий Казнин: Теперь невозможно сказать, какими были результаты этого техосмотра. Оперативное техническое обследование самолетов производится до и после каждого полета или силами находящихся на борту техников, как было в случае с Ил-86, или силами техслужб аэропорта, в котором находится самолет. По словам руководителя пресс-службы "Пулково" Константина Тарасевича, трудно сказать, существуют ли какие-нибудь документальные подтверждения проведенного предполетного техосмотра потерпевшего катастрофу лайнера. Между тем, полное техническое обследование авиалайнер прошел 7 апреля 2002 года в авиационно-технической базе аэропорта "Пулково". При этом никаких неполадок обнаружено не было. О причинах катастрофы ни руководство "Пулково", ни какие-либо другие службы пока не говорят. Уже появилось несколько версий возможных причин трагедии. Одна из них - отказ двигателя, еще одна версия - отказ системы управления. Слово - первому проректору Академии гражданской авиации пилоту первого класса Геннадию Коваленко.

Геннадий Коваленко: Мне кажется, что это, безусловно, не отказ двигателя. Если там что-то и отказало, то, как мне кажется, система управления. И меньше всего я хочу, просто зная, как обстоит дело с профессиональной подготовкой в аэропорту "Пулково", мне почему-то кажется, что экипаж должен был действовать там надежно и правильно. Система управления, как рассказывают очевидцы, что он "задрал нос", там это могло быть. Почему могло быть, я не знаю.

Дмитрий Казнин: При этом первый проректор Академии гражданской авиации Геннадий Коваленко не сомневается в профессиональных качествах Пулковских летчиков. По его словам, совсем недавно экипаж разбившегося лайнера отрабатывал на тренажерах возможные внештатные ситуации.

Геннадий Коваленко: Максимум квартал назад этот экипаж проходил тренировку на тренажере, отрабатывал возможный отказ двигателя, возможный пожар двигателя в полете, возможный отказ системы управления. Но мы знаем, что бывают такие отказы, мы их называем катастрофическими.

Дмитрий Казнин: Кроме того, по мнению первого проректора Академии гражданской авиации Геннадия Коваленко, ситуация с подготовкой личного состава на авиапредприятиях России оставляет желать лучшего.

Геннадий Коваленко: Мы проанализировали ситуацию, и получилось так, что достаточно большое количество командно-летного состава не повышало свою квалификацию около 10 лет.

Дмитрий Казнин: Первые официальные версии причины гибели Ил-86 появятся после расшифровки найденных на месте черных ящиков; произойдет это, по словам представителей пресс-службы "Пулково" только через несколько дней. Родственники погибших членов экипажа получат страховые выплаты в размере ста тысяч рублей на каждую семью. Об этом заявил Александр Швейдель, президент страхового общества "Конда", которое и застраховало экипаж авиалайнера.

Александр Швейдель: Люди были застрахованы на тысячу минимальных окладов. Это на сегодняшний день составляет 100 тысяч рублей на каждого застрахованного. Выгодоприобретатели после получения свидетельства о смерти сразу могут обратиться в комиссию по организации похорон и, в принципе, мы готовы выплачивать без промедления.

Дмитрий Казнин: Денежную компенсацию получат и оставшиеся в живых стюардессы Татьяна Моисеева и Арина Виноградова. Слово - президенту страхового общества "Конда" Александру Швейделю.

Александр Швейдель: По окончании их лечения будут приниматься решения. То есть то, что они получат страховую компенсацию, это абсолютно очевидно, но в каком объеме они получат, это будет видно уже из больничных листов.

Дмитрий Казнин: Борт самолета застрахован в страховом обществе "АФЕС" на три миллиона долларов. Здесь, прежде чем будут произведены выплаты, комиссия, занимающаяся выяснением причин гибели самолета, должна завершить работу. На данный момент в Пулково создана специальная похоронная комиссия, в которую, кроме представителей авиапредприятия, вошли и представители страховых компаний. Сегодня стало известно, что специального рейса для вылета родственников погибших членов экипажа организовано не будет. Как сообщили в пресс-службе "Пулково", двое родственников уже самостоятельно отбыли в Москву. Но если в Москву захочет полететь кто-то из оставшихся родственников, им будут предоставлены места на обычные рейсы. Пока, по словам представителя пресс-службы авиапредприятия "Пулково", никто из родственников погибших такого желания не высказал.

Еще со времен изобретения самолета братьями Райт, люди любят наблюдать за трюками пилотов в небе. Но, к сожалению, такие трюки не всегда заканчиваются успешно и иногда небезопасны для зрителей. Вот лишь некоторые фотографии крушений самолетов на авиашоу за последние двадцать с лишним лет.

(Всего 33 фото)

1. Два самолета пилотажной группы «Zelazny» столкнулись во время авиашоу в Радоме, Польша, 1 сентября 2007 года. Оба пилота погибли, но зрители на земле не пострадали. (AP Photo/ Darek Redos/FILE)

2. Три самолета итальянской пилотажной группы на аэродроме Ramstein 28 августа 1988 года. Один самолет взорвался и упал в толпу, в результате чего погибли 70 человек и были ранены еще 400. Через десять лет выжившие в катастрофе впервые решили потребовать компенсацию за моральный ущерб. (AP Photo/Charles Daughty)

3. Боинг B-17 «Летающая крепость» времен Второй мировой войны среди деревьев после неудачного взлета со взлетной полосы на авиасалоне в Уэст Мэйфилде, штат Пенсильвания, 23 августа 1987 года. В результате крушения пострадали 11 человек, 3 получили серьезные ранения. Никто не погиб. (AP Photo/Paul Hawthorne)

4. Горящий самолет на земле после столкновения трех итальянских самолетов на авиасалоне на аэродроме «Ramstein» 28 августа 1988 года. 14 апреля 2001 года бывший министр внутренних дел Германии и адвокат 82 выживших в той трагедии Герхарт Баум подтвердил, что возьмется за судебный процесс против Министерства обороны США, так как эксперты считают, что на аэродроме не были предприняты необходимые меры безопасности. (AP Photo/fls)

5. Огромное облако огня и бегущие в панике зрители на взлетно-посадочной полосе авиабазы «Ramstein». (AP-PHOTO/PE/ARD-TV)

6. Горящий итальянский самолет летит на толпу во время авиасалона на базе «Ramstein». (AP Photo/Georg Riedel)

7. Лодочники смотрят на упавший на озере Онтарио самолет канадской пилотажной группы «Canadian Snowbirds» в Торонто, 4 сентября 1989 года, после неудачи на авиашоу. Пилот самолета погиб. Авария произошла во время исполнения акробатического трюка пилотажной группой из 9 человек. (AP Photo/John Moorecraft)

8. Французские жандармы у обломков истребителя «МиГ-29», разбившегося во время представления на Парижском авиасалоне 9 июня 1989 года. Пилот пострадал, но не погиб. (AP Photo/Michel Lipchitz)

9. Пилот из Колорадо погиб, когда одномоторный самолет упал на авиашоу в аэропорту Санта Фе. Пилотом был Ричард Боббит, который не смог выполнить поворот во время исполнения вертикального трюка. Свидетели говорили, что Боббит взлетел прямо вверх, заглушив двигатель, чтобы потом снова включить его, когда самолет будет падать. Но двигатель не завелся. Боббит выступал вторым во время однодневного шоу, которое тут же было закрыто. (The Pennsylvania State University)

10. Разбитый биплан «Pitts» на земле рядом с местным аэропортом в 100 км к западу от Вены 10 августа 1996 года. В результате погиб 53-летний пилот и по совместительству хозяин отеля. Зрители авиашоу видели, как самолет упал с высоты 50 метров после неудачного трюка с вращением. (AP Photo/Paul Plutsch)

11. Береговая охрана рядом с обломками биплана «Pitt», который только что достали из реки Огайо 6 августа 1996 года. Спасателям пришлось отрезать левую сторону, чтобы достать тело пилота Клэренса Спила, который не успел даже отстегнуться. Спил упал на авиашоу, проходившем во время регаты «Три реки». (AP Photo/Keith Srakocic)

12. Часть истребителя «F-117A» падает на авиашоу в Миддл Ривер, штат Мэриленд, 14 сентября 1997 года. Истребитель затем врезался в два дома, в результате чего те загорелись, а несколько людей на земле получили незначительные ранения. Пилоту удалось спастись. (AP Photo/Charles S. Collier)

13. Два биплана столкнулись в воздухе на авиашоу в Киссимми, штат Флорида, 19 апреля 1998 года. Пилоты Джеймс Лавлэйс и Рэндалл Дрейк пилотажной группы «Red Baron Flying Group» погибли. (AP Photo/Sean Kelly)

14. Истребитель F4U «Корсар» столкнулся с самолетом F8F «Биркэт» и загорелся на взлетно-посадочной полосе на второй день авиасалона в Ошкоше, штат Висконсин, США, 29 июля 1999 года. Одного человека госпитализировали, пилот смог выбраться самостоятельно. (AP Photo/The Oshkosh Northwestern, Mark Andrews)

15. Бомбардировщик Британской королевской армии падает в озеро Онтарио на канадском Национальном авиасалоне. Четырехмоторный самолет низко планировал над озером и как раз поворачивал, когда случилась авария. Экипаж из семи человек погиб. (AP Photo/City T.V.)

16. Истребитель Су-27 упал на толпу зрителей на авиасалоне в Львове 27 июля 2002 года. Жители этого западноукраинского города два дня провели в трауре, после того как истребитель упал на авиасалоне, в результате чего погибли 83 человека, и еще 116 получили ранения. Это стало одной из самых ужасных аварий в истории авиасалонов. (AP Photo/Oleksi Shinkarenko)

17. Облако пламени на аэродроме после крушения самолета Су-27 во Львове 27 июля 2002 года. Су-27 выполнял пилотажный трюк, когда вдруг задел землю и проскользил по земле, прямо в толпе зрителей, а затем взорвался. Экипаж из двух человек выжил. (AP Photo/Yuri Rura)

18. Капитан Кристофер Стриклин катапультируется из самолета за секунду до его столкновения с землей 14 сентября 2003 года на авиасалоне в Айдахо. Не пострадавший Стриклин катапультировался, уведя самолет в сторону от 60 тысяч зрителей и убедившись, что ему удастся спасти самолет. Это была вторая авария с тех пор, как ВВС США начали использовать самолеты «F-16 Falcon» для демонстрационных полетов в 1982 году. Никто не пострадал. ВВС свалили причину аварии на ошибку пилота. (AP Photo/ Bennie J. Davis III/U.S. Air Force)

19. Истребитель «Thunderbird» падает на землю во время выступления на авиасалоне 14 сентября 2003 года в Айдахо. 31-летний пилот Крис Стриклин увел самолет в сторону от толпы, и истребитель стоимостью 23 миллиона долларов взорвался на глазах у 85-тысячной толпы. (AP Photo/ABC-TV via APTN)

20. Два самолета пилотажной группы «Masters of Disaster» столкнулись в воздухе на фоне третьего самолета на авиасалоне в Мус Джо, США, 10 июля 2005 года. Два самолета столкнулись в воздухе на ежегодном шоу. Зрители заявляют, что самолеты выполняли трюк и зацепились крыльями. (AP Photo/Moose Jaw Times Herald, Adam Dombowsky)

21. Облако пламени и обломков от одного из двух самолетов, столкнувшихся в воздухе на авиасалоне в Мус Джо 10 июля 2005 года. (AP Photo/CP, Moose Jaw Times Herald, Adam Dombowsky)

22. Пламя и дым за деревьями после крушения самолета в день открытия недельного авиасалона в Титусвилле, штат Флорида, 16 марта 2007 года. В результате погибли несколько зрителей. Пилот Кругман-Кади также погиб. (AP Photo/Phyllis Lilienthal)

23. Горящий самолет группы «Blue Angels» в Бьюфорте, штат Южная Каролина, 21 апреля 2007 года. Самолет упал во время авиашоу прямо на домики и трейлеры. Погиб пилот. (AP Photo/Fred Yelinek)

24. Солдаты на фоне обломков истребителя Су-27 из элитной пилотажной группы «Русские витязи», упавшего у поселка Денежниково, недалеко от Жуковского, к северу от Москвы 16 августа 2009 года. Два русских истребителя столкнулись на репетиции Московского авиасалона. В результате аварии погиб пилот, а один из самолетов упал на дачные дома. (AP Photo/Sergey Ponomarev)

25. Самолет «Super Decathlon» летит слишком низко перед тем как рухнуть на землю во время авиасалона в Бандунге, Западная Ява, Индонезия, 24 сентября 2010 года. Самолет рухнул и взорвался во время авиашоу, на который пришли сотни школьников. Пилота – единственного члена экипажа – срочно госпитализировали в тяжелом состоянии. Никто на земле не пострадал. (AP Photo/ Fauzan Budiman)

26. Рухнувший самолет на авиасалоне в Бандунге, Западная Ява, 24 сентября 2010 года. (AP Photo/ Fauzan Budiman)

27. Взрыв истребителя CF-18 во время тренировки в аэропорту Летбриджа, Альберта, Канада, 23 июля 2010. Пилот капитан Брайян Бьюс катапультировался перед столкновением с землей. (AP Photo/The Canadian Press, Lethbridge Herald, Ian Martens)

28. Капитан Брайян Бьюс успешно катапультируется со своего истребителя во время неудачной тренировки перед авиасалоном в Летбридже, Альберта, Канада. (AP Photo/The Canadian Press, Lethbridge Herald, Ian Martens, File)

29. Пилот Брайян Бьюс успешно катапультируется во время крушения самолета в Альберте, Канада. (AP Photo/The Canadian Press, Lethbridge Herald, Ian Martens, File)

30. Одномоторный самолет Т-28 пилотажной команды «Trojan Horsemen Demonstration Flight Team» из шести самолетов взрывается во время представления на авиасалоне в Мартинсбурге, Вайоминг. В результате двух аварий произошедших за два дня на двух разных авиашоу погиб один зритель. (AP Photo/Journal Newspaper, Ron Agnir)

31. Перевернутый самолет «Р-51 Мустанг» перед падением на авиасалоне в городе Рино, штат Невада, 16 сентября 2011 года. Самолет упал на зрительские места. (AP Photo/Grass Valley Union, Tim O"Brien)

32. Самолет «Р-51 Мустанг» в падении на авиасалоне в Рино. Самолет времен Второй мировой войны, пилотируемый 75-летним Джимми Лиуордом, рухнул на землю во время популярного ежегодного авиасалона. (AP Photo/Garret Woodman)

33. Самолет «Р-51 Мустанг» разбивается на краю зрительских трибун на авиасалоне в Рино. (AP Photo/Ward Howes)

Похожие публикации