Сколько раз очумелов меняет свое решение. Продолжение работы с текстом

Учитель. Еще какими способами раскрывается образ героя?

Ученик. Его поступками.

Учитель. Проследим по тексту: сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собаки? От чего это зависит?

Ученик. 6 раз, а зависит - от чина предполагаемого хозяина собаки.

Учитель. Как меняется тон его высказываний?

Ученик. 6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски - трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.

Учитель. В начале нашего разговора мы упомянули о художественных деталях, которые помогли нам познакомиться с Очумеловым, это шинель и крыжовник. Какие еще художественные детали вы заметили в тексте?

Ученик. В тексте еще несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Учитель. Определите лексическое значение этих слов.

Ученик. Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Учитель. Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин - пальто?

Ученик. Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

Учитель. Одинок ли Очумелов в своем чинопочитании?

Ученик. Нет, не одинок. Хрюкин похож на него.

Учитель. Какие еще детали вы заметили, и какие функции они выполняют в произведении?

Ученик. Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Открытые двери лавок, сонные физиономии - это детали создают зримую точность обстановки.

Давайте рассмотрим еще две иллюстрации к рассказу, относящие к отмеченным выше деталям.

IV. Итог урока.

Я надеюсь, что сегодняшний урок научил вас многому как читателей; познакомил с еще одним рассказом А.П.Чехова, с его мастерством в создании литературных характеров, познакомил с таки художественными средствами, как название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали.

Учитель выставляет оценки учащимся за работу.

V. Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение рассказа.

2. Определить художественные приемы, использованные писателем в создании характеров Хрюкина, Елдырина.

Вариант 2

1. Специальная методика преподавания литературы является самостоятельной наукой, потому что:

а) решает специфические задачи;

б) имеет свой предмет исследования;

в) взаимодействует с другими науками;

а) Иван Фёдоров;

б) М.В. Ломоносов;

в) Н.И. Новиков.

3. Методисты-словесники XIX века А.Д. Галахов, П.Е. Басистов, Л.И. Поливанов являлись представителями одного из направлений методики литературы:

а) культурно-исторического;

б) академического;

в) воспитательного.

4. Известный учёный В.В. Голубков (1880-1968) является автором:

а) Методики преподавания литературы;

б) Грамматики;

в) Программы для I и II ступени семилетней единой трудовой школы

5. В основе определения этапов изучения литературы в школе лежат:

а) специфика литературного материала;

б) периоды развития школьников;

в) концентричность в построении программ.

6. Программы по литературе X-XI классов построены:

а) по концентрическому принципу и на хронологической основе;

б) по линейному принципу и на хронологической основе;

в) на историко-литературной основе.

7. В программы по литературе V-VII классов включены:

а) три варианта произведений: для чтения, обзоров и самостоятельного изучения;

б) разделы для самостоятельного чтения;

в) занятия по внеклассному чтению.

8. Во второй половине XIX века большой вклад в развитие методики внесли:

а) А.Д. Алферов, Н.М.Соколов, Н.А.Котляревский, Д.Н.Овсянико-Куликовский.

б) А.Н. Веселовский, Ф.И. Буслаев, Л.И. Поливанов, В.И. Водовозов.

в) С.А.Венгеров, М.А. Рыбникова, Н.И.Кудряшев, Г.Гуковский, В.В.Данилов.

а) запланированным количеством часов, особенностями школьной программы рекомендациями методистов и учителей-новаторов;

б) спецификой произведения, воспитательными и учебными задачами, возрастными особенностями учащихся;

в) избранным путем анализа, формами и видами организации учебного материала, методами и приемами обучения.

а) выяснение общего смысла произведения;

б) характеристика системы образов произведения;

в) знакомство с литературоведческой теорией.

11. Основная цель заключительных занятий по изучению произведения:

а) повторить и закрепить предыдущий ход разбора текста;

б) обобщить и повторить пройденный материал;

в) обобщить, создать ощущение глубины и неисчерпаемости произведения.

12. Какой вид чтения можно проводить только после анализа сюжета всего произведения:

а) чтение «цепочкой»;

б) чтение «по ролям»;

в) выборочное чтение.

13. При изучении произведений какого жанра отсутствует работа над выразительным чтением:

а) лирических стихотворений;

б) научно-популярных очерков;

14. Большой формой эпического произведения является:

а) рассказ;

б) повесть;

15. Род литературы, основу которого составляет действие на глазах зрителя, показанное через конфликты и в форме диалога – это определение:

а) драматического произведения;

б) эпического произведения;

в) лирического произведения.

16. При изучении произведений каких жанров обязательной является работа над выразительным чтением:

а) лирических стихотворений;

б) научно-популярных очерков;

17. Классификация уроков внеклассного чтения, разработанная Н.Н. Светловской с учетом процесса формирования читательской самостоятельности, включает:

а) занятия подготовительного периода, уроки начального периода, уроки основного периода;

б) урок изучения художественных произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи;

в) уроки вводного типа, уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию сложных произведений, уроки анализа, обобщения.

Компетентностная задача

18. Ознакомьтесь с конспектом урока литературы и составьте подробный анализ конспекта занятия.

Тема: Знакомство с комедией Н.В.Гоголя «Ревизор».

Цель: Познакомить учащихся с образом главного героя комедии «Ревизор» Хлес­таковым, помочь раскрыть этот образ на примере отдельных сцен.

Коррекционно-образовательные задачи:

Учить грамотно отвечать на вопросы;

Формировать умение составления характеристики персонажа.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитать художественное восприятие произведения в живописи;

Воспитать в учениках нравственность.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие диалогической и монологической речи;

Развитие умения соотносить прочитанное произведение с картинными репродукциями.

Оборудование: текст комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», иллюстрации к комедии «Ревизор»; репродукция картины К.П. Брюллова «Последний день

Помпеи»; выставка книг; газета о творчестве Н.В. Гоголя

Методы: наглядные и словесные.

Приемы: беседа, анализ, пересказ, выборочное чтение.

Урок литературы в 7 классе

«Хамелеон». Мастерство Чехова-сатирика. Диалоги, «говорящие» фамилии как средство характеристики героев

Цели:

    показать роль художественной детали в раскрытии характеров героев произведения, определить особенности стиля Чехова;

    развивать навыки выразительного чтения, мышление, связную речь учащихся;

    воспитывать непринятие грубости, лицемерия, безразличия, хамства.

Оборудование: учебник, картинки с изображением хамелеонов, карточки Эпиграф: «Победа из побед – победа над собой»

Организационный момент.

Вводно-мотивационная часть.

Слово учителя.

Сегодня мы будем с вами говорить о неравнодушии, об искренности, об уверенности в себе, т.е. о человеческих достоинствах. Но, как известно, все познается в сравнении, и чтобы понять, как стать настоящим человеком, нужно понять, что такое человеческие пороки. Нам сегодня будет помогать мудрый учитель, мастер юмористического рассказа, тонкий психолог Антон Павлович Чехов и его рассказ «Хамелеон».

Литературный диктант.

    Как звали полицейского надзирателя? (Очумелов.)

    Что было в руках у городового? (Решето с конфискованным крыжовником.)

    Как звали золотых дел мастера? (Хрюкин.)

    Какое животное «обидело» Хрюкина? (Собака.)

    Как звали городового? (Елдырин.)

    Во что был одет Очумелов? (В шубу.)

    Кому принадлежала собака? (Брату генерала.)

Анализ произведения.

Чехов – мастер художественной детали. Давайте посмотрим, как деталь может характеризовать человека.(Каждую деталь записывают в тетради)

    Где происходят события? (выборочное чтение).

Словарная работа.

Конфискованный – запрещенный товар на крупную сумму денег, который забирают у владельца в наказание за нарушение закона.

    Представьте себя в роли Очумелова. Вы с узелком в руках идете через базарную площадь. Кругом тишина. Вдруг… Какая картина разворачивается среди тишины? (творческий пересказ от имени Очумелова).

    Как выглядит Хрюкин? О чем говорит его внешний вид?(выборочное чтение)

Чтение по ролям диалога .

    Сколько раз Очумелов меняет свое отношение к Хрюкину и решение о судьбе собаки? От чего это зависит?

    Почему у нас не вызывает сострадания потерпевший Хрюкин? Каким человеком он нам представляется? Почему он говорит, что у него брат в жандармах?

Словарная работа.

Жандармы – полицейские, занимавшиеся политическим сыском. Они воспринимались простым народом как более грозная сила, чем полицейские.

    Дело происходит летом, в жару. Тогда же зачем Очумелов в новой шинели? Почему он ее то снимает, то снова надевает?

    Как ведет себя толпа? Почему она смеется не над Очумеловым и Елдыриным, а над потерпевшим? Чем потешает ее положение Хрюкина?

    Случаен ли подбор фамилий? Запишите синонимы –ассоциации к фамилиям героев.

Говорящие фамилии в рассказе используются как средство характеристики персонажей, выбраны с целью создания комического эффекта. Персонажи рассказа - люди самые разные, представляющие народ, «улицу», человека толпы. Поскольку на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать персонажам развернутые характеристики (о жанровых особенностях рассказов Чехова см. выше), имя, фамилия приобретают особый вес: они сразу и полностью представляют тех, о ком идет речь. Перечислим «полные» имена, как они даны в тексте.

«Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке » - это и есть его полное, создающее комический эффект «имя», потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия).

«Елдырин - рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником », он «шагает», следовательно, высокого роста. И Очумелов, и Елдырин именуются только по фамилии, что характеризует их как лиц сугубо официальных и само по себе уже свидетельствует об отстранении автора от этих своих персонажей.

«Золотых дел мастер Хрюкин » - вздорный человек со вздорными претензиями («золотых дел мастер» может иметь такую фамилию, разумеется, только в сатирическом произведении).

Генерал Жигалов - внесценический персонаж, слово “генерал” как бы является частью его имени, причем имя и отчество у генерала Жигалова отсутствуют: они невозможны в глазах тех, кто находится ниже него на ступеньках общественной и служебной лестницы.

Владимир Иванович Жигалов - брат генерала Жигалова, ему как человеку с высоким общественным положением дана привилегия иметь имя и отчество.

Остальные персонажи: Прохор - генеральский повар, люди из толпы и - «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса ».

Кто в рассказе вызывает сострадание и кому отдана симпатия писателя? Почему после прочтения рассказа становится грустно?

А как вы считаете, почему Очумелов себя так ведет? Потому что он глуп?

Как вы думаете, смех в рассказе – это смех веселого или грустного человека? (глаза собаки)

Если откровенно, не бываем ли мы с вами иногда Очумеловыми? (Да, мы стараемся приспособиться, извлечь для себя выгоду.)

Выводы:

Актуален ли рассказ? (Да, мы каждый день должны бороться с этими недостатками.)

В чем смысл эпиграфа?

Перед вами деревья совести. Запишите на листочках те качества, которые должны быть с вами всегда.

Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим, честность, высокомерие, порядочность, неравнодушие, взаимопомощь.

Пусть эти деревья станут для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.

Чехов, Хамелеон. Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика? Прочтите экспозицию рассказа. Что в этом кратком описании вы узнаете о характере и роде де­ятельности полицейского надзирателя Очумелова? В самом начале рассказа, в его экспози­ции, мы видим, как полицейский надзиратель Очумелов торжественно шествует через базарную площадь. У него новая шинель, в руке узелок. Следом за ним го­родовой несет решето с конфискованным крыжовником. Это описание – практиче­ски портрет мелкого взяточника, в изо­бражении которого налицо

приметы его постыдного стяжательства. Можно даже не заметить, что у него значащая фами­лия, которая не предполагает разумных решений. Но дары, которые он уже успел получить, не заметить нельзя. Как мел­кий начальник, который любит показать себя, говорит он строго, кашляя и шевеля бровями. Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика? Речь Очумелова подчеркивает удовлет­воренность своим положением. Однако нельзя не заметить, с каким трудом он владеет собственной речью. Он довольно долго собирается с мыслями, прежде чем произнести свое начальственное слово. Проследим за его оборванными и незавер­шенными репликами: “По какому это случаю тут?..”; “Почему тут? Это ты зачем палец?..”; “Кто кричал?”. С первых слов мы убеждаемся в служебной нерасто­ропности Очумелова и его нежелании за­няться делом.

Однако, когда приходится принимать решение, Очумеловым овладевает дар осо­бого чиновничьего красноречия: “Чья со­бака? Я этого так не оставлю…”; “…как она могла тебя укусить?”; “У генерала со­баки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку дер­жать?!.”

Вершиной красноречия полицейского надзирателя можно считать последний монолог о собачке брата генерала.

Решения Очумелова стремительно сме­няют друг друга, и название рассказа на­прямую связано с этим калейдоскопом.

Какие детали помогают представить облик Очумелова? Назовите и охарактеризуйте каждую из них.

Самая первая деталь, на которую обра­щает внимание читатель, – новая ши­нель Очумелова. Мы так и не узнали, что находится у него в узелке, но это, конеч­но, не ягоды или овощи – такие предме­ты носит за ним городовой. Итак, детали уже показали, зачем этот чиновник шест­вует по базарной площади. Далее, на про­тяжении всего рассказа, именно шинель находится в движении: “Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…”; “- …Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…”; “- …Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…”; “…запахиваясь в шинель, про­должает свой путь по базарной площади “. Так шинель (пальто) четыре раза включа­ется в события на базарной площади.

Сколько раз меняет Очумелов свое решение о том, что нужно делать с собакой? Как эти перемены связаны с названием рассказа?

Первое решение – “А собаку истребить надо”.

Второе (“собака генерала Жигало­ва”) – “…как она могла тебя укусить?”.

Третье (“нет, не генеральская”) – “На­до проучить!”.

Четвертое (“может быть, и генераль­ская…”) – “Ты отведешь ее к генералу…”.

Пятое (генеральский повар говорит: “Этаких у нас отродясь не бывало!”) – “Истребить, вот и все”.

Шестое (повар продолжает: “Брат их­ний охоч…”) – “Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…”.

Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими перемена­ми, мы еще раз убеждаемся в том, что ав­тор не случайно дал рассказу название “Хамелеон”.

Охарактеризуйте Хрюкина по впечатлениям первой встречи с ни м.

Рассказ “Хамелеон” описывает эту встречу. Сцена развертывается на базар­ной площади, и все передвижения участ­ников происходят только в ее границах.

На Хрюкине ситцевая крахмальная ру­баха и расстегнутая жилетка. Мы видим его окровавленный палец, видим как он падает, хватая бедную собачонку за лапы, слышим как пререкается с Очумеловым. Чуть позже выясняется, почему собачон­ка его укусила: Хрюкин решил пораз­влечься. Кто-то из толпы говорит, что он “…цигаркой ей в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни…”.

В рассказе много как безымянных уча­стников, так и действующих лиц, кото­рых мы так и не увидим на базарной пло­щади, где происходит действие. Это, прежде всего, те люди, которым может принадлежать собака: генерал Жигалов, его брат, приехавший в гости к генералу. Затем разгневанный Хрюкин упоминает брата, служащего жандармом, мы узнаем и о купце Пичугине, которому принадле­жит дровяной склад… Хотя они и не по­являются на базарной площади, происхо­дящие события отчасти связаны с этими героями и их положением в обществе. Да и судьба белого борзого щенка целиком зависит от того, кому он принадлежит. Так что спор происходит не столько меж­ду реальными его участниками, сколько между теми людьми, чье положение и оп­ределяет развитие сюжета.

Какую роль в рассказе играют городовой, ге­неральский повар Прохор, толпа?

Это свидетели событий и отчасти источ­ники необходимой информации. “Голос из толпы” говорит Очумелову, кто все-та­ки хозяин собачки. Эти герои одновремен­но являются фоном событий и участника­ми того, что происходит на базарной пло­щади.

Сколько хамелеонов видите вы в этом расска­зе? В одном из классов ученики выдвинули три ре­шения: хамелеон – Очумелов; хамелеоны – Очуме­лов и Хрюкин; хамелеоны – Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяе­тесь? Обоснуйте свой выбор. Может быть, вы най­дете четвертое решение?

В большинстве классов ученики выби­рают третье решение, поскольку толпа всегда быстро присоединялась к “побе­дителю”. Четвертое решение предполага­ет назвать хамелионами тех героев, кото­рые не появлялись на базарной площади, но все же могли бы присоединиться к участникам спора.

Какое явление сатирически изображает Чехов в этом рассказе?

В этом рассказе сатирически изображен страх толпы и всех участников событий на базарной площади перед властью. Можно даже оценить ступени в лестнице власти. Все на площади боятся полицейс­кого надзирателя Очумелова, а над ним значительно выше на несколько ступе­ней – генерал, который так и не появил­ся на площади, но определил решение, принятое низшим по чину полицейским надзирателем Очумеловым.

Глоссарий:

  • характеристика очумелова из рассказа хамелеон
  • характеристика очумелова
  • сколько раз очумелов меняет свое решение
  • описание очумелова из рассказа хамелеон
  • Речевая характеристика Очумелова

Другие работы по этой теме:

  1. (1884г.) Полицейский надзиратель Очумелов идет по базарной площади. На его глазах, орущий, ругающийся мужик догоняет и хватает убегающую собаку. Вокруг быстро собралась толпа. Мужик этот...
  2. Анализ произведения Жанр произведения – юмористический рассказ. Однако ран­ние рассказы Чехова нельзя назвать только юмористическими, они прочно стоят в ряду лучших сатирических произведений рус­ской классической...
  3. А. П. Чехов – всемирно известный русский писатель прозаических произведений. Он написал множество сатирических произведений. Летом я прочитал целую книгу этого писателя и больше всего...
  4. По жанру “Хамелеон” сатирический рассказ, в котором Чехов высмеивает людские пороки, в частности чинопочитание. Экспозиция: полицейский надзиратель Очумелов идет через базарную площадь. Завязка – Хрюкина...
  5. Краткое содержание Рассказ начинается с описания базарной площади. Вокруг ти­шина. Открытые двери лавок и кабаков глядят уныло, как голод­ные пасти, около них нет даже нищих....
Похожие публикации