Собачье сердце главная мысль. Комплексный анализ текста повести М.А

, Роковые яйца , Белая гвардия проходят даже по школьной программе. Мы же хотим сделать разбор другого литературного шедевра от Булгакова. Читайте ниже анализ повести «Собачье сердце», которая изобилует глубокими цитатами .

История создания повести «Собачье сердце»

Повесть написана в 1925 году, опубликована после смерти Булгакова. Писатель описал настоящую реальность того времени с добавлением фантастических элементов. Такой прием используется для усиления действительности. Писатель-мистик, самый загадочный из своих современников, взбудоражил всех читателей и критиков этой повестью. Давайте проведем анализ жанра повести «Собачье сердце».

Жанровое своеобразие повести

По всем литературным канонам - это повесть, но если углубиться, то это социально-философская сатирическая повесть с элементами фантастического. Социальная, потому что описана жизнь Москвы, ее будни и жители. Философская, потому что присутствуют рассуждения о новом мире, новом человеке. Сатирическая, потому что к описанию второстепенных героев Булгаков подошёл с юмором. Фантастическая, потому что содержится эпизод перевоплощения собаки в человека.

Главная тема повести - философская. Опасный эксперимент по созданию нового человека с непредвиденными последствиями. Стремление изменить мир к лучшему.

Анализ идеи повести Собачье сердце

Идейность творчества Булгакова есть и в этой повести. Наличие двух миров. Квартира Преображенского как будто зазеркальный мир. С одной стороны, уютное жилище, а с другой - просторное безграничное пространство. Второй объект - мир за дверью квартиры. Глазами героев всё вокруг грязное, жалкое, злое. Люди на улице - жадные и страшные. Такая идейность показывает наличие Мира и Хаоса. Присутствует движение сюжета. Герои пытаются найти равновесие в этих двух мирах и борются сами с собой. Булгаков хотел показать жизнь интеллигенции и народа. Как они взаимосвязаны и влияют друг на друга. В анализе повести "Собачье сердце" немаловажно рассмотреть и главных героев.

Основные герои произведения

  1. Пёс Шарик - гражданин Шариков. Изначально неглупое животное, обладающее разумом. Став человеком, превратился в невоспитанную и грубую личность. Но все же рассматривая образ Шарикова, какой вывод можно сделать? Шариков человек или животное?
  2. Профессор Преображенский - представитель интеллигенции, высоконравственный человек.

Сюжет и композиция повести

В произведении рассказывается о том, как профессор решил пересадить внутренние секреции человека собаке. Но ожидания не оправдались. Операция прошла успешно и Шариков стал тем, чьи органы ему пересадили. Он отказывался учиться хорошим манерам. В один день он пришел к профессору и сказал, что имеет разрешение на то, чтобы иметь прописку в его квартире. Помимо этого, Шариков написал на профессора донос. Когда к нему пришел следователь, который подозревал его в убийстве Шарикова, Преображенский показал ему облезшего пса, после увиденного, представитель закона упал в обморок. Профессор не сразу хотел возвращать всё на свои места, он надеялся на постепенное преображение Шарикова, но этого не вышло. Он стал угрозой для социума.

Более подробно узнать сюжет вы можете прочитав на нашем сайте краткое содержание повести Собачье сердце .

Какой же вывод можно сделать после того как мы выполнили анализ повести «Собачье сердце»? Люди обладают разными склонностями и часто отрицательными качествами. Но способен ли человек измениться? Каждый должен ответить на этот вопрос самостоятельно. Судьба человека в его руках, а значит каждый может формировать себя как личность.

На нашем сайте вы можете познакомиться не только с кратким содержанием, но и

В повести «Собачье сердце» М. А. Булгаковым остро показывается противоречие между различными классами общества. Даже несмотря на то, что исторические события того времени, должны были выровнять классовое неравенство социума. В открывшихся реалиях еще более остро проявились различия между представителями интеллигенции и рабоче-трудового класса.

Булгаков М.А. был участником тех события и наблюдал, что же произошло в обществе того времени.

Итак, в повести красной нитью через все повествование проходить интеллектуально-духовное противостояние двух типов людей.

Первый тип – это представители «старой» интеллигенции, которые прошли длительный этап формирования собственной личности. Профессор Преображенский и его верный ассистент доктор Борменталь. Оба эти персонажи обладают не только поразительными интеллектуальными качествами, но и имеют высокие нравственные принципы, основанные на гуманистических идеях: служение человеку и обществу, значительные моральные и духовные константы. Конечно же, герои этого ряда не лишены и человеческих качеств.

Доктор Борменталь может оказать физическое воздействие на хулигана или грубияна, вытолкать того за дверь, но отличительная особенность подобного поведения - это сильное чувство естественной справедливости и убежденность, что правда должна всегда восторжествовать.

Другое крыло возглавляет одиозная фигура – Шарикова. Историю его происхождения в нашем мире все прекрасно помнят. Итак, Шариков – это собирательный персонаж, который показывает всю нелепость новой интеллигенции. Этот персонаж построен на противоречиях, которые выражаются не только внешне, но и внутренне.

Шариков старается модно одеваться, но весь его внешний неряшливый. Он читает новые книги, которые не понимает. Пытается говорить умные вещи на публике, но все это грубый пересказ уже озвученных идей.

Странность заключается в том, что общество воспринимает этого человека и даже у него начинает некий карьерный рост. Это еще более подчёркивает нравственно-духовное состояние общества.

Главная идея Булгакова М.А. заключается в том, чтобы показать, что личность должна развиваться, работать над собой, страдать, горевать, радоваться, но только так человек может стать лучше, только так происходит рост индивидуальности. Никакие модные вещи, умные книги не заменят внутреннего состояния человека, не сделают его лучше.

Подробный анализ

Булгаков Михаил Афанасьевич является одним из самых знаменитых русских писателей, который смог подарить миру бессмертные произведения, известные всеми миру. Его творчество популярно и сегодня. Во многих учебных заведениях, в учебную программу включено изучение творчества Михаила Булгакова. К примеру, «Мастер и Маргарита», «Дьяволиада», «Собачье сердце». Особое внимание хотелось бы уделить последней поэме.

Свою историю анализируемое произведение, берет в январе 1925 года. Официально опубликовано оно было уже после смерти самого автора. Михаил Афанасьевич Булгаков смог очень точно отразить сложившуюся действительность, которая нашла отражения и в сегодняшнем дне. Для усиления настоящей реальности и созданию нужной атмосферы, в произведение были включены фантастические события. А именно, превращение пса Шарика в гражданина Шарикова.

В произведении поднимается ряд философских вопросов, которые заставляют читателя задуматься о многих вещах. К примеру, возможность изменения мира к лучшему, перевоспитание человека и его значимость для общества. Автор умело иллюстрирует жизнь интеллигенции и простого народа. Их связь и влияние друг на друга.

Рассмотрим идейную составляющую повести. В произведение идет описание сразу двух миров: квартира Преображенского и за ее пределами. Глазами главных героев читатель видит, что все вокруг грязное, жалкое и злое. Прохожие люди – страшные и жадные. Ощущается наличие Мира и Хаоса, где Мир – это как раз квартира Преображенского. Уютное и теплое жилище и безграничное пространство.

В сюжете присутствует динамика. Действующие лица находятся в поисках равновесия в этих двух мирах, а также ведут борьбу сами с собой.

Основными действующими лицами повести «Собачье сердце» являются:

  1. Пёс Шарик(далее гражданин Шариков). В самом начале он представляется как неглупое и размышляющее животные. После эксперимента, став человеком, прекратился в грубую и бескультурную личность.
  2. Профессор Филипп Филиппович Преображенский. Является представителем «мира» интеллигенции, глубоко нравственный человек.

«Собачье сердце» повествует о том, как профессор Филипп Филиппович решился на опаснейший эксперимент по пересадке внутренних ключевых органов человека собаке. Операция прошла успешно, и Шарик приобрел человеческий облик. Профессору выражают восхищение и восторги, многие интересуются таким экспериментом. Но сам Филипп Филиппович обеспокоен, так как не знает, кем в итоге станет Шариков.

Идет время, Шариков становится пьяницей и невеждой, вдобавок попадает под влияние Швондера, который настраивает его против профессора Преображенского. Шариков грубит и развязно ведет себя в квартире Филиппа Филипповича и требует прописать его в этих апартаментах.

Долгое время профессор не решался на обратный эксперимент, надеясь, что ситуация измениться в лучшую сторону. Но этого не вышло, и Шариков, после очередной пересадки органов, становится бездомной собакой.

Подводя итоги, хочется отметить, что люди обладают различными склонностями и странностями. Чаще это проявляется в отрицательной форме и соответствующими качествами. Но один вопрос остается неизменным – способен ли человек измениться? Каждый должен сам ответить на этот вопрос. Судьба человека лишь в его руках и каждый сам решает, какой она будет. Каждый формирует свою личность.

Добавим, что классическая литературу должна быть прочитана каждым. Ведь многих заставляют изучать подобную литературу, особенно в школьных заведениях. Классическую литеру не стоит читать «из-под палки». Многие лишь в сознательном возрасте перечитывают Толстого, Достоевского, Булгакова, Пушкина и других писателей. Ведь только в таких произведениях поднимаются вечные философские вопросы.

Вариант 3

В произведении "Собачье сердце" автор с особой тонкостью отражает актуальные вопросы, которые делают вызов новому времени. Автор рассуждает о моральной ценности, которую должна нести науки. О том, какая нравственная ответственность ложится на плечи учёного проводящего научный эксперимент.

Прогрессирующая наука испытывает бессилие перед трансформацией человеческого сознания. Профессору удалось решить лишь поверхностный вопрос изменения, который не привёл к желаемому результату. Идея прогресса не может основываться только на постоянном омолаживании человека. Если нарушить цикличность смены поколений, то затормозится развитие мира.

Фабула повести обладает многоплановостью. На передний план выходят ответственные обязательства, которые должен нести создатель за результат своего эксперимента. Значимой остается тема свободы личности. Автор доказывает, что свободным человеком является тот, который имеет право на свои убеждения.

Писатель вводит в повествование иронические элементы, которые сочетаются со средствами художественной выразительности. Особенностью является прием основанный на сатире, когда каждый герой предстает перед читателем в представлении обывателя: "богатый чудак", "красавец - тяпнутый", "некий фрукт". Неспособность Шарикова вести диалог с жильцами, четко формулировать мысли, способствует возникновению ряда комичных ситуаций.

Своей повестью писатель пытается донести до сознания народа, что любое насильственное действие является преступлением. Все живые существа, обитающие на Земле, имеют полное право на свое существование, что является неписанным законом природы. Важно на протяжении всей жизни уметь сохранять чистоту душевных помыслов. Такое мнение писателя позволяет ему осуждать насильственные вмешательства Преображенского, который своими экспериментами нарушает естественный ход вещей.

Лермонтов Михаил Юрьевич, величайший русский поэт, известный светлый ум, создавший много величайших творений. Один, из творений это роман, под названием «герой нашего времени». Это лучшее и самое знаменитое

  • Тема любви в романе Обломов Гончарова

    Роман «Обломов» запомнился всем как произведение о всепоглощающей лени, в образе Ильи Ильича. И, наверное, без любовной тематики этот роман стал бы совершенно скучным.

  • Главные герои Сказки о царе Салтане Пушкина

    Царь Салтан. Более всего на свете царь Салтан печется о делах своего государства. Для царя Салтана было важным иметь наследника, и поэтому царь Салтан, подслушав разговор трех девиц - сестер

  • Гардероб 2200 года сочинение для 5 класса

    Модные тенденции меняются со скоростью света, поэтому очень трудно представить себе, как будет выглядеть гардероб 2200 года. Мир не стоит на месте, наука стремительно двигается вперед, появляются новые изобретения, новые открытия.

  • О чем книга «Собачье сердце»? Ироничная история Булгакова повествует о неудавшемся эксперименте профессора Преображенского. В чём он заключается? В поиске ответа на вопрос, как «омолодить» человечество. Удаётся ли герою найти искомый ответ? Нет. Но он приходит к результату, имеющему для общества более высокий уровень значимости, чем задуманный эксперимент.

    Киевлянин Булгаков решил стать певцом Москвы, её домов и улиц. Так рождались московские хроники. Повесть писалась в Пречистинских переулках по заказу журнала «Недра», хорошо знакомого с творчеством писателя. Хронология написания произведения укладывается в три месяца 1925 года.

    Будучи врачом, Михаил Александрович продолжил династию своей семьи, подробно описав в книге операцию по «омоложению» человека. Более того, известный в Москве доктор Н.М. Покровский, дядя автора повести, стал прототипом профессора Преображенского.

    Первое чтение машинописного материала состоялось на собрании «Никитских субботников», что сразу стало известно руководству страны. В мае 1926 года у Булгаковых был произведён обыск, итог которого не заставил себя ждать: рукопись изъяли. Замысел напечатать свой труд у писателя не осуществился. Советский читатель увидел книгу только в 1987 году.

    Основные проблемы

    Книга не зря обеспокоила бдительных стражей мысли. Булгакову удалось изящно и утонченно, но все же вполне четко отразить злободневные вопросы – вызовы нового времени. Проблемы в повести «Собачье сердце», которые затрагивает автор, не оставляют читателей равнодушными. Писатель рассуждает об этичности науки, нравственной ответственности учёного за свои эксперименты, возможности губительных последствий научного авантюризма и невежества. Технический прорыв мог обернуться моральным упадком.

    Проблема научного прогресса остро ощущается в момент его бессилия перед преобразованием сознания нового человека. С его телом профессор справился, но дух контролировать не смог, поэтому Преображенскому пришлось расстаться с амбициями и исправить свою ошибку – перестать тягаться с мирозданием и вернуть собачье сердце владельцу. Искусственные люди не смогли оправдать свое гордое звание и стать полноценными членами общества. Кроме того, бесконечное омолаживание могло поставить под удар саму идею прогресса, ведь если новые поколения естественным образом не сменят старые, то развитие мира остановится.

    Неужели попытки изменить менталитет страны к лучшему совсем уж бесплодны? Советская власть попыталась искоренить предрассудки прошлых столетий – именно этот процесс стоит за метафорой создания Шарикова. Вот он, пролетарий, новый советский гражданин, его сотворение возможно. Однако перед его созидателями возникает проблема воспитания: они не могут унять свое творение и научить его быть культурным, образованным и нравственным при полном комплекте революционной сознательности, классовой ненависти и слепой веры в правильность и непогрешимость партии. Почему? Это невозможно: либо дудочка, либо кувшинчик.

    Человеческая беззащитность в вихре событий, связанных с построением социалистического общества, ненависть к насилию и лицемерию, отсутствие и подавление оставшегося человеческого достоинства во всех его проявлениях – все это пощечины, которыми автор заклеймил свою эпоху, а все потому, что она не ставит в грош индивидуальность. Коллективизация затронула не только деревню, но и души. Оставаться личностью становилось все сложнее и сложнее, ведь общественность предъявляла на нее все новые и новые права. Всеобщее приравнивание и уравнивание не сделали людей счастливее, но превратили их в ряды ничего не значащих биороботов, где тон задают самые серые и бездарные из них. Хамство и глупость стали нормой в обществе, подменили революционную сознательность, и в образе Шарикова мы видим приговор новому типу советского человека. Из владычества Швондеров и им подобных вытекают и проблемы попрания интеллигентности и интеллигенции, власти тёмных инстинктов в жизни индивида, тотального грубого вмешательства в естественный ход вещей…

    На некоторые вопросы, поставленные в произведении, нет ответа и на сегодняшний день.

    В чём смысл книги?

    Люди давно ищут ответы на вопросы: Что есть человек? Каково его общественное предназначение? Какую роль играет каждый в создании той среды, которая была бы «комфортна» живущим на планете Земля? Какие существуют «пути» к этому «комфортному сообществу»? Возможен ли консенсус между людьми разного социального происхождения, придерживающихся противоположных взглядов на те или иные вопросы бытия, занимающих альтернативные «ступеньки» в интеллектуальном и культурном развитии? И, конечно, важно понять простую истину, заключающуюся в том, что общество развивается благодаря неожиданным открытиям в той или иной отрасли науки. Но всегда ли эти «открытия» можно назвать прогрессивными? Булгаков на все эти вопросы отвечает со свойственной ему иронией.

    Человек – это личность, а развитие личности подразумевает самостоятельность, в которой отказана советскому гражданину. Общественное предназначение людей в том, чтобы мастерски делать свое дело и не мешать другим. Однако «сознательные» герои Булгакова только скандируют лозунги, но не трудятся во благо их воплощения в реальность. Каждый из нас во имя комфорта должен терпимо относиться к инакомыслию и не мешать людям его исповедовать. И опять в СССР все в точности, да наоборот: талант Преображенский вынужден с боем отстаивать свое право помогать пациентам, а его точка зрения нагло осуждается и преследуется какими-то ничтожествами. Они могут жить в мире, если каждый займется своим делом, но равенства в природе нет и быть не может, ведь с самого рождения все мы отличаемся друг от друга. Невозможно его поддерживать искусственно, так как не может Швондер начать гениально оперировать, а профессор — играть на балалайке. Навязанное, не настоящее равенство только навредит людям, помешает им адекватно оценивать свое место в мире и с достоинством его занимать.

    Открытия человечеству нужны, это понятно. Но не стоит заново изобретать колесо – пытаться воспроизвести человека искусственно, например. Если естественный способ все еще возможен, зачем же ему аналог, да еще и такой трудоемкий? Перед людьми стоит немало других, более существенных угроз, на которые стоит обратить всю мощь научного интеллекта.

    Главные темы

    Повесть многопланова. Автор затрагивает важные темы, характерные не только эпохе начала двадцатого века, но и являющиеся «вечными»: добра и зла, науки и морали, нравственности, судьбы человека, отношения к животным, построения нового государства, родины, искренних человеческих отношений. Особенно хочется выделить тему ответственности создателя за свое творение. Борьба амбиций и принципиальности в профессоре закончилась победой гуманизма над гордыней. Он смирился со своей погрешностью, признал поражение и воспользовался опытом, чтобы исправить ошибки. Именно так должен поступать каждый творец.

    Также актуальна в произведении тема свободы личности и тех границ, которые общество, как и государство, пересекать не вправе. Булгаков настаивает на том, что полноценный человек — тот, что обладает свободой воли и убеждений. Только он может развить идею социализма без карикатурных форм и ответвлений, уродующих замысел. Толпа слепа и всегда ведома примитивными стимулами. А вот личность способна к самоконтролю и саморазвитию, ей надо дать волю трудиться и жить во благо социума, а не настраивать ее против него тщетными попытками насильственного слияния.

    Сатира и юмор

    Книга открывается монологом бродячего пса, обращённым к «гражданам» и дающим точные характеристики москвичам и самому городу. Население «глазами» собаки неоднородно (что соответствует действительности!): граждане – товарищи – господа. «Граждане» отовариваются в кооперативе Центрохоза, а «господа» — в Охотном ряду. Для чего богатым людям гнилая лошадь? Эту «отраву» получишь только в Моссельпроме.

    «Узнать» человека можно по глазам: у кого «сушь в душе», кто агрессивен, а кто «холуй». Последний – самый противный. Боишься – тебя-то и следует «тяпнуть». Гнуснейшая «мразь» – дворники: гребут «человеческие очистки».

    А вот повар – важный объект. Питание – серьёзный показатель состояния общества. Так, барский повар графов Толстых – настоящая личность, а повара из Совета Нормального питания вытворяют такое, что даже собаке непотребно. Если же стал председателем, то активно краду. Ветчина, мандарины, вина – это «братья Елисеевы бывшие». Швейцар хуже котов. Он пропускает бродячую собаку, заискивая перед профессором.

    Система образования «предполагает» москвичей «образованных» и «необразованных». А зачем учиться читать? «Мясо итак пахнет за версту». Но если есть хоть какие-то мозги, вы без курсов выучитесь грамоте, как, например, бродячий пёс. Начало шариковского образования – магазин электрики, где бродяга «отведал» изолированной проволоки.

    Приёмы иронии, юмора и сатиры часто используются в сочетании с тропами: сравнениями, метафорами и олицетворениями. Особым сатирическим приёмом можно считать способ первоначального представления персонажей по предварительной описательной характеристике: «загадочный господин», «богатый чудак» — профессор Преображенский»; «красавец-тяпнутый», «укушенный» — доктор Борменталь; «некто», «фрукт» — посетитель. Неумение Шарикова общаться с жильцами, формулировать свои требования, рождает юмористические ситуации и вопросы.

    Если говорить о состоянии прессы, то устами Фёдора Фёдоровича писатель рассуждает о том случае, когда в результате прочтения советских газет перед обедом, больные теряли вес. Интересна оценка профессором существующего строя через «вешалку» и «калошную стойку»: до 1917 года двери парадных не закрывались, так как грязную обувь и верхнюю одежду оставляли внизу. После марта все калоши исчезли.

    Основная идея

    В своей книге М.А. Булгаков предупреждал, что насилие — это преступление. Всё живое на земле имеет право на существование. Это неписаный закон природы, которому необходимо следовать, чтобы не допустить точки невозврата. Необходимо на всю жизнь сохранить чистоту души и помыслов, чтобы не потворствовать внутренней агрессии, не выплескивать ее наружу. Потому насильственное вмешательство профессора в естественный ход вещей осуждается писателем, поэтому ведет к таким чудовищным последствиям.

    Гражданская война ожесточила общество, сделала его маргинальным, хамским и пошлым в основе своей. Вот они, плоды насильственного вмешательства в жизнь страны. Вся Россия 20-х годов – грубый и невежественный Шариков, который вовсе не стремится к труду. Его задачи менее возвышены и более эгоистичны. Булгаков предостерегал современников от такого развития событий, высмеяв пороки нового типа людей и показав их несостоятельность.

    Главные герои и их характеристика

    1. Центральная фигура книги – профессор Преображенский. Носит очки в золотой оправе. Живёт в богатой квартире, состоящей из семи комнат. Он одинок. Всё своё время посвящает работе. Филипп Филиппович ведёт приём дома, иногда здесь же оперирует. Больные называют его «магом», «чародеем». «Творит», сопровождая часто свои действия пением отрывков из опер. Любит театр. Убеждён, что каждый человек должен стремиться стать специалистом в своём деле. Профессор – прекрасный оратор. Его суждения выстраиваются в чёткую логическую цепочку. О себе говорит, что он человек наблюдения, фактов. Ведя дискуссию, увлекается, входит в азарт, иногда переходит на крик, если проблема задевает его за живое. Отношение к новому строю проявляется в его высказываниях о терроре, парализующем нервную систему человека, о газетах, о разрухе в стране. Заботливо относится к животным: «проголодался, бедняга». В отношении к живым существам проповедует только ласку и невозможность никакого насилия. Внушение гуманных истин – единственный путь воздействия на все живое. Интересная деталь в интерьере квартиры профессора – сидящая на стене громадная сова, символ мудрости, так необходимый не только учёному с мировым именем, но и каждому человеку. По окончании «эксперимента» находит в себе мужество признать, что эксперимент омоложения не удался.
    2. Молодой, красивый Иван Арнольдович Борменталь – ассистент профессора, который полюбил его, приютил как подающего надежды юношу. Филипп Филиппович надеялся, что из доктора выйдет в будущем талантливый учёный. Во время операции в руках Ивана Арнольдовича буквально всё мелькает. Врач не просто скрупулёзно относится к своим обязанностям. Дневник доктора как строгий медицинский отчёт-наблюдение за состоянием больного, отражает всю гамму его чувств и переживаний за результат проведённого «эксперимента».
    3. Швондер – председатель домкома. Все его действия напоминают конвульсии марионетки, которой кто-то невидимый управляет. Речь путаная, повторяются одни и те же слова, что подчас вызывает у читателей снисходительную улыбку. У Швондера нет даже имени. Он видит свою задачу в том, чтобы исполнять волю новой власти, не задумываясь, хорошо это или плохо. Ради достижения своей цели способен на любой шаг. Мстительный, он искажает факты, клевещет на многих людей.
    4. Шариков – существо, нечто, результат «эксперимента». Скошенный и низкий лоб свидетельствует об уровне его развития. Использует в своем лексиконе все бранные слова. Попытка обучить его хорошим манерам, привить вкус к прекрасному не увенчалась успехом: пьянствует, ворует, издевается над женщинами, цинично оскорбляет людей, душит котов, «совершает звериные поступки». Как говорится, на нём природа отдыхает, потому что нельзя идти с нею вразрез.

    Основные мотивы творчества Булгакова

    Многогранность творчества Булгакова поражает. Ты словно путешествуешь по произведениям, встречая знакомые мотивы. Любовь, алчность, тоталитаризм, нравственность – это лишь частички одного целого, «кочующие» из книги в книгу и создающие единую нить.

    • В «Записках на манжетах» и в «Собачьем сердце» звучит вера в человеческую доброту. Данный мотив является центральным и в «Мастере и Маргарите».
    • В повести «Дьяволиада» отчетливо прослеживается судьба маленького человека, рядового винтика бюрократической машины. Этот мотив характерен для других произведений автора. Система подавляет в людях их лучшие качества, и страшно то, что со временем для народа это становится нормой. В романе «Мастер и Маргарита» в «психушке» держали писателей, творения которых не соответствовали правящей идеологии. Профессор Преображенский рассказывал о своих наблюдениях, когда он давал больным перед обедом читать газету «Правда», то они теряли в весе. Того, что способствовало бы расширению кругозора и позволяло посмотреть на события с противоположных ракурсов, в периодической прессе найти было невозможно.
    • Эгоизм – вот чем руководствуется большинство отрицательных персонажей булгаковских книг. Например, Шариков из «Собачьего сердца». А скольких неприятностей возможно было избежать, при условии, что «красным лучом» воспользовались бы по назначению, а не в корыстных целях (повесть «Роковые яйца»)? Основами этих произведений являются эксперименты, идущие вразрез с природой. Примечательно, что Булгаков отожествлял эксперимент с построением социализма в Советском Союзе, что опасно для социума в целом.
    • Основной мотив творчества писателя — мотив родного Дома. Уют в квартире Филиппа Филипповича («лампа под шелковым абажуром») напоминает атмосферу дома Турбиных. Дом – семья, родина, Россия, о которой у писателя болело сердце. Всем своим творчеством он желал родине благополучия и процветания.
    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Анализ повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"

    Повесть «Собачье сердце», написанную в 1925 году, М.А.Булгаков так и не увидел напечатанной. В ней речь шла о непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, забегающий вперед и имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен.

    На первом плане в повести эксперимент гениального ученого-медика Преображенского со всеми неожиданны­ми для самого профессора и его ассистента Борменталя трагическими результатами. Пересадив в чисто научных целях собаке человеческие семенные железы и гипофиз мозга, Преображенский, к изумлению своему, получает из собаки человека. Бездомный Шарик, вечно голодный, всеми, кому не лень, обижаемый, в считанные дни превра­щается в человека. И уже по своей инициативе получает человеческое имя Полиграф Полиграфович Шариков. По­вадки остаются у него собачьи, и профессору приходится заниматься его воспитанием. Эксперимент медико-биоло­гический переходит в эксперимент нравственно-психоло­гический.

    Филипп Филиппович Преображенский не только вы­дающийся специалист в своей области. Он человек высо­кой культуры и независимого ума и весьма критически воспринимает все то, что творится вокруг с марта 1917 года. «Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?.. Почему убрали ковер с парадной лестницы?.. На какого черта убрали цветы с площадок?»

    «Разруха», - возражает ему Борменталь.

    «Нет, - парирует профессор. - Что такое Ваша раз­руха?.. Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!».- я смеюсь... Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затыл­ку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой».

    Во взглядах Филиппа Филипповича немало общего со взглядами самого Булгакова. Он также скептично относит­ся к революционному процессу, который, по его убежде­нию, и порождает «галлюцинации», мешающие людям каждому заниматься своим делом. И так же решительно выступает против всякого насилия. Ласка - вот единствен­ный способ, который возможен и необходим в обращении с живыми существами - разумными и неразумными. «Тер­рором ничего поделать нельзя... Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный или даже коричневый. Террор совершенно парализует нервную систему».

    И вот этот консерватор-профессор, категорически от­вергающий революционную теорию и практику переуст­ройства мира, вдруг сам оказывается в роли революционе­ра.

    Новый строй стремится из старого «человеческого материала» сотворить нового человека. Филипп Филиппо­вич, словно соревнуясь с ним, идет еще дальше: он намерен сделать человека, да еще высокой культуры и нравствен­ности, из собаки. «Лаской, исключительно лаской». И, разумеется, собственным примером.

    Результат известен. Попытки привить Шарикову эле­ментарные культурные навыки встречают со стороны того стойкое и все возрастающее сопротивление:

    «...Все у вас как на параде... салфетку - туда, галстук - сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по-настоящему, это нет. Мучаете сами себя, как при цар­ском режиме».

    С каждым днем Шариков становится все наглее, аг­рессивнее и все опаснее.

    Если бы «исходным материалом» для лепки Полиграфа Полиграфовича был один Шарик, быть может, и удался бы профессорский эксперимент. Прижившись в квартире Фи­липпа Филипповича, Шарик вначале еще совершает кое-какие хулиганские поступки. Но в конце концов превра­щается во вполне благовоспитанного домашнего пса.

    Удивительная вещь, иронизирует автор, собачий ошейник. Когда на Шарика впервые его надели и вывели погулять на поводке, он «шел, как арестант, сгорая со стыда». Но очень скоро сообразил, «что значит в жизни ошейник. Бешеная зависть читалась в глазах у всех встреч­ных псов... У Мертвого переулка какой-то долговязый с обрубленным хвостом дворняга облаял его «барской сво­лочью» и «шестеркой».

    «Ошейник - все равно что портфель», - мысленно острит сам Шарик. А перед операцией он уже подводит под свое новое, официально холуйское положение едва ли не философскую базу: «Нет, куда уж, ни на какую волю отсюда не уйдешь, зачем лгать... Я барский пес, интеллигентное существо, отведал лучшей жизни. Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция... Бред этих злостных демократов...»

    Но по воле случая человечьи органы достались Шари­ку от уголовника. «Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий. Судился 3 раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз - условно каторга 15 лет».

    «Сочувствующий», приговоренный к каторге «услов­но» _ это уже сама действительность вторгается в экспе­римент Преображенского.

    Вторгается она и по другой линии - в лице председа­теля домового комитета Швондера. У этого «кадрового» булгаковского персонажа в данном случае особая роль. Он даже статейки в газету пописывает, Энгельса читает. И вообще ведет борьбу за революционный порядок и социальную справедливость. Жильцы дома должны пользовать­ся одинаковыми благами. Каким бы ни был гениальным ученым профессор Преображенский, нечего ему занимать семь комнат. Обедать он может в спальне, делать опера­ции - в смотровой, где режет кроликов. И вообще пора уравнять его с Шариковым, человеком вполне пролетар­ского вида.

    Самому профессору отбиться от Швондера удается. Но отбить Шарикова он оказывается уже не в состоянии. Швондер уже взял над тем шефство и воспитывает его на свой лад. То, что происходит с Шариковым в повести, по мере того как с помощью Швондера он становится, так сказать, сознательным участником революционного про­цесса, в 1925 году выглядело как злейшая сатира на сам процесс и на его участников. Через две недели после того, как сошла с него собачья шкура и ходить он стал на двух ногах, этот участник уже располагает документом, удостоверяющим его личность. А документ, по словам Швондера, который знает, что гово­рит, - «самая важная вещь на свете». Еще через неделю-другую Шариков становится совслужащим. И не рядо­вым - заведущим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных. Между тем натура у него та же, что и была, - собачье-уголовная. Чего стоит одно его сообщение о своей работе «по специальности»: «Вчера котов душили-душили».

    Впрочем, Полиграф Полиграфович котами уже не довольствуется... «Ну ладно, - вдруг злобно сказал он, - попомнишь ты у меня. Завтра я тебе устрою сокращение штатов». Это - той девушке-машинистке, которая, пове­рив, что он герой гражданской войны и вообще большой человек, готова с ним расписаться. А профессору - кукиш. А «по адресу опасного Борменталя» - револьвер.

    История с Шариковым завершается благополучно: вернув собаку в ее исходное состояние, профессор, по­свежевший и, как никогда, веселый, занимается своим прямым делом, «милейший пес» - своим: лежит на ковре у дивана и предается сладостным размышлениям. Но финал повести Булгаков оставил открытым.

    «Собачьим сердцем» завершился цикл сатирических повестей и рассказов Булгакова. Больше он ни тех, ни других не писал.

    В данном произведении объединены три жанрово-художествен-ные формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет.

    Фантастическое — это операция, которую осуществил про-фессор Преображенский, а также результаты, незамедлительно последовавшие за ней. Тем не менее фантастические события послужили для автора лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем.

    Главные герои: профессор Филипп Филиппович Преображен-ский, его помощник и ассистент доктор Иван Арнольдович Бор-менталь, пес Шарик, он же Полиграф Полиграфович Шариков. Второстепенные персонажи: председатель домкома Швондер, кухарка и домработница, дворник. Эпизодические персонажи — члены домкома, пациенты профессора, журналисты, машинист-ка Васнецова и просто любопытные с улицы.

    Завязка повести — профессор находит на улице бездомного пса и приводит его к себе домой. Кульминационных моментов не-сколько:

    1. операция по пересадке Шарику человеческих желез;
    2. появление в квартире профессора представителей домкома;
    3. профессору приносят донос Шарикова, и профессор с док-тором решаются на операцию по превращению Полиграфа снова в «милейшего пса». Материал с сайта

    Развязка — это последний визит Швондера в сопровождении работников милиции в квартиру профессора. Эпилог — в кварти-ре Преображенского восстановилось спокойствие. Все осталось на прежних местах — профессор занимается своими делами, пес Шарик доволен своим собачьим счастьем.

    Сюжет этой повести не был всецело выдуман писателем. В 20-е годы прошлого века некоторые ученые ставили практи-ческие опыты, как на животных, так и на людях, подобные тем операциям, которые проводил профессор Преображенский. Хи-рургическая операция, которую провел профессор, пересадив гипофиз и половые железы человека дворовому псу, привела к неожиданным результатам. Преображенский пытается разобрать-ся, почему из «милейшего пса» появился вот такой Полиграф По-лиграфович. В поисках ответа он изучает личность донора. Оказы-вается, что этот человек был трижды судим и трижды оправдан (ему повезло с происхождением). Интересная деталь — последнее наказание, на которое он был осужден, — это каторга на 15 лет условно. Этот Клим Чугункин — человек социально опасный, но и социально привилегированный. Доктор Борменталь поначалу вос-хищается лишь тем, что «скальпель хирурга вызвал к жизни но-вую человеческую единицу», профессор же понимает, какую именно единицу он вызвал к жизни, и осознает, что вся ответ-ственность за содеянное ложится на его плечи. «Вы знаете, какую работу я проделал — уму непостижимо. И вот теперь спра-шивается — зачем? Чтобы в один прекрасный день превратить милейшего пса в такую мразь, что волосы дыбом встают». К со-жалению, под давлением обстоятельств профессор вынужден уча-ствовать и в наделении пса социальными функциями. Но вскоре профессор понимает, что так больше продолжаться не может, и конец Полиграфа Полиграфовича Шарикова близок, а действие повести движется к своей развязке.

    В произведении возникает и все более развивается конфликт между Филиппом Филипповичем Преображенским, человеком высокой культуры, строгих нравственных правил, и Швондером, представителем новой жизни. Их конфликт достигает своей высшей точки во время разговора о проживании Шарикова в квар-тире профессора. Показана обстановка, в которой будет осуще-ствляться его воспитание. Но к природным качествам Шарикова добавилось и влияние Швондера, воспитание которого оказалось более эффективным, чем желание и стремление Преображен-ского хоть каким-нибудь образом облагородить и очеловечить воспроизведенного им типа. Принципы социализма оказались на-столько близкими и понятными звериной сущности Полиграфа Полиграфовича, что он очень быстро и без особых колебаний и сомнений находит себе место в новой советской стране.

    Социально-бытовой порядок в послереволюционном государстве показан в стиле сатирического памфлета. Изображая его, автор не использует прием гротеска, описывая поведение Шарикова или, например, рисуя образы членов домового комитета. Но в то же время, повесть эта, несмотря на ее фантастичность и невероят-ность, отличается удивительным правдоподобием. Это происхо-дит благодаря использованию узнаваемых конкретных примет времени, например: городской пейзаж, место действия — Обу-ховский переулок, дом, квартира вместе с ее бытом, обликом и поведением персонажей. Именно поэтому история с Шариковым воспринимается довольно реально.

    Булгаков хотел описать конкретное социальное явление и его опасность для окружающих. Фантастика в повести с необычайной силой убедительно действует на окружающих. Шариков в быту — явление не такое уж и редкое.

    План

    1. В одной из подворотен погибает голодный пес с ошпарен-ным боком.
    2. Появление незнакомца, который угостил пса колбасой, на-звал Шариком и забрал к себе домой.
    3. Описание квартиры профессора, знакомство с ее обитате-лями.
    4. Шарика накормили и оказали ему медицинскую помощь.
    5. Профессор Преображенский ведет прием пациентов.
    6. Первый визит домкома в квартиру профессора.
    7. За обедом профессор излагает свои мысли о существующем строе и тех людях, которые этот строй создают.
    8. Операция по пересадке Шарику донорского материала.
    9. Дневник доктора Борменталя.
    10. В квартире профессора новый жилец — вместо собаки здесь появился гражданин Шариков. Его выходки абсолютно не-возможны. У него появляется духовный наставник — пред-седатель домкома Швондер.
    11. Шариков поступил на должность. После этого он оконча-тельно распоясался.
    12. Конец Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
    13. Эпилог. В квартире профессора восстановилось утраченное спокойствие.
    Похожие публикации