Положение крестьян отцы и дети. Лебедев Ю.В

это угнетенная часть общества.. .

Крестьян удивленных торговец любой\всегда умел обмануть. Снова и снова твои стихи\перечитывать я готов: Не жаль родных покинутых мест, \жаль ушедших годов. Су Ши. Перевод Е. Витковского

Крестьяне Зайдут крестьяне\ В хижину мою -\\ И каждого\ В лицо я узнаю. \ Всем радостно: \ Воды полно кругом, \ Образовавшей\ Пресный водоем. Ван Вэй. Перевод А. Гитовича

Крестьяне в деревне и дня не живут без дела, - И к пахоте с севом они уже приступают. Мужчины обычно чуть свет на работе в поле. Еще огороды их ждут не дождутся тоже. Мэн Цзяо. Перевод Л. Меньшикова

Крестьяне идут за тобою, одной они связаны болью, любовью одной и судьбою. Ими твой серп отточен - шумит Овечий источник. Режь, режь, режь - совсем еще новый серп. Рафаэль Альберти. Перевод И. Смирнова

Крестьяне пригласят\ Пойду к их дому, \ Пришлют подарки -\ Не отвергну их. Ду Фу. Перевод А. И. Гитовича
Крестьяне рядятся в дворян. \ Дворяне рядятся в крестьян. \ Дожди пошли. \ Дороги встали. \ Слева направо из кулисы\ то Лебедь белая плывет, \ то Лебедь черная плывет. Владимир Салимон Из цикла «Второстепенные детали» \

КрестьянеА эти добрые крестьяне! \Их тип отмечен простотой. \Уж вы подкуплены заране\Их благородной прямотой. Василий Бефани Тихое пристанище

КрестьянеПЕЧАЛЮСЬ О КРЕСТЬЯНИНУ-:, НЕ ИМЕЮЩЕМ ВОЛАПростирается поле до самых гор\сразу от края села. Невозможно вспахать его одному, \если нет в хозяйстве вола. Старый крестьянин ведет борозду, \сгорбившись над сохой. Согнулись женщины под ярмом -\ноша весьма тяжела. Обгорели спины, руки болят, \много сошло потов. Хэ Чэнлун. Перевод Е. Витковского

Крестьянин Большие, с мозолями, руки, \ Подъявшие много труда, \ Красивое, чуждое муки\ Лицо - и до рук борода.. . Николай Некрасов

Крестьянин был свою жену, как и везде заведено. \Она молчала и терпела, считая, что ей так дано. \Молилась за его здоровье, и за грядущий урожай, \И чтобы сеть не прохудилась, и чтоб не протекал сарай. Ольга Погодина Из цикла «ЛЕТОПИСИ ГОРОДА АР» \ЗАПОВЕДИ ОТШЕЛЬНИКА МО

Крестьянин в поле\и дорогу мне указал\вырванной редькой.. . Исса. Перевод А. Долина

Крестьянин\Крепок костями. \Он принципиален и прост. \Мне хочется стать Крестьянином, \Вступив, \Если надо, \В колхоз. Владимир Уфлянд 1957

КрестьянинВ город крестьянин\Пришел любоваться вишней, \А его обокрали! Масаока Шики. Перевод И. Плеханова

КрестьянинМилостив буди к крестьянину бедному, \ Господи! всЈ отдаем, \ Что по копейки, по грошику медному\ Мы сколотили трудом!. . Николай Некрасов. Мороз, Красный нос 1863

КрестьянинОн демонов зимы богатствами встречает, Зверей и диких птиц в хозяйстве приручает. \Крестьянин что ни год, то открывает клад: Здесь пашня у него, а там цветущий сад. Носир Хисроу. Перевод И. Сельвинского

КрестьянинОн искони из тех, кто полчища овечьи в Эстремадуру гнал к обильному подножью, кому в скитаниях ложилась пыль на плечи и солнца жар обжег и вызолотил кожу. Антонио Мачадо. Перевод Ю. Петрова.

КрестьянинПЕЧАЛЮСЬ О КРЕСТЬЯНИНЕВесною посадит\он зернышки по одному, \А осень вернет их\обильнее в тысячи раз... \Где Моря Четыре, \земли невозделанной нет, \А все к земледельцу\приходит голодная смерть! Ли Шэнь. Перевод Л. Эйдлина

КрестьянинПрислушайтесь немного к этой речи: \Скучает царь высокою чредой\И тянется к неведомым усладам, -\А селянин довольствуется стадом. Микеланджело. Перевод А. Эфроса

Текст сочинения:

В романе Оҭцы и дети, помимо главной проблемы проблемы отцов и детей, затрагивается и важный вопрос о жизни предреформенной деревни, о судьбе русского крестьянства. Дело в том, что свой роман И.С.Тургенев начинает с конкретной даты: 20 мая 1859 года..., которая указывает на то, что действие происходиҭ накануне отмены крепостного права.
В самом начале повествования автором представлена мрачная карҭина деревенских окрестностей с их увядающей природой и бытом: Деревеньки, с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами. Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля ҭянулись до самого небосклона, то вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким" кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиҭы с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам...
По всему видно, что хозяйство крестьян приходиҭ в упадок и пронизано нищетой: покривившиеся молотильные сарайчики, опустелые гумна, обессиленные животные, словно вырванные из чьих-то грозных, смертоносных когтей... И герой Тургенева, Аркадий, поражен и озабочен увиденным, сердце его понемногу сжималось, и он думал: Не богатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием. Нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы.
Карҭины красноречиво говорят о невыносимой нужде, голоде, разорении крестьян. Краткое описание деревни настолько впечатляет, что особых комментариев не требуется. Автор старается показать сходство в том, что и природа, и деревня, и сам русский мужик-крестьянин дошли до последней стадии нищеты и разорения, и не осталось от них ни былой силы, ни красоты, ни богатства. Друг Аркадия Базаров тоже замечает, что хозяйство Кирсановых оставляет желать лучшего: ...скот плохой и лошади разбиҭые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами... И, говоря народной мудростью, герой приходиҭ к выводу, что русский мужик Бога слопает.
Вообще, именно через восприятие Базарова Тургенев представляет читателю русскую деревню и сущность простого парода. На протяжении всего романа автор обращается к этой теме, о чем мы узнаем из разговоров и споров Базарова. Герой гордиҭся тем, что сто дед землю пахал, и эҭим самым показывает близость свою к простому народу. И именно он как никто другой понимает, что народу даром не нужны бесполезные слова вроде либерализма, прогресса и им подобных, о которых так любиҭ говорить Павел Петрович Кирсанов. В то же время Базаров осуждает такие характерные для русского народа черҭы, как религиозность и суеверие. Павел Петрович возмущенно спориҭ с Базаровым, уҭверждая, что русский народ не такой, каким его воображает Базаров, он патриархальный и не может жить без веры.
Базаров обвиняет Кирсанова в том, что он говорить с простым народом не умеет, а тот, в свою очередь, обвиняет Базарова в том, что он и говориҭ с народом, и презирает его одновременно. И Базаров снова оказывается на высоте: он признает, что презирает, презирает, потому что грубейшее суеверие душиҭ крестьянскую сущность, что мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке. Таков печальный итог всего сказанного, и, к сожалению, Базаров оказывается прав.
Мысли Базарова, его боль за весь русский народ оказываюҭся гораздо глубже мыслей и переживаний, испыҭываемых к крестьянству Аркадием, для которого светлое будущее России состоиҭ в том, что у последнего мужика будет такое же помещение, как белая изба старосты Филиппа. Для Базарова белая изба далеко не решение всех крестьянских проблем и не свидетельство народного благоденствия. Герой с горечью осознает, что еще нескоро закончатся беды народные, но он не меньше других мечтает о том, что настанет светлое и свободное время, когда простой русский мужик сможет вдохнуть полной грудью свежий воздух и спокойно трудиться на собственное благо.

Права на сочинение "Образы русского крестьянства в романе Оҭцы и дети" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Разделы: Литература

Цели:

  1. Дать характеристику эпохи в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”;
  2. Развивать умение внимательного, осмысленного чтения текста (“вчитывания”), интерес к исследовательской работе;
  3. Развивать навыки аналитического чтения, активизировать мыслительную деятельность, умение анализировать и сопоставлять, умение делать выводы на основе полученных данных;
  4. Воспитывать интерес к чтению произведений художественной литературы и к творчеству И.С.Тургенева.

Оборудование: ЦОР, фрагмент фильма “Отцы и дети” режиссера В. Терентьева.

Ход урока

1. Организационный момент.

Запись в тетрадь темы и задач урока.

2. Проверочная работа. Мониторинг учебных достижений учащихся.

3. Аналитическое чтение 3–ей главы.

Назовите время действия в романе.

Что это за эпоха?
- Каково положение крестьян в это время?
- Как продвигается вперед дело “великих реформ”?
- Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками? – на эти вопросы мы ответим, проанализировав 3–ю главу, начиная со слов:

“Места, которым они проезжали…”

(Чтение текста осуществляется подготовленным учеником)

Каков пейзаж? Как изображает его писатель?

Вначале изображение очень строгое, отсутствуют яркие эпитеты, почти нет эмоциональных слов, с помощью которых писатель, горячо любящий природу, так хорошо умел передать ее жизнь. (“Записки охотника”)

Это не случайно: Тургенев не хочет отвлекать внимание читателя красочными описаниями природы, ему нужно сконцентрировать это внимание на ужасающей нищете русского крестьянства накануне реформ.

Как только в поле зрения художника попадает крестьянин и его деятельность, характер изображения меняется.

Писатель не скупится на подробности, выдающие тягостное и тоскливое положение:

  • ОБРЫТЫЕ БЕРЕГА – брали глину для нужд,
  • ХУДЫЕ ПЛОТИНЫ – крупные строить было не под силу,а маленькие – плохи,
  • РАЗМЕТАННЫЕ КРЫШИ – солому брали на корм скоту…

Бедность и нищета чувствуются во всем:

  • НЕ РУБЛЕНЫЕ САРАИ, А ПЛЕТЕННЫЕ ИЗ ХВОРОСТА,ДА И ТЕ ПОКРИВИВШИЕСЯ
  • ЗЕВАЮЩИЕ ВОРОТИЩА
  • ОПУСТЕЛЫЕ ГУМНА…

Все пусто: ни соломы, ни хлеба. Даже в церкви запустение:

  • НАКЛОНИВШИЕСЯ КРЕСТЫ
  • ОТВАЛИВШАЯСЯ ШТУКАТУРКА
  • РАЗОРЕННЫЕ КЛАДБИЩА…

Сердце Аркадия сжималось, как оно сжималось и у читателей.

Дав косвенные признаки обнищания крестьян, Тургенев переходит к непосредственному их изображению:

  • МУЖИЧКИ ОБТЕРХАННЫЕ – оборванные, одетые в отрепье.

Употребление диалектных слов вместо общеупотребительных придает изображению местный колорит и помогает избежать цензурных изъятий.

Сравнение придорожных ракит с нищими в лохмотьях, стоящее сразу после упоминания ОБТЕРХАННЫХ МУЖИЧКОВ усиливает тягостное впечатление от страшной бедности, обездоленности крестьянства.

  • ИСХУДАЛЫЕ,СЛОВНО ОБГЛОДАННЫЕ, КОРОВЫ вновь напоминают о голоде.
  • БЕЛЫЙ ПРИЗРАК БЕЗОТРАДНОЙ, БЕСКОНЕЧНОЙ ЗИМЫ С ЕЕ МЕТЕЛЯМИ, МОРОЗАМИ И СНЕГАМИ– как символ последних лет крепостного права.

К какой мысли приводит нас писатель?

ВЫВОД: Все художественные средства подчинены одной цели: показать невыносимую жизнь крестьян. Средства даны таким образом, что становиться ясно – преобразования необходимы.
4. Функции пей зажа.

Вспомните функции пейзажа. (1. описание места действия; 2. создание нужного настроения; 3. воздействие природы на формирование личности героя.)

Какова же функция этого пейзажа? С одной стороны, можно сказать, что он призван создать нужное настроение. Но как понять, какое именно настроение хотел создать писатель у читателя? Может–грустное: от тягостного положения крестьян, а может– настроение радости от весеннего преображения природы? Писатель действует в строгом соответствии с целями создания этого пейзажа: он отбирает лишь то, что прямо или косвенно связано с жизнью человека. Такой пейзаж называется социальным.

Запишите в тетрадь новую функцию пейзажа.

Запись в тетради.

Пейзаж имеет еще одну функцию–социальную. Для такого пейзажа характерно не изображение многокрасочной всесторонней жизни природы, а преобладание тускло–серой цветовой гаммы. Точная и ясная целевая установка заставляет автора отбирать в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни человека.

Но писатель полон оптимизма: его увлекает и захватывает жизнь природы и отвлекает от грусти и раздумий. Тургенев отдается очарованию весны, отчего резко меняется и настроение у героя и читателя. Тот же пейзаж, но как заиграл он всеми красками…Таким образом весь пейзаж создает ощущение гармонии.

А теперь вернемся к разговору Николая Петровича и Аркадия.

Зачитайте этот разговор по ролям.
- Как понять этот разговор?

Земля уже распределена: помещик знает, какая земля достанется крестьянам, а какая останется в его собственности. Он соблюдает свои интересы: мужик получает не лес, а пеньки (лес продан) . Так беззастенчиво обирает крестьян либеральный помещик! Крестьяне же по–своему борются с таким положением – оброка не платят. Это бунт, вызови помещик войска – и кровопролития не избежать… Но Николай Петрович не решается прибегнуть к силе (“будут же они когда–нибудь платить”) .

5. Выводы.

Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.

  1. Каково же положение крестьян накануне отмены крепостного права?
  2. Как продвигается вперед дело “великих реформ”?
  3. Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками?

Во-первых, положение крестьян бедственное.
Во-вторых, каждая сторона соблюдает свои интересы, поэтому вряд ли все смогут быть довольны результатами этих реформ.
В-третьих, крестьяне уже не платят оброк, а помещики боятся применить силу, надеясь, что в свой срок все благополучно разрешится.

6. Закрепление и проверка усвоенного на уроке.

Сейчас вашему вниманию предлагается фрагмент фильма “Отцы и дети”, режиссера Владимира Терентьева.

Ваша задача– установить, удалось ли режиссеру воплотить замысел автора произведения или он предложил свое видение эпизода, анализ которого мы сегодня произвели.

(В фильме Терентьева пейзаж утратил свою социальную функцию и передает красоту и простор родной земли.)

7. Домашнее зада ние.

  1. Выучить материал урока,
  2. Дать характеристику семьи Кирсановых.

«Отцы и дети» - один из лучших романов И. С. Тургенева. В этом произведении писатель вывел на сцену нового человека эпохи, «русского Инсарова». Таков главный герой романа Евгений Базаров, разночинец и демократ по убеждениям.

Базаров противопоставлен всем остальным персонажам, и прежде всего семейству Кирсановых. В образах Кирсановых автор правдиво изобразил быт и нравы русского дворянства.

Знакомство с жизнью Кирсановых начинается с описания имения Николая Петровича. Деревеньки с низкими избами, разваливающимися крышами, разоренными кладбищами, покосившимися церквями. Мужики в лохмотьях, похожие на нищих, жалкие, чахлые деревья дополняют картину упадка Марьино, где живут Николай Кирсанов и его брат Павел.

Внешние признаки служат только подтверждением внутренних неурядиц. Хозяин имения, Николай Петрович, пытается идти в ногу со временем, проводит преобразования в хозяйстве, но сам же чувствует, что его труды пропадают даром. Он заводит ферму, горд тем, что его «в губернии красным величают», однако не может найти общий язык с крестьянами. Николай Петрович жалуется сыну Аркадию: «Самому драться невозможно, посылать за становым - не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь!».

Мягкий и добрый по натуре человек, Николай Петрович пытается примирить старое с новым и в себе, и в окружающих. Он старается сгладить противоречия между братом и Базаровым, не знает, как вести себя в разговоре с сыном. Но сам Николай Петрович чувствует, что он «человек отставной, его песенка спета». Ему больно сознавать это, он не хочет верить в правоту слов Базарова, однако говорит Павлу Петровичу: «Мне кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какого-то преимущество над нами...»

Николай Петрович боится признать себя человеком уходящего прошлого, но все его поступки доказывают, что он не может поспеть за временем. Этот простой русский барин вызывает улыбку и чувство жалости. Отношение Николая Петровича к Фенечке, его любовь к музыке, литературе подтверждают доброту этого человека, во многом близкого и понятного Тургеневу.

Резко отличается от Николая Петровича его брат Павел. У него нет никаких сомнений в том, что он живет с правильными представлениями о людях и событиях. Павел Петрович считает себя аристократом и ставит во главу угла права дворянства. Он живет в деревне у брата, но сохраняет все аристократические привычки.

Павел Петрович одевается на английский манер, читает только английские газеты. Холеное лицо, руки с «длинными розовыми ногтями», душистые усы выделяют его среди остальных героев романа. Уже по первому описанию Павла Петровича видно, что это знающий себе цену барин. Впечатление, создаваемое внешностью, укрепляется после рассказа о жизни Павла Петровича в Марьино. Он внушает страх слугам и Фенечке. Мужик, по мнению Базарова, не видит в Павле Петровиче своего «соотечественника», потому что тот «и говорить-то с ним не умеет».

Ревностно оберегая свою жизнь от внешнего вторжения, Павел Петрович сразу увидел в Базарове врага. Уже при встрече с «нигилистом» он не обменивается с ним рукопожатием, а затем спрашивает у брата: «Кто сей?» Павел Петрович чувствует, какое мнение о нем сложилось у Базарова. Это вызывает раздражение «уездного аристократа». Ему изменяет вежливость, в спорах он становится резок и груб. Пытаясь отстоять свои принципы. Павел Петрович постоянно терпит поражение. Его «принципы рушатся под влиянием базаровских слов. Не сумев одолеть Евгения в споре, Павел Петрович стал еще более ненавидеть его.

Апофеозом столкновения героев является дуэль, для которой Павел Петрович выбирает ничтожный повод и старается скрыть истинную причину. Поединок показывает всю несостоятельность дворянских «принципов» Павла Петровича. Этот честный, воспитанный человек остался в прошлом. Тургенев, говоря о Павле Петровиче, лежащем в постели после дуэли, пишет: «...Его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца... Да он и был мертвец». Сразу вспоминаются слова Базарова, называющего его «архаичным явлением». И если Николай Петрович вызывает добрую улыбку с оттенком грусти, то его брат достоин только жалости.

Душа Павла Петровича давно опустошена, у него нет будущего, а есть только прошлое. Особенно остро понимаешь это, читая эпилог романа. Павел Петрович живет в Дрездене, он так же респектабелен, как и раньше, опрятен и благороден, не читает ничего русского. Но «жить ему тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает». Горько стиснув зубы, Павел Петрович в задумчивости стоит не шевелясь в русской церкви, «потом вдруг опомнится» и начинает молиться. Только русская церковь в центре Германии да пепельница в виде мужицкого лаптя осталась у этого человека.

Но и судьба Николая Петровича отнюдь не безоблачна. Его взгляды, деятельность мирового посредника «не удовлетворяют вполне ни дворян образованных, ...ни необразованных». Николай Кирсанов тоже не может попасть в русло быстротекущей жизни.

Судьба братьев Кирсановых - это отражение жизни русского дворянства пореформенной эпохи. И. С. Тургенев мастерски изобразил процесс постепенного разрушения «дворянских гнезд», гибели патриархального уклада. В милую сердцу писателя среду вторглась новая, молодая сила.

«Но, будучи неверующим, дед вовсе не отличался либерализмом: он все-таки был крепостником. Крестьяне и дворовые состояли у него в полнейшей рабской покорности. Выйти из-под его воли никому и в голову не могло придти. Не исполнить его приказания считалось такой же виной, как исполнить его по-своему. Я сам бывал свидетелем, как провинившийся получал зуботычины, не смея сойти с своего места, моргнуть глазом. Промолвить словечко, он должен был стоически выдерживать наказание, сопровождаемое внушительно бранными словами. Справедливость требует, однако же, заметить, что эта безапелляционная власть умерялась в глазах дворового не одним лишь сознанием действительной провинности, но и убеждением в превосходстве деда как хозяина, хорошо разумевшего и свое, и чужое дело. Дворовые понимали, что требования и взыскания барина происходили от его рачительности. Благодаря ему они были грамотны и знали разные ремесла, так как дед, при постоянной, почти безвыездной жизни в деревне, имел надобность в своем коновале, своем садовнику, кузнеце, столяре, даже в живописце и часовщике. Ремесла служили каждому из дворовых средством для личных заработков. Притом все они пользовались хорошим положением, не в пример соседским дворням, плохо одетым и не имевшим ни кола, ни двора собственного. По этой причине они и мирились с бесконтрольной властью помещика, находя, что она все-таки вознаграждается его деятельной рачительностью об их пользе».

Источник: А. Д. Галахов. Записки человека. М., 1999 г. — С.44

«Странные бывали у нашего помещика причины для того, чтобы увеличивать оброк. Однажды помещик и с супругою приехал в нашу слободу. По обыкновению, богатые крестьяне, одетые празднично, явились к нему с поклоном и различными дарами, тут же были женщины и девицы, все разряженные и украшенные жемчугом. Барыня с любопытством все рассматривала и потом, обратясь к своему мужу, сказала: «У наших крестьян такие нарядные платья и украшения, должно быть, они очень богаты и им ничего не стоит платить нам оброк». Недолго думая, помещик тут же увеличил сумму оброка. Потом дошло до того, что на каждую ревизскую душу падало, вместе с мирскими расходами, свыше 100 рублей ассигнациями оброка. У нас в слободе числилось до 1840 ревизских душ. Но не все одинаково способны к платежу, например. Крестьянин богатый, но ему приходилось платить за одну или две души, а другой бедный, и у него 5 или 6 ревизских душ. Были престарелые или увечные, отданы в рекруты и беглые, которых налицо не состояло, но за которых следовало платить оброк. Помещик всего этого не хотел знать и требовал, чтобы назначенный им оброк был ему представлен сполна. Тогда делали раскладку оброка на богатых и зажиточных плательщиков. Таким образом выходило, что, например, мы с отцом платили оброка свыше 5 000 рублей ассигнациями в год.

Один из крестьян нашего господина, … Прохоров, имел в деревне небольшой дом и на незначительную сумму торговал в Москве красным товаром. Торговля его была незавидна. Он ходил в овчинном тулупе и вообще казался человеком небогатым. В 1815 г. Прохоров предложил своему господину отпустить его на волю за небольшую сумму, с тем, что эти деньги будут за него вносить будто бы московские купцы. Барин изъявил на то согласие. После того Прохор купил в Москве большой каменный дом, отделал его богато и тут же построил обширную фабрику. Раз как-то этот Прохоров встретился в Москве Со своим бывшим господином и пригласил его к себе в гости. Барин пришел и немало дивился, смотря на прекрасный дом и фабрику Прохорова, очень сожалел, что отпустил от себя такого человека, и дал себе слово впредь никого из своих крестьян не отпускать на свободу. Так и сделал».

Похожие публикации