Самопознание через отношение к миру. Упражнения на самопознание

Самопознание личности - сложный процесс изучения индивидом самого себя, в результате которого в его сознании отражается весь континуум собственных свойств и качеств.

В психологии установилось единое мнение о том, что этот процесс имеет уровневую организацию. Разногласия касаются лишь числа таких уровней. Большинство отечественных психологов рассматривают развитие самопознания как двухуровневый процесс. Познание начинается (по А. Леонтьеву) с выделения внешних, поверхностных свойств и является результатом сравнения, анализа и обобщения, выделения самого существенного. Другими словами, на первом уровне идет накопление первичной фрагментарной информации о самом себе через соотношение себя с окружающим социальным миром. Этот уровень как бы подготавливает индивида к интенсивному и глубокому самопознанию, реализуемому на основе самоанализа.

На втором уровне индивид познает себя посредством оперирования полученными на первом уровне сведениями о себе. Наибольший поток информации теперь поступает не из сферы «Я - окружающий социальный мир», а замыкается на сфере «Я - Я».

К механизмам самопознания относят процессы идентификации, рефлексии и атрибутирования, находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Идентификация (лат. identificare - отождествлять) представляет собой мыслительную операцию (эмоционально-когнитивный процесс) различной степени осознанности (от неосознаваемой до полностью осознаваемой), с помощью которой индивид:
- опознает объекты (явления, процессы, путем сравнения их по какому-либо признаку и, устанавливая степень сходства или различия между ними, относит их к какой-то группе, виду, типу;
- отождествляет (приписывает себе, переносит на себя) характеристики других люден на основании принятия их ценностей и норм (или прямого подражания им);
- проецирует себя на другого человека, наделяя его своими собственными личностными характеристиками;
- постигает и проникает в перелсивание другого человека, ставя себя на его место и проявляя при этом готовность эмоционально откликнуться на терзающие его проблемы (эмпатия).

Рефлексия (лат. reflexio - обращение; назад, отражение) - самопознание индивидом своих внутренних психических состояний. Она характеризует способность сознания индивида сосредоточиться на самом себе. В философии это понятие связывалось с размышлением человека о том, что происходит в его сознании, каково содержание его мыслей. Социальная психология расширила рамки понимания рефлексии. Здесь она переносится на взаимодействие двух человек или взаимодействие людей внутри более многочисленной группы и приобретает характер взаимного отображения индивидами друг друга. Каждый индивид не только стремится познать самого себя, но и понять, как он отображается в сознании других людей. Это отображается рядом позиций, образующих рефлексивный процесс:
- индивид А, каков он есть на самом деле;
- видение индивидом А самого себя;
- видение индивида А индивидом Б;
- индивид Б, каков он есть на самом деле;
- видение индивидом Б самого себя;
- видение индивида Б индивидом А.

Таким образом, рефлексия - это не только интроспективное погружение в мир своих психических процессов, состояний и свойств, но и осознание своих целей, мотивов и поведения, а также видение своего образа, складывающегося в мыслях собеседника.

Атрибутирование (англ. attribute - приписывать, наделять) - процесс наделения индивидом А каких-либо характеристик другому индивиду Б и приписывания ему каких-то личностных черт, мотивов, целей, установок на основании восприятия его текущего поведения. Чаще всего здесь имеет место стереотипное «достраивание» образа собеседника, приписывание причин его поведения. Атрибутирование рассматривается как один из основных механизмов социального восприятия, или восприятия человека человеком, в результате которого индивид расширяет рамки самопознания.

Атрибутирование обусловлено тремя взаимообусловленными факторами (по А. Бодалеву):
- особенностями внешнего вида и поведенческих манер собеседника, на которого направлен процесс атрибутирования;
- личностными особенностями субъекта атрибутирования (его характером, мировоззрением, установками, ценностями и др.);
- спецификой ситуации, на фоне которой: разворачивается процесс атрибутирования.

В психологии выделяют понятие каузальной атрибуции (лат. causa - причина) как факта интерпретации индивидом А причин конкретного поведения индивида Б на основе признаков, полученных в процессе межличностного восприятия.

Недавно, один читатель сайта написал мне о том, что он заниматься самопознанием уже более 20 лет. Я задал ему вопрос – какие результаты вы получили за это время? В ответ – молчание. А через несколько дней мужчина написал, что за это время, за 20 лет, он много всего узнал и лучше стал понимать себя. И больше, судя по всему, сказать ему было не о чем. Вы знаете, здесь очень часто зарыта проблема, причина которой духовная некомпетентность и не образованность большинства людей. Это печально, когда человек знает много, голова забита информацией, но в сознании винегрет, и при этом результаты в жизни, как правило, – пшик. То есть, человек ничего не научился применять на практике, спрашивается – зачем тогда учился? Так рождаются неудачники, скажу я вам.

Самопознание личности – это не самоцель! Самопознание – это всего лишь первый, подготовительный этап пути развития и самореализации человека в жизни. За самопознанием должно следовать целенаправленное развитие и обязательно самореализация (практическое применение знаний в жизни – , успеха, счастья на практике! ).

Что такое Самопознание Личности

Чтобы лучше разобраться в теме, прежде всего рекомендую прочитать статью – , в ней также идёт речь о самопознании, но как об одном из этапов жизни. А сейчас подробнее разберём именно Самопознание.

, второй этап развития Личности, нужно понимать практически дословно – познание себя. Этап самопознания необходим каждому человеку для осознанного выбора жизненного пути, пути развития и выбора жизненных целей (профессии, др.).

Условно говоря, есть много уровней самопознания, и всё зависит от человека. Кому-то достаточно просто почувствовать и понять свои желания, стремления – кем человек хочет быть и почему. Например, человек хочет быть доктором и много зарабатывать. Он анализирует свои желания и выбирает для себя профессию в медицине, где хорошо платят (зубной врач, пластический хирург, др.). Многим достаточно просто понять свои желания и особо не задумываясь начать их достигать. А кому-то этого бесконечно мало.

По-настоящему Самопознание человека начинается с вопросов: Кто я? () Для чего я рождён? Для чего я Живу? В этом случае самопознание включает в себя познание и развитие себя как Личности, познание своей Души, поиск высшего смысла Жизни, выбор и нравственных принципов по которым человек хотел бы жить.

Этап самопознания переходит в путь развития, когда человек находит ответы на ключевые выше перечисленные вопросы – выбирает цели и систему знаний, ответы которой его удовлетворяют.

– это, по сути, духовный поиск, который, чаще всего, предполагает прочтение множества книг, перелопачивание большого объёма информации, познание своих чувств и устремлений, начальную практическую проверку каких-то постулатов.

Следующие этапы Самопознания Личности следуют уже после того, как человек определился в выборе пути и начал целенаправленно работать над собой по какой-то системе. То есть, он начал применять в своей жизни, на практике, соответствующие знания, техники развития и получать результаты.

Последующие этапы самопознания включают в себя:

  • Познание своей Души, ее строения, потенциала, способностей и их раскрытие
  • Познание своей божественной Индивидуальности и её раскрытие
  • Познание и воплощение в жизнь своих
  • Познание своего с дальнейшей его реализацией

Помните! Если вы много читаете и много знаете – это ещё не значит, что вы развиваетесь и идёте к совершенству! Вы только познаёте. А развитие начинается лишь тогда, когда вы начинаете изменять себя, применять знания и техники на практике, и получать в своей жизни позитивные результаты.

Как сказал Христос: “По плодам узнаете! “, или так – “Покажите мне ваши результаты в жизни и я скажу вам какой у вас уровень развития”

Что такое самопознание?

Это ключевой процесс личностного роста: только познав себя, человек может обеспечить себе лучшее качество жизни. По сути это практика, направленная на выявление и устранение внутренних противоречий. Конечная цель - раскрыть своё внутреннее «Я» , обеспечить целостность собственной личности. Для многих людей этот процесс выражается в поиске ответов на вопросы «Кто Я?», «Для чего я пришёл в этот мир?» и т.д.
Находя ответы на эти и другие важные вопросы, человек по-другому выстраивает систему жизненных приоритетов, благодаря чему меняет свой образ жизни к лучшему.
Надо понимать, что это не столько «прокачка», сколько оптимизация внутренних ресурсов. Повышению качества жизни есть вполне логичное объяснение: когда человек сосредотачивается на себе, начинает понимать что ему действительно нужно, концентрируется на своих целях, ему становится легче достигать их, отчего он получает большое удовольствие и возможность двигаться дальше.

Самопознание и самосознание в психологии

Самопознание тесно связано с самосознанием . В свою очередь, самосознание - самый высокоорганизованный психический процесс , обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности. Отправной точкой этого процесса является осознание собственного «Я» индивидуума и вписывание его в контекст окружающего мира. Принятие внешнего окружения и самосознание развиваются параллельно, так как это взаимозависимые процессы.

Одной из наиболее популярных концепций самосознания стала концепция И.М. Сеченова , которая опирается на «системные чувствования» - именно на них строится самосознание. «Чувствования» , в свою очередь, являются не чем иным, как психосоматическими реакциями на внешние раздражители, которые проявляются ещё в младенчестве и уже тогда закладывают основу будущей личности человека. Часть их имеет объективный характер и исходит из восприятия мира, другая часть - субъективна, она возникает из восприятия своего тела.

Этапы самопознания

Как уже было сказано, самопознание - сложный и продолжительный процесс. Чтобы лучше представлять его, следует выделить основные этапы, которые по-разному влияют на отношение индивидуума к самому себе и к окружающему миру:

    • Первичный.

На этом этапе самопознание зачастую происходит неосознанно. Человек оценивает себя пассивно, с точки зрения мнения окружающих, как бы по отражению в зеркале общества, и таким образом формирует образ собственного «Я». Чем дальше продвигается формирование, тем больше возникает несоответствий между внешней оценкой и внутренними ощущениями. Когда накапливается критическая масса противоречий, на этом этапе возникает первый серьёзный кризис, который можно назвать когнитивным диссонансом. Разрешение этого кризиса - очень важная веха на пути самопознания, но отнюдь не его завершение.

    • Вторичный.

На этом этапе роли меняются. Теперь человек оценивает себя сам, сравнивая с другими людьми, но, не опираясь на их мнение. Окружающий мир становится пассивной стороной, лекалом и эталоном, соответствие которому вовсе не обязательно. Снимаемые мерки накапливаются, превращаясь в стройную (или не очень) картину внутреннего мира. На данном этапе процесс самопознания напоминает работу архитектора, который создает не только красивый, но и устойчивый проект.

Методология или техники самопознания

Самопознание - это процесс , и он состоит из множества практик, используя которые можно значительно продвинуться в сторону разрешения своих внутренних противоречий. Все используемые приемы можно разделить на несколько крупных направлений, каждое из которых по-своему важно:

    1. Максимально отстранённая и беспристрастная оценка своего прошлого опыта , как личного, так и профессионального. Объективно оценивать себя очень сложно, поэтому неудивительно, что с первого раза добиться прогресса в упражнении почти никому не удаётся. Тем не менее, регулярно практикуясь, человек постепенно учится выявлять свои сильные и слабые стороны, над которыми впоследствии будет работать. Здесь важно то, насколько разнообразен его опыт, и для его расширения очень полезно выходить из своей зоны комфорта. Погружая себя в разные обстоятельства, принимая разные вызовы, человек проявляет те или иные качества - смелость или осторожность, решительность или инертность, спонтанность или вдумчивость; и вместе с этим получает богатую пищу для размышлений и возможность дать себе оценку, максимально приближенную к истине.
    2. Разнообразные групповые тренинги, деловые игры, компьютерное тестирование . Здесь в процесс включаются другие люди и коллективные методики, ведь, как и другие дела, самопознание удобно осуществлять при помощи товарищей. Все предложенные практики подразумевают коммуникацию, а именно в коммуникации раскрываются многие важные качества человека. Тесты позволяют ответить на вопросы, которые сам индивидуум может просто не догадаться задать себе (в данном контексте рекомендован тест Айзенка). Интерпретацию ответов здесь лучше предоставить специалистам.
    3. Включение самопознания в повседневную деятельность , в отличие от первого пункта, здесь предлагается оценивать себя не «в вакууме» спокойных размышлений, а на фоне привычных повседневных дел. Эта среда тоже является индикатором внутреннего состояния человека. Нужно только отслеживать событие не только с позиции «Что происходит?», но и с попыткой ответить на вопросы «Почему это происходит?» и «Что это значит?».

Следует понимать, что универсального рецепта не существует. Каждая личность уникальна, и то, что идеально подходит одному человеку, может оказаться совершенно бесполезным для другого. Поэтому все представленные направления лучше комбинировать, находя в каждом удобные и полезные практики.

Кризисные моменты самопознания

Практически всегда, когда индивидуум встречается с определенными жизненными трудностями:

    • неудовлетворённость работой;
    • неурядицы в отношениях;
    • творческий кризис;
    • проблемы со здоровьем и т.д.,

он обращается внутрь себя в поиске ответа на вопрос «Что со мной не так?». Случается, что поиски эти похожи на пресловутый поиск черной кошки в тёмной комнате: не зная, как и что искать, человек может копаться в себе годами без особой пользы, не улучшая свое подавленное состояние.

Цели поиска

Самопознание - не процесс ради процесса, у него есть конкретные цели. Они заключаются также и в развитии личностных качеств человека, которые нужны для успешной деятельности во всех жизненных сферах:

    • Энергичность - способность сохранять силы и энтузиазм даже при напряженной работе. Многие сотрудники современных предприятий жалуются на повышенную утомляемость, и даже появился специальный диагноз - синдром хронической усталости, который сводит на нет кропотливые старания. Чтобы не пасть его жертвой, человеку следует научиться правильно распоряжаться своими внутренними ресурсами.
    • Коммуникативность - умение вступать в диалог с людьми, располагать их к себе, находить с ними общий язык ради обоюдной выгоды. Многим людям трудно выходить из комфортной зоны личного пространства, чтобы вступить в общение с собеседником, а причина этого кроется как раз в неразрешенных внутренних противоречиях.
    • Воля - одно из ключевых качеств успешного человека, сотрудника или руководителя. Оно подразумевает способность выполнять задачи наперекор собственной лени или внешним обстоятельствам, а также умение защитить собственную точку зрения реализовать свой проект.
    • Честность - в первую очередь, перед самим собой. Без этого качества нельзя добиться объективной оценки своих действий, успехов и неудач. Честность в плане бизнес-отношений также следует культивировать - так можно выстроить по-настоящему действующие связи, которые принесут выгоду всем участникам рабочего процесса.
    • Обучаемость - способность постоянно получать новую информацию, обрабатывать её и ставить себе на службу. Непрерывное повышение своего интеллектуального уровня - едва ли не самая приоритетная задача современного человека. В век информации главный капитал каждого из нас - собственные знания, навыки и умения, и расширять этот багаж никогда не бывает лишним.

С точки зрения бизнеса, развитие данных качеств само по себе не гарантирует немедленного карьерного роста, однако существенно повышает самоценность человека как работника, а также улучшает его мироощущение. Гармоничное сосуществование со своим внутренним «Я» - залог получения удовольствия от жизни и работы, инвестирования себя в действительно важные дела.

Для чего нужно пройти этот путь

Все мы хотим удовольствия от жизни, быть счастливыми, реализовать себя и прийти к собственному целостному успеху. Познавая себя, человек открывает в себе скрытые резервы и через это улучшает качество собственной жизни. Он удивляется, как легко начинают даваться дела, которые раньше казались трудными, и сколько удовольствия и новой энергии они приносят, чтобы расти дальше, делать более сложные успешные проекты, отчего появляется творчество и радость жизни каждый день, вместо грустного выживания. Все духовные ресурсы больше не расходуются в бессмысленных направлениях на ненужные вещи, они оптимизируются и направляются на достижение главных жизненных целей конкретного человека, согласно его внутреннему потенциалу: построение карьеры, воплощение амбициозного проекта, развитие и гуманизация общества, реализации себя в искусстве или спорте.

Человек, познавший себя, становится истинным хозяином своей жизни : отныне он сам решает, по какому пути она пойдёт и какими темпами. Во многих восточных философских школах это состояние является высшей ценностью, к которой можно стремиться до самой смерти. К счастью, сегодня успеха в самопознании можно добиться гораздо быстрее.

С раннего детства человек задаётся вопросом о том, кем он является, пытается разобраться в себе, в своём внутреннем мире. Так начинается процесс самопознания . И это не только созерцание себя, но и наблюдение за своими поступками, мыслями с целью их совершенствования. Ведь познание себя без внутренней работы лишено смысла .

Одним из главных требований к этому является признание собственного невежества и желание обрести это знание . Одним самоанализом невозможно познать себя. Недостаточно и логических рассуждений или иной умственной деятельности. Необходимо пробудить сознание своей Божественной природы и делать это лучше под руководством опытного наставника или Учителя, обладающего знаниями.

Каждый человек — это отдельный мир , который хранит в себе множество загадок. И как сложно постичь внешний мир, так же непросто познать внутренний мир человека. Это очень увлекательная, сложная, но достижимая задача.

Интересен тот факт, что это не разовый процесс, а постепенный. Открывая в себе одну какую-то часть, постепенно человек узнает ещё что-то новое . И в конечном итоге это может занять всю жизнь, делая её невероятно увлекательной.

Для того, чтобы понимать себя, необходимо так же отдавать себе отчёт в том, что движет поступками, каковы внутренние мотивы . Такая оценка должна быть объективной.

С каждым этапом самопознания человек меняет себя, меняет своё отношение к жизни. Он открывает в себе всё новые и новые стороны, новые возможности, о которых не догадывался ранее.

В древних учениях под самопознанием понималось познание своей глубины , в которой открывалась божественная природа человека. Оно объединялось с проработкой душевных состояний. Такое самопознание выводило человека за пределы познания собственного Я.

Чтобы заниматься самопознанием, человек должен иметь не только желание, но и узнать, какие способы самопознания существуют . Это может быть религия, философия, психология, различные медитативные техники или телесные. Важно понимать, к какому результату приводит тот или иной способ познания себя.

Человек должен постоянно развиваться — это ещё одно из важных условий для познания себя. Самопознание постоянно отстаёт немного от объекта познания.

В процессе познания себя важно не принижать свои качества, а также не преувеличивать их. Именно трезвая оценка и принятие себя таким, как есть является залогом для правильного развития личности. В противном случае могут проявиться высокомерие, самоуверенность или наоборот робость, замкнутость, стеснительность. Эти качества станут непреодолимым барьером на пути к самосовершенствованию.

Некоторые философы высоко ценили самопознание . Так Сократ говорил о том, что оно является основой всякой добродетели. Лессинг и Кант утверждали, что это начало и центр человеческой мудрости. Гёте писал: "Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся выполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено".

Кто однажды обрёл самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей. С. Цвейг

С амопознание начинается с того момента, когда вы начали себя осознавать. Этот процесс воплощается очень рано, ещё в детстве, и достигает своего расцвета в годы юности, когда жажда познания велика, ум ненасытен, требует новых открытий и впечатлений, а душа рвётся к высоким целям и кажется, что можно объять необъятное.

Всё это именно так, но с грузом ответственности, который накладывает социальный статус, новые обязанности, да и просто ежедневный водоворот событий увлекает своей скоростью, человек забывает о чистоте порывов, которые ещё когда-то наполняли смыслом его жизнь. И сейчас, осознавая суетность существования, он оглядывается назад, видит себя в прошлом и понимает, что чего-то в его настоящей жизни недостаёт. Не оттого ли она стала казаться ему обыденной, такой предсказуемой.

Да, в ней есть стабильность: он добился признания своих заслуг, его ценят коллеги и уважают друзья, присутствуют стабильность в семье и опора в жизни. Однако это смутное чувство внутри не перестаёт нас волновать и то, что весь этот антураж, внешняя составляющая бытия, не исчерпывает то многообразие, которое жизнь может нам предложить.

Каким бы уникальным и красивым ни был опыт жизни в социуме, постоянно поощряющий нас служить своему эгрегору, тем не менее материальная составляющая жизни не могла бы существовать, если бы не было внутренней жизни, той, которая происходит внутри, проявляется работой сознания и ума. Она и есть самое важное в человеке, то, что скрыто от взглядов, но откуда мы черпаем силы для реализации проектов; она источник вдохновения и творчества; то место, где живёт сознание и душа; отражение всего самого чистого, что есть в каждом человеке.

В моменты непонимания окружающими именно к этому источнику вы обратитесь, чтобы вновь обрести уверенность в себе. Это тот внутренний пульс, который связывает нас с Абсолютом. В нём кроется вход в несметное царство знаний и добродетелей. Нужно уметь им воспользоваться, найти к нему ключ. Внутренний мир человека огромен. То, что мы привычно зовём внутренним миром, - это всего лишь подступы к нему. Чтобы узнать целую Вселенную, скрытую за надписью «внутренний мир», мы прибегаем к приёму, называемому самопознанием.

Путь самопознания

Путь самопознания так близок, и вместе с тем необозримы его горизонты, что человек подчас не знает, с чего начать своё путешествие на пути к самому себе. Но нужно всего лишь начать, пробудить желание самоузнавания, внутреннего роста себя как личности, и одновременно появится страсть к самосовершенствованию. Они как близнецы: похожи друг на друга, развитие одного подразумевает включение в работу другого. Самопознание не может жить без самосовершенствования.

Самосовершенствование - стремление достичь Абсолюта, приближение к идеалу

Процесс самосовершенствования имманентен натуре человека в равной мере, как и самопознание. Стремление к идеалу - вот для чего мы живём. Возможно, это громко сказано, и всё-таки в каждом человеке есть жажда самореализации, мы не можем этого недооценивать. Вследствие наличия желания реализовать себя через различные аспекты жизнедеятельности, человек постоянно стремится улучшить свои знания и навыки. На этой дороге он также подвергает пересмотру и свои цели, в основе которых лежат ценности.

Изменение ценностных категорий ведёт к трансформации самой личности. Часто процесс перехода, нахождение себя, сопровождается и переменами во внешней жизни человека: меняются его окружение, друзья, место проживания, род занятий. Одно лишь остаётся неизменным - тяга к самосовершенствованию через самопознание.

Виды самопознания. Способы самопознания

Виды самопознания могут быть различными. Здесь всё зависит от позиции, с которой смотрит оценивающий. Главные виды представлены следующим образом:

  • аналитический - связан с работой ума, ментальный план;
  • творческий - сфера чувств, эфирный и астральный план;
  • духовный - сакральная сфера, каузальный, буддхиальный и атмический план.

Каждый из этих 3-х видов состоит из подтипов, проявляющих себя через определённую функцию.

Аналитическое самопознание личности

Этот вид самопознания происходит как с помощью самоанализа, так и самонаблюдения. При самонаблюдении могут использоваться письменный анализ в виде дневников, прохождение тестов, приём автоматического письма - он довольно редок, но даёт отличные результаты, предоставляя возможность поглубже заглянуть в вашу психику. Можно даже говорить о первых встречах с подсознательным.

Другой способ - это самоисповедь. Быть честным по отношению к самому себе не так-то просто, как это может показаться. Внутренние, неподдающиеся контролю страхи обычно сковывают человека, что делает самоисповедь практически невозможной. Для того чтобы перейти через барьер страхов, нужно, как всегда в таких ситуациях, просто начать действовать - начать рассказывать себе о самом себе.

Рефлексия отличается от исповеди тем, что вы не отчитываетесь перед самим собой, а просто рефлексируете о том, что происходит, стараясь давать меньше оценок. Хотя роль оценки и велика в использовании этого вида самоанализа, всё-таки не стоит её преувеличивать, иначе роль судьи может привести вас к излишней самокритике, а это, в свою очередь, скажется негативно на вашей самооценке.

Творческое самопознание человека

Под творческим самопознанием понимают такие его виды, когда мы начинаем познавать себя через отношения с другими, во взаимодействии, в том числе и с использованием приёмов игры, театра, совместной деятельности и мероприятий.

Один из примеров - это участие в драматических постановках. Выбрав роль в пьесе, человек «примеряет» на себя характер и привычки персонажа, он забывает себя на момент игры, и в этом состоит решающий фактор. Перевоплощение помогает человеку избавиться от многих комплексов, так как через игру происходит проживание определённых ситуаций и состояний, которые в реальной жизни вызывают дискомфорт. В результате роль даёт возможность перенестись в другое, «нереальное» пространство и уже в нём решать психологическую проблему, причём максимально естественно. Ведь играя по всем правилам «игры», человек должен стать другим, т. е. он не работает со своим комплексом, вместо этого он его проживает через данного персонажа.

Этот приём благотворно отражается на психику, потому что страх и неприятие внутренних блоков отпадают сами собой, - здесь театр, и вы в нём актёр, изображающий конкретного героя. Получается, что кроме эффекта глубокого самопонимания, завершающего процесс перевоплощения, этот способ выполняет и психотерапевтический эффект, делает человека более раскрепощённым и позволяет ему принять себя.

В какой степени игра в сценической постановке способствует раскрытию себя, так и другие совместные виды деятельности, как пение в хоре, участие в ретритах, групповые занятия йогой дают возможность человеку посмотреть на себя со стороны, обогащают его опыт жизни в социуме, предоставляют богатый материал для анализа и сравнения.

После такого рода занятий можно завершить день, воспользовавшись одним из приёмов аналитического самопознания, записав и проанализировав события в дневнике. Следует отметить, что любой вид познания себя, который бы вы ни выбрали, благоприятно сказывается на развитии ваших творческих способностей. Поэтому вы можете смело совмещать виды и способы, используемые вами для самопознания, ведь они позволят вашей индивидуальности раскрыться ещё больше, проникнуть в вашу истинную природу, помогут узнать, кем вы на самом деле являетесь.

Духовное самопознание

Духовное самопознание - это отдельный вид, стоящий чуть поодаль, так как он отличен по своим методам. Выбирая для себя духовную традицию в качестве примера и образца для практики, человек определяет весь свой дальнейший путь развития и самосовершенствования. Те законы и понятия, на которых построена практика, позволят человеку наилучшим образом понять себя, проникнуть в самые глубокие пласты сознания и изменить себя радикальным образом.

Так, остановив свой выбор на йогической традиции, вы с каждым занятием начнёте больше вникать в суть тех позиций, на которых построено учение. Изучение истории возникновения, чтение текстов, связанных с практикой, и шастр, комментирующих оригинальные древние труды, позволят вам найти ответы на давно интересовавшие вопросы не только внутреннего характера, касающиеся вас как личности, но и о всеобщем устройстве бытия.

Усовершенствование мыслительного процесса через понимание шастр

Информация из первоисточников достоверна. Она не подвергалась множеству видоизменений. Всё, что вы получаете, - это концентрированное знание, сохранившееся через века, и теперь ваша задача понять его, пропустить через себя, привыкнуть к стилю изложения и обязательно начать применять на практике через личный опыт - садху.

Теория, знания, полученные из книг и семинаров, должны быть подвергнуты испытанию через практику в реальной жизни, только тогда вы по-настоящему осознаете всю правду и ту ценность, которую они в себе хранят.

В духовном виде самопознания есть ещё две составляющих: шабда и садху. Шабда - это звук, но звук, приходящий от учителя, того, кому вы полностью доверяете по конкретной теме. Этот человек может указать вам на то, каким образом вы можете подняться на пути саморазвития, через выполнение каких практик, чтение каких текстов помогут именно вам достичь желанного результата и понять себя.

Гуру, направляющий личный поиск

Учитель, ваш шикша-гуру, или на более продвинутых ступенях - дикша-гуру - направляют вас и ваше сознание по пути познания истинной сути вещей с помощью изучения текстов писаний - шастр, а вы через свой личный опыт - садху - применяете и проверяете полученные знания в жизни. Ничего не существует отдельно, абстрагированно одно от другого - всё связано как в мире, так и внутри вас.

Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, - огорчаюсь, если я не понимаю людей Конфуций.

Понятие самопознания

Внешний опыт и внутренняя жизнь взаимодействуют, их влияние друг на друга равноценно. Познавая себя, вы познаёте и всех других. Каждый человек станет для вас более понятным, вы найдёте логику в мироустройстве и порядке вещей. Тогда для вас наполнятся новым смыслом слова Гёте о том, что «человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир». Задумайтесь над этим. Внешнее и внутреннее едины. Вы часть мироздания, и одновременно вы и есть микрокосм.

Ценности в самопознании через практику йоги

Через духовные практики йоги и медитации человек приходит к познанию основных ценностей, к чему нужно стремиться и что исповедовать. Первая ступень йоги - яма - представляет свод ценностных правил, которым нужно следовать:

  • Ахимса - принцип ненасилия, также практикуемый через вегетарианскую систему питания;
  • Сатья – истинность и правдивость;
  • Астея - неворовство;
  • Брахмачарья - целомудрие и нераспущенность;
  • Апариграха - непривязанность к мирским благам, отказ от накопительства.

Через практику 2-й ступени аштанга-йоги человек живёт по принципам ниямы, где должны соблюдаться:

  • Шаучья - принцип внутренней и внешней чистоты;
  • - практика скромности;
  • Тапас - выполнение аскез на духовном пути;
  • Свадхьяя - развитие мышления через чтение первоисточников;
  • Ишвара-пранидхана - Следование идеалу - высшему Разуму.

Так, имея сформированный список духовных жизненных ценностей, человек понимает, к чему стремиться и какими критериями правильности поступков ему нужно руководствоваться, идя по жизни.

Потребность в самопознании

Почему мы вообще задаёмся вопросом об истинности жизненного пути, смысле жизни, вечных ценностях? Как понять себя и других? Эти вопросы порождены потребностью в самопознании, а она присуща человеку, искателю, тому, кто не способен просто удовлетвориться одними материальными благами окружающего мира. Он постоянно в поиске, поэтому понятие смысла жизни выходит на первый план, потому что его невозможно обрести без понимания самого себя.

Практика йоги и медитаций открывает путь к новым открытиям на дороге самопознания. В первую очередь эти занятия позволяют повысить ваш духовный уровень, так как изначально это были исключительно практики духовного постижения мира. С наступлением эры современности понимание этих дисциплин несколько видоизменилось, и на передний план вышел физический аспект, укрепление не только духа, но и тела.

Однако правильно понимая цели йоги и медитации как её составной части, можно продолжать практиковать йогические асаны, укрепляя здоровье и совершенствуясь духовно. Одно дополняет другое. Мир хоть и дуален, но две его части - физическую и духовную - можно гармонично воссоединить, пользуясь техниками йоги, воплощая в жизнь законы, предписываемые на первых 2-х ступенях восьмеричной системы.

Внутренний мир и самопознание

По сути сам смысл жизни не находится во вне. Он как раз внутри - во внутреннем мире человека. Как только мы в состоянии это осознать, жизнь и наше понимание её полностью меняются. Поэтому появляются монахи, которые продают свои феррари, и мы видим садху, расставшихся с прошлой жизнью, дабы полностью следовать духовным порывам, которые они в себе ощутили. Но тут не всё так просто.

Для таких людей следование по пути духовности - это не просто мимолетное, эмоционально окрашенное увлечение, это в первую очередь сознательное решение, продиктованное редкостными духовными потребностями. Их жизнь больше не определена законами современного общества, построенного на потреблении, они выбрали для себя маяком потребности внутреннего мира, и теперь вся их жизнь направляется изнутри. Они наблюдают за происходящим во внешнем мире, но теперь жизнь для них превратилась в медитацию, где сознание созерцает действия, но не участвует в них.

Результат самопознания. Процесс самопознания

В процессе самопознания любой человек становится до определённой степени садху, ведь он познаёт через личный опыт. Знания, почерпнутые из различных источников, применимы на практике, в результате приобретения нового опыта через духовное самосовершенствование человек выходит на более высокий уровень самоосознания. Он не только лучше понимает законы мира и взаимодействия с людьми, но сам всё больше ощущает себя частью этого мира, неразрывно связанным со всеми живыми существами и природой.

Недаром одна из целей метода медитации - это слияние с Абсолютом, растворение в нём. Человек понимает, что нет в жизни одиночества, всё взаимосвязано. Каждая часть мироздания зависит от целого, всё во всём. Процесс самопознания логически приводит к этому выводу. Вы можете понять это через логические умозаключения, дополненные духовными озарениями, полученными через опыт медитации.

,
  • Парамаханса Йогананда «Автобиография йога»,
  • Свами Шивананда «Наука пранаямы»,
  • Шри Чинмой «Медитация»,
  • Махаси Саядо «Медитация Сатипаттхана Випассана».
  • Самое трудное - познать самого себя, самое лёгкое - давать советы другим Фалес
    Похожие публикации