Проектирование ситуации выбора профессии. «Мой профессиональный выбор» (примерный творческий проект по профессиональному самоопределению) Выбор оптимального варианта профессии

Всероссийский фестиваль педагогического творчества

2014-2015 уч. год

Номинация: «Проектная и творческая деятельность учащихся»

Творческий проект

«МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ - ИНЖЕНЕР»

Фефилов Николай, 11а класс

под руководством

Соловьевой Анны Леонидовны

МБОУ СОШ № 49

г. Екатеринбурга

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I

1.1. Проведение диагностик индивидуальных личностных и психофизических качеств и способностей……………………………………...

1.2.Анализ специальностей профессии инженер……………………………….

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА II

2.1. Выбор образовательного учреждения профессионального образования в городе Екатеринбург……………………………………………………………...

2.2. Профессиональная проба …………………………………………………....

2.3. Самоанализ…………………………………………………………………....

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………..

Приложения………………………………………………………………………..

Введение

Над выбором своей будущей профессии я задумался еще в 9 классе. Ведь тогда мне и моим одноклассникам нужно было решить, что же делать дальше? Пойти в 10 класс и продолжить обучение в школе или же выбрать иной путь и попробовать себя в колледже, техникуме? Многие из нас выбрали первый вариант. Конечно же, на этот выбор в большей степени повлияли родители, да и если честно не очень хотелось на тот период менять уже сложившуюся привычную школьную жизнь, на неизвестную учебу в техникуме или колледже.

Проживая в районе Уралмаш г. Екатеринбурга – районе, построенном около промышленного гиганта «Уральского завода тяжелого машиностроения» - ты проникаешься его историей, узнаешь для себя очень много новых интересных фактов о жизни района и его жителях.

Первая экскурсия на завод «Уралмаш» запала мне очень сильно в память. Я был поражен впечатляющими размерами оборудования, двигают и управляют которым сильные руки рабочих завода, узнал, что именно завод «Уралмаш» в годы Великой Отечественной войны выпустил десятки тысяч боевой и танковой артиллерии и боеприпасов, именно на нем была внедрена уникальная технология отливки башен танков Т-34. Очень интересно было увидеть работу макета самого большого шагающего экскаватора, выпущенного в СССР – ЭКГ – 5А [Приложение 2].

В школе одними из моих любимых предметов были черчение и технология. Особенно мне нравилось выполнять различные макеты, развертки деталей, от точности чертежа которых зависит результат всей дальнейшей работы по созданию какого-либо изделия.

Отсюда и мой интерес к профессии инженера, создающего проекты будущих сооружений, оборудования и техники. Я понимаю, что это очень, ответственная, трудная и сложная работа, и обучение этой профессии будет довольно продолжительным и нелегким, но я все-таки хочу попробовать свои силы в этой области.

Актуальность проблемы исследования : Многообразие специальностей профессии инженера дает большие возможности для выбора, но свой выбор нужно остановить всего лишь на одной из них.

Объект исследования: профессия инженер

Предмет исследования : специальности профессии инженер

Цель : Провести анализ множества специальностей профессии инженер.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи :

    Провести анализ литературы и других информационных источников по проблеме исследования.

    Провести диагностику своих личностных и психофизических индивидуальных особенностей.

    Изучить индивидуальные особенности на соответствие требованиям к профессии инженер.

    Провести сравнительный анализ вариантов специальностей профессии инженер, выбрав для себя наиболее оптимальный.

    Изучить содержание будущей профессии посредством «Профессиональной пробы».

    Осуществить выбор будущего профессионального образовательного учреждения.

ГЛАВА I . ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

    1. Проведение диагностик индивидуальных личностных и психофизических качеств и способностей.


В 9 классе на занятиях предмета «Твоя профессиональная карьера» для определения сферы профессиональной деятельности я участвовал в следующих анкетированиях по профессиональной ориентации: «Опросник профессиональных предпочтений», тест «Определение типа будущей профессии» (по классификации Е.А. Климова), «Дифференциально-диагностический опросник», «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкиной и ряда других, а также были изучены характер, темперамент, внимание, мотивация и самооценка .

С помощью данных методик удалось определить сферу профессиональных предпочтений – «Человек - техника» и перечень возможных технических специальностей: архитектор, автомеханик, слесарь, инженер - конструктор, инженер – проектировщик, инженер по охране труда, техник, электрик, электрогазосварщик и другие.

Изучив информацию из различных источников об интересующих меня профессиях из этого перечня, посетив экскурсии, я остановил свой выбор на профессии инженера, поэтому дальнейшее мое обучение продолжилось в 10 классе, так как прием на обучение на инженерные направления происходит на базе 11 классов или после окончания колледжа по профильным специальностям.

Для установления соответствия личностных и психофизиологических индивидуальных особенностей требованиям к профессии инженер [Приложение 1] я воспользовался методиками «Определение профессиональной направленности личности» Дж. Голланда и «Тип мышления» .

Результатом проведенной методики Дж. Голланда «Определение профессиональной направленности личности» стали два типа личности: «Реалистичный тип», представители которого отдают предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости, конкретности, и соответствующие этому типу профессии – механик, электрик, моряк, инженер, водитель и т.п.; «Интеллектуальный» тип – ориентированный на умственный труд, нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления, профессии – математик, физик, астроном и т.д.

Тип наглядно-образное мышление, которым обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что будет, и то чего никогда не было и не будет - художники, поэты, писатели, архитекторы, инженеры, конструкторы определился в методике «Тип мышления».

Таким образом, по результатам проведенных тестовых методик, можно сделать вывод, что мои способности и склонности имеют соответствия с требованиями, предъявляемыми профессией инженер.

1.2. Анализ специальностей профессии инженер

Для того чтобы определиться с выбором будущей профессии нами выбраны 5 параметров для сравнения специальностей профессии инженер:

    Доступность обучения – территориальная близость ВУЗа, временная занятость (первая/вторая смена).

    Востребованность на рынке труда г. Екатеринбурга – соотношение емкости спроса и предложения данных специалистов, причем количество предложений не удовлетворяет имеющийся спрос.

    Соответствие личностных характеристик – волевых качеств, самооценки, мотивации, лидерских качеств, ответственности и других характеристик личности требованиям предъявляемых профессией к человеку.

    Соответствие психофизических характеристик – соответствие темперамента, мышления, внимания, воображения, физического здоровья и др., требованиям предъявляемых профессией к человеку.

    Материальные затраты на получение профессии – форма обучения (бюджет/внебюджет), стоимость обучения, жилье (предоставление общежития иногородним), поощрение успехов в учебе (выплаты стипендии).

    Возможности карьерного роста – продвижение и рост в профессиональном плане.

В таблице 1 представлен анализ некоторых специальностей профессии инженер . Оценка производится по шкале от 1 – 5 баллов (1 - «низкая» до 5 – «высокая»).

Таблица * 1

Выбор оптимального варианта профессии

Специальность

Требования к специальности

Доступность обучения

Востребованность на рынке труда

г. Екатеринбурга

Соответствие

Материальные затраты на получение профессии

Возможности карьерного роста

Количество баллов

Личностных характеристик

Психофизических характеристик

Инженер - конструктор

Инженер - технолог

Инженер путей сообщения

Инженер-сметчик

Инженер- энергетик

Инженер-эколог

Инженер по охране труда

В результате анализа специальностей профессии инженер приведенного выше наибольшее количество баллов набрали три специальности: инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер путей сообщения.

Данные специальности выбраны мной, потому что наиболее востребованы на рынке труда, имеют наименьший срок обучения, мои личностные и психофизические особенности и склонности соответствуют требованиям, которые предъявляет профессия, возможные материальные затраты на обучение приблизительно одинаковые, вступительные экзамены на все три инженерные специальности: физика, математика, русский язык; подходящее для меня расположенность образовательных учреждений.

ГЛАВА II . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ И ВЫБОР МЕСТА ОБУЧЕНИЯ

2.1. Выбор образовательного учреждения профессионального образования в г. Екатеринбург

В таблице 2 представлены учреждения профессионального образования, а также направления, на которых можно пройти обучение и получить профессии, выделенные в результате проведенного сравнения специальностей и набравшие самые высокие баллы .

Таблица 2

Информация о ВУЗах г. Екатеринбурга, в которых ведется

обучение по инженерным направлениям

Название

ВУЗа

Институт (факультет)

Направление

подготовки

Вступительные экзамены

Срок обучения

Форма обучения

Квалификация

Электромеханический

190303 «Электрический транспорт железных дорог»

Специализация: Электровозы и электропоезда

Русский язык

Математика

Очная/ заочная

Инженер путей сообщения

190401 «Электроснабжение железных дорог»

Специализация: Электроснабжение железных дорог

Очная/ заочная

Электротехнический

230201 «Информационные системы и технологии »

Специализация: Информационные системы и технологии

Русский язык

Математика

Очная / заочная

190402 «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте»

Специализация: Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте;

Системы передачи и распределения информации на ж.д. транспорте

Инженер путей сообщения

УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Механико-машиностроительный

15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

Русский язык

Математика

Прикладной бакалавриат

Очная/ заочная

Инженер-конструктор

15.03.04. «Автоматизация технологических процессов и производств»

Русский язык

Математика

Очная / заочная

Инженер-технолог

По данным таблицы 2 я могу выделить для себя направление, которое вызывает наибольший интерес и подходит мне по параметрам, оцененным в таблице 1 – 15.03.05. «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».

2.2. Профессиональна проба


Этап профессиональной пробы является важным этапом в профессиональном самоопределении. Именно он дает возможность понять и прочувствовать, проверить и испытать на себе содержание профессиональной деятельности и сделать окончательный выбор.

Моя профессиональная проба проходила на уроках черчения и технологии. На них я узнал о свойствах и особенностях работы с древесиной, металлом, о правилах работы с чертежными и столярными инструментами, научился читать и выполнять чертежи деталей.

Около 3 лет назад мне подарили конструктор - сборную модель танка. Детали такого конструктора могут быть выполнены из фанеры, резины, пластика и других материалов.

Сборка конструкторов стала моим увлечением. Я собрал порядка 10 различных моделей, среди которых были корабли, танки и бронетехника.

Самой сложной моделью стал броненосный крейсер «Фюрст Бисмарк», состоящий из более 3000 деталей, разных по размерам и сложности соединения. Сборкой этой модели я занимался около 2 лет. Это была по - настоящему сложная и кропотливая работа.

Несмотря на все трудности, я не бросаю свое увлечение. Несколько моделей выполнены мною самостоятельно: от идеи модели, выполнения необходимых чертежей, подборки материалов, изготовления деталей и этапа сборки модели [Приложение 3].

Сейчас вместе с моим отцом на даче мы занимаемся еще более сложной работой – строим баню.

Данная работа позволяет понять сам технологический процесс. Я уже имею представление и могу выполнять, конечно не без помощи, некоторые операции, например, рассчитать необходимое количество материалов, знаю как заливать фундамент, укладывать стены и устанавливать крышу.

К сожалению, еще отсутствуют специальные знания и профессиональный опыт для того, чтобы пройти профессиональную пробу на производстве.

2.3. Самоанализ

Для того чтобы оценить проведенную работу по профессиональному самоопределению на основе анализа различных источников информации, методик были выбраны следующие показатели и критерии, представленные в таблице 3. Оценка производится по шкале от 1-3 баллов .

Таблица 3

Жизненные и профессиональные намерения.

    осознанность смысла и цели своей жизни;

Недостаточно четкая

    отношение к различным видам труда;

Положительное и уважительное отношение

    значение выбора профессии в жизни человека;

Правильно выбранная профессия может сделать человека счастливым по жизни

    выбор профессии;

Осуществлен выбор конкретной профессии

    намерения после 9 класса;

Продолжить учебу в 10 классе

    мотив выбора данной профессии;

Востребованность профессии на рынке труда, интерес к профессиональной деятельности

Знание будущей профессии.

    знание санитарно-гигиенических и экономических условий труда;

    знание требований избираемой профессии к человеку;

    наличие опыта работы по избираемой профессии;

На данном этапе отсутствует

    наличие первоначальных профессиональных знаний;

В процессе приобретения

    знание пути получения профессии;

Определены три варианта пути получения профессии

    знание перспектив профессионального роста.

Знание своих профессиональных возможностей.

    наличие интереса к будущей профессии;

Выбранная профессия соответствует моим желаниям

    наличие способностей к избираемому виду профессиональной деятельности;

В ходе диагностик выявленные способности и качества необходимые для овладения данной профессией

    соответствие здоровья требованиям профессии;

Соответствует

    наличие знаний по общеобразовательным предметам, непосредственно связанным с будущей профессией.

Оценка знаний по предметам, связанным с будущей профессией - «хорошо»

Анализ результатов проделанной работы показал, что необходимо еще изучить содержание и условия профессиональной деятельности, а также перспективы профессионального роста, сконцентрировать свои силы на восполнении пробелов по связанным с будущей профессией общеобразовательным предметам.

Заключение

При написании творческого проекта проведен анализ литературы по исследуемой теме, в результате которого изучены особенности профессии инженер и требования к ней, проведены диагностики индивидуальных личностных и психофизических особенностей.

В работе проведен анализ специальностей профессии инженер, рассмотрены образовательные учреждения высшего профессионального образования, где можно получить данную профессию, проанализированы индивидуальные способности и склонности, установлено их соответствие требованиям, предъявляемым профессией инженер, проведена профессиональная проба.

Полученные мною результаты очень воодушевляют меня на то, чтобы направить в настоящий момент все свои силы на подготовку к Единому государственному экзамену. Я испытываю волнение, так как это будет решающий этап профессиональной пробы, который я должен пойти.

На мой взгляд, я правильно выбрал свою будущую профессию. Я считаю, что получить результат профессионального самоопределения основываясь только лишь на соответствии индивидуальных склонностей и способностей требованиям, предъявляемых профессией нельзя, так как это не полное основание для этого. Ведь человек кроме этого должен еще иметь желание заниматься данным видом деятельности, иначе вся работа какой бы она не была, ему будет только в тягость.

На случай если мне не удастся воплотить в жизнь один из трех выбранных мною пути получения профессии, у меня есть четвертый путь, реализуя который, я получу профессию автомеханика в техникуме «Автоматика», направлении 23.01.03. «Автомеханик» [ 1 ] .

Список литературы

1. ГАОУ СПО СО ЕТ «Автоматика». Обучающимся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.etavtomatika.ru/ucheba.html

2. Грецов, А. Г. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. / А. Г. Грецов, Т. Бедарева. – СПб.: Питер, 2009. – 272 с.: ил

3. Грецов, А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога/ А. Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.

4. Инженер. Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

5 . Образование в Екатеринбурге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www . obrazovanie 66. ru / main _ faculties . php ? level =1& ids =333.

6 .Психология. Тесты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru//tests/profmatr.html.

    Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии. М.: Генезис, 2005. - 144с.

    Резапкина, Г.В. Скорая помощь в выборе профессии – М., 2004.

    Самодиагностика. Сайт Г.В. Резапкиной [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

    Технология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [А.Н. Богатырёв, О.П. Очинин, П.С. Самородский и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 272 с.: ил.

    Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш]; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 224 с.: ил.

    Уральский федеральный университет. Абитуриентам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urfu.ru/ru/applicant/.

    УрГУПС. Очное образование. Специальности и специализация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

    Чистякова, С.Н. Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 - 9 класс / С.Н.Чистякова - М., 2010. - 159с.

Приложение 1

История и тенденции развития и становления инженерной специальности в России.

Название профессии имеет древние корни. Слово инженер произошло от латинского « ingenium », что означает - способный изобретать.

Первые инженеры занимались исключительно построением и эксплуатацией военных машин. Так происходило довольно продолжительное время, пока в 16 столетии не появились гражданские инженеры, которые строили мосты. Так зародилась гражданская инженерия.

В России первые инженеры появились благодаря Петру Первому, который отправлял талантливых молодых людей учиться за границей. В наше время инженерия включает в себя огромное количество видов и направлений, от простого инженера по охране труда до "инженера человеческих душ", как скромно называют себя психологи.

Инженер - это звучит гордо! Такое понимание профессии было во времена Советского Союза. Прежде всего, это было из-за того, что обучаться на инженерной специальности очень сложно и последующая работа, связана с миром формул и чертежей, практически закрытом для несведущего человека.

Современный инженер - это специалист, обладающий высокой культурой и хорошо знающий современную технику и технологии, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач и в то же время обладающий способностью к изобретательству.

Особенности профессии инженер. Инженер специалист, осуществляющий . Основным содержанием деятельности инженера является разработка новых и/или существующих инженерных решений. Например, (в т. ч. вариантное проектирование), оптимизация технологии, менеджмент и планирование, управление разработками и непосредственное контролирование производства. Новые инженерные решения зачастую выливаются в . В своей деятельности инженер опирается на и .

Плюсы и минусы профессии инженера. Каждая инженерная специальность имеет свои нюансы, которые определяются областью действия. В общем понимании, преимущество инженерных профессий представлено высоким спросом на грамотных специалистов, карьерным ростом, солидным денежным вознаграждением, способностью воплотить замысел в реальность.

К недостаткам можно отнести сложность обучения, что соответствует высокой ответственности профессии, высокую концентрация внимания и максимальную усидчивость на месте.

Конкретные задачи инженерного труда и требования профессии зависят от того, к какой профессиональной группе она принадлежит.

Условно можно выделить 4 такие группы:
1. Конструктор (разрабатывает конструкцию прибора, оборудования и др.).
2. Технолог (разрабатывает процесс изготовления, обработки изделия или продукта).
3. Экономист (занимается экономическим анализом и планированием путей достижения определенных экономических результатов).
4. Организатор (занимается хозяйственной деятельностью).

Личные качества. Каждый инженер в той или иной степени имеет дело с техникой, с техническими объектами и технологическими процессами. Поэтому интерес к технике, склонность к занятию с ней являются одним из условий успешности его деятельности. Важны для него и технические способности, техническая наблюдательность, техническое мышление, пространственное воображение.

Труд инженера носит творческий характер. В любой области настоящий инженер должен действовать самостоятельно, инициативно, творчески. Часто инженер выступает в роли руководителя определенного коллектива людей. Эта особенность деятельности инженера требует от него проявления организаторских способностей.

Большое значение для инженера имеет чувство ответственности, т.к. от его работы, способностей, организованности часто зависит рациональное использование фондов, техники, рабочей силы.

Образование. В первую очередь, инженер - это глубокая фундаментальная подготовка по таким техническим дисциплинам, как математический анализ в различных вариациях, инженерная графика (в более простом понимании - черчение), сопромат, материаловедение и множество других узкоспециализированных дисциплин, перечень которых зависит от конкретной направленности.

В процессе обучения студенты получают обстоятельную, общетехническую, физико-математическую и другую естественнонаучную подготовку в зависимости от специальности. В школе хорошо надо знать физику, математику, черчение.

В России многие ВУЗы, особенно промышленной направленности, имеют инженерные факультеты. Большинство университетов готовят инженеров в конкретной специализации.

Место работы и карьера. Инженер работает практически во всех отраслях народного хозяйства: на фабриках и заводах, на шахтах и стройках, в НИИ, в авиации, в военном деле, на транспорте и т.д. Он может занимать должности: мастера, ст. мастера, инженера, ст. инженера, руководителя предприятия, начальника смены, отдела, участка, лаборатории, ведущего инженера.

Компания "НИПИГОРМАШ" - одно из ведущих машиностроительных предприятий Уральского региона, специализирующееся на разработке и производстве широкой линейки продукции для подземных, а также открытых горных работ, приглашает на работу ведущего инженера-конструктора.

Средняя заработная плата инженера-конструктора в Уральском регионе составляет 65 000 рублей.

Требования к квалификации специалиста. Инженер I категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера II категории не менее 3 лет.

Инженер II категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера или других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.

Инженер III категории: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

Специальности профессии инженер. Можно выделить большое количество различных специальностей профессии инженер, специалисты которых работают в разных отраслях и сферах.

    Инженер-конструктор . Специальность предусматривает проектирование различного оборудования и техники. Технологические схемы, чертежи, расчеты, технические задания для производств – это основная часть работы инженера-конструктора. Кроме того, он должен проконтролировать изготовление и испытание сконструированного ним механизма.

    Инженер-технолог . Специалист в этой отрасли занимается тем, что разрабатывает схему производственного процесса и организовывает его. Специализации этой профессии зависят от направления деятельности предприятия. Инженер-технолог есть на любом предприятии, и является специалистом широкого профиля. Он подбирает оборудование и режимы для оптимальной работы производства, осуществляет контроль над выполнением процесса и ведет техническую документацию предприятия.

3. И нженер-энергетик . Специалист с высшим техническим образованием в области разработки, производства или эксплуатации систем, предназначенных для теплового или электрического обеспечения. А также специалист со средним техническим образованием, проработавший пять и более лет.

4. Инженер-сметчик - это категория специалистов по определению стоимости строительства. Инженеры-сметчики занимаются практической и/или теоретической деятельностью в сфере ценообразования, сметного нормирования, оценки, стоимостного инжиниринга, организации и проведения торгов и конкурсов.

5. Главный инженер - это технический руководитель производственного предприятия. Лицо, занимающее эту должность, является первым заместителем руководителя предприятия и отвечает за эффективную, плодотворную работу производственного процесса.

6. Инженер-проектировщик - специалист в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов.

Должен знать: методы проектирования и проведения технико-экономических расчетов; принципы работы, технологии изготовления и монтажа оборудования и конструкций, виды и свойства материалов; постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические и нормативные материалы по проектированию, строительству и эксплуатации объектов; стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению проектно-сметной документации; технические средства проектирования и строительства; основы патентоведения; передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства; технические, экономические, экологические и социальные требования к проектируемым объектам; организацию труда и производства; правила и нормы охраны труда.

7. Инженер путей сообщения – специалист в области проектирования транспортных развязок, шоссейных дорог, железных дорог и аэродромов, а также организует их строительство, обслуживание дорог.

Инженер путей сообщения должен:

    знать основы математики и естественных наук, связанные со строительством научные дисциплины, графику;

    знать основы архитектурного планирования и проектирования;

    разбираться в управлении строительством, а также в управлении процессами и организациями в целом, включая управление качеством;

    уметь оценивать стоимость строительства;

    знать строительные материалы, строительную механику, сопротивление материалов, строительную физику, принципы энергоэффективности;

    уметь составлять проекты строительства мостов, автомобильных и железных дорог согласно своей специализации;разбираться в организации и безопасности дорожного движения .

Приложение 2

Экскурсия на завод «УЗТМ»

Приложение 3

Фотографии моих работ

Условие оптимального выбора профессии

ХОЧУ -- стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ -- возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО -- потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:

· От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

· Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

· Какие учебные предметы у вас любимые?

· Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

· О какой работе вы мечтаете?

· Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

· Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

· Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

· Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

· Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

· Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

· С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

· И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

Темперамент и стиль деятельности

Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, так как они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Можно говорить не о темпераменте, а о "темпераментной структуре", которая включает в себя все типы.

Темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего или учащегося к данному виду труда и его направленности.

Стиль работы -- это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатываемости, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.

Сангвиник

Может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто "опускает руки", проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.

Холерик

Наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех. Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач -- а они в период обучения у него бывают часто -- он может принять опрометчивые решения. Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.

Флегматик

Наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе. Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

Меланхолик

В отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности -- полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные "уколы" самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой -- при подавленном. Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.

Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

Таким образом, влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В старших классах средней школы большинство подростков озадачены выбором профессии. От правильности этого выбора зависит дальнейшая судьба человека. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как количество профессий постоянно растёт, а значит выбрать себе подходящую профессию становится всё сложнее.Я выбрал данную тему, потому что сам сейчас являюсь учеником 10 класса и, также как все мои сверстники, столкнулся с проблемой выбора профессии. Я до сих пор окончательно не определился с будущей профессией, поэтому думаю, что эта работа будет полезна, как моим одноклассникам, так и мне самому.

В настоящее время большинство выпускников школ имеют слабое представление о своей будущей профессии, а также о знаниях и навыках, которые им в ней пригодятся. Это приводит к тому, что люди разочаровываются в выбранной ими профессии и либо всю жизнь работают на нелюбимой работе, либо идут получать другую специальность. В обоих случаях люди тратят несколько лет своей жизни на получение образования, которое не оправдывает их ожиданий.

Целью данной работы является определение и анализ оптимального алгоритма выбора профессии.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1). Рассмотреть все возможные виды профессий.2). Проанализировать рынок профессий в Пермском крае.3). Выявить ошибки, которые допускаются при выборе профессии.4). Провести социологический опрос.5). Детально разобрать процесс выбора профессии.

При написании данной работы были проведены социологические опросы и исследования, а также проанализированы научные статьи и работы по данной проблематике.

1 Теоретическое рассмотрение вопроса

1.1 Рынок профессий в Пермском крае

В данной работе я буду рассматривать рынок труда на примере Пермского края и города Перми. При выборе профессии стоит учитывать специализацию своего региона и то, какие отрасли в нём развиты, чтобы в будущем стать востребованным специалистом и не иметь трудностей с поиском работы в своём городе.

Пермские работодатели во многом поддерживают российские тенденции на рынке труда. В Пермском крае присутствуют несколько ведущих отраслей промышленности: нефтегазопереработка, нефтехимия, деревообработка, машиностроение, электроэнергетика и пищевая промышленность. Следовательно, в данном регионе, пользуются спросом специалисты, работающие в этих отраслях. Так же, как и в целом по России, в Перми требуются медики, педагоги, программисты и IT-специалисты. Но это совсем не значит, что нужно отказываться от выбора других профессий, так как настоящие профессионалы своего дела всегда будут востребованы.

Средняя заработная плата в Пермском крае составляет 20 000 рублей, а количество открытых вакансий колеблется в районе 74 000 .

Больше половины свободных вакансий Пермского края находятся в городе Перми, на втором месте - Березники, а на третьем - Чайковский.

1.2 Разнообразие профессий

При выборе профессии стоит учитывать два основных критерия: личностные качества и профессиональную пригодность. Это означает, что человек должен не только хотеть трудиться в определенной сфере, но также обладать определенными способностями для самореализации в ней.

Самое элементарное разделение профессий по видам деятельности - это разделение на технические и гуманитарные профессии. Способности, соответствующие определённому роду деятельности, могут быть ярко выраженными, но иногда встречаются люди, которые обладают качествами, характерными как для технических, так и для гуманитарных наук. В любом случае, существует огромное множество профессий, в которых требуются самые разнообразные качества, поэтому не существует человека, которому нельзя подобрать подходящую профессию.

Прежде чем выбрать для себя конкретную будущую профессию, нужно определиться с направлением, к которому она будет относиться. Обычно выделяют пять направлений: Человек-Человек, Человек-Художественный образ, Человек-Техника, Человек-Знаковая система, Человек-Природа. Данная классификация кажется мне слишком обобщённой.

Виды профессий

Примеры профессий

Технические

Автомеханик, автослесарь, инженер, механик, металлург, электрик, строитель, энергетик

Экономические

Экономист, бухгалтер, товаровед, риэлтор, менеджер, маркетолог

Творческие

Актёр, дизайнер, художник, фотограф, парикмахер, модельер, режиссёр

Военный лётчик, военный связист, танкист, артиллерист, десантник, морпех

Медицинские

Врачи любой специализации, медицинская сестра, фельдшер, фармацевт, акушер

Педагогические

Школьный учитель, воспитатель детского сада, психолог, гувернёр

Юридические

Адвокат, прокурор, судья, юрист, социальный работник

Лингвистические

Филолог, писатель, переводчик, журналист, лингвист, переводчик, редактор

Транспортные

Дальнобойщик, пилот, моряк, машинист поезда, стюардесса

Аграрные и животноводческие

Агроном, эколог, геолог, ветеринар, кинолог, фермер

Сферы безопасности

Охранник, полицейский, пожарный, криминалист, таможенник, работник МЧС

2 Аналитическая часть

2.1 Типичные ошибки при выборе профессии

Выбор профессии - это сложное и ответственное дело, к которому стоит подходить серьёзно и принимать только взвешенные решения. Легкомысленное отношение к выбору профессии может привести к ошибке, из-за которой человек может потратить несколько лет на обучение профессии, которая ему не подходит. Далее описываются наиболее распространённые ошибки, которые допускаются при выборе профессии.

1. Неумение анализировать собственные способности и склонности.Для того чтобы стать выдающимся специалистом в какой-либо области, необходимо иметь определённые способности и склонности, которые помогут вам достичь высоких результатов. Иногда люди не могут определить свои склонности, из-за чего выбирают профессию, в которой не могут полностью самореализоваться и проявить свои таланты.

2. Влияние популярности и престижности профессии. Многие люди выбирают популярные или престижные профессии, не задумываясь о том, будут ли они получать удовольствие от этой работы и смогут ли они в ней полностью реализовать свои возможности, а главное, будет ли их специальность востребованной.

3. Увлечение внешней стороной профессии.Выбирая профессию, люди обычно представляют её такой, какой они хотят её видеть. При этом некоторые особенности или трудности выбранной профессии обычно не учитываются или даже остаются неизвестными. В результате человек может разочароваться в профессии, на обучение которой он потратил несколько лет.

4. Выбор профессии под влиянием друзей.В школе у детей появляются друзья и знакомые, с которыми они привыкают учиться и общаться каждый день. Поэтому, когда приходит время выбирать профессию, многие идут учиться на одинаковые профессии, только для того, чтобы не разлучаться со своими друзьями. Ни к чему хорошему такой выбор обычно не приводит.

5. Несамостоятельность выбора профессии. Родители часто решают за ребёнка его судьбу, заставляя его продолжать семейное дело или учиться профессии, которая приносит большой доход. Зачастую, в подобных ситуациях ребёнку не нравится профессия, которой он обучается и, получив образование, он идёт работать не по своей специальности.

6. Сравнение школьного учебного предмета с соответствующей профессией.Знания, приобретённые в школе, являются лишь общей и поверхностной информацией о различных науках. Поэтому хорошая успеваемость по определённым предметам в школе ещё не гарантирует успех в профессии, связанной с данными предметами. Выбирая будущую профессию, стоит, прежде всего, ориентироваться на конкретные знания, которые в ней пригодятся, а не на школьные предметы, связанные с ней.

7. Недостаточная информированность о мире профессий.На сегодняшний день в мире существует огромное количество профессий. О некоторых профессиях человек может даже не знать, а ведь возможно, что одна из них может идеально для него подходить.

8. Недооценка своих физических способностей. Для некоторых профессий требуется идеальное здоровье, которого с рождения нет у многих людей. Человеку, имеющему проблемы со здоровьем, лучше сразу отбросить подобные профессии и искать варианты, которые ему подходят.

9. Выбор профессии приравнивается к выбору уровня образования.Существует распространённое заблуждение, что для получения любой высокооплачиваемой и престижной работы необходимо иметь высшее образование. Это утверждение неверно, так как для получения хорошей работы в первую очередь требуются знания и способности, а не диплом о высшем образовании.

2.2 Как избежать ошибок при выборе профессии

В большинстве случаев, школьникам, которые выбирают себе профессию, советуют пройти профессиональные пробы, на которых им предлагают познакомиться с интересующей их профессией. Целью данных проб является получение практического опыта работы и выявление у школьников склонностей к работе по определённой специальности. На практике профессиональные пробы не отличаются высокой эффективностью и редко способствуют выбору профессии. Это объясняется тем, что участникам профпроб в итоге не предоставляется возможность по-настоящему попробовать себя в конкретной профессии, так как это в принципе невозможно, из-за отсутствия у них необходимых знаний и навыков. Обычно все профпробы сводятся к общению с представителями какой-либо профессии или посещению предприятий, на которых они работают. Такие мероприятия обычно не дают желаемого результата, потому что полностью не показывают все объективные качества и особенности профессии. Однако людям, определившимся со своей будущей профессией, однозначно стоит пройти профессиональные пробы этой профессии, чтобы лучше её узнать.

3 Проектная часть

3.1 Социологический опрос

В опросе участвовало 40 человек в возрасте 16-17 лет, из них 25 юношей и 15 девушек. Всем опрашиваемым были заданы вопросы:1). Вы уже окончательно определились с выбором профессии?2). Чем вы руководствуетесь при выборе профессии?3). Что сильнее всего повлияло на ваш выбор профессии?

По итогам данного социологического опроса составлены диаграммы

По результатам социологического опроса видно, что большинство опрошенных ещё не определились со своей будущей профессией и стараются выбрать себе специальность, основываясь на внешних факторах, а не на анализе своих способностей и склонностей.

3.2 Процесс выбора профессии

Для решения проблемы выбора профессии я сделал собственный план, который может помочь неопределившемуся человеку, выбрать себе оптимальную будущую профессию.1. Решение начать выбирать профессию. Обычно проблема выбора профессии встаёт перед учеником в 9-10 классе. Большинство детей оказываются не готовы к принятию самостоятельного и обдуманного решения данной проблемы. Но, чтобы в дальнейшем получать образование, необходимо хотя бы частично определиться с направлением будущей профессии. Серьёзно решиться выбирать профессию - это первый и самый главный шаг к её получению!2. Сбор информации, способной помочь в выборе профессии. Для того чтобы правильно выбрать себе профессию необходимо сначала выяснить, какие профессии сейчас пользуются большим спросом на рынке труда, какие профессии самые высокооплачиваемые и какие профессии являются самыми перспективными. Это поможет вам избежать ситуаций, при которых ваша специальность станет неактуальной или невостребованной.3. Построение образа будущей профессии, основанное на анализе собственных способностей и склонностей. Для того чтобы выбрать профессию, необходимо сначала понять, что вы хотите получать от этой профессии кроме денег (возможность общаться с новыми и интересными людьми, самосовершенствоваться, узнавать что-то новое, путешествовать, изобретать что-то новое и т. д.). Далее попробуйте перечислить все сильные стороны своего характера и все свои увлечения, а после этого подумайте, в каких профессиях вам это может пригодиться.4. Поиск подходящих профессий, их оценка и выбор оптимального варианта. Теперь остаётся выбрать профессию, которая соответствует вашим желаниям, позволяет вам проявить свои сильные стороны и будет совпадать с вашими увлечениями (только в этом случае у вас будет возможность полностью самореализоваться в выбранной профессии). Желательно, чтобы эта профессия была также актуальна в будущем, востребована на рынке труда и высокооплачиваема. В большинстве случаев, все эти требования не сочетаются в одной профессии, но профессия, где большинство этих требований соблюдаются, и будет являться для вас оптимальным вариантом!

Заключение

Анализируя всё вышесказанное, можно заключить, что выбор профессии - это одно из самых важных решений в жизни. Именно из-за важности данного выбора стоит отнестись к нему серьёзно и ответственно. Главное правило, которым стоит руководствоваться при выборе профессии - это обращение внимания, в первую очередь, на свои интересы и склонности, а не на внешние факторы и мнение окружающих. Ещё Конфуций сказал: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Эта мудрость объясняет, почему выбор профессии должен быть осознанным, взвешенным и его обязательно нужно принять самостоятельно, ведь никто не знает вас так хорошо, как вы сами!

Список используемой литературы

1). Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» - Москва: Издательство «Просвещение», 2004.

2). Кон И. С. «Психология старшеклассника» - Москва: Издательство «Просвещение», 1980.

3). Парнов Д. «Кем быть? Секреты выбора профессии» - Москва: Издательство «Книжный мир», 2014.

4). Робинсон К. «Найти своё призвание» - Москва: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014.

5). Соловьёв А. «Выбор профессии» - Москва: Издательство «Эксмо», 2013.

6). Урутина Т. М., Агеева Л. Г. «Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников» - Москва: Издательство «Молодой учёный», 2015.

Приложения

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Всем известна формула выбора профессии, состоящая из трех слагаемых:

  • Хочу (ваши интересы, склонности, желания)
  • Могу (ваши ресурсы - здоровье, способности, личностные качества)
  • Надо (требования рынка труда).

Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека вообще не имеют точек соприкосновения, не соответствуют друг другу, это означает, что человек хочет делать то, чего делать не может, да ещё и в ситуации, когда это никому не надо. Как ни странно, но больше половины выпускников двигаются именно по этому пути.

Если удается найти компромисс между тремя слагаемыми, то шансы на достижение профессиональной успешности возрастают. Интерес к профессии по мере ее освоения может расти, а с ростом профессионализма возрастает и конкурентоспособность специалиста на рынке труда.

Идеальный вариант (и самый редкий) – абсолютное совпадение ваших желаний, возможностей и требований рынка – предоставляет шанс получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Факторы выбора профессии

Личный профессиональный план считается обоснованным, когда имеется
согласованность между факторами выбора профессии.

Структура личного профессионального плана

1. Главная профессиональная цель (мечта, жизненные идеалы на данный момент развития).

Представление о том, кем хочет быть, каким хочет быть, что хочет, достигнуть, каковы идеалы жизни и деятельности.

2. Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).

Представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей - «жизненная перспектива»

3. Знание путей подготовки к достижению профессиональных целей (особенно ближних) и способов работы над собой.

Знание себя (знание своих возможностей для достижения намеченных целей: ближних и дальних целей). Представления о внутренних условиях достижения целей (осознание собственных мотивов, интересов и склонностей, возможностей, способностей к обучению, состояние здоровья).

4. Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов).

Представления о внешних и внутренних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные последствия, возможное противодействие тех или иных людей)

5. Запасные варианты целей и пути их достижения на случаи возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.

Планирование жизни с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств. (Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь»).

Мотивы выбора профессии


1) МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА:

  • добиться положения в обществе
  • получить престижную работу
  • жить и работать среди образованных людей

2) МОТИВЫ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ:

  • иметь хорошую заработную плату
  • получить чистую и легкую работу

3) МОТИВЫ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ТРУДЕ:

  • реализовать свои способности
  • получить привлекательную, по душе, работу

4) МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА:

  • приобрести глубокие профессиональные знания

5) МОТИВЫ СОБСТВЕННОГО ТРУДА:

  • получить интересную специальность

6) МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА:

  • приносить пользу людям, обществу
  • получить профессию с которой легче найти работу

7) МОТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

  • получить диплом об образовании
  • стать культурным, образованным человеком

8) ИНДИФФЕРЕНТНЫЕ МОТИВЫ:

  • просто необходимо получить какую-то профессию

Ошибки выбора профессии

НЕДОСТАТОЧНОЕ ЗНАНИЕ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ:

  • Устаревшие представления о характере и условиях труда по конкретной профессии.
  • Увлечение только внешней стороной профессии (престижность, привлекательность, популярность).

НЕПРАВИЛЬНАЯ ОЦЕНКА СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ:

  • Неумение соотнести индивидуальные особенности и способности с требованиями профессии.
  • Замена способностей положительными личными качествами.
  • Ориентация на профессии только низкой или высокой квалификации.
  • Неопределенность желаний, жизненных целей.

НЕУМЕНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ В ПРАВИЛАХ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

  • Перенос отношения к человеку - представителю профессии - на саму профессию.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Выбор профессии “за компанию”.

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

  • Престиж, мода

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

  • Финансовое благополучие

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

  • Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

  • Мнение родителей

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

  • Собственное желание

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно . Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

  • способности,
  • личные качества,
  • возможные перспективы.

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, ) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста , испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со и выберите себе занятие по вкусу. А курс поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

Похожие публикации