Причастный и деепричастный обороты знаки препинания при них. Причастный оборот

Еще со школьной скамьи у многих сохранилось представление, что, в отличие от причастий, деепричастия выделяются запятыми всегда, вне зависимости от наличия зависимых слов и места в предложении. На самом деле это представление не вполне верно — обособление деепричастий и деепричастных оборотов имеет свои особенности. В рамках данной статьи рассмотрим обособление (и не обособление) одиночных деепричастий. Об читайте в соответствующей статье.


Общее правило таково — одиночные деепричастия обособляются (выделяются с обеих сторон запятыми), если выражают дополнительное действие, и не обособляются, если выражают оттенок основного действия . Например:

* «Она открыла дверь, засмеявшись» (два действия — «когда она открыла дверь, она засмеялась»).

* «Он шел по дороге не спеша и слушал пение птиц» («не спеша» — оттенок основного действия).

В первую очередь такими оттенками становятся деепричастия, которые в принципе практически утратили глагольное значение и воспринимаются скорее как наречия — «молча», «не спеша». Сложнее ситуация с теми деепричастиями, которые обособляются или не обособляются в зависимости от контекста. Например, «Она открыла дверь смеясь». Это деепричастие можно рассматривать как оттенок действия (как именно она открыла дверь?) или как самостоятельное действие (когда она открыла дверь, она смеялась). Соответственно запятая будет или не будет ставиться в зависимости от того смысла, который автор вкладывает в предложение.

Своеобразной подсказкой при принятии решения о постановке запятой может послужить следующее: как правило, оттенки действия выражаются деепричастиями, идущими сразу после глагола. При этом их можно заменить наречием или существительным с предлогом. Например «не останавливаясь» — «без остановок», «не спеша» — «без спешки», «улыбаясь» — «с улыбкой». Некоторые источники также указывают, что деепричастия, заканчивающиеся на «-а» и «-о» чаще являются оттенками, в то время как с «-в» и «-вш» — дополнительными действиями.

Оторванные от глагола деепричастия зачастую обособляются.

Сравните:

* «Она поздоровалась улыбаясь».

* «Она поздоровалась, улыбнувшись».

* «Улыбаясь, девочка в красивом платье протянула ему шарик».

Теперь обратим внимание на некоторые тонкости, касающиеся постановки запятых при обособляемых деепричастиях. В частности, если два однородных (то есть относящихся к одному и тому же глаголу) одиночных деепричастия соединены союзом «и» (а также «либо», «или» и пр.), то вокруг данного союза запятые не ставятся — по аналогии с однородными членами предложения. Например, «Бегая и подтягиваясь, она быстро привела себя в форму». То же самое касается обособления деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Обособляясь по отношению ко всей фразе, между собой эти члены предложения являются однородными (для этого деепричастия непременно должны относиться к одному глаголу).

Также запятые не ставятся, если союзом «и» соединены наречие и деепричастие, относящиеся к одному и тому же глаголу — такие члены предложения также считаются однородными (плюс к тому такие деепричастия часто выражают оттенки действия). Например, «Он ответил быстро и не задумываясь». При этом (по аналогии с однородными членами предложения) если соединительного союза нет или стоит союз «а» или «но», то между наречием и деепричастием стоит поставить запятую: «Он ответил быстро, не задумываясь».

Если деепричастие начинает придаточное предложение и имеет в качестве зависимого слово «который», то данное деепричастие не обособляется. Это же справедливо, если у деепричастия есть и другие зависимые слова. «Я мечтаю о таком платье, найдя которое буду чувствовать себя королевой».

Тип урока. Усвоение нового материала

Цели урока:

I. Образовательные:

  • повторить существенные признаки деепричастия как части речи;
  • усвоить существенные признаки деепричастного оборота как смыслового отрезка;
  • усвоить условия постановки знаков препинания в предложениях, осложненных деепричастным оборотом.

II. Развивающие:

  • закрепить умение находить деепричастия в предложении;
  • сформировать умение находить границы деепричастного оборота;
  • сформировать умение выделять деепричастный оборот на письме.

III. Воспитательные:

  • воспитание культуры умственного труда на основе использования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
  • воспитание любви, бережного отношения к природе.

IV. Метапредметные:

  • познавательные – уметь воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализировать, делать выводы; устанавливать причинно - следственные связи
  • регулятивные – уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, корректировать свою деятельность; анализировать собственную работу
  • коммуникативные – уметь взаимодействовать в группе, микрогруппе; формулировать собственное мнение и позицию

Оборудование:

  • учебник;
  • проектор;
  • ноутбук;
  • сигнальные карточки;
  • раздаточный материал;
  • компьютерная презентация.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Анализ эпиграфа к уроку

“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину”.
М. Пришвин

Учитель. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что природу нужно охранять. Но понятие “природа” довольное обширное. Мы не можем охранять всю природу сразу, но можем бережно относиться ко всему живому, что нас окружает, беречь и спасать.

II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1) Анализ текста

Учитель. Послушайте часть текста. Подумайте, почему я его прочитала.

Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором...

Учитель. Это отрывок из текста. Как вы думаете, как автор закончил данный рассказ?

(Предположения учащихся)

Огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: “Гвозди не вбивать! Живая!”

  • Определите тему и идею рассказа.
  • К какому стилю относится данный текст?
  • Как вы думаете, чем интересен этот текст с точки зрения грамматики? (Наличие деепричастий)
  • Назовите деепричастия.
  • Вспомните, что вы знаете об этой части речи. Проверку усвоения изученного материала организуем по группам.

Групповая работа

  • Группа А (1 колонка). Выберите для себя форму контроля: составление блок-схемы “Деепричастие как часть речи”, лингвистическая сказка о деепричастии, синквейн и т.д.
  • Группа В (2 колонка). Выполните тест в тетради. (Приложение №1)
  • Группа С (3 колонка). Пока остальные учащиеся выполняют творческие проекты и тесты, мы проведем фронтальный опрос по изученному материалу.
  1. Назовите общее грамматическое значение деепричастия.
  2. На какие вопросы отвечает деепричастие? Примеры
  3. С помощью каких суффиксов образуются деепричастия? Примеры.
  4. Признаки каких частей речи соединены в деепричастии?
  5. Назовите признаки глагола. Примеры.
  6. Назовите признаки наречия. Примеры.

Учитель. Пока я проверяю качество выполнения заданий у других групп, выполните цифровой диктант в тетради. (Приложение №2)

Проверка качества выполнения теста группой В с помощью сигнальных карточек.

Проверка качества выполнения проектов группой С – индивидуальный опрос. .

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛ

Формулировка понятия на основе анализа языкового материала.

Перед вами “рассыпавшееся” предложение. Соберите его.

Человек и подчиняться природы частью должен ее является законам.

Замените первый глагол в предложении причастием. Запишите получившееся предложение. (Человек, являющийся частью природы, должен подчиняться ее законам).

Выполните синтаксический разбор предложения.

  • Чем осложнено данное предложение? (Обособленным определением, выраженным причастным оборотом)
  • Переконструируйте предложение так, чтобы в нем было деепричастие. (Человек, являясь частью природы, должен подчиняться ее законам ).
  • Что такое причастный оборот?
  • А есть ли зависимые слова у деепричастий?
  • Сформулируйте, что такое деепричастный оборот.

IV. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

  • Что станет предметом нашего исследования на сегодняшнем уроке?
  • Сформулируйте тему урока. (Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом)
  • Сформулируйте цели и задачи урока.

V. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1) фронтальная работа

  • Назовите существенные признаки понятия “деепричастный оборот”.
  • Сопоставьте сформулированное вами определение с определением в учебнике.
  • С какой новой информацией вы познакомились? (Деепричастный оборот – смысловой отрезок)

2) Групповая работа

То, что одиночное деепричастие и деепричастный оборот – это смысловой отрезок, докажет 1 группа . (Приложение №3)

Выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами предстоит 2, 3, 4 группам. (Приложение № 4,5,6)

Выяснить условия постановки знаков препинания в предложениях с одиночными деепричастиями предстоит 5 группе . (Приложение №7)

6 группе предстоит сопоставить особенности пунктуационного оформления причастного и деепричастного оборота. (Приложение №8)

(Отчеты руководителей групп)

VI. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

Усвоение образца рассуждения (устно)

Учитель. Следующее умение, которое мы должны сформировать, - это умение находить деепричастный оборот в предложении. Давайте вернемся к нашему тексту о березе. Есть ли в нем одиночные деепричастия и деепричастные обороты?

Рядом с высокой березой сделали автобусную остановку. Люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые сумки. Когда сучья пообломались, кто-то, не подумав, вбил много гвоздей. Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем всё так же болтались сумки. Дерево ссутулилось и, сгорбившись, стояло над дорогой, как белый памятник. Мимо шел человек в комбинезоне. Остановился и, не сказав ни слова, ушел. Вернулся он с топором, огородил березу мелким частоколом, на раненый ствол повесил табличку: “Гвозди не вбивать! Живая!”

Образец рассуждения.

Основное действие выражено глаголом _________, добавочное действие деепричастием_____________. У деепричастия есть зависимое слово, следовательно, это деепричастный оборот, а деепричастный оборот, как правило, выделяется с двух сторон запятыми.

Аналитическое упражнение (письменно).

Учитель. С давних времен человек и природа взаимосвязаны. Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя агрессивно.

Перед вами текст. Прочитайте его.

Береза всегда красива. Рождаясь маленьким стебельком не боясь холода и зноя она через несколько лет становится березкой. Пройти мимо не поглядев на нее нельзя. Она красивая но такая беззащитная. И так бывает обидно за людей которые ломают деревья не думая не стесняясь не переживая за содеянное и даже не понимая этого варварства. А это страшно. Подняв руку на дерево они могут поднять ее и на человека.

Спишите текст, расставляя знаки препинания. Графически обозначьте изученную пунктограмму.

Аналитико-синтетическое упражнение (письменно)

Учитель. Человек наделен Разумом. Это особый природный дар, поэтому мы должны строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали моря и леса. Каждый из нас способен помочь природе, для этого нужно выполнять простые правила. Перед вами таблица. Соедините начало и конец предложения, и вы получите правила общежития с природой.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Человек и природа. Эти два понятия не разделимы. Природа – это храм, это источник жизни. И Человек, Человек разумный, должен чувствовать красоту и величие природы и понимать, как важно, как необходимо ее беречь.

VII. ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП

Вспомните, какие цели и задачи мы ставили в начале урока. Удалось ли нам их выполнить?

А – задания мне были понятны, я легко справился с ними.

В – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

С – я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

IX. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Уровень А. Употребление деепричастий в художественной речи (прозе).

Отрывок из повести Н.Гоголя “ Тарас Бульба” (глава 9). Со слов “А из города уже выступало неприятельское войско...” до слов “...что жарили и сыпали пулями беспрерывно козаки”.

Примерные вопросы для исследования.

  • выделите в тексте деепричастия и деепричастные обороты;
  • проведите количественный анализ, выяснив, сколько в отрывке предложений и сколько раз встретились деепричастия и деепричастные обороты;
  • что помогают показать деепричастия в данном отрывке;
  • обобщите свои наблюдения и сделайте выводы.

Уровень В и С. Выполните упражнение №_____, выучите правило.

Литература

  1. http://1aya.ru/referat10/koncp-62174.php
  2. http://infourok.ru/-25694.html
  3. http://itv55.ucoz.ru/publ/urok_puteshestvie_ne_s_deeprichastijami/1-1-0-16

Итак, что же это такое? Как отличить его от причастного? Какими знаками препинания он выделяется на письме? На какие вопросы отвечает? Какие трудности могут возникнуть при употреблении его в речи? Эти и другие вопросы будут рассмотрены с данной статье.

Деепричастный оборот, как и причастный, является самостоятельным членом предложения. Он представляет собой деепричастие и относящиеся к нему зависимые слова . Отвечает на вопросы деепричастия: что делая? что сделав? и обозначает добавочное действие предмета/лица, совершающего основное действие (оно, как правило, определяется сказуемым). В предложении он является обособленным членом , а точнее, обособленным обстоятельством.

Подчёркивается точка-тире (штрих-точка). К нему также можно задать вопросы обстоятельства:

  • каким образом?
  • когда?
  • с какой целью?
  • почему?

Они могут быть заданы как от сказуемого, так и в некоторых случаях от причастия или причастного оборота.

Примеры

Запятые при употреблении деепричастного оборота в предложении

Деепричастный оборот, в отличие от причастного, всегда обосабливается с помощью запятых с обеих сторон, вне зависимости от его расположения по отношению к главному слову - глаголу, от которого задаётся вопрос. Для того чтобы правильно выделять данную синтаксическую конструкцию знаками препинания, нужно уметь находить её в тексте и чётко определять границы. Деепричастный оборот включает в себя все зависимые слова, относящиеся к данному деепричастию.

Например, в предложении «Соперник, опередивший меня на старте, вскоре отстал» им является выражение «опередивший меня на старте», а не просто «опередивший меня». Так как слова «на старте» также являются зависимыми от деепричастия, а не от сказуемого. А значит - они входят в состав оборота.

Когда он стоит в начале предложения, то выделяется запятой только с одной стороны - после него, а если расположен в конце, то, напротив, запятая ставится только перед ним, а в конце – знак завершения предложения.

Исключениями являются деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизма . Когда оборот является частью или целым фразеологизмом, запятые при нём не ставятся. Пример такого предложения: мать слушала её затаив дыхание. Также под это правило о постановке запятых не попадают и те случаи, когда несколько деепричастных оборотов являются однородными и соединены союзом «и». Тогда запятые при них отсутствуют. Со знаками препинания здесь все предельно понятно, но часто встречаются ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота.

Построение предложения с деепричастным оборотом. Возможные ошибки

Первое и самое основное правило уже было упомянуто выше, оно гласит, что добавочное действие должно совершаться тем же объектом, что и основное действие . Например, нельзя сказать «Подойдя к дому, из-за двери доносилось странное рычание и вой». Ведь здесь подлежащие - это рычание и вой, они доносились, то есть выполняли основное действие. Но вот подойти к дому они никак не могли, это сделало какое-то другое лицо.

Таким образом, это предложение можно перестроить в грамматически более правильное сложноподчинённое предложение: «Когда я/он/она подошёл/подошла к дому, из-за двери доносилось странное рычание и вой».

Нужно быть осторожными и при употреблении деепричастного оборота в безличных и неопределенно-личных предложениях, то есть предложениях, не содержащих подлежащего вовсе. Сказуемое же в первом случае может быть выражено инфинитивом, а во втором - глаголом третьего лица. Примером такой ошибки может послужить следующая синтаксическая конструкция: «Окончив школу, выпускников распределили работать на завод». Она построена неправильно, так как деепричастие подразумевает совершение действия самими выпускниками: они окончили школу, а глагол (сказуемое) обозначает действие, выполненное кем-либо другим, кто распределил этих выпускников.

В безличное же предложение деепричастный оборот может быть включён следующим образом: “На их прекрасные лица можно смотреть часами, не отрывая глаз”. В этом случае все грамматические нормы будут соблюдены, так как лицо, совершающее как главное, так и побочное действия, отсутствует. Можно использовать его и в определённо-личных предложениях, то есть тех, что содержат подлежащее, выраженное личным местоимением первого или второго лица (я, мы, ты, вы). Например, «Мне нужно сделать эту работу как можно скорее, используя все возможные материалы».

Это основные ошибки согласования деепричастного оборота с основой предложения. Они довольно часто могут встретиться в нашей речи, так как мы иногда не придаём этому должного значения. А зря, ведь неточное употребление деепричастного оборота ведёт к нарушению смысловой нагрузки предложения.

В предложении? В данной статье мы разберем эти вопросы, а также ответим на вопросы о том, когда необходимо обособлять подобные конструкции, а когда этого делать не стоит. Разумеется, в ходе статьи разберем и соответствующие примеры.

Вступление

Деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте давно стали неотъемлемой частью изучения программы русского языка, проходить которую начинают еще в средней школе. Итак, а что же такое деепричастный оборот?

Деепричастным оборотом называется не что иное, как деепричастие, имеющее при себе зависимые слова. Таким оборотом может быть выражено и

Как известно, в русском языке имеются как самостоятельные части речи, так и служебные. Так вот, к первой группе относится как раз деепричастие, из которого составляется деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте регламентируются использованием соответствующих правил, которые мы рассмотрим в следующих пунктах.

Вообще, эта часть речи обозначает, по сути, добавочное действие. При этом оно относится к основному действию, описанному в определенном фрагменте текста. И еще: знаки препинания при причастном и деепричастном обороте ставятся одинаково.

Что сочетает в себе деепричастие?

Оно сочетает в себе признаки сразу двух частей речи: глагола и наречия.

Что в деепричастии имеется от каждой названной части речи?

От глагола деепричастию “достались” такие признаки, как вид и залог, возвратность. А от наречия деепричастие “унаследовало” неизменяемость, а также которая свойственна обстоятельству.

На какие вопросы отвечает деепричастие?

Эта часть речи отвечает на следующие вопросы: “Что делая?”, “Что сделав?”

Введение в деепричастные обороты

Что такое одиночное деепричастие в русском языке, мы уже выяснили. А вот что представляет собой вся конструкция? Знаки препинания при деепричастном обороте могут расставляться в разных позициях, согласно правилам.

Конструкция представляет собой систему из одиночного деепричастия и зависимых слов, которые находятся при нем. Остальные параметры у оборота остаются теми же, что и у одиночного деепричастия. Речь идет в первую очередь о вопросах, на которые оно отвечает, а также о его роли в предложении. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом могут стоять в нескольких позициях.

Допустим, что в предложении имеется эта часть речи. Тогда в этом же предложении обязательно должно быть сказуемое, выраженное глаголом. Оно будет обозначать основное происходящее действие, в то время как деепричастие или деепричастный оборот будет это действие дополнять некоторыми, если угодно, пояснениями или уточнениями.

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

Сразу следует сказать, что постановка знаков препинания будет иметь некоторые нюансы. Есть некоторые алгоритмы, которые позволят разбираться в большинстве случаев. Однако порой правила становятся бессильными в случае тех предложений, когда, казалось бы, запятая должна стоять, но на самом деле ее нет. Тут помочь может только интуиция, потому что правилами такие случаи никак не объясняются. Но с этим мы разберемся позднее, а сейчас поговорим о другом.

Используя деепричастный оборот, человек должен четко осознавать, что при этом основное действие (выражающееся глаголом, роль которого - сказуемое) и добавочное действие (выражающееся нашим любимым деепричастным оборотом) имеют отношение к одному и тому же лицу.

Стоит отметить тот факт, что такие конструкции частенько имеют место в односоставных предложениях определенно-личного типа. При этом сказуемое в таком предложении может быть выражено глаголом, стоящим в повелительном наклонении. Это, кстати значит, что подлежащее в предложении будет достаточно легко найти.

Еще один нюанс: употреблять деепричастный оборот можно также в безличных предложениях. При этом он будет иметь связь с глаголом-инфинитивом.

Примеры деепричастных оборотов в предложениях

1) Тихо, едва ли не приседая до самой земли, он прошел мимо, не сводя глаз с объекта своего наблюдения.

2) Они долго ругались, пуская в ход острые слова, имеющие не самый хороший смысл, а затем она ушла, хлопнув на прощание дверью.

3) И кто бы мог подумать, что, решив, наконец-таки, привести свою комнату в порядок, он найдет то, чего ему так долго не хватало, о чем он уже почти забыл?

4) Увидев свору собак, кошка не просто вскарабкалась на дерево - она на него едва не взлетела.

5) Выпустив из-под колес клубы резко царапнула шинами асфальт и, протяжно взревев, сделала быстрый рывок вперед.

Постановка знаков препинания

Знаки препинания при деепричастном обороте ставятся в различных случаях. Их употребление регламентируется правилами и исключениями. Обычно они зависят от того, где в предложении стоит деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте могут ставиться с одной стороны (если оборот расположен в самом начале или конце предложения), с двух сторон (если оборот расположен в середине предложения), а также могут вообще не ставиться (если имеет место исключение из правила).

Вообще, многие источники говорят о том, что оборот обособляется всегда, в любой позиции. Это неверно, поскольку существуют исключения, а также некоторые пункты, которые запрещают постановку знаков препинания при деепричастных оборотах. Их мало, бесспорно, но они все же есть. Постараемся дальше разобраться, что же это за случаи.

Когда деепричастный оборот не обособляется?

Постановка знаков препинания при деепричастном обороте не имеет места в том случае, если сам оборот сливается по смыслу с основным действием. А когда его нельзя употреблять?

Во-первых, если основное и добавочное действия относятся к разным словам. Пример: “Пробежав дистанцию быстрее всех, у финишировавшего обувь пришла в негодность”. Такое предложение, а вернее, использование в таком предложении данного деепричастного оборота станет нарушением синтаксических норм. Сравните это предложение со следующим: “Пробежав дистанцию быстрее всех, финишировавший вскоре отпраздновал свой триумф”.

Нельзя использовать деепричастие и деепричастный оборот в том случае, если в безличном предложении отсутствует инфинитив. То есть при этом конструкцию просто не к чему будет отнести. В то же время в подобном предложении может присутствовать сочетание, составленное из местоимения или существительного, играющего роль дополнения и глагола-сказуемого. Пример: “Посмотрев на то, какая погода за окном, мне сразу же погрустнело”. Это также нарушение синтаксических норм. Правильно будет в данном случае: “Посмотрев на то, какая за окном погода, я сразу же погрустнел”.

Запрещено использование конструкции, если она относится к причастиям страдательного рода. Выходит, что субъект действия, который обозначен деепричастием, и субъект действия, который выражен сказуемым, не совпадают между собой. Пример: “Мяч, улетев со стадиона, все же был пойман”. Здесь ошибка заключается в том, что один оборот относится к улетевшему мячу, а второй оборот - уже к людям, которые его поймали.

Заключение

Итак, что мы выяснили в ходе данной статьи? Во-первых, что знаки препинания в предложения с деепричастным оборотом могут ставиться по-разному, в зависимости от его нахождения в предложении. То есть они могут стоять с одной стороны (если оборот расположен в начале/конце предложения), а могут стоять сразу с двух сторон (если оборот расположен в середине предложения). Во-вторых, знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте ставятся одинаково. В-третьих, постановка знаков препинания регламентируется синтаксическими нормами. В-четвертых, хотелось бы напоследок отметить сходство постановки, которую имеют знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.

Похожие публикации