Согласные шипящие. Твердые непарные шипящие согласные звуки

Разделы: Начальная школа

Цель урока: пополнить знания детей о твердости – мягкости согласных звуков: [ж], [ш] – всегда твердые; [ч"],[щ"] – всегда мягкие.

  • создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);
  • способствовать закреплению знаний детей о правописании буквосочетаний жи-ши;
  • содействовать формированию навыков грамотного письма;
  • развивать у учащихся связную устную и письменную речь.
  • привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.

Оборудование:

1) компьютер, проектор, экран;
2) учебник “Русский язык” 1 класс (автор Н.В. Нечаева) Самара: Издательство “Учебная литература” : Издательский дом “Федоров”, 2008;
3) образцы с печатными и письменными буквами ж, ш;
4) таблица-опора с правилом: “Жи-ши пиши с буквой и!”

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Чистописание.
  3. Словарно-орфографическая работа.
  4. Активизация имеющихся знаний. Работа над новым материалом.
  5. Физкультминутка.
  6. Первичное закрепление.
  7. Обучающая самостоятельная работа.
  8. Физкультминутка.
  9. Актуализация полученных знаний.
  10. Упражнение на развитие логического мышления.
  11. Итог урока.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Сегодня, ребята, у нас не обычный урок, а урок игра – путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде.

Чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужно приобрести билеты и разместиться по вагонам. Для этого отгадайте загадки. Сегодня нам их подготовили Ткаченко Элла, Павленко Александр, Клименко Александра и Любимова Ксения.

1. Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук. (Ж)

2. Ах, табуретка хороша!
Перевернул и буква… (Ша)

3. Какой звук повторяется:
Два щенка щека к щеке
Щиплют травку в уголке. ([Щ"])

4.Какой звук повторяется:
В ночи не кирпичи
Лопочут на печи.
Лопочут на печи
В опаре кирпичи. ([Ч"])

  1. Какие звуки дают эти буквы? (Согласные, шипящие.)
  2. На какие две группы можно разделить эти звуки? ([ж, ш] – всегда твердые; [ч", щ"] – всегда мягкие)

– Молодцы! Вот и куплены билеты. И мы отправляемся на станцию Чистописание.

II. Чистописание.

Запись на доске:

Жж Шш Жжж Шшш

Найдите закономерность и допишите по образцу в тетради.

III. Словарно-орфографическая работа.

Вставьте пропущенную букву и обозначьте орфограмму.

(Ученики записали слова: корова, машина, земляника, карандаши.)

– Посмотрите внимательно, какое правило еще встречается в этих словах?

(Ши – пиши с буквой и .)

– Подчеркните эту орфограмму

IV. Активизация имеющихся знаний. Работа над новым материалом.

  • Посмотрите, наш поезд проезжает мимо домиков двух братьев ЖИ и ШИ. Домики разные. Один домик высокий, другой – низкий. Причем ЖИ не живет в низком домике. В каких домиках живут братья?
  • Правильно! ЖИ – в высоком, а ШИ – в низком.

    Братья ЖИ и ШИ хотят рассказать что-то очень интересное. Но сначала вы должны ответить на их вопросы.

    • Можно ли звуки [ж] и [ш] произнести так, чтобы они стали мягкими?
    • Не получается? А почему?
    • Правильно! Эти звуки всегда твердые!
    • А вот история, которую хотел вам рассказать брат ЖИ .

    Пришел как-то брат ЖИ к брату ШИ и спросил:
    “Подскажи мне, брат мой ШИ ,
    Как писаться должен я?”
    И ответил брату ШИ :
    “С буквой И ты дружи,
    Потому что ЖИ и ШИ
    Пишут только с буквой И ”.
    Тут и вспомнил братец ЖИ ,
    Что стрижи, чижи, ножи,
    И ужи, и камыши,
    И ерши, карандаши,
    Мыши, крыши, шалаши
    Пишут только через И .

    1. Ребята, давайте попробуем и мы составить слова с ЖИ и ШИ .

    (Получились слова: лыжи, жираф, уши, ужи, шина, мыши.)

    • Сравните слова: уш и – уж и. (Изменилась буква – изменилось значение слова.)
    • Еще раз прочитайте слова и скажите, как произносятся звуки [ж] и [ш]?
    1. Поезд прибыл на станцию Жишино. Чтобы все пассажиры правильно заняли свои места, верно вставьте буквы в слова.
    2. (Дети работают в карточках.)

      Ж. раф, морж. , уж. ,
      мыш. , ёж. к, стриж. , чиж. .

    3. У учеников на партах заготовленные карточки с предложениями.
    • вставить верную букву;
    • подчеркнуть орфограмму;
    • найти основу предложения.

    (Пчела жужж. т. Змея ш. пит. А лежебока рыж. й кот
    Отлежал себе ж. вот.)

    V. Физкультминутка.

    Поймай звук! Я читаю слова, а ребята приседают, когда услышат буквосочетания жи – ши, и хлопают в ладоши, если таких буквосочетаний нет.

    Парта, камыши, ужи, стол, лужи, доска, жираф, жир, машина,дом, молоко, шуршат, жуют, живут.

    VI. Первичное закрепление.

  • Работа по учебнику, с.37, упр.81.
    • Где мы можем все это встретить: и гроздья душистой малины, и рыжик, и ежика? (В лесу.)
    • Каким словом, близким по значению, можно заменить слово “лес”? (Бор, чаща.)

    Мы проезжаем станцию Чащино.

    • Какие грибы и растения мы можем встретить в лесу?
    • Прочитайте слова и объясните правописание.
    • Составьте с этими словами предложение.
    • Назовите слова в стихотворении на такое же правило.
    • Какой сюрприз вы увидели? (Сюрприз звуков: [ж],[ш] – всегда твердые, но после них пишется буква и. Она не обозначает мягкость этих звуков.)
    • Выпишите слова, обозначьте орфограмму.

    (РЫЖИКИ, ЖИМОЛОСТЬ, ШИПОВНИК, ЛАНДЫШИ)

    VII. Обучающая самостоятельная работа.

  • Работа по вариантам.
    • Просмотрите слова. Догадались, на какое правило слова?
    • I в. – выписывает слова с буквосочетанием жи ;

    II в. – с буквосочетанием ши .

    1. Выполняется взаимопроверка в парах.

    VIII. Физкультминутка.

    IX. Актуализация полученных знаний.

    На следующей станции продают яблочки, но среди них есть порченые. Помогите выбрать свежие, сочные, вкусные. (МашЫнка, пушИнка, шЫпы, шИна, ужИн, грушИ)

    “Порченые” слова исправить, записать правильно, разделить на слоги, посчитать буквы и звуки.

    X. Упражнение на развитие логического мышления.

    Ассоциация. Найди пару.

    XI. Итог урока.

    – Ребята, удачным ли было наше путешествие?

    – Почему?

    (Мы ни разу не ошиблись, правильно писали все слова, мы крепко-накрепко запомнили “секретики” шипящих звуков.)

    Вспомним эти “секретики”:

    1. [ж, ш] – всегда твердые звуки;
    2. ЖИ и ШИ всегда пиши с буквой И.

    Всем спасибо за урок.

    В русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:

    Буква Звуки Буква Звуки
    Б [б ], [б" ] П [п ], [п" ]
    В [в ], [в" ] Р [р ], [р" ]
    Г [г ], [г" ] С [с ], [с" ]
    Д [д ], [д" ] Т [т ], [т" ]
    Ж [ж ], [ж" ] Ф [ф ], [ф" ]
    З [з ], [з" ] Х [х ], [х" ]
    Й [й" ] Ц [ц ]
    К [к ], [к" ] Ч [ч" ]
    Л [л ], [л" ] Ш [ш ]
    М [м ], [м" ] Щ [щ" ]
    Н [н ], [н" ]

    Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука в транскрипции обозначается [" ].

    Твёрдые и мягкие согласные звуки

    Твёрдый согласный звук получается, если после согласной стоит гласная А, О, У, Ы или Э :

    на ло ку мы фэ

    Мягкий согласный звук получается, если после согласной стоит гласная Е, Ё, И, Ю или Я :

    бе лё ки ню ля

    Мягкость согласных звуков также обозначается с помощью мягкого знака - Ь . Сам мягкий знак звука не обозначает. Он пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает один мягкий согласный звук:

    рысь [рыс" ], огонь [огон" ], вьюга [в"й"уга ].

    Большинству согласных букв соответствует два звука: твёрдый и мягкий, такие согласные называются парными.

    Парные согласные по твёрдости - мягкости :

    Но есть согласные буквы, которым соответствует только один из звуков: твёрдый или мягкий. Такие согласные называются непарными.

    Непарные твёрдые согласные (всегда твёрдые):

    Ж [ж ], Ш [ш ], Ц [ц ].

    Непарные мягкие согласные (всегда мягкие):

    Ч [ч" ], Щ [щ" ], Й [й" ].

    В русском языке есть долгий звонкий мягкий звук [ж" ]. Он встречается в небольшом количестве слов и получается только при произнесении сочетаний букв жж, зж, жд :

    вожжи, дребезжать, дождь .

    Звонкие и глухие согласные звуки

    Согласные звуки можно разделить на глухие и звонкие.

    Глухими согласными называются такие звуки, при произношении которых не используется голос. Они состоят только из шума. Например: звуки [с ], [ш ], [ч" ].

    Звонкими согласными называются такие звуки, при произношении которых используется голос, то есть они состоят из голоса и шума. Например: звуки [р ], [ж ], [д ].

    Некоторые звуки составляют пару: звонкий - глухой, такие звуки называются парными.

    Парные согласные по глухости - звонкости :

    Непарные звонкие согласные : Й, Л, М, Н, Р .

    Непарные глухие согласные : Х, Ц, Ч, Щ .

    Шипящие и свистящие согласные звуки

    Звуки [ж ], [ш ], [ч" ], [щ" ] называются шипящими согласными звуками. Звуки [ж ] и [ш ] - это непарные твёрдые шипящие согласные звуки:

    жук [жук ], шут [шут ]

    Звуки [ч" ] и [щ" ] - это непарные мягкие шипящие согласные звуки:

    чиж [ч"иж ], щит [щ"ит ]

    Звуки [з ], [з" ], [с ], [с" ], [ц ] называются свистящими согласными звуками.

    Буква и звук Й

    Буква Й (и краткое) обозначает звук [й" ]: рай [рай" ].

    Буква Й пишется:

    1. В начале слов:

      йод, йогурт .

    2. В середине слов, перед согласными буквами:

      лайка, майка, кофейник .

    3. В конце слов:

      рай, май, твой .

    Звук [й" ] встречается чаще буквы Й , так как он появляется в словах, где нет буквы Й , но есть гласные Я, Е, Ю и Ё . Рассмотрим, в каких случаях звук [й" ] встречается в словах, не содержащих букву Й :

    1. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят в начале слова:

      яма [й"ама ],

    2. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после гласных:

      дует [дуй"эт ],

    3. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного твёрдого знака (Ъ ):

      въезд [вй"эзд ],

    4. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного мягкого знака (Ь ):

      льёт [л"й"от ],

    5. гласная И стоит после разделительного мягкого знака (Ь ):

      ульи [ул"й"и ].

    Класс: 1

    Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; дать представления о твёрдых согласных звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч"]и [Щ"].

    Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.

    Задачи урока:

    • создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);
    • содействовать формированию навыков грамотного письма;
    • развивать у учащихся связную устную и письменную речь.
    • привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Весёлый прозвенел звонок,
    Мы начинаем свой урок.
    Мы с русским языком идём в дорогу.
    А настроение хорошее берём в подмогу.
    Настроение каково?
    - ВО-О-О!

    II. Чистописание (Работа в парах постоянного состава)

    А теперь ребятки, отгадайте-ка мои загадки, а отгадки в этих загадках буквы нашего родного Алфавита. Ваша задача: вместе с соседом по парте отыскать эти буквы у себя на листочках и их зачеркнуть.

    1. Эта буква широка
    И похожа на жука
    И при этом, словно жук,
    Издает жужжащий звук.

    2. Буква эта велика:
    Буква очень хороша,
    Потому что из нее
    Можно сделать Е и Ё .

    3. Да! Вы правильно решили:
    Буква тапохожа на четыре.
    Только с цифрами, друзья,
    Буквы путать нам нельзя.

    4. На расческу такпохожа:
    Три зубца всего. Ну что же?

    А какие звуки обозначают эти буквы?

    Это вам задание для чистописания,

    III. Актуализация знаний.

    Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слова. Подберите устно проверочные слова.

    1. За тобой плетётся, хоть на месте остаётся. (след)
    2. Рос сперва на воле в поле, летом цвёл и колосился, а когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, в магазине занял место. (хлеб)
    3. Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (шарф)
    4. Бьют Ермилку по затылку, ну а он не плачет, только носик прячет. (гвоздь)

    Как проверить написание слов с парными согласными на конце слова? (Чтобы проверить парный согласный на конце слова нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

    IV. Самоопределение к деятельности.

    (на доске записаны буквы.)

    М, Н, К, Р, Ц, Ч, Ь, Б.

    Какая буква здесь лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ь – не означает звука. Букву убирают.)

    А теперь какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ч – обозначает шипящий согласный звук.)

    Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные звуки? (Ж, Щ, Ш.)

    Что вы о них знаете?

    Назовите тему урока. (Шипящие согласные звуки.)

    V. Работа по теме урока.

    1. Работа по учебнику.

      Упр. 1 (с. 104)

    Прочитайте.

    Найдите слова, в которых есть шипящие звуки. Произнесите каждый шипящий звук. Назовите букву, которой он обозначен на письме.

    Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.

    Упр. 2 (с. 104)

    Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

    Послушайте звучание шипящего согласного в каждом из слов.

    Какие из шипящих согласных в этих словах твёрдые, а какие мягкие?

    Прочитайте информацию на страничке для любознательных.

    Что вы узнали?

    Упр. 3(с. 104)

    ([Ж])

    А во второй? ([Ш])

    Оба звука произносятся твёрдо.)

    Спишите любую скороговорку, подчеркнув буквы, которыми обозначены непарные твёрдые шипящие звуки.

    VI. Физкультминутка.

    (Музыкальная физкультминутка)

    VII. Продолжение работы по теме урока.

    1. Работа по учебнику.

      Упр. 4 (с. 106)

    Прочитайте скороговорки медленно, постепенно увеличивая темп до быстрого.

    Какой шипящий звук повторяется в первой скороговорке? ([Щ"].)

    А во второй? ([Ч"])

    Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся мягко.)

    Прочитайте сведения о языке на стр.106.

    Дайте характеристику этим звукам.

    1. Работа в Рабочей тетради.

    Упр. 59 (с. 53)

      Назовите буквы. Произнесите звук, который обозначает каждая буква. Запиши звуковые обозначения букв.

    Упр. 60 (с. 53)

      Рассмотри рисунки, впиши нужную букву в название каждого рисунка.

      Подчеркни буквы, которыми обозначены твёрдые шипящие согласные звуки.

    VIII. Словарная работа. (Работа с ЭОР)

    1. Знакомство с новым словом.

      Откройте электронное приложение к учебнику “Русский язык”.

      Найдите тему сегодняшнего урока.

      Зайдите в раздел словарная работа.

      С каким словом мы сегодня познакомимся?

      Послушайте информацию об этом слове.

      Сколько в слове слогов?

      Какой ударный?

      Какую безударную гласную нам нужно запомнить?

      Разделите слова для переноса.

      Запишите слово в тетрадь с переносом и без переноса. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную букву А.

    2. Работа по развитию речи.

      Выполните задание №1. Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения.

    3. Повторение ранее изученного материала.

      Выполните задание №2. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

    IX. Рефлексия. (Работа с ЭОР)

      Выполните, работая в парах, проверочную работу в электронном приложении к учебнику.

      Как вы справились с заданием?

    X. Подведение итогов урока.

      Какие согласные звуки называются шипящими?

    Все звуки русского языка создаются при помощи тона (голоса) и называются гласными или различного положения языка, губ и т.д. и называются согласными. Согласные, в свою очередь, разделяются по особенностям произведения на твердые/мягкие и глухие/звонкие. В отдельную группу выделяются шипящие звуки, обладающие специфическими чертами. Рассмотрим их подробнее.

    Что такое шипящие согласные

    Шипящие звуки дают следующие четыре буквы:

    Такое название они получили, потому что их произношение отчасти похоже на шипение. Чтобы правильно произнести данные звуки, нужно немного вытянуть губы вперед и начать выдыхать воздух в щель между приподнятым кончиком языка и нёбом.

    Шипящие имеют особые фонетические признаки и неслучайно являются составляющими сразу нескольких правил правописания (например, знаменитого правила "ЖИ-ШИ пиши с буквой И" или "ЧА-ЩА пиши с буквой А"). Поговорим об особенностях признаков данных звуков.

    Фонетические характеристики шипящих

    Главной особенностью этой категории звуков является то, что они не всегда образуют пары. Описание каждого из них будет выглядеть следующим образом:

    • [ш] - согласный, глухой/парный, твердый/непарный;
    • [ж] - согласный, звонкий/парный, твердый/непарный;
    • [ч"] - согласный, глухой/непарный, мягкий/непарный;
    • [щ] - согласный, глухой/непарный, мягкий/непарный.

    Таким образом, к твердым непарным шипящим относятся звуки [ш] и [ж].

    Шипящие звуки в составе слова

    Из-за своих особенностей шипящие звуки располагаются в слове в определенной позиции и ставятся только перед конкретными звуками (с этим и связаны правила орфографии, в которых они участвуют). Например:

    • мышонок - [мышОнак] - после [ш] пишется и произносится О, потому что этот звук всегда твердый и не может стоять перед смягчающим Ё;
    • жилет - [жыл"Ет] - после [ж] пишется И, но произносится [ы], поскольку он всегда твердый и не может стоять перед смягчающим [и];
    • щука [щУка] - после [щ] пишется и произносится У, поскольку он всегда мягкий и писать рядом дополнительный смягчающий Ю просто не имеет смысла.

    Дадим определение всем понятиям в словосочетании «мягкие непарные согласные звуки», начиная с последнего слова.

    Звуки, их отличие от букв

    Звуки – это то, что мы произносим и слышим (видеть и писать звуки нельзя). Для того, чтобы как-то можно было на письме разбирать фонетический состав слов, не путая буквы со звуками, принято звуки заключать в квадратные скобки: .

    Согласные звуки

    Согласные - это звуки, при произношении которых используется голос и шум или только один шум (если при произношении звука используется только голос – то это гласные звуки).

    Всего в русском языке 21 согласный звук. Особенностью согласных звуков является то, что они создают между собой пары (более подробно об этом поговорим позже).

    Шипящие согласные звуки

    Парные – непарные согласные звуки

    В разделе о согласных звуках мы упомянули, что такие звуки создают пары. Пары создаются по звонкости – глухости:

    • [б] - [п];
    • [в] - [ф];
    • [г] - [к];
    • [д] - [т];
    • [з] - [с];
    • [ж] - [ш].

    Смысл такой парности состоит в том, что в определённых положениях такие пары - это два разных звука (например, перед гласными), а в других - пары совпадают в своих звучаниях (оглушаются, например, в конце слова или озвончаются перед звонким).

    Шипящие звуки [ж] - [ш] – парные звуки по звонкости – глухости.

    Еще пары образуются по мягкости – твердости (мягкость обозначается специальным значком ["]):

    • [б] - [б"];
    • [в] - [в"];
    • [г] - [г"];
    • [д] - [д"];
    • [з] - [з"];
    • [к] - [к"];
    • [л] - [л"];
    • [м] - [м"];
    • [н] - [н"];
    • [п] - [п"];
    • [р] - [р"];
    • [с] - [с"];
    • [т] - [т"];
    • [ф] - [ф"];
    • [х] - [х"].

    Есть согласные звуки, которые бывают всегда только твердыми ([ж], [ш], [ц]), либо только мягкими ([й"], [ч"], [щ"]). Никакие шипящие не образуют пары по твердости – мягкости, среди шипящих есть только твердые (([ж], [ш]) и только мягкие ([ч"], [щ"]).

    Похожие публикации